Как почистить котел от сажи в домашних условиях. Как почистить от сажи котел, печку и дымоход Очистка газового котла от сажи

Чистка газового котла позволяет его использовать максимально эффективно на протяжении всего срока эксплуатации. В статье пошагово описан процесс чистки перед началом отопительного сезона на примере напольного дымоходного котла «Житомир-3» с автоматикой Eurosit-630.

Чистку бытового газового котла перед началом отопительного сезона необходимо проводить в обязательном порядке. Для котлов, работающих круглогодично, такая процедура проводится не реже одного раза в год. Сгорание газа в оборудовании с частично засоренными дымоотводящими каналами происходит в неправильном режиме, что только усугубляет ситуацию, еще более засоряя котел копотью. Результат — отравление жильцов угарным газом. К слову, автоматика по тяге способна отработать только в случае засорения дымохода, но не в случае засорения каналов самого котла. Потому не стоит надеяться исключительно на автоматику и пренебрегать чисткой.

Важно знать, что газоопасные работы должны выполняться исключительно представителями специализированных организаций, имеющих соответствующие разрешения. Данная работа предоставлена исключительно в ознакомительных целях, однако позволит владельцу газового котла проконтролировать качество выполненных газовой службой работ.

Подготовка к работе

Для выполнения работ по чистке газового котла потребуется следующий набор инструмента:

  • рожковые ключи № 8, 9, 10, 13 и 17;
  • отвертка с плоским шлицем;
  • щетка;
  • щетка по металлу;
  • ершик.

Переходим к чистке колонки

Перекрываем кран подачи газа к котлу. Ключом № 10 откручиваем винт крепления под дверцей котла и снимаем дверцу.

Отсоединяем провод, соединяющий пьезоэлемент и электрод розжига.

Ключом № 10 откручиваем фиксатор термопары. Ключом № 9 откручиваем термопару от клапана.

Примечание: необходимо следить, чтобы термопара во время откручивания не проворачивалась.

Отмечаем глубину вхождения форсунки в основную горелку, чтобы не нарушить настройку котла.

Ключом № 17 откручиваем гайку крепления медной трубки от горелки к клапану. Ключом № 10 откручиваем электрод розжига от пилотной горелки и медную трубку от пилотной горелки и клапана. Отверткой с плоским шлицем откручиваем два винта крепления пилотной горелки.

Прокладка, установленная под пилотной горелкой, пришла в негодность. Ее необходимо будет заменить.

Извлекаем форсунку из пилотной горелки.

Совет: если форсунка застряла, можно легонько обстучать горелку ключом.

Откручиваем четыре винта крепления основной горелки к корпусу котла и винт крепления корпуса, чтобы иметь возможность извлечь основную горелку.

Опуская основную горелку вниз, извлекаем медную трубку из клапана.

Извлекаем основную горелку.

Вынимаем гильзу термометра из корпуса котла.

Ключом № 10 откручиваем четыре винта крепления верхней крышки котла и снимаем ее и лист изоляции под ней.

Откручиваем две гайки крепления газохода к корпусу котла.

Снимаем клеммы с датчика тяги.

Снимаем газоход.

Извлекаем завихрители из теплообменника котла. Очищаем их щеткой. При необходимости, пользуемся щеткой по металлу.

Очищаем наружную часть теплообменника щеткой по металлу. Прочищаем каналы теплообменника ершиком на полную глубину. Прочищаем нижнюю часть теплообменника щеткой. Также очищаем зазор между корпусом котла и полом. Очищаем отслоившийся мусор с помощью пылесоса.

Ключом № 13 отпускаем винт, фиксирующий глубину вхождения форсунки в основную горелку и извлекаем ее.

Очищаем горелку ершиком и щеткой, прочищаем ее отверстия пылесосом. Очищаем газоход от пыли снаружи и изнутри.

Прочищаем наружную поверхность форсунки щеткой, затем чистим отверстия форсунки иглой или проволокой.

Примечание: игла должна быть меньшего диаметра, чем диаметр отверстия форсунки. Даже незначительное увеличение диаметра отверстия форсунки может повлиять на режим горения.

Устанавливаем основную горелку на место.

Устанавливаем медную трубку с форсункой и наживляем ее гайку на газовый клапан.

Только после этого закрепляем форсунку на горелке по метке ключом № 13.

Примечание: такая последовательность необходима для того, чтобы не сорвать резьбу в теле клапана.

Окончательно зажимаем гайку медной трубки ключом № 17.

Прочищаем пилотную горелку щеткой по металлу.

Так должна быть установлена термопара в пилотной горелке (кончик термопары напротив языка пламени).

Устанавливаем пилотную горелку на новую прокладку.

Перед установкой форсунки в пилотную горелку, ее необходимо немного притереть к наконечнику медной трубки для лучшей герметизации. Форсунку также следует прочистить или продуть.

Присоединяем медную трубку к пилотной горелке и к клапану ключом № 10.

Остальные детали котла собираются в обратном порядке. Электрод розжига при присоединении не следует зажимать ключом, достаточно сделать это от руки, т. к. он выполнен из керамики и может легко треснуть.

