Рихард штраус музыкальные произведения. Рихард Штраус. Биография «некоронованного короля» немецкой музыки. Рихард Штраус краткая биография и интересные факты

Распространенная в германоязычном мире фамилия Штраус (Strauss) прославилась особенно в музыке. Было несколько музыкантов с этим именем, но самыми известными стали два композитора. Первый из них - известен каждому в мире, потому что писал вальсы, не устаревающие по сей день. Его имя было Иоганн Штраус-сын (Johan Strauss Jr.) Второго - Рихарда Штрауса (Richard Strauss)- знают далеко не все. Он писал музыку не такую популярную, и порою даже "для гурманов" от искусства. И хотя его почитателей меньше, все они страстно любят этого своеобразного, яркого художника. Впрочем, мотив, начинающий телепередачу "Что? Где? Когда?", знаком многим. Он принадлежит Рихарду Штраусу, это начало его симфонической поэмы "Так сказал Заратустра".

Два Штрауса сильно отличались друг от друга не только по музыкальному стилю, но и по стилю жизни. Объединило их одно обстоятельство: и тем, и другим интересовались нацисты...

История жизни Иоганна Штрауса (1825-99) похожа на бульварное чтиво: события меняются, не застревая надолго на одной странице, чувства меняются, вальсы льются, как из рога изобилия. Но, разумеется, все не так просто.

Отца композитора также звали Иоганном (1804-49). Чтобы избежать путаницы, до сих пор говорят об "Иоганне Штраусе-отце" и "Иоганне Штраусе-сыне". Дело усложняет то, что и отец и сын Штраусы оба были композиторами. Но вначале разберемся с отцом.

Именно он прославил жанр вальса и был одним из его создателей в том виде, в каком он звучит и в наши дни. Путь отца к композиторскому признанию был очень труден, практически из ничего, из нищеты и дилетантизма. Невероятная целеустремленность, желание во что бы то ни стало стать первым вальсовым композитором Австрии сделали Иоганна-старшего эгоистичным и себялюбивым, а его жену, рожавшую ему в год по ребенку, - глубоко несчастной. В течение десяти лет семья была вынуждена менять квартиры каждый год, и в каждой новой рождался очередной маленький Штраус. Не стоит и говорить о том, что отец не принимал никакого участия в воспитании своих детей, не желал вникать ни в какие семейные, бытовые проблемы. Дело обстояло гораздо хуже. Он нашел в том же доме, только в другой квартире, молодую женщину, с которой завел столь бурный роман, что результатом его стали семеро(!) детей, рождавшиеся чуть ли не одновременно с его "законными". При этом отец не только не прятался от общественного мнения, но и проделывал все это с неким вызовом, совершенно унижая презрением свою бедную жену. Вот в такой обстановке рос Иоганн-младший. А вместе с ним в его детской душе росла ненависть...

Однажды юноша дал себе клятву отомстить отцу. Нет, не кинжалом или пистолетом. Он решил в тайне от отца (который запрещал это!) учиться музыке. Мальчик мечтал стать знаменитым композитором, писать вальсы лучше своего родителя; а дальше его мечты рисовали ему картину, как отца увольняют из имперского придворного оркестра, а на это место назначают его - Иоганна-младшего... То ли обида на отца была столь велика, то ли талант молодого Иоганна расцветал так бурно, но через несколько лет он действительно стал известен как дирижер и композитор. Вся Вена заговорила о том, что сын пришел на смену Штраусу-старшему. Однако того не так-то просто было сдвинуть с места. К тому же императорский двор весьма неодобрительно отнесся к попыткам молодого композитора посягнуть на карьеру отца, усмотрев в этом попрание моральных принципов. Так или иначе, пока был жив отец, Иоганн-младший не имел доступа к главным оркестрам Вены. Да и когда тот внезапно скончался, власти не сразу допустили прыткого юношу к придворному оркестру.

Штраусу помогло Русское правительство. По заказу управления железных дорог он был приглашен в город Павловск, под Петербургом, где в течение нескольких сезонов должен был работать в качестве дирижера и композитора за прекрасный, поистине царский гонорар. Это место сразу все изменило в его жизни: улучшило материальное положение, принесло известность, подвигло на создание прекрасных вальсов, а также позволило пережить один из самых пленительных романов. Девушка, которую полюбил композитор, была аристократкой Ольгой Смирницкой. Она принадлежала к самому высшему петербургскому обществу. Подробности этой любви остались, конечно, между ними. В нашем кинематографе есть фантазия на эту тему - фильм "Прощание с Петербургом". Общеизвестным фактом является то, что родители девушки не могли позволить ей выйти замуж за безродного музыканта. И еще известен вальс Штрауса, посвященный Ольге - "Проказница". Вальс "Ольга" не имеет отношения к любовной истории и посвящен одному из членов царской фамилии.

Сюда же, в Россию, Штраус вызывал и своих братьев, из которых непременно хотел сделать композиторов и дирижеров - Эдуарда и Йозефа. Это ему действительно удалось: братья стали композиторами, но сильно уступающими в таланте своему благородному брату.

Говорят, что у Штрауса было четырнадцать невест. Вена говорила о его похождениях, видимо, считая это естественным: ведь он был сыном своего отца. Однако, сколько бы там ни насчитывали романов венские болтушки, женился Иоганн внезапно и на столь одиозной женщине, что город был потрясен. Бывшая актриса Етти Трефц была старше его на семь лет. До встречи со Штраусом она жила то с одним, то с другим содержателем, в результате чего имела семерых детей. Когда она познакомилась с Иоганном, она решила круто изменить свою жизнь, посвятив себя целиком гению. Детей каким-то образом распределила между любовниками и вышла замуж за композитора. Она стала ему настоящей матерью, его защитником, его импресарио, его нянькой. Вся их семейная жизнь была построена только исходя из желаний и прихотей "Жана", как его называла Етти. На гонорары они построили дом по ее плану и под строгим контролем, с учетом распорядка жизни "Жана". У Штрауса была привычка писать вальсы, переходя из комнаты в комнату, поэтому везде Етти велела расставить письменные столы, даже на кухне. Когда они бывали на приемах и ужинах, она заводила разговоры с "нужными" людьми, добывая для "Жана" новые заказы. Он стал ее восьмым, любимым дитятей.

