Государственная экспертиза условий труда: что это, цели и функции проведения экспертизы. Государственная экспертиза условий труда и ее функции

В связи с тем, что главная цель современной охраны труда в Российской Федерации – это жизнь и здоровье каждого отдельного рабочего - государство внимательно следит за тем, чтобы каждый работодатель обеспечивал необходимый уровень безопасности рабочего места. И государственная экспертиза условий труда - это оценка того, насколько внимательно начальник предприятия относится к тем условия, которые поставлены законодательством в нормативных актах.

Что такое государственная экспертиза условия труда

В общем смысле, государственная экспертиза условий труда - это процедура, во время которой правительство убеждается в том, что работодатель воспринимает всерьез нормы, установленные в правовых актах. Или не убеждается, и тогда начальник предприятия подвергнется наказанию.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется только ответственными служащими соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Они быть уполномочены проводить подобные процедуры по надзору за соблюдением работодателям государственных норм. И экспертиза условий труда может быть проведена только в том порядке, который установлен Правительством РФ. Об этом говорится в ст. 216.1 ТК РФ.

Государственная экспертиза условий труда проводится для того, чтобы установить:

  • Качество, с которым проводилась специальная оценка условий работы;
  • Правильно ли работодатель посчитал и предоставил работникам гарантии, специальные компенсации, в том случае, если они трудятся на вредном или опасном месте работы;
  • Фактические условия работы сотрудников на предприятии;

Государственная экспертиза условий труда проводится, во время проектирования нового предприятия, его возведения, восстановления производств. Но также, основываясь на ч. 3 ст. 216.1 ТК РФ, юридическим основанием для того, чтобы провести в компании государственную экспертизу условий труда, является и специальное обращение представителей исполнительной власти, если об этом есть постановление, выписанное судебными органами, если есть обращение от определенного объединения работодателей. Также государственная экспертиза условий труда может начаться из-за обращения сотрудников компании или профсоюзов.

У представителя федеральных исполнительных органов также есть определенные права и полномочия. В их список включены:

  • Беспрепятственный доступ к любым производственным помещениям. Но это возможно только в том случае, если у ответственного за экспертизу сотрудника есть соответствующее удостоверение. И при этом вся процедура должна проходить в порядке, который установлен в законодательных актах Российской Федерации.
  • Беспрепятственно запрашивать любые документы, которые касаются трудовой деятельности предприятия в общем и работников в отдельности. Также предприниматель не имеет права брать с ответственного человека какие-либо средства за предоставление соответствующей документации.
  • Беспрепятственно проводить любые исследования, замеры, измерения и другие процедуры, необходимые для государственной экспертизы условий труда.

Ответственный сотрудник федеральных исполнительных органов имеет право привлекать к исследовательской работе исследовательские и измерительные центры, лаборатории. Но любая подобная организация, согласившаяся сотрудничать в таком деле, должна иметь официальную аккредитацию. Получить её она должна в том порядке, который установлен в законодательстве Российской Федерации.

Но, кроме прав, у работника, проводящего экспертизу, есть ещё и соответствующие обязательства.

Порядок проведения государственной экспертизы условий труда

Порядок проведения государственной экспертизы условий труда оговорен и регламентирован Приказом Министерства Труда РФ от 12.08.2014 №549.

Стоит отметить, что если проверка условий работы на предприятии проводится в связи с заявлением одного работника, то ответственный специалист должен подвергнуть экспертизе не всё предприятие. Он проверяет только одно рабочее место – того сотрудника, от которого поступило соответствующее заявление.

Один ответственный специалист может проводить государственную экспертизу труда не на каждом предприятии. Он не может проводить проверку в тех организациях, где его деятельность может повлечь определенный конфликт интересов. Или даже просто создать угрозу такового. Это связано с обязанностями означенного специалиста, а именно с тем, что работник, проводящий проверку, должен обеспечить полную объективность и беспристрастность.

Для того, чтобы началась государственная экспертиза условий труда, необходимо, чтобы в федеральный исполнительный орган пришло соответствующее заявление. После этого начинается сама процедура проведения федеральной проверки.

Сначала исполнительный орган запрашивает у работодателя необходимые документы. В этот список будут включены все бумаги, касающиеся условия труда на предприятии, информации о рабочих местах, которые будут проходить экспертизу и материалы о техническом процессе производства. После того, как работодатель получает запрос на эту документацию от исполнительного органа, он обязан предоставить всё, что нужно в течение десяти дней. Если это невозможно, то предприниматель должен написать об этом письменное заявление, где будут указаны причины, препятствовавшие отправке информации.

