Придворный механик Генрих Гамбс. Столик для рукоделия

Итак, знаменитый мастер Рентген из Нейвуда, потомственный краснодеревщик, мастерские которого поставляли мебель к королевским дворам Франции и Германии, а с некоторых пор и к пышному императорскому двору новой России, прибыл в Петербург с очередным транспортом мебели для столичной знати. В этот раз его сопровождал ученик, талантливый молодой мастер, которому суждено было сыграть важнейшую роль в истории русского мебельного искусства. Звали его Генрих Гамбс.

Перспективы мебельного рынка «Северной Пальмиры” были безграничны. Жить в долг считалось хорошим тоном, светская придворная суета обязывала соответствовать, и кредиты не считали. Для Гамбса, как и для многих его счастливых предшественников, это был шанс хорошо устроиться в жизни. А карьеру молодого человека в то время как, впрочем, и сейчас, могли составить две вещи: деньги и связи.
Что касается первого, Гамбс нашел инвестора в лице австрийского купца Ионафана Отта. На паях они основали мебельную фабрику у Калинкина моста. Назвали фабрику «Отт и Гамбс”


Бюро с пультом для письма стоя, музыкальным механизмом и бронзовой группой. 1795-1815. Генрих Гамбс. Эрмитаж.

А покровительство Генрих снискал при “малом дворе” Павла Петровича и Марии Федоровны. Супруга наследника особенно увлекалась механикой и декоративными искусствами, говорили, что она даже брала уроки мебельного мастерства у Гамбса, а Георг Кениг учил её резьбе по камню, а Леберехт - медальерному искусству…
Мария Федоровна заказала Гамбсу дамский письменный столик красного дерева с золоченой бронзой и расписным стеклом, а позже мастер исполнил для нее и ширму-экран, так же из красного дерева с бронзой.

Эти предметы получили одобрение Екатерины II, после чего фирма “Отт и Гамбс” подала записку её императорскому величеству с предложением меблировать комнаты Нового дворца великого князя Александра в Царском селе. Так же Гамбс предлагает услуги в качестве реставратора вещей своего учителя Рентгена в Эрмитаже. Императрица ответила согласием, и в последующие годы Гамбс стал крупнейшим поставщиком императорского и малого двора.

Почему же все-таки механик? Мебель Гамбса, подобно работам его знаменитого учителя Рентгена отличалась всякими хитроумными сюрпризами и механизмами, выдвижными потайными ящичками, встроенными музыкальными шкатулками и прочим. Недаром одно из сложных по конструкции бюро Рентгена Екатерина передала в Академию наук в качестве экспоната. Первые работы Гамбса были выполнены в лучших традициях Рентгена, но постепенно его влияние утрачивалось.

Одним из фирменных нововведений Гамбса было использование ”эгломизе”(eglomise), расписных вставок из стекла с амальгамой. Изобретена эта техника была во Франции, однако в Европе таким способом выполнялись лишь мелкие вставки для декоративных вещиц (табакерки, шкатулки), Гамбс же впервые применил ”эгломизе” при изготовлении бюро, столиков, часов и прочего.

столик по рисунку Воронихина для Павловского дворца. 1804 год.

Еще одной модной новинкой от Гамбса был так называемый стиль “Жакоб”. Эта мебель красного дерева с латунными накладками стала очень популярна в России. Она хорошо сочеталась, и не составляло труда создать законченный интерьер из различных предметов. Справедливости ради следует заметить, что и в этом начинании Гамбс продолжал дело своего великого учителя, всю жизнь он умело эксплуатировал стилистические находки, сделанные еще в Нейвуде.


Секретер 1800


Бюро с откидной столешницей,Начало 19 в


Бюро красного дерева с розетками. Генрих Гамбс. Между 1800-1810 гг.

Мастерская Гамбса выполняла заказы Екатерининского двора, потом обставляла дворцы Павла I и последующих правителей, создавала мебель по эскизам Бренны, Воронихина, прекрасные образцы русского ампира.


Атрибутируется фирме Г. Гамбса.начало 19 века.Эрмитаж.

Кроме того, Гамбсовская мебель, благодаря своему высокому качеству, пользовалась заслуженным уважением у состоятельных горожан, она считалась хорошим подарком , даже разыгрывалась в лотерее.


