Особенности пространственного мышления. Развиваем пространственное мышление Психологические занятия для детей пространственное мышление


Пространственное мышление – одна из важных составляющих интеллекта. С его помощью мы можем ориентироваться в пространстве, решать геометрические задачи, представлять предметы в трехмерном измерении. Да и не у всех оно развито в одинаковой степени. Сегодня подробно поговорить про пространственное мышление и разберемся, как можно его натренировать.

Пространственное мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности, с помощью которого возможно создание трехмерных образов и действия с ними в процессе решения всевозможных задач. Другими словами, это способность человека представить объект во всех его деталях и проявлениях и каким-либо образом трансформировать этот объект.

Дети с развитым пространственным мышлением часто преуспевают не только в геометрии, черчении, химии и физике, но и в литературе! Пространственное мышление позволяет создавать в голове целые динамические картины, своего рода кинофильм, основанные на прочитанном отрывке текста. Такая способность существенно облегчает анализирование художественной литературы и позволяет сделать процесс чтения намного более интересным. И, конечно же, пространственное мышление незаменимо на уроках рисования и труда.

С развитым пространственным мышлением становится гораздо легче читать чертежи и карты, определять местонахождение и представлять схему движения к цели. Это просто необходимо любителям спортивного ориентирования, а всем остальным существенно поможет в обычной жизни в условиях города.

Пространственное мышление развивается с раннего детства, когда ребенок начинает совершать свои первые движения. Его формирование проходит несколько этапов и заканчивается, примерно, в подростковом возрасте. Однако в течение жизни возможно его доразвитие и преобразование. Проверить уровень развития пространственного мышления можно с помощью небольшого интерактивного теста .

Типы оперирования пространственными образами


Выделяют три типа такого оперирования:

  1. Изменение пространственного положения образа. Человек мысленно может передвинуть объект без каких-либо изменений его внешнего вида. Например, передвижения согласно карте, мысленное переставление объектов в комнате, перечерчивание и т.д.
  2. Изменение структуры образа. Человек может мысленно каким-либо образом изменить объект, но при этом он остается неподвижным. Например, мысленное добавление одной фигуры к другой и их объединение, представление того, как будет выглядеть объект, если добавить к нему деталь, и пр.
  3. Одновременное изменение и положения, и структуры образа. Человек способен одновременно представить изменения во внешнем облике и пространственном положении предмета. Например, мысленное вращение объемной фигуры с разными сторонами, представление о том, как будет выглядеть такая фигура с той или другой стороны, и др.

Третий тип является наиболее совершенным и предоставляет больше возможностей. Однако для его достижения необходимо сначала хорошо освоить первые два типа оперирования. Представленные ниже упражнения и советы будут направлены на развитие в целом пространственного мышления и всех трех типов действий.

3D пазлы и оригами Складывание объемных пазлов и фигурок из бумаги позволяет формировать в голове образы различных объектов. Ведь перед началом работы следует представить готовую фигуру, чтобы определить качество и порядок действий. Складывание может проходить в несколько этапов:

  • Повторение действий за кем-то
  • Работа в соответствии с инструкцией
  • Складывание фигуры с частичной опорой на инструкцию (в случае, если ребенок забыл какое-то действие)
  • Самостоятельная работа без опоры на материал (может осуществляться не сразу, а после нескольких повторений предыдущих этапов)

Важно, чтобы школьник четко прослеживал каждое действие и запоминал его. Вместо пазлов можно также использовать обычный конструктор.

Действия с геометрическими фигурами


Делятся на два типа:

  1. С использованием наглядного материала. Для этого необходимо иметь несколько заготовок различных объемных геометрических фигур: конус, цилиндр, куб, пирамида и др. Задача: изучить фигуры; узнать, как они выглядят с различных ракурсов; накладывать фигуры друг на друга и смотреть, что получается и т.д.
  2. Без использования наглядного материала. Если школьник хорошо знаком с различными объемными геометрическими фигурами и хорошо представляет, как они выглядят, то задания переносятся в мысленный план. Задача: описать, как выглядит та или иная фигура; назвать каждую ее сторону; представить, что будет при наложении одной фигуры на другую; сказать, какое действие нужно осуществить с фигурой, чтобы превратить ее в другую (например, как превратить параллелепипед в куб) и пр.

