Авраам. Явление Бога Аврааму в виде трех странников. Свидетельство священного писания о троичности бога

Ветхозаветное явление Троицы произошло около 4 тысяч лет назад. Но сохранился Мамврийский Дуб, под сенью которого отдыхали путники. Когда-то он представлял собою три огромные разделяющиеся ветви. Но после того, когда буря в 1898 году сломала центральную ветвь, дерево скрепили металлическими обручами.

Этот обширный участок земли вблизи г. Хеврона (арабское назв. - Халиль) был приобретен у мусульман собирателем Русской Палестины, начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандритом Антонином (Капустиным) в 1868 году. После этого Дуб постепенно начал сохнуть, так как благочестивые паломники отрывали на память куски коры и ветви. Чтобы это пресечь, вокруг Дуба выстроили железную решетку с запирающейся дверью.

Хотя Мамврийский Дуб и находится на русском участке, он принадлежит мусульманской семье, и право владения передается от отца к сыну. Нас, как и все прочие паломнические группы из России, дружелюбно встречал нынешний владелец святыни, пожилой шейх по имени Январь со своим многочисленным потомством. Его большое семейство (несколько жен и около 20 детей) кормятся тем, что он продает паломникам отпавшие кусочки коры и желуди. Также многие купили открытку с фотографией Дуба примерно 60-летней давности, на которой семья шейха пасет овец возле Дуба, а самому Январю там всего 4 года. На фотографии у Дуба зеленела одна ветвь, а сейчас он полностью высох.

По преданию, которое бытует на святой Земле, конец мира настанет тогда, когда высохнет активно мелеющее Мертвое море, когда в Великую Субботу на Гроб Господень не сойдет Благодатный Огонь, и когда засохнет Мамврийский Дуб. Дуб засох, но в нескольких метрах от него растут примерно два двухсотлетних дубка, их назвали Авраам и Сарра. А у подножия дерева пошел в рост совсем молодой дубок, который также имеет три разделяющиеся ветви. Вокруг ограды растет целая роща таких дубов. Они не похожи на наши, имеют острые резные листья и крупные желуди с шиповатой шляпкой. Этот вид называется «теревинф» или палестинский дуб.

В городе Хевроне находятся почитаемые могилы праотцев: Авраама, Сарры, Исаака, Иакова, Иосифа. Также Хеврон считается центром ислама на Святой Земле. На русском участке в 1911 году был построен православный храм, единственный в этом городе. Древние византийские христианские постройки в Хевроне не сохранились, они были разрушены, либо перестроены мусульманами.

Прекрасный храм из белого камня с золотыми куполами был освящен только в 1925 году. Он вместе с русским участком вошел в юрисдикцию РПЦЗ, служба там не прекращалась. Храм - трехпрестольный. Центральный престол был освящен в честь свв. Праотцев, правый - во имя пресвятой Троицы, а левый - во имя свт. Николая, Мирликийского Чудотворца. В храме нас встретил единственный монах по имени Авраам, родом из Москвы. Гостеприимные хозяева напоили нас чаем в трапезной, и мы почувствовали себя как дома, в России.

Неподалеку от храма русские археологи нашли погребальную пещеру времен Спасителя, спустившись в которую, мы смогли лучше представить события, связанные с погребением Господа нашего Иисуса Христа.

В календаре Святыни Святой Земли читаем: «16 июня 1997 года в Духов день участок посетил Святейший Патриарх Алексий II. Через две недели после этого события, 5 июля 1997 г., власти палестинской автономии передали участок в ведение начальника РДМ Московской Патриархии. Вскоре после этих событий в храме замироточили икона Божией Матери «Скоропослушница», Крест-Распятие и Плащаница Спасителя».

[Мк.1:10-11] "И когда выходил из воды, тотчас увидел [Иоанн] разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение".

Православная Богослужебная традиция видит в Крещении Господа Иисуса Христа явление Святой Троицы: Бог Отец - голосом с неба, Бог Сын крещением от Иоанна, Бог Дух Святой сошествием в виде голубя.

[Мф.28:19] "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа"

Примечательно в этом месте то, что названные Лица Пресвятой Троицы объединены одним именем. Спаситель призывает крестить "во имя", единственное число, тогда как Имён Три.

"Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь".

