Давление в баллоне пропана, сведения о безопасности

Когда в сельский населённый пункт приходит газ, в него приходит цивилизация. Печное отопление, или отопление индивидуальное водяное с котлом на твёрдом топливе, - это не только романтическое потрескивание дров в топке. Отопление твёрдым топливом - это всегда копоть, дым и сажа, необходимость ежегодного перекрашивания потолков. А кроме неприятностей, связанных с постоянной грязью, необходимо ещё заготовить или приобрести и где-то хранить запас дров на целую зиму.

К сожалению, не везде проведён природный трубопроводный газ. Во многих населённых пунктах жителям приходится довольствоваться газом в баллонах. И людей интересует, а сколько литров газа в 50-литровом баллоне?

Что такое бытовой газ

Вспомним основы школьной органической химии. Первым является метан. Молекула этого газа состоит из одного атома углерода, окружённого четырьмя атомами водорода.

Если слегка удлинить цепочку - вместо одного из атомов водорода «прицепить» один углерод, на оставшиеся три его связи присоединить атомы водорода, - получится следующий член семьи предельных углеводородов, этан.

Начиная с начала цепочки, имеем:

  • метан СН 4 ;
  • этан С 2 Н 6 ;
  • пропан С 3 Н 8 ;
  • бутан С 4 Н 10 .

Последние два соединения - пропан и бутан - и являются содержимым

Физические свойства этих химических веществ

Пропан при нормальном атмосферном давлении является жидкостью в диапазоне температур от -187,7 до -42,1 °С. Ниже указанного промежутка пропан кристаллизуется, а выше, соответственно, переходит в газообразное состояние. У бутана этот диапазон: -138,3 … -0,5 °С. Как видим, температуры перехода в жидкость у обоих газов не намного ниже нуля, благодаря чему их достаточно легко сжижать, повышая давление.

Методы хранения газа

В быту используется, как правило, смесь пропан-бутан. В частных домах для хранения сжиженной смеси применяются стандартные 50-литровые газовые баллоны. Немного по-другому поступают при газоснабжении многоэтажек. Ну сколько литров газа в 50-литровом баллоне может поместиться?


А менять баллоны с 42 литрами газа (именно столько хранится в баллоне) плюс вес самого баллона по всем этажам и квартирам… Поэтому в таких случаях во дворе дома устраивается, как правило, заземлённое хранилище, в которое специальными газовозами доставляется газовая смесь. В специальном устройстве она переводится в газообразную фазу и в таком виде поступает в бытовой трубопровод.

Объём газового баллона

Так сколько кубов газа в 50-литровом баллоне? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо определиться, какой газ нас интересует. Жидкой смеси газов в баллон заливается 42 литра. Но сколько это в килограммах, кубометрах? Плотность сжиженных: пропана - 0,528 кг/л, бутана - 601 кг/л.

Для того чтобы узнать, сколько литров газа в 50-литровом баллоне, произведём небольшие расчёты.

Пропан

Плотность жидкой фазы

Литров в баллоне

Масса газа в баллоне

Плотность газообразной фазы

Бутан

Плотность жидкой фазы

Литров в баллоне

Масса газа в баллоне

Плотность газообразной фазы

Объём, занимаемый 42 кг газа (1 баллон)

Таким образом, сколько литров газа в 50-литровом баллоне, зависит от того, какой состав в него закачан. Если допустить, что баллон заполнен одним пропаном - 22,44 м 3 , бутаном - 16,67 м 3 . Но так как в быту используется смесь данных химических соединений, то показатель будет находиться где-то посередине.

Если допустить, что пропан и бутан находятся в баллоне в равных долях, то ответ на вопрос, сколько газа в 50-литровом баллоне (м3) - около 20.

