Охраняемые природные территории российской федерации. Оопт - это особо охраняемые природные территории. виды оопт и их назначение

Согласно Федеральному Закону "Об особо охраняемых природных территориях" (в ред. от 27.12.2009 N 379-ФЗ), особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые полностью или частично из хозяйственного использования, для которых установлен особый режим правовой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:

а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

Особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир) на территории заповедника имеют природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира. Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Государственные природные биосферные заповедники создаются в целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую природную среду и не истощающих биологические ресурсы.

На сегодняшний день в Российской Федерации насчитывается более 100 государственных природных заповедников федерального значения общей площадью более 31 млн. га, в том числе сухопутной (со внутренними водоемами) - более 26 млн. га, что составляет около 1,53% всей территории России. Заповедники расположены на территории 18 республик, 4 краев, 35 областей, 6 автономных округов. Подавляющее большинство государственных природных заповедников находится в непосредственном управлении Государственного комитета РФ по охране окружающей среды, 1 - в системе Минобразования, 4 - в ведении Российской академии наук, 1 - в ведении Рослесхоза.

Государственные природные заповедники имеют статус природоохранных, научно-исследовательских и эколого-просветительских учреждений, в которых трудятся около 5 тыс. штатных работников. История создания общегосударственных заповедников насчитывает 80 лет, первый такой заповедник был создан еще в конце 1916 г. - это знаменитый Баргузинский заповедник на Байкале, функционирующий и в наши дни.

На государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи:

Осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;

Организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы;

Осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей природной среды;

Экологическое просвещение;

Участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов;

Содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей природной среды.

б) национальные парки;

Национальные парки в Российской Федерации стали создаваться с 1983 г., на сегодняшний день в России имеется 32 национальных парка (0,6% всей территории России). Практически все национальные парки находятся в ведении Федеральной службы лесного хозяйства России и только два ("Переславский" и "Лосиный остров") находятся в ведении соответственно администрации Ярославской области и правительства Москвы.

Неповторимость системы заповедников и национальных парков России, их роль в сохранении природного наследия и биологического разнообразия признаны во всем мире. 18 российских заповедников имеют международный статус биосферных резерватов (им выданы соответствующие сертификаты ЮНЕСКО), 5 заповедников и 4 национальных парка находятся под юрисдикцией Всемирной конвенции о сохранении культурного и природного наследия, 8 заповедников и 1 национальный парк подпадают под юрисдикцию Рамсарской конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, 2 заповедника имеют дипломы Совета Европы.

Конкретный национальный парк функционирует на основании положения, утверждаемого государственным органом, в ведении которого он находится, по согласованию со специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. Вокруг национального парка создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования.

Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. На национальные парки возлагаются следующие основные задачи:

Сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;

Сохранение историко-культурных объектов;

Экологическое просвещение населения;

Создание условий для регулируемого туризма и отдыха;

Разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;

Осуществление экологического мониторинга;

Восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.

в) природные парки;

Это природоохранные рекреационные учреждения, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. На природные парки возлагаются следующие задачи:

Сохранение природной среды, природных ландшафтов;

Создание условий для отдыха (в том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов;

Разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков.

г) государственные природные заказники;

Это территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов и их компонентов и поддержания экологического баланса. Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть:

Комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);

Биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;

Палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;

Гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;

Геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.

В соответствии с земельным законодательством создание государственных природных заказников согласуется с собственниками, владельцами и пользователями участков земли и акватории, на которых они расположены. На территории государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.

д) памятники природы;

Это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы. Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков по обеспечению установленного режима особой охраны памятников природы возмещаются за счет средств федерального бюджета, а также средств внебюджетных фондов.

В случае непосредственной угрозы уничтожения вновь выявленных уникальных природных комплексов и объектов до объявления их в установленном порядке памятниками природы специально уполномоченные на то государственные органы Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и их территориальные подразделения принимают решения о приостановлении действий, которые могут привести к уничтожению либо повреждению этих природных комплексов и объектов, и выдают в установленном законом порядке предписание о приостановлении указанной деятельности соответствующим хозяйствующим субъектам.

е) дендрологические парки и ботанические сады;

Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Территории дендрологических парков и ботанических садов предназначаются только для выполнения их прямых задач, при этом земельные участки передаются в бессрочное (постоянное) пользование дендрологическим паркам, ботаническим садам, а также научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых находятся дендрологические парки и ботанические сады.

Территории дендрологических парков и ботанических садов могут быть разделены на различные функциональные зоны, в том числе:

а) экспозиционную, посещение которой разрешается в порядке, определенном дирекциями дендрологических парков или ботанических садов;

б) научно-экспериментальную, доступ в которую имеют только научные сотрудники дендрологических парков или ботанических садов, а также специалисты других научно-исследовательских учреждений;

в) административную.

ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты.

К ним могут быть отнесены территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия). Лечебно-оздоровительные местности и курорты выделяются в целях их рационального использования и обеспечения сохранения их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств.

Хотя в Федеральном законе "Об особо охраняемых природных территориях" зеленые зоны городов и других поселений не выделены в качестве самостоятельного вида особо охраняемых природных территорий, по существу, они являются таковыми. В Законе об охране окружающей среды этот вид включен в главу "Природные объекты, находящиеся под особой охраной". Такие зоны выполняют средозащитные (средообразующие, экологические), санитарно-гигиенические и рекреационные функции. К природным объектам особой охраны относятся редкие и находящиеся под угрозой исчезновения растения и животные. Их охрана преследует главную цель сохранения биологического разнообразия.

Развитие системы особо охраняемых природных территорий в России теснейшим образом связано с обеспечением соблюдения и защиты права каждого на благоприятную окружающую среду. Окружающую среду можно считать благоприятной, если ее состояние соответствует установленным в экологическом законодательстве критериям, стандартам и нормативам, касающимся ее чистоты (не загрязненности), ресурсоемкости (неистощимости), экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства. В значительной степени характеристики благоприятной окружающей среды, связанные с поддержанием видового разнообразия и эстетического богатства, обеспечиваются именно посредством объявления особо охраняемых природных территорий и объектов.

С учетом особой значимости особо охраняемых природных территорий законодательством установлены специфические требования в отношении них. Так, Закон об охране окружающей среды запрещает изъятие земель природно-заповедного фонда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации.

Регулируется режим особо охраняемых природных территорий Федеральными законами "Об охране окружающей среды" (в ред. от 27.12.2009 N 374-ФЗ), "Об особо охраняемых природных территориях" (в ред. от 27.12.2009 N 379-ФЗ) и "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (в ред. от 27.12.2009 N 379-ФЗ), Земельным кодексом РФ, другими нормативными правовыми актами.

Заповедование есть способ консервативной охраны природы. В основном в научных целях в заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы. Размеры таких участков определяются исходя из необходимости сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии.

Все особо охраняемые природные территории по признаку заповедности можно классифицировать на три группы:

1. Абсолютное заповедование. Данный режим присущ природным заповедникам и памятникам природы. Он исключает хозяйственную деятельность человека на своей территории. Вмешательство человека допускается только в исключительных случаях -- для научных исследований, проведения санитарных рубок деревьев, борьбы с пожарами, уничтожения хищников и т.д.