Перечерчивание (копирование) Задания этого типа идут по нарастанию сложности:

  1. Простое перечерчивание фигуры. Перед учеником стоит макет/образец фигуры, который ему необходимо перенести на бумагу без изменений (размеры и внешний вид должны совпадать). Перечерчивается отдельно каждая сторона фигуры.
  2. Копирование с добавлением. Задача: перечертить фигуру без изменений и добавить к ней: 5 см в длину, дополнительную грань, другую фигуру и т.п.
  3. Масштабируемое перечерчивание. Задача: скопировать фигуру с изменением ее размера, т.е. начертить в 2 раза больше чем макет, в 5 раз меньше чем образец, убавив на 3 см каждую сторону и т.д.
  4. Копирование из представления. Задача: представить объемную фигуру и нарисовать ее с разных сторон.

Представления В качестве объектов представления будут выступать отрезки и линии. Задачи могут быть самыми разнообразными, например:

  • Представь три разнонаправленных отрезка, мысленно соедини их и нарисуй, получившуюся фигуру.
  • Представь, что на два отрезка наложили треугольник. Что получилось?
  • Представь две сближающиеся линии. В каком месте они пересекутся?

Составление чертежей и схем Могут осуществляться с опорой на наглядный материал или с опорой на представляемые объекты. Составлять чертежи, схемы и планы можно по любому предмету. Например, план комнаты с отображением расположения каждой вещи в ней, схематическое изображение цветка, чертеж здания и пр.

Игра «Угадай на ощупь» Ребенок закрывает в глаза и получает какой-то предмет, который может ощупать. Объект должен иметь такие размеры, чтобы школьник имел возможность изучить его целиком. На это отводится определенное количество времени в зависимости от возраста ученика и объема предмета (15-90 секунд). По истечении этого времени ребенок должен сказать, что именно это было и почему он так решил.

Также в игре можно использовать разные виды ткани, схожие по форме фрукты (яблоки, нектарины, апельсины, персики), нестандартные геометрические фигуры и другое.

Игра «Муха в клетке» Для этой игры потребуется не менее трех человек. Два непосредственно участвуют в игре, а третий отслеживает ее ход и проверяет конечный ответ.

Правила: два участника представляют решетку 9 на 9 квадратов (пользоваться графическим изображением нельзя!). В правом верхнем углу находится муха. По очереди делая ходы, игроки перемещают муху по квадратам. Можно использовать обозначения движения (вправо, влево, вверх, вниз) и число клеток. Например, муха передвигается на три клетки вверх. Третий участник имеет графическую схему решетки и обозначает каждый ход (каждое перемещение мухи). Далее он говорит «Стоп» и другие игроки должны сказать, где, по их мнению, находится муха в данный момент. Выигрывает тот, кто правильно назвал квадрат, где остановилась муха (проверяется по схеме, которую составил третий участник).

Игру можно усложнить, добавив количество клеток в решетку или такой параметр, как глубину (сделав решетку трехмерной).

Графические задания-тренажеры Выполняются на глаз без использования каких-либо вспомогательных предметов (линейки, ручки, циркуля и т.д.).

1. На какую отметку должен переместиться человек, чтобы падающее дерево не задело его?

2. Какая (какие) из фигур сможет (смогут) пройти между объектом А и объектом Б?


Картинка из книги Посталовского И.З. «Тренировка образного мышления»

3. Представь, что овалы на картинке – это машины. Какая из них раньше окажется на перекрестке, если скорость передвижения машин равна?


Картинка из книги Посталовского И.З. «Тренировка образного мышления»

4. Восстанови часть фигуры, которую закрыла линейка.


Картинка из книги Посталовского И.З. «Тренировка образного мышления»

5. Определи, куда упадет шар.


Картинка из книги Посталовского И.З. «Тренировка образного мышления»

На сайт дети развивают логическое и пространственное мышление, внимание и память.

Как развить пространственное мышление ребенка?

Делимся классными идеями: как «прокачать» образное и трехмерное мышление и развить воображение. Навязанные знания усваиваются плохо. Поэтому стимулировать объемное мышление у ребенка лучше с помощью повседневных задач, занимательных заданий, специальных задач на пространственное мышление и в играх.

