Как сделать вентиляцию в каменном гараже. Вентиляция в гараже – как правильно все сделать, как выбрать оптимальную схему. Условия работы и расчет естественной вентиляции

Правильная организация вентиляционной системы в гаражном строении определяется ее эффективностью. Чтобы качественно обустроить проветривание данного помещения, необходимо знать некоторые основы аэродинамики, расчет и мощность вытяжной, приточной систем, санитарно-гигиенические нормы, требования. Исходя из полученных данных станет вырисовываться вентиляция гаража схема. Ее качественная организация обеспечит нормализацию микроклиматической среды гаражного пространства.

Естественная или механическая

Прежде, чем устраивать монтажные работы по установке вентиляционного оборудования, необходимо определиться, какой тип проветривания оптимально подойдет для гаражного помещения. Это зависит от объема помещения, наличия подземных отделений (смотровая яма, овощное хранилище, подвал), вида производящихся работ, степень их опасности для здоровья автовладельца, частоты использования строения, его конструкции.

Перечисленные факторы определяют, какую вентсистему устанавливать: механическую или естественную. Каждая обладает своими преимуществами, совпадающими с определенным типом сооружения.

Плюсы естественного способа вентилирования:

  • минимальная стоимость исходных материалов;
  • стандартный набор инструментов;
  • легкость монтажа;
  • простота эксплуатации;
  • возможность усовершенствования.

Недостатки:

  • малоэффективна летом из-за незначительной разницы температур;
  • влияние погодных условий, направления ветра, времени года;
  • недостаточно производительности для удаления сильно загрязненного воздуха.

Преимущества механического вентилирования:

  • отсутствует подверженность влиянию атмосферных условий, силы, направления ветра;
  • возможность варьировать месторасположение вентиляционных проемов;
  • высокий показатель производительной мощности;
  • качественная нормализация температурно-влажностного показателя воздушной среды общегаражного пространства;
  • вариативность выбора механических средств принудительного побуждения воздухообмена.

Минусы:

  • более высокая стоимость;
  • необходимость подведения электрической проводки;
  • затраты на электроэнергию;
  • усложненный вариант установки вентиляционной системы;
  • уровень рабочего шума вентилятора.

Аэрацию целесообразно устанавливать внутри небольших гаражных строений, лишенных подземных отделений погреба, ямы осмотра (например, железный тип конструкции). Усложненная механическая схема оправдана на больших, объемных пространствах, где требуется высокая производительная мощность, кратность смены воздушных потоков.

Часто выбирают гибрид механической системы и аэрации – комбинированный способ проветривания, когда устанавливается только вытяжной вентилятор, удаляющий отработанный воздухопоток верхних слоев помещения. Нижние слои естественным образом заполняются свежим приточным потоком.

Особенности организации вентсистемы

Устройство вентиляционной системы определяется факторами правильного размещения:

  • предварительный расчет внутреннего сечения вентиляционных труб обязателен;
  • отводящее отверстие меньше приточного (усиливает воздушную тягу);
  • приток устанавливается внизу, вытяжка вверху, проемы диагонально распределяются возле коротких стен гаражного строения, чтобы охватить максимальное пространство потоком воздушных масс;
  • расстояние притока от пола – 10-15 см, вытяжка монтируется внутри потолка, либо внутри стены на расстоянии 10-15 см;
  • внутреннее сечение одинаковое на всем протяжении вентиляционного канала, чтобы воздухопоток беспрепятственно выходил наружу;
  • наименьшее количество изгибов, поворотов, препятствующих быстрому отведению воздушных масс;
  • оптимальное расстояние от притока до отводящего выхода – 3 м; если невозможно соблюсти параметры, вытяжная труба выводится над крышей на максимально допустимую высоту;
  • приток выводится на 50 см от уровня грунта;
  • усилению тяги способствуют дефлекторы, диффузоры;
  • материал труб необходимо выбирать термо-, влагостойкий, например, пластик, асбестоцемент, оцинкованная сталь (со временем корродирует);
  • наиболее простой монтаж пластиковых труб, продается достаточной количество комплектующих (переходники, тройники, т.д.);
  • швы необходимо герметично заделывать, чтобы сохранить производительность системы;
  • вентиляционные проемы закрываются решетками, предотвращающими попадание грызунов;
  • воздуховоды оснащаются заслонками для регулировки объема поступающего воздуха, особенно актуально зимой.

Данные критерии применимы непосредственно к естественному вентилированию. Механическое располагает некоторой вариативностью местоположения вытяжных, приточных отверстий, параметрами проемов, возможностью обойтись без монтажа вентиляционных каналов.

Схема естественной вентиляции гаража

Естественная вентиляция в гараже своими руками схема:

Вариант 1:

  • приточные отверстия размещены внизу, внутри стены;
  • вытяжные – внутри противоположной стены вверху, либо в потолке.

Циркуляция воздушных потоков: приточный воздух подается снизу, проходит помещение, постепенно прогреваясь, поднимается вверх, выходит через вытяжку.

Вариант 2:

  • вытяжка размещена так же;
  • приток подается сверху через проемы, расположенные по обе стороны гаражных ворот.

Воздухообмен: свежий воздухопоток, попадая сверху, сначала опускается вниз, затем прогревается и поднимается снова вверх, чтобы выйти через вытяжные отверстия.

Вариант 3:

  • приток подается через вентиляционную трубу, установленную внизу короткой стены;
  • вытяжка организована также трубой, выходящей наружу через потолок.

