Да будет принят ваш хадж! Общие советы по пребыванию в Мекке и Медине

Ну-ка, - сказал он, наконец. - А теперь летите один.
Должно быть, у меня был взволнованный вид, потому что с минуту он смотрел на меня с внимательным добродушным выражением. Потом проверил, исправно ли работают приборы, и закрепил ремни в первой, теперь пустой кабине.
- Нормальный полет по кругу. Оторветесь, наберете высоту. Ниже полутораста метров не разворачивайтесь. Разворот, коробочка и на посадку.
С таким чувством, как будто это делаю не я, а кто-то другой, я вырулил на старт и поднял руку, прося полета. Стартер взмахнул белым флагом - можно идти. Я дал газ, и машина побежала по аэродрому...
Давно забыто было детское чувство досады, когда, впервые поднявшись в воздух, я понял, что такое полет. Тогда в глубине души мне все-таки казалось, что я полечу, как птица, а я сидел в кресле совершенно так же, как на земле. Я сидел в кресле, и мне некогда было думать ни о земле, ни о небе. Только на десятый или одиннадцатый самостоятельный полет я заметил, что земля расчерчена, как географическая карта, и что мы живем в очень точном геометрическом мире. Мне понравились тени от облаков, разбросанные здесь и там по земле, и вообще я догадался, что мир необыкновенно красив...
Итак, впервые я лечу один. Кабина инструктора пуста. Первый разворот. Она пуста, а машина летит. Второй разворот. С прекрасным чувством полной свободы я лечу совершенно один. Третий разворот. Нужно идти на посадку. Четвертый разворот. Внимание! Я убираю мотор. Земля все ближе. Вот она под самой машиной. Добираю ручку. Пробег. Стоп.
Кажется, это было сделано недурно, потому что даже наш сердитый инструктор одобрительно кивнул, я Миша Голомб за его спиной показал мне большой палец.
- Санька, ты молодец, - сказал он, когда мы присели покурить на пригорке, - честное слово! Между прочим, тебе письмо. Я сегодня был в Аэромузее, и сторож говорит: "Григорьеву. Может, передадите?"
И он протянул мне письмо. Это писал доктор Иван Иванович.

"Дорогой Саня! Очень рад, что ты хорошо себя чувствуешь. Однако напрасно ты пишешь, что я излечил тебя от "слухонемоты". Такой, брат, и болезни нету. "Немота без глухоты" - это так. Жду тебя с твоим самолетом, а то все приходится на собаках ездить. Так вот - насчет фотографии. Эту фотографию подарил мне штурман "Св. Марии" Иван Дмитриевич Климов. В 1914 году его привезли в Архангельск с отмороженными ногами, и он умер в городской больнице от заражения крови. После него остались две тетрадки и письма - что-то много, - по-моему, штук двадцать. Конечно, это была почта, которую он привез с корабля, хотя возможно, что некоторые письма он написал дорогой - его подобрала где-то экспедиция лейтенанта Седова. Когда он умер, больница разослала эти письма по адресам, а тетрадки и фотографии остались у меня. Раз ты знаком с семейством капитана Татаринова и намерен "представить правильную картину его жизни и смерти" (то есть, не семейства, очевидно, а капитана), тебя, понятно, интересует, что это за тетради. Это две обыкновенные ученические черновые тетради, исписанные карандашом, к сожалению, совершенно неразборчиво, так, что я несколько раз пробовал их прочитать и, наконец, отказался от этой мысли. Вот, кажется, и все, что я знаю. Это было в конце 1914 года, только что началась война, и экспедиция капитана Татаринова никого не интересовала. Тетради и фотографии и сейчас еще хранятся у меня - приезжай, то бишь прилетай, и читай, пока хватит терпения. Мой адрес: Заполярье, улица Кирова, 24.
Пожалуйста, пиши, интересный больной.

Твой доктор И.Павлов.
...Как сестра поживает? Печете ли вы еще картошку на палочках?"

Так я и думал! Фото осталось от штурмана. Доктор видел штурмана своими глазами! Того самого, который подписал: "с совершенным уважением штурман дальнего плавания И.Климов"! Того самого, который на всю жизнь поразил меня необыкновенными словами: "широта", "шхуна", "Фрам", и необыкновенной вежливостью: "спешу Вас уверить...", "надеясь вскоре увидеться с Вами..." Того самого штурмана, из письма которого я узнал, что экспедиция - это не только грязное подвальное помещение под почтой, а дальнее плавание, капитаны, плавучие льды.
Я решил, что сразу же после окончания школы поеду в Заполярье и прочитаю его тетради. Доктор "отказался от этой мысли". Он бы не отказался, если бы надеялся найти в них хоть одно слово, подтверждающее его правоту, если бы ему плюнули в лицо, если бы Катя думала, что он убил ее мать...
Должно быть, я начал говорить вслух, потому что у Миши Голомба, сидевшего на пригорке, был такой вид, как будто он собрался, наконец, удивиться.
- Мишка, - сказал я ему. - Кончим школу и айда на Север.
- Айда. А зачем?
- Нужно.
- Если нужно, айда!
- Значит, решено?
- Решено.
Впрочем, это было давно решено. Но на Север я попал только через три года.

