Что такое фанфикшен. Дополнительные поля в «шапке» фанфика. Что представляет собой ориджинал? На примере одного подобного произведения

Произведение, написанное фанатами в качестве продолжения истории героев или же для раскрытия какого-то нетипичного направления этой истории. Фанфики можно найти по всем известным произведениям литературы, кино, сериалов, комиксов, их создают по сюжетам мультфильмов или аниме.

Обычно создают фанаты ради развлечения, для того, чтобы история любимых героев не заканчивалась в момент окончания книги или кино или для того, чтобы изменить некоторые сюжетные линии и истории персонажей. Фанфики создаются людьми разного возраста и в совершенно разных жанрах: прозе, в форме мини-рассказа или значительного по объему произведения, сравнимого с повестью или даже романом. Объединяет фанфики только одно: любовь авторов и читателей к созданному миру.

Фанфик, как видно из его , – несамостоятельное произведение, то есть создано по сюжету другого автора с использованием его героев, их характеров и сюжетных линий. Авторских прав фанфики не нарушают только в том случае, если их автор отказывается от всех прав и не извлекает коммерческой выгоды от распространения своих произведений. Лучше, чтобы в шапке фанфика, то есть сразу под его названием и кратким , этот отказ от прав был расписан.

Там же, в шапке, автор фанфика обычно указывает его рейтинг – для удобства читателей. Традиция рейтингов в фанфиков пришла из западных стран, где рейтинги произведениям литературы и кино начали ставить задолго до принятия подобного закона в России и странах СНГ. Поэтому в рейтингах фанфиков по старой привычке ставится западная : G – для всех категорий читателей, не содержит нецензурных выражений или подтекста, PG – для детей под присмотром родителей, PG-13 – не рекомендуется для читателей, младше 13 лет, R – для читателей до 17 лет только в присутствии родителей, NC-17 – не рекомендуется для читателей младше 17 лет.

Встает закономерный вопрос: ? Зачем столько трудиться над созданием фанфика, если от его распространения автор не получает гонорары, как настоящие писатели. Не лучше ли создать что-то свое и постараться опубликовать собственное произведение? Однако авторов в бурном море литературных произведений заметить не так-то просто. Поэтому добиться популярности получается далеко не у всех. Фанфики же дают таким авторам возможность быстро найти свою читательскую аудиторию и известность.

Кроме того, не все создатели фанфиков стремятся стать профессиональными писателями, так что для них написание произведений по мотивам их любимого романа или кино не более чем хобби. Впрочем, известны и другие случаи, когда писатели фанфиков использовали свои первые шаги в литературе для успешного старта писательской карьеры. Наиболее ярким примером будет звучать имя Эрики Леонард Джеймс, которая, создавая фанфик по известной серии книг, в конечном итоге превратила его в самостоятельное произведение «Пятьдесят оттенков серого» и стала всемирно известным автором романов.

Фанфик (Fanfic) – литературное произведение, порожденное заинтересованностью автора каноном. Автор фанфика не выдумывает для своего произведения мир и персонажей, а берет готовых из какого-либо произведения.

Канон - оригинальное произведение (книга, фильм, сериал, комикс, телешоу), мир и герои которого используются для написания фанфика.

Ориджинал - оригинальное произведение, которое автор написал из своего воображения или на основе своего (чужого) жизненного опыта. Любое художественное литературное произведение, не являющееся фанфиком, является ориджиналом. В отличие от фанфика, авторские права на ориджинал принадлежат автору в полной мере.

Поля шапки фанфика

Персонажи - перечисляются главные персонажи произведения. Можно указать отдельных персонажей (заполняется одна запись на строку, вторая и третья оставляются пустыми), а можно указать пейринг (Pairing) - позволяет определить, отношения каких персонажей оказываются в центре повествования, если два или три персонажа записаны через слэш (косую черту), это обозначает, что в произведении они находятся в романических/сексуальных отношениях.

Рейтинг (Rating) – неформальная система определений, принятая для того, чтобы дать читателю представление о том, чего ожидать, а также о том, насколько содержание фанфика пригодно для определенных возрастных групп. Рейтинги берут начало в американской системе кинематографических рейтингов.

Размер - размер фанфика.

Жанр - жанр фанфика.

События - основные события или сюжетообразующие приемы фанфика. Ключевые слова.

Саммари - краткое описание фанфика. Некоторые авторы пишут саммари в стиле аннотаций к книгам - рассказывают кратко завязку фанфика, пытаясь завлечь читателя в стиле "прочитайте фанфик, чтобы узнать, что было дальше". Другие же авторы пишут в саммари своеобразный эпиграф, подчас используя для этого цитаты из песен или произведений других авторов. Хорошее саммари крайне важно - очень многие читатели пропускают произведения с невнятными, "не цепляющими" саммари.

Предупреждение - список особенностей фанфика, которые могут быть неприятны некоторым читателям.

Рейтинги

G (General) – безобидные фанфики, которые можно читать кому угодно.

R (Restricted) – фанфики, в которых присутствуют: ругательства, секс и/или насилие без графических описаний.

NC-17 (No Children) – самый высокий рейтинг. Обычно подразумевает, что в фанфике присутствуют графические описания секса и/или насилия. Эквивалентен обозначению Х в кино. На некоторых сайтах встречается рейтинг NC-21, но сложно придумать вещи, которые не стоит читать в 17, а только лишь после 21.

Размеры

Мини - до 50 килобайт

Миди - от 50 до 200 килобайт

Макси - свыше 200 килобайт

На нашем сайте установлено автоматическое ограничение на минимальный размер текста для миди и макси фанфиков. Так, при при изменении статуса фанфика на "Закончен", сайт проверяет размер текста. В случае, если фактический размер фанфика не соответствует установленному автором размеру (50 Кб для миди и 200 Кб для макси), размер меняется на меньший.
Килобайт = 1024 символа. Иными словами, 1 килобайт - это примерно одна тысяча знаков с пробелами.

