Существующие формы правления в великобритании. Форма правления в англии
Великобритания считается родиной современной парламентской демократии. Форма правления -- парламентарная монархия.
Государство состоит из четырёх «исторических провинций» (по-английски -- «countries», то есть «страны»): Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия. Форма административно-территориального устройства -- унитарное государство, хотя три из четырёх исторических провинций (кроме Англии) обладают значительной степенью автономии.
Столица -- город Лондон, один из крупнейших городов Европы и важнейший мировой финансово-экономический центр.
Монархия и её роль
Монарх -- это глава страны, источник суверенной власти и знак единства нации. Согласно Акту о престолонаследии 1701 г. В Великобритании действует кастильская система, в согласовании с которой наследование трона погибшего либо отрекшегося монарха осуществляется старшим отпрыском, а при его отсутствии -- старшей дочерью. Английский монарх обязан быть протестантом по вероисповеданию и не может состоять в браке с католиком. Монарх в Великобритании олицетворяет собой стабильность государственных институтов и единство нации. Его положение в системе власти определяется формулой "царствует, но не правит". При этом формально монарх владеет значительными возможностями и еще огромным влиянием на функционирование институтов власти. Большая часть возможностей монарха определяется понятием "королевская прерогатива", остальные возможности закрепляются законом.
Королевская прерогатива -- это совокупность возможностей монарха по общему праву.
В английском конституционном праве различают два главных вида прерогативных возможностей монарха: а) личные; б) политические.
Личные прерогативы в основном сводятся к ряду правил, обеспечивающих королевские иммунитеты и право принадлежности. К примеру, "монарх никогда не погибает", т.е. По общему праву междуцарствия быть не может, так как существующая система престолонаследия предугадывает неизменное функционирование института монархии. Иным примером личной прерогативы является правило, гласящее, что "монарх не может поступать неправильно". На практике это значит судебный иммунитет монарха. Из этого, но, не следует, что Корона как институт власти не может быть ответчиком в суде. Речь идет только о личном иммунитете монарха.
Политические прерогативы. Эта группа возможностей очень обширна и классифицируется в учебной и научной литературе по разным критериям. Один из них -- возможности в области внутренней и наружной политики.
В области внутренней политики королевскую прерогативу можно представить следующим образом: 1) прерогатива в области управления; 2) прерогатива в судебной области; 3) законодательная прерогатива.
Прерогатива в области управления значит: а) право монарха назначать и увольнять министров; б) управление вооруженными силами; в) управление собственностью Короны; г) назначение епископов; д) жалованье знатных званий; е) чрезвычайные возможности и возможности в области обороны.
Прерогатива в судебной области базирована на правиле "монарх -- источник справедливости". Исторически английские монархи не лишь назначали судей, но и воспринимали роль в судебных заседаниях. Сейчас английские судьи осуществляют правосудие от имени монарха, но назначаются в согласовании с процедурой, установленной законом. Фактически судебные прерогативы заключаются в наличии у монарха права помилования. Это право осуществляется монархом при активном участии министра внутренних дел.
Прерогатива в законодательной области проявляется двояко. Во-первых, это право монарха созывать и распускать Парламент -- законодательный орган власти. Во-вторых, законодательные возможности заключаются в праве подписи законопроектов, принимаемых палатами Парламента.
В области наружной политики королевские прерогативы состоят в следующем: 1) право объявления и заключения мира; 2) право заключения интернациональных договоров; 3) право решения по аннексии и уступке местности; 4) право направления и аккредитации дипломатических представителей; 5) право на признание забугорных стран и правительств.
Следует иметь в виду, что политические возможности (прерогативы) монарха осуществляются по совету и при участии министров Правительства. Раздельно необходимо сказать о праве заключения интернациональных договоров. В согласовании со сложившейся с 1924 г. Практикой международные договоры, подписанные главами стран, представляются на одобрение обеих палат Парламента. Это правило может рассматриваться как конституционное соглашение. Договоры экономического, торгового либо технического характера не требуют вышеизложенной процедуры рассмотрения в Парламенте, если они: а) не содержат в собственном тексте нормы, предусматривающей необходимость ратификации; б) не манят за собой конфигураций английского права либо налогообложения; в) не затрагивают частные права английских подданных.
Тайный совет представляет собой совещательный орган при монархе, исторически показавшийся в системе власти Британии в XIII в.
В состав Тайного совета входят министры Кабинета, судьи Апелляционного суда, архиепископы англиканской церкви, спикер Палаты общин, английские послы в забугорных странах и остальные лица, занимающие либо занимавшие высшие должности на гос службе. Всего около 300 человек. В полном составе Тайный совет собирается по в особенности праздничным случаям, к примеру по случаю церемонии коронации монарха. Традиционно в заседании принимают роль только несколько членов Совета. Кворум -- три человека.