Процесс смены воздушных масс происходит благодаря разнице температурных показателей потоков. Поступающий воздух холоднее, тяжелее теплого отработанного, который вытесняется через вытяжной канал.

Схема принудительного вентилирования

Механические системы вентиляции в гараже организованы следующими схемами.

Вариант 1:

  • вентилятор устанавливается внизу стены, закрывая приточный канал;
  • вытяжной вентилятор монтируется вверху (потолок, стена) на противоположной короткой стороне.

Воздухообмен осуществляется путем искусственного нагнетания свежего потока. Отработанный выводится наружу вытяжным механизмом. Вентиляторы притока, вытяжки приобретаются одинаковой мощности.

Вариант 2

Модифицированный первый способ, когда к проемам дополнительно устанавливаются воздуховодные каналы. Вентиляторы размещаются на входе (осевые) либо внутри воздуховодов (например, канальные).

Вытяжной канал возможно установить по периметру помещения, оснастив воздухозаборными решетками через определенное расстояние. Целесообразно, когда воздушная среда загрязняется быстро (ремонтные, сварочные, покрасочные работы).

Схема комбинированного вентилирования

Распространенный, доступный способ проветривания гаражного помещения, отличающийся эффективностью. Комбинированная вентиляция в гараже своими руками схема:

  • приточная подача воздуха организована проемом либо воздуховодом, работающим естественным способом;
  • внутри вытяжного проема, канала устанавливается принудительный механизм.

Принцип циркуляции воздушных масс. Вытяжной вентилятор забирает отработанный воздухопоток из верхнего слоя. Воздушное пространство гаража становится разреженным. Образующаяся область низкого давления затягивает свежий воздух снаружи естественным образом, подчиняясь законам аэродинамики.

Вентиляция смотровой ямы в гараже

Системы вентиляции в гараже тесно взаимосвязаны с проветриванием смотровой ямы, часто сооружаемой для проведения ремонтных, технических работ. Вентиляция в яме организуется следующими способами.

Способ 1:

  • приток – убираются две доски дощатого настила;
  • вытяжка – снимается одна доска.

Элементарная схема просушивания, повсеместно присущая яме гаража. Она размещается продольно внутри гаража. Соответственно один край расположен возле приточных общегаражных входов, другой – у вытяжного канала. Открывая доски настила, появляется возможность приточному воздухопотоку частично попадать внутрь ямы, выходить через противоположный край, наполненным избытком влаги.

Способ 2:

  • приток – воздуховодная труба, которая частично забирает свежий воздух от общегаражных вентиляционных отверстий внизу стены;
  • вытяжка – воздуховод смежного подвала;

Приточный канал монтируется у края смотровой ямы. Приточный воздух из гаражных отверстий частично поступает по трубе, проходит через яму, которая соединена промежуточным воздуховодом с гаражным погребом. Далее поток направляется наружу через вытяжку погреба.

Способ 3:

  • приточная труба оснащается вентилятором;
  • вытягивающий проем также монтируется принудительным механизмом.

Воздухообмен производится механическим способом. Целесообразно для гаражных построек, месторасположение которых низины, почвы, наполненные влагой больше, чем обычно.

Свежий воздух нагнетается через воздуховод, прогоняется по яме, вытягивается вентилятором через второй вентиляционный канал, установленный автомномно либо совмещенный с подвальным.

Вентиляция погреба в гараже

Вентиляция погреба в гараже производится несколькими способами. Схема вентиляции в погребе.

Вариант 1:

  • естественный приток, расположенный внизу хранилища;
  • естественная вытяжка внутри потолка;

Вентиляционные выходы размещаются по диагонали, чтобы охватить наибольшую площадь пространства. Смена воздушных масс происходит естественным способом. Вытяжка проходит сквозь гаражное помещение, крышу, удаляя таким образом отработанный воздух наружу.

Подающая воздух труба также начинается снаружи постройки, забирая с улицы свежий поток.

Вариант 2:

  • подающий воздуховод расположен внутри сооружения;
  • вытяжка размещена автономно, проходит внутри или снаружи здания.

Отведение застоявшегося воздухопотока происходит по схеме варианта 1. Приточный канал, размещенный внутри, улавливает свежий поток из общегаражного проема внизу стены.

Вариант 3:

  • принудительная подача воздушных масс;
  • принудительное отведение отработанного воздуха.

Вентиляторы одинаковой мощности монтируются внутри вентиляционных каналов. Смена воздушных потоков происходит механическим способом. Если установлен таймер или датчик влажности, воздухообмен происходит автоматически, не требуя участия человека.

Вариант 4:

  • подающий воздух канал работает естественным способом;
  • вытяжка оснащена вентилятором.

Комбинированный тип проветривания эффективен. На место удаляемого подвального воздухопотока постоянно прибывает свежий.

Схема вентиляции гаража с подвалом

Особенность данного варианта – отдельные отводящие воздуховоды. Схема вентиляции гаража с подвалом выглядит следующим образом:

  • приток гаражного помещения – проем в стене, воротах (современные модели), воздуховодный канал;
  • приток погреба, подвала – наружное или внутреннее размещение воздуховода;
  • вытяжки обустраиваются для каждого помещения отдельно.

