Некоторые моменты истории кубанского казачества - жилище казаков. Познание Казачьи поселения на Дону

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 станицы Березанской Выселковского района

Проектная работа

«КУБАНСКАЯ ХАТА»

Выполнили: учащиеся 6 «В» класса

Кривуля Елизавета

Скиба Кристина

Руководитель: Ткаченко Анастасия Сергеевна

учитель кубановедения

станица Березанская

2016 г.

Введение……………………………………………………………………………...2

Глава I. Традиционная кубанская казачья хата…………………………………....4

  1. Правила строительства хаты черноморскими и линейными казаками……....4
  2. Внутреннее убранство казачьей хаты…………………………………………..7

Глава II. Макет кубанской казачьей хаты………………………………………….8

2.1 Описание основных элементов хаты……….…………………………………..8

Заключение………………………………………………………………………......9

Список используемой литературы………………………………………………...10

Тематический словарь…..………………………………………………………….11

Введение

Строить дом в степи –

Тяжкий крест нести.

От натуги кровавились очи:

То камыш коси,

То саман меси,

То формуй да расставь его к ночи.

Леса нет вокруг,

Все поля да луг.

В дело шли солома и глина

И сухой камыш

Для шатровых крыш

И для мазки навоз лошадиный.

В доброй хате той

Всей семье покой.

Круглый год благодать в ней витает.

В стужу здесь тепло,

В ясный день светло,

А уж летом прохлада какая!

(П. С. Карпенко)

Всех жителей городов, станиц, поселков Краснодарского края можно назвать одним словом - "кубанцы". А еще все мы- земляки. Так называют людей, у которых одна земля, общая малая родина. Каждому из нас необходимо знать историю и обычаи своего народа, так как в них отражается душа народа: уклад его жизни, любовь к труду и земле, почитание отцов и дедов. Это наши корни, наши истоки. Ведь мы земляки - у нас одна родина - наша прекрасная Кубань. Какими же были истоки казачьего духа, характера, как складывался этот редкий тип человека- воина- земледельца? В современной жизни есть возможность окунуться в атмосферу повседневной казачьей жизни, увидеть изнутри, как казаки вели хозяйство, каких правил придерживались при строительстве хаты. В этом и заключается актуальность нашего исследования.

В этой связи цель исследования заключается в развитие интереса к прошлому Кубани через рассмотрение традиций строительства кубанской казачьей хаты.

Объектом данного исследования является процесс строительства кубанской хаты с учетом всех правил и традиций.

Предмет исследования – кубанская казачья хата со всеми её составляющими компонентами.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что изучение и наглядный пример создания кубанской хаты позволит ближе познакомиться с культурой Кубани.

В соответствии с целью и принятой гипотезой исследования решались следующие задачи :

Проанализировать источники знаний о строительстве и внутреннем убранстве традиционной кубанской казачьей хаты;

Сравнить правила строительства хаты у черноморцев и линейцев;

Рассмотреть описание казачьей хаты в произведениях кубанских писателей;

Создать модель кубанской казачьей хаты на основании изученного материала.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, тематического словаря и макета.

Глава I. Традиционная кубанская казачья хата

  1. Правила строительства хаты черноморскими и линейными казаками

Хата - постройка, которая начиналась сразу на земле, без фундамента .

Издавна повелось в станице - каждый молодой хозяин строил собственную хату. Одни похожи на украинские мазанки, принадлежали черноморцам другие- высокие, просторные, с коридором во всю длину хаты, как было принято на Дону,- линейцам.

Хаты строили из самана. Саман – смесь глины, соломы, камыша, лошадиного навоза.

Деревьев было мало, климат жаркий и сухой. А глины было много. Казаки выращивали хлеб – было много соломы. Почти в каждой семье были кони. В саман добавляли лошадиный навоз для того, чтобы саманный кирпич не рассыпался (для крепости) и для тепла.

Смешивали женщины и дети ногами. Мужчины из смеси делали кирпичи. Кирпичи сохли на солнце. Поэтому хату строили летом.

Крыли хату соломой или камышом. Такая крыша называлась "стреха". Пол в хате был земляной, землю смазывали глиной. Построенную хату белили известью или мелом снаружи и внутри.

Украшением хаты были наличники на окнах и ставни – для защиты от солнца. Летом в саманной хате прохладно, а зимой тепло.

В хате обычно коридор, большая комната и сени.

Значительную часть комнаты занимала печь - сердце дома. Около печи – угольник.

Кубань, в силу особенностей исторического развития, является уникальным регионом, где на протяжении двух веков взаимодействовали, взаимопроникали и формировались в одно целое элементы культур различных народов.

Домостроение – важный элемент традиционной народной культуры. Это большое событие в жизни каждой казачьей семьи, дело коллективное. В нем обычно принимали участие, если не все, то большая часть жителей «края», «куткa», станицы.

Вот как строились турлучные дома: «По периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые столбы - «сохи» и «подсошники», которые переплетались лозой. Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулаки» - глину вперемешку с соломой забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку «под пальцы», когда глину, перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, тщательно перемешанный с соломенной резкой» .

С годами казаки стали жить богаче. Саманные хаты строили все реже. На смену им пришли деревянные и кирпичные дома, где земляные полы заменили деревянными, крашенными. Старую постройку не ломали, а перекрывали новым камышом, и тогда она становилась подсобным помещением: кухней, кладовой. И часто можно было видеть, как на казачьем дворе стояла старая хата, а рядом с ней - новые, высокие дома.