У исполнительных органов федерального контроля, а также у их структурных подразделений, есть право запрашивать документы не только у работодателя. Если этого требует экспертиза, то они могут запросить документацию и у органов местного самоуправления, других исполнительных организаций, подведомственных структур.

После того, как все документы получены, территориальное подразделение исполнительного органа приступает к подбору специалиста. Это может быть, как один человек, так и сформированная отдельная экспертная комиссия. Будет ли она сформирована, зависит от размеров предприятия, которое подвергается экспертизе. Если проверку одного рабочего места сможет провести один специалист, то на большом предприятии придется обработать слишком много документации и если этим занимается один эксперт, то подобное мероприятие может затянуться.

После того, как эксперт назначен и комиссия сформирована, начинается процедура непосредственной экспертизы. Для того, чтобы её результаты были легитимны, необходимо, чтобы проверка прошла следующие этапы:

  • Сначала эксперты должны рассмотреть и взвесить основания, повлекшие за собой начало государственной экспертизы. Они оценивают, достаточны ли наличествующие факты для проведения этой процедуры, анализируют полученную от работодателя информацию и приходят к выводу, насколько полны эти сведения.
  • Проведение непосредственной экспертизы предприятия и условий труда на нём. Сюда входит как осмотр рабочих мест, так и проведение замеров, исследований, сбор всей необходимой информации. Во время этого процесса эксперты могут подключить к работе сторонние организации, научные и измерительные лаборатории.
  • Если возникает такая необходимость, то экспертная комиссия может расширить зону измерений, провести дополнительные исследования и анализы. Это возможно в том случае, если специалисты посчитают, что собранной информации недостаточно для написания окончательного решения.
  • После того, как все измерения проведены и информации достаточно, эксперты занимаются подведением итогов и оформлением окончательного решения по результатам экспертизы.

Также у государственной экспертизы условий труда есть определенные сроки. Вся проверка, начиная с того момента, как заявление было зарегистрировано в исполнительном федеральном органе и заканчивая оформлением и подведением итогов, должна уложиться в семь рабочих дней.

Во время проведения экспертизы, комиссия проверяет следующие факторы, влияющие на условия труда:

  • Общее техническое состояние здания, в котором находится предприятие. И, кроме этого, проверку проходит всё оборудование, которое хоть как-нибудь касается рабочего процесса – это могут быть как вентиляционные устройства, так непосредственно рабочие устройства.
  • Проверку проходит также сырье и материалы, которые используются во время производства. Кроме этого эксперты займутся проверкой состояния тех индивидуальных и коллективных средств защиты, которые есть на предприятии.
  • В каком состоянии находятся лечебные и медицинские помещения, санитарные и бытовые комнаты.
  • Режимы работы и отдыха, которые установлены на предприятии.
  • Иные факторы, которые могут навредить или нести какую-нибудь опасность здоровью и жизни сотрудников.

Особенности государственной экспертизы условий труда

После того, как началась государственная проверка условий труда на предприятии, эксперты из комиссии имеют право посетить рабочие места. Но перед этим они обязаны договориться с работодателем о том, где и в какое они время они займутся экспертизой и осмотром. Это необходимо для того, чтобы не нарушать рабочий процесс всего предприятия.

После того, как государственная экспертиза закончилась, комиссия приступает к подведению итогов и окончательному формулированию результатов. Каждый из их выводов должен быть обоснован, снабжен комментария и основанием.

Все решения, которые будут занесены в окончательный проект и выводы, должны быть закреплены голосованием. По каждому вопросу, который рассматривался комиссией, решение анализируется каждым экспертом и утверждается подавляющим большинством.

Составленные комиссией выводы и проектное решение должны утверждаются и подписываются в двух экземплярах. На бумагах фиксируются подписи как экспертов, которые проводили проверку, так и работодателя. Но предприниматель, организация которого прошла проверку, может быть не согласен с выводами, сделанными комиссией. Если согласие между ним и экспертами не достигнуто, то работодатель имеет право составить собственное мнение, изложить его письменно и приложить к проекту.

Мнение работодателя будет рассмотрено в структурном подразделении исполнительного органа, который проводил проверку, и если изложенные там факты будут подтверждены, то окончательное решение экспертной комиссии будет изменено в пользу руководителя.

Если у члена комиссии имеется особое мнение, не укладывающееся в составленные выводы, то он имеет право высказать его на специальном заседании. Оно проводится под предводительством председателя экспертной комиссии и если мнение высказывающего получит поддержку большинства, то оно должно быть включено в окончательный проект.

