Что такое сценарий жизни? Типы жизненных сценариев. Простая техника изменения неудачного сценария жизни

Можете ли вы описать свое представление о жизни одной метафорической фразой? Попробовать вместить в паре крылатых строчек взгляды на окружающий мир, себя и людей в нем? Например: «Моя жизнь – непрерывная борьба за право быть первым». Или: «Я сижу на скамейке в парке, надеясь, что что-то произойдет». Как видим, жизненная метафора – это символическое отражение реальности человека, внутри которой сокрыт целый пласт информации о его характере, привычном стиле жизни и проблемных ситуациях. Через метафору можно решить любую проблемную ситуацию и даже полностью изменить свой жизненный сценарий.

Как изменить жизненный сценарий самостоятельно

Работая с метафорой можно определить позицию человека в мире (активный борец, скиталец или жертва обстоятельств), а также запас его внутренней энергии, в упадке она или на пределе возможностей? Кроме того, метафоры выдают внутренние страхи человека, понимание им смысла своей жизни, наличие или отсутствие осознанности («я творец», «все происходящее – сон»). Не только жизнь человека воплощается в метафоре, но и сама она влияет на восприятие им жизни. А значит, если что-то не устраивает, можно изменить позицию на более гибкую и жизнеутверждающую. Как это сделать? Для начала придется познакомиться со своим собственным девизом по жизни.

Метафора как сценарий жизни. Найдите свою философию!

  • «Жизнь – бесконечная борьба»

Такой человек воспринимает жизнь как вызов, а людей как соперников, которых нужно атаковать либо защищаться от них. Идет ожесточенная борьба за выживание, идеалы, цели или собственную свободу. Человек постоянно переживает трудности, не умеет доверять миру, живет в тревоге и по принципу «либо победа, либо поражение»!

Главные вопросы, которые стоит себе задать: какова цель борьбы; вы играете в открытую или партизаните; опытный боец или только стали на эту стезю? И что случится, если вы отложите оружие в сторону и расслабитесь?

  • «Жизнь как школьный урок»

Если вы пришли в мир набираться опыта и чему-то обучиться, скорее всего, вы воспринимаете мир как большую школу, у которой есть свои классы (подготовительная группа, середнячки, выпускники), учителя, оценки и экзамены. Ваша жизнь делится на тяжелые уроки, короткие перемены счастья и испытания для перехода на новую ступень.

Подумайте, на каком этапе вы находитесь сейчас? Сдаете экзамены, завалили пересдачу и остались на второй год или корпите над скучной зубрежкой? Какие навыки хотите получить?

  • «Жизнь - вечные страдания»

Такие люди воспринимают жизнь как наказание за прошлые грехи, источник боли и сомнительных радостей. Они чувствуют себя ведомыми и не способными написать собственный сценарий, другими словами – трагические жертвы, которые влачат жалкое существование в ожидании смерти-спасительницы.

Если узнали в этой метафоре себя, подумайте, что стало переломной точкой, когда жизнь превратилась в ад? Не пора ли взять поводья в свои руки?

  • «Жизнь – большая игра»

Вы азартный игрок или степенный? Умеете наслаждаться процессом игры или слишком захвачены идеей наживы, которая не дает почувствовать вкус жизни? Можно ли в вашей игре отыграть партию назад, кто пишет правила – вы или другие? Наконец, как насчет роли, которую вы себе назначили, можете ли вы ее изменить?

  • «Жизнь – долгое путешествие»

Подумайте, есть ли у вашего путешествия конечная цель или вы считаете себя скитальцем без имени? Вам нравится преодолевать путь в одиночку или предпочитаете идти с партнером? А еще посмотрите на дорогу, какая она: прямая, извилистая, полная преград или устлана диковинными подарками?

Быть может, вы стоите на распутье и мучительно выбираете, куда двинуться дальше? А то и вообще свернули с проспекта, чтобы проложить свою собственную тропу?

  • «Жизнь как танец»

Если для вас привычно восприятие жизни в сравнении с танцем, скорее всего, вы не ищите никаких сакральных смыслов и не думаете, куда вообще идете. Ваше сердце говорит, что существует только музыка и ритм, которым нужно следовать. Чем красивее танец, чем пластичнее тело, чем больше ноги попадают в такт, тем лучше. Главное, не останавливаться и не поддаваться усталости, остановка для вас – смерть. Но кто выбирает музыку?

  • «Жизнь – символ движения»

Вы успеваете за движением жизни или вынуждены гнаться, плетясь в самом хвосте? Знаете ли вы, куда конкретно идете, делаете ли перерывы на отдых или движетесь стремительно, пока есть силы? Вы склонны соблюдать правила движения или нарушаете их? Следуете за толпой или против толпы, а может, давно плывете по течению, не напрягаясь? Если ваш путь лежит только в гору, что вы ожидаете получить на вершине? Наконец, насколько опасен ваш путь?

  • «Жизнь как сон наяву»

Вам нравится этот сон, или он напоминает дурной кошмар, от которого бросает в жар? Почему вы решили сбежать от реальности в мир фантазий, что вас подавляло, не устраивало в реальной жизни, с какими трудностями не удалось справиться? И что будет, если решитесь проснуться?

Работа с метафорой: как изменить сценарий жизни?

Если ваша картина мира вас не устраивает, кажется, будто неудачи следуют по пятам, а трудности не дают дышать, есть смысл изменить восприятие жизни, подкорректировав метафору. И мы научим, как это сделать, задавая себе наводящие вопросы.

Для начала найдите свою метафору или выберите подходящее описание из предложенного списка выше. Например: «Моя жизнь напоминает болото, я погряз в рутине и чувствую, что не могу выбраться». Уточните у подсознания, о каких именно вещах идет речь – о банальной скуке, о навалившихся проблемах, за которыми не видно жизни, или о чем-то другом? Спросите себя, какие чувства кипят в вашем теле, когда вы находитесь в этом состоянии, – раздражение, одиночество, страх или депрессия? Само чувство может натолкнуть на понимание корней проблемы. Подумайте, как давно вы попали в это болото, всегда ли жизнь была такой, или что-то послужило пусковым механизмом, обозначив переломный момент? Что это было за событие? Почему вы продолжаете сидеть в болоте, не предпринимая попыток выбраться: вас что-то удерживает, какие выгоды из сложившейся ситуации вы получаете? Можете ли что-то изменить уже сейчас?

Анализируя метафору жизни, легко оценить свою картину мира и место, которое вы сами себе назначили. Подготовьтесь к тому, что поменять привычный жизненный сценарий непросто, подсознание может включить защитные механизмы, пытаясь искать выгоды даже в болоте. Но нужно ли вам это, ведь такой путь уже известен и не принес радости. Ищите в себе блокированную потребность, чего вы очень хотите, но запрещаете себе иметь? Какое нереализованное желание не дает почувствовать радость?

Закончив анализ метафоры, попробуйте изменить свой жизненный сценарий, заменив ее на скорректированную модель жизни, которая позволит получить желаемую цель. Вместо идеи «моя жизнь - скучное болото» внушите себе образ, будто вы отправляетесь в интересное путешествие и перед вами океан возможностей. Повторяйте новый жизненный сценарий как можно чаще, пока не почувствуете, что сжились с ним. Запомните, нет ничего невозможного, если программа подсознания настроена на максимальную самореализацию вас как личности!