Ничто так не отражало характер казака, как его двор. Даже ширина двора имела значение. Если двор был широким- хозяин думал о постройке новых хат, где будут жить взрослые сыновья. Если двор узкий - в семье одни девки. В обустройстве двора казаки придерживались правила: все должно быть под рукой. Количество построек во дворе могло быть больше или меньше, смотря по достатку хозяина. В своем дворе казаки много скота не держали- для этого хватало простора степи. на одной стороне двора ставили плотницкую, конюшню, при ней хомутовку, где хранили седла, конскую упряжь, щетки. Дальше располагались коровники, помещение для телят, свиней, птицы. На противоположной стороне - хлебные амбары, колодец, летняя печь. За хозяйственными постройками начинался огород, тянувшийся до фруктового сада.

"Под углы хаты закладывали монеты, чтобы быть богатыми; на пороге прибивали подковы, чтобы быть счастливыми, чтобы водился скот; на плетни вешали черепа, подворье окропляли святой водой, чтоб не подступали злые духи; русскую печку разрисовывали петухами, рыбками, розами, в цвет васильков раскрашивали окна, чтобы радовали глаз... Строили хату всей родней, всей улицей, всей станицею..." – такое описание дает кубанский писатель И.Н. Бойко в своём произведении «Гимн хате».

Существовали и другие обряды строительства хаты: На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья - «чтобы все водилось». Матку-сволок (деревянные брусья, на которые настилался потолок) поднимали на полотенцах или цепях, «чтобы в доме не было пусто». В передний угол, в стену вмуровывали деревянный крест, призывая этим Божье благословение на обитателей дома.

После окончания строительных работ хозяева устраивали угощение вместо платы (ее не полагалось брать за помощь). Большинство участников приглашалось и на новоселье.

1.2 Внутреннее убранство казачьей хаты

Интерьер кубанского жилища был в основном одинаков для всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата. В малой хате находились печь, длинные деревянные лавки, стол. В великой хате стояла изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды: «горка» или «угольник»), комод для белья, сундуки и т.д. Центральным местом в доме бы «красный угол» - «божница». «Божница» оформлялась в форме большого киота, состоящего из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, и стола-угольника. Часто иконы и рушники украшались бумажными цветами. В «божнице» сохраняли предметы, имеющие священное или обрядовое значение: венчальные свечи, «паски», как их называют на Кубани, пасхальные яйца, просвирки, записи молитв, поминальные книжки.

Рушники - традиционный элемент украшения кубанского жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью. Вышивка чаще всего проходила по краю полотенца с преобладанием растительного орнамента, вазона с цветами, геометрических фигур, парного изображения птиц.

Одна очень распространенная деталь интерьера казачьей хаты – фотографии на стене – традиционные семейные реликвии. Небольшие фотоателье появились в кубанских станицах уже в 70-х гг. XIX в. Фотографировались по особым случаям: проводы в армию, свадьба, похороны.

Особенно часто фотографировались в годы Первой мировой войны. В каждой казачьей семье старались сделать снимок на память или получить фотографию с фронта.

Многое в хозяйстве казаки и казачки делали своими руками. Длинными вечерами семья собиралась в большой комнате, на столе горела керосиновая лампа. И все, кто сидел возле неё, занимались каждый своим делом: женщины рукодельничали, мужчины подшивали валенки или хомуты, а дети поглядывали сверху, забравшись на печь.

Глава II. Макет кубанской казачьей хаты

2.1 Описание основных элементов хаты

Макет кубанской хаты выполнен в масштабе 1:15. Каркас выполнен из плотного картона, сверху нанесена белая краска, чтобы внешне приблизить к мазанке.

Крыша выложена из камыша, как и водилось на Кубани в прошлые века.

Чтобы пол был похож на глиняный, мы выполнили его из коричневого пластилина.

Внутреннее убранство комнаты максимально приближено к традиционному. Значительное место в комнате занимает печь, выполненная из соленого теста. В дальнем углу комнаты расположен «Красный угол». Рядом находится кровать из картона, накрытая покрывалом с подушками, сундук, выполненный из солёного теста. Сундук украшен узорами.

Напротив двери расположился стол с лавками. Предметы выполнены из картона и дерева.

Для макета выполнено две двери из дерева с перегородками и ручками.

Для украшения воссозданной комнаты были изготовлены рушник, половик, покрывало и скатерть.

Заключение

Казачий дом самый экологически безопасный для здоровья человека. Теперь мы знаем, что саман - один из самых дешёвых строительных материалов, он не требовал много затрат от хозяина дома. Дом могли построить в течении 3-6 месяцев и можно было семье переезжать жить в новый дом. Главное, чтобы дом высох. И о свойствах глины предки знали, очевидно, гораздо больше, чем мы, так как издревле применяли её не только для строительства дома, но и для хранения продуктов и приготовления пищи (крынки, кувшины, горшки и прочее) и для лечения различных недугов.

Внутреннее убранство современного дома значительно отличается от казачьей хаты. Но в сохранившихся до нашего времени саманных хатах ещё можно встретить обращение к старине, например, наличие «красного угла», печи, сундука с самыми дорогими для хозяина предметами быта. Вполне вероятно, что и при строительстве этих хат использовались традиции и поверья, которые были приняты на Кубани в старину.

Именно такая наследственная передача традиций и позволила нам познать пока ещё малую часть жизни и быта казаков.

Список используемой литературы:

  1. А.В. Маслов «Кубанская старина. Жизнь и быт казаков» - Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2008.
  2. И.Н. Бойко «Гимн хате». - М. : Современник, 1984. - 352 с
  3. Кубанские былины: книга для чтения /Ю.М. Бодянов. Краснодар: Перспективы образования,2012
  4. Моя Кубань. Природа, история, хозяйство, города Краснодарского края. – Ростов н/ Д.: «Издательство БАРО_ПРЕСС», 2010
  5. Родная Кубань. Страницы истории: Книга для чтения / Под ред. Проф. В.Н.Ратушняк-2-е изд., исправленное. – Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2004.
  6. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940;

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.kanevskadm.ru/?option=com_content&view=article&id=470
  2. https://sites.google.com/site/domkotoryjnachalka/enciklopedia-zilisa/kubanskaa-kazaca-hata-sovata

Тематический словарь

Кабыца - летняя печь.