Смена воздушных масс происходит путем организации отдельных вентсистем для каждого из помещений. В потолке размещается воздуховод гаражного отсека. Внутри или снаружи строения проходит воздуховодная труба подвала или погреба. Возможно объединение вытягивающих воздуховодов погреба и смотровой ямы.

Организацию системы вентилирования небольшого по площади гаражного строения вполне возможно выполнить самостоятельно, без привлечения специалистов, дополнительных физических, материальных средств. Большое сооружение необходимо оборудовать более мощной системой проветривания, так как производительности естественного вентилирования будет недостаточно. Правильно организованная, смонтированная вентсистема способствует эффективному удалению загрязненного, насыщенного водяными, токсичными парами, воздуха.

Уход за автомобилем подразумевает кроме внешней очистки от загрязнений также создание оптимальных условий, когда он хранится. Непосредственно это касается машин, остающихся внутри гаражного помещения. Здесь необходимо создать приемлемые температурно-влажностные параметры хранения, благодаря чему автомобилю невозможно нанести какой-либо ущерб. Немаловажную роль здесь играет грамотно организованная вентиляция в гараже.

Нужна ли вентиляция в гараже

Гаражное строение, независимо от того, из чего оно возведено, обязательно необходимо проветривать естественным воздухообменом или механическим способом. Факторы, определяющие обязательность установки вентсистемы внутри гаражной постройки:

  • Избыточная влажность воздуха несомненно меняет условия содержания автомобиля. Металлический кузов взаимодействуя с влагой, конденсатом рано или поздно начинает корродировать. Лишняя вода попадает сюда вместе с машиной – это талый, грязный снег, наледь, остатки дождя.
  • Плесень может появиться даже внутри гаражной постройки. Избыточная сырость, отсутствие достаточного солнечного света являются средой возникновения плесени, грибка, хорошо уживающихся внутри бетонных, металлических поверхностей.
  • Коррозия металлических поверхностей гаражной постройки, инструментов, автомобильного кузова легко провоцируется отсутствием воздухообмена, просушивания внутреннего пространства, избытком влаги.
  • Дополнительное выделение влаги грунтом (если внутри земляной пол незабетонированный) способствует скапливанию конденсата по стенам, крыше гаражной постройки. Особенно это испортит металлическую конструкцию.
  • Наличие подвала или погреба для хранения сезонного урожая дополнительно повышает влажность гаражного воздушного пространства, так как глубокое расположение земли содержит большее количество воды.
  • Токсичность жидкостей по уходу за автомобилем, средств для покраски в гараже является бесспорным. Ядовитые пары остаются внутри постройки, если отсутствует движение воздухопотока, это несомненно ухудшают здоровье автовладельца. К тому же определенная концентрация этих веществ взрывоопасна.
  • Выхлопные газы от работающего двигателя также отрицательно изменяют состояние воздушной среды.

Естественная вентиляция в гараже

Наиболее простым способом вентиляции гаража является естественная циркуляция воздушных потоков. Она основывается на аэродинамических законах природы, покоторым холодный воздух более тяжелый. Попадая внутрь помещения, он вытесняет собой более теплый, отработанный поток через вытяжные отверстия. Таким образом происходит воздухообмен. Специально оборудованная система естественного вентилирования называется аэрация.

Как правило, естественная вентиляция в гараже организовывается системой каналов. Вытяжная труба вентиляции располагается значительно выше притока, крыши гаража. Приточное отверстие часто монтируется внизу.

Работающая из-за разницы давления холодного, теплого потоков, естественная вентиляция в гараже практически неэффективна теплым временем года. Разница температуры внешнего, внутреннего воздушных потоков уравнивается, тяга ослабевает настолько, что движение масс прекращается.

Летом опасность представляет нестолько избыточная влажность (воздух более сухой), сколько скопление токсичных испарений от растворителей, краски, других технических жидкостей, которые с большой долей вероятности могут воспламениться.

Находящийся под строением подвал, погреб также перестает естественно вентилироваться летом. Внутрь могут попасть влага, вредные пары жидкостей, выхлопные газы автомобиля, что негативно скажется на качестве хранящихся продуктов. К тому же собирающийся конденсат станет повышать влажность гаражного воздуха.

Механическое вентилирование

По необходимости устанавливается механическая вентиляционная система. Погодные условия, сезонность перестают определять качество организованного воздухообмена, потому что циркуляция обеспечивается механическим способом. Побуждающими механизмами служат вентиляторы, которые устанавливаются внутри вентиляционных труб, проемов.

Принудительное вентилирование гораздо эффективнее естественного, монтируется, когда существует необходимость постоянного отведения отработанного воздушного потока, например, частые ремонтные, покрасочные работы.

Для монтажа вентиляторов должно подводиться электричество. Возможно установить таймер, автоматически запускающий, выключащий вентиляторный механизм. Также по необходимости, желании устанавливается датчик влажности, который улавливает превышение нормы содержания влаги воздуха, а затем запускает вентиляционную систему автоматически.

Чаще всего ограничиваются установкой обычного вентилятора, таймера. Механической может быть вытяжная система (чаще всего), приточно-вытяжная.

Вытяжная вентиляция

Может быть естественной, механической. Но в обоих случаях есть общие принципы ее организации внутри гаражного пространства:

  • вытяжка монтируется вверху, под потолком, чтобы удалять теплый отработанный воздухопоток. Даже наличие вентилятора это определяет эффективность способа размещения вытягивающего вентканала;
  • выход вытяжки выводится на 50 см и более над уровнем крыши гаража.
  • вентилятор для удаления отработанного потока монтируется у входа вытяжки;
  • расстояние от приточного входа до вытяжки – не менее 3 м для обеспечения сильной тяги;
  • также для увеличения тяги вытягивающее отверстие можно сделать меньше приточного.