  • Складывайте с ребенком фигурки в технике оригами, собирайте пазлы (в том числе трехмерные), лепите из пластилина, вырезайте из бумаги симметричные предметы или снежинки, играйте в настольные игры (танграм, шашки, шахматы, нарды, «бродилки», стратегии, Дженгу). Рисуйте с ребенком планы - местности, помещения.
  • Разгадывайте загадки : они учат ребенка мысленно воспроизводить предмет по его признакам, тем самым выстраивать образ.
  • Объясните ребенку как легко определить стороны света возле вашего дома: где восходит солнце, где вы наблюдали закат. Гуляете пешком в знакомых местах - предложите представлять, куда вы направляетесь (север, юг, запад, восток).
  • Выходите на улицу - спрашивайте мнение ребенка, как лучше добраться до нужного места.
  • Позволяйте помогать вам собираться в дорогу. Чемодан, в который не помещаются вещи, - отличный тренажер трехмерного мышления.
  • Прячьте «клады» и предлагайте находить их по картам, схемам.

Оптимальный подход - комбинированные занятия в форме игры. Тренируйте пространственное мышление «на местности» и выполняйте специальные развивающие задания.

Задачи и задания на пространственное мышление

В помощь родителям мы составили подборку самых доступных заданий для развития пространственных представлений у ребенка. Но это лишь начало. Самое интересное смотрите дальше!

Простые задания «с бумагой и ручкой» (4+)

  • рисовать фигуры из точек (повторяя образец);
  • повторять узоры, орнаменты и фигуры, состоящие из линий;
  • сравнивать фигуры по размеру и форме;
  • дорисовывать вторую (точно такую же, но в зеркальном отображении) половинку картинки;
  • писать математические диктанты;
  • соединять точки по цифрам;
  • перечерчивать фигуры, внося изменения (например, увеличивая или уменьшая размер, добавляя детали), - или по памяти;
  • зеркально отображать любые рисунки, буквы, цифры;
  • рисовать по инструкции («нарисуй маленький квадрат в правом верхнем углу листа»);
  • проходить лабиринты («помоги зайцу добраться до морковки, но не попасть в лапы к волку»);
  • играть с рамками-вкладышами;
  • составлять узнаваемые предметы (кошку, домик, грузовик) из геометрических фигур разного размера;
  • рисовать чертежи и схемы различных предметов;
  • описывать на картинках местоположение героев и предметов, используя предлоги (в, над, под, между, у);
  • мастерить поделки, в том числе объемные, - требующие активного измерения и соотнесения частей целого.

Главное при выборе - интерес со стороны ребенка.

А.Л. Венгер предлагает стимулировать детское трехмерное мышление с помощью задания «Машина едет по дороге».

На листе бумаги нарисована дорога: она может быть прямой и широкой (простой вариант для «начинающих») или извилистой и узкой. У одного конца дороги нарисована машина, у другого - домик. Ребенок должен, не отрывая карандаша или ручки от бумаги, «провезти» машину до дома (нарисовать ее траекторию). Вместо машины может быть бабочка, вместо дома - цветок, а вместо дороги - траектория полета бабочки, изображенная курсивом.

А.Э. Симановский придумал для развития детского объемного мышления упражнение «Попади карандашом в кружки».

Изобразите на листе бумаги (или найдите в интернете шаблон и распечатайте) ряды кружков диаметром 3 мм (для начала можно сделать более крупные кружки), расположите их пятью рядами по 5 кругов в ряду. Расстояние между кружками должно быть одинаковым, например, 1 см. Ребенку нужно, не отрывая предплечья от стола, как можно точнее и быстрее расставить точки во все кружки. При этом оговорите «методику»: либо точки нужно проставлять слева направо в первой строчке, справа налево во второй и т.д.; либо пусть ребенок ставит точки сверху вниз в первом столбце, снизу вверх во второй и т.д.

Занимательные онлайн-задания для детей с 5 лет

Увлекательная и понятная ребенку тренировка трехмерного мышления - онлайн-задания и игры. Авторская коллекция заданий с ответами и пояснениями сэкономит родителям десятки часов и освободит от поисков подходящих занятий. Наглядный материал поможет ребенку создавать собственные зрительные образы. Приятный бонус: озвучка заданий помогает ребенку научиться читать .

