Как будет развиваться образование в будущем. Образование будущего. Кто будет нужен
До 1 сентября осталось всего несколько дней. Миллионы детей по всей России и другим странам снова отправятся в школу
, чтобы получать там знания. И, надо сказать, некоторые учебные заведения уже вовсю используют в своей работе инновационные технологии
. О десятке самых необычных и интересных
из них пойдет речь в этом обзоре.
Тех родителей, который даже в школу не могут отправить своего ребенка без беспокойства за него, порадует школьная форма от британской компании Trutex, оснащенная GPS-маячком, в передающим онлайн-режиме текущее местоположение ученика, будь то школа, магазин или гаражи за домом.

К сожалению, здоровье ребенка не всегда позволяет ему ходить в школу. Для таких случаев и создан робот с названием VGo, который сможет присутствовать на занятиях, передавая увиденное и услышанное своему владельцу. С помощью этого устройства малыш может также передвигаться по коридорам из класса в класс и даже общаться с друзьями.

В школе ученики до сих пор большую часть информации пишут от руки карандашами и шариковыми ручками. Но при этом все более заметная часть домашних заданий выполняется на компьютере. Для того, чтобы объединить эти два мира, и создана электронная ручка Recorder Pen, превращающая рукописный текст в печатный.

Пока другие страны только внедряют электронные учебники, Грузия стала первой страной в мире, в которой школьное образование перешло в цифровой формат. С 2011 года все первоклассники получают от правительства бесплатные нетбуки, специально созданные для учебы.

Дизайнер Филан Миллер (Phelan Miller) обещает уже в 2015 году начать серийный выпуск интерактивных школьных парт, которые превратят процесс учебы в занимательную интеллектуальную игру, в которой есть место не только Интернету, но также фантазии и смекалке.

Компания Apple разработала и всячески продвигает уже который год проект iTunes University, позволяющий скачивать с iTunes курсы лекций лучших преподавателей мира, чтобы затем прослушивать их не в тесной университетской аудитории, а при помощи аудиоплеера в любой точке мира.

Похоже, настало время навсегда проститься с классическими школьными досками, на которых необходимо писать мелом. Ведь все большую популярность набирают электронные их аналоги, такие как NANHAO.

Study Blue – это специальное приложение для смартфонов, помогающее в процессе учебы. С его помощью школьники и студенты могут обмениваться учебной информацией, координироваться между собой для получения знаний и выполнения домашних заданий. Преподаватели также могут использовать эту программу для того, чтобы взаимодействовать с учениками, давать им новые материалы и проверять правильность усвоения предыдущих.

Нет лучшего способа научить детей иностранному языку, чем предоставить им учителя, для которого эта речь – родная. Однако, к сожалению, далеко не всегда это возможно. Но корейские школьные власти нашли остроумный выход из данной ситуации. Они приглашают преподавать американцев, которые живут у себя в США, а общаются с учениками посредством робота.

КлассИнфо – это едва ли не самый лучший и наглядный пример пользы современных технологий в процессе обучения. Эта программа предназначена не только для учителей, которые с ее помощью смогут вести электронный журнал и общаться между собой, но и для родителей. Последние получают возможность контролировать успеваемость своего ребенка, выполнение им домашних заданий, а также узнавать про время прихода и ухода его со школы. Не радостно только самим ученикам, чья жизнь попадает под жесткий контроль с обеих сторон!

Сейчас, когда вы читаете этот номер журнала, тысячи мужчин и женщин усердно трудятся над тем, чтобы через девять месяцев на свет появились дети. Спустя примерно лет семь эти дети пойдут в школу, а где-то в районе 2030 года окажутся на границе между средним образованием и высшим. И вполне возможно, что к этому моменту вся школьная и вузовская система окажется совершенно иной. Какой?
Агентство стратегических инициатив (АСИ) в течение нескольких лет разрабатывало форсайт-прогноз «Образование-2030». В прожектах АСИ гораздо больше вызова и футуристической романтики, что выгодно отличает их от документов Министерства образования, где все больше про «эффективность расходования бюджетных средств». Тут ощущается дух фантастических романов: «персональный тотальный учебник с искусственным интеллектом», «логика игровых достижений», «использование образовательных сред для реинтеграции семей»…
Журналисты «РР» изучили прогноз АСИ, поговорили с его авторами. Футуристическую картину мы сопоставили с собственным опытом в сфере как «официального» образования (автор этого текста проработал полтора года учителем географии в районной школе), так и «неофициального» («РР» участвует в проведении Летней школы, где преподают не только журналистику, но и медицину, физику, биологию, социологию, психологию и т. д.).
В итоге удалось выделить несколько ключевых трендов развития образования. Мы не будем настаивать на том, что все это обязательно случится. Это, скорее, мечты о желаемом будущем, которые помогут нам в настоящем.
Тренд 1. Ревизия всего и вся
Массовая школа - институт до безумия консервативный, куда консервативней, например, чем православная церковь с ее традициями и ритуалами. Образовательный канон соблюдается жестко: урок идет 45 минут, парты в классе расставлены рядами, в начале года проводится торжественная линейка с участием ветеранов войны, осенью проходит конкурс «Папа, мама, я - спортивная семья», отметки выставляются от двойки до пятерки… То же самое с вузами: лекции, семинары, зачеты, экзамены, деканы, факультеты, кафедры.
Но то образование, которое создавалось для нужд индустриализации и преодоления массовой неграмотности, уже неактуально. На планете новая экономика, новые технологии, новые вызовы. Глобализация, компьютеры, планшеты, всеобщий интернет, искусственный интеллект, Википедия, машинные переводчики…
Достаточно обратить внимание на такую мелочь, как различия в компетенциях поколений. Когда-то взрослый человек умел заведомо больше, чем ребенок. Он лучше шил, готовил, пахал. У него нужно было всему учиться. Сегодня многие подростки гораздо лучше разбираются в настройках планшетов, чем их родители и учителя.
Нам кажется, что ЕГЭ или бакалавриат с магистратурой - это великие реформы образования. На самом деле это лишь мелкая организационная модификация, не более того. Содержательные реформы тоже происходят. Например, в российских школах постепенно отходят от принципа «учитель говорит - ученик запоминает, учитель проверяет - ученик отвечает» и все больше делают ставку на самостоятельные исследования школьников - проекты. Вместо заучивания цифр и дат дети сами исследуют какой-либо объект, будь то родительское поведение рыбок-циклид в аквариуме или стратегические приемы Гая Юлия Цезаря во время галльской войны. Пока это внедряется коряво и неумело, но все-таки уже стало стандартом.