Необходимость и важность проведения специальной оценки условий труда в организации уже ни для кого не секрет. Однако не следует забывать и о качестве проведенной спецоценки. Обеспечить надлежащее качество и объективность результатов проведенной специальной оценки условий труда в организации поможет государственная экспертиза условий труда (статья 216.1 ТК РФ).

Что такое экспертиза качества условий труда

Порядок проведения государственной экспертизы условий труда утвержден Основной идеей экспертизы качества условий труда является последовательный анализ результатов проведенной спецоценки. Государственный эксперт обязан убедиться, что спецоценка была проведена в соответствии с требованиями Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013 г. «О специальной оценке условий труда» и с требованиями «Методики проведения специальной оценки условий труда», утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. N 33н.

Основными объектами анализа являются:

  1. правильность идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса. В данном случае государственный эксперт должен убедиться в том, что выявленные факторы производственной среды соответствуют Классификатору вредных и (или) опасных производственных факторов (Приложение № 2 Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. N 33н), а также в том, что результаты идентификации оформлены должным образом.
  2. правильность проведенных исследований (испытаний) и измерений идентифицированных факторов. Проверке подлежат все средства измерения, методы исследований и методики измерения, с помощью которых были проведены исследования (испытания) и измерения идентифицированных факторов, а также содержание оформленных протоколов измерения.
  3. правильность определения класса (подкласса) условий труда. Эксперт должен убедиться, что класс (подкласс) условий труда установлен с учетом комплексного воздействия вредных и (или) опасных факторов и трудового процесса в соответствии с Методикой. Также он принять во внимание оценку эффективности средств индивидуальной защиты, в соответствии с Приказом Минтруда России от 05.12.2014 № 976н «Об утверждении методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом».

Кто инициирует проведение экспертизы условий труда

В случае несогласия работники, профсоюзы, иные уполномоченные работниками представительные органы или работодатель, страховщики могут подать заявление о проведении государственной экспертизы условий труда в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда. Необходимо отметить, что проведение данной экспертизы платное и осуществляется за счет заявителя.

Также государственная экспертиза условий труда может быть проведена по инициативе органов исполнительной власти, территориальных органов Роструда, судебных органов. В данном случае экспертиза будет проводиться бесплатно.

Результаты государственной экспертизы условий труда

По итогам проведения государственной экспертизы условий труда составляется заключение государственной экспертизы:

Заключение выдается заявителю не позднее трех рабочих дней с момента его утверждения. Копии заключения направляются работодателю (в случае, если работодатель не являлся заявителем) и организации, проводившей специальную оценку условий труда.

Несогласие с результатами государственной экспертизы условий труда

Стоит отметить, что есть вероятность несогласия заявителя с результатами государственной экспертизы. В этом случае заявитель вправе подать в Министерство труда и социальной защиты РФ заявление о рассмотрении разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда. Если заявление удовлетворяет всем необходимым требованиям, то оформляется заключение о рассмотрении разногласий и назначается повторная экспертиза качества спецоценки, в этом случае уже на бесплатной основе. Порядок рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда утвержден

В заключение данной темы хочется обратить внимание всех работодателей, готовящихся проводить спецоценку в своей организации, на то, что во избежание некачественно проведенной специальной оценки у себя на предприятии необходимо очень ответственно подходить к выбору организации, проводящей спецоценку. Данные организации должны быть обязательно включены в Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, а также соответствовать всем требованиям Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013.

Проверки предприятия могут проводиться по различным направлениям. Одним из них выступает государственная экспертиза условий труда. Итогом соответствующих мероприятий может стать привлечение компании к ответственности. Составление протоколов часто сопровождается вынесением предписаний, которые требуется выполнять.

Давайте разберемся, кто осуществляет экспертизу условий труда и как к ней подготовиться.

Цели проведения экспертизы

Понятие госэкспертизы труда приведено в ст. 211 ТК РФ. Под ней подразумевается совокупность контрольных мероприятий, в ходе которых устанавливается соблюдение действующих нормативов в сфере охраны труда.

Причина проверок не является исключительно формальной. Основные цели включают в себя:

  • качество выявления действий вредных факторов на рабочих местах при ранее проведенной (она выполняется по инициативе предприятия с привлечением специализированной организации);
  • контроль за предоставляемыми льготами и компенсациями сотрудникам, имеющим право на них (в том числе для проверок гражданина, которому будет назначаться досрочная или повышенная пенсия в будущем);
  • определение соответствия действующим нормативам проектов переоборудования, реконструкции или строительства предприятий;
  • установление фактических условий труда сотрудников.

