Как приклеить дерево и какой клей лучше. Какой клей использовать для поделок своими руками Чем склеить глянцевую без пористую бумагу

Столярное дело основано на точной подгонке и склеивании деталей, причём именно последняя часть отвечает за прочность и долговечность изделия. Существует достаточно много разновидностей столярных клеёв, и сегодня мы расскажем о разнице между ними и правилах применения.

Общая классификация столярных клеёв

Современный ассортимент клея для столярных работ включает более сотни наименований. Поэтому для начала кратко пробежимся по видам клея, их свойствам и наиболее популярным торговым маркам.

По происхождению все виды клея можно разделить на составы природного происхождения и синтетические. В свою очередь натуральные клеи могут включать вяжущие вещества животного и растительного происхождения, синтетические же разделяют по способу получения на конденсационные (формальдегидные) и полимеризационные (ПВА, полиамидные). В перечень натуральных клеящих веществ входят составы на основе казеина, коллагена и альбумина, к химическим составам относятся ПВА, формальдегидные, ПХВ, эпоксидные, а также большинство универсальных разновидностей клея. Как легко догадаться, наибольшее распространение получили клеи природного происхождения, прежде всего по причине низкой стоимости и хорошо отлаженной технологии производства.

Древесина — материал с высокой пористостью, ввиду чего для склеивания можно использовать практически любой клеевой состав. Однако поскольку большая часть столярных изделий эксплуатируется в бытовых целях, для их склеивания не принято использовать клеящие вещества, основанные на летучих растворителях. В этом и заключается второе преимущество натурального клея — он обеспечивает достаточную прочность при том, что не выделяет в окружающую среду никаких токсичных веществ.

Однако для ряда изделий требуется обеспечить устойчивость к разного рода внешним воздействиям. Преимущественно борьба ведётся над повышением влагостойкости, ведь большинство разновидностей натурального клея теряет прочность при намокании. Также может требоваться повышение адгезии, в основном такая необходимость возникает при склеивании деталей из твёрдых и плотных пород мелкососудистой древесины. Здесь лучшие показатели демонстрируют соединения на синтетических клеях.

Как выбрать подходящий клей

Если вы не профессиональный столяр, не стоит пугаться такого разнообразия составов для склеивания древесины. Можно пойти более лёгким путём — использовать проверенные временем виды столярного клея, экологически чистые и с определённым набором специальных свойств.

Клей натурального происхождения поставляется преимущественно в сухом виде и требует приготовления перед использованием. Главные недостатки натуральных клеёв — малое время жизни (до 2-3 суток) и низкая прочность соединений, обусловленная низкой степенью химической чистоты и ошибками, допущенными в ходе приготовления. При этом натуральный клейоптимальный выбор для скрепления неответственных деталей со значительной площадью прилегающих поверхностей.

В качестве универсального клея большинство столяров используют составы фабричного приготовления на основе ПВА. Хорошо зарекомендовавшие себя производители — Titebond, Kleiberit, «Момент», они указаны в порядке снижения стоимости продукции и, соответственно, качества. Такие виды клея классифицируются по надёжности и качеству соединения индексом D с четырьмя порядковыми номерами. Чем выше номер — тем более выражены влагостойкость и прочность шва, могут проявляться и дополнительные свойства. Так, клей Titebond III, он же D4 в общей классификации, допускает контакт с пищевыми продуктами после высыхания, преимущественно этот клей используют для сборки торцевых разделочных досок.

Если площадь контакта склеиваемых деталей невысока, требуется высокая точность склейки или устойчивость к нагрузкам, лучше использовать составы на основе синтетических смол. Даже обычная эпоксидная смола ЭДП в таких случаях даст фору любому водорастворимому клею. Особенно выгодно её использовать для склеивания твёрдых пород древесины , в том числе и термомодифицированной, а также при соединении дерева с инородными материалами.

Склеивание дерева с пластиком с помощью эпоксидного клея

Подготовка деталей к склеиванию

При склеивании дерева действуют общие правила выполнения клеевых соединений. Фиксация будет тем прочнее, чем меньше толщина клеевого шва, глубже пропитка и ниже содержание посторонних примесей. Для этих целей склеиваемые поверхности должны быть тщательным образом подготовлены.

