Дизайн среды кем работать. Как получить специальность "дизайн архитектурной среды". Минимум капитальных перегородок

Дизайн архитектурной среды

Средовая ориентация деятельности архитектора-дизайнера предельно широка и касается самых различных областей материально-художественной культуры - архитектуры, промышленного дизайна, прикладного и оформительского искусства, искусства экспозиции, театра, кино - непосредственно формирующих окружающую нас предметно-визуальную реальность. Лидер же при этом, очевидно, тот, кого выдвигает сама средовая ситуация. Естественно поэтому, что для дизайна архитектурной среды - это архитектура.

Очевидно, что дизайн архитектурной среды - вид проектной деятельности . Однако для нас важно выяснить в связи с этим, какое место он занимает в общей системе проектной культуры и, более конкретно, в общей системе “частных” дизайнов. В настоящее время такое явление, как дизайн, стало многогранным и даже многоуровневым. Наряду с общим использованием понятия “дизайн” для обозначения всей проектной культуры существуют, как уже указывалось, понятия дизайна применительно к отдельным формам создания реальных предметно-пространственных объектов. В числе этих дизайнов, естественно, находит свое место и дизайн архитектурной среды.

Дизайн архитектурной среды объективно призван соединить в проект всю палитру задач и достоинств проектной деятельности всех указанных ранее конкретных дизайнов. Архитектор-дизайнер должен направлять свое внимание на использование-синтез всех художественных средств для организации Среды жизнедеятельности в целом в соответствии с требованиями образа жизни того или иного общественного или производственного организма.


Обеспечение требований жизнедеятельности - задача и всех других “конкретных дизайнов”, но и в этом пункте они существенно отличаются друг от друга. Если с помощью рисунка, шрифта, пиктограмм графический дизайн содействует функционированию визуальной информации, то промышленный дизайн, через потребительские свойства и эстетические качества промышленного изделия, направлен на формирование гармоничной предметной наполненности объектов жилой, производственной и социально-культурных сфер.

Архитектура призвана обеспечивать процесс жизнедеятельности путем архитектурной организации жизненного пространства в зданиях и сооружениях, а также в городах и поселениях. Дизайн архитектурной среды, в отличие от архитектуры, используя все, на что она способна в этом смысле как проектная деятельность, призван к проектированию комплексных средовых архитектурных объектов с позиции максимально широкого охвата взаимоотношений человека с природой, с предметно-пространственым и социально-культурным окружением с целью создания достаточно крупных элементов гармонизованной среды, обладающей не только формальной целостностью, но и способной образно выражать смысл и характер образа жизни.

По-разному выглядят и конечные результаты проектной деятельности таких специалистов. Решения, принимаемые, в частности, архитектором-дизайнером, поч­ти всегда имеют индивидуальный характер ансамблевого решения, ибо связаны с конкретным объектом, имеющим четкий адрес среды обитания, будь-то предметно-пространственная среда жилища, предметно-пространственная среда объектов промышленного и агро-промышленного производства, предметно-пространственная среда и элементы визуальной информации какой-либо части города или села, их отдельного района, микрорайона или конкретного важного узла.

Характерно при этом, что в качественном проектировании в области дизайна, поскольку отдельные его виды позволяют получать разные результаты, заинтересованы различные лица и организации. Если рассмотреть их специфику с этой позиции, то выяснится, что и здесь идет движение по линии усиления давления заказчика - от индивидуального потребителя, через отдельные организации, ведомства , отрасль - к заказчику, представляющему исполнительную власть. Это зависит, естественно, прежде всего от того, что средовые объекты - объекты комплексные, связанные с интересами больших коллективов , и их проектирование под силу мощным организациям, имеющим власть и возможности бюджетного финансирования .

И, наконец, различаются они и по своим морфологическим характеристикам и образным возможностям. И дело не только в том, что средовые объекты имеют более сложную морфологию - здесь в единстве взаимодействуют внутренние и внешние пространства, а создаваемые ими среды жизнедеятельности организуются еще и с помощью самых различных предметно-пространственных структур и тем, что они в полной мере могут реализовать всю гамму эстетических соотношений, порожденных особенностями отношения человека к окружающему его миру.

Объектом проектной работы в дизайне архитектурной среды, в отличие от “других дизайнов”, является сложно-динамическая система среды обитания человека, точнее, достижение оптимальной предметно-пространственной организации и образности различных средовых объектов. Внимание архитектора-дизайнера должно поэтому, прежде всего, быть направлено на те типы объектов архитектурной среды, которые должны обладать специфическими качествами комплексности, динамичности, гуманистичности и целостности. К таким весьма распространенным типам объектов архитектурной среды относятся:

Городской дизайн, или дизайн городской среды, включающий общественные пространства города, жилую среду, объекты, принадлежащие инфраструктурным функциональным системам (транспорта, городских служб, общения и торговли);

Интерьерный дизайн, включающий общественную и жилую среду;

Дизайн производственной среды, включающий разнообразные как открытые, так и закрытые пространства.

