Про карты на православие и католицизм. Кто такие католики. Как крестятся католики. Пост у католиков

В 1054 году произошло одно из важнейших событий в истории Средневековья — Великая схизма, или раскол. И несмотря на то что еще в середине XX века Константинопольским патриархатом и Святым престолом были сняты взаимные анафемы, мир не объединился, и причиной тому стали как догматические различия между обеими конфессиями, так и политические противоречия, тесно связанные с Церковью на всем протяжении ее существования.

Такое положение вещей сохраняется даже при том, что большинство государств, где население исповедует христианство, и где оно пустило свои корни еще в античности, являются светскими и в них велика доля атеистов. Церковь и ее роль в истории стали частью национальной самоидентификации многих народов, несмотря на то, что представители этих народов часто не читали даже Писание.

Источники конфликта

Единая христианская церковь (в дальнейшем — ЕЦ) возникла в Римской империи в первых веках нашей эры. Она не была чем-то монолитным в ранний период своего существования. Проповеди апостолов, а затем апостольских мужей ложились на сознание человека античного Средиземноморья , а оно существенно отличалось от такового у людей Востока. Окончательно единая догматика ЕЦ выработалась в период апологетов, и на ее формирование помимо, собственно, Писания, оказала сильнейшее влияние греческая философия, а именно: Платон, Аристотель, Зенон.

Первыми богословами, выработавшими основы христианского вероучения, стали люди из различных уголков империи, часто имевшие за плечами личный духовный и философский опыт. И в их трудах при наличии общей основы мы можем увидеть некие акценты, которые в дальнейшем станут источниками противоречий. За эти противоречия и будут цепляться за власть имущие в государственных интересах, мало заботясь о духовной стороне вопроса.

Единство общей христианской догматики поддерживалось Вселенскими соборами, формирование клира как отдельного класса общества шло по принципу преемственности рукоположений от апостола Петра. Но предвестники будущего раскола уже явно просматривались хотя бы в таком деле, как прозелитизм. В период раннего Средневековья в орбиту Христианства стали входить новые народы, и тут куда большую роль играло то обстоятельство, от кого народ принимает Крещение, нежели сам факт такового. А это, в свою очередь, сильно отражалось на том, как сложатся отношения Церкви и новой паствы, ведь сообщество новообращенных не столько принимало вероучение, сколько входило в орбиту более сильной политической структуры.

Различие роли Церкви на востоке и на западе бывшей Римской империи было обусловлено разной судьбой этих частей. Западная часть империи пала под напором внутренних конфликтов и варварских набегов, и Церковь там фактически формировала общество. Государства образовывались, распадались, создавались вновь, а римский центр притяжения существовал. Фактически Церковь на западе встала над государством, что и обусловило ее дальнейшую роль в европейской политике вплоть до эпохи Реформации.

Византийская империя, напротив, имела свои корни в дохристианской эпохе, и Христианство стало частью культуры и самосознания населения этой территории, но не заменяло эту культуру целиком. Организация восточных церквей шла по другому принципу — поместности. Церковь организовывалась как бы снизу, это была община верующих — в противовес властной вертикали в Риме. Константинопольский патриарх имел первенство чести, но не законодательную власть (Константинополь не тряс угрозой отлучения от церкви как палкой для оказания влияния на неугодных монархов). Отношение с последней реализовывались по принципу симфонии.

Дальнейшее развитие христианского богословия на востоке и на западе так же шло различным путем. На западе получила распространение схоластика , пытавшаяся соединить веру и логику, что в конечном итоге привело к конфликту между верой и разумом в эпоху Ренессанса. На востоке эти понятия не смешивались никогда, что неплохо отражает русская пословица «на Бога надейся, да сам не плошай». С одной стороны, это давало большую свободу мысли, с другой — не давало практики научного спора.

Таким образом, политические и богословские противоречия и привели к расколу 1054 года. Как он проходил — большая тема, достойная отдельного изложения. А сейчас мы расскажем, чем же отличается современное православие и католичество друг от друга. Отличия будут рассмотрены в следующем порядке:

  1. Догматические;
  2. Обрядовые;
  3. Ментальные.

Принципиальные догматические отличия

Обычно о них мало говорят, что и неудивительно: простому верующему до этого, как правило, нет дела. Но такие отличия есть , и часть из них и стала поводом к расколу 1054 года. Перечислим их.

Воззрения на Святую Троицу

Камень преткновения между православными и католиками . Пресловутое filioque.

Католическая церковь считает, что Божественная благодать исходит не только от Отца, но и от Сына. Православие же исповедует исхождение Святого Духа только от Отца и бытие Трех Лиц в единой Божественной сущности.

Взгляды на непорочное зачатие Девы Марии

Католики полагают, что Богородица является плодом непорочного зачатия, то есть была свободна от первородного греха изначально (напомним, что первородным грехом считается неповиновение воле Бога, и последствия ослушания Адамом этой воли мы ощущаем на себе до сих пор (Быт. 3:19)).

Православные не признают этого догмата, так как в Писании нет указаний на подобное, а выводы католических богословов основаны лишь на гипотезе.

Взгляды на единство Церкви

Православные под единством понимают веру и таинства, католики же признают Папу наместником Бога на земле. Православие считает вполне самодостаточной каждую поместную церковь (ибо она есть модель Вселенской Церкви), католичество во главу угла ставит признание власти Папы над ней и всеми сторонами жизни человека. Папа в воззрениях католиков непогрешим.

Постановления Вселенских соборов

Православные признают 7 Вселенских соборов, а католики — 21, последний из которых состоялся в середине прошлого века.

Догмат о Чистилище

Присутствует у католиков. Чистилище представляет собой место, куда отправляются души умерших в единстве с Богом, но не расплатившиеся при жизни за грехи. Считается, что молиться за них должны живые люди. Православные не признают учения о чистилище, полагая, что судьба души человека находится в руках Божьих, но молиться за умерших можно и нужно. Окончательно данный догмат был утвержден только на Ферраро-Флорентийском соборе.