Все это продолжалось в течение шестнадцати лет. За это время слава Штрауса выросла настолько, что он действительно стал первым вальсовым композитором Вены, а его музыка - дыханием Пратера. В 1878 году Етти получила письмо от одного из своих брошенных сыновей. Содержание письма осталось неизвестным. Только прочитав его, Етти сильно побледнела и - умерла.

Трудно словами описать состояние Штрауса после ее смерти. Он потерял не только жену, но и жизненную опору. Но каково же было изумление окружающих, когда после таких страданий, спустя всего-навсего месяц Иоганн женился! Его избранницей стала опять актриса, только уже не бывшая, а очень даже настоящая - молодая, тщеславная и... Стареющий композитор буквально сгорал от страсти к ней, не замечая недостатков своей Анжелики, а главное - не видя того, о чем уже заговорили вокруг него. Но в один прекрасный день, когда Анжелики не было дома, к нему в гости приехала сестра Анна. В простых, непритязательных выражениях, как было принято между братом и сестрой, она поведала о том, где и с кем прелестная Анжелика проводит дни, а часто и ночи. Штраус был вне себя от унижения, гнева и - растерянности. Он так не привык быть один.

Его одиночество не было затянувшимся. На этот раз Штраус, летящий по жизни легким перышком, упал в заботливые руки молодой вдовы по фамилии тоже Штраус. Оказалось, она уже давно ждала подобного момента для того, чтобы повторить для композитора роль Етти Трефц - роль преданной собаки, и считала себя вполне пригодной для такой жизни. Они поженились и жили вместе уже до конца дней композитора. А умер Штраус в 1899 году от воспаления легких. Его хоронила вся Вена. Мечта его, которую он лелеял с детства, сгорая ненавистью к собственному отцу, сбылась: именно он, а не его отец стал Королем вальсов. Имя его слилось с именем и обликом города на "прекрасном голубом Дунае".

За свою бурную жизнь Штраус создал огромное количество произведений: 168 вальсов, 117 полек, 73 кадрили, 43 марша, 31 мазурку, 16 оперетт, комическую оперу и балет. Несмотря на то, что почти вся эта музыка сочинялась для того, чтобы под нее танцевали, она уже давно превратилась в символ праздника и любви. Популярность штраусовских мелодий такова, что с легкостью перешагивает через границы, сквозь время и стили, сохраняя молодость, хотя и не претендуя на философский размах.

В 1938 году Австрия стала частью "Великогерманского рейха". Власти занялись пересмотром многих архивов и документов на предмет чистоты арийской крови. Подвергся этой процедуре и один из венских церковных приходов. Каково же было недоумение представителей этой власти, когда они обнаружили там документы, где черным по белому было написано о том, что предки Иоганна Штрауса были... евреями, бежавшими в Австрию из Венгрии! Это значило, что и сам композитор был... (сами понимаете). Представители заметались. Уже на территории рейха была запрещена музыка Мендельсона и Оффенбаха, но как быть в этом случае? После долгих совещаний и докладов оригинал документа был надежно упрятан в наисекретнейший архив, а вместо него положена копия, где в родословной Штрауса было все "чисто". Только такой выход из положения показался нацистам реальным. Оказалось возможным запретить многое, очень многое. Вальсы Штрауса - невозможно.

Рихард Штраус (1864-1949) по характеру был полной противоположностью своему старшему современнику. Прекрасный семьянин, всю жизнь проживший с одной женщиной, преданный детям и внукам, он и пал жертвой этой преданности. В творчестве столь же педантичный и строго организованный, как и в жизни, он был немец до мозга костей.

Родился он в Мюнхене, его отцом был первый валторнист придворного оркестра, который глубоко презирал бывшего тогда в моде Вагнера. Эту неприязнь отец пытался воспитать и в своем сыне. Любопытно, что в будущем Штраус считал Вагнера "вершиной, выше которой не подняться никому. Впрочем, - добавлял он с широкой баварской улыбкой, - эту гору я обошел".

Юный Штраус учился в Мюнхенском университете, слушал курс философии, историю искусств и эстетику. Познакомившись с выдающимся дирижером Гансом фон Бюловым (первым зятем Листа), Рихард начал заниматься дирижерством, и эта деятельность стала неотъемлемой частью его жизни до конца дней. Бюлов помог Штраусу стать придворным капельмейстером в Майнингене. Затем он перешел в Мюнхенскую придворную оперу и работал там. Но что-то не нравилось молодому музыканту в своей родной Баварии, которую он раздраженно называл "безотрадным пивным болотом". Поэтому, бросив все, он уехал путешествовать по Греции и Египту. Это действительно оказало благотворное влияние на его душу, чего не скажешь о физическом здоровье: после поездки Штраус заболел воспалением легких. Вскоре композитор женился на Паулине де Ана. Она была певицей-сопрано и исполнительницей его первых сочинений. Рихард продолжил работу в Мюнхенской опере, но недолго - "пивное болото" тяготило его. И в 1898 году Штраус переехал в Берлин.

Там его поглотила не только дирижерская и композиторская деятельность, но и общественная. Штраус стал организатором "Товарищества немецких композиторов" и председателем "Общедоступного немецкого музыкального союза". Потом он увлекся еще и педагогической работой и стал вести мастер-класс в Прусской академии искусств, а затем - переехал в Вену. В Венской государственной опере Штраус дирижировал в течение 1919-24 годов.

Всемирную славу Штраус снискал себе после постановки его оперы "Саломея". На гонорар, полученный за эту оперу, композитор построил себе дом в Гармише - горном районе Баварии. Этот дом и стал его прибежищем до конца жизни.

