Маленькая легенда о розе. Роза. История и легенды о розах. Поверья о розах

Ирина Вячеславовна Мозжелина

Роза. Истории и легенды

Екатерина Зиборова

Роза - царица цветов - является предметом поклонения и пламенной любви. С незапамятных времен роза была объектом поклонения и восхищения.

Самые первые сведения о розе можно встретить в древнеиндусских сказаниях : она пользовалась в древней Индии таким почетом, что даже существовал закон, по которому каждый, кто принесет розу царю, мог просить у него всё, что ни пожелает.

В Древнем Иране о прелести этого цветка написаны сотни томов. По словам одного из поэтов, роза была подарком самого Аллаха. Однажды к нему явились все дети Флоры с просьбой назначить им нового повелителя взамен прекрасного, но сонливого Лотоса, который забывал среди ночи свои обязанности правителя. Аллах внял их просьбе и ниспослал им девственно-белую розу с острыми шипами.

Поэтов и писателей вдохновляла легенда о соловье и розе . Соловей был так пленен ее прелестью, что в восторге прижал розу к груди. Но шипы, острые, словно кинжалы, вонзились ему в сердце, и кровь несчастного окрасила лепестки дивного цветка. Вот почему, повествует персидское сказание, многие наружные лепестки розы до сих пор сохраняют свой розоватый оттенок.

Возможно, персидской розой первоначально была и великолепная махровая роза с мускусным запахом. А в саду Негаристан можно встретить розу Эглантерию - высотой до б м, со стволом до 70 см в окружности. Это розовое дерево не имеет аналогов в мире.

От персов любовь к розам перешла ко всем магометанам, которые приписывают им очистительную силу - по преданию, белая роза выросла из капель пота Магомета при его ночном восхождении на небо. Поэтому ни один магометанин не наступит ногой на розу, а валяющийся на земле лепесток тотчас переложит на чистое место. Розвовой воде приписывается очистительная сила : Магомет II, например, после взятия им Константинополя повелел омыть храм Св. Софии сверху донизу розовой водой, прежде чем превратить его в мечеть.

В Китае розой увлекался, говорят, и великий Конфуций, воспевавший ее как царицу цветов. Говорят также, что более 500 томов в библиотеке китайского императора повествуют только о розе, а в императорских садах она растет в невероятных количествах.

Знали ли розу древние евреи - и по сей день вопрос спорный. Однако, по Талмуду, красная роза выросла из неповинно пролитой крови Авеля и потому должна служить украшением каждой еврейской невесты на свадьбе.

В Египте в VII столетии, во времена Птолемея, стало славиться своими розами местечко Арсиное, где из них готовили розовую воду. Известно, что царица Клеопатра, принимая Марка Антония, повелела усыпать пол залы розовыми лепестками, толщина слоя которых составила? аршина.

В Греции - центре всей интеллектуальной жизни древнего мира - роза считалась даром богов. По словам Анакреона, она родилась из белоснежной пены, покрывавшей тело Афродиты. Увидев этот прелестный цветок на ней, боги сейчас же обрызгали его нектаром, придав ему чудный аромат.

Существует множество легенд о том , как белая роза стала красной. По одной легенде , ее окрасили капли крови Афродиты, когда та, не замечая острых шипов, бежала по роще Пифона, где лежал раненый насмерть ее возлюбленный Адонис. Другая гласит, во время одного из пиршеств богов на Олимпе Купидон опрокинул своими красно-розовыми крылышками сосуд с нектаром, окрасивший белые розы в красный цвет и сообщивший им нежный запах.

Роза играла важную роль и в быту : венками из роз украшалась невеста, их посылали друг другу влюбленные, розами греки усыпали путь победителя, возвращавшегося домой. С другой стороны, розами убирались урны с прахом покойных - в круглом бутоне греки видели символ бесконечности. Вообще, розе приписывали множество чудодейственных свойств - уберегать останки от разложения, возвращать красоту и многие другие. В почете были и вязальщики венков из роз.

Из Греции роза была перенесена колонистами в Рим. Во времена республики роза считалась символом строгой нравственности и была наградой за выдающиеся деяния, а воины украшали себя венками из роз, чтобы вселить в себя мужество. Она так высоко ценилась, что было запрещено украшать себя ей в дни скорби и печали. А в домах часто вешали над столом веточку розы как символ бога Гарпократа - бога молчания. Крылатое выражение "sub rosa dictum" - значит : я сказал под розой, т. е. под большим секретом.

Значение розы во времена падения Рима изменилось : она стала цветком забавы во время пьяных оргий, выразительницей низменных чувств. Патриции и императоры набивали благоуханными лепестками матрацы и подушки, усыпали полы своих дворцов толстым слоем лепестков. В обеденном зале императора Нерона потолок и стены вращались, изображая смену времен года, и вместо града и дождя гостей осыпали миллиарды свежих лепестков. Желая как можно больше упиться запахом роз, императоры приказывали даже усыпать лепестками поверхность моря во время водных прогулок.

Обширные розанные сады в предместьях Рима расширялись в ущерб хлебным посевам. А улицы Рима были так пропитаны запахом роз, что непривычному человеку становилось дурно.

Такое отношение римлян к розе поначалу внушило отвращение к ней первых христиан. Однако со временем она стала приобретать их расположение благодаря дивной красоте и нежному запаху. Ее посвятили даже Богоматери. А белые розы назывались также розами Магдалины - они потеряли свой цвет от пролитых ею слез раскаяния. Кроме того, роза в католических легендах - это небесная защитница добрых дел.

Наибольшей любовью роза пользовалась в средневековой Франции. Здесь и разводить ее позволяли не всякому. А подарить дочери венок из роз, "шапель", считал своим долгом даже самый бедный родитель. И даже крещение производилось в это время с примесью розовой воды.

В Англии под знаменем двух мирных роз - красной и белой - разгорелась страшная братоубийственная война, длившаяся 30 лет. Кусты, с которых были сорваны эти две исторические розы , находились в парке Тампль в Лондоне и погибли всего около десятка лет тому назад. Впоследствии английские садовники вывели особенный сорт розы , Ланкастер-Иоркский, знаменитый тем, что на одном и том же кусте цветут и красные, и белые розы .

Сначала роза в Англии служила отличительным знаком актеров, носивших ее на башмаках. Но вскоре она стала атрибутом костюма щеголей и щеголих Англии, которые носили ее за ухом, и чем больше была роза, тем шикарнее. Вскоре с живой розой за ухом стала появляться сама королева Елизавета. Наконец, роза была последним цветком, который унес с собой из этого мира король Эдуард VII - его безутешная жена королева Алекандра вложила ему в руку чудную белую розу.

