Из каких материалов казаки строили свои хаты. Кубановедение. Старинные здания станицы Усть-Медведицкой

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное УчреждениеСредняя Общеобразовательная Кадетская Казачья школа Забайкальский край, Нерчинский район, с. Знаменка
Презентация к факультативу. Раздел: «Традиции и обычаи» «Жилища казаков» Составила учитель музыки 1 категории Трушина Светлана Юрьевна

Цели и задачи занятия
Познакомить учащихся с жильём казаков, с техникой постройки хат Развивать любознательность Воспитывать любовь и уважение к народным традициям

Как казаки строили себе жильё
Жилища-хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины. Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол – глинобитный. Крыша из соломы или камыша. Снаружи хату белили. Она делилась на два жилых помещения: великую хату с Русской печью в заднем углу и малую хату.

Турлучные дома

Хаты строили на основе деревянного каркаса – хата тогда называлась турлУчной, от слова турлУк – плетень, обмазанный глиной, или возводили дома из самАна – материала, состоящего из нескольких компонентов.

Строительство турлучных домов
По периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые столбы - «сохи» и «подсошники», которые переплетались лозой.

Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулаки» - глину вперемешку с соломой забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку «под пальцы», когда глину, перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, тщательно перемешанный с соломенной резкой).

Крыли ее путаной соломой или соломенными снопиками – парками. Затем в хате клали печь Технология сооружениятакой хаты перенесена с Украины. Для летнего пользования во дворе ставили небольшую печку – кабицу. Над ней ставили легкий навес. . Казачья хата почти не отличалась от жилища жителей Украины.

Как казаки строили себе жильё из самана
Казаки строили себе жильё из самана. Саман – это кирпич из глины с примесью соломы. На строительство собирались всем селом. Женщины и дети месили ногами глину с соломой, мужчины формировали её в кирпичи, сушили, а затем выкладывали из них стены

Кладку обмазывали глиной. Хату внутри и снаружи обязательно белили. Белый цвет считался символом чистоты и опрятности. Крыши крыли камышом или соломой

На подворьях казаков всегда царили чистота и порядок. Во всем чувствовался хозяйский подход. Существовала даже пословица: «Каждый казак – государь в своем дворе».

Дома располагались очень компактно, расстояние между хатами, особенно в центре станицы, могло составлять лишь несколько метров. Дома богатых и бедных строились на один образец – из двух комнат: одной побольше – «горницы» и меньше «стряпухи».
В хатах было просто и уютно. Внутри домов всегда одна половина чистая, заботливо прибранная (горница). Здесь находились стол, сундук, лавки, грубка с лежанкой, за ней настил, где спали (полок).

Значимым местом был печной угол. Большая четырех­угольная печь, занимавшая значительную часть помещения в хате, служила предметом особой заботы хозяйки дома, стремившейся содержать ее в чистоте («всегда чисто вымазана»), а по возможности и украсить ее.

Великая хата

  • познакомить учащихся с жизнью и бытом народов населяющих Кубань;
  • привитие любви к родному краю, труду, традициям кубанского народа;
  • воспитание патриотических чувств.

Оборудование: экспонаты музея “Казачья горница”, магнитофон, кассеты с фонограммами песен.

Место проведения урока – этнический музей “Казачья горница” МОУСОШ №7 с. Кабардинки

Ход урока

1. Организация урока.

В нашей школе 2003 году открылся этнический музей, для того, чтобы знакомить учащихся с жизнью и бытом народов поселившихся когда-то на территории нашего края. А так как отстояли и сохранили в своё время нашу малую Родину казаки, посланные государством на южные рубежи из разных уголков России, то и музей посвящён им, казакам, которые не жалели сил и жизни, исполняя воинский долг. Здесь собраны подлинные предметы быта далёких лет.

2. Основная часть.

Я думаю, вам будет интересно узнать о житье-бытье казаков. А начиналось всё с Указа царицы Екатерины II о пожаловании казакам земель за их добросовестную службу. И потянулись обозы с нехитрым казачьим скарбом по пыльным степным дорогам. И стали стекаться ещё на необжитые земли переселенцы с Запорожской Сечи. Так появились наши предки-казаки на Кубани. Обживая земли, казаки строили себе жильё: мазанки, хаты (фото 1). Хаты строили из самана, обмазывали глиною с обеих сторон. Хата внутри и снаружи обязательно белилась.

Как вы думаете, для чего?

Белый цвет – это символ чистоты и опрятности. Крыши под камышом и соломой. Пол здесь обмазывался глиною. Хату огораживали вот таким плетнём.

Вы находитесь в казачьей светлице, главной комнате станичной хаты. Так она выглядела 200-300 лет назад, но и сейчас многое из этого, что вы видите, ещё живёт в домах станичников. Здесь каждая вещь подлинная, это реликвия, она дышит историей народа, хранит тепло и нежность женских рук. Мужчина главной своей работой считал службу Отечеству, дома бывал редко, поэтому вся ответственность за семью ложилась на женщину. Жизнь казачки была не легка! Все полевые работы на ней, готовить и кормить детей (а их в семье было чаще всего больше 10), ухаживать за стариками, носить воду вёдрами из реки, содержать дом, животных. При такой нагрузке женщина чаще всего ночью украшала свой дом так, как мы видим сейчас.

