Что такое протестантизм? Кто такие протестанты и гугеноты? Протестанты: во что они верят и как в них разобраться

Начнем с того, что слово ПРОТЕСТАНТИЗМ происходит вовсе не от слова ПРОТЕСТ. Тут просто совпадение в русском языке. Протестанти́зм или протеста́нтство (от лат. protestans, род. п. protestantis — публично доказывающий).

В ряду мировых религий протестантизм можно кратко охарактеризовать как, одно из трёх, наряду с католицизмом и православием, главных направлений христианства , представляющее собой совокупность многочисленных и самостоятельных Церквей и деноминаций. Более подробно нужно остановиться на вопросе: кто такие протестанты с точки зрения богословия?

Тут можно сказать многое. И начать надо с того, что протестанты считают основой своей веры. Это, прежде всего, Библия — Книги Священного Писания. Это непогрешимое записанное Слово Божие. Оно уникальным образом, словесно и полностью, вдохновлено Святым Духом и безошибочно запечатлено в оригинальных рукописях. Библия является высшим и конечным авторитетом по всем затрагиваемым ею вопросам.

Кроме Библии протестанты признают общепринятые для всех христиан символы веры:

Протестантская теология не противоречит богословским решениям Вселенских Соборов. Весь мир знает знаменитые пять тезисов протестантизма:

1. Sola Scriptura — «Только Писание»

«Веруем, учим и исповедуем, что единственным и абсолютным правилом и стандартом, согласно которому должны оцениваться все догматы и все учителя, являются только пророческие и апостольские Писания Ветхого и Нового Заветов»

2. Sola fide — «Только верой»

Это учение об оправдании только верой, вне зависимости от совершения добрых дел и любых внешних священнодействий. Протестанты не обесценивают добрые дела; но они отрицают их значение в качестве источника или условия спасения души, считая их неизбежными плодами веры и свидетельством прощения.

3. Sola gratia — «Только благодатью»

Это доктрина о том, что спасение — это благодать, т.е. благой дар от Бога человеку. Человек не может заслужить спасение или как-то участвовать в своем спасении. Хотя человек и принимает Божье спасение верою, вся слава за спасение человека должна быть воздана только Богу.

В Библии сказано: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф.2:8,9).

4. Solus Christus — «Только Христос»

С точки зрения протестантов, Христос — это единственный посредник между Богом и человеком, и спасение возможно только через веру в Него.

Писание утверждает: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим.2:5).

Протестанты традиционно отрицают посредничество девы Марии и других святых в деле спасения, а также учат, что церковная иерархия не может быть посредницей между Богом и людьми. Все верующие представляют собой «всеобщее священство» и находятся в равных правах и в равном положении перед Богом.

5. Soli Deo gloria — «Только Богу слава»

Интернет-проект «Википедия» весьма точно определяет особенности богословия, которое традиционно разделяют протестанты: «Писание провозглашено единственным источником вероучения. Библия была переведена на национальные языки, её изучение и применение в собственной жизни стало важной задачей каждого верующего. Отношение к Священному преданию неоднозначно — от неприятия, с одной стороны, до принятия и почитания, но, в любом случае, с оговоркой — Предание (как, впрочем, и любые другие вероучительные мнения, включая свои собственные) авторитетно, поскольку оно основано на Писании, и в той мере, насколько оно основано на Писании. Именно эта оговорка (а не стремление к упрощению и удешевлению культа) является ключом к отказу ряда протестантских церквей и деноминаций от того или иного учения или практики.

Протестанты учат, что первородный грех извратил природу человека. Поэтому человек, хоть он и остаётся вполне способным на добрые дела, не может спастись своими заслугами, а только верой в искупительную жертву Иисуса Христа»

И хотя протестантское богословие этим не исчерпывается, тем не менее, по этим признакам принято выделять протестантов из среды других христиан.