В Германии роза появилась ещё во времена язычества. Бог огня Локки при наступлении весны смеется, и от его смеха холод бежит, снег тает и земля покрывается розами. В то же время роза - это символ меча и смертельной раны. Вследствие этого розовыми садами называли и поле битвы, и кладбища.

С водворением в Германии христианства перенеслось в него и языческое поклонение розе. По легенде , белые розы выросли на кусте , куда Дева Мария повесила сушить Христовы пеленки. Говорили, что прикосновение к розе превращает оборотней обратно в людей и уличает ведьм.

В XVI франкмасоны украшали себя розой в Иванов день. А мистическое общество розенкрейцеров избрало своим символом венок из роз с шипами с Андреевским крестом внутри.

Наконец, изображение венка роз в пятиугольнике из звезд служило знаком основанного бразильским императором Дон-Педро I ордена роз, получить который считалось величайшей честью.

В России же роза как украшение садов появилась при Петре I и особенно при Екатерине II. А часто встречающаяся у нас фамилия Розанов пошла также от розы - этой фамилией один граф нарек семью крепостных, которых отпустил на волю за выдающиеся умения в уходе за розами, в чём отец этого семейства перещеголял специально приглашенного англичанина.

Розы бывают белыми и розовыми, желтыми и темно-красными, а на Гавайских островах растут даже черные и голубые. Цветом тропического неба отдает красота нежно-синих лепестков. Синяя роза, конечно же, редкость. Но не менее редкостной является и изумрудная роза, выведенная в ботаническом саду "Напока" румынского города Клуж. Лепестки салатно-зеленого цвета этой розы напоминают прозрачные с перламутровым отливом крылья стрекоз.

Говорят, что появилась на свет даже черная роза, олицетворяющая печаль. А в Италии на выставке цветов, была представлена роза белого цвета Пурецца - Чистота без единого шипа.

В книге "О свойствах трав" древнефранцузского врача Одо из Мена розе посвящены стихи : "Право, цветком из цветов по заслугам считается роза. Все превосходит цветы ароматом она и красою, но не одним ароматом и прелестью роза умеет радовать нас, а полезна обильем целительных качеств".

Розы - безусловно, очень красивые цветы. Откуда произошли розы? У роз существует очень интересная история и легенды их происхождения.

Во многих культурах роза считается царицей среди цветов и является объектом восхищения и поклонения, символом страстной любви.

Первые сведения об этом цветке встречаются в древнеиндусских сказаниях. В Индии настолько почитали розу, что цари одаривали большими богатствами тех, кто приносил им этот цветок.

Не меньше легенд о розе появилось и в Древнем Иране. Согласно одной из них к Аллаху пришли все цветы и попросили, чтобы вместо царственного, но ленивого Лотоса им был назначен новый правитель. И тогда Аллах сотворил великолепную белую розу с острыми шипами.

По другой легенде, роза появилась от капель пота Магомета, когда тот восходил ночью на небо. Магометане верят в очистительную силу этого цветка, и если они увидят розу, валяющуюся на земле, то ни за что не наступят на нее, а перенесут на чистое место. Очистительную силу приписывают они и розовой воде. По преданию, после захвата турками Константинополя султан Магомет II приказал омыть храм Святой Софии от купола до основания розовой водой, а затем сделал из него мечеть.

Даже великий философ Конфуций воспевал розу и поклонялся ей как божественному цветку. В i ператорских садах Китая растет огромное количес во розовых кустов, а в императорской библиотеке хранятся 500 томов, полностью посвященных только розе.

❧ В саду иранского дворца Негаристан растет уникальная роза эглантерия, высота которой достигает 6 м, а обхват ствола - 70 см.

Ученые до сих пор спорят, была ли известна роза древним евреям. Тем не менее в Талмуде сказано, что из крови невинно убитого Авеля выросла красная роза. Кроме того, важным элементом наряда любой еврейской невесты является красная роза. В VII в. до н. э. во времена правления царя Птолемея в Египте в городке Арсиное росло очень много роз, из которых готовили драгоценную розовую воду. Когда царица Клеопатра принимала у себя римского полководца Марка Антония, пол дворцового зала был устлан слоем лепестков роз, толщина которого составляла несколько десятков сантиметров.

Древняя Греция была центром интеллектуальной жизни античного мира, и там тоже почитали розу, считая ее даром богов. Древнегреческий поэт Анакреон повествует о рождении розы из белоснежной пены, окутывавшей прекрасное тело Афродиты, когда та вышла из морской пучины. Боги были настолько поражены красотой цветка, что обрызгали его нектаром, от чего роза и приобрела свой великолепный аромат.

Множество легенд повествует о том, как белая роза превратилась в красную. Одна из них — персидская легенда о соловье и розе. Соловей влюбился в розу и, пленившись ее совершенной красотой, прижал ее к груди. Однако острые, словно лезвия, шипы проткнули сердце несчастного влюбленного, а лепестки цветка впитали его кровь.

Древнегреческая легенда рассказывает, что богиня любви Афродита бежала к своему тяжело раненному возлюбленному Дионису сквозь кусты роз. Острые шипы впивались в ее тело до крови, которая и окрасила лепестки роз в красный цвет.

Роза занимала особое место в быту многих народов. Греки усыпали этими цветами путь победителей, влюбленные дарили их друг другу, невесты украшали свои наряды отдельными розами и целыми венками из них. Кроме того, древние греки считали розу символом бесконечности, поэтому у них существовал обычай украшать ее цветами урны с прахом умерших. По их мнению, чудодейственные свойства розы помогали вернуть красоту, отдалить старость и уберечь останки от разложения. Вязальщики венков из роз пользовались в Древней Греции большим уважением.

Древние римляне переняли у греков поклонение этому растению. В Римской Республике розу почитали как символ нравственности. Также она считалась олицетворением мужества, поэтому воины надевали на голову венки из роз, чтобы избавиться от страха перед битвой; венками из роз награждали и выдающихся деятелей. Над столом часто вешали ветку розы, так как она считалась символом бога молчания Гарпократа. Существует крылатое выражение Sub rosa dictum — «Я сказал под розой», означающее, что сказанное является большим секретом.

После падения Римской империи роза приобрела совершенно другое значение и стала символом веселья и пьяных оргий, олицетворением низменных чувств. Римские аристократы набивали подушки и матрасы лепестками роз, устилали ими полы своих домов. Римский император Нерон приказал сделать стены и потолок в обеденном зале вращающимися и изобразить на них смену времен года. Миллионы розовых лепестков осыпали гостей, символизируя дождь или снег. Римские императоры настолько восхищались ароматом роз, что даже во время водных прогулок усыпали для них поверхность моря лепестками.