Если образование хочет отвечать нуждам меняющегося общества, оно должно подвергнуть ревизии все свои константы. Ну, например, сам принцип классно-урочной системы. Почему-то считается, что люди, родившиеся в один год, должны все вместе ходить на одни и те же уроки. Тебе восемь лет? Иди учи названия травок на лугу. Тебе четырнадцать? Тогда заучивай названия химических элементов. Никого не волнуют ни твои личные интересы, ни твой уровень развития в той или иной области.
Существует немало экспериментов, когда люди объединялись в учебные группы вне зависимости от возраста. Взять ту же Летнюю школу «РР». Там на одном занятии по космологии могут запросто сидеть и кандидат технических наук, и ученик 10-го класса. Им обоим эта тема не очень знакома и интересна. А кому легче ее усваивать - непонятно. Конечно, у кандидата наук больше опыта, зато старшеклассник лучше помнит мифологию и историю, поскольку недавно их проходил.
«Сейчас стало понятно, что различия между детьми одного возраста и различия между разными возрастами - они уже соизмеримы. Поэтому идея одновозрастного класса невалидна. И можно перемешать детей в классе», - рассказывала в одном из интервью «РР» доктор психологических наук Катерина Поливанова.
То же самое и с другими «священными коровами» образования: делением знаний на предметы, системой лекций, организацией экзаменов. Они все подвергнутся ревизии и переосмыслению.
Тренд 2. Очень личное образование
Старой школе и старому университету нет места в мире будущего. Человек сможет собирать свое персональное образование без традиционных институтов. Я не исключаю, что в 2030 году постоянное обучение в школе или вузе станет уделом неудачников. Про таких будут говорить: «Он не смог сам сконструировать свое образование…» - считает Павел Лукша, директор корпоративных образовательных программ Московской школы управления «Сколково» и один из главных создателей форсайт-прогноза «Образование-2030».
«Каждый ученик уникален», - пафосно произносят наши педагоги, после чего загоняют этого уникального ученика в максимально тесные рамки. Допустим, идет урок географии. Девочка Ира на первой парте знает назубок больше половины штатов США и их экономические особенности. Ей скучно. А мальчик Вася на последней парте не очень понимает, в каком полушарии эти США находятся. Ему страшно. Но бедному учителю надо выдать единую стандартную программу единому стандартному классу. Такова нынешняя массовая школа.
А образование будущего представляется как эдакий конструктор, который ученик собирает самостоятельно. Допустим, умный подросток в 14 лет определяет, что ему в ближайший год нужно пройти углубленный курс ядерной физики, научиться играть на гитаре, изучить основы китайского языка, пройти краткий курс теории вероятности и попрактиковаться в проведении социологических исследований.
Обычная районная школа такой комплект вряд ли предоставит, но это не проблема - на дворе 2030 год и детали конструктора разбросаны по всему пространству: интернет, университеты (как свои, так и зарубежные), мультимедийные учебники, специализированные курсы, неформальные образовательные сообщества.
Конечно, для определения образовательной траектории одного желания ученика мало. Многие вообще выберут углубленный курс лежания на диване в качестве основного предмета. Чтобы эта система заработала, нужно многое: психологи-консультанты, персональные тьюторы, курсы повышения квалификации для родителей. Но ведь такое вполне реально.
Некоторые элементы этой образовательной утопии уже начали появляться. Например, в пресловутом стандарте для старших классов предполагалось, что значительную часть курсов ученик будет выбирать сам. Прогрессивная общественность встала на дыбы: «Это что же творится?! Мы будем слушать желание школьника?! А если он откажется "Войну и мир" читать?! Если он не узнает, что Волга впадает в Каспийское море?!Анархия! Ужас! Развал системы образования!» Под давлением общественности уровень вариативности в стандарте был снижен. Но она все равно осталась.
Предполагается, что в будущем персональными окажутся не только набор курсов и их содержание, но и учебники. Эксперты АСИ говорят о появлении «Алмазного букваря», этот образ взят из фантастического романа Нила Стивенсона: учебник начинят искусственным интеллектом, и он сможет подбирать образовательные материалы - фото, тексты, видео, задания, схемы - под потребности каждого конкретного ученика, причем неважно, шесть лет этому ученику или шестьдесят. Ничего принципиально невозможного в этом нет.
Еще одна красивая метафора: «точка бога». Речь идет о том, что наступит момент, когда вся письменная информация будет в Сети, и при этом Сеть будет доступна в любой точке. Уже сейчас монополия учителя на знания сильно подорвана благодаря куче образовательных сайтов и Википедии. Тенденция усугубляется, и педагог должен превратиться из рассказчика в проводника.
Тренд 3. Персональные портфолио
Двойка, тройка, четверка, пятерка, зачет, незачет… Нынешнее образование держится на отметках. Они нужны, чтобы диагностировать ученика. Но уж больно узка та область, в которой они могут что-то измерить. Это как если бы врачи ориентировались только на показатели термометра и игнорировали бы анализы крови, рентгеновские снимки и данные томографа.
Кроме контрольных и ответов на уроках у ученика есть множество других возможностей проявить себя. Участие в конференциях и концертах, помощь друзьям, осмысленное посещение экскурсий, доклады, самостоятельные исследования, практика на реальных рабочих местах, поездки на слеты и так далее. Много всего. Учесть это не так просто. Особенно когда речь идет не о количестве выученных фактов, а о более сложных субстанциях типа умения думать или умения принимать на себя ответственность.
Автор этого материала присутствовал как-то на педсовете в одной районной школе. Директор вдохновился книжкой о Гарри Поттере и решил ввести систему баллов для каждого класса. Оказалось, что найти причины для снятия баллов легко: опоздали на урок, шумели, оставили класс неубранным. А вот с начислением возникли проблемы - за что поощрять-то, если хорошая учеба или пристойное поведение считается нормой, а не достижением?! В итоге систему баллов так и не ввели.
Сейчас в развитых странах - США, Канаде, Японии, государствах Европы - очень популярна система портфолио. За время учебы ученик накапливает дипломы, свидетельства, сертификаты и так далее - вплоть до отзывов соседей по дому. В Новой Зеландии, по слухам, эта система доведена до национального масштаба, там учитываются достижения за всю жизнь, к этому привязаны и страховка, и кредит. Система портфолио начинает работать и у нас. Правда, в нашем варианте она очень формальная, да и особых преимуществ не дает.