Когда к власти пришли нацисты, настали черные дни для немецкой культуры, но еще труднее было ее представителям. Многие писатели и музыканты эмигрировали. Штраус не только остался дома, но и стал сотрудничать с ними. Он неоднократно встречался с Гитлером, Герингом и Геббельсом. Штраус был объявлен президентом нацистской имперской музыкальной академии. Причина всего этого лежала не столько в убеждениях композитора, сколько в семейных обстоятельствах: его невестка была еврейкой. Своих внуков Штраус любил безгранично и очень опасался, что их погонят из школы. Кроме того, он работал бок о бок со Стефаном Цвейгом, а он тоже был еврей, как евреем был и издатель Штрауса. Все это оказалось такими взрывоопасными обстоятельствами, что композитор вынужден был покорно и услужливо дирижировать там, где указывали новые господа, сочинять музыку к Олимпийским играм, инструментовать военные марши. И почему-то не поворачивается язык осудить его за это.

Впрочем, "недолго музыка играла". Вскоре после постановки оперы "Молчаливая женщина", которую Штраус написал в содружестве со Стефаном Цвейгом, композитор решил приступить к новой работе в том же составе. С этой целью он написал Цвейгу письму, в котором среди прочих мыслей о новой опере были некоторые неосторожные высказывания в адрес гитлеровских властей. Письмо перехватило гестапо. Штрауса вызывали, допрашивали и вынудили подать в отставку. Конечно, опера была запрещена.

Живя в своем Гармише, Штраус выезжал дирижировать оркестрами, но в основном сочинял музыку. Трезвое отношение к самому себе как композитору видно из его высказывания: "Мне никогда не приходят в голову длинные мелодии, как Моцарту. Но вот в чем я понимаю толк, так это в умении использовать тему, парафразировать ее, вытянуть из нее все, что в ней заложено". Штраусу было свойственно фантастическое владение возможностями симфонического оркестра. Его симфонические поэмы "Тиль Уленшпигель", "Так сказал Заратустра", "Дон Жуан" и другие буквально опьяняют слушателя, вовлекают его в волшебный мир оркестровых красок. Там много изобразительных эффектов, шутливых, изворотливых мотивчиков, глобальных, как бы вселенских звучаний и пленительных лирических мелодий. Музыка Штрауса - карнавал симфонических находок.

Долгое время из-за своего сотрудничества с нацистами музыка Штрауса была персоной non grata в нашей стране. Но каждому мало-мальски культурно развитому человеку ясно, что к искусству нельзя относиться прямолинейно. Ведь теперь, когда общеизвестны преступления советских коммунистов, никому не придет в голову запретить музыку, например, Прокофьева за то, что он написал произведение на тексты Маркса, Энгельса и Ленина, или Шостаковича за его революционные симфонии. Тем более, что главные свои произведения Штраус писал все-таки не для нацистов.

Внутренняя собранность и организованность этого художника вызывает восхищение. Он относился к сочинению музыки как хороший ремесленник к своей работе. Современники вспоминали: "В девять часов утра он садится за стол и продолжает работу с того места, на котором остановился вчера, и так без перерыва до двенадцати или до часу. После обеда он играет в скат, а вечером при любых обстоятельствах дирижирует в театре. Всякая неровность ему чужда, днем и ночью его художнический разум одинаково бодр и ясен. Когда прислуга стучится в дверь, чтобы подать концертный фрак, он откладывает работу, едет в театр и дирижирует с той же уверенностью и с тем же спокойствием, с какими после обеда играет в скат, а вдохновение снова включается на следующее утро в том же месте, где была прервана работа". Вспомните его однофамильца, сочинявшего вальсы, слоняясь из комнаты в комнату!

Штраусу принадлежит гениальная шутка: "Кто хочет стать настоящим музыкантом, тот должен уметь сочинять музыку даже к меню".

Таковы были два самых знаменитых Штрауса в музыке. Очень разные, но оба талантливые. Невозможно представить себе историю музыкальной культуры без того и другого.

(11 VI 1864, Мюнхен - 8 IX 1949, Гармиш-Партенкирхен, близ Мюнхена)

Творческое наследие Рихарда Штрауса поразительно по объему и разнообразию. За три четверти века (первые сочинения были написаны в 6 лет, последние - в 83) он отдал дань всем существующим музыкальным жанрам - опере и балету, симфонии и симфонической поэме, концертам и сонатам для различных инструментов, оркестровой сюите и квартету, кантате и хорам, песням и фортепианным пьесам. Однако любовь композитора отдана симфонической поэме и опере, которые принесли ему славу одного из крупнейших мастеров XX века.

Большая и самая известная часть его симфонического наследия программна. Штраус продолжает традиции Листа - создателя симфонической поэмы - и Берлиоза, первым воплотившего романтическую программу в жанре симфонии. Сюжеты Штрауса всегда увлекательны, а оркестровое воплощение отличается красочностью и пышностью. Оркестром, обычно огромным по составу, композитор уже в молодые годы владел виртуозно.

Оперы Штрауса столь многообразны, как будто созданы разными авторами. В одних - мрачных трагедиях с эпатирующими натуралистическими подробностями («Саломея», «Электра») - преломляются особенности драматургии кумира Штрауса, Вагнера, закладываются основы одного из ведущих направлений первой половины XX века - перенасыщенного эмоциями экспрессионизма. В других - изящных, тонких комедиях («Кавалер розы», «Арабелла», «Молчаливая женщина») - утверждается прямо противоположное стилевое направление, также важнейшее в XX веке, - прозрачный, ясный, чуть холодноватый неоклассицизм: Штраус возрождает традиции другого своего любимого композитора, Моцарта. Некоторые оперы («Египетская Елена», «Любовь Данаи») наделены чертами оперетты - Штраус мечтал стать Оффенбахом XX столетия. В «Ариадне на Наксосе» парадоксально сплетаются жанры итальянской оперы-seria и оперы-buffa, «Каприччио» представляет собой своеобразный эстетический трактат о специфике оперного жанра вообще (что первично - музыка или слово?) и т. д. и т. п.

