Красноярская ГЭС и её судоподъемник (44 фото). Как это сделано, как это работает, как это устроено Схема электроснабжения судоподъемника красноярской гэс

Наверняка многие видели, как корабли перемещаются из рек в водохранилище с помощью шлюза - специального сооружения, расположенного между водоемами с различными уровнями. Но шлюз - это не единственный вариант для судов.

Еще существуют судоподъемники - сложные механизмы, позволяющие поднимать и спускать огромные корабли с одного уровня водного пути на другой. Их стоимость намного выше стоимости организации шлюза, поэтому в мире их насчитывается всего десятка четыре. Один из них находится . Это единственный в России судоподъемник.

Судоподъемник в действии - невероятное зрелище. Особенно, когда стоишь под эстакадой, и махина в восемь тысяч тонн величественно проплывает над твоей головой, поливая водой из Енисея.

Судоподъемник красноярского гидроузла на реке Енисей сооружен в 1976 году и запущен в эксплуатацию в 1982. Он расположен в месте примыкания плотины Красноярской гидроэлектростанции (высота которой превышает 100 метров) к левому берегу реки Енисей.



Для информации: ГЭС - вторая по мощности в России. Ее гравитационная бетонная плотина впечатляет - длина 1065 метров и высота 124 метра:

Судоподъемник состоит из аванпорта, нижнего подходного канала, самого подъемника и поворотного круга. Подъёмник представляет собой платформу, перемещающуюся по рельсовому пути, с шириной колеи 9 м, и имеющую зубчатое зацепление:

Каждый из рельсов колеи опирается на отдельную эстакаду. Движение осуществляется посредством электротяги (850 тонн):

Перепад уровней между нижним и верхним бьефом - 104 метра (больше, чем 30-этажный дом)!

Скорость движения подъемника - 20 метров в минуту или 1.2 км/ч. Для масштаба, внизу стоят рабочие, на которых медленно съезжает 4 500 тонны - это вес камеры без воды:

Для погрузки судна в подъемник, платформа опускается ниже уровня воды. Если вы захотите переправить свой кораблик через плотину Красноярской ГЭС, приготовьте 120 тысяч рублей.

Тяговые усилия для передвижения камеры по судовозным путям создаются с помощью 156 радиально-поршневых судомоторов:

Заполнение судовозной камеры водой. Судоподъемник транспортирует суда грузоподъемностью до 1 500 тонн, с габаритами 78×15 метров и осадкой в 1.9 метра:

В день нашей съемки на единственном в России судоподъемнике передвигалась вот эта баржа:

Полная эксплуатационная длина с подводными участками - 1510 метров. Буксир заводит баржу в шлюз судовозной камеры:

Баржа заходит в камеру и поднимается вместе с водой, на плаву:

Баржа в камере. Все готово к подъему. Такое ощущение, что токоприемники сняли с вагона :

Вид на Красноярскую ГЭС. Мощность станции - 6 000 МВт:

Железнодорожный переезд. Снизу медленно ползет груженый подъемник. (Кликабельно, 2000×832 px):

Внизу у эстакады:

Я решил спрятаться от дождя под подъемником, но меня еще больше залило водой:

И опять пробежка обратно к переезду. Только там можно вплотную подойти к подъемнику:

Поворотное устройство, которое предназначено для перевода судовозной камеры из одного бьефа в другой или на ремонтно-монтажную площадку:

Длина поворотного устройства - 104.6 м. Окружная скорость поворота по радиусу круговых путей - 20 метров в минуту. (Кликабельно, 1500×774 px):

Небольшое видео Красноярского судоподъемника для любителей техники:

Это был репортаж про работу единственного в России судоподъемника.

Судоподъёмник красноярского гидроузла на реке Енисей сооружён в 1976 году и запущен в эксплуатацию в 1982. Это единственный в России судоподъёмник. Он расположен в месте примыкания плотины Красноярской гидроэлектростанции (высота которой превышает 100 метров) к левому берегу реки Енисей.
Судоподъемник в действии - невероятное зрелище. Особенно, когда стоишь под эстакадой, и махина в восемь тысяч тонн величественно проплывает над твоей головой, поливая водичкой из Енисея.

1. Строительство Красноярского судоподъемника началось в 1963 году и длилось почти десять лет.

