28 июля православный. Православные церковные праздники июля. Равноапостольный великий князь Владимир, нареченный во святом крещении Василием

В 969 году князь Святослав распределил уделы между своими сыновьями. Киев достался Ярополку, земля древлян - Олегу. В это же время к князю пришли новгородцы и, по совету Добрыни, стали просить себе в правление князя Владимира. Так, будучи ребенком, Владимир стал правителем новгородских земель. В 972 году Святослав погибает, и его сыновья начинают воевать за земли. В итоге Ярополк убивает Олега. Владимир в это время уезжает в Скандинавию и хочет собрать наемное войско, чтобы идти на Киев. Предатель приводит Ярополка к Владимиру, и тот решается на убийство брата. С этого момента и начинается эпоха правления Владимира.

Владимир

Говоря о том, какой праздник отмечается 28 июля, надо добавить, что до того, как князь Владимир принял христианство, в летописях его описывали как злопамятного и жестокого правителя, убежденного язычника. На киевских горах в то время стояли языческие идолы, которым требовались человеческие жертвы.

Вызов язычеству бросили христиане-варяги Феодор и его сын Иоанн, они стали первыми христианскими мучениками на Руси, так как не захотели приносить жертву идолу.

И тогда князь впервые задумался об истинности его веры. Владимир заботился о мощи государства и совершал военные походы. Он присоединял другие земли, хотел внести что-то новое и провел языческую реформу, объединив языческих богов на установленном им самим пантеоне. Это стало его первой ступенькой в поисках истины.

Философ

Сильное впечатление на князя произвел посетивший его тогда греческий философ, который рассказал ему о православии. И тогда Владимир отправляет своих посланников в разные земли, чтобы они собственными глазами увидели красоту той или иной веры, сравнили и по приезду рассказали обо всем, что видели. По истечении определенного времени посланники начали возвращаться. Рассказ о торжественности службы, пениях и великолепии храма св. Софии и патриаршем служении тронул до глубины души.

Посланники произнесли фразу о том, что во время службы они не знали, где находятся - на небе или на земле! Бояре заметили, что ведь и княгиня Ольга приняла христианство, а они считали ее мудрейшей из всех женщин.

Крещение

Крещение Владимира было связано с завоеванием города Херсонес. Он дал обет после победы креститься. Однако не сильно торопился с этим вопросом. Из Херсонеса он посылает послов в Константинополь к императору Василию и Константину, чтобы те отдали ему в жены их сестру Анну. Но те ответили, что только за христианина может выйти замуж их сестра. Когда приехала к нему царевна Анна со своей свитой и священниками, князь внезапно ослеп. Царевна, чтобы исцелить недуг, просит его поскорее креститься. В 988 году Владимир крестился и получил имя Василий. Из купели он вышел исцелившимся от физического недуга и прозрел духовно. Он воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога».

Народ

И вот отсюда начинается самое главное событие для Руси - крещение народа. Сначала крестились все дети Владимира, затем бояре и народ. Князь начинает беспощадную борьбу с языческими идолами. Перуна - главного языческого идола - привязали к конскому хвосту, дотащили до Днепра и кинули в воду, да так, чтобы никто его не смог снова найти и забрать.

А приехавшие с царевной Анной священники начинают рассказывать по Руси о спасителе мира - Иисусе Христе.

Потом был назначен день, когда все жители Киева должны будут собраться на берегу Днепра для совершения обряда крещения.

Был и князь, который благодарил Господа за Его великие к его народу милости. Люди заходили в воду, а священники читали над ними молитвы.

Распространение христианства по Руси

В заключении изучения вопроса о том, какой праздник 28 июля по церковному календарю, надо сказать, что за Киевом христианство принимают Новгород, Муром, Ростов, Суздальский край, Луцк, Псков, Смоленск… Дети князя, которым были отделены их уделы, тоже крестили людей в своих землях.

Христианская вера в основном распространялась успешно, так как проповеди и беседы велись мирно и на понятном людям языке благодаря Кириллу и Мефодию. Хотя бывало по-разному.

К X-XIII векам православную веру принимают и другие народы, соседствующие с Киевской Русью. А в Киеве на месте, где стоял языческий идол, была построена церковь святого Василия - небесного покровителя киевского князя. Немного позже был построен храм Пресвятой Богородицы (Десятинная). С ее появлением будет связана важная административная реформа - установление церковной десятины.

Святые мученики

28 июля - церковный православный праздник святых мучеников Иулитты (Улиты) и Кирика, которые приняли мученическую смерть при императоре Диоклетиане (конец III - начало IV века). Иуллита была вдовой из богатого рода. Кирик был ее сыном. Во времена яростных гонений на христиан она оставила свой дом и имущество, вместе с трехлетним сыном и двумя рабынями ушла в другой город, где стала бродяжничать, как нищенка. Но однажды ее узнали, отвели к правителю и стали требовать отречения от веры. Но Иулитта и слышать об этом не хотела. Тогда ее стали бить плетками и отобрали сына.