Различие во взглядах на догматы

Католическая церковь приняла созданную кардиналом Джоном Ньюменом теорию догматического развития, согласно которой Церковь должна четко словесно формулировать свои догматы. Необходимость в этом возникла для противодействия влиянию протестантских деноминаций. Проблема эта достаточно актуальна и широка: протестанты чтут букву Писания, причем часто — в ущерб его духу. Католические богословы поставили перед собой трудную задачу: сформулировать догматы с опорой на Писание так, чтобы исключить эти противоречия.

Православные же иерархи и богословы не считают нужным как-то четко излагать догматику вероучения и развивать ее. В представлении православных церквей буква не дает полного понимания веры и даже ограничивает это понимание. Церковное Предание является достаточно полным для христианина, а собственный духовный путь может быть у всякого верующего.

Внешние отличия

Это то, что бросается в глаза в первую очередь. Как ни странно, но именно они, несмотря на свою не принципиальность, становились источником не только малых конфликтов, но и больших потрясений. Характерно это было равно для православной и католической церквей, отличия внутри которых хотя бы касательно взглядов иерархов провоцировали возникновение ересей и новые расколы.

Обряд не являлся чем-то статичным никогда — ни в период раннего христианства, ни во время Великой схизмы, ни в период раздельного существования. Более того: иногда в обряде происходили кардинальные изменения, но к единству церкви они никак не приближали. Скорее, наоборот, каждое нововведение откалывала от той или иной церкви часть верующих.

Для иллюстрации можно взять церковный раскол в России XVII века — а ведь Никон стремился не расколоть русскую церковь, а, наоборот, объединить Вселенскую (честолюбие у него, конечно, зашкаливало).

Также неплохо вспомнить — при введении ordus novo (службы на национальных языках) в середине прошлого века часть католиков не приняла этого, считая, что мессу надо служить по Тридентскому обряду. В настоящее время католики пользуются следующими видами обрядов:

  • ordus novo, стандартная служба;
  • Тридентский обряд, по которому священник обязан вести мессу, если приход большинством голосов «за»;
  • Грекокатолический и армянокатолический обряды.

Вокруг темы обрядности существует много мифов. Один из них — это диктат латинского языка у католиков, и язык этот никто не понимает. Хотя латинский обряд был сменен национальным сравнительно недавно, многие не берут в расчет, например, тот факт, что униатские церкви, подчиненные Папе, сохраняли свой обряд. Также не учитывают и то, что католики тоже стали издавать национальные Библии (А куда было деваться? Протестанты зачастую этим и брали).

Другое заблуждение — это примат обряда над сознанием. Отчасти это объясняется тем, что сознание человека во многом осталось языческим: он путает обряд и таинство, и пользуется ими как своеобразной магией, в которой, как известно, следование инструкции играет определяющую роль .

Для того чтобы вы могли лучше увидеть обрядовые отличия православия от католицизма — таблица вам в помощь:

категория подкатегория православие католичество
таинства крещение полное погружение окропление
миропомазание сразу же после крещения в подростковом возрасте конфирмация
причащение в любое время, с 7 лет — после исповеди после 7-8 лет
исповедь у аналоя в специально отведенном помещении
венчание допускается три раза брак нерасторжим
храм ориентация алтарем на восток правило не соблюдается
алтарь огражден иконостасом не огражден, максимум — алтарная преграда
скамейки отсутствуют, молятся стоя с поклонами присутствуют, хотя в старину были маленькие скамеечки для стояния на коленях
литургия по расписанию можно на заказ
музыкальное сопровождение только хор может быть орган
крест отличие креста православного и католического схематичное натуралистическое
знамение троеперстие, сверху вниз, справа налево открытой ладонью, сверху вниз, слева направо
клир иерархия есть кардиналы
монастыри каждый с собственным уставом организованы в монашеские ордена
целибат для монашествующих и должностных лиц для всех выше диакона
посты евхаристический 6 часов 1 час
еженедельные среда и пятница пятница
календарные строгие менее строгие
календарь суббота дополняет воскресенье воскресенье заменило субботу
исчисление юлианское, новоюлианское григорианское
пасхалия александрийская григорианская

Помимо этого, существуют различия в почитании святых, порядке канонизации таковых, праздниках. Различно также и облачение священников, хотя и у православных, и у католиков крой последнего имеет общие корни.

Также при католическом богослужении большее значением имеет личность священника; формулы таинств он произносит от первого лица, а в православном богослужении — от третьего, так как таинство совершает не священник (в отличие от обряда), а Бог. Кстати, количество таинств и у католиков, и у православных одинаковое. К таинствам относятся:

  • Крещение;
  • Миропомазание;
  • Покаяние;
  • Евхаристия;
  • Венчание;
  • Рукоположение в сан;
  • Елеосвящение.

Католики и православные: в чем разница

Если говорить о Церкви, не как об организации, а как о сообществе верующих, то разница в менталитетах все-таки есть. Более того, как католическая, так и православная церкви сильно повлияли как на формирование цивилизационных моделей современных государств, так и на отношение представителей этих наций к жизни, ее целям, нравственности и другим аспектам своего бытия.

Причем сказывается это и сейчас, когда в мире растет число людей, не входящих ни в какие конфессии, а сама Церковь теряет свои позиции в регулировании разных сторон жизни человека.

Обычный посетитель храма редко задумывается над тем, почему он, к примеру, католик. Для него часто это дань традиции, формальность, привычка. Часто принадлежность к той или иной конфессии служит оправданием своей безответственности или способом набрать себе политические очки.

Так, бравировали своей принадлежностью к католичеству представители сицилийской мафии, что не мешало им получать доходы от наркоторговли и совершать преступления. У православных на подобное лицемерие есть даже поговорка: «или крестик снимите, или трусы оденьте».

