Презентация по окружающему миру "растениеводство в нашем крае". Примеры полевых культур выращиваемых в нашем крае Полевые культуры выращиваемые в пермском крае

Тема: РАСТЕНИЕВОДСТВО В НАШЕМ КРАЕ

Цели урока: сформировать представления учащихся о растениеводстве в нашем крае, познакомить с отраслями растениеводства, расширить знания о растениях, развивать познавательный интерес, умение наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности; воспитывать бережное отношение к хлебу, труду родителей.

Оборудование: гербарий полевых культур, муляжи овощей и фруктов, раздаточный материал для опроса, презентация «Растениеводство в нашем крае».

Ход урока:

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы узнаем как появились культурные растения, какие в нашем крае выращиваются культурные растения, познакомимся с отраслями растениеводства, будем учиться различать полевые культуры по их характерным признакам.

II. Проверка домашнего задания.

1). Работа учащихся по карточкам «Лес, луг, водоем – природные сообщества» (прилагается)

2). Работа с классом.


Подписи к слайдам:

Растениеводство в нашем крае Культурные растения Урок по окружающему миру в 4 классе Разработка учителя начальных классов МБОУ ООШ № 37 х. Крикуна СУРНЕВОЙ Натальи Александровны

Сельское хозяйство- это составная часть, или отрасль, экономики. Частью сельского хозяйства является растениеводство- выращивание культурных растений. Растениеводство – наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений, а также само такое разведение. (С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка»)

Растениеводство I . Полеводство II . Овощеводство III . Плодоводство IV . Цветоводство

Полеводство – это выращивание полевых культур: Пшеница, рожь, ячмень, овес, просо, кукуруза, гречиха, картофель, подсолнечник, лен, сахарная свекла, кормовая свекла, люцерна

Зерновые культуры - важнейшая группа возделываемых растений, дающих зерно, основной продукт питания человека, сырьё для многих отраслей промышленности и корма для сельскохозяйственных животных Пшеница, рожь, овес, ячмень, просо, кукуруза, гречиха, рис

ЗЕРНОВЫЕ ячмень пшеница

ЗЕРНОВЫЕ рис кукуруза

ПОЛЕВЫЕ КУЛЬТУРЫ КАРТОФЕЛЬ ПОДСОЛНЕЧНИК

I .Полеводство Что делают трактористы для того, чтобы вырастить пшеницу? Трактористы для того, чтобы вырастить пшеницу- пашут плугом и рыхлят боронами землю.

Трактористы сеют зерно и удаляют с поля сорняки.

Агроном подскажет трактористам, что сеять, когда сеять, где сеять, пора ли землю поливать, какими удобрениями подкармливать.

После того как пшеница выросла, кто убирает ее с поля? Убирают ее с поля комбайнеры, а им помогают шоферы.

Люди занимаются растениеводством не только для того, чтобы получать продукты питания, но и для того, чтобы обеспечить кормами домашних животных.

Кормовые культуры Клевер Кормовая свекла

Идет уборка кормовой свеклы.

Технические культуры К этим культурам относятся: подсолнух, лен, хлопок.

II . Овощеводство Овощеводство – это выращивание овощных культур. Их очень много. В них много витаминов, различных солей и других полезных для здоровья веществ.

Овощные культуры Некоторые овощи – лук, чеснок- содержат фитонциды. От них погибают болезнетворные бактерии.

Отгадайте загадку. Взрастает он земле, Убирается к зиме. Головой на лук похож. Если только пожуешь Даже маленькую дольку – Будет пахнуть очень долго.

Помидор В огороде вырастаю. А когда я созреваю, Варят из меня томат, В щи кладут И так едят

III . Плодоводство

ПЛОДОВОДСТВО – это выращивание плодовых культур

Фрукты очень полезны для здоровья человека. Кроме того, они очень вкусные!

IV . Цветоводство

Цветоводство – это выращивание цветочных культур. Их выращивают для украшения парков, скверов, садов, различных помещений.

Войковская общеобразовательная школа

I III ступеней

Открытый урок по окружающему миру

в 4 классе

на тему «Растениеводство в нашем крае»

Подготовила

учитель начальных классов

Андриенко Н. В.

