Дома в стиле 19 века. Дачная архитектура конца XIX — начала XX веков. Характерные черты стиля

Начало 19 века характеризуется зарождением во Франции архитектурного и интерьерного направления под названием ампир. Так называемый имперский стиль отличается роскошью и торжественностью, призванными подчеркнуть величие императора Наполеона. Органичное сочетание римской античности, египетских мотивов, архитектурной монументальности интерьеров, обилия позолоты и ярких цветов в отделке позволили французскому ампиру просуществовать достаточно длительный исторический период и с некоторыми изменениями быть перенятым как русским императорским двором, так и буржуазной Германией. 19 века позволяют окунуться в атмосферу величия и роскоши бальных залов, гостиных, будуаров того времени.

Характерные черты стиля

Ампир как архитектурный и интерьерный стиль зародился в начале 19 века с легкой руки Наполеона Бонапарта. Он был призван подчеркнуть величие императора, соединив в себе торжественность, роскошь и строгость.

Основой ампира является римская античность с ее монументальными арками, колоннами, кариатидами. Архитектура и интерьеры 19 века в имперском стиле отличаются монументальностью, целостностью и симметрией.

В отделке использовались красное дерево, мрамор, бронза и позолота. Стены украшали росписью античных сцен, барельефами. На потолке использовали гипсовую лепнину.

Интерьеры 19 века в стиле ампир выдержаны в насыщенных цветах: синем, красном, зеленом, бирюзовом, белом. Они хорошо сочетаются с обилием позолоты и витиеватого декора. Нередко использовались и пастельные оттенки: молочный, бежевый, лавандовый, бледно-голубой, фисташковый, мятный.

Дополняла отделку монументальная мебель из красного дерева с декоративными накладками из бронзы или позолоченной резьбой. Популярны были звериные мотивы в мебели: ножки в виде лап, подлокотники с головами львов. спровоцировал моду на аутентичную атрибутику, которая впоследствии повлияла на французский ампир, органично влившись в интерьер наряду с античными мотивами. Не менее популярна была военная тематика: картины со сценами сражений, оружие.

Стены

Стены в интерьере 19 века имперского стиля расписывали античными сюжетами и экзотическими пейзажами. Нередко встречались барельефы. Обои применяли редко, в основном с узором в виде вензелей или строгой полоски. В спальнях и будуарах стены драпировали текстилем, украшенным акантом в римском стиле. В цветовой гамме преобладали яркие оттенки: красный, синий, зеленый, а также белый. Они замечательно сочетаются с обилием позолоты, подчеркивая величественность и тожественность обстановки.

Характерной чертой ампира являются и лепнина в отделке стен. Изготавливали колонны из мрамора, малахита и иных поделочных камней, лепнину покрывали позолотой. Огромные зеркала - неотъемлемый атрибут интерьера 19 века. Их активно использовали в декоре, дополняя витиеватыми золочеными рамами.

Потолок

Потолки в интерьерах стиля ампир всегда высокие, купольной или прямой формы. Основной цвет - белый. Украшали потолок росписью, а также гризайлем. Сложно представить интерьер 19 века в имперском стиле без лепнины. Гипсовые розетки, карнизы, молдинги и другие украшения использовались повсеместно. Нередко лепнину покрывали позолотой. Строгая централизация композиции и симметрия, характерная для римского стиля, ярко прослеживается и в ампире. Центр потолка обязательно украшали узорами и дополняли великолепной подвесной люстрой. Позолота и хрусталь гармонично подчеркивали торжественную

Освещение в имперском стиле играет важную роль. При большой площади комнаты нередко устанавливали несколько крупных симметрично расположенных люстр. Кроме них, в комнате присутствовали настенные и настольные канделябры. Многочисленные огни, отражаясь в зеркалах и позолоте, создавали неповторимую атмосферу торжественности и величия.

Мебель

В интерьере мебель была монументальна, как произведение архитектурного искусства. Использовались такие исключительно архитектурные элементы, как колонны, карнизы, кариатиды. Столешницы нередко изготавливали из цельного куска мрамора или малахита. Диваны, кресла, кушетки были плавных эргономичных форм.

Широко использовалось красное дерево. Украшали мебель бронзовыми накладками, позолоченной резьбой, стилизованными под животных ножками и подлокотниками. Звериные мотивы четко прослеживаются в имперском стиле: головы и лапы львов, орлиные крылья, змеи. Популярны были и мифические существа: грифоны, сфинксы. Обивка кушеток, стульев, кресел во французском ампире преимущественно однотонная, выполненная под мрамор или кожаная. В интерьерах появились круглые столики на одной ножке, серванты для посуды и модных безделушек, секретер с полкой для книг.