Психика человека похожа на компьютер, в который можно загрузить ту или иную программу. И первая такая запись делается в детском возрасте. Родители воздействуют на настоящее и будущее ребенка, формируя подсознательные мотивы поведения. Большая часть психотерапевтической работы отводится на корректировку неблагополучного сценария из детства, выход из него и построение новой жизни. Но обо всем по порядку.

Жизненный сценарий – постепенно реализующийся план жизни, сформированный в детстве. Он отражает установки, ценности, правила, которые внушили родители. Притом чаще это внушение происходит делом, а не словом, хотя сами родители не всегда это понимают.

Жизненный сценарий требует корректировки в том случае, если препятствует развитию личности. Обычно это описывают как «злой рок», «клеймо неудачника», «рождение под несчастливой звездой», «мне попадаются одни негодяи», «меня прокляли», «на мне венец безбрачия», «это родовое проклятие» и т. д. На самом деле нет ни рока, ни судьбы, есть программа родителей, их образец, плотно засевший на бессознательном уровне.

Почему каждый ребенок усваивает сценарий родителей? Дана готовая цель жизни:

  • кому-то твердят о ценности образования;
  • кому-то о замужестве;
  • кому-то о самореализации;
  • кому-то показывают, что можно существовать без цели (асоциальные семьи);
  • для кого-то целью становится делать все для других людей, для получения их любви и внимания.

Жизненный сценарий отражает опыт родителей, их способ жизни, который ребенок усвоил в совершенстве. Родители учат тому, чему научились сами, по крайней мере, сами они так считают. Потому из успешных семей чаще выходят успешные дети, а вот выходцам из асоциальных семей приходится нелегко. Они в будущем становятся клиентами психотерапевта или пытаются самостоятельно разорвать шаблон жизни родителей, сломать , начать жить по-новому, по-своему.

Типы сценариев

В психологии принято говорить о 4 сценариях жизни:

  1. Сценарий победителя: «Я – хороший, они – хорошие, жизнь – хороша».
  2. Сценарий неудачника: «Я – плохой, они – плохие, жизнь – плоха».
  3. Сценарий озлобленного пессимиста: «Я – хороший, но они плохие, жизнь – плоха».
  4. Сценарий с комплексом неполноценности: «Я – плохой, а они – хорошие».

Сами названия отлично описывают мироощущение людей, живущих по ним. Первый тип вряд ли попадет к психотерапевту, а вот три остальных входят в группу риска.

Основатель теории Эрик Берн выделил 3 сценария:

  1. Победитель. Всегда ставит цели, добивается их. Притом достигает конкретных результатов, не больше и не меньше намеченного. Победители борются, конкурируют, за что их нередко недолюбливают.
  2. Непобедитель. Человек, который тратит много сил на сохранение прежней позиции. Он много трудится, но не ради победы, а для сохранения своего положения. Из непобедителей получаются всеобщие любимцы, а сами они за любой результат благодарны судьбе.
  3. Неудачники. Доставляют массу неприятностей себе и другим, вовлекают окружающих в свои проблемы, тянут на дно.

Заподозрить, по какому сценарию живет человек, можно при внимательном слушании:

  • «Теперь я знаю, как сделать в следующий раз», – говорит победитель.
  • «Я бы, конечно, сделал это, но…» или «Если бы только…», – скажет неудачник.
  • «Я поступил так, но, по крайней мере, я…» или «Ничего, спасибо и за это», – говорит непобедитель.

Жизненный сценарий отражается в жизненных позициях в работе, любви, дружбе, браке. Жизненная позиция – отношение человека к чему-либо.

Структура сценария

В структуру сценария входят следующие элементы:

  1. Финал сценария. Да, он закладывается первым и звучит как проклятие или благословение. «Ты умрешь так же, как твой отец-алкоголик!», «Ненавижу тебя, лучше бы тебя не было!» – суровые проклятия, которые, увы, встречаются в реальной жизни и формируют неудачников. Конечно, это не происходит после одного выкрика, но систематическое повторение подобного превращается в установку. А вот фразы «Будь великим!», «Ты станешь самым известным футболистом» и тому подобные воспитывают победителей.
  2. Предписания: приказы и запреты. «Не будь эгоистичным», «Ты сегодня вел себя хорошо» – предписания победителя. «Никому не говори об этом» – предписание непобедителя. «Не приставай!», «Не умничай!», «Не ной!» – предписания неудачника. Для закрепления также нужны множественные повторения, но в совокупности с физическим наказанием бывает достаточно и одного раза.
  3. Провокация, опасность которой не всегда осознается родителями. Пример: «Он у нас неряха», «Он у нас такой дурачок».
  4. Нравоучения о том, как жить: «много работай», «будь хорошей девочкой», «не ходи гулять». Большую трудность вызывает противоречие родительских наставлений, в будущем человек так и живет – бросается из крайности в крайность.
  5. Образцы поведения. Родители передают практический опыт реализации нравоучений и предписаний.
  6. Импульс. Это желание поступать наперекор родителям. Возникает при излишке наставлений и предписаний.
  7. Антисценарий, или внутреннее освобождение. Человек дает себе разрешение быть другим, например, выйти замуж и построить счастливый брак, хотя все женщины в семье оставались одиночками.

База сценария закладывается к 6 годам. В дальнейшем при негативном жизненном сценарии человек, сам того не замечая, препятствует собственному успеху, срывает собственные планы. Он вредит сам себе, движимый неадекватным родительским .

Строение сценария

Фундамент сценария – жизненная позиция. Она вытекает из матери и дитя, которые определяют доверие или недоверие малыша к миру. У ребенка уже на первом году жизни появляются убеждения относительно себя и других:

  • «Я хороший, со мной все в порядке» / «Я плохой, у меня не все в порядке».
  • «Ты хороший, с тобой все в порядке» / «Ты плохой, с тобой не все в порядке».

Первые убеждения окрашены знаком плюс, вторые – минус. Это ядро сценария. Жизненная позиция зависит от комбинации знаков:

  1. Я (+) и Ты (+). Это позиция успеха. Такой человек психологически здоров, способен достигать успеха, выходить победителем из любой ситуации.
  2. Я (+) и Ты (–). Позиция превосходства. Такой человек привык в шутку и всерьез обвинять других людей, издеваться, критиковать. Он постоянно ищет врагов, находит, притом чаще надуманных, а после с удовольствием избавляется от них. Такая позиция характерна для любителей давать советы, всех вразумлять, а также для тиранов и убийц. Встречаются как победители, так и неудачники.
  3. Я (–) и Ты (+). Позиция депрессивности, саморазрушения, самоуничижения. Такой человек позволяет помыкать собой, пользоваться его слабостями, унижать. Он мучает сам себя, обрекает на одиночество, болезнь, тюрьму. Это сценарий неудачника, ключевые фразы которого: «Если бы только…», «Я должен был бы…».
  4. Я (–) и Ты (–). Позиция безнадежности, обуславливающая сценарий неудачника. Такие люди озабочены идей смерти, часто сходят с ума, становятся клиентами клинического психолога.