Приемная с мебелью Гамбса. Гатчинский дворец.1851

Генрих Гамбс умер в 1831 году, вероятно, что от холеры. Могила его не сохранилась.
Своим потомкам он оставил хорошее состояние, фабрику, несколько городских особняков и магазинов на Невском.
Дети: Петр, Эрнест и Густав продолжили его дело уже под вывеской: «Ebeniste-Mecanicien de la Cour Gambs a St. Petersburg». Кроме выпуска мебели, они занимались и реставрационными работами. За участие в восстановлении Зимнего дворца после пожара 1837 года, 130 сотрудников фирмы получили медали.

10 выбрали

...Десять стульев из дворца. Ореховые.

Эпохи Александра Второго. В полном порядке.

Работа мебельной мастерской Гамбса.

И.Ильф и Е.Петров. «Двенадцать стульев»

«Гостиный гарнитур... Обитый английским ситцем в цветочек… Диван, двое кресел, дюжина стульев и круглый столик о шести ножках. Мебель была превосходная, гамбсовская…» Или «двенадцать ореховых стульев фабрики Гамбса» из гарнитура генеральши Поповой. Помните? Разумеется, помните – как и многие поколения читателей, а затем и телезрителей.




Благодаря Ильфу, Петрову и придуманной ими истории о зашитых в стул сокровищах о творениях мастера Гамбса слышали даже те, кого совершенно не интересует старинная мебель.

А тем, кого она интересует, есть куда податься – гамбсовская мебель хранится во многих музейных собраниях (начиная с Эрмитажа) и украшает интерьеры различных дворцов и усадеб.



Кстати, информация для москвичей и гостей столицы: в Историческом музее работает очень любопытная выставка, которая так и называется «Гамбсова мебель».


Именно она вдохновила меня на эту статью, но вместо ставшей привычной в моем исполнении экскурсии по залам я хочу предложить вам познакомиться с творчеством мастера Гамбса и его наследников в целом.

История «гамбсовых мебелей» в России началась еще в конце XVIII века, когда в 1790 году молодой амбициозный ученик знаменитого мебельного мастера из Пруссии Давида Рёнтгена приехал в Санкт-Петербург. Его звали Генрих Даниэль Гамбс, и он прибыл в молодую столицу вместе со своим учителем и комплектом мебели, изготовленным по заказу императорской семьи. Приехал – и остался, грамотно оценив обстановку мебельного рынка Северной Пальмиры.

В бурно развивающемся городе, где особняки росли как грибы после дождя, а денег на их обстановку никто не жалел (нужно же было соответствовать!), мебельных мастеров катастрофически не хватало. Так что, Генрих Гамбс оказался в нужном месте и в нужное время, обладая, к тому же, нужными талантами. Молодой мастер был не только достойным учеником поставщика королевских дворов Европы, в совершенстве овладевшим секретами и тонкостями мебельного ремесла, но и прекрасным коммерсантом. Он сумел найти деньги, убедив австрийского купца Отта стать сооснователем мебельной фирмы «Отт и Гамбс», и высокородных заказчиков в лице членов императорской семьи.

Вскоре нарядные бюро, шкафы, столики, каминные экраны и комоды красного дерева, украшенные золоченой бронзой, слоновой костью, вышивками и камеями появились в Михайловском замке, Зимнем дворце и загородных царских резиденциях.

Так что, гамбсовские «стулья из дворца» - вовсе не преувеличение. Были там и стулья, и кресла, и даже банкетки.

Чуть позже появились и необычные стулья в неоготическом стиле, который активно завоевывал позиции в модных интерьерах.

Но Генрих Гамбс обставлял не только императорские резиденции – его мебель, известную своим качеством, можно было увидеть во многих богатых домах Санкт-Петербурга. Комплект или даже один предмет мебели от Гамбса считался прекрасным подарком – например, на свадьбу или новоселье. Кстати, впоследствии интерьер можно было дополнять другими предметами мебели, отлично сочетающимися друг с другом. Мебель из красного дерева с позолоченными латунными накладками во французском стиле «жакоб» с легкой руки мастера Гамбса стала очень популярной в России.

Яркой новинкой для русских заказчиков стало использование в мебели вставок из стекла. Техника росписи цветного стекла с зеркальной амальгамой называлась «эгломизе» и была изобретена во Франции. Но в Европе в этой технике исполняли лишь мелкие вставки для табакерок или шкатулок, а Гамбс применил ее в крупных предметах интерьера.