В тоже время все объекты этих типологических групп как бы четырехмерны. Все они включают пространство (открытое или интерьерное), имеющее функциональное назначение (связанное с обеспечением жизнедеятельности) и предметно-пространственное наполнение вплоть до графики; они могут быть объектами реконструкции, совершенствования существующей застройки или создания новых средовых ситуаций. Широкий разброс этих ситуаций подразумевает и широкую подготовку архитектора-дизайнера, что не противоречит возможности реально специализироваться как в области “городского интерьера”, так и в области формирования “внутренних пространств”.

Возникновение самостоятельного направления дизайн среды произошло в середине двадцатого века. Неразрывная связь с областью архитектуры и спецификой дизайнерских исследований дает возможность формировать гармоничное пространство для жизни человека.

Цель архитектурного дизайна

Цель дизайна, это применение разнообразных методов, современных материалов и технологий позволяющих вносить изменения в окружающую среду и предметы.

Создание комфортных и эстетичных условий для проживания в квартирах и домах и работы на предприятиях.

Человеку требуется комфорт и безопасность. Люди любят находиться в местах с красивым интерьером, удобных для работы и отдыха. Дизайнерский подход позволяет внести гармонию и законченность в оформление помещений. Это создает комфортные условия для работы персонала и приятного отдыха посетителей.

Направления развития дизайна и средства работы

Развитие дизайна архитектурной среды происходит в следующих направлениях :

  • Дизайнерские работы жилых помещений – оформление фасада здания, его внутреннего интерьера и ландшафта прилегающей территории.
  • Интерьер общественных помещений – офисов, банков, магазинов, заключается в создании соответствующего имиджа и привлекательности для клиентов.
  • Дизайн промышленных зданий и сооружений, это эргономический подход к созданию оптимальных условий производительной работы работников предприятий.
  • Дизайн выставок и выставочных стендов. Это правильное использование возможностей помещения для размещения предметов экспозиции, выгодное использование цвета и световых решений.

Процесс дизайна требует творческого подхода и соответствия требованиям заказчика. Для этого используются световые эффекты, гамма цветовых сочетаний, рисунок и фактура поверхностей. Работа дизайнера, это использование эргономических факторов, для создания необходимых условий работы и отдыха и эстетических условий, которые позволяют реализовать потребность заказчика в красоте.

Где работают специалисты дизайна архитектурной среды?

Выпускники факультета реализуют себя как:

  • дизайнеры интерьера;
  • светодизайнеры;
  • дизайнеры мебели;
  • реставраторы;
  • менеджеры архитектурных проектов.

Дизайнерам интерьера предстоит заниматься обустройством помещений с целью повышения их эстетики и внутренних работ по грамотному размещению предметов интерьера. Проектированием отделочных работ, освещения, вентиляции и акустики.

Обязанностями специалиста будет разработка решений по планировке объекта с учетом климатических условий, архитектурных задач и предназначением помещений. Составление технических заданий и проектной документации. Подбор необходимого оборудования и материалов. Ведение объекта на всех этапах работы.

Цель работы светодизайнера это гармоничное сочетание возможностей освещения с пространством помещения, его поверхностями и цветом. Он руководствуется знаниями о возможностях, которые дает искусственное и дневное освещение. Понимает, как может свет влиять на восприятие текстурных поверхностей и форм предметов. Использует игру света в реализации цветовых решений.

Сфера деятельности, это интерьерное, архитектурное и ландшафтное освещение. От специалиста требуется четкое понимание архитектурного стиля и психологического воздействия света на организм человека. Знание стандартов и норм, связанных с вопросами освещения, а также технологий и оборудования в сфере светового дизайна.

Дизайнеры мебели – это специалисты с навыками конструкторов и дизайнеров. Они работают в составе дизайн-студий или в тесном контакте с ними. Основные заказы, это мебель соответствующая выбранному стилю заказчиков определенных размеров. Такие комплекты практически невозможно приобрести в готовом виде.

В задачи дизайнера входит разработка 3D-проекта, который состоит из чертежей, размерной сетки и виртуального изображения отдельных моделей заказанного комплекта.

Реставраторы архитектуры восстанавливают первоначальный внешний и внутренний вид сооружений с последующей консервацией, которая обеспечит сохранность объекта.

Менеджеры архитектурных проектов – это руководители среднего звена, ответственные за обеспечение и управление проектов, с целью сокращения сроков их реализации и уменьшения возможных рисков.