Мы создали сотни занимательных задач на развитие пространственных представлений и тренировку объемного мышления. Есть задания «прямого» действия: сравнить фигуры, найти тень, отражение, сосчитать кубики. И комплексные задачи, развивающие в первую очередь, логику и сообразительность, а также пространственное воображение: шахматы, последовательности, алгоритмы.

Такие задания идеально сочетают игровой и обучающий компоненты. Будущий первоклассник будет неосознанно, без усилий, но с интересом, желанием и спортивным азартом тренировать жизненно необходимый навык - пространственное мышление.

Простые игры на развитие пространственного мышления

Игра «Помести кошку»

Предложите ребенку представить какое-либо животное (кошку, слона, таракана) - пусть ответит, в какой предмет это животное уместится. В стакан? А в коробку от телевизора? Может, в проезжающий мимо грузовик?

Игра «Расставь правильно!»

Дайте ребенку различные предметы и предложите поместить-расставить их, следуя вашим указаниям: ближе (ближе чем), дальше (дальше чем), немного вперед, назад, слева от и т.п.

Игра «Метаморфозы»

Попросите ребенка нарисовать круг за квадратом, треугольник перед прямоугольником. Можно усложнить задачу: нарисовать цилиндр перед кубиком или изобразить домик с другой стороны, сверху, «разрезать» игрушечные гантели пополам и т.д.

Игра «Спецагент на задании»

Предложите ребенку внимательно осмотреть помещение, где он находится, и запомнить окружающие предметы. Затем задавайте вопросы, используя слова - указатели местоположения: какого цвета стол стоит слева от тебя? какой предмет находится прямо под люстрой? Эта игра еще интереснее на улице - там уже можно задействовать движущиеся предметы.

Игра «Рисунок на спине»

Рисуйте у ребенка на спине различные фигуры, затем предметы - пусть пытается угадать, что вы изображаете.

Игра «Муха»

В нее играют два человека, плюс один «наблюдатель». Игроки представляют - а наблюдатель расчерчивает - игровое поле: решетку размером 9 квадратов в длину и 9 в ширину. В левом верхнем углу нужно мысленно поместить муху. Игроки по очереди делают ходы, переставляя муху на разные квадраты, а наблюдатель отмечает эти ходы на игровом поле. Когда наблюдатель останавливает игру, каждый игрок называет квадрат, в котором, по его мнению, находится муха. Побеждает тот, кто назовет верно.

Игра «Маршрут движения»

Нарисуйте сложную схему улиц города (или просто возьмите карту). Объясните ребенку, что он - полицейский, выехавший из пункта А (покажите его на схеме) в пункт Б (тоже покажите). Ребенок должен проехать по маршруту, называя каждый поворот. При этом варианте игры активными словами будут «направо» и «налево». Затем «смените роль»: теперь ребенок - диспетчер, который отслеживает траекторию на карте. В описании маршрута должны появиться слова «вверх» и «вниз».

Игра «Волшебный мешочек»

Сложите в небольшой мешочек различные фигурки - лучше стереометрические (кубик, шарик и др.), но можно и игровые (пирамидки, матрешки и др.). Предложите ребенку на ощупь угадать, что в мешочке.

Объемное, трехмерное, образное мышление, пространственное воображение

Мы постарались немного разобрать отличия в понятиях. Впрочем, если с теорией все понятно, можно сразу .

Пространственное (объемное, трехмерное) мышление - это процесс, при котором человек осознает пространственные характеристики объекта (размер, форму, взаимосвязь компонентов и местоположение) и мысленно совершает действия с этим объектом (например, перемещая или преобразовывая его).

Объемное мышление использует сведения, которые поступают из органов чувств, обрабатывает их, активно используя память и логику. Оно непосредственно связано с образным мышлением, ведь обе разновидности пользуются визуализацией - навыком «нарисовать в уме» картинку.
Выдвигать пространственные гипотезы нам помогает воображение.

Что развивать - трехмерное мышление или воображение?

