Решение задач по молекулярной биологии и генетике. Готовые задачи по генетике При скрещивании между собой чистопородных

Предлагаемый задачник включает задачи по следующим темам: молекулярная генетика (роль нуклеиновых кислот в пластическом обмене), наследование признаков при моногибридном скрещивании (I и II законы Менделя), наследование признаков при дигибридном скрещивании (III закон Менделя), наследование признаков сцепленных с полом. Задачи расположены по сложности, звездочками (*) отмечены задачи повышенной сложности.

Задачник содержит методические рекомендации, цель которых – помочь в самостоятельном освоении способов решения задач. В пособии приводятся примеры типовых задач с подробным объяснением оформления, условных обозначений и решения. Каждый тип задач предваряется кратким теоретическим материалом. Для закрепления полученных знаний предлагаются контрольные задания (Приложение 5), которые можно решать как в классе, так и дома (с последующим зачетом этой контрольной работы).

Пособие может быть использовано как при углубленном изучении биологии в школе, так и при подготовке к поступлению в вузы.

Решение задач по молекулярной генетике

Ген – это участок ДНК, кодирующий определенный белок. Малейшее изменение структуры ДНК ведет к изменениям белка, что в свою очередь изменяет цепь биохимических реакций с его участием, определяющих тот или иной признак или серию признаков.

Первичная структура белка, т.е. последовательность амнокислотных остатков, зашифрована в ДНК в виде последовательности азотистых оснований аденина (А), тимина (Т), гуанина (Г) и цитозина (Ц). Каждая аминокислота кодируется одной или несколькими последовательностями из трех нуклеотидов – триплетами. Синтезу белка предшествует перенос его кода с ДНК на информационную РНК (иРНК) – транскрипция . При транскрипции выполняется принцип дополнения, или комплементарности: А, Т, Г и Ц в ДНК соответствуют У (урацил), А, Ц и Г в иРНК. Непосредственно синтез белка, или трансляция , происходит на рибосоме: аминокислоты, подносимые к рибосоме своими транспортными РНК (тРНК), соединяются в полипептидную цепь белка соответственно триплетам оснований иРНК.

Однозначная связь между последовательностями нуклеотидов в ДНК и аминокислот в полипептидной цепи белка позволяет по одной из них определить другую. Зная изменения в ДНК, можно сказать, как изменится первичная структура белка.

Задача 1 . Фрагмент молекулы ДНК состоит из нуклеотидов, расположенных в следующей последовательности: ТАААТГГЦААЦЦ. Определите состав и последовательность аминокислот в полипептидной цепи, закодированной в этом участке гена.

Решение

Выписываем нуклеотиды ДНК и, разбивая их на триплеты, получаем кодоны цепи молекулы ДНК:
ТАА–АТГ–ГЦА–АЦЦ.
Составляем триплеты иРНК, комплементарные кодонам ДНК, и записываем их строчкой ниже:
ДНК: ТАА–АТГ–ГЦА–АЦЦ
иРНК: АУУ–УАЦ–ЦГУ–УТТ.
По таблице кодонов (Приложение 6) определяем, какая аминокислота закодирована каждым триплетом иРНК:
Иле–Тир–Арг–Трп.

Задача 2 . Фрагмент молекулы содержит аминокислоты: аспарагиновая кислота–аланин–метионин–валин. Определите:

а) какова структура участка молекулы ДНК, кодирующего эту последовательность аминокислот;
б) количество (в %) различных видов нуклеотидов в этом участке гена (в двух цепях);
в) длину этого участка гена.

Решение

а) По таблице кодонов (Приложение 6) находим триплеты иРНК, кодирующие каждую из указанных аминокислот.
Белок: Асп–Ала–Мет–Вал
иРНК: ГАЦ–ГЦА–АУГ–ГУУ
Если аминокислоте соответствуют несколькими кодонов, то можно выбрать любой из них.
Определяем строение той цепочки ДНК, которая кодировала строение иРНК. Для этого под каждым кодоном молекулы иРНК записываем комплементарный ему кодон молекулы ДНК.
1-я цепь ДНК: ЦТГ–ЦГТ–ТАЦ–ЦАА.