2. Относительное заповедование. Данный режим означает сочетание абсолютного запрета и ограниченной хозяйственной деятельности по эксплуатации природных ресурсов. Этому признаку соответствует организация заказников.

3. Смешанный режим. Данный режим означает сочетание заповедных зон с зонами, используемыми для отдыха и туризма. Проявляется при организации национальных и природных парков.

По критерию организационной структуры выделяют следующие группы особо охраняемых природных территорий.

1. Особо охраняемые природные территории, управление и охрану которых обеспечивают одноименные природоохранные учреждения (то есть некоммерческие юридические лица). В качестве примера можно привести государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки, дендрологические парки и ботанические сады.

2. Особо охраняемые природные территории, для управления которыми юридические лица не создаются. К их числу относятся памятники природы, государственные природные заказники, лечебно-оздоровительные местности и курорты.

По критерию собственности на землю и другие природные ресурсы выделяют особо охраняемые природные территории федерального, регионального и местного значения.

И так, подводя итог данной главы, можно сделать вывод, что система законодательства об особо охраняемых природных территориях -- достаточно многоуровневая система. Правовой основой организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в РФ являются:

а) Международные правовые акты. Например Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, Париж, 1972 г. и т.д.;

б) Конституция Российской Федерации;

в) Федеральные закон "Об охране окружающей среды";

г) Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях";

д) Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах";

е) Постановления Правительства. Например Постановления Правительства Российской Федерации приняло постановление от 19 октября 1996 г. №1249 "О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий";

ж) законы и акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Например, в республике Башкортостан, принят отдельный закон - закон Республики Башкортостан "Об особо охраняемых природных территориях в Республике Башкортостан" (в ред. от 28.02.08 № 537-з).

Не смотря на достаточно широки перечень нормативных правовых актов, с уверенностью можно сказать, что основным законодательным актом в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации является Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях". В законе даются основные понятия особо охраняемых природных территорий. Также закон определяет категории и виды особо охраняемых природных территорий. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:

Государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

Национальные парки;

Природные парки;

Государственные природные заказники;

Памятники природы;

Дендрологические парки и ботанические сады;

Лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Но проанализировав специальную литературу, можно увидеть, что основания для классификации особо охраняемых природных территорий достаточно разнообразны. Например классифицировать на три группы по признаку заповедности:

Абсолютное заповедование;

Относительное заповедование;

Смешанный режим.

Или например по критерию собственности на землю и другие природные ресурсы выделяют особо охраняемые природные территории федерального, регионального и местного значения.

Кафедра экономики и управления горным производством

Подготовили: студент гр. ЭУГ- 092

Сегодина Н. В.

Принял: Доц.Кабанова Г.М.

Новокузнецк 2012

Введение

4.2 Биосферные резерваты

4.3 Национальные парки

4.6 Памятники природы

Заключение

Список литературы

Введение

В России создание особо охраняемых природных территорий является традиционной и весьма эффективной формой природоохранной деятельности.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации "Об особо охраняемых природных территориях" от 14.03.1995 г., "Особо охраняемые природные территории (ООПТ) - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния".

Таковыми являются все государственные природные заповедники и национальные парки, биосферные резерваты и федеральные заказники. Всего в России в настоящее время функционируют 204 ООПТ федерального уровня общей площадью около 580 тыс. кв. км в 84 из 89 субъектах федерации (нет ООПТ федерального уровня только в г. Санкт-Петербург, Волгоградской и Тульской областях, Ставропольском крае и Коми-Пермяцком АО). Из них: 101 являются заповедниками, 35 национальными парками и 68 федеральными заказниками РФ.

1. Современная система государственных природных заповедников и национальных парков России

Существующая в России система государственных природных заповедников и национальных парков формировалась свыше 85 лет и включает (см. рисунок 1):

100 государственных природных заповедников общей площадью 33,5 млн. га;

35 национальных парков площадью 7 млн. га;

68 федеральных заказников РФ.

Рисунок 1 - Особо охраняемые природные территории России

В соответствии с действующим законодательством государственные природные заповедники и национальные парки имеют статус природоохранных, научно-исследовательских и эколого-просветительских учреждений, в которых трудятся свыше 8 тысяч штатных работников. Все 35 национальных парков и 95 (из 100) государственных природных заповедников находятся в ведении и управлении Министерства природных ресурсов Российской Федерации, 4 заповедника функционируют в системе Российской Академии наук, 1 заповедник - в системе Министерства образования Российской Федерации


Отечественная система заповедников и национальных парков имеет международное признание: 27 российских заповедников и 3 национальных парка имеют международный статус биосферных резерватов ЮНЕСКО, 9 заповедников и 5 национальных парков находятся под юрисдикцией международной Конвенции о сохранении всемирного культурного и природного наследия, 12 заповедников и 1 национальный парк - под юрисдикцией международной Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц, 4 заповедника имеют дипломы Совета Европы, 3 заповедника входят в состав международных трансграничных особо охраняемых природных территорий.

2. Развитие географической сети особо охраняемых природных территорий в России

Система государственных природных заповедников России формировалась, начиная с 1916 года. А система национальных парков России начала формироваться значительно позже, с 1983 года.

В 1997 г. были созданы четыре новых государственных заповедника, находившиеся в ведении Госкомэкологии России: "Бастак", Богдинско-Баскунчакский, Болоньский, Ненецкий. Кроме того, была расширена площадь заповедника "Остров Врангеля" на 14,3 тыс. км 2 за счет отнесения к ней 12-мильной зоны вокруг заповедных островов Врангеля и Геральд.

В феврале 1998 г. был учрежден государственный природный заповедник "Норский" в Амурской области общей площадью 211 168 га. В 1998 г. была официально расширена территория Центрально-Черноземного государственного природного биосферного заповедника им. В.В. Алехина и государственного природного заповедника "Чазы" в Республике Хакасия. Всего в Российской Федерации к началу 1998 г. официально функционировали 98 государственных природных заповедников общей установленной Правительством Российской Федерации площадью 32 935 874 га, в том числе площадь морской акватории - 6 473 173 га. Сухопутная с внутренними водоемами площадь заповедников составляет 26 462 701 га.

В системе Госкомэкологии России к 1999 г. официально функционировали 93 заповедника общей площадью 32 740 823 га., в том числе морской акватории - 6 410 515 га..Сухопутная площадь составляет здесь 26 330 308 га.. Вне системы Госкомэкологии России находились 6 заповедников, общая официально закрепленная площадь, которых составляет 411 259 га, в том числе площадь морской акватории - около 63 000 га. Сюда, в частности, входят:

4 заповедника, находящиеся в ведении РАН и непосредственном управлении ее структурных подразделений;

Заповедник "Галичья гора", находящийся в ведении Минобразования России и непосредственном управлении Воронежского госуниверситета;

Южно-Уральский заповедник, находящийся в ведении Рослесхоза и непосредственном управлении Минлесхоза Республики Башкортостан;

Особый статус и назначение имеет также и не включенный в общий перечень и расположенный в Тверской области государственный комплекс "Завидово" Минобороны России, год образования - 1929, общая фактическая площадь - 1254 км 2 .