Глава пятая
ТРИ ГОДА

Юность кончается не в один день - и этот день не отметишь в календаре: "Сегодня окончилась моя юность". Она уходит незаметно - так незаметно, что с нею не успеваешь проститься. Только что ты был молодой и красивый, а смотришь - и пионер в трамвае уже говорит тебе: "Дяденька". И ты ловишь в темном трамвайном стекле свое отражение и думаешь с удивлением: "Да, дяденька". Юность кончилась, а когда, какого числа, в котором часу? Неизвестно.
Так кончилась и моя юность. Но день, когда я понял, что совсем иначе смотрю на то, что составляло прежний смысл моих стремлений, - этот день я помню отлично...
Из Ленинграда меня послали в Балашов, и, только что окончив одну летную школу, я стал учиться в другой - на этот раз у настоящего инструктора и на настоящей машине.
Не запомню в своей жизни другой полосы, когда бы я работал с таким прилежанием.
- Знаете, как вы летаете? - еще в Ленинграде сказал мне начальник школы. - Как сундук. А для Севера нужно иметь класс.
Я изучил ночные полеты, когда сразу за стартом начинается тьма и все время, пока набираешь высоту, кажется, что ощупью идешь по темному коридору. Внизу на аэродроме ярко светится Т, и черное поле точно пунктирам обведено красноватыми огнями. Линия железной дороги мерцает сигналами разъездов, расставленных с необыкновенной ночной точностью, так не похожей на дневную. Темный воздух, невидимая земля. Но вот зарево появляется вдали, - еще несколько минут, и это не зарево, а город - тысячи огней, разноцветных, разнообразных... Фантастическая картина!
Я научился водить самолет вслепую, когда все вокруг окутано белой мглой и кажется, что ты летишь через миллионы лет в другую геологическую эпоху. Как будто не на самолете, а на машине времени ты несешься вперед и вперед!
Я понял, что летчик должен знать свойства воздуха, все его наклонности и капризы так же, как хороший моряк знает свойства воды...
Это были годы, когда Арктика, которая до сих пор казалась какими-то далекими, никому не нужными льдами, стала близка нам и первые великие перелеты привлекли внимание всей страны.
У каждого из нас был свой идеал летчика, и мы спорили без конца, доказывая, что А. летает лучше Л., а Ч. - лучше их обоих. Полковник американской армии Бен Эйельсон с продавленным своей же левой рукой сердцем, закутанный в национальный флаг, бы л только что переброшен летчиком С. в Америку, и этот перелет почему-то поразил наше воображение. Нет, это была еще юность!
Каждый день в газетах появлялись статьи об арктических экспедициях - морских и воздушных, - и я читал их с волнением. Всем сердцем я рвался на Север.
И вот однажды, - мне предстоял в этот день один из трудных зачетных полетов, - уже сидя в машине, я увидел в руках своего инструктора газету. А в газете я увидел то, что заставило меня снять шлем и очки и вылезть из самолета.
"Горячий привет и поздравление участникам экспедиции, успешно разрешившим задачу сквозного плавания по Ледовитому океану", - это было написано крупными буквами в середине первой страницы.
Не слушая, что говорит мне изумленный инструктор, я еще раз взглянул на эту страницу - мне хотелось прочесть ее одним взглядом. "Великий Северный путь открыт" - название одной статьи! "Сибиряков" в Беринговом проливе" - название другой! "Привет победителям" - третьей! Это было известие об историческом походе "Сибирякова", впервые в истории мореплавания прошедшего в одну навигацию Северный морской путь - путь, который пытался пройти капитан Татаринов на шхуне "Св. Мария".
- Что с вами? Вы больны?
- Нет, товарищ инструктор.
- Высота тысяча двести метров. Два глубоких виража в одну сторону и два в другую. Четыре переворота через крыло.
- Слушаю, товарищ инструктор!
Я был так взволнован, что чуть не попросил разрешения отложить полет...
Весь этот день я думал о Кате, о покойной Марье Васильевне, о капитане, жизнь которого таким удивительным образом переплелась с моей. Но теперь я думал о них иначе, чем прежде, и мои обиды представились мне в другом, более спокойном свете. Конечно, я ничего не забыл. Я не забыл мой последний разговор с Марьей Васильевной, в котором каждое слово имело тайный смысл, - ее прощание с молодостью и самой жизнью. Я не забыл, как на другой день мы со старушкой сидели в приемном покое, и дверь открылась, и я увидел что-то белое с черной головой и голую руку, свесившуюся с дивана. Я еще не забыл, как Катя отвернулась от меня на похоронах, и не забыл своих мечтаний о том, как мы встретимся через несколько лет и я брошу ей доказательства своей правоты. Я не забыл, как Николай Антоныч плюнул мне в лицо.
Но все это вдруг представилось мне как бы какой-то пьесой, в которой главное действующее лицо появляется в последнем акте, а до сих пор о нем лишь говорят. Все говорят о человеке, портрет которого висит на стене, - портрет моряка с широким лбом, сжатыми челюстями и глубоко сидящими в орбитах глазами...
Да, он был главным действующим лицом в этой истории, и если в ней так много места заняла моя юность, так это лишь потому, что самые интересные мысли приходят в голову, когда тебе восемнадцать лет. Он был великим путешественником, которого погубило непризнание, и его история выходит далеко за пределы личных дел и семейных отношений. Великий Северный путь открыт - вот его история. Сквозное плавание по Ледовитому океану в одну навигацию - вот его мысль. Люди, решившие задачу, которая стояла перед человечеством четыреста лет, - вот его люди. С ними он мог говорить, как с равными. Что же в сравнении с этим мои мечты, надежды, желания! Чего я хочу? Зачем я стал летчиком? Почему я стремлюсь на Север?
И вот так же, как в моей воображаемой пьесе, все вдруг расставилось по своим местам, и совсем простые мысли пришли мне в голову о моем будущем и о моем деле. Многое из того, что я знал о жизни полярных летчиков, как бы повернулось другой стороной, и я представил себе бесконечные полугодовые ночи за Полярным кругом, недели изнуряющего ожидания погоды, полеты над снежными горными хребтами, когда глаза невольно высматривают место для вынужденной посадки, полеты в пургу, когда не видишь крыльев своей машины, мучительную возню с запуском мотора на пятидесятиградусном морозе. Я вспомнил формулу одного из полярных летчиков: "Что значит лететь на Север? - Пурговать и греть воду". Я вспомнил страшные рассказы об арктических метелях, которые хоронят человека в двух метрах от дома.
