Потери авиации в пятидневной войне - война и мир. Ввс рф потеряли во время конфликта с грузией семь самолетов - эксперт

Как правило действия российской авиации в данном конфликте большинство оценивает очень низко, говоря о "неоправданно высоких потерях", "тупом командовании" и как правило всегда делается сравнение с действиями авиации НАТО. Попробуем разобраться, насколько всё это соответствует истине.

К началу войны в Южной Осетии ВВС Северо-Кавказского военного округа были одним из ключевых элементов, обеспечивающих военное превосходство армии РФ над грузинской армией. Имевшиеся у России в тогда ещё потенциальной зоне конфликта войска не имели существенного численного превосходства над грузинской армией, кроме того в случае войны им предстояло выдвигаться в зону боевых действий к крайне тяжёлых природных и географических условиях. В планах на случай войны с Грузией, авиации РФ отводилась одна из решающих ролей, особенно на первых порах. Предполагалось, что наступление грузинских войск должно было сдерживаться в первый день преимущественно авиацией.

На лето 2008-го ВВС СКВО состояли из 4-й воздушной армии, насчитывавшей около 200 самолётов - 2 полка Су-27, 2 МиГ-29, 3 полка штурмовиков Су-25 и 2 бомбардировочных полка на Су-24М. Лётчики этой армии имели пожалуй, наилучшую подготовку среди остальных авиачастей армии РФ, также данная воздушная армия отличалась наибольшей степенью исправности авиатехники - 70-75%.

ВВС Грузии были ничтожными и сколь либо серьёзно на ход боевых действий повлиять не могли. Основу ВВС Грузии составляли 12 штурмовиков Су-25КМ "Скорпион" - модернизированные израильской фирмой "Ebit Systems" Су-25, остальная часть представляла свалку из всякого говна типа L-29, L-39, а также "солянки" из чуть более 10 различных вертолётов - Ми-24, Ми-8, а также американские старички UH-1, переданные американцами и возраст которых на тот момент уже значительно превышал 30 лет.

Несмотря на абсолютную никчёмность авиации, Грузия располагала достаточно мощной для своей армии системой ПВО. В её состав входили две РЛС 36Д6(украинского производства, обычно придаются дивизиону ЗРК С-300ПС), дивизион ЗРК "Бук-М1"(продан Украиной из "резервов", предворительно прошёл капитальный ремонт и был приведён в работоспособное состояние), 5 ЗРК "Оса", а также свыше 40 ПЗРК различных типов - "Стрела-2", "Игла", "Гром", что весьма много для такой армии, как грузинская. Также Грузией был приобретён у Израиля ЗРК "Спайдер", но на его счету сбитых самолётов нет. По некоторым данным он впоследствии был захвачен российскими войсками.

Ночью 8 августа грузинская авиация совершила свой первый и единственный боевой вылет, пытаясь разбомбить Гуфтинский мост(мост рядом с селом Джава), однако вылет оказался безрезультатным. Стоит заметить, что не смотря на наличие высокоточного оружия(у Грузии имелись ракеты Х-25МЛ и Х-29Л), а также весьма неплохой уровень подготовки в данном вылете грузинские штурмовики использовали обычные свободнопадающие бомбы. После того как утром в небе появились российские истребители, грузины рассредоточили свою авиацию и больше в небо она так и не поднималась.

Утром 8 августа российская авиация приступила к решению следующих задач - противодействие наступлению грузинских войск, изоляция поля боя, а также нанесение ударов по объектам в тылу на непосредственно территории Грузии. Уже в 10.30 Су-24 нанесли первые удары по непосредственно грузинской территории, и подвергли бомбардировке пункт сбора резервистов в Вазиани. Несмотря на достаточно высокие результаты(наиболее известный из которых это единовременное уничтожение 42 солдат 4-й грузинской пехотной бригады в роще на подступах к Цхинвалу, что сильно деморализовало грузинских солдат, и даже по некоторым источникам создало кратковременную панику), в первый день войны авиация РФ понесла первые потери - по ошибке был сбит свой же Су-25. 9 августа российские ВВС понесли наиболее тяжёлые потери – всего за несколько часов были сбиты сразу три самолёта.

Ту-22М3 из Шайковки, Су-24 и Су-25СМ. Потеря бомбардировщика Ту-22М3 стала наиболее чувствительной и «резонансной”. Скорее всего данный самолёт в составе группы бомбардировщиков осуществлял ковровые бомбардировки Кодорского ущелья. Учитывая, что грузинские войска очень быстро ушли от туда и это ущелье было беспрепятственно захвачено абхазскими войсками, такая версия выглядит наиболее правдоподобной. Многие задаются вопросом - зачем он действовал как бомбардировщик, а не ракетоносец? Как правило в подобных конфликтах применение стратегических бомбардировщиков по своему самому прямому назначению является весьма оправданным, к примеру в "Буре в Пустыне", операции против Югославии, а также во время боевых действий в Ливии ВВС США привлекали бомбардировщики В-52 и В-1 для решения бомбардировочных задач.

После выполнения бомбардировки, группа Ту-22М3 сделала «крюк” через грузинскую территорию, видимо имелись какие-то второстепенные цели. И пролетая над Сачхерским районом Грузии группа попала в так называемую «ракетную засаду”. Суть её в следующем – ЗРК находится в «выключенном” режиме, не выдавая себя работой РЛС, цель при этом обнаруживается другими РЛС или пассивными средствами, например оптико-телевизионным визиром. Когда цель входит в глубину зоны поражения, ЗРК быстро включает РЛС, осуществляет «захват” цели и пуск ракет. Именно так и был сбит Ту-22М3, грузинским ЗРК «Бук-М1”. По самолёту было выпущено по разным данным от 4 до 6 ракет, из которых две поразили цель, а остальные были уведены средствами РЭБ(крайне мощными на таких самолётах). Эта потеря привела к тому, что стратегическая авиация прекратила дальнейшие вылеты в ходе войны.

Буквально сразу же после уничтожения Ту-22М3, в районе грузинского города Шиндиси был сбит бомбардировщик Су-24М. Спустя ещё час был сбит Су-25СМ командира 368-го штурмового авиаполка, полковника Сергея Кобылаша, уже в Южной Осетии. Он был подбит при атаке грузинской колонны и «потянул” на базу, но уже над Цхинвалом по ошибке сбит осетинами, принявших его за грузинский Су-25. Лётчик успешно катапультировался и через несколько минут был эвакуирован прибывшим спасательным вертолётом. Около 15 часов дня был сбит ещё один Су-25, снова по ошибке.