К началу 2000 г. официальное количество государственных заповедников не изменилось. Общая их официальная площадь была на уровне 33 257 мл. га, что составляет менее 1,6% от всей территории Российской Федерации. В результате активной работы по расширения площади ряда заповедников к концу 2000 г. их суммарная официальная территория, по оценке, превысила 33,5 млн. га. Заповедники расположены на территории 18 из 21 республики в составе Российской Федерации, 5 из 6 краев, 35 из 49 областей, Еврейской автономной области и 7 из 10 автономных округов.

На рубеже 2000-2001 гг. Правительство Российской Федерации приняло официальное решение об образовании еще одного государственного природного заповедника "Эрзи" в Республике Ингушетия. Заповедник находится в системе МПР России; в соответствии с правительственным решением ему отведено почти 6 тыс. га земель.

В период 2003 - 2010 гг. будет продолжена работа по расширению территорий существующих государственных природных заповедников, в том числе путем создания биосферных полигонов. Например, расширение территорий заповедников: Кавказского (Краснодарский край и Республика Адыгея), "Кедровая падь" (Приморский край), "Черные земли" (Республика Калмыкия), Ростовского (Ростовская область), Лапландского (Мурманская область), "Белогорье" (Белгородская область). К концу 2010 года Правительством РФ будет разработана и утверждена новая перспективная схема развития сети государственных природных заповедников и национальных парков на период до 2015 года.

3. Объекты всемирного культурного и природного наследия

Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия была принята на XVII сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1972 г. и вступила в силу 17 декабря 1975 г. Основная ее цель - привлечение сил мирового сообщества для сохранения уникальных объектов культуры и природы. В 1975 г. Конвенцию ратифицировало 21 государство, за 25 лет ее существования к ней присоединилось еще 137 государств, и в настоящее время общее число государств - сторон Конвенции достигло 158. О значении Конвенции можно судить по следующему факту: среди природоохранных она является наиболее представительной по количеству государств-участников.

Для повышения эффективности работы Конвенции в 1976 г. были образованы Комитет и Фонд всемирного наследия. Спустя два года первые культурные и природные объекты были включены в Список всемирного наследия - своеобразный фонд выдающихся памятников культуры и природы.

Из природных территорий первыми получили статус объекта всемирного наследия Галапагосские острова, национальные парки "Йеллоустонский" (США), "На-ханни" (Канада) и "Симэн" (Эфиопия). За последние годы Список стал весьма репрезентативным как по представленным регионам планеты, так и по количеству объектов: к началу 2000 г. он включал 128 природных, 480 культурных и 22 природно-культурных объекта в 118 странах мира. Наибольшее количество культурных объектов в Списке имеют Италия и Испания, Америка и Австралия - самые богатые по природным объектам всемирного наследия. Под охраной Конвенции находятся такие всемирно известные памятники природы, как Ниагарский водопад, Большой Барьерный риф, Гавайские острова, Гранд-Каньон, гора Килиманджаро.

Безусловно, находиться в одном ряду с такими жемчужинами природы для любой природной территории почетно и престижно. И этого можно добиться.

Первые попытки включить российские охраняемые природные территории в Список всемирного наследия ЮНЕСКО были предприняты в начале 90-х годов. К 1994 г. Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды и Гринпис России заключили договор о проведении работ по включению ряда российских природных территорий в Список всемирного культурного и природного наследия. В том же году рабочей группой Гринпис России были подготовлены необходимые документы для включения в Список природного комплекса, получившего название "Девственные леса Коми". И в декабре 1995 г. он первым в России получил статус объекта всемирного природного наследия.

К концу 1996 г. еще около 6,5 млн. га нетронутой природы России получило высший природоохранный статус. В Список были включены объекты "Озеро Байкал" и "Вулканы Камчатки". В 1998 г. Список пополнился еще одним российским природным комплексом - "Алтай - Золотые горы", а в декабре 1999 г. на XXIII сессии Комитета всемирного наследия было принято решение о включении в Список пятого российского природного объекта - "Западный Кавказ".

В настоящее время на рассмотрении Комитета всемирного наследия находятся документы по следующим объектам: "Убсунурская котловина", "Дельта Лены", "Куршская коса", "Остров Врангеля" и "Центральный Сихотэ-Алинь". Начаты работы по представлению в Список природных комплексов плато Путорана, Валдайской возвышенности, Курильских и Командорских островов.

Россия богата выдающимися и не затронутыми хозяйственной деятельностью природными комплексами. По приблизительным оценкам, в нашей стране насчитывается более 20 территорий, достойных статуса объекта всемирного природного наследия. Среди территорий, перспективных с точки зрения их включения в Список в ближайшем будущем, - народные комплексы заповедников "Астраханский", "Даурский", "Магаданский", "Черные земли" и Мещерского национального парка.

4. Особо охраняемые природные территории

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) относятся к объектам общенационального достояния и представляют собой участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

С учетом особенностей режима и статуса, находящихся на них природоохранных учреждений обычно различают следующие категории указанных территорий:

Государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

Национальные парки;

Природные парки;

Государственные природные заказники;

Памятники природы;

Дендрологические парки и ботанические сады;

Лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Первые две группы из вышеперечисленных территорий представляют особую значимость для охраны природы нашей страны.

Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории ООПТ.

Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Территории дендрологических парков и ботанических садов предназначаются только для выполнения их прямых задач, при этом земельные участки передаются в бессрочное пользование либо паркам, либо научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых они находятся.

Дендрологические парки и ботанические сады могут быть федерального, регионального значения и образуются соответственно решениями исполнительных органов государственной власти Российской Федерации или представительных и исполнительных органов государственной власти соответствующих субъектов Федерации.

Одной из основных проблем ботанических садов и дендропарков является сохранение территориальной целостности. Территории садов и парков часто представляются весьма привлекательными для реализации различных проектов, таких, как создание рекреационных объектов, строительство спортивных площадок, коттеджей, автостоянок, прокладка автострад и т.п.

В числе прочих проблем, характерных для ботанических садов и дендропарков, одной из наиболее сложных является посягательство на их территории со стороны различных организаций. Подобные случаи отмечались в ботанических садах Пермского, Воронежского и Кубанского университетов, Сахалинском ботаническом саду, Чебоксарском филиале Государственного ботанического сада им. Н.В. Цицина. Сходные проблемы характерны для Южно-Сибирского и Горно-Алтайского ботанических садов, где на прилегающих территориях осуществляется выпас скота.

Возникновение подобных проблем часто обусловлено известной неопределенностью юридического статуса рассматриваемых объектов, имеющих наряду с принадлежностью к самостоятельной категории ООПТ статус памятника природы регионального или местного значения. Данный факт в большинстве случаев формирует у населения и местных властей отношение к ботаническим садам и дендропаркам, как и к паркам, имеющим скорее рекреационное, чем научное и природоохранное значение.

Для решения проблем ботанических садов и дендрологических парков требуется, в первую очередь, укрепление законодательной базы. Необходимо более четкое определение их юридического статуса и установление жестких штрафных санкций за использование соответствующих территорий в целях, противоречащих их прямому назначению. Необходимо также принять меры по улучшению бюджетного финансирования, что позволило бы решить острые хозяйственные проблемы, а освободившиеся ресурсы использовать для развития научной и природоохранной деятельности.