Производим контрольное обмыливание всех соединений. Проверить герметичность присоединения медных трубок к основной и пилотной горелкам удастся только при включении котла.

Результат проделанной работы

Данный котел прочищается регулярно каждый год перед отопительным сезоном. Критических загрязнений при прочистке обнаружено не было, однако видно, что грязь в течение года накапливается. Необходимость проведения такой процедуры очевидна. После прочистки котел легко разжигается, хорошо набирает температуру.

Р.S. На фотографиях котла видны следы обгоревшей краски в районе смотрового окошка. Это явный признак недостаточной тяги либо загрязнения каналов котла. В данном случае проблема давно устранена, но следы, к сожалению, остались.

К написанию этой публикации подвигла цепь событий, вынудивших меня опробовать свои силы в самостоятельном обслуживании газового котла. Замечу сразу – это не совсем «обмен передовым опытом», как его обычно представляют, так как некоторые изложенные факты говорят, наоборот, об исходной полной неопытности пользователя. Но, возможно, изложенная информация поможет тем, кто ознакомится с ней, избежать подобных ошибок.

Дело в том, что при кажущемся изобилии информации в сети, пришлось столкнуться с тем, что внятных пошаговых инструкций отыскать не так уж и просто – чаще всего всё ограничивается выборочными советами на форумах. Заводское руководство по эксплуатации многие проблемы освещает достаточно сухо, и особой ясности не вносят, а некоторые важные аспекты вообще в нем практически упущены, что, в принципе, и привело к ситуации, о которой пойдет речь. Итак, чем была вызвана и как проводилась чистка газового котла АОГВ-11.6-3 своими руками.

В приобретенный собственный дом мы въехали в сентябре 2002 года. Система отопления была (и остается) , но тогда она была организована по принципу естественной циркуляции. Котельная – в отдельной пристройке, оборудованной по всем имеющимся правилам. В качестве генератора тепла использовался старый чугунный котел с газовыми горелками, каких-то, как сейчас помнится, невероятно больших размеров, еще и с «самопальной» кладкой из шамотного кирпича внутри. С ним было – полное разорение: ежемесячно в наши не самые холодные зимы (Молдавия, Приднестровье) счетчик накручивал по 800 кубометров!

Одним словом, было принято решение провести замену. Остановили свой выбор на АОГВ-11.6-3-У, и из соображений невысокой стоимости, и учитывая массу хороших отзывов об этой модели от знакомых. Одновременно был установлен и циркуляционный насос. Результаты не заставили себя ждать – уже следующей зимой в доме было намного комфортнее, причем тепло распределялось равномерно по всем помещениям. А ежемесячный расход газа упал более, чем втрое! – обычно укладываемся в 220 – 270 кубометров.

К чести производителей, необходимо сразу сказать, что за прошедшие 13 лет абсолютно никаких проблем с работой этих приобретённых приборов не было. Даже в холодную зиму 2008-2009, когда шла очередная «газовая война», и давление в трубах подачи газа было снижено до критического минимума, котел вполне справился с задачей – дома было нежарко, ну и замерзание нам не грозило. Честно говоря, мне даже странно было читать на форумах, что у многих дома на таких стоит постоянно подвязанной кнопка газового клапана – никаких проблем с автоматикой за все время эксплуатации просто не проявлялось.

Визиты инспекторов газового хозяйства у нас в городе проводятся регулярно. Никогда особых нареканий по поводу эксплуатации оборудования не высказывалось. Единственное замечание было в позапрошлом году – заменить гофрированный участок дымохода (до врезки в коренную трубу) на изготовленный из оцинковки. Недостаток был устранен.

В этом году похолодание пришло рановато, и уже в начале октября было решено запустить котел на самую минимальную мощность. Но обнаружилась проблема – фитиль запальника не желал загораться, а если и загорался, то таким крошечным пламенем, что его еле было видно. Естественно, такой факел не обеспечивал прогрев термопары, и автоматика не срабатывала.

Похожая ситуация (но в меньших масштабах: факел загорался сразу, но был слабеньким) наблюдалась и годом ранее. Сопло запальника явно подзабилось, и в прошлом году помогло то, что я (на свой страх и риск), ухитрился через длинную изогнутую трубочку брызнуть на этот «жиклер» баллончиком с жидкостью для прочистки карбюраторов. После того как жидкость испарилась, попробовал зажечь – все заработало, и прошлой зимой в течение всего отопительного сезона больше никаких проблем не возникало.

В прошлом году удалось обойтись без разборок – сопло прочистилось от такой жидкости для карбюраторов

Но в этом году подобная мера оказалась недостаточной – эффект получился даже обратный. Запальник вообще перестал зажигаться.

Очень не хотелось полностью снимать весь газовый узел с горелками (а я тогда еще и не знал, насколько это доступно). Попробовал, открутив трубочку подачи газа на запальник от блока магнитного клапана, продуть ее с помощью автомобильного насоса. Бесполезно. Делать нечего – пришлось думать, как снять весь блок горелок, чтобы провести механическую очистку форсунки запальника.

Котел, естественно, обвязан, система заполнена. Доступ снизу – минимальный, так как котел еще стоит и в специальном приямке. Все это поначалу очень пугало – как же провести демонтаж газового узла? Толковых советов не нашёл, но попалась на одном из форумов подсказка – этот узел вращается относительно центральной оси – входной газовой трубы.