Помимо собственно сбитых самолётов сопоставимое число получили повреждения, преимущественно от огня грузинских ПЗРК. Понеся достаточно ощутимые потери, на третий день войны российские ВВС сменили тактику. Ударные самолёты начали действовать под прикрытием самолётов-помехопостановщиков Ан-12ПП, вертолётов РЭБ Ми-8ПП, а также приступили к активному подавлению грузинской системы ПВО. В бой вступили несколько новейших бомбардировщиков Су-34. Ими были успешно уничтожены обе РЛС 36Д6(были опробованы новые противорадиолокационные ракеты Х-31П), а также было осуществлено радиоэлектронное подавление "Бука". В последние 2 дня российская авиация потерь уже не имела.

Результаты действий ВВС России следующие:

В целом российская авиация справилась с поставленными задачами, нанеся существенный ущерб грузинским войскам, а также уничтожив большинство объектов грузинской военной инфрастуктуры. Были уничтожены ВПП практически все грузинские аэродромы, включая взлётную полосу Тбилисского авиазавода. Не бомбилась только ВПП аэропорта в Тбилиси. Практически все военные базы и военные объекты грузии подверглись бомбардировкам, большая часть военной инфраструктуры Грузии была уничтожена. Несмотря на достаточно высокие результаты, грузинской системе ПВО абсолютно не удалось хоть как то воспрепятствовать эффективному выполнению задач российской авиацией.

Суммарно ВВС РФ, включая транпортную авиацию совершили около 2,5 тыс. вылетов. В первые три дня войны фронтовая авиация совершала в среднем 3 полковых самолётовылета в сутки, в последние 2 дня - по 2. Потеряно 6 самолётов по разным оценкам - 1 Ту-22М3, 4 Су-25, 1-2 Су-24М. Стоит заметить, что данный уровень потерь весьма далёк от критического.

Значительная часть потерь пришлась на «дружественный огонь”. К сожалению, российскими ВВС не применялись какие-либо знаки «быстрого опознавания”(например в израильских ВВС во время боевых действий на кили самолётов наносят специальные яркие полосы). А учитывая, что Грузия располагала такими же штурмовиками, имеющие аналогичный камуфляж, в неразберихе боя это приводило к столь трагичным последствиям.

В целом результаты действий в ВВС РФ в Пятидневной войне можно признать удовлетворительными.

Теперь насчёт сравнения эффективности ВВС России с ВВС НАТО, что многие очень любят делать. Во-первых, это не совсем корректно, т.к. ВВС НАТО в войнах последних десятилетий и ВВС РФ решали несколько разные задачи. Основной задачей ВВС НАТО было уничтожение гражданской и военной инфраструктуры противника. Во время "Бури в пустыне" сухопутному наступлению войск Коалиции предшествовал месяц интенсивнейших бомбардировок Ирака, после чего сухопутным войскам оставалось лишь добить дезорганизованные иракские войска.

Во время операции НАТО против Югославии, удары наносились практически исключительно по объектам гражданской инфраструктуры. Во время Пятидневной войны ВВС России решали задачи поддержки сухопутных войск и вступали в непосредственное соприкосновение с войсками противника, находясь в зоне поражения ПЗРК и ЗРК малой дальности. Кроме того, "плотность" ПЗРК в армии Ирака была многократно меньше, чем в грузинской, при полном отсутствии каких-либо хотя бы относительно современных ЗРК СВ.

ВВС РФ столкнулись со средствами ПВО "своего" уровня. ВВС НАТО не встречали серьёзного противодействия со стороны средств ПВО. Все средства ПВО которыми располагали их противники были по сути музейными экспонатами, давно снятые в развитых странах с вооружения, и которые абсолютно не способны бороться с современной авиацией.

Ну и на счёт “тупости” командования. В странах НАТО тоже “умеют” воевать, мягко говоря, не идеально. К примеру во время "Бури в пустыне" англичане в первую же неделю войны крупно “облажались” потеряв 6 "Торнадо", в течении всего 300 самолётовылетов. А это критический уровень потерь – 2% на самолётовылет. Критический уровень потерь британской авиации был обеспечен следующими средствами - ЗРК С-75, ЗСУ-57-2, ЗСУ-23 "Шилка", а также “доисторическими” зенитными орудиями С-60 и КС-19(100-мм зенитка образца 1947-го). Во время вторжения в Ирак значительная часть потерь сил НАТО в том числе и в авиации была потеряна от "дружественного огня". Например американский ЗРК "Пэтриот" сбил британский "Торнадо"(расчёт принял его за тактическую ракету "Скад"(!!!)).

Во время войны в Южной Осетии, можно выделить следующие недостатки ВВС РФ:

Сосредоточение в первые дня всех усилий исключительно на нанесении ударов по противнику и пренебрежением борьбой со средствами ПВО Грузии.

Недооценка возможностей грузинских средств ПВО.

Недостаточный уровень взаимодействия между сухопутными войсками и авиацией. По сути и сухопутные войска, и ВВС вели "свою" войну.

На тот момент очень низкий уровень оснащения ВВС новыми и модернизированными самолётами(в последние годы данные недостатки активно устраняются).

Штурмовая авиация РФ не располагает эффективными высокоточными средствами(например ПТУР) для борьбы с бронетехникой противника, что вынуждает применять свободнопадающие боеприпасы, что вынуждает входить в зону эффективного поражения ПЗРК противника. Также для штурмовиков Су-25 очень актуально отвратительное БРЭО(бортовое радиоэлектронное оборудование). На Су-25СМ с этим делом всё значительно получше.

Как видно данная война показала как множество недостатков российских ВВС, так и показала что они более чем "живые" и способны весьма эффективно решать поставленные задачи.

Министерством обороны России официально признана потеря 4 самолётов, одного Ту-22М3 и трёх Су-25. Потеря ещё двух Су-24 не признана. Кроме указанных ниже сбитых и разбившихся летательных аппаратов, известно, что ещё несколько самолётов получили повреждения, но сумели вернуться на базы. Достоверно известно о серьёзных повреждениях ещё 4 российских Су-25.

1. Днём 8.08.2008, Су-25БМ 368-й штурмового авиаполка
Сбит, предположительно в результате "дружественного огня". Пилот, подполковник, военный лётчик 2-го класса Олег Михайлович Теребунский , катапультировался и приземлился на территории, контролируемой российскими и южноосетинским частями. При приземлении получил травмы. Награждён орденом Мужества.