Чем привлекательна работа в архитектурном дизайне?

В первую очередь это профессия востребована на современном рынке труда. В отличие от рутинной работы, здесь присутствует постоянная новизна и возможность реализации творческого потенциала. И хороший бонус – высокая оплата, так как заказы по дизайну делаются достаточно состоятельными людьми.



Архитектурная среда – это пространство, которое нас окружает, в котором мы живем: город, парк, наш двор, дом, офисное здание – все это наполняет мир вокруг нас и является нашей средой обитания. Созданием такой среды занимаются архитекторы-дизайнеры.

Архитектурная среда – это философия нашей жизни и ее история.

При создании нового проекта, будь то новый деловой центр или парк развлечений, задача архитектора не только сделать его безопасным, красивым и удобным для человека, но и отразить идею времени. Именно поэтому, мы определяем, к какому историческому периоду относится та или иная застройка и какое послание поколению заключено в монументе.

Архитектурная среда – это визитная карточка любого города или целой страны.

Оказавшись на улицах Лондона или Венеции, мы сразу это поймем по окружающей нас архитектуре, расположению улиц и мест отдыха. В творениях архитекторов-дизайнеров отражается лицо нации, его образ жизни и традиции.

Профессия архитектора во все времена пользовалась уважением и большим спросом.

Специальность архитектор-дизайнер сочетает в себе лучшую школу архитекторов-планировщиков и новое актуальное направление – дизайн. Это универсальный специалист способный проектировать здания и решать задачи их внутреннего и внешнего устройства.

Где может работать архитектор-дизайнер?

Получив образование архитектора-дизайнера, вы можете реализовать себя в таких профессиях как: архитектор-дизайнер, дизайнер интерьеров, дизайнер городских пространств.

Архитектор может работать в строительных компаниях , проектных организациях и дизайнерских студиях , государственных органах (комитетах, комиссиях по градостроительству и иных регулирующих организациях).

В архитектуре практически нет низкооплачиваемых должностей, и хороший специалист получает высокую зарплату. Сейчас уровень заработной платы варьируется от 70 до 200 тысяч рублей.

Кому подходит профессия архитектор-дизайнер?

Профессия подходит людям, которые обладают хорошим пространственным мышлением , любят рисовать и интересуются современными компьютерными технологиями в проектировании , являются творческими натурами .

Архитектору-дизайнеру присущи такие личностные качества как:

  • тяга к новому и желание эскпериментировать
  • организаторские способности
  • хорошая память
  • ответственность
  • конструкторские и аналитические навыки

Программа обучения в Институте бизнеса и дизайна

Программу обучения в Институте бизнеса и дизайна разработали педагоги-практики, которые четко знают, с чем придется работать будущим специалистам и какой багаж знаний они должны иметь. Поэтому в Институте бизнеса и дизайна, наряду с получением классических, базовых знаний, студенты проходят хорошую практическую школу . Они работают на реальных объектах, участвуют в выставках, конкурсах и конференциях . Таким образом, они всегда в курсе современных тенденций и технологий.

Желаем успехов в выборе будущей специальности!

Дизайн - от английского "design" - проект, план, рисунок - термин, обозначающий разновидность художественно-проектной деятельности, охватывающей создание предметной среды (машин, вещей, интерьеров) и основанной на принципах сочетания удобства, экономичности и красоты.

Дизайнер - творец окружающего мира. Он стремится охватить все сферы жизни современного человека, причем его интересует не только внешний вид (оболочка) предметов, но и их внутренняя суть и функциональная взаимосвязь. В чистом виде профессии дизайнера-"универсала" как таковой не существует. Даже если вам удастся найти курсы или вузовскую специальность, где будут учить всему и сразу, то в любом случае, для своей дальнейшей профессиональной деятельности вы выберете одну, максимум две специализации.

Существует около 10 направлений дизайна и столько же специализаций в каждом из них. Мы рассмотрим самые популярные направления современного дизайна.

Промышленный дизайн подразделяется на дизайн орудий труда, бытовой техники, мебели, транспортный дизайн и даже дизайн механизмов.

Дизайн среды включает в себя художественные решения по визуальному оформлению зданий, интерьеров, дизайну света и других объектов, связанных со внешним видом окружающей среды. Дизайн процессов делится на дизайн материальных и нематериальных вещей. Например, "описательного дизайна" (нематериального) требуют бизнес-планы и концепции, медиа-киты, презентации.

Данный вид дизайна широко применяется на практике не столько самими дизайнерами, сколько маркетологами, pr-менеджерами работниками рекламных агентств. "Материальная" сторона дизайна процессов - это, собственно, оформление описанной выше идеи. Основные области работы дизайнера процессов: дизайн церемоний, программ и фирменных стилей.