В предместьях Рима на месте хлебных посевов разрастались плантации роз, а на его улицах было столько этих цветов, что от их аромата у непривыкших людей случались обмороки.

По причине того, что в Риме роза стала символом развращенности, первые христиане испытывали отвращение к этому цветку. Однако его изумительная красота и нежный аромат со временем вернули их расположение. Белые розы стали символом святой Марии Магдалены, а красная роза потеряла свой цвет, когда Мария пролила слезы раскаяния. В католицизме белая роза считается небесной защитницей хороших людей.

В средневековой Франции роза пользовалась большим почетом и любовью настолько, что даже выращивать этот цветок позволялось далеко не любому. Существовал обычай, согласно которому каждый родитель, пусть самый бедный, обязан был подарить своей дочери венок из роз. В те времена во время крещения даже в святую воду добавляли розовую.

В Англии в XV в. 30 лет длилась братоубийственная война, названная Войной Красной и Белой розы, потому что символами 2 королевских династий были эти цветы. Недавно английскими садовниками был выведен особый сорт розы, названный в память воевавших королевских семей «ланкастер-йоркским». Он отличается тем, что на его кусте распускаются белые и красные розы одновременно.

В старину актеры в Англии носили на башмаках бутоны роз, бывшие атрибутами их костюмов. Позднее роза стала отличительной особенностью облика английских щеголей — ее было принято носить за ухом. Причем предпочтение отдавали большим бутонам — вот тогда наряд считался шикарным. Роза была настолько популярна среди аристократов, что даже сама королева Елизавета носила ее за к своим ухом, а король Эдуард VII так любил этот цветок, что во время похорон монарха его жена Александра положила на тело мужа белую розу.

В Германии розу знали и почитали еще во времена язычества. В одной из легенд рассказывается, что с приходом весны бог огня Локки начинает смеяться, и от этого смеха случаются последние заморозки, тает снег, а из-под него появляются розы. При этом среди германских племен роза считалась олицетворением меча и смертельной раны, поэтому в поэтической аллегории розовые сады стали символом поля брани и кладбища.

После прихода в Германию христианства языческое поклонение этому цветку трансформировалось. Так, в одной средневековой легенде рассказывается, что Дева Мария повесила сушить пеленки своего Сына на куст и на нем зацвели розы. Люди верили, что, прикоснувшись к розе, оборотень опять может стать человеком, а ведьма уличит себя в колдовстве.

❧ В ботаническом саду города Клуж, Румыния, был выведен сорт розы с изумрудным окрасом лепестков, напоминающим прозрачные крылья стрекозы.

Франкмасоны носили на себе розу в Иванов день. Символом ордена розенкрейцеров был Александровский крест внутри венка роз с шипами. Бразильский император Дон-Педро основал орден роз, символом которого стал пятиугольник из звезд с венком роз внутри.

В России украшать сады кустами роз стали только при Петре I, а наибольшего расцвета это новшество достигло при Екатерине II. До наших дней дошла история о семье крепостных, которые настолько хорошо умели ухаживать за розами, что их хозяин граф дал им вольную и фамилию Розановы. Глава данного семейства выращивал розы намного лучше, чем приглашенный специально для этого англичанин.

Обычно лепестки роз окрашены в красный, белый, розовый и желтый цвета, но существуют сорта с редким и необычным окрасом: голубым, черным и др. Так, черная роза стала символом печали. А недавно в Италии вывели сорт розы «пурецца», что в переводе означает «чистота». Он отличается чистейшим белым окрасом лепестков, а стебли куста совсем лишены шипов.

February 5th, 2016 , 04:25 pm

За основу данного обзора взят перевод с немецкого нескольких глав книги «Vielfalt der Rosen eine Ausstellung zur Kulturgeschichte der Rose»,
Barbara Hell (Hrsg.) Düsseldorf, 1996.

Гравюра из книги «Rosen. Ein Taschenbuch für 1829» Leipzig 1829

Много миллионов лет назад, задолго до появления на Земле первого человека, розы уже цвели и благоухали, пленяя небеса своей восхитительной красотой. Ученые склоняются к выводу о том, что родиной цветка является Персия. Первые, самые ранние в историческом плане, сообщения о розах сохранились в странах Ближнего Востока. Вплоть до средневековья в Европе были известны только сорта диких роз, в то время как в Персии уже выращивали розы с восхитительным ароматом на протяжении тысячелетий. В качестве примера можно привести шиповник гальский (Rosa gallica) или дамасскую розу (Rosa damascena), которая была завезена в Европу из Сирии только в 1875 году. В культурном наследии стран Ближнего Востока розам уделено особое место, множество исторических источников, поэм и эпосов, восхваляют красоту и изящество этого удивительного цветка.

Чтоб добиться любви самой яркой из роз,
Сколько сердце изведало горя и слез.
Посмотри: расщепить себя гребень позволил,
Чтобы только коснуться прекрасных волос. Омар Хайям (1048-1131)

Cделаю небольшое отступление. О розах повествуют и древнеиндийские сказания. В книге Савицкой мне на глаза попались два утверждения:
1. По-персидски роза называется «гюль», что в переводе означает прекрасный цветок, а Персия - Гюлистаном, что означает «сад роз или прекрасных благоуханных цветов».
*
2. По преданию Богиня изобилия, процветания, удачи и счастья Лакшми, возлюбленная жена Бога Вишну, родилась из раскрывшегося бутона розы золотого лотоса со 108 большими лепестками и 1008 мелкими.* Из книги в книгу, из одного цветочного обзора в другой, кочует история о рождении Лакшми из бутона розы. Это ошибочное утверждение. На мой взгляд, ошибка вкралась из-за того, что прекрасный лотос часто называют водяной розой (LOTOS -> WASSERROSE). ЛАКШМИ, ВОЗЛЮБЛЕННАЯ ШРИ ВИШНУ, СТОИТ В ЛОТОСЕ И ДЕРЖИТ ЛОТОС В СВОЕЙ РУКЕ.
А вот про Гюлистан — очень интересно. На фарси Gül — это «роза», на слуху у нас имена: Гюльчатай, Айгюль. Имя Гюльчатай переводят, как «горный цветок».
На разный лад пересказывается в сети легенда, повествующая о том, как Брахма, любивший и почитавший лотосы, спорил с Вишну о красоте цветов. Вишну показал ему цветущую розу и великий Брахма признал свою ошибку и вместе с ней первенство Вишну.** Но ни одной ссылки на серьезные источники, подтверждающие эту легенду, мне найти не удалось.