Но разве испугались этих трудов и опасностей сибиряковцы, которые под парусами вывели потерявший винт ледокол к Берингову морю?
Нет, прав был Петя. Нужно выбирать ту профессию, в которой ты способен проявить все силы души. Я стремился на Север, к профессии полярного летчика, потому что это была профессия, которая требовала от меня терпения, мужества и любви к своей стране и своему делу.
Кто знает, может быть, и меня когда-нибудь назовут среди людей, которые могли бы говорить с капитаном Татариновым, как равные с равным?
Я отметил в памяти день, когда мне пришли в голову эти мысли, - 3 октября 1932 года.
За месяц до окончания Балашовской школы я подал заявление, чтобы меня послали на Север. Но школа не отпустила меня. Я остался инструктором и еще целый год провел в Балашове. Не могу сказать, что я был хорошим инструктором. Конечно, я мог научить человека летать, и при этом у меня не было ни малейшего желания ежеминутно ругать его. Я понимал своих учеников - мне, например, было совершенно ясно, почему один, выходя из самолета, спешит закурить, а другой при посадке показывает напускную веселость. Но я не был учителем по призванию, и мне скучно было в тысячный раз объяснять другим то, что я давно знал.
В августе 1933 года я получил отпуск и поехал в Москву. Литер у меня был до Энска через Ленинград, и меня ждали в Ленинграде и в Энске. Но я все-таки решил заехать в Москву, где меня не ждали.
У меня были дела в Москве. Во-первых, я должен был заехать в Главсевморпуть и поговорить о моем переводе на Север; во-вторых, мне хотелось повидать Валю Жукова и Кораблева. Вообще у меня было много дел, и я очень быстро доказал себе, что мне совершенно необходимо заехать в Москву...
Конечно, я совершенно не собирался звонить Кате, тем более, что за эти три года я только однажды получил от нее привет - через Саню - и все было давно кончено и забыто. Все было так давно кончено и забыто, что я даже решил позвонить ей и на всякий случай приготовил первую вежливо-равнодушную фразу. Но у меня почему-то задрожала рука, когда я снял трубку, и неожиданно я сказал другой номер - Кораблева.
Я не застал его, - он был в отпуске, - и незнакомый женский голос сообщил мне, что он вернется только к началу учебного года.
- Сердечный привет от его ученика, - сказал я. - Передайте, что звонил летчик Григорьев.
Я положил трубку. Это было в гостинице, и нужно было сперва вызывать город, а уже потом говорить номер, и я с тоской смотрел на телефон и не звонил - все думал. Что я скажу ей? Я не мог говорить с ней, как с чужим человекам.
И я решил сперва позвонить в Зоопарк Вале.
Но и Вали не было в Москве. Мне вежливо сообщили, что ассистент Жуков находится на Крайнем Севере и едва ли вернется в Москву раньше чем через полгода.
- А кто его спрашивает?
- Передайте привет, пожалуйста, - сказал я. - Это говорит летчик Григорьев.
Больше мне некому было звонить в Москве, разве только какому-нибудь секретарю из Управления гражданского воздушного флота. Но мне было не до секретарей. Я снял трубку и сказал:
- Город.
Город ответил, и я назвал номер.
Нина Капитоновна подошла к телефону, я сразу узнал ее добрый решительный голос.
- Можно Катю?
- Катю? - с удивлением переспросила Нина Капитоновна. - Ее нету.
- Нету дома?
- Дома нету и в городе. А кто ее спрашивает?
- Григорьев, - сказал я. - Не можете ли вы сообщить мне ее адрес?
Нина Капитоновна помолчала. Без сомнения, она не узнала меня. Мало ли Григорьевых на свете!
- Она на практике. Адрес: город Троицк, геологическая партия Московского университета.
Я поблагодарил и повесил трубку.
Больше я не мог оставаться в этом скучном номере совершенно один, а до двух часов, когда меня должен был принять секретарь Главсевморпути, было еще далеко. Я вышел и стал бесцельно бродить по Москве.
Никогда не следует одному бродить по тем местам, где вы были вдвоем. Обыкновенный сквер в центре Москвы кажется самым грустным местом в мире. Не слишком шумная, довольно грязная улица, которых было в Москве сколько угодно, наводит такую тоску, что невольно начинаешь чувствовать себя гораздо старше и умнее.
Как будто я сам через несколько лет спокойно заглянул себе в душу и оценил все - и ненужную горячность в делах, которые касаются самого дорогого на земле - человеческого сердца, и неуверенность в себе, преследующую меня, быть может, с тех пор, когда я был немым мальчиком и мир казался мне таким необъяснимо сложным. Мне казалось теперь, что во мне еще были последние черты этой немоты. Например, в своей любви я не сумел полностью высказать себя и промолчал о самом важном. Мне казалось, что моя любовь не удалась потому, что очень сложные обстоятельства обступили ее со всех сторон, - и это снова был тот же сложный мир, перед которым немым мальчиком я застывал в каком-то оцепенении.
Нет, все переменилось в моей душе, я чувствовал это! Я больше не был горячим мальчиком, стремившимся, не теряя ни минуты, доказать свою правоту. Я знал теперь, что мне нужнее всего - спокойствие и твердость.
С чувством грусти и жалости к самому себе я думал об этих годах моей юности и школьной любви. Теперь кончено было с юностью и любовь уже не та. Но, как и прежде, все было впереди, и я смотрел вперед с еще большей надеждой, чем прежде.
Я недолго пробыл в Москве. Меня очень вежливо приняли в Главсевморпути, потом в Управлении гражданского воздушного флота. Но нечего было и думать о Севере - так мне сказали - до тех пор, пока меня не отпустит Балашовская школа.
Только через полтора года мне удалось добиться назначения на Север - и то совершенно случайно. Я познакомился в Ленинграде с одним старым полярным летчиком, который хотел вернуться в центр: ему уже не по годам были тяжелые северные полеты. Мы обменялись. Он занял мое место, а я получил назначение вторым пилотом на одну из дальних северных линий.