Меры безопасности при обращении с газовыми баллонами

  • Никогда не удалять с баллонов таблички и этикетки.
  • Не поднимать и не перемещать баллон, держась за вентиль.
  • Утечки определять с помощью мыльного раствора, а не зажжённой спички.
  • Вентиль баллона открывать плавно.
  • Никогда не нагревать баллон.
  • Самостоятельная перекачка (перелив) сжиженного газа в другие ёмкости запрещена.

Вспоминается времечко (начало нулевых), когда китайские газовые плитки и прилагающиеся к ним поллитровые баллоны (в простонародье — «дихлофосы») стали появляться в рыболовных и туристических лавках. В ту пору за один такой баллон торговцы просили около ста рубчиков, что для не совсем доходных слоёв населения — было, мягко выражаясь — совсем не по карману. И тогда хитрая на выдумку голь научилась их — оные баллончики — заправлять от бытовых газовых баллонов.

Неизвестно имя того пионера, кто первый воздвиг мост в виде шланга между могучим 50-литровым гигантом и малюткой-поллитровкой, но сие событие стало эпохальным, ибо с него и началась Великая Эра Халявного Газа.

Мы сотоварищи этим делом душеньку в своё время тоже хорошо отвели. Столько баллонов перезаправили — счёт потеряли! И продолжалось бы так оно и дальше, покуда не обнаружился неприятный изъян у одного уже не единожды перезаправленного баллона. Он, этот баллон — дал течь, и начал медленно, но верно — спускать своё драгоценное содержимое в атмосферу.

Не сразу, но появилось у нас подозрение, что давление газа, закачанного в баллон — явно не соответствует давлению, которое тот обязан держать. Это подозрение также было подкреплено одним замечательным событием, произошедшим с совершенно другим перезаправленным баллоном.

Сей баллон был вставлен в портативный газовый агрегат, располагавшийся в только что установленном (на хорошем морозе) мобильном пристанище рыболова. И покамест в палатке царил дубак — агрегат исправно излучал калории, постепенно повышая температурку. И когда таковая достигла значения, при котором перестали мёрзнуть лунки (а также грабли рыболова) — в агрегате сию же секунду сработал клапан аварийного давления, враз отключивший подачу газа в систему. Оный клапан — ежели верить бумажке с иероглифами — нужен дабы предотвратить перегрев баллона. Но баллон-то был прохладен! Аки пиво из холодильника!

Стало ясно, что опосля кустарной перезаправки с баллонами происходит что-то не то, и газу внутри их явно некомфортно.

Таки да, но ведь оригинальный газ, закачанный в баллоны фирмой-изготовителем — спокойно себе плескался в них, не делая при этом никаких поползновений слинять наружу.

Впоследствии выяснилось, что изначально в баллоны был залит жидкий бутан, либо изобутан, мы же по простоте душевной «надували» их техническим пропаном. Нижеследующая таблица красноречиво показывает, чем пропан отличается от своих братьев бутана и изобутана.

Таблица 1. Давление (в атмосферах) насыщенных паров предельных углеводородов.

Температурка, °C Давление, атм
— терпимое; — невыносимое; — пацаны, врассыпную!
Бутан Изобутан Пропан
0 1,01 1,15 4,59
5 1,21 1,80 5,36
10 1,44 2,12 6,21
15 1,72 2,49 7,16
20 2,02 2,90 8,22
25 2,37 3,37 9,39
30 2,76 3,89 10,66
35 3,20 4,46 12,10
40 3,69 5,11 13,64
45 4,23 5,82 15,34
50 4,84 6,60 17,17
55 5,50 7,49 19,18
60 6,23 8,42 21,34
65 7,03 9,44 23,67

Как сообщил нам агент парагвайской разведки, работающий под прикрытием в Южной Корее — все «дихлофосы» рассчитаны на давление до 6,4 атмосфер. Исходя из вышенарисованной таблички можно легко понять, почему изготовители баллонов запрещают греть свою продукцию выше 40-45°C — именно при сей температурке давление изобутана начинает уже по-настоящему проверять на прочность тонкие стенки баллона. А вот баллон с бутаном, как видно из таблицы — теоретически можно ещё на пару десятков градусов подогреть, но — фирма сказала низя, значит низя! Почему — есть одна версия, но о ней ниже.