Склеивание деревянных деталей проводят до финишной шлифовки. Предварительно соприкасающиеся поверхности нужно тщательным образом зашкурить абразивной бумагой зернистостью не мене 300 грит чтобы снять мелкий ворс, мешающий впитыванию клея. Важно помнить, что зачищенная поверхность пригодна к склеиванию лишь определённое время: со временем верхний слой древесины окисляется, сосуды закупориваются пылью и поднимаются новые порции ворса.

При использовании водорастворимого клея обезжиривание не обязательно. Однако при склеивании на эпоксидной смоле или полиуретановом термоклее желательно удалить с поверхности остатки древесных смол и природных выделений с помощью концентрированного технического ацетона. О влажности склеиваемых деталей стоит сказать отдельно: умеренно повышенное содержание влаги (20-22%) при работе с водорастворимыми клеями немного замедляет процесс твердения, но в то же время способствует более глубокому впитыванию и в конечном итоге положительно сказывается на прочности соединения. А вот при использовании клеёв на жидких смолах повышенное (более 12-14%) содержание влаги категорически недопустимо, поэтому прилегающие поверхности предварительно просушивают горячим воздухом в течение 2-3 минут.

Нанесение клея и выдержка

Клей наносится на соединяемые поверхности максимально равномерно. Толщина слоя должна быть по возможности минимальной, но при этом достаточной для компенсации кривизны. Наличие воздушных полостей в клеевом шве сказывается на надёжности соединения крайне негативно. Особое внимание уделяют швам с неравномерной толщиной, достигающей в пике нескольких миллиметров: в таких соединениях клей рекомендуется смешивать с древесной мукой или целлюлозной фиброй.

В определённых случаях клей не несёт основной скрепляющей функции, а используется в качестве пластичного заполнителя. К таким ситуациям можно отнести укрепление клеем соединений на шипах и ламелях, также отчасти к этой категории относится сращивание древесины пазовым и микрошиповым способом. В таких случаях клей наносят с явным избытком, после чего ведётся достаточно кропотливая работа над удалением выступивших остатков.

На ровные и гладкие поверхности клей удобно наносить небольшим гибким шпателем, в качестве которого можно использовать обычную пластиковую карту. В пазы и небольшие отверстия, а также на шипы и фальцы клей вносится кистью с синтетическим ворсом. При склеивании деталей со значительной площадью прилегания требуется нанести большое количество клея максимально быстро, чтобы его впитывание происходило равномерно. Для примера можно взять всё те же торцевые доски и мебельные щиты: чтобы склеить несколько десятков брусков, клей по ним быстро раскатывают валиком. Это же относится и к наклейке шпона, и к склеиванию плоских частей фанеры .

Практически все виды клея требуют выдержки после нанесения на открытом воздухе. При контакте с кислородом клей проходит первичное отверждение, что позволяет ускорить процесс высыхания собранных деталей. Для клеёв на основе ПВА срок выдержки может составлять до 20-30 минут, для натуральных — до нескольких часов. Производителями могут даваться особые рекомендации, например, полиуретановый клей выдерживается до полной потери вязкости, после чего активируется температурным способом.

Позиционирование, сжатие деталей

Выдержка деталей помогает повысить вязкость клея, что хорошо способствует удерживанию деталей в положении склеивания. Однако такой подход используется преимущественно в моделизме и выполнении неответственных клеевых швов. В большинстве же столярных клеевых соединений требуется жёсткая фиксация деталей с использованием струбцин и упоров.

Скрепление деталей с дополнительным прижимом не только позволяет сохранить их положение во время высыхания клея, почти всегда сопровождаемого усушкой и короблением древесины от локального увлажнения. Поскольку клей становится более вязким, прижим помогает задавить ещё не схватившийся состав вглубь пор, что увеличивает прочность клеевого шва.