Жизненная позиция у большинства людей устойчивая, но встречаются типы с нестабильной позицией. Они регулярно колеблются между всеми четырьмя типами. Это тревожные и нестабильные типы. Работа с ними, как и другие отношения, представляет собой особую трудность.

Дело в том, что мы видим друг в друге эти позиции и тянемся к таким же, как мы сами. Нестабильный человек тянется то к одному кругу лиц, то к другому, а в результате нигде не чувствует комфорта, да и окружение его не понимает.

Именно с жизненной позицией и нужно бороться, чтобы выйти из сценария. Разрушите фундамент – дом рухнет сам собой. Но изменить позицию, как отметил Берн, можно только двумя способами: работая с психотерапевтом или найдя источник большой и искренней любви. Психоаналитик был уверен, что сильные чувства способны разрушить даже детские установки относительно себя и мира.

Как определить свой сценарий

  1. Каким лозунгом пользовались ваши родители? Ответ поможет запустить антисценарий.
  2. Как жили родители? Ответ – ключ к навязанным образцам поведения.
  3. Каким был главный родительский запрет? Поможет понять, на что вы его заменили или против чего протестуете.
  4. Что ваших родителей радует, а что огорчает? Ответ помогает увидеть альтернативу запрету.

Результаты могут быть весьма неожиданными. Например, в книге Берна говорится, что запрет «Не думай!» запускает программу пьянства. Алкоголь – уход от реальности, возможность не думать о проблемах.

Как изменить сценарий

Нужно увидеть несовершенство установленной программы – в этом и заключается трудность, ведь сценарий записан на диск бессознательного. Когда проблема найдена, нужно начинать работу по захвату самостоятельности: ставить осознанные жизненные цели, самостоятельно выбирать , способы достижения целей.

Самостоятельно изменить сценарий непросто. Лучше обратиться к психотерапевту, но прямо сейчас можно сделать первый шаг к изменению судьбы:

  1. Подумайте, есть ли у вас конкретный план жизни, или вы слепо плывете по течению? Нужно, чтобы были четкие задачи на день, неделю, год, всю жизнь, важные и полезные для вас. Если вы ставите цель ради кого-то, значит, снова поддаетесь сценарию. Это должны быть исключительно ваши цели.
  2. Есть ли у вас сознательный план достижения этих целей.
  3. Ориентируетесь ли вы на сознательно выбранные образцы поведения.

Нужно подумать, что вы хотите изменить, как вы хотите жить, какие ресурсы для этого нужны, где их взять. Эрик Берн отмечал, что самая важная работа – дать себе разрешение жить по-своему, развиваться, любить, меняться. Запретов, сохранившихся от родителей, в голове и так достаточно.

Послесловие

Предрасположенность к жизненным проблемам, способы реагирования на них уходят корнями в семейное воспитание. Но не только генетика, поведение родителей, условия среды формируют жизнь человека. На нее влияет сама личность, внешние обстоятельства, неподвластные родительскому сценарию.

В конечном счете, каждый человек – сам хозяин своей судьбы. Только его и личные устремления играют решающую роль. Родители могут записывать сценарий, но они не влияют на врожденные особенности психики, . А это играет немалую роль в коррекции судьбы.

Почему кому-то все удается, а кого-то преследуют неудачи, почему жизнь одного - героическая эпопея, другого - любовный роман, а третьего - криминальное чтиво?

Победитель, неудачник и «золотая середина»

Почему кому-то все удается, а кого-то преследуют неудачи, почему жизнь одного - героическая эпопея, другого - любовный роман, а третьего - криминальное чтиво? Конечно, мы сами планируем свою жизнь, и наша судьба определяется в первую очередь нашими решениями, нашей интуицией, умением мыслить, адекватно относиться ко всему происходящему в окружающем мире. Но, присмотревшись внимательно к событиям своей жизни и жизни окружающих, можно заметить определенные закономерности.

Как это часто случается! У человека постоянно проблемы на службе: где бы он ни работал, у него моментально возникают конфликты с руководством, и он чувствует, что к нему придираются, его затирают, незаслуженно обижают. Он переходит из одной фирмы в другую - казалось бы, новые люди, иная корпоративная культура, но история повторяется: непременно рядом с нашим героем появляются "завистник", "интриган", "соперник" или "сплетник", которые вмешиваются в его отношения с шефом, не дают продуктивно работать.

Один всю жизнь пытается скопить деньги, отказывает себе во всем, но, как только набирается некоторая сумма, моментально ее спускает. Другой, помогая ближнему, почему-то постоянно сталкивается с людьми неблагодарными, потом страдает, корит себя за неосмотрительность, но и в следующий раз объектом его благотворительности вновь становится человек того же сорта. Третий с удовольствием берется за новое дело: яркое начало, радужные перспективы, широкие возможности, но... интерес постепенно затухает и наконец сходит на нет, а дело так и не доводится до конца. И за следующее дело человек берется с тем же энтузиазмом, и снова результата нет.

Создается впечатление, что эти люди действуют по какой-то заданной схеме. Меняются обстоятельства места и времени, а образ действий остается неизменным, события повторяются, как будто разыгрывается один и тот же сюжет - только на новых подмостках и с новыми актерами. Что это - злой рок, насмешка судьбы?

Тому есть и вполне рациональное объяснение. Мы остановимся на одном - с нашей точки зрения, наиболее интересном - подходе : сценарном анализе, предложенном известным психологом Эриком Берном. Как правило, повторяющиеся события - знак присутствия в жизни человека сценария (по-английски - "скрипта"). Сценарий - это существующий в нашем подсознании жизненный план , который формируется в раннем детстве и постепенно разворачивается на протяжении многих лет, часто помимо нашей воли.

Сценарные элементы в большей или меньшей степени присутствуют в жизни любого человека , каким бы свободным (от условностей, стереотипов) и независимым (морально и материально) он себя ни считал. Правда, их удельный вес, значимость в жизни каждого из нас свои. Одни всю жизнь следуют определенному сценарию, другие планируют свою жизнь, опираясь на свободную волю, свободные устремления. Не стоит забывать и о том, что мы называем "его величество случай".

Наш жизненный путь - результат действия многих сил. Но сценарный анализ, на мой взгляд, дает возможность посмотреть на события нашей жизни под новым, необычным ракурсом, понять мотивы поведения людей, найти объяснение необъяснимым на первый взгляд поступкам, скорректировать собственное поведение, вырваться из замкнутого круга повторяющихся событий.

Сценарий формируется во взаимоотношениях с людьми из нашего ближайшего окружения. В детстве мы более восприимчивы и доверчивы. Поэтому некоторые суждения взрослых, особенно те, что повторяются многократно, врезаются в наше сознание на всю жизнь. И наша дальнейшая судьба во многом зависит от того, что именно мы слышали в детстве.

Когда ребенка поддерживают, ободряют, не устают повторять: "Мы в тебя верим, ты все сможешь, ты молодец, ты умный, талантливый, сильный" - и при этом он готов прикладывать усилия и преодолевать трудности, то скорее вырастает человек уверенный в себе, с высокой самооценкой, чувствующий себя адекватно в любой ситуации, способный конструктивно решать все возникающие вопросы.