Так как не предполагалось сколь-нибудь значительных по масштабу операций, фото на той стадии я не делал. Показанные ниже операции проводились позднее, при повторной разборке котла. Но суть остается той же.

  • Итак, если постараться взглянуть на котел снизу (для первичного обследования «обстановки» поначалу использовал подложенное снизу зеркало) открывается примерно такая картина:

Сам блок горелок смонтирован на донной крышке. Стрелкой поз. 1 показан вход трубы подачи газа на основную горелку. Поз. 2 – это вход трубок запальника и термопары. А весь этот узел, помимо жесткости газовой трубы, удерживается на отбортовке цилиндрического кожуха котла тремя зацепами. Они расположены по краю донной пластины на вершинах правильного треугольника. Синей стрелкой показан один из них, тот, что расположен несколько левее запального окошка.

Второй зацеп – ближе к тыльной части котла слева (если стоять лицом к запальному окну).

Третий – почти что ровно под узлом автоматики, на уровне опускающихся вниз к поддону вертикальных трубок.

  • После тщательного осмотра всей донной части, никаких других крепежных или фиксирующих элементов не обнаружил. Значит, должны быть пазы, через которые эти выступы можно вывести из зацепления с отбортовкой кожуха. В итоге оказалось, что паз – всего один, и расположен он в области третьего зацепа (по ходу показа). Чтобы попасть на него, поддон необходимо немного провернуть по часовой стрелке. На иллюстрации направление проворота показано зеленой стрелкой. Кстати, хорошо виден и открывающийся непрокрашенный участок кожуха – видно, как смещается поддон.
  • С принципом крепления разобрался. Но для того, чтобы провернуть поддон и снять блок горелок, естественно, необходимо отсоединить от узла автоматики газовую трубу, трубку запальника и контактную трубку термопары.
  • Первым делом, еще раз проверил, перекрыта ли подача газа из домашней разводки.

  • Затем аккуратно свинтил гайки на штуцерах блока автоматики.

1 – трубка подачи газа на факел запальника. Ключ на 12.

2 – трубка с контактом термопары. Ключ на 12.

3 – труба подачи газа на основную горелку. Ключ на 27.

Паронитовая прокладка на основной газовой трубе снялась. Проверил –состояние отличное. На факельной трубке – прокладка осталась на штуцере тройника, но тоже – видно, что не изношенная, и вполне еще послужит.

  • После разборки этого узла поддон достаточно легко провернулся, и через паз ближний к трубкам держатель вышел из зацепления с кожухом. Теперь, поддерживая поддон снизу, слегка подаем его на себя – и из зацепления вышли и остальные два держателя. Весь узел опускаем на пол, а потом аккуратно достаем между ножками котла наружу.

На фото показан снятый поддон, но еще раз оговорюсь – фото делались позднее, при вторичной разборке котла. В первый раз картина была намного «чище». Далее, по тексту будет понятно, почему на это обращается столько внимания.

  • Проверил состояние основной горелки – она была совершенно чистая, без следов какой-либо деформации. Претензий к ее работе и не возникало.
  • Затем перешел к «виновнику» всей этой затеи – к соплу запального факела. Открутил два винта, удерживающие этот узел (фитиль плюс термопара) в собранном положении. Винты, правда, поначалу сопротивлялись, но после обработки WD-40 все же пошли. Снял коробчатый кожух с запальной горелки, добрался до форсунки.

Сама латунная форсунка была сверху покрыта легким белым налетом (типа накипи), и это очень быстро, без усилий, снялось мелкой наждачкой. Само сопло, да, было подзаросшим, едва «прорисовывалось» даже визуально. Тоже ничего страшного – взял тонкую медную жилку от распущенного кабеля и прочистил отверстие. Для гарантии – еще и продул под давлением насосом со стороны подключения трубки к тройнику блока автоматики. Все задача выполнена!

  • Заодно, пока есть свободный доступ, очень аккуратно наждачкой-«нулёвкой» почистил и изгиб трубочки термопары: там был очень легкий слой окисла – накопилось за период летнего простоя.
  • Произвел аккуратно сборку всех узлов в обратной последовательности. Немного помучался с обратной установкой поддона – но потом приловчился.

Надо сначала поступательно, без перекоса, поднять весь этот блок, чтобы горелка зашла внутрь корпуса, а узел запальника и термопары не цеплялся за отбортовку кожуха. Затем, стоя со стороны труб, слегка подать весь этот узел на себя, дать небольшой наклон вниз, чтобы слегка приподнялся (буквально на пару градусов!) противоположный край поддона. Потом, подавая поддон вперед, следует одновременно надеть два дальних зацепа, чтобы они зашли на отбортовку кожуха. Ближний к себе зацеп направить в вырезанный паз, а когда он войдет в него – весь поддон провернуть против часовой стрелки. Величину этого проворота визуально подскажет положение труб – газовая труба окажется прямо под своим патрубком блока автоматики, как было при разборке.