2015 год

Тема : РАСТЕНИЕВОДСТВО В НАШЕМ КРАЕ

Цели урока: сформировать представления учащихся о растениеводстве в нашем крае, познакомить с отраслями растениеводства, расширить знания о растениях, развивать познавательный интерес, умение наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности; воспитывать бережное отношение к хлебу, труду родителей.

Оборудование: г ербарий полевых культур, овощи, фрукты, крупы, иллюстрации

растений,программные средства, презентация.

Ход урока

І. Организационный момент

- Каждый день – всегда, везде,

На уроках и в игре

Смело, четко говори

И тихонечко сиди.

О чудесном нашем крае,

Где все вместе мы живем,

О прекрасном милом крае

Поведем наш разговор.

-На прошлом уроке мы разговаривали о жизни пресного водоема.

II . Проверка домашнего задания

Вопросы к кроссворду:

    Растение с плавающими на поверхности водоема листьями и желтыми цветами. Занесено в Красную Книгу.

    Животное-грызун, хорошо плавает, строит плотины, его хвост похож на лопату.

    Детеныш лягушки.

    Растение, имеющее листья-стрелы с большими широкими наконечниками.

    Крыса мускусная я,

В норке вся моя семья.

Сама норка – на горе,

А вход в норку – в воде

    Растение, часто называемое камышом, с мягким коричневым наконечником на стебле.

Ключевое слово: Болото.

Выравнивание знаний учащихся (фронтальная работа).

    Скажите, надо ли охранять болота?

    Докажите на примерах, что водоем является природным сообществом.

    Расскажите о правилах поведения у водоема.

    Какую проблему решают пресные водоемы нашего края, страны? (они хранители чистой воды, решают проблему чистой пресной воды)

    - Как эту проблему решать? (охранять, не засорять реки, озера, пруды, сохранять природные сообщества водоемов)

    - В наше время проблема чистой пресной воды одна из главнейших, ведь пресная вода нужна и животным,и людям, и растениям.

ІІІ. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ.

    Рассмотрите предметы (картинки с изображением фруктов, овощей, деревьев)

    Что это за предметы? Что общего? (это растения)

    Что различного в них? (одни- фрукты, другие-овощи, третьи-деревья).

    А есть ли еще различия? (одни ответят НЕТ, другие скажут, что есть растения, которые выращивают люди, а есть дикорастущие растения)

І V .СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.

    Как вы думаете, может ли человек обойтись без растений? (выдвигают гипотезу: растительный мир неразрывно связан с человеком, нельзя обойтись)

    Сегодня на уроке узнаем, как появились культурные растения, познакомимся с отраслями растениеводства.

    Для чего? (будем учиться различать культурные растения по их характерным признакам).

    А еще узнаем, верна ли была наша гипотеза.

V . РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ (операционно-исполнительный этап)

На подносе следующие предметы: морковь, картофель, крупа гречневая, белый хлеб, чёрный хлеб, подсолнечное масло, яблоко, груша.

    Ребята, что объединяет все эти предметы? (Можно употреблять в пищу. Всё это дают растения).

    А почему в самом начале эпохи первобытного мира растения не могли давать людям белый хлеб, растительное масло и многое другое? (Все растения были дикорастущими, человек не умел ухаживать за растениями).

    А как называются растения, выращиваемые человеком для получения пищевых продуктов? (версии детей; культурные)

    А как дикорастущие растения превратились в культурные? (люди со временем стали сами сажать растения и ухаживать за ними).

    Вы правы, ребята. Люди стали отбирать, сохранять и сеять лучшие семена, передавать свой опыт из поколения в поколение. Так человек научился выводить сорта культурных растений. Многие из них почти совсем не похожи на те, дикорастущие, от которых они произошли. Так зародилась наука – растениеводство. Как вы понимаете значение этого слова? (предположения детей).

На доске открывается запись: РАСТЕНИЕВОДСТВО.

Даётся определение: растениеводство – наука о разведении культурных с/х растений.

РАБОТА В ГРУП ПЕ :

Перед вами фотографии: пшеница, рожь, огурцы, кабачки, помидоры, морковь, яблоки, груши, сливы, вишня, розы, астры, лилии, гладиолусы, подсолнечник, картофель.

Распределите растения на 4 группы и попробуйте дать название каждой группе.

Проверка работы каждой группы, с последующим заполнением схемы на доске и индивидуальных схем.

