Как делить флоксы осенью. Размножение флоксов: черенкование, посадка и уход. Флоксы размножение делением куста

«Красота японского сада связана с двумя основными идеями: миниатюризацией и символизмом». Макото Накамура

Миниатюризация и символизм. Именно эти две характеристики японского сада выделили его из сообщества мировых садов в обособленное явление, придав статус сада с особой символической философией и культурой.

Известный японский ландшафтный архитектор конца прошлого века Макото Накамура называет символизм японских садов «врождённым». И это понятно, так как символизм сада берёт своё начало в древнем языческом синтоизме, органично соединившись с даосизмом, конфуцианством и буддизмом. В сплаве этих религий, явивших миру дзен-буддизм, символизм обогатился и укрепился. Новые образы отразились в основе философских садов, символических и прекрасных.

В японском саду половина информации зашифрована в символах. Символика сада позволяет понять значимость того или иного элемента: вижу символ и понимаю его настоящее значение. Знание символики даёт возможность прочитать идею сада и образы, которые заложены мастером сада в ту или иную композицию. Например, мост Яцухаси имеет ломаную конфигурацию, где могут быть и незакреплённые элементы (рис. 10).

Он означает восьмиступенчатый путь постижения истины и бренность физического существования: наступил на незакрепленный элемент - и результат сразу же заставит задуматься о бренности бытия.

Рис. 10. Мост Яцухаси

В песке или гравии, «расчёсанном» специальными граблями, японец сразу увидит воду, а по характеру линий он расскажет ещё много интересных сведений о ней. Тропинки в японском саду символизируют путешествие по жизни. У каждого жизнь по-своему интересна и своеобразна. Создавая сад в японском стиле, даже в образе дорожек мы можем символически нарисовать свой жизненный путь. Плоские камни дорожек – символ свободного пути без преград и радушно-открытого расположения хозяина сада.

Более всего можно понять и прочувствовать символизм именно в садах камней . Каждый камень в таком саду несет свою символическую нагрузку. Небольшой камень может стать холмом. А в тяжёлом, старом, большом камне японец традиционно увидит гору, почувствует стабильность и защищённость. Сады камней символизирует бесконечную, непознаваемую Вселенную (рис. 11).

Рис. 11. Сад камней

Это определило строгие канонические законы построения таких садов. Изречение Настоятеля дзенского монастыря: «Камни в саду расположены так, что их невозможно увидеть одновременно. В какой точке ни расположись, - всё равно, хоть один камень да ускользает от взора. Это создаёт чувство, что сад бесконечен, что нет у него границ. Так же, как нет границ у мироздания».

Символика камней в японском садовом искусстве поражает разнообразием. Символически создать море мы можем, покрыв гравием серо-голубых тонов обширную территорию и ограничив её берегами. Нанеся соответствующий рисунок при помощи специальных граблей, можно сделать море спокойным, волнующимся или же бушующим. Если в округлую композицию из больших камней вписать «гладь» серого гравия, мы получим символический образ морского залива. Гравием коричневых оттенков можно символически изобразить землю. Другой цвет гравия - и уже меняется смысл композиции, приобретают другое звучание картины сада .

Водопад – символ начала человеческой жизни.

Поток воды – река жизни, по которой плывет корабль к острову бессмертных – Хораи-сан .

Морская черепаха обитает в глубинах океана. Поэтому остров черепахи символизирует потребность человека так же глубоко познавать мироздание.

Посколькужуравль ассоциируется с полётом, то и остров журавля – это символ полёта человеческого духа к вершинам познания, к постижению истины бытия.

Поток воды по мере приближения к океану расширяется, соединяясь с ним, и образует мощную спокойную водную гладь. Так постепенно утихают и человеческие страсти, превращаясь в спокойный океан знаний, умений и мудрости. Всё это символически изображено камнями, гравием и талантом художника сада. В композиции тридцать камней, каждый из которых имеет своё название и несёт свою чётко определённую символику. Так минимальными средствами художником сада максимально раскрыта суть человеческого бытия на Земле.

Гравий, песок традиционно символизируют воду. С помощью гравия можно создать символический поток в технике «Каресансуи ». Глядя на композицию сухой реки святилища Дазайфу Тенмангу на о. Киото трудно поверить, что это символическая река. Рукотворный пейзаж композиции выполнен настолько правдоподобно, что остаётся только в очередной раз восхититься талантом японских мастеров, создавших этот шедевр.

Символические образы сада лаконичны и выразительны. Как всегда, японцы в малом добиваются удивительно больших результатов.

Вода – символ очищения, позитивной энергии, благополучия и процветания. Вода в движении - охрана от злых духов.Ритуальная чаша для воды - тсукубай - так же, как и вода, несёт символику чистоты и непорочности.

Японцы считают, что вода накапливает положительную энергию, а затем вновь отдаёт её людям. С этим трудно не согласиться. Вспомним свои ощущения после того, как мы полили сад методом дождевания, или же - состояние природы (да и наше тоже) после дождя в жаркий летний день. Поэтому в Стране Восходящего Солнца отношение к воде - и к натуральной, и к символической - почтительное и благоговейное.