В начале творческого пути Штраус воспринимался как дерзкий авангардист, а в конце почитался как классик XX столетия. Его музыка, полная радости жизни, броская и яркая, сознательно рассчитанная на успех у публики, насыщена всевозможными эффектами, в том числе юмористическими и звукоизобразительными.

Как мало кто из творцов, Штраус рано добился признания. Правда, иногда премьеры заканчивались скандалами, но это лишь подогревало общий интерес и приносило солидные доходы. Штраус и сам немало сделал для пропаганды своих сочинений в качестве дирижера. Но у него было много друзей-единомышленников: дирижеры, режиссеры, драматурги, певцы помогали осуществлению его смелых замыслов. В 37 лет Штраус был из бран президентом Всеобщего немецкого музыкального союза, ему не исполнилось 39-ти, когда состоялся штраусовский фестиваль в Лондоне, за которым последовали фестивали и «Штраусовские недели» во многих странах мира и чуть ли не во всех городах Германии. В 40 лет он предпринял первую поездку за океан, в США. В 1911 году была опубликована первая книга о нем, десять лет спустя - вторая. Когда ему исполнилось 50, на доме, где родился Штраус, была установлена мемориальная доска. Многие города назвали его своим почетным гражданином. Почетную степень доктора ему присвоили университеты Гейдельберга (1903), Оксфорда (1914), Мюнхена (1949). К 80-летию композитора были сделаны аудиозаписи почти всех его симфонических произведений, а торжественное празднование 85-летия Штрауса ознаменовалось съемками фильма о нем.

Крепкие народные корни (его мать - из знаменитого по сию пору рода мюнхенских пивоваров, отец - из крестьян), несокрушимое нравственное здоровье и колоссальная энергия, радостное приятие жизни непосредственно сказались на творческом процессе Штрауса. В отличие от других гениев он не знал мук творчества и уже в 22 года заявил: «Самое длительное и никогда не утомляющее наслаждение составляет работа, и ей я полностью посвятил себя». Его любимые изречения: «Я не тружусь никогда, я развлекаюсь» (французский скульптор Майоль); «Гений - это прилежание» (Шопенгауэр).

Вот как описывал творческий процесс Штрауса писатель Стефан Цвейг, его друг и либреттист: «В девять утра он садится за стол и продолжает работать без перерыва до двенадцати или часу дня... После обеда Рихард Штраус играет в скат (популярная в Германии карточная игра, изображенная, кстати, в его опере «Интермеццо». - А. К.), пишет 2-3 страницы партитуры и вечером обязательно дирижирует в театре. Ему чужда какая бы то ни было нервозность, его художественный интеллект продолжает оставаться светлым и ясным днем и ночью. Когда слуга стучит в дверь, чтобы подать ему фрак, он прекращает работу, едет в театр, дирижирует с той же уверенностью и тем же спокойствием, с каким после обеда играл в скат. На следующий день вдохновение вновь приходит, и труд продолжается с того же места».

Рихард Штраус родился 11 июля 1864 года в столице Баварии Мюнхене, в доме под вывеской «Пивные Пшорра», в музыкальной семье. Его отец - первый валторнист придворного оркестра, блестящий виртуоз, игравший на различных инструментах, сочинявший музыку и дирижировавший. По свидетельству матери, также обладавшей музыкальными способностями, у сына они проявились в младенчестве: он смеялся, слушая валторну, плакал, когда играла скрипка. Рихард получил систематическое фундаментальное музыкальное образование, хотя никогда не учился ни в одном специальном заведении. Игрой на рояле он начал за ниматься в 4 года, в 6 добавились занятия на скрипке, тогда же были сочинены первые пьесы для фортепиано, рождественская песня и оркестровая увертюра.

Особенно много он сочинял в самых различных жанрах, будучи учеником классической гимназии, куда поступил в 10 лет. Тогда же (1875- 1880) Штраус занимался теорией композиции и инструментовкой у придворного дирижера Ф. В. Майера. В 1881 году была исполнена его первая симфония и издан, под опусом 1, Торжественный марш для оркестра. В следующем году с музыкой юного Штрауса, только что окончившего гимназию, познакомились Дрезден и Вена, а в 1884-м - Нью-Йорк, где исполнялась его вторая симфония. В юности композитор очень много читал - лучшие произведения мировой литературы, книги по философии и истории, а в 1882-1883 годах изучал философию, эстетику и историю искусств в Мюнхенском университете.

Год двадцатилетия оказался знаменательным для молодого музыканта. Он познакомился с выдающимся дирижером, руководителем Мейнингенского придворного оркестра Гансом фон Бюловом, который предложил Штраусу продирижировать своей сюитой для 13 духовых инструментов. Не прошло и года со дня этого неожиданного дебюта, как Штраус стал заместителем Бюлова, а вскоре сменил его на посту руководителя оркестра. Так почти случайно было положено начало карьере Штрауса-дирижера, закончившейся спустя 63 года в Лондоне. Тогда же произошли другие знаменательные встречи - с великими симфонистами: маститым Брамсом, уже прославленным автором четырех симфоний, и молодым Малером, завершившим работу над первой.

К концу 80-х годов творческая индивидуальность Штрауса вполне сформировалась. И сразу определилось его тяготение к программным симфоническим жанрам. Их список открывает симфоническая фантазия «Из Италии», за которой на протяжении десятилетия 1888-1898 годов последовали семь симфонических поэм. Их сюжеты свидетельствуют о широте интересов композитора: Шекспир и Ленау, немецкая народная книга и картины собственной жизни, Ницше и Сервантес.