В этом месте мы также видим именование всех Лиц Святой Троицы.

Явление Аврааму

Особого внимания заслуживает библейское повествование о явлении Аврааму Бога в виде трёх путников. Хотя Тайна Божественного Триединства была сокрыта от человечества до времени пришествия в мир Господа Иисуса Христа, мы, обладая Новозаветным Откровением, не можем не увидеть здесь первое указание на троичность Лиц в Боге

[Быт.18:1-3] "И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего "

Явление Аврааму Бога в виде трёх путников указывает на Тайну Троицы во-первых числом путников, три, а во вторых тем, что Авраам, обращаясь к одному, имеет в виду трёх.

По мнению святителя Иоанна Златоуста, Авраам обращался к одному из путников, видя в нём главного. Полное собрание творений святого отца нашего Иоанна Златоуста. Том 4. Книга 1. Беседы на книгу Бытия. Беседа 41. С-Петербург 1898г. С.449. Преподобный Ефрем Сирин объясняет обращение Авраама только к одному из путников свидетельством того, что в нём он узнал Бога. Преподобный Ефрем Сирин. Толкования на Священное Писание. На книгу Бытия. Глава 18. http://azbyka.ru/otechnik/?Efrem_Sirin/tolk_01=18 Всё это ничуть не умаляет значения для нас данного отрывка, прооброзавательный смысл которого понять стало возможно лишь после получения Новозаветного Откровения.

Относительно того, кто явился Аврааму в виде путников, существуют разные мнения. Святитель Филарет Московский пишет: "Святый Амвросий полагает, что то были три лица Св. Троицы. Блаженный Августин не сомневается, что то были три Ангела сотворенные, в которых Бог присутствовал и познан был только как в своих пророках. Св. Иустин, Ириней, Тертуллиан и Златоуст признают в числе трёх двух Ангелов сотворенных и второе Лице Святой Троицы". Святитель Филарет митрополит Московский и Коломенский. Толкование на книгу Бытия. С. Москва 2004г. 405.

Уместно будет добавить мнение протоиерея Сергия Булгакова, который считает, что с Авраамом говорил Сам Бог, но посредством одного из ангелов, которого Он использовал как инструмент. Отличие заключается в том, что ангел говорит не от имении Бога, как говорят пророки, а Господь говорит устами ангела. Такое Богообщение отец Сергий называет теофанической ангелофанией.

Еврейские толкователи разделяют Богоявление и явление ангелов на два самостоятельных события, хотя и произошедших в одно время. Согласно их комментариям сначала Авраама посетил Бог, а правильнее сказать невидимая Шехина, Божественное присутствие, а затем Авраам увидел трёх ангелов, Михаэля, Гавриэля и Рафаэля, в виде путников, имевших каждый свою миссию, которых и угощал. При этом слова из 3 стиха, [Быт.18:3] "и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего" , Авраам сначала обращал к Шехине, а затем к ангелам.

Преподобный Ефрем Сирин считает, что Бог сначала невидимо посетил Авраама, а затем, на малое время оставив его, чуть позже явился видимым образом в одном из путников. При этом преподобный Ефрем полагает, что Авраам узнал Бога в одном из путников, этим он объясняет обращение Авраама только к одному из них.

Большинство христианских толкователей считают, что слова "Господь явился Аврааму у дубравы Мамре..." (ст.1), надо рассматривать как введение в последующее повествование, а не самостоятельное событие, как видят это преподобный Ефрем и иудейские толкователи. Святитель Филарет пишет: "Писатель находит нужным предварить читателя, что здесь повествуется о явлении Самого Бога, поелику в последующем сказании представляются сперва три мужа, потом, в тех же самых лицах, Господь и два Ангела (XIX.1), и потому можно было бы сомневаться, кто посетил Авраама". Святитель Филарет митрополит Московский и Коломенский. Толкование на книгу Бытия. Москва 2004г. С. 404.

Итак, мы имеем следующие мнения:

  • 1. Аврааму явились три Лица Святой Троицы;
  • 2. сотворённые ангелы, через которых с Авраамом общался Господь, как через пророков;
  • 3. два ангела и Господь в виде путников, или три ангела в виде путников, посредством одного из которых с Авраамом общался Господь;
  • 4. Бог (Шехина) и три ангела, имевшие каждый свою миссию.