Часто родители, бабушки, дедушки или кто-то еще из значимых взрослых, наблюдая за ребенком, повторяют примерно следующее: "Ты глуп, ты ничего не умеешь, из тебя ничего путного не выйдет, от тебя одни неприятности, не зазнавайся, ты такой же, как все" и т. д..

Подобные утверждения - их еще называют "родительские предписания" или "сценарные проклятия" - могут оказать двоякое воздействие на дальнейшую жизнь детей. Один может смириться с таким прогнозом своего будущего и, став взрослым, жить по сценарию, уготованному ему родителями. Другой, личность сильная, напротив, постарается реализовать антисценарий, то есть действовать с точностью до наоборот, доказывая родителям, что он чего-то стоит.

Сценариев существует множество. Любая классификация достаточно условна, но для удобства анализа мы разделим сценарии на три основные группы: сценарии победителя, неудачника и "золотой середины".

ЛЮБИМЦЫ ФОРТУНЫ

О сильном, успешном человеке часто говорят: "Он из породы победителей". Как правило, победители умеют управлять собой, трезво оценивают свои сильные и слабые стороны. Они знают, что будут делать завтра, оказываются в нужное время в нужном месте, им всегда везет.

Они могут создать окружающим кучу проблем: все время что-то придумывают, организовывают, вовлекают людей во что-то, борются, "отрубают головы драконам", ни на минуту не усомнившись в том, что победа будет за ними. Победители чувствуют, что жизнь удалась, - это написано у них на лице, и, помимо прочего, сам имидж успешного, довольного жизнью человека действительно помогает им преуспевать.

Но победа, успех - понятия относительные, это скорее состояние души, а не внешние атрибуты.

Победитель - тот, кто поставил цель и достиг ее. Победителю важнее, как он сам оценивает свои достижения, а не как их оценивают окружающие.

Сценарий победителя формируется у людей, родители которых верили в возможности своих детей, вкладывали в них много сил и поддерживали , не уставали повторять: "У тебя все получится". И дети вырастают уверенными в себе.

Часто сценарий победителя возникает как антисценарий. Например, дети из неблагополучных семей, сильные натуры, пытаясь противостоять негативному программированию или "сценарному проклятию", начинают с необыкновенным упорством и настойчивостью действовать вопреки родительским прогнозам, доказывая свою силу и значимость самому себе и остальному миру.

Так, одинокая мать постоянно твердила сыну: "Тебе некому помочь, у тебя нет отца, ты не сможешь пробиться. Да и наследственность у тебя плохая". Будь мальчик слабым и зависимым, он непременно стал бы неудачником. Но он оказался человеком сильным, и его жизнь сложилась по-другому : он стал хозяином крупного холдинга, занимается политикой и не берет в рот ни капли спиртного. Всю жизнь он складывает к ногам матери свои достижения как военные трофеи, доказывая, что она была не права.

Любой из нас наверняка найдет среди своих друзей и знакомых людей из когорты победителей. Каждый из них идет к победе своим путем, действует по собственному сценарию.

Присмотреться к людям, которые умеют добиваться поставленных целей, не только интересно, но и чрезвычайно полезно. Можно увидеть определенные закономерности в поведении, которые помогают им побеждать, понять, на какие базовые качества они опираются. У каждого "победителя" есть свои "фирменные" стратегии ведения бизнеса, переговоров, разрешения конфликтов и т.д.

Стоит присмотреться и к самому себе, проанализировать собственные успешные стратегии и подумать, как их эффективнее использовать , - это наверняка поможет стать более успешным. В конце концов, победителями не рождаются, победителями становятся.

ЛЮДИ "ЗОЛОТОЙ СЕРЕДИНЫ"

Это не просто середнячки , которые сумели избежать участи неудачников, но так и не удостоились лавров победителей. Они - та самая "золотая середина", без которой не может существовать ни одно общество.

Непобедители - приверженцы базовых человеческих ценностей, хранители семейных и национальных традиций, разумный противовес тем крайностям, в которые так часто впадают и победители и неудачники.

Большинство непобедителей живут по принципу "главное не победа, а участие" , им важнее не столько добиться успеха, сколько избежать неудачи. Если непобедитель ставит цель, он ее достигает, правда, цели у него, как правило, скромные . Он предсказуем, лоялен, не склонен к самоутвер ждению, в открытую конфронтацию обычно не вступает. Жизнь не обойдет его стороной, хотя без особых взлетов, но зато и без падений. Он будет жить достойно и в соответствии с общепринятыми нормами.

Представители "золотой середины" работоспособны, добросовестны, занимают, как правило, средние менеджерские позиции. Они часто идут по пути наименьшего сопротивления, занижают планку: поступают в вуз, где конкурс поменьше, делают предложение девушке, которая точно не откажет.

Сценарий непобедителя, как правило, формируют родители, которые любят своих детей, но при этом постоянно их сдерживают, бьют по рукам, причем из самых добрых побуждений, желания оградить от неприятностей . Они не устают повторять детям: будь скромнее, не высовывайся, не лезь не в свое дело и т. д. В результате вырастает человек с несколько заниженной самооценкой, который звезд с неба не хватает, согласен довольствоваться малым, послушный исполнитель, твердо знающий, что инициатива наказуема, поэтому безопаснее быть как все, даже если и обладаешь большим потенциалом.

"Золотая середина" составляет большинство. Поэтому и сценариев для этой части - великое множество.

НЕУДАЧНИКИ: ЯВНЫЕ И СКРЫТЫЕ

Человек со сценарием неудачника часто ощущает себя обойденным судьбой, страдальцем даже тогда, когда у него, казалось бы, все хорошо . Он все время ждет, что случится что-то неприятное, непредвиденное, жалеет себя и упивается собственными страданиями. Если ребенок "согласился" с родительским "предписанием", подсознательно поверил, что из него ничего не получится, то он никогда не добьется успеха и станет явным, "откровенным" неудачником. Тут все просто.

Но существуют и скрытые неудачники. К сожалению, зачастую ими становятся люди способные, даже одаренные. Такими неудачниками, как ни странно, могут стать и те, кому родители внушали, что у них все "o"кей", но не научили детей работать.

Как правило, этим людям без особых усилий давалось то, на что другие тратили много времени и сил. Они всегда чувствовали свое превосходство над сверстниками, учились легко, не напрягаясь. Зато когда работа требовала определенных усилий, они не могли довести дело до конца.

На первый взгляд они даже кажутся вполне успешными. "Сценарное проклятие", или негативное родительское предписание, может проявиться неожиданно - в самый неподходящий момент челове к как будто ломается, спотыкается и совершает досадную оплошность.

КАК РАЗГАДАТЬ СВОЙ СЦЕНАРИЙ?

Сегодня, как и 500 и 1000 лет назад, человечество мучают те же вопросы: почему судьба благосклонна к одним, лояльна к другим и жестоко наказывает третьих?

Кто-то на протяжении жизни упорно повторяет одни и те же ошибки, а кто-то, напротив, использует одни и те же успешные стратегии. И если победителя редко волнует причина его успеха, то неудачник постоянно задается вопросом: почему?. Человеку не поможет никто и ничто, если он сам не захочет разобраться, какие силы заставляют его действовать так, а не иначе.