В столярном деле используется огромное количество струбцин разных типов и размеров . Для склеивания плоских деталей можно использовать и обычный гнёт, придавив изделие к столу грузом массой 7-10 кг. А вот для соединения линейных элементов нужно не только выдержать углы, но также сдавить детали, которые могут быть весьма габаритными. Обычные линейные струбцины прекрасно справляются с этой задачей, при недостатке длины к деталям можно прикрепить упор, но только если место его фиксации будет перекрыто другой деталью изделия. Также широко практикуется временное крепление упоров к делали струбцинами.

Для склеивания деталей под углом используют струбцины особой формы, имеющие две пары прижимов и неподвижные губки, жёстко закреплённые на раме в заданном положении. Этот инструмент можно заменить рядом приспособлений, что часто практикуется при склеивании под углами, отличными от прямых. Например, клинья, нарезанные по общему шаблону, могут выполнить роль временного упора. При таком методе позиционирования важно, чтобы усилие прижима имело направление как можно ближе к перпендикулярному относительно клеевого шва. Для этих целей затылочные части прижимов и упоров могут принимать самые разнообразные формы.

В заключение дадим пару дельных советов о том, как обеспечить незаметность клеевых швов. Большинство столярных клеёв не просто так имеют полупрозрачный белый цвет: после высыхания незначительные потёки легко скрыть под слоем защитно-декоративного покрытия. Но существует и ряд исключительных ситуаций.

Например, незаметные изначально следы попадания клея на древесину отчетливо проявляются при пропитке маслом . Если планируется такое покрытие изделия, работать с клеем нужно максимально аккуратно. Выступившие из шва излишки клея не следует вытирать сразу, лучше дождаться их предварительного схватывания, после чего срезать модельным ножом. С потёками та же история: попытки вытереть приведут лишь к более глубокому впитыванию, поэтому каплю лучше просто промокнуть поролоновой губкой, а после высыхания зачистить дефектное место циклёй.

Если требуется удаление малых остатков выступившего клея, можно использовать растворители. В зависимости от типа клея таковыми могу выступать ацетон (для большинства клеёв на синтетических смолах), изопропиловый спирт (для основанных на ПВА), толуол (для универсальных резиновых клеёв и эпоксидных смол), а также обычная мыльная вода (для натуральных обратимых клеёв). Вытирать засохшие излишки нужно абсолютно чистой ветошью или хлопковой салфеткой строго в направлении клеевого шва.

Фанера - строительный материал, активного использования которого требует производство мебели, упаковки и даже автомобилестроение. На изготовление этого многослойного материала идет древесный шпон хвойных деревьев. Результат - прочная конструкция, крепление которой можно осуществлять при помощи винтов, гвоздей и болтов, но самым удобным вариантом является клей.

Способы укладки фанеры

Чем приклеить фанеру к фанере? Самым экологичным является водный клей. У него полностью отсутствует запах, его можно развести водой и использовать вместо грунтовки. Такая укладка требует дополнительного крепления, а основным недостатком считается длительное высыхание.

Немного меньше сохнет клей, в основе которого лежит растворитель - 3-5 дней. При этом нужно предварительно пропитать бетонную стяжку специальной грунтовкой. Недостатком является резкий запах.

Как приклеить фанеру к фанере и сэкономить при этом время? Максимально удовлетворить данное желание можно посредством использования Сохнет он около 24 часов и при этом не нуждается в дюбель-гвоздях.

Как выбрать клей для фанеры

Решение вопроса о том, каким лучше фанеру к фанере, зависит от типа соединения и дальнейших условий эксплуатации. Процесс может быть представлен самостоятельным монтажом фанеры на стяжку или нести дополнительную функцию, например укреплять конструкцию.

Если планируется использование необлицованной фанеры, то можно приобрести любой клей. Главным требованием является сухая и чистая поверхность. Для нанесения состава на обе склеиваемые поверхности лучше использовать валик или кисть. После этого можно усилить соединение фанеры гвоздями, винтами или зажимами. В завершение нужно убрать лишнюю смесь.

Как приклеить фанеру к фанере, если будут использоваться цельные листы? Нужно просто покрыть поверхности смесью, а затем прижать их временными дюбель-гвоздями.