  • Установил на место все трубки, предварительно проверив наличие и правильность прилегания прокладок. Обтянул ключом гайки на трубе подаче газа и на трубке запальника. Перед обратной установкой трубки термопары очень осторожно, буквально еле касаясь, почистил «нулевкой» контактные площадки. Эту гайку, в соответствии с прочитанными рекомендациями, затягивал не ключом, а от руки, только усилием пальцев.
  • Проверил герметичность соединений – принёс с кухни губку с моющим средством, открыл подачу газа, «промылил» места соединений газовых трубок - все нормально, никаких признаков утечки нет.
  • Попробовал запустить котел. Фитилек загорелся отлично – ровным пламенем, «омывающим» изгиб термопары. Буквально через 15-20 секунд – сработал газовый клапан. Подождал пару минут, потом открыл подачу газа на основную горелку – загорелось ровно, без хлопка. Поэкспериментировал – несколько раз закрывал и открывал подачу на основную горелку: все хорошо – фитиль горит ровно, не гаснет, горелка разжигается так же штатно.

Все, выставил примерно нужный уровень нагрева, закрыл щиток на окошке розжига, и ушел, полный гордости за успешно проделанную работу.

Тогда я еще не знал, что мои «приключения» только начинаются!

Узнайте, изучив основные критерии оценки, в специальной статье нашего портала.

Неожиданная проблема

Несколько дней работа котла не вызывала никаких нареканий – он не затухал, система отопления работала хорошо. Однако прошло около недели, и мне показалось, что в котельной появился ранее несвойственный ей запах – это не запах газа в чистом виде, а скорее «аромат» сгоревшего газа. Кроме того, начало складываться впечатление, что, по ощущениям домашних, тепла стало недоставать.

Пару раз котел погас ночью – безо всяких видимых причин. Ну а дальше – больше. Спустя примерно неделю, я, зайдя в котельную, увидел жутковатую картину – пламя горелки пытается «выбраться» через закрытое щитком окошко розжига. Достаточно большой участок металлического кожуха над окном раскалился почти докрасна, краска на нем полностью, до «чистого» металла обгорела.

Естественно, котел был сразу же потушен. После того как он остыл, я попробовал, в качестве эксперимента, провести розжиг. Фитиль работает нормально, автоматика тоже срабатывает хорошо. Но когда разжигается основная горелка, то, во-первых, пламя имеет выраженные оранжевые концы языков пламени. А во-вторых – «корона» пламени направлена не полностью вверх, а стремится еще и в просвет между теплообменником и внешним кожухом котла.

Понятно - это явный признак того, что внутри котла поток горячих газов встречает какое-то сопротивление, одним словом – каналы заросли сажей. Сажа везде, даже на обводе запального окошка – никогда ранее не было, чтобы я как-то пачкал руки при розжиге, а сейчас на пальцах появляются черные пятна, кстати, очень трудно смываемые даже теплой водой с мылом.

Но остается не выясненным вопрос – почему? Ведь за столько лет с подобной проблемой сталкиваться не приходилось никогда.

Полез вновь по форумам – искать причину. И на одном из них наткнулся на дельный совет – такая картина свойственна неполному сгоранию газа, без подачи дополнительного воздуха. Стал плотнее разбираться с конструкцией своего котла, и выявил то, на что просто не обратил ранее внимания. Это – хомутообразная заслонка на входе газовой трубы в котел, снизу, прямо у поддона. Там на трубе имеются два диаметрально-противоположно расположенных отверстия, которые и прикрывает эта заслонка.

Побежал проверять: так и есть – заслонка практически полностью перекрывает оба отверстия. Слабое знание «матчасти» привело к тому, что я на этот нюанс совершенно не обратил внимания. А в процессе разборки блока горелок, по всей видимости, случайно переместил эту заслонку в положение, при котором доступ воздуха был перекрыт.

Попробовал открыть эти окошки и провести розжиг котла – да, пламя тут же изменило цвет и стало более ровным. Но «корона», естественно, все так же стремится в пространство между кожухом и теплообменником, то есть от очистки котла найденная причина меня никак не избавляет.

Проведение чистки котла

Понятно, что для проведения чистки мне необходимо вновь выполнить разборку – так же демонтировать блок горелок, и плюс к этому – снять верхнюю крышку котла.

  • Пришлось несколько помучаться со снятием зонта, переходящего в металлическую часть дымохода. Дело в том, что сам в котельной – кирпичный, коренного типа, установлен на фундаменте, и в него вмурованы две трубы – от котла и, выше, от газовой колонки.

Трубу котла вмуровывал сам, сделал это в свое время качественно, и «сидит» она очень плотно. Пришлось приложить усилия, чтобы добиться небольшого люфта. Но в итоге получилось – удалось приподнять ее настолько, чтобы хватило просвета для снятия с трубы зонта. Картина открылась весьма колоритная.

Уж под самим зонтом видны залежи сажи. А если посмотреть на зонт снизу, то на полусферическом рассекателе–сборнике конденсата – мягкий рыхлый слой сажи толщиной под 10 миллиметров.