Протестантизм (от лат. protestatio, onis f – провозглашение, заверение; в отд. случаях – возражение, несогласие) – совокупность религиозных общин (около 20 000 деноминаций), каждая из которых отождествляет себя с Церковью Божьей, Христовой, полагает, что исповедует чистую веру, основанную на Евангелии, на учении святых апостолов, но в действительности представляет собой псевдохристианскую общность, или секту. В основе вероучения каждой протестантской общины, а также в основе норм богослужения и богопочитания лежит своеобразно интерпретированное богооткровенное учение, изложенное в Священном Писании, главным образом - в канонических Книгах Нового Завета.

Протестантизм образовался в ходе Реформации, в XVI в. Причиной начала реформационных движений стало недовольство отдельных представителей Римско-Католической Церкви злоупотреблениями со стороны её пастырства, и прежде всего со стороны римских пап. Лидером религиозной революции стал Мартин Лютер. Его планы заключались в частичной реформе церкви и ограничении власти папы. Первое открытое выступление Лютера против политики католической церкви состоялось в 1517 году. Затем Лютер разослал тезисы своим друзьям. Изданы они были в январе 1518 года. Также ранее считалось, что реформатор публично и яростно осудил торговлю индульгенциями, однако он не отрицал правомерность и действенность индульгенций, но только злоупотребления в их выдаче. Его 71-й тезис гласил: «Кто говорит против истины папских отпущений – да будет тот предан анафеме и проклят».

Другими основоположниками протестантизма, помимо Мартина Лютера, были Ж. Кальвин, У. Цвингли, Ф. Меланхтон.

Протестантизм, в силу достаточно вольного отношения к методам и приёмам интерпретации Священного Писания, очень неоднороден и включает в себя тысячи направлений, хотя в общем, в какой-то мере, пока ещё разделяет христианские представления о Боге Троице, единосущии Божеских Лиц, Богочеловеке Иисусе Христе (Воплощении, Искуплении, Воскресении Сына Божия), о бессмертии души, рае и аде, Страшном Суде и т. д.

Довольно резкая разница между Православием и протестантизмом усматривается в отношении учения о Церкви, и это естественно, ведь если бы протестанты согласились с православным (или даже с католическим) учением, им не осталось бы ничего иного, кроме как признать свои «церкви» ложными. Помимо того, что протестантизм отвергает учение о Православной Церкви как единственно истинной и спасительной, протестанты, частично или полностью, отрицают церковную иерархию (священноначалие), Таинства, авторитет Священного Предания, на основе которого строится не только толкование Священного Писания, но и богослужебная практика, аскетический опыт христианских подвижников, почитание святых и институт монашества.

Пять главных вероучительных тезисов классического протестантизма :

1. Sola Scriptura – «Только Писание».

Библия (Священное Писание) провозглашается единственным и самоинтерпретируемым источником вероучения. Каждый верующий имеет право толковать Библию. Однако даже первый протестант Мартин Лютер замечал: «Сам дьявол может цитировать Библию с большой пользой для себя». Свидетельством безрассудности стремления понять Библию лишь собственным падшим разумом является всё умножающееся дробление протестантизма на множество течений. Ведь еще в древности св. говорил в послании к императору Константину: Писание не в словах, а в их понимании.

2. Sola fide – «Только верой». Это учение об оправдании только верой, вне зависимости от совершения добрых дел и любых внешних священнодействий. Протестанты отрицают их значение в качестве источника спасения души, считая их неизбежными плодами веры и свидетельством прощения.

3. Sola gratia – «Только благодатью».

Это доктрина о том, что спасение - это благой дар от Бога человеку и сам человек не может участвовать в своем спасении.

4. Solus Christus – «Только Христос».

Спасение возможно только через веру во Христа. Протестанты отрицают ходатайство Богородицы и других святых в деле спасения, а также учат, что церковная иерархия не может быть посредницей между Богом и людьми, считая, что верующие представляют собой «всеобщее священство».

5. Soli Deo gloria – «Только Богу слава»

Учитывая, что протестантизм – не единое религиозное направление, но раздробленное на множество частных, вышеуказанные замечания приложимы к различным протестантским общинам в различной мере. Так, лютеране и англикане признают необходимость иерархии, хотя и не в таком виде, как оно присутствует в Православной Церкви. Отношение к таинствам в разных общинах неодинаковое: отличается как, собственно, отношением к ним, так и количеством признаваемых таинств. Протестантизму, как правило, чуждо почитание святых икон и святых мощей, чуждо учение об уместности молитв к Божьим святым как к нашим ходатаям. Отношение к Божьей Матери сильно разнится в зависимости от принятого в той или иной «церкви» вероучения. Сильно разнится и отношение к личному спасению: от убеждения, что спасутся все уверовавшие во Христа, до убеждения, что спасутся лишь те, кто к этому предопределен.