Генрих Гамбс связал свою жизнь с Санкт-Петербургом навсегда – он принял российское подданство и получил звание придворного, нет, не мебельщика, а механика! Почему механика? Благодаря всяким скрытым в мебели механизмам и «секретам»: потайным ящичкам, замаскированным нишам, встроенным часам и музыкальным шкатулкам, и прочим хитростям. Подобные штучки считались в те времена очень модными.

Вскоре Гамбс стал единоличным владельцем фирмы, расширил ее, привлекая к работе сыновей, и построил для своей семьи дом на Итальянской улице. Любопытно, что сейчас именно на этой улице стоит памятник, пусть косвенно, но связанный с деятельностью Гамбса:

Даже не знаю, случайность ли это?

«Сей искуснейший художник, сорок лет производящий свою работу, приобрел уже такую славу, что всякая похвала была бы излишня», - так писали о Генрихе Гамбсе современники. Его мебель служила образцом для подражания, а сам мастер был настоящим законодателем мебельной моды на протяжении нескольких десятилетий.

При сыновьях и внуках Генриха Гамбса слава фирмы не померкла. Они по-прежнему изготовляли мебель для дворцов, принимали участие в восстановлении императорских интерьеров после пожара и даже добились почетнейшего звания «Поставщик Двора их Императорских Величеств и Высочеств». Но в то же время мастера стали изготавливать и более дешевую мебель для повседневных нужд, а не для парадных покоев.

В Историческом музее открыта выставка «Гамбсова мебель», которая представляет наиболее ценные образцы из коллекции ГИМ, насчитывающей до ста раритетов начала XVIII - середины XIX вв.

Всего один выставочный зал воссоздает интерьеры классического убранства дворцов Москвы и Санкт-Петербурга эпохи Романовых - от государыни Екатерины Великой до императора Николая II. Мебель, вышедшая из мастерской Генриха Гамбса-отца, а затем его сыновей – «Братьев Гамбс» - Петра и Эрнеста, была «визитной карточкой» респектабельности её владельцев, а также эталоном высокого вкуса. Нередко изделия мастерской Гамбсов предназначались в качестве дорогого изысканного подарка, прежде всего, для особ царской фамилии. Конечно, в экспозицию отобраны лишь некоторые экспонаты из коллекции Государственного Исторического музея, но какие! И даже в этом «отфильтрованном» собрании есть два предмета, составляющие особую гордость и неповторимость фантазии краснодеревщиков Гамбсов.

Часть экспозиции «Гамбсова мебель». Фото Наталии Александровой.

В центре экспозиции возвышается бюро из апартаментов Великой Княгини Александры Николаевны, младшей из трех дочерей императора Николая Павловича. Её облик – «чистейшей прелести чистейший образец».

Великая Княгиня Александра Николаевна (Адини), Павловский дворец 1840 г. Фото www.nasledie-ru

Любимица всей семьи, Адини – так называли ее в домашнем кругу – была одарена многими талантами. Она обладала редким по нежности и переливам сопрано, музицировала и рисовала, имела мягкий и ласковый характер. В подарок ей у Г.Гамбса был заказан секретер-патент, с элементами фарфорового орнамента, вобравшего наиболее нежные оттенки голубого, розового, белого и золотого. Мастер знал, для кого предназначалась эта вещь, и исполнил её с большой любовью и выдумкой.

Секретер с фарфоровой отделкой. Фото www.livinternet.ru

Не менее интересен секретер, отделанный оригинальными акварельными миниатюрами, эту технику декора ввел в мебельное производство именно Генрих Гамбс. Он был учеником знаменитого в Европе мебельного мастера Давида Рёнтгена, основавшего в 1774 году свою компанию в Париже и бывшего поставщиком Французского Двора. Рёнтген создавал мебель в стиле рококо, но постепенно переходил к классицизму. Последствия Французской революции привели мастера в Санкт-Петербург, где у него появился талантливый ученик – Генрих Гамбс, вскоре открывший на Невском собственную мастерскую. В своих мебельных творениях – иначе сказать трудно, поскольку все изделия Гамбса были неповторимы – мастер шел от примет и нравов своего времени. Северная Пальмира активно перенимала западные образцы моды, в том числе и на архитектуру, на интерьеры, значительно опережая в этом Москву белокаменную.

Бюро работы Г.Гамбса с акварельными вставками, Санкт-Петербург, 1824-1831 гг. Фото www.izi.travel.ru и Наталии Александровой.