Тайный совет воспринимает решения от имени монарха или в форме прокламаций, или в форме приказов. Созыв и роспуск Парламента, объявление войны и мира и хоть какое другое выступление монарха по праздничным поводам облекаются в форму прокламации. Решения по вопросам права и управления принимаются в форме приказов в Тайном совете. Правовая сила приказов в Совете признается судами, если эти решения: а) не выходят за рамки королевской прерогативы; б) не выходят за пределы возможностей, делегированных Короне парламентским статутом.
Тайный совет может создавать разные комитеты, важнейшим из которых, с точки зрения развития права, является Судебный комитет, учрежденный в согласовании с законом о Судебном комитете 1833 г. В состав Комитета входят: лорд -- председатель Совета, Лорд-канцлер, бывшие лорды-председатели, "ординарные лорды по апелляции" (профессиональные судьи) и ряд остальных лиц, занимающих либо занимавших высшие судебные должности. С 1833 г. Юриспруденция Судебного комитета существенно сузилась, но и сейчас он играется заметную роль в развитии английского права. В частности, Судебный комитет Тайного совета является апелляционной инстанцией на решения церковных судов и на решения трибуналов разных профессиональных организаций, к примеру медицинских работников.
Судебный комитет владеет и специальной компетенцией, заключающейся в том, что монарх может затребовать его мировоззрение по какому-или вопросу права.
Комитеты Кабинета. В рамках Кабинета министров по традиции, начиная с XIX в., Создаются комитеты для рассмотрения разных вопросов внутренней и наружной политики. Наименования комитетов и их количество законодательно не определяются, а решаются эти вопросы внутри Кабинета в большей степени Премьер-министром. Традиционно создаются комитеты по следующим фронтам работы Правительства: 1) обороны и наружной политики; 2) законотворчества (подготовка правительственных законопроектов и делегированного законодательства); 3) внутренней сохранности и социальных вопросов; 4) экономической политики и планирования. Наряду с традиционными могут создаваться комитеты аd hoc. К примеру, в 1969 г. -- по проблемам Родезии, в 1982 г. -- по Южной Атлантике (в связи с Фолклендским кризисом).
Великобритания - парламентская монархия во главе с королевой. Законодательный орган - двухпалатный парламент (Монарх + Палата общин и Палата лордов - так называемая система King (Queen) in Parliament). Парламент является высшим органом власти на всей территории, несмотря на наличие в Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии собственных управленческих административных структур. Правительство возглавляет монарх, непосредственное управление осуществляется премьер-министром, назначаемым монархом, который, таким образом, является председателем Правительства Его (Её) Величества.
Отличительной характеристикой является отсутствие какого-либо единого документа, который можно было бы назвать основным законом страны, не существует письменной Конституции, более того, не существует даже точного перечня документов, которые бы относились к Конституции. Отношения между народом и правительством регулируются законодательными актами, неписаными законами и конвенциям и Английский империализм был одним из главных виновников первой мировой войны.
В этой войне английская буржуазия надеялась найти выход аз глубочайшего социального и Политического кризиса, в котором оказалась Англия подобно другим империалистическим государствам во втором десятилетии ХХ века. В ходе первой мировой войны английский империализм стремился упрочить классовые позиции буржуазии в самой Великобритании и укрепить Британскую колониальную империю, расширить ее владения, за счет захвата новых территорий.
Вьетнамо-французское соглашение от 6 марта 1946 года
В присутствие английских, американских и китайских наблюдателей в Ханое были подписаны предварительные вьетнамо-французское, а также дополнительный протокол к нему. Соглашение содержало признание ДРВ как свободного государства, имеющего свой парламент, армию и финансы. Вместе с тем ДРВ была вынуждена вступить во французский союз и в Инд...
Аграрные отношения. Разложение ленной системы
В различных районах обширной империи аграрные отношения имели свои особенности, но в целом они определялись военно-ленной системой, сложившейся у турок в XIV столетии.
Как правило, все завоеванные турками земли делились на три категории: 1) лены, под которые рри каждом завоевании отводилось около половины (по размеру дохода) захваченны...
Первобытная идеология и появление образного письма.
Овладение орудиями производства сделало человека творцом ряда предметов, необходимых ему для существования. Хотя дальнейшее совершенствование орудий повысило творческие возможности человека, но он все же оставался бессильным в борьбе с природой. Это бессилие породило веру в богов, в чертей, в чудеса. Человек, видя свое отражение в стояч...
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.сайт/
Административное деление
Великобритания (англ. United Kingdom; полное название -- Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии, англ. United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland) -- островное государство в Западной Европе, форма правления -- парламентская монархия. Столица -- город Лондон. Название страны происходит от английского Great Britain. Британия -- по этнониму племенибритты.