В японской садовой архитектуре особое распространение получили округлые формы, каждая из которых имеет свою символику.

Полусферы стриженых кустов – «символ округлых китайских гор», так как эта форма стрижки пришла в Японию из Китая.

Круглые окна чайных домиков, беседок и других сооружений символизируют Луну.

Полукруглые формы легких ограждений из разрезанного вдоль бамбука – это облака, плывущие в небе. Облака могут символизировать и извилистые края черепицы, и куртины мхов на фоне серо-голубого гравия.

Луна символически может быть представлена холмом из песка округлой формы.

Обширен в японских садах символизм хвойных и лиственных растений.

Сосна - одно из самых любимых и почитаемых растений. Сосна - это символ долголетия, отваги, мужественности, сильного характера. В представлении японцев, плакучая ива символизирует стыдливость, чистоту, смирение. Клён особо почитается в Японии как символ учёности, величия, жизненной мудрости. Бамбук - очень колоритное, оригинальное растение, несущее в японской культуре глубокое символическое значение. Бамбук - не древесное растение, а собирательное название более сорока видов злаков. Он символизирует несгибаемость, силу воли и духа. Молодые, мощно и быстро растущие побеги бамбука символизируют напор молодости, её здоровую и несгибаемую силу. В растениях постарше японцы увидели символы преданности и правдивости. Фруктовые деревья в цвету - символ радости бытия, красоты, восхищения.

Символический ряд цветов весьма обширен. В этом ряду лотос занимает отдельное место, это особо почитаемый и священный цветок на Дальнем Востоке. Лотос - символ божественной чистоты, возвышенного духа, душевного целомудрия, непорочности. Мы почти всегда видим Будду сидящим или стоящим на цветке лотоса.

Мох, так любимый японцами, имеет свою символику. Частые в японских садах лужайки и обширные куртины изо мха символизируют надёжность, материнскую любовь, покровительство и защиту. В сочетании мха и лишайника японцы видят символ бесконечного бега времени.

Архитектурные элементы и скульптура японского сада несут глубокий смысл.Очень любим и популярен в Японии образ дракона, пришедший из Китая и получивший здесь очень широкое распространение.

Дракон покровитель водной и воздушной стихий, символ хранителя жизни, её защитника. Ведь дракон олицетворяет водную стихию, а вода – начало всего живого на Земле. Связь с водой сделала это мифическое существо очень любимым и почитаемым в Японии. Изображение дракона на крыше дома или храма иногда «приковывают» острым предметом, чтобы он не исчез, оставив дом беззащитным. Неожиданно исчезать и так же неожиданно появляться – ещё одна особенность дракона, этого непостижимого по своей сути мифического существа, так любимого в странах Дальнего Востока.

Символичны образы животных , издревле любимых и почитаемых в Японии. Чрезвычайно распространеноизображение льва. Как ранее, так и сейчас вход в жилище, парк или другие присутственные места охраняют восточные львы. Если лев один – это символ защиты от проникновения любого зла внутрь охраняемой им территории. Если пара львов – это символ гармонии и счастья, так как настоящее счастье возможно только в паре. Лежащий лев - символ спокойствия, сидящий - это уже символ власти, а стоящий лев демонстрирует мощь, силу, неприкосновенность. Обитающая в глубинах океана морская черепаха является на Востоке символом долголетия и мудрости. Поэтому и остров черепахи, создаваемый в японских садах, символизирует достижение человеком глубин знаний и мудрости. Журавль воспринимается как стремление к вершинам познания, к постижению истины мироздания. Поэтому остров журавля, создаваемый в саду японского стиля, символизирует беспредельные возможности воспарения человеческого духа. Журавль - это и символ долголетия. Улетая ввысь, в небеса, журавль улетает туда, где живут вечно.

Фонарь и тсукубаи символизируют единство противоположностей – Инь-Ян : огонь и вода, мужское и женское, светлое и тёмное. Фонарь в японском саду гораздо больше, чем просто символ огня. Это символ света учения Будды, символ мировой души. Свет внутри светильной камеры фонаря символизирует Землю, которая находится под небесами и покоится на мировых водах. Значит, фонарь - это и символ света нашей планеты.

Даже в образе Будды многое очень символично: завивающиеся локоны на лбу символизируют мудрость и проницательность, удлинённые уши - символ его особого, царственного положения среди живых существ. Волосы небесно-синего цвета - символ места обитания Будды. Каждая поза, каждый жест Будды канонизированы и символичны. Например, Будда в классической позе лотоса символизирует спокойствие, погружение в себя, умиротворение.

Символизм японского сада – это идущий из глубокой древности своеобразный язык чувств. Японцы легко и свободно общаются на этом языке. Европейцу же, чтобы разобраться в нём, нужно познать его. Японская пословица гласит: «Искренность трогает небеса ». Если мы попытаемся с искренностью познать символизм японских садов, тогда процесс создания сада в японском стиле не вызовет у нас трудностей. И тогда наши сады будут радовать всех, кто захочет окунуться в атмосферу интересной, очень своеобразной философии и культуры садового искусства Японии.