Если предусмотрено размещение подвала, его проветривание организуется отдельно. Тогда вытяжная вентиляция гаражной постройки монтируется автономно от системы проветривания погреба.

Чтобы предотвратить замерзание, образование наледи, трубу можно утеплить. Зимой необходимо следить, чтобы воздухопоток проходил беспрепятственно.

Чтобы улучшить тягу оголовок вытяжки можно завершить диффузором.

Если механическое побуждение воздухообмена, достаточно будет вверху гаражной стены (противоположной воротам) сделать одно-два отводящих отверстия, установить вентиляторы без монтирования вентиляционного канала.

Приточная вентиляция

Организация приточной вентиляции гаража также делается по определенным принципам, критериям. Приточный канал монтируется внизу стены, как правило той, где размещены ворота. Необходимый диаметр труб рассчитывается исходя из объема помещения, работ, которые там планируется производить.

Выход вентканала размещается снаружи по уровню 30-50 см над грунтом. Вход внутри помещения расположен на 10-15 см над уровнем напольного покрытия. Снаружи выход обязательно закрывается мелкоячеистой решеткой, предотвращающей попадание внутрь мусора, мелких грызунов (актуально при наличии погреба), закрывается зонтом.

Также приточные отверстия можно вмонтировать внутри стены или ворот. Снаружи также закрываются решетками. Если размещение внутри ворот, необходимо проследить, чтобы предотвратить доступа к запирающему механизму через эти отверстия.

Вентиляция в гараже без подвала

Если не предусматривается обустройство подвала, погреба, делаем вентиляцию в гараже простым способом, используя естественное побуждение воздухообмена. Внутри одной стены устанавливается приточный канал, подсоединяется к заранее проделанному отверстию. Выход закрывается решеткой, зонтом.

По противоположной стороне внутри потолка также просверливается отверстие для вытяжки, присоединяется вентиляционный канал, выводится выше крыши. Оголовок оформляется зонтом, диффузором.

Для небольшого по площади строения такой вентиляции гаража вполне достаточно. Для большего помещения целесообразно использовать механическую вытяжку, установленную перед верхним вентиляционным каналом. Также можно сделать вентиляционные проемы внутри стены.

Вентиляция в гараже с подвалом

Для вентиляции гаража, оборудованного погребом под ним, схема размещения вентиляционных сегментов несколько иная.

Вентиляция в гараже с подвалом оснащена как минимум двумя отводящими каналами, двумя притоками. Система проветривания погреба, самого строения чаще всего не пересекаются. Могут быть организованы несколькими способами:

  1. Формируются отдельные приточные каналы гаражного помещения, погребного. Вытяжки также монтируются отдельно. Причем вытягивающая труба от погреба может проходить внутри помещения через крушу, снаружи.
  2. Вытяжка делается по описанному варианту. Приток гаражного строения, погребного помещения общий. Проемы подачи воздуха внутрь постройки делаются внизу стены. Здесь же располагается приточный канал погреба. Входящий свежий воздух проникает внутрь помещения, частично захватывается приточным каналом подвального пространства.
  3. Вытягивающая труба устанавливается под потолком погреба, затем выходит наружу. Приток свежего воздуха осуществляется через смотровую яму (одновременное наличие погреба, смотрового отсека). Сначала воздухопоток попадает внутрь ямы по приточному каналу, затем переходит по второй трубе, соединяющей яму, погреб. Таким образом, вентилируется сразу смотровая яма, подвал.

Вентиляция в железном гараже

Вентиляция гаража из металла довольно проста, для нее, как правило, используется естественное вентилирование. Ограничиваются естественным способом, установив вверху стены у гаражных ворот приточные проемы. Они размещаются по обе стороны от ворот, необходимо проследить, чтобы нельзя было достать запирающий механизм. Проемы закрываются решетками.

На противоположной стороне прорезается отверстие вытяжки или устанавливается вентиляционная труба. Как правило, этого достаточно небольшому гаражному помещению из металла.

Не смотря на малые габариты, устройство вентиляции в гараже обязательно, так как собирающийся конденсат быстро приведет к негодности металлические поверхности, которые быстро покроются ржавчиной.

Правильная вентиляция смотровой ямы

Для вентиляции смотровой ямы предусмотрен несложный механизм, использующий естественное побуждение воздушных масс к движению. Смотровой отсек закрывается часто досками, расположенными поперек ямы. Для вентиляции достаточно убрать пару дощечек у того края, который расположен у приточного проема.

С противоположной стороны необходимо убрать одну доску, чтобы воздухопоток мог направиться к вытягивающему проему. Причем отводящий проем ямы будет меньшим, чем приточный, что усилит тягу, будет организована хорошая циркуляция воздушных масс, которая просушит смотровой отсек.

При наличии подвала, возможно совместить проветривание ямы, погребного пространства при помощи общей переходной трубы, которая подаст воздухопоток внутрь. Удаление отработанного воздуха производится вытягивающим каналом подвала.

Важно, чтобы автомобиль при проветривании ямы не находился над отводящим проемом. Вытягиваемая потоком влага навредит кузову автомобиля, он может покрыться ржавчиной.