В те же годы происходит встреча с женщиной, с которой Штраус обретает семейное счастье до конца своих дней. Паулина де Ана, старше его на два года, была известной певицей, несколько раз удостоившейся чести быть приглашенной в знаменитый вагнеровский театр в Байрейте. Молодые люди познакомились на отдыхе близ Мюнхена в августе 1887 года, четыре года спустя встретились в Байрейте, где певица исполняла партию Елизаветы в «Тангейзере», а лето 1893 года композитор провел на вилле де Ана в Верхней Баварии. Год спустя состоялось обручение в Веймаре - в день премьеры первой оперы Штрауса «Гунтрам» под управлением жениха и с невестой в главной женской роли. Тем же летом обрученные еще раз выступили вместе - в «Тангейзере»: Штраус получил свое первое приглашение на вагнеровский фестиваль в Байрейт. Вскоре состоялось бракосочетание. Свадебным подарком Штрауса «моей любимой Паулине» стали песни ор. 27. Рождение их единственного сына Франца в 1897 году было отмечено циклом из шести песен ор. 37, посвященным «моей дорогой жене ко дню 12 апреля». Выйдя замуж, Паулина не прекратила концертной деятельности и нередко принимала участие в гастролях Штрауса. А он запечатлел картины семейной жизни - и безоблачной, и омраченной ревностью - в Домашней симфонии и опере «Интермеццо».

В 1898 году Штраус переселяется в Берлин и на протяжении почти двадцати лет работает дирижером Придворной оперы. Завязав дружеские и творческие связи с выдающимися деятелями театра - режиссером М. Рейнхардом и драматургом Г. фон Гофмансталем, композитор снова обращается к опере, но «Без огня» оказалась столь же незрелой и малосамостоятельной, как первенец «Гунтрам». И Штраус вновь вернулся к программной симфонической музыке, закончив в 1903 году свою первую симфонию, близкую к поэме - одночастную Symphonia domestica (Домашняя симфония). После чего окончательно отдал предпочтение музыкальному театру: одна за другой в течение десятилетия возникают его самые известные оперы - «Саломея», «Электра», «Кавалер розы», «Ариадна на Наксосе». Завершается этот период последней симфонией - Альпийской (1915). Больше композитор не пишет ни симфоний, ни симфонических поэм.

Все более расширяется его дирижерская деятельность. В январе 1913 года Штраус посещает Петербург, где готовится первая в России постановка его оперы (выбор пал на «Электру»). С его симфонической музыкой русская публика была знакома давно: три поэмы прозвучали еще в апреле 1896 года, когда он впервые гастролировал в Москве, а в Петербурге его начал пропагандировать молодой немецкий дирижер Ф. Рёш. Русские газеты рекомендовали Штрауса как «выдающегося композитора», хотя главный редактор Русской музыкальной газеты не рискнул оценивать его музыку: «У нас Рихарда Штрауса еще не понимают, как не понимаю его и я, так как слишком мало знаю и слышал его произведений, чтобы решиться сказать необдуманное или обдуманное слово». А вот как газета описывала непосредственную реакцию слушателей: «Были исполнены симфоническая поэма «Смерть и просветление» (аплодировали, шикали, пожимали плечами), «Тиль Эйленшпигель» (аплодировали и саркастически улыбались) и «Дон Жуан» (недоумевали, но, ввиду поднесения г. Решу двух венков, аплодировали)». В декабре 1905 года должны были состояться вторые гастроли Штрауса в России, но революция помешала этому.

Выступления Штрауса в Петербурге в 1913 году имели шумный успех, что свидетельствовало, по словам рецензента, о том, что «его искусство стало общедоступным». Однако это относилось лишь к концертам, тогда как в рецензиях на постановку «Электры» преобладали непонимание и возмущение. Руководитель Мариинского театра, знаменитый дирижер Э. Направник демонстративно отказался посетить премьеру. А Глазунов выражал недоумение, зачем вообще надо было ставить оперу Штрауса, если не то что публика, но даже специалисты не понимают ее (на что известный критик В. Каратыгин не без иронии и с известной долей преувеличения отвечал, что «понять «Электру», в сущности, много легче, чем любую симфонию Глазунова...»). Еще одна задуманная Штраусом поездка в Петербург с целью самому продирижировать оперой в Мариинском театре сорвалась из-за трагических событий: началась первая мировая война. По всей России было запрещено исполнение произведений немецких авторов - представителей вражеской страны.

В послевоенное время слава Штрауса растет. В 1919-1924 годах он руководит Венской оперой; выступает с оркестром Венской филармонии, с которым гастролирует по всему миру; принимает участие в организации знаменитого международного Зальцбургского фестиваля, где исполняет оперы Моцарта; в Дрездене готовит к постановке свои новые оперы. Приход в 1933 году к власти Гитлера не переломил жизни Штрауса, как это случилось со многими немецкими музыкантами, ставшими жертвами преследований фашистов - и не только по расовым мотивам. Национал-социалисты хотели, чтобы имя Штрауса придало блеск их культурной политике: почти 70-летний композитор был назначен своего рода «музыкальным министром иностранных дел рейха» - президентом Имперской музыкальной палаты. Штраус оправдывался тем, что принял этот пост «только ради того, чтобы предотвратить зло». Но оказался бессильным и лишь не стесняясь в выражениях критиковал нацистскую политику, на что, впрочем, тоже нужна была смелость. В письмах он возмущался позорным запретом исполнения «Кармен» по закону об арийском происхождении, отказался снять имя либреттиста еврея С. Цвейга с афиш своей новой оперы «Молчаливая женщина», а когда она была запрещена, заявил, что ее отправили в концлагерь.

Еще одна опера, созданная Штраусом после установления фашистского режима «День мира», оказалась совершенно необычной для него по сюжету - историческому, причем прямо противоположному германской внешней политике. Ее премьера состоялась за год до начала второй мировой войны. В других операх, более типичных для него, композитор отстраняется от окружающей действительности, погружаясь в прекрасный мир вечных ценностей - мир античности, мир искусства, где не уничтожают миллионы людей за несходство политических взглядов или национального происхождения, а дискутируют о реформе оперы или превратностях любви. Откликом на трагические события, гибель культурных ценностей явилось лишь одно, последнее крупное симфоническое произведение - Метаморфозы для 23 солирующих струнных инструментов (1944-1945), первоначально озаглав ленное «Скорбь по Мюнхену» - родному городу композитора, разрушенному бомбардировками.