В экспозиции представлен изящный диван-канапе тет-а-тет.

Это образец мастерской «Братьев Гамбс», 1830 г. В отделке использована резьба, бархат, механизмы «ножек на колесах», латунные вставки, красное дерево в фанеровке.

Канапе тет-а-тет. Фото Наталии Александровой .

Композиционно экспозиция выставки выстроена из предметов, составляющих гостиную, кабинет, будуар, парадную прихожую. Гамбсы большое внимание уделяли работе с ореховым деревом. Экспозиция ярко демонстрирует резьбу на предметах различного назначения – столах (гостиный, письменный, бильярдный, туалетный, для рукоделия), геридонах (род напольных подсвечников, фигурные напольные подставки для цветов или осветительных приборов),

Геридон и каминный экран с вставкой-вышивкой. Мастерская «Братьев Гамбс», 1840-1850 гг. Фото www.izi.travel.ru

жардиньерках – (как правило, предназначенных для цветов в горшках). Эта жардиньерка попала в коллекцию ГИМ из Александровского дворца в Царском селе. Она составляла часть мебели в «Малиновой гостиной» супруги императора Николая I Александры Федоровны.

Зеркало наддиванное, 1840 г. Фото www.izi.travel.ru

Зеркало наддиванное – как указано в каталоге экспозиции, - это типичное произведение мастерской Г.Гамбса «орехового рококо», на первый взгляд, состоит из трех зеркал, но еще три расположены на фронтоне.

Кресло в стиле готики, 1840 г. Фото www.izi.travel.ru

По утверждению экспертов, это кресло, выполненное в готическом стиле, является типичным образцом мастерской Генриха Гамбса. Оно сделано из березы, передние ножки в форме кольчатого веретена – формы, любимой Гамбсом. Подлокотники изогнутой формы – очевидный уход от готики к классическому стилю. Но, пожалуй, самое интересное в этих вещах, несомненно, изысканных, красивых и эксклюзивных – их история. Будь то бюро или секретер, чайный столик или глубокое кресло, зеркало или станок-пяльца, каминный экран или напольные часы – на каждом экспонате «лежит» отблеск того времени, когда он был создан и того владельца, кому принадлежал.

Все эти «гамбсовы» изыски - именные, и пусть имена их хозяев стерты памятью истории, но остался «…след в морщинах…». Экспозиция переносит нас то в эпоху Екатерины II и Павла I, то - Николая I и Александра II вплоть до ближайшего к нам конца XIX века, в котором эта мебель «чувствовала» себя на своем месте, ибо соответствовала экстерьеру дворца или усадьбы, интерьеру всего дома. Гамбсова мебель «любила» своих домочадцев и служила образцом стиля и вкуса, как бы призывая «держать спину» и настраивая на думы о высоком. Нет на карте мира такой страны – Пруссия, откуда родом был Генрих Гамбс и его сыновья, но как пароль к проникновению в тайны их искусства звучат два слова - «Гамбсова мебель».

Афиша выставки на здании Государственного Исторического музея в Москве. Фото Наталии Александровой.

И основавший популярную марку мебели.

Биография

Умер от холеры во время эпидемии 1831 года в Санкт-Петербурге .

Наследники

У Генриха Даниэля с женой Шарлоттой было 5 сыновей: Пётр (1802 - 1871), Александр (1804 - 1862), Эрнст Фердинанд (1805 - 1849), Генрих (1806 - 1875) и Людвиг.

Мебельное производство унаследовали сыновья Генриха, ставшие совладельцами отца ещё при его жизни: Пётр руководил компанией с 1828 года, а Эрнест с 1830 года. До середины XIX века фирма Гамбсов была ведущей на рынке мебели в Санкт-Петербурге.

В 1836 году Пётр Генрихович построил дом 17 на Итальянской улице .

В литературе

Мебель Гамбса была широко известна своим отменным вкусом и качеством . Во многих литературных произведениях можно встретить её упоминания.