Графический дизайн - широкое поле работы не только для самих дизайнеров, но и для художников и оформителей, которые в свое время сделали ставку на изучение новейших технологий, а не на многовековой опыт мировой художественной культуры. Сегодня они на коне, о чем можно судить по уровню зарплат и развитию самой сферы графического дизайна, к который относятся полиграфия, веб-дизайн, дизайн ТМ (торговые марки и знаки) и другие виды визуального дизайна с применением компьютерной графики.

Одна из самых перспективных областей современного дизайна - это 3D-дизайн (выделился из графического дизайна в отдельное направление). Самые перспективные на сегодняшний день области "объемного" компьютерного дизайна, в которых уже можно работать и зарабатывать - это 3D-анимация, 3D-презентации и дизайн интерьеров (макетов). Многие специалисты считают эту область самой перспективной, так как она тесно сопряжена со сферой мульти-медиа, которая развивается семимильными шагами. Не за горами "конвейер" по производству 4D - и 5D-продуктов.

Ландшафтный дизайн включает в себя работу специалиста как на компьютере, так и непосредственно на земле. Основные сферы деятельности, где востребованы и переменяются знания дизайнеров ландшафтов - это создание искусственных и живых, а также реконструкция разрушенных ландшафтов, декоративная дендрология, озеленение окружающей среды и жилых помещений, флористика.

Архитектурный дизайн имеет большее отношение к работе инженера-архитектора, чем к работе дизайнера. Квалификация архитектора требует больше знаний, чем дается при обучение по специальности "Архитектурный дизайн". Поэтому при выборе профессии архитектурного дизайнера стоит оценить свои силы в качестве инженера. В случае, если вы в себе не уверены, придется пройти курсы повышения квалификации или отучиться еще раз, но уже на архитектора.

Дизайнер одежды, обуви и аксессуаров - работник индустрии моды. Крайне востребованная специальность, однако многие специалисты сталкиваются с тем, что найти топовую работу в данной области очень сложно, а порой практически невозможно. Можно зарабатывать неплохие деньги, но слава скорее всего достанется владельцу бренда.

Профессия архитектора требует от человека большого объёма знаний строительных норм проектирования, инновационных технологий, а также огромного количества строительных материалов, которые постоянно совершенствуются в наш стремительно развивающийся век. Это профессия, для успешной реализации в которой специалист должен обладать большим творческим потенциалом и, в тоже время знать, большое количество нормативной литературы, создавая уникальные сооружения, отвечающие пожеланиям заказчика.

Архитектор призван создать для человека комфортную среду обитания. За всю историю человечества у всех народов архитектура имела свой уникальный стиль. Профессия архитектора во все времена была востребованной и почитаемой, а её представители относились к своим обязанностям с большой ответственностью.

Социальная значимость профессии в обществе: Ещё не так давно профессия архитектора была редкой. Но в наше время, чтобы удовлетворить спрос населения быстроразвивающихся стран и городов на жилье и общественные здания, требуется большое количество специалистов данной профессии.

Массовость и уникальность профессии: Современному архитектору для успешной реализации творческого потенциала необходимо знать все тонкости градостроительства, ландшафтной архитектуры, объёмного проектирования, проектирования малых архитектурных форм, а также дизайна интерьера.

Многие талантливые архитекторы так и остаются безызвестными из-за неумения общаться с клиентом. Специалисту необходимо идти на компромисс между желанием заказчика и своими творческими амбициями. Для реализации проекта от стадии проектирования и до сдачи объекта нужны организаторские способности и упорный труд. В процессе строительства объекта архитектор должен быть придирчив и требователен к соблюдению заложенных проектом решений.

Существует большое количество ВУЗов, обучающих по специальности "архитектура". Студенты изучают исторические памятники и основы архитектурного проектирования. Преподаватели стремятся передать ученикам свой богатый опыт из разных архитектурных областей. После окончания обучения молодой специалист может самостоятельно работать с заказчиками, подыскивать клиентов или же устроиться в архитектурную фирму.

Тренд, обязательный для бизнеса 21 века

Если вы следите за обновлением номенклатуры специальностей и появлением новых профессий - а с точки зрения вуза - появлением новых факультетов и отделений, то вы уже сталкивались с этой новостью - «Дизайн среды».

То есть, на вопрос, куда мне пойти учиться или куда пойти учиться моему ребёнку ответ готов: дизайнер среды - вот новая, модная, очень перспективная профессия.

Если вы предприниматель, который сталкивался с необходимостью подать красиво свой офис или магазин, то с дизайном среды вы сталкивались не меньше, чем родители абитуриентов и преподаватели вузов.