Глава шестая
У ДОКТОРА

Нетрудно было найти этот дом, потому что вся улица состояла только из одного дома, а все остальные существовали только в воображении строителей Заполярья.
Уже темнело, когда я постучался к доктору, и как раз окна осветились, и чья-то тень задумчиво прошла за шторой. Мне долго никто не открывал, и я сам тихонько открыл тяжелую дверь и очутился в чистых, просторных сенях.
- Хозяева есть?
Никто не откликнулся. В углу стоял голик, и я почистил им валенки: снег был по колено.
- Дома кто-нибудь?
Никого. Только маленький рыжий котенок выскочил из-под вешалки, испуганно посмотрел на меня и удрал. Потом в дверях появился доктор.
Может быть, это невероятно с медицинской точки зрения, но он не только не постарел за эти годы, но даже помолодел и снова стал похож на того длинного, веселого, бородатого доктора, который в деревне учил нас с сестрой печь картошку на палочках.
- Вы ко мне?
- Доктор, я хочу пригласить вас к больному, - сказал я быстро. - Интересный случай: немота без глухоты. Человек все слышит и не может сказать "мама".
Доктор медленно поднял очки на лоб.
- Виноват...
- Я говорю: интересный случай, - продолжал я серьезно. - Человек может произнести только шесть слов: кура, седло, ящик, вьюга, пьют, Абрам. Больной Г. Описано в журнале.
Доктор подошел ко мне с таким видом, как будто собрался взять меня за язык или заглянуть в ухо. Но он просто сказал:
- Саня!
Мы обнялись.
- Прилетел все-таки!
- Прилетел.
- Ну, молодец! Летчик? Ну, молодец! Ну, молодец!
Он обнял меня за плечи и повел в столовую. Там стоял мальчик лет двенадцати, очень похожий на доктора. Он подал мне руку и сказал на "о": "Володя".
Здесь было светлее, чем в сенях, и доктор снова принялся рассматривать меня со всех сторон и на этот раз, кажется, с трудом удержался, чтобы действительно не заглянуть в ухо.
- Ну, молодец, - снова, раз десять повторил он. - А сестра? Где она? Тоже летает?
- От сестры сердечный привет, - сказал я. - Она художница, вышла замуж и живет в Ленинграде.
- Уже замужем? С косичками?
Я засмеялся. Саня в детстве носила косички.
- Ох, я старик, - со вздохом сказал доктор. - Приезжает маленький худенький мальчик, который ходил в больших рваных штанах, и оказывается - он летчик. Девочка с косичками - художница, вышла замуж и живет в Ленинграде.
- Иван Иваныч, честное слово, вы не переменились. Просто поразительно. Даже помолодели!
Он засмеялся. Ему было приятно, что я так говорю, и я потом весь вечер время от времени повторял, что он помолодел или, во всяком случае, нисколько не переменился.
Мы сидели за чаем, когда пришла жена доктора, Анна Степановна, высокая полная женщина, которая показалась мне похожей в своей малице и пимах на какого-то северного бога. Она сняла малицу и сменила пимы и все-таки осталась такой большой, что даже длинный доктор выглядел в сравнении с ней каким-то не очень длинным, не говоря уже обо мне. У нее было совсем молодое лицо, и она очень подходила к этому чистому деревянному дому, к желтому полу и деревенским половикам. В ней было что-то старорусское, как, впрочем, и в самом Заполярье, хотя это был совершенно новый город, построенный только пять-шесть лет тому назад. Потом я узнал, что она поморка.
Мы заговорили о Заполярье, и я узнал историю этого удивительного деревянного города с деревянными тротуарами и мостовыми - города, в котором самая почва состоит из слежавшихся опилок.
- Как дождь пройдет, кажется, что идешь по квартире, - сказала Анна Степановна. - Все полы, полы. И шоссе деревянное.
Оказалось, что доктор приехал в Заполярье с первым пароходом и весь город был построен у него на глазах.
- Здесь в двадцать восьмом году была тайга, - сказал он. - А вот на этом месте, где мы сейчас сидим и пьем чай, били зайцев.
- А теперь стоит один дом, - сказала Анна Степановна, - а улицу собирались построить, да так и не собрались.
- А театр, скажешь, плохой?
- Театр хороший.
- К нам в прошлом году приезжал МХАТ, - сказал Володя и покраснел. - Мы их встречали с цветами. Они удивлялись, откуда у нас цветы, а у нас сколько угодно.
Все посмотрели на него, и он еще больше покраснел.
- Володя любит театр, - сказала Анна Степановна, - и еще очень любит...
- Мама!
Доктор засмеялся.
- Мамочка, можно тебя на минуту? - грозно сказал Володя и вышел.
Анна Степановна тоже засмеялась и пошла за ним.
- Стихи пишет, - шепотом сказал доктор. - Нет, теперь, когда вспоминаешь, очень интересно, - продолжал он. - Это было здорово! Когда первый лесозавод строили - в газете вместо даты печатали: столько-то дней до пуска лесозавода. Двадцать дней. Девятнадцать дней. И наконец - один день! А первые самолеты! Как их встречали! А ты? - вдруг спохватился доктор. - Как ты? Что собираешься делать?
- Собираюсь летать.
- Куда?
- Еще не знаю. Планы большие, а пока буду возить в Красноярск пушнину.
- А планы - новая трасса?
- Да... Иван Иваныч, - сказал я, когда было съедено все, что было на столе, и мы принялись за очень вкусное самодельное вино из морошки, - помните ли вы те письма, которыми мы обменялись, когда я еще был в Ленинграде?
- Помню.
- Вы написали мне очень интересное письмо об этом штурмане, - продолжал я, - и мне, прежде всего, хочется узнать, сохранились ли его черновые тетради?
- Сохранились.
- Очень хорошо. А теперь выслушайте меня. Это довольно длинная история, но я все-таки расскажу ее вам. Как известно, не кто иной, как вы, в свое время научили меня говорить. Вот и расплачивайтесь.
И я рассказал ему все - начиная с чужих писем, которые когда-то читала мне вслух тетя Даша. О Кате я сказал только несколько слов - в порядке информации. Но доктор в этом месте почему-то улыбнулся и сейчас же принял равнодушный вид.
- ...Это был очень усталый человек, - сказал он о штурмане. - В сущности, он умер не от гангрены, а от усталости. Он истратил слишком много сил, чтобы избежать смерти, и на жизнь уже не осталось. Такое он производил впечатление.
- Вы говорили с ним?
- Говорил.
- О чем?
- По-моему, о каком-то южном городе, - сказал доктор, - не то о Сухуме, не то о Баку. Это у него была просто навязчивая идея. Все тогда говорили о войне: только что началась война. А он о Сухуме - как там хорошо, тепло. Должно быть, он был оттуда родом.
- Иван Иваныч, эти дневники, они у вас здесь? В этом доме?
- Здесь.
- Покажите.
Я часто думал об этих дневниках, и в конце концов, они стали казаться мне какими-то толстыми, в черном клеенчатом переплете. Но доктор вышел и через несколько минут вернулся с двумя узенькими тетрадочками, похожими на школьные словари иностранных слов. Невольное волнение охватило меня, когда я наудачу открыл одну из тетрадок:
"Штурману Ив. Дм. Климову.
Предлагаю Вам и всем нижепоименованным, согласно Вашего и их желания, покинуть судно с целью достижение обитаемой земли..."
- Доктор, но ведь у него превосходный почерк! Я читаю совершенно свободно!
- Нет, это у меня превосходный почерк, - возразил доктор. - Ты читаешь то, что мне удалось разобрать. Я в нескольких местах вложил листочки с прочитанным текстом. А все остальное - взгляни!
И он открыл тетрадку на первой странице.
Мне случалось видеть неразборчивые почерки: например, Валя Жуков писал так, что педагоги долгое время думали, что он над ними смеется. Но такой почерк я видел впервые: это были настоящие рыболовные крючки, величиной с булавочную головку, рассыпанные по странице в полном беспорядке.
Первые же страницы были залиты каким-то жиром, и карандаш чуть проступал на желтой прозрачной бумаге. Дальше шла какая-то каша из начатых и брошенных слов, потом набросок карты и снова каша, в которой не мог бы разобраться никакой графолог.
- Ладно, - сказал я и закрыл тетрадку. - Я это прочитаю.
Доктор с удовольствием посмотрел на меня.
- Желаю успеха, - сердечно сказал он.
Я остался у него ночевать, потому что стало темно, пока я сидел в гостях, и начиналась вьюга, а в Заполярье не принято выходить на улицу, когда начинается вьюга. Анна Степановна приготовила мне постель в Володиной комнате, на складной кровати, и я перед сном долго рассматривал Володю, который спал на боку, подложив под щеку аккуратно сложенные ладони. Во сне это был настоящий маленький доктор, только бороды не хватало. Складная кровать громко заскрипела, когда я сел на нее, собираясь снять сапоги. Он на мгновение открыл большие синие глаза и что-то пробормотал не просыпаясь.

