Чтение чертежей. Чтение машиностроительных чертежей Что нужно знать при чтении чертежей

Ознакомление с изделием. По основной надписи выяснить наименование изделия, масштаб изображения и др.

Чтение изображений. Определить, какие виды, разрезы, сечения даны на чертеже и каково назначение каждого изобра­жения. Выяснить положение секущих плоскостей, с помощью которых выполнены разрезы и сечения, а при наличии допол­нительных и местных видов - направления их проецирования.

Изучение составных частей изделия. По спецификации выяснить их наименования, по чертежу - форму и взаимное по­ложение. Изучить составные части изделия по порядку номеров позиций спецификации, причем изображения деталей сначала следует найти на том виде, на котором указан номер позиции, а затем - на остальных. Учесть, что при наличии разрезов выявлению формы детали способствуют одинаковые наклон и частота линий штриховки ее сечений.

Изучение конструкции изделия. Выяснить характер соеди­нения отдельных деталей между собой. Для неразъемных соеди­нений (сварных, клепаных, паяных и т.п.) определить каждый элемент и места их соединения, а для разъемных - выявить все крепежные детали.

Определение последовательности сборки и разборки изде­лия. Это завершающая стадия чтения чертежа.

Рассмотрим пример чтения сборочного чертежа изделия, по­казанного на рис. 14.4.

На сборочном чертеже изображена вилка кабельная угло­вая, что видно из основной надписи. Она является одной из двух частей разъема, применяемого для соединения электри­ческого кабеля. Соединение одной части разъема - вилки с дру­гой частью - розеткой происходит с помощью контакта 1 и гай­ки 2.

На сборочном чертеже даны четыре изображения: полный разрез, часть вида слева, сечение А-А и местный вид Б.

Обозначение

Наименование

Приме­чание

Документация

ХХ.ХХ.00.00 СБ

Сборочный чертеж

Сборочные единицы

ХХ.ХХ.01.00 СБ

Детали

Заглушка

Уплотнитель

Стандартные изделия

Винт М3х5 ГОСТ...

Вилка кабельная угловая

Проверил

Разрез выявляет внутреннюю конструкцию изделия, вид слева дает воз­можность понять форму гайки 2 и стакана 3. Сечение А -А вы­являет соединение стакана 3 и корпуса 5. Местный вид Б показывает часть гайки 7. Вид Б выполнен по направлению, указан­ному соответствующей стрелкой.

По спецификации, приведенной на рис. 14.5, определяем, что изделие состоит из одной сборочной единицы (контакта), де­вяти деталей и трех стандартных винтов.

По изображениям на чертеже определяем форму деталей. Кор­пус показан на трех изображениях: в основном разрезе, на виде слева и в сечении А-А. Внешние очертания корпуса имеют ци­линдрическую форму с изгибом под прямым углом. Внутренняя форма представлена двумя резьбовыми и одним гладким отвер­стиями.

Внешний контур стакана 3 состоит из трех цилиндрических поверхностей и одной конической поверхности со сквозным ци­линдрическим отверстием. При этом одна цилиндрическая по­верхность имеет две прорези, показанные на виде слева.

Гайка 7имеет прорезь (шлиц), показанную на местном виде Б, которая предназначена для ввинчивания ее в резьбовое отверстие корпуса.

Гайка 10 на внешней по диаметру цилиндрической поверхно­сти имеет рифление, показанное частью вида на разрезе этой де­тали.

Гайка 2 имеет цилиндрическую форму с внутренней резьбой М16х 1. На ее цилиндрической поверхности выполнены четыре сквозных отверстия.

Конструкция изделия следующая. Кабель вставляют в отвер­стие корпуса 5, припаивают к контакту 1 через другое отверстие и закрывают заглушкой 6. Кабель в вилке закрепляют с помощью гайки 7, уплотнителя 8 и еще одной гайки 10. Во внутреннее от­верстие стакана 3 вставляют контакт / и уплотняют втулкой 4. Ста­кан 3 проходит через гладкое отверстие гайки 2 и закрепляется в корпусе с помощью трех винтов М2, показанных в сечении А- А.