2. Строительство было вызвано необходимостью восстановить судоходство по Енисею, прекращенное с возведением в русле реки плотины Красноярской ГЭС.

3. Красноярская ГЭС - вторая по мощности в России. Ее гравитационная бетонная плотина впечатляет - длина 1065 метров и высота 124 метра.

4. Судоподъёмник состоит из аванпорта, нижнего подходного канала, самого подъёмника и поворотного круга в верхнем бьефе. Внизу стоит баржа с первой партией тяжеловесных крупногабаритных узлов для гидроагрегатов Саяно-Шушенской гидроэлектростанции, которая расположена выше по Енисею.

5. Подъёмник представляет собой платформу, перемещающуюся по рельсовому пути, с шириной колеи 9 м, и имеющую зубчатое зацепление.

6. Каждый из рельсов колеи опирается на отдельную эстакаду. Движение осуществляется посредством электротяги (850 тонн).

8. Перепад уровней между нижним и верхним бьефом - 104 метра (больше, чем 30-этажный дом).

9. Скорость движения подъемника - 20 метров в минуту или 1,2 км/ч. Для масштаба, внизу стоят рабочие, на которых медленно съезжает 4500 тонны - это вес камеры без воды.

10. Для погрузки судна в подъемник, платформа опускается ниже уровня воды. Если вы захотите переправить свой кораблик через плотину Красноярской ГЭС, приготовьте 120 тысяч рублей.

11. Тяговые усилия для передвижения камеры по судовозным путям создаются с помощью 156 радиально-поршневых судомоторов мощностью до 75 кВт с расходом на 1 оборот - 16 л.

12. Заполнение судовозной камеры водой. Судоподъемник транспортирует суда грузоподъемностью до 1500 тонн, с габаритами 78х15 метров и осадкой в 1,9 метра.

13. Полная эксплуатационная длина с подводными участками - 1510 метров. Буксир заводит баржу с рабочими колесами гидротурбин в шлюз судовозной камеры.

14. Баржа заходит в камеру и поднимается вместе с водой, на плаву.

16. Баржа в камере. Все готово к подъему.
Такое ощущение, что токоприемники сняли с вагона электрички)

17. Вид на Красноярскую ГЭС. Мощность станции - 6000 МВт. Среднегодовая выработка электроэнергии - 20,4 млрд кВт·ч. В здании ГЭС установлено 12 радиально-осевых гидроагрегатов мощностью по 500 МВт, работающих при расчётном напоре 93 м. Про станцию будет отдельный репортаж.

18. Железнодорожный переезд. Снизу медленно ползет груженый подъемник. Я и Слава , задыхаясь и обливаясь потом, бегом-бегом меняем локации для съемки. Давно я так не бегал, да тем более, в горку.




Увеличить изображение

19. Снова бегом вниз к эстакаде. Пошел дождь.

20. Я решил спрятаться от дождя под подъемником, но меня еще больше залило водой.

21. И опять пробежка обратно к переезду. Только там можно вплотную подойти к подъемнику и никто не будет ругаться.

22. Слава и 8000 тонн.

24. Погода менялась стремительно.

25. Эстакада.

26. И снова вверх к поворотному устройству, которое предназначено для перевода судовозной камеры из одного бьефа в другой или на ремонтно-монтажную площадку.

27. Длина поворотного устройства - 104,6 м. Окружная скорость поворота по радиусу круговых путей - 20 метров в минуту.




Увеличить изображение

28. В 2011 году ОАО "РусГидро" начало реализацию второго этапа восстановления Саяно-Шушенской ГЭС, в ходе которого в машинном зале станции будут установлены десять новых гидроагрегатов. 17 июня 2011 года первая партия тяжеловесных крупногабаритных узлов для гидроагрегатов СШГЭС была погружена в Санкт-Петербурге. Это три рабочих колеса гидротурбин, три маслованны подпятника и остовы роторов. Общий вес груза - 537 тонн.

29. Груз проследовал по Ладожскому и Онежскому озерам, через Беломорско-Балтийский канал вышел в Белое море, а далее, преодолев Северный морской путь, добрался до Енисея. В Красноярском речном порту оборудование было перегружено на речную баржу, которой было необходимо преодолеть судоподъемник Красноярской ГЭС. Что и было успешно осуществлено в день нашей съемки!

tagPlaceholder Tags: Техника

Позволяющее судам преодолевать разницу в уровнях воды ниже и выше Красноярской ГЭС. Не имеет аналогов в России: на всех других гидроэлектростанциях для преодоления плотины используется шлюзование.