Как выявить тенденции, которые говорят о присутствии в жизни человека сценария? Я бы предложила несколько вариантов сценарного анализа, который может провести любой человек самостоятельно (без помощи психотерапевта или консультанта).

Проанализируйте повторы, то есть повторяющиеся события вашей личной или деловой жизни. Какие из них происходят помимо вашей воли? Составьте список однотипных ситуаций и попробуйте понять, что их объединяет. При этом постарайтесь быть максимально объективным, сосредоточьтесь не на оценке поведения, намерений или характера других участников событий ("завистников", "клеветников" и т.д.), а на своих действиях. Это уже поможет увидеть определенные закономерности и, возможно, понять причину неудач.

Приглядитесь к себе. Обратите внимание на свою манеру речи, лексику, мимику, жесты. Например, неудачник, как правило, бывает крайне удивлен своими достижениями. Даже если у него что-то получается, он повторяет: "Да нет, тут что-то не то, не может быть...". Он как будто запрограммирован на ожидание неприятностей, какой-то подвох.

Победители спокойны, уверены в себе, не суетятся, любят повторять: победа за нами, успех нам обеспечен, нет проблем, все будет "o"кей", в другой раз я сделаю еще лучше. Сам облик победителя говорит о том, что это человек успешный, а неудачи его только мобилизуют.

Наденьте "сценарную футболку" победителя с надписью: "Главное - быть первым", "Кто не рискует - тот не пьет шампанского", "А ну, посмотрим, кто кого" и т. д.

Что напишет человек "золотой середины"? "Всегда выполняй свой долг", "Будь профессионалом", "Нужно быть хорошим мальчиком" и т. д.

И, наконец, неудачник: "Никому нельзя доверять", "Я достоин большего", "Мне все завидуют" и т. д.

Заложенная в детстве "программа" может быть извлечена на свет божий путем анализа сказок. "Обнаружив" сценарную сказку, можно определить ту программу, по которой живет взрослый человек.

Сказка "помогает" сформироваться наметившемуся сценарию. Вспомните, кто в детстве был вашим любимым героем, какие книжки вы зачитывали до дыр. Вспомните, как мучили родителей, заставляя их по нескольку раз перечитывать вслух одно и то же. Возможно, вы найдете удивительное сходство между собой - взрослым, серьезным человеком - и неким любимым героем. Может быть, он незаметно для вас управляет вашей жизнью?

Итак, предлагаю несколько шагов, которые помогут самостоятельно разгадать свой жизненный сценарий. Наверняка каждый, кто заинтересуется этим методом, придумает и другие варианты анализа.

КАК ИЗМЕНИТЬ СЦЕНАРИЙ?

Сценарный анализ - один из способов, помогающих человеку посмотреть на свою жизнь со стороны. Дальше каждый решает сам - нужно ему что-то менять или нет . Можно продолжать играть все ту же роль, если сценарий вполне устраивает, а можно взять на себя режиссерские функции - перестроить мизансцены, а то и вовсе поставить новый спектакль с другим сюжетом.

Избавиться от неудачного сценария не так-то просто. Но попробуем вспомнить высказывания вроде "спасение утопающих - дело рук самих утопающих" и "пойти другим путем" (кстати, оба этих лозунга являются, несомненно, сценарными). Человеку, решившему переписать свою программу, имеет смысл самостоятельно предпринять следующие шаги.

Осознать свой сценарий. Порой уже только это производит на человека очень сильное впечатление. Он переживает эмоциональное потрясение, шквал эмоций переворачивает все не только в его душе, но и в жизни.

Однажды я случайно разговорилась с преуспевающим бизнесменом. Мой собеседник рассказал, что всегда добивается своих целей, но только с третьей попытки - так было и когда он учился, и когда он занимался наукой и бизнесом. Эта закономерность его явно раздражала. Слово за слово, выяснилось, что с детства ему нравилась сказка "Стеклянная гора", где герой пытается добраться до принцессы, и это ему удается - но только на третий раз. Я объяснила ему смысл его сценарной сказки, он был поражен, долго смеялся и в этот момент, по-видимому, расстался со своим сценарием. При следующей нашей встрече, спустя год, он сообщил, что больше не теряет времени на репетиции. Недаром говорят: человечество, смеясь, расстается со своим прошлым.

Расстаться с однозначными установками. Важно научиться слышать самого себя. Обратите внимание на то, что и как вы повторяете своему ребенку или подчиненным. Например, вы любите повторять "у тебя ничего не получится до тех пор, пока...". Эти слова несут сильный отрицательный заряд, сомнение в возможности успеха. Ставится жесткое условие: "Ты не получишь пятерку, пока не выучишь теоремы..." или "Ты не продвинешься по службе, пока не сдашь экзамен по менеджменту". Сами по себе подобные высказывания достаточно спорны. Ведь можно не зубрить теоремы, а понять, как их доказывают, да и продвижение по службе не обязательно связано со сдачей очередного экзамена. Но суть сценарного программирования, его сила - в безапелляционности, однозначности. Понять, что на самом деле вариантов существует множество, - уже нащупать путь к свободе.

Попробуем видоизменить, переписать эту программную фразу так: "У тебя получится лучше, если...". Это тоже так называемый сценарий с условием, но он гораздо мягче. Теперь вы можете сказать себе: "Моя жизнь станет успешнее, когда я расстанусь с мешающими мне однозначными установками".

Разобраться со своими "провокаторами". Попробуйте мысленно просмотреть однотипные, повторяющиеся помимо вашей воли неприятные ситуации и оценить свою роль в этом "фильме ужасов". Какие ваши собственные действия провоцируют повороты судьбы? Кто выступает в роли "провокаторов" - какие слова, поступки? Вычислив "провокаторов", можно попытаться изменить ситуацию и сделать что-то принципиально новое в привычных ситуациях, хотя бы в порядке эксперимента. Ведь если мы будем делать то, что делали всегда, то и получим то, что получали всегда. Итак, эксперимент?

Составить свой личный свод ограничений. Проанализировав повторяющиеся ситуации и поняв, где мы постоянно спотыкаемся, можно составить некий свод правил и запретить себе участие в определенных ситуациях. Например, я знаю, что мне трудно общаться с людьми манипулятивно-морализаторского склада. Вступая с ними в контакт, я заранее обрекаю себя на поражение, а если все-таки захочу добиться победы - она достанется мне слишком дорогой ценой. Значит, я должна взять за правило любыми способами избегать подобной ситуации или видоизменить ее, чтобы не наступать всякий раз на одни и те же грабли.

Итак, если сценарий нас тяготит, важно избегать (хотя бы на первом этапе) любых ситуаций, которые могут обернуться повторением нашей негативной программы: в четком и осознанном следовании этому правилу будет наша сила, а не слабость, как может показаться на первый взгляд.

Вступить в диалог и получить "разрешение". Разрешение - это специальная процедура, используемая психотерапевтом при сценарном анализе. Когда от сценария освобождается неудачник - это похоже на чудо, говорят "человека как будто расколдовали".

Снять сценарную программу может не только терапевт, но и кто-то из значимых людей, по силе воздействия не уступающий родительской фигуре, эту программу создавшей, например тренер, сказав робкому юнцу: "Ты сможешь!". Но если человек готов к трансформации, на него могут подействовать слова даже случайного попутчика. Многие могут вспомнить пример, когда одна фраза или встреча оказались судьбоносными, изменили всю их жизнь.