Декор

В декоре 19 века преобладают античные римские и египетские мотивы - колонны, фризы, пилястры, орнамент с листьями аканта, сфинксы, пирамиды. Эпоха наполеоновских войн не могла не отразиться на интерьере. Широко использовались изображения оружия: сабель, щитов, стрел, пушек, ядер. Декораторы того времени не могли обойти стороной лавровый венок как символ величия. Он встречается повсеместно.

Интерьер изобилует гипсовыми статуями, картинами и огромными зеркалами в массивных позолоченных рамах. Сложные драпировки на окнах и стенах - характерная черта ампира. Кровати украшали балдахинами. Весь декор в интерьере имперского стиля тщательно выверен, и одинаковые изображения можно встретить в декоре мебели, стен, аксессуаров и даже книг.

Русский ампир

Русский интерьер 19 века взял многое из французского ампира, переработав и смягчив. Вместо красного дерева и бронзовых накладок на мебели использовали карельскую березу, ясень, клен. Мебель украшали позолоченной резьбой. Существ египетской мифологии удачно заменили славянскими. В отличие от французского ампира, возвышающего в первую очередь личность императора, русский большее внимание уделял величию государственной власти. Мрамор заменили уральским малахитом, лазуритом и другими поделочными камнями.

Русский ампир постепенно разделился на два направления: столичный и провинциальный. Столичный более походил на французский, однако был более мягким и пластичным. Несомненный вклад в развитие стиля внес итальянец Карл Росси. Провинциальная версия русского ампира была еще более сдержанной, приближенной к классицизму.

Ампир - яркий и величественный стиль в архитектуре и интерьере 19 века. Пышность и тожественность интерьеров была призвана подчеркнуть величие императора. Характерными чертами имперского стиля являются центрированная композиция, яркие цвета, обилие позолоты, лепнина, огромные зеркала, античные, египетские, звериные и военные мотивы.

Существуют возможности использования стиля 19 века и в современном дизайне интерьера. Дизайнеры могут воплотить в жизнь реализацию такого проекта, используя современные материалы и стилизованные предметы. Роскошный стиль ампир может украсить любую квартиру, было бы желание и возможности.


Дачи, виллы и особняки: Фасады и планы каменных и деревянных построек в новых стилях / Под редакцией Вл. Стори. - С.-Петербург: Книгоиздательство М. Г. Стракуна, [б. г.]. - IV, 72 с., ил. - (Дачная архитектура за границей).

От редактора

Предлагаемый вниманию русских читателей сборник иностранных архитектурных проектов, является первой попыткой ознакомить их с мотивами иностранного зодчества. Здесь собраны наиболее типичные проекты немецких и английских архитекторов из различных альбомов, а помещаемый ниже текст, представляет выдержку из объяснительных записок при проектах и вполне знакомит нас с теми требованиями, которые предъявляются к дому-особняку западными европейцами, привыкшими к бо́льшему комфорту и удобствам, чем мы, русские. Хотя не во всем и не всегда можно согласиться с положениями немецких авторов, однако приходится все же признать их глубокую продуманность и приспособленность к требованиям жизни данного народа. Для нас, русских, большинство помещенных здесь планов не пригодно в целом виде. У нас совершенно другие жизненные требования.

Наша общественная разобщенность дает себя знать и в тесном кругу семьи и дом-особняк с проходными комнатами, лишенный спасительного коридора, конечно, не скоро нашел бы у нас покупателя или даже съемщика; поэтому на все помещаемые здесь проекты следует смотреть лишь как на схему, которую можно переработать сообразно индивидуальным требованиям в каждом отдельном случае.

Все помещенные здесь проекты, большей частью относятся к каменным постройкам, хотя могут быть пригодны и для деревянных оштукатуренных. Хотя на первый взгляд и кажется сравнительная дешевизна заграничных построек, на самом же деле, подсчитав, выходит, что кубическая сажень постройки обходится от 90 руб. до 120 руб.

При пользовании масштабом полезно помнить, что и погонный метр равняется почти 1½ аршинам.

Для облегчения пользования настоящими планами, мой архитектурно-строительный кабинет принимает на себя труд по переработке их применительно к требованиям русских клиентов и законоположений.

Вл. Стори.

ТЕМЫ ТАБЛИЦ.

(* План в конце книги)

ТАБЛИЦЫ:

I. Каменный одноэтажный загородный особняк с жилым полуподвалом; крыт, как и большинство остальных, черепицей

III. IV.* Типы каменных особняков. Легко могут быть приспособлены для пансионатов

V.* Камен. одноэт. особняк с мезонином - пригоден особенно для помещичьего дома

VI.* Камен. двухэт. особняк - интересен своим внутрен. расположением комнат; все жилые комнаты и даже кухня во II эт. Для большинства русских семейств план требует переработки

VIII.* Тоже - но более удобное расположение комнат. Интересна обработка входного крыльца в виде грота

IX. Двухэт. камен. особняк - в стиле английского модерна. В виду своей обширности, план может быть разработан под санаторию или пансионат.