Самым главным местом в горнице считался Святой угол (фото 2). Православные казачие семьи все свои важные моменты связывали с именем Господа. Просили благословение на службу, брак, постройки, и др. Наш музей имеет замечательный иконостас усилиями атамана Мешкова В.А., Капинос В.Н., а также учащихся и жителей. В дни открытия музея произошло примечательное событие. Снимая грязь специальным раствором с одной из картин, Капинос В.Н., обнаружил отчётливую запись 1903 год художник Дьяченко Григорий. Картина называется “Кончина Серафима Саровского”. (Серафим Саровский при жизни имел дар исцелять людей. Каждого, кто приходил к нему, он приветствовал: “Радость моя” и исцелял.) Казаки брали эту икону в поездки. Несколько дней спустя учитель физики А.Е. Казанджи подарила музею книгу “Духовные посевы”, автором которой являлся магистр богословия Дьяченко Григорий. Так в нашем молодом музее встретились два произведения одного автора. В нашем иконостасе имеются и подарки учащихся: из Санкт-Петербурка ребята старших классов привезли икону Божьей матери, особо почитаемую в народе. Вы видите икону Сергия Радонежского покровителя просвящения и образования. Её в дар музею принёс ученик Гордюшкин Владимир.

Важным предметом в казачьем быту была кровать (фото 3), изготовленная из дерева своими руками. Такую мы не нашли, т. к. в 30-х годах прошлого века появились кровати железные, такую мы вам и представляем. Обязательно было обилие подушек, перин. Кровать – это место отдыха всё должно этому служить! Женщина здесь всё тщательно украшала. Обратите внимание на наволочки: они своеобразно изготовлены, это тонкая и кропотливая работа обычных крестьянок. Конечно это изделие не на каждый день, а праздничная, либо для гостя. Детям и взрослым залезать на кровать, сидеть на такой постели категорически запрещалось. Застелена кровать ярким лоскутным одеялом, опять много красного цвета, цвета жизни. В жизни людей всё было так разумно устроено, что чем больше узнаёшь, тем больше изумляешься! Маленькие остатки от шитья не выбрасывали, а собирали вот в такой весёлый узор. Одеяло тоже сшито самой хозяйкой. Девочки рано приобщались к такой работе, в 4 года девочка уже умела шить.

На стене вы видите ковёр (фото 4). Он трофейный. Его принёс с поля боя казак родом из Чернигова. Это было очень интересный человек, он очень любил сады, деревья. Куда бы он не поехал, отовсюду привозил саженцы различных деревьев. Его сад и сейчас цветёт прямо над рекой Псекупс. Однажды он нашёл коврик, им он укрывал коня, чтобы добраться до дому. Вот и добрался, ковёр теперь у нас в музее. Определить его возраст невозможно. Но потомки сохранили его в память о своём деде.

Возле кровати родителей находится колыбель (фото5). Она обычно передавалась из поколения в поколение и служила много лет. Такую мы не нашли. Но Владимир Николаевич казак нашего общества, предложил сделать такую колыбель, в которой спал сам, его брат, сёстры. Так появилась эта колыбель, а Татьяна Анатольевна Хлыповка, казачка, украсила её вот такими ромашками. Колыбель покрыта пологом. Для чего? Когда дитя рождалось, то 40 дней ребёнка нельзя было показывать чужим людям, боялись дурного глаза, а после 40 дней можно, т. к. ребёнок был под защитой Бога (тогда крестили в 40 дней). Ночью в окно светила луна, она мешала ребёнку спать, полог защищал. В окно залетали мошки, полог оберегал.

В каждой хате была русская печь (фото 6), она являлась не только вместилищем пищи, домашним очагом, но и воплощала идею благополучия в доме, семейного тепла.

Одним из самых традиционных и почитаемых предметов в доме у казака был стол (фото 7) . Вот этот стол, что перед вами, изготовлен в 1900 году, он сделан руками мастера. За свою долгую жизнь он не знал ни краски, ни лака. За это время стол почернел, однако, ещё может долго служить людям. “Стол – то же, что в алтаре престол”, а потому и сидеть за столом и вести себя нужно так, как в церкви. Стол немыслим без хлеба – как пищи, как символа благополучия.

А не задавали вы себе вопрос, почему, приветствуя гостей, подносят не только хлеб, но и соль?

Соль, по мнению предков, защищает от злых сил и духов. Если человек угостился хлебом и солью, значит, он не замышляет зла.

Как хлеб дошёл, там пирог пошёл,
А пирог дошёл, там блин пошёл,
А блин дошёл, так в мир пошёл.