  • Чтобы снять верхнюю крышку котла, необходимо для начала отсоединить и демонтировать датчик тяги. Он удерживается на крышке пластинками, которые прикручены двумя саморезами (на иллюстрации выше – показаны синими стрелками). Но сколько я не крутил эти саморезы – они проворачивались на месте, не страгиваясь вверх ни на миллиметр. В конце концов, плюнул на это дело – решил снимать крышку вместе с датчиком. Для этого вначале ключом на 14 отвернул гайку соединения трубки с тройником блока автоматики.

Сразу проверил паронитовую прокладку – «живая», осталась на месте, и поэтому решил ее не тревожить.

  • Дальше, казалось бы, все просто – крышка зафиксирована на кожухе котла тремя саморезами.

Саморез, который расположен на фасадной стороне котла, вышел достаточно легко.

А вот два других – оказали «яростное сопротивление». Они попросту не желали страгиваться с места. Не помогали ни мощные отвёртки, ни обработка WD-40, ни простукивание – стоят неподвижно.

В конце концов, начали «зализываться» прорези под отвёртку – но все с тем же нулевым результатом. Выход напрашивался один – срезать головки саморезов шлифмашинкой, благо, они сделаны не «под потай».

Ничего страшного – срезал очень аккуратно. Забегая вперед, скажу, что впоследствии заменил эти крепления на кровельные саморезы с головкой-шестигранником – на случай будущих чисток котла. Держит даже лучше, и выкрутить – никакой проблемы не составит.

  • Крышка сидела плотно, и пришлось даже несколько простучать ее снизу – уперев деревянный брусочек в нижнюю кромку. После этого она ровненько снялась.

На тыльной стороне крышки хорошо заметны следы, которые остались из-за неправильного прохождения продуктов сгорания. Они отыскали себе путь между теплообменником и кожухом котла, далее сходясь к центральному отверстию дымохода.

Естественно, говорить о какой-то эффективности работы котла в такой ситуации не приходится – он скорее грел помещение котельной, чем отдавал тепло в систему. Про безопасность подобного функционирования лучше вообще промолчать.

  • Водяной теплообменник котла сверху прикрыт своей крышкой. Она зафиксирована и плотно прижата к нему с помощью специальных креплений – металлических клиньев (на иллюстрации сверху они показаны желтыми стрелками). Снимаются эти фиксаторы – очень легко.

Думал, что они пружинные – ничего подобного. Эти клинья сделаны из обычной мягкой стали, а их усики изогнуты по тому же принципу, что и обычные шплинты. Они легко сводятся к центру, а затем клин вынимается из прорези.

  • Таким же образом убрал все стопора, а затем снял крышку. И ужаснулся…

Этот небольшой просвет между теплообменником и крышкой, в котором потоки газа от трех каналов должны объединяться в один центральный для выхода в дымоход, плотно забит сажей.

  • Теперь необходимо из каналов теплообменника достать вставки-турбулизаторы газового потока. Они без особого сопротивления поддались вверх, когда подцепил их плоскогубцами.

Картина получилась даже хуже, чем я мог себе представить – слой сажного нагара на лопастях турбулизаторов впечатляет своей толщиной!

Заодно сразу смотрю, в каком состоянии эти вертикальные цилиндрические каналы. Картина соответствующая…

Естественно, что если даже «вывести за скобки» проблемы тяги, ни о какой эффективности работы котла при столь заросшем снаружи теплообменнике и речи не идет.

  • Далее, снял поддон котла с блоком горелок – как выполняется эта операция, я уже рассказывал выше.

  • Все, можно переходить непосредственно к чистке всех узлов. Для этой операции в хозяйственном магазине была приобретена обычная пластиковая щётка для бутылок – она пойдет для вертикальных каналов. Подвязал ее изолентой к деревянной рейке, чтобы пройти каналы по всей их высоте.

Знаю, что «классикой» для домашнего творчества является синяя изолента, но у меня была только белая 🙂

А для чистки остальных деталей и поверхностей приобрел плоскую щетку с мягким латунным ворсом.

  • Прочистку начинаю с верхней плоскости теплообменника – счищаю и сметаю вниз весь сажный нагар. Получилось так, как показано на иллюстрации выше.
  • Затем перехожу к прочистке каналов. Сажа от стенок отходит достаточно легко – еще не успела «задубеть». Характерно, что она очень маслянистая.

  • После очистки самого котла, перехожу к снятым деталям и узлам. Чтобы не разводить лишнюю грязь в помещении котельной, переношу все это действо во двор.

Сама горелка и в этот раз чистая, если не считать той сажи, что нападала сверху – она легко смахнулась щеткой. Заодно сразу слегка подчищаю «нулевкой» трубочку термопары – это не помешает.

  • После завершения операции чистки, перехожу к обратной сборке котла. Вначале установил на место блок горелок – об этом уже рассказывалось выше. Сразу скоммутировал все трубки, проверил прокладки и затянул гайки.

И вот здесь сразу заострил свое внимание на положение задвижки воздушного канала. При чистке я этот хомут снял с трубы (не знаю, правда, зачем), но при обратной установке оказалось, что он изготовлен из мягкой стали, и никакими пружинящими качествами не обладает. После установки он стал болтаться и просто соскальзывать вниз. Пришлось сделать небольшое усовершенствование – просверлить в «ушах» отверстия, и после надевания заслонки чуть стянуть ее длинным винтом М5. Получилось нормально – теперь хомут надежно удерживается в заданном положении, но и переместить его – не составляет особого труда.