Да, не успели выпускники «закончить престижную специальность», как тут же организовали бизнес, в котором продают самую трендовую услугу на сегодняшний день – дизайн среды.

Кто может пойти учиться на дизайнера среды и кого можно встретить в офисе, продающем эту услугу? Те, кто раньше шёл в архитектурный\строительный вуз - сегодня становятся дизайнерами среды.

И те, кто раньше получал образование в художественном училище - сегодня выбирают дизайн среды.

Эта новая «проектная» профессия возникла как междисциплинарный гибрид на стыке традиционных - архитектуры и прикладного искусства.

Но именно этот «междисциплинарный гибрид» сегодня определяет -какому бизнесу быть и слыть «в тренде», а какой останется с ярлыком «out-of-date».

Памятка бизнесменам

Мы не собираемся читать вам ненужную лекцию о том, что такое «дизайн среды». Вместо этого мы хотим выделить те несколько важнейших ключевых вещей, которые определяют на сегодня: это пространство - хорошее, это пространство -вчерашний день.

Дизайн среды возник именно как «скоропомощной спасатель» нашего общего «нехорошего» пространства, которое мы общими усилиями умудрились выстроить вокруг себя за 19-20 век.

Всё то, что лишает человека здоровья и оптимизма, «понастроили» в эпоху до новой философии, сконцентрированной теперь в «дизайне среды». Яркий пример такой «стройки» – панельный район города-новодела. Тем не менее, есть ещё более тонкие и важные нюансы, помимо таких явных очевидностей.

Туалет показывает: что думают люди о красоте и смысле жизни

Манифест дизайнеров среды гласит: даже в строительстве таких сугубо технических и практических вещей, как внутридомовые коммуникации (канализация, водопровод, отопление) общество, которое их проектирует и строит, закладывает свои текущие понятия и представления о красоте (раз) и о смысле жизни (два).

И вот, с точки зрения дизайнеров среды, даже наши инженерные коммуникации вопиют о том, что понятия о Красоте и Смысле Жизни у нас всё ещё … не те - позавчерашние, ненавистные к Человеку.

Оборудуя офис, Вы обязаны возвышать Человеческое в Человеке

Дизайнеры среды умеют это проверить и отследить в цифрах.

В этом смысле, самым характерным примером дизайна среды, который именно уничтожает и разрушает Человеческое в Человеке, является дизайн среды концлагеря.

Вот, вспомните, самую характерную деталь любой тюрьмы. В углу каждой комнаты (камеры) стоит так называемая – параша. Это – один-единственный на всех сокамерников туалет, никак не отделённый, не скрытый от глаз и обоняния людей, живущих в камере.

Если дизайн, организация санузла вашего офиса, вашей квартиры -близки к описанному примеру, то это означает одно: в таком пространстве будет осуществляться постоянный «концлагерь», даже если вы сами того не желаете...

К сожалению, именно так устроены санузлы не только во многих школах и детских садах (наследие тоталитаризма), но и в пространствах, где процветает «современный» бизнес...

Дизайн среды был рождён стихийно – усилиями мыслящих архитекторов и художников-прикладников, чтобы – выкорчевать последние остатки тоталитаризма и хищнического промышленного капитализма из каждого уголка нашей инфраструктуры 21 века.

Итак, перейдём к обещанным тем нескольким важнейшим ключевым вещам, которые определяют на сегодня:

это пространство - хорошее, это пространство -вчерашний день.

Важная ключевая вещь №1: Дизайн среды создаёт дизайн процесса

Мы не любим некоторые процессы (если не все). Мы любим только результаты! Но, чтобы иметь результат, приходится терпеть и процесс.

Дизайн процесса - это целая область в дизайне среды, целая наука о том – как снять дискомфорт прохождения долгого утомительного процесса, снять дискомфорт отдельно по каждой его стадии.

Для этого процесс (что логично) разбивается на стадии и каждая стадия его внимательно изучается. Если обнаруживается стадия с максимальным дискомфортом - на неё направляется самое пристальное внимание и дизайном среды дискомфорт снимается. Так:

    необходимое делается – приятным (сидение в очереди на приём, скажем или заполнение анкеты),

    трудное - облегчается (поиск нужного кабинета, подъём по лестнице, переодевание),

    в безрадостные или скучные процедуры и процессы вносится радость и удовольствие (например, продвижение по длинному коридору из одного крыла здания в другое, поездка на лифте).

Всё это необходимо организовывать - как для клиентов, так и для персонала.

Важная ключевая вещь №2: Дизайн среды превращает всё в вашем пространстве в «генераторы радости» (остальное выбрасывает)

Дизайнеры среды разыскивают везде, где только могут: так называемые - генераторы «радости и счастья», а точнее, объекты, могущие иметь при умной подаче - высокое художественное содержание и +несущие в себе позитивный эмоциональный заряд.