– У нас на Кубани угощались не только блинами, пирожками с кабаком, с фасолью, пирогами с капустой, курагой, яблоками. А какие пампушки с чесноком! И, конечно, узвар из сушёных кубанских фруктов или чай. Вместо заварки, калина или фруктовые веточки.

Украшением стола в хате был самовар (фото 8, а). Своим горячим, чаем в зимние вечера согревал он души и тело домочадцев, собирая всех вместе за столом.

А вот какие чуваны, чугуны (фото 8 (б, в) ) стоят в печи. Запах ароматного борща и вкусной каши когда-то исходил из них, радуя детей и взрослых. Старожилы утверждают, что более ароматного борща, приготовленного в печи, ничего не существует.

Фото 8б

Фото 8в

А как называлось вот это приспособление? (Учитель показывает ухват ). Для чего он служил?

Совершенно верно. С помощью ухвата можно поставить чугун в печь и вынуть из печи.

А это тоже приспособление, которое всегда стояло у плиты, и которым могли разгрести в печи жар – это кочерга .

Чего только не было в казачьей хате, но каждый предмет имел своё назначение, к нему относились бережно.

    • Вот это изделие называется рубель (фото 9), а использовали его для глажки белья.

    • Время шло, жизнь казаков менялась и свидетельством достатка, были вот такой утюг (фото 10).

Кто знает, каков принцип его работы? (внутрь утюга насыпали раскалённые угли, от этого он нагревался, и можно было гладить)

– Человек во все времена стремится украсить свой быт. “Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства ” - гласит пословица. Народ творил из простого материала: дерева, глины, но ценность изделия умельцев определялась не материалом, а их мастерством и фантазией.

Много талантливых мастеров было у нас. Умели и половики ткать (фото11) на загляденье, рушники вышивать и прясть пряжу вот на такой прялице (фото12). Особое слово хочется сказать о рушниках . Это не просто полотенце, как мы считаем сейчас, это произведение искусства. Вышивали рушники в девичестве и в таком количестве, чтобы хватило на всю жизнь, так как после замужества этим заниматься было некогда. Рушниками покрывали те вещи, которые хотели выделить: документы, фотографии и иконы.

В каждом дворе женщины умели плести кружева . Да какие красивые! Украшали ими полотенца, накидки. Всюду были кружевные салфетки.

Перед вами одежда (фото13) казака, мальчика – подростка, женская одежда и детский костюмчик. Нет ни одной из них, чтоб она не была украшена. Кофта женская изготовлена на домашнем верстаке, что имела каждая семья, полотно соткано из льна-прядива, отбелено в проруби, а затем вышито. Такая одежда имелась у каждой женщины, она умела это делать, причём вышивка у каждой была своя, неповторимая. Этой кофте уже 230 лет. Её нам подарила Малинина Нина Яковлевна.

А вот праздничный костюм маленькой девочки из Ярославской губернии. Ему уже 50 лет, принесла его в наш музей завуч Лупова Т.И. Это подарок её бабушки. Сколько же времени надо было затратить этой труженице, чтобы и кружевами оплести, и расшить цветами такую одежду?! Татьяна Ивановна убеждена, что такой подарок – единственный. Вот фото (фото14), на котором ей 5 лет и Татьяна Ивановна одета в этот костюмчик.

Одежда и всё, что ценное было для семьи, хранилось в сундуках (фото15). Сундуки были разных размеров, по–разному изготовлены, украшены, но обязательно были. У нас не большой сундук, но с большой исторической судьбой. Сегодня нет уже прямых его хозяев, а внукам хозяев уже 80 лет. Внучка Снегирёва Вера Ивановна в 20 годах 20-го века из Геленджика переехала на Крайний Север, в Дудинку. Через 20 лет семья вернулась в Геленджик и привезла с собой сундук. Они не смогли его там оставить, это часть их истории, их судьбы. В. И. Снигерёва решила подарить его нашему музею.

А вот изделие мастеров плетения корзин (сапеток) и кошёлок ! (фото16) В магазине таких вещей купить было нельзя. Вот и приходилось самим плести из прутьев. Удобные, лёгкие, вместительные. Побольше - для взрослых, поменьше - для детей.

Как бы горько не жилось народу в прошлом, без песни – ни шагу. Песня – целительница, песня – плач, песня – пляска. От всех бед и печалей спасала песня.

А какой весёлой была бытовая песня. Игровые и хороводные песни показывали размах, удаль, весёлость и широту русской натуры.

А теперь почувствовав дух того времени, давайте споем песню В. Захарченко “Мы с тобой казаки” (фото17).

3. Итог урока.

Наш урок окончен. Что вам понравилось и запомнилось из сегодняшней беседы?

Юля Войнова
Конспект НОД «Казачья хата» (подготовительная группа)

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Казачья хата» с использованием ИКТ.

Программные задачи. Познакомить учащихся с жильём казаков, с техникой постройки хат. Развивать любознательность. Воспитывать любовь и уважение к родному краю, к народным традициям

Ход занятия

1. Вводная часть.