На иллюстрации показано, что отверстия для подачи воздуха открыты наполовину.

  • Следующий шаг – ставлю на место турбулизаторы.

Установка турбулизаторов – очень проста, и ошибиться здесь просто невозможно – они вставляются в каналы и удерживаются в них за счет расположенного сверху уширения центральной металлической пластины. Вставляю их так, чтобы эта пластина была сориентирована по радиусу цилиндрического теплообменника, то есть лопасти при этом расположатся примерно по касательной к окружности.

  • Следующий шаг – ставлю на место крышку теплообменника. Проушины для фиксаторов вошли в прорези крышки.

Вставляю в прорези проушин металлические шплинты-клинья, и слегка подбиваю их с тыльной части – чтобы крышка максимально плотно прилегла к теплообменнику. После этого плоскогубцами развожу усики – всё, крышка надежно закреплена.

  • Далее, устанавливаю на место верхнюю крышку котла. Сориентироваться с ее правильным положением помогают отверстия от единственного вышедшего нормально самореза. В моем случае датчик тяги не снимался – он уже стоит на месте, и остается только подсоединить его трубку к тройнику и затянуть гайку.

  • Завершаю сборку установкой колпака. Подсовываю его под трубу, надеваю на ее раструб (заходит очень плотно), и затем аккуратно устанавливаю на место. Три выступа на колпаке должны попасть в соответствующие отверстия крышки котла, и при этом вырезанное полукруглое окошко разместится над проходящей трубкой термодатчика.

  • Естественно, после этого были проверены все соединения на герметичность.
  • Перехожу к долгожданному моменту – к запуску котла. Фитилек загорелся сразу, и уже через секунд 15 сработал магнитный клапан. Пока все хорошо.

Открываю подачу газа – горелка зажигается легко, огонь горит ровной короной, с одинаковой высотой языков пламени, и смотрят они не в стороны, а направлены выраженно вверх, что и требовалось доказать!

  • Попробовал «поиграть» с воздушной заслонкой. В итоге пришлось ее приоткрыть еще немного – добился ровного голубого пламени, практически без примесей красных или оранжевых оттенков. Экспериментальное перекрытие и подача газа (моделирование выключений и пусков котла) прошло успешно – факел запальника устойчив, и горелка загорается сразу и практически бесшумно.

С тех пор прошло уже две недели – каких-либо нареканий на работу котла не было! Впереди зима, и, надеюсь, что никаких неприятных сюрпризов система отопления нам не преподнесёт.

А для себя решил следующее:

  • Внимательнее относиться к мелочам любой конструкции – все имеет свое предназначение, и непродуманные действия способны привести к нештатным ситуациям.
  • Процесс чистки освоен, он не столь сложен, так что буду проводить его регулярно – перед началом каждого отопительного сезона, хотя бы для профилактики.

Узнайте, как произвести , изучив требования обязательные к соблюдению, в специальной статье нашего портала.

Автор отдает себе отчет, что подобные работы, вообще-то, должны проводиться соответствующими специалистами. Поэтому эту статью необходимо расценивать не в качестве руководства к действию, а только как повествование о случившемся – о том, как одна совсем небольшая ошибка, невнимательность, привела к серьезным проблемам и потребовала их срочного устранения. Надеюсь, что полученная информация кому-то покажется полезной.

Похожие материалы

Каждый хозяин собственного дома со своей системой отопления должен относиться к ней внимательно. Иначе со временем эффективность отопления снизится, а расход топлива значительно повысится. В особенности это относится к котлам, которые работают на твердом топливе. При сгорании такого топлива на стенках котла в свое время образуется налет. А вот как очистить котел от смолы и прочих нагаров, мало кто знает.

Как очистить котел от сажи: кислоты для очистки

Разработано большое количество способов для очистки. Однако нужно учесть, что методы, которые будут написаны ниже, не совместимы.

Для успешного процесса очистки нам необходимы:

  • Скребок;
  • Шабер;
  • Отвертки;
  • Перчатки из ткани;
  • И соответствующие электроприборы.


Перед любым видом очистки необходимо выключить котел и убрать источник горения. После этого необходимо перекрыть кран подачи газа и все запорные вентиля отопления, затем подождать, чтоб котел полностью остыл.

Очистка химическим способом популярна из-за легкости в самом процессе. Для проведения такой очистки реагент нагревается до требуемой температуры, а затем при помощи специального насоса поступает в систему котла и вступает в реакцию с налетом.

Для очистки используют такие кислоты:

  • Адипиновая кислота;
  • Кислота сульфаминовая;
  • Гелиевая.

Адипиновую кислоту нужно разводить с водой и при помощи насоса крайне осторожно залить в остывший котел. Газ оказывает влияние на карбонаты, они преобразуются в кислые соли и затем растворяются. После этого нужно выпустить давление и подождать выпадение солей в осадок, такой осадок очень легко смывается проточной водой.

Сульфаминовую кислоту тоже необходимо разбавлять водой, только в отдельной емкости и под давлением закачивать в остывший котел. Затем ждем некоторое время и промываем котел под напором воды.