* Мистика Востока. Большая энциклопедия. Автор Светлана Савицкая
**Мифология. Статьи для мифологических энциклопедий. Том 2. Автор Владимир Топоров

Из сети: Die älteste gesicherte Darstellung der Rose findet sich auf einem Fresko im Palast von Knossos auf Kreta. (The Palace of Minos) Древнейшее изображение розы найдено при раскопках на Крите, в Кноссосе, на минойской фреске, восходящей к 2000-1700 гг. до н.э.(известно, что к концу 15 века до н.э. дворец уже был полностью разрушен землетрясением). Рядом с голубой птицей изображен куст шиповника или дикой розы.

Розы начали культивировать достаточно рано и в Древнем Китае. В императорской библиотеке хранится обширная коллекция книг о розах. Конфуций (551 — 479 до н.э.) сообщал в своих трудах о богатейшем императорском розарии в Пекине.
Документальные источники подтверждают особое отношение к розам и в Древней Греции. Гомер описывал в «Илиаде», как Афродита бальзамировала при помощи розового масла тело вождя троянцев Гектора, который был убит Ахиллом. В поэме розами был украшен и щит самого Ахилла. Цитата: Auch der Schild des Achilles soll mit Rosen geschmückt worden sein. В другом источнике я нашла информацию о щите Ахилла с уточнением, что речь идет об «Одиссее»: Homer schreibt in der Odyssee, dass der Schild des Helden Achilleus mit Rosen geschmückt war. Но в русскоязычных переводах «Илиады» никаких роз на щите Ахилла мне отыскать не удалось.
Знаменитая греческая поэтесса Сапфо, жившая в 8-м веке до н.э. на острове Лесбос, называла розу «Королевой цветов». Этот почетный титул роза пронесла сквозь века, с античных времен и поныне не утратила она своего королевского величия, в одах и сонетах, поэмах и элегиях воспевают поэты красоту цветка.
Sappho:
Wie ein jungfräulich Erröten
zieht es durch die Lauben hin:
Oh, die Rose! - Ach, die Rose
ist der Blumen Königin.

Древнегреческий поэт Анакреон (около 500 г. до н.э.) именовал розу «радостью Афродиты и любимым цветком муз». Он описывал рождение розы из белоснежной пены морских волн, окутывавших тело вышедшей на берег Афродиты. Боги были поражены красотой цветка и окропили его божественным нектаром, от этого роза и приобрела такой волшебный аромат. Роза считается священным цветком богини любви Афродиты.
Anakreon:
"Gerne halte ich diese zauberhafte Blume in der Hand,
die auch verwelkt den Duft ihrer Jugend nicht verliert".
Какое счастье держать в руках этот волшебный цветок,
Который, даже увядая, не теряет аромат юности.

Греческий историк Геродот (484 — 425 г. до н. э.) в восьмой книге своей «Истории» описывает сады царя Мидаса в Македонии и упоминает там шестидесятилепестковую махровую розу. Один из основателей ботаники древнегреческий философ Теофраст около 300 г. до н. э. в «Исследовании о растениях» даёт описание роз с 15-ю, 20-ю и даже 100 лепестками: большинство роз имеют пять лепестков, но есть двенадцати- и двадцатилепестковые, бывают и такие, у которых число лепестков существенно больше, говорят, есть розы, которые так и называются "столепестковые".

Нашла интересную статью с забавным названием «Сколько лепестков было на розах в садах царя Мидаса?» Автор А.Ю.Братухин поясняет, что надо понимать под описанием столепестковых роз.

Древние римляне, подражая греческим обычаям, осыпали лепестками роз путь победителей, украшали себя венками из роз и гирляндами из нанизанных на длинную нитку розовых лепестков, возлежали на подушках, наполненных душистыми лепестками, носили при себе ароматические мешочки, пили вино из лепестков роз и для сохранения красоты и молодости принимали ванны с эфирным розовым маслом. Гладиаторы умащивали тело розовым маслом, чтобы быть непобедимыми в сражении. В Древнем Риме роза являлась символом победы, римские императоры носили венки из роз в качестве короны. Тысячи цветков служили украшением пышных римских пиров и застолий, на это тратились огромные суммы. Расходы на покупку роз, которые приказал привезти в зимнее время из египетской Александрии римский император Нерон (37 — 68 н.э.), составили четыре миллиона сестерциев, что по сегодняшним ценам (цены на 1996 год) соответствует примерно полумиллиону марок. Пиршество проходило в знаменитом «Золотом доме», расположенном на центальном из семи римских холмов Палатине. Вращающиеся стены и потолок зала демонстрировали смену времен года, миллионы лепестков роз символизировали попеременно то снег, то дождь. Гости купались в бассейнах, наполненных розовой водой, и пили изысканные вина.
Римский император Гелиогабал (204 — 222 н.э.) приказал рассыпать с потолка розы в таком количестве, что некоторые из приглашенных на пир гостей задохнулись, дождь из лепестков роз погубил недругов молодого императора. Этот трагический сюжет был положен в основу картины «Розы Гелиогабала» («The Roses of Heliogabalus» 1888) английского художника Лоуренса Альма-Тадемы.


На утопающих в розах гостей равнодушно взирает сам Гелиогабал и его мать Юлия Соэмия. Справа за Гелиогабалом стоит женщина, играющая на авлосе, а вдалеке видна статуя Диониса, написанная художником с оригинала, хранившегося в музеях Ватикана. Эту же тему использовал в своей работе русский художник Павел Александрович Сведомский (1849, Санкт-Петербург — 27 августа 1904, Рим)

Роскошная жизнь, которую вели римские патриции и нобили, требовала такого огромного количества роз, что гигантские цветочные плантации (Rosetum) создавались даже за счет вытеснения зерновых культур. Знаменитые розарии были расположены в Пестуме (Посейдония), юго-восточнее итальянского города Салерно. Для того чтобы розы цвели круглый год, древние римляне строили теплицы и поливали розы теплой водой, использовавшейся также и для обогрева домов. Надо заметить, что основным назначением садов того времени было выращивание полезных растений, плодовых, овощных, лекарственных, а также разнообразных пряностей, можно только удивляться, столько заботы и внимания уделялось розам. И всё равно роз было недостаточно, их доставляли кораблями из Египта. До сих пор остается неразгаданной тайна, каким образом египтянам удавалось сохранить свежесть и благоуханность цветов в течении длительного шестидневного перехода. (из сети: как упоминается в папирусах времен правления Рамсеса II, розы в Древнем Египте выращивали уже в тринадцатом столетии до нашей эры.) В произведениях древнеримских писателей встречается описание около 10 сортов роз. Дамасскую розу (Rosa damascena) можно увидеть на мозаике из Помпеи, хранящейся в Неаполитанском музее. Увы, с падением Римской империи пришли в упадок и пышные розарии.
Дамасская роза. Rosa damascena rubrotincta. Alfred Parsons (1847-1920)