Любили казаки свой край Слайд 1

И превратили его в рай.

Пахали, строили, служили.

Обычаи и веру сохранили.

Сегодня в прошлое мы с вами попадём,

Дом казака увидим и в него войдём.

О том, как жили, многое узнаем.

Итак, готовы? Мы начинаем.

Прежде чем мы с вами отправимся в увлекательнейшее путешествие, давайте проверим, знаете ли вы старые слова нашего края.

2. Словарная работа.

Сохи – столбы

Подсошки – малые столбы

Вехть - тряпка

Сноп – связка с колосьями. Слайд 2

Периметр дома – стены, границы дома. Слайд 3

Каркас – конструкция из линейных элементов, скелет здания. Слайд 4

3. Основная часть.

Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в прошлое и узнать, как строили жилье наши предки.

а) знакомство со строительством турлучной хатой.

Турлучная хата строилась так: по периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые «сохи» и «подсошки», которые переплетались лозой. Слайд 5

Как только каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулаки», когда глину, вперемешку с соломой забивали в плетень. Слайд 6

Через неделю делали вторую мазку – «под пальцы», когда глину, смешанную половой (соломенной резкой, вминали и разглаживали пальцами.

Для третьей, «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, смешанный с соломенной резкой).

Была ещё и четвёртая мазка – «вихтювання». Тряпкой – «вихтем» - «размывали» стены, нанося на них аккуратным тонким слоем глину.

Для крыши заготавливали чистый сухой камыш. Слайд 7

Его срезали поздней осенью серпами. Из тростника вязались снопы – «Кулыки». Здесь были свои секреты: как вязать снопы, как ряд за рядом выкладывать, как крепить покрытия. Слайд 8

Напоследок делали побелку. Для этого использовали белую глину. Слайд 9

б) знакомство со строительством саманной хаты.

Позже хата строилась из самана. Слайд 10

Саман – это смесь глины с соломой

В такой хате зимой было тепло, а летом прохладно. На строительство собирались всем селом.

Женщины и дети месили ногами глину с соломой, мужчины формировали её в кирпичи, в специальных формах. Слайд 11

Кирпичи сохли на солнце. Слайд 12

Поэтому хату строили летом.

Сушили, а затем выкладывали из них стены.

Также могли месить саман при помощи лошадей. Слайд 13

"Под углы хаты закладывали монеты, чтобы быть богатыми; на пороге прибивали подковы, чтобы быть счастливыми.

4. Казачье жилище.

Продолжаем наше путешествие. Давайте заглянем внутрь казачьей хаты. Слайд 14, 15

Казачье жилище было в основном одинаково для всех районов Кубани. В доме было две комнаты: великая и малая хата.

а) «Красный уг ол»

Желая создать свой дом местом святым, защищённым от злых сил, возведение жилища начинали со «святого угла». Поэтому самым нарядным в великой хате был «Красный угол» - «божница». Слайд 16

«Божница» состояла из одной или нескольких икон, украшенных цветами, вышитыми рушниками. Слайд 17

При вселении в дом вначале вносили в святой угол икону, чтобы нечисть не заводилась, и затем дом освещали. На столе, покрытом скатертью, стояли иконы (образа). Чаще всего они представляли образа Спасителя, Казанской Божией матери и Николая Чудотворца. Иногда они размещались на узкой полочке – божнице. Перед образами висела лампадка. Также в божнице сохраняли предметы, имеющие священное или обрядовое значение: венчальные свечи, паски, пасхальные яйца, записи молитв, поминальные книжки.

Под «божницей» стоял длинный стол с лавками, за которым собиралась вся семья казака. Слайд 18

б) печь

А вы знаете, что в хате казака называли – «матушкой»?

Чтобы об этом узнать отгадайте загадку:

Если работает она,

Не будет голодная семья.

Можно на неё прилечь,

А зовётся она …печь. Слайд 19

Царицей в доме считалась печь (груба).

Как вы думаете почему?

Печь и кормила, и согревала, а ещё была лежанкой. Слайд 20

Печь часто оживала в народных сказках. Один только Емеля, разъезжающий на печке, чего стоит! Илья Муромец вообще 33 года на печи пролежал. Баба-Яга всё пыталась поджарить кого-нибудь, пихая на лопате опять же в печь, на которой и сама полежать была не прочь. А знаменитая говорящая печка с пирожками из «Гусей-лебедей»?

Давайте посмотрим иллюстрации сказок, где встречается печь.

Слайд шоу «Печь в сказках»

С печью связано так же множество суеверий. К примеру, на ночь в печь ложили полено и сосуд с водой, чтобы печь и огонь не испытывали нужды ни в еде ни в питье. Слайд 21

Не давали никому углей из печи - уйдёт достаток!

А о тех, кто был удачлив, говорили, что они «в печи родились».