Регламент проведения мероприятий

Базовые правила проведения экспертизы установлены в ст. 216.1 ТК РФ. Они конкретизированы приказом Минтруда N 549н, принятым 12 августа 2014 года.

Мероприятия могут проводиться несколькими структурами:

  • трудовой инспекцией, являющейся федеральным контролирующим органом (больше о полномочиях трудовой инспекции читайте );
  • государственным промышленным надзором при проверке предприятий, добывающих энергоресурсы, а также относящихся к химической и металлургической промышленности (ст. 366 ТК РФ);
  • Госэнергонадзором, в части контроля за соответствующими объектами;
  • Госатомнадзором (ему подконтрольны предприятия, обращающиеся с ядерными материалами);
  • Санэпидемнадзором, в рамках своей компетенции;
  • региональным ведомством, курирующим вопросы охраны труда (их наименование отличается в разных субъектах РФ).

Экспертиза осуществляется в ограниченные сроки. Их устанавливает должностное лицо, принявшее решение провести соответствующие мероприятия. При этом устанавливается ограничение: проверка не может осуществляться более 30-ти рабочих дней с момента поступления запроса о ее проведении. Согласно п. 18 приказа, период экспертизы может быть продлен, если требуется получение ряда документов или проведение дополнительных исследований. Срок мероприятий может продлеваться не более, чем на 60 рабочих дней по решению руководителя проводящего их ведомства.

Инициирование госэкспертизы работодателем

Важно знать

Если по результатам государственной экспертизы условий труда были выявлены нарушения процедуры проведения спецоценки условий труда, то работодатель имеет право в судебном порядке потребовать возмещения затрат от экспертной компании, которая проводила специальную оценку.

В ряде случаев инициатором контрольных мероприятий может стать само предприятие. Это преследует несколько практических целей:

  1. Экспертиза рабочих мест позволит сократить издержки на предоставление различных льгот и компенсаций сотрудникам (доплаты, дополнительный отпуск и другое). Это поможет добиться большей экономической эффективности компании.
  2. Если у работодателя имеются сомнения, относительно корректности выводов в ходе проведения и , то он может избежать административной ответственности. Предприятие, инициировавшее проверку, не будет считаться нарушителем.

Другие основания для проведения экспертизы

Контрольные мероприятия могут проводиться по ряду других причин:

  1. Несоответствие условий труда требованиям, предъявляемым законодательством (о классификации условий труда, установленной законодателем, можно узнать из статьи ). Проверка может быть инициирована исполнительными органами (к примеру, Роспотребнадзором, установившим нарушения), работниками предприятия и профессиональными объединениями.
  2. Сомнения в правильности применения дополнительных тарифов при изучении материалов по результатам независимой экспертизы условий труда. Инициатором в этом случае выступает ФСС или другая организация-страховщик.
  3. Нарушение со стороны администрации порядка исчисления и предоставления гарантий и компенсаций, в связи с условиями труда (п. 2 приказа) на конкретном рабочем месте. Чаще всего инициирует мероприятия сам сотрудник, но это может сделать профсоюз или трудовая инспекция.

Передача документов для проверки

Порядок проведения государственной экспертизы устанавливает обязанность предприятия предоставить экспертам ряд документов. К ним относятся:

  • соглашения между администрацией и сотрудниками, а также должностные инструкции;
  • перечень всех должностей, связанных с тяжелыми трудовыми условиями или действием вредных факторов;
  • документы о проведении медицинских осмотров;
  • подтверждение наличия средств защиты и их учета на личных карточках персонала;
  • журналы с доказательствами проведения инструктажей;
  • схему расстановки работников в ходе производства;
  • подтверждение квалификации, обучения и допуска сотрудников к работе (информация о прохождении сотрудниками аттестации по промбезопасности — );
  • приказы или другие акты о назначении ответственных за проведение инструктажей лиц.

Стоит отметить: в течение 7 дней после предоставления руководством предприятия документов для проведения государственной экспертизы условий труда орган исполнительной власти рассматривает вопрос о проведении ГЭУТ. Если документации недостаточно или она не соответствует установленным требованиям, — информируется заказчик. При неустранении недочетов орган исполнительной власти возвращает все материалы и уведомляет заказчика о том, что провести экспертизу невозможно. Недостаточные документальные сведения об объекте оценки – это единственная причина, по которой могут отказать в проведении госэкспертизы.

Расходы на проведение экспертизы

Стоимость осуществления экспертизы включает плату за само мероприятие и цену исследований действия вредных факторов. Согласно методическим рекомендациям от 9 октября 2014 года (утверждены приказом Минтруда N 682н), цена устанавливается ответственными региональными ведомствами.