Юность кончается не в один день – и этот день не отметишь в календаре: «Сегодня окончилась моя юность». Она уходит незаметно – так незаметно, что с нею не успеваешь проститься. Только что ты был молодой и красивый, а смотришь – и пионер в трамвае уже говорит тебе: «Дяденька». И ты ловишь в темном трамвайном стекле свое отражение и думаешь с удивлением: «Да, дяденька». Юность кончилась, а когда, какого числа, в котором часу? Неизвестно.

Так кончилась и моя юность. Но день, когда я понял, что совсем иначе смотрю на то, что составляло прежний смысл моих стремлений, – этот день я помню отлично…

Из Ленинграда меня послали в Балашов, и, только что окончив одну летную школу, я стал учиться в другой – на этот раз у настоящего инструктора и на настоящей машине.

Не запомню в своей жизни другой полосы, когда бы я работал с таким прилежанием.

– Знаете, как вы летаете? – еще в Ленинграде сказал мне начальник школы. – Как сундук. А для Севера нужно иметь класс.

Я изучил ночные полеты, когда сразу за стартом начинается тьма и все время, пока набираешь высоту, кажется, что ощупью идешь по темному коридору. Внизу на аэродроме ярко светится Т, и черное поле точно пунктирам обведено красноватыми огнями. Линия железной дороги мерцает сигналами разъездов, расставленных с необыкновенной ночной точностью, так не похожей на дневную. Темный воздух, невидимая земля. Но вот зарево появляется вдали, – еще несколько минут, и это не зарево, а город – тысячи огней, разноцветных, разнообразных… Фантастическая картина!

Я научился водить самолет вслепую, когда все вокруг окутано белой мглой и кажется, что ты летишь через миллионы лет в другую геологическую эпоху. Как будто не на самолете, а на машине времени ты несешься вперед и вперед!

Я понял, что летчик должен знать свойства воздуха, все его наклонности и капризы так же, как хороший моряк знает свойства воды…

Это были годы, когда Арктика, которая до сих пор казалась какими-то далекими, никому не нужными льдами, стала близка нам и первые великие перелеты привлекли внимание всей страны.

У каждого из нас был свой идеал летчика, и мы спорили без конца, доказывая, что А. летает лучше Л., а Ч. – лучше их обоих. Полковник американской армии Бен Эйельсон с продавленным своей же левой рукой сердцем, закутанный в национальный флаг, бы л только что переброшен летчиком С. в Америку, и этот перелет почему-то поразил наше воображение. Нет, это была еще юность!

Каждый день в газетах появлялись статьи об арктических экспедициях – морских и воздушных, – и я читал их с волнением. Всем сердцем я рвался на Север.

И вот однажды, – мне предстоял в этот день один из трудных зачетных полетов, – уже сидя в машине, я увидел в руках своего инструктора газету. А в газете я увидел то, что заставило меня снять шлем и очки и вылезть из самолета.

«Горячий привет и поздравление участникам экспедиции, успешно разрешившим задачу сквозного плавания по Ледовитому океану», – это было написано крупными буквами в середине первой страницы.

Не слушая, что говорит мне изумленный инструктор, я еще раз взглянул на эту страницу – мне хотелось прочесть ее одним взглядом. «Великий Северный путь открыт» – название одной статьи! «Сибиряков» в Беринговом проливе» – название другой! «Привет победителям» – третьей! Это было известие об историческом походе «Сибирякова», впервые в истории мореплавания прошедшего в одну навигацию Северный морской путь – путь, который пытался пройти капитан Татаринов на шхуне «Св. Мария».

– Что с вами? Вы больны?

– Нет, товарищ инструктор.

– Высота тысяча двести метров. Два глубоких виража в одну сторону и два в другую. Четыре переворота через крыло.

– Слушаю, товарищ инструктор!

Я был так взволнован, что чуть не попросил разрешения отложить полет…

Весь этот день я думал о Кате, о покойной Марье Васильевне, о капитане, жизнь которого таким удивительным образом переплелась с моей. Но теперь я думал о них иначе, чем прежде, и мои обиды представились мне в другом, более спокойном свете. Конечно, я ничего не забыл. Я не забыл мой последний разговор с Марьей Васильевной, в котором каждое слово имело тайный смысл, – ее прощание с молодостью и самой жизнью. Я не забыл, как на другой день мы со старушкой сидели в приемном покое, и дверь открылась, и я увидел что-то белое с черной головой и голую руку, свесившуюся с дивана. Я еще не забыл, как Катя отвернулась от меня на похоронах, и не забыл своих мечтаний о том, как мы встретимся через несколько лет и я брошу ей доказательства своей правоты. Я не забыл, как Николай Антоныч плюнул мне в лицо.

Но все это вдруг представилось мне как бы какой-то пьесой, в которой главное действующее лицо появляется в последнем акте, а до сих пор о нем лишь говорят. Все говорят о человеке, портрет которого висит на стене, – портрет моряка с широким лбом, сжатыми челюстями и глубоко сидящими в орбитах глазами…

Да, он был главным действующим лицом в этой истории, и если в ней так много места заняла моя юность, так это лишь потому, что самые интересные мысли приходят в голову, когда тебе восемнадцать лет. Он был великим путешественником, которого погубило непризнание, и его история выходит далеко за пределы личных дел и семейных отношений. Великий Северный путь открыт – вот его история. Сквозное плавание по Ледовитому океану в одну навигацию – вот его мысль. Люди, решившие задачу, которая стояла перед человечеством четыреста лет, – вот его люди. С ними он мог говорить, как с равными. Что же в сравнении с этим мои мечты, надежды, желания! Чего я хочу? Зачем я стал летчиком? Почему я стремлюсь на Север?

И вот так же, как в моей воображаемой пьесе, все вдруг расставилось по своим местам, и совсем простые мысли пришли мне в голову о моем будущем и о моем деле. Многое из того, что я знал о жизни полярных летчиков, как бы повернулось другой стороной, и я представил себе бесконечные полугодовые ночи за Полярным кругом, недели изнуряющего ожидания погоды, полеты над снежными горными хребтами, когда глаза невольно высматривают место для вынужденной посадки, полеты в пургу, когда не видишь крыльев своей машины, мучительную возню с запуском мотора на пятидесятиградусном морозе. Я вспомнил формулу одного из полярных летчиков: «Что значит лететь на Север? – Пурговать и греть воду». Я вспомнил страшные рассказы об арктических метелях, которые хоронят человека в двух метрах от дома.

Но разве испугались этих трудов и опасностей сибиряковцы, которые под парусами вывели потерявший винт ледокол к Берингову морю?