Судоподъёмники – сложные и порой уникальные механизмы, позволяющие поднимать и спускать огромные корабли с одного уровня водного пути на другой; их стоимость намного выше стоимости организации шлюза , поэтому в мире насчитывается всего лишь около 60 судоподъёмников различных конструкций: «Фолкерк Вилл» (канал Глазго – Эдинбург, Шотландия, 2002; единственный в мире судоподъёмник вращающегося типа), Стрепи-Тьё (Центральный канал, Бельгии, 2002; самый высокий парный судоподъёмник в мире), Сен-Луи – Арзвиллер (канал Марна-Рейн, Франция; наклонный судоподъёмник, заменяющий 17 шлюзов), судоподъёмник в составе гидроузла «Три Ущелья» (Китай, строится; после ввода в эксплуатацию станет крупнейшим в мире) и другие.

Проект судоподъёмника в составе Красноярского гидроузла был разработан в институте «Ленгидропроект», рабочая документация для уникальных механизмов самоходного судоподъёмника – в конструкторском бюро «Ленгидросталь».

Строительство Красноярского судоподъёмника началось в 1963 г. и длилось более 10 лет. Строительство было вызвано необходимостью восстановления судоходства и интенсивного грузопотока по Енисею, прекращённых в связи с возведением в русле реки плотины Красноярской ГЭС. Кроме того, необходимо было обеспечить доставку водным транспортом разнообразных грузов для строительства выше по течению Саяно-Шушенского гидроузла – в первую очередь рабочих колёс гидротурбин для самой крупной отечественной гидроэлектростанции.

Опытная эксплуатация Красноярского судоподъёмника началась в 1976 г. После выполнения доводочных работ и приёмки всех систем Государственной комиссией Красноярский судоподъёмник с 1982 г. находится в постоянной эксплуатации. Судоподъёмник расположен в месте примыкания плотины Красноярской гидроэлектростанции высотой 124 м к левому берегу Енисея.

Красноярский судоподъёмник представляет собой особый тип судопропускного устройства, принципиально отличный от общеизвестных судоходных сооружений (например, шлюзов), и относится к типу продольно-наклонных, двухскатных судоподъёмников с поворотным устройством и самоходной судовозной (судоподъёмной) камерой, заходящей в воду обоих бьефов. Способ транспортировки судов – на плаву, при глубинах воды в камере до 2,2 м и максимальном напоре 98,0 м.

Судоподъёмник состоит из аванпорта, нижнего подходного канала , самого подъёмника и поворотного круга. Подъёмник представляет собой платформу с судовозной камерой, перемещающейся по рельсовому пути с шириной колеи 9 м и имеющей зубчатое зацепление. Каждый из рельсов колеи опирается на отдельную эстакаду. Движение осуществляется посредством электротяги. Перепад уровней между нижним и верхним бьефом 104 м; скорость движения подъемника 20 м/мин, или 1,2 км/ч. Вес судоподъёмной камеры без воды составляет 4500 т. Тяговые усилия для передвижения камеры по судовозным путям создаются с помощью 156 радиально-поршневых судомоторов. Судоподъёмник транспортирует суда грузоподъёмностью до 1500 т, габаритами 78×15 м и осадкой в 1,9 м. Полная эксплуатационная длина с подводными участками 1510 м. Перевод судовозной камеры из одного бьефа в другой или на ремонтно-монтажную площадку осуществляется поворотным устройством длиной 104,6 м. Окружная скорость поворота по радиусу круговых путей 20 м/мин.

Одной из определяющих основ сооружения является заход судовозной камеры по наклонным путям непосредственно в воду, благодаря чему судопропуск осуществляется при значительных колебаниях уровня воды в бьефах: в верхнем 13,0 м, в нижнем – 6,5 м. При уклоне судовозных путей 1:10 высота подъёма камеры по нижнему наклонному пути составляет до 118 м, по верхнему до 30 м. Для погрузки судна в подъёмник платформа опускается ниже уровня воды, судно заходит в подъёмник, после чего платформа начинает движение вверх по эстакаде; судно транспортируется «на плаву». В верхней точке платформа вместе с судном заезжает на поворотный круг, который перемещает её на другую колею, по которой платформа опускается в верхний бьеф ниже уровня воды, после чего судно может покинуть подъёмник.