Мальчик расплакался, увидев, как пытают его мать. Правитель хотел приласкать малыша, но тот сказал, что он тоже христианин и захотел, чтобы его отпустили к матери. Тогда правитель сбросил его со своего каменного помоста. А Иулитту сначала зверски били, а потом отрубили ей голову.

Святые мощи этих мучеников были обретены при правителе Константине Великом, одна из рабынь показала, где были похоронены их тела.


Праздник: 28 июля, традиции

Старообрядцы тоже почитают этих святых. По народной традиции этот праздник считается серединой лета, и именно в этот день солнце светит особенно ярко.

В заключение исследования вопроса о том, какой праздник 28 июля по церковному календарю, надо особо заметить, что женщины любили отмечать день матушки Улиты больше всего. Они называли эту святую своею заступницей. Им полагалось как можно лучше отдохнуть. Считалось, что в этот день лучше в поле не выходить, так как там в это время гуляет нечистая сила. В народе ходила молва, что тот, кто будет жать в это время, может увидеть дурное предзнаменование, которое может сбыться. Логично это объясняют тем, что в этот день зачастую идет сильный дождь, поэтому делать в это время на огороде нечего.

Кирики - всегда мокродырики. Так говорили крестьяне. Но и дома всегда было полно работы для всех. Детей тоже очень рано приучали к труду. И они становились надежной опорой для своих матерей, как святой Кирик для Иулитты.

Православный церковный календарь в июле содержит в себе такие замечательные даты, что нам остается только молиться нашим святым, чтобы они помогали нам в наших испытаниях, посланных нам самим Господом.

28 июля отмечается 2 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Год рождения князя Владимира неизвестен, (историки считают, что это примерно 960-й год). Согласно источникам XVI века, родился он в селе Булутине, куда его бабка, княгиня Ольга, сослала его мать, которая, по версии некоторых исследователей, будучи христианкой (она была раздатчицей милостыни, а это - занятие христианки), нарушила со Святославом заповедь «не прелюбодействуй». Внука Ольга взяла к себе в Киев.

Среди сыновей великого князя Святослава Владимир, по «Повести временных лет», он был третьим после Ярополка и Олега. В 970 году, отправляясь в очередной военный поход на Византию, отец поставил его, совсем еще мальчика, князем в Новгороде. А киевским князем после смерти отца в 972 году стал Ярополк. Потом, как это практически всегда бывало в те времена, у братьев началась затяжная война за Киевский престол, закончившаяся, по летописям в 980 году (по житию, составленному во второй половине XI века монахом Иаковом, - в 978-м) победой Владимира.

Есть косвенные сведения о симпатиях князя Ярополка к христианству, поэтому вполне объяснимо, что при его победившем сопернике на христиан в Киеве начались гонения.

В арабских и персидских источниках сохранились сведения о русском посольстве в Хорезм, прибывшем, чтобы обсудить нюансы, связанные с принятием ислама.

Однако, согласно летописи, в 987 году Владимир на совете бояр принял решение о крещении «по закону греческому». Через год, после того как киевский князь отбил у византийцев Корсунь (Херсонес - Херсонесское городище на территории современного Севастополя), на мирных переговорах с императорами Василием II и Константином VIII Владимир предложил вернуть город, если они отдадут ему в жены свою сестру Анну, а те, в свою очередь, поставили ему условие - креститься. Владимир вместе с дружиной крестился, после чего обвенчался с Анной, вернулся в Киев и велел уничтожить языческие идолы и крестить народ.

Правда, по более раннему источнику - житию, составленному монахом Иаковом - крестился князь в 998 году, а Корсунь взял и женился на сестре императоров через три года. Впрочем, о том, что детали хронологии этих событий не сохранились, еще в начале XI века предупреждал летописец в «Повести временных лет». Поэтому датой крещения Руси традиционно считается летописный 988 год.

В Киеве крещение народа прошло сравнительно мирно, в Новгороде пришлось силой подавлять бунты, в Ростово-Суздальской земле христиане оставались меньшинством и после Владимира. Но Русь стала Киевской митрополией Константинопольского патриархата с епархиями в Новгороде, Белгороде Киевском, Переславле и Чернигове.

Началось распространение грамотности – вначале практически насильно, как при Петре I, детей отдавали в ученье византийцам и болгарам, а через поколение на Руси уже появились свои писатели, такие как митрополит Илларион, автор «Слова о законе и благодати».
При князе Владимире на Руси началось масштабное каменное строительство.

Скончался князь от болезни в своей загородной резиденции Берестове 15 июля (28 июля по новому стилю) 1015 года и был похоронен рядом с женой в Киевской Десятинной церкви, разрушенной монголами в 1240 году.

Точных данных о начале церковного почитания князя Владимира нет. Возможно, сначала его поминали вместе с сыновьями - святыми Борисом и Глебом.

Первые надежные сведения об официальном почитании святого равноапостольного князя Владимира относятся к XIV веку. По одной из гипотез, канонизация состоялась во второй половине XIII века. А в 1635 году при митрополите Киевском Петре Могиле во время раскопок Десятинной церкви были обнаружены его мощи.