Великобритания состоит из 4 административно-политических частей (исторических провинций):
Англия (39 графств, 6 метрополитенских графств и Большой Лондон) -- адм. центр Лондон
Уэльс (22 унитарных образования: 9 графств, 3 города и 10 городов-графств) -- адм. центр Кардифф
Шотландия (12 областей: 9 округов и 3 основных территории) -- адм. центрЭдинбург
Северная Ирландия (26 округов) -- адм. центр Белфаст
Зависимые территории со столицами:
Британские острова Остров Мэн (Дуглас), Нормандские острова, Гернси (Сент-Питер-Порт), Джерси (Сент-Хельер)
Европа - Гибралтар (Гибралтар)
Ангилья (Валли)
Бермуды (Гамильтон)
Британские Виргинские острова (Род-Таун)
Каймановы острова (Джорджтаун)
Остров Монтсеррат (Плимут)
Острова Тёркс и Кайкос (Кукбурнтаун)
Фолклендские острова (Порт-Стэнли)
Южная Георгия и Южные Сандвичевы острова
Атлантический океан
Остров Святой Елены (Джеймстаун) и его зависимые территории -- острова Вознесения и Тристан-да-Кунья
Остров Питкэрн (Адамстаун)
Индийский океан
Британская территория в Индийском океане -- архипелаг Чагос
Государственное устройство
великобритания государственное устройство административное
Великобритания в политическом плане является конституционной монархией. Порядок наследования престола определен Актом о престолонаследии (1701 г). Сыновья суверена наследуют престол по старшинству; в случае отсутствия сыновей престол переходит к старшей дочери. Правом на престол обладают только протестанты. Монарх считается главой государства, верховным главнокомандующим, главой администрации и светским главой официальной церкви Англии. Монарх - важный символ национального единства. Клятвы верности короне произносят министры, государственные служащие, полицейские и вооруженные силы; управление государством производится именем Ее Величества.
Королева считается верховным носителем исполнительной власти, главой судебной системы, верховным главнокомандующим вооруженными силами, светским главой англиканской церкви, имеет формальное право созывать парламент на сессии. Монарх является составной частью парламента наряду с Палатой лордов и Палатой общин; имеет право абсолютного вето на любой закон, принятый парламентом, однако последний раз это право было применено в 1707 г., за что получило прозвище «спящего полномочия»; монарх имеет право назначать и освобождать от должности премьер-министра и министров, но следуя сложившемуся за 200 лет конституционному обычаю, глава государства назначает премьер-министром лидера партии, победившей на выборах, а министров - по предложению главы правительства.
Только монарх имеет право досрочно распускать Палату общин, хотя в действительности согласно конституционному обычаю это всегда делается по решению правительства и премьер-министра.
Королева возглавляет Содружество наций, в состав которого входят 54 государства. Королева является главой государств ряда стран Содружества (о-ва Антигуа и Барбуда, Австралия, Багамские о-ва, Барбадос, Белиз, Канада, Гренада, Ямайка, Новая Зеландия, Папуа Новая Гвинея, о-ва Сент-Кристофер и Невис, Сент-Люсия, о-ва Сент-Винсент и Гренадины, Соломоновы о-ва и Тувалу), где королеву представляют генерал-губернаторы.
Великобритания - страна без Конституции. Порядок выборов, формирования правительства, а также прав и обязанностей граждан определяется многочисленными законами и указами. Несмотря на столь сложную структуру правовых и политических институтов эта великая страна с мощной экономикой и огромным поляризующим воздействием на общемировые процессы является правовым государством с доминирующими во всей его внутренней структуре принципами законности и морали. Нельзя переоценить и роль традиции во всех сферах отношений государства и общества Англии, например, существует черновой вариант конституции, который должен заменить существующий свод законов, но до окончательного претворения его в жизнь пройдет еще много времени, потому что нет единого мнения о существующей «неписаной» Конституции и о том, надо ли ее изменять.
Высший орган законодательной власти - парламент (старейший в мире, создан в 1265 г.), который состоит из монарха (короля или королевы), Палаты лордов и Палаты общин. На деле же под парламентом понимаются лишь две палаты, а в обычном словоупотреблении - нижняя, которая осуществляет законодательные функции. Король подписывает все законы, и на основании конституционного обычая почти 300 лет не применяет принадлежащего ему права вето. Вето палаты лордов может быть преодолено нижней палатой простым большинством голосов, но на другой сессии парламента, что означает, что при созыве сессии раз в год верхняя палата может на год отсрочить вступление закона в силу. На практике палата лордов, как правило, возражения против законопроектов, принятых палатой общин, выдвигает очень редко.
Палата лордов формируется по наследству, что в современных условиях является архаизмом. Лорды - представители сформировавшейся столетиями земельной, промышленной и финансовой аристократии. Палата лордов, которая именуется «верхней палатой» парламента, состоит из 1260 членов. В ее состав входят пэры, виконты, бароны, графы, маркизы, герцоги; реально на заседаниях присутствует не более 100 человек.
Парламентскими актами 1911 г. и 1949 г. права палаты лордов были существенно ограничены. В Великобритании неоднократно поднимался и обсуждался в палате общин вопрос о ликвидации палаты лордов или ее реорганизации, но безуспешно.