Судоподъёмник построен на скальном основании. Судовозные пути располагаются в железобетонных балках и эстакадах, несущие конструкции судовозной камеры стальные; вспомогательные – из алюминиевых сплавов. Судоподъёмник оснащён автоматизированными системами управления, сигнализации, телеустановками.

В советское время подъёмник работал в течение всего навигационного периода на Енисее. На самоходный судоподъёмник возлагались большие надежды, но судоходство в верховьях Енисея сократилось, и в настоящее время этот механизм почти не задействован. Ныне официальный период навигации, в течение которого любые суда могут быть перевезены судоподъёмником через плотину Красноярской ГЭС, длится, как правило, с 1 сентября по 1 октября, когда производится вывоз сельхозпродукции с верховьев Енисея, из Хакасии, и пропуск судов к местам зимнего отстоя. Но фактически эксплуатация судоподъёмника начинается с середины мая (в зависимости от погодных условий) и заканчивается в конце сентября; в этот период происходят платные перевозки судов (разовые пропуски) на договорной основе.

Из всех судовладельцев на Енисее, а их около 450, регулярно пользуются Красноярским судоподъёмником только Енисейское речное пароходство (для перевозки грузов) и частные владельцы скоростных яхт и катеров (для переброски их в Красноярское водохранилище).

Красноярский судоподъёмник был активно задействован в ходе восстановления здания Саяно-Шушенской ГЭС, пострадавшей в результате аварии в августе 2009 г. ОАО «РусГидро» в 2011 г. в рамках реализации второго этапа восстановления ГЭС, в ходе которого в машинном зале станции необходимо было установить новые гидроагрегаты, осуществило транспортировку из Санкт-Петербурга первой партии тяжеловесных крупногабаритных узлов общим весом 537 т. Транспортировка оборудования осуществлялась единственно возможным способом – по воде. Груз проследовал из Санкт-Петербурга от причала, принадлежащего Ленинградскому металлическому заводу, далее по Ладожскому и Онежскому озёрам; через Беломорско-Балтийский канал вышел в Белое море, а затем, преодолев Северный морской путь, добрался до Енисея. Общая протяжённость этого маршрута – около 6500 км. В Красноярском речном порту оборудование перегрузили на речную баржу, которой было необходимо преодолеть судоподъёмник Красноярской ГЭС, что и было успешно осуществлено в августе 2011 г.

Технические параметры судоподъёмника: расчётная грузоподъёмность судна до 1500 т; полезные габариты судовозной камеры: длина 90 м, ширина 18 м, глубина 2,2 м; общие габариты судовозной камеры: длина 113 м, ширина 26 м, максимальная высота 20 м; масса камеры без воды 4500 т, с водой и судном 8 100 т; перепад уровней между нижним и верхним бьефом 104 м; длина «сухого» пути 1180 м; полная эксплуатационная длина с подводными участками 1510 м, скорость 1 м/с, тяга 850 т; предельные размеры транспортируемого судна – длина 80 м, ширина 17 м, осадка 1,86 м.

Д.В. Козлов. К.Д. Козлов

А вы задумывались над тем, как суда преодолевают плотины ГЭС? Например что делать, если нужно перевезти что-то негабаритное из Санкт-Петербурга в Абакан. Помните, как несколько лет назад из Красноярска везли на Ачинский НПЗ новый реактор. Тогда многие автомобилисты часами стояли в пробках на трассе, которую несколько раз приходилось полностью перекрывать. Где-то приходилось укреплять обочину, строить мосты и 160 километров груз везли около двух месяцев.
Так вот, доставить груз по реке намного быстрее и проще! Единственная проблема это плотина. Обычно для этих целей строится система шлюзов. Но высота плотины Красноярской ГЭС более 100 метров, поэтому если бы построили шлюзы, они растянулись бы километров на 20 и объем работ был бы просто колоссальный. Поэтому в 70-х годах инженеры Ленгидропроекта разработали уникальное не только для России, но и для мира сооружение - самоходный судоподъемник.

1. Так выглядит платформа, куда погружаются суда. Размер платформы 113 метров в длину, 26 в ширину, и 20 в высоту. Вес без воды 4500 тонн, с водой и судном более 8000 тонн! Максимальный вес судна 1500 тонн.