Среди православных часто встречается такая модель поведения, которая характеризуется другой пословицей — «пока гром не грянет, мужик не перекрестится».

И все же, несмотря на такие различия как в догматах, так и в обряде между нами действительно больше общего, нежели различий. И диалог между нами необходим для сохранения мира и взаимопонимания. В конце концов, и православие, и католицизм - ветви одной Христианской веры. И помнить об этом стоит не только иерархам, но и простым верующим.

Для верующего христианина весьма актуально точно представлять основные положения собственной веры. Проявившееся в период церковного раскола в середине 11 века отличие православия от католицизма с годами и веками развивалось и создало практически разные ветви христианства.

Если говорить кратко, чем отличается православие, то оно является более каноническим учением. Не зря церковь также называется Восточной ортодоксией. Тут стараются с высокой точностью придерживаться изначальных традиций.

Рассмотрим основные вехи истории:

  • до 11 века христианство развивается как единое учение (конечно, утверждение в существенной степени условно, так ка за целое тысячелетия появлялись и различные ереси и новые школы, которые отходили от канона), которое активно прогрессирует, распространяется в мире, проводятся так называемые Вселенские соборы, призванные решить некоторые догматические особенности учения;
  • Великая схизма, то есть Церковный раскол 11 века, который отделяет Западную римско-католическую церковь от Восточной православной, по сути, поссорились патриарх Константинополя (восточная церковь) и римский понтифик Лев Девятый, в итоге они предали друг друга взаимной анафеме, то есть отлучению от церкви;
  • раздельный путь двух церквей: на Западе в католицизме процветает институт понтификов и вносятся различные дополнения в вероучение, на Востоке чтится изначальная традиция. Русь становится фактически преемницей Византии, хотя хранительницей именно православной традиции в большей степени оставалась греческая церковь;
  • 1965 год – формальное снятие взаимных анафем после встречи в Иерусалиме и подписание соответствующей декларации.

На протяжении всего практически тысячелетнего периода католицизм претерпел огромное количество перемен. В свою очередь в православии и незначительные нововведения, которые касались только обрядовой стороны, не всегда принимались.

Основные отличия традиций

Изначально католическая церковь являлась формально более близкой к основе учения, так как апостол Петр был первым понтификом именно в этой церкви.

По сути, традиция передачи католического рукоположения апостолов идет от самого Петра.

Хотя хиротония (то есть рукоположение в священнический сан) существует и в православии, и каждый священник, который становится причастным Святым Дарам в православии, тоже становится носителем изначальной традиции, идущей от самого Христа и апостолов.

Обратите внимание! Для того чтобы указать каждое отличие православия от католицизма потребуется существенное количество времени, в этом материале излагаются самые основные детали и предоставляется возможность выработать концептуальное понимание различия традиций.

После раскола католики и православные постепенно становились носителями весьма различных взглядов. Постараемся рассмотреть наиболее существенные отличия, которые касаются и догматики, и обрядовой стороны, и других аспектов.


Пожалуй, основное отличие православия от католицизма содержится в тексте молитвы «Символ веры», которую следует регулярно произносить верующему.

Такая молитва представляет собой как бы сверхсжатый конспект всего учения, описывает основные постулаты. В Восточной ортодоксии Святой Дух исходит от Бога-Отца, каждый католик в свою очередь читает о нисхождении Святого Духа и от Отца, и от Сына.

До раскола различные решения касательно догматики принимались соборно, то есть представителями всех региональных церквей на общем соборе. Такая традиция до сих пор осталась в православии, но существенным является не это, а догма о непогрешимости понтифика римской церкви.

Этот факт является одним из наиболее существенных, в чем отличие православия от католической традиции, так как фигура патриарха не обладает такими полномочиями и имеет совершенно иную функцию. Понтифик в свою очередь является викарием (то есть как бы официальным представителем со всеми полномочиями) Христа на земле. Конечно, в писаниях ничего об этом не сказано, и эта догма принята самой церковью значительно позже распятия Христа.

Даже первый понтифик Петр, которого сам Иисус назначил «камнем, на котором воздвигнет церковь», не одарялся такими полномочиями, он был апостолом, но не более.

Тем не менее, современный понтифик в какой-то степени не имеет отличия от самого Христа (до Его прихода в конце времен) и может самостоятельно вносить любые дополнения в вероучение. Отсюда появляются различия в догматике, которые существенным образом уводят от изначального христианства.

Характерным примером является непорочность зачатия Девы Марии, о котором подробнее скажем далее. Этого не указано в писаниях (даже указано прямо противоположное), но католики относительно недавно (в 19 веке) приняли догму о непорочном зачатии Богородицы, принял текущий на тот период понтифик, то есть данное решение являлось непогрешимым и догматически верным, согласным с волей самого Христа.

Совершенно обоснованно именно православная и католическая церковь заслуживают большего внимания и детального рассмотрения, так как только эти христианские традиции обладают обрядом хиротонии, который идет фактически непосредственно от Христа через апостолов, которых Он в день Пятидесятницы снабдил Дарами Святого Духа. Апостолы в свою очередь передавали далее Святые Дары через рукоположение священников. Другие течения, такие как, например, протестанты или лютеране, не имеют обряда передачи Святых Даров, то есть священники в этих течениях вне прямой передачи учения и таинств.

Традиции иконописи

Только православие отличается от других христианских традиций почитанием икон. На самом деле в этом есть не только культурологический аспект, но и религиозный.