С октября 1945 года около четырех лет Штраус живет в Швейцарии, но в мае 1949-го возвращается в Баварию, на свою виллу в Гармише, недалеко от Мюнхена. Там было торжественно отпраздновано его 85-летие. Там композитор и скончался 8 сентября 1949 года. В комнате, где он умер, хранится урна с его прахом. Десять дней спустя концерт памяти Штрауса состоялся в Венской филармонии, а 9 октября - в Байрейте, в Вагнеровском театре.

А. Кенигсберг

Творческое наследие композитора огромно. Оно состоит из сочинений самых различных жанров - опер и балетов, симфонических поэм и хоров, камерно-инструментальных ансамблей и песен - и представляет собой столь же выдающееся, сколь и противоречивое явление в истории музыкального искусства. Приверженец эстетических воззрений Листа и Вагнера, Штраус в своих лучших инструментальных сочинениях (симфонические поэмы «Дон-Жуан», 1888; «Смерть и просветление», 1889; «Тиль Уленшпигель», 1895 и др.) творчески развивает принципы программного симфонизма; дает превосходные образцы меткой, предельно выразительной музыкальной характеристики; выступает мастером ярко-красочного, декоративного оркестрового письма. Смелый новатор, он значительно обогащает музыкальный язык современности; его мелодические находки, гармонии, ритмы, инструментовка отмечены свежестью и своеобразием художественной мысли. Вместе с тем искусство Штрауса - последователя философских концепций Ницше - заключает в себе порой туманную символику и реакционные идеи; в некоторых случаях (симфонические поэмы «Так говорил Заратустра», 1896; «Жизнь героя», 1898) произведения композитора проникнуты воинствующим индивидуализмом.

Жанр оперы постоянно находился в центре внимания Штрауса. Автор 14 музыкально-театральных произведений (первое из них - «Гунтрам» - было поставлено в 1894 г.; последнее - «Каприччио» - в 1942 г.), он на протяжении всей жизни тяготел к сцене, создавал оперы регулярно, затрачивая в среднем 3-4 года на реализацию своих замыслов (так, например, 1901 - «Угаснувший пламень», 1905 - «Саломея», 1908 - «Электра», 1910 - «Кавалер роз», 1912 - «Ариадна на Наксосе»). Наибольшую известность среди опер Штрауса завоевали «Саломея», «Электра» и «Кавалер роз». Популярность последней из них объяснима, в первую очередь, опорой автора на интонационный строй австрийской бытовой музыки. Пронизанная изящными мелодиями и пикантными вальсовыми ритмами, партитура «Кавалера роз» признана одним из высших достижений творческого гения Рихарда Штрауса.

Одноактная опера «Саломея» сочинялась по пьесе Оскара Уайльда, которая предназначена была в свое время для знаменитой Сарры Бернар. «Электра», трагедия Гуго фон Гофмансталя, заинтересовала Штрауса после ее постановки в Берлине, осуществленной Максом Райнхардтом, одним из самых оригинальных и ярких режиссеров своего времени.

Повышенная экспрессивность и в то же время виртуозный блеск формы, холодноватая декоративность отличают эти оперы от создававшихся Штраусом позже. Их дерзкое вторжение в сферу патологической чувственности, односторонне-преувеличенная оркестровая красочность - все это сегодня перестало быть сенсационным для зарубежного театра. После «Саломеи» и «Электры» композитор вовсе отошел от сюжетной, театральной и музыкальной исключительности этих драм. В последующих операх он стремился к созданию «моцартовской», «настоящей» оперы, где первостепенное значение приобретает «радость музицирования», ничем не стесняемое свободное пение. «Кавалер роз», созданный совместно с Гофмансталем в 1910 г.,- венская музыкальная «комедия нравов», стилистически обращенная к венскому рококо времен Марии Терезии, вдохновленная театром Мольера и Бомарше, который возрождался в постановках М. Райнхардта.

«Кавалер роз» - одна из самых популярных опер нашего времени, и не только для посетителей театров: музыкальный фильм «Кавалер роз» нашел путь к массовому зрителю.

Штраус и Гофмансталь создали также одноактную оперу «Ариадна на Наксосе» (1912) - стилизованный в духе XVIII в. миф об Ариадне, а через два года - балет «Легенда об Иосифе» (на сюжет из эпохи египетских фараонов); «Женщину без тени» (1918), «Елену Египетскую» (1927) и лирическую комедию из жизни Вены 60-х гг. XIX в. «Арабелла», мелодическую и легкую, близкую оперетте (1932).

После внезапной смерти Гофмансталя Штраус сотрудничал со Стефаном Цвейгом. Их первой работой была «Молчаливая женщина» (1934), бытовая комедия, своими типажами родственная «Кавалеру роз», но более острая, насмешливая, напоминающая «Фальстафа» Верди. Поздние оперы Штрауса «День мира» (1936), буколическая трагедия «Дафна» (1937), веселая мифологическая опера «Любовь Данаи» (1940) сочинялись на либретто австрийского театроведа Йозефа Грегора и продолжали начатую в содружестве с Гофмансталем стилизаторскую «неоклассическую» тенденцию. Последним театральным сочинением Р. Штрауса была пьеса «Каприччио» (1941) - (не опера в полном смысле слова, а пьеса с музыкой) - оригинальная театрализованная дискуссия о роли слова и звука в музыкальном театре, о функция в нем поэта и композитора. Авторы текста - Р. Штраус и дирижер Клеменс Краус.

М. Сабинина, Г. Цыпин

Изучал историю искусства и философию в Мюнхенском университете, после чего уехал в Берлин, где познакомился с выдающимся дирижером, руководителем Мейнингенского придворного оркестра Гансом фон Бюловом, который предложил юноше продирижировать сюитой для 13 духовых инструментов (Serenade (Andante) for 13 wind instruments).

В 1885 году Рихард Штраус стал преемником Бюлова — руководителем придворного оркестра герцога Саксен-Мейдингенского.

В 1886 году перешел на должность третьего капельмейстера в Мюнхенской придворной опере.