По общему правилу, расходы на проведение контрольных мероприятий несет само предприятие. Исключение составляют лишь некоторые случаи, когда экспертиза инициируется другими субъектами:

  1. Если на проведении контроля качества условий труда настаивает то или иное ведомство.
  2. Когда проверка правильности расчета компенсаций и льгот проводится на основании обращения ФСС или другой организации-страховщика (п. 6 приказа).
  3. Если экспертиза будет касаться определения фактических условий труда на предприятии и инициирована государственным ведомством (п. 7 приказа).

О проведении государственной экспертизы условий труда смотрите в данном видеоматериале

Оформление результатов экспертизы и ее последствия

Результаты мероприятия оформляются в виде заключения. Оно будет содержать выводы об обоснованности или несоответствии предоставляемых сотрудникам гарантий и компенсаций, о качестве проведенной независимой оценки труда, а также о соответствии рабочих мест действующим требованиям. Также могут оформляться предписания об устранении нарушений.

Положительным последствием для компании может стать пересмотр предоставляемых работникам гарантий в виде:

  • уменьшения;
  • полной отмены.

Это снизит расходы на охрану труда в долгосрочной перспективе. Работодателю придется провести повторную спецоценку. Если госэкспертиза признает полную безопасность рабочего места, то новые исследования не потребуются.

Уменьшение или отмену гарантий и компенсация необходимо отразить в текстах трудовых договоров. Это делается по обоюдному согласию сторон, либо по причине изменений условий труда (организационных или технологических) по ст. 74 ТК РФ.

Дополнительно

Если заявитель выразил несогласие с заключением, сделанным государственной экспертизой, он имеет право обратиться в Минтруд России для рассмотрения разногласий. Приказом Минтруда РФ от 22 сентября 2014 года №652н был установлен порядок рассмотрения, а также необходимый для данной процедуры пакет документов.

Перечень возможных негативных последствий гораздо шире:

  • Наиболее серьезным риском является ликвидация предприятия. Такое требование инспектор может направить в суд, если будут обнаружены нарушения, касающиеся охраны труда.
  • Любое нарушение может стать основанием для административного штрафа. Согласно ст. 5.27.1 КоАП РФ, компания может заплатить 80 тыс. рублей. Больше о штрафах трудовой инспекции в 2019 году для юридических лиц можно прочитать по ссылке .
  • Работодателя могут вынудить предоставить дополнительные гарантии и компенсации сотрудникам. Это касается не только предоставление дополнительных выплат, отпусков и сокращения рабочего времени в будущем. Сотрудники получат основания для обращения в суд и взыскания морального вреда и компенсации по ст. 236 ТК РФ.
  • Установление некачественных результатов спецоценки вынудит предприятие проводить ее повторно в течение полугода с даты вручения предписания.

Чтобы минимизировать перечисленные риски, необходима предварительная оценка перспектив проведения экспертизы.

По вопросам проведения государственной экспертизы условий труда юрист проконсультирует вас в комментариях к статье

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в рамках мероприятие с точки зрения государственной политики - одно из ключевых, позволяющих обеспечить достойные рабочие условия всем трудящимся гражданам страны. Органы государственной экспертизы условий труда - это Минтруда, а точнее, его региональные подразделения. Именно их представители осуществляют как оценку, так и формулировку рекомендаций предпринимателям.

Как происходит?

Государственная экспертиза производится квалифицированными специалистами исполнительных органов. Заниматься этим могут только те, у которых есть соответствующие полномочия. При этом осуществляется не только непосредственно надзор над условиями, свойственными месту, где работающий человек находится, но и берется под контроль документация, оформляющая сотрудничество предприятия и его штата.

Зачем?

Цели государственной экспертизы условий труда:

  • Выявление корректности произведенной ранее спецоценки.
  • Оценка условий, фактически окружающих людей на предприятии.
  • Контроль за тем, чтобы персонал правильно получал гарантии, компенсации, если приходится трудиться в сложных, опасных ситуациях, регулярно контактируя с вредными факторами.

Когда?

Осуществление государственной экспертизы условий труда возможно, когда суд региона выдал предписание, определение. Также в качестве инициатора могут выступить: исполнительная власть, сам предприниматель или объединение, включающее в себя несколько работодателей.

Работники, желающие, чтобы их рабочие места были аттестованы, могут запросить проведение этой процедуры лично. Насколько проще сделать это через профессиональные организации - профсоюзы, призванные отстаивать выгоду персонала. Производящая заключение государственная экспертиза условий труда выгодна страховым компаниям, работающим с предприятием, в том числе Фонду соцстраха. Иногда проверка инициируется представительскими органами или компаниями, делавшими специальную оценку.