В раннем средневековье розы можно было отыскать только в монастырских садах. Монахи, в основном бенедиктинцы, выращивали розы для медицинских надобностей. В основном это был шиповник галльский Rosa gallica, который, вероятно, был доставлен торговцами из Рима. Именно Rosa gallica является родоначальником класса старинных садовых роз (Old Garden Rose). Не стоит забывать, что розы использовали не только из-за их целебных свойств, но и для придания более приемлемого вкуса горьким лекарственным настоям. Около 800-го года император Карл Великий издал инструкцию по управлению поместьями Capitulare de villis vel curtis imperii, перечень правил касался правовых моментов, а также распоряжений по развитию сельского хозяйства и садоводства. Подданные всех сословий помимо лекарственных трав обязаны были высаживать и розы. Можно утверждать, что в 11-м веке роза завоевала всю Европу не только благодаря своей целительной силе, но и благодаря своей необычайной красоте.
Роза становится также важным христианским символом поклонения Пресвятой Деве Марии . Марию называли «Розой без шипов» и «Райской розой». Белая роза олицетворяет собой чистоту и непорочность Богородицы. Считается, что райские розы были белыми и не имели шипов. Красный цвет розы объясняется пролитой на кресте кровью Иисуса Христа, а острые шипы символизируют грехопадение. Для христиан красная роза и шипы — символ Страстей Господних. В позднем средневековье живая изгородь из роз становится аллегорией рая, райский уголок, где розы символизируют чистоту и безгрешность Марии, можно увидеть на картинах «Die Muttergottes in der Rosenlaube» Штефана Лохнера (Stefan Lochner ок.1440 - 1442) и «Maria im Rosenhag» Мартина Шонгауэра (Martin Schongauer 1450 - 1491).


Со времён средневековья возносимые молитвы сравнивались с прекрасными розами. В 1208 году Святой Доминик де Гусман Гарсес ввел в обращение католические чётки — розарий (Rosenkranz). Розарием называлась и молитва, читаемая по этим чёткам. Маленький розарий («kleine Rosenkranz») содержал 33 бусины (число лет жизни Христа) и ещё пять больших бусин (пять ран Христа). В те времена бусины в чётках изготавливали из перетертых со связующим средством лепестков роз. Для этих целей использовался, например, гуммиарабик — затвердевающая на воздухе вязкая смола, которую выделяют различные виды акаций.
Дева Мария Розария, держащая на руках Младенца Иисуса и протягивающая чётки (розарий) Святому Доменику. По церковному преданию, Cвятой Доминик получил чётки от явившейся ему Богородицы. Lorenzo Lotto (1480-1556) «Madonna del Rosario» 1539


Сюжет известной немецкой поэмы 1295 года «Розенгартен» («Rosengarten zu Worms» Розовый сад в Вормсе), имена героев которой знакомы нам по эпосу «Песнь о Нибелунгах», очаровывает читателя своеобразной романтикой средневековья. В прекрасном розовом саду Вормса, оберегаемая Зигфридом и бургундцами, живёт дочь короля Бургундии красавица Кримхильда. На рыцарский турнир в Вормсе собираются отважные рыцари, победителя каждого поединка ждёт награда — венок из роз и поцелуй Кримхильды. В Розенгартене устраивают «ристалище»— специальную площадку для проведения рыцарских турниров и поединков, вокруг которой воздвигались скамейки и ложи для зрителей. Тут-то и появляется монах Ильзан, в котором пробудились былая удаль и страсть к битвам, да так, что он решил отказаться от размеренной монастырской жизни и вспомнить времена своей молодости. Одержав победу в турнире и выиграв 52 поединка, Ильзан получает в награду 52 веночка из роз и 52 поцелуя Кримхильды. До ссадин исков нежные девичьи щеки своею колючей бородищей, победитель возвращается в монастырь, устраивает взбучку монахам, требуя отпустить ему грехи — в общем, ведет себя, как настоящий герой, достойный народного обожания и восхищения. В течение нескольких столетий отважный монах Ильзан был популярен в народе, его изображения встречаются на гравюрах XV и XVI веков. Остаётся только гадать, действительно ли в том чудесном Розенгартене, где жила Кримхильда, росли розы, или это только ласкающее слух название, а увитую чудесными розами картину дорисовало воображение средневековых художников. В эпоху Средневековья роза была важным геральдическим элементом и символом любви дворянина к даме сердца.

С незапамятных времен роза считалась священным мусульманским символом. Образ белой розы мусульмане связывают с упавшими на землю капельками пота Мухаммада на пути его восхождения к Небу. Во время Первого крестового похода было основано Иерусалимское королевство. Христиане завоевали Иерусалим в июле 1099 года. Султан Египта и Сирии Салах ад-Дин (Саладин) вступил в борьбу с христианами и в 1187 году разбил крестоносцев в битве при Хаттине, а затем, после недолгой осады, взял Иерусалим. Саладин послал 500 верблюдов с розовой водой для мечети Омара, чтобы очистить мечеть от христианской веры. В 1453 году турками-османами под предводительством султана Мехмеда II был захвачен христианский Константинополь, являвшийся на тот момент столицей Византийской империи. Прежде чем Софийский собор в Константинополе был превращен в мечеть, султан Магомет II приказал вымыть его розовой водой.

Вооружённые столкновения в борьбе за власть между группировками английской знати в 1455—1485 годах получили название «Война Алой и Белой Розы». Розы были отличительными знаками двух враждующих сторон. Значимость этой символики возросла, когда король Генрих VII в конце войны объединил красные и белые розы фракций в единую красно-белую Розу Тюдоров.

Распускающуюся на кресте розу выбрал своей эмлбемой Орден розенкрейцеров, «Орден розы и креста» — тайное мистическое общество, предположительно основанное в период позднего средневековья в Германии.