Нет, прав был Петя. Нужно выбирать ту профессию, в которой ты способен проявить все силы души. Я стремился на Север, к профессии полярного летчика, потому что это была профессия, которая требовала от меня терпения, мужества и любви к своей стране и своему делу.

Кто знает, может быть, и меня когда-нибудь назовут среди людей, которые могли бы говорить с капитаном Татариновым, как равные с равным?

За месяц до окончания Балашовской школы я подал заявление, чтобы меня послали на Север. Но школа не отпустила меня. Я остался инструктором и еще целый год провел в Балашове. Не могу сказать, что я был хорошим инструктором. Конечно, я мог научить человека летать, и при этом у меня не было ни малейшего желания ежеминутно ругать его. Я понимал своих учеников – мне, например, было совершенно ясно, почему один, выходя из самолета, спешит закурить, а другой при посадке показывает напускную веселость. Но я не был учителем по призванию, и мне скучно было в тысячный раз объяснять другим то, что я давно знал.

В августе 1933 года я получил отпуск и поехал в Москву. Литер у меня был до Энска через Ленинград, и меня ждали в Ленинграде и в Энске. Но я все-таки решил заехать в Москву, где меня не ждали.

У меня были дела в Москве. Во-первых, я должен был заехать в Главсевморпуть и поговорить о моем переводе на Север; во-вторых, мне хотелось повидать Валю Жукова и Кораблева. Вообще у меня было много дел, и я очень быстро доказал себе, что мне совершенно необходимо заехать в Москву…

Конечно, я совершенно не собирался звонить Кате, тем более, что за эти три года я только однажды получил от нее привет – через Саню – и все было давно кончено и забыто. Все было так давно кончено и забыто, что я даже решил позвонить ей и на всякий случай приготовил первую вежливо-равнодушную фразу. Но у меня почему-то задрожала рука, когда я снял трубку, и неожиданно я сказал другой номер – Кораблева.

Я не застал его, – он был в отпуске, – и незнакомый женский голос сообщил мне, что он вернется только к началу учебного года.

– Сердечный привет от его ученика, – сказал я. – Передайте, что звонил летчик Григорьев.

Я положил трубку. Это было в гостинице, и нужно было сперва вызывать город, а уже потом говорить номер, и я с тоской смотрел на телефон и не звонил – все думал. Что я скажу ей? Я не мог говорить с ней, как с чужим человекам.

И я решил сперва позвонить в Зоопарк Вале.

Но и Вали не было в Москве. Мне вежливо сообщили, что ассистент Жуков находится на Крайнем Севере и едва ли вернется в Москву раньше чем через полгода.

– А кто его спрашивает?

– Передайте привет, пожалуйста, – сказал я. – Это говорит летчик Григорьев.

Больше мне некому было звонить в Москве, разве только какому-нибудь секретарю из Управления гражданского воздушного флота. Но мне было не до секретарей. Я снял трубку и сказал:

Город ответил, и я назвал номер.

Нина Капитоновна подошла к телефону, я сразу узнал ее добрый решительный голос.

– Можно Катю?

– Катю? – с удивлением переспросила Нина Капитоновна. – Ее нету.

– Нету дома?

– Дома нету и в городе. А кто ее спрашивает?

– Григорьев, – сказал я. – Не можете ли вы сообщить мне ее адрес?

Нина Капитоновна помолчала. Без сомнения, она не узнала меня. Мало ли Григорьевых на свете!

– Она на практике. Адрес: город Троицк, геологическая партия Московского университета.

Я поблагодарил и повесил трубку.

Больше я не мог оставаться в этом скучном номере совершенно один, а до двух часов, когда меня должен был принять секретарь Главсевморпути, было еще далеко. Я вышел и стал бесцельно бродить по Москве.

Никогда не следует одному бродить по тем местам, где вы были вдвоем. Обыкновенный сквер в центре Москвы кажется самым грустным местом в мире. Не слишком шумная, довольно грязная улица, которых было в Москве сколько угодно, наводит такую тоску, что невольно начинаешь чувствовать себя гораздо старше и умнее.

Как будто я сам через несколько лет спокойно заглянул себе в душу и оценил все – и ненужную горячность в делах, которые касаются самого дорогого на земле – человеческого сердца, и неуверенность в себе, преследующую меня, быть может, с тех пор, когда я был немым мальчиком и мир казался мне таким необъяснимо сложным. Мне казалось теперь, что во мне еще были последние черты этой немоты. Например, в своей любви я не сумел полностью высказать себя и промолчал о самом важном. Мне казалось, что моя любовь не удалась потому, что очень сложные обстоятельства обступили ее со всех сторон, – и это снова был тот же сложный мир, перед которым немым мальчиком я застывал в каком-то оцепенении.

Нет, все переменилось в моей душе, я чувствовал это! Я больше не был горячим мальчиком, стремившимся, не теряя ни минуты, доказать свою правоту. Я знал теперь, что мне нужнее всего – спокойствие и твердость.

С чувством грусти и жалости к самому себе я думал об этих годах моей юности и школьной любви. Теперь кончено было с юностью и любовь уже не та. Но, как и прежде, все было впереди, и я смотрел вперед с еще большей надеждой, чем прежде.

Я недолго пробыл в Москве. Меня очень вежливо приняли в Главсевморпути, потом в Управлении гражданского воздушного флота. Но нечего было и думать о Севере – так мне сказали – до тех пор, пока меня не отпустит Балашовская школа.

Только через полтора года мне удалось добиться назначения на Север – и то совершенно случайно. Я познакомился в Ленинграде с одним старым полярным летчиком, который хотел вернуться в центр: ему уже не по годам были тяжелые северные полеты. Мы обменялись. Он занял мое место, а я получил назначение вторым пилотом на одну из дальних северных линий.


| | August 28th, 2016

Знаете ли вы, что на самом деле происходит, когда вы отправляетесь в очередное путешествие на самолете?



1. Не пейте кофе

Пилоты самолетов в крупных авиакомпаниях редко пьют кофе в самолете. Дело в том, что химические вещества, которые добавляют в воду, чтобы предот вратить размножение бактерий, делают кофе невкусным.

2. Лучшие места в самолете

Самые спокойные места расположены возле крыльев, а самые ухабистые - в хвосте самолета. Когда самолет находится в воздухе, он похож на качели - середина не так сильно двигается.

Кроме того, поток воздуха обычно идет в направлении хвоста, а это значит что самый свежий воздух будет впереди, а самый теплый - позади.

3. Еда в самолете

Два пилота получают разную пищу, приготовленную им для того, чтобы уменьшить шансы того, что кто-то из них заболеет, и отравление повлияет на полет.