2. Подъемник ходит по рельсовому пути с шириной колеи 9 метров. Для того чтобы загрузить судно, платформа опускается ниже уровня воды. Длина пути с подводными участками 1,5 километра.

3. Верхний бьеф. Прохождение плотины занимает примерно 2,5 часа.

4. Приводится в движение устройство с помощью электротяги.

5. Поворотное устройство. Чтобы выгрузить судно, необходимо платформу развернуть на 140 градусов (пути от нижнего бьефа до середины и пути до верхнего бьефа идут не прямо, а под углом).

6. Диаметр поворотного устройства - 106 метров.

7. Панорама. Сейчас платформа находится на ремонтно-монтажной площадке. К сожалению, посмотреть как поднимают судно не получилось.

8. Вид на Красноярское море с балкона административного здания.

9. Отсюда же хороший вид на плотину ГЭС.

10. Не удалось посмотреть на подъемник в работе, зато удалось побывать внутри. Пульт управления.

11. Во время прохождения судна здесь работает два человека.

12. Трансформаторная.

13. Оборудование в основном осталось с 70-х годов, но работает все как часы. Конечно, кое-что требует своевременной замены, кое-что уже автоматизировано. Но в целом это весьма надежный механизм - умели раньше строить на века!

14. Машинный зал. Огромные масляные насосы приводятся в движение электродвигателями и передают момент на зубчатые шестерни.

15. За один оборот перегоняется 16 литров масла.

16.

17. Вид на судовозную камеру. Судна переводятся "на плаву", пришвартовываясь к одному из краев камеры. Можно перевозить одновременно несколько судов небольших габаритов. Кстати, на сегодняшний день прохождение ГЭС стоит порядка 160 тыс. рублей, однако в период навигации с сентября по начало октября все суда перевозятся бесплатно.

Wrote in December 18th, 2016

Это единственный в России судоподъемник. Объект впечатляющий и уникальный. Несколько лет назад я увидела фотографии в одном из блогов и захлебнулась от восторга. Такая махина, просто невероятно! А ведь он был сооружен в 1970-е. Подобного опыта в СССР не было, приходилось строить с большим запасом прочности. Благодаря этому все работает до сих пор. Мне удалось проникнуть на территорию, побывать в кабинете директора и осмотреть все устройства в сопровождении главного инженера. Готовы отправиться на экскурсию?


Приехала я вот на такой машине. Предполагаю, что некоторые из вас подобные УАЗики видели только на картинках)) Транспорт любезно предоставила дирекция судоподъемника. Дело в том, что своим ходом добраться до туда невозможно. Я доехала до Дивногорска, а там на площади меня подхватил водитель и доставил до места назначения.

Начальник Управления - Сергей Александрович Корж. Коммуникабельный и простой в общении человек. Без "короны", пальцы не гнет. А еще он очень любит свою работу. Представляете, существуют люди на высоких должностях, которые ЛЮБЯТ СВОЮ РАБОТУ.

Так выглядит административное здание. Наверху неплохая обзорная площадка. В конце концов я побывала и там.

Сооружение состоит из аванпорта, нижнего подходного канала, поворотного круга посередине и собственно самого подъемника - судовозной камеры. Аналогов в России нет, на остальных гидроузлах используется другой способ преодоления плотины - шлюзование. Однако высота Красноярской ГЭС 124 метра, и расчеты показали, что строительство шлюзов нецелесообразно, они растянулись бы почти до Красноярска. Поэтому был придуман оригинальный проект, к реализации которого приступили в 1970 году. К 1976 году судоподъемник был построен, в 1982-м официально пущен в эксплуатацию. На фото судовозная камера (самоходный шлюз). Рассмотрим ее поближе.

Один из торцов приемного бассейна глухой. Это 5-уровневая конструкция, в верхней части которой расположен пульт управления судовозной камерой. В кабине находится оператор, который во время движения камеры держит контакт по радиосвязи с центральным диспетчерским пультом.

На бортах приемного бассейна и торцевой надстройки для их защиты от повреждения при навале судов установлены резиновые амортизаторы

Открытый торец оборудован подъемным сегментным затвором. Уровень набираемой воды определяется местом остановки камеры на подводных участках судовозных путей. После захода в приемный бассейн, судно швартуется, после этого затвор закрывается. Боковые стенки приемного бассейна образованы помещениями машинных залов левого и правого бортов. Там располагаются всякие насосные агрегаты, системы тормозов и другое технологическое оборудование.