В целях защиты ООПТ от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

ООПТ могут иметь федеральное, региональное или местное значение. ООПТ федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти. ООПТ регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Федерации. ООПТ местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.

ООПТ неоднородны по своему природоохранному режиму и выполняемым функциям. В иерархической системе каждая категория ООПТ отличается способностью удержать от разрушения и серьезного изменения природный комплекс или отдельные его структурные части.

4.1 Государственные природные заповедники

Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Эти заповедники являются в России наиболее традиционной и жесткой формой территориальной охраны природы, имеющей приоритетное значение для сохранения биологического разнообразия.

На территории заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования, особо охраняемые природные комплексы и объекты, имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территориях заповедников, предоставляются в пользование последних на правах, предусмотренных федеральными законами. Имущество заповедников является федеральной собственностью. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за заповедниками на правах оперативного управления. Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в заповедники. Природные ресурсы и недвижимое имущество заповедников полностью изымаются из оборота.

Положение о конкретном заповеднике, его статус утверждаются органом, уполномоченным на то Правительством Российской Федерации.

На территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном заповеднике; запрещается интродукция живых организмов в целях их акклиматизации.

На территориях заповедников допускаются мероприятия и деятельность, направленные на:

Сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;

Поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;

Предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;

Осуществление экологического мониторинга;

Выполнение научно-исследовательских задач;

Ведение эколого-просветительской работы;

Осуществление контрольно-надзорных функций.

Сеть заповедников России создавалась в течение более восьмидесяти последних лет.

Система российских государственных природных заповедников имеет широкое признание в мире: 21 российский заповедник имеет международный статус биосферных резерватов, 7 находятся под юрисдикцией Всемирной конвенции о сохранении культурного и природного наследия, 10 попадают под юрисдикцию Рамсарской конвенции, 4 - Окский, Тебердинский, Центрально-Черноземный и Костомукшский - имеют дипломы Совета Европы.

4.2Биосферные резерваты

Статус государственных природных биосферных заповедников имеют государственные природные заповедники, которые входят в международную систему соответствующих резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг.

К территориям биосферных заповедников в целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую природную среду и не истощающих биологические ресурсы, могут быть присоединены территории биосферных полигонов, в том числе с дифференцированным режимом особой охраны и функционирования.

Конкретный режим особой охраны территории биосферного полигона устанавливается в соответствии с положением о нем, утверждаемым государственными органами, в ведении которых находятся биосферные заповедники.

Проектирование и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности во многих случаях проводится без положительного заключения государственной экологической экспертизы. Так, в настоящее время в нарушение законодательства Российской Федерации активизировалась деятельность Правительства Республики Адыгея по осуществлению проекта строительства автодороги "Майкоп-Дагомыс" через территорию Кавказского государственного биосферного заповедника.

4.3 Национальные парки

Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национальных парков, предоставляются в пользование паркам на правах, предусмотренных федеральными законами. Историко-культурные объекты, поставленные на государственную охрану в установленном порядке, передаются в пользование национальным паркам только по согласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры. В отдельных случаях в границах парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законом источников. Эти парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за национальными парками на праве оперативного управления. Конкретный парк функционирует на основании положения, утверждаемого государственным органом, в ведении которого он находится, по согласованию со специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. Вокруг национального парка создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования.

За рубежом национальные парки являются наиболее популярным видом ООПТ. В частности, в США история создания некоторых парков насчитывает более ста лет.

В Российской Федерации национальные парки стали создаваться лишь с 1983 г. и явились новой для России формой территориальной охраны природы. Идея их создания связана с совмещением широкого спектра задач: охраной природного и культурного наследия, организацией туризма, поиском путей устойчивого развития территории. Новая форма охраняемых территорий позволяет сберечь как уникальные природные комплексы, так и объекты историко-культурного значения. В то же время национальные парки предусматривают возможность посещения их большим количеством людей, ознакомления с природными и историко-культурными достопримечательностями, отдыха в живописных ландшафтах.

Подавляющее большинство национальных парков находится в Европейской части Российской Федерации. Национальные парки образованы на территории 13 республик в составе Российской Федерации, 2 краев и 20 областей. Большинство национальных парков находилось в непосредственном подчинении Федеральной службы лесного хозяйства России и один - в ведении Правительства Москвы.

На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Исходя из указанных особенностей на территориях парков можно выделить функциональные различные зоны, в том числе заповедные, с режимом, характерным для природных заповедников. Вокруг парка выделяется также охранная зона, где хозяйственная деятельность должна согласовываться с администрацией парка.

Основную часть территории парков занимают земли, которые предоставляются им для управления и осуществления основной деятельности. Другие территории входят в границы парков, как правило, без изъятия их из хозяйственного использования. Обычно именно на этих землях находятся памятники культуры и истории, составляющие единое целое с окружающими природными комплексами. B настоящее время из всех национальных парков в составе примерно 20 имеются земельные участки других собственников, владельцев и пользователей. Доля таких земель в ряде парков исключительно высока.

Сегодняшняя сеть национальных парков охватывает 7 физико-географических регионов, 11 областей и 27 провинций. В парках представлена растительность: равнин - таежные и широколиственно-хвойные леса, широколиственные леса; степи; гор - темнохвойные горные леса, светлохвойные горные леса, широколиственные горные леса; а также болот.

Природные ресурсы национальных парков исключительно богаты и разнообразны. Природные комплексы, например, Сочинского национального парка включают до 1,5 тыс. видов сосудистых растений. В каждом парке охраняется до 200 видов птиц и до 50 видов млекопитающих. Особое место в системе национальных парков занимают те, в которых под охрану поставлены многочисленные памятники культуры и истории. Это "Русский Север", где находятся всемирно известные Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри, "Кенозерский", где велика концентрация памятников деревянного русского зодчества, Переславский природно-исторический и др.

В парке "Самарская Лука" находится одно из крупнейших поселений Волжской Болгарии (IХ-ХIII вв.) - Муромский городок, в "Сочинском" - около 150 памятников каменного и бронзового веков, в "Нижней Каме" - свыше 80 археологических памятников, связанных со стоянками древнего человека. В национальном парке "Кенозерский" сосредоточены 12 деревянных церквей, 50 часовен, 18 памятников жилой архитектуры. В парке "Водлозерский" расположен уникальный памятник деревянного зодчества XVIII в. - Ильинский погост.

С учетом природных, историко-культурных и иных особенностей национальных парков в них могут быть выделены функциональные различные зоны, в том числе:

Заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;

Особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории, которой допускается строго регулируемое посещение;

Познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами парка;

Рекреационная, предназначенная для отдыха;

Охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения;

Обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей;

Хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования парка.

Соотношение размеров каждой функциональной зоны в различных парках заметно варьирует. Так, заповедная зона составляет наибольший процент площади в парках "Приэльбрусье" (73%), "Югыд ва" (64%), "Припышминские боры" (52%), "Забайкальский" (41%), "Куршская коса" (38%), "Сочинский" (37,5%), "Зюраткуль" (33%), наименьший - в национальных парках "Мещерский" (0,1%), "Русский Север" (1%), "Переславский" (2,5%), "Нижняя Кама" (7%), "Валдайский" (11%), "Шорский" (11,5%), "Смоленское Поозерье" (11,6%).