В будущем накопленный багаж достижений станет одним из ключевых элементов системы образования. И тут опять-таки информационные технологии сделают заслуги человека доступными и прозрачными.
Отдельная тема, о которой очень любят говорить эксперты, - внедрение игры в образование и учет игровых достижений. Представьте себе школьника Васю, который целыми днями сидит за компом и играет в «Цивилизацию». Его одноклассница Маша упорно зубрит учебники по обществознанию и древней истории. Вопрос: кто лучше понимает устройство общества? Понятно, что лучшие оценки получит Маша. Но вопрос не в оценках, а именно в понимании. В компьютерной игрушке есть и распределение ресурсов, и внешняя политика, и управление экономикой, и много других важных вещей.
Правильные решения тут же поощряются дополнительными очками. Описание игрушки гласит: «Как лидеру своей нации игроку предстоит создать свое государство, развивать технологию и экономику, налаживать отношения с сопредельными государствами. Можно попробовать себя в роли Линкольна, Наполеона, Сталина и других не менее выдающихся личностей». Чем не обучение общественным наукам и социальным практикам?
Согласно прогнозу, игра должна стать важным элементом образования. И вполне вероятно, что в портфолио будущего вместе с дипломом об участии в конкурсе «Русский медвежонок» будет лежать сертификат о прохождении Civilization 8.0.
Тренд 4. Гражданское общество против государственных институтов
Очень важно: учащийся должен перестать быть объектом учебного процесса и стать его субъектом. За этой занудной фразой стоит настоящая трагедия образования, особенно российского. Школьники и студенты отчуждены от своих учебных заведений. Для начальства они не более чем «контингент учащихся», над которым надо произвести некие педагогические действия. Это больше напоминает завод, где вместо шестеренок обтачивают людей. И эти люди воспринимают учебное заведение как нечто чуждое, внешнее. Университет и школа - это не «мы», а «они».
Аналитики АСИ предрекают, что образование будущего станет совершенно иным. Университет и школа станут единым сообществом, где все чему-то обучаются друг у друга, все помогают друг другу развиваться.
Здесь опять-таки стоит обратиться к примеру Летней школы «РР», где принцип «все учат - все учатся» является одним из основополагающих. Сейчас Иван слушает лекцию по научной журналистике, а через полтора часа он встанет с ученической скамьи и займет место лектора, чтобы рассказать об апоптозе клеток, в котором он разбирается лучше всех собравшихся. А потом и преподаватели, и слушатели вместе пойдут мыть посуду, ибо это их общий университет, общая школа, которую они создают все вместе. Здесь нет «мы» и «они», здесь все являются субъектами, а не объектами.
Конечно, такое получается, когда образовательный проект находится вне традиционных государственных институций. Это, скорее, прерогатива гражданского общества. Оно уже порождает альтернативу государству, когда речь заходит о спасении больных детей, сборе гуманитарной помощи или контроле за честностью выборов. Вполне возможно, что оно может захватить и нишу образования.
Гражданские образовательные проекты пока редки, но те, что есть, очень эффективны. Например, «Тотальный диктант» можно рассматривать как альтернативную форму повышения грамотности. Его масштабы впечатляют: сотни тысяч участников, охват всего мира от Камчатки до Калининграда, от Боливии до Новой Зеландии. И это проект абсолютно новый, никак не связанный с традиционными структурами.
Понятно, что волонтеры и гражданские активисты не смогут полностью заменить педагогов. Скорее всего, речь пойдет о конкуренции разных систем - общественной, государственной и коммерческой.
Еще альтернативой нынешним университетам могут стать своего рода холдинги студентов, когда люди объединяются, чтобы получить образование по определенному набору специальностей. И в этом случае деканы и ректоры оказываются не всесильными диктаторами, а всего лишь наемными работниками или избранными представителями.
Тренд 5. Учиться всю жизнь
Еще одна фишка, которую обещают в будущем: образование станет постоянным, непрерывным и тотальным. Например, с помощью образования можно вернуть семьям былое единство. Ведь сейчас папы, мамы, дети, бабушки, дедушки расползлись по своим углам. Порой единственное, что их объединяет всех, - это семейные скандалы.
Идеальная семья будущего должна жить иначе. Сначала проводится семейный форсайт: к чему мы стремимся вместе, к чему стремится каждый из нас, чего мы хотим достичь, каких знаний и умений нам для этого не хватает? Дальше семья превращается в образовательную ячейку общества. Папа читает для всех курс современной истории, сын-подросток учит маму играть на гитаре, дочь-пятиклассница объясняет брату нотную грамоту, мама пересказывает то, чему в свои тридцать пять лет научилась на тренинге по гештальт-психологии, а бабушка делится воспоминаниями об организации медицины при Брежневе. Более продвинутый вариант - семьи объединяются между собой, образуются клубы и сообщества. Опять-таки традиционные институты образования оказываются в стороне.
Тренд 6. «Университет миллиардов»
У российских университетов есть поводы для паники. И дело не только в очередных попытках Минобрнауки найти и закрыть вузы с «признаками неэффективности». Если Стэнфордский университет или Массачусетский технологический институт будут конкурировать за студентов с Волчьегонским финансово-педагогическим университетом, несложно догадаться, кто выиграет.
Что такое университетское образование? Это некий авторитетный человек - профессор - выходит к аудитории и что-то рассказывает. Аудитория это записывает, а потом сдает экзамен, то есть демонстрирует, что усвоила мысли этого профессора.
Но почему профессор должен обязательно находиться в той же аудитории, что и студенты?! Мы же слушаем музыку любимой группы, хотя физически исполнители находятся на другом краю планеты.
Современные технологии позволяют сделать университетское образование доступным вне зависимости от того, где человек находится - в глухой российской деревушке или на Западном побережье США. Характерный пример - проект Coursera, в котором участвуют преподаватели Стэнфордского университета, Калифорнийского технологического института, Принстонского университета и других высокорейтинговых вузов.
Любой желающий может бесплатно получить доступ к видеозаписям лекций по любому из предлагаемых учебных курсов, которых сейчас более четырех сотен: «социальная психология», «машинное зрение», «введение в социологию» и т. д. На момент подготовки этой статьи на Coursera записались 4 442 445 человек со всего мира, включая Россию. Понятное дело, когда курс «Теория автоматов» читает профессор Джеффри Ульман, который в свое время получил медаль Джона фон Неймана «За создание основ теории автоматов», то это круче, чем лекция печального доцента из провинциального института.