2. около 9:00 9.08.2008, Ту-22М3 52-го тяжёлого бомбардировочного полка.
Дальний бомбардировщик Ту-22М3 был сбит утром 9 августа в районе Карели, предположительно комплексом Оса-АК или Бук-М1. Из экипажа в составе подполковника Александра Ковенцова , майора Виктора Прядкина , майора Игоря Нестерова , майора Вячеслава Малкова , катапультировался и выжил майор Малков. Катапультировавшийся подполковник Ковенцов пропал без вести. Остальные члены экипажа остались в самолёте и погибли. Малков получил травмы, был пленён и госпитализирован в грузинский госпиталь, после чего 19 августа обменян на грузинских военнопленных.

Сюжет о сбитом в Грузии российском Ту-22М3. Программа Рен-ТВ "Неделя с Марианной Максимовской" от 21.02.2009


3. 10:20 9.08.2008, Су-24М 929-го государственного летно-испытательного центра
Вылет тремя Су-24 на подавление грузинской артиллерии. Сбит после нанесения бомбового удара в районе села Шиндиси, самолёт упал в село Дзевери. Экипаж, полковник Игорь Леонидович Зинов и штурман-испытатель 1-го класса полковник Игорь Викторович Ржавитин катапультировался. Ржавитин погиб, тяжело травмированный Зинов попал в грузинский плен и 19 августа был обменен на грузинских пленных.
Грузинская газета "Kviris palitra" №38/2008 так описывает их сбитие: "Жители Шиндиси могли утешить себя тем, что российский бомбардировщик, разрушивший их дома, был сбит спустя две минуты после атаки. Две ракеты с инфракрасным наведением промахнулись мимо цели, но третья попала точно, и самолёт рухнул в село Дзевери. Один из двух катапультировавшихся пилотов выжил, второй же погиб после того, как горящие обломки самолёта упали ему на купол парашюта и подожгли его. Пилот попытался открыть запасной парашют, но было уже поздно и он разбился об землю. Это наблюдали множество людей ".

4. 10:30 9.08.2008, Су-25СМ 368-й штурмового авиаполка
Вылет парой Су-25 на штурмовку грузинской колонны. Лётчик - командир 368 шап, полковник Сергей Кобылаш . После атаки колонны к югу от Цхинвали попадание ракеты ПЗРК в левый двигатель, в результате которого он вышел из строя. При возвращении на аэродром повреждённого самолёта, над южной окраиной Цхинвали произошло второе попадание из ПЗРК в правый двигатель, который также вышел из строя. Полковник Кобылаш катапультировался и приземлился в грузинском анклаве к северу от Цхинвали, после чего был подобран вертолётом поисково-спасательной группы. Самолёт упал в безлюдном месте у реки в горном ущелье и взорвался.
Менее чем через час Государственный комитет печати и массовой информации Южной Осетии распространил заявление о сбитии над Цхинвали силами ПВО Южной Осетии грузинского Су-25, что позволяет предположить о том, что уже повреждённый самолёт Кобылаша, летевший со стороны Грузии, был ошибочно идентифицирован как грузинский и сбит в результате "дружественного огня".

Интервью с Сергеем Кобылашем

5. 9.08.2008, Су-25БМ 368-й штурмового авиаполка
Вылет парой Су-25 на сопровождение российской армейской колонны выдвигавшейся из Джавы в Цхинвал. Сбит в районе Джавы дружестенным огнём, предположительно из ЗСУ "Шилка", прикрывавшей Гуфтинский мост. Лётчик, майор Владимир Евгеньевич Едаменко погиб. Обломки самолёта упали у села Итрапис и 5 сентября 2008 годы было уничтожены путём подрыва сотрудниками центра операций особого риска «Лидер» МЧС России. Майору Едаменко присвоено звание Героя России посмертно.

Рассказ ведомого о гибели Едаменко


Фотографии (с) Сергей Узаков

В ночь на 8 августа 2008 грузинская армия вошла на территорию Южной Осетии и частично разрушила ее столицу город Цхинвал. Российская Федерация, защищая жителей Южной Осетии, большинство из них имеет российское гражданство, ввела в регион свои войска и в течение 5 дней боев вытеснила грузин из зоны конфликта. Позже в конце августа Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии, в ответ на это Грузия назвала две эти республики оккупированными территориями. Давайте разберемся, какие потери в людях и технике понесли стороны в ходе этого скоротечного конфликта.

Потери в людях, Россия


По данным Центра анализа стратегии и технологии во время конфликта российская армия потеряла 67 человек погибшими. Именно эту цифру назвал Следственный комитет при прокуратуре РФ, анализирую прошедшие боевые действия. Эта цифра включает в себя погибших и после периода активных боевых действий, то есть до момента вывода войск. Несколько смазывает ситуацию то, что ни СКП, ни МО РФ так и не опубликовали официальный пофамильный список погибших военнослужащих, что вносит некоторую путаницу в этот вопрос и появление разных цифр погибших в интервале от 48 до 74.

Из 67 погибших военнослужащих, 48 человек погибли непосредственно от огня противника, остальные 19 стали жертвами ДТП, «дружественного огня» и неосторожного обращения с . Их ЦАСТ отнес к «небоевым потерям» российской армии в данном конфликте. Особенно была велика роль ДТП, на их долю приходится 9 погибших. Столь высокие потери объясняются объективной трудностью переброски большой группы войск, осуществляемой с большой скоростью по узкому горному серпантину, в некоторых случаях и ночью. Так из 30 раненых 429-го мотострелкового полка от огня противника пострадали только двое, остальные получили травмы на марше (сильные ушибы, переломы, черепно-мозговые травмы). Из 9 раненых 292-го смешанного артполка 8 получили ранения в результате ДТП. В то же время хорошо подготовленные к действиям в условиях горной местности 70, 71, 135 и 693 мотострелковые полки вышли на позиции, не понеся существенных небоевых потерь. Общее количество раненых в результате конфликта солдат российской армии колеблется в диапазоне от 170 до 340 человек, более точно определить их трудно.

Потери в людях, Грузия

Как отметил глава ЦАСТ – Руслан Пухов, в отличие от нас МО Грузии опубликовало пофамильный список погибших и пропавших без вести менее чем через месяц после конфликта. Впоследствии он регулярно обновлялся и уточнялся, по мере того, как выяснялись судьбы пропавших без вести и шло опознание останков. Данный список помимо имен и фамилий содержит воинские звания и принадлежность к воинским частям. Как считает директор ЦАСТ, представленные в нем данные довольно полные и точные.