В Японии существует обычай: в дни больших торжеств преподносить символический подарок, который представляет собой букетик из бамбука, цветков вишни и ветки сосны. Это символизирует пожелание: быть несгибаемым, как бамбук; прекрасным, как цветки вишни; постоянным и неизменным, как ветка сосны.

Всем доброго дня! В данной статье я расскажу о том, что скрывает в себе восхитительный японский сад камней, о его основных элементах и значениях некоторых из них. Создание символического комплекса, своими корнями, глубоко уходит в идеологию и философию японцев. Для обустройства такого сада, нужно следовать целому ряду правил и традиций, свойственных азиатскому минимализму.

Мы частично затрагивали тему японского садового комплекса и выяснили, что частично истоки ландшафтного устройства Японии были заимствованы из старых китайских традиций. Но постепенно, под влиянием различных факторов: религии, местоположение, ресурсов и т.п., это искусство стало индивидуальным и уникальным.

Роль символического сада в жизни японцев

Возникновению «сухого сада» способствовала активная интеграция буддизма в Японию. Со временем буддизм, пришедший из Индии в Китай, а оттуда и на острова Японии, видоизменился и принял форму дзен-буддизма.

Дзен-буддизм возник под влиянием даосизма, в связи с этим китайские и японские монахи постигали истину, через процесс самосозерцания и уединения. Именно для этих целей начали создавать первые каменные комплексы.

Действительно, изначально сады камней размещались на храмовых территориях для медитаций и уединения с природой. Пространство в таких местах искусственно замыкалась забором. Наполнение сада, было минимальным, но каждый элемент был символичен и олицетворял элементы природы ( , воду, растительность).

Ландшафтного искусства Японии опирается на буддистскую философию «Инь-Ян» и некоторым формам фэн-шуй. Так, чистое мужское начало «Ян» (в некоторый источниках звучит, как «янь»)символично отображено в каменных монументах, ведь именно этот материал японцы приравнивали к светлой силе. Интересно то, что даже воду – категорию темного женского начала «Инь» — исполняли гравием, галькой или песком.

Возникает вопрос: почему же японцы полностью не ушли от изображения воды? Дело в том, что философия буддизма подразумевает гармоничность мира, и невозможность существования одного начала. Поэтому «Инь» и «Ян» находятся в постоянном противопоставлении и борьбе, но не могут существовать друг без друга.

Таким образом, японцы сооружали уменьшенную модель мира во дворе храма, созерцали и медитировали в умиротворенной обстановке. В дальнейшем, сад созерцания вошел в светскую жизнь и твердо укрепился в традициях Японии.

В наше время назначение садов созерцание неизменно. Их посещают с целью умиротворения и уединения, погружаясь в гармонию, уходят от мирских проблем. Или наоборот, стараются найти их решение оставшись один на один с собой.

Устройства и символизм

В японском саду созерцания практически нет растений и воды, здесь используется только камни, гравий и песок. Каждый элемент расположен в хорошо продуманном месте и несет за собой определенное символическое значение.

Так, крупные камни вертикальной формы используются для изображения гор или неба, они символизируют стабильность и защищенность. Плоские и длинные камни символизируют острова. Светлый гравий, галька или песок – олицетворение воды. На поверхности «Воды» иногда устанавливают небольшую скалу, символизирующий корабль. Глубоко врытый в землю корабль, значит, что он наполнен сокровищами.

Волнистые линии или окружности на песке или гравии символизируют волны и круги на воде. Их чертят специальными граблями. Круги на воде, в соответствии с учением дзен, означают высшее просветление. Речная галька – символ реки, а морской песок – символ морской водной глади. Вода для японцев – символ очищения и процветания, но одновременно и глубина энергии «Инь».

Общее расположение камней говорит о непостижимости вселенной. Яркий пример, это сад Рёандзи в Киото. Камни располагаются в так, что их невозможно увидеть все одновременно и только человек, достигший глубокого просветления способен узреть сразу, все элементы.

Самое главное правило в организации японского сада – комбинирование всех элементов в единую композицию.

Принципы размещения камней:

  • Нельзя допускать максимального заполнения. Нужно выдерживать пустоту для контрастного восприятия.
  • Перед началом планировки нужно определить главную точку созерцания.
  • Японский сад строится на принципах асимметрии. Нельзя допускать параллельного размещения предметов.
  • Поверхность должна быть покрыта галькой или песком.
  • Главная фигура расположения камней – семиугольная сеть линий.

В идеале, каждый компонент сада должен символизировать определенную природную стихию. Мы уже выяснили как обозначены земля и вода, но в чем заключалась символика стихии огня?

Символика огня. Каменные фонари

Символика Инь и Ян – воды и огня, женского и мужского начал обозначается в виде фонарей — «То:ро:» (灯籠 ・とうろう) и цукубаи. (Есть еще одно написание иероглифа «то:ро:»- 燈籠).