Разбирается изделие в следующем порядке: отвинтить вин­ты 11, вынуть стакан 3, снять гайку 2. Из резьбовых отверстий корпуса вывинтить заглушку, гайки и вынуть кабель.

ЧЕРТЕЖ ОБЩЕГО ВИДА И СБОРОЧНЫЙ ЧЕРТЕЖ.

Общие положения.

Чтение машиностроительного чертежа начинается с изучения конструкции изделия.

1) установить назначение устройства и принцип действия изображенного изделия;

2) выяснить назначение, форму и взаимодействие деталей изделия, их размеры;

3) выяснить взаимное положение деталей и способы их соединений друг с другом.

Рис. 3. Сборочный чертеж вентиля запорного

Рис. 4 а. Спецификация к сборочному чертежу вентиля запорного. Первый лист

Рис. 4 б. Спецификация к сборочному чертежу вентиля запорного. второй лист

Чтение чертежа значительно облегчается, если имеется возможность изучить принцип действия изделия по какому-либо документу (например, по пояснительной записке, паспорту или описанию устройства).

Полнота изображения изделия на машиностроительном чертеже определяется наличием необходимых видов, разрезов (рис.1, разрез А-А ), сечений (рис.1, Б-Б ), местных видов (рис.1 В, Г ) и, при необходимости, выносных элементов. При определении необходимого числа видов исходят из сложности изделия. Число видов – минимальное, но достаточное для полного представления об устройстве и размерах изделия.

Выполнение разрезов позволяет выявить характер соединения деталей. Применяются разрезы простые и сложные, полные и местные и др. При изображении симметричной фигуры, допускается соединять половину вида и половину разреза, разделяя их штрих-пунктирной линией, являющейся осью симметрии изделия. Часть разреза располагается справа (рис. 5) или ниже оси симметрии, разделяющей часть вида с частью разреза.

Рис. 5. Соединение части вида и части разреза изделия

При соединении частей вида и разреза симметричной фигуры, если ось симметрии совпадает с проекцией какой-либо линии фигуры (например, ребра шестигранника, четырехгранника и т.п.), то вид от разреза отделяется сплошной волнистой линией, проводимой левее или правее оси симметрии.

При соединении на одном изображении вида и разреза несимметричной фигуры, разрез отделяется от вида сплошной волнистой линией.

Графические обозначения материалов в разрезах и сечениях на чертежах общего вида и сборочных чертежах (ГОСТ 2.306) аналогичны изображению материалов на рабочих чертежах деталей изделий. По ним можно ориентировочно определить материал, из которого изготовлены составные части изделия.

Если на чертеже изображены смежные детали, то они штрихуются в противоположные стороны или с различным шагом штриховки. На рисунке 6 одна деталь поз.5 – штрихуется с наклоном влево, другая, поз. 1 – вправо. Это делается для того, чтобы легче было отличить смежные детали одну от другой.

Когда в разрез попадают три и более смежные детали, то изменяют шаг линий штриховки на изображениях соседних деталей или сдвигают линии штриховки. Больший шаг применяют для более крупных деталей (рис. 6, поз.6, 10, рис. 1, поз. 12, 13, детали заштрихованы в одну и ту же сторону, но с разным шагом).

Однако следует обратить внимание, что для всех разрезов и сечений данной детали на чертеже штриховка выполняется в одну сторону с одинаковым шагом между линиями штриховки (рис. 1, детали поз. 6, 8 на главном виде и на разрезе А-А заштрихованы в одну сторону).

Необходимо прочитать его чертеж. Инженеры, конст­рукторы, рабочие, дизайнеры, архитекторы, читая чертежи, мысленно представляют готовое изделие , сооружение.

Прочитать чертеж (эскиз) - значит представить по изо­бражениям чертежа объемную форму изображенного на нем предмета, постройки. В процессе чтения чертежа необходимо по­нять не только форму в целом, но и форму каждой части целого. Важно выявить ориентацию предмета (постройки) в пространст­ве и расположение каждой части относительно друг друга.