Колея - 9 метров. Общая длина проложенных путей - 1747 с половиной метров, в том числе участок верхнего бьефа - 305 метров, нижнего бьефа - 1190 метров, поворотного устройства - 105 метров, пути на ремонтно-монтажной площадке - 133 с половиной метра.

Верхние и нижние концевые участки судовозных путей оборудованы поворотными стрелками (6 комплектов)

Для точного совмещения судовозных путей поворотное устройство оборудовано фиксаторами. Каждый из них состоит из двух частей: одна установлена на круговых путях (видно на фото), другая закреплена на металлоконструкциях балки поворотного устройства.

Мост на трассе Р-257 "Енисей". С него сделано большинство фотографий судоподъемника, которые есть в интернете.

Вдоль путей установлены опоры контактной сети. Особенность электросхем судовозной камеры в том, что при движении вниз вырабатывается электроэнергия, которая выдается в энергосистему. Таким образом при перевозке судов из верхнего бьефа в нижний бьеф потребление электроэнергии ниже, чем при перевозке в обратном направлении. В наивысшей точке трассы судовозных путей предусмотрено поворотное устройство. Оно расположено в таком вот котловане.

Пути поворотного устройства нижней оконечностью соединяют пути верхнего и нижнего бьефов, а посредством верхней оконечности обеспечивается соединение с судовозными путями ремонтно-монтажной площадки. Здесь камера зимует.

О как... Неожиданно!

Честно говоря, я не сразу врубилась, как все это действует. Но потом до меня дошло, что поворачивается ВСЯ ЭТА ГИГАНТСКАЯ КОНСТРУКЦИЯ!!!

Центральная опора на оси вращения балки поворотного устройства, обеспечивающая ее поворот на круговом рольганге. Признаюсь, слова "рольганг" нет в моем лексиконе, пришлось записать.

Двумя другими опорами служат двухколесные опорно-ходовые тележки, установленные на концах балки. Разворот поворотного устройства осуществляется по круговому рельсу с помощью гидропривода поворота.

Гидроопоры, обеспечивающие равномерное распределение нагрузки между тележками. Они имеют гидравлический привод, позволяющий поднимать и опускать под нагрузкой концы поворотного устройства, удерживать их на определенном уровне в процессе разворота.

Общее количество опорно-ходовых тележек - 16 штук. По 8 тележек на каждом конце балки поворотного устройства.

Радиус кругового пути - 50 с половиной метров. Стыки рельсов пронумерованы.

Вход на ремонтно-монтажную площадку. Она там наверху. Здесь тоже есть фиксаторы.

Вот такой ключик валяется лежит

Под поворотным устройством

Фото на память

Посторонним вход воспрещен. Но мы найдем ответственное лицо и попросим открыть.

Центральная опора поворотного устройства. Количество конических роликов - 30.

Вылезли наружу. В тот день из верхнего бьефа в нижний перебрасывали одно судно. Об этом будет отдельный пост.

Человечек такой маленький

Идем в кабинет главного инженера. А тут такой привет из СССР! Прям машина времени:)

Лифт оригинальный. В смысле сохранился еще с тех времен. Собираются менять, но мне например жалко.

Вроде все современное, но попадаются такие-эдакие детальки:)

Главный инженер - Евгений Иванович Головкин. Он знает о судоподъемнике ВСЕ и готов ответить на любой вопрос. Это при том, что профильных специалистов у нас в стране не готовят. В ВУЗах нет специальностей, связанных с судоподъемниками. Бесценный опыт приобретается на месте. Фактически уникальная профессия!

Специально для меня в недрах ящиков стола была найдена заныканная советская табличка. Представляете, сколько-то там лет назад она висела на двери главного инженера.

Вид из окна. Судовозная камера ушла в нижний бьеф.

Еще мне подарили свежий выпуск газеты "Речник Енисея". Обратите внимание, издается с 1931 года! Надо отсканировать что ли. Там есть заметка про судоподъемник.

Для начала пару слов о навигации. Обычно она начинается 15-20 мая. Окончание навигации определяется погодой. Ее завершение происходит примерно в середине октября, когда приходят заморозки. Нижняя граница допустимой температуры для эксплуатации сооружения - 0°C. "Прокатиться" на подъемнике стоит 156 тысяч рублей. Однако во время осенней навигации с 3 сентября по 3 октября все суда могут переправляться через подъемник бесплатно!