Напишите отзыв о статье "Гамбс, Генрих Даниэль"

Примечания

Отрывок, характеризующий Гамбс, Генрих Даниэль

– Да уж десять.
На бале решено было быть в половине одиннадцатого, a надо было еще Наташе одеться и заехать к Таврическому саду.
Окончив прическу, Наташа в коротенькой юбке, из под которой виднелись бальные башмачки, и в материнской кофточке, подбежала к Соне, осмотрела ее и потом побежала к матери. Поворачивая ей голову, она приколола току, и, едва успев поцеловать ее седые волосы, опять побежала к девушкам, подшивавшим ей юбку.
Дело стояло за Наташиной юбкой, которая была слишком длинна; ее подшивали две девушки, обкусывая торопливо нитки. Третья, с булавками в губах и зубах, бегала от графини к Соне; четвертая держала на высоко поднятой руке всё дымковое платье.
– Мавруша, скорее, голубушка!
– Дайте наперсток оттуда, барышня.
– Скоро ли, наконец? – сказал граф, входя из за двери. – Вот вам духи. Перонская уж заждалась.
– Готово, барышня, – говорила горничная, двумя пальцами поднимая подшитое дымковое платье и что то обдувая и потряхивая, высказывая этим жестом сознание воздушности и чистоты того, что она держала.
Наташа стала надевать платье.
– Сейчас, сейчас, не ходи, папа, – крикнула она отцу, отворившему дверь, еще из под дымки юбки, закрывавшей всё ее лицо. Соня захлопнула дверь. Через минуту графа впустили. Он был в синем фраке, чулках и башмаках, надушенный и припомаженный.
– Ах, папа, ты как хорош, прелесть! – сказала Наташа, стоя посреди комнаты и расправляя складки дымки.
– Позвольте, барышня, позвольте, – говорила девушка, стоя на коленях, обдергивая платье и с одной стороны рта на другую переворачивая языком булавки.
– Воля твоя! – с отчаянием в голосе вскрикнула Соня, оглядев платье Наташи, – воля твоя, опять длинно!
Наташа отошла подальше, чтоб осмотреться в трюмо. Платье было длинно.
– Ей Богу, сударыня, ничего не длинно, – сказала Мавруша, ползавшая по полу за барышней.
– Ну длинно, так заметаем, в одну минутую заметаем, – сказала решительная Дуняша, из платочка на груди вынимая иголку и опять на полу принимаясь за работу.
В это время застенчиво, тихими шагами, вошла графиня в своей токе и бархатном платье.
– Уу! моя красавица! – закричал граф, – лучше вас всех!… – Он хотел обнять ее, но она краснея отстранилась, чтоб не измяться.
– Мама, больше на бок току, – проговорила Наташа. – Я переколю, и бросилась вперед, а девушки, подшивавшие, не успевшие за ней броситься, оторвали кусочек дымки.
– Боже мой! Что ж это такое? Я ей Богу не виновата…
– Ничего, заметаю, не видно будет, – говорила Дуняша.
– Красавица, краля то моя! – сказала из за двери вошедшая няня. – А Сонюшка то, ну красавицы!…

Гамбс, Генрих Даниэль (Gambs Heinrich, 1764—1831 гг) — самый известный мебельный мастер и механик конца 18 - первой трети 19 века, работавший в России, придворный мебельщик. Ученик Давида Рентгена.

Имя Гамбс стало синонимом добротности, хорошего вкуса и ассоциировалось с высшими достижениями мебельного искусства России XIX столетия. Выработал особый строгий тип корпусной мебели, славился высоким качеством отделки.

«Гарнитур от Гамбса» получил своеобразную нарицательную известность после выхода в свет романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев».

Биография и творчество

Генрих Даниель Гамбс - сын потомственного столяра из городка Баден-Дурлахе (район Баден-Бадена). Генрих Гамбс родом из прусского городка Нейвуд. Был учеником Давида Рентгена - знаменитого мастера из Нейвуда, потомственного краснодеревщика, мастерские которого поставляли мебель к королевским дворам Франции и Германии. Генрих Гамбс приехал в Санкт-Петербург в 1795 году в качестве ученика Рентгена.


Гамбс, очарованный красотой “Северной Пальмиры” и видя перспективы российского рынка, решил остаться в Петербурге и завести собственную мастерскую, которая производила бы новую мебель не хуже рентгеновской. Желая открыть большое мебельное предприятие, Гамбс вступает в “согласие” с богатым австрийским купцом Ионафаном Оттом. На паях они открывают фабрику в Петербурге в районе Калинкина моста, “между английской пивоварней и госпиталем”. В ноябре 1795 года Гамбс открыл на Невском проспекте, напротив Казанского собора магазин по продаже мебели. Магазин неоднократно менял своё местоположение: в 1801 году он находился на Большой Морской, в 1809 году он размещался в III-й Адмиралтейской части у Малой Садовой, в доме № 18 по Итальянской улице.