Отличие в деталях. «Картинка» трехмерного мышления - предельно достоверная. «Продукт» образного мышления чаще воображаемый, искаженный, воспринимаемый сквозь призму собственного опыта или эмоционально-окрашенный (например, если объект нравится - он представляется в воображении более привлекательным).

Пространственное мышление тесно связано с воображением: мы задействуем именно его, когда мысленно меняем, поворачиваем, передвигаем в пространстве трехмерные модели объектов. Мы не видим этих преобразований - но фантазируем о них. Развивая трехмерное мышление у ребенка, родители тем самым стимулируют, дают толчок воображению, в том числе творческому.

Человек от природы наделен трехмерным мышлением, но у одних из нас оно развито лучше, чем у других. По мнению ученых, частично это связано с наследственностью, но иногда - с отсутствием соответствующего опыта и «тренировок». Начинать заниматься можно буквально с 3-5 лет, но необходимо ориентироваться на возрастные этапы развития пространственного мышления .

Как пространственное мышление поможет будущему первокласснику

Умение задействовать объемное мышление, в бытовом понимании - «ориентироваться в пространстве», - навык предельно практический.

Ребенок с развитым пространственным мышлением:

Хорошо ориентируется на местности. Он быстро запомнит расположение кабинетов в школе, не заплутает в коридорах, самостоятельно найдет выход из торгового центра или музея, будет уверенно чувствовать себя на экскурсиях с классом и при посещениях театра, выйдет на нужной остановке из транспорта (а если совершит ошибку - легко поймет, как ее исправить, и понятно объяснит взрослому, где он находится).

Так называемый топографический кретинизм - не миф, не модный термин и не болезнь, а результат недостаточно развитого пространственного мышления. Чтобы ваш ребенок не «блуждал в трех соснах» с незавидным постоянством, тренируйте объемное мышление с самого детства!

Успешен в спорте. Для многих видов спорта (баскетбол, теннис, футбол, боевые единоборства и др.) нужен хороший глазомер, умение точно и быстро оценить расстояние и взаимное расположение в пространстве объектов - и соответственно рассчитать свои силы.

Знает, где у него что лежит. Люди с развитым объемным мышлением умеют рационально организовать свое жизненное пространство. Ребенок знает, где каждая конкретная вещь - в комнате или в школьном ранце.

Получает хорошие оценки по рисованию и труду. Трехмерное мышление помогает достоверно изображать предметы на бумаге (рисование, черчение, аппликация) и в виде объемных поделок.

Часто выигрывает у сверстников в шахматы, шашки, … а также компьютерные игры (бродилки-стрелялки), тетрис - в результате пользуется заслуженным авторитетом.

Охотно учится. Пространственное мышление помогает представлять процессы, действия, предметы наглядно, в том числе в динамике. Благодаря визуализации процесс любого обучения становится увлекательным, а следовательно - более эффективным.

Любит читать. Или хотя бы относится к чтению по школьной программе без острой ненависти. Трехмерное мышление помогает представлять сюжет, как наяву (или как в кино), и литературные произведения лучше усваиваются.

Сконцентрированный, внимательный и хорошо запоминает информацию. Это приятные побочные эффекты развитого объемного мышления.

Успешно решает задачи по математике, особенно с геометрическим содержанием. В дальнейшем у него не будет трудностей и с черчением, физикой и астрономией. Химия, биология - тоже с большей вероятностью пойдут легко.

Теперь мы уверены, у вашего ребенка не будет проблем с пространственным мышлением. В статье про развитие способностей у детей мы поделились соображениями о других ключевых умениях и навыках, которым стоит уделить внимание уже в дошкольном возрасте.

Здравствуйте! Каждый ли уважаемый читатель различает право и лево? Неужели никто никогда не путается? Умеете ли вы безошибочно ориентироваться, даже оказавшись в незнакомом месте? Есть ли у кого-нибудь проблемы, возникающие при парковке машины? Нужно ли нам в век технических технологий пространственное мышление? На эти вопросы мы постараемся найти ответы.

Вообще, способность отличать левую сторону от правой, умение ориентироваться в пространстве, понимание значения пространственных предлогов «за», «перед», «на» — это еще не навык мыслить с пространственной точкой зрения. Здесь все сложнее.

Что понимается под пространственным мышлением?