б) Чтобы определить количество (%) нуклеотидов в этом гене, необходимо, используя принцип комплементарности (А–Т, Г–Ц), достроить вторую цепь ДНК:
2-я цепь ДНК: ГАЦ–ГЦА–АТГ–ГТТ
Находим количество нуклеотидов (нтд): в двух цепях – 24 нтд, из них А = 6. Составляем пропорцию:
24 нтд – 100%
6 нтд – х%
х = (6x100) : 24 = 25%

По правилу Чаргаффа количество аденина в молекуле ДНК равно количеству тимина, а количество гуанина равно количеству цитозина. Поэтому:

Т = А = 25%
Т + А = 50%, следовательно
Ц + Г = 100% – 50% = 50%.
Ц = Г = 25%.

в) Молекула ДНК всегда двухцепочечная, ее длина равна длине одной цепи. Длина каждого нуклеотида составляет 0,34 нм, следовательно:
12 нтд x 0,34 = 4,08 нм.

Задача 3 . Молекулярная масса белка Х равна 50 тыс. дальтонов (50 кДа). Определите длину соответствующего гена.

Примечание . Среднюю молекулярную массу одной аминокислоты можно принять равной 100 Да, а одного нуклеотида – 345 Да.

Решение

Белок Х состоит из 50 000: 100 = 500 аминокислот.
Одна из цепей гена, кодирующего белок X, должна состоять из 500 триплетов, или 500 x 3 = 1500 нтд.
Длина такой цепи ДНК равна 1500 x 0,34 нм = 510 нм. Такова же длина гена (двухцепочечного участка ДНК).

Решение задач по общей генетике

Основные понятия и символы

    Ген – участок молекулы ДНК в хромосоме, содержащий информацию о первичной структуре одного белка; гены всегда парные.

    Генотип – совокупность всех генов организма.

    Фенотип – совокупность всех внешних признаков организма.

    Гибрид – организм, сформировавшийся в результате скрещивания особей, различающихся по ряду признаков.

    Альтернативные признаки – контрастные признаки (белый – черный, желтый – зеленый).

    Локус – местоположение гена в хромосоме.

    Аллельные гены – два гена, занимающие одинаковые локусы в гомологичных хромосомах и определяющие альтернативные признаки.

    Неаллельные гены – гены, занимающие разные локусы в хромосомах.

    Признаки, наследуемые по Менделю, – наиболее часто встречающиеся в решении задач (Приложение 7).

Аллельные гены могут находиться в двух состояниях: доминантном , обозначаемом прописной буквой латинского алфавита (А , В , С и т.д.), или рецессивном , обозначаемом строчной буквой (а , b , с и т.д.).

Организмы, имеющие одинаковые аллели одного гена, например доминантные (АА ) или рецессивные (аа ), называются гомозиготными . Они дают один сорт гамет (А ) или (а ).

Организмы, имеющие разные аллели одного гена (Аа ), называются гетерозиготными . Они дают два сорта гамет (А и а ).

Символы :

х – скрещивание организмов;
Р – родители;
F – дети; индекс означает номер поколения: F 1 , F 2 , F n и т.д.;
Г – гаметы родителей или половые клетки;
– «щит и копье Марса», мужской пол;
– «зеркало Венеры», женский пол.

Этапы решения задач

1. Запись генотипов и фенотипов родителей.
2. Запись возможных типов гамет у каждого родителя.
3. Запись возможных типов зигот.
4. Подсчет соотношения генотипов и фенотипов потомства.

1. Графический способ:

2. Алгебраический способ:

F 1 (В + b ) (В + b )
F 2 = BB + 2Bb + bb

3. Решетка Пеннета:

Моногибридное скрещивание

Решение задач на моногибридное скрещивание включает анализ наследования признаков, определяемых лишь одной парой аллельных генов. Мендель определил, что при скрещивании гомозиготных особей, отличающихся одной парой признаков, все потомство фенотипически единообразно (I закон Менделя).