X. Камен. двухэт. жилой дом легко может быть приспособлен в доходный на четыре квартиры. Стиль модернизованный ампир

XI. Каменная вилла с мезонином в стили английского коттеджа для большого семейства, пансиона или санатории

XIV. Небольшой каменный дом на две квартиры с самостоят. входами

XVI. Деревян. оштукатуренный особняк с мезонином. Ограда или бетонная или каменная с деревянной решеткой

XXXV.* XXXVI. Каменные виллы в английском стиле

LV. Небольшой особняк смешанного типа, низ каменный, верх деревянный

LVI.* Бревенчатый охотничий домик в швейцарском стиле

LVII.* Загородный особняк. По удобству плана может быть приспособлен под комнатную систему

LVIII. Небольшой охотничий домик

LIX. LX. Различные фасады одной и той же виллы в швейцарском стиле

LXI. Каменный особняк в новом немецком стиле

LXII. Небольшой домик в швейцарском стиле. Может быть каменный или деревянный. Наверху мезонин

LXIII.* Садовый павильон; может быть пригоден и для летней дачи с круговой террасой

LXIV.* Деревянная или смешанного вида вилла; верх полумансардного типа в стиле немецкого модерн; достойна внимания обработка сада

LXV.* Небольшая загородная вилла. Очень удобная распланировка комнат. Помещены два фасада, главный и боковой

LXVI.* Тоже. Мотив небольшой загородной виллы с мезонином. На боковом фасаде (с правой стороны) видна решетка из дранки для вьющихся растений

LXVII. Пример расположения усадьбы на косогоре

LXVIII.* LXIX.* Каменный дом на четыре квартиры в стиле английского коттеджа. Представлены два противоположных фасада. Может быть использован как домик для рабочих на заводе

LXX.* Вилла каменная с мезонином. Может быть бревенчатая

LXXI.* Бревенчатый охотничий домик в швейцарском стиле. Внизу только зало-столовая и кухня, наверху три спальни и ванна. Удобен для загородных приездов

LXXII.* Каменный особняк в новом немецком стиле

LXXIII. Каменный особняк в стиле английских коттеджей

LXXIV.* Бревенчатый дом-изба для большого семейства. Годен для сельской школы или пансиона. Имеется большой зал для игр. Может быть приспособлен и под загородный ресторан

LXXV. Мотив загородного полуособняка на две квартиры с мезонином. Каменный или деревянный штукатуренный

LXXVI.* LXXVII. Двухэтажные особняки в ложнорусском стиле; могут быть приспособлены и под доходные дома

LXXVIII.* Небольшая служебная надворная постройка: кучерская, конюшня и сарай

Краткий объяснительный текст*)

*) Извлечение из книги Генель и Чармана.

При постройке дома никогда не следует забывать, что и в самом маленьком домике можно создать уют и красоту, соединить изящество и стиль. Но это возможно только в том случае, если место для постройки будет выбрано также осмотрительно и тщательно, как будет производиться сама постройка и вырабатываться предварительный ее план (проект).

Главнейшие требования, которым должно удовлетворять место будущей постройки следующие:

  1. Высокая сухая местность.
  2. Близость питьевой воды.
  3. Возможность устройства стоков для нечистот.
  4. Удобные дороги.
  5. Близость аптеки, доктора, школы (или удобное сообщение с ней).
  6. Материальная обеспеченность поселенцев, дабы иметь возможность впоследствии разложить повинности на большее количество плательщиков.

Следует избегать:

  1. При гористой местности плывуна-грунта (опасность оползней и сдвигов).
  2. Избегать сырых и болотистых мест.
  3. При близком соседстве больших городов обследовать историю места; не была ли здесь свалка или кладбище.
  4. Избегать при планировке поселка¹) прямых слишком широких улиц, как скучных и однообразных; желательно разбивка улиц криволинейных в виде аллей.
  5. Избегать больших проезжих дорог, как пыльных и слишком шумных.
  6. Избегать фабричных районов.

____________

¹) Существует противоположная теория, указывающая на прямолинейность улиц, как на важный фактор в смысле естественной вентиляции (сквозняк) всего поселка.

Примечание В. С.

Желательно выбирать место на южных склонах, защищенных от северных и северо-восточных ветров с небольшими хотя бы древесными насаждениями (дают тень и защита от ветров).

Дом располагать в северной части усадебного места, дабы оставалась большая площадь солнечная; избегать излишней порубки имеющихся деревьев (см. проекты № 22 и 31).

Во избежание излишних расходов в будущем, необходимо прежде постройки, основательно продумать план, для чего всегда полезнее обращаться к специальному архитектору, т. к. деньги заплаченные за хороший проект всегда сторицею вернутся.