Не исключено, что такие наднациональные «университеты миллиардов» могут всерьез потеснить традиционные вузы. Но здесь встает вопрос: а как проверять полученные знания? Здесь как минимум два пути. Первый - задействовать возможности искусственного интеллекта. Системы анализа текста вполне способны оценить даже творческие работы типа эссе или раздела «С» в ЕГЭ. Другой вариант основывается на социальных сетях. Одни студенты проверяют других, образуется класс добровольных тьюторов и наставников. При желании каждый профессор или успешный специалист может создать свою армию с офицерами, гвардейцами, резервистами, новобранцами и т.д.
В прогнозах АСИ очень много говорится про виртуальные миры и планетарные сети. Наверное, за этим действительно будущее. Но тут же начнет образовываться дефицит реального общения. Ведь хороший профессор не только зачитывает лекции. Он общается со студентами, реагирует на их мимику, показывает свои модели поведения. Это и есть настоящее образование. И в будущем возможно появление очень-очень элитных структур, в которых преподаватели, как во времена Античности, будут прогуливаться по реальным садам с реальными студентами. Ведь даже то, как профессор посмотрел вслед проходящей девушке, тоже является важным социализирующим опытом для его учеников.
Тренд 7. Взлет и падение прогресса. А потом опять взлет
На экране график. Кривая начинается где-то в районе 2010 года и стремительно идет вверх. Рядом пояснения: «Осознание кризиса образования», «Мода на технологические решения», «Поиск ответов в информационно-коммуникационных технологиях».
Возле 2017-го кривая достигает пика и скатывается вниз: «Схлопывание рынка типовых замещающих решений. Прорыв решений, создающих новые стандарты. Войны стандартов и форматов. Инфраструктура нового образования - следующее поколение ИКТ». После этого график вновь прыгает вверх, максимальные значения видны около 2025 года: «Новое образование становится базовой инфраструктурой в развитых странах».
Такой эффект «двойного горба» характерен для множества инновационных секторов. Бизнесы, остающиеся после «схлопывания» пузыря, задают стандарт отрасли, - поясняют эксперты АСИ.
Подобное в истории случалось не раз. Когда интернет-технологии росли как на дрожжах. Была эйфория. А потом раз - и случился в 2000 году знаменитый «крах доткомов», когда разом рухнули акции телекоммуникационных и компьютерных компаний. И ничего. К сегодняшнему дню мы вполне себе пользуемся и компьютерами, и интернетом, и прочими технологическими штуками. Скорее всего, «образование будущего» ждет та же самая судьба. И то, что сейчас кажется неуклюжей модой, к 2030 году окажется нормой.
«В России есть пренебрежение к IT-сфере, влиятельные люди на очень большом верху считают ее чем-то несерьезным. Но в последние 50 лет вся основная отдача капитала идет из IT, все технологические прорывы происходят именно там. Даже в армии главный тренд сейчас — системы управления и координации на поле боя».
Евгений Кузнецов, директор департамента стратегических коммуникаций ОАО «РВК»
«Важно, что люди приняли общее решение о будущем и верят, что оно будет таким. Приказом чиновника нельзя изменить систему в лучшую сторону. Нужна идеология — как в начале XX века партия большевиков верила в коммунизм и это позволяло им координировать свою деятельность по захвату власти. У нас идеология не политическая, а технократическая».
Дмитрий Песков, руководитель направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив, один из авторов проекта «Образование-2030»
«Мы хотим дать ответ на вызов, который стоит перед всем миром!.. К 2025 году мы прогнозируем исчезновение привычных нам форм образования — они будут заменены чем-то другим».
Павел Лукша — директор корпоративных образовательных программ Московской школы управления «Сколково», один из авторов проекта «Образование-2030»
Обучающее приложение для изучения китайского языка. В нем ученик отвечает на короткие печатные и аудио-сообщения преподавателя-бота в чате. Однако, цифровой учитель Microsoft - это не очередной чат-бот. Заложенный в его алгоритм искусственный интеллект анализирует ответы пользователя и подбирает нужную нагрузку для его обучения. Имитировать реального собеседника цифровому учителю помогает и интерфейс приложения. Он схож с популярным в Азии мессенджером WeChat.
Рост технологий постепенно меняет систему образования - получение знаний становится проще. В США сервисы помогают ученикам школ быстрее выполнить домашние задания. Актуальность учебников и рефератов постепенно исчезает. Сегодня, каждый пользователь сети может заглянуть в википедию и получить нужную информацию из одного или тысячи источников. Проблем с недостатком информации нет. Скорее наоборот - мы наблюдаем ее переизбыток .
От чат-ботов к искусственном интеллекту
Преподаватели школ и университетов, репетиторы и удаленные учителя сегодня помогают собрать нужные знания в голове у ученика. Но и они уже пользуются электронными помощниками. Преподаватель университета Джорджии использует как помощника чат-бота отвечающего студентам в отдельном учебном канале. Профессор Ашок Гоэль загрузил в своего помощника - чат-бота Джил Уотсон, 40 000 сообщений из форумов для подбора верного и человечного ответа. Алгоритм помогает ученикам с решением не только домашних заданий, но позволяет проводить внеклассные занятия через смартфон. Сегодня боты подобные Уотсон внедряются в университетах по всему миру. Один из последних - BI Norwegian Business School в Осло.
А разработанный MIT Media Lab робот Tera находит индивидуальный подход к ученику. В Массачусетском университете студенты изучают испанский словарь через обучающую игру на планшетном компьютере вместе с роботом Tega. Обучая не как учитель, а, скорее, ученик-сверстник, он поощряет учеников, предоставляя подсказки, когда это необходимо, и даже скучает над не интересными заданиями вместе с ними.
Современные сервисы удаленного обучения также меняются внедряя новые технологии. Duolingo использует собственного бота в обучении иностранных языков. Задавая вопрос чат-боту, ученик быстро получает простой ответ. Несмотря на то, что такие решения на рынке появились совсем недавно, уже разрабатываются технологии совершеннее. Под давящим катком развития искусственного интеллекта, стандартные обучающие чат-боты также могут остаться в прошлом, как и занятия с репетитором.