В пределах заповедных зон национальных парков действует режим, в целом соответствующий режиму охраны заповедников. В границах рекреационной зоны национального парка могут находиться территории, предназначенные для спортивной и любительской охоты и рыболовства. При этом охотопользование на территориях парков осуществляется ими самостоятельно или путем предоставления охотничьих угодий в аренду другим охотопользователям.

В 1999 г. службой охраны парков было проведено 5228 коллективных рейдов, составлено 2462 протокола по различным нарушениям установленного режима, в том числе: за нарушение правил пожарной безопасности - 433, правил рыболовства - 624, незаконную охоту - 200, самовольную рубку - 433. У нарушителей режима изъято 2070 орудий лова и охоты, в том числе 109 единиц огнестрельного оружия.

Следует также отметить, что в 1999 г. национальные парки посетили свыше 1,205 млн. человек, включая 21,4 тыс. иностранных туристов. К услугам посетителей действовали 74 гостиницы и 156 турбаз, 23 музея, 16 визит-центров, 92 лесных приюта, 76 экологических лагерей, 105 парковок для автомашин, 947 обустроенных мест отдыха.

4.4 Природные парки регионального значения

Природные парки регионального значения - относительно новая категория ООПТ России. Они являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Федерации, территории которых включают природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначенными для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. Парки располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное пользование, в отдельных случаях - на землях иных пользователей, а также собственников.

В настоящее время в число ООПТ, имеющих статус природных парков, в России включается 30 территорий.

4.5 Государственные природные заказники

Государственными природными заказниками являются территории, имеющие особое значение для сохранения либо восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.

Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения и иметь различный профиль. Ландшафтные заказники предназначены для сохранения и восстановления природных комплексов - сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных; палеонтологические - сохранения ископаемых объектов; гидрологические - сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем; геологические - сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.

Государственные природные заказники федерального значения, находящиеся в введении Министерства сельского хозяйства России - Аграханский, Алтачейский, Баджальский, Баировский, Барсовый, Белозерский, Буркальский, Васпухольский, Воронежский, Даутский, Елизаровский, Ингушский, Канозерский, Кижский, Кирзинский, Клетнянский, Клязьминский, Куноватский, Курганский, Лебединый, Меклетинский, Мурманский тундровый, Муромский, Мшинское болото, Надымский, Ненецкий, Нижне-Обский, Олонецкий, Ольджиканский, Орловский, Приазовский, Пуринский, Ремдовский, Рязанский, Самурский, Саратовский, Сарпинский, Сийский, Советский, Сочинский, Старокулаткинский, Степной, Сурский, Тляратинский, Томский, Тофоларский, Туломский, Тумнинский, Тюменский, Удыль, Фролихинский, Харбинский, Хехцирский, Хингано-Архаринский, Цимлянский, Ярославский;

Государственные природные заказники федерального значения, находящиеся в введении Министерства природных ресурсов России - Верхне-Кондинский, Елогуйский, Земля Франца Иосифа, Кабанский, Каменная степь, Малые Курилы, Североземельский, Сумароковский, Цасучейский бор, Цейский, Южно-Камчатский.

В 1999 г. более 4000 заказников регионального значения находились в ведении и управлении территориальных органов Минсельхозпрода России, Рослесхоза и Госкомэкологии России. Небольшое количество рыбохозяйственных (ихтиологических) заказников находится в ведении бассейновых управлений по охране рыбных запасов и регулированию рыболовства, входящих в систему Госкомрыболовства России, а часть геологических и палеонтологических - в ведении органов по охране недр, входящих в систему Министерства природных ресурсов Российской Федерации.

4.6 Памятники природы

Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

Памятниками природы могут быть объявлены участки суши и водного пространства, а также одиночные природные объекты, в том числе:

Участки живописных местностей;

Эталонные участки нетронутой природы;

Участки с преобладанием культурного ландшафта;

Места произрастания и обитания ценных, реликтовых, малочисленных, редких и исчезающих видов растений и животных;

Лесные массивы и участки леса, особо ценные по своим характеристикам, а также образцы выдающихся достижений лесохозяйственной науки и практики;

Природные объекты, играющие важную роль в поддержании гидрологического режима;

Уникальные формы рельефа и связанные с ним природные;

Геологические обнажения, имеющие особую научную ценность;

Геолого-географические полигоны, в том числе классические участки с особо выразительными следами сейсмических явлений, а также обнажения разрывных и складчатых нарушений залегания горных пород;

Местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов;

Участки рек, озер, водно-болотных комплексов, водохранилищ, морских акваторий, небольшие реки с поймами, озера, водохранилища и пруды;

Природные гидроминеральные комплексы, термальные и минеральные водные источники, месторождения лечебных грязей;

Береговые объекты;

Отдельные объекты живой и неживой природы.

Памятники природы могут иметь федеральное, региональное или местное значение в зависимости от природоохранной, эстетической и иной ценности охраняемых природных комплексов и объектов.

Как и заказники, эта категория ООПТ наиболее распространена на региональном уровне. Госконтроль за функционированием более 7,5 тыс. памятников природы регионального значения осуществляли территориальные органы МПР России, Госкомэкологии России, Рослесхоза.

Заключение

Рассматривая данную тему, я сделала вывод: в развитии системы особо охраняемых природных территорий много проблем. Причина этих проблем заключается в незнании и непонимании соответствующими должностными лицами в регионах истинного значения, задач и специфики заповедников и национальных парков как охраняемых природных территорий и, одновременно, природоохранных, научно-исследовательских и эколого-просветительских учреждений.

Значимость и польза для регионов, отдельных людей и природы в создании заповедников и национальных парков очевидны. Для регионов – это выгодное вложение в инфраструктуру. А позитивная их деятельность позволит максимально использовать в интересах региона свой природоохранный, рекреационный, научный и интеллектуальный потенциал.

Особо охраняемые природные территории предназначены для сохранения природной чистоты, не тронутой человеком, для сохранения уникальных элементов живой природы. Такие территории позволяют человечеству сохранить памятники культуры и древности, прикоснуться к истории нашей планеты. А эстетическое значение таких территорий неоценимо!

И только когда мы осознаем достоинства и значимость национальных парков, заповедников и биосферных резерватов, мы сумеем достойно ими пользоваться без причинения ущерба для их профильных природоохранных задач.

Список литературы

1. Богуславский М.М. Международная охрана культурных ценностей. - М.: Международные отношения, 1999.

2. Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. - М.: Международные отношения, 2001.

3. Международные нормативные акты ЮНЕСКО, М., 1999.

4. Международные нормативные акты ЮНЕСКО / Сост.И.Д.Никулин. - М.: Изд. фирма “ Логос ”, 2002.

5. Уранов Г.В.. ЮНЕСКО: к 40-летию деятельности. - М.: Международные отношения, 1999

Наступающий 2017 - Год особо охраняемых природных территорий. Соответствующий Указ был подписан 1.08.2016 Президентом. Особо охраняемые природные территории и объекты являются общенациональным достоянием. Они представлены в виде участков, поверхности воды и воздушного пространства над ними. В их пределах располагаются комплексы, имеющие культурную, научную, рекреационную, эстетическую, оздоровительную ценность. Действующий в стране ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" содержит их перечень и характеристики, устанавливает правила по их использованию.