Ламинированную поверхность, покрытую пленкой, клеить не рекомендуется, поэтому перед тем, как наносить эпоксидный состав, листы надо зачистить наждачной бумагой.

Чем приклеить фанеру к фанере, чтобы не нарушить текстуру материала и не вызвать изменение цвета, но при этом получить конструкцию высокой прочности? Для внутренних работ идеально подойдет клей ПВА, а для наружных - фенол или

На уровень надежности соединения влияет не только наносимая смесь, но и четкое соблюдение рекомендаций, так как при нарушении последних свойства клея могут полностью не раскрыться.

Состав клея

В основе практически любого клея для склеивания фанеры лежат следующие компоненты:

  • основной клеящий ингредиент;
  • растворитель;
  • наполнитель, в качестве которого обычно используют древесную пыль или муку;
  • добавки, от которых напрямую зависит скорость застывания и максимальная адгезия;
  • пластификатор;
  • антисептик.

Отвердителем обычно служит какая-либо кислота или хлорид аммония, а устойчивость к намоканию гарантирует наличие дубильных веществ (формалина, солей меди и т. д.).

Требования к клею

Клей для фанеры должен обладать следующими положительными качествами:

  • надежное крепление материалов;
  • простота использования в быту;
  • хорошая влагоустойчивость;
  • не подверженность разрушающему воздействию бактерий и грибков.

Не менее важно, чтобы клеящий состав не разрушал древесный шпон и не изменял его цвет.

Какой клей лучше: "КС" или "Тарбикол"?

Решая вопрос, чем приклеить фанеру к фанере, люди чаще всего останавливают свой выбор на "КС" или "Табриколе".

Немного подробнее об их свойствах и особенностях:


Влияние марки фанеры на выбор клеящего состава

Марка подходящего клея для фанеры напрямую зависит от уровня необходимой прочности и от того, насколько высока влажность в помещении, в котором планируется эксплуатировать конструкцию.

Каким клеем приклеить фанеру к фанере, если готовое изделие будет находиться в хорошо вентилируемом помещении? Хорошо подойдет ПВА, белковый или синтетический.

Если планируется изготавливать дачную мебель, которая будет находиться как в помещении, так и на улице, то лучше воспользоваться одним из синтетических составов.

После того как был сделан выбор в пользу влагостойкого материала для внутреннего помещения, нужно определить, как приклеить фанеру к фанере. Отзывы свидетельствуют о том, что соединение лучше осуществлять составами, в основе которых лежит Использование необлицованных листов делает доступным склеивание фанеры любым типом клея.

Сколько нужно клея для укладки фанеры на бетонную поверхность?

Величина расхода зависит от числа неровностей, наличия или отсутствия пористости и качества стяжки. Следует исходить из рекомендуемого расхода 1,2-1,5 кг/м 2 , но при этом не забыть о том, что фанера должна быть уложена на основание без пустот. Только равномерное прижатие фанеры к основанию может обеспечить оптимальное распределение клея по всей поверхности.

Инструменты и материалы, необходимые для работы

Прежде чем приступить к работе с фанерой, следует запастись следующими инструментами:

  • валиком из поролона;
  • зажимами;
  • молотком.

Также нужно подготовить необходимые материалы:

  • заготовки;
  • шлифовальную бумагу;
  • гвозди.

Последовательность склеивания фанеры

Прежде чем приступать к работе, следует выяснить, как приклеить фанеру к фанере. Инструкция, приведенная ниже, максимально подробно раскрывает все тонкости данного процесса:

  1. Вначале фанерные листы нужно очистить от пыли и различного рода загрязнений. Для снятия ламинированного слоя нужна будет
  2. Затем фанеру следует тщательно высушить.
  3. Распределение клея для получения ровного слоя рекомендуется осуществлять при помощи валика.
  4. Теперь нужно прижать фанерные детали друг к другу зажимами. Удаление выступающих излишков рекомендуется осуществлять ножом и ветошью.
  5. Если имеют место большие детали, то их нужно будет соединить гвоздями.
  6. В завершение, когда клеевая масса полностью высохнет, изделие нужно освободить от зажимов.