Грузинские военные в ходе конфликта потеряли 170 человек убитыми и пропавшими без вести, также погибло 14 грузинских полицейских. Количество раненых достигло 1964 человек, включая резервистов и полицию. Такое большое соотношение раненых к погибшим более 10 к 1 объясняется широким использованием в армии Грузии индивидуальных средств защиты (касок, бронежилетов) современных образцов. Основная часть раненых получила осколочные ранения от действий российской авиации и артиллерийского огня. В этих условиях индивидуальные средства защиты оказались довольно эффективны. По информации грузин, хорошо сработали санитарно-эвакуационные службы, а в непосредственной близости от зоны конфликта располагались стационарные хорошо подготовленные больницы и госпитали, что позволило снизить смертность среди доставленных раненых до 2%.

Потери в технике, Россия

Наиболее полный список потерь российской техники приводит также Центр анализа стратегий и технологий. С 8 по 12 августа наши части на территории Южной Осетии потеряли 3 танка, до 20 легких бронемашин и 6 самолетов, данные сведения основаны на изучении фото и видео материалов из зоны конфликта, материалов СМИ, воспоминаниях участников боевых действий.

Так в ходе конфликта Россия потеряла три танка: Т72Б(М), Т-72Б и один Т-62. Все они были уничтожены огнем противника. Более ощутимые потери понесла легкая гусеничная и колесная бронетехника – около 20 единиц. Среди них девять БМП-1, три БМП-2, два БТР-80, одна БМД-2, три БРДМ-2 и один тягач МТ-ЛБ6. Средств артиллерии, РСЗО и комплексов ПВО потеряно не было.


Высокими были потери в автотехнике. Только в лагере миротворцев в результате артиллерийского обстрела и огня танков была уничтожена вся расположенная там техника, а это около 20 единиц. 10 грузовых автомобилей ГАЗ-66 минометных батарей 693-го и 135-го полков были уничтожены артиллерийским огнем противника. Два грузовика Урал-4320 были уничтожены 11 августа в дневное время в результате атаки грузинского вертолета Ми-24. Еще ряд грузовых автомобилей были потеряны в результате серьезных ДТП.

Во время боевых действий было потеряно три Су-25, два Су-24 и один Ту-22М3, после окончания конфликта в результате аварий разбились два вертолета Ми-24 и Ми-8 МТКО. Из этих самолетов 2 были достоверно сбиты средствами ПВО противника, 3 стали жертвами «дружественного огня», определить, кто сбил последний, не удалось. Помимо этого еще 4 российских штурмовика Су-25 получили серьезные повреждения, но смогли вернуться на базы.

Потери в технике, Грузия

Во время активной фазы боевых действий был полностью уничтожен боевой флот Грузии, потери составили 2 ракетных катера, 5 сторожевых и ряд более мелких судов. Авиация потеряла три транспортных Ан-2, три вертолета Ми-24 и один Ми-14, при этом вертолеты Ми-24 эпизодически использовались грузинской армией до самого завершения конфликта. Грузия не потеряла ни одного своего боевого или учебного самолета и этому есть свое объяснение. Грузинская авиация появлялась над полем боя лишь один раз утром 8 августа, после этого самолеты в воздух не поднимались и были рассредоточены и замаскированы на аэродромах.

В боях было уничтожено 15 грузинских танков, еще около 20 были сожжены после захвата на месте боевых действий, около 30 танков российская армия оставила себе в качестве трофеев, большинство Т-72. Помимо танков грузины потеряли четыре БМП-2, четыре бронемашины «Кобра» турецкого производства и три БТР-80. В качестве трофеев Россия захватила пятнадцать БМП-1У и две БМП-2. Артиллерии Грузии потеряла четыре самоходных 203 мм. гаубицы «Пион» и две «Даны» чешского производства. Один «Пион», две «Даны» и около 20 несамоходных орудий различных калибров были захвачены российской армией в качестве трофеев.

Война в небе очень быстро превратилась в соперничество российских ВВС с ПВО Грузии – российские военно-воздушные силы и средства ПВО, задействованные с 10 августа, быстро смогли завоевать полное превосходство в воздухе.

Однако досталась победа достаточно непросто – за пять дней боев российская сторона потеряла четыре боевых самолета: три фронтовых штурмовика Су-25 и один стратегический бомбардировщик Ту-22.


Основным противником российских ВВС стала грузинская ПВО


Основным противником российских ВВС стала грузинская ПВО. Именно она препятствовала выполнению главной задачи российских самолетов – выводу из строя объектов военной инфраструктуры в тылу противника: аэродромов, складов, мостов, транспортных артерий и т. п.

Ту-22М3

Дальний сверхзвуковой стратегический бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла. Основное применение – поиск и поражение наземных и надводных целей на дальнем и сверхдальнем расстояниях. Принят на вооружение ВВС СССР в 1989 году. Боевое применение самолет нашел на завершающем этапе войны в Афганистане и в ходе первой чеченской кампании. Экипаж – 4 человека, может нести 3 сверхзвуковые крылатые ракеты, 10 гиперзвуковых аэробаллистических ракет, а также бомбовую нагрузку.


Особенно существенными потери российских ВВС были в первые дни боев. 9 августа грузинская сторона сообщила о сбитии двух российских самолетов – Су-25 и Ту-22. Трое из летчиков оказались в плену, в том числе командир «тушки» полковник Игорь Зинов, один из летчиков погиб. Позже, в нарушение Женевских конвенций, грузинское телевидение покажет кадры того, как тяжелораненого полковника Зинова допрашивают телевизионщики.

В эфире грузинского телевидения полковник Зинов скажет, что его самолет Ту-22 выполнял разведзадание и не бомбил Грузию. Позднее российские военные эксперты будут в один голос утверждать, что выбор стратегического бомбардировщика Ту-22М3, а именно эту модификацию самолета сбили грузинские ПВО, для выполнения разведки был не обоснован командованием российской авиации. Разведку местности и системы организации огня ПВО Грузии нужно было поручить другим, более специализированным самолетам.

Тем не менее выбор Ту-22 в качестве разведчика имел все основания. И прежде всего таким основанием являлась безопасность пилотов – по версии российского военно-воздушного командования, Ту-22 благодаря своим тактико-техническим характеристикам не мог быть сбит грузинскими ПВО. Сегодня российские эксперты утверждают, что все российские самолеты в зоне конфликта были потеряны в результате эффективных действий зенитно-ракетного комплекса «Бук М-1» украинского производства, однако первая версия Минобороны РФ относительно причин потери Ту-22 была иной. Была высказана версия о том, что грузинская сторона использовала зенитный комплекс С-200, незаконно приобретенный на Украине и не зарегистрированный в составе грузинских ПВО в официальном реестре ООН для обычных вооружений. Однако эта версия не нашла подтверждения. Только он, по мнению командования ВВС РФ, мог «достать» такую сложную цель, как Ту-22М3.