Понаблюдаем, как оно работает.

Способ транспортировки судов - на плаву в приемном бассейне судовозной камеры с уровнем перевозимой воды до 2,20 метров. Запас воды под днищем перевозимого судна обеспечивает его защиту от механического повреждения в случае экстренной остановки судовозной камеры, минимально - 34 см. Длина судовозной камеры 113 с половиной метров, ширина - 26 с половиной метров, высота - 30 метров. Длина приемного бассейна - около 90 метров, ширина - примерно 18 м. Масса судовозной камеры без воды - 4530 тонн, максимальная масса с водой - 8100 тонн. Судно в обязательном порядке швартуется. Наибольшее перемещение судна по инерции вдоль приемного бассейна к сегментному затвору или в сторону торцевой надстройки не превышает 7 метров.

Камера проползает мимо административного здания. Наверху обзорная площадка, оттуда отличный вид на ГЭС.

Эх, хотела бы я побывать в кабине оператора. Но тогда я бы не увидела все снаружи, пришлось выбирать.

Электроснабжение судовозной камеры осуществляется от трехфазной контактной сети напряжением 35 кВ через собственные трансформаторные подстанции. Токосъем осуществляется пантографами электровозного типа.

Оператор судовозной камеры при ее движении связан с центральным диспетчерским пультом судоподъемника посредством радиосвязи. Также осуществляется визуальный контроль, камеру в обязательном порядке сопровождают рабочие.

Передвижение судовозной камеры осуществляется с помощью 156 гидромоторов, смонтированных на 78 опорно-ходовых тележках. Гидроопоры тележек гидравлически объединены в 4 группы: две боковые по 26 тележек в каждой и две торцевые по 13 тележек. Это позволяет равномерно распределить нагрузку.

Сегментный затвор поднят. Сквозь щели просачивается водичка.

Человечек для масштаба

Замкнутая стрелка. Всего их четыре, по две с каждой стороны. Они предназначены для создания сплошного прохода через зазоры между верховым и низовым путями с путями поворотного устройства. После того, как судовозная камера оказалась на поворотной балке и готова к движению, стрелка размыкается. Обратите внимание, зубчатые рейки располагаются по обе стороны рельса, здесь это хорошо видно.

Все такое огромное

Стоим, ждем. Это кстати главный инженер, которого я мучила вопросами.

Привод поворотных стрелок гидромеханический. Вот она открылась, поворотный круг готов к движению.

Пошел родимый

Успела перебежать вниз, в котлован, чтобы посмотреть все это снизу

При повороте как-то больше льется

Перемещаться приходится очень быстро. Камера заканчивает поворот.

Опорно-ходовые тележки поворотного устройства. Вид сверху.

Пространство между поворотной балкой и судовозной камерой

Я на фоне

Через низовые судовозные пути оборудован автомобильный переезд с разводным мостом. Он используется после окончания навигации. Можно попасть на ГЭС короткой дорогой. Сначала нас облаяла собака, которая бесновалась на цепи, потом вышел охранник и потребовал документы. Бдит.

Пути частично проложены по эстакаде. Высота опор - более 30 метров!

Зубчатые рейки крупным планом

Стыки также пронумерованы

Высоко блин!

Тем временем подползает камера в сопровождении персонала

Мост. Дорога ведет из Красноярска к границе Монголии.

Скорость передвижения по наклонным судовозных путям - около 20 метров в минуту. На самом деле это достаточно быстро.

Все, ушла камера

Теперь можно поснимать детальки

Раритет! Только такой аппарат способен выдержать сибирские морозы. Телефон работает до сих пор.

Вид с обзорной площадки административного здания. В районе верховой подходной акватории построена волнозащитная стенка. Ни на одной из предыдущих фотографий она не попала в кадр, а хотелось о ней упомянуть для полноты картины. Она предназначена для защиты судовозного пути от бокового воздействия ветровых волн. Вдалеке еще виднеется причал.

Красноярская ГЭС - следующий пункт в моем плане!

Огромное спасибо начальнику управления эксплуатации красноярского судоподъемника - Коржу Сергею Александровичу и главному инженеру - Головкину Евгению Ивановичу!



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.