А сейчас познакомимся с каждой отраслью:

1.ПОЛЕВОДСТВО – это выращивание полевых культур

Работа с гербарием: рожь, кукуруза, ячмень, овёс, просо и зёрна этих растений.

    Где выращивают эти растения? Как называются эти культуры? (Эти растения выращивают на полях, значит, это полевые культуры)

    По каким признакам можно отличить каждое из этих растений от других?

    Главные полевые культуры – зерновые (пшеница, рожь, овёс, ячмень, просо, кукуруза, гречиха). Зерном называют плоды эти растений.

В каждом крае растениеводство имеет свои особенности. Это зависит от природных

условий.

Ребята, попробуйте объяснить, что люди делают из зерна этих растений:

- из пшеницы (белый хлеб, манную крупу);

- из ржи (чёрный хлеб; отруби, солому – для животных корм; соломенные шляпы);

- из овса (овсяные хлопья);

- из ячменя (перловую крупу);

- из проса (пшено);

- из гречихи (гречневую крупу);

- из кукурузы (кукурузные хлопья, кукурузное масло)

ОСТАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ:

    подсолнечник (подсолнечное масло, семечки);

    картофель –«второй хлеб» (в пищу, на заводах – крахмал);

    из льна (льняную ткань, льняное масло)

    Ребята, как вы думаете, все ли эти полевые культуры выращивают в нашем крае? Почему? Полеводство.

    -Подумайте, чем занимается эта отрасль?(выращивание полевых культур, главные- зерновые)

    -Почему так называется?(эти растения выращивают на полях, значит полевые растения)

    -Какие виды этой отрасли вы знаете?(пшеница, рожь, ячмень…)

    - Из ржи и пшеницы получают муку и пекут хлеб. Из пшеницы получают манную крупу, макароны. Рожь выше пшеницы. Её стебель выше человеческого роста. Зёрна ржи и пшеницы отличаются формой, но похожи по цвету. Чёрный хлеб пекут из зёрен ржи. Из ржи получают отруби, солому, которыми кормят домашних животных. А из длинных соломенных стеблей плетут летние шляпы.

    Пшеница – самый распространенный в культуре хлебный злак. Человек начал возделывать пшеницу многие тысяч лет назад. В 8-7 тысячелетиях до нашей эры пшеницу выращивали на территории современных Ирака, Ирана, Иордании и Турции, о чем свидетельствует археологические находки. Первые письменные подтверждения о том, что древние люди выращивали пшеницу, были обнаружены на клинописных табличках жителей древнего государства, существовавшего в 4-3 тысячелетии до нашей эры в междуречье Тигра и Евфрата. Сейчас ее посевы занимают почти половину мировой пашни, отведенной под зерновые культуры. И сеют пшеницу буквально всюду.

    Пшеница бывает яровая и озимая. Яровую высевают весной, а через 3-4 месяца уже собирают урожай. Озимую – осенью, лучше в сентябре (хотя сроки для нашей большой страны могут быть разные). Но запаздывать с севом нельзя. Растения должны успеть раскуститься, окрепнуть и закалиться до наступления морозов. Однако и спешить нельзя. Рано посеешь – растения перерастут.

  • Самые скороспелые, самые зимостойкие и самые засухоустойчивые на земном шаре пшеницы – мягкие. Из них выпекают булочки, пироги. Качество этих изделий улучшается от добавки муки твердых пшениц. Макароны, вермишель, манную крупу, чтобы они не разваривались, делают из муки твердых пшениц.

    - Что получают из проса и ячменя?(из ячменя- перловую крупу, из проса- пшено)

    -Из овса, гречки?(Зёрна овса продолговатые из них получают овсяные хлопья. У гречихи зёрна коричневого цвета. Её привезли из Греции, поэтому она и получила такое название. Получают гречневую крупу).

    -Что получают из подсолнечника?(подсолнечное масло и семечки)

    -А изо льна?(льняное масло)

    - Это очень интересная культура. Из льна получают льняное волокно. В старину из этого волокна ткали холсты и шили одежду.

    - А из картофеля?(в пищу- подземные части(клубни), получают крахмал)

    - Какие из этих культурных растений выращивают у нас, в нашем крае? (пшеница, рожь, овес, картофель, кукуруза(не вызревает, идет на силос))

    -Выращиванием этих растений занимается……………………… полеводство

2.ОВОЩЕВОДСТВО – это выращивание овощных культур

    Где выращивают овощи? (в поле, в огороде, в теплице).