Архитектор должен точно знать все требования строющегося и вполне проникнуться его желаниями и стремлениями и обязанности архитектора вовсе не заканчиваются с представлением архитектурного проекта, а наоборот постройки от начала до конца должны вестись под непосредственным его надзором и руководством, т. к. всегда является масса вопросов, которые не могут быть разрешены иначе, как при совместном на месте обсуждении их владельцем с архитектором; который должен постоянно напоминать клиенту, что всякие изменения и дополнения вызывают и излишние расходы, вначале кажущиеся незначительными. Архитектурный проект не должен быть лишь красивой картинкой, но вполне отвечать также и требованиям жизни.

Архитектору необходимо указать число и назначение комнат в каждом этаже, их взаимное соотношение, назначение подвала, чердака и т. д.

Хотя одноэтажный дом всегда обходится дороже двухэтажного, однако нельзя не указать удобство первого с практической точки зрения. Наконец необходимо иметь в виду общие удобства дома, дабы не обесценивать его в случае продажи или перехода к другому владельцу и, т. к. одним из главных лиц, пользующихся домом - является хозяйка, то и необходимо участие этой последней в обсуждении плана дома.

В хорошем доме на среднюю семью необходимо следующее количество комнат¹):

____________

Приемная - небольшая.

Столовая - большая и малая.

Рабочий кабинет.

Комнаты для игр.

Музыкальная комната.

Комната для танцев (зал).

Зимний сад.

Детская для игры.

Детская для работы.

Спальни в зависимости от числа и возраста детей.

Спальня для родителей.

Ателье (с потолочным светом).

Комната для прислуги.

Комната для обеда и дневного пребывания прислуги.

К спальным комнатам примыкают - туалетные ванные, гардероб, w. c.

Желательно особые умывальные для прислуги.

Бельевая комната и рядом небольшая комната для починки белья.

Лестничная клетка (Diele) должна иметь жилой уютный вид и снабжена прихожей и туалетной.

Между передней и кухней, для избежания чада, должен быть коридорчик.

Кухня из отделений: собственно кухня, судомойня, помещение для мяса, кладовые и буфетная. Серебро же должно храниться в шкафу в столовой.

Хорошо иметь особое помещение для чистки платья и сапог.

В подвале помещение для центрального отопления, угля, керосина; винный погреб с прохладной комнатой для питья и отдыха.

С южной его стороны дворницкая с отдельным выходом.

Затем надо темное помещение с водопроводом, гараж для автомобиля и велосипедов. Необходимо иметь особый черный ход и сени, помимо кухни и вообще стараться, чтобы изолировать чисто хозяйственное помещение от комнат (см. стр. 2, 4, 11 и 78).

«Куда приходит солнце, туда не заглядывает доктор»; поэтому желательно располагать дом по диагонали к меридиану, чтобы все комнаты были светлые; особенно же детские.

Спальни предпочтительно на Восток, т. к. в них к вечеру делается прохладнее.

Следить, чтобы ветром не заносило кухонного чада в дом. При простых отхожих местах устроить вентиляцию в особый канал при кухонном дымоходе.

Устройство центрального отопления необходимо поручать специалисту инженеру заранее, дабы во время постройки оставлять необходимые места для батарей и проч.

Прачечную практично помещать на чердаке.

Высоту комнат англичане обычно делают в 4½ арш.

Избегать слишком больших комнат, как не уютных.

Следует предусмотреть проводку горячей воды на верх; вообще практично делать в комнатах краны холодной и горячей воды; особенно в спальнях.

Большое удобство также представляет внутренний телефон, лифт для подачи кушаний, если кухня внизу. Необходимо устройство w. c. в каждом этаже.

Полезно также пользоваться стенами для устройства в них ниш и шкафов.

Относительно внутренней отделке комнат, то она должна отличаться изящной простотой: потолок лучше всего гладкий штукатуренный белый с цветным бордюром. Стены окрашены масляной краской в мягкие спокойные тона в соответствии с мебелью и наружностью хозяйки.

Террасы, хотя желательны, но удорожают постройку и их могут с успехом заменять комнаты мезонина с большими окнами¹).

____________

¹) Совершенно неправильное мнение. Примечание В. С.

Что же касается внешнего вида дома, то он должен находиться в соответствии с окружающими зданиями и стиль дома не должен выражаться украшениями, а должен выразиться в форме самой постройки.

Необходимо пользоваться местным строительным материалом.

Садовая ограда желательно сплошная, дабы пыль, шум и чужой глаз не проникали в сад (см. пр. № 30).

Садовая мебель лучше всего простых строгих форм белая лакированная, хорошо выделяющаяся на фоне зелени.