Существует несколько видов каменных фонарей, и все они расположены в определенных местах комплекса и подразумевают разный смысл в идеологии и этикете японцев. Вот некоторые из них:

  • Касуга-до:ро: (春日灯籠) – это основной, большой и красиво украшенный, фонарь. Иногда их ставят парами, около входа. Главная особенность, это «крыша», разделенная на шесть «лепестков». Световая камера, так же имеет шесть граней.
  • Юкими-до:ро: (雪見灯籠) – устанавливают на веранде, около входа, в саду и т.п., для любования снегом. Это низкий фонарь, с широкой, плоской «крышей».
  • Яма-до:ро: (山灯籠) – сделан из малообработанного камня (в переводе с японского: 山・»яма» — означает «гора»). Иногда кажется, что камень, просто воодружен, друг на друга.
  • Орибе-до:ро: (織部灯籠) – получил название, о его создателя. Особый фонарь, имеющий религиозный смысл. Отличительная черта — на нижней части опоры, высечена фигура, а сама опора вкопана в землю. Этот фонарь, устанавливается только возле чаши, для умывания (цукубаи).

Как выбрать камни

В наше время искусство ландшафтного дизайна Японии набирает популярность и некоторые берутся за создание миниатюрной копии сада камней, на своем дачном участке. Для этого очень важно выбрать правильные камни.

Для этого стоит руководствоваться двумя основными правилами:

Можно также создать уменьшенную копию японского сада и поместить ее у себя дома. Искусство создания карликовых деревьев и мини садиков называется «бонсай», но это уже другая история.

На этом я заканчиваю статью и прощаюсь с вами! О красоте и искусстве японского сада камней можно говорить часами, а созерцать замысловатые фигуры можно еще дольше. Экспериментируйте, творите и восхищайте окружающих своим творчеством. Подписывайтесь на мой блог и советуйте статьи друзьям, до скорого!

Символика японского сада

Японский сад поражает нас своей изысканной красотой и формой, продуманностью до последней детали, а самый внимательный посетитель сможет прочесть и тайные знаки, заботливо оставленные хозяином. Для того, чтобы разгадать смысл композиции, необходимо полностью погрузиться в созерцание пейзажа, но тем не менее даже это не гарантирует того, что Вы всё поймёте правильно, т.к. необходимо также проникнуться духом Японии и её философией.

Если Вы хотите создать свой собственный японский сад, то необходимо его адаптировать к нашим особенностям восприятия и русской символике. Для начала стоит продумать общие идею и настроение пейзажа и только потом подбирать сами символы.

Художественной и эстетической задачами японского сада являются следующие — показать величие и великолепие девственной природы, но в то же время не скрывать, что все это создано воображением и руками человека.

Каждый компонент сада несёт в себе особенную смысловую нагрузку, для воплощения образа используются самые различные материалы - разномастные камни, песок, скульптуры, гравий. Особенно важное значение и наиболее важную смысловую нагрузку имеют камни - именно с их помощью формируется эстетическая основа всего сада. Выбор именно таких материалов пришёл из седой древности, когда японцы считали, что места, окружённые камнями, избираются ками для постоянного пребывания, следовательно, эти места чисты и надёжны.

Большой, тяжелый камень традиционно символизирует гору и обозначает покой и защищенность. Камнями оформляются пруды и другие водоемы, что дает эффект зеркального отражения и усиливает впечатление.

Маленький камень обозначает небольшой холм. Маленькие камни, которые как бы скатываются с возвышенности, символизируют водопад. Необработанные булыжники передают бурный, стремительно несущийся горный поток.

Плоскими камнями обычно вымащивали дорожки и переходы. Они символизируют открытый, свободный путь и доброе расположение владельца сада.

Своё определённое значение имеет выбор и подбор цвета, формы и фактуры камней. Если в композиции используются камни одного типа, это означает, что мастер воплощает единую идею, имеющую глубокое значение. Если сочетаются камни различных цветов, фактуры и размера, то это свидетельствует о том, что художник пытался воплотить несколько различных, но дополняющих друг друга идей

Камни серо-голубых тонов символизируют водную и небесную стихии, черные и коричневые — земную. Камни, в которых присутствуют зеленый и желтый оттенки, олицетворяют растительный мир. Некоторые необработанные камни, имеющие рельефную форму, обозначают животный мир.

Особое значение камни имеют в японском «саду камней». Образ «чистого пространства», покрытого белым песком, с разнообразными узорами и камнями, объединяет в себе природу и мысль человека и в высшей степени символичен.

Японские сады еще с древних времен обязательно включали в себя символическое изображение морского пейзажа: пруд, окруженный скалистыми берегами, рукотворные «горы», струящиеся потоки воды. В этих случаях вода символично изображалась гравием, песком, камнями.

Гравий — традиционный символ воды. Рассыпанный на обширной площади белый гравий обозначает море. Серый гравий, обнесенный большими камнями, — залив. Серый гравий на открытом пространстве — озеро. Черный гравий с небольшими насыпями красного может символизировать землю после дождя.