Палата общин является на практике главной и единственной палатой парламента
Руководит заседаниями палаты и ее обслуживающим персоналом спикер. Спикер избирается на весь срок полномочий палаты и выходит из состава своей партии (считается беспартийным), так как должен быть лицом беспристрастным (он не вправе даже обедать вместе с депутатами, чтобы те не оказывали на него влияния).
Основная функция парламента - законотворчество. Законопроекты (билли) проходят 3 чтения. Как правило, законопроекты должны быть приняты обеими палатами.
Если проект принят, он передается в палату лордов, где происходит аналогичная процедура.
Парламент Великобритании (практически палата общин) осуществляет контроль за управлением, за деятельностью правительства. Юридически правительство несет коллективную ответственность перед парламентом (только перед палатой общин). Палата общин может потребовать отставки министра, но премьер-министр решает, уйдет ли в отставку все правительство или только виновный министр, если речь идет об упущениях определенного министра, а чаше всего о его неэтичном поведении. Вопрос о вотуме недоверия бывает только связанным, т.е. он ставится самим правительством в связи с предлагаемым им законопроектом: правительство заявляет, что если билль не будет принят, то оно уйдет в отставку, оказывая тем самым давление на палату общин.
Высшую исполнительную власть осуществляет правительство во главе с премьер-министром, который наряду с наследственным монархом является лидером страны. В правительство Великобритании входит около 100 человек; наиболее важные и влиятельные члены правительства образуют более узкую коллегию - Кабинет министров.
Правительство никогда не собирается на заседания и не принимает решений.
Правительство формируется партией большинства в палате общин, представляет ей программу, которая утверждается голосованием. Это акт выражения доверия правительству. В состав правительства входят, во-первых, главы министерств и ведомств, являющиеся членами кабинета. Они получают все решения кабинета («внутреннего кабинета»). Остальные министры, если они не были приглашены на заседание, получают лишь выдержки из решений кабинета, которые касаются их ведомств.
В решении вопросов местного значения важную роль играют органы местного муниципального самоуправления. За последние несколько лет эта структура существенно изменилась. В Северной Ирландии было учреждено 26 районных управлений. А также была упрощена комплексная организация самоуправления в Англии и Уэльсе и преобразована в двух яростную систему, состоящую из 53 крупных управлений графств и 369 менее крупных районных управлений. В Уэльсе вместо 13 прежних графств теперь осталось только восемь, причем пять из них получили валлийские названия. В Шотландии после реформы стало девять областных и 53 районных управления.
В Шотландии существует собственный парламент. Однопалатный парламент Шотландии насчитывает 129 членов.
Политическая система
Традиционно основную роль в борьбе за власть в парламенте играли две партии: до начала XX в. консерваторы (тори) - партия крупного капитала и аристократии и либералы (виги), отражавшие интересы среднего и мелкого капитала; в первые десятилетия XX в. вигов сменили лейбористы - социал-реформистская партия с коллективным членством профсоюзов. Первое направление получило от противников кличку партии вигов, по имени пуританских фанатиков Шотландии, которые доходили в своей ревности до открытого восстания. Кличка "тори" была дана в ответ, чтобы попрекнуть монархистов связями с католиками, бунтовавшими в Ирландии.
Небольшое число мест в парламенте имеют также две партии, выражающие интересы исторических провинций: Шотландская и Уэльская. Несмотря на то что в 80-е годы, в условиях перестройки экономики и усложнения социальной структуры общества, число партий увеличилось (так, из правого крыла лейбористской партии выделилась социал-демократическая партия), главные черты электоральной географии сложились как результат соперничества двух основных партий. В северных районах, а также в центрах крупнейших городов преобладают сторонники лейбористов, на юге, в сельской местности и в пригородных районах агломераций - консерваторов. На выборах в мае 1997 г., после 18-летнего правления консерваторов, крупную победу с большим перевесом одержали лейбористы.
Консервативная партия - является одной из старейших политических партий страны. Во внешнеполитическом плане Партия разделяет концепцию «ядерного сдерживания», выступает за сохранение и модернизацию ядерного потенциала Великобритании, за продолжение членства страны в НАТО и ЕС, хотя по вопросу о степени вовлеченности Великобритании в европейские интеграционные процессы в партии по-прежнему существует серьезный раскол.
Лейбористская партия образована в 1890, объединяет коллективных (профсоюзы и кооперативные общества) и индивидуальных членов.
Либерально-демократическая партия сформирована в 1988 г. путём слияния Либеральной и Социал-демократической партий. Выражает интересы мелких и средних предпринимателей, части интеллигенции, а также фермеров.