Однако была высказана еще одна точка зрения на причины боевых потерь российских ВВС. Существует вероятность того, что грузинские зенитные комплексы получали информацию от американской системы раннего предупреждения о воздушном нападении «Скайвотчер», завязанную на систему получения информации от американских средств слежения. Обслуживалась она иностранными специалистами и была недоступной для непосредственного уничтожения российскими войсками

Смерть не просит прощенья…
Есть всего две мишени,
Только две есть мишени,
мы с тобой, ты и я…
В черта, в душу и в Бога,
ну зачем их так много?
И сверкают штыков острия…
Страха нет, как ни странно,
но обидно так рано,
свежим утречком ранним
уходить по путям небытия…
(Автор неизвестен).

Вот пламенники красные — подряд по десяти.
Ассирия! Ассирия! мне мимо не пройти!
Хочу полюбоваться я на твой багряный свет:
Цветы в крови, трава в крови, и в небе красный след.
(В.Брюсов. «Фонарики»).

Мы - выродки крыс. Мы - пасынки птиц.
И каждый на треть - патрон.
Лежи и смотри, как ядерный принц
Несет свою плеть на трон.
Не плачь, не жалей. Кого нам жалеть?
Ведь ты, как и я, сирота.
Ну, что ты? Смелей! Нам нужно лететь!
А ну, от винта! Все от винта!
(А. Башлачев. «Все от винта».)

Храбрость - это когда только вы знаете, как вам страшно в данный момент.
(Франклин Джонс.)

«Я командир разгромленного полка.
Носитель последних скомканных хромосом.
Эту лавочку жизни не запустить колесом.
Я лично видел, как мир смолкал».
(Марьяна Высоцкая. «Конец фильма».)

Предисловие от Дени Дидро. Накануне очередной трагической даты, начала "Олимпийской войны" России с Грузией, хочу предложить вам данный аналитический материал на эту тему.
На основе анализа, как открытых, так и специализированных источников, по «Августовской» войне 2008 года России с Грузией в Южной Осетии и Абхазии. Могу заявить, что данный аналитический материал, по потерям ВВС России, наиболее полный по содержанию и фактологическому материалу из всех до сих пор попадавшихся лично мне.
К тому же данный анализ развеивает немало уже прочно сформировавшихся мифов о том конфликте, в отечественном и не только) инфополе. В частности, развеивается миф отечественной пропаганды о чрезвычайной эффективности украинских ЗРК «Бук», которые на самом деле не сбили по факту ни одного нашего самолёта. И некоторые даже не установили на боевое дежурство. (Две установки были захвачены на военной базе Сенаки).
Для чего было развивать антиукраинскую истерию с этими «Буками» тогда, с учётом что среди поставщиков Украина была далеко не на первом и даже не на втором месте. Отечественная пропаганда она такая пропаганда.;-)

Второй миф, о том, что были сбиты 4 самолёта, как официально озвучено МО и до сих пор утверждается официальными лицами на всех уровнях. На самом деле, было сбито 6 наших самолётов и один вертолёт потерпел крушение.
Третий миф, что было сбито, то ли три, то ли два грузинских штурмовика. Это тоже на самом деле является не правдой. Все сбитые самолёты, записанные нашей пропагандой, как грузинские были на самом деле нашими самолётами. Ни одного штурмовика грузинская сторона не потеряла, по причине их малого использования. (Их использовали только утром 8 августа, а потом попрятали в бетонные ангары на аэродромах и больше не использовали, в отличие от вертолётов.)
Четвёртый миф, о чрезвычайно эффективной работы нашей авиации, а также, её взаимодействия с наземными войсками. С учётом того, что четыре из шести наших сбитых самолётов были сбиты т.н. «дружественным» огнём с земли, а других постоянно принимали за вражеские самолёты и постоянно обстреливали, это мнение более чем сомнительно и спорно. Скорее всего, аппараты системы распознования «свой - чужой» просто не работали, а спутниковая группировка целепологания и ориентации была слишком слаба и не эффективна.

Пятый миф, о том, что стратегический бомбардировщик Ту-22М3, являлся разведчиком. Это тоже не правда, он был из состава 52-го гвардейского тяжелого бомбардировочного авиационного полка (аэродром Шайковка). И вылетал утром 9- го августа на бомбардировку в группе с несколькими такими же бомбардировщиками на бомбёжку одной из пехотных бригад Грузии. Никакого отношения к разведке он не имел.
А теперь сам аналитический материал о той войне и крайне неудачных действиях наших ВВС в небе Южной Осетии. Ну а уж сделали ли выводы из тех ошибок наши генералы нам ещё предстоит выяснить в будущих воздушных конфликтах, которые наверняка предстоит вести нашим ВВС в скором времени. Одно уж точно мне ясно, судя по тому, что сбитый в Сирии Су-24 О.Пешкова летал во враждебном небе без какого - либо сопровождения, то думаю, что нет. В России любят игру « наступи на двое грабель».

Потери российской авиации в краткосрочной Пятидневной войне с Грузией в августе 2008 г. явились одной из главных неожиданностей для наблюдателей. Гибель нескольких российских самолетов в столь быстротечном конфликте с противником совершенно другой весовой категории заставила предположить, что ПВО Грузии оказалась чрезвычайно эффективной и стала едва ли не наиболее успешным родом войск в грузинской армии в этой войне. Но при внимательном рассмотрении обстоятельств гибели российских самолетов картина существенно меняется. Официальные данные сторон о потерях российской авиации в краткосрочном военном конфликте России и Грузии значительно расходятся. По заявлениям высокопоставленных лиц Министерства обороны Российской Федерации, были потеряны четыре самолета: три штурмовика Су-25 и один дальний бомбардировщик Ту-22М3 (выступления заместителя начальника Генерального штаба Вооруженных сил России генерал-полковника Анатолия Наговицына). Версию грузинской стороны вечером 12 августа озвучил президент Грузии Михаил Саакашвили. По его словам, за период боевых действий был сбит 21 российский самолет.

Следует отметить, что впоследствии в СМИ Грузии появились видеоматериалы и фотографии с обломками только одного российского самолета.