Таким образом, оснастить гаражное строение вентиляционной системой необходимо. Наиболее бюджетным вариантом станет организация естественной циркуляции воздушных масс, ведь ее сооружение потребует минимальных вложений. Крупногабаритную гаражную постройку скорее всего придется оборудовать принудительным (механическим) вентилированием, так как большие площади потребуют более качественного проветривания. Его способны обеспечить вентиляторы высокой производительной мощности.

Металлические гаражные конструкции, строения малой площади вполне достаточно оснастить естественным проветриванием, механической вытяжкой. Автоматическое включение обеспечивается установкой таймера, датчика уровня влажности гаражного воздушного пространства.

Ошибочное мнение многих автомобилистов о том, что нежилой постройке под названием «гараж» не нужна вентиляция, приводит к неприятным последствиям. Самые ощутимые – это физический износ автомобиля, незапланированные траты на ремонты, проблемы со здоровьем водителя.

Рациональная вентиляция: делаем выбор

Современное оформление гаража — вентканал с вентилятором защищен решеткой

Еще на этапе составления проекта будущего дома для колесного транспорта нужно выбрать тип воздухообмена: естественный, механический или смешанный (комбинированный). Учитывается:

  • число этажей (уровней) в гаражном помещении;
  • количество авто;
  • наличие смотровой ямы;
  • геометрические размеры помещения;
  • длина воздуховода;
  • площадь гаража;
  • вид строительного материала;
  • количество подсобных помещений, пр.

В зависимости от выбора составляется схема с нанесением размеров, всех функциональных элементов системы вентиляции. Если в качестве эконом-варианта используется натуральный обмен воздухом (аэрация), то для организации параметров микроклимата в теплых гаражах оптимальной считается механическая вентиляция. Она относится к капитальным системам. Требует значительных материальных и физических затрат. Работы с выделением вредных веществ в воздух рабочей зоны (покраска, шлифовка, пр.) нужно проводить только с принудительным обменом воздуха, движущегося со скоростью не менее 2,5 м/с. Такая интенсивность движения не позволят накапливаться вредностям внутри гаража.

Внимание! Игнорирование проблемы вентилирования в металлическом, кирпичном, бетонном гараже или сооружении из пеноблоков может оказаться опасным для работающего ремонтного персонала.

Механический воздухообмен

Принудительная вентиляция в гараже позволяет частично или полностью заменить отопление, подогревая воздух до + 5°С. Может быть одно- или двухканальной. Работает на два режима: по притоку и отводу воздуха. Приточная часть состоит из электрокалорифера, вентилятора, фильтра. На отток воздуха работает канальный или осевой вентилятор, соединенный с воздуховодом. Он может монтироваться в одном канале или сразу в двух, если в гараже есть подвал. Прежде чем попасть в помещение, воздух очищается от загрязнений и подогревается. Проходя по специальному каналу, он равномерно распределяется. Удаление происходит при помощи канальных вентиляторных приборов осевого типа.

Эффективный обмен обеспечивает компоновка в канал вентилятора во влаго- и термозащите. Он выдувает отработанный воздух, на смену которого подается свежий. Принудительный воздухообмен требует точных расчетов по определению мощности электрического вентилятора, рабочих параметров по установке системы, в частности, сечения воздуховода. Обычно, диаметр трубы выбирается в пределах 160-180 мм. Немаловажно правильно расположить отверстия, по диагонали, на противоположных поверхностях:

  • по притоку – не выше 0,1 м от пола;
  • по вытяжке – на расстоянии 0,1 м от потолочины.

Внимание! Механический обмен воздуха в автоматическом режиме обеспечивает требуемые нормы микроклимата в рабочей зоне независимо от времени года и погоды.

Функции принудительной системы обмена воздуха

При любом выборе вентиляция должна решать основные вопросы:

  • отвод из помещения выхлопных газов, запахов, вредных летучих примесей;
  • обеспечение сухих поверхностей в автомобиле и наружи;
  • предотвращение образования и развития плесени, грибка;
  • вывод лишней влаги, занесенной в гараж на транспорте;
  • содержать смотровую яму, погреб в гараже в сухом виде.

Внимание! Вентиляция в гараже с подвалом должна выполняться отдельно для равномерного вентилирования всех зон одновременно. Закрытый подвальный отсек не обеспечивает достаточную смену воздуха с нужной производительностью без механического воздействия.

Чем регламентируется вентиляция в гараже

Предъявляемые к вентиляционной системе требования изложены в СНиП 21-02-99. Нормы предусматривают ежечасный объем нагнетаемого воздушного потока – 180 м.куб. При этом температура в помещении гаража не должна опускаться ниже 5° С.

Сечения вентиляционных отверстий рассчитываются разными способами. К примеру, довольно точная методика, по которой ⅓ площади гаражного помещения составляет сумму сечений всех устанавливаемых вентиляционных отверстий. Или же принять такое соотношение: сечение вытяжного отверстия 15 мм обслуживает квадратный метр площади гаража. Тогда в помещении размером 5м х 5м суммарная площадь приточных просветов не должна быть меньше 375 мм.кв. По расчету определяется диаметр асбестовых, металлических труб, их способность пропустить объем воздушных масс.