В парламенте представлены также национальные партии: Плайд Кимру (основана в Уэльсе в 1925 г., лидер И.Вик Джонс); Шотландская национальная партия (основана в 1937 г., лидер Джон Суинни); Ольстерская Юнионистская партия (основана в начале 20 в., лидер Дэвид Тримбл); Демократическая юнионистская партия (основана в 1971 г., лидер Иан Пейсли); Социал-демократическая и лейбористская партия Северной Ирландии (основана в 1970, лидер Марк Деркен), Шин Фейн - политическое крыло Ирландской республиканской армии (ИРА, образована в кон. 1-й мировой войны, лидер Джерри Адаме), партия отказалась занять свои места в палате общин.
Внутр енняя и внеш няя политика
Ключ к пониманию многих особенностей современного социально-политического устройства британского общества дают такие черты его развития, как эволюционность, «традиционализм» и сравнительная стабильность политических институтов.
В мае 1997 г. на досрочных парламентских выборах победу одержала Лейбористская партия, которая пришла к власти после почти 18 лет пребывания в оппозиции, когда Великобританией безраздельно управляли консерваторы. Новое правительство сформировал самый молодой премьер-министр страны в ХХ веке Тони Блэр. Под его началом лейбористское руководство существенно изменило программу партии, отбросив традиционно социалистические принципы, но заимствовав ряд тезисов как у консерваторов, так и у социал-демократов. Лейбористы в течение 1997-2001 гг. отстаивали и последовательно проводили в жизнь курс на развитие рыночной экономики и многообразие форм собственности, оставив в прошлом свою ориентацию на сплошную национализацию промышленности.
По сути, Тони Блэр стал родоначальником новой идеологии Лейбористской партии - идеологии неолиберализма (нового либерализма). Лейбористы приняли вызов меняющегося буквально на глазах мира и сумели сформировать адекватную этим изменениям внутреннюю политику.Серьезных успехов добилось правительство лейбористов в социально-экономической сфере. Самым главным из них стало то, что впервые при их правлении страна избежала экономического кризиса. Кроме того, в Британии были зафиксированы самый низкий за 30 лет уровень инфляции и самый низкий за 16 лет процент безработных. Английский фунт в течение этих 4 лет неизменно рос так же, как и ВВП.
Был заметен ощутимый прогресс в сферах здравоохранения и образования, которые британские избиратели в списке приоритетов ставят даже выше экономики. С помощью созданной лейбористами системы «национальной службы здравоохранения» удалось оказать бесплатную медицинскую помощь 3,5 млн. малоимущих британцев. Заметно вырос уровень образованности британской молодежи - заработала программа расширения сети бесплатных школ.
Блэр отважился на проведение конституционной реформы. Одним из направлений реформы явилось предоставление большей автономии Шотландии и Уэльсу, а также основным регионам самой Англии. Вопрос о шотландском парламенте и Ассамблее в Уэльсе был решен в сентябре 1997 г. в ходе референдумов. В 1999 г. были проведены выборы в эти новые представительские органы.
Премьер-министр впервые посягнул на «святая святых» - Палату лордов. Он инициировал реформу о лишении ее членов наследственного статуса и о постепенном превращении верхней палаты парламента в орган, представляющий всех избирателей. Осенью 2001 г. правительство Блэра обнародовало проект, согласно которому часть Палаты лордов должна избираться, а другая - назначаться королевой по представлению правительства и оппозиции. Неясной оставалась лишь пропорция.
7 июня 2001 г. на всеобщих парламентских выборах в Палату общин вновь победила Лейбористская партия, за которую проголосовало 42% избирателей. Консервативная партия получила 32,7% голосов, а либеральных демократов поддержало 18,8% избирателей. Впервые за последние 100 лет в Британии правящая партия шла на второй срок с таким высоким рейтингом.
Премьер-министр Тони Блэр в предвыборной программе главное внимание сосредоточил на социальных вопросах. Образование и здравоохранение являлись главными козырями лейбористов, с которыми они выиграли с большим преимуществом выборы 1997 г. За прошедшие 4 года на эти важнейшие сферы были затрачены огромные бюджетные средства. И хотя нерешенных проблем здесь еще достаточно много, движение вперед очевидно.
Одними из наиболее острых в предвыборной борьбе были вопросы, связанные с иммиграцией. В конце мая 2001 г. в одном из северных городков Великобритании, Олдеме, прошли самые ожесточенные за последние 15 лет столкновения на расовой почве между белой молодежью и выходцами из африканских и азиатских стран. Позже подобные события повторились и в ряде других городов.
В последнее время негативное отношение к иммигрантам имеет тенденцию все более широкого распространения среди граждан Великобритании. Согласно опросам специальной комиссии ЕС, проведенным в начале 2002 г., 22% британцев считали, что иммигрантов нужно в обязательном порядке возвращать на родину. Только 10% британцев полагали, что африканцы, азиаты и латиноамериканцы могут внести свой вклад в культуру их страны.