В эпоху Возрождения роза символизирует не только красоту и совершенство, но и влечение, желание, любовь, блаженство. Картина живописца из Флоренции Сандро Боттичелли (1444-1510) «Рождение Венеры» является шедевром эпохи Возрождения. Дыхание бога ветров Зефира сливается с дыханием его супруги Флоры. Подхваченные дуновением ветра, кружатся розы вокруг богини любви Венеры, словно легкокрылые бабочки порхают вокруг прекраснейшего из цветков.

В эпоху барокко и рококо роза становится доминирующим элементом стиля в искусстве. В аристократических кругах входит в моду создание пышных розариев, розы высаживаются в городских и загородных садах.

Селия из комедии Шекспира «Как вам это понравится», J. Bostock ; W.H. Mote.

В XVI-XVII веке в Голландии широкое распространение получает махровая "столепестковая" или "столистная" Rosa Centifolia, которую называли розой Прованса или «капустной» розой (англ. Cabbage Roses, нем. Kohl-Rose). Эта, похожая на кочан капусты, роза часто встречается на картинах голландских живописцев того времени.
Ян ван Хейсум (Jan van Huysum Амстердам, 1682-1749)
Pierre-Joseph Redouté (1759 -1840).Cabbage Rose, Rosa Centifolia L. Major.

На протяжении столетий писатели и поэты подчеркивают необыкновенную значимость, красоту и символичность розы. Одним из самых знаменитых и наиболее популярных в своё время сочинений средневековой литературы была французская аллегорическая поэма XIII века «Роман о Розе» (фр. «Roman de la Rose»), это своеобразный любовный кодекс для аристократического общества. Роман состоит из двух частей, авторами которых являются французские поэты Guillaume de Lorris (1205-1240) и Jean de Meung (1240-1305).
Повествование первой части начинается с небольшого предисловия автора, который сообщает читателям о своем намерении рассказать об одном удивительном сновидении. Двадцатилетнему юноше снится прекрасный небесный сад, наполненный птичьими голосами и ароматом цветов. Владельцем сада является Радость. В саду поэту встречаются аллегорические персонажи: Красота рука об руку с Богатством, разодетые в пышные одежды Удовольствие(наслаждение) и Радость представлены в виде идеальных любовников. Весёлая компания гостей поёт, танцует и музицирует. Юноша, тайно преследуемый Амуром, углубляется в тенистые аллеи сада, где в зеркальном отражении вод принадлежащего Нарциссу фонтана замечает бутон розы, который настолько восхищает его, что он не в силах отвести взгляд. В этот момент стрелы Амура ранят сердце юноши и он устремляется на поиски цветущего розового куста. Минутное увлечение перерастает в страсть, он объявляет себя вассалом Любви. Амур отмыкает ключом его сердце и даёт ему наставления. Дальнейший сюжет рассказывает о стремлении молодого человека добиться благосклонности прекрасной Розы. У него есть помощники и советчики: Bel-Accueil (дружественный приём), Raison (благоразумие), Сладкоречие, Сладостный Взор, Великодушие и др. Злодеи и пороки: Malebouche (клевета), Peur (страх), Honte (стыд) и Jalousie (ревность) чинят всяческие препятствия на его пути. Пылкий влюбленный приближается к Розе, но недремлющие стражи Стыд и Страх преграждают ему путь. Разум, наблюдающий за событиями с высоты своей башни, призывает к сдержанности, но обуяный страстью юноша не внемлет его советам. Bel-Accueil подсказывает юноше, как утихомирить стражей, но когда те отступают, на пути юноши встает Целомудренность. На помощь приходит богиня любви Венера и юноше удается поцеловать розу. Разгневанные его дерзостью стражи возводят вокруг Розы неприступный замок...


Страницы древнего рукописного манускрипта оформлены бесценными иллюстрациями средневековых художников.

А кто же из нас не читал романа Умберто Эко «Имя розы». Роза была воспета в произведениях Иоганна Вольфганга фон Гете, Райнера Марии Рильке, Пауля Целана и многих-многих других известных поэтов и писателей.

В безмолвии садов, весной, во мгле ночей,
Поет над розою восточный соловей.
Но роза милая не чувствует, не внемлет,
И под влюбленный гимн колеблется и дремлет. Александр Пушкин. Декабрь 1826 — февраль 1827

Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой! Иван Мятлев (1834)

Гравюра 1876 года, выполненная с акварели Anais Toudouze.

Розы играли важную роль и в любимых с детства сказках, будь то «Спящая Красавица» Шарля Перро или «Белоснежка и Краснозорька» братьев Гримм. В 1911 году в Королевском оперном театре в Дрездене состоялась премьера комической оперы Рихарда Штрауса «Кавалер розы» (Rosenkavalier). О розах упоминалось в текстах серьезных церковных гимнов и песнопений, до сих пор исполняется, к примеру, рождественская песня «Es ist ein Ros entsprungen», найденная в старинной песенной книге 1599 года. О розах поётся в бесчисленных современных шлягерах. В 1961 году в Германии хитом стала песня «Белая роза Афин» («Weiße Rosen aus Athen») в исполнении Nana Mouskouri, эта песня была переведена на семь языков. Не уступают ей в популярности и советские песни: «Белые розы» cлова и музыка Сергея Кузнецова, «Миллион роз» на стихи Андрея Вознесенского, музыка Раймонда Паулса (1982), песня любима не только на территории бывшего СССР, но и в Японии, её поют на английском, корейском, финском и на иврите.
А сколько женских имён, производных от слова «роза»: Розалинда, Розалия, Розита, Роз, Розамунда, Розмари...Роза украшает гербы и монеты, ордена и знамена, даже сургучные печати зачастую содержали этот символ. Красную розу, как эмблему Англии, можно увидеть на гербе Великобритании рядом с шотландским чертополохом и листьями клевера. Красная роза — «Lippische Rose» символ изображенный на геральдическом щите вестфальскго владетельного дома Липпе — украшает герб Земли Северный Рейн-Вестфалия. Роза и лилия были самыми востребованными цветами в геральдической символике. В XV веке при Эдуарде IV появился английский золотой нобль с изображением розы роузноубл (розенобль), который чеканили до 1619 года. Роза была изображена на обеих сторонах роузноубля. На аверсе был изображен король в доспехах на корабле с большой розой на борту, на реверсе - крест, по углам которого - четыре льва, а посредине - солнце с розой. Английский парламент запретил вывоз этих монет из страны. Вычитала, что существовал подражательный нидерландский вариант с такими же изображениями, как и на английских монетах.

В первой половине XVI века в Московском государстве ходили монеты четырёх родов: московская, новгородская, тверская и псковская. Самой мелкой монетой была деньга. Самая древняя московская деньга имела овальную форму, на одной стороне была изображена роза, а на другой — надпись.