Еду в ней готовили 1 раз с утра и на весь день. В первую очередь ставили еду для домашних животных. Пока она готовилась, хозяйка готовила продукты для семейной трапезы, резала овощи и месила тесто. Слайд 22

Многие из названий блюд сохранились и до наших дней. Давайте попробуем вместе назвать традиционные кубанские блюда (борщ, вареники, галушки).

Пшеничный хлеб обязательно должен быть на столе. Слайд 23, 24

Питались продуктами животноводства, рыбоводства, овощеводства и садоводства. Наиболее популярным считался борщ. Любили казаки вареники, галушки, шкварки (поджаренные твёрдые кусочки сала). Пекли пироги.

в) убранство казачьей хаты

В великой комнате вдоль стен стояли широкие лавы, сундуки, в которых казаки хранили одежду. Слайд 25,26

Убранство казачьей хаты отличалось с одной стороны простотой. Большая роль в этом украшении отводилась рушникам. Они были очень разнообразны и имели много назначений:

Набожники вешались над иконами и назывались. Слайд 27

Утирачи - полотенце для вытирания рук и повседневного пользования.

Килковые они развешивались в хате в праздничные дни на «килки» - деревянные гвозди, а также на плетень во дворе.

Шляховые (дорожные) рушники обязательной принадлежностью, вышитые красным цветом, символизирующая счастливую дорогу.

Узоры на рушниках были разные. Но вышивка выполнялась на белом рушнике черными и красными нитками. Слайд 28

Вот посмотрите на элементы вышивки. Слайд 29

5. Заключительная часть.

В конце нашего путешествия давайте проверим, что вы запомнили.

Как называется жильё казака?

Из чего казаки делали хаты?

Какими были первые хаты - саманные или турлучные?

Как строили саманные хаты?

Как строили турлучные хаты?

Наше путешествие подошло к концу. Попрощаемся с нашими предками. Слайд 30

Возвращаемся в наше время. Слайд 31

Публикации по теме:

Выпускной бал (подготовительная группа) (Дети парами стоят возле музыкального зала) заходят мальчик и девочка) 1 ребенок 5 лет мы ждали этот день, Но наступил он как – то сразу.

Цели фольклорного праздника: -воспитание внутренней культуры ребенка на примере отношений, норм поведения, содержащихся в фольклорном материале;.

Уважаемые коллеги, хочу рассказать о том, что я очень люблю свой город Донецк. И какое бы ни было новое событие в нашем городке, я радуюсь.

Казачья джигитовка группа «Исток» - видеорепортаж Казачья джигитовка группа "Исток" из города Астрахань. Под таким названием прошло выступление гостей в селе Верхне Русское Шпаковского района.

В далеком прошлом в нашем Отечестве зародилось уникальное, присущее только ему явление – казачество. «Живой изгородью» селились казаки на окраинах Руси, обороняя ее от врагов и осваивая новые территории. Казачий уклад жизни выработал особый образ воина-земледельца, лихого наездника и труженика.

Жилища казаков

Жилища-хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины. Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол – глинобитный. Крыша из соломы или камыша. Снаружи хату белили. Она делилась на два жи­лых помещения: великую хату с Русской печью в заднем углу и малую хату.

Дом казака – курень, что означает круглый. На Дону самым простым жилищем была полуземлянка, крытая камышом. Позднее стали строить двухэтажные курени – это спасало от разлива рек. Первый этаж в них хозяйственный, второй – жилой.

Курень делился на левую - женскую половину и правую – мужскую. Прямо за сенцами была самая большая комната – зало, где принимали гостей. Здесь стояла лучшая мебель и посуда. Женщины и дети никогда не входили в кунацкую на мужской половине. Казачьи семьи были большими (5-10 человек).

Казачье подворье

Ничто так ярко не отражало характер и хозяйскую жилку казака, как его двор. Достаточно было взглянуть на него, чтобы безошибочно определить, пустил ли поселенец на новом месте «корни». Даже ширина двора имела значение. Если он был широким, просторным, значит, хозяин уже думал о постройке новых хат, где будут жить взрослые сыновья, если узкий двор – наверняка в семье одни девки, а значит, никакого расширения не предвидится. В обустройстве подворья казаки всегда придерживались главного правила: здесь всё должно быть на виду, под рукой. Главная достопримечательность казачьего двора – пространство между крылечком, что выходило во двор, и хозяйственными постройками вокруг него.

Внутреннее убранство казачьей хаты

Интерьер кубанского жилища был в основном однообразный для всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата. В малой хате находились печь, длинные деревянные лавки, стол. В великой хате сто­яла изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды: «горка» или («угольник»), комод для белья, сундуки и т.д. Центральным местом в доме бы «красный угол» - «бож­ница». «Божница» оформлялась в форме большого киота, состоящего из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, и стола-угольника. Казачки придавали большое значение убранству хаты. В красном углу были иконы, они крепились к стенам, украшались рушниками и цветами. Перед иконами крепилась лампадка, которую зажигали, когда молились или на большие праздники. В каждой хате была русская печь, она являлась вместилищем пищи, домашним очагом.