Слэш (Slash) – фанфик, в котором присутствуют романтические и/или сексуальные отношения между мужчинами.

Фемслэш (Femslash) – фанфик, в котором описаны романтические и/или сексуальные отношения между женщинами.

Джен (Gen) – фанфик, не являющийся ни гетом, ни слэшем, ни фемслэшем, другими словами, тот, в котором не описываются и не упоминаются сексуальные взаимоотношения. Термин появился из сокращенного general audience, "любая аудитория", и восходит к системе рейтингов, принятых в кино.

Категория определяется по романтическим/сексуальным отношениями, которым в повествовании уделено больше времени и внимания. Если в произведении присутствуют в виде небольшого упоминания отношения из другой категории, может быть полезно указать соответствующее предупреждение.

Жанры

Action – фанфики с динамичным сюжетом, много действий, мало загадок и отношений героев.

Adventure - в фанфике много приключений.

Angst - это сильные переживания, физические, но чаще духовные страдания персонажа, в фанфике присутствуют депрессивные мотивы и какие-то драматические события.

AU

Comedy - комедия, все происходящее в фанфике от начала и до самого конца, надо воспринимать как шутку.

Crossover – смешение двух и более фандомов. Обычно герой(герои) одного фандома переносятся в мир другого фандома и там уже разворачивается сюжет фанфика (например, Гарри Поттер переносится в академию джедаев). Либо в мире какого-то фандома проявляются особенности мира другого фандома (в Хогвартс приезжает Антон Городецкий для инспекции и ознакомления с магическим миром Британии).

Darkfic - фанфик с огромным количеством смертей и жестокостей.

Deathfic - Фанфик, в котором один или несколько героев умирают.

Detective - детектив.

Drabble - отрывок, который может стать настоящим фанфиком, а может и не стать. Часто просто сцена, зарисовка, описание персонажа.

Drama – романтическая история с печальным финалом. Часто добавляют в описание фанфика, только из-за того, что конец фанфика «плохой».

Fairy-tale - сказка.

Fantasy - фэнтези, в мир канона фанфика примешиваются явления и персонажи из классического фэнтези.

First time - существует два определения данного жанра. Первый вариант - фанфик с упоминанием первого сексуального опыта персонажа. Второй вариант - описание событий, которые происходили до событий канона.

Fluff - это теплые отношения между персонажами, приятный, ни к чему не обязывающий, фанфик. Свет, радость и все такое.

General - общий жанр, предназначен для авторов, которые не знают к какому жанру отнести свой фанфик.

History - история, в фанфике играют значительную роль исторические факты, либо фанфик представляет из себя чью-то историю - "Послушайте, дети, сегодня я расскажу вам свою историю".

Horror - ужасы.

Humor – юмор, всем понятные шутки, а также то, над чем могут похихикать только фанаты, как правило, не понятное никому кроме них самих.

Hurt/comfort – фанфик, в котором один персонаж, так или иначе, страдает, а другой приходит ему или ей на помощь. Как и следует ожидать, этот тип фанфика тяготеет к ангсту.

Missing scene - потерянная сцена, фанфик заполняет какой-то пробел (по мнению автора) в сюжете канона.

Mysticism (мистика) - в фанфике важное значение имеют сверхъестественные происшествия или силы, не имеющие четкого определения/описания/обоснования.

Parody - юмор с изрядной долей иронии.

POV - повествование от первого лица одним из героев.

Pre-Slash - описание мужской дружбы, которая немного более тесная, чем просто дружба и автор предлагает читателю рассматривать эти отношения, как прелюдию к полноценному слэшу.

PWP - бессюжетное порно, незатейливый минимальный сюжет, где основной упор делается на постельные сцены.

Romance – фанфик о нежных и романтических отношениях.

Science Fiction - научная фантастика.

Sidestory - фанфик, раскрывающий какой-то момент в каноне, который автором канона описан парой предложений, а автор фанфика увидел там целую историю. Часто так называется фанфик с описанием приключений второстепенного персонажа, которые происходили параллельно событиям канона. Иногда сайдстори пишут уже даже не к канону, а к другим фанфикам.

Songfic – фанфик, в который вплетены слова песни. Стихи вводятся затем, чтобы создать особую атмосферу или подчеркнуть то, что находится между строк в самом рассказе. Неоднозначное произведение, так как выставляет читателю слишком много условий разом. Для адекватного восприятия сонгфика читатель, во-первых, должен знать использованную песню, во-вторых, проникаться от нее такими же чувствами, что и автор, и, в-третьих, не раздражаться от, то и дело мелькающих в тексте, стихотворных отрывков. Однако, как и любое другое произведение, хорошо написанный сонгфик может доставить немало удовольствия.

Thriller - триллер.

ЛитРПГ - мир живет по игровым законам, у персонажей (хотя бы у одного) есть виртуальный интерфейс, уровни развития, характеристики, умения. Часто присутствуют квесты, данжи, возрождение в случае смерти и другие артибуры ММОРПГ.

Омегаверс - специфическая реальность, в которой все люди делятся на три типа: альф, омег и бет. Альфа - это ярко выраженный доминирующий самец. Омега - пассивный персонаж, обладающий специфическими особенностями, одной из которых является "течка" - период сексуальной активности, когда омеге физически необходимо заниматься сексом с альфами, сопровождается выделением организмом омеги ферромона, притягивающего альф. Бета - просто человек, определение нужно только для того, чтобы не интересующие автора фанфика персонажи не вмешивались в отношения альф и омег. Так как данный жанр произошел из среды любителей слэша, женщины в фанфике могут вообще не упоминаться или просто быть, но не принимать никакого участия в повествовании. В данном жанре используется огромное количество физиологических и других допущений, невозможных в реальном мире и в мире канона, например, в подавляющем большинстве фанфиков упоминается мужская беременность.