ФЗ: условия работы

Если в рамках госконтроля возникли предположения о нарушении Трудового кодекса, территориальные службы могут вынести представление, согласно которому организуется проведение государственной экспертизы условий труда.

Как правило, проверка выявляет, соблюдается ли в компании ФЗ, введенный в силу в 2013 году под номером 426. Он посвящен оценке условий труда, декларирует, в каких условиях могут работать люди, что им за это полагается вознаграждением, компенсацией. Проверка может начаться с поступления в территориальный орган заявления от тружеников предприятия, профсоюзов, работодателей, заинтересованных лиц.

Особенности

Как правило, проведение государственной экспертизы условий труда начинается заявлением заинтересованной персоны. Она же представляет чиновникам материалы, документы, на основании которых производится анализ рабочего процесса компании. Если таковые представлены не были сразу, тогда ведомство направляет на предприятие обращение, прося в его адрес отправить документацию на те рабочие места, относительно которых мероприятие будет проверено. Дополнительную информацию чиновники добывают из органов, занимающихся госуслугами. Определенные данные представляет местное самоуправление, организации, подведомственные государственным инструкциям. Правда, это происходит только в том случае, когда все эти лица располагают полезными для экспертизы материалами.

В своей работе чиновники, чья задача - государственная экспертиза условий труда, используют нормативные правовые акты, действующие на федеральном уровне и в конкретном субъекте, муниципалитете.

Как оценят?

Каковы цели осуществления государственной экспертизы условий труда? Это выявление факта того, корректно ли работникам уплачивают компенсации, в каких условиях те трудятся и насколько рабочие места приведены в соответствие с действующими законами. Чиновники выявят, предоставляются ли персоналу все те гарантии, которые положены работникам по закону.

При этом эксперты от государственных инстанций вправе посещать рабочее место, которое подлежит оценке. Для этого они должны предъявить удостоверение. На текущий момент в нашей стране нет таких работодателей, у которых есть права воспрепятствовать инспектору. Эксперты могут потребовать документы, материалы. Работодатель обязан таковые предоставить безвозмездно и предельно быстро, если подтверждено, что государственная экспертиза условий труда нуждается в этой информации.

И измерят!

Кроме того, эксперты от государственной инстанции могут наблюдать за работниками компании, производить на местах измерения, вычисления, позволяющие выявить особенности предприятия. Допускается прибегать к возможностям лабораторий - измерительных, исследовательских. Основные цели осуществления государственной экспертизы условий труда - это выявление всех вредных, опасных факторов, а значит, для достижения их необходимо прибегать к любым аккредитованным установкам, чтобы обнаружить все важные источники воздействия на персонал. О том, какую аппаратуру можно использовать, рассказывают действующие федеральные законы, а также некоторые нормативные акты.

Эксперты: есть ли обязательства?

Рассматривая основные цели государственной экспертизы условий труда, неоходимо выделить выявление небезопасных явлений на рабочих местах. Это помогает людям осознавать риски, связанные с трудовой деятельностью, а также разобраться в своих правах, знать, на какие компенсации нужно рассчитывать.

Чтобы эксперты от государственных инстанций справлялись с поставленными задачами, законодательно был очерчен круг их обязательств. В первую очередь это формирование отчетности по итогам проведенных исследований. Отчет имеет форму экспертизы, в которой аналитически обоснуется, почему условия труда соответствуют (или нет) нормативным, принятым в стране.

Кроме того, в по закону вменяются:

  • объективность;
  • обоснование выводов;
  • обеспечение сохранности материалов, документации, полученной в рамках проведения проверки;
  • сохранение полученной секретной информации.

Организуем проверку в своей компании: с чего начать

Если государственная экспертиза условий труда инициируется работодателем, он в первую очередь пишет заявление в адрес администрации населенного пункта. Бумагу придется зарегистрировать, чтобы она не потерялась и был соблюден порядок документооборота.

Далее нужно собрать пакет документов, сопровождающих заявление. Обычно чиновники нуждаются в отчете, проведенном ранее, о мероприятиях специальной оценки. Если есть предписания на то их нужно приложить к пакету документации. Если на предприятии уже известны опасные, вредные факторы, то к заявлению прикладывают отчеты о проверках, ранее изучавших этот вопрос.

Обычно производится государственная экспертиза условий труда при наличии коллективного договора (хотя возможна и без него). Если таковой есть, нужно обязательно представить его чиновникам. Также работодатель прикладывает локальные нормативные акты, описывающие взятые им на себя обязательства. Необходимо представить положение об оплате труда и ЛНМ, посвященные компенсациям из-за вредных, опасных факторов.