При полном доминировании гибриды I поколения обладают признаками только одного из родителей, поскольку в этом случае проявление гена А в аллельной паре не зависит от присутствия другого гена а (аллель а не проявляется, поэтому ее называют рецессивной), и гетерозиготы (Аа ) фенотипически не отличаются от гомозигот (АА ).

При скрещивании моногибридов во втором поколении происходит расщепление признаков на исходные родительские в отношении 3: 1 по фенотипу и 1: 2: 1 по генотипу (II закон Менделя): 3/4 потомков имеют признаки, обусловленные доминантным геном, 1/4 – признак рецессивного гена.

Задача 1. Определите генотипы и фенотипы потомства кареглазых гетерозиготных родителей.

Дано:

А – карие глаза
а – голубые глаза
Определить: F 1

Решение

Гетерозиготные кареглазые родители Аа

Происходит расщепление признаков, согласно II закону Менделя:

по фенотипу 3: 1
по генотипу 1: 2: 1

Задача 2. Найти соотношение гладких и морщинистых семян у гороха в первом поколении, полученном при опылении растений с морщинистыми семенами пыльцой гомозиготных растений с гладкими семенами.

Дано:

А – гладкие семена
a – морщинистые семена
Определить: F 1

Решение

Согласно I закону Менделя все семена гладкие.
Возможна и другая запись.

Гомозиготы по данной паре признаков образуют один сорт гамет:

При неполном доминировании функционируют оба гена, поэтому фенотип гибридов отличается от гомозигот по обоим аллелям (АА и аа ) промежуточным проявлением признака, и во втором поколении происходит расщепление на три класса в отношении 1:2:1 как по генотипу, так и по фенотипу.

Задача 3 . Растения красноплодного крыжовника при скрещивании между собой дают потомство с красными ягодами, а растения белоплодного крыжовника – белыми. В результате скрещивания обоих сортов друг с другом получаются розовые плоды.

1. Какое потомство получится при скрещивании между собой гетерозиготных растений крыжовника с розовыми плодамиx

2. Какое потомство получится, если опылить красноплодный крыжовник пыльцой гибридного крыжовника с розовыми плодамиx

Дано:

А – красная окраска плодов
а – белая окраска плодов
F 1 – x

Решение

Ответ: при скрещивании гибридных растений с розовыми плодами в потомстве происходит расщепление в соотношении по фенотипу и генотипу 1:2:1.

При скрещивании красноплодного крыжовника с розовоплодным в потомстве получится расщепление по фенотипу и генотипу в соотношении 1:1.

В генетике часто используют анализирующее скрещивание . Это скрещивание гибрида, генотип которого неясен, с гомозиготной особью по рецессивным генам аллеля. Расщепление в потомстве по признаку происходит в соотношении 1:1.

Дигибридное скрещивание

Дигибридное скрещивание – это скрещивание, при котором организмы отличаются двумя парами альтернативных признаков. Гибриды, полученные от такого скрещивания, называются дигетерозиготами. При скрещивании двух гомозиготных особей, отличающихся друг от друга по двум и более парам признаков, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо друг от друга и комбинируются во всех возможных сочетаниях. При дигибридном скрещивании двух дигетерозигот (особей F 1) между собой во втором поколении гибридов (F 2) будет наблюдаться расщепление признаков по фенотипу в соотношении 9:3:3:1 (III закон Менделя). Это соотношение фенотипов – результат наложения двух моногибридных расщеплений:
, где «n» – число пар признаков.
Число возможных вариантов гамет равно 2 n , где n – число гетерозиготных пар генов в геноме, а 2 – возможное число гамет у моногибридов.

Примеры

Образование четырех сортов гамет возможно, т.к. в мейозе (профаза I) происходит конъюгация и кроссинговер хромосом.

Задача 4 . Какими признаками будут обладать гибридные абрикосы, полученные в результате опыления дигомозиготных красноплодных растений нормального роста, пыльцой желтоплодных карликовых растенийx Какой результат даст дальнейшее скрещивание таких гибридовx

Дано:

А – красная окраска плодов
а – желтая окраска плодов
В – нормальный рост
b – карликовый рост

Определить: F 1 и F 2

Решение

Ответ: при скрещивании гибридов в F 2 произойдет расщепление в соотношении:

9/16 – красноплодные, нормальный рост;
3/16 – красноплодные, карликовый рост;
3/16 – желтоплодные, нормальный рост;
1/16 – желтоплодные, карликовый рост.