Католики имеют иконы, но не имеют точных традиций создания изображений, которые передают события духовного мира и позволяют возвыситься в мир духовный. Чтобы понять, в чем разница между восприятием в двух направлениях христианства, достаточно посмотреть на образы в храмах:

  • в православии и нигде более (если рассматривается христианство) иконописный образ всегда создается при помощи особой техники построения перспективы, помимо этого используется глубокая и многогранная религиозная символика, присутствующие на иконе никогда не выражают земных эмоций;
  • если посмотреть в католическом храме, сразу видно, что это по большей части картины, написанные простыми художниками, они передают красоту, могут быть символичными, но акцентируют внимание на земном, насыщены человеческими эмоциями;
  • характерным является отличие в изображении креста со Спасителем, ведь православие отличается от остальных традиций изображением Христа без натуралистичных подробностей, отсутствует акцент на теле, Он являет собой пример одержания верха духа над телом, а католики чаще всего в распятии акцентируются на страданиях Христа, тщательно изображают детали ран, которые Он имел, рассматривают подвиг именно в страданиях.

Обратите внимание! Существуют отдельные ответвления католического мистицизма, которые представляют собой углубленную концентрацию на страданиях Христа. Верующий стремится полностью отождествить себя со Спасителем и ощутить полностью его страдания. Кстати, в связи с этим существуют и феномены стигматов.

Если говорить кратко, то ортодоксальная церковь смещает акцент на духовную сторону дела, даже искусство тут используется в рамках специальной техники, которая меняет восприятие человека так, чтобы он мог лучше войти в молитвенное настроение и восприятие мира горнего.

Католики в свою очередь не используют искусство подобным образом, они могут делать акценты на красоте (Мадонна с младенцем) или страдании (Распятие), но эти феномены передаются сугубо как атрибуты земного порядка. Как гласит мудрое изречение, чтобы понять религию, нужно посмотреть на изображения в храмах.

Непорочное зачатие Богородицы


В современной западной церкви действует своеобразный культ Девы Марии, который сформирован сугубо исторически и также во многом благодаря принятию ранее отмеченной догмы о непорочном Ее зачатии.

Если мы вспомним писание, то там явно говориться об Иоакиме и Анне, которые зачали вполне порочно, нормальным человеческим способом. Конечно, в этом тоже было чудо, так как они были людьми пожилыми и прежде каждому явился архангел Гавриил, но зачатие было человеческим.

Поэтому для православного Богородица не являет собой представителя божественной природы изначально. Хотя она вознеслась впоследствии в теле и была взята Христом на Небо. Католики считают Ее теперь чем-то наподобие персонификации Господа. Ведь если зачатие было непорочным, то есть от Духа Святого, то Дева Мария подобно Христу сочетала в себе и божественную и человеческую природу.

Полезно знать!

Православие отличается от католицизма, однако на вопрос, в чем конкретно состоят эти различия ответит не каждый. Различия между церквями есть и в символике, и в обрядовой, и в догматической части.

У нас разные кресты

Первое внешнее отличие католической и православной символики касается изображения креста и распятия. Если в раннехристианской традиции существовало 16 видов форм креста, то сегодня традиционно четырехсторонний крест ассоциируется с католицизмом, а крест восьмиконечный, либо шестиконечный с православием.

Слова на табличке на крестах одинаковы, отличаются только языки, на которых сделана надпись «Иисус Назорей Царь Иудейский. В католичестве это латынь: INRI. В некоторых восточных церквях употребляется греческая аббревиатура INBI от греческого текста Ἰησοῦς ὁ Ναζωραῖος ὁ Bασιλεὺς τῶν Ἰουδαίων.

В этом документе во втором абзаце первой части приводится текст Символа Веры в редакции без «филиокве»: «Et in Spiritum Sanctum, Dominum et vivificantem, qui ex Patre procedit, qui cum Patre et Filio simul adoratur et conglorificatur, qui locutus est per prophetas». («И в Духа Святого, Господа животворящего, от Отца исходящего, которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава, который вещал через пророков»).

Никаких официальных, соборных решений вслед за этой декларацией не последовало, поэтому ситуация с «филиокве» остается прежней.

Главным же отличием Православной церкви от Католической является то, что главой Православной церкви является Иисус Христос, в католичестве церковь возглавляет наместник Иисуса Христа, её видимый глава (Vicarius Christi) папа Римский.

В этом году весь христианский мир одновременно отмечает главный праздник Церкви — Воскресение Христово. Это вновь напоминает об общем корне, от которого ведут происхождение основные христианские конфессии, о существовавшем некогда единстве всех христиан. Однако уже почти тысячу лет между восточным и западным христианством это единство нарушено. Если многим знакома дата 1054 года как официально признанный историками год разделения Православной и Католической Церквей, то, возможно, не всем известно, что ей предшествовал длительный процесс постепенного расхождения.

В данной публикации читателю предлагается сокращенный вариант статьи архимандрита Плакиды (Дезея) «История одного раскола». Это краткое исследование причин и истории разрыва между западным и восточным христианством. Не рассматривая детально догматических тонкостей, останавливаясь только на истоках богословских разногласий в учении блаженного Августина Иппонийского, отец Плакида приводит историко-культурный обзор событий, предшествовавших упомянутой дате 1054 года и последовавших после нее. Он показывает, что разделение произошло не в единочасье и не внезапно, а явилось следствием «длительного исторического процесса, на который повлияли как вероучительные разногласия, так и политические и культурные факторы».

Основная работа по переводу с французского оригинала была выполнена студентами Сретенской Духовной семинарии под руководством Т.А. Шутовой. Редакторская правка и подготовка текста осуществлена В.Г. Массалитиной. Полный текст статьи опубликован на сайте «Православная Франция. Взгляд из России» .

Предвестники раскола

Учение епископов и церковных писателей, чьи произведения были написаны на латинском языке, — святителей Илария Пиктавийского (315-367), Амвросия Медиоланского (340-397), преподобного Иоанна Кассиана Римлянина (360-435) и многих других — было полностью созвучно с учением греческих святых отцов: святителей Василия Великого (329-379), Григория Богослова (330-390), Иоанна Златоуста (344-407) и других. Западные отцы отличались от восточных подчас лишь тем, что делали акцент более на нравоучительной составляющей, нежели на глубоком богословском анализе.