Генрих Гамбс. Бюро с откидной столешницей, фото

На первых порах Гамбс подражает мебели Рентгена. Одно из красивейших и сложных по конструкции бюро Рентгена Екатерина передала в Академию наук как образец замечательной мебели со всевозможными механическими устройствами (которые делал для Рентгена знаменитый часовщик Петер Кинцинг). Похожее на это бюро создает и Гамбс, но оно еще сложней в механике - с выдвижным креслом, музыкой и т. д. Качество мебели Гамбса всегда было просто отменным.


Генрих Гамбс. Бюро с пультом для письма стоя, музыкальным

механизмом и бронзовой группой. 1795-1815. Эрмитаж. фото

По прибытию в Петербург Гамбс ищет покровителя при дворе и находит его в лице великой княгини Марии Федоровны. Хозяйка малого двора питала большое пристрастие к декоративно прикладному искусству. В 1793 году она заказывает Гамбсу роскошный дамский письменный столик красного дерева, отделанный слоновой костью, золоченой бронзой и расписным стеклом. В комплект со столом входил, и письменный прибор из янтаря и слоновой кости и такой же подсвечник с абажуром. В следующем, 1794 году Гамбс исполняет экран-ширму из красного дерева с бронзой, с вставками живописи на стекле, которые применены «с большим тактом». Красиво положенная бронзовая «драпировка», характер декора в деталях говорят о руке талантливого архитектора, есть все основания считать, что столик и экран выполнены по рисункам Н. А. Львова. В эти годы он много работал над предметами декоративно-прикладного искусства для большого и малого двора и придворной знати.


Генрих Гамбс. Консоль с воссозданными в ходе реставрации камеями

в оправах, фото

Эти предметы получили одобрение Екатерины II, после чего фирма “Отт и Гамбс” подала записку её императорскому величеству с предложением меблировать комнаты Нового дворца великого князя Александра в Царском селе. Так же Гамбс предлагает услуги в качестве реставратора вещей своего учителя Рентгена в Эрмитаже. Императрица ответила согласием, и в последующие годы Гамбс стал крупнейшим поставщиком императорского и малого двора.


Генрих Гамбс. Секретер 1800, фото

Мебель Гамбса, подобно работам его знаменитого учителя Рентгена отличалась всякими хитроумными сюрпризами и механизмами, выдвижными потайными ящичками, встроенными музыкальными шкатулками и прочим. Первые работы Гамбса были выполнены в лучших традициях Рентгена, но постепенно его влияние утрачивалось.


Стулья Генриха Гамбса, фото

Одним из фирменных нововведений Гамбса было использование ”эгломизе”(eglomise), расписных вставок из стекла с амальгамой. Изобретена эта техника была во Франции, однако в Европе таким способом выполнялись лишь мелкие вставки для декоративных вещиц (табакерки, шкатулки), Гамбс же впервые применил ”эгломизе” при изготовлении бюро, столиков, часов и прочего.

Еще одной модной новинкой от Гамбса был так называемый стиль “Жакоб”. Эта мебель красного дерева с латунными накладками стала очень популярна в России. Она хорошо сочеталась, и не составляло труда создать законченный интерьер из различных предметов. Справедливости ради следует заметить, что и в этом начинании Гамбс продолжал дело своего великого учителя, всю жизнь он умело эксплуатировал стилистические находки, сделанные еще в Нейвуде.


Генрих Гамбс, фото

Мебели Гамбса ставшей модной, стали подражать другие мебельщики, и она распространилась буквально по всей России. Мастерская Гамбса выполняла заказы Екатерининского двора, потом обставляла дворцы Павла I и последующих правителей, создавала мебель по эскизам Бренны, Воронихина, прекрасные образцы русского ампира.

Знаменитые стулья из романа «Двенадцать стульев» Ильи Ильфа и Евгения Петрова были исполнены Гамбсом.


Стулья мастера Гамбса, фото

Генрих Гамбс умер в 1831 году, вероятно, что от холеры. Могила его не сохранилась. Своим потомкам он оставил хорошее состояние, фабрику, несколько городских особняков и магазинов на Невском.

Дети: Петр, Эрнест и Густав продолжили его дело уже под вывеской: «Ebeniste-Mecanicien de la Cour Gambs a St. Petersburg». Кроме выпуска мебели, они занимались и реставрационными работами.



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.