Категории

В особо охраняемые природные территории России включены:

  1. Заповедные лесные участки.
  2. Заказники.
  3. Заповедники.
  4. Национальные парки.
  5. Курортные и оздоровительные зоны.
  6. Ботанические сады.
  7. Дендрологические парки.

Нормативными региональными или муниципальными актами могут предусматриваться и другие виды особо охраняемых природных территорий .

Ценность

Основное значение особо охраняемых природных территорий - сохранение ценных ботанических, геологических, гидрологических, ландшафтных, зоологических комплексов. По данным международных организаций, на конец 90-х гг. прошлого века во всем мире насчитывалось порядка 10 тыс. крупных ценных участков. Общее количество национальных парков составляло около 2 тыс., а биосферных заповедников - 350. Значение особо охраняемых природных территорий определяется их уникальностью. Они представляют большую ценность для туризма познавательной направленности. Это позволяет рассматривать как рекреационные ресурсы, эксплуатация которых должна строго регламентироваться.

Характеристика

Каждая особо охраняемая природная территория наделяется собственными функциями. В ее пределах предусматриваются специфические правила пребывания, а также порядок использования ресурсов. В иерархической структуре каждая особо охраняемая природная территория обладает способностью предотвратить разрушение и серьезное изменение комплекса либо отдельных его компонентов. Для их защиты от негативных антропогенных факторов на прилегающих участках могут формироваться зоны или округа. В них действует специальный режим особо охраняемых природных территорий.

Заповедники

Они выступают в качестве научно-исследовательских, природоохранных, эколого-просветительских учреждений. Их цель состоит в сохранении и исследовании естественного течения процессов и явлений, уникальных и типичных экосистем, генофонда растительного мира. Заповедники рассматриваются как наиболее распространенные и типичные особо охраняемые природные территории. Животные, растения, экосистемы, недра, расположенные в них, полностью изымаются из оборота и хозяйственного использования.

Предписания

Имущество заповедников относится к категории федеральной собственности. Растения, животные, недра, вода предоставляются во владение учреждений на особых правах. Сооружения, историко-культурные и иные элементы передаются заповедникам в оперативное управление. " не допускает изъятия либо другое прекращения прав на участки и иные ресурсы, находящиеся в их пределах. Положение, определяющее статус конкретного заповедника, утверждается Правительством.

Допустимые мероприятия

Их предусматривает Закон "Об особо охраняемых природных территориях ". В пределах заповедника допускаются деятельность и мероприятия, направленные на:

  1. Обеспечение сохранения в естественном состоянии комплексов, восстановления и предотвращения изменения в них и их элементах под влиянием антропогенных факторов.
  2. Поддержание условий санитарной и противопожарной безопасности.
  3. Предупреждение факторов, способных вызвать бедствия, создающие угрозу жизни населения и местности, где оно проживает.
  4. Выполнение экологического мониторинга.
  5. Реализацию научно-исследовательских задач.
  6. Исполнение контрольно-надзорных функций.

Охрана особо охраняемых природных территорий осуществляется в соответствии с Положением. Запрещена любая деятельность, не согласующаяся с задачами заповедника, противоречащая установленным правилам. Не допускается интродукция (переселение) живых организмов для акклиматизации.

Зоны

Особо охраняемая природная территория заповедника, в отличие от национального парка, имеет достаточно ограниченное рекреационное использование. Преимущественно, она служит в просветительских целях. Это положение отражается в функциональном зонировании заповедников. В частности, в их границах выделяют 4 территории:

  1. Заповедного режима. В них представители флоры и фауны развиваются без участия человека.
  2. Научного мониторинга. В этой зоне исследователи осуществляют наблюдения за развитием и состоянием природных объектов.
  3. Экологического просвещения. В этой зоне, как правило, размещают музей. Здесь прокладывают регламентированные тропы, по которым ведут туристические группы для ознакомления с особенностями комплекса.
  4. Хозяйственно-административная зона.

Национальный парк

Эта особо охраняемая природная территория обладает исторической, культурной, экологической, эстетической ценностью. Национальный парк используется в просветительских, научных целях, а также для регулируемого туризма. Объекты, которые находятся в пределах территории, передаются в пользование в соответствии с действующими нормами. Историко-культурные комплексы, находящиеся под государственной защитой, передаются национальным паркам по согласованию с уполномоченными органами.

Нюансы

В пределах некоторых зон национального парка могут располагаться участки сторонних пользователей и собственников. Администрация охраняемых территорий обладает исключительным правом на приобретение земель за счет федеральных средств или иных источников, не запрещенных нормативными актами. Национальные парки являются государственной собственностью. Сооружения, здания, историко-культурные и прочие комплексы передаются администрации в оперативное управление. Конкретный парк осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением. Оно утверждается органом, к ведению которого относят территорию, по согласованию с уполномоченной структурой, действующей в сфере охраны природы.

Задачи национального парка

Наряду с природоохранной деятельностью, на территории создаются условия для регулируемого отдыха и туризма. В пределах национального парка устанавливаются специальные зоны:


Заказники

Эти особо охраняемые природные территории России представлены в большом количестве. Заказники действуют почти во всех регионах страны. Отнесение территории к данной категории осуществляется с изъятием участков у пользователей, собственников, владельцев или без него. Заказники могут относиться к федеральному или региональному ведению. Эти территории имеют особое значение для восстановления или сохранения естественных комплексов либо их компонентов, а также для обеспечения экологического баланса. Заказники могут иметь различные цели. Ландшафтные предназначены для восстановления и сохранения комплексов, биологические - для исчезающих и редких представителей фауны и флоры, палеонтологические - для ископаемых объектов, гидрологические - для водных экосистем, геологические - для элементов неживой среды.

Ботанические сады и дендрологические парки

Эти природоохранные учреждения выполняют различные функции. В их числе, в частности, создание коллекций видов растений для обогащения флоры и сохранения ее разнообразия. В ботанических садах и дендрологических парках ведется просветительская, научная и учебная деятельность. Территории, на которых располагаются эти учреждения, предназначены для реализации их прямых задач. Участки передаются в постоянное пользование паркам, образовательным или научно-исследовательским организациям, находящимся в их ведении. Эти учреждения осуществляют введение растений в естественную среду, изучают их экологию в стационарных условиях. Парки и сады разрабатывают научную основу для декоративного садоводства, озеленения, ландшафтной архитектуры, приемы и методы селекции и так далее. Эти учреждения могут относиться к федеральному или региональному ведению. Их создание находится в ведении исполнительных структур власти.