В 1889 году стал дирижером Веймарского придворного театра.

На рубеже XIX-XX веков побывал с гастролями в Англии, Франции, Бельгии, Голландии, Италии, Испании. В 1896 году впервые посетил Россию.

В 1894 году Рихард Штраус женился на певице (сопрано) Паулине Марии де Ане (1863-1950). В 1897 году у супругов родился единственный сын Франц.

В 1898-1918 годах работал в Королевской опере в Берлине. Был избран президентом Всеобщего германского музыкального союза, одним из первых внес в рейхстаг законопроект об охране авторских прав композиторов.

В 1936 году композитор написал гимн для XI летних Олимпийских игр в Берлине и лично продирижировал им.

В этот же период появляются поздние оперы Штрауса "День мира" (Der Friedenstag, 1936), буколическая трагедия "Дафна" (Daphne, 1937) и веселая мифологическая опера "Любовь Данаи" (Die Liebe der Danae, 1940). Они сочинялись на либретто австрийского театроведа Йозефа Грегора.

В 1940 году Штраус написал "Торжественную музыку в честь 2600-летия союзной с рейхом японской монархии" (Festmusik zur Feier des 2600-jhrigen Bestehens des Kaiserlichen Japan).

В 1942 году в Мюнхене была поставлена последняя опера композитора — "Каприччио" (Capriccio).

В 1943 году потрясенный разрушениями в родном Мюнхене Штраус написал скорбную пьесу для струнных "Метаморфозы".

В поздний период творчества он отказался от большого оркестрового аппарата, стремясь к прозрачной инструментовке, тонкости и простоте музыкального языка, лаконичности выразительных средств, писал преимущественно романсы и оркестровые сюиты.

С 1945 года вместе с семьей жил в Швейцарии. После окончания Второй мировой войны был привлечен к суду по обвинению в сотрудничестве с нацистами. Получил оправдательный приговор.

Последним произведением композитора стали "Четыре последние песни для сопрано и оркестра" (Vier letzte Lieder, 1948).

Значительно литературное наследие Штрауса: он пересмотрел и дополнил "Трактат об инструментовке" Берлиоза, написал автобиографическую книгу "Размышления и воспоминания", вел обширную переписку с Роменом Ролланом, Гансом фон Бюловым, Гуго фон Гофмансталем, Стефаном Цвейгом.

Был почетным доктором Гейдельбергского и Мюнхенского университетов (1902), членом Академии искусств в Берлине (1909).

В мае 1949 года Рихард Штраус вернулся в Баварию, на свою виллу в Гармиш-Партенкирхене.

Творчество Штрауса оказало значительное влияние на европейское музыкальное искусство ХХ века, способствовало развитию программной музыки и оперы, обогащению выразительных возможностей оркестра.

В память о композиторе в Гармиш-Партенкирхене ежегодно проходит Фестиваль классической музыки Рихарда Штрауса (Richard-Strauss-Festival).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Любопытная информация о поэте, на чьи стихи написана песня:
Он родился в Гриноке, на территории Шотландии, но после смерти отца, с двухлетнего
возраста жил и воспитывался в Германии. В начале своего жизненного пути он занимался
книжной торговлей, слушал университетские курсы, затем увлекся литературным творчеством.
В 1885 г. он публикует свой первый цикл стихов «Песни гор», посвященный оставленной им в
детстве Шотландии. Известность молодому поэту принесли сборники стихов «Arma parata fero»
(1886) и «Буря» (1888. Между тем произведения Маккея уже в то время отличали анархические
бунтарские настроения. «Arma parata fero» был даже запрещен в Германии на основании закона
против социалистов, а после выхода в свет «Бури» Маккея стали называть «Певцом анархии». В
то время он много путешествовал по Европе и Америке, подолгу проживая в Швейцарии,
Великобритании, Италии, Франции и Португалии.
Самое крупное произведение - роман `Анархист`. Он впервые был издан в 1891 году в Цюрихе,
книга выдержала десятки изданий на английском, французском, голландском, немецком, чешском
и других языках. Только на русском роман издавался не менее шести раз, не считая отдельных
отрывков, выходивших в разное время. Роман повествует об анархистском движении конца XIX
в. Политические взгляды Маккея подробно излагаются в книге от лица главного героя Карара
Обана.
Поэт имел сомнительную сексуальную ориентацию. По этой причине часть его произведений,
где он активно пропагандировал ее, была запрещена в кайзеровской Германии, а затем и в
Веймарской республике и тем более в фашисткой Германии.
Идеал политического устройства по Маккею - безгосударственное общество мелких частных
собственников, строящих отношения на основе свободного договора и свободных союзов. Так,
борьба с преступностью ставится в зависимость от организации самообороны, либо найма
охраны. В основе экономических отношений анархического общества, считал Маккей, будут
лежать принципы рыночной экономики («свободный и ничем не стесняемый обмен ценностей
внутри и вовне»), предполагающий свободную, неограниченную конкуренцию и право частной
собственности, основанное на захвате и личном труде индивидуума. Пропагандировал он и идеи
П.-Ж Прудона об организации свободного кредита, заимствовал его проект свободного банка.
Ведя речь о средствах и методах борьбы за анархическое общество, Маккей решительно отрицал
насилие, противопоставляя ему методы пассивного сопротивления (отказ граждан от выплаты
налогов и работы на органы власти) и пропаганды словом.
В 1888 году, занимаясь исследовательскими работами в Британском музее в Лондоне, Маккей
натолкнулся на упоминание произведения Макса Штирнера «Единственный и Его собственность»,
которое в то время было прочно забыто в Европе. Спустя год ему удалось познакомиться с
самим произведением, которое произвело на него огромное впечатление.
В 1889 г. Маккей через европейские газеты опубликовал своё воззвание, в котором обращался
ко всем, «кто помнит о впечатлении, вызванном в свое время появлением сочинения
„Единственный и Аго собственность“ и находился в каком-либо, близком или отдаленном,
соприкосновении с Максом Штирнером», с просьбой поделиться воспоминаниями и сведениями о
Штирнере и его личности. Получив отзывы, Маккей отыскал дом, в котором Штирнер прожил
последние годы своей жизни, и его могилу, которой угрожало полное уничтожение. Именно
Маккею филооф обязан своей посмертной славой.