4. Не стоит переживать из-за турбулентности в самолете

Большинство катастроф происходит либо во время взлета, либо приземления. Турбулентность просто какое-то время раскачивает всех, но не доставляет большого беспокойст ва пилотам.

Однако стоит знать о восходящих потоках воздуха, при которых вы будто наезжаете на огромного "лежачего полицейского" на скорости 800 км в час. Они могут резко подбросить все верх, а затем снова вниз.

5. Телефоны в самолете не представляют собой угрозу безопасности

Смартфоны можно использовать как во время взлета и приземления, так и во время полета. Нет доказательств того, что электронные приборы или мобильные телефоны могут вызвать проблемы в системе самолета.

Пилоты иногда используют телефоны, когда радиосвязь становится проблематичной.

6. Если вы нервничаете во время полета, бронируйте утренние рейсы

Нагревание воздуха приводит к большей турбулентности, а днем больше вероятность попасть в грозу.

7. Вы никогда не услышите "отказал один из двигателей"

Возможно вы услышите:"указатель двигателя не показывает должным образом". Однако, вероятнее всего, вы ничего не услышите и не узнаете разницы, так как большинство самолетов могут спокойно лететь с одним неисправным двигателем.

Вы также не услышите:"сейчас плохая видимость", вместо этого вам скорее всего сообщат, что "наблюдается небольшой туман".

8. Не существует такого понятия, как "посадка на воду"

Это называется крушение в океане.

9. Как узнать об угоне самолета

Если самолет угнан, пилоты оставляют закрылки, что замедляет самолет после посадки. Это дает понять наземным службам, что что-то происходит на борту самолета.

10. Пилоты часто устают

Иногда приходится работать по 16 часов без перерыва, и это больше чем у дальнобойщиков. Но в отличие от дальнобойщиков, которые могут остановиться у дороги для отдыха, пилоты не могут прилечь у ближайшего облака.

Иногда пилоты спят во время полета, и даже если это 10-минутный отдых, он все же случается.

11. Правда о кислородных масках

Если выпадает кислородная маска, у вас есть кислород примерно на 15 минут с этого момента. Этого достаточно, чтобы пилот спустил самолет на высоту, где вы сможете нормально дышать.

12. Причина, по которой приглушают свет при посадке

Когда самолет садится ночью, свет приглушают на случай эвакуации при посадке. Так ваши глаза привыкнут к темноте, и вы будете лучше видеть за пределами самолета.

13. Туалет в самолете открывается снаружи

Вы можете открыть туалет в самолете извне. Механизм обычно спрятан за значком "не курить". Достаточно его приподнять и сдвинуть задвижку.

14. Некоторые люди заболевают после полета не из-за воздуха, а из-за того, к чему они прикасались

Достаточно предположить, что откидной столик и кнопка, благодаря который вы откидываете сидение, не вытирали.

15. Держать ребенка на коленях небезопасно

Это очень опасно. При ударе или торможении, высока вероятность того, что вы выпустите его из рук, и он станет "реактивным снарядом".

Большинство людей не будет ехать по трассе со скоростью 100 км в час, не пристегнувшись. Но, когда они пролетают в воздухе со скоростью 800 км в час, только половина людей пристегивается ремнем безопасности. Но в следующий раз, когда самолет попадет в воздушную яму, ваша голова может удариться о потолок.

Кроме того, если вы решили откинуть сидение, спросите у пассажиров позади вас. Ежегодно множество лэптопов ломается только из-за того, что невоспитанные пассажиры откидывают сидение, проявляя полное неуважение к тем, кто находится позади них.

17. Существует веская причина для любой просьбы

Просьба оставлять отрытыми шторки иллюминаторов связана тем, что бортпроводники должны видеть, что происходит за бортом в случае непредвиденных обстоятельств, и оценить, какая сторона больше подходит для эвакуации.

Это также позволяет естественному освещению проникнуть внутрь, если в салоне стало темно, и помогает ориентироваться пассажирам в случае, если самолет переворачивается.

  1. Ох, как будут счастливы те, кто перед вступлением в хадж совершат зиярат к Посланнику Аллаха получат возможность вновь, на обратном пути посетить его снова с зияратом.
  2. Те нормы поведения, которые предписаны для пути на хадж, нужно соблюдать и при возвращении из Мекки на родину. См . главу о путешествии . См . стр .49-86.
  3. Этикет Пресветлой Медины, Равзы, мечети Харама, кладбища Бакия тоже мы привели ранее. Не забудьте заглянуть в ту главу. См . стр .91-116.
  4. Прибывшим вновь в Медину, хорошо провести здесь три дня (срок гостя). Особенно должны стыдиться те, кто в торговле проводят недели и месяцы в пути, уйти из этого города, не проводя здесь хотя бы трех дней.
  5. При возвращении из хаджа на каждой возвышенности нужно говорить "Аллагьу акбар" три раза и затем это дуа:

    Эти слова Пророк (мир ему и благословения Аллаха) читал при возвращении с хаджа, поднимаясь на каждую возвышенность . (Бухари, Муслим).

    Перевод : " Аллах велик и превыше всего (трираза). Нет ничего, которому можно поклоняться, кроме Одного Сущего Аллаха. Он Один, нет у Него сотоварища. Все господство у Него и вся хвала Ему. Он Всемогущ. Мы возвращаемся и каемся, мы преклоняемся. Мы восхваляем нашего Господина - Аллаха. Всевышний Аллах претворил свой договор своему рабу Посланнику Аллаха (мир ему и благословения Аллаха). Он помог. Он один разгромил войска неверных .
    Приближаясь на родину, говорите много раз: «аибуна , таибуна гIабидуна лираббина хIамидуна » Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) после приближения к Медине до вступления в нее много повторял эти слова.

  6. При приближении к дому с вестью о своем прибытии, нужно отправить гонца или позвонить по телефону, дабы не возвращаться внезапно. Это является суннатом.
  7. При виде своего села (города) читается это дуа:

    Перевод : О, мой Аллах" Я у Тебя прошу добра этого (города, села), добра его обитателей и добра того, что в нем находится . Затем читается:

    Перевод : " О, наш Аллах! Ты в этом селе (городе) дай нам покой и приличное пропитание. О, наш Аллах, Ты дай нам плоды этого города, и береги от его беды и сделай, чтобы нас полюбили жители этого (города) села, и чтобы мы полюбили праведных людей этого села (города) .