Для получения знаний, людям нужно большее, чем просто бот работающий в режиме вопрос-ответ. Также как и алгоритм Microsoft, приложение для изучения иностранных языков Parla - это уже полноценный шаг к оцифровке учителя. Заложенная технология анализирует знания ученика и подстраивает под него индивидуальную программу обучения. Разработчики утверждают, что на основе ошибок и правильных ответов, отведенного времени, скорости выполнения заданий и увлечений, искусственный интеллект способен найти индивидуальный подход к обучению человека. Приложения Parla и Microsoft уже заставляют задуматься о появлении «карманных учителей» в ближайшие пять лет.
Почему машины лучше людей
По существу, страх перед машинами становится все меньше. В исследовании Bot.Me: A Revolutionary Partnership 63% опрошенных людей считают, что технологии искусственного интеллекта помогут в решении многих проблем человечества.
Нехватка квалифицированных преподавателей . В слаборазвитых странах существует проблема с недостатком достойных учителей. Из исследования PISA 2009 стало ясно, что в Бразилии одна треть из них едва прошла среднюю школу, а в Мексике 70% не прошли «Национальную проверку учителей». В таких многомиллионных странах, как Китай, Япония и Индия квалифицированных учителей также не так много . Нехватка преподавателей там - только один аспект. Традиционно в школах и университетах применяют подход, основанный на одном уровне с преподаванием. Но студенты учатся по-разному. Кто-то усваивает материал с одного урока, а кому-то нужно повторить правило несколько раз. Между тем, учителям часто трудно идентифицировать таких учеников, и подстраивать под них программу обучения. Разработчики онлайн-платформы для обучения математике Third Space Learning запустили алгоритм, который анализирует данные взаимодействия учеников с преподавателем из миллионов уроков. Они считают, что искусственный интеллект сможет персонализировать занятия так, чтобы отстающие подтягивались за успевающими.
Доступное образование . Люди за чертой бедности не позволят себе учебу в университете или частные занятия. В 2003 году в регионах Латинской Америки насчитывалось 23 млн детей от 4 до 17 лет без образования. 30% детей дошкольного возраста (от 4 до 5 лет) не посещали школу, а для наиболее уязвимых групп населения - бедных и коренных - этот расчет превышает 40%. Дети в отдаленных районах в условиях нищеты не могут позволить себе образование начального уровня. В Латинской Америке только 60% детей от 13 до 17 лет посещают среднюю школу, а 14% посещают начальную. По данным World Economic Forum 2008 92% латиноамериканских детей начинают начальную школу, но только 41% бразильцев и 35% мексиканцев заканчивают среднюю. Примерно 22,2 млн детей и подростков в Латинской Америке не учатся в школе.
В 2016 году ситуация не сильно изменилась . Почти 70% молодежи Латинской Америки не завершают школьного образования. 20 млн подростков 15-24 лет не работают и не учатся. Вполне возможно. что появление бесплатных стандартизированных учителей с искусственным интеллектом способно решить эту проблему. Это касается не только изучения языка, но и других наук.
Немногие способны оплатить частного репетитора. Самая высокая стоимость занятий у репетитора в Москве - в среднем от 2000 рублей за 90 минут. Для подготовки к экзаменам цена может вырасти до 4000 рублей за 90 минут. В Санкт-Петербурге академический час занятия с репетитором стоит от 1000 до 1500 рублей. Час занятий с репетитором в небольших городах варьируется от 700 до 1000 рублей. К тому же, не так просто найти хорошего учителя, а шанс потратить деньги, так и не получив нужных знаний - велик. Купив планшет за $50 и загрузив в него учителя с искусственным интеллектом, человек будущего сможет не расставаться со своим частным карманным учителем. Полагаю, получение высшего образования через 10 лет возможно перестанет быть чем-то особенным, превратится в обыденность, как умение читать.
Индивидуализация . В корпорации RAND для фонда Мелинды и Билла Гейтса утверждается, что учащиеся в школах, использующие персонализированное обучение, добились большей успеваемости. Индивидуальный подход учителя к каждому ученику помогает не просто быстрее усвоить материал второму, но и даже полюбить сам процесс обучения.
Лучшие учителя, как правило, ищут подход к каждому индивидууму. Легко потерять ученика скучной лекцией. Хороший педагог не просто читает с учебников, а вдохновляет и пробуждает интерес. Как пример, герой Робина Уильямса из фильма «Общество мертвых поэтов».
Но в сегодняшней системе образования в школах и университетах, учителям не удается уделить больше времени одному ученику. В среднем, в классах учатся 30-40 человек. Если внедрять индивидуальное образование сегодня, то потребуются десятки или сотни новых учителей для одного учреждения. Также, это не дает уверенности в том, что они найдут подход к каждому ученику. Сегодняшнее использование чат-ботов и электронных помощников учителями лишь частично облегчают усвоение материала. Персонализированный учитель с искусственным интеллектом нацелен на анализ каждого, находя подход к его продуктивному обучению. Разработчики из Microsoft и Parla уже выделяют индивидуализацию, как особое преимущество в учителях с искусственным интеллектом.
Образование будущего
В опросе Bot.Me: A Revolutionary Partnership PwC о том, какие профессии будут заменены искусственным интеллектом, принимавшие участие технологические эксперты, потребители и бизнес-менеджеры поставили на первое место учителей: 58% респондентов уже не видят будущего у человека с указкой у доски в ближайшие пять лет.

Появление «электронных учителей на смартфоне» поможет решить ключевые проблемы образования. В целом, количество неграмотных людей в мире на конец 2014 года составляло более 780 млн. Обучающий искусственный интеллект может дать миру бесплатные знания без специальных учреждений. Виртуальные учителя уже входят в нашу жизнь, но пока только как дополнение реальных.
В фонда Билла и Мелинды Гейтс в 17 школах США только половина учеников используют технологии в образовательных целях. Сегодня люди еще не готовы обучаться от алгоритмов. Полагаю, поводырями в мир знаний в ближайшие 5-10 лет еще будут выступать педагоги и частные репетиторы. Однако, предпосылки на постепенное вытеснение человека искусственным интеллектом заметны столь же, как и появление беспилотных машин на дорогах.
Автор исследования PISA и руководитель Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Андреас Шляйхер на конференции в ВШЭ рассказал о десяти главных тенденциях в международном образовании. Эти тенденции отражают его взгляд на образование будущего, а именно – каким оно будет к 2035 году.
1. Информационная грамотность
Школьники должны уметь не только грамотно писать и считать, но и правильно работать с информацией. Умение искать нужные данные в море информации, и правильно их использовать станет жизненно важным навыком.