Как направить заявление?

Самый простой, а по мнению многих, наиболее надежный способ направления документации в государственную инстанцию - личное посещение чиновников. Чтобы не тратить время зря, можно сформировать пакет документов и выслать его почтой с уведомлением. Наконец, можно воспользоваться интернетом. В этом случае документацию отправляют через портал «Госуслуги». Это требует наличия электронной цифровой подписи для заверения документации и шифрования ее с целью защиты.

По итогам проведенных мероприятий работодатель получит направление заключения. Если проверка не проводилась, тогда чиновники направят в компанию уведомление о том, что мероприятие не было организовано.

Оценка - это защита

Государственная экспертиза условий труда - мероприятие, направленное на защиту интересов как работодателей, так и работников. Кроме того, это создает благоприятный имидж фирмы, делает ее более привлекательной для работников: они видят, что предприниматели соблюдают законы и готовы гарантировать своему персоналу защиту и лучшие условия труда, компенсации и иные преференции.

Кроме того, в ходе проведения экспертизы квалифицированные специалисты выявляют, насколько строительные, технологические проекты, производственные технологии и применяемая техника соответствуют действующим на территории страны законам, охраняющим трудящихся. Эксперты сопоставляют реальные условия работы и нормативы, а если на производственной линии произошел несчастный случай, то выявляют особенности рабочих мест, свойственные производственным территориям в момент произошедшего.

Чем занимается Министерство труда?

Государственная экспертиза проводится с прямым участием представителей Министерства труда по региону, в котором расположено предприятие. Как правило, чиновники отвечают не только за, собственно, экспертизы, но и за внедрение на подведомственной территории нормативов, улучшений, позволяющих сделать охрану труда более эффективной и результативной. Из года в год создаются все новые программы, направленные на улучшение условий трудящихся, и воплощением их в жизнь занимается именно региональное подразделение Министерства труда.

Кроме того, представители государственной инстанции проводят обучение как среди линейного персонала, так и среди руководителей компаний. Тематика семинаров - охрана труда. Это позволяет получить нужный объем знаний, чтобы осознавать, какие условия труда относятся к сложным, опасным, вредным, в каких случаях необходима аттестация рабочих мест, какие выгоды и пользы она принесет, а когда станет обязательным условием для продолжения работы фирмы.

Что дает экспертиза?

По итогам заключений, сформулированных экспертами по завершении проверки, предприятие может быть ликвидировано, если были найдены серьезные нарушения. В некоторых ситуациях суд предлагает ликвидировать не всю компанию, но только конкретное подразделение, в котором были выявлены критические ошибки.

По итогам экспертной проверки формируются предложения, позволяющие условия труда сделать лучше, снизить профессиональные риски, а также оформить принадлежность к той или иной категории предприятий. Государственная проверка - это еще и метод защиты прав трудящихся. По действующим законам все граждане страны вправе рассчитывать на безопасность при работе. В случае опасности они должны быть предупреждены об этом, им выплачиваются компенсации.

Специальная оценка и государственная экспертиза

Один из довольно спорных и неясных в среде работодателей вопросов - насколько важно провести государственную экспертизу, если на предприятии была организована специальная оценка рабочих мест. Наиболее полно этот вопрос раскрывается в принятом в 2014 году приказе Министерства труда под номером 549н.

Во втором пункте первой главы этого основополагающего документа указывается, что государственная экспертиза призвана проконтролировать факт того, что специальная оценка была выполнена корректно, с соблюдением нормативов, качественно, то есть стала базой для начисления работникам компенсаций в соответствии со сложностью, вредностью производственных факторов.

В третьем пункте этой же главы указаны все основания для проведения экспертизы (выше они уже были перечислены, как то обращения, постановления суда, заинтересованность надзорных органов). То есть в обязательном порядке по действующему законодательству государственную экспертизу организовывать не надо, тем не менее сделать это желательно.

А заплатить?

Что касается денежного вопроса, то тут есть два случая: проверка может проводиться бесплатно или за счет работодателя. Первый вариант возможен, когда таковая инициирована в интересах судебного органа или есть представление от трудовой инспекции.

А вот если инициатор процесса - работодатель, тогда фирме придется раскошелиться, поскольку услуга обойдется в копеечку. Также платной экспертиза будет, если она организуется по инициативе работника, союза рабочих. Если проверка началась с заявления всего лишь одного человека, тогда специалисты будут изучать исключительно его рабочее место, не обращая внимания на прочие.

Долго ли?