Продолжение следует

Вопрос: 2. При скрещивании между собой черных мышей всегда получается по окраске черное потомство. При скрещивании между собой желтых мышей одна треть потомства оказывается черной, - а две трети желтыми. Как это можно объяснить? 4. У кур оперенные ноги доминируют над гладкими, розовидная форма гребня – над простой. Курицу с голыми ногами и простым гребнем скрестили с петухом, имеющим оперенные ноги и розовидный гребень. Известно, что петух – потомок курицы с голыми ногами и петуха с простым гребнем. а) Сколько типов гамет образуется у курицы? б) Сколько типов гамет образуется у петуха? в) Сколько разных фенотипов получится от этого скрещивания? г) Сколько разных генотипов получится от этого скрещивания? д) Оцените вероятность того, что часть цыплят будет похожа на курицу-мать. е) какова вероятность рождения двух цыплят с голыми ногами и простым гребнем?

2. При скрещивании между собой черных мышей всегда получается по окраске черное потомство. При скрещивании между собой желтых мышей одна треть потомства оказывается черной, - а две трети желтыми. Как это можно объяснить? 4. У кур оперенные ноги доминируют над гладкими, розовидная форма гребня – над простой. Курицу с голыми ногами и простым гребнем скрестили с петухом, имеющим оперенные ноги и розовидный гребень. Известно, что петух – потомок курицы с голыми ногами и петуха с простым гребнем. а) Сколько типов гамет образуется у курицы? б) Сколько типов гамет образуется у петуха? в) Сколько разных фенотипов получится от этого скрещивания? г) Сколько разных генотипов получится от этого скрещивания? д) Оцените вероятность того, что часть цыплят будет похожа на курицу-мать. е) какова вероятность рождения двух цыплят с голыми ногами и простым гребнем?

Ответы:

1)При скрещивании двух чистых линий,по первому закону Менделя,у гибридов 1 поколения проявляется только доминантный признак.Т.е если мыши получаются черными,то значит черный цвет доминирует над желтым.А при скрещивании черных и желтых мышей,по второму закону Менделя,появляется расщепление признака. 2)Родители петуха Р Ав*аВ(Ав-петух,аВ-курица) G Аа,АВ,ав,Вв F1 АВ Петух,который получился у него генотип (АВ)оперенные ноги,розовидный гребень,т.к оба гена доминантные. P ав*АВ G (а)(в),(А)(В) F2 аА,аВ,Ав,Вв. Вроде так.

Похожие вопросы

  • Помогите написать сочинение по высказыванию Лихачёва: Не ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти
  • а) Отрезок длиною 1 м разделили на равные части длиной 1/2 м каждая. Сколько частей получилось? б) За 1/2 часа улитка проедолела 1/2000 км. С какой скоростью двигалась улитка? Сколько метров она проползает за час?
  • РЕШИТЕ ЗАДАЧИ! а) За сутки теплоход проплыл 2/5 всего пути. Какую часть пути он проплыл за треть суток? б) Ленту разрезали на 5 равных частей. Какую часть всей ленты состовляет половина одной из этих частей?
  • Для 9А и 9В (1 вариант берет четные задачи, второй вариант решает не четные) 1. У бегемотов пристрастие к пиву является доминантным признаком, а у генов зеленой и белой окраски наблюдается неполное доминирование: гетерозиготные особи окрашены в салатовый цвет. скрестили дигетерозиготных бегемотов. С какой вероятностью у потомков F1 будут присутствовать следующие признаки: А. Равнодушие к пиву; Б. Салатовая окраска; В.Белая окраска; Г. Белая окраска и любовь к пиву; Д. Равнодушие к пиву и салатовая окраска. 3. В анализирующем скрещивании растение гороха с желтыми семенами скрестили с рецессивной гомозиготой с зелеными семенами. В результате 50 % потомков имели желтые семена, а другие 50 % - зеленые. Какой генотип имело исследуемое растение гороха?
  • Напишите пожалуйста программу на языке Паскаль: Дано число. Если оно кратно 3, то увеличить его на 6, в противном случае обнулить.