Вышеприведенные краткие указания да послужат к поднятию того мещанского строительства, которое свило довольно прочное гнездо в Германии²).

____________

²) Последнее слово вполне можно заменить словом „России“. Примечание В. С.

1. Speicher - кладовая.

2. Schlafzimmer - спальня.

3. Badstube - ванная.

4. Wohnzimmer - жилая комната.

5. Wintergarten - зимний сад.

6. Anrichte - буфетная.

7. Speisezimmer - столовая.

8. Diele - центральная комната с лестницей на верх, обычно в два света.

9. Vorplatz - площадка-коридор.

10. Empfangszimmer - приемная.

11. Halle - см. № 8.

12. Wohndiele-см. № 8, приспособленное под жилье.

13. Offene Veranda - открытая веранда.

14. Geschlossene Veranda - закрытая веранда.

15. Gesellschaftszimmer - гостинная.

16. Wohnraum - жилая комната.

17. Flügel - флигель (особнячек).

18. Toilette - туалетная (уборная).

19. Waschküche - судомойня.

20. Küche - кухня.

21. Gastzimmer - комната для приезжающих.

22. Kinderzimmer - детская.

23. Eiszimmer - ледник.

24. Gutestube - маленькая гостинная.

25. Zimmer - комната.

26. Salon - зало.

27. Schrank - шкаф.

28. Fräulein - гувернантка.

29. Herrenzimmer - комната для молодых людей.

30. Damenzimmer - будуар.

31. Arbeitszimmer - рабочий кабинет.


II.* Каменный двухэтажный особняк, может быть приспособлен и под две самостоятельные квартиры. Очень удобное расположение комнат





VI.* Каменный двухэтажный особняк - интересен своим внутренним расположением комнат; все жилые комнаты и даже кухня во II этаже. Для большинства русских семейств план требует переработки


VII.* Тип английского коттеджа на небольшую семью. Фасад изящен своей простотой










































XLVIII.* Деревянный штукатуренный полуособняк на две квартиры с самостоятельными входами. Под крышей мезонин

XLIX. Небольшой особняк с мезонином. Бревенчатый штукатуренный или каменный




LII. Особняк смешанного типа: низ каменный; верх фахверный или штукатуренный с деревянными тягами


LIII.* Того же типа дом


должен был поражать красотой и роскошью, это парадные покои, предназначенные для восхищения, но можно ли было в них работать и отдыхать? Недаром цари любили больше свои загородные резиденции.
Дворяне также имели иногда парадные особняки в Петербурге и что-то простое в провинции. А часто и только самые простые усадебные дома в провинции. На картинах можно увидеть и самые шикарные, которые живописцы Зимнего дворца запечатлели для потомков, и скромные рисунки возможно крепостных, на которых семейный уют и дворянский быт.

Подключников Н. Гостиная в доме Нащокиных в Москве

Что мы видим – стены в большей степени однотонные, увешанные картинами, мебель однотипная, обивка становится разнообразнее со временем, а вот потолки разнообразные, хотя высота комнат часто невелика




Подключников Н. Кабинет П.Н. Зубова. 1840



Средин А.В. Комната в имении Белкино 1907.


Гостиная в усадьбе Знаменское-Раёк


Тыранов А.В. Интерьер в дворянском доме.



Ребу Ш. Авчурино. 1846


Интерьер в доме Соймонова на Малой Дмитровке в Москве. Неизв. художник.


Сверчков В.Д. Внутренний вид комнаты. 1859


Зеленцов К.А. В комнатах



Зеленцов К.А. Гостиная с колоннами


Неизвестный художник. Интерьер гостиной


Пич Л. Усадьба Поречье. Библиотека.


Пич Л. Усадьба Поречье. Музеум. 1855


Ракович А.Н. Интерьер. 1845


Тихобразов Н.И. Интерьер в имении Лопухиных. 1844


Тихобразов Н.И. Петербургский интерьер


Премацци Л.Особняк-барона А. Л. Штиглица. Белая гостиная.
Это как раз о шикарных дворянских особняках, которые писали те же художники, что и Зимний дворец. Главный финансист империи, председатель государственного банка, человек, близкий царской семье, имел великолепный дворец в Петербурге, приобретенный потом для Великого князя Павла Александровича.


Премацци Л.Особняк-барона А. Л. Штиглица. Золотая гостиная



Премацци Л.Особняк-барона А. Л. Штиглица. Гостиная


Премацци Л.Особняк-барона А. Л. Штиглица. Парадный кабинет.


Премацци Л.Особняк-барона А. Л. Штиглица. Кабинет баронессы.