В большинстве случаев государственная экспертиза условий труда требует на свое проведение 30 рабочих дней. Отсчет начинается в тот день, когда было зарегистрировано заявление, инициирующее процедуру. Но ситуация может оказаться достаточно сложной. В этом случае эксперт, ответственный за предприятие, запрашивает продления процедуры. Как правило, это не более месяца.

Как только заключение сформировано, подписано и зарегистрировано, оно подлежит отправке заказчику. Это происходит в срок до трех рабочих дней. Впрочем, процедура может растянуться на непредсказуемый период, если работодатель или иное заинтересованное лицо не согласятся с итогами мероприятия. В этом случае формируется пакет документов, запускается установленный законами порядок рассмотрения разногласий.

  • полное название предприятия;
  • Ф.И.О. и адрес заявителя;

С начала 2014 года процедура аттестации рабочих мест заменена спецоценкой условий труда. Ее качество и правильность проведения контролируют государственные надзорные органы, которые оценивают соблюдение всех требований и правильность ее проведения. Так, для проверки качества спецоценки и соблюдения прав рабочего персонала предусмотрена государственная экспертиза условий труда. Информацию о ней содержит статья 216.1 Трудового кодекса РФ.

Зачем проводится госэкспертиза

Ответственность за своевременное проведение спецоценки и организацию безопасной работы сотрудников возложена на руководителя организации. Он обязан своевременно инициировать такую оценку и вносить коррективы в список рабочих мест, где на сотрудников влияют вредные и/или опасные условия.

Законодательно зафиксированы основные цели осуществления государственной экспертизы условий труда:

Понятно, что государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным надзорным органом, который имеет полномочия следить за соблюдением положений трудового права. Данную проверку проводят представители Роструда. В том числе территориальные трудовые инспекции – ГИТ.

Как проводится госэкспертиза

По установленным правилам, экспертизу качества специальной оценки условий труда организуют по инициативе работодателя, сотрудников, профсоюзов, также ее могут запросить представители страховых организаций и различных государственных органов. При выявлении фактов нарушения законодательства проверка проводится на основании судебного предписания, она должна подтвердить несоблюдение правил безопасности на производстве или отсутствие компенсаций за вредные и опасные факторы.

Вне зависимости от инициатора проведения экспертиза условий труда состоит из ряда обязательных этапов:

Этап Что включает
1 Рассмотрение оснований для проведения госэкспертизы Запрос будет рассмотрен в течение недели. После этого его принимают или отклоняют по решению надзорного органа.
2 Проведение оценки объекта экспертизы Определяют:
  • состав экспертной комиссии;
  • сроки проведения процедуры.
3 Непосредственная проверка ситуации на предприятии Комиссия проводит необходимые замеры, определяет воздействие вредных и опасных факторов на персонал и т. п.
4 Фиксация результатов Оформляют проект заключения, в котором приводят всю собранную информацию.

В общем случае вся процедура занимает не больше 30 дней. А в особых ситуациях ее срок может быть увеличен. Итоговый срок проведения госэкспертизы составляет не больше 60 дней.

Подача заявления о проведении экспертизы

Чтобы начать процедуру госэкспертизы, заявитель должен обратиться в уполномоченную организацию с заявлением, которое содержит всю требуемую информацию. В том числе необходимо прописать:

  • полное название предприятия;
  • Ф.И.О. и адрес заявителя;
  • сведения о рабочих местах на объекте;
  • данные о проведенных ранее проверках.

Также к заявлению может быть прикреплён пакет иных документов. Их собирают в зависимости от цели проведения проверки.

Если проверка начата по представлению суда или трудовой инспекции, заявление должно быть обязательно зарегистрировано в уполномоченном органе. С момента регистрации заявления начинается отсчет времени на получение ответа и на проведение самой процедуры.

Если же проверка проводится для анализа качества спецоценки, то к заявлению прикладывают квитанцию об оплате госэкспертизы.

Оформление заключения после проверки

По результатам проведенной проверки готовят проект заключения. В нем прописывают выводы по экспертизе. А они зависят от поставленных целей.

Если проверка зафиксировала нарушения, их прописывают максимально подробно. При этом указывают нормативные акты, положения которых были нарушены.

Проект должен пройти утверждение в экспертной комиссии. После чего в течение 3-х дней его переправляют заявителю.

Результаты рассматриваемой экспертизы при необходимости можно обжаловать в Роструде или в суде.

Помните, что государственная экспертиза условий труда и ее функции направлены на проверку соблюдения законодательства и предотвращение нарушений прав работников. Она позволяет выявить и подтвердить факты нарушений, а также предотвратить несчастные случаи и профзаболевания.



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.