События

Описание событий смотрите на странице "Энциклопедия" в каждом конкретном фандоме.

Предупреждения

AU - альтернативная реальность, обозначает, что мир фанфика серьезно отличается от канона.

UST (Unresolved Sexual Tension) - дословно переводится как "Нерешенная Сексуальная Напряженность". Герои произведения испытывают влечение друг к другу, но по каким-либо причинам не вступают в сексуальный контакт или даже в открытое романтическое взаимодействие.

БДСМ BDSM (Bondage, Domination/Discipline, Sadism, Masochism) – сексуальная практика, включающая в себя принуждение, сексуальное рабство, садомазохизм и иные действия, связанные с сознательным причинением боли или ограничением свободы с целью получения сексуального удовлетворения.

Гет - в виде предупреждения в произведении с основной категорией слэш/фемслэш/джен обозначает, что в произведении присутствуют описания гетеросексуальных отношений.

Групповой секс - в произведении присутствуют описания группового секса.

Изнасилование - в произведении присутствует описание принуждения к сексу с нанесением телесных повреждений.

Инцест - Incest - сексуальное взаимодействие между членами семьи.

Мужская беременность оно же MPREG (Male pregnancy) – слэш-рассказ, в котором, вопреки законам природы, один из героев беременеет.

Мэри Сью - в произведении присутствует идеальный герой, чаще всего в главной роли, которому всё даётся слишком просто. Обычно такой герой имеет яркие идеализированные черты внешности, уникальную нереалистичную биографию и потрясающие способности. Основная черта Мери Сью (персонаж может быть любого пола) - герой лучше всех во всём разбирается, ему всё удаётся, его все слушаются и он вообще не испытывает никаких проблем, только лишь сплошные приключения.

Насилие - в произведении присутствуют сцены насилия.

Нецензурная лексика - в произведении персонажи ругаются матом.

OOC Out Of Character (Вне характера) - автор осознаёт и сразу предупреждает, что характер персонажа не соответствует канону (или многих персонажей).

Принуждение к сексу - не изнасилование, а принуждение к сексу, психологическое или под угрозой расправы.

Пытки - в произведении описывается процесс пыток, взаправду, со всеми нелицеприятными подробностями.

Слэш - в виде предупреждения в произведении с основной категорией гет/фемслэш/джен обозначает, что в произведении присутствуют описания гомосексуальных отношений.

Смерть персонажа - кто-то из главных/второстепенных персонажей не доживёт о конца произведения.

Сомнительное согласие - в произведении играет важную роль (но не обязательно подробно описывается) сексуальный контакт, который произошел без явно выраженного согласия всех участников. Чаще всего подразумеваются сцены из разряда "так получилось" или "под давлением объстоятельств", но не переходящие черту принуждения к сексу.

Фемслэш - в виде предупреждения в произведении с основной категорией гет/слэш/джен обозначает, что в произведении присутствуют описания интимных отношений между девушками.

Другие сокращения и обозначения

Бета, Бета-ридер (Beta, Beta-reader) – человек, который читает фанфик перед публикацией и помогает сделать его лучше. Предложения беты могут касаться как простых вещей, вроде орфографии и пунктуации, так и более сложных – характеристик героев, удаления или добавления отдельных сцен, и так далее.

Дисклеймер (Disclaimer) – фраза в начале фанфика либо на первой странице сайта, посредством которой автор сообщает читателям (и в особенности правообладателю), что фанфик или сайт, о котором идет речь, был создан не с целью извлечения прибыли, и указывает, кому именно принадлежат права на использованных персонажей. На нашем сайте дисклеймер указан в самом низу каждой страницы.

Feedback/Reviews – отзывы, комментарии читателей.

Корректор/редактор - человек, в основном, отвечает только за исправление знаков препинания.

Сиквел (Sequel) - продолжение фанфика/рассказа и т.п.

Приквел - описание событий, которые случились с героями ДО фанфика. К примеру, книга, описывающая жизнь маленького Снейпа и времена мародёров, считалась бы приквелом к "Гарри Поттеру". Если бы Роулинг сочла нужным её написать

Round robin – фанфик, созданный группой авторов, каждый из которых по очереди пишет свой кусочек. Удачные round robins - большая редкость. Как правило, они отличаются резким переходом между частями и несогласованностью стиля, впрочем, некоторые умудряются извлечь художественную пользу даже из этого. Обычно round robin не представляет интереса ни для кого, кроме самих участников и их ближайших друзей.

Смарм (Smarm) – слегка пренебрежительное определение фанфика, в котором один персонаж дает понять, словом или делом, как важна для него его (разумеется, платоническая) дружба с другим персонажем. Такие фанфики – довольно редкое явление.

Сквик (Squick) – происходит от выражений "someone else"s kink" (“со странностями”) и “icky” (“неприятный”). Другими словами, это то, что может нравиться одним, но вызывает тошноту у других. В эту категорию входят и слэш, и BDSM, и некоторые отдельные пейринги, и многое другое. По большому счету термин напоминает нам о взаимной вежливости и необходимости уважать чужое мнение.

OC (НП - новый персонаж, НМП - новый мужской персонаж) - сокращение от Original Character, "Оригинальный персонаж".

OFC (НЖП - новый женский персонаж) – сокращенное Original Female Character, “Оригинальный женский персонаж”. Как правило, появляется в фанфике для романтических отношений с каноническим персонажем. Часто, но не всегда, превращается в Мэри Сью.