Первое покушение на эту вероучительную гармонию произошло с появлением учения блаженного Августина, епископа Иппонийского (354-430). Здесь мы встречаемся с одной из самых волнующих загадок христианской истории. В блаженном Августине, которому в наивысшей степени было присуще чувство единства Церкви и любовь к нему, не было ничего от ересиарха. И тем не менее по многим направлениям Августин открыл христианской мысли новые пути, оставившие глубокий отпечаток в истории Запада, но в то же время оказавшиеся почти полностью чуждыми не-латинским Церквям.

С одной стороны, Августин, самый «философствующий» из отцов Церкви, склонен к превозношению способностей человеческого разума в области богопознания. Он разработал богословское учение о Святой Троице, которое легло в основу латинской доктрины об исхождении Святого Духа от Отца и Сына (на латыни — Filioque ). Согласно более древней традиции, Святой Дух берет Свое начало, так же как и Сын, только от Отца. Восточные отцы всегда придерживались этой формулы, содержащейся в Священном Писании Нового Завета (см.: Ин. 15, 26), и видели в Filioque искажение апостольской веры. Они отмечали, что в результате этого учения в Западной Церкви произошло некое принижение Самой Ипостаси и роли Святого Духа, что, по их мнению, привело к определенному усилению институциональных и юридических аспектов в жизни Церкви. С V века Filioque повсеместно допускалось на Западе, практически без ведома не-латинских Церквей, но в Символ веры оно было добавлено позже.

В том, что касается внутренней жизни, Августин настолько подчеркивал человеческую немощь и всемогущество Божественной благодати, что получалось, будто он умалял человеческую свободу перед лицом Божественного предопределения.

Гениальная и в высшей степени привлекательная личность Августина еще при его жизни вызывала восхищение на Западе, где его вскоре стали считать величайшим из отцов Церкви и почти полностью сосредоточились только на его школе. В значительной степени римский католицизм и отколовшиеся от него янсенизм и протестантизм будут отличаться от Православия тем, чем они обязаны святому Августину. Средневековые конфликты между священством и империей, введение схоластического метода в средневековых университетах, клерикализм и антиклерикализм в западном обществе являются в различной степени и в разных формах либо наследием, либо последствиями августинизма.

В IV-V вв. появляется еще одно разногласие между Римом и другими Церквями. Для всех Церквей Востока и Запада первенство, признанное за Римской Церковью, проистекало, с одной стороны, из того, что она была Церковью бывшей столицы империи, а с другой — из того, что она была прославлена проповедью и мученичеством двух первоверховных апостолов Петра и Павла. Но это первенство inter pares («между равными») не означало, что Римская Церковь является резиденцией централизованного управления Вселенской Церковью.

Однако, начиная со второй половины IV века, в Риме зарождается иное понимание. Римская Церковь и ее епископ требуют себе главенствующей власти, которая делала бы ее руководящим органом правления Вселенской Церковью. Согласно римской доктрине, это первенство основано на ясно выраженной воле Христа, Который, по их мнению, наделил этой властью Петра, сказав ему: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф. 16, 18). Папа Римский считал себя уже не просто преемником Петра, признаваемого с тех пор первым епископом Рима, но и его викарием, в котором как бы продолжает жить первоверховный апостол и через него править Вселенской Церковью.

Несмотря на некоторое сопротивление, это положение о первенстве было мало-помалу принято всем Западом. Остальные Церкви в целом придерживались древнего понимания первенства, нередко допуская некую двусмысленность в своих отношениях с Римским престолом.

Кризис в Позднем Средневековье

VII в. стал свидетелем рождения ислама, который начал распространяться с молниеносной скоростью, чему способствовал джихад — священная война, позволившая арабам покорить Персидскую империю, долгое время бывшую грозным соперником империи Римской, а также территории патриархатов Александрии, Антиохии и Иерусалима. Начиная с этого периода, патриархи упомянутых городов часто были вынуждены поручать управление оставшейся христианской паствой своим представителям, которые пребывали на местах, в то время как сами они должны были жить в Константинополе. В результате этого произошло относительное уменьшение значимости этих патриархов, а патриарх столицы империи, кафедра которого уже во время Халкидонского собора (451) была поставлена на второе место после Рима, таким образом стал, в какой-то степени, высшим судьей Церквей Востока.

С появлением Исаврийской династии (717) разразился иконоборческий кризис (726). Императоры Лев III (717-741), Константин V (741-775) и их преемники запретили изображать Христа и святых и почитать иконы. Противников императорской доктрины, в основном монахов, бросали в тюрьмы, подвергали пыткам, умерщвляли, как во времена языческих императоров.

Римские папы поддержали противников иконоборчества и прервали общение с императорами-иконоборцами. А те в ответ на это присоединили к Константинопольскому Патриархату Калабрию, Сицилию и Иллирию (западную часть Балкан и север Греции), которые до того времени находились под юрисдикцией папы Римского.

Одновременно с этим, для того чтобы успешнее противостоять наступлению арабов, императоры-иконоборцы провозгласили себя приверженцами греческого патриотизма, очень далекого от господствовавшей до этого универсалистской «римской» идеи, и потеряли интерес к негреческим областям империи, в частности, к северной и центральной Италии, на которые притязали лангобарды.

Законность почитания икон была восстановлена на VII Вселенском соборе в Никее (787). После нового витка иконоборчества, начавшегося в 813 г., православное учение окончательно восторжествовало в Константинополе в 843 г.

Общение между Римом и империей было тем самым восстановлено. Но то, что императоры-иконоборцы ограничили свои внешнеполитические интересы греческой частью империи, привело к тому, что Римские папы стали искать для себя других покровителей. Ранее папы, не имевшие территориального суверенитета, были лояльными поданными империи. Теперь, уязвленные присоединением Иллирии к Константинополю и оставленные без защиты перед лицом нашествия лангобардов, они обратились к франкам и в ущерб Меровингам, которые всегда поддерживали отношения с Константинополем, стали способствовать приходу новой династии Каролингов, носителей иных амбиций.