Особенности механической организации воздухообмена в гараже

  • Принудительный воздухообмен в гаражном подземном помещении в холодный период считается самым правильным и оптимальным вариантом вентилирования.
  • Выполняя вентиляцию своими руками, на конце вытяжного канала лучше зафиксировать дефлектор. Это позволит активизировать воздушный поток изнутри путем образования зоны разреженного воздуха.
  • На вытяжную трубу наносится теплоизоляционный слой, предотвращающий оседание конденсата. Верхний край трубы должен возвышаться над кровлей на высоту 1,5 м не менее.
  • Установка вентилятора в канале учитывает направление воздушного потока. Воздуховод формируется при помощи соединителей каналов.
  • Необходимо предусмотреть регулирование приточных и вытяжных отверстий с помощью задвижек, жалюзи, шиберов.
  • Монтаж и подключение калорифера, вентилятора осуществляется согласно ПУЭ.
  • Работает механическая вентиляция только при наличии источника электроэнергии.

Модели вентиляторов

При механической вентиляции обычно используется схема подачи воздуха снизу. Принудительное удаление отработанных газов происходит во время максимальной загазованности воздуха. Подбирают вентилятор по специальным таблицам. «Ходовыми» считаются посадочные диаметры оборудования (мм): 100; 125;150. Для рационального использования оборудования и экономного расходования энергоресурсов, можно установить модель вентилятора, работающего по таймеру.

Принудительный обмен воздуха в гараже: варианты комплектности

При самостоятельном выполнении вентилирования гаража практикуется монтаж вентиляции модульного или одноблочного типа. В первом случае система охватывает автономные блоки по притоку и вытяжке. Несмотря на независимость в работе, все устройства управляются централизованно. Воздух подается на высоте 2-3 м от пола по трубам, уложенным продольно или вертикально. В приточном канале располагается вентилятор, фильтр и нагреватель воздуха. На вытяжке предусмотрен датчик, вентилятор с регулятором скоростей. Датчик сигнализирует при превышении загазованности в помещении. Скорость работы вентилятора переключается, он начинает работать эффективнее.

Важно! Использование моноблока требует значительных финансовых затрат. Он компактный, т.к. в одном устройстве сосредоточены функции нагнетания и удаления воздушного потока.

Система механического воздухообмена, в отличие от естественной вентиляции, более сложная, требующая навыков в работе и подключения электрооборудования. Если смонтировать ее самостоятельно проблематично, консультации и помощь профессионалов обязательны. Это позволит избежать ошибок при монтаже и дальнейшей эксплуатации.

Правильно установленная принудительная или естественная вентиляция в металлическом гараже снизит риски коррозии, которые часто наблюдаются в гаражных боксах. На металлических стенках всегда образуется водный конденсат, а на крыше зимой появляется наледь, которая разрушает покрытие. Как недорого и быстро сделать хорошую вентиляцию в металлическом гараже?

Тип вентиляции нужно выбирать, ориентируясь на особенности конструкции помещения, наличия погреба или смотровой ямы, варианта фундамента и варианта утепления и гидроизоляции покрытия пола в гараже. Вентиляция может быть трех видов:

  • естественная вентиляционная система – воздух с улицы через вентиляционные отверстия поступает в помещение и выводится вместе с влажными парами путем естественного сквозняка. Такая система хороша тем, что не требует наличия электросети и такую систему в металлическом гараже легко сделать самому;
  • принудительная вентиляция – надо устанавливать вентилятор, который и будет гонять воздух по гаражу. Постоянно использовать электрическую вентиляцию дорого, но, для боксов, которые установлены на земляном полу, и в которых ежедневно проводятся ремонтные работы, принудительная вентиляция необходима;
  • комбинированная вентиляция в гараже – оптимальное соотношение двух типов вентиляции металлического гаража. Автоматическая регулировка включения вентилятора помогает снизить расход электроэнергии и поддерживать в боксе необходимый процент влажности.

Если в гараже есть смотровая яма, то движение воздуха должно быть скорректировано с учетом этого пространства, в котором всегда наиболее высокая влажность.

Устройство естественной вентиляции в гараже

Естественная вентиляция железного гаража своими руками – это просто и недорого. Важно придерживаться основных принципов естественного воздухообмена в металлическом гараже:

  • надо располагать вытяжные отверстия так, чтобы поток воздуха попадал во все уголки помещения. Особое внимание смотровой яме;
  • объем свежего воздуха, который поступает в помещение, должен соответствовать объему, который из гаража выводится.

Средние показатели воздухообмена естественной вентиляции:

  • для хранения автомобиля – площадь гаража 20 м2 – воздухообмен 180 м3/ч, 60 м2 – 350 м2/час;
  • частые ремонтные работы в гараже и хранение автомобиля – 20 м2 – 200 м3/час, 60 м2 – 600 м3/час.

На практике сделать вентиляцию и расчет системы просто – 15 мм диаметра трубы соответствуют 1 метру квадратному площади гаража. Следовательно, для бокса, площадь 10 квадратов надо диаметр трубы – 150 мм, для 20 м2 – диаметр трубы – 300 мм.

Площадь всех вентиляционных отверстий для хорошего воздухообмена должна составлять 0,3 процента площади гаража – этого достаточно для стандартного металлического бокса.