Louis Sußmann-Hellborn «Dornröschen», 1878 Nationalgalerie Berlin
«Спящая Красавица»


Роза в архитектуре (знаменитые окна-розетки), скульптуре и живописи, роза в традиционных орнаментах тканей и одежды, роза, как элемент декора на фарфоре и мебели...несть числа выведенным за последние два столетия сортам роз. Помните обидчивую красавицу розу, с которой пытался подружиться Маленький принц, эту трогательную историю в 1958 году поведал миру французский писатель Антуан Сент-Экзюпери.
На твоей планете,-сказал Маленький принц,-люди выращивают в одном саду пять тысяч роз и не находят того, что ищут. А ведь то, чего они ищут, можно найти в одной-единственной розе, в глотке воды... но глаза слепы. Искать надо сердцем.

Легенды о розе
Не удивительно, что о розе существует так много легенд, ведь она такая же древняя культура, как рожь, ячмень или пшеница. Среди огромного разнообразия растений она с древних времен занимала почетное место и почти у всех народов мира пользовалась любовью и популярностью. Ей поклонялись, она служила символом изящества в поэзии и живописи. О розе создано столько легенд и сказаний, что ее по праву называют королевой цветов.

Если верить гипотезам учёных, то название роза происходит от древнеперсидского наименования растения "wrodon", у греков оно изменилось в "rhodon", у римлян в rosa. Известно, что самые первые сведения о розе встречаются в древнеиндийских сказаниях, хотя родиной считается Персия. С тех давних времён и по сегодняшний день роза считается непревзойдённой царицей цветов, символом красоты и величия.

На протяжении многих тысячелетий роза была и остается любимым цветком многих народов. Любовь к ней не подвластна моде и, может быть, поэтому о розе сложено бесчисленное количество легенд.

С древних времен роза остается непревзойденной царицей цветов, символом красоты и величия. Её красота и мистическая притягательность всегда привлекала к себе внимание человека. Её любили, ей поклонялись, её воспевали с незапамятных времен. Роза всегда пользовалась любовью и популярностью у всех народов мира.
Если верить археологическим данным, то роза существует на Земле уже около 25 млн. лет, а в культуре роза выращивается уже более 5000 лет и большую часть этого времени она считалась священным символом. Аромат роз всегда связывался с чем-то божественным, вызывающим благовение. С древности сохранился обычай украшать храмы живыми розами.

Да, наверное, роза - один из немногих цветов, о котором сложено столько много легенд и сказаний.

1 . По словам древнегреческого поэта Анакреона, роза родилась из белоснежной пены, покрывшей тело Афродиты (Венеры), когда эта богиня любви во всей своей дивной красоте вышла после купанья из моря. Увидев на ней этот прелестный цветок, очарованные боги обрызгали его нектаром, который и придал ему чудный запах. Однако дававший бессмертие нектар, вследствие зависти некоторых богов, не дал его розе, и она осталась такой же смертной, как и все, что рождается на земле. Явившуюся во всей девственной прелести и чистоте белую розу жрицы Афродиты снесли в храм этой богини и украсили розой алтарь и окружавший их сад. И роза оставалась белой до тех пор, пока сердце Афродиты не было поражено ужасной вестью: ее возлюбленный Адонис лежит раненный насмерть вепрем.

Забыв все, в неописуемом горе устремилась богиня в рощу Пифона, где находился ее любимый. Она бежала, не обращая внимания на попадающиеся по пути розы и на покрывающие розы шипы, которые ранили ей до крови ноги. Несколько капель этой божественной крови попали на розы и из белых они превратились в красные.

2 . А вот другая легенда. Белая роза сделалась красной во время одного из пиршеств богов на Олимпе.

Порхая в веселом танце, Амур как-то нечаянно опрокинул своими розово-красными крылышками сосуд с нектаром, который, разлившись на цветшие тут же белые розы, окрасил их в красный цвет и сообщил им прелестный запах.

3 . Еще поэтичнее предание о сотворении красной розы богиней Флорой.

Не любившая и избегавшая долгое время Амура, Флора была все-таки поражена его стрелой и воспылала к нему с этой минуты страстной любовью. Но хитрый божок, добившись желаемого, начал тогда, в свою очередь, избегать Флору, и вот тогда-то, в неудовлетворенной страсти, она решила создать цветок, который и смеется и плачет - соединяет в себе и грусть и радость. Увидев выраставший в руке своей чудный цветок, богиня в восхищении хотела, воскликнуть: "Эрос" (так звали греки Амура), но, застенчивая от природы, запнулась, покраснела и, проглотив первый слог, крикнула только: "рос". С той поры цветок этот и стал называться розой.

4 . А вот ещё одно сказание, в котором говорится, что роза происхождением своим обязана богине охоты Диане.

Влюбленная в Амура, богиня эта приревновала его к дивно красивой нимфе Розалии. И вот однажды в диком гневе схватила она несчастную, повлекла в ближайший куст терновника и, изранив страшными шипами этого колючего кустарника, лишила ее жизни. Амур, узнав о горькой участи своей возлюбленной, поспешил на место преступления и, найдя ее бездыханной, в неутешном горе залился горючими слезами. Слезы его капали, капали из глаз на терновник, как роса, и - о, чудо! - орошаемый ими куст начал покрываться дивными цветами. Цветы эти были розы.

5 . Существует еще история, почему роза стала красной; она зарделась от удовольствия, когда еепоцеловала гулявшая в Эдемском саду Ева.

6 . В коране же говорится, что роза возникла из капель пота пророка Магомета.

Шипы розы тоже имеют легенду

1 . Если верить некоторым преданиям, то происхождение шипов розы связано с Вакхом, который погнался за нимфой и неожиданно оказался перед непреодолимой преградой из терниев. Для того, чтобы нимфа остановилась, Вакх превратил тернии в розы. Но перепуганная нимфа продолжала бежать, не обращая внимания на их красоту. Тогда рассерженный Вакх наделил розу шипами, чтобы израненная шипами нимфа обессилила и стала добычей Вакха.

2 . Однажды Амур, вдыхая аромат розы, был ужален пчелой; разгневанный, он выстрелил в цветок стрелой, и стрела превратилась в шип.

3 . А вот ещё одна легенда: роза обросла шипами тогда, когда Вакх захотел овладеть нимфой. Своими шипами роза хотела сказать, что красота должна защищаться.