1) познакомьтесь с содержанием основной надписи чертежа;

2) выявите изображения (виды, разрезы, сечения и др.), кото­рыми представлено изделие;

3) внимательно рассмотрите изображения на чертеже для создания первичного представления о форме детали и ее ориен­тации в пространстве. Выявите проекционно связанные изо­бражения каждого конструктивного элемента и мысленно пред­ставьте их форму. Соотнесите мысленные образы с первоначаль­ными представлениями о форме предмета для того, чтобы убе­диться в правильности представления формы. Уточните взаимное расположение каждого конструктивного элемента относительно друг друга для полного правильного представления (понимания) формы объекта;

4) представьте величину предмета по габаритным размерам изделия, проставленным на чертеже.

На двух примерах покажем процесс чтения изображений чер­тежа.

Пример первый (рис. 180, а). Процесс чтения изображений чертежа основан на представлении заготовки, из которой удаля­ются некоторые объемы. Рассмотрев изображения видов спереди и слева, можем составить словесное описание: заготовка имеет форму прямоугольного параллелепипеда. Верхний удаляемый объем представляет собой четырехугольную призму, основания которой - трапеции. Такая форма паза называется «ласточкин хвост». Другие удаляемые объемы имеют форму четырехуголь­ных призм с квадратными основаниями.

Пример второй (рис. 180, б). Изучая чертеж, последовательно выделим проекционно связанные изображения каждого элемен­та, определив их форму. Крайняя левая часть предмета на глав­ном изображении чертежа изображена прямоугольником, а на виде слева - квадратом. Значит, форма этого элемента детали представляет собой четырехугольную призму с квадратными ос­нованиями. Другой элемент формы на главном изображении чертежа изображен прямоугольником, на виде слева - окруж­ностью. Следовательно, это цилиндр. Следующий элемент на главном изображении чертежа изображен трапецией, а на виде слева - двумя окружностями. Такие проекции имеет только усеченный конус. Предмет имеет сквозное отверстие, изображен­ное на половине фронтального разреза в виде прямоугольника (штриховыми и сплошными основными линиями), на виде слева - окружностью меньшего диаметра. Следовательно, отверстие име­ет цилиндрическую форму. Объединив образы отдельных частей в целый образ, прочитаем чертеж и составим словесное описа­ние: форма детали представляет собой четырехугольную призму с квадратными основаниями, цилиндр и усеченный конус, распо­ложенные соосно. Вдоль оси предмета проходит сквозное цилин­дрическое отверстие. В пространстве ось предмета расположена горизонтально.

Рис. 180. Чертежи деталей

Мысленно созданный образ можно зафиксировать с помощью словесного описания, графических изображений (например, ри­сунка) или модели, выполненной из пластилина, пенопласта и других материалов.

Образ предмета, мысленно представленный и зафиксирован­ный любым способом (описанием, рисунком, моделью), необхо­димо сравнить с чертежом для проверки правильности его про­чтения. Для этого созданный пространственный образ вновь «кодируем» в плоские изображения чертежа и сопоставляем по­лученные изображения с первоначальным чертежом. Если изо­бражения чертежа соответствуют друг другу, то форма прочи­тана верно. Если нет, то необходимо дополнительное прочтение тех элементов формы, изображение которых не согласуется с ис­ходными данными.

Есть и другой вариант научиться понимать чертежи. Если среди знакомых есть инженеры, то понять все хитрости будет намного проще, при одном условии, что ученик сможет визуально представлять себе объект, это невозможно без развитого воображения.

Как самостоятельно прочитать чертёж?

Умение читать чертежи и осуществлять печать чертежей – это одно из главных требований многих технических профессий. Сметчик, сварщик, монтажники, каменщики, архитекторы – вот далеко не полный перечень профессий, где потребуется понимание основ чертёжного дела.

В каждой профессии своя специфика, также, как и правила разработки схем, чертежей. Для стройки необходимы проекты дома, для производства деталей – схема детали, поэтому чтобы правильно составить или прочитать чертёж нужно знать все основные правила составления чертежей в этой области. Далее рассмотрим более подробно несколько основных правил составления чертежей.