Вариант 4

У моркови оранжевая окраска корнеплода доминирует над желтой. Гомозиготное растение с оранжевым корнеплодом скрестили с растением, имеющим желтый корнеплод. В первом поколении получили 15 растений. Их самоопылили и во втором поколении получили 120 растений.

1. Сколько различных типов гамет может образовывать родительское растение с оранжевым корнеплодом?

а) 1;
б) 2;
в) 3;
г) 4.

2. Сколько растений с желтым корнеплодом вырастет во втором поколении?

а) 120;
б) 90;
в) 60;
г) 30.

3. Сколько во втором поколении будет гетерозиготных растений?

а) 120;
б) 90;
в) 60;
г) 30.

4. Сколько доминантных гомозиготных растений будет во втором поколении?

а) 120;
б) 90;
в) 60;
г) 30.

5. Сколько растений из второго поколения будет с оранжевым корнеплодом?

а) 120;
б) 90;
в) 60;
г) 30.

Ответы

Вариант 1: 1 – б; 2 – в; 3 – а; 4 – б; 5 – в.
Вариант 2: 1 – б; 2 – а; 3 – в; 4 – в; 5 – б.
Вариант 3: 1 – г; 2 – а; 3 – б; 4 – б; 5 – а.
Вариант 4: 1 – а; 2 – г; 3 – в; 4 – г; 5 – б.

Тестовый контроль № 2. Решение задач на дигибридное скрещивание

Вариант 1

У гороха высокий рост доминирует над карликовым, гладкая форма семян – над морщинистой. Гомозиготное высокое растение с морщинистыми семенами скрестили с гетерозиготным растением, имеющим гладкие семена и карликовый рост. Получили 640 растений.

1. Сколько будет среди гибридов высоких растений с гладкими семенами?

а) 0;
б) 160;
в) 640;
г) 320.

2. Сколько разных типов гамет может образовать родительское растение с гладкими семенами и карликовым ростом?

а) 1;
б) 2;
в) 3;
г) 4.

3. Сколько среди гибридов будет низкорослых растений с гладкими семенами?

а) 320;
б) 640;
в) 160;
г) 0.

4. Сколько разных генотипов будет среди всех гибридных растений?

а) 1;
б) 2;
в) 3;
г) 4.

5. Сколько гибридных растений будет высокого роста?

а) 160;
б) 0;
в) 640;
г) 320.

Вариант 2

У кур оперенные ноги доминируют над неоперенными, а гороховидный гребень – над простым. Скрестили дигетерозиготных кур и гомозиготных петухов с простыми гребнями и оперенными ногами. Получили 192 цыпленка.

1. Сколько типов гамет образует курица?

а) 1;
б) 2;
в) 3;
г) 4.

2. Сколько разных генотипов будет у цыплят?

а) 1;
б) 2;
в) 4;
г) 16.

3. Сколько цыплят будут с оперенными ногами?

а) 192;
б) 144;
в) 96;
г) 48.

4. Сколько цыплят будут с оперенными ногами и простыми гребнями?

а) 192;
б) 144;
в) 96;
г) 48.

5. Сколько разных фенотипов будет у гибридов?

а) 1;
б) 2;
в) 3;
г) 4.

Вариант 3

У кур укороченные ноги доминируют над нормальными, а гребень розовидной формы – над простым. В результате скрещивания гетерозиготной по этим признакам курицы и петуха с нормальными ногами и простым гребнем получено 80 цыплят.

1. Сколько разных типов гамет может образовать курица?

а) 1;
б) 2;
в) 3;
г) 4.

2. Сколько разных типов гамет может образоваться у петуха?

а) 1;
б) 2;
в) 3;
г) 4.

3. Сколько различных генотипов будет у гибридов?

а) 4;
б) 8;
в) 12;
г) 16.

4. Сколько цыплят будут с нормальными ногами и простым гребнем?

а) 80;
б) 60;
в) 40;
г) 20.