Ну вот, теперь пришло время посмотреть в колонку с пропаном и округлить глаза… Уже при нуле градусов сей газ ощутимо давит на стенки баллона, намекая на то, что внутри ему становится туговато. При 15°C давление паров преодолевает предельную отметку в 6,4 атмосферы. А при 40°C оно уже более чем вдвое выше максимально допустимого (что категорически недопустимо). Не могу точно сказать — при каком давлении баллон наконец-то не выдержит и затрещит по швам, но лучше сие на практике не проверять . Мы умудрялись хранить перезаправленные пропаном баллоны при комнатной температурке, на всякий случай не допуская их нагревания, и 8 с копейками атмосфер, судя по всему, баллон спокойно выдерживал.

Не стоит забывать, что кроме стенок, которые, вероятно и справятся с давлением, несколько превышающим заявленную норму, в баллоне есть и такая интимная часть, как клапан. Сколько он выдержит — вопрос интересный, ведь в конструкции сего органа помимо металлических частей, имеются и пластмассовые детали. Его могли попросту «наджабить» при перезаправке, посему в одном баллоне он и начал травить.

Баллон могли и «передуть». Известно, что любой сжиженный газ должен наливаться в ёмкости таким образом, дабы сверху оставалось свободное пространство . Зачем сие надобно? Учёные мужи от физики неоднократно писали в своих научных трактатах о том, что жидкий газ — не вода, при повышении температуры он — ещё не успев испариться — заметно расширяется. И ежели в баллоне не будет свободного места — газ порвёт его аки мойву (вот возможно, что именно поэтому для баллонов с чистым бутаном предел нагрева — 45°C, несмотря на то, что давление паров ещё не достигло предельных 6,4 атмосфер).

Какие же выводы из всего вышесказанного можно сделать?

А вывод тут напрашивается единственный: не уверен — не заправляй.

Конечно, при исправном оборудовании, прямых руках и трезвой голове это вполне осуществимо. И ведь не обязательно чистый пропан в баллоны лить, можно и летнюю пропан-бутановую смесь, где оного пропана всего треть.

С чистым же пропаном остаётся единственное — держать баллоны на холоде и там же их эксплуатировать, не допуская даже малейшего нагрева.

Ну и самое главное — любая перезаправка одноразового баллона осуществляется перезаправщиком на свой страх и риск, и в случае каких-либо неприятных последствий — вся ответственность за произошедшее будет лежать исключительно на нём.

Между прочим, в последнее время газ в баллончиках существенно подешевел, и возникает вопрос — а нужно ли оно вообще? Может, таки проще купить новый баллон, чем возиться с перезаправкой старого?

Пятидесятилитровые баллоны являются самой распространенной емкостью для хранения сжиженного газа. Их используют на дачах и в не газифицированных поселках, ставят в автомобили и бытовки. Причем всех пользователей подобных емкостей интересует один вопрос. И дачники, и домовладельцы, и автомобилисты желают знать: насколько хватит им такого баллона. И в данной статье мы узнаем, во-первых, сколько газа влезает в 50-литровый баллон и, во-вторых, как быстро израсходуется этот объем.

Как устроен газовый баллон – основные детали

Любой баллон собирается на основе сваренной из листового металла колбы, верх и низ которой оформлены с помощью штампованных чашеобразных крышек. Причем к нижней части приварен кольцеобразный фартук-подставка (опорный башмак), а в верхнюю часть колбы (кольцо горловины) вкручивают особый запорный узел – вентиль для газового баллона. Основной цилиндр (обечайку) и обе чаши изготавливают из стального листа толщиной не менее 2 мм. Причем чашеобразная форма дна и крышки объясняется физическими свойствами газа, который, находясь в замкнутой емкости, давит на каждый квадратный миллиметр ее внутренней площади с одинаковой силой. Поэтому сварочные швы, с помощью которых соединяют обечайку и чаши, должны соответствовать самым высоким критериям качества.