Гель не относится к кислотам, но он тоже способен растворять нефтяные нагары, а еще эффективно отделяет налеты от металла. Он может очистить котел, бережно и мягко и не причинить не какого вреда стенкам.

Самое знаменитое средство от накоплений сажи в дымоходе – это каменная соль. Ее добавляют в камеру горения при горении топлива. Но такой вариант с добавлением можно проводить только в качестве профилактики, не более. Полностью очистить дымоход от сажи при таком варианте с добавлением невозможно.

Средство, которое более эффективное для прочистки налипания сажи в вытяжной трубе – это очистки от картофеля. Количество, необходимое для прочистки определяют по габаритам отопительного котла. В среднем на прочистку уходит ведро очисток. Их высыпают при горении топлива в рабочую камеру котла. Крахмал, который выделяется вместе с паром, смягчает сажу и она начинает вылетать из дымохода. После проведения такой процедуры нужно вычистить котел. Часто таким способом проводят профилактику перед механической очисткой, и она после этого выполняется легче.

Еще есть способ очистки с помощью осиновых дров. Пару охапок таких дров сжигают в котле.

Но нужно сразу сказать, что это очень опасно. Такой способ прогревает дымоход до очень высокой температуры, а при таком нагреве сажа начинает выгорать. Перед использованием такого метода нужно убедиться в том, что вша труба способна выдержать такую высокую температуру.

И кроме этого нужно быть уверенным, что нагар на трубе не толстый, а в противном случае при нагреве сажи труба может лопнуть.

Правильно почистить или отмыть котел от дегтя, смолы или нагара своими руками не так сложно. Чистка зависит от того какого типа ваш котел. Он может быть твердотопливного типа и работать на пеллетных дровах, это может быть газовый или установка пиролизных видов, для каждого есть свой способ. Например, для дровяных котлов Будерус , где скапливается деготь, отлично подойдет очиститель – порошок. Как правильно проводить чистку можно узнать из видео.

Неправильно подобранное средство может создать неисправность. Не удивляйтесь потом почему котел забивается. Именно неправильный набор средств повлияет на то, что котел может протечь.

Чистка котла от смолы химическими средствами

В промышленностях выпускают огромное количество средств, которые предназначены для очистки дымоходов. Такие средства бывают в порошках, в жидком виде и в брикетах. Они загораются и при этом не приносят никакого вреда для здоровья человека. Они добавляются в топку во время горения топлива, такие вещества разрушают отложения на стенках трубы и сажа осыпается в низ.


Самыми популярными такими средствами являются пожарные химические вещества и противопожарные химические вещества.

Специальную сухую смесь закладывают в камеру горения с дровами. Количество добавления такого средства не должно превышать 200от грамм на тонну топлива.

При выборе средства прочистки не большого слоя сажи обратите внимание на химическое средство чешских производителей: Коминичек. Такое средство дает возможность сгорать саже при не высоких температурах. Большей популярностью пользуется средство: Полено – трубочист. Его можно использовать как для чистки котлов на твердом топливе , так и на всех остальных горючих. Пользоваться им необходимо по мере накоплений нагаров. К примеру: каминам, которые подпаливаются 2 раза в неделю такого средства хватит на пол года. А вот для котлов необходимо одно полено раз в два месяца. Для оптимальной очистки больших котлов или каминов можно сжечь 2 полена такого средства.

Порошок для чистки дровяных котлов

В наше время использование отопительных систем, которые работают на твердом топливе очень актуально. Недостатком в использовании таких котлов является скапливание и отложение сажи в самой системе отопления и дымоотводе.

Накапливание сажи не только ухудшает тягу агрегата, но и явно снижает эффективность выполнения работы котла. Для отведения такой проблемы необходимо в регулярном порядке проводить чистку дымохода и самого котла. Такую чистку делать регулярно сложно, так как это очень трудоемкий процесс, а плата за оказание услуг трубочиста очень высокая. И для решения такой проблемы довольно таки давно придумали специальные чистящие средства. Средство в порошковом представлении в своем составе имеет компоненты, которые способны вступать в реакцию с сажей при горении средства. А это означает, что химическое средство необходимо добавлять при горении топлива. Сажа, после подвергания реакции средства, постепенно разрушается в дымоотводе и очищается сам котел. После воздействия средства на сажу, она становится ломкой и начинает отставать от стенок металла и стекает в отверстия для отвода конденсата и затем удаляется.


Это средство должно регулярно добавляется в горящий котел в рекомендуемой дозе. В результат такого использования входит не только очищенный котел и дымоход, а и экономия твердого топлива. Еще одной положительной стороной использования такого средства является продуктивность обогрева.

С помощью порошка чистка дымохода стала намного легче для всех владельцев агрегатов работающих на твердом топливе. Он очищает полностью котел от сажи в минимальный срок и без вспомогательных средств, на которые нужно было делать затраты. Одно правило использования такого средства – это использование его только для котлов, которые работают на угле или дровах.

Чистка котла Будерус (видео)

В заключении хотелось бы сказать, что лучше отдавать предпочтение экологически чистым и абсолютно безопасным для здоровья и окружающей среды средствам. Использование всех перечисленных методов в нашей статье, даст возможность содержать ваш котел без налетов сажи и с экономией средств владельца на топливе. Какой именно способ подойдет вам, нужно решать исходя из типа котла.