Представители Министерства обороны России не озвучили каких-либо подробностей и обстоятельств потери самолетов и их принадлежности. Более того, ими так и не были официально признаны потери в боевых действиях двух фронтовых бомбардировщиков Су-24М. Но появившиеся со времени войны материалы СМИ и сведения из неофициальных источников позволяют частично заполнить пробелы официальной информации.
Первой потерей российских ВВС в конфликте с Грузией стал штурмовик Су-25БМ подполковника Олега Теребунского из 368-го штурмового авиационного полка (аэродром Буденновск), сбитый над территорией Южной Осетии в районе Зарского перевала, между Джавой и Цхинвалом. Он был поражен залповым пуском нескольких ракет из ПЗРК южноосетинскими ополченцами около 18 часов 8 августа.
Падение горящего самолета и его обломки были зафиксированы на видеокамеру съемочной группой российского государственного телеканала «Вести» и показаны по телевидению как уничтожение грузинского самолета.

Неправильная идентификация самолета, вызвавшая «дружественный огонь» и приведшая к первой боевой потере, вероятно, произошла из-за того, что это был один из первых вылетов российской авиации в конфликте и южноосетинская сторона еще не была осведомлена об участии в нем российской авиации. Кроме того, всего за несколько часов до того, четыре грузинских Су-25 нанесли бомбовый удар по близлежащему району,
после чего осетины имели основания предполагать продолжение грузинских авианалетов. Подполковник Теребунский успешно катапультировался, был быстро обнаружен и эвакуирован российской стороной.
Первого и самого крупного успеха системы ПВО Грузии достигли спустя более суток после начала боевых действий, ранним утром 9 августа, когда им удалось сбить в районе села Карбаули Сачхерского района Грузии(около 50 км к северо-западу от Гори) российский дальний бомбардировщик Ту-22М3 из состава 52-го гвардейского тяжелого бомбардировочного авиационного полка (аэродром Шайковка). При выполнении несколькими Ту-22М3 полка ночного вылета на бомбардировку базы одной из пехотных бригад Грузии группа бомбардировщиков проследовала обратно тем же маршрутом, что и к цели, при этом, по неофициальным источникам, по неясной причине снизилась с высоты полета 12000 м до 4000 м. По данным анонимного российского военного источника, самолеты были обстреляны грузинским ЗРК «Оса-АК/АКМ». Попадание ракеты в бомбардировщик вызвало отказ ключевых систем самолета, он оказался обесточен.
Один из членов экипажа, второй пилот майор Вячеслав Малков, катапультировался и был взят в плен грузинами. При приземлении он получил компрессионный перелом трех позвонков и перелом руки, был помещен в поселковую больницу, а впоследствии переведен в Тбилисский госпиталь. 19 августа Малков был обменен на грузинских военнопленных. Командир Ту-22М3 подполковник Александр Ковенцов катапультировался после Малкова и пропал без вести. Остатки его катапультного кресла были найдены, но он сам или его тело не обнаружены до сих пор. Впоследствии грузинской стороной были переданы образцы ДНК неопознанного тела, которые на 95% совпали с ДНК матери подполковника Ковенцова. Дополнительные анализы должны определить, найден ли наконец командир российского бомбардировщика.
Спустя несколько недель после войны на территории Южной Осетии, в труднодоступной малонаселенной местности рядом с границей с Грузией, поисковой группой были найдены обломки упавшего самолета и в них тела остальных членов экипажа, майоров Виктора Прядкина (штурман) и Игоря Нестерова (оператор систем вооружения). Следует указать, что вопреки ранним ошибочным сообщениям СМИ сбитый Ту-22М3 не являлся самолетом-разведчиком.
Утром того же дня, в 10.20 9 августа, ПВО Грузии удалось сбить еще один российский самолет, на этот раз фронтовой бомбардировщик Су-24М из состава 929-го Государственного летно-испытательного центра (аэродром Ахтубинск).
Он совершал вылет в составе группы из трех бомбардировщиков с задачей подавления грузинской артиллерии
в районе села Шиндиси (между Гори и Цхинвалом). После совершения первого захода самолет был сбит на глазах многочисленных грузинских очевидцев, моменты попадания по нему и падения горящего самолета были сняты на камеры мобильных телефонов и позже выложены в Интернете.

По рассказу очевидца, по самолету было произведено два неудачных пуска ракет из ПЗРК, но третьей ракетой он был поражен. По сведениям польских СМИ, Су-24М якобы был поражен из ПЗРК польского производства Grom 2.
Попадание вызвало сильный пожар, и экипаж катапультировался, но обломками самолета был поврежден купол парашюта штурмана полковника Игоря Ржавитина, в результате чего он погиб при ударе о землю. Командир экипажа полковник Игорь Зинов, получивший обширные ожоги и сильный ушиб позвоночника, был взят в плен, после чего доставлен в Горийский военный госпиталь, а оттуда эвакуирован в госпиталь в Тбилиси и помещен вместе с майором Малковым. 19 августа оба они были обменены на грузинских военнопленных. Сбитый Су-24М упал в сад частного дома в селе Дзевери, не вызвав жертв и разрушений на земле. Его обломки были сняты на видео и в тот же день продемонстрированы по грузинским телеканалам.
Фотографии обломков этого самолета позднее были опубликованы в грузинском журнале «Арсенал» и некоторых иностранных СМИ.

Почти одновременно с ахтубинским Су-24М, около 10.30 утра 9 августа, были сбит и модернизированный штурмовик Су-25СМ командира 368-го штурмового авиационного полка полковника Сергея Кобылаша. Пара штурмовиков, в которой он был ведущим, атаковала грузинскую колонну к югу от Цхинвала, на дороге Гори-Цхинвал. На выходе из первого захода самолет Кобылаша получил попадание ракеты ПЗРК в левый двигатель, в результате чего тот вышел из строя. Кобылаш вынужден был прервать атаку и с ведомым возвращаться на базу. Через некоторое время при пролете над южными окраинами Цхинвала на высоте 1000 м самолет был поражен ракетой ПЗРК уже в правый двигатель, оставшись без тяги. Летчик в планировании постарался отвести самолет как можно дальше от «линии фронта», чтобы катапультироваться в расположении дружественных войск. Катапультировался он уже севернее Цхинвала и успешно приземлился на территории Южной Осетии, в одном из сел грузинского анклава в Большом Лиахвском ущелье, после чего был быстро подобран российским вертолетом Ми-8 поисково-спасательной группы из состава 487-го отдельного вертолетного полка (Буденновск). При катапультировании и приземлении травм Кобылаш не получил.
Кем был сбит Су-25СМ полковника Кобылаша, остается неясным. В Цхинвале, над которым он получил второе попадание ракеты ПЗРК, на тот момент не было грузинских войск, но они были сосредоточены неподалеку, в селах у окраин города. С другой стороны, спустя примерно полчаса после падения его самолета Государственный комитет печати и массовой информации Южной Осетии распространил заявление об сбитии над городом силами ПВО Южной Осетии одного из двух грузинских штурмовиков, попытавшихся осуществить налет на Цхинвал.