  8. Прибыв в город (село), по возможности, не надо идти домой ночью. В город вступают утром или на исходе дня при возможности.
  9. Прибыв домой, тоже не войдя в него, нужно в самой близкой мечети совершить два ракаата: "Янамереваюсь совершить два ракаата намаза-суннат ". Затем, вступив в дом, тоже совершают два ракаата, читают дуа и восхваляют Аллаха.
  10. Вышедший из дома с намерением хаджа, всю дорогу туда
    и обратно тоже является как находящийся на хадже. Поэтому, с
    момента выхода из дома нужно остерегаться от скверных дел, злословия и греховных поступков. Дуа путника (особенно паломника) принимается, и воздаяние за его поклонение увеличивается.
    Поэтому во время пути он должен читать дуа не только за себя, но
    и за родителей, близких и всех мусульман. Также нужно усердствовать в поминании и славословии Аллаха, чтении Корана,
    салавата на Пророка (мир ему и благословения Аллаха) и других добродетелях.
    О том, что желательно читать в пути, мы дали в главе "Путешествие" и "Стояние на Арафате".
  11. Тому, кто приветствует паломника, желательно говорить: " Да примет Аллах твой хадж , смоет твои грехи , и вместо твоих расходов Аллах даст тебе еще ". Также
    паломника можно просить чтение дуа о смывании грехов.
    Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказал: " О, мой Аллах, Ты смой грехи паломника и тех, за кого он попросит".
    (Рассказал Хаким , в достоверной цепочке передатчиков ). Паломнику тоже желательно просить о смывании грехов других, если даже его и не попросят об этом.
    В другом хадисе говорится: " Когда встретишь паломника, ты приветствуй его, поздоровайся с ним за руку и попроси дуа для смывания твоих грехов, до того, как он войдет в свой дом. Лучше всего, чтобы он до входа в дом прочитал нам дуа" .
    Некоторые алимы говорят, что дуа, прочитанное за сорок дней после возвращения паломника домой, тоже принимается.
    Праведный халиф Умар (да будет доволен им Аллах ) сказал, что прошение смывания грехов паломником принимается в оставшиеся дни месяца Зульхиджы, в следующий месяц Мухаррам, в месяце Сафар и первые двадцать дней месяца Раббиуль аваль. Эти дни рассматриваются, если даже паломник вернулся домой через несколько лет.
  12. Войдя в дом нужно читать:

    Перевод : " О, наш Господин, Всевышний Аллах, мы у Тебя просим истинное покаяние, которое на нас не оставляет греха ".

  13. По возвращении домой за это великое благо нужно воздать хвалу Всевышнему Аллаху. Нужно отбросить прежние дурные качества и увеличить добродетель (заменить плохих друзей на хороших). Нужно сердцем увлечься Всевышним Аллахом, и Ахиратом и отвернуться от мирской красоты. Это признак принятия хаджа.
    Встречать паломника тоже вознаграждаемое дело. Для того, чтобы он обрадовался, можно взять на встречу с ним его детей и жену. Нельзя встречать для показухи колонной машин или другими излишествами. Угощать гостей, пришедших поздравлять с хаджем, по мере возможности тоже похвально. Ходить в гости к паломнику с поздравлениями и просить его дуа тоже похвально. Также похвально, чтобы паломник поделился своим счастьем и радостью, баракатом, рассказывая о святых местах Мекки, Масжидуль Хараме, Каабе, Мине, Арафате, Медине, Равзе и т.д. Не желательно рассказывать о трудностях, спорах, противоречиях. Так как ты, читая "Лаббайка ", целуя Черный камень, обещал Всевышнему Аллаху всегда быть покорным и изменить свое плохое поведение. Поэтому нужно стараться сдержать обещание. Сам тоже (по возможности) и в следующие годы старайся отправиться на хадж и умра. Также нужно побуждать к этому и других.
    Да примет Всевышний Аллах хадж всех паломников и смоет их грехи. Амин .
      Вся хвала Всевышнему Аллаху в начале и в конце. Да благословит и приветствует Всевышний нашего Пророка Мухаммада (мир ему благословения Аллаха) , его род и сподвижников и всех пророков. И я прошу у Всевышнего Аллаха сделать исход всех дел моих и всех мусульман правильным. Да сделает Он наш уход праведным. Аминь.

По сунне нашего любимого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) следует по-особенному встречать паломников, вернувшихся с хаджа. Их нужно от всей души поздравить, можно приготовить торжественное угощение. Не следует вывешивать плакаты, стрелять в воздух и т. п. Так как это будет проявлением показухи и расточительства. Всевышний Аллах в Священном Коране сказал: «О вы, которые уверовали! Не делайте тщетными ваши милостыни попреком и обидой, как тот, кто тратит свое имущество из лицемерия перед людьми и не верует в Аллаха и Последний день. Подобен он скале, на которой земля: но постиг ее ливень и оставил голой» (2:264)».
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал в этой связи: «О том, кто намеренно дает людям узнать о своих добрых делах, чтобы заслужить их похвалу, Аллах в Судный день позволит узнать, каковы были его подлинные намерения. А того, кто выставляет свои деяния напоказ, Аллах опозорит» (аль-Бухари и Муслим).
Вернувшись домой, паломник со своей стороны должен следовать примеру Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Абдулла ибн Умар (да будет Аллах доволен ими обоими) говорил: «Возвращаясь домой из хаджа или умры, Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) обычно говорил, поднимаясь на гребень холма: «Аллаху Акбар. Аллаху Акбар. Аллаху Акбар. Нет бога, кроме Аллаха, у Которого нет сотоварища. Ему принадлежит вся власть и вся хвала. Ему принадлежит могущество над всем. Возвращаемся к нашему Господу, каемся и преклоняемся перед Ним» (аль-Бухари).
Встречая вернувшихся паломников, следует говорить: «Пусть Аллах примет твой хадж, дарует тебе прощение и вознаградит твои усилия». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «О Аллах! Прости паломников и тех, за кого паломники просили прощения у Тебя». Также родственники паломников могут подготовить угощения для тех, кто приходит их поприветствовать. В Коране приводится аят, где говорится о воздаянии верующим: «Ешьте и пейте во здравие за то, что совершали» (52:19).
Аш-Шайби говорил: «Возвращаясь из путешествия, сподвижники Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) обнимали друг друга». Аиша (да будет доволен ею Аллах) также рассказывала: «Зайд ибн Харрис приехал в Медину в тот момент, когда Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) был в моей комнате. Когда он пришел и постучал в дверь, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) оделся, подошел к двери, открыл ее, обнял и поцеловал его».
Мусульмане поздравляют паломника с благополучным возвращением на родину, радуясь тому, что один из братьев исполнил свой долг перед Всевышним Аллахом. Встреча паломников - это всегда счастливый момент для возвращающихся и встречающих. Людям одного с паломником пола можно крепко обнять их, поцеловать или пожать руку. Также можно устроить торжественный прием по случаю приезда хаджи.



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.