В 739 г. папа Григорий III, стремясь помешать лангобардскому королю Луитпранду объединить Италию под своей властью, обратился к майордому Карлу Мартелу, который пытался использовать смерть Теодориха IV для того, чтобы устранить Меровингов. В обмен на его помощь он пообещал отказаться от всякой лояльности константинопольскому императору и воспользоваться покровительством исключительно короля франков. Григорий III был последним папой, который просил у императора утверждения своего избрания. Его преемники уже будут утверждаться франкским двором.

Карл Мартел не смог оправдать надежд Григория III. Однако в 754 г. папа Стефан II самолично отправляется во Францию, чтобы встретиться с Пипином Коротким . Тот в 756 г. отвоевал Равенну у лангобардов, но вместо того, чтобы вернуть Константинополю, передал ее папе, положив основание образованной вскоре Папской области, которая превратила пап в независимых светских правителей. Для того чтобы дать правовое обоснование сложившемуся положению, в Риме была разработана знаменитая подделка — «Константинов дар», согласно которой император Константин якобы передал папе Сильвестру (314-335) императорские полномочия над Западом.

25 сентября 800 г. папа Лев III без всякого участия Константинополя возложил на голову Карла Великого императорскую корону и нарек его императором. Ни Карл Великий, ни позже другие германские императоры, которые в какой-то степени восстанавливали созданную им империю, не стали соправителями константинопольского императора, в соответствии с уложением, принятым вскоре после смерти императора Феодосия (395). Константинополь неоднократно предлагал компромиссное решение подобного рода, что сохранило бы единство Романии . Но каролингская империя желала быть единственной законной христианской империей и стремилась занять место империи константинопольской, считая ее отжившей. Вот почему богословы из окружения Карла Великого позволили себе осудить постановления VII Вселенского собора о почитании икон как запятнанные идолопоклонством и ввести Filioque в Никео-Цареградский Символ веры. Однако папы трезво воспротивились этим неосторожным мерам, направленным на принижение греческой веры.

Тем не менее, политический разрыв между франкским миром и папством с одной стороны и древней Римской империей Константинополя с другой был предрешен. А такой разрыв не мог не привести и к собственно религиозному расколу, если принять во внимание то особое богословское значение, какое христианская мысль придавала единству империи, рассматривая его как выражение единства народа Божия.

Во второй половине IX в. антагонизм между Римом и Константинополем проявился на новой почве: встал вопрос, к какой юрисдикции отнести славянские народы, вступавшие в то время на путь христианства. Этот новый конфликт также оставил глубокий след в истории Европы.

В то время папой стал Николай I (858-867), человек энергичный, стремившийся установить римскую концепцию господства папы во Вселенской Церкви, ограничить вмешательства светских властей в церковные дела, а также боровшийся против центробежных тенденций, проявлявшихся у части западного епископата. Свои действия он подкреплял получившими хождение незадолго до этого поддельными декреталиями, якобы выпущенными предыдущими папами.

В Константинополе же патриархом стал Фотий (858-867 и 877-886). Как убедительно установили современные историки , личность святителя Фотия и события времени его правления были сильно очернены его противниками. Это был очень образованный человек, глубоко преданный православной вере, ревностный служитель Церкви. Он хорошо понимал, какое большое значение имеет просвещение славян. Именно по его инициативе святые Кирилл и Мефодий отправились просвещать велико-моравские земли. Их миссия в Моравии была, в конечном счете, задушена и вытеснена происками германских проповедников. Тем не менее они успели перевести на славянский язык богослужебные и наиболее важные библейские тексты, создав для этого алфавит, и таким образом заложили фундамент культуры славянских земель. Фотий занимался также просвещением народов Балкан и Руси. В 864 г. он крестил Бориса, князя Болгарского.

Но Борис, разочарованный тем, что не получил от Константинополя автономную церковную иерархию для своего народа, повернулся на некоторое время к Риму, принимая латинских миссионеров. Фотию стало известно, что те проповедуют латинское учение об исхождении Святого Духа и, похоже, используют Символ веры с добавлением Filioque .

Тогда же папа Николай I вмешался во внутренние дела Константинопольского Патриархата, добиваясь смещения Фотия, чтобы с помощью церковных интриг восстановить на кафедре бывшего патриарха Игнатия, низложенного в 861 г. В ответ на это император Михаил III и святитель Фотий созвали в Константинополе собор (867), постановления которого впоследствии были уничтожены. Этот собор, по-видимому, признал учение о Filioque еретическим, объявил неправомерным вмешательство папы в дела Константинопольской Церкви и разорвал с ним литургическое общение. А так как от западных епископов в Константинополь поступили жалобы на «тиранию» Николая I, то собор предложил императору Людовику Германскому низложить папу.

В результате дворцового переворота Фотий был низложен, а новый собор (869-870), созванный в Константинополе, осудил его. Этот собор до сих пор считается на Западе VIII Вселенским собором. Затем при императоре Василии I святитель Фотий был возвращен из опалы. В 879 г. в Константинополе снова был созван собор, который в присутствии легатов нового папы Иоанна VIII (872-882) восстановил Фотия на кафедре. Тогда же были сделаны уступки в отношении Болгарии, которая возвратилась в юрисдикцию Рима, сохранив при этом греческое духовенство. Впрочем, Болгария вскоре добилась церковной независимости и осталась в орбите интересов Константинополя. Папа Иоанн VIII написал патриарху Фотию письмо, осуждавшее добавление Filioque в Символ веры, не осуждая при этом само учение. Фотий, вероятно не заметив этой тонкости, решил, что одержал победу. Вопреки устойчивым ложным представлениям можно утверждать, что никакой так называемой второй Фотиевой схизмы не было, а литургическое общение между Римом и Константинополем сохранялось еще более века.