Spoiler (спойлер) - факты, упоминающиеся в каноне.

Ещё полезные материалы:

(Объяснение для родителей)

Одно из популярных современных хобби – фанфики. Кто-то любит их писать, а кто-то — читать, но так или иначе, почти все сегодня знают, что это такое. Вот только понимание этого термина в сознании большинства все же ошибочно. Чаще всего считается, что страсть к фанфикам – это влияние аниме. Но именно это абсолютно неверно. И, по сути, существовали эти произведения в различных формах задолго до появления самого слова в нашем лексиконе. Почему? Давайте разберемся.

Что же такое фанфики?

Это результат творчества фанатов того или иного произведения литературы, кино или другого вида искусства. Иногда персонажами фанфиков становятся и реальные личности, например, звезды кино, эстрады или политики. Это выдуманные поклонниками ситуации, подробности. Иногда это продолжение или предыстория полюбившегося произведения, иногда – «дополнительные эпизоды» или другой вариант развития событий.

Любое произведение «по мотивам» — и есть фанфик.

Чаще всего фанфики все же получают литературное воплощение. Это может быть короткий рассказ, эссе или даже роман с продолжением. А иногда – просто анекдот. Кстати, именно эта форма была широко распространена прежде, до появления сети Интернет. Ведь что такое, например, анекдоты про Штирлица или Василия Ивановича Чапаева? Те же фанфики… Хотите еще примеры? Вспомните замечательный мультфильм «Колобок», в котором главный персонаж остается цел, невредим и всеми горячо любим. Или шикарный мульт «Волк и семеро козлят на новый лад»? Да, любое творчество «по мотивам» и есть – фанфик.

Прежде всего, появление фанфиков – показатель популярности. Вряд ли кому-либо захочется освещать и додумывать события жизни никому неизвестного Васи Иванова. А вот фанфики про Гарри Поттера, например, или Наруто появляются сотнями чуть ли не ежедневно. Коммерческое направление этот вариант творчества получает крайне редко. Разве что это будет «самиздат». Ведь любое подобное произведение, по сути, нарушает авторские права создателей оригинала. Однако известны и такие случаи, когда «продолжение истории», созданное другим автором, имеет распространение практически наравне с оригиналом. Примером тому – роман Александры Рипли «Скарлетт», являющийся фанфиком бессмертного произведения Маргарет Митчелл «Унесенные ветром». Этот роман, как и его «начало», переведен на многие языки мира, расходится миллионными тиражами, имеет киноверсию.

Кто пишет фанфики?

Вспомним несколько уже отдаленную эпоху страны Советов: «А вот интересно, кто это у вас там сидит и сочиняет анекдоты?» — «А вот кто сочиняет, тот и сидит». К счастью, в настоящее время к творчеству фанатов относятся много лояльнее. Более того, для публикации произведений им всегда открыта всемирная паутина. Здесь не нужно искать издателя, платить деньги. Достаточно открыть в любой социальной сети дневник фанфиков и регулярно его пополнять. Скорость продвижения такого дневника будет зависеть лишь от таланта и амбиций создателя.

Многосерийные японские сериалы с огромным количеством персонажей располагают к созданию фанфиков.

Если анализировать эти дневники, чаще всего авторами их являются подростки. И, безусловно, значительная часть – это «анимешники». Ничего удивительного в этом нет. Многосерийные японские сериалы с множеством персонажей дают для этого благодатную почву. К примеру, сериал «Наруто Шипуден». Как можно предположить, что среди поклонников не появятся многочисленные и разнообразные фанфики «Саске + Хината», «Наруто + Сакура» и прочие любовные и около любовные пересечения? К этому располагает абсолютно все! Ведь всегда интересно, что было после фразы «Конец сказки», а когда эта сказка еще и не предполагает завершения в ближайшем будущем…

Те же самые примеры демонстрируют фанфики сериалов «Закрытая Школа», «Дневники Вампира», «Сумерки». Из этого перечисления ясно, что вдохновение исходит не только от аниме.

Но главное, что создатели фанфиков – творческие, художественно мыслящие люди, с тонким и ярким восприятием мира, со стремлением самовыражения и формулирования своего видения реальности. Безусловно, у каждого из них своя степень таланта и уровень грамотности. Но это – категории «тренируемые» при желании. Именно поэтому из числа таких фанатов иногда вырастают достаточно известные писатели, как Сергей Лукьяненко или Ник Перумов. Останется автор фанфика любителем, пишущим для забавы, или станет профессионалом – зависит только от его личностных качеств.

Как писать фанфики?

Из всего вышесказанного можно сделать простой вывод: фанфики могут быть крайне полезны. Можно сомневаться про категории «яой» или «хентай», но даже эти крайности могут оказывать положительное влияние на подростка. Важно лишь найти тонкую грань между эротикой и порнографией.

Фанфики — прекрасная возможность проявить чувство юмора.

В целом же можно рекомендовать родителям поддерживать подобное хобби своих детей. Пусть смотрят любимые сериалы, пусть самовыражаются в творчестве. Но при этом – поддерживайте в них мотивацию к росту, к развитию. Чтобы от одного рассказа к другому все выше была грамотность написания, все более стройным – сюжет. Результаты такого увлечения не заставят себя ждать улучшенными отметками в школе.

Кроме того, стоит уделять внимание содержанию того, что смотрит и пишет ваш ребенок. Вместе анализировать, находить параллели. Ярким примером может стать аниме-сериал «Тетрадь смерти», в котором четко прослеживаются идеи «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского. Покажите подростку эту общность, эти связи – и увидите, с каким интересом он возьмется читать достаточно сложное для восприятия школьника произведение.