Памятники природы

Эти комплексы считаются самыми распространенными в стране. Памятники природы представляют собой невосполнимые, уникальные, ценные в научном, экологическом, эстетическом и культурном отношении объекты. Они могут быть искусственного или естественного происхождения. В качестве памятников природы могут объявляться участки водного пространства и суши, одиночные элементы. К последним, в числе прочего, относят:

  1. Зоны живописной местности.
  2. Эталонные территории нетронутой природы.
  3. Участки, на которых преобладает культурный ландшафт. Ими, например, являются аллеи, старинные парки, древние копи, каналы и пр.
  4. Места обитания и произрастания реликтовых, ценных, редких, малочисленных и исчезающих животных и растений.
  5. Лесные массивы и их отдельные участки, представляющие ценность по своим характеристикам. Например, на них могут произрастать растения с уникальным породным составом, генетическими качествами, продуктивностью и пр.
  6. Образцы достижений лесохозяйственной практики и науки.
  7. Комплексы, играющие важную роль в поддержании гидрологического режима.
  8. Уникальные рельефные формы, ландшафты, связанные с ними. К ним, например, относят горы, ущелья, группы скал и пещер, каньоны, моренно-валунные гряды, ледниковые цирки, барханы и дюны, гидролакколиты, гигантские наледи и пр.
  9. Геологические обнажения, обладающие уникальными свойствами и имеющие научную ценность. В их числе, в частности, стратотипы, опорные разрезы, выходы редких пород, ископаемых, минералов.
  10. Геолого-географические полигоны, классические участки, на которых присутствуют особо выразительные следы сейсмических явлений, обнажения складчатых и разрывных нарушений залегания пород.
  11. Участки, на которых располагаются особо ценные либо редкие палеонтологические объекты.
  12. Гидроминеральные естественные комплексы, минеральные и термальные источники, месторождения грязей.
  13. Участки озер, рек, водно-болотных комплексов, морских акваторий, пруды, небольшие речные потоки с поймами.
  14. Береговые объекты. К ним относят косы, острова и полуострова, перешейки, бухты, лагуны.
  15. Отдельные объекты неживой и живой природы. К этой категории относят места гнездования пернатых, растения, имеющие причудливые формы, деревья-долгожители, а также обладающие историко-мемориальной ценностью и пр.

Природные памятники могут обладать региональным, федеральным или местным значением в зависимости от их природоохранной, культурной, эстетической и другой ценности.

В соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.

Одновременно, при учреждении того или иного вида особо охраняемых природных территорий планируется удовлетворение определенных общественных интересов. Рассмотрим их применительно к отдельным видам таких территорий. В соответствии со ст. 2 Закона «Об особо охраняемых природных территориях» с учетом особенностей режима этих территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие виды указанных территорий.

а) Государственные природные заповедники, в том числе биосферные. Особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир) на территории заповедника имеют природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира. Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

Государственные природные биосферные заповедники создаются в целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую природную среду и не истощающих биологические ресурсы.

На государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи:

Осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;

Организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы;

Осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей природной среды;

Экологическое просвещение;

Участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов;

Содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей природной среды.

б) Национальные парки. Они являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

На национальные парки возлагаются следующие основные задачи:

Сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;

Сохранение историко-культурных объектов;

Экологическое просвещение населения;

Создание условий для регулируемого туризма и отдыха;

Разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;

Осуществление экологического мониторинга;

Восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.

в) Природные парки. Это природоохранные рекреационные учреждения, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. На природные парки возлагаются следующие задачи:

Сохранение природной среды, природных ландшафтов;

Создание условий для отдыха (в том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов;

Разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков.

г) Государственные природные заказники - территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов и их компонентов и поддержания экологического баланса. Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть: комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);

Биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;

Палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;

Гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;

Геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы,

д) Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

е) Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности.

ж) Лечебно-оздоровительные местности и курорты. К ним могут быть отнесены территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия). Лечебно-оздоровительные местности и курорты выделяются в целях их рационального использования и обеспечения сохранения их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств.

В условиях, когда загрязнение окружающей среды стало препятствием для нормальной жизни людей, началось массовое движение общественности в защиту окружающей среды, большинство экономически развитых и некоторые развивающиеся страны стали проводить государственную экологическую политику, политику природопользования. Были приняты природоохранные законы, разработаны системы штрафов, увеличены расходы на охрану природы, составлены долгосрочные программы, созданы специальные службы охраны среды или другие аналогичные государственные органы.

Особое место в государственной экологической политике занимает создание особо охраняемых природных территорий и акваторий.

Природные особо охраняемые территории и акватории — это природные комплексы и объекты, исключенные полностью или частично из хозяйственного пользования в целях их сохранения, а также из-за особой научной, учебно-просветительской, эстетической, исторической и рекреационной ценности.

К особо охраняемым природным территориям относятся; государственные природные заповедники, в том числе биосферные; государственные природные заказники; национальные парки; природные парки; дендрологические парки и ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности и курорты. Охране подлежат и памятники природы, а также редкие, исчезающие виды животных и растений, занесенные в .

Все территории и объекты, находящиеся под особой охраной у государства, подразделяются на три типа:

  • административные (военные и оборонные объекты, режимные зоны органов внутренних дел, пригородные зоны);
  • историко-культурные (памятники истории, культуры, архитектуры, садово-паркового искусства, историко- культурные заповедники и т. п.);
  • природные.

Кроме того, в нашей стране к особо охраняемым природным территориям относятся 35 национальных парков, а также более 12 000 природных парков, заказников, памятников природы и других территорий, находящихся под защитой на федеральном или региональном уровнях.

Заповедники

Природные заповедники — это особо охраняемые законом природные комплексы (земля, недра, воды, растительный и животный мир), которые полностью и навсегда исключены из любого хозяйственного использования. Заповедники — высшая категория природоохранных территорий, они служат эталонами естественной природной среды.

Первым заповедником стал Баргузинский заповедник на Байкале, созданный в 1917 г., спустя два месяца после принятия 12 ноября (30 октября по старому стилю) 1916 г. первого в России закона о заповедниках «Об установлении правил об охотничьих заповедниках».

Главная отличительная особенность природного заповедника заключается в наличии признака «заповедности», означающего в соответствии с толковым словарем русского языка неприкосновенное, запретное, заветное. В наши дни в соответствии со ст. 26 Закона РФ «Об охране окружающей среды» и в связи с повышенной социальной значимостью охраняемых территорий и природно-климатических особенностей для них устанавливают более строгие нормативы предельно допустимых вредных воз
действий на природную среду. На территории заповедников запрещается хозяйственная, рекреационная и иная деятельность, противоречащая принципам заповедования или причиняющая вред окружающей природной среде: строительство промышленных и сельскохозяйственных предприятий, разведка и добыча полезных ископаемых, рубка леса, сбор растений, выпас скота, охота, рыбная ловля, применение ядохимикатов и пестицидов (даже вблизи охраняемых территорий), пролет самолетов ниже 2000 м, все формы туризма и отдыха населения и т. п.

Вокруг территории заповедника создаются охранные зоны, в пределах которых запрещена деятельность, вредно влияющая на заповедный режим.

Природный комплекс может быть либо типичным ландшафтом соответствующего региона, либо, наоборот, редким для той или иной местности. Значение заповедника заключается еще и в том, что он является природоохранным научно-исследовательским учреждением, имеющим целью сохранить и изучить естественный ход природных процессов и явлений в типичных и в уникальных системах.

31 российский заповедник имеет статус биосферного, т. е. входит в международную сеть биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг. Основное их отличие от остальных заповедников — наличие на территориях, прилегающих к ним, биосферных полигонов, где ведется ограниченное природопользование (преимущественно традиционное для региона, а также туризм и иные виды рекреационной деятельности).