Украшали хату не только вышивки, начищенные самовары, чайники, которые делали из меди и они сияли теплым солнечным светом. Обязательно в доме были фотографии в деревянных рамках, на которых были запечатлены самые важные события казачьей семьи. Небольшие фотоателье появились в кубанских станицах уже в 70-х гг. XIX в.. Фотографировались по особым случаям: проводы в армию, свадьба, похороны. Особенно часто фотографировались в годы Первой ми­ровой войны. В каждой казачьей семье старались сделать снимок на память или получить фотографию с фронта. Многое в хозяйстве казаки и казачки делали своими руками. Это было творческой потребностью души. Длинными вечерами семья собиралась в большой комнате, все занимались своим делом: женщины рукодельничали, мужчины подшивали валенки или хомуты, а дети поглядывали сверху, забравшись на печь.

Мужской костюм

Старинная казачья одежда очень древняя. Костюм казаков складывался веками, задолго до того, как степня­ки стали именоваться казаками. В первую очередь это от­носится к изобретению скифов - штанам, без которых невозможна жизнь кочевника-конника. За столетия по­крой их не изменился: это широкие шаровары – в узких штанах на коня не сядешь, да и ноги будут стирать, и дви­жения всадника сковывать

Рубахи были двух видов – русская и бешмет . Русскую заправляли в шаровары, беш­мет носили навыпуск. Шили их из холста или из шелка. Степняки вообще предпочитали шелк другим тканям – на шелке вошь не живет. Сверху - сукно, а на теле – шелк! Зимой носили нагольные полушубки, которые наде­вались шерстью на голое тело – так народы Севера носят кухлянку. От трения шерсти о тело возникает электрическое поле – так теплее, а если человек вспотеет – шерсть пот оботрет, он не впитается в одежду и не превратится в лед.

Из верхней одежды казаки издавна предпочитали арха­лук - «спиногрей» - нечто среднее между стеганым та­тарским халатом и кафтаном. Кроме того, поверх тулупа зимой и в непогоду надевался балахон валенный из ове­чьей шерсти плащ с капюшоном. По нему скатывалась вода, в сильные морозы он не лопался, как кожаные вещи. На Кавказе балахон заменила бурка, а капюшон издавна существовал как самостоятельный головной убор-башлык.

Сапог было великое множество - без сапог верховая езда невозможна, да и по сухой степи не пройдешь боси­ком. Особой любовью пользовались мягкие сапоги без каб­луков - ичиги и чирики - туфли-галоши, которые наде­вали либо поверх ичиг, либо поверх толстых чесаных нос­ков, в которые заправлялись шаровары. Носили и башмаки – кожаную обувь с ремнями, названную так потому, что изготовлялась она из телячьей кожи.

Особое значение имели казачьи лампасы. Считалось, что введены они Платовым, но лампасы обнаруживаются и на старинной казачьей одежде, и даже на одежде полов­цев, и еще раньше - скифов. Так что при Платове ноше­ние лампасов было только узаконено, а существовали они и прежде, знаменуя принадлежность их хозяина к вольному воинству.

Шапка у казака играла огромную роль в обычаях и символике. Папаха символизировала полноправную принадлежность к станичному обществу. С головы шапка ровно как сорванный с женщины платок, было смертельным оскорблением, за которым следовала кровавая расплата. В шапки зашивали иконки и охранительные молитвы. Обычай нашивать на папахи и фуражки награды – бляшки с надписями, за что награжден полк, еще больше увеличивал духовную ценность головного убора. За отворот клали особо ценные бумаги и приказы.

Женский костюм

Традиционный женский костюм сформировался к се­редине XIX в. Он состоял из юбки и кофточки (блузки), назывался «парочка». Блузка могла быть приталенной или с басочкой, но обязательно с длинным рукавом, отделыва­лась нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кру­жевами, гарусом, бисером. Праздничную одежду шили из шелка или бархата. 3начение одежды в системе материальных ценностей казачьей семьи было весьма велико, красивая одежда под­нимала престиж, подчеркивала достаток, отличала от иногородних. Каждая женщина умела прясть, ткать, кроить, шить, вышивать, плести кружева.

Женский костюм – это целый мир. Не только каждое войско, каждая станица и даже каждый казачий род име­ли особый наряд, который отличался от иных если не со­вершенно, то деталями. Замужняя женщина или девушка, вдова или невеста, какого она рода и сколько у жен­щины детей – это определялось по одежде.

Особенностью казачьего женского костюма были голов­ные накидки. Женщинам не положено ходить в храм с непокрытой головой. Казачки носили кружевные платки, а в XIX в. – колпаки. Носились они в полном соответствии с семейным положением - замуж­няя женщина никогда не показывалась без файшонки. Девушка же покрывала голову и обязательно заплетала косу с лентой. Необходимо отметить возрастные различия в одежде. Самым красочным и лучшим по качеству материала был костюм девушек – невест – молодых женщин. К 35 годам женщины предпочитали одеваться в более темную, однотонную одежду упрощенного покроя. Изделия из домотканого полотна входили в девичье приданое, которые украшались вышивкой. Это рубахи, подзоры, юбки – спидницы. По поверью, вышивка обладала магической способностью сохранять и оберегать от дурного глаза, болезней, способствовала благополучию, счастью и богатству.