Премацци Л.Особняк-барона А. Л. Штиглица. Библиотека

29 сентября 2015. Портнер

Разделить по стилям и поместить на полки все архитектурные разновидности частных домов, встречающиеся на рынке Подмосковья - невероятно сложная задача, так как архитектура домов построенных за последние 25 лет - это смесь авторского экспрессионизма, эклектики, удачных и не очень экспериментов с известными нам архитектурными стилями. Грубо, стилистику загородных домов можно разделить:

1. Постсоветский стиль – характеризуют дома из красного кирпича, строившиеся в первой половине 90-ых, когда появилась возможность построить собственный дом большой площади. Важно было освоить максимальный объем с имеющимся бюджетом. Помещения нарезались интуитивно, а на готовую коробку потом приглашались архитекторы, чтобы ее как-то «обыграть». Крыши часто облицовывали металлочерепицей или мягкой кровлей. Большая часть вторичных предложений на Рублево-Успенском шоссе относится к домам в данной стилистике, чьи владельцы уже построили для себя новое правильное жилье, а от старого, расположенного на дорогих участках, пытаются избавиться, но не задешево. Фото 1.

2. Классический стиль в основном встречается в архитектуре больших домов и усадеб на Рублевском шоссе, площадью от 1500 кв.м и больше. Дома симметричных форм, с помпезными входными группами и соответствующими планировками, которые становятся заложниками симметричных эклектичных фасадов. Для отделки используется в основном натуральный камень типа известняка, травертина, доломита и гранита для облицовки цоколя и крылец. Кровля делается из фальцованного медного, свинцового или цинк-титанового листа, или натурального камня - сланца. Себестоимость строительства таких домов зависит от сложности каменного декора, но ориентировочно составляет 1.500-2.000 долларов за кв.м, без учета отделки интерьеров и инженерных систем. Данный стиль можно грубо разделить:

  • Неоклассицизм - стиль популярный в XVII-XIX веках, узнаваемый по строгим, элегантным линиям и отсутствием излишних декораций, вдохновляемый архитектурным искусством античных периодов Древней Греции и Рима. Фото 2.1.

    Необарокко - стиль популярный в Европе в XVII-XVIII веках, для которого характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм и излишество фасадного декора. Фото 2.2.

3. Архитектуру домов в стиле Модерн (известен в разных странах и как Арт-Нуво, Югендстиль или Сецессия) отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых материалов (металл, стекло) и расцвет прикладного искусства – фасады щедро украшались стилизованными растительными узорами, гибкими текучими формами. На рубеже XIX и XX веков появилось стремление к созданию одновременно эстетичных и функциональных зданий. Крыши приобретают сложные формы с декоративным фахверком. На фасадах применяются: камень, штукатурка, дерево, мозаика, керамическая плитка, бронза, витражи. Фото 3 (автор АМ Олега Карлсона).

4. Викторианский стиль характеризует многообразие разновидностей эклектического ретроспективизма с конца XIX века - возрождением более ранних европейских стилей и адаптацией к новым конструктивным возможностям с ассимиляцией китайского, японского, индийского, персидского и арабского стилей декоративного искусства. В основном ассоциируется не с постройками в Британии, а с домами, построенными в модных буржуазных курортах Нормандии, особенно в известном городке Довиль. Фото 4.

Стоимость строительства домов в стиле Модерн или викторианской архитектуры выше, чем классических домов, но подчеркивает стремление владельца к декоративному искусству.

Также как сегодня мы не одеваемся в стиле 17, 18 или 19 веков и не ездим на каретах или лошадях, строительство новых домов в стилистике Классицизма, Модерна или Викторианского периода считается анахронизмом, поскольку не соответствует духу нашего времени. Уже больше ста лет архитекторы нигде в мире не обучаются проектированию согласно классическим канонам. Таким образом, риск архитектора перешагнуть в поле китча очень большой и по факту в 90% случаев подтверждается.

5. Замковый стиль (или так называемый среди архитекторов - Диснеевский стиль) относится к чистому китчу и характерен для стран Восточной Европы (особенно Румынии) и Китая. В коттеджных поселках бизнес-класса пользовался спросом до кризиса 2008 г. Для отделки фасадов и кровли домов, построенных в замковом стиле, в большинстве случаев используются недорогие отделочные материалы, имитирующие натуральные. Себестоимость строительства таких домов ориентировочно составляет 1.000-1.500 долларов за кв.м, без учета отделки интерьеров и инженерных систем. Фото 5.

6. Райтовским стилем часто называют все дома с выступающими четырехскатными крышами, но архитектуру известного американского архитектора Фрэнк Ллойд Райта с начала XX века характеризует «органичная» форма домов, с уменьшением объема на верхних этажах, чтобы дом с террасированной крышей органично вписывался в рельеф. Несмотря на то, что Ф.Л. Райт создавал дома в эпоху Арт-деко, «последнего великого стиля XX века», его архитектура заслуживает отдельную полку - как первые дома современного стиля, где функционализм начал доминировать над эстетикой симметрии фасадов. Для отделки фасадов используются качественный кирпич, камень, дерево, много остекления и элементы прикладного искусства. Пологие кровли, как правило, покрываются фальцованным медным листом. Себестоимость строительства таких домов ориентировочно составляет 1.300-1.800 долларов за кв.м, без учета отделки интерьеров и инженерных систем. Фото 6 (автор Portner Architects).