Широко распространенные в японских садах «сухие» ручьи символически обозначаются сочетанием гальки или песка и камней. Для этого используется белая или светло-серая галька, насыпанная не слишком плотно. Если используют песок и камни, то берут белый песок и маленькие серые или светло-коричневые камни. Все это воплощает прозрачность и чистоту. Образ волн создается расчесыванием граблями используемого материала.

Темно-серая галька, насыпанная неширокой полосой и по краям оформленная светло-желтым песком с небольшими камнями, символизирует реку, спокойно текущую среди невысоких берегов. Рассыпанный белый гравий, на котором расположены плоские камни, представляет собой море с расположенными на нем таинственными островами.

Каменная башня в художественной композиции, как правило, символизирует храм. Значение несколько меняется в зависимости от места, занимаемого башней в пейзаже. Если башня располагается в середине пруда или озера, окруженного камнями, она являет собой чистый, священный храм, жилище богов, покой и умиротворение. Как правило, все компоненты пейзажа способствуют акцентированию внимания именно на этой башне.

Башня может располагаться сбоку от водоема или в тени зелени, что означает таинственность и загадочность храма. Композиция как бы скрывает храм, заставляя зрителя взглядом искать недостающий элемент. В одном саду может быть несколько башен, которые символизируют храмы различных духов: воды, земли, воздуха, природы и т. д.

Каменные фонари, которые являются одним из лучших украшений пейзажа, — неотъемлемый атрибут японского сада. Они имеют различную форму и высоту, символизируют источник света, тепла и озарения. Располагаются они в любом месте сада, акцентируя внимание на том или ином элементе.

Все компоненты живой природы также имеют символическое значение и очень важны для понимания идеи, воплощенной мастером. Очень часто в композиции японского сада используется сосна, являющаяся символом сильного характера, отваги и мужественности, умения преодолевать трудности и препятствия. Если в саду есть сосна, то его хозяин — человек с сильным характером, умеющий слушать, сострадать и оказывать поддержку в нужный момент.

Плакучая ива вносит в композицию теплоту и умиротворенность. Связано это с тем, что она является символом чистоты, смирения, стыдливости и женственности. Причем такое понимание этого образа свойственно не только японской символике, но и русской.

Особенно почитается в Японии клён — символ вечности, величия, учёности, жизненной мудрости, тактичности. Как правило, его используют пожилые владельцы садов, умудренные большим жизненным опытом.

У представителей большинства народов особую символическую нагрузку несут цветы. Помимо этого, у каждого человека цветы вызывают собственные ассоциации, однако в Японии существует общепризнанная система значений различных видов цветов, здесь учитываются не только их форма и размер, но и цвет.

Часто в искусственно созданных прудах, заводях и небольших озерах разводят белые лилии, которые символизируют душевную чистоту и невинность, преданность и бескорыстную любовь. Если в центре пруда располагается каменная башня, окруженная белыми лилиями, то данное место самое чистое и священное в саду. Если в пруду темно-желтые и ярко-оранжевые лилии, то хозяин сада веселый и жизнерадостный человек.

Цветок камелия прекрасен, он завораживает своей красотой и изысканностью. Как ни странно, именно он является символом грусти, печали, а порой даже смерти, но в то же время он олицетворяет душевную чистоту и достоинство. В саду камелию используют как напоминание о тех, кого уже нет в этом мире.

Азалию обычно используют в японском саду благополучные семьи, в которых отношения строятся на любви, доверии и взаимопонимании. И это не случайно, ведь азалия — символ любви, дружбы, верности, душевной привязанности, открытости, обожания. Этот цветок защищает семейное счастье, действует умиротворяюще и успокаивающе. Пышные соцветия расположены близко к стеблю — единство и нерушимость в отношениях между членами одной семьи.

Прекрасный, пышный георгин означает величие и благородство, доброжелательность и отзывчивость. Человек, который хочет продемонстрировать свой изысканный вкус, душевность и силу характера, обязательно использует в композиции своего сада цветы георгина.

Если Вы хотите, чтобы гости, побывав в Вашем саду, сделали вывод, что Вы человек с богатым духовным миром, хорошими манерами, щедрый, решительный и отзывчивый, не стоит использовать в композиции сада гортензию, поскольку в Японии и многих других странах этот цветок издавна считается символом скудности духовного мира, скупости и откровенного хвастовства, зацикленности на собственной персоне, неумения принимать решения.

Цветы жасмина и их великолепный аромат создают в саду атмосферу уюта, защищенности и теплоты. Они способствуют дружеской беседе, чаепитию в кругу семьи. Жасмин олицетворяет собой откровенность, навевает приятные воспоминания, которые вносят в сердце покой и умиротворение.

Нарцисс в японской символике обозначает человека самовлюбленного и во всем сомневающегося, но в то же время сильного, веселого, постоянно надеющегося на лучшее. В Японии его также называют «ребенком двух сезонов».