Отнеситесь к творениям вашего сына или дочери со всей серьезностью. Помогайте прорабатывать образы, характеры, подбирать подходящие слова. Это поможет расширить лексикон ребенка, улучшит память, благотворно скажется на развитии интеллекта. И неважно, как он будет писать фанфики – с черновиком, сразу с публикацией на интернет-странице или как-то еще. Важно, чтобы это увлечение оказало на него максимум положительного влияния. Ну а неподдельный интерес к его творчеству и поддержка с вашей стороны обязательно укрепят добрые, доверительные отношения, поможет решить многие классические вопросы «отцов и детей». Что тоже может быть только к лучшему.

Творческие и коммерческие перспективы

Распространение фанфиков может рассматриваться, в зависимости от законодательства страны, в качестве нарушения авторских прав создателей оригинальных произведений, что ограничивает коммерческую ценность такого рода творчества. Именно поэтому подавляющее большинство подобных произведений создаются просто для забавы (или вообще ради шутки), редко доходя до «настоящей» публикации в серьёзном издательстве.

С другой стороны, первые произведения некоторых известных писателей-фантастов можно считать фанфиками. Среди них можно назвать имена Ника Перумова , Сергея Лукьяненко , Кирилла Еськова , Сергея Сухинова , Натальи Васильевой и Наталии Некрасовой .

В отдельных случаях, произведения, начинаемые как фанфик, постепенно перерождаются в собственную авторскую вселенную, в свою очередь, порождающие «фанфикшен по фанфикшену». Примером подобного может служить фэн-вселенная Fallout: Equestria, изначально зародившаяся как полупародийное сочетание вселенных Fallout и Дружба - это чудо. В настоящее время, данная фэн-вселенная усилиями ряда авторов породила несколько десятков самостоятельных произведений, включая новеллы крупного объёма. Тем не менее, сохраняющиеся проблемы с авторским правом, как правило, затрудняют публикацию даже такого «двойного» фанфикшена иначе как для некоммерческого распространения.

Смежные жанры

По мере роста фанатских возможностей, вызванного общим техническим прогрессом, качественные фанфики постепенно перестают ограничивать себя рамками одного только литературного творчества. Известен, например, короткометражный фильм «Star Wars: Revelations», снятый Panic Struck Productions на высоком техническом уровне по мотивам сюжета «Звёздных Войн » - это фанфильм.

Другим видом творчества фанов, напоминающим фэнфикшен, является фан-арт - рисование изображений по мотивам популярной живописи или мультипликации, создание новых художественных образов полюбившихся персонажей.

Оформление

Часто текст фанфика предваряется шапкой, информирующей о содержании произведения и его создателях:

Изредка в «шапке» есть графа «Персонажи » (Involving) - список всех героев, что задействованы в тексте.

Виды

Литературные фанфики, как и любые другие литературные произведения могут быть представлены в виде рассказов, повестей, романов, стихов, пьес. Нельзя сказать, что есть какая-то общепринятая классификация фанфиков. Но фанфики делят на категории по разным признакам, например:

  • По наличию в сюжете любовной линии:
    • «Джен » (от англ. general audience ) - любовная линия отсутствует или малозначима, «просто приключения». Термин появился из сокращенного «general audience», любая аудитория, и восходит к системе рейтингов, принятых в кино.
    • «Гет » (от «гетеросексуальный») - любовная линия определяющая, описываются отношения между разнополыми героями.
    • «Слэш », или «слеш » (от англ. slash - значок косой черты) - фанфик, в котором присутствуют романтические и сексуальные отношения между представителями одного пола, фанфик, содержащий описания или упоминания о гомосексуальном поведении или чувствах. Согласно легенде, термин произошел от обычая объединять персонажей наклонной чертой (слэшем) в графе пейринг.
      • Фем-слэш (англ. fem-slash ) - фанфик, в котором описаны романтические и/или сексуальные отношения между женскими персонажами.
  • По соответствию реалиям мира оригинала:
    • «AU » (от англ. Alternative Universal ) - есть значимые расхождения или даже противоречия с миром оригинала.
    • «не-AU » (не имеют специального жаргонизма) - расхождений с миром оригинала нет, или они спорны либо малозначимы.
  • По соответствию характера героев фанфика их характеру в оригинале:
    • «OOC » (от англ. Out Of Character ) - есть значимые расхождения или даже противоречия с характерами в оригинальном произведении.
    • «В характере » - расхождений с характерами героев в оригинале нет, или они спорны либо малозначимы.
  • По способу создания:
    • Обычный фанфик (не имеет специального жаргонизма).
    • «Round robin » и смежная с ним «ролёвка » - фанфик, созданный группой авторов, каждый из которых по очереди пишет свой кусочек. Как правило, они отличаются резким переходом между частями и несогласованностью стиля.
    • Сонгфик (англ. song-fic ) - фанфик, в котором пространно (занимает сравнимый с авторским текстом объём произведения) цитируется какая-либо песня (не авторства создателя фанфика).
    • Кроссовер (англ. crossover ) - фанфик, в котором используются реалии нескольких фэндомов одновременно.
  • По соответствию общему определению:
    • Собственно фанфик (не имеет специального жаргонизма).
    • RPF (англ. real person fiction ) - героями данных произведений являются реально существующие люди, как правило, знаменитости. Хотя RPF не подходит под строгое определение фанфика (используются не вымышленные персонажи), но по всем остальным признакам им является. Один из наиболее спорных с точки зрения морали и законности видов фанфикшена.
      • RPS (англ. real person slash ) - описываются гомосексуальные отношения между реальными людьми, не заявлявшими открыто о своей гомосексуальной ориентации.
    • Профанфик (англ. profic ) - профессиональные художественные произведения, в которых различные авторы описывают приключения героев в мире, созданном кем-то другим. Профанфики пишутся с целью извлечения прибыли, продаются в книжных магазинах и противопоставляются фанфикшену. В качестве примера можно привести книжные серии по вселенным «Dragonlance », «Star Wars », «Warhammer », или любой другой коммерчески успешной вселенной, авторы которой допускают франчайзинг . Как и RPF, не отвечает строгому определению «фанфика», но де-факто им является.
    • Филк (Filk) - фанфик в виде песни.
  • По наличию персонажей, придуманных автором фанфика:
    • Фанфик только с персонажами исходного произведения (не имеет специального жаргонизма).
    • OC (от англ. Original Character ), «Оригинальный персонаж » - с наличием персонажей, придуманных автором фанфика.
      • OFC (от англ. Original Female Character ), «Оригинальный женский персонаж ». Часто, но не всегда, превращается в Мэри Сью.
      • OMC (от англ. Original Male Character ), «Оригинальный мужской персонаж ». Часто, но не всегда, превращается в Марти Стью.
      • Вписка (англ. Self-insertation ) - так называют случаи, когда автор тем или иным образом «вписывает» себя в контекст своего фанфика. Не обязательно Мэри Сью или Марти Стью, но близкое явление.
      • Мэри Сью (англ. Mary Sue ), иногда Мэрисья или Машка - оригинальный персонаж, согласно общему мнению, являющийся воплощением либо самого автора, либо того, какой автор хотела бы быть (явление присуще только женским фанфикам). Мэри Сью обычно сногсшибательно прекрасны и неописуемо умны. Как правило, у них весьма необычный цвет глаз и волос, сложное мелодично звучащее имя, бурное прошлое и сверхъестественные способности. Обычно они появляются, затмевают всех прочих героев, ложатся в постель с героями канона, привлекательными для автора, а затем спасают мир. Вслед за спасением мира они либо выходят за канонического героя замуж, либо погибают героической смертью. Мэри Сью является пренебрежительным определением. Явление свойственно не только фанфикам, хотя определение появилось для героинь именно фанфикшена (некоторые литературные героини женщин-авторов по всем признакам подходят под определение Мэри Сью). Героиня, появившаяся как Мэри Сью, может в редких случаях стать полноправным OFC.
      • Марти Стью , он же Марти Стю (англ. Marty Stu ) или Морис Стю (Maurice Stu) (возможны любые мужские имена: Герти, Мэтти, вариации фамилий - Сью и Стю, иногда встречается пренебрежительный вариант Мерисей) - мужская ипостась Мэри Сью. Появляется затем, чтобы очаровать героиню. Встречается несколько реже средней Мэри Сью. Встречаются гетеро- и гомосексуальные Марти Сью (последние в слэш-фиках).

Жанры

Фанфики с любовной линией обычно делятся по так называемым «жанрам», видов которых довольно много. В принципе, многие «жанры» могут быть присущи и джену. Слово «жанр » в таком случае используется несколько вольно, имеется в виду общее «настроение» фанфика и некоторые сюжетные характеристики. Деление весьма условно.

Общие

  • Экшен , Экшн (Action) - фанфики с динамичным сюжетом, много действий, мало загадок и отношений героев.
  • Юмор (Humour) - юмористический фанфик.
  • Пародия (Parody) - пародия на оригинальное произведение.
  • Дарк или Даркфанфик (Dark, Darkfic) - рассказ с огромным количеством смертей и жестокостей.
    • Deathfic - фанфик, в котором один или несколько героев умирают.
  • POV (Point of view) - точка зрения, повествование от первого лица одного из героев.
  • Смарм (Smarm) - фанфик, в котором один персонаж дает понять, словом или делом, как важна для него дружба (без намека на романтические или сексуальные отношения) с другим персонажем.
  • TWT - в фанфике нарушена временная последовательность действия, много флешбеков.

Любовные

  • Романтика (Romance) - фанфик о нежных и романтических отношениях. Как правило, имеет счастливый конец.
  • Драма (Drama) - романтическая история с печальным финалом.
  • Ангст (Angst) - это сильные переживания, физические, но чаще духовные страдания персонажа, в фанфике присутствуют депрессивные мотивы и какие-то драматические события.
  • Флафф (Fluff) - это тёплые, ничем не омраченные отношения между персонажами.
  • Hurt/comfort - фанфик, в котором один персонаж, так или иначе, страдает, а другой приходит ему или ей на помощь.
  • Established Relationship (ER) - установившиеся отношения между героями.
  • PWP (Porn without Plot - дословно: порнография без сюжета ; или «Plot, what Plot?» - дословно: Сюжет? Какой сюжет? ) - бессюжетное порно, незатейливый минимальный сюжет, где основной упор делается на постельные сцены.

В фанфиках на сексуальную тему обычно присутствуют особые «пометки», например:

  • Ваниль (Vanilla) - фанфик, описывающий сексуальные отношения без BDSM (используется в сообществах, где основная масса подобных фанфиков использует садомазохистские мотивы).
  • Грейпфрут (Grapefruit) - обозначает фанфик, в котором присутствует насилие или принуждение к сексуальному акту. Согласно легенде, определение произошло от «g-rape-fruit».
  • Домашняя дисциплина (Domestic discipline) - фанфик, в котором присутствуют телесные наказания. Как правило, в таких фанфиках один из сексуальных партнеров избивает другого, когда тот (та) делает что-то неправильно. Иногда сокращается до DD. Это не то же, что BDSM, хотя обе категории тесно связаны.
  • Занавесочная история (Curtain story) - рассказ, как правило, слэш, в котором пара ведет себя преувеличенно по-домашнему, к примеру, отправляется в магазин покупать мягкую мебель.
  • Кинк (Kink) - от английского «странность, ненормальность, отклонение» и сквик (Squick) - происходит от выражений «someone else’s kink» («со странностями») и «icky» («неприятный»). Имеют близкие значения - пометка о том, что что-то в фанфике может шокировать читателя.
  • Лимон (Lemon) - насыщенное эротическое содержание. Соответствует рейтингу NC-17.
  • UST (Unresolved Sexual Tension) - герои испытывают влечение друг к другу, но по каким-либо причинам не вступают в сексуальный контакт или даже в открытое романтическое взаимодействие.