Верный друг

Невозможно представить себе жизнь казака без коня. Как в праздники, так и в будни всё было связано с этим неизменным спутником жизни. Издавна соблюдался обычай ставить в казачьем дворе две конюшни: одну для выездных лошадей (на них ездили в гости, на ярмарку, в церковь, участвовали в скачках), другую – для лошадей рабочих, на которых пахали, сеяли, ездили в поле за снопами, сеном, подсолнухами, вывозили навоз со двора и удобряли им свои паи. Единение казаков с лошадьми было поистине нерасторжимым. Если в бою казак был ранен и падал, то конь всегда останавливался, подходил к нему, трогал его лицо губами и, даже если не получал команды от хозяина, опускался рядом, чтобы раненый мог забраться на него хотя бы поперёк седла. Так верный товарищ выносил казака из боя, спасая от неминуемой гибели.

«Каждый казак - государь в своем дворе»

На Кавказе люди жили с древних времен. Самым простым жилищем была полуземлянка, крытая камышом или соломой. Первые поселения возникали в плавнях, речных камышовых зарослях, где землянку не выкопаешь. Поэтому жилища делали турлучные. Стены плели из двух рядов прутьев или камыша, а пространство между ними для тепла и прочности заполняли землей. Крыша была, безусловно, камышовая, с отверстием для выхода дыма.

«Мой дом - моя крепость». Казаки с полным основанием могли бы подписаться под этим изречением. Казачье жилище совмещало в себе и место обитания, и оборонные сооружения. Кроме того, в нем явственно прослеживались черты древнейшей самобытной истории.

Казачий курень - еще один довод против теории о происхождении казачества из беглого населения России. Жилища-хаты казаков строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины.

Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол - глинобитный. Крыша - из соломы или камыша. Снаружи хату белили. Она делилась на два жилых помещения: великую хату с русской печью в заднем углу и малую хату. Почти в каждой хате имелся «красный» угол с иконой под рушником. Во дворе располагались хозяйственные постройки: амбар, погреб, колодец, летняя печь, сарай для скота, навес для повозок. Оградой служил плетень из хвороста или камыша.

ОБРЯДЫ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЖИЛЬЯ

На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья - «чтобы всё водилось».

Матку - сволок (деревянные брусья, на которые настилался потолок) поднимали на полотенцах или цепях, «чтобы в доме не было пусто».

В передний угол, в стену вмуровывали деревянный крест, призывая этим божье благословение на обитателей дома.

После окончания строительных работ хозяева устраивали угощение вместо платы (её не полагалось брать за помощь). Большинство участников приглашалось и на новоселье.

ВНУТРЕННЕЕ УБРАНСТВО КАЗАЧЬЕЙ ХАТЫ

Интерьер кубанского жилища был в основном одинаков для всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата.

В малой хате находились печь, длинные деревянные лавки, стол.

В великой хате стояла изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды: («горка» или «угольник»), комод для белья, сундуки и т.д.

Центральным местом в доме был «красный угол» - «божница». «Божница оформлялась из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, и стола - угольника. В «божнице» сохраняли предметы, имеющие священное или обрядовое значение: «паски»,венчальные свечи, просвирки, записи молитв, поминальные книжки.

Рушники - традиционный элемент украшение кубанского жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью.

Вышивка чаще всего проходила по краю полотенца с преобладанием растительного орнамента, вазона с цветами, геометрических фигур, парного изображения птиц.

Одна очень распространенная деталь интерьера казачьей хаты - фотографии на стене - традиционные семейные реликвии. Фотографировались по особым случаям: проводы в армию, свадьба, похороны.

КАЗАЧИЙ КОСТЮМ

Существуют два мнения по поводу казачьего мужского костюма. Одни считают его военной формой, другие утверждают, что это национальная одежда. Как ни странно, правы и те и другие. В казачьей одежде много традиционных черт, и на протяжении столетий мужской казачий костюм так мало менялся, что его можно считать национальной одеждой.

До начала XIX века казаки на службе носили ту же одежду, что и дома, и воевали «в домашности». В 1805 году, когда казачество было окончательно превращено из народа в сословие, была определена и казачья форма. Казаков весьма жестоко обязали носить ее постоянно. Известен случай, когда два казака, студенты Харьковского университета, появились в Новочеркасске в гражданской одежде и за это их посадили в дом для умалишенных.

Так что утверждение об особой любви и приверженности к военной форме так же безосновательно, как и представление о какой-то особенной любви казаков к военной службе. Казаки, как и все народы, с любовью и уважением относились к национальному костюму, который выделял их из числа других народов, делал особенными.