Православие подразумевает живое, деятельное восприятие христианином Божественной благодати в силу чего вся становится таинственным соединением Бога и человека, а храм с его Таинствами – реальным местом такого соединения. Живой опыт действия Божественной благодати не допускает ограничения Таинств или их извращенного толкования, а также умаления или отмены почитания святых, стяжавших благодать, аскезы как пути ее приобретения.

Первоначальными формами протестантизма были лютеранство, цвинглианство и кальвинизм, унитарианство и социанство, анабаптизм и меннонитство, англиканство. В дальнейшем возникает ряд течений, известных как поздний, или неопротестантизм: баптисты, методисты, квакеры, адвентисты, пятидесятники. В настоящее время протестантизм получил наибольшее распространение в Скандинавских странах, США, Германии, Великобритании, Нидерландах, Канаде, Швейцарии. Мировым центром протестантизма по праву считаются США, где обосновались штаб-квартиры баптистов, адвентистов и других протестантских деноминаций. Протестантские течения играют главную роль в экуменическом движении.

Теология протестантизма прошла в своем развитии ряд этапов. Это ортодоксальная теология XVI в. (М. Лютер, Ж. Кальвин), непротестантская или либеральная теология XVIII – XIX вв. (Ф. Шлейермахер, Э. Трёльч, А. Гарнак), «теология кризиса» или диалектическая теология, появившаяся после Первой мировой войны (К. Барт, П. Тиллих, Р. Бультман), радикальная или «новая» теология, распространившаяся после Второй мировой войны (Д. Бонхеффер).

Само слово "протестантизм" происходит от латинского "protestans", что переводится как "публично доказывающий". Данное христианское вероучение славится своей либеральностью . По мнению его идеологов, человек должен искать смысл своего существования не только в молитвах, но и в служении миру вокруг — и делать это таким образом, как он считает нужным.

История раскола

Движение протестантизма пустило ростки ещё в XVI веке в ходе реформации католической церкви . Первые идеологи протестантизма посчитали, что католицизм слишком много внимания уделяет соблюдению догм, одновременно забывая о живом самобытном духе христианства. В 1517 году Мартин Лютер прибил к дверям церкви бумаги с тезисами , в которых осуждал торговлю индульгенциями и призывал реформировать церковный устав . Это дало толчок к становлению протестантского движения в Европе.

На сегодняшний день внутри протестантизма существует множество самостоятельных течений — начиная от лютеранства, и заканчивая кальвинизмом. Некоторые из данных течений отошли достаточно далеко от классического библейского наследия . Ввиду разнообразия существующих ветвей на сегодняшний день протестантизм играет масштабную роль в движении экуменизма . В настоящее время основное распространение протестантизм получил в скандинавских странах, Англии, Германии, США .

Не делайте из религии культа

На сегодняшний день внутри протестантской организации не существует единого центрального органа управления . По мнению протестантов, сложная бюрократическая система служит не религиозным целям, а мирским. Поэтому следует по мере возможностей пытаться "возделывать свой сад" и избегать построения сложной внутрисистемной иерархии .

В рамках протестантизма богослужение значительно упрощено по сравнению с тем же католицизмом: его характеризует нарочитая простота служб . В молитвенных домах протестантов отсутствует какой-либо декор , там нет статуй или украшений . Такого рода домом может считаться любое строение, в которое приходят паства и священник, чтобы помолиться. Богослужение строится вокруг проповеди, молитвы, и пения гимнов . Молебны, как правило, читаются на местных национальных языках .

Просто верить

Протестанты так же, как и католики, верят в триединство Отца, Сына, и Святого Духа . Правда, количество священных таинств в протестантизме ограничивается всего двумя — крещением и причащением . Важно, что таинство крещения совершается в отношении протестанта по достижении им сознательного возраста — чтобы он смог осознавать шаг, на который он идёт. Главным источником вероучения считается Священное Писание , которое каждый верующий может трактовать так, как считает нужным .