Размер (форма)

  • Макси (Max) - большой фанфик. Размер часто превышает средний роман. Примерно от 70 машинописных страниц.
  • Миди (Midi) - средний фанфик. Примерный размер: от 20 до 70 машинописных страниц.
  • Мини (Min) - маленький фанфик. Размер от одной машинописной страницы до 20.
  • Драббл (Drabble) - отрывок. Часто просто сцена, зарисовка, описание персонажа. Иногда под драбблом подразумевают короткую (в сто слов) историю, имеющую двойной подтекст и/или неожиданный конец.
  • Виньетка (Vignette) - очень короткая история, включающая в себя какую-то одну мысль (описание чувств, внутренний монолог, небольшое событие).
  • Фанфиклет (Ficlet) - короткий одночастный фанфик.

Серии

Обычные литературные термины применяются и для фанфикшена.

  • Дилогия (Ambilogy) - серия из двух фанфиков, как правило, два макси-фанфика.
  • Трилогия (Trilogy of novels) - серия из трёх фанфиков.
  • Сиквел (Sequel) - продолжение фанфика/рассказа и т. п.
  • Приквел - описание событий, которые случились с героями до событий другого фанфика.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Книга фанфиков. Российский мультифандомный фанфикшн-ресурс

Фанфикшн (fan – фанат, поклонник; fiction – прозаическая литература) – литературное творчество, основанное на образах из произведений, авторские права на которые принадлежат кому-то другому.

Откуда

У исследователей фанфикшна нет единого мнения о возникновении этого феномена, так что можете выбрать ту версию, которая кажется вам наиболее правдоподобной!

Возможно, изначально жанр зародился среди поклонников оригинального сериала «Звёздный путь» (он же – «Стартрек»), в числе которых было немало девушек из научно-технической среды. Они организовывали фанатские конвенции и своими силами издавали тематические журналы с рассказами о персонажах сериала, причём небольшая, но заметная часть этих рассказов касалась возможных сексуальных отношений между главными героями – капитаном Кирком и Споком.

А может, истоки фанфиков надо искать ещё в 19 веке, когда преданные почитатели произведений о Шерлоке Холмсе создавали клубы по интересам и писали свои версии приключений сыщика?

Почему бы не назвать одной из версий происхождения жанра приключенческие истории по мотивам книг и фильмов, которые каждый ребёнок, включая нас с вами, придумывал в детстве?

Изобретение интернета повлекло за собой появление удобных и доступных по всему миру площадок для общения поклонников, их число и сплочённость сильно возросли. Фанатские сайты стали бесплатной площадкой, объединившей людей, которые ходят читать новые истории о любимых персонажах, с людьми, готовыми такие истории писать.


Масштабы явления

Думаете, что аноним из интернета никогда не сможет по-настоящему прославиться и достичь успеха? Уверены, что творчество поклонников не нужно никому, кроме их узкого круга?

Ошибаетесь!

Написание фанатской литературы в последнее десятилетие из постыдного «клейма позора» на репутации начинающего автора скорее стала «знаком качества». Причина этого отчасти в том, что некоторые авторы, начинавшие с фанфиков, стали звёздами мирового масштаба.

Пожалуй, самый яркий пример – Э.Л. Джеймс, чьи «50 оттенков серого» выросли из фанатской повести по «Сумеркам». Разумеется, для соблюдения авторских прав писательнице пришлось убрать совпадающие имена, вампиров и прочие детали, явно выдававшие первоисточник, да и саму повесть она впоследствии убрала из сети.

Также и постоянно публикующиеся писатели не брезгуют использовать идеи фанатов для своих последующих произведений. Например, Рейнбоу Рауэлл фанфики по её книге «Фанатка» вдохновили написать сиквел «Продолжай».


Научное признание

Пару лет назад Анна Джемисон, профессор Университета Юты, опубликовала потрясающее исследование под названием «Фанфик: Почему фанатская литература завоёвывает мир», в написание которого внесли вклад представители многих фандомов (фанатских сообществ, посвящённых тому или иному произведению).

Её исследование подвело итог ранее написанным фанатами из академической среды книгам и статьям, которые объясняли поведение поклонников определённых произведений с научной точки зрения. Среди учёных, уделявших внимание этой теме, можно найти антропологов, психиатров, и, с недавнего времени, литературных критиков и филологов (к примеру, профессор Джемисон также является экспертом в творчестве Кафки).

Они изучали различные аспектам фанатского творчества – социальной, эмоциональной, эстетической уникальности, присущей фанфикам.

Вот только несколько тем, затронутых в этих трудах:

слэш и гомосексуальные «пейринги»,

(два персонажа оригинального произведения, связанные романтическими/сексуальными отношениями, в описании фанфика обычно обозначается через косую черту, например: «Кирк/Спок»)

особенности организации и иерархия в фанатских комьюнити,

отдельные фандомы и их уникальные черты.


Борьба с правообладателями

В этих книгах, однако, было немного самих фанфиков: даже напечатанный в университетском издательстве не для продажи сборник был невозможен ещё пять лет назад, ведь корпорации, владеющие авторскими правами на оригинальные произведения, угрожали судом в случае публикации фанатской литературы.