На прошедших 5 мая 2005 г. парламентских выборах в Великобритании лейбористы заняли 356 мест, консерваторы - 197 мест, либерал-демократы - 62 места, сохранив свои прежние позиции. Выступая в победной речью переизбранный глава кабинета поблагодарил народ Великобритании. "Нет большей чести, чем служить вам в качестве премьер-министра", - произнес Блэр. "В первый раз за 100 лет Лейбористская партия останется правящей на второй срок. Это невероятное событие!" - добавил премьер-министр.
С 1969 г. в современной истории Великобритании продолжается драма Ольстера (так иногда называют Северную Ирландию), которая корнями уходит в глубь веков.
В апреле 1998 г. при посредничестве США был подписан трехсторонний мирный договор по Северной Ирландии. Им восстанавливался статус политической автономии Ольстера. Национальная ассамблея Северной Ирландии (парламент), в отличие от прежнего Стормонта, должна была работать по правилам «обоюдного согласия», то есть для принятия любого решения требовалось одобрение депутатов, представляющих и католическую, и протестантскую общины. Ирландия обязывалась отказаться от притязаний на Ольстер, а британское правительство соглашалось на образование общеирландских местных органов самоуправления с ограниченными полномочиями (практическое решение этого вопроса переходило в сферу полномочий Национальной ассамблеи Северной Ирландии).
Мирный договор был утвержден на референдуме 28 мая 1998 г. В Ольстере «за» высказались 71% избирателей, в Ирландии - 94%.
Постепенно обстановка начала стабилизироваться. В 2000 г. британское правительство отказалось от нового ввода в Ольстер спецподразделений, но ужесточило антитеррористическое законодательство.
В начале XXI века Ирландская республиканская армия (ИРА) - тайная военизированная организация католиков Северной Ирландии - приняла решение сложить оружие, а британская армия начала демонтаж наблюдательных постов, расположенных в католических районах.
Главные внешнеполитические приоритеты правительства Тони Блэра заключаются в стремлении повысить роль Великобритании как в европейских, так и мировых делах, что означает конец того изоляционистского курса, которым долгое время следовали консерваторы. С другой стороны, проведя предвыборную кампанию под лозунгом «Безопасность - превыше всего», лейбористы отменили положение своей программы о стремлении к безъядерному статусу Британии и больше не настаивают на уменьшении военных расходов.
В настоящее время Великобритания значительно больше внимания уделяет сотрудничеству с европейскими странами и, прежде всего, со странами Евросоюза. Прочные торгово-экономические отношения связывают Великобританию с Германией, Францией, Италией, Нидерландами, которые являются, наряду с США, Канадой и Японией, основными экспортерами своей продукции в Британию и импортерами британских товаров.
Правительство Тони Блэра настойчиво и последовательно укрепляет стратегические отношения с США, которые в Лондоне привыкли называть «особыми». Великобритания практически безоговорочно поддерживает усилия Соединенных Штатов в борьбе с международным терроризмом, принимая самое активное участие во всех внешнеполитических акциях своего союзника, в том числе и в антитеррористической операции в Афганистане. Лондон полностью поддерживает своего главного союзника в действиях, направленных против режима Саддама Хусейна в Ираке. Британские ВВС неоднократно принимали участие в бомбардировках тех территорий этой страны, где разрабатывается и производится оружие массового поражения.
Великобритания, являясь одной из ключевых стран НАТО, стремится укреплять евроатлантическую солидарность, даже в тех случаях, когда действия Альянса идут в разрез с нормами международного права. В составе вооруженных сил НАТО британская авиация принимала участие в бомбардировках территории суверенной Югославии в 1999 г.
Особое значение в Лондоне придают развитию отношений со странами Содружества, куда входят бывшие британские колонии и доминионы, а также некоторые другие страны. Очередная конференция стран-членов этой международной организации на уровне глав государств и правительств с участием главы Содружества королевы Великобритании Елизаветы II состоялась в марте 2002 г. в Австралии. На ней в первую очередь рассматривались вопросы консолидации стран Содружества в борьбе против международного терроризма, проблемы преодоления бедности, внедрения всеобщего начального образования в тех странах, где оно еще отсутствует.
Важное значение Великобритания придает развитию отношений с Японией, Китаем, Южной Кореей, постоянно наращивая объемы торговли с ними. Большой интерес для Великобритании и британского частного бизнеса представляют отношения с Россией. Встречи Тони Блэра и российского президента Владимира Путина приобрели в последнее время регулярный и конструктивный характер. Великобритания стремится развивать отношения с Саудовской Аравией, Кувейтом и другими странами Персидского залива - основными поставщиками нефти на мировой рынок.
Вооруженные силы страны принимали участие в миротворческих операциях в Боснии и Герцеговине, Косово, ряде других стран и регионов. В Афганистане по решению ООН в конце 2001 г. были сформированы Международные миротворческие силы, которые первоначально возглавляла Великобритания.