2. Применение талантов
Исследователь уверен, что в России умеют работать с одаренными детьми. Но для того, чтобы это приносило пользу, нужно научиться применять их таланты на пользу обществу. Для примера он приводит США – там эффективность применения знаний, производительность труда и качество жизни намного выше.
3. Лучше меньше, да глубже
По мнению Шляйхера, не нужно стараться «впихнуть» в школьников как можно больше информации. Нужно стараться их научить мыслить как ученые, анализировать процессы и факты, проводить эксперименты.
4. Равный доступ к образованию
Во всех странах благополучие семьи определяет успехи ребёнка в школе. Но сейчас существует большой разрыв в качестве образования между странами. Поэтому важной задачей должно стать преодоление этого барьера во всем мире.
5. Обмен опытом между учителями
По его мнению, учитель должен стать самостоятельным и перенимать опыт лучших коллег. Единые обязательные программы убивают любую инициативу и отталкивают молодежь.
6. Отказ от системного контроля
Государственный системный контроль за работой педагогов должен исчезнуть, уверен ученый. Это поможет саморазвитию учителей и позволит достигнуть более эффективных результатов при минимуме затраченного времени.
7. Индивидуализация образования
Стандартизация и единые подходы ко всем детям вредят образованию. По его мнению нужно разработать проектный подход в образовании и отойти от дисциплинарного.
8. Высокая продуктивность учёбы
Оказывается, чем больше времени отводится на образование, тем ниже его эффективность. Результаты школьников из Европы намного выше, хотя учебного времени там меньше.
9. Новая оценка качества
Механическое заучивание должно уйти из процесса обучения. Творческое мышление, по мнению эксперта, никак нельзя проверить с помощью тестов.
10. Заимствование лучшего
Оптимальная модель заимствования лучшего, по мнению Шляйхера, создана в Сингапуре - там ничего не изобретают и не уделяют особого внимания образовательным исследованиям. «Зато там научились конфигурировать факторы успеха разных стран, создав одну из самых передовых систем образования в мире», - объяснил он свой выбор.
В будущем обучение будет идти быстро, будет давать надежный результат и не будет требовать больших расходов. Очевидно, что указанными свойствами должна обладать идеальная система образования. Как учебные заведения обретут необходимые свойства? Об этом сказано ближе к концу статьи. Ну, а чтобы ответ был обоснованным, в статье будут рассмотрены некоторые аспекты учебного процесса и будут отмечены возможности для модернизации.
Темой конкурса обозначено будущее именно российской системы образования, но сравнивая учебные заведения разных стран нетрудно убедиться, что их проблемы, не зависят от границ. На первом месте в списке проблем, конечно же, стоит недостаток финансирования. Также имеются недоработки в обеспечении качества образования. Ну, а раз проблемы в разных странах близки, то в статье учебные заведения России выделяться не будут.
Говоря о будущем, полезно знать прошлое, а точнее, истоки рассматриваемого явления. Для выполнения общественно-полезных работ человеческому обществу необходимо иметь квалифицированные кадры. Но человеческая жизнь не долговечна и рано или поздно даже занятые рабочие места становятся вакантными. Ну, а приходящие на смену поколения не рождаются с набором необходимых навыков и знаний. Поэтому, молодых людей необходимо обучать.
Также, часто требуется учить и уже не молодых людей, ведь благодаря техническому прогрессу со временем появляются новые сферы деятельности. Поэтому можно уверенно сказать, что в человеческом обществе сфера образования будет существовать всегда.
Метод обучения
За всю историю школ метод обучения никогда не менялся: обучение производилось с помощью учителя. Учитель преподает учебный материал и производит контроль усвоения. Обе учительские функции важны, без первой обучение невозможно, а без второй результат нельзя гарантировать. Поэтому не вызывает сомнения то, что обучение всегда будет производиться с учителем. Другое дело - кто будет учителем, и как учитель будет исполнять свои обязанности?
Например, учитель может работать неявно, или на его место может быть поставлена окружающая среда или ее модель. Также возможно, что на месте учителя человек будет заменен какой-нибудь автоматической системой. Но, при любых раскладах, учительские функции все равно кто-то должен будет исполнять.
Форма обучения
Говоря о работе учителя, следует отметить, что ее можно построить бесчисленным количеством способов. Но какими бы способы ни были, они должны обеспечивать полноценный обмен информацией между учителем и обучаемым.
Сейчас наибольшей популярностью пользуется традиционная форма обучения, при которой учитель очно общается с учениками. Но традиционная форма обучения не лишена недостатков, которые ограничивают возможность вести учебный процесс. Проделав подробный анализ можно будет выявить все эти недостатки, но для уменьшения объема статьи анализ проводиться не будет, а будут просто перечислены некоторые проблемы, и будут указаны возможные решения.
1) Обучение производится в специализированных аудиториях, которые должны быть рассчитаны на размещение достаточно большого количества обучаемых. Необходимость иметь аудитории будет снята, если эффективность дистанционного образования приблизится к эффективности очного.
Так как обучение - это в первую очередь процесс обмена информацией, то и решения должны лежать в информационной плоскости. Необходимо, чтобы появились развитые средства передачи информации и появились средства эффективного вовлечения в учебный процесс. Работы над этим активно ведутся и уже сейчас есть возможность проводить эксперименты над формами заочного обучения.
Например, в Старой Пустыни, что находится в Нижегородской области, на базе летнего лагеря исследуется модель обучения посредством выделенного каждому ученику компьютера. Пользуясь беспроводной связью, ученик обращается к школьному Wiki-сайту и выполняет некоторую работу. Надо сказать, что модель обучения, принятая в Старой Пустыни, очень проста, что является как ее преимуществом, так и недостатком. Большего эффекта присутствия можно было бы добиться организуя вебинары.
Если идею дистанционного образования развивать смелее, то учеников можно собирать в виртуальных аудиториях. В этом случае традиционные школы можно будет заменить на школы размещенные в виртуальной реальности. К примеру, в игре "Second Life" уже сейчас некоторые западные институты проводят семинары и занятия. Очевидно, что широкое распространение трехмерных очков высокой четкости и распространение средств упрощенного манипулирования сделает эффект присутствия в виртуальном классе достаточно сильным.
Но особые перспективы есть у метода, при котором обмен информацией будет идти минуя органы чувств. Например, уже сейчас производятся искусственные глаза и уши для слепых и для глухих. Возможно, что в будущем эти "гаджеты" будут использоваться для создания прямого канала связи с учителем, некоторого третьего глаза и третьего уха. Возможно даже, что связь с учителем будет происходить уникальным способом и станет некоторым шестым чувством.