Журнальный столик из фанерных обрезков

О том, чем приклеить фанеру к фанере, говорилось много, а как же изготовить что-нибудь полезное из данного материала?

После проведения различных ремонтных работ остается множество обрезков фанеры, которые просто отправляются в мусорное ведро.

Но именно эти куски идеально подходят, например, для создания необычного и красивого журнального столика.

Список материалов и инструментов, необходимых для работы:

  • целый кусок плотного картона небольшого размера для шаблона;
  • много фанерных кусочков одинаковой толщины, из которых будет составляться основная конструкция;
  • влагостойкий клей для деревянных поверхностей;
  • электролобзик;
  • карандаш;
  • тиски;
  • циркулярная пила;
  • шлифовальная машинка;

Склеивание фанеры: практический пример

Как быстро сделать фанерный стол? Вначале нужно изготовить бумажный шаблон для вырезания ножек изделия. Журнальный столик будет хорошо смотреться на ажурных или изогнутых ножках.

Нужно взять большой лист бумаги и нарисовать на нем ножки в масштабе 1:1. При перенесении рисунка на картон следует помнить о том, что готовая конструкция должна расположиться на симметричных ножках.

После завершения работ с шаблоном можно переходить к склеиванию фанерных кусочков. Изготовление конструкции нужно осуществлять так, чтобы форма походила на будущие ножки стола. Склеивание каждых 2 частей нужно сопровождать удалением излишков раствора и плотным сжиманием фанерных кусочков. В завершение работы ножки следует расположить на ровной поверхности, приложить поверх них шаблон и обвести его контур карандашом. Для обрезки излишков конструкции понадобится электролобзик. Поверх изделия следует расположить столешницу и соединить детали между собой.

Дорогие друзья, у меня опять вопрос к аудитории, "потому что вы же все знаете". не то чтобы я бумагу клеить не умела. :-) Но прогресс шагает вперед, рынок завален миллионом сортов клея, а задача серьезная.
Представьте себе какую-нибудь вот такую открытку:

Бумага - 300г. На ней - глянцевая печать плоттером. т.е. поверхность достаточно гладкая. И эту открытку в идеале будут сколько-то раз в жизни открывать и закрывать, т.е. этим будут двигать, и хотелось бы, чтобы оно от этого не развалилось.

В данной открытке я специально все конструировала так, чтобы езде приклеивались большие плоскости. А вот когда где-то надо приклеить совсем маленькую "вытачку" (и плоскость склеивания - каких-нибудь 5 мм, а при этом существует некое натяжение, и это место будет подвергатсья кое-какой нагрузке) это разваливается с еще большей готовностью.

У меня есть детские книги, такое объемные, которым скоро будет по 30 лет. И они все еще не развалились (не считая тех мест, которые просто руками оторвали дети). Вот чем их клеили?

Для меня на сегодняшний день самый надежный клей, это старый добрый ПВА. Он, если уж высохнет и схватит, держит намертво. Но у него есть два недостатка: если намазывать им более или менее заметную плоскость, он может дать волны. И еще он при высыхании выделяет довольно много влаги. Иногда положишь что-то свежесклеенное под пресс или в рамку, а нотом через пару дней еще оттуда достается - мокрое! Т.е. нельзя так просто склеить и отдать - надо просушивать. Ну это - ладно. Меня главным образом в ПВА смущают волны.

А все остальные... Есть так называемый "горячий пистолет" с такими пластиковыми трубками, которые плавятся и ими клеят. Оно якобы хорошо держит. Но слой получается слишком толстый, да и отваливается оно тоже.
Есть всякие вот такие стики, их часто хвалят. Но я им тоже не верю. Через какое-то время все ими склеенное благополучно разваливается.

Еще конечно хорошо бы, чтобы клей не пачкался особо. Вот чем еще хорош ПВА - он после высыхания становится прозрачным.

Многие хвалят резиновый клей. Но он во-первых иногда неожиданно дает жирные пятна. А во-вторых со временем тоже выветривается и испаряется.