Казаки - вольные люди, которые сторожили государственные и внутренние этнические границы;в свободное от несения службы время казаки обрабатывали землю.

Лавка - длинная, чаще без стоек, скамья, обычно укреплённая вдоль стены. (Толковый словарь Ожегова )

Подворье - двор и огород, хозяйство при сельском доме. (Толковый словарь Ожегова ).

Половик - узкий половой коврик, плетёный или сшитый из разноцветных обрезков ткани (Толковый словарь Ожегова )

Рушник - полотенце (обычно вышитое). (Сундук - тяжёлый напольный ящик для хранения вещей с крышкой на петлях и с замком. (https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проектная работа Тема «Кубанская хата» Работу выполнили: учащиеся 6 «В» класса Кривуля Елизавета Скиба Кристина Руководитель: Ткаченко А.С., учитель кубановедения

Цель исследования развитие интереса к прошлому Кубани через рассмотрение традиций строительства кубанской казачьей хаты

Объектом данного исследования является процесс строительства кубанской хаты с учетом всех правил и традиций. Предмет исследования – кубанская казачья хата со всеми её составляющими компонентами.

Задачи: проанализировать источники знаний о строительстве и внутреннем убранстве традиционной кубанской казачьей хаты; сравнить правила строительства хаты у черноморцев и линейцев; рассмотреть описание казачьей хаты в произведениях кубанских писателей; создать модель кубанской казачьей хаты на основании изученного материала.

Жилища казаков

Жилища-хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины. Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол – глинобитный. Крыша из соломы или камыша. Снаружи хату белили. Она делилась на два жилых помещения: великую хату с Русской печью в заднем углу и малую хату. Как казаки строили себе жильё

Казаки строили себе жильё из самана. Саман – это кирпич из глины с примесью соломы. На строительство собирались всем селом. Женщины и дети месили ногами глину с соломой, мужчины формировали её в кирпичи, сушили, а затем выкладывали из них стены

Кладку обмазывали глиной. Хату внутри и снаружи обязательно белили. Белый цвет считался символом чистоты и опрятности. Крыши крыли камышом или соломой.

Спасибо за внимание!


Тема: «Казачья хата».

Цели:

· Закрепить понятия: саманный, турлучный.

· Дать представление о внутреннем устройстве, убранстве казачьей хаты.

· Развивать речь и мышление учащихся.

· Развивать творческие способности детей.

· Продолжать обучать детей работать в группах.

· Воспитывать интерес к прошлому кубанского казачества.

Оборудование:

· Мультимедийное оборудование, слайды: «Хутор», «Хата», «Красный угол», «Печь», «Убранство хаты», «Утварь».

· Раздаточный материал: кроссворд, карточки-иллюстрации «Саманная хата» и «Турлучная хата», карточки с заданиями.

· Материал для проектной деятельности : силуэт коврика, силуэт глэчика, силуэт рамки для фотографии, силуэт рушника, клей, детали из цветной бумаги для узора.

· Демонстрационный материал: предметы быта.

Ход урока.

I. Организационный момент. Дети сидят группами по 5 человек. Столы сдвинуты так, чтобы дети сидели лицом друг к другу.

II. Закрепление изученного материала на предыдущем уроке.

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим

Сегодня на уроке мы побываем на казачьем хуторе.

- Скажите, как называется жильё казаков? (Хата) Сегодня мы «побываем» внутри хаты и узнаем как она устроена.

Хотели бы вы поучаствовать в строительстве хаты?

Строительство будет необычным: вы должны выполнить задания, используя знания, полученные на прошлом уроке. Работать вы будете в группе, поэтому должны помнить, что каждый имеет право на своё мнение, говорите спокойно, тихо, не мешая детям из других групп, руководитель группы следит, чтобы все дети в группе принимали участие в работе.

Задания по группам:

1 группа.

В каждой строчке найдите лишнее слово, объясните почему.

Изба, квартира, дом, хата.

Саманный, деревянный, турлучный.

Глина, солома, известняк, вода.

Печка, костёр, груба, кабыця.

2 группа. (у детей карточки-иллюстрации «Строительство турлучного дома)

С помощью иллюстраций определите последовательность основных этапов строительства турлучного дома. Выберите, кто расскажет как строился дом.

3группа . (у детей карточки-иллюстрации «Строительство саманного дома)

С помощью иллюстраций определите последовательность основных этапов строительства саманного дома. Выберите, кто расскажет как строился дом.

4группа. Разгадайте кроссворд.

По горизонтали: 1. Печь у казаков. 2. Им покрывали жилище сверху. 3. Жилище казака.

По вертикали: 4. Этот плетень использовали для строительства стен дома. 5. Кирпич из глины с примесью соломы.

КРОССВОРД

5группа.

Разбейте текст на части, распределив каждую часть между собой. Читая цепочкой, прочитайте выразительно.

Отрывок из стихотворения кубанского поэта Карпенко «Бабы Моти сказ про реку Челбас».

Строить дом в степи –

Тяжкий крест нести.

От натуги кровавились очи:

То камыш коси,

То саман меси,

То формуй да расставь его к ночи.

Леса нет вокруг,

Всё поля да луг.

В дело шла солома и глина,

И сухой камыш

Для шатровых крыш,

И для мазки навоз лошадиный.

В доброй хате той

Всей семье покой.

Круглый год благодать в ней витает.

В стужу здесь тепло,

В ясный день светло,

А уж летом прохлада какая!