Вероятно, судебные иски были бы ими проиграны, ведь такая некоммерческая публикация при указании оригинального источника и его авторов, является вполне законной, но дело было в самом факте угроз. Теперь же некоторые из корпораций рассматривают фанфики как бесплатную рекламу, другие попросту сдались, ведь интернет слишком большой, чтобы его контролировать.

Если бы ситуация не изменилась, не были бы возможны и огромные сообщества фикрайтеров (авторов фанфиков) со своей внутренней солидарностью, конфликтами, мемами, нормами публикации, хотя бы просто потому, что владельцы авторских прав могли бы засудить авторов за действия, порочащие репутацию, учитывая, сколько среди фанфиков эротического и гомосексуального контента.

Один из ключевых моментов сдвига парадигмы произошёл в 2007 году с открытием онлайн-архива фанфиков Archive of Our Own («Наш Архив»), который стал основным местом публикации разнообразных фанатских работ (включая песни, комиксы, видео).

Этот ресурс стал «островком безопасности» для людей, объединённых общими целями, вкусами, работающих безвозмездно, неофициально, зачастую анонимно. По этим причинам, подобные ресурсы смогли оказать гораздо лучшее сопротивление правообладателям, чем их соперники, работающие на коммерческой основе.


Зачем люди пишут фанфики

Коппа, профессор литературы и театра в колледже Мюленберга, помогла основать «Архив». Её альманах «Читатель фанфиков» объединил истории, которые, на её взгляд, могут дать представление об этом феномене: сравнительно короткие произведения в рамках известных фандомов, с долей эротики, но без откровенно шокирующих извращений. Коппа также написала вступительное эссе, затрагивающее темы, которым посвящены фанфики. Рассказы в книге подобраны увлекательные, их интересно читать, даже если вы не знакомы с героями, это глубокие, качественные произведения.

Их можно было бы легко переделать в рассказы, не связанные с определённым фандомом. Но в этом случае потерялись бы внутренние, понятные только фанатам шутки, мотивация, атмосфера, которые наполовину делают рассказ таким классным.

Тут мы приходим к интересному вопросу, который состоит даже не в том, может ли фанатская литература быть хорошей в соответствии с общепринятыми литературными стандартами (конечно, может!), а в том, в чём и для чего фанфики особенно хороши.

Написать фанфик по любимой книге – всё равно, что вернуться в ресторан, в котором вам очень понравилось, или научиться готовить еду, которую там подают.

  • Это отправная станция, своеобразный инкубатор. Писатели, начинающие с фанфиков, получают необходимую смесь одобрения и критики, что может вдохновить их на коммерческую публикацию «настоящих» книг.
  • Жёсткие рассказы служат своего рода «предохранительным клапаном»: в творчестве человек выражает тайные желания, которые гораздо меньше проявляются в его реальной жизни.
  • Творчество фаната может стать способом критики исходного текста, когда, например, меняя расовую принадлежность персонажа, фанат показывает, как изменилась бы история. Коппа в книге по этому поводу проводит аналогию с современными постановками Шекспира.
  • Фанфики, привлекая внимание, позволяют своим авторам и читателям задумываться над абстрактными, требующими рефлексии жизненными вопросами.
  • Читателю гораздо интереснее читать рассуждения любимых героев, чем каких-то неизвестных персонажей, которых автор только что выдумал.
  • Рисуя образы персонажей, которых люди уже хорошо знают и о чьих дальнейших приключениях уже хотят почитать, авторы-непрофессионалы могут найти отзывчивую аудиторию из незнакомых и непредвзятых читателей. В истории нашей цивилизации ещё не существовало более прямого пути для начинающих писателей к потенциально заинтересованным читателям.

«Все истории – правда, даже те, которые вы выдумываете в детстве», – говорит персонаж фанфика за авторством KaydeeFalls по фандому «Доктор Кто».

Но не все истории интересны другим людям. Если у вас получится переработать свои воспоминания, размышления или фантазии о переезде, смене пола, выходе на пенсию в рассказ о Брюсе Уэйне и Дике Грейсоне, возможно, людям, которым не безразличны Бэтман и Робин, появится дело и до ваших мыслей и жизненного опыта.

КСТАТИ. В России почитать чужие и выложить свои фанфики можно на сайтах: https://ficbook.net и http://fanfics.me . Поклонникам Гарри Поттера стоит заглянуть на сайт http://hogwartsnet.ru . Почитатели саги «Сумерки» найдут единомышленников на https://twilightrussia.ru .

Фикрайтерство часто скрывает имя автора и даёт ему же окрыляющее чувство равенства всех писателей в сообществе. Восприятие новичка как «дерзкого выскочки» остаётся далеко в мире коммерческих издательств и престижных романистов, отношение скорее можно описать лозунгом поэтов-авангардистов 70х годов: «Впахивай, чтобы изменить язык и никогда не прославиться».

Фикрайтеров можно сравнить с американским инди-роком до группы Nirvana, с той лишь заметной разницей, что фанфики пишут в основном женщины.

Если вы привыкли читать старомодные прозаические сборники, и в то же время открыты идее о том, что фанфики – новая и важная часть литературы, обладающая уникальными преимуществами, вы будете очарованы сборником «Читатель фанфиков» ещё до того, как прочтёте его. Однако люди, которые живут и дышат фикрайтерством, смотрят на это иначе.

Надеемся, что многие читатели после этой статьи посетят сайты с интересующими их фандомами, и, возможно, попробуют не только читать фанфики, но и писать сами!

Поэтому у нас конкурс.

Напиши фанфик на тему книг «Игра престолов» и пришли его на почту [email protected].
Объём – 3000 знаков.



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.