К баллонному вентилю предъявляют особые требования. Он должен выдерживать огромное давление и работать очень долго. Поэтому нижняя сторона его корпуса оформлена, как конический резьбовой штуцер, а сверху находится маховик резьбового штока, запирающего седло. Причем запорный механизм некоторых вентилей способен выдержать давление до 190 атмосфер, сохраняя работоспособность. Боковой отвод в корпусе вентиля оптимизирован под подключение гайки армированного или сильфонного шланга. Однако в большинстве случаев на отвод накручивают редуктор, выравнивающий давление до приемлемого уровня. А в случае транспортировки отвод в газовом вентиле закрывается специальной резьбовой заглушкой.

Кроме того, в некоторых баллонах вокруг вентиля обустраивается стальной воротник, защищающий запорный узел от механических повреждений. А в месте врезки вентиля монтируется особая шайба из мягкого металла (алюминия), на которую с помощью штамповки наносят даты последнего технического осмотра всей конструкции. В случае задержки технического осмотра заправлять баллон до предельного уровня давления категорически запрещается. Причем обнаружить факт отложенной проверки может любой пользователь. Для этого нужно прочитать символы на шайбе под кольцом горловины. Там, помимо времени последнего осмотра, есть и дата следующего. Если сегодняшнее число больше этой даты – баллон лучше не использовать.

Какую нагрузку выдержит корпус и вентиль

Стандартные емкости, изготовленные по нормам ГОСТ, могут выдержать рабочее давление в пределах от 9,8 до 19,6 МПа. Причем толщина листа, из которого готовят обечайку и чаши для баллона, выдерживающего давление до 190 атмосфер, доходит до 6 мм. Однако такой напор не выдержит ни один газопотребляющий прибор. Да и вес баллона из 6-миллиметровой стали будет очень значительным. Поэтому рабочее давление газа в баллоне емкостью 50 литров всегда равно 16 атмосферам, а точнее 1,6 МПа. Именно на такое давление рассчитаны бытовые редукторы, к которым подключают домашние котлы, колонки, плиты, духовые шкафы и конвекторы.

Впрочем, швы корпуса и запорный узел емкости ориентируют на более значительное давление в газовом баллоне – на 25 атмосфер (2,5 МПа). Правда, такое давление емкость испытывает только раз в пять лет – во время текущей проверки. И если швы баллона не смогут выдержать 25 атмосфер, то емкость отбраковывают и сдают в утиль. Вентиль может выдержать громадное давление – до 190 атмосфер. Именно такому напору может сопротивляться запорный узел, состоящий из штока и резьбовой пары. Хотя даже во время испытаний запор держит всего 25 атмосфер, а во время эксплуатации – не более 16 атмосфер. Именно на такое давление и нужно ориентироваться, рассчитывая, сколько газа помещается в стальном баллоне на 50 литров.

Сколько газа можно закачать в 50-литровую емкость

В пропановом баллоне на 50 литров помещается не более 42,5 литров сжиженного газа. Дело в том, что по нормам безопасности в емкость можно закачать не более 85 процентов от общего внутреннего объема (50х85%=42,5). Нарушать это правило нельзя ни заправщикам, ни владельцам емкостей! Кроме того, техника безопасности запрещает расходовать сжиженное топливо до конца. Поэтому остаточное давление в баллоне с пропаном не может быть менее 0,1 МПа, и фактически в распоряжении владельца емкости оказывается от 40 до 42 литров пропана. Ну а если перевести это в килограммы, то получается, что в баллон можно закачать 20-21 кг газа (1 л пропана = 0,5 кг).