    Поле и огород овощеводы называют открытым грунтом, а теплицы – защищённым грунтом. Как вы думаете почему? Многие овощеводческие хозяйства имеют целые городки из теплиц, в которых круглый год можно получать урожай.

Теплолюбивые: помидоры, перцы, огурцы, кабачки

    Какое значение имеют овощи? (питание – витамины; содержат фитонциды, которые убивают болезнетворные микробы – лук, чеснок).

В индивидуальных схемах запишите название овощных культур, которые выращивают в нашем крае в открытом грунте (свёкла, морковь, капуста). - Чтение стихотворения «

VI . Физминутка.

    - Ветер веет над полями,

    И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)

    Облако плывет над нами,

    Словно белая гора. (Потягивания - руки вверх.)

    Ветер пыль над полем носит.

    Наклоняются колосья -

    Вправо-влево, взад-вперёд,

    А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

    Мышки прячутся во ржи.

    Как увидеть их, скажи?

    В норке прячется полёвка.

    Покажись, скорей, плутовка!

    (Приседания.)

    Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)

    И немного отдохнём. (Дети садятся за парты.)

VII . Новый материал (продолжение)

3.ПЛОДОВОДСТВО – выращивание растений для получения плодов

Демонстрация фотографий.

    Кроме яблонь, груш, персиков,… к плодовым культурам относятся садовая малина, садовая смородина, садовая земляника, крыжовник.

    Какое значение имеют плодовые культуры? (полезны, содержат много витаминов)

НРК: Какие плодовые культуры выращивают в нашем крае? Заполните индивидуальные схемы.

4.ЦВЕТОВОДСТВО – выращивание цветов

Демонстрация фотографий.

    Где могут выращивать цветы? (в открытом грунте – холодостойкие, в защищённом грунте: в теплицах, в оранжереях – теплолюбивые)

    Какое значение имеет данная отрасль для человека? (для красоты) Показ фотографий.

Ребята, как вы считаете, какие из отраслей растениеводства наиболее развиты в нашем

крае? Почему?

    Ребята, посмотрите на фотографию и определите какое растение вы видите? (на фото перцевидные помидоры). Почему вы ошиблись?

    Наука растениеводство не стоит на месте. Учёные занимаются выведением новых сортов растений. Демонстрация фотографий.

В настоящее время в мире:

    лука – 1000 сортов;

    крыжовника – 1500 сортов;

    груш – 5000 сортов;

    яблонь – 10000 сортов.

VIII . Рефлексия.

    Подтверждение выдвинутой в начале урока гипотезы

    Ребята, давайте выясним, была ли выдвинутая нами гипотеза в начале урока верной. Можно ли обойтись без растений? Почему?

    Для чего необходимы человеку знания о жизни растений?

2. ИГРА «УГАДАЙ». Назовите растение и отрасль растениеводства.

1) Закутан ребёнок в сто пелёнок (капуста, овощеводство).

2) На ветках сидят шары,

Посинели от жары (Слива, плодоводство)

3) Посадили зёрнышко, вырастили солнышко (подсолнечник, полеводство).

4) Она древностью гордится уже десять тысяч лет,

Шумит в полях под синим небом

И кормит всех нас белым хлебом (пшеница, полеводство)

5) В поле такого цветка не найду, он на кустах расцветает в саду.

Он розовый, красный, он разных сортов,

Его называют царицей цветов (роза, цветоводство).

6) За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь очень гладкая,

На вкус, как сахар сладкая (Морковь, овощеводство).

7)Низок да колюч,

Сладок да не пахуч.

Ягоды сорвешь-

Всю руку обдерешь (Крыжовник, плодоводство)

Тест

1. Какую территорию овощеводы называют защищенным грунтом?

а) поле б) огород в) теплицу

2. Какая отрасль не относится к растениеводству?

А) птицеводство Б) плодоводство В) полеводство

3. Из семян какого растения делают масло?

А) проса Б) овса В) подсолнечника

4. Какая культура не является зерновой?

А) кукуруза Б) подсолнечник В) рожь

5. Что выращивают люди, занимающиеся плодоводства?

А) цветы Б) фрукты В) овощи

6. Какое растение не является полевой культурой?

А) морковь Б) гречиха В) малина

7. Из какой муки пекут белый хлеб?