С точки зрения дизайнеров среды, нет во вселенной такого предмета (или же явления), которое нельзя было бы преподнести как этот самый «генератор радости».

Любой предмет может дарить человеку своё богатое эмоционально-художественное содержание. На это способен также и любой процесс, например, заход солнца, который лучше всего наблюдать именно из вашего кабинета!

Однако необходимо, вооружившись знаниями дизайна среды -суметь профессионально преподнести красоту этих предметов и явлений, донести их до каждого. Чтобы их заметил, придя к вам - даже... «слепец».

В отличие от традиционных дизайнеров и архитекторов, которые украшали интерьеры разве что картинами на стенах и горшками с геранью, сегодняшние дизайнеры среды считают, что «палитра источников радости и созерцания» должна быть расширена... до абсурда, до бесконечности. Радость нужно учиться и учить - находить во всём.

Дизайнер, создавая среду, должен сам научиться работать так, чтобы затем человек, потребляющий эту среду, легко видел источник красоты и радости во всём, что его только окружает в этом месте. Как говорится: «От прожилок зелёного листа, до сантехники в санузле». От объекта (салфеток на столе бара), до процесса (покидание бара на предупредительно вызванном такси).

Лучший пример дизайна среды, который учит зрителя видеть радость и красоту во всём, что его окружает в данном месте – это, конечно, традиционный японский сад камней.

Дизайн этого дзенского пространства сделан таким образом, что человек, попавший в это пространство, начинает воспринимать обычные мшистые камни и песок - как «объекты, имеющие высокое художественное содержание и +несущие в себе позитивный эмоциональный заряд».

Представьте себе, насколько больше возможностей для дизайна среды у вас, у которых, по всей видимости, имеется в распоряжении - много чего, а не только каменные валуны и песочек японского сада камней.

Важная ключевая вещь №3: Дизайн среды утверждает: «Человек адаптирует среду, среда адаптирует человека»

Описанный в заголовке процесс - взаимен. Угнетающая среда, конечно - угнетает человека. Среда, не уважающая человека, медленно формирует такого человека, которого действительно потом не за что будет уважать.

Но человек тоже - не лыком шит. И он, в свою очередь, оказывает влияние на среду, даже самую негибкую, не динамичную, не поддающуюся адаптации.

Если среда специально не выстроена как максимально – негибкая, не динамичная, не поддающаяся адаптации (традиционная школа, тюрьма), то её можно и нужно менять. И человек на это способен.

Практически любая среда в конце концов приспосабливается к истинным потребностям, вкусам, привычкам и особенностям людей, которые ею пользуются.

Дизайн среды постулирует (как главный тренд дизайна сегодняшнего дня) следующее:

«Сделайте среду максимально пластичной и динамичной. Позвольте людям самим доформировывать её под себя».

Дизайнеры среды измеряют и точный показатель успеха в этом начинании - коэффициент адаптации среды: чем выше коэффициент адаптации у данной среды (то есть, чем она гибче), тем она ценнее, дороже, современнее.

Среда формирует у человека, который проводит в ней много времени - привычки и даже взгляды на жизнь, философию. Поэтому сегодня очень легко вычислить владельца помещения (среды), который намеренно или не намеренно формирует у тех, кто в ней пребывает, негуманные, отсталые, жестокие или депрессивные привычки и взгляды на жизнь.

Владельцы таких подавляющих сред (вместе со своими средами) абсолютно не котируются на современном рынке, который смотрит на мир через призму нового дизайна и новой урбанистики...

Учтите это, когда будете создавать репутацию своей фирме.

Важная ключевая вещь №4: Дизайн среды облегчает коммуникацию любого типа

Один из ключевых терминов в дизайне среды после «дизайна процесса» – «дизайн коммуникации». Задача дизайна среды вообще и дизайна коммуникации в частности - облегчить, максимально упростить коммуникацию.

Какие же виды коммуникации выделяет дизайн среды, с чем он, грубо говоря, работает?

Вот они, основные «виды коммуникаций» современной среды:

    коммуникации пешеходные и транспортные,

    коммуникации информационные,

    коммуникации инженерные (технические)

Важная ключевая вещь №5: Дизайн среды устраняет рождённый в 19-20 веках конфликт между техногенной и природной средами

Конфликт между искусственной и естественной средой («Каменными джунглями городов» и «Природой») порождён хозяйственной деятельностью человека на заре времён, но достиг своего кризисного пика в 20 столетии. Задача же 21 века – похоронить хищнический агробизнес и построить так называемый самообеспечивающийся «Город-огород».