Концепция биосферного резервата была разработана в 1974 г. рабочей группой программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера» (МАБ). Через два года началось формирование их Всемирной Сети, поддерживающей сегодня обмен информацией, опытом и специалистами между 440 резерватами планеты. Они созданы в 97 странах и сохраняют участки мало нарушенных экосистем большинства биогеографических мест Земли на площади не менее 300 млн гектаров.

Первые биосферные резерваты в СССР появились в 1977 г. Их создавали на базе существующих заповедников — Приокско-Террасного, Кавказского, Аскания-Нова (Украина), Репетекского (Туркменистан) и ряда других.

Биосферные резерваты рассматривают как саморегулирующиеся природные системы. Поэтому они должны быть достаточно крупными и экологически обособленными от соседних экосистем и антропогенного влияния. Как правило, они включают уникальные в глобальном аспекте экосистемы и ландшафты (например, с наличием редких и исчезающих на земном шаре видов животных и растений), представляющие особую научно-природоведческую ценность.

Схема биосферных резерватов такова: в центре — заповедное ядро (абсолютно заповедная территория), вокруг которой выделяется буферная зона, функция которой заключается в снижении отрицательного влияния хозяйственной деятельности на природный комплекс заповедника, а за ней идет буферный полигон — зона обычного, но строго рационального, хозяйственного использования территории в интересах научно-прикладных исследований по профилю заповедника. Главной задачей биосферных резерватов является обеспечение многолетних сравнительных исследований экосистем, участие в глобальном мониторинге окружающей природной среды. К биосферным резерватам относятся и 5 национальных парков России.

Заказники

Природные заказники — это природные комплексы, предназначенные для сохранения или воспроизводства одних видов природных ресурсов в сочетании с ограниченным и согласованным использованием других природных ресурсов. По терминологии нормативных актов 20-х годов XX в. — это «неполные заповедники».

Заказники организуют, когда для достижения цели достаточно провести ограничение или запрещение использования лишь некоторых ресурсов. Примером служат резерваты-заказники лекарственных растений — природоохранные территории с режимом, предупреждающим истощение запасов некоторых видов лекарственных растений. Сбор лекарственных растений в заказниках разрешается лишь под строгим контролем, в пределах, не нарушающих их воспроизводство.

Среди заказников наиболее значительными по количеству и занимаемой площади являются охотничьи заказники. Их задача — долгосрочная резервация и охрана мест обитания некоторых ценных животных. Режим заказников предусматривает не только запрет охоты, но и ограничения на некоторые виды хозяйственной деятельности, которые могут нанести вред охраняемым видам животных.

Национальные и природные парки

Национальные и природные парки — это изъятые из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы, имеющие значение как типичные или редкие ландшафты, среда обитания сообществ диких растений и животных, места отдыха, туризма, экскурсий, просвещения населения. Национальный природный парк — достаточно большая территория, где охрана природы сочетается с рекреацией. Он состоит из одной или нескольких экологических систем либо природных ландшафтов высокой эстетической ценности, мало или вообще не измененных деятельностью человека, где охраняют растения, животных и ландшафты. Согласно законодательству Российской Федерации национальные природные парки образуют с целью охраны природы (например, традиционных мест проживания малочисленных народов Севера) в сочетании с экологическим воспитанием населения, организацией его отдыха, развитием туризма.

Всю территорию национального (природного) парка разбивают на несколько зон, каждая из которых имеет свой правовой режим. Чаще всего действуют четыре зоны: заповедная, заказная, рекреационная и хозяйственная. Центральное заповедное ядро национального (природного) парка функционирует как природный заповедник. Оно служит природной лабораторией парка для осуществления задач экологического мониторинга. Зону заказного режима организуют по принципам природного заказника. Рекреационные зоны предназначены для туризма, отдыха посетителей, размещения объектов сервиса, информационного обслуживания и т. п. Хозяйственная зона обычно является внешней по отношению к перечисленным. По принятой международной классификации национальный парк, в отличие от природного, характеризуется преобладанием экологических задач над рекреационными.

В США в 1872 г. был создан первый ныне всемирно известный Йеллоустонский национальный парк (штаты Вайоминг, Монтана, Айдахо). Всего в мире в наши дни действует более двух тысяч национальных парков, среди них такие, как Высокие Татры (Чехия), Казиранга (Индия), уже упоминавшийся Йеллоустонский, Гранд-Каньон (США), Цаво (Африка) и многие другие. Для зарубежных стран эта форма охраны природы является традиционной.

В СССР первоначально функции национальных парков были возложены на заповедники. Первые были созданы в 1983 г. — «Сочинский» на побережье Черного моря и «Лосиный остров» на территории Москвы и Московской области.

Памятники природы

Термин «памятник природы» впервые был применен в 1819 г. немецким естествоиспытателем А. Гумбольдтом (1769-1859). Памятниками природы объявляют отдельные уникальные природные объекты и природные комплексы, имеющие реликтовое, научное, историческое, эколого-просветительское значение и нуждающиеся в особой охране государства. К числу памятников природы относят эталонные участки нетронутой природы, геологические обнажения, уникальные формы рельефа, отдельные объекты живой и неживой природы — водопады, гейзеры, пещеры, палеонтологические объекты, отдельные деревья-долгожители и т. д.

В нашей стране и в мире выявлено несколько тысяч памятников природы, в основном конкретные объекты. В их числе Хостинская тисосамшитовая роща (Краснодарский край), скальные обнажения на берегу Дона с реликтовой растительностью (Липецкая область), отдельные валуны и многие другие.

Из деревьев-памятников особенно известны дуб в Ясной Поляне, чинара «Семь братьев» под Ашхабадом, сросшиеся стволы которой могут обхватить 10 человек, а также гигантские секвойи в знаменитой Йоссемитской долине (США), возраст которых превышает 3 тыс. лет, а высота — 90 м. В Калифорнии находится и самое старое дерево в мире — секвойя, возраст которой оценивается примерно в 4650 лет.

Иные особо охраняемые природные территории

Музеи-заповедники. К ним относятся историко-мемориальные, литературные музеи, музеи-усадьбы, музеи под открытым небом и т. д. Музе и-заповедники представляют собой большую историко-культурную ценность. Среди известных всему миру музеев-заповедников — Ясная Поляна, Поленово, Кижи, Владимиро-Суздальский, Абрамцево, Кусково, и, конечно же, Московский Кремль и музеи Петербурга. Строго говоря, они относятся к группе историко-культурных особо охраняемых территорий, однако в большинстве из них природная составляющая играет важную роль.

Дендрологические парки и ботанические са ды: в их задачи входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности.

Лечебно-оздоровительные местности и курорты выделяют на территориях (акваториях), пригодных для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения и обладающих природными лечебными ресурсами (минеральными водами, лечебными грязями, лечебным климатом, пляжами и т. п.).

Эколого-курортный регион — относительно новая форма особо охраняемых территорий, появившаяся в 1994 г. в связи с образованием особо охраняемого эколого-курортного региона Кавказских Минеральных вод.

Месторождения минеральных вод и лечебных грязей, природа курортов крайне чувствительны к загрязнениям. На территории Кавказских Минеральных Вод действуют более 40 промышленных предприятий. Их выбросы представляют собой серьезную проблему для региона.



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.