5. Сколько цыплят будут с розовидными гребнями?

а) 80;
б) 60;
в) 40;
г) 20.

Вариант 4

У коров комолость (безрогость) доминирует над рогатостью, а черная масть – над рыжей. Чистопородного комолого быка черной масти скрестили с дигетерозиготными коровами. Получили 64 теленка.

1. Сколько разных типов гамет образует бык?

а) 1;
б) 2;
в) 3;
г) 4.

2. Сколько разных типов гамет образует корова?

а) 1;
б) 2;
в) 3;
г) 4.

3. Сколько различных фенотипов образуется при этом скрещивании?

а) 1;
б) 4;
в) 8;
г) 16.

4. Сколько различных генотипов будет у телят?

а) 1;
б) 2;
в) 3;
г) 4.

5. Сколько будет комолых черных дигетерозиготных телят?

а) 64;
б) 48;
в) 32;
г) 16.

Ответы

Вариант 1: 1 – г; 2 – б; 3 – г; 4 – б; 5 – в.
Вариант 2: 1 – г; 2 – в; 3 – а; 4 – в; 5 – б.
Вариант 3: 1 – г; 2 – а; 3 – а; 4 – г; 5 – в.
Вариант 4: 1 – а; 2 – г; 3 – а; 4 – г; 5 – г.

Задачи на моногибридное скрещивание

Задача № 1

Какие пары наиболее выгодно скрещивать для получения платиновых лисиц, если платиновость доминирует над серебристостью, но в гомозиготном состоянии ген платиновости вызывает гибель зародыша?

Ответ : наиболее выгодно скрещивать серебристых и платиновых гетерозиготных лисиц.

Задача № 2

При скрещивании двух белых тыкв в первом поколении 3/4 растений были белыми, а 1/4 – желтыми. Каковы генотипы родителей, если белая окраска доминирует над желтой?

Ответ : родительские растения гетерозиготны.

Задачи на дигибридное скрещивание

Задача № 3

Если женщина с веснушками (доминантный признак) и волнистыми волосами (доминантный признак), у отца которой были прямые волосы и не было веснушек, выйдет замуж за мужчину с веснушками и прямыми волосами (оба его родителя с такими же признаками), то какими могут быть у них дети?

Ответ : все дети в этой семье будут с веснушками, а вероятность рождения их с прямыми и волнистыми волосами – по 50%.

Задача № 4

Каковы генотипы родительских растений, если при скрещивании красных томатов (доминантный признак) грушевидной формы (рецессивный признак) с желтыми шаровидными получилось: 25% красных шаровидных, 25% красных грушевидных, 25% желтых шаровидных, 25% желтых грушевидных?

Ответ : генотипы родительских растений Ааbb и ааВb .

Задачи на неполное доминирование

Задача № 5

При скрещивании между собой чистопородных белых кур потомство оказывается белым, а при скрещивании черных кур – черным. Потомство от белой и черной особей оказывается пестрым. Какое оперение будет у потомков белого петуха и пестрой курицы?

Ответ : половина цыплят будут белые, а половина пестрые.

Задача № 6

Растения красноплодной земляники при скрещивании между собой всегда дают потомство с красными ягодами, а растения белоплодной земляники – с белыми. В результате скрещивания этих сортов друг с другом получаются розовые ягоды. Какое возникнет потомство при скрещивании между собой гибридов с розовыми ягодами?

Ответ : половина потомков будет с розовыми ягодами и по 25% с белыми и красными.

Задачи на наследование групп крови

Задача № 7

Какие группы крови могут быть у детей, если у обоих родителей IV группа крови?

Ответ : вероятность рождения детей с IV группой крови – 50%, с II и III – по 25%.

Задача № 8

Можно ли переливать кровь ребенку от матери, если у нее группа крови АВ , а у отца – 0 ?

Ответ : нельзя.

Задача № 9

У мальчика IV группа крови, а у его сестры – I. Каковы группы крови их родителей?

Ответ : II и III.

Задача № 10

В родильном доме перепутали двух мальчиков (Х и Y). У Х – I группа крови, у Y – II. Родители одного из них с I и IV группами, а другого – с I и III группами крови. Кто чей сын?