Естественная вентиляция в гараже, как сделать правильно:

  • вытяжки располагаем по диагонали, на противоположных стенах гаража;
  • нижнее отверстие должно быть выше поверхности пола на 25 см;
  • верхнюю вытяжку можно установить в крыше или ниже балки перекрытия на 20 см;
  • старайтесь располагать верхнюю и нижнюю вытяжку так, чтобы поток воздуха проходил под автомобилем;
  • если на крыше установить вытяжную трубу, то тяга будет сильнее. Для стандартного небольшого гаража высота трубы – полметра, для большого металлического ангара – не менее 1,5 метра. Обязательно закрыть воздуховод грибком от дождя и сеткой от грызунов и насекомых.

  • для естественной вентиляции можно использовать недорогие жестяные трубы или пластиковые. Асбестоцемент надежней, но и стоит дороже. Прекрасное решение – гофрированная труба, такая труба легко обрезается по размерам и установить ее самостоятельно нетрудно;
  • вытяжные трубы должны быть утеплены, чтобы зимой в них не скапливался водяной конденсат. Утеплить можно рулонной минеральной ватой с фольгированным покрытием или установить на трубы задвижки шиберы. Зимой можно регулировать поток воздуха, открывая нижний приточный шибер, а потом и верхний;
  • важно над верхней и над нижней трубой снаружи установить небольшой козырек, чтобы вода не затекала внутрь гаража.

Обязательно вытяжные трубы надо закрыть решетками снаружи, чтобы в них не попадала грязь, мусор и не пролезали грызуны.

Вентиляция смотровой ямы

Схема установки труб в подвале

Для смотровой ямы и для погреба в гараже система вентиляции должна монтироваться с соблюдением следующих правил:

  • приточный воздуховод опускаем до полметра от уровня пола ямы, самая нижняя точка;
  • вторую, выводящую трубу, устанавливаем над кровлей гаража (высота трубы один метр над крышей).

По аналогичной схеме устанавливается и естественная вентиляция погреба, как показано на рисунке.

Вариант простейшей естественной вытяжки в металлическом гараже

Если нет желания устанавливать трубы, то простейшую систему вентиляции можно сделать за два часа:

  • определяем нужный диаметр двух приточных и одного вытяжного отверстий и их расположение;
  • дрелью сверлим в железной стене отверстия, диаметр сверла 10 мм;
  • красим просверленные отверстия водоотталкивающей краской из баллона. Сохнет сутки;
  • теперь закрываем вентиляцию снаружи обычными вентиляционными решетками по размеру;
  • решетки крепим на обычные болты с гайками.


На такую вентиляционную систему легко установить автоматическую электрическую вытяжку с таймером. Режим включения – по необходимости.

Как быстро проветрить гараж при ремонтных работах

Любой гаражник знает, что серьезные ремонтные работы по покраске и ремонту проводятся редко, поэтому монтаж дорогой вентиляции нецелесообразен. Как быстро проветрить гараж? Есть несколько простых и быстрых способов:

  • можно сделать в воротах или в стене отверстие по размеру выхлопной трубы. При ремонте на выхлопную трубку надеваем шланг и выводим его на улицу. Важно соблюдать герметичность соединения шланга и выхлопной трубы;
  • при покраске достаточно установить в гараже мощный вентилятор, высота установки 60 – 80 см.

Если в гараже часто проводятся ремонтные и лакокрасочные работы, то нужна принудительная вентиляция.

Принудительная вентиляция

Схема принудительной вентиляции погреба и гаража

Принудительно свежий воздух можно подать в помещение при помощи двух методов:

  • приточная вентиляция – требует установки фильтров, обычного вентилятора средней мощности и, по необходимости, калорифера для нагрева, поступающего с улицы воздуха;
  • вытяжная вентиляция – на вытяжку устанавливают канальный или обычный вытяжной вентилятор.

Схема установки канального вентилятора

Какой вентилятор выгодней по стоимости и долговечности:

  • круглый или квадратный канальный вентилятор на вытяжку устанавливается в трубу вентиляционной системы. Работает тихо, если правильно сбалансировать вентилятор при монтаже, то проработает он долго. Преимущество канальных вентиляторов – в корпусе установлен электродвигатель, такая коробка легко врезается в любую трубу;
  • осевой вентилятор – монтируется в стену. Стоимость осевого вентилятора, в зависимости от мощности и возможности регулировки скорости вращения – от 3 до 9 тысяч рублей. Приобретая осевой вентилятор, обращайте внимание на диапазон температур эксплуатации оборудования.

Принудительная вентиляция гаража требует расхода электроэнергии, но идеальна для хорошего воздухообмена при частых ремонтных работах. Поэтому для частных металлических гаражных боксов лучшее решение – комбинация принудительной и естественной вентиляции.

Комбинированная вентиляционная система

Простая схема из пластиковых труб

В небольшом гараже можно сэкономить и сделать вентиляцию, скомбинировав принудительную и естественную системы. Комбинированная вентиляция может быть легко сделана своими руками из недорогих бытовых вентиляторов или старых кухонных вытяжек.

Такая система монтируется по простой схеме — на вытяжную трубу ставится вентилятор. Минус такой вентиляции – свежий воздух снаружи не прогревается и об отоплении помещения придется позаботиться отдельно.

Важно. При устройстве вентиляции любого типа в гараже старайтесь располагать вентиляционные отверстия дальше от запора ворот. Через вентиляционные каналы легко взломать ворота гаража.

Механическая вентиляция

Механический вентиляционный узел – дорогой, но надежный и удобный вариант. Подходит только для металлического гаража утепленного минеральной ватой или пенополистиролом с обшивкой, а также для утепленного погреба.