По имеющейся информации с грузинской стороны, 9 августа грузинские штурмовики вылетов уже не совершали,так что, по всей видимости, за грузинские самолеты были приняты и обстреляны поврежденный самолет Кобылаша и сопровождавший его ведомый, вошедшие в воздушное пространство над городом со стороны Грузии.
9 августа стало самым тяжелым днем для российской авиации, в общей сложности в этот день было потеряно четыре самолета. Четвертым стал штурмовик Су-25БМ майора Владимира Едаменко из 368-го штурмового авиационного полка. Об обстоятельствах этого вылета телеканалу «Рен-ТВ» рассказал его ведомый капитан Сергей Сапилин.
Их пара штурмовиков получила задание на сопровождение с воздуха российской военной колонны, следовавшей из Джавы в Цхинвал. Сразу после пересечения Кавказского хребта и вхождения в воздушное пространство Южной Осетии экипажи визуально обнаружили приближение истребителей, идентифицированных ими как МиГ-29 неизвестной принадлежности. В качестве предосторожности штурмовики начали выполнять противоистребительный маневр. Российские МиГ-29, сблизившись и проведя визуальную идентификацию, отвернули.
Практически сразу после этого, в районе Джавы, над территорией, контролируемой российскими войсками, ведомый майора Едаменко обнаружил радиооблучение своего самолета с земли и увидел горящий Су-25БМ своего ведущего, идущий в пологом пике к земле. На запросы ведомого по радио Едаменко не отвечал, не сделал он и попытки катапультироваться, что может говорить о том, что майор был убит или тяжело ранен. Самолет врезался в землю и взорвался, майор Едаменко погиб. Впоследствии начальник войсковой ПВО Вооруженных сил России генерал-майор Михаил Круш заявил об уничтожении российскими средствами ПВО «грузинского Су-25КМ».
Вероятнее всего, это и был штурмовик Едаменко.

Приблизительно между 15 и 16 часами дня 9 августа корреспондент телеканала НТВ Александр Викторов наблюдал обстрел воздушной цели российской зенитной самоходной установкой ЗСУ-23-4 «Шилка», прикрывавшей Гуфтинский мост. Впоследствии по направлению обстрела, на берегу реки Большой Лиахви у поселка Итрапис, на удалении около 1,6 километра от моста были обнаружены обломки штурмовика Су-25. Они были объявлены остатками сбитого «грузинского штурмовика» и 5 сентября подорваны специалистами российского МЧС, так как среди них находилось большое количество поврежденных неуправляемых реактивных снарядов. Побывавшие впоследствии на этом месте российские журналисты обнаружили на обломках российские опознавательные знаки.
Вероятнее всего, это и был штурмовик Едаменко, поскольку ко времени ввода в Южную Осетию российских комплексов ПВО грузинские самолеты вылетов уже не совершали. Проблемы с опознанием штурмовика российскими истребителями и установкой ПВО могут свидетельствовать о неисправности системы опознания «свой-чужой» на его самолете.
Шестой и последний сбитый самолет ВВС России был потерян уже под конец активной фазы конфликта, около 11 часов утра 11 августа. Это был фронтовой бомбардировщик Су-24М. По неофициальной информации из авиационных кругов, он входил в состав 968-го исследовательско-инструкторского смешанного авиационного полка 4-го Центра боевого применения и переучивания летного состава (Липецк).
Колонна российских войск, выдвигавшаяся из района Цхинвала в сторону Гори, ошибочно идентифицировав этот Су-24М как вражеский, произвела по нему несколько пусков ракет ПЗРК, в результате чего самолет был сбит в нескольких километрах к западу от Цхинвала, над территорией Южной Осетии. Летчики успешно катапультировались и были эвакуированы, обломки Су-24М упали в труднодоступной гористой местности.
Уже после завершения активных боевых действий, в ночь с 16 на 17 августа, в Южной Осетии произошла катастрофа вертолета Ми-8МТКО авиации Пограничной службы ФСБ России (в/ч 2464). При посадке ночью на временную вертолетную площадку у села Угарданта, недалеко поселка Джава, он задел вертолет Ми-24 487-го вертолетного полка (Буденновск), стоявший на земле, перевернулся и загорелся. В результате пожара и последовавшего взрыва боеприпасов был также серьезно поврежден Ми-24 и легко - несколько других вертолетов, находившихся на площадке. Погиб бортмеханик старший прапорщик Александр Бурлачко, три других члена экипажа получили тяжелые ожоги.
Всего, таким образом, за время боевых действий погибли четверо членов экипажей российских самолетов:
. майор Владимир Едаменко - 368-й шап;
. майор Игорь Нестеров - 52-й гтбап;
. майор Виктор Прядкин - 52-й гтбап;
. полковник Игорь Ржавитин - 929-й ГЛИЦ.
Уже после завершения боевых действий в катастрофе вертолета на территории Южной Осетии погиб старший прапорщик Александр Бурлачко (в/ч 2464).
Были сбиты, взяты в плен грузинской стороной и позднее обменены на грузинских военнопленных:
. полковник Игорь Зинов - 929-й ГЛИЦ;
. майор Вячеслав Малков - 52-й гтбап.
Числится пропавшим без вести:
. подполковник Александр Ковенцов - 52-й гтбап.
Общие боевые потери российской авиации во время Пятидневной войны составили шесть самолетов:
. 1 - Су-25СМ и 2 - Су-25БМ;
. 2 - Су-24М;
. 1 - Ту-22М3.
Из них два самолета были достоверно сбиты огнем противника, три самолета наверняка «дружественным огнем», определить, кто сбил еще один, представляется затруднительным. Обломки пяти самолетов упали в границах Южной Осетии и только одного - Су-24М из 929-го ГЛИЦ - на территории Грузии.
Помимо сбитых самолетов, еще четыре штурмовика Су-25 получили серьезные повреждения, хотя и возвратились на российские аэродромы. Официально подтверждено повреждение трех модернизированных Су-25СМ (заявления главного конструктора ОКБ Сухого Владимира Бабака и директора 121-го авиаремонтного завода Министерства обороны России Якова Каждана) из состава 368-го штурмового авиационного полка. Известно, что два из них пилотировались летчиками капитаном Иваном Нечаевым и подполковником Олегом Молостовым. Кроме того, известно о повреждении еще одного Су-25 (бортовой номер «47 красный», летчик майор Иван Конюхов) из состава 461-го штурмового авиационного полка (аэродром Краснодар).
Все они были поражены ракетами ПЗРК. Самолеты других типов и вертолеты существенных боевых повреждений не получали.