Роза считается одним из самых благородных цветов, который в первую очередь выступает символом большой любви. А вот о том, какой именно, рассказывает цвет розы. Тёмно-красная роза символизирует страстную любовь, обожание, любовные переживания. Белая роза — первую, чистую, платоническую любовь. Розовая — тихую, застенчивую любовь.

В композиции японского сада часто присутствуют фруктовые деревья. Особый смысл имеют цветущие фруктовые деревья. Сакура — священное для Японии дерево. Цветки вишни символизируют самое лучшее в человеке и во взаимоотношениях людей. Это чистота, любовь, дружба, верность, благородство, умение жертвовать своими интересами, патриотизм, высокая духовность. Практически все цветки фруктовых деревьев (апельсинового дерева, персикового и т. д.) обозначают радость и красоту.

Часто встречающиеся в японских садах лужайки и тропинки из мха — это символ надежности, защиты, материнской любви и покровительства. Плющ, обвивающий ограды и статуи, — свидетельство дружбы, искренности и верности идеалам. Если композицию дополняют сухие листья — это говорит о том, что создатель сада чем-то опечален, он размышляет и грустит.

Японские сады отличаются от всех других, в том числе и китайских, тем, что в них несоизмеримо большее внимание уделяется символическим элементам. Привнесенные в природную композицию рукотворные символы превращают обычный пейзаж в величественное святилище. Японский сад не терпит ни суеты, ни праздности. Научитесь читать символы Японского Сада, и вы станете соучастником Великого Преображения…

Пагоды.
Композиционным центром Японского Сада или отдельных его участков часто является каменная пагода с тремя, пятью или тринадцатью ярусами. Каменная пагода символизирует здание буддийского храма, одухотворяя окружающее пространство присутствием Будды.

Числа.
Числа заключают в себе определенные понятия, связанные с мифологией и космологией, а также с толкованиями, пришедшими в буддизм из других религий или принесенными в Японию из Китая вместе с буддизмом, но напрямую к нему не относящимися. Например, число "три" может означать в зависимости от ситуации, "три сокровища буддизма", или буддийскую триаду - Будду Настоящего, Прошлого и Будущего.

Число "пять" символизирует:

Пять первых учеников Будды;

Пять главных буддийских заповедей;

Пять путей достижения состояния Будды (путь стяжания добродетелей, путь соединения с истиной и борьбы со злом, путь истинной мудрости, путь прозрения, путь достижения цели);

Это также может быть число даров "пяти проникновений", присущих Будде (все видеть, все слышать, знать прошлые перерождения - свои и чужие, знать мысли других и беспрепятственно проникать повсюду, то есть летать).

Пять элементарных процессов - "Вода", "Огонь", "Дерево", "Металл", "Земля".

Число "восемь" связано с восьмиступенчатым путем постижения истины. Лучше всего этот сложный путь иллюстрирует мост яцухаси (дословно переводится как "восемь мостов"), имеющий ломаную конфигурацию. В некоторых случаях доски могут быть не закреплены, напоминая о непростом пути постижения истины и о бренности физического существования идущего. Число "восемь" может быть – и в каменных дорожках, а так же в прочих садовых элементах, подразумевающих некий путь. Одна из главных буддийских реликвий (а их также восемь) - "колесо перерождений", или колесо сансары, имеет восемь спиц. На восемь частей был разделен и прах Будды Шакъямуни после его смерти. Восемь может получиться и из простого арифметического сложения трех и пяти. Этот прием используется довольно редко, как правило, при укладке камней в дорожку, где можно видеть разрыв в равномерности расстояний между каменными группами, в этом случае "три" и "пять" выступают просто как священные буддистские цифры, нe символизируя конкретную комбинацию.

Число "тринадцать" - имеет в буддизме очень важное значение: это число областей обитания Будды, пришедшее в японский буддизм из китайского ламаизма (тибетский буддизм).

Очень редко в некоторых формах (как правило, в архитектурных) присутствуют числа "десять" и "два". "Десять" - это десять буддийских добродетелей, изображаемых чаще всего как 5+5 - "Два" берет свое начало в древнекитайской письменности - в старом, не используемом ныне иероглифе "ворота". Каждая из четырех частей ворот имеет свое значение. Горизонтальные элементы - это небо и земля, вертикальные - мужчина и женщина как олицетворение символов гармонии и равновесия ян и инь.

Один из ранних буддийских храмов Тодайдзи в Наре имеет двухъярусную крышу, демонстрируя очередной раз смешение многих религиозных символов и форм. Это находит доказательство и в форме синтоистских ворот Тории, которые вобрали в себя японскую легенду о затворничестве богини Аматерасу, и древнейшее китайское поклонение небу как высшему божеству, и даосскую символику ян и инь.

Каменные фонари.
Каменные фонари японских садов берут свое начало от ритуальных курительниц благовоний, помещаемых перед залом Будды. В современных японских садах каменные фонари играют, в основном, декоративную роль, освещая наиболее значимые участки. В чайных садах они часто используются, чтобы осветить путь к чайному павильону, если чайная церемония проводится в темное время суток. В процессе развития садового искусства мастерами японских садов придумывались разнообразные формы садовых фонарей. Форма каменного фонаря напрямую зависит от идеи композиции и места его установки. Основных типов фонарей несколько, но каждый тип имеет в свою очередь множество разновидностей.