2) От профессионализма учителя зависит качество образования, а профессиональных кадров не хватает. По той же самой причине учитель вынужден одновременно обучать несколько десятков учеников, что практически лишает его возможности применять индивидуальный подход. Для искоренения проблемы необходимо увеличить количество высококлассных учителей и максимально автоматизировать работу преподавателей.
В данный момент проблема решается благодаря обучению новых учителей и проведению с ними регулярных курсов повышения квалификации. Но если остроту проблемы сбить получается, то искоренить нехватку хороших учителей при этом не удается. В результате, уровень образования, получаемого в отдаленных регионах и на селе, все еще недостаточно высок, и чем дальше, тем больше увеличивается разрыв между регионами в интеллектуальном потенциале.
Решить проблему можно создав полностью автоматизированную систему обучения с достаточно высоким уровнем обучающего функционала. Выпуская эту систему крупными тиражами можно будет, с одной стороны, ликвидировать разницу между регионами в уровне образования, а с другой - сократить расходы на обучение.
Следует отметить, что уже сейчас создано множество обучающих программ, но еще ни одна из них не смогла полноценно заменить человека. Необходимо и дальше формализовывать преподаваемые знания и процесс обучения, что поможет постепенно автоматизировать работу учителя. Некоторым шагом в эту сторону стало, например, введение системы ЕГЭ. При всех своих недостатках, ЕГЭ позволяет значительно сократить участие человека в проведении контрольных работ.
В дальнейшем можно будет надеяться на появление программ способных проводить полноценное обучение. Конечно, создать эти программы будет не очень просто, но, очевидно, создать их будет возможно. Ну, а люди, после того как они будут освобождены от текущей учебной работы, смогут переориентироваться на развитие обучающих программ.
3) Первоначальная неопытность обучаемых ограничивает возможность проводить практические занятия. Одно неосторожное движение практиканта может стать причиной трагедии. Например, на практических занятиях летчик может разбиться, а студент-медик может погубить пациента. Для того, чтобы избежать непоправимых последствий, практические занятия приходится откладывать на более поздний срок и процесс обучения затягивается.
Для решения проблемы необходимо создавать тренажеры наиболее приближенные к реальности. С их помощью требуется максимально реалистично воссоздавать условия труда и обеспечивать максимальную безопасность участников практики. В будущем количество тренажеров должно быть увеличено, а спектр тренируемых навыков должен быть расширен. Также очевидно, что обучаемый будет больше заинтересован в учебе, если у него расширятся возможности практиковать приобретенные знания.
4) Не все знания удается представить наглядно. Обучаемые зачастую не понимают суть и смысл предлагаемых им знаний. Потеряв нить рассуждения обучаемый теряет возможность сложить полученные знания в цельную картину. В этом случае учеба превращается, в лучшем случае, в зубрежку.
Чтобы избежать недопонимания, необходимо излагать материал в такой форме, чтобы ученик смог выстраивать максимальное количество ассоциативных связей с понятными ему явлениями.
Некоторые учителя так и пытаются вести обучение, но при этом они показывают в основном индивидуальное мастерство. Например, в 30-40-е годы физик Гамов Г.А. публиковал мини сериал о некоем мистере Томпкинсе. В рассказах Гамова физические явления описывались на бытовом уровне, что позволяло наглядно представить и строение ядра атома, и смысл теории относительности, и многое другое. В рассказах мистер Томпкинс помещался в выдуманный мир, где описываемые физические явления можно было сравнить с явлениями обыденными. По сути, Гамов мастерски превращал лекцию в роман. Безусловно, стиль описания способствовал усвоению материала, и нет сомнений, что в будущем процесс обучения должен будет активно эксплуатировать близкие ассоциации.
В частности, эксплуатация причинно-следственных связей позволит визуализировать картину будущего. То, как будет выглядеть обучение с визуализированным будущим, показано в кинофильме 2007 года "Пророк". В этом фильме главный герой как-то видел будущее, и видя это будущее, он мог корректировать свои действия в настоящем.
Список проблем, которые ограничивают возможность производить обучение, можно, наверное, и продолжить. Но, очевидно, список будет слишком длинным, а статься в результате полного перечисления станет излишне объемной, поэтому, чтобы сократить объем статьи, на этом перечисление будет закончено, а работа по восполнению пробела пусть будет проделана при более серьезном исследовании.
Практика обучения
Переходя от теории обучения к учебной практике также можно увидеть перспективы для модернизации. Например, сейчас образовательная система рассчитана на обучение людей. В будущем возможно расширение преподавательской практики на некоторые искусственные системы, например, на искусственные нейронные сети. Не исключено, что в будущем будут создаваться специальные учебные программы для роботов и что в будущих аудиториях роботы будут занимать место рядом с живыми людьми.
Новые категории обучаемых могут появиться и за счет экзотических существ, например, из других планетных систем. Впрочем, экзотики хватает и на Земле, ведь даже на Земле существует огромное количество живых существ способных к обучению. В частности, на обучении обезьян для выполнения неквалифицированного труда построен сценарий кинофильма 1972 года "Покорение планеты обезьян".
Как бы то ни было, но успешность обучения зависит от того, насколько хорошо известны реакции обучаемого на те или иные воздействия. Поэтому, необходимо будет собирать практический материал и составлять на его основе модель поведения обучаемого. Ориентируясь на составленную модель, можно будет выбирать наиболее эффективные учебные стратегии, и чем больше индивидуальных особенностей будет учтено, тем продуктивнее можно будет провести учебу. Поэтому, в будущем учеба будет начинаться с максимально полного изучения индивидуальных особенностей ученика.
Особые ситуации
Обучение не всегда бывает успешным. Иногда ученик не может или не хочет осваивать материал. Причин этому может быть много, но одни из них преодолеть возможно, а другие нет. В школе будущего все предпосылки ведущие к ухудшению успеваемости необходимо будет выявлять и, по возможности, преодолевать.
Сейчас для выявления проблем с учебой используется метод контроля успеваемости. Периодически проводятся контрольные работы, а также проводится выборочная оценка усвоения материала. На основе полученной информации делаются определенные выводы и производятся некоторые внушения.