Еще есть нормальный такой клейстер, который варят из крахмала кажется. Вот такой:
http://www.manufactum.de/papierkleber-coccoina-p752391/
Но и он меня не убедил.

Соотвественно вопрос: какой клей самый лучший для бумаги? Чтобы хорошо держал. Даже если площадь склеивания маленькая, а нагрузка некоторая имеется? И чтобы от него не много было грязи (и всяких жирных пятен). И чтобы не волнилась бумага, вся промокшая. И чтобы надолго. Чтобы через год или через пять оно тоже еще держалось.

Ну или может быть просто кто-то знает, чем в промышленном изготовлении (в типографиях?) склеивают объемные книги и объемные открытки?


При моделировании и изготовлении различных поделок часто бывает необходимо быстро и надежно склеить картонные детали или приклеить картон к другим материалам - ткани, дереву, пенопласту, пробке, металлу и т.д.

В отличие от тонкой бумаги, картон - более жесткий и плотный материал, поэтому обычному канцелярскому (силикатному) клею такая задача не по силам, особенно если речь идет о склеивании габаритных деталей.

  • ПВА - классический клей на основе водной дисперсии поливинилацетата. Данный состав успешно применяется для склеивания различных пористых материалов - бумаги, картона, дерева, ДВП, МДФ, ткани и др. На сегодняшний день ПВА остается самым популярным клеем в картонном моделировании.

Подходит для склеивания практически всех природных материалов.

В продаже можно встретить несколько разновидностей данного клея: канцелярский, бытовой, универсальный и строительный.

Выбирая клей ПВА для картона , рекомендуем обратить внимание именно на универсальный клей ПВА, так называемый ПВА-МБ . Он не такой жидкий, как канцелярский, и не такой грубый, как строительный, который используется для приклеивания линолеума и ковролина.

Выгоднее всего покупать универсальный клей ПВА в строительных магазинах, где он продается, как правило, большими упаковками (500 гр, 1 кг и т.д.). Что касается недостатков, то он у клея ПВА один - после высыхания склеиваемые детали немного коробит.

  • Момент Столяр Экспресс - современный клеящий состав от компании Henkel. Разработан специально для работы с деревом, фанерой, шпоном, ДВП, МДФ, картоном и другими натуральными материалами.

По своему составу напоминает клей ПВА, однако он усовершенствован специальными добавками, которые улучшают схватываемость состава, делают его более эластичным при высыхании. Клеить гофрированный картон этим клеем очень удобно, поскольку клеевой шов быстро схватывается, исключая сползание склеиваемых деталей.

Момент Столяр Экспресс после высыхания становится бесцветным, что немаловажно при моделировании - клей не будет заметен в швах между склеиваемыми деталями.

  • Клей для моделирования UHU Holzleim Express - быстросхватывающий клей для дерева, обладает удивительно высокой клеящей способностью.

Специально разработан специалистами компании UHU для моделирования, выполнения работ по дому, ремонта деревянной мебели и др. Предназначен для склеивания любых древесных и древоподобных материалов в любом сочетании.

Идеально склеивает картон и бумагу, предназначен также для склеивания картона с картоном.

Незаменим, когда требуется быстрое схватывание склеиваемых поверхностей. После высыхания становится прозрачным, устойчив к воздействию влаги.

  • Момент Универсальный Гель - современный водостойкий и морозостойкий экспресс-клей в форме геля, благодаря чему не растекается и не капает.

Сохраняет эластичность после высыхания, не коробит и не деформирует склеиваемые детали.

Момент Универсальный Гель широко используется в моделировании и творчестве, когда необходимо быстро и надежно склеить дерево, керамику, ПВХ, резину, пробку, ткани и другие материалы.

Идеален для склеивания бумаги, картона и гофрокартона, в т.ч. наклонных поверхностей и поверхностей большой площади.

  • «505» Универсальный секундный клей - жидкий прозрачный клеящий состав, по консистенции близкий к воде. Предназначен для склеивания металла, резины, кожи, керамики, бумаги, картона, дерева, пластика и т.д.