Таким образом, самые тяжелые потери в технике понес буденновский 368-й штурмовой авиационный полк, в котором были сбиты и серьезно повреждены шесть машин Су-25 - то есть не менее четверти самолетов от штатной численности, причем в основном только недавно модернизированные Су-25СМ, с наиболее подготовленными пилотами, включая командира полка.
При этом первоначальные оценки эффективности грузинской ПВО, сделанные исходя только из количества потерянных Россией самолетов, без учета причин их потерь, оказались преувеличены. Грузинской ПВО, несмотря на наличие в ее составе таких достаточно эффективных ЗРК, как «Бук-М1», «Оса-АК/АКМ» и Spyder-SR, а также значительного числа ПЗРК,не удалось надежно прикрыть свои войска и территорию страны. В течение всех первых суток войны, 8 августа, системе ПВО Грузии не удалось сбить ни одного российского самолета, несмотря на то, что в эти сутки те действовали в условиях неподавленной ПВО противника и наличия у него единого радиолокационного поля над самой Грузией, ее сепаратистскими регионами и ближними приграничными территориями.
За первые сутки боевых действий российская боевая авиация совершила несколько десятков самолетовылетов, причем наносила удары не только непосредственно в зоне вооруженного противостояния, но и на всю глубину территории Грузии, применяя почти исключительно неуправляемое оружие. Например, основная база ВВС Грузии Марнеули, расположенная более чем в ста километрах от зоны конфликта и границы с Россией, недалеко от Тбилиси и границы Грузии и Армении, днем 8 августа трижды беспрепятственно подвергалась бомбардировке мелкими группами самолетов Су-25 и Су-24М.
Оба (или в лучшем случае три) самолета, которые можно записать на счет грузинских средств ПВО, были сбиты 9 августа, в первой половине суток. С полудня 9 августа и до завершения конфликта грузинским вооруженным силам не удалось сбить ни одного российского летательного аппарата.
В общей сложности за весь период боевых действий грузинским средствам ПВО удалось достигнуть только одного попадания в российские самолеты из мобильных комплексов ПВО. Более успешными оказались действия переносных зенитно-ракетных комплексов. Грузинским войскам удалось добиться не менее трех, но не более шести попаданий из ПЗРК по российским самолетам, включая один близкий промах, не причинивший тяжелых повреждений.
Потеря же не менее половины российских самолетов от «дружественного огня» стала неприятным сюрпризом. Это продемонстрировало серьезнейшие проблемы Российских вооруженных сил с координацией и управлением войсками в зоне боевых действий. Практическое отсутствие взаимодействия между сухопутными войсками и ВВС РФ привело к тому, что они вели фактически две отдельные войны. Летчики не в полной мере были оповещены о ситуации на земле, получали неточные и запаздывающие разведывательные данные, к началу войны, по словам командира 368-го штурмового авиационного полка полковника Кобылаша, они не имели и точных сведений о структуре и силах ПВО Грузии.
Российские наземные войска также не владели данными о ситуации в воздухе и до завершения боевых действий даже не были уверены в господстве в воздухе российской авиации. Несмотря на то, что грузинские штурмовики Су-25 совершили лишь один боевой вылет ранним утром 8 августа и больше в воздух не поднимались,зачастую российские самолеты принимались российскими и осетинскими силами за грузинские и подвергались обстрелу без их идентификации и при отсутствии с их стороны агрессивных действий (хотя имеются и отдельные свидетельства о случаях «дружественного огня» со стороны авиации.) В результате российскими войсками и осетинским ополчением было произведено не менее десяти пусков ракет ПЗРК по своим самолетам, огонь по ним открывался также из пушек БМП, зенитных пулеметов танков и ручного автоматического оружия.
Имеются также сведения о проблемах в работе системы опознания «свой-чужой» и лишь эпизодическом применении ее при использовании ПЗРК. Все это и привело к столь большим потерям российских самолетов от «дружественного огня».


Что же касается ПВО и ВВС Грузии, то тут вырисовывается такая картина:
В общей сложности ВВС Грузии достоверно потеряли в ходе боевых действий три транспортных самолета и четыре вертолета. Из них при российских авиаударах по аэродромам были уничтожены три легких самолета Ан-2 (8 августа, Марнеули) и два вертолета, один Ми-14БТ и один Ми-24В (11 августа, Сенаки). Еще один Ми-24, возможно, получивший боевые повреждения, разбился совершая аварийную посадку. Кроме того, при захвате 11 августа российскими войсками аэродрома Сенаки еще один грузинский вертолет Ми-24В был сожжен на земле. Столь небольшие потери авиации объясняются тем, что грузинская боевая авиация (штурмовики Су-25) поднималась в воздух только утром 8 августа. После этого, пользуясь аэродромными укрытиями и маскировкой, рассредоточением, грузинским ВВС удалось сохранить все свои штурмовики и учебно-тренировочные самолеты. Эпизодическое боевое применение грузинскими ВВС вертолетов Ми-24 отмечалось вплоть до вечера 11 августа.

ПВО Грузии.
В результате операции ВВС России по подавлению ПВО Грузии 10-11 августа к завершению боевых действий противорадиолокационными ракетами были уничтожены стационарная военная РЛС типа 36Д6-М недалеко от Гори, у села Шавшвеби, и гражданские РЛС управления воздушным движением в Тбилисском международном аэропорту и в районе Тбилисского моря, на горе Махат. При бомбардировке 8 августа была повреждена гражданская РЛС в аэропорту Копитнари, 11 августа действиями разведгруппы ВДВ была уничтожена военная РЛС П-180У рядом с Поти. Все эти РЛС - как военные, так и гражданские - были объединены в единую систему контроля воздушного пространства Грузии, использовавшуюся в военных целях. К завершению боевых действий эта система была серьезно повреждена, часть ключевых радаров выведена из строя, часть прекратила работу, чтобы не подвергнуться удару противорадиолокационными ракетами.
Мобильные комплексы ПВО Грузии потерь в результате боевых действий, видимо, не понесли, основную их часть удалось отвести. Две боевые и две транспортно-заряжающие машины комплекса «Бук-М1» и несколько ракет 9М38М к нему были оставлены на военной базе в Сенаки и 11 августа захвачены российскими войсками. В районе Гори были захвачены до пяти боевых машин комплексов ПВО «Оса-М».
По материалам книги:
Барабанов М. С., Лавров А. В., Целуйко В. А. «



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.