Разрыв в XI веке

XI в. для Византийской империи был поистине «золотым». Мощь арабов окончательно подорвана, Антиохия вернулась в состав империи, еще немного — и был бы освобожден Иерусалим. Разгромлен болгарский царь Симеон (893-927), пытавшийся создать выгодную для него романо-болгарскую империю, та же участь постигла Самуила, поднявшего восстание с целью образования македонского государства, после чего Болгария вернулась в империю. Киевская Русь, приняв христианство, быстро становилась частью византийской цивилизации. Стремительный культурный и духовный подъем, начавшийся сразу после торжества Православия в 843 г., сопровождался политическим и экономическим расцветом империи.

Как ни странно, но победы Византии, в том числе над исламом, были выгодны и Западу, создав благоприятные условия для зарождения Западной Европы в том виде, в каком она будет существовать в течение многих веков. А точкой отсчета этого процесса можно считать образование в 962 г. Священной Римской империи германской нации и в 987 г. — Франции Капетингов. Тем не менее, именно в XI в., казавшимся столь многообещающим, между новым западным миром и Римской империей Константинополя произошел духовный разрыв, непоправимый раскол, последствия которого были для Европы трагичными.

С начала XI в. имя папы больше не поминалось в константинопольских диптихах, а это означало, что общение с ним прервано. Это завершение длительного процесса, изучаемого нами. Точно не известно, что послужило непосредственной причиной этого разрыва. Возможно, поводом стало включение Filioque в исповедание веры, отправленное папой Сергием IV в Константинополь в 1009 г. вместе с извещением о его вступлении на Римский престол. Как бы то ни было, но во время коронации германского императора Генриха II (1014) Символ веры пелся в Риме с Filioque .

Кроме введения Filioque был еще целый ряд латинских обычаев, возмущавших византийцев и увеличивавших поводы для разногласий. Среди них особенно серьезным было использование пресного хлеба для совершения Евхаристии. Если в первые века повсюду использовался квасной хлеб, то с VII-VIII веков Евхаристия стала совершаться на Западе с использованием облаток из пресного хлеба, то есть без закваски, как это делали древние евреи на свою пасху. Символическому языку в то время придавалось огромное значение, вот почему греками использование пресного хлеба воспринималось как возвращение к иудаизму. Они видели в этом отрицание той новизны и того духовного характера жертвы Спасителя, которые были предложены Им взамен ветхозаветных обрядов. В их глазах использование «мертвого» хлеба означало, что Спаситель в воплощении принял лишь человеческое тело, но не душу…

В XI в. с большей силой продолжалось укрепление папской власти, которое началось еще во времена папы Николая I. Дело в том, что в X в. власть папства была как никогда ранее ослаблена, будучи жертвой действий различных группировок римской аристократии или испытывая давление германских императоров. В Римской Церкви распространились различные злоупотребления: продажа церковных должностей и пожалование их мирянами, браки или сожительства в среде священства… Но во время понтификата Льва XI (1047-1054) началась настоящая реформа Западной Церкви. Новый папа окружил себя достойными людьми, в основном уроженцами Лотарингии, среди которых выделялся кардинал Гумберт, епископ Белой Сильвы. Реформаторы не видели иного средства для исправления бедственного состояния латинского христианства, кроме усиления власти и авторитета папы. В их представлении папская власть, так как они ее понимали, должна распространяться на Вселенскую Церковь, как латинскую, так и греческую.

В 1054 г. произошло событие, которое могло остаться незначительным, однако послужило поводом для драматического столкновения между церковной традицией Константинополя и западным реформаторским течением.

Стремясь получить помощь папы перед угрозой норманнов, покушавшихся на византийские владения юга Италии, император Константин Мономах по наущению латинянина Аргира, назначенного им правителем этих владений, занял примирительную по отношению к Риму позицию и пожелал восстановить единство, прерванное, как мы видели, в начале века. Но действия латинских реформаторов на юге Италии, ущемлявшие византийские религиозные обычаи, обеспокоили Константинопольского патриарха Михаила Кирулария. Папские легаты, среди которых был и непреклонный епископ Белой Сильвы кардинал Гумберт, прибывшие в Константинополь для переговоров об объединении, замыслили руками императора сместить несговорчивого патриарха. Дело кончилось тем, что легаты возложили на престол Святой Софии буллу об отлучении Михаила Кирулария и его сторонников. А через несколько дней в ответ на это патриарх и созванный им собор отлучили от Церкви самих легатов.

Два обстоятельства придали поспешному и необдуманному поступку легатов значение, которые не могли оценить в то время. Во-первых, они снова затронули вопрос о Filioque , неправомочно упрекая греков в том, что те исключили его из Символа веры, хотя не-латинское христианство всегда рассматривало это учение как противоречащее апостольской традиции. Кроме того, византийцам стали ясны замыслы реформаторов распространить абсолютную и прямую власть папы на всех епископов и верующих даже и в самом Константинополе. Представленная в таком виде экклезиология казалась им совершенно новой и также не могла в их глазах не противоречить апостольской традиции. Ознакомившись с ситуацией, остальные восточные патриархи присоединились к позиции Константинополя.

1054 г. следовало бы рассматривать не столько как дату раскола, сколько как год первой неудавшейся попытки воссоединения. Никто тогда и представить себе не мог, что разделение, которое произошло между теми Церквями, которые вскоре назовут Православной и Римско-Католической, будет длиться веками.

После раскола

В основе раскола лежали главным образом вероучительные факторы, касающиеся различных представлений о тайне Святой Троицы и о структуре Церкви. К ним добавились также расхождения в менее важных вопросах, относящихся к церковным обычаям и обрядам.