В протестантизме отсутствует культ Богородицы , и нет выраженного поклонения иконам и святым. В то же время святые считаются мудрыми учителями , примеру которых не мешало бы следовать каждому добропорядочному протестанту. Духовенство и миряне не так сильно отделены друг от друга — вероятно, именно с этим связано у протестантов отрицание монашества. Различные ритуалы, будь то брак или исповедь, протестанты считают просто обрядом — ведь, прежде всего, важен тот смысл, который в них вкладывает каждый отдельно взятый верующий.

Человеку не нужен посредник между ним и Богом — такова основополагающая идея протестантизма. Мартин Лютер писал в своё время: "Бог не может и не хочет позволять господствовать над душой никому , разве только самому себе". Возможно, поэтому протестантизм получил такое распространение — ведь каждому из нас хочется, чтобы наши думы и молитвы из наших уст лились сразу Богу в уши .

И православием, объединяет ряд самостоятельных церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты), отличающихся друг от друга культом и организацией, но связанных общностью происхождения и догматики. Название «протестанты» (латинское protestans) первоначально было дано германским князьям и городам, подписавшим на Шпейерском сейме 1529 года так называемую Протестацию - протест против решения большинства этого сейма об ограничении распространения лютеранства в Германии. В дальнейшем протестантами стали называть последователей церковных направлений, отколовшихся в ходе Реформации 16 века от католицизма, а также появившихся позднее в результате отделения от главных протестантских церквей. В 19-20 веках для некоторых направлений протестантизма было характерно стремление дать рационалистическое толкование Библии, проповедь «религии без бога», то есть только как нравственного учения. Протестантские церкви играют ведущую роль в экуменическом движении. Протестантизм распространен в США, Великобритании, Германии, скандинавских странах, Финляндии, Нидерландах, Швейцарии, Австралии, Канаде, Латвии, Эстонии.

Догмы протестантизма

Догмы протестантизма были изложены теологами 16 века М. Лютером, Ж. Кальвином, У. Цвингли. Одним из главных догматических положений, отличающих протестантизм от католицизма и православия, является учение о непосредственной «связи» человека с богом. «Божественная благодать» дарована человеку прямо богом, без посредничества церкви, духовенства, а спасение человека достигается только через его личную веру (принцип «оправдания верой») в искупительную жертву Христа и по воле бога. Поэтому в протестантизме (за исключением англиканства) нет принципиального противопоставления духовенства мирянам и каждый верующий имеет право толковать и излагать «слово божие» - принцип «священства» всех верующих. Этим обосновывался отказ протестантов от характерной для католицизма церковной иерархии и непризнание римского папы римского как ее главы, открывался путь требованиям демократических свобод и развитию индивидуализма, к созданию национальных, независимых от папства церквей. В соответствии с протестантскими взглядами на отношение человека к богу и церкви религиозный культ был упрощен и удешевлен. В нем сохранен минимум религиозных праздников, отсутствует поклонение иконам и мощам, число таинств сведено к двум (крещению и причащению), богослужение состоит преимущественно из проповедей, совместных молитв и пения псалмов. Протестанты не признают святых, ангелов, культа Богородицы, отрицают представление о чистилище, принятое в католической церкви. Протестантское духовенство избирается мирянами, но на практике происходит назначение духовенства сверху. В протестантстве нет монашества, безбрачия духовенства (целибата).
В реформе католицизма протестантизм апеллировал к первоначальному христианству и источником вероучения признает Священное писание (Библию), переведенное на живые национальные языки, отвергнув католическое Священное предание как людское измышление. Первоначальными, возникшими уже в 16 веке формами протестантизма были: лютеранство, кальвинизм, цвинглианство, англиканство, анабаптизм, меннонитство. К протестантам примыкали унитарии, в том числе польские социниане, чешские братья.
В 16-17 веках протестантизм стал знаменем социальных революций в Нидерландах и Англии. С 17 века протестантство стало распространяться в североамериканских колониях. В Англии и ее колониях кальвинизм принял форму пресвитерианства, существенно не отличавшегося от кальвинизма на континенте, поглотившего цвинглианство и обычно называемого реформатством. Более демократичные, чем пресвитериане, конгрегационалисты установили автономность религиозных общин. В 17 веке сложились баптизм и квакерство.