Британия имеет наиболее развитую индустрию издательского дела в мире. Здесь выпускается более 200 ежедневных и воскресных газет, 1300 еженедельных и более 2000 местных газет. В среднем в день двое из трех британцев старше 15 лет читают национальную ежедневную газету; около трех из каждых четырех граждан читают воскресную газету. Еще больше британцев читают местные и региональные газеты.
Крупнейшие издания (по тиражу): «Ньюс оф уорлд» (воскресная газета -4,4 млн экз.), «Сан» (ежедневная газета - 3,8 млн), «Дейяи мейл» (ежедневная газета - 2,1 млн), «Мирор» (ежедневная газета - 2,3 млн). В основном это малоформатные или так называемые «таблоидные газеты». Широкоформатные («серьезные») газеты выходят намного меньшим тиражом - «Файнэншл тайме» (400 тыс, экз.), «Таймс» (700 тыс.), «Дейли телеграф» (св. 1 млн). «Гардиан» (400 тыс.), «Индепендент» (250 тыс.). Имеется также более 6,5 тысяч периодических изданий, включая торговые и технические журналы и «домашние» журналы для отдельных компаний и организаций. Журналы для женщин имеют наибольшее количество подписчиков.
Печатается много обзоров культурной жизни и искусства; самым уважаемым считается литературное приложение к газете «Таймс». К известным еженедельникам относятся также «Лансет», «Нейчур», «Нью Сайентист» и образовательное приложение к газете «Таймс». Основными агентствами новостей являются холдинг «Рейтер», «Пресс Ассошиэйшн лимитед» и британское отделение «Ассошиэйтед пресс». Организации включают Ассоциацию газетных издателей, Институт журналистов, Общество газетчиков и объединения по цеховому принципу.
Размещено на сайт
Подобные документы
Филиппины - президентская республика с двухпалатным конгрессом и независимой судебной системой. Состав современного парламента их двух палат. Избрание президента на шестилетний срок. Партии по итогам выборов в мае 2007 года, административное деление.
презентация , добавлен 15.11.2012
Государственное устройство Италии. Основные политические партии страны. Центральные органы государственной власти. Исполнительная власть, порядок избрания Президента. Совет министров, государственный аппарат. Особенности судебной системы Италии.
презентация , добавлен 05.01.2014
Государственное устройство Великобритании, двухпартийная система. Реформа законодательства и демократизация избирательного права. Признание самостоятельности доминионов в международных договорах; Вестминстерский статус. Местное управление Великобритании.
реферат , добавлен 23.01.2012
Административно-территориальное устройство различных государств. Подразделение стран на унитарные, федеративные и конфедеративные. Краткая характеристика Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, его территориальное устройство.
реферат , добавлен 11.12.2009
Исторические особенности развития британской "Конституции", не четкий принцип разделения власти. Основы конституционного статуса личности: права, свободы и обязанности человека. Территориальное устройство Великобритании. Органы государственной власти.
курсовая работа , добавлен 21.07.2011
Рассмотрение основных политико-правовых принципов конституционной системы США: разделение властей; федерализм; судебный надзор. Культурные традиции США: двухпартийная система; отношение к личной безопасности. Особенности культуры жителей Великобритании.
курсовая работа , добавлен 05.11.2012
Форма и структура Конституции Великобритании. Особенности правового статуса человека и гражданина. Правовое регулирование общественных объединений. Институты непосредственной демократии. Законодательная, исполнительная власть и судебная система.
контрольная работа , добавлен 16.02.2017
Эволюция монархий в Великобритании и Японии. Монарх как глава государства в Великобритании, его функции, права и полномочия. Император Японии и его полномочия, связанные с осуществлением государственной власти. Сравнение глав государства этих двух стран.
курсовая работа , добавлен 31.05.2013
Особенности семейного права Великобритании: отсутствие кодифицированных отраслей, широкое развитие статутного права. Круг вопросов, действующих в сфере семейных отношений в Великобритании. Понятие алиментных обязательств, их правовое регулирование.
реферат , добавлен 12.07.2012
Управление государством в США, основные принципы Конституции. Законодательный процесс, исполнительная власть: Конгресс, Президент, Кабинет, суд. Функции федеральных ведомств, власть в штатах и на местах. Проведение выборов, политические партии; оборона.
Великобритания - страна унитарная, государственное устройство включает в себя множество традиций. Английский монарх не обладает абсолютной властью, его прерогативы условны и сводятся к представительским функциям, хотя формально он наделен всеми полномочиями главы государства. В настоящее время главой Великобритании является II, которая может одобрить или отклонить любой новый закон, принятый парламентом, однако отменить закон она права не имеет.
В Англии нет конституции как основного закона страны, форма правления Великобритании - это парламентская монархия. Однако есть Свод законов, по которому страна живет. Главным законодательным органом Великобритании является парламент, состоящий из верхней и нижней Палаты общин. Члены Палаты общин выбираются в территориальных округах, а Палата лордов создается из знатных титулованных англичан, в том числе и из членов правительства, по предложению премьер-министра. По количественному составу Палата лордов превосходит в ней обычно заседает 750 членов. Такая форма правления Великобритании себя вполне оправдывает, поскольку является многоуровневой и исключает волюнтаризм. Самого премьер-министра назначает королева для последующего формирования им Правительства Ее Величества. Эти действия носят скорее символический характер и никак не влияют на расстановку политических сил в Великобритании.