7. Кантри стиль представляет разнообразие домов, строившихся традиционно в разных странах мира, в основном в деревнях и провинциальных пригородах. К этой категории можно отнести следующие стилевые направления:

    Бревенчатые дома во всех своих разновидностях. Быстровозводимые, но с определенными ограничениями в отделке. Себестоимость строительства таких домов ориентировочно составляет 600-1.500 долларов за кв.м, без учета отделки интерьеров и инженерных систем. Фото 7.1.

    Шале (альпийский стиль) с двускатными крышами и мансардным вторым этажом. Отделка фасадов первого этажа из камня, второго из дерева или штукатурки с деревянным фахверком. Кровля из сланца, дранки или натуральной черепицы. Себестоимость строительства таких домов ориентировочно составляет 1.000-1.500 долларов за кв.м, без учета отделки интерьеров и инженерных систем. Фото 7.2.

    Итальянская (средиземноморская) классика характерна кирпичными или оштукатуренными фасадами, с простым декором из камня в виде карнизов, обрамления окон и усиления углов. Большие террасы с навесами, перголами, ставни на окнах и другие элементы имеют первоначальную функцию защиты от солнца, но являются неотъемлемой частью этого стиля. Фото 7.3.

    Бельгийский стиль характерен использованием разнотонного кирпича ручной формовки для отделки фасадов, двускатными крышами под большим углом уклона и декоративными карнизами фронтонов. Фото 7.5.

    Американско-канадские дома пришли из пригородов Северной Америки, но с учетом российской ментальности локализованы с учетом изменения строительной технологии с деревянно-каркасной на каменную (кирпич, пеноблок). Дома данного стиля в основном имеют встроенный или пристроенный гараж на 2 машины. В борьбе за данную категорию покупателей девелоперами допускалась экономия, иногда даже в плане нарушений технологий строительства фундаментов и гидроизоляции. Этим коммерческим типом домов массово застраиваются коттеджные поселки, так как их себестоимость довольно низкая и конструктивные решения несложные, но вместо привычных в США 600-700 долларов, в России цена строительства колеблется около 1000 долларов за кв.м, без учета отделки интерьеров и инженерных систем. В результате тюнинга данного стиля появился Замковый стиль. Фото 7.6.

8. Современным стилем называется вся архитектура после эпохи Арт-деко. Современная архитектура подразумевает полное отсутствие стилевых канонов и эксперимент в использовании возможности новых строительных материалов. Также имеет несколько этапов развития:

    Функционализм характеризует наличие больших площадей остекления, чистых геометрических форм (обычно прямоугольных), отсутствие излишеств в отделке фасадов и использование крупных нерасчленённых плоскостей из одного материала, разнообразие форм кровли (часто плоской). Сжатая философия стиля - это искренность и прагматичность: «форма определяется функцией, а фасад формой». Фото 8.1 (автор Portner Architects).

    Минимализм стремится к триумфу хорошего вкуса - к максимально возможной простоте выполнения, соблюдению основных правил композиции, использованию натуральных материалов, максимальному вниманию к деталям, единой цветовой гамме, световому оформлению и стремлению достичь максимальной функциональности. Фото 8.2 (автор Maxim Winkelaar и Bob Ronday).

    Деконструктивизм пытался освободить архитектуру от гегемонии эстетики, красоты, функциональности и построить здание, отрекшись от всех общепринятых глубинных принципов создания архитектурных сооружений, в том числе: тектоники, равновесия, вертикалей и горизонталей - разрушив старые принципы и создать что-то свое. Фото 8.3 (автор McBride Charles Ryan).

    Хай-тек со своей эстетикой металла, машин и промышленной архитектурой. Фото 8.4 (автор АМ Алексея Козыря).

    Эко-тек (Био-тек) , где архитектурная выразительность конструкций зданий достигается заимствованием природных форм и прямым использованием форм живой природы в архитектуре, в виде элементов природного ландшафта и живых растений. Фото 8.5 (автор Guz Architects).

    Авангард – яркий и нестандартный стиль, неожиданных и провокационных цветовых решений, контрастов и форм, с применением несовместимых, на первый взгляд, фактур и материалов, с неординарными решениями при сопряжении объемов и плоскостей, создавая асимметричные конструкции, причудливые формы и изгибы. Фото 8.5 (автор АМ Атриум).