Под ним имеют в виду особый вид мыслительного процесса, который задействован для решения проблемных задач, связанных с ориентацией в практическом (видимом), а также теоретическом (воображаемом) пространствах. Работая над исходными картинками, воспринятыми с помощью органов чувств, мышление видоизменяет их, трансформирует и, как итог, создает принципиально новые образы.

Этот вид мышления необходим для разрешения огромного количества современных задач, при которых GPS нас не спасает. Любая деятельность, работающая с пространственной структурой, требующая анализа пространственных свойств, отношений, не обходится без пространственного мышления. Архитекторы, дизайнеры, летчики, моряки, стилисты, модельеры и прочие профессии, связанные с пространственными объектами – все они нуждаются в развитом виде данного мышления. И даже врачи, которым необходимо усвоить расположение различных органов и зон в нашем организме!

На самом деле, я не знаю ни одного человека, которому ни разу не понадобился навык мыслить, используя категории пространства. Вы водите машину? Тогда это ваша тема. Может быть, вы против технического транспорта и используете велосипед? Но анализа окружающей местности все равно не избежать. Даже художники-абстракционисты используют в своих шедеврах геометрические фигуры.

Это вовсе не апофеоз пространственного образа мыслей. Это просто попытка показать, что без него современному человеку не обойтись. Под данным термином подразумевается достаточно сложный процесс, включающий логические умения, а также действия на восприятие, без которых образное мышление не может протекать. И тогда мы говорим о формировании пространственного воображения, создающего на базе адекватных образов мысли и управляющего ими.

Когда начинать развивать пространственные способности?

Ориентация в пространстве появляется уже у младенцев в тот момент, когда они начинают следить за двигающимися предметами, а также знакомиться с ближайшим своим пространством. На первое время пространственно-образное мышление не выделяется из предметно-манипулятивной деятельности, приобретая самостоятельность уже позже через сформированные образы.

К двум-трем годам ребенок способен различать некоторые плоские, а также объемные формы. К первому классу дети осваивают основные геометрические фигуры. Их пространственные способности зависят от научения, накопления опыта. Поэтому очень важно дать им хорошую мотивацию, заинтересовать, поддерживать их любопытство при помощи познавательных игр. Ориентация на местности у учеников одного возраста уже сильно отличается по уровню развития.

К сожалению, не у всех школьников дела с пространственным мышлением обстоят благополучно. У многих возникают проблемы с геометрией, черчением, астрономией. Это сигнал к тому, что следует обратить особое внимание на развитие логического мышления, пока эта возможность не упущена. К сожалению, лишь малая часть взрослого населения обладает развитыми пространственными способностями.


Упражнения и геометрические забавы

Развитие пространственного мышления можно начать с несложных занятий.

  1. Представьте, какие фигуры можно получить на пересечении двух отрезков. При каком случае после пересечения двух отрезков выйдет один? Лучше решить задачу, представив мысленно, не перенося на бумагу (если не получается, конечно, упростите себе жизнь – нарисуйте). Какие фигуры получатся, если наложить отрезок на треугольник? А если наложить друг на друга два треугольника? Эти простые вопросы могут быть использованы для обучения взрослых, а также детей.
  2. Намного сложнее задачи с представлением плоскости в нашем многомерном пространстве. Взрослый человек вполне может прорешать геометрические задачи из решебника или головоломки по черчению, а вот ребенку пригодятся конструкторы и объемные паззлы.
  3. Крайне полезно лепить различные объемные фигуры из глины/пластилина/соленого теста. А потом переносить их на бумагу. Вообще, постарайтесь больше рисовать! Для этого вам пригодится понятие перспективы.
  4. Хорошей идеей будет поиграть в компьютерные игры. Но не любая подойдет, а лишь те, где приходится управлять каким-либо двигающимся средством, вписываться в повороты, пролезать через узкие туннели, работать с картой. Могу посоветовать для этих целей «Alien vs. Predator» (в кампании за alien).
  5. Интересуйтесь географией. Познакомьтесь с картой мира в плоском и объемном варианте (с помощью глобуса).
  6. Выясните, как устроена Солнечная система.Плутон уже давно убрали из списка планет, а вы еще не знали? Самое время заняться астрономией. Изучение созвездий, кстати, будет отличной образной альтернативой работе с различными геометрическими фигурами.
  7. Рассматривайте гештальт-картинки (классический пример – ваза или профиль женщины). Это будет отличной тренировкой восприятия формы.