Длительный срок эксплуатации не может не повлиять на работоспособность котла. Окалины и всевозможные отложения на внутренних деталях снижают теплоотдачу и увеличивают энергоемкость. Эти факторы существенно сокращают функциональные ресурсы котла. Регулярная проверка и своевременный технический осмотр помогают предотвратить серьезные поломки и определить, требуется ли чистка. С полной уверенностью можно утверждать, что своевременная чистка газовых котлов от сажи — гарантия бесперебойного функционирования агрегатов. В процессе чистки газовых котлов удаляются отложения, накипь, сажа, нагар и осевшие солевые уплотнения на внутренних элементах. Как почистить газовый котел? Для этого вы можете пригласить квалифицированных мастеров своего дела, а можете справиться самостоятельно. Если вы уверены, что вам под силу эта задача, приступайте к делу.

Как почистить котел химическим методом?

Чистка котлов производится либо химическим, либо механическим методом.

Данные методы крайне редко совмещаются. Чтобы очистительный процесс прошел успешно, вам понадобятся:

  • скребки;
  • щетки;
  • шаберы
  • отвертка;
  • тканевые перчатки;
  • соответствующие электрические приборы (раскидные и нераскидные головки).

Перед любым видом очистки котел необходимо выключить, а также отключить источник питания. После этого нужно перекрыть газовый кран и запорные вентили отопления, затем дождаться полного остывания котла. В процессе выбора инструмента обращайте внимание на отсутствие у него острых граней и концов, которые могут повредить внутренние детали агрегата и впоследствии спровоцировать коррозию.

Химическая очистка котлов весьма распространена именно из-за легкости процесса. Для этого реагент нагревается до требуемой температуры, затем с помощью специального насоса поступает в систему котла и вступает в химическую реакцию с отложениями и накипью.

Кислоты для очистки:

  • адипиновая;
  • сульфаминовая;
  • гель.

Адипиновая кислота разводится с водой и при помощи насоса крайне осторожно заливается в остывший котел. Углекислый газ оказывает влияние на карбонаты, которые преобразуются в кислые соли и впоследствии растворяются. После этого необходимо стравить давление и дождаться, когда кислые соли выпадут в осадок, который легко смывается обычной водой. Сульфаминовую кислоту необходимо разводить водой в отдельном сосуде, а затем под напором закачивать в остывший газовый котел. После некоторого времени котел промывается большим напором воды и просушивается. Гель не относится к кислотам, но он способен растворять любые нефтяные производные, а также эффективно отделять накипь от металлических деталей. Гель позволяет почистить газовый котел мягко и бережно, не повреждая его стенки.

Недостатком химической очистки котла можно считать тот фактор, что кислота не поддается контролю. В процессе воздействия, наряду с накипью, кислота вступает в реакцию не только с отложениями, но и с металлическими деталями котла, которые не покрыты грязью. Это воздействие можно снизить путем добавки ингибиторов в чистящий состав.

В отопительных котлах образуется слой накипи, которая плохо влияет на их работу. Разберемся, как почистить котел от накипи самостоятельно в домашних условиях, какие средства и инструменты для этого потребуются.

Как почистить газовый котел от накипи: ручной и гидродинамический способы

Теплообменник в газовом котле – одна из главных деталей. Именно он определяет температуру и свойства жидкости, качество работы аппарата. Использование жесткой воды приводит к образованию накипи. Это, в свою очередь, вызывает перегрев оборудования, увеличивает расход топлива и повышает нагрузку на насос.

Вы можете самостоятельно почистить котел от накипи

При ручном способе необходимо сначала снять деталь, а потом удалить налет при помощи металлической щетки, скребка или пылесоса. Во время чистки следует быть очень осторожным, чтобы не нанести вред деталям и уплотнительным материалам. Это может стать причиной разгерметизации и повреждения котла.

Перед началом ручной очистки отопительного котла обязательно отключите подачу газа.

Гидродинамический способ заключается в прогоне по аппарату воды под высоким давлением. Этот метод требует постоянного контроля давления в системе. Так как его критическое повышение может привести к разрыву элемента.

Как почистить двухконтурный котел от накипи? Можно просто замочить детали в растворе, который размягчает отложения, а затем с помощью подручных инструментов убрать всю грязь.

Химическая очистка котла

При использовании химического способа из отопительной системы следует слить всю воду, а затем подключить к котлу бустер – специальный аппарат для промывки, оборудованный насосом. Залить в него чистящий раствор и в течение нескольких часов прогонять средство через теплообменник без остановки.

Для химической очистки используют:

  • Смеси в форме порошка с сульфаминовой кислотой. Эти средства не повреждают металл и уплотнительные материалы.
  • Раствор соляной кислоты, но делать это следует с большой осторожностью: средство весьма агрессивное, а его отходы сложно утилизировать.
  • Лимонную кислоту – действует она довольно эффективно, но более бережно по сравнению с соляной.

После промывки нужно несколько раз прогнать чистую воду. Такой способ помогает очистить труднодоступные места устройства.



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.