Ответ : у Х родители с I и III группой, у Y – с I и IV.

Задачи на наследование, сцепленное с полом

Задача № 11

У попугаев сцепленный с полом доминантный ген определяет зеленую окраску оперения, а рецессивный – коричневую. Зеленого гетерозиготного самца скрещивают с коричневой самкой. Какими будут птенцы?

Ответ : половина самцов и самок будут зеленые, половина – коричневые.

Задача № 12

У дрозофилы доминантный ген красной окраски глаз и рецессивный ген белой окраски глаз находятся в Х-хромосоме. Какой цвет глаз можно ожидать у гибридов первого поколения, если скрестить гетерозиготную красноглазую самку и самца с белыми глазами?

Ответ : вероятность рождения самцов и самок с красными и белыми глазами – по 50%.

Задача № 13

У здоровых в отношении дальтонизма мужа и жены есть:

– сын-дальтоник, имеющий здоровую дочь;
– здоровая дочь, у которой 2 сына: один дальтоник, а другой здоров;
– здоровая дочь, у которой пятеро здоровых сыновей.

Каковы генотипы этих мужа и жены?

Ответ : генотипы родителей Х D Х d , Х D У .

Задача № 14

Кошка черепаховой окраски принесла котят черной, рыжей и черепаховой окраски. Можно ли определить: черный или рыжий кот был отцом этих котят?

Ответ : нельзя.

Комбинированные задачи

Задача № 15

У крупного рогатого скота ген комолости доминирует над геном рогатости, а чалая окраска шерсти формируется как промежуточный признак при скрещивании белых и рыжих животных. Определите вероятность рождения телят, похожих на родителей, от скрещивания гетерозиготного комолого чалого быка с белой рогатой коровой.

Ответ : вероятность рождения телят, похожих на родителей, – по 25%.

Задача № 16

От скрещивания двух сортов земляники (один с усами и красными ягодами, другой безусый с белыми ягодами) в первом поколении все растения были с розовыми ягодами и усами. Можно ли вывести безусый сорт с розовыми ягодами, проведя возвратное скрещивание?

Ответ : можно, с вероятностью 25% при скрещивании гибридных растений с безусым родительским растением, у которого белые ягоды.

Задача № 17

Мужчина с резус-отрицательной кровью IV груп-пы женился на женщине с резус-положительной кровью II группы (у ее отца резус-отрицательная кровь I группы). В семье 2 ребенка: с резус-отрицательной кровью III группы и с резус-положительной кровью I группы. Какой ребенок в этой семье приемный, если наличие у человека в эритроцитах антигена резус-фактора обусловлено доминантным геном?

Ответ : приемный ребенок с I группой крови.

Задача № 18

В одной семье у кареглазых родителей родились четверо детей: двое голубоглазых с I и IV группой крови, двое – кареглазых с II и IV группой крови. Определите вероятность рождения следующего ребенка кареглазым с I группой крови.

Ответ : генотип кареглазого ребенка с I группой крови А– I 0 I 0 , вероятность рождения такого ребенка 3/16, т.е. 18,75%.

Задача № 19

Мужчина с голубыми глазами и нормальным зрением женился на женщине с карими глазами и нормальным зрением (у всех ее родственников были карие глаза, а ее брат был дальтоником). Какими могут быть дети от этого брака?

Ответ : все дети будут кареглазые, все дочери с нормальным зрением, а вероятность рождения сыновей с дальтонизмом – 50%.

Задача № 20

У канареек сцепленный с полом доминантный ген определяет зеленую окраску оперения, а рецессивный – коричневую. Наличие хохолка зависит от аутосомного доминантного гена, его отсутствие – от аутосомного рецессивного гена. Оба родителя зеленого цвета с хохолками. У них появились 2 птенца: зеленый самец с хохолком и коричневая самка без хохолка. Определите генотипы родителей.

Ответ : Р: ♀ Х З У Аа ; ♂ Х З Х К Аа .

При неполном доминировании у гетерозигот не проявляется ни один признак из имеющихся у родителей. При промежуточном наследовании гибриды несут среднее выражение признаков.