В приточную систему нагнетание свежего воздуха с улицы проходит через клапан против обледенения. В системе воздух нагревается и подается в помещение. Через верхнее вентиляционное отверстие при помощи вентилятора отработанный воздух выводится из гаража.

Автоматический регулятор скорости подачи воздуха и температуры позволяет регулировать расход электроэнергии и отключать обогрев. Есть автоматы, которые позволяют выставлять включение и выключение вентилятора по времени, что тоже очень удобно.

Правильно сделанная простейшая вентиляция и утепление пола позволит снизить влажность в металлическом гараже на пятьдесят процентов.

Естественно. Как и в любом другом помещении, в гараже необходимо организовать обмен воздуха . Причин этому несколько:

  • необходимо держать уровень влажности на приемлемом уровне. Если попадающая на колесах и кузове влага от дождя или снега не будет отводиться, то скорость коррозии автомобиля увеличивается многократно;
  • от влажного воздуха могут прийти в негодность инструменты и приборы , необходимее в гаражном хозяйстве;
  • через вентиляцию выводятся испарения от автохимии и бензина.

Однако самое главное, вентиляционная система позволяет избавиться от невидимого и неощущаемого человеком ядовитого угарного газа гаража, неизбежно образующегося при сгорании топлива.

Можно сделать самостоятельно вытяжку для , для гаража.

Устройство вентиляции в гараже:

Расчет параметров

Как рассчитать вентиляцию в гараже? Нормы вентиляции в гараже (СНиП) следующие: минимально допустимый воздухообмен в 180 л/час на каждые 10 кв.м. площади. Такой объем воздуха способна пропустить вентиляционная труба диаметром порядка 15 см.

Расчет вентиляции гаража:

Если предположить, что гараж имеет 4 м в ширину и 6 м в длину, то для получившейся площади в 24 кв.м. потребуется обустроить вентиляционный отвод диаметром 36 см (6х4)/10)*15 = 36.

Сделать вентканал диаметром 36 см в относительно компактном гараже возможно, но на практике это и сложно, и выглядеть будет совершенно несуразно. Гораздо грамотнее будет воспользоваться трубопроводами меньшего диаметра, но увеличив вдвое их количество.

Основные виды

Существует два основных вида вентиляционных систем для гаражей, отличающихся по принципу действия. Под принципом действия здесь понимается источник силы, приводящей в движение воздушные массы.

Естественная

Естественная вентиляция в гараже свое наименование получила виду того, что воздух в ней перемещается под воздействием естественных сил.

Возникают они за счет того что попадающий в гараж плотный и холодный воздух нагревается и расширяется.

В результате его плотность уменьшается и он начинает движение вверх.

Вентиляция гаража — как правильно сделать:

Увеличить эффективность проветривания можно обдуманной схемой размещения приточных и вытяжных труб.

Чтобы удалось привести в движение максимально возможный объем воздуха в гараже, необходимо эти трубы разнести как можно дальше друг от друга. Легче всего добиться этого, если разместить ввод и вывод воздуха по диагонали на противоположных стенах.

Приточный ввод располагается внизу одной стены в гараже, вывод – в верхней части другой.

Особое внимание нужно уделить правильности установки приточной трубы . Размещение ее в непосредственной близости от земли хотя и выглядит вполне оправданно, но по факту так делать нельзя. Зимой ее засыпет снегом и движение воздуха остановится. Поэтому ввод нужно приподнимать над землей на 15-20 см.

При планировании расположения ввода и вывода простой вентиляции гаража, желательно учитывать еще и розу ветров . Если чаще всего ветер будет дуть в стену с входным патрубком, но это положительно отразится на воздухообмене. Ели же ветер будет дуть на воздухоотвод, то будет наблюдаться прямо противоположный эффект .

Принудительная

Единственными недостатками дешевой и энергонезависимой естественной вентиляции является ее зависимость от разницы температур и схемы расположения воздуховодов. Преодолеть эти проблемы можно установкой системы вентиляции в гараже.

К достоинствам приточной вентиляции в гараже относятся:

  • полная независимость эффективности воздухообмена от конфигурации воздуховодов. Впускные и выпускные трубы можно располагать даже в соседстве друг с другом на одной стене.
  • Разбить воздушные потоки по собственному усмотрению можно непосредственно в помещении гаража. Достигается это прокладкой воздуховодов по требуемой схеме . Нагнетатель воздуха при этом тоже может быть размещен произвольно;

  • возможность организации обмена воздуха даже в подземных гаражах ;
  • многократно большая эффективность. Полное проветривание гаража занимает меньшее время.

Вместе с тем, подобным системам присущи и некоторые проблемы:


Поэтому при рассмотрении системы принудительной вентиляции как основной для гаража, нужно принимать во внимание не только физическую возможность такого решения, но и финансовую сторону вопроса.

В некоторых случаях наиболее оптимальным вариантом может стать организация комбинированной схемы гаражной вентиляции. По своей схеме она полностью повторяет вариант с естественным воздухообменом.

Отличие состоит лишь в том, что в выводной канал дополнительно встраивается вентилятор . Система будет оставаться работоспособной даже при отключенном электроснабжении. Включение же вентилятора будет увеличивать производительность все системы.

Выбор конечного варианта для устройства вентиляции во многом будет зависеть от размеров и расположения гаража, а также от его планировки. Самое главное, чтобы конечный вариант смог обеспечить обмен воздуха с требуемым уровнем интенсивности.



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.