Годы жизни: 1864-1949

В немецкой музыкальной культуре конца XIX - первой половины XX века имя Рихарда Штрауса выделяется как одно из наиболее заметных. Это крупнейший представитель программного симфонизма, продолжатель традиций Листа, Вагнера, Берлиоза.

Композитор прожил долгую жизнь, в течение которой в Германии сменилось три режима - вильгельмовская монархия, Веймарская республика и фашистский «третий рейх». Он был современником двух мировых войн и других событий, которых потрясли весь мир. И хотя творчество Штрауса всегда было достаточно «удалено» от общественно-политических бурь, оно по-своему откликалось на происходящее.

В трудные годы Р. Штраус, по собственному признанию, находил спасение в «прилежной работе». Он отличался неиссякаемой трудоспособностью и сочинял почти без пауз до конца своих дней, не зная кризисов и застоев. Если учесть, что первые пьесы он записал в шестилетнем возрасте, его композиторская деятельность продолжалась почти 80 (!) лет.

По натуре Рихард Штраус был человеком жизнерадостным, склонным к специфически баварскому, чуть тяжеловесному юмору. Он ценил домашний уют, был очень привязан к семье, всегда с большой неохотой расставался на длительное время с семейным очагом. Возможно, все это и помог-ло ему на долгие годы сохранить душевную молодость, энергию и неиссякаемое жизнелюбие. Его мировоззрение было цельным и неконфликтным. В отличие от своего современника Густава Малера, Рихард Штраус воспринимал мир как изначальную гармонию, не лишенную, однако, тех или иных различий. Как-то, находясь уже на пороге 60-летия, он признался: «Я не выношу трагической атмосферы современности. Мне хочется создавать веселое. Это моя потребность». По его мнению, трагическое уже полностью было исчерпано Рихардом Вагнером.

Круг жанров

Рихард Штраус писал музыку во всех жанрах, кроме духовных. Творческая удача сопутствовала ему в опере (15) и балете (2), симфонической музыке (14 сочинений, в том числе 7 симфонических поэм и 4 симфонии, включая ранние) и произведениях для голоса (около 150 песен и романсов, преимущественно на стихи немецких поэтов XIX века, хоровые сочинения). Есть у него музыка к драматическим спектаклям, камерные ансамбли и несколько инструментальных концертов.

По всеобщему признанию, наивысшие достижения Штрауса связаны с оперой и программной симфо-нической поэмой. Оперный жанр наиболее полно отразил его творческую эволюцию. Прочно усвоив сложившиеся оперные традиции (прежде всего Вагнера), Р. Штраус создал оригинальные образцы как трагедийной («Саломея, Электра»), так и комической оперы («Кавалер розы», Арабелла», «Молчаливая женщина», «Интермеццо»). Оперы «Ариадна на Наксосе», «Елена Египетская», «Дафна», «Любовь Данаи», возникшие под впечатлением поездки в Грецию, посвящены образам античности.

Замечательного партнера и единомышленника во взглядах на оперу Штраус нашел в лице своего либреттиста Гуго фон Гофмансталя (1874-1929). Талантливый австрийский драматург, автор ряда известнейших в свое время пьес (в том числе и «Электры»), Гофмансталь был человеком разносторонне одаренным: юрист и ученый-филолог, поэт и военный, искусствовед и дипломат. Сам Штраус неоднократно провозглашал его гениальным поэтом.

Симфоническая музыка Штрауса

В симфонической области яркая самобытность его музыки впервые отчетливо проявилась в симфонической поэме «Дон-Жуан» (1889). Далее последовали «Тиль Уленшпигель», «Дон Кихот», «Смерть и просветление», «Так говорил Заратустра», «Жизнь героя», которые сделали имя Штрауса известным не только внутри страны, но и далеко за ее пределами. К лучшим симфоническим произведениям композитора относятся также «Домашняя симфония» и «Альпийская симфония».

Все без исключения зрелые симфонические произведения Штрауса программны. Как и Лист, он основывал программы своих симфонических поэм на сюжетах мировой классики («Макбет» по Шекспиру, «Дон Кихот» по Сервантесу, «Дон Жуан» по Ленау). Правда, листовская обобщенная програм-мность, философичность были ему чужды. Его более интересовали чисто сюжетные перипетии, игра, «взаимоотношения» конкретных образов. Для большинства его симфонических поэм характерна сюжетно-повествовательная, «романная» программность, где различные разделы формы живо описывают происходящие «события». По сравнению с Берлиозом, Штраус больше тяготел к передаче внешней, «картинной» стороны этих «событий».

Творческие поиски Рихарда Штрауса внесли существенный вклад и в развитие других музыкальных жанров, в частности, в область инструментального концерта. Концертная сфера представлена следующими сочинениями композитора: концерт для скрипки (1882), Бурлеска для фортепиано (1885), концерты для валторны (1883, 1942), концерт для гобоя и малого оркестра (1946), «Дуэт-концертино» для кларнета и фагота со струнным оркестром и арфой (1947).

Исключительное явление представлял собой Штраус-дирижер. Его более чем полувековая дирижерская деятельность географически охватила всю Европу и многие страны американского континента. Он с полным основанием говорил о себе, что «дирижировал оркестрами почти всего цивилизованного мира». Последний раз он встал за дирижерский пульт менее чем за два месяца до смерти.

Значительно литературное наследие Штрауса. Интересна его автобиографическая книга «Размышления и воспоминания» о своем отце, годах учения, о постановках своих опер; обширна переписка с Роменом Ролланом, Гансом фон Бюловым, Гуго фон Гофмансталем, Стефаном Цвейгом. Величайший мастер оркестра, он принял участие в новом издании «Трактата об инструментовке» Гектора Берлиоза и снабдил его ценными комментариями.



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.