С древних времен роза с любовью воспета в романтических легендах и сказаниях разных народов. На Ближнем Востоке была найдена археологами фреска, датированная двумя тысячелетиями до нашей эры, на которой изображен шиповник. А древние персы любили украшать свои города роскошными розариями и сложили удивительную легенду о розе и соловье , которая стала источником вдохновения писателей и поэтов нашего времени. Влюбленный в розу соловей исполнял для своей красавицы самые прекрасные песни, а она молча внимала его мелодиям, непокорно вознося свой гордый царственный цветок. Тогда плененный красотой цветка соловей приблизился ближе, ожидая, что роза ответит взаимностью и преклонит свою головку. Но вместо этого острый шип вонзился в сердце птички, трепещущее любовью, смертельно ранил и кровь соловья окрасила розу в багряный цвет...

Тринадцать веков до нашей эры древние египтяне выращивали розы , о чем свидетельствуют папирусы времен Рамзеса II. От них цветы попали в Грецию и Рим. Здесь эти цветы получили невероятное признание, розе поклонялись, как божеству, в честь нее в Риме устраивали праздник Розалии, который по некоторым убеждениям историков-этнографов лег в основу языческого празднования русальной недели у славянских народов.

По словам Анакреона, роза родилась из белоснежной пены, покрывшей тело Афродиты (Венеры), когда эта богиня любви во всей своей дивной красоте вышла после купанья из моря. Увидев на ней этот прелестный цветок, очарованные боги обрызгали его нектаром, который и придал ему чудный запах. Однако дававший бессмертие нектар, вследствие зависти некоторых богов, не дал его розе, и она осталась такой же смертной, как и все, что рождается на земле. Явившуюся во всей девственной прелести и чистоте белую розу жрицы Афродиты снесли в храм этой богини и украсили розой алтарь и окружавший их сад. И роза оставалась белой до тех пор, пока сердце Афродиты не было поражено ужасной вестью: ее возлюбленный Адонис лежит раненный насмерть вепрем.

Забыв все, в неописуемом горе устремилась богиня в рощу Пифона, где находился ее любимый. Она бежала, не обращая внимания на попадающиеся по пути розы и на покрывающие розы шипы, которые ранили ей до крови ноги. Несколько капель этой божественной крови попали на розы и из белых они превратились в красные.

Греки сложили свою удивительную легенду о происхождении розы : однажды после успокоившегося от шторма моря к берегам Кипра прибило морскую пену, из которой возникла прекрасная богиня любви Афродита. Разгневанная Земля решила сотворить нечто подобное и появился цветок розы, красота которого бросает вызов даже красоте богини. Еще один греческий эпос утверждает, что цветок розы изначально был белым, и появился на земле в результате упавших с Олимпа капель нектара. А когда Афродита любовалась, очарованная прелестью цветка, и протянула руку, чтобы сорвать его - то проколола острыми шипами пальцы и испачкала розу в кровь. С тех пор появились красные розы.

Другая древнегреческая легенда повествует о происхождении красной розы из белой по вине бога любви Эроса. Во время исполнения танца на празднике в честь любви, Эрос ненароком опрокинул амфору с нектаром. В тот же миг цветущие вокруг белые розы стали алыми и пропитались необыкновенным ароматом божественного напитка.

Еще поэтичнее предание о сотворении красной розы богиней Флорой.
Не любившая и избегавшая долгое время Амура, Флора была все-таки поражена его стрелой и воспылала к нему с этой минуты страстной любовью. Но хитрый божок, добившись желаемого, начал тогда, в свою очередь, избегать Флору, и вот тогда-то, в неудовлетворенной страсти, она решила создать цветок, который и смеется и плачет - соединяет в себе и грусть и радость.
Увидев выраставший в руке своей чудный цветок, богиня в восхищении хотела, воскликнуть: "Эрос" (так звали греки Амура), но, застенчивая от природы, запнулась, покраснела и, проглотив первый слог, крикнула только: "рос". Росшие вокруг цветы подхватили это слово, и с той поры цветок этот и стал называться розой.

Наконец, ещё по одному сказанию, роза происхождением своим обязана богине охоты Диане.
Влюбленная в Амура, богиня эта приревновала его к дивно красивой нимфе Розалии. И вот однажды в диком гневе схватила она несчастную, повлекла в ближайший куст терновника и, изранив страшными шипами этого колючего кустарника, лишила ее жизни.
Узнав о горькой участи своей возлюбленной, Амур поспешил на место преступления и, найдя ее бездыханной, в неутешном горе залился горючими слезами. Слезы его капали, капали из глаз на терновник, как роса, и - о, чудо! - орошаемый ими куст начал покрываться дивными цветами. Цветы эти были розы.

Наиболее трогательной является легенда древних римлян, по которой богиня охоты Диана приревновала Амура к юной и красивой нимфе по имени Розас. Воинственная Диана однажды подстерегла нимфу в одиночестве, схватила и забросила в дикие заросли колючих кустов шиповника. Израненная в кровь острыми шипами, нимфа Розас так и не смогла выбраться, и потеряв кровь, осталась навсегда пленницей колючих зарослей. Узнав о страшной участи любимой, Амур примчал на место преступления. Но понимая, что опоздал, он разрыдался от всего сердца об утраченной любви. Безутешные слезы влюбленного юноши сотворили чудо: колючие кусты покрылись благоухающими и прекрасными, как его Розас, цветами роз.

В коране говорится, что роза возникла из капель пота пророка Магомета.

Есть, еще история, почему роза стала красной – она зарделась от удовольствия, когда ее поцеловала гулявшая в Эдемском саду Ева.

Шипы розы тоже имеют не простое происхождение.
Как – то Амур, вдыхая аромат розы, был ужален пчелой; разгневанный, он выстрелил в цветок стрелой, и стрела превратилась в шип.

По другим преданиям, происхождение шипов розы связано с Вакхом, который погнался за нимфой и неожиданно оказался перед непреодолимой преградой из терниев. Чтобы нимфа остановилась, Вакх превратил тернии в розы. Однако перепуганная нимфа продолжала бежать, не обращая внимания на их красоту…Тогда рассерженный Вакх наделил розу шипами, чтобы израненная шипами нимфа обессилила и стала добычей Вакха.

А еще по одной из версий, роза обросла шипами тогда, когда Вакх захотел овладеть нимфой. Своими шипами роза хотела сказать, что красота должна защищаться.

Легенды о розе у всех народов символизируют не только красоту, но различные человеческие качества - рождение, смерть, ревность и любовь. Древние греки даже считали розу символом кратковременности жизни, которая проходит так же быстро, как увядает цвет розы...



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.