2. Ответы учащихся. Оценивание ответов.

III. Новый материал. Устройство и убранство хаты.

Учитель: Хата построена, можно заглянуть и во внутрь.

Казачье жилище было в основном одинаково для всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата. Центральным местом в доме был «Красный угол» - «божница».

«Божница» состояла из одной или нескольких икон, украшенных цветами, вышитыми рушниками. Под «божницей» стоял длинный стол с лавками, за которым собиралась вся семья казака. Вспомните, какая посуда ставилась на стол?

Царицей в доме считалась печь(груба).

Как вы думаете почему?

Печь и кормила, и согревала, а ещё была лежанкой.

В великой (большой) комнате вдоль стен стояли широкие лавы, скрыни(сундуки), в которых казаки хранили одежду, этажерки, на стенах висели шкафы «горки»(«угольники»).

Казаки очень любили своё жилище и старались, чтобы в нём всегда было чисто и красиво. Стены украшали развешенное оружие, фотографии в красивых рамочках, на полу, на лавах - самотканые коврики (половыци), окна украшали вышитыми занавесками.

Я приготовила для вас сюрприз. Сюрприз – отгадки на мои загадки:

Говорит дорожка:

Два вышитых конца:

«Вытираю я, стараюсь,

Всё намокло, всё измялось-

Нет сухого уголка.» (рушник)

Гладит всё, чего касается,

А дотронешься – кусается. (утюг)

(Учитель показывает детям рушник, утюги)

IV. Итог урока. Проектная деятельность.

Учитель: Дети, вы хотели бы принять участие в убранстве казачьей хаты? Каждая группа украсит аппликацией свой предмет, используя готовые детали узора. Детали разного цвета. красного цвета.

зелёного.

жёлтого.

синего.

Дети по группам выполняют задания:

1 группа.

Украсьте коврик полосочками. Каждый выбирает свой цвет.

Если вам было интересно на уроке – деталь красного цвета.

Если вы хотите больше узнать о казаках и их жизни – зелёного.

Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого.

Если было не интересно и вам это не нужно – синего.

2 группа.

Украсьте глэчик узором. Каждый выбирает свой цвет.

Если вам было интересно на уроке – деталь красного цвета.

Если вы хотите больше узнать о казаках и их жизни – зелёного.

Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого.

Если было не интересно и вам это не нужно – синего.

3 группа.

Украсьте рамочку для фотографии. Каждый выбирает свой цвет.

Если вам было интересно на уроке – деталь красного цвета.

Если вы хотите больше узнать о казаках и их жизни – зелёного.

Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого.

Если было не интересно и вам это не нужно – синего.

4 группа.

Украсьте рушник узором(растительный узор). Каждый выбирает свой цвет.

Если вам было интересно на уроке – деталь красного цвета.

Если вы хотите больше узнать о казаках и их жизни – зелёного.

Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого.

Если было не интересно и вам это не нужно – синего.

5 группа.

Украсьте рушник узором (геометрический узор). Каждый выбирает свой цвет.

Если вам было интересно на уроке – деталь красного цвета.

Если вы хотите больше узнать о казаках и их жизни – зелёного.

Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого.

Если было не интересно и вам это не нужно – синего.

Выставляются работы детей.

V. Домашнее задание: выполнить задание в тетради на стр.45 – по возможности принести предмет или его фотографию для выставки в классе.

https://pandia.ru/text/79/561/images/image002_134.jpg" width="277" height="396">

Мастер-класс на тему: «Казачья хата».

Цели и задачи мастер-класса:

Знакомство с историей и культурой Кубани, бытом кубанского казачества;

Развитие словарного запаса, интереса к прошлому родного края;

Воспитание любви к родному краю;

Развитие речи и мышления учащихся;

Развитие творческих способностей детей.

Оборудование:

Мультимедийное оборудование, презентация.

Раздаточный материал: кроссворд, карточки-иллюстрации, карточки с заданиями.

Ход урока:

1. Организационный момент:

Учащиеся рассаживаются группами по 4-5 человек.

Здравствуйте. Присаживайтесь. Сегодняшнее занятие я бы хотела начать вот с таких строк:

Любили казаки свой край

И превратили его в рай.

Пахали, строили, служили.

Обычаи и веру сохранили.

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Сегодня в прошлое мы с вами попадём,

Дом казака увидим и в него войдём.

О том, как жили, многое узнаем.

Итак, готовы? Мы начинаем.

2. Актуализация знаний

Преподаватель:

Скажите, как называют людей, которые охотно принимали участие в войнах, составляя передовую, легкоконную часть кочевого войска? (казаки)

Скажите, как называется жильё казаков? (хата)

3. Самоопределение к деятельности

Учитель:

Сегодня мы узнаем, как и из каких материалов казаки строили свое жильё.

Сформулируйте тему нашего урока. (Казачья хата.)

IV . Работа по теме урока

(Слайд 5)

    Рассказ учителя: «Как казаки строили себе жильё»

Жилища-хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины.

Почему именно эти материалы были выбраны для строительства домов на Кубани? (ответы детей)

(Слайд 6)

Первые постройки были турлучными. Казачья хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол – глинобитный. Крыша из соломы или камыша.

(Слайд 7)

Турлук – частокол, плетень.

(Слайд 8)

По периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые столбы - «сохи» и «подсошники», которые переплетались лозой.

(Слайд 9)

Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулаки» - глину вперемешку с соломой забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку «под пальцы», когда глину, перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, тщательно перемешанный с соломенной резкой).

(Слайд 10)

Крыли ее путаной соломой или соломенными снопиками – парками. Затем в хате клали печь Технология сооружения такой хаты перенесена с Украины.