Существенное значение имеет партийная принадлежность каждого члена парламентского правительства. Кабинет министров формируется из членов той партии, к которой относится премьер-министр. Вся исполнительная власть в стране сосредоточена в руках премьера и его кабинета. Существующая форма правления Великобритании сложилась исторически. В настоящее время у власти находится лидер сэр Дэвид Камерон. Кроме своей должности премьер-министра он носит титул Первого Лорда Казначейства. Камерон находится у власти с мая 2010 года, следующие выборы будут назначены королевой на 2015 год, как этого требуют Парламентские акты, регламентирующие формирование нового правительства.

Палата общин в парламенте Англии насчитывает 650 членов. Практически все они являются представителями трех политических партий, Консервативной, Либеральной и Лейбористской. Благодаря такому партийному разнообразию в парламенте постоянно ведутся дебаты о том, какая форма правления в Великобритании была бы предпочтительнее, существующая парламентская монархия или монархия конституционная. Однако, какие бы споры ни разворачивались в стенах все остается на своих местах. Для взаимодействия Палаты общин и Палаты лордов в английском парламенте избирается спикер. Должность спикера считается ответственной и может иметь признаки политической ангажированности. В случае, если правящая партия будет переизбрана на следующий пятилетний срок, спикер также продолжит исполнять свои обязанности. И форма государственного правления Великобритании останется прежней на новый пятилетний срок.

Вновь назначенный премьер-министр самостоятельно решает вопросы по формированию кабинета министров. Численность кабинета обычно определяется двадцатью должностями. Персональные назначения делаются премьером лично. Это лишний раз подтверждает, что форма правления Великобритании достаточно жизнеспособна в силу своей демократичности. Министры ключевых отраслей экономики должны постоянно находиться в парламенте, образуя своеобразный "внутренний кабинет", тесно взаимодействующий с премьер-министром. В составе кабинета министров организуются комитеты по вопросам внешней, а также внутренней национальной политики, экономики, обороны и законотворчества.
Форма правления в Англии достаточно своеобразная — это одна из немногих стран, где все еще правит монарх, кроме того, он имеет право голоса и воздействие на развитие политики страны. Традиции и устои туманного Альбиона формировались на протяжении столетий, поэтому структура и разделение власти работают эффективно и качественно и в наши дни.
Обязанности и роль королевы
Елизавета II и королевская семья не только обладают большим доверием и уважением народа, но от Ее Величества зависят такие решения, как одобрение или неодобрение нового премьер-министра, она имеет право распустить старый и собрать новый парламент. Также монарх — главнокомандующий Британских Вооруженных сил.
Королева на дипломатических встречах представляет страну и является главой Содружества шестнадцати государств и высшим правителем англиканской церкви. Не смотря на, казалось бы, формальную роль Ее Величества в политической жизни государства, к ее советам и критике прислушиваются министры не только Англии, но других стран. Что же касается общественной роли Елизаветы, то все пункты не перечислить. К примеру, количество учреждений, в том числе благотворительных, которые она курирует, составляет порядка 600.
Обязанности и роль парламента
Парламент государства имеет полномочиями разрабатывать и принимать законы, что он благополучно делает, основываясь на решениях двух палат – верхней и нижней. Первая носит имя Палаты Лордов, вторая – Палаты Общин. Работают две инстанции в разных помещениях, однако согласовывают друг с другом все изменения: введение нового закона невозможно без обоюдного одобрения обеими палатами.
Монарх, то есть королева Елизавета II, считается главой двух Палат. В это же время стоит отметить, что она не является главой судебной системы. Это связано с тем, что Палата Лордов отвечает за судебную власть, а в ее состав входит духовенство. Интересным фактом является то, что парламент Англии один из старейших в мире, но до сих пор работает без писаной конституции: ее в стране просто нет, вместо нее существуют нормы, законы и соглашения.
Главным органом парламента считается Палата Общин. Ее членов избирают путем обыкновенных выборов. В полномочия этой палаты входит не только рассмотрение, принятие или непринятие законов, их изменение. Также Палата Общин может критиковать действующую систему правления и вносить свои предложения. В целом, в XX веке Палата Лордов официально признала главенствующую роль Палаты Общин.
Члены Палаты Лордов не выбираются путем общего голосования как в нижней палате. Она насчитывает 730 человек, среди которых лорды духовные и лорды светские. Первые занимают свой пост, пока находятся на службе у церкви, вторые — на протяжении всей жизни. Палату Лордов еще называют Верховным судом, так как та контролирует судебные решения. Заседания обеих палат проходят в Вестминстерском дворце