В единицах измерения энергии – ваттах – баллон пропана вмещает 966 МДж (1 кг пропана = 46 МДж) или 268 кВт*ч. Если используется пропанобутановая смесь с более высокой теплотворной способностью, то в один баллон войдет до 273 кВт*ч. Много это или мало – зависит от аппетитов потребителя. Если вы подключаете баллон к котлу, то одной емкости вам хватит на 2-3 дня (при сильных морозах и площади дома от 50 квадратов). Для стандартной газовой плитки мощностью 3 кВт такого источника энергии хватит почти на 90 часов непрерывной работы конфорок на полной мощности. Или на 60 приготовлений обедов (при условии, что на первое и второе блюдо уйдет 1,5 часа работы конфорки).

А вот для плиты и газовой колонки одного баллона будет мало. Ведь даже маломощный проточный водонагреватель потребляет не менее 15 кВт*ч, следовательно, запаса энергии в емкости хватит только на 17-18 часов непрерывной работы. А если учесть, что средняя продолжительность принятия душа равняется 15-20 минутам, то семья из четырех человек истощит 40-литровый запас пропана за месяц, при условии, что водные процедуры они будут принимать через день. И о горячей воде на кухне в этом случае можно и не мечтать.

В итоге большинство владельцев участков без центрального газопровода строят автономную систему газоснабжения на базе трех или даже четырех 50-литровых емкостей. И такой запас взрывоопасного и пожароопасного вещества требует совершенно особых условий хранения.

Как хранят и транспортируют газовые баллоны

При эксплуатации 50-литровых емкостей с чистым пропаном или пропанобутановой смесью принято придерживаться следующих правил:

  • Баллоны стоят только в вертикальном положении, опираясь на башмак.
  • Емкости со сжиженным газом стоят исключительно на улице, в железном ящике.
  • Ящик для баллонов обязательно имеет перфорацию, обеспечивающую проветривание.
  • Расстояние от емкости до двери и окна первого этажа не может быть менее 50 см.
  • Расстояние от места хранения емкостей до колодца или выгребной ямы не должно быть менее 300 см.
  • Баллоны следует поставить с северной стороны, поскольку максимальная температура эксплуатации не может быть выше 40-45 градусов по Цельсию. А на прямых солнечных лучах металл нагревается сильнее.
  • Между баллоном и газопотребляющим прибором должен стоять редуктор, который выравнивает давление в газопроводе.

Причем этот свод правил касается и одного баллона, и целой группы емкостей, объединяемой с помощью газораспределительного коллектора.

Среди таких энергоносителей, как углеводороды, пропан занимает весьма значимую позицию. Его широко используют в промышленности и в быту. При сварке и резке металлов, в качестве энергоносителя в системах отопления, в химической промышленности – и это лишь малый перечень областей жизнедеятельности человека, где не обойтись без этого газа. Для его транспортировки, использования и хранения предназначены пропановые газовые баллоны.
Среди линейки выпускаемых промышленностью стандартных емкостей для сжиженного газа, баллон пропановый 50л – самого большого объема. Данная емкость обладает следующими техническими характеристиками (ГОСТ 15860 – 84):

Габаритные размеры:

  • высота: 0,960 м
  • диаметр: 0,299 м
  • толщина стенок корпуса: 0,03 м

В комплект входит вентиль ВБ – 2 или ВБ – 2 – 1 для работы с редуктором (например, с регулятором давления РДСГ 2 – 1,2), кольцо горловины для крепления колпака, колпак, при необходимости – башмак. Корпус окрашен красный цвет с белой маркировкой.

Используемый газ – пропан, в большинстве случаев представляет пропан–бутановую смесь, процентное соотношение которой меняется в зависимости от времени года или от назначения используемого топлива. Помимо использования в производственных целях, например в сварочных работах на стойках или предприятиях, газовая смесь широко используется в частном секторе. При отсутствии магистрального газопровода, емкости с бытовым газом являются предметом первой необходимости. Поступающий из них газ используют в газовых плитах, для приготовления пищи.