«Огород» не хищнический, не истощающий почву, а выстроенный по принципам пермакультуры.

Важная ключевая вещь №6: Дизайн среды проводит планомерную Гуманизацию трудовых процессов, борясь с марксовым «отчуждением человека от его труда»

Процесс создания материальных вещей (ценностей) давно стал бездушным. Это произошло тогда, когда ремесленник, создававший вещи медленно и в своё удовольствие, уступил место наёмному рабочему, штампующему вещи «в удовольствие рынка».

Это явление давно уже имеет своё имя и имя это – отчуждение. Об отчуждении Человека от его труда (когда человек не получает ни малейшего удовольствия от процесса труда и рад только зарплате, отпуску или победе в офисной интриге) писал ещё Маркс.

Но только сегодня и именно силами дизайна среды удалось, наконец, понять - как (не политическим, не революционным путём) превратить процесс создания материальных благ из «бездушного» процесса в процесс, приносящий работникам радость.

Дизайнеры среды в этом своём начинании отнюдь не голословны. Они технически превращают такие скучные и «бесчеловечные» вещи как:

    задача «подвоза сырья»,

    или задача «вентиляции цеха»

в то, что работает на прибавление человеку радости. Ранее бездушные, отчуждённые от человека объекты, технические задачи и технологические процессы - гуманизируются.

И, наконец,

Важная ключевая вещь №7: Дизайн среды вводит обязательный тренд: гибкость и многовариантность использования пространства, среды.

Жилое и нежилое пространство сегодня «современно» и имеет высокую стоимость на рынке только тогда, когда оно – потенциально многовариантно и гибко. То есть, может быть мгновенно приспособлено – под решение самых неожиданных задач.

Гибкость (многовариантность) пространства свидетельствует о том, что тот, кто его проектировал – знает и уважает одну очень важную вещь. А именно: базовое природное стремление Человека к полноте, богатству и разнообразию всех его проявлений себя в этом мире. Стремление к саморазвитию и многогранности.

Представьте себе комнату ребёнка-подростка, которая заставлена тяжёлой мебелью так, что ребёнок (при возникшем желании) не сможет заниматься в этой комнате йогой или танцами, превратив свою комнату в «зал».

Или не сможет поставить в своей комнате рабочий стол-верстак.

Такое пространство, запрещающее ребёнку развиваться, будет признано «негибким» или маловариантным, только - спать, делать уроки, хранить личные вещи в шкафу.

Тенденция универсализации жилых и нежилых пространств находит своё отражение в самых передовых образцах современной архитектуры и дизайна. К этому приложили руку, разумеется, специалисты новой профессии «дизайн среды». Но кое-какие мелочи можно осознать и самому, без привлечения дизайнера.

Максимум розеток

Проще всего добиться универсализации среды можно, используя к примеру, максимальное количество электроразводок и подключений так, чтобы менять обстановку и оборудование, «не завися от розеток».

Максимум свободных площадей

Минимум капитальных перегородок

Многовариантное, гибкое пространство также не терпит капитальных стен. Вместо перегородок – расставляется функциональная мебель, устанавливаются лёгкие переносные ширмы.

Многовариантное, гибкое пространство -пространство трансформируемое.

Ведь «сегодня» мы не знаем, какой тренд ждёт нас «завтра». И поэтому мы должны быть готовы ко всему новому, открыты новому. Принцип «юрты кочевника» победил в архитектуре и дизайне, к радости экологов и социологов всего мира.

Итак, давайте перечислим напоследок основные принципы, по которым сегодня оценивается качество и стоимость среды, принципы, внедряемые в жизнь новым, средовым дизайном:

    облегчение тягостных процессов, снятие дискомфорта с самых неприятных стадий,

    превращение любого объекта среды в «генератор радости», раскрытие этого потенциала в любом объекте,

    формирование среды, позитивно влияющей на мироощущение человека, «воспитывающей» в человеке его лучшие качества,

    строительство среды с высоким коэффициентом адаптации под человека, который будет ею пользоваться (гибкой среды),

    снятие конфликта между вынужденно существующей техногенной средой и дикой Природой,

    гуманизация «бездушных» трудовых процессов, отчуждающих Человека от Человеческого и превращающих человека в механизм,

    строительство многовариантной универсальной среды, способной быстро реагировать на любые вызовы технического прогресса, моды, тенденций и трендов.

Ну, а теперь, рассмотрим самые удачные примеры сотрудничества продвинутого бизнеса и дизайна среды.