Правила чтения чертежей

Неважно в какой области планируется создание чертеже, в процессе работы необходимо придерживаться следовать определённым правилам:

  • Нужно уметь визуализировать объект, тогда получится представить его точные характеристики. Создать чертёж детали, ни представляя её внешнего вида правильно не получится.
  • Необходимо постоянно анализировать рисунок, так можно представить контуры детали, её внешний вид. Можно мысленно разбить деталь на составные части, представив их в виде понятных геометрических фигур и постараться воссоздать на бумаге увиденное.
  • Изучение оглавления чертежа даст массу информации об основных параметрах изделия (объекта), области его применения. Увидев надписи о масштабе, название детали, представлять готовое изделие становится намного проще.
  • На каждом чертеже есть определённые обозначения, для чего они и что означают необходимо понять, чтобы более детально сам чертёж.

Прочитать чертёж без его детального анализа не получиться, каждая деталь имеет своё предназначение, форму, параметры. Вес, размер, масштаб, конфигурация – все эти параметры указываются на чертежах в определённом масштабе. Зная необходимые стандарты и размеры детали воссоздать её внешний вид будет несложно.

Если знание стандартов довольно слабое, то при чтении чертежей необходимо иметь соответствующую литературу с детальным описанием всех стандартов применимых в данной области. В случае необходимости найти определённую деталь, и ознакомиться с её характеристиками будет легче. Подобных справочников в различных областях на сегодняшний день масса, информацию можно найти в сети на сайтах соответствующей тематики.

Подытоживая вышеперечисленные рекомендации стоит подчеркнуть необходимость знания основ и методов нанесения чертежей, понимания основных обозначений и правил изготовления деталей, строительства объектов. Без этих элементарных навыков понять какой должна быть деталь и как она выглядит в готовом виде будет сложно.

Чтение чертежей является обязательным навыком и условием при устройстве на работу в должности инженера любой квалификации. Данный документ является основной составляющей частью каждого проекта, без которого не начнется ни разработка нефтегазового месторождения, ни строительство жилого дома. Для успешной работы с данной документацией сотрудник должен обладать знаниями из области точных наук и иметь определенные навыки черчения. В этом случае чтение чертежей не вызовет затруднений.

Проектные организации предоставляют эксплуатирующей компании несколько копий комплектов документации. Один из них - рабочий вариант для компании-застройщика, предназначенный для правильной организации работы инженерного состава непосредственно на объекте.

Чтение строительных чертежей позволяет определить назначение здания, его точные размеры, расположение оборудования, а также типы конструкций и материалы. Здесь проектируемый объект изображен в трех вариантах: фасад, план и разрезы (продольный и поперечный). При осмотре изображения фасада можно увидеть общий вид здания и высоту всех элементов относительно уровня пола. Эта информация читается на отметках, проставленных слева от основного рисунка. На отчетливо видно расположение входа, выхода, количество помещений и их назначение, а также размеры и толщина и перегородок.

При проектировании комплекса жилых или производственных зданий, во время разработки газовых и нефтяных месторождений на первом этапе разрабатывается генеральный план участка строительства. Чтение чертежа генплана дает общее представление об этом участке. Здесь схематически изображается планировка зданий, сооружений, а также возможных природных объектов, попадающих в область застройки. При наличии искусственного обвалования территории на чертежах показывается его разрез с указанием размеров и материала насыпи.

Кроме того, для опасных и потенциально опасных объектов разрабатываются разделы ИТМ ГО ЧС (инженерно-технические мероприятия гражданской обороны, мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций) и ПБ (пожарной безопасности). Для этого используются чертежи генплана, на которых указываются зоны возможного поражения, их размеры и место аварии (разрыва напорного трубопровода). Детальное чтение чертежей данных разделов позволяет запланировать и своевременно провести необходимые спасательные мероприятия, т. к. здесь указываются места подъезда пожарной спецтехники и пути эвакуации персонала.

На изображениях содержится информация о видах труб, их диаметрах, толщине стенок, а также о количестве и типах задвижек и переходников.

Чтобы чтение чертежей давало полное представление о проектируемом объекте, используется система сокращений и условных обозначений, которая вместе с требованиями и нормами по разработке регулируется государственными стандартами РФ по системе ЕСКД.



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.