Очевидно, что применяемый метод не позволяет осуществлять полноценный контроль, а поэтому можно легко пропустить момент, когда у отдельных учеников начинается отставание по успеваемости. Необходимо восполнить недостаток контроля и создать комплекс полноценного мониторинга, чтобы ни один из значимых факторов не остался упущенным.
Также в будущих школах потребуется расширить спектр методов повышения успеваемости. Сейчас мотивирование неуспевающего практически полностью возложено на совесть учителя, на сознательность ученика и на участие родственников. Очевидно, что эти меры недостаточны. В учебном процессе необходимо будет использовать более действенные методы стимулирования к учебе. Очевидно, что необходимо будет взять на вооружение весьма тонкие и весьма изощренные технологии. Ну, а существенную помощь в стимулировании окажет знание реакции обучаемого на те или иные воздействия.
В идеале, все препоны мешающие освоению материала должны будут преодолеваться. В этом случае результат обучения можно будет гарантировать и можно будет проводить продуктивное обучение вне зависимости от желания обучаемого. Появление в образовательной практике принципа гарантирования качества должно сократить спектр выпускных отметок до двух значений: "материал усвоен" и "материал не усвоен".
Вопрос цены
Сейчас учеба - это практически всегда обременительный процесс. Если подсчитать, сколько времени уходит на цикл обучения грамотного специалиста, то оказывается, что требуется потратить порядка 10-20 лет, чтобы человек смог стать профессионалом в некоторой узкой области. Получение всесторонних знаний и навыков, зачастую, оказывается задачей попросту непосильной. Но даже 10-20 лет - это колоссальное количество времени, оно составляет существенную часть средней продолжительности жизни человека. Велики затраты на обучение и в денежном измерении. Очевидно, что все расходы на получение хорошего образования необходимо будет существенно сократить.
Как это можно будет сделать? Путь сокращения издержек известен издревле: необходимо учесть все траты, и, по возможности, заменить расточительные элементы на более экономные, но не менее надежные и не менее функциональные.
Чем дальше будет идти прогресс, тем больше будет инструментов для оптимизации расходов. Некоторые элементы образовательной системы, которые поддаются оптимизации, рассмотрены выше, но очевидно, что в образовательной системе существуют и другие гибкие места. Выявить все эти места поможет подробный анализ учебного процесса.
Надо сказать, что удешевление стоимости образования происходит практически постоянно. Если в древние времена хорошее образование могли оплатить только редкие единицы, то сто лет назад учиться могли уже очень многие люди. К середине же XX века во многих странах образование стало всеобщим, а зачастую даже и обязательным.
Если говорить о финансовой стороне дела, то сейчас, например, в России средние расходы государства на обучение одного школьника составляют 2835 рублей в год. Высшее образование, конечно же, требует на порядок больше расходов, но и они не предельно велики.
Тем не менее, прогресс не стоит на месте, со временем появляются все новые и новые инструменты, которые оказывают помощь в уменьшении стоимости образования. Поэтому не вызывает сомнения то, что реальные затраты на обучение будут снижаться и далее. Другое дело, что лучшее - это враг хорошего, но это проблема скорее хорошего, чем лучшего. Очевидно, что современная образовательная система будет сопротивляться приходу обновленного конкурента. Но как только новая форма обучения покажет свое неоспоримое преимущество традиционные школы и ВУЗы будут вынуждены уйти в прошлое.
Как далеко можно продвинуться на пути сокращения расходов? Ответ зависит от тех пределов, в которых будет существовать система образования. С одной стороны, образовательные учреждения действуют в человеческом обществе и должны мириться с границами человеческих возможностей. С другой стороны, учебные заведения действуют в правовом поле и должны соответствовать нормам закона. Анализ указанных факторов, собственно, и даст ответ на искомый вопрос.
Но если учесть, что границы человеческих возможностей интенсивно расширяются, и что законы принимаются для регулирования жизни общества, а не для нанесения ему вреда, можно уверенно сказать, что все до сих пор существующие ограничения со временем будут сняты, и что расходы на учебу удастся сократить до весьма незначительных величин.
Что мы увидим в результате оптимизации? Здесь уместно вспомнить сцену из фильма "Матрица", в которой Нео обучался техникам восточных единоборств. Если современные школы борьбы потребовали бы от Нео потратить на обучение большую часть жизни, то в фильме процесс шел в автоматическом режиме и завершился за несколько часов.
Перспективы, которые нас ждут после появления компактных и очень эффективных обучающих систем, конечно же впечатляющие. Имея набор образовательных программ можно будет быстро менять сферу деятельности и быстро перепрофилировать людей на новые виды работ.
Также можно будет получать навыки только при необходимости. Ну, а курсы повышения квалификации будут проходить подобно обновлению программ на компьютере. Возможно, что обучение со временем станет столь же простым, как и копирование данных на компьютере. Возможно будет разработана технология непосредственной записи знаний в мозг человека, и история показанная в кинофильме 1990 года "Вспомнить все" может оказаться реальной.
Возможен и другой вариант, при котором к человеческому мозгу будет непосредствено подключено хранилище знаний и навыков. При необходимости они будут извлекаться из хранилища и применяться для того или иного дела. Развивая идею еще смелее можно допустить, что благодаря непосредственному подключению к мозгу, личность человека сможет мигрировать в искусственное тело, которые будет иметь улучшенные возможности к мышлению и усвоению информации.
Завершая статью про обучение следует отметить, что хорошая учебная программа всегда должна иметь завершающую стадию. Если оказывается, что во время практической работы человеку требуются постоянные консультации, то это свидетельствует о том, что учитель не дал полноценные знания или не привил достаточный набор навыков. Если между учителем и учеником не перерезать пуповину, то это породит проблемы обеим сторонам. Ученик не сможет избавиться от зависимости от учителя, а учитель и в дальнейшем будет вынужден тратить время и силы на консультирование уже обученных людей.
Учитывая, что мир со временем меняется, и что практически всегда может найтись место для освоения чего-нибудь нового, то оказывается, что учиться требуется всегда и всегда есть потребность в учителе. Решение проблемы заключается в том, чтобы давать обучаемому навыки самообразования. Если после окончания учебы человек для себя сам сможет выступать учителем, то это позволит ему обрести полную самостоятельность, а также не оставит его без возможности к самостоятельному развитию.
При определенных условиях, не останутся в накладе и учебные заведения. Давая полноценное образование они смогут избавиться от лишней работы и смогут рассчитывать на благодарность со стороны своих выпускников. Правда, во время учебы необходимо будет позаботиться о том, чтобы благодарность выпускников была соответствующей.