На мой взгляд, наиболее вероятным представляется третий вариант.

Против первого варианта говорит тот факт, что только двое из трёх путников пришли в Содом, тогда как Авраам "еще стоял пред лицем Господа" [Быт.18:22] . На то, что пришедшие в Содом ангелы в начале 19 главы были именно теми путниками, которых угощал Авраам, указывает употребление артикля. В Быт. 19:1 со словом ангелы (оЗмАаИкА) употреблён определённый артикль д, что позволяет связать трёх ангелов, явившихся Аврааму, с двумя, пришедшими в Содом. Дело в том, что определённый артикль служит для указания имени:

  • * уже известного заранее или ранее употреблённого;
  • * единственного в своём роде;
  • * употреблённого в ед. ч. в собирательном значении Практически курс древнееврейского языка Ветхого Завета первый год обучения. Москва 1996. С.39..

Против второго мнения говорит факт отсутствия вводных слов, которые всегда присутствуют перед произносимыми пророчествами, если они возвещаются через пророков, таких как "так говорит Господь".

Третий вариант представляется наиболее вероятным по следующим причинам:

  • 1. в 9 стихе, когда мужи спросили Авраама о Сарре, Моисей слово "сказали" употребил во множественном числе, а в 10 стихе обетование о рождении сына, и обещание в это время быть снова у Авраама произносит один путник, в этом стихе слово "сказал" употреблено в единственном числе, при чём слова обетования Сарра слышала, следовательно, они были произнесены путником, а не невидимой Шехиной. В 13 и 14 стихах путник, возвестивший обетование, уже прямо назван Иеговой (йдед ). В этих стихах Господь обличает Сарру и повторяет только что произнесённое обетование: [Быт.18:13-14] "И сказал Господь (йдед) Аврааму: отчего это рассмеялась Сарра, сказав: "неужели я действительно могу родить, когда я состарилась"? Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и у Сарры [будет] сын?" .То, что и второе обетование Сарра слышала, подтверждается 15 стихом: [Быт.18:15] "Сарра же не призналась, а сказала: я не смеялась. Ибо она испугалась. Но Он сказал: нет, ты рассмеялась". Иудейские толкователи пытаются представить дело так, будто Сарру обличил Авраам, а не Господь в виде путника, однако контекст повествования не даёт к подобному толкованию решительно никаких оснований. То, что обетование возвещает только один путник, который в библейском тексте прямо назван Иеговой (йдед ) свидетельствует вы пользу 3 варианта.
  • 2. Провожая путников, Авраам говорил с Господом. Более того, 22 стих повествует: [Быт.18:22] "И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа". Как известно из последующего повествования, до Содома дошли только два ангела. Как уже было показано выше, ангелы, пришедшие в Содом, были именно теми путниками, которых принимал Авраам. Совершенно логично сделать вывод, что в виде третьего путника Аврааму явился Господь, "перед лицем" Которого Авраам и стоял, в то время как два ангела направились в Содом.

Иудеи считают, что Аврааму в виде трёх путников явились три ангела: Михаэль, Гавриэль и Рафаэль, а в тех местах, где Библия указывает на то, что Авраам говорит с Богом, Авраам разговаривал с Шехиной. По мнению иудейских толкователей, третий ангел просто не пошёл в Содом, т.к. его миссия закончилась. Иудеи полагают, что у каждого из трёх ангелов была своя миссия: один должен был возвестить обетование, второй спасти Лота с семьёй, а третий уничтожить развратные города. Однако такое толкование не выглядит убедительным, поскольку из дальнейшего повествования мы видим, что 1. разрушить города ангелы планируют вместе: [Быт.19:13] "ибо мы истребим сие место, потому что велик вопль на жителей его к Господу, и Господь послал нас истребить его", в этом стихе употреблено местоимение первого лица множественного числа аВрзАреМ , 2. в эвакуации семьи Лота принимали участие оба ангела: "[Быт.19:15-17] Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города. И как он медлил, то мужи те, по милости к нему Господней, взяли за руку его и жену его, и двух дочерей его, и вывели его и поставили его вне города. Когда же вывели их вон, [то один из них] сказал: спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть".

Также иудейское толкование не объясняет, зачем к Аврааму приходили те два ангела, миссия которых его не касалась.