(Слайд 11, 12)

Кладку обмазывали глиной. Хату внутри и снаружи обязательно белили. Белый цвет считался символом чистоты и опрятности.

(Слайд 13)

Для летнего пользования во дворе ставили небольшую печку – кабыцу. Над ней ставили легкий навес.

(Слайд 14)

Казачья хата почти не отличалась от жилища жителей Украины.

(Слайд 15)

А из чего еще строили казаки свое жилище? (из самана)

(Слайд 16)

Казаки строили себе жильё из самана. Саман – это кирпич из глины с примесью соломы.

(Слайд 17)

На строительство собирались всем селом.

(Слайд 18, 19, 20, 21)

Женщины и дети месили ногами глину с соломой, мужчины формировали её в кирпичи, сушили, а затем выкладывали из них стены.

(Слайд 22, 23)

Послушайте отрывок из стихотворения кубанского поэта Карпенко

«Бабы Моти сказ про реку Челбас».

Строить дом в степи –

Тяжкий крест нести.

От натуги кровавились очи:

То камыш коси,

То саман меси,

То формуй да расставь его к ночи.

Леса нет вокруг,

Всё поля да луг.

В дело шла солома и глина,

И сухой камыш

Для шатровых крыш,

И для мазки навоз лошадиный.

В доброй хате той

Всей семье покой.

Круглый год благодать в ней витает.

В стужу здесь тепло,

В ясный день светло,

А уж летом прохлада какая!

(Слайд 24)

Снаружи хату белили. Она делилась на два жилых помещения: великую хату с Русской печью в заднем углу и малую хату.

V . Физкультминутка (Слайд 26)

Потрудились – отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Присели на свои места.

VI . Закрепление изученного материала

    Работа в группах /парах/ (Слайд 27)

Разгадайте кроссворд.

По горизонтали: 1. Печь у казаков. 2.Им покрывали жилище сверху. 3.Жилище казака.

По вертикали: 4.Этот плетень использовали для строительства стен дома. 5. Кирпич из глины с примесью соломы.

КРОССВОРД

4 т

    «Проверь себя» (Слайд 27)

    Как называется жильё казака?

    Из чего казаки делали хаты?

    Какими были первые хаты - саманные или турлучные?

    Как строили саманные хаты?

    Как строили турлучные хаты?

VII . Рефлексия (Слайд 28)

    Я узнал...

    Я научился...

    Я понял, что могу...

    Мне понравилось...

    Для меня стало новым...

    Меня удивило...

    У меня получилось...

    Мне захотелось...

VIII . Подведение итогов урока. (Слайд 29)

    Что у вас получилось очень хорошо?

    Что не получилось?

    Чем был полезен для вас урок?

Домашнее задание:

Подготовить рассказ, сообщение о предметах кубанского быта.

  • познакомить учащихся с жизнью и бытом народов населяющих Кубань;
  • привитие любви к родному краю, труду, традициям кубанского народа;
  • воспитание патриотических чувств.

Оборудование: экспонаты музея “Казачья горница”, магнитофон, кассеты с фонограммами песен.

Место проведения урока – этнический музей “Казачья горница” МОУСОШ №7 с. Кабардинки

Ход урока

1. Организация урока.

В нашей школе 2003 году открылся этнический музей, для того, чтобы знакомить учащихся с жизнью и бытом народов поселившихся когда-то на территории нашего края. А так как отстояли и сохранили в своё время нашу малую Родину казаки, посланные государством на южные рубежи из разных уголков России, то и музей посвящён им, казакам, которые не жалели сил и жизни, исполняя воинский долг. Здесь собраны подлинные предметы быта далёких лет.

2. Основная часть.

Я думаю, вам будет интересно узнать о житье-бытье казаков. А начиналось всё с Указа царицы Екатерины II о пожаловании казакам земель за их добросовестную службу. И потянулись обозы с нехитрым казачьим скарбом по пыльным степным дорогам. И стали стекаться ещё на необжитые земли переселенцы с Запорожской Сечи. Так появились наши предки-казаки на Кубани. Обживая земли, казаки строили себе жильё: мазанки, хаты (фото 1). Хаты строили из самана, обмазывали глиною с обеих сторон. Хата внутри и снаружи обязательно белилась.

Как вы думаете, для чего?

Белый цвет – это символ чистоты и опрятности. Крыши под камышом и соломой. Пол здесь обмазывался глиною. Хату огораживали вот таким плетнём.

Вы находитесь в казачьей светлице, главной комнате станичной хаты. Так она выглядела 200-300 лет назад, но и сейчас многое из этого, что вы видите, ещё живёт в домах станичников. Здесь каждая вещь подлинная, это реликвия, она дышит историей народа, хранит тепло и нежность женских рук. Мужчина главной своей работой считал службу Отечеству, дома бывал редко, поэтому вся ответственность за семью ложилась на женщину. Жизнь казачки была не легка! Все полевые работы на ней, готовить и кормить детей (а их в семье было чаще всего больше 10), ухаживать за стариками, носить воду вёдрами из реки, содержать дом, животных. При такой нагрузке женщина чаще всего ночью украшала свой дом так, как мы видим сейчас.

Самым главным местом в горнице считался Святой угол (фото 2). Православные казачие семьи все свои важные моменты связывали с именем Господа. Просили благословение на службу, брак, постройки, и др. Наш музей имеет замечательный иконостас усилиями атамана Мешкова В.А., Капинос В.Н., а также учащихся и жителей. В дни открытия музея произошло примечательное событие. Снимая грязь специальным раствором с одной из картин, Капинос В.Н., обнаружил отчётливую запись 1903 год художник Дьяченко Григорий. Картина называется “Кончина Серафима Саровского”. (Серафим Саровский при жизни имел дар исцелять людей. Каждого, кто приходил к нему, он приветствовал: “Радость моя” и исцелял.) Казаки брали эту икону в поездки. Несколько дней спустя учитель физики А.Е. Казанджи подарила музею книгу “Духовные посевы”, автором которой являлся магистр богословия Дьяченко Григорий. Так в нашем молодом музее встретились два произведения одного автора. В нашем иконостасе имеются и подарки учащихся: из Санкт-Петербурка ребята старших классов привезли икону Божьей матери, особо почитаемую в народе. Вы видите икону Сергия Радонежского покровителя просвящения и образования. Её в дар музею принёс ученик Гордюшкин Владимир.