Незаменим, когда требуется моментальная фиксация мелких деталей из бумаги и картона при моделировании.

Бумажное (картонное) моделирование - один из самых доступных видов технического творчества, однако при работе с картоном и клеем следует учитывать определенные нюансы.

В частности, предельно аккуратно нужно работать с клеями на водной основе, поскольку при высыхании вода «тянет» материал, и изделие начинает деформироваться.

Чтобы бумагу не коробило при высыхании, клей нужно тонким равномерным слоем нанести на одну из склеиваемых поверхностей. После этого детали соединяют и проглаживают, чтобы под ними не образовалось воздушных пузырей.

Не нужно пытаться собрать модель быстро, делать это следует поэтапно, только после полного высыхания каркаса.

При работе с клеем Момент следует соблюдать меры предосторожности, поскольку он изготовлен на основе растворителей. Не рекомендуется вдыхать его пары, поскольку они токсичны, после склеивания изделие следует оставлять сушиться в проветриваемом помещении.

Хорошим основанием для этюдов служит загрунтованный холст, наклеенный на фанеру или картон. Берут соответствующего размера вполне сухую фанеру или картон достаточной толщины (3-10 мм)и, проклеив поверхность их раствором столярного клея, наклеивают смоченный в этом же клеевом растворе и слегка отжатый холст, разглаживают его, дают хорошо просохнуть и затем грунтуют одним из составов грунта, применяемых для холста.

БУМАГА

Довольно интересная мягкая основа. Она разнообразна и удобна в работе. Благодаря свойственной бумаге способности к абсорбции, краски на ней высыхают быстрее и становятся матовыми. Многообразие фактур бумаги делают ее еще более привлекательной для живописцев.

Бумага не рекомендуется для серьезной масляной живописи, поскольку считается не прочной. Это, безусловно, верное замечание. Но, тем не менее, работы небольших размеров не бумажной основе могут производить хорошее впечатление. Конечно, при использовании бумаги необходимо соблюдать элементарные меры предосторожности. Выбирайте только высококачественные сорта художественной бумаги. Пользуйтесь лишь 100% ветошной бумагой без содержания кислот и обращайте внимание на ее плотность. Чем плотнее будет бумага, тем лучше.

Лучшей бумагой для рисунков итальянским карандашом и соусом нужно считать лишь тряпичную бумагу, так как всякая другая, в том числе и александрийская бумага, предназначенная специально для рисования, при долгом трении растушкой, резинкой и т. п. легко теряет свою поверхность и делается ворсистой, чем, разумеется, портит рисунок.

Для рисунков углем выделываются специально разнообразные сорта бумаги с очень шероховатой и зернистой поверхностью. Изготовляется также бумага, подклеенная холстом.

Плотная бумага, как основание, требует некоторой довольно несложной подготовки. Лист бумаги надо плотно наклеить на картон (лучше всего рыбьим или столярным клеем), затем проклеить бумагу рыбьим клеем, дать ей хорошо просохнуть и покрыть тонким слоем масляных свинцовых белил. Картон надо набить на подрамник. Подготовленная таким образом бумага служит хорошим основанием для масляной живописи. Живопись сохраняется на ней хорошо и не дает трещин и разрывов красочного слоя. Ряд этюдов, выполненных на плотной ватманской бумаге, наклеенной на картон, превосходно сохраняется на протяжении 80-100 лет.

Можно наклеивать бумагу на холст крахмальным клейстером, в который добавляют небольшое количество столярного клея.

При проклеивании бумаги с двух сторон применяют 4-5%-ный раствор желатина. Затем бумагу натягивают на доску, подкладывая под нее еще один лист.

Состав желатинового грунта для бумаги

Желатин 100 г

Масло живописное 200 г

Мыло (детское) 10 г

Цинковые сухие белила 300 г

Глицерин 15 г

После высыхания грунт задубливается формалином.

Большинство сортов цветной бумаги, за исключением некоторых желтых тонов, быстро теряют на свету свою окраску, принимая, обыкновенно, желтоватые оттенки; в некоторых случаях, впрочем, первоначальный тон переходит в новый.



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.