В течение Средних веков латинский Запад продолжал развитие в направлении, которое еще более удалило его от православного мира и его духа. <…>

С другой стороны, произошли серьезные события, которые еще больше затруднили понимание между православными народами и латинским Западом. Вероятно, самым трагичным из них был IV крестовый поход, отклонившийся от основного пути и завершившийся разорением Константинополя, провозглашением латинского императора и установлением господства франкских сеньоров, которые по своему произволу кроили земельные владения бывшей Римской империи. Многие православные монахи были изгнаны из своих монастырей и заменены монахами латинскими. Все это, вероятно, происходило непреднамеренно, тем не менее такой поворот событий был логическим следствием создания западной империи и эволюции латинской Церкви с начала Средневековья. <…>

Христиане во всём мире ведут споры о том, какие из верований правильнее и главнее. Относительно католиков и православных: в чем разница (и есть ли она) на сегодняшний день - наиболее интересующие вопросы.

Казалось бы, все настолько понятно и просто, что каждый однозначно может кратко ответить. Но существуют и те, кто попросту даже не знают, какие взаимоотношения между этими конфессиями.

История существования двух течений

Итак, для начала нужно разобраться с христианством в целом. Известно, что оно разделяется на три ветви: православных, католиков, протестантов. Протестантство насчитывает несколько тысяч церквей и они распространены во всех уголках планеты.

Ещё в XI веке христианство разделилось на православие и католицизм. Этому послужил ряд причин начиная от проведения церковных обрядов и заканчивая датами праздников. Отличий, чем отличается католическая церковь от православной, не так и много. В первую очередь, способом управления. Православие состоит из многочисленных церквей, где управляют архиепископы, епископы, митрополиты. Папе Римскому подчинены католические церкви во всём мире. Они считаются Вселенской Церковью. Во всех странах церкви у католиков находятся в тесной простой взаимосвязи.

Сходства православия и католицизма

У православия и католицизма сходства и различия находятся приблизительно в равной пропорции. Стоит отметить, что обе религии имеют не только ряд отличий. И православие, и католицизм очень похожие между собой. Вот основные пункты:

Кроме того, обе конфессии едины в почитании икон, Богоматери, Святой Троицы, святых, их мощей. Также церкви объединяет одни святые угодники первого тысячелетия, Святое Письмо, Церковные Таинства.

Различия между конфессиями

Отличительные особенности между данными конфессиями также существуют. Именно из-за этих факторов некогда произошел раскол церкви. Стоит отметить:

  • Крестное знамение. Сегодня, наверное, все в курсе, как крестятся католики и православные. Католики крестятся слева направо, мы же наоборот. Согласно символике, когда мы крестимся сперва слева, потом направо, то мы обращены к Богу, если наоборот - Бог направлен к своим служителям и благословляет их.
  • Единство Церкви. У католиков одна вера, таинства и глава - Папа Римский. В православии нет одного лидера Церкви, поэтому существует несколько патриархатов (Московский, Киевский, Сербский и т. д.).
  • Особенности заключения церковного брака. В католичестве развод - это табу. Наша церковь, в отличие от католичества, допускает расторжение брака.
  • Рай и ад. Согласно католическому догмату, душа умершего проходит чистилище. В православии верят, что человеческая душа проходит так называемые мытарства.
  • Безгрешное Зачатие Богоматери. Согласно принятому католическому догмату, Богородица была непорочно зачата. Наше духовенство считает, что Богоматерь имела прародительский грех, хотя её святость прославляется в молитвах.
  • Принятие решений (число соборов). Православные церкви принимают решения 7 Вселенскими cоборами, католические - 21.
  • Разногласие в положениях. Наше духовенство не признаёт догматы католиков о том, что Святой дух исходит и от Отца и от Сына, считая, что только от Отца.
  • Суть любви. Святой Дух у католиков знаменуется как любовь между Отцом и Сыном, Богом, верующими. Православные же видят любовь триединой: Отец - Сын - Святой Дух.
  • Непогрешимость Папы Римского. Православие отрицает главенство Папы Римского над всем христианством и его непогрешимость.
  • Таинство Крещения. Мы в обязательном порядке должны перед процедурой исповедоваться. Ребёнка погружают в купель, а за латинским обрядом воду льют на голову. Иповедь считается добровольным деянием.
  • Священнослужители. Католические священники называются пасторами, ксендзами (у поляков) и батюшками (поп в обиходе) у православных. Пасторы не носят бороду, а батюшки и монахи ходят с бородой.
  • Пост. Католические каноны относительно поста менее строгие, чем у православных. Минимальное удержание от пищи - 1 час. В отличие от них, минимальное удержание от пищи у нас составляет 6 часов.
  • Молитвы перед иконами. Бытует мнение, что католики не молятся перед иконами. На самом деле это не так. У них есть иконы, однако они имеют ряд особенностей, которые отличаются от православных. Например, левая рука у святого лежит на правой (у православных наоборот), а все слова написаны латынью.
  • Литургия . Согласно традициям, церковные богослужения совершаются на Гостии (пресный хлеб) в западном обряде и Просфоре (квасной хлеб) у православных.
  • Целибат. Все католические служители церкви дают обет безбрачия, наши же священники женятся.
  • Свята вода. Церковные служители святят, а католики благословляют воду.
  • Поминальные дни. У данных конфессий отличаются и дни поминания усопших. У католиков - третий, седьмой и тридцатый день. У православных - третий, девятый, сороковой.

Церковная иерархия

Стоит отметить также разницу в иерархических разрядах. Согласно разрядной таблице, самую высокую ступень у православных занимает патриарх . Следующая ступень - митрополит , архиепископ, епископ . Далее следуют разряды священников и дьяконов.

Католическая церковь имеет такие ранги:

  • Папа Римский;
  • Архиепископы,
  • Кардиналы;
  • Епископы;
  • Священники;
  • Дьяконы.

У православных есть два мнения по поводу католиков. Первое: католики - еретики, которые исказили символ веры. Второе: католики - схизматики, потому как именно из-за них произошёл раскол от Единой Святой Апостольной Церкви. Католичество же считает раскольниками нас, не причисляя при этом к еретикам.



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.