Важным предметом в казачьем быту была кровать (фото 3), изготовленная из дерева своими руками. Такую мы не нашли, т. к. в 30-х годах прошлого века появились кровати железные, такую мы вам и представляем. Обязательно было обилие подушек, перин. Кровать – это место отдыха всё должно этому служить! Женщина здесь всё тщательно украшала. Обратите внимание на наволочки: они своеобразно изготовлены, это тонкая и кропотливая работа обычных крестьянок. Конечно это изделие не на каждый день, а праздничная, либо для гостя. Детям и взрослым залезать на кровать, сидеть на такой постели категорически запрещалось. Застелена кровать ярким лоскутным одеялом, опять много красного цвета, цвета жизни. В жизни людей всё было так разумно устроено, что чем больше узнаёшь, тем больше изумляешься! Маленькие остатки от шитья не выбрасывали, а собирали вот в такой весёлый узор. Одеяло тоже сшито самой хозяйкой. Девочки рано приобщались к такой работе, в 4 года девочка уже умела шить.

На стене вы видите ковёр (фото 4). Он трофейный. Его принёс с поля боя казак родом из Чернигова. Это было очень интересный человек, он очень любил сады, деревья. Куда бы он не поехал, отовсюду привозил саженцы различных деревьев. Его сад и сейчас цветёт прямо над рекой Псекупс. Однажды он нашёл коврик, им он укрывал коня, чтобы добраться до дому. Вот и добрался, ковёр теперь у нас в музее. Определить его возраст невозможно. Но потомки сохранили его в память о своём деде.

Возле кровати родителей находится колыбель (фото5). Она обычно передавалась из поколения в поколение и служила много лет. Такую мы не нашли. Но Владимир Николаевич казак нашего общества, предложил сделать такую колыбель, в которой спал сам, его брат, сёстры. Так появилась эта колыбель, а Татьяна Анатольевна Хлыповка, казачка, украсила её вот такими ромашками. Колыбель покрыта пологом. Для чего? Когда дитя рождалось, то 40 дней ребёнка нельзя было показывать чужим людям, боялись дурного глаза, а после 40 дней можно, т. к. ребёнок был под защитой Бога (тогда крестили в 40 дней). Ночью в окно светила луна, она мешала ребёнку спать, полог защищал. В окно залетали мошки, полог оберегал.

В каждой хате была русская печь (фото 6), она являлась не только вместилищем пищи, домашним очагом, но и воплощала идею благополучия в доме, семейного тепла.

Одним из самых традиционных и почитаемых предметов в доме у казака был стол (фото 7) . Вот этот стол, что перед вами, изготовлен в 1900 году, он сделан руками мастера. За свою долгую жизнь он не знал ни краски, ни лака. За это время стол почернел, однако, ещё может долго служить людям. “Стол – то же, что в алтаре престол”, а потому и сидеть за столом и вести себя нужно так, как в церкви. Стол немыслим без хлеба – как пищи, как символа благополучия.

А не задавали вы себе вопрос, почему, приветствуя гостей, подносят не только хлеб, но и соль?

Соль, по мнению предков, защищает от злых сил и духов. Если человек угостился хлебом и солью, значит, он не замышляет зла.

Как хлеб дошёл, там пирог пошёл,
А пирог дошёл, там блин пошёл,
А блин дошёл, так в мир пошёл.

– У нас на Кубани угощались не только блинами, пирожками с кабаком, с фасолью, пирогами с капустой, курагой, яблоками. А какие пампушки с чесноком! И, конечно, узвар из сушёных кубанских фруктов или чай. Вместо заварки, калина или фруктовые веточки.

Украшением стола в хате был самовар (фото 8, а). Своим горячим, чаем в зимние вечера согревал он души и тело домочадцев, собирая всех вместе за столом.

А вот какие чуваны, чугуны (фото 8 (б, в) ) стоят в печи. Запах ароматного борща и вкусной каши когда-то исходил из них, радуя детей и взрослых. Старожилы утверждают, что более ароматного борща, приготовленного в печи, ничего не существует.

Фото 8б

Фото 8в

А как называлось вот это приспособление? (Учитель показывает ухват ). Для чего он служил?

Совершенно верно. С помощью ухвата можно поставить чугун в печь и вынуть из печи.

А это тоже приспособление, которое всегда стояло у плиты, и которым могли разгрести в печи жар – это кочерга .

Чего только не было в казачьей хате, но каждый предмет имел своё назначение, к нему относились бережно.

    • Вот это изделие называется рубель (фото 9), а использовали его для глажки белья.

    • Время шло, жизнь казаков менялась и свидетельством достатка, были вот такой утюг (фото 10).

Кто знает, каков принцип его работы? (внутрь утюга насыпали раскалённые угли, от этого он нагревался, и можно было гладить)

– Человек во все времена стремится украсить свой быт. “Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства ” - гласит пословица. Народ творил из простого материала: дерева, глины, но ценность изделия умельцев определялась не материалом, а их мастерством и фантазией.