Сам себе режиссер? Не стоит воспринимать жизненный сценарий как нечто обязательно негативное и сразу пытаться от него избавиться.

Не будь сценариев, наша жизнь превратилась бы в сплошную импровизацию. Но не всем хочется, да и не всем дано импровизировать, кому-то удобнее и спокойнее "играть по нотам". Есть люди, которым вообще не дано сочинять - если им не сочинят сценарий родители, неизвестно, как они проживут свою жизнь. Поэтому для многих сценарий - тот якорь, который их удерживает.

Отработанный, обкатанный, благополучный сценарий - своеобразная панацея от неожиданностей, неприятностей. А попытка вырваться за рамки сценария не всегда бывает удачной: внешний мир может оказаться неприветливым, а главное - непредсказуемым. Поэтому некоторые люди комфортно расположились даже в своих неудачных сценариях, по-своему извлекая из них выгоду.

Бессознательное следование сценарию позволяет человеку экономить силы и время. Как правило, живущие по жестким сценариям победители не склонны раздумывать и сомневаться, они целеустремленны и работоспособны, они - люди действия. Заложенный с детства сценарий подсказывает им нужную стратегию.

Сценарный анализ не может ответить на все вопросы, касающиеся человеческой жизни, и, конечно, наивно было бы предполагать, что все наше поведение обусловлено сценарием. Но если задуматься, можно получить информацию к размышлению о том, почему судьба сложилась так, а не иначе. Это чрезвычайно интересно и вполне доступно каждому. опубликовано

М. МЕЛИЯ, психолог.

Почему кому-то все удается, а кого-то преследуют неудачи, почему жизнь одного - героическая эпопея, другого - любовный роман, а третьего - криминальное чтиво? Конечно, мы сами планируем свою жизнь, и наша судьба определяется в первую очередь нашими решениями, нашей интуицией, умением мыслить, адекватно относиться ко всему происходящему в окружающем мире. Но, присмотревшись внимательно к событиям своей жизни и жизни окружающих, можно заметить определенные закономерности.

Как это часто случается! У человека постоянно проблемы на службе: где бы он ни работал, у него моментально возникают конфликты с руководством, и он чувствует, что к нему придираются, его затирают, незаслуженно обижают. Он переходит из одной фирмы в другую - казалось бы, новые люди, иная корпоративная культура, но история повторяется: непременно рядом с нашим героем появляются "завистник", "интриган", "соперник" или "сплетник", которые вмешиваются в его отношения с шефом, не дают продуктивно работать.

Один всю жизнь пытается скопить деньги, отказывает себе во всем, но, как только набирается некоторая сумма, моментально ее спускает. Другой, помогая ближнему, почему-то постоянно сталкивается с людьми неблагодарными, потом страдает, корит себя за неосмотрительность, но и в следующий раз объектом его благотворительности вновь становится человек того же сорта. Третий с удовольствием берется за новое дело: яркое начало, радужные перспективы, широкие возможности, но... интерес постепенно затухает и наконец сходит на нет, а дело так и не доводится до конца. И за следующее дело человек берется с тем же энтузиазмом, и снова результата нет.

Создается впечатление, что эти люди действуют по какой-то заданной схеме. Меняются обстоятельства места и времени, а образ действий остается неизменным, события повторяются, как будто разыгрывается один и тот же сюжет - только на новых подмостках и с новыми актерами. Что это - злой рок, насмешка судьбы?

Тому есть и вполне рациональное объяснение. Мы остановимся на одном - с нашей точки зрения, наиболее интересном - подходе: сценарном анализе, предложенном известным психологом Эриком Берном. Как правило, повторяющиеся события - знак присутствия в жизни человека сценария (по-английски - "скрипта"). Сценарий - это существующий в нашем подсознании жизненный план, который формируется в раннем детстве и постепенно разворачивается на протяжении многих лет, часто помимо нашей воли.

Сценарные элементы в большей или меньшей степени присутствуют в жизни любого человека, каким бы свободным (от условностей, стереотипов) и независимым (морально и материально) он себя ни считал. Правда, их удельный вес, значимость в жизни каждого из нас свои. Одни всю жизнь следуют определенному сценарию, другие планируют свою жизнь, опираясь на свободную волю, свободные устремления. Не стоит забывать и о том, что мы называем "его величество случай".

Наш жизненный путь - результат действия многих сил. Но сценарный анализ, на мой взгляд, дает возможность посмотреть на события нашей жизни под новым, необычным ракурсом, понять мотивы поведения людей, найти объяснение необъяснимым на первый взгляд поступкам, скорректировать собственное поведение, вырваться из замкнутого круга повторяющихся событий.

Сценарий формируется во взаимоотношениях с людьми из нашего ближайшего окружения. В детстве мы более восприимчивы и доверчивы. Поэтому некоторые суждения взрослых, особенно те, что повторяются многократно, врезаются в наше сознание на всю жизнь. И наша дальнейшая судьба во многом зависит от того, что именно мы слышали в детстве.

Когда ребенка поддерживают, ободряют, не устают повторять: "Мы в тебя верим, ты все сможешь, ты молодец, ты умный, талантливый, сильный" - и при этом он готов прикладывать усилия и преодолевать трудности, то скорее вырастает человек уверенный в себе, с высокой самооценкой, чувствующий себя адекватно в любой ситуации, способный конструктивно решать все возникающие вопросы.

Часто родители, бабушки, дедушки или кто-то еще из значимых взрослых, наблюдая за ребенком, повторяют примерно следующее: "Ты глуп, ты ничего не умеешь, из тебя ничего путного не выйдет, от тебя одни неприятности, не зазнавайся, ты такой же, как все" и т. д.. Подобные утверждения - их еще называют "родительские предписания" или "сценарные проклятия" - могут оказать двоякое воздействие на дальнейшую жизнь детей. Один может смириться с таким прогнозом своего будущего и, став взрослым, жить по сценарию, уготованному ему родителями. Другой, личность сильная, напротив, постарается реализовать антисценарий, то есть действовать с точностью до наоборот, доказывая родителям, что он чего-то стоит.

Сценариев существует множество. Любая классификация достаточно условна, но для удобства анализа мы разделим сценарии на три основные группы: сценарии победителя, неудачника и "золотой середины".

ЛЮБИМЦЫ ФОРТУНЫ

О сильном, успешном человеке часто говорят: "Он из породы победителей". Как правило, победители умеют управлять собой, трезво оценивают свои сильные и слабые стороны. Они знают, что будут делать завтра, оказываются в нужное время в нужном месте, им всегда везет. Они могут создать окружающим кучу проблем: все время что-то придумывают, организовывают, вовлекают людей во что-то, борются, "отрубают головы драконам", ни на минуту не усомнившись в том, что победа будет за ними. Победители чувствуют, что жизнь удалась, - это написано у них на лице, и, помимо прочего, сам имидж успешного, довольного жизнью человека действительно помогает им преуспевать.

Но победа, успех - понятия относительные, это скорее состояние души, а не внешние атрибуты. Победитель - тот, кто поставил цель и достиг ее. Победителю важнее, как он сам оценивает свои достижения, а не как их оценивают окружающие.