При кодоминировании у гетерозигот проявляются оба родительских признака. Примером промежуточного наследования может служить наследование окраски плодов земляники или цветков ночной красавицы, кодоминирования - наследование чалой масти у крупного рогатого скота.

Задача 3-1

При скрещивании между собой растений красноплодной земляники всегда получаются растения с красными ягодами, а белоплодной - с белыми. В результате скрещивания обоих сортов получаются розовые ягоды. Какое потомство получится при опылении красноплодной земляники пыльцой растения с розовыми ягодами?

  1. Растения с красными и белыми плодами при скрещивании между собой не давали в потомстве расщепления. Это указывает на то, что они являются гомозиготными.
  2. Скрещивание гомозиготных особей, отличающихся по фенотипу, приводит к образованию у гетерозигот нового фенотипа (розовая окраска плодов). Это свидетельствует о том, что в данном случае наблюдается явление промежуточного наследования.
  3. Таким образом, растения с розовыми плодами являются гетерозиготными, а с белыми и красными - гомозиготными.

Схема скрещивания

AА - красные плоды, аа - белые плоды, Aа - розовые плоды.

50% растений будут иметь красные и 50% - розовые плоды.

Задача 3-2

У растения «ночная красавица» наследование окраски цветов осуществляется по промежуточному типу. Гомозиготные организмы имеют красные или белые цветы, а у гетерозигот они розовые. При скрещивании двух растений половина гибридов имела розовые, а половина - белые цветки. Определить генотипы и фенотипы родителей.

Задача 3-3

Форма чашечки у земляники может быть нормальная и листовидная. У гетерозигот чашечки имеют промежуточную форму между нормальной и листовидной. Определить возможные генотипы и фенотипы потомства от скрещивания двух растений, имеющих промежуточную форму чашечки.

Задача 3-4

Кохинуровые норки (светлые, с черным крестом на спине) получаются в результате скрещивания белых норок с темными. Скрещивание между собой белых норок всегда дает белое потомство, а скрещивание темных - темное. Какое потомство получится от скрещивания между собой кохинуровых норок? Какое потомство получится от скрещивания кохинуровых норок с белыми?

Задача 3-5

Скрестили пестрых петуха и курицу. В результате получили 26 пестрых, 12 черных и 13 белых цыплят. Какой признак доминирует? Как наследуется окраска оперения у этой породы кур?

Задача 3-6

У одного японского сорта бобов при самоопылении растения, выращенного из светлого пятнистого семени, получено: 1/4 - темных пятнистых семян, 1/2 - светлых пятнистых и 1/4 - семян без пятен. Какое потомство получится от скрещивания растения с темными пятнистыми семенами с растением, имеющим семена без пятен?

  1. Наличие расщепления в потомстве указывает на то, что исходное растение было гетерозиготно.
  2. Присутствие у потомков трех классов фенотипов позволяет предположить, что в данном случае имеет место кодоминирование. Расщепление по фенотипу в соотношении 1:2:1 подтверждает это предположение.

При скрещивании растения с темными пятнистыми семенами с растением без пятен (обе формы гомозиготны) все потомство будет единообразным и будет иметь светлые пятнистые семена.

Задача 3-7

У коров гены красной (R ) и белой (r ) окраски кодоминантны друг другу. Гетерозиготные особи (Rr ) - чалые. Фермер купил стадо чалых коров и решил оставлять себе только их, а красных и белых продавать. Быка какой масти он должен купить, чтобы продать возможно больше телят?

Задача 3-8

От скрещивания между собой растений редиса с овальными корнеплодами получено 68 растений с круглыми, 138 - с овальными и 71 - с длинными корнеплодами. Как осуществляется наследование формы корнеплода у редиса? Какое потомство получится от скрещивания растений с овальными и круглыми корнеплодами?

Задача 3-9

При скрещивании между собой земляники с розовыми плодами в потомстве оказалось 25% особей, дающих белые плоды, и 25% растений с красными плодами. Остальные растения имели розовые плоды. Объясните полученные результаты. Каков генотип рассмотренных особей?



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.