Занимаясь развитием своего пространственного восприятия, не забывайте, что время и пространство – связанные категории. Есть большая вероятность, что, улучшив свой тип мышления, вы перестанете опаздывать, сможете более грамотно распоряжаться своим временем, начнете все успевать.

Желаю приятных тренировок, прокачивайте свой мозг.

С уважением, Александр Фадеев.

Добавь в закладки: https://сайт

Привет. Меня зовут Александр. Я автор блога. Более 7-ти лет занимаюсь разработкой сайтов: блоги, лендинги, интернет-магазины. Всегда рад новым знакомствам и вашим вопросам, комментариям. Добавляйтесь в соц.сетях. Надеюсь блог вам будет полезен.

Пространственное мышление представляет собой вид мыслительной деятельности, в ходе которого создаются пространственные образы и происходит оперирование ими для решения задач. Развитие этого начинается с 3-4 лет. Даже после 30 лет человек может существенно улучшить свои способности представления образов в пространстве.

Ориентация в пространстве - это не просто умение найти дорогу в малознакомой местности, и не только безошибочное определение того, где «право», а где «лево».

Хорошо развитое пространственное мышление необходимо для освоения таких профессий, как архитектор, дизайнер, летчик, моряк, а также модельер. Везде, где нужно умение представлять образы, менять в воображении пространственные объекты, потребуется этот вид мышления.

Для того чтобы развить в себе данную способность, существуют несложные упражнения. Рассмотрим подробнее способы направленного на работу с пространственными объектами.

  1. Подумайте о том, какие фигуры получаются при пересечении двух отрезков? При каком условии при пересечении двух отрезков получится один?

Вы можете попробовать решить эту задачу мысленно, или для начала нарисовать данные отрезки на бумаге. Но старайтесь избегать рисования, так как оно упрощает задачу.

  1. Какие фигуры можно получить, если наложить друг на друга треугольник и отрезок?
  2. Какие фигуры получаются при наложении друг на друга двух треугольников?

Это достаточно простые задачи. Они могут быть использованы не только для взрослых, но и при обучении детей с целью развития такого качества, как пространственное мышление.

Более сложные задания связаны с представлением плоскости в Вы сами можете придумывать задания для себя и своего ребенка, используя более или менее сложные условия.

Кроме описанных упражнений, развитие пространственного мышления у детей включает игры с конструкторами, составление объемных пазлов и многое другое.

Развитие этой характеристики обязательно должно включать формирование правильных понятий о местонахождения предмета. Ребенок должен учиться называть словами место вещи по отношению к другим. Например, на вопрос, где находится игрушка, малыш 4 лет должен уметь ответить, что она, допустим, под кроватью или на стуле. Таким образом, очень важно сочетание чувственного опыта с развитием понятийного аппарата.

Во взрослой жизни, когда понятия уже сформированы, важным фактором будет умение воспроизводить мысленно различные предметы в пространстве относительно друг друга. Например, войдя в незнакомую комнату, внимательно осмотрите обстановку, а выйдя из нее, попробуйте зарисовать расположение предметов в ней как можно точнее.

Пространственное мышление помогает нам решать в уме сложные задачи. Например, если вам нужно определить, каким образом будет выглядеть новый шкаф в комнате, вам придется мысленно «вписать» его в интерьер, учитывая не только его размер и форму, но и цвет, а также расположение других предметов.

Пространственное мышление тесно связано с памятью. Например, способность запомнить, а затем мысленно воспроизвести расположение гостей за праздничным столом характеризует не только умение ориентироваться в пространстве, но и навык запоминания деталей.

Упражнения на развитие пространственного мышления очень полезны в любом возрасте. Поначалу многие люди испытывают затруднения при их выполнении, но со временем обретают способность решать все более сложные задачи. Такие упражнения обеспечивают нормальное функционирование головного мозга, позволяют избежать многих заболеваний, вызванных недостаточным уровнем работы нейронов коры полушарий.



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.