Протестантская этика

Корпус нравственных принципов, содержащих суть реформированного христианства, получил название протестантской этики, центральными понятиями которой являются концепции благодати, предопределения, призвания. Протестантизм представляет судьбу человека и его спасение заранее определенными решением Бога , что отрицало самостоятельность человека и значение для спасения «добрых дел», среди которых главным была поддержка католической церкви. Основными признаками избранности человека Богом служат сила веры, продуктивность труда и деловой успех, что, в свою очередь, дало стимул предпринимательству, оправдав сметливость, богатство, процветание как богоугодные, освятив труд, осудив праздность. Трактовка профессии как ответа на призыв Бога сделало обретение специальности и постоянное ее совершенствование моральным долгом. Призрение нищих, рассматривавшееся в католицизме как добродетель, протестантизм осуждал, вместо милостыни полагалось дать нуждающемуся возможность обучиться ремеслу и работать. Особой добродетелью считалась бережливость. Протестантская этика регламентировала весь образ жизни: ее требования относились к трудовой и социальной дисциплине, она осуждала пьянство и разврат, требовала создания семьи, приобщения детей к Библии, ее ежедневному чтению. Главными добродетелями протестанта стали бережливость, прилежание к труду, честность.
Со временем протестантские церкви в ряде стран получили статус государственной церкви, а в других странах - равные права с иными церквами. В них проявилась тенденция к формализму и внешней благочестивости. Возникавшие с конца 17 века новые направления протестантизма отличались изощренными формами религиозного воздействия, в них усилились мистические и иррациональные элементы. К таким направлениям относятся пиетизм , который возник в лютеранстве в конце 17 века; методизм, отколовшийся в 18 веке от англиканства; адвентисты (с 1930-х годов); пятидесятники, выделившиеся начале 20 века из баптистов. Для протестантизма характерна активная миссионерская деятельность, в результате которой протестантские течения распространились в бывших колониальных странах. Со второй половины 19 века протестантизм занимал видное место в движении христианского социализма, в создании так называемых внутренних миссий в среде пролетариата.
Со второй половины 19 века в рамках протестантизма развивалась либеральная теология, которая стремилась к рационалистическому толкованию библейских текстов. Это направление вплоть до начала 20 века пользовалось в протестантском богословии преобладающим влиянием, его крупнейшими представителями А. Ричль, А. Харнак, Э. Трельч. В крайних проявлениях либеральной теологии выявилась тенденция рассматривать христианство как этическую доктрину. В этом случае христианство утрачивало черты «религии откровения» и трактовалось как сторона человеческого духа, смыкаясь с идеалистическими направлениями философии . Для протестантского богословия первой половины 20 века характерны кризис религиозного либерализма, усиление влияния реакционного фидеистического направления - фундаментализма, а с 1920-1930-х годов - выдвижение в качестве ведущего направления - диалектической теологии или теологии кризиса (К. Барт, П. Тиллих, Р. Нибур, Э. Бруннер). Это направление, провозгласившее возврат к учению Лютера и Кальвина, отказалось от свойственной либеральной теологии веры в нравственный прогресс, подчеркивая идею неразрешимости трагических противоречий человеческого существования, невозможности преодоления «кризиса» внутри человека. С 1960-х годов влияние неоортодоксии стало уменьшаться, наметилось возрождение либеральных течений в протестантизме, поиски путей обновления религии, приспособления к современности. В зависимости от богословских взглядов последователей, теологию протестантизма разделяют на классическую, либеральную, фундаменталистскую, постмодернистскую. В 20 веке развернулось экуменическое движение, ставящее целью объединение христианских, прежде всего, протестантских церквей. С 1948 года руководящим органом экуменистического движения является Всемирный совет церквей. Протестантизм является вторым по количеству верующих направлением христианства, насчитывает около 800 млн. приверженцев.



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.