Себестоимость строительства домов современной архитектурной стилистики ориентировочно составляет 1.000-1.500 долларов за кв.м, без учета отделки интерьеров и инженерных систем.

Надо подчеркнуть, что почти у каждого из вышеперечисленных архитектурных стилей есть и свой псевдо-стиль, где по разным причинам отступается от стандартных канонов, теряются пропорции и композиция фасадов и используются недорогие имитации натуральных отделочных материалов.

Сегодня большинство людей отдают предпочтение комфортному и максимально функциональному жилью. Однако находятся и редкие ценители старой классики, которые желают оформить свой дом в лучших традициях былых времен. Обычно к такой категории относятся люди богатые, имеющие не один вид недвижимости, коллекционеры и антиквары, которые с одной стороны испытывают жажду экспериментов, а с другой - остаются верными традициям.

На сегодняшний день интерьер 19 века, который господствовал в домах аристократической знати, является одним из самых показательных среди страничек, описывающих историю архитектуры и быта Российской империи. Например, в известном Павловском Дворце существует целая экспозиция, посвященная жилому интерьеру 19 начала 20 веков, которая позволяет перенестись словно на машине времени в другое столетие.


Попробуем определить, какие же особенности интерьера 19 века присутствовали в разные десятилетия столетия.


Так, в начале 19 века русская знать зачастую располагалась в загородных усадьбах или особняках, находящихся в черте города. Вместе с хозяевами в доме проживала прислуга, которая классифицировалась по статусу. Дома, в которых проживали господа, обычно состояли из трех этажей. Именно комнаты первого этажа в интерьере 19 века отдавались под распоряжение прислуги, хозяйственные помещения, кухню, подсобки.

На втором этаже располагались гостевые хоромы, которые зачастую представляли собой смежные гостиные, залы и столовую. А вот на третьем этаже в большинстве своем располагались господские хоромы.


В начале столетия в интерьере 19 века в основном присутствовали стили классицизм и ампир. Большинство помещений гармонично сочетались между собой и включали мебель единую по стилю, зачастую изготовленную из красного дерева с тканевой отделкой, украшенной позолоченными, латунными или бронзированными элементами. Стены в домах зачастую окрашивались однотонной краской зеленого, синего или лилового цветов или оклеивались полосатыми бумажными обоями.


Обязательным помещением в любом жилом доме был кабинет хозяина, мебель которого зачастую изготавливалась из тополя или березы. Весомое место также занимали портретные комнаты, которые оформляли полосатыми обоями и украшали портретами в тяжелых и массивных позолоченных рамах.


Спальня обычно была разделена на две зоны: спальную и будуарную, особенно это касалось комнат юных барышень. В более богатых домах будуар находился в соседнем со спальней помещении. Будуар в интерьере 19 века носил не только функцию туалетной комнаты, сколько являлся личным пространством хозяйки, где она могла заниматься чтением, вышивкой или просто находиться наедине со своими мыслями.


Интерьер 19 века в 40-60х годах подпал под влияние романтизма, неоготики и псевдорусского стиля. Окна в домах начали завешивать тяжелыми драпированными тканями. На столах появились скатерти. Веяние готики порой проявлялась в моде на стрельчатые окна с витражами. Примерно в период правления Николая II была введена мода на французский стиль. Мебель из красного дерева уступила место розовому дереву, в интерьере появились предметы декора, такие как фарфоровые вазы и статуэтки. А уже немного позже, особенно в мужских спальнях, начали отражаться восточные мотивы. Например, в качестве декора на стены вешали оружие, в комнатах могли присутствовать кальяны и другие курительные принадлежности, хозяева часто любили облачаться в халаты с восточными мотивами. Но, что касается гостиных и женских спален, стиль второго рококо оставался господствующим.

Интерьер конца 19 века начинает понемногу тускнеть по сравнению с началом и серединой столетия. Связано это с тем, что многие буржуазные семьи разорялись и оказывались в незавидном финансовом положении. В то же время на месте не стоял научно-технический прогресс, который привнес в интерьер тюли и скатерти из машинного кружева.

Вместо домов в 19 веке более популярными стали квартиры, которые совмещали в себе эклектику многих архитектурных стилей. Место усадеб заняли загородные дачи, интерьеры которых зачастую оформлялись в псевдорусском стиле, который заключался в отделке балками с резьбой потолков и неизменным буфетом в столовой.


Ближе к концу года в свои права вступил стиль модерн, предполагающий плавные изогнутые линии во всех без исключения предметах интерьера.


Интерьер 19 века по насыщенности разных стилей может занять, пожалуй, первое место среди прочих столетий, так как под влиянием историцизма в нем отразились такие течения, как классицизм, рококо, готика, в середине века зародилась эклектика стилей, а в конце в свои права вступил неповторимый модерн.



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.