Цукубай.
В соответствии с китайской символикой, нашедшей отражение в японских садах, круг олицетворяет небо, а квадрат - землю. В Японии использование круглых и квадратных форм получило дальнейшее развитие. Прежде всего, это относится к формам ритуальных каменных чаш для омовения рук - цукубаям. Изначально цукубай изготавливали из цельного камня, уже имевшего углубление. Но так как природные камни с естественным углублением посередине встречаются в природе довольно редко, то с ростом популярности японских садов появилась потребность изготавливать цукубай вручную. Традиционная к X - XI веку кругло-квадратная форма цукубая начала изменяться с популяризацией дзенского учения о постижении гармонии природы и умении увидеть совершенство в несовершенных формах. Со временем их значение стало в основном символическим, но они вошли в традиционный набор архитектурных элементов японского сада.

Архитектурные формы японского сада.
Весьма широко в японской садовой архитектуре используются круглые формы. Круглая форма окон символизирует луну, а круглая форма входа или полукруг арки моста - солнце. Вряд ли кто-нибуДЬ станет оспаривать захватывающую красоту восходящего из моря или заходящего солнца. Японские мастера садов, безусловно, не могли оставить незамеченным это природное явление и широко использовали его в своих работах.

Часто и другие, функционально необходимые элементы несут в себе дополнительную, скрытую от непосвященных информацию. Легкие полукруглые ограждения в саду из резанного вдоль бамбука играют роль лишь визуальной границы и не могут, естественно, быть физическим препятствием. Но эта и так облегченная до предела конструкция имеет еще одну степень, теперь уже символической "воздушности", поскольку изображает она не что иное, как облака. Такие же ассоциации должна вызывать и тяжелая керамическая черепица, видимая с торца на крышах зданий или покрывающая стены. Поверхность стены тоже может быть волнистой и в зависимости от типа "волны" может символизировать как облака, так и хвост дракона. В любом случае покрытие стены по своему функциональному назначению предназначалось для контакта с водой, поэтому форма облаков как источника дождя и дракона как повелителя водной стихии абсолютно обоснованна и демонстрирует двойную символику в использовании этих форм.

Камень.
Камень в Японии всегда считался высшим творением природы. В японском саду камню отводятся разнообразнейшие роли: камень может символизировать Будду и других участников буддистских преданий, горы, животных и целые природные пейзажи. Но одна из наиболее важных и распространенных символических функций камня - изображение воды.

Вода.
Подобно тому как дети рисуют реки и моря в своих первых в жизни рисунках, изображая параллельные волнистые линии на бумаге, так и буддийские монахи в японском саду символически изображали воду, используя специальное приспособление из бамбука, похожее на большие крестьянские грабли для ворошения сена. Этими граблями монахи проводили параллельные борозды на покрытом мелкой каменной крошкой пространстве сада.

Животные.
Традиционно японцы обожествляли и почитали животных. Изображения животных украшали многие храмы. Они играли огромную роль в создании образов как положительных, так и отрицательных: мудрость, хитрость, доброта, злоба. Такой подход характерен для фольклора многих пародов, разница состоит лишь в природно-географическом положении страны. Очень популярны в Японии образы журавля и черепахи. Журавль и черепаха - древние символы долголетия на Востоке. Черепахи живут долго, и как любых долгоживущих существ их одновременно наделяли и мудростью. Журавль же, взмывающий в небо и "растворяющийся" там, улетает в другой мир - к богам, а там, как известно, живут вечно. Если внимательно присмотреться к этой паре животных, то очевидно классическое единство противоположностей - инь - ян: плоская медлительная черепаха и высокий энергичный журавль. Их союз - залог равновесия в природе.

Чрезвычайно распространено в Японии изображение льва. Обычно пара львов охраняет вход в присутственные места, в том числе храмы. По древним легендам, льву приписывают чрезмерное любопытство и любовь к зрелищам. В буддийской традиции лев символизирует Будду.

Присутствие священных карпов-кои в водоемах практически любого японского сада тоже имеет свое объяснение. Как бы это ни казалось парадоксальным западному читателю, по восточным представлениям рыбы (в основном пресноводные) - это земные дети мифологического дракона, из которых впоследствии вырастают настоящие драконы, покровители водной и воздушной стихий. Дракон считается хранителем водоемов и скрытых в них сокровищ, ему приписывается свойство неожиданно появляться и исчезать. Образ дракона всегда был особо почитаем на Востоке. Через свою связь с водой дракон олицетворял собой хранителя жизни, а позднее его стали почитать как защитника, поэтому на коньке многих построек, в том числе на зданиях буддийских храмов, можно встретить фигуру дракона. Иногда дракона изображают пригвожденным стрелой или жезлом к крыше, дабы он не исчез, по своему обыкновению, и не оставил дом без защиты. Образ дракона в Японию также пришел из Китая, но получил значительно большее распространение, чем мифическая птица феникс - символ вечного возрождения. Изображения дракона и феникса чаще можно встретить в произведениях живописи или резьбы по дереву, в интерьерах замков. Эти образы изредка переносились и на элементы сада и архитектуру - например, холл Феникса в храме Бёдо-ин, мост Хоо (китайского феникса) и пруд купающегося дракона в саду императорской виллы "Сюгакуин".