Автобусы с газонами на крыше

Свой проект его автор назвал Phyto Kinetic. Его цель – украсить городской транспорт крышами-газонами и клумбами, что позволит улучшить городскую экосистему. «Городские зеленые зоны жизненно важны для фотосинтеза, необходимы для очищения воздуха, которым мы дышим. Но столь незаменимые ресурсы далеко не всегда доступны в городе», - говорит Грэнен. Он убежден, что для создания «карманных оранжерей» можно использовать уже существующие пространства – такие, как крыши городских автобусов. Автор идеи, который называет себя «ландшафтным художником», живет в часе езды от Барселоны – в городе Бескано (Испания). В университете Грэнен изучал биологию, а потом его страстью стал садовый дизайн. Дизайном городской среды Марк заинтересовался после встречи с новатором Алексом Пьигом (Alex Puig), который занимается озеленением городов с соответствии с природными моделями. Результатом сотрудничества двух эко-дизайнеров стал прототип городского автобуса 21 века под названием Phyto Kinetic.

Поговорим о том, как модный «дизайн среды» внедряет в умы и квартиры обычных буржуазных семей (потребителей)- высокие и гуманные идеи когда-то мало кому известной, когда-то маргинальной пермакультуры.

Итак, четыре дизайнера из Кореи создали уникальную пока что экологичную кухню-теплицу Kitchen Nano Garden. Это кухня в жилой квартире, которая представляет собой не «кухню» в отживающем понимании этого места, где мы пожираем лишние калории и смотрим сериалы, а буйно растущий сад-огород, уютную высокотехнологичную теплицу-оранжерею, где всё, что можно найти съесть – всё – не из холодильника, а свежее и экологичное, ну а остальное, что несъедобно -беленькое, стильненькое, по-скандинавски - компактное, задвигающееся друг в друга и эргономичное.

Теперь выращивать овощи, зелень, пряные травы и даже фрукты у себя дома становится почти что обязанностью каждой нормальной семьи, и места для этого отводится... вся площадь новой кухни-теплицы!

Природой – госпиталь в Африке.

Больница под названием Opera Village of Laongo, которую в 2013 году построил для республики Буркина-Фасо молодой архитектор по имени Diebedo Francis Kere, настоящий шедевр эко-дизайна будущего.

Больница выстроена с учётом традиций местной (локал) африканской архитектуры - строение – невысокое, кладка стен – каменная, натуральная, природного цвета.

Окна больницы Opera Village – главный акцент замысла. Они специально сделаны как рамки живописных картин. Через раму каждой такой «картины-окна» – открывается между прочим тщательно продуманный вид на прекрасную, постоянно меняющуюся саванну, которая окружает эту больницу.

Согласитесь – для пациентов видеть родную природу - лучше, чем видеть бетонный двор или глухую стену соседнего здания…

Архитектурный проект «Фабрика колыбельных»

«Фабрика колыбельных» или Lullaby Factory представляет собой систему полых железных труб устрашающего вида, которые как будто бы «облепляют» каменные внутренности, а точнее, – дворик-колодец старого кирпичного дома. В этом лондонском доме, в старинном районе Блумсбери, расположена детская больница Грейт Ормонд Стрит (Great Ormond Street Hospital) .Придумали же эти поющие трубы – дизайнеры из бюро под названием Studio Weave.Эта «музыкальная шкатулка» имеет в высоту целых 32 метра! Конструкция в 10 этажей вся состоит из поющих органных труб и музыкальных рожков.

«Фабрика колыбельных» исполняет действительно – колыбельные мелодии, которые слышны только внутри дома – то есть, маленьким пациентам лондонской детской больницы... У детей теперь есть специальные индивидуальные радиоприёмники в палатах, которые можно настроить на нужную частоту и слушать колыбельные труб... А в общей гостиной стоит самый настоящий «слуховой рожок», отведённый от уличных труб внутрь помещения, чтобы музыка лилась прямо в холл.

Колыбельные мелодии специально для этого архитектурного проекта написала в подарок детям композитор Джессика Карри.

Музыкальный инструмент-монстр (впрочем, очень добрый монстр) выполнен в духе любимого многими стиля - стим-панк. Отличительной чертой стим-панка как раз и является:

    кирпичная кладка заводских и складских помещений «а ля 19 век», расцвет промышленной эры,

    и переплетающиеся между собой железные трубы, часто непонятного назначения – опять же, наследие эпохи индустриализации...Все эти трубы и музыкальные рожки напоминают не только фабричную застройку конца 19 начала 20 века, но и любимого воскресного друга всех «фабричных» – музыкального монстра той эпохи - граммофон!

Так что - архитектурный проект с хорошим вкусом. И проект этот – добрый. Что бывает немного реже у замысловатых дизайнеров.


04.12.2014

Профессиональный набор для создания идей бизнеса

Трендовый продукт 2019. Разработан психологическим центром "1000 идей" совместно с командой бизнес-портала openbusiness.ru.



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.