А) из пшеничной Б) из ржаной В) из ячменной

8. Из какого растения делают ткани?

А) из подсолнечника Б) из картофеля В) из льна

9. Из какого растения получают крахмал?

А) из льна Б) из картофеля В) из подсолнечника

XI . ИТОГ УРОКА. ОЦЕНИВАНИЕ.

- Над какой темой работали?

- О каких отраслях растениеводства вы узнали?

- Для чего вам нужна данная информация?

- Какие задания вызвали затруднения при их выполнении? Почему?

- Выполнение каких заданий не вызвало затруднений?

- как оцениваете свою деятельность?

Уроки разные бывают.

Каким же был у нас урок?

Согласны – слышу я хлопок,

А не согласны – помолчите,

И тихо-тихо посидите.

Наш урок был:

-интересным;

-необычным;

-скучным-скучным;

-вкусным-вкусным;

-тёплым-тёплым;

-очень светлым;

-грустным-грустным;

-очень вялым;

-аппетитным;

-витаминным.

За долгую зиму наш организм устал, ему необходима помощь.

Ешьте побольше овощей и фруктов и получите за хорошую работу витаминные оценки!

XI . ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

(на выбор): сочинить загадку или подготовить сообщение об одном из культурных растений, выращиваемом на территории нашего края, читать в учебнике с. 188 - 194.

1. Выполните задания для групповой работы.

1) Полеводство.
а) Запишите определение. Полеводство - это выращивание полевых культур .
б) Приведите примеры полевых культур, выращиваемых в вашем крае.

пшеница, рожь, овес, кукуруза, гречиха, картофель, лён, подсолнечник

2) Овощеводство.
а) Запишите определение. Овощеводство - это выращивание овощных культур .
б) Приведите примеры овощных культур, выращиваемых в вашем крае.

капуста, морковь, лук, чеснок, томаты, огурцы

3) Плодоводство.
а) Запишите определение. Плодоводство - это выращивание плодовых культур.
б) Приведите примеры плодовых культур, выращиваемых в вашем крае.

яблони, груши, земляника, вишня, слива

4) Цветоводство.

а) Запишите определение. Цветоводство - это выращивание цветочных культур.
б) Приведите примеры цветочных культур, выращиваемых в вашем крае.

хризантемы, астры, пионы, розы, гиацинты, гладиолусы

2. Мудрая Черепаха хочет знать, умеешь ли ты классифицировать культурные растения. Покажи стрелками, к каким группам относятся растения, изображённые на рисунке. Попроси соседа по парте или учителя проверить твою работу.

3. Зачеркни лишнее слово в каждом ряду.

а) Пшеница, рожь, морковь , ячмень — морковь это овощ, а все остальное полевые культуры.

б) Томат, капуста, лук, слива — слива это плодовая культура, а все остальное это овощи.

в) Яблоня, кукуруза , вишня, абрикос — кукуруза это полевая культура, а все остальное относится к плодовым культурам.

г) Огурец , пион, лилия, нарцисс — огурец это овощ, а все остальное — цветы.

Объясни свои решения (устно). Придумай для одноклассников подобное задание с другими примерами. Запиши.

  • земляника, смородина, редис , вишня
  • лук, морковь, помидоры, рожь
  • тюльпан , ячмень, пшеница, овес

Выслушай и оцени ответы одноклассников.

4. По заданию учебника (с. 193) понаблюдайте за весенними работами в поле, в огороде, в саду. Сами выполните необходимую работу. Напиши краткий отчёт об увиденном и сделанном. Можно выполнить рисунок или наклеить фотографию.

Этой весной я помогала своей бабушке сажать на огороде лук. Это было очень интересно.

Сначала мы взяли лопату и вскопали землю под грядку. Потом граблями мы разровняли землю и сформировали прямоугольную грядку.

Затем бабушка взяла палку и прочертила на грядке прямые продольные бороздки. Именно в эти бороздки мы и стали сажать маленькие луковицы, которые бабушка называла “лук — севок”.

Бабушка сказала, что все луковицы должны быть на равном расстоянии друг от друга. Мы немного углубляли их в землю и следили, чтобы корень всегда был внизу, а хвостик с зеленым проростком вверху.

Потом мы присыпали посаженные луковицы землей и хорошо полили их из лейки. Надеюсь наши луковицы быстро прорастут и мы будем использовать их для приготовления пищи всю зиму.



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.