И, наконец, не понятен смысл обещания ангела-путника быть у Авраама во время рождения его сына: [Быт.18:10] "И сказал [один из них]: Я опять буду у тебя в это же время, и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его". В 21 главе Бытия мы видим исполнение обещания: [Быт.21:1-2] "И призрел Господь на Сарру, как сказал; и сделал Господь Сарре, как говорил. Сарра зачала и родила Аврааму сына в старости его во время, о котором говорил ему Бог". Но в этом стихе мы нигде не находим ангела! Неужели он обманул Авраама и не пришёл в назначенный день? Это недоумение разрешается, если принять тот факт, что в виде путника с Авраамом говорил Сам Бог. Такое понимание подтверждается ещё и тем, что Библия связывает рождение ребёнка с посещением Господа: "И посетил Господь Анну, и зачала она и родила еще трех сыновей и двух дочерей; а отрок Самуил возрастал у Господа". Помимо всего прочего, в еврейском толковании библейское повествование о Богоявлении Аврааму как бы распадается на части: Авраам говорит то с Богом, то с ангелами и тут же сразу снова с Богом, провожает ангелов, а разговаривает опять же с Богом. Не всегда понятно, с кем говорит Авраам в тот или иной момент повествования.

Подводя итог, нельзя не согласится с тем, что в Священном Писании мы находим указания на троичность Лиц в Боге. Если в Ветхом Завете такое указание имеет прообразовательный характер, то в Новом все Лица Святой Троицы поименованы.

Сюжет иконы восходит к одному из эпизодов жития преподобного Александра Свирского (1448–1533), основателя и строителя Свято-Троицкого монастыря на реке Свирь в Обонежской пятине Новгорода, великого чудотворца и подвижника, сыгравшего значительную роль в развитии севернорусского монашества. Рано сложившееся представление о преподобном как об идеале монашеского благочестия и духовного подвижничества сказалось в создании вскоре после его кончины жития, написанного по благословению митрополита Макария в 1545 г. учеником и преемником святого игуменом Иродионом (Кочневым), а также изображений Александра Свирского, появившихся еще до его общерусской канонизации на Соборе 1547 г. Это во многом объяснялось пристальным вниманием к его личности сначала великокняжеской, а потом царской семьи, глубоко чтившей старца еще при жизни. Духовный авторитет Александра Свирского неразрывно соединился с крупнейшей военной и дипломатической победой XVI в. – взятием Казани и переходом Казанского ханства под власть московского царя: первая крупная победа над войсками Епанчи 30 августа 1552 г. совпала с днем памяти недавно канонизированного святого. Первый в столице престол в его честь в храме Покрова на Рву был освящен через два года; к тому же времени относится создание огромной житийной иконы Александра Свирского для Успенского собора Московского Кремля (ГММК. Инв. № 1149 соб.), среди ста двадцати девяти клейм которой три (55–57) посвящены явлению чудотворцу Святой Троицы.

Свирский пустынник единственный среди всех православных святых сподобился, подобно ветхозаветному праотцу Аврааму, явления Бога в виде трех ангелов, что не могло не получить широкого отражения в русской иконографии. Видению «Святыя Троицы, еже преподобный виде и слыша… в лето 7016 (1508)», предшествовавшему закладке в основанной им пустыни деревянной церкви Святой Троицы, посвящена отдельная глава жития. Во время ночного бдения и молитвы старца его келья озарилась «невыразимым светом»: «…и зрит три мужа, вшедша к нему, <…> въ одежу белу оболчена чистотою, лепа же зило и освещены славою небесною неисповедимою, и коегождо их жезл в руце своей дръжаща <…> преподобный страхом велиимь одержим <…> и поклонися има до земля. Она же имша и за десную руку, въстависта и глаголюще: “…да съзиждеши церкви, и братию събери, и монастырь съградив, и келии постави, яко благоволившу ми тобою многы душя спасти и в разум истинный привести”. Преподобному же на земли лежащу и сиа глаголющу, и пакы же имша и за десницу, въстависта его, глаголющи: “Стани на ногу своею… да въздвигнеши церкви въ имя Отца и Сына и Святаго Духа, неразделимыа Троица”». Яркий и выразительный текст видения, часто в житии сопровождаемый миниатюрой, послужил основой самостоятельных иконных изображений «Александрова видения», иконография которых сложилась уже в середине XVI в. и впоследствии оставалась неизменной.