Много талантливых мастеров было у нас. Умели и половики ткать (фото11) на загляденье, рушники вышивать и прясть пряжу вот на такой прялице (фото12). Особое слово хочется сказать о рушниках . Это не просто полотенце, как мы считаем сейчас, это произведение искусства. Вышивали рушники в девичестве и в таком количестве, чтобы хватило на всю жизнь, так как после замужества этим заниматься было некогда. Рушниками покрывали те вещи, которые хотели выделить: документы, фотографии и иконы.

В каждом дворе женщины умели плести кружева . Да какие красивые! Украшали ими полотенца, накидки. Всюду были кружевные салфетки.

Перед вами одежда (фото13) казака, мальчика – подростка, женская одежда и детский костюмчик. Нет ни одной из них, чтоб она не была украшена. Кофта женская изготовлена на домашнем верстаке, что имела каждая семья, полотно соткано из льна-прядива, отбелено в проруби, а затем вышито. Такая одежда имелась у каждой женщины, она умела это делать, причём вышивка у каждой была своя, неповторимая. Этой кофте уже 230 лет. Её нам подарила Малинина Нина Яковлевна.

А вот праздничный костюм маленькой девочки из Ярославской губернии. Ему уже 50 лет, принесла его в наш музей завуч Лупова Т.И. Это подарок её бабушки. Сколько же времени надо было затратить этой труженице, чтобы и кружевами оплести, и расшить цветами такую одежду?! Татьяна Ивановна убеждена, что такой подарок – единственный. Вот фото (фото14), на котором ей 5 лет и Татьяна Ивановна одета в этот костюмчик.

Одежда и всё, что ценное было для семьи, хранилось в сундуках (фото15). Сундуки были разных размеров, по–разному изготовлены, украшены, но обязательно были. У нас не большой сундук, но с большой исторической судьбой. Сегодня нет уже прямых его хозяев, а внукам хозяев уже 80 лет. Внучка Снегирёва Вера Ивановна в 20 годах 20-го века из Геленджика переехала на Крайний Север, в Дудинку. Через 20 лет семья вернулась в Геленджик и привезла с собой сундук. Они не смогли его там оставить, это часть их истории, их судьбы. В. И. Снигерёва решила подарить его нашему музею.

А вот изделие мастеров плетения корзин (сапеток) и кошёлок ! (фото16) В магазине таких вещей купить было нельзя. Вот и приходилось самим плести из прутьев. Удобные, лёгкие, вместительные. Побольше - для взрослых, поменьше - для детей.

Как бы горько не жилось народу в прошлом, без песни – ни шагу. Песня – целительница, песня – плач, песня – пляска. От всех бед и печалей спасала песня.

А какой весёлой была бытовая песня. Игровые и хороводные песни показывали размах, удаль, весёлость и широту русской натуры.

А теперь почувствовав дух того времени, давайте споем песню В. Захарченко “Мы с тобой казаки” (фото17).

3. Итог урока.

Наш урок окончен. Что вам понравилось и запомнилось из сегодняшней беседы?

«Каждый казак - государь в своем дворе»

На Кавказе люди жили с древних времен. Самым простым жилищем была полуземлянка, крытая камышом или соломой. Первые поселения возникали в плавнях, речных камышовых зарослях, где землянку не выкопаешь. Поэтому жилища делали турлучные. Стены плели из двух рядов прутьев или камыша, а пространство между ними для тепла и прочности заполняли землей. Крыша была, безусловно, камышовая, с отверстием для выхода дыма.

«Мой дом - моя крепость». Казаки с полным основанием могли бы подписаться под этим изречением. Казачье жилище совмещало в себе и место обитания, и оборонные сооружения. Кроме того, в нем явственно прослеживались черты древнейшей самобытной истории.

Казачий курень - еще один довод против теории о происхождении казачества из беглого населения России. Жилища-хаты казаков строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины.

Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол - глинобитный. Крыша - из соломы или камыша. Снаружи хату белили. Она делилась на два жилых помещения: великую хату с русской печью в заднем углу и малую хату. Почти в каждой хате имелся «красный» угол с иконой под рушником. Во дворе располагались хозяйственные постройки: амбар, погреб, колодец, летняя печь, сарай для скота, навес для повозок. Оградой служил плетень из хвороста или камыша.

ОБРЯДЫ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЖИЛЬЯ

На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья - «чтобы всё водилось».

Матку - сволок (деревянные брусья, на которые настилался потолок) поднимали на полотенцах или цепях, «чтобы в доме не было пусто».

В передний угол, в стену вмуровывали деревянный крест, призывая этим божье благословение на обитателей дома.

После окончания строительных работ хозяева устраивали угощение вместо платы (её не полагалось брать за помощь). Большинство участников приглашалось и на новоселье.

ВНУТРЕННЕЕ УБРАНСТВО КАЗАЧЬЕЙ ХАТЫ

Интерьер кубанского жилища был в основном одинаков для всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата.

В малой хате находились печь, длинные деревянные лавки, стол.

В великой хате стояла изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды: («горка» или «угольник»), комод для белья, сундуки и т.д.

Центральным местом в доме был «красный угол» - «божница». «Божница оформлялась из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, и стола - угольника. В «божнице» сохраняли предметы, имеющие священное или обрядовое значение: «паски»,венчальные свечи, просвирки, записи молитв, поминальные книжки.

Рушники - традиционный элемент украшение кубанского жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью.

Вышивка чаще всего проходила по краю полотенца с преобладанием растительного орнамента, вазона с цветами, геометрических фигур, парного изображения птиц.

Одна очень распространенная деталь интерьера казачьей хаты - фотографии на стене - традиционные семейные реликвии. Фотографировались по особым случаям: проводы в армию, свадьба, похороны.