Растения.
Наряду с почитанием животных в Японии распространилось поклонение растениям и деревьям. Одним из наиболее известных растений Японии является сакура. Это не конкретный вид, а художественный образ, основанный на историческом значении этого растения. Мало кто помнит сейчас даже в самой Японии, почему сакура стала символом чистоты и благополучия для японцев и символом этой страны для всего мира. Начало цветения сакуры для японского крестьянина являлось сигналом к посадке риса. Поэтому если не каждая семья, то каждая деревня имела одно или несколько таких деревьев. Цветение сакуры сигнализировало о том, что вода и почва достаточно нагрелись и своевременная посадка риса обеспечит народ основным продуктом питания, а это и есть путь к благополучию. Также сакура была очень популярна у самураев, и до сих пор она считается еще символом стойкости и чистоты - цветки сакуры опадают абсолютно свежими и живыми, они никогда не вянут на дереве и, опадая розовым "снегом", еще несколько дней лежат на дорожках и влажной траве садов и парков. Сакурой в Японии называют 11 видов эндемичных (произрастающих только на территории Японии) растений подсемейства косточковых только в период их цветения.

Бамбук олицетворял в себе такие качества, как стойкость, благородство и мужество.

Сосна - символ долголетия, в отдельных случаях трактуется как символ вечности. Наиболее старые японские сады, особенно сохранившиеся на территории буддийских храмов и посвященных Будде Амиде, покровителю Западного рая, имеют много хвойных и других вечнозеленых растений. Ведь в раю ничего не может меняться, сады рая, как и сам рай, вечны. Амидаистская идея вечности рая и соответственно неизменности сада перешла потом в дзенские сады, где образ растений был и вовсе заменен вечным и неизменным камнем.

Еще одним растением, к которому японцы относятся с особым вниманием, является лотос. Прежде всего, лотос символизирует высшую чистоту, не подверженную окружающей грязи. В буддийском учении лотос тесно связан с телесными знаками Будды Шакъямуни, которого часто изображают сидящим в цветке лотоса. Это растение входит в число восьми священных буддийских драгоценностей. В Западном рае Будды Амиды из "невечных" цветов присутствует только лотос. В более северных садах Японии вместо лотоса используют нимфею.30.04.2019

В последнее время все большую популярность обретает японский стиль проектирования садово-парковых участков. Японский стиль садоводства обрел свою законченную форму несколько тысячелетий назад, когда в Японии окончательно сформировались буддизм и синтоизм. Японцы всегда с особым трепетом относились к окружающей их природе, поэтому поклонения растениям горам и водопадам стало органической частью синтоизма.
Неуемная японская тяга к универсализму превратила сад в воплощение строения космоса, а также представления философских религиозных проектов виде застывшей гармонии.

Пространство сада, как правило, было весьма ограниченным. И на маленьком участке земли японцы создавали свою идеальную модель вселенной. Особый отпечаток на внешний вид японского сада наложило утверждение японских мудрецов о том, что в природе не может быть ничего некрасивого. Любой художественный образ прекрасен и непостижим для японца, а потому достоин долгого философского созерцания. Ведь наблюдения за природой – один из важнейших путей постижения тайн бытия. Поэтому японский сад глубоко символичен. Постичь все символы японского сада можно, лишь тщательно изучив культурные и исторические особенности страны восходящего солнца.

Европейский сад предназначен в первую очередь для того, чтобы человек обозревал красоты природы, находясь под воздействием цвета и запаха. Японский – прежде всего помогает человеку отрешиться от реального мира и обрести душевное равновесие.

Существует несколько видов традиционных канонов создания традиционного японского сада. Если планировка сада подчиняется только одной идее, то создаются сады камней, мхов, воды, или же времен года. В основу таких садов ложатся расположенные по определенному принципу камни, мхи разных пород, водоемы и т.п. Если же планируется создать пейзажный сад, то внимание акцентируется на декоративности и многоцветии композиции. Сейчас особой популярностью пользуются смешанные сады, представляющие собой миниатюрные природные ландшафты, составленные из разнообразных компонентов. Ручейки стремительно бегущие между камнями, обросшими мхом, деревья удивительной формы, тихие озера с зеркальной поверхностью, деревья совершенно немыслимых форм. Все это лежит в основе смешанных японских садов, отображающих модель мира на ограниченном пространстве.

Теперь немного о символах. Камни, как правило, отождествляют со скалами, вода – с водным покрытием Земли, деревья – с лесными массивами. Растения тоже представляют собой широкий спектр символов. Вьющееся растение – символ гармоничного развития, лотос –символ высшей чистоты, бамбук – вечность и смелость, сосна – долголетие.



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.