В соответствии с житием святой изображен на иконе упавшим ниц у дверей бревенчатой кельи. Явившиеся ему с повелением «съградить» монастырь три ангела с посохами «въ одежу белу оболчена чистотою, лепа же зило», один из них держит старца за десницу, «въстависта его», другие благословляют отшельника. Пустынность места подчеркивают гористый пейзаж и лес на заднем плане. Помимо публикуемой известны еще три пядничные иконы последней трети XVII в., точно повторяющие ту же композиционную схему. Однако самым ранним среди дошедших до нас является образ Музея русской иконы, ярко передающий текст самого видения. Особенности живописного языка позволяют связывать памятник с работой московского мастера второй четверти XVII столетия, когда иконы «Явление Троицы» приобрели наравне с изображением основателя Свирской пустыни характер подносных или раздаточных образов, которые писались для продажи многочисленным богомольцам, как в самом монастыре, так и по его заказу в Новгороде, Москве и других местах. Дорогие, богато украшенные окладами иконы с таким сюжетом дарили знатным паломникам, отвозили в столицу – царям и патриархам, в Новгород – архиепископам. Одной из таких икон, видимо, и является публикуемая; о длительном ее почитании свидетельствуют следы многочисленных реставраций и поновлений. Создание памятника приходится на время новой волны прославления в Москве чудотворца, нетленные мощи которого были в 1641 г. обретены, а в 1644 г. переложены в новую серебряную раку, созданную кремлевскими мастерами и пожертвованную в монастырь царем Михаилом Феодоровичем. Возможно, именно с этими событиями связано написание публикуемого образа, сохранявшего для одного из знатных паломников память о преподобном и созданной им Троицкой обители. Ко второй четверти столетия храм Святой Троицы уже украшало несколько икон «чюдотворца Александра в молении», в том числе и «большая пядница, обложена серебром басемным золоченым». Следует отметить и некоторую схожесть стиля с ярославской живописью этого времени, сказавшуюся в приемах личнóго письма, исполнения горок, чащи и ангельских одежд. Это заставляет вспомнить о том, что именно в Ярославле в начале XVIII в. была создана уникальная житийная икона Александра Свирского, в среднике которой представлен не традиционный образ святого, а явление ему Святой Троицы.

Дважды за всю историю человечества открывался Троичный телесному человеческому взору – первый раз святому Аврааму у Мамврийского дуба, знаменуя великое милосердие Божие к роду человеческому; второй раз – на русской земле святому преподобному . Что значило это явление новозаветному святому – не будем дерзать отвечать. Только будем стремиться почтить эту землю, тот монастырь, который был воздвигнут на севере русской земли по велению Бога-Троицы и самого «новозаветного Авраама» – преподобного отца нашего и чудотворца Александра.

Преподобный Александр – один из немногих русских святых, который был канонизирован вскоре после своей праведной кончины – а именно через 14 лет. Живы были еще его ученики и многие его почитатели, поэтому Житие преподобного Александра было написано, что называется, «по горячим следам» и отличается особой достоверностью, в нем нет «благочестивых схем», оно отражает неповторимый лик святости «всея России чудотворца Александра».

Краткое житие преподобного Александра Свирского чудотворца.

Составил монах Афанасий. 1905 г. Июля 12 дня. Александро-Свирский монастырь Олонецкой губернии.

После подтверждения завета с Богом Авраам становится «другом Божиим» и живет в постоянном и тесном общении с Ним. Но в то время, как возрастала и крепла вера и благочестие избранного патриарха, возрастало и усиливалось безверие и нечестие тех беззаконных городов, среди которых обитал его племянник Лот. Быстро переполняя чашу своего беззакония, они в конце концов навлекли на себя страшный гнев Божий. Наказание этих городов произошло сразу же после шестого богоявления Аврааму.

Это богоявление было необыкновенным. Господь явился Аврааму с двумя Ангелами в образе человеческом. Однажды в знойный день Авраам сидел при входе в свой шатер у дубравы Мамре, и вдруг он увидел, что перед ним поодаль стоят три странника. Гостеприимный Авраам тотчас побежал к ним навстречу, поклонился до земли и сказал, обращаясь к одному из них: «Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохнете под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]…» (Быт. 18:3–5). Странники приняли приглашение гостеприимного патриарха. Авраам быстро приготовил им трапезу и стал их угощать.