Газовый баллон пропановый 50 л, благодаря большому объему, пользуется повышенным спросом при отоплении частных домов. Несколько таких емкостей с газом способны обеспечить теплом помещение значительной площади. Еще одна область применения – автотранспорт. С каждым годом, все больше транспортных средств переходит на газовое топливо, что приводит к значительной экономии денежных средств и улучшению экологии.

Пропановые газовые баллоны один раз в пять лет должны проходить освидетельствование или переаттестацию. При техническом освидетельствовании производятся следующие работы:

  • внешний осмотр корпуса
  • удаление остатков газа
  • проверка вентиля
  • определение степени износа стенки взвешиванием
  • промывка и гидроиспытания
  • сушка внутренней части
  • монтаж вентиля (нового)
  • покраска

В верхней части корпуса, вокруг вентиля, устанавливают металлическую бирку с информацией:

  • давление рабочее, МПа
  • давление испытательное, МПа
  • объем при изготовлении (по факту), л
  • номер, присвоенный на заводе
  • дата, месяц, год изготовления
  • масса при изготовлении (без газа)
  • масса с газом
  • информация о следующей переаттестации

В целях безопасности, к работе допускают освидетельствованные и исправные газовые емкости:

  • вентиль должен быть плотно ввернут
  • стенки газового сосуда недолжны иметь деформаций, вмятин, вздутий, трещин и значительной коррозии
  • окраска должна соответствовать ГОСТ и занимать не менее 70 % поверхности
  • остаточное давление должно быть не менее 0,05 МПА
  • информация на бирке должна легко читаться

Периодичность освидетельствования должна проводиться согласно правилам устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением. Соблюдение всех правил техники безопасности и пожарной безопасности позволяет безаварийно использовать газовое оборудование на протяжении всего срока его службы.

Как узнать наполненность баллона. Какое давление газа при замене гарантировано. Как связано давление в пропановом баллоне и количество оставшегося газа? Как определить, полностью ли заправили баллон или обманули? (10+)

Как узнать, сколько газа в баллоне? Давление после заправки и в процессе эксплуатации

Материал является пояснением и дополнением к статье:
Газовые баллоны бытовые.
Безопасная эксплуатация бытовых газовых баллонов.

К сожалению в статьях периодически встречаются ошибки, они исправляются, статьи дополняются, развиваются, готовятся новые. Подпишитесь, на новости , чтобы быть в курсе.

Если что-то непонятно, обязательно спросите!
Задать вопрос. Обсуждение статьи.

Еще статьи

Редуктор газовый. Принцип действия. Как отрегулировать выходное давлен...
Как устроен газовый редуктор. Принцип действия. Как отрегулировать давление на в...

Автономная газификация жидким пропан-бутаном. Отзыв. Личный опыт....
Обзор опыта автономной газификации, установки газгольдера для сжиженного газа. Т...

Горелка плиты гаснет, горит слабо или слишком сильно. Причины....
Обзор неисправностей кухонной газовой плиты. Слабое или слишком сильное горение,...

Утепление водопроводных труб. Защита от замерзания....
Водопровод своими руками. Внешний, незамерзающий. Прокладка водопроводных труб з...

Газовая отопительная горелка - регулировка, перевод (метан / пропан)....
Регулировка газовой отопительной турбо-горелки. Как перевести на другой тип газа...

Газовая плита. Перевод на природный / сжиженный, баллонный газ. Перест...
Как перевести кухонную газовую плиту на другой газ, поменять местами горелки, за...

Спутниковое телевидение, нтв плюс, триколор тв. Установка, подключение...
Как самому установить оборудование для спутникового телевидения...

Воздушный компрессор, воздуходувка диафрагменная, мембранная Hiblow HP...
Применение компрессора Hiblow HP. Практический опыт....




2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.