Сценарий победителя формируется у людей, родители которых верили в возможности своих детей, вкладывали в них много сил и поддерживали, не уставали повторять: "У тебя все получится". И дети вырастают уверенными в себе.

Часто сценарий победителя возникает как антисценарий. Например, дети из неблагополучных семей, сильные натуры, пытаясь противостоять негативному программированию или "сценарному проклятию", начинают с необыкновенным упорством и настойчивостью действовать вопреки родительским прогнозам, доказывая свою силу и значимость самому себе и остальному миру.

Так, одинокая мать постоянно твердила сыну: "Тебе некому помочь, у тебя нет отца, ты не сможешь пробиться. Да и наследственность у тебя плохая". Будь мальчик слабым и зависимым, он непременно стал бы неудачником. Но он оказался человеком сильным, и его жизнь сложилась по-другому: он стал хозяином крупного холдинга, занимается политикой и не берет в рот ни капли спиртного. Всю жизнь он складывает к ногам матери свои достижения как военные трофеи, доказывая, что она была не права.

Любой из нас наверняка найдет среди своих друзей и знакомых людей из когорты победителей. Каждый из них идет к победе своим путем, действует по собственному сценарию.

Присмотреться к людям, которые умеют добиваться поставленных целей, не только интересно, но и чрезвычайно полезно. Можно увидеть определенные закономерности в поведении, которые помогают им побеждать, понять, на какие базовые качества они опираются. У каждого "победителя" есть свои "фирменные" стратегии ведения бизнеса, переговоров, разрешения конфликтов и т.д.

Стоит присмотреться и к самому себе, проанализировать собственные успешные стратегии и подумать, как их эффективнее использовать, - это наверняка поможет стать более успешным. В конце концов, победителями не рождаются, победителями становятся.

ЛЮДИ "ЗОЛОТОЙ СЕРЕДИНЫ"

Это не просто середнячки, которые сумели избежать участи неудачников, но так и не удостоились лавров победителей. Они - та самая "золотая середина", без которой не может существовать ни одно общество. Непобедители - приверженцы базовых человеческих ценностей, хранители семейных и национальных традиций, разумный противовес тем крайностям, в которые так часто впадают и победители и неудачники.

Большинство непобедителей живут по принципу "главное не победа, а участие", им важнее не столько добиться успеха, сколько избежать неудачи. Если непобедитель ставит цель, он ее достигает, правда, цели у него, как правило, скромные. Он предсказуем, лоялен, не склонен к самоутвер ждению, в открытую конфронтацию обычно не вступает. Жизнь не обойдет его стороной, хотя без особых взлетов, но зато и без падений. Он будет жить достойно и в соответствии с общепринятыми нормами.

Представители "золотой середины" работоспособны, добросовестны, занимают, как правило, средние менеджерские позиции. Они часто идут по пути наименьшего сопротивления, занижают планку: поступают в вуз, где конкурс поменьше, делают предложение девушке, которая точно не откажет.

Сценарий непобедителя, как правило, формируют родители, которые любят своих детей, но при этом постоянно их сдерживают, бьют по рукам, причем из самых добрых побуждений, желания оградить от неприятностей. Они не устают повторять детям: будь скромнее, не высовывайся, не лезь не в свое дело и т. д. В результате вырастает человек с несколько заниженной самооценкой, который звезд с неба не хватает, согласен довольствоваться малым, послушный исполнитель, твердо знающий, что инициатива наказуема, поэтому безопаснее быть как все, даже если и обладаешь большим потенциалом.

"Золотая середина" составляет большинство. Поэтому и сценариев для этой части - великое множество.

НЕУДАЧНИКИ: ЯВНЫЕ И СКРЫТЫЕ

Человек со сценарием неудачника часто ощущает себя обойденным судьбой, страдальцем даже тогда, когда у него, казалось бы, все хорошо. Он все время ждет, что случится что-то неприятное, непредвиденное, жалеет себя и упивается собственными страданиями. Если ребенок "согласился" с родительским "предписанием", подсознательно поверил, что из него ничего не получится, то он никогда не добьется успеха и станет явным, "откровенным" неудачником. Тут все просто.

Но существуют и скрытые неудачники. К сожалению, зачастую ими становятся люди способные, даже одаренные. Такими неудачниками, как ни странно, могут стать и те, кому родители внушали, что у них все "o"кей", но не научили детей работать. Как правило, этим людям без особых усилий давалось то, на что другие тратили много времени и сил. Они всегда чувствовали свое превосходство над сверстниками, учились легко, не напрягаясь. Зато когда работа требовала определенных усилий, они не могли довести дело до конца. На первый взгляд они даже кажутся вполне успешными. "Сценарное проклятие", или негативное родительское предписание, может проявиться неожиданно - в самый неподходящий момент человек как будто ломается, спотыкается и совершает досадную оплошность.

КАК РАЗГАДАТЬ СВОЙ СЦЕНАРИЙ?

Сегодня, как и 500 и 1000 лет назад, человечество мучают те же вопросы: почему судьба благосклонна к одним, лояльна к другим и жестоко наказывает третьих?

Кто-то на протяжении жизни упорно повторяет одни и те же ошибки, а кто-то, напротив, использует одни и те же успешные стратегии. И если победителя редко волнует причина его успеха, то неудачник постоянно задается вопросом: почему?. Человеку не поможет никто и ничто, если он сам не захочет разобраться, какие силы заставляют его действовать так, а не иначе.

Как выявить тенденции, которые говорят о присутствии в жизни человека сценария? Я бы предложила несколько вариантов сценарного анализа, который может провести любой человек самостоятельно (без помощи психотерапевта или консультанта).

Проанализируйте повторы, то есть повторяющиеся события вашей личной или деловой жизни. Какие из них происходят помимо вашей воли? Составьте список однотипных ситуаций и попробуйте понять, что их объединяет. При этом постарайтесь быть максимально объективным, сосредоточьтесь не на оценке поведения, намерений или характера других участников событий ("завистников", "клеветников" и т.д.), а на своих действиях. Это уже поможет увидеть определенные закономерности и, возможно, понять причину неудач.

Приглядитесь к себе. Обратите внимание на свою манеру речи, лексику, мимику, жесты. Например, неудачник, как правило, бывает крайне удивлен своими достижениями. Даже если у него что-то получается, он повторяет: "Да нет, тут что-то не то, не может быть...". Он как будто запрограммирован на ожидание неприятностей, какой-то подвох.

Победители спокойны, уверены в себе, не суетятся, любят повторять: победа за нами, успех нам обеспечен, нет проблем, все будет "o"кей", в другой раз я сделаю еще лучше. Сам облик победителя говорит о том, что это человек успешный, а неудачи его только мобилизуют.

Наденьте "сценарную футболку" победителя с надписью: "Главное - быть первым", "Кто не рискует - тот не пьет шампанского", "А ну, посмотрим, кто кого" и т. д.

Что напишет человек "золотой середины"? "Всегда выполняй свой долг", "Будь профессионалом", "Нужно быть хорошим мальчиком" и т. д.