Насытившись, гости спросили Авраама: «Где Сарра, жена твоя?» - «Здесь, в шатре» , - ответил Патриарх. Тогда самый почтенный из путников сказал: «Я опять буду у тебя в это же время [в следующем году], и будет сын у Сарры, жены твоей» (Быт. 18:9–10). Сарра в шатре услышала эти слова, но, поскольку она была в очень преклонном возрасте, предсказание показалось ей невероятным. Она не могла удержаться от смеха, подумав: «Мне ли, когда состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар» . Таинственный всевидящий гость увидел ее внутренний смех и сказал с укоризною Аврааму: «Отчего это… рассмеялась Сарра, сказав: «неужели я могу действительно родить, когда я состарилась?» Есть ли что трудное для Господа ?» (Быт. 18:13–14).

Вскоре путники поднялись и пошли по направлению к Содому. Авраам решил проводить своих дорогих гостей, так как од уже догадался, что принимал у себя Господа и двух Ангелов. По дороге он также узнал, что Господь идет в Содом и Гоморру, чтобы покарать их за беззаконие и нечестие. Это показалось Аврааму несовместимым с понятием о справедливости. Он спросил у Господа: «Неужели Ты погубишь праведного с нечестивыми? Если в Содоме найдется пятьдесят праведников, справедливо ли, чтобы они погибли с грешниками?» Господь ответил, что он пощадит город, если там окажется хотя бы десяток праведников. Этим Господь дал понять Аврааму, что праведники имеют великое дерзновение ходатайствовать перед Богом за грешников. Проводив гостей, Авраам с грустью возвратился в свой шатер, а два Ангела по повелению Божию направились по дороге в Содом.

Уже наступил вечер, когда небесных посланцев встретил Лот у ворот своего города. Он поклонился путникам и пригласил их в свой дом, но незнакомцы стали отказываться. Однако Лот настаивал, и они согласились воспользоваться его гостеприимством. Но едва успели гости войти, как дом Лота окружили развращенные жители Содома и громкими криками требовали выдать им пришельцев, чтобы надругаться над ними. Лот считал своим священным долгом защитить гостей, находящихся под его кровом. Так повелевал закон гостеприимства, унаследованный им от отцов. Поэтому он вышел на улицу, предусмотрительно заперев за собой дверь, и умолял своих сограждан не обижать пришельцев. «Вот у меня две дочери , - воскликнул он в отчаянии, - которые еще не познали мужа, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего худого, так как пришли под кров дома моего» (Быт. 19:8–9). Но толпа осталась глухой к мольбам Лота. Более того, его схватили и обязательно убили бы, если бы Ангелы в последнюю минуту не ввели его обратно в дом. Тогда разъяренная толпа пыталась выломать двери. Но Ангелы поразили слепотой всех мужчин, бесчинствующих у дома. Вскоре у дома Лота восстановилось спокойствие, и тогда гости открыли хозяину, кто они такие и с какой целью пришли в Содом. Они повелели Лоту, захватив с собой жену, обеих дочерей, всех своих родственников, немедленно покинуть город, обреченный на погибель.

Уже наступил рассвет, а Лот все медлил исполнить повеление Ангелов. Тогда Ангелы насильно вывели Лота, его жену и двух дочерей за город и велели им без оглядки бежать и спасаться в горах. Лот страшно испугался и, полагая, что не успеет укрыться в горах, с разрешения Ангелов побежал в маленький город Сигор, который ради него был пощажен от разрушения. Беглецы были уже в местечке Сигор, когда услышали позади себя Оглушительный грохот. На Содом, Гоморру и их окрестности обрушился ливень серы и огня. Вся земля сотрясалась, а города обратились в груды дымящихся развалин. Никто из нечестивых горожан не спасся. Но жена Лота нарушила запрет Ангелов, оглянулась и сразу превратилась в соляной столб. Такое наказание постигло жену Лота за то, что, оглянувшись и увидев страшное бедствие, она в сердце своем осудила Господа. Вскоре над Содомом и Гоморрой воцарилось молчание смерти. На месте этих городов впоследствии образовалось Мертвое море.



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.