Многие черты национального костюма перекочевали на военный мундир. По нему можно было указать о казаке почти все: какого войска, сколько служит, в каком чине, а при условии знания станиц и казачьих родов (полки набирались из одних и тех же станиц и хуторов), узнать и фамилию, и имя.

Традиционный женский костюм состоял из юбки и кофточки (блузки), назывался «парочка». Блузка могла быть приталенной или с басочкой, но обязательно с длинным рукавом, отделывалась нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кружевами, бисером.

Юбки шили из ситца или шерсти, широкие, в пять - шесть полотнищ (полог) на вздёрнутом шнуре - учкуре, для пышности присобранные у пояса. Внизу юбка украшалась кружевами, оборками, мелкими складочками.

Женский костюм - это целый мир. Не только каждое войско, каждая станица и даже каждый казачий род имели свой особый наряд, который отличался деталями одежды. Замужняя девушка или невеста, какого она рода, и даже сколько у женщины детей - все это мог рассказать костюм казачки.

КАЗАЧЬЯ ПИЩА

Каждодневной пищей была рыба. Ее сушили, солили, варили. Любили казаки вареники, галушки, борщ. На Кубани ели больше мяса и мясных блюд, особенно птицы, свинины и баранины.

Из фруктов и овощей делали начинки для пирогов, варенье, компоты, они сушились и солились на зиму. Кубанцы готовили арбузный мед, пастилу.

Пища делилась на ежедневную и праздничную, постную и скоромную. Были различия в питании зажиточных казаков и бедноты. Часто беднота довольствовалась пустым борщом (без мяса), рыбой и квашеной капустой.

Пищу варили в печи (зимой в доме, кухне, летом - в летней кухне или в летней печи во дворе). В каждой семье была необходимая простейшая утварь: чугуны, плошки, миски, сковороды, ухваты - рогачи, чаплейки, кочерги.

СЕМЕЙНЫЙ БЫТ

Семьи на Кубани были большие. Рождение 5 - 7 детей в казачьей семье было обычным явлением. Казаки любили детей и рады были рождению и мальчика, и девочки. Но мальчику радовались больше: помимо традиционного интереса к рождению сына, продолжателю рода, сюда примешивались чисто практические интересы - на будущего казака, воина община выдавала наделы земли.

Дети рано приобщались к труду, с 5 -7 лет они выполняли посильную работу. Отец и дед обучали сыновей и внуков трудовым навыкам, выживанию в опасных условиях, стойкости и выносливости. Матери и бабушки обучали девочек и внучек умению любить и беречь семью, рачительному ведению хозяйства.

В семье особым уважением пользовались старики. Они выступали хранителями обычаев, играли большую роль в общественном мнении и казачьем самоуправлении.

В казачьих семьях трудились, не покладая рук. Особенно тяжёлыми были полевые работы в страдную пору - уборка урожая. Работали от зари до зари, жить перебирались всей семьёй в поле. Домашними делами занимались свекровь или старшая невестка.

Зимой, с раннего утра до поздней ночи, женщины пряли, ткали, шили. Мужчины в зимнюю пору занимались всевозможным ремонтом и починкой построек, орудий труда, их обязанностью был уход за лошадьми и скотом.

Казаки умели не только работать, но хорошо отдыхать. Традиционной формой общения были «беседы», «улицы», «посиделки». На «беседах» коротали время женатые и пожилые люди. Здесь обсуждали текущие дела, делились воспоминаниями, обязательно пели песни.

Молодежь предпочитала «улицу» летом или «посиделки зимой. На «улице» завязывались знакомства, разучивались и исполнялись песни; песни и танцы сочетались с играми. «Посиделки» устраивались с наступлением холодов в домах девушек или молодых супругов.

Конечно же, кроме исторических песен у казаков было и осталось море песен свадебных и лирических, обрядовых и хороводных, плясовых и шуточных.

Веселая и к месту затеянная песня на свадьбе всегда получала спонтанную поддержку всех присутствующих гостей. Игровая песня легко «втягивала» в круг людей разного возраста и разного темперамента. Тем более, если слова песни наполнены хлесткостью и щедрым юмором.

Песню любили, лелеяли и потому то в конце рабочего дня, к вечеру, особенно в сенокосную пору, возвращавшиеся в станицу мужчины и женщины, парни и девушки отдыхали в песне. То тут, то там вспыхивала она яркими кострами, широко неслась по неоглядной степи, приближалась к станице, дробилась эхом и вновь сливалась воедино. Песня была венцом всему доброму, порождаемому человеком на земле.

Очень часто устраивались соревнования по верховой езде. В любой момент мог «вспыхнуть» заезд на скорость. Группа парней выстраивалась в конном строю на окраине станицы или на конце поля, где днем шла работа. Срывались с места и со свистом, с гиком, поднимая пыль, неслись к месту выпаса. Побеждал тот, кто первым приходил к условленному месту. Победители щедро награждались.



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.