КАЗАЧИЙ КОСТЮМ

Существуют два мнения по поводу казачьего мужского костюма. Одни считают его военной формой, другие утверждают, что это национальная одежда. Как ни странно, правы и те и другие. В казачьей одежде много традиционных черт, и на протяжении столетий мужской казачий костюм так мало менялся, что его можно считать национальной одеждой.

До начала XIX века казаки на службе носили ту же одежду, что и дома, и воевали «в домашности». В 1805 году, когда казачество было окончательно превращено из народа в сословие, была определена и казачья форма. Казаков весьма жестоко обязали носить ее постоянно. Известен случай, когда два казака, студенты Харьковского университета, появились в Новочеркасске в гражданской одежде и за это их посадили в дом для умалишенных.

Так что утверждение об особой любви и приверженности к военной форме так же безосновательно, как и представление о какой-то особенной любви казаков к военной службе. Казаки, как и все народы, с любовью и уважением относились к национальному костюму, который выделял их из числа других народов, делал особенными.

Многие черты национального костюма перекочевали на военный мундир. По нему можно было указать о казаке почти все: какого войска, сколько служит, в каком чине, а при условии знания станиц и казачьих родов (полки набирались из одних и тех же станиц и хуторов), узнать и фамилию, и имя.

Традиционный женский костюм состоял из юбки и кофточки (блузки), назывался «парочка». Блузка могла быть приталенной или с басочкой, но обязательно с длинным рукавом, отделывалась нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кружевами, бисером.

Юбки шили из ситца или шерсти, широкие, в пять - шесть полотнищ (полог) на вздёрнутом шнуре - учкуре, для пышности присобранные у пояса. Внизу юбка украшалась кружевами, оборками, мелкими складочками.

Женский костюм - это целый мир. Не только каждое войско, каждая станица и даже каждый казачий род имели свой особый наряд, который отличался деталями одежды. Замужняя девушка или невеста, какого она рода, и даже сколько у женщины детей - все это мог рассказать костюм казачки.

КАЗАЧЬЯ ПИЩА

Каждодневной пищей была рыба. Ее сушили, солили, варили. Любили казаки вареники, галушки, борщ. На Кубани ели больше мяса и мясных блюд, особенно птицы, свинины и баранины.

Из фруктов и овощей делали начинки для пирогов, варенье, компоты, они сушились и солились на зиму. Кубанцы готовили арбузный мед, пастилу.

Пища делилась на ежедневную и праздничную, постную и скоромную. Были различия в питании зажиточных казаков и бедноты. Часто беднота довольствовалась пустым борщом (без мяса), рыбой и квашеной капустой.

Пищу варили в печи (зимой в доме, кухне, летом - в летней кухне или в летней печи во дворе). В каждой семье была необходимая простейшая утварь: чугуны, плошки, миски, сковороды, ухваты - рогачи, чаплейки, кочерги.

СЕМЕЙНЫЙ БЫТ

Семьи на Кубани были большие. Рождение 5 - 7 детей в казачьей семье было обычным явлением. Казаки любили детей и рады были рождению и мальчика, и девочки. Но мальчику радовались больше: помимо традиционного интереса к рождению сына, продолжателю рода, сюда примешивались чисто практические интересы - на будущего казака, воина община выдавала наделы земли.

Дети рано приобщались к труду, с 5 -7 лет они выполняли посильную работу. Отец и дед обучали сыновей и внуков трудовым навыкам, выживанию в опасных условиях, стойкости и выносливости. Матери и бабушки обучали девочек и внучек умению любить и беречь семью, рачительному ведению хозяйства.

В семье особым уважением пользовались старики. Они выступали хранителями обычаев, играли большую роль в общественном мнении и казачьем самоуправлении.

В казачьих семьях трудились, не покладая рук. Особенно тяжёлыми были полевые работы в страдную пору - уборка урожая. Работали от зари до зари, жить перебирались всей семьёй в поле. Домашними делами занимались свекровь или старшая невестка.

Зимой, с раннего утра до поздней ночи, женщины пряли, ткали, шили. Мужчины в зимнюю пору занимались всевозможным ремонтом и починкой построек, орудий труда, их обязанностью был уход за лошадьми и скотом.

Казаки умели не только работать, но хорошо отдыхать. Традиционной формой общения были «беседы», «улицы», «посиделки». На «беседах» коротали время женатые и пожилые люди. Здесь обсуждали текущие дела, делились воспоминаниями, обязательно пели песни.

Молодежь предпочитала «улицу» летом или «посиделки зимой. На «улице» завязывались знакомства, разучивались и исполнялись песни; песни и танцы сочетались с играми. «Посиделки» устраивались с наступлением холодов в домах девушек или молодых супругов.

Конечно же, кроме исторических песен у казаков было и осталось море песен свадебных и лирических, обрядовых и хороводных, плясовых и шуточных.

Веселая и к месту затеянная песня на свадьбе всегда получала спонтанную поддержку всех присутствующих гостей. Игровая песня легко «втягивала» в круг людей разного возраста и разного темперамента. Тем более, если слова песни наполнены хлесткостью и щедрым юмором.

Песню любили, лелеяли и потому то в конце рабочего дня, к вечеру, особенно в сенокосную пору, возвращавшиеся в станицу мужчины и женщины, парни и девушки отдыхали в песне. То тут, то там вспыхивала она яркими кострами, широко неслась по неоглядной степи, приближалась к станице, дробилась эхом и вновь сливалась воедино. Песня была венцом всему доброму, порождаемому человеком на земле.

Очень часто устраивались соревнования по верховой езде. В любой момент мог «вспыхнуть» заезд на скорость. Группа парней выстраивалась в конном строю на окраине станицы или на конце поля, где днем шла работа. Срывались с места и со свистом, с гиком, поднимая пыль, неслись к месту выпаса. Побеждал тот, кто первым приходил к условленному месту. Победители щедро награждались.



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.