И, наконец, неудачник: "Никому нельзя доверять", "Я достоин большего", "Мне все завидуют" и т. д.

Заложенная в детстве "программа" может быть извлечена на свет божий путем анализа сказок. "Обнаружив" сценарную сказку, можно определить ту программу, по которой живет взрослый человек.

Сказка "помогает" сформироваться наметившемуся сценарию. Вспомните, кто в детстве был вашим любимым героем, какие книжки вы зачитывали до дыр. Вспомните, как мучили родителей, заставляя их по нескольку раз перечитывать вслух одно и то же. Возможно, вы найдете удивительное сходство между собой - взрослым, серьезным человеком - и неким любимым героем. Может быть, он незаметно для вас управляет вашей жизнью?

Итак, предлагаю несколько шагов, которые помогут самостоятельно разгадать свой жизненный сценарий. Наверняка каждый, кто заинтересуется этим методом, придумает и другие варианты анализа.

КАК ИЗМЕНИТЬ СЦЕНАРИЙ?

Сценарный анализ - один из способов, помогающих человеку посмотреть на свою жизнь со стороны. Дальше каждый решает сам - нужно ему что-то менять или нет. Можно продолжать играть все ту же роль, если сценарий вполне устраивает, а можно взять на себя режиссерские функции - перестроить мизансцены, а то и вовсе поставить новый спектакль с другим сюжетом.

Избавиться от неудачного сценария не так-то просто. Но попробуем вспомнить высказывания вроде "спасение утопающих - дело рук самих утопающих" и "пойти другим путем" (кстати, оба этих лозунга являются, несомненно, сценарными). Человеку, решившему переписать свою программу, имеет смысл самостоятельно предпринять следующие шаги.

Осознать свой сценарий. Порой уже только это производит на человека очень сильное впечатление. Он переживает эмоциональное потрясение, шквал эмоций переворачивает все не только в его душе, но и в жизни.

Однажды я случайно разговорилась с преуспевающим бизнесменом. Мой собеседник рассказал, что всегда добивается своих целей, но только с третьей попытки - так было и когда он учился, и когда он занимался наукой и бизнесом. Эта закономерность его явно раздражала. Слово за слово, выяснилось, что с детства ему нравилась сказка "Стеклянная гора", где герой пытается добраться до принцессы, и это ему удается - но только на третий раз. Я объяснила ему смысл его сценарной сказки, он был поражен, долго смеялся и в этот момент, по-видимому, расстался со своим сценарием. При следующей нашей встрече, спустя год, он сообщил, что больше не теряет времени на репетиции. Недаром говорят: человечество, смеясь, расстается со своим прошлым.

Расстаться с однозначными установками. Важно научиться слышать самого себя. Обратите внимание на то, что и как вы повторяете своему ребенку или подчиненным. Например, вы любите повторять "у тебя ничего не получится до тех пор, пока...". Эти слова несут сильный отрицательный заряд, сомнение в возможности успеха. Ставится жесткое условие: "Ты не получишь пятерку, пока не выучишь теоремы..." или "Ты не продвинешься по службе, пока не сдашь экзамен по менеджменту". Сами по себе подобные высказывания достаточно спорны. Ведь можно не зубрить теоремы, а понять, как их доказывают, да и продвижение по службе не обязательно связано со сдачей очередного экзамена. Но суть сценарного программирования, его сила - в безапелляционности, однозначности. Понять, что на самом деле вариантов существует множество, - уже нащупать путь к свободе.

Попробуем видоизменить, переписать эту программную фразу так: "У тебя получится лучше, если...". Это тоже так называемый сценарий с условием, но он гораздо мягче. Теперь вы можете сказать себе: "Моя жизнь станет успешнее, когда я расстанусь с мешающими мне однозначными установками".

Разобраться со своими "провокаторами". Попробуйте мысленно просмотреть однотипные, повторяющиеся помимо вашей воли неприятные ситуации и оценить свою роль в этом "фильме ужасов". Какие ваши собственные действия провоцируют повороты судьбы? Кто выступает в роли "провокаторов" - какие слова, поступки? Вычислив "провокаторов", можно попытаться изменить ситуацию и сделать что-то принципиально новое в привычных ситуациях, хотя бы в порядке эксперимента. Ведь если мы будем делать то, что делали всегда, то и получим то, что получали всегда. Итак, эксперимент?

Составить свой личный свод ограничений. Проанализировав повторяющиеся ситуации и поняв, где мы постоянно спотыкаемся, можно составить некий свод правил и запретить себе участие в определенных ситуациях. Например, я знаю, что мне трудно общаться с людьми манипулятивно-морализаторского склада. Вступая с ними в контакт, я заранее обрекаю себя на поражение, а если все-таки захочу добиться победы - она достанется мне слишком дорогой ценой. Значит, я должна взять за правило любыми способами избегать подобной ситуации или видоизменить ее, чтобы не наступать всякий раз на одни и те же грабли.

Итак, если сценарий нас тяготит, важно избегать (хотя бы на первом этапе) любых ситуаций, которые могут обернуться повторением нашей негативной программы: в четком и осознанном следовании этому правилу будет наша сила, а не слабость, как может показаться на первый взгляд.

Вступить в диалог и получить "разрешение". Разрешение - это специальная процедура, используемая психотерапевтом при сценарном анализе. Когда от сценария освобождается неудачник - это похоже на чудо, говорят "человека как будто расколдовали".

Снять сценарную программу может не только терапевт, но и кто-то из значимых людей, по силе воздействия не уступающий родительской фигуре, эту программу создавшей, например тренер, сказав робкому юнцу: "Ты сможешь!". Но если человек готов к трансформации, на него могут подействовать слова даже случайного попутчика. Многие могут вспомнить пример, когда одна фраза или встреча оказались судьбоносными, изменили всю их жизнь.

Сам себе режиссер? Не стоит воспринимать жизненный сценарий как нечто обязательно негативное и сразу пытаться от него избавиться.

Не будь сценариев, наша жизнь превратилась бы в сплошную импровизацию. Но не всем хочется, да и не всем дано импровизировать, кому-то удобнее и спокойнее "играть по нотам". Есть люди, которым вообще не дано сочинять - если им не сочинят сценарий родители, неизвестно, как они проживут свою жизнь. Поэтому для многих сценарий - тот якорь, который их удерживает.

Отработанный, обкатанный, благополучный сценарий - своеобразная панацея от неожиданностей, неприятностей. А попытка вырваться за рамки сценария не всегда бывает удачной: внешний мир может оказаться неприветливым, а главное - непредсказуемым. Поэтому некоторые люди комфортно расположились даже в своих неудачных сценариях, по-своему извлекая из них выгоду.

Бессознательное следование сценарию позволяет человеку экономить силы и время. Как правило, живущие по жестким сценариям победители не склонны раздумывать и сомневаться, они целеустремленны и работоспособны, они - люди действия. Заложенный с детства сценарий подсказывает им нужную стратегию.

Сценарный анализ не может ответить на все вопросы, касающиеся человеческой жизни, и, конечно, наивно было бы предполагать, что все наше поведение обусловлено сценарием. Но если задуматься, можно получить информацию к размышлению о том, почему судьба сложилась так, а не иначе. Это чрезвычайно интересно и вполне доступно каждому.



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.