А поскольку князь Владимир жил до раскола христианской церкви, его почитают не только православные, но и католики, особенно российские и украинские.

Святая Иулитта жила на рубеже III–IV веков. Она происходила из благородной иконийской семьи. Приняв святое крещение, она обрела истинное благородство, которое дарует Святой Дух. Святая Иулитта овдовела и отказалась от второго брака, чтобы жить в благочестии и богоугодных делах вместе с трехлетним сыном Кириком (Киром).

В начале IV века император Диоклетиан издал указ, предписывавший преследовать всех христиан, и правитель Ликаонии Дометиан начал ревностно исполнять волю императора (304). Святая Иулитта укрылась от гонений в Селевкии, предпочтя отказаться от всех своих богатств и нести тяготы изгнания, нежели отречься от Христа. Но в этом городе царило еще большее смятение. Посланец императора Александр наводил ужас на население, подвергая пыткам и беспощадно предавая смерти всех, кто не подчинялся указу. Спасаясь от его гнева, святая отправилась в киликийский город Тарс вместе с сыном и двумя служанками.

Однако святая Иулитта вновь столкнулась с этим мучителем. Он опередил ее и здесь, продолжал расправу над христианами. Когда Александру донесли, что в городе находится знатная беженка, он приказал задержать ее и привести к себе на суд вместе с ребенком. Служанки сумели ускользнуть и издали следили за происходящим. Когда Иулитту спросили о ее имени и звании, она ответила просто: «Я христианка». Разгневанный правитель велел подвергнуть ее пыткам.

Палачи связали святую Иулитту и стали бичевать бычьими жилами. Плачущего младенца в это время, оторвав от матери, принесли Александру. Он взял его на руки, посадил на колени, погладил по голове и попытался поцеловать, говоря приятным голосом:

«Оставь эту ведьму и иди ко мне, твоему отцу. Я тебя сделаю своим сыном и наследником всех моих богатств, и у тебя будет сладкая, беззаботная жизнь».

С виду слабый ребенок в действительности обнаружил мудрость старца. Кирик посмотрел на мать, претерпевавшую мучения, и дал отпор тирану, царапая его и ударяя кулачками. Он вскричал: «Я тоже христианин!» – и ударил правителя ногой в бок так, что тот застонал от боли. Тогда притворная доброта обернулась яростью. Александр схватил ребенка за ногу и со всей силы ударил о ступени каменной лестницы, которая вела к его трону, разбив Кирику голову. Святой младенец тотчас предал Богу душу, освящая землю своей кровью и унося на небеса венец мужественных подвижников благочестия.

Тогда Иулитта исполнилась божественной радости и возблагодарила Господа за то, что Он таким образом отверз ее сыну врата вечной славы. Вновь приведенная к разъяренному правителю, она заявила, что никакие мучения не смогут победить ее любовь к Богу и что, напротив, страдания позволят ей поскорее присоединиться к дорогому сыну. Тогда Александр приказал вздернуть святую Иулитту на дыбу и терзать ее тело железными крючьями, а затем лить кипящую смолу, сообщает портал Ros-Registr. Несмотря на боль, мученица продолжала исповедовать веру в Святую Троицу и добавила:

«Я спешу присоединиться к сыну, чтобы вместе с ним наслаждаться блаженством Царства Небесного!»

Видя, что его усилия бесполезны, Александр приказал обезглавить святую Иулитту. Когда ее привели на место казни за городскими стенами, она попросила у палачей минутную отсрочку, чтобы помолиться. Пав на колени, святая Иулитта возблагодарила Бога за то, что Он удостоил ее войти в брачный чертог вместе с разумными девами. Едва она произнесла «Аминь», как палач взмахнул мечом и отрубил ей голову. Тела святых Кирика и Иулитты были брошены в яму вместе с телами преступников. На следующую ночь две служанки пришли забрать святые мощи, которые затем погребли в пещере неподалеку от города.

В царствование Константина, когда воссиял свет благочестия, одна из этих женщин еще была жива. Она рассказала о гробнице святых, и туда устремилось множество христиан, чтобы взять частицы святых мощей, от которых произошло множество исцелений.

-> Мобильная версия

Православные церковные праздники июля

Православный церковный календарь, сегодня праздник:

* Мучеников Кирика и Иулитты, матери его (ок. 305). *** Равноапостольного великого князя Владимира, во святом крещении Василия, Крестителя Руси (1015). Благоверных князя Владимира и княгини Агриппины, Ржевских (XVI)
Мученика Авудима (ок. 284-305); Лоллиана. Благоверного царя Иустиниана II (695). Преподобной Матроны Хиосской (обретение главы). Священномученика Петра диакона (1938).

Равноапостольный великий князь Владимир, нареченный во святом крещении Василием

Князь Владимир до принятия крещения был грубым язычником. Но, ведя распутную, неосознанную жизнь, в 988 году князь принял святое крещение от византийского духовенства. Перед этим событием, в течение нескольких лет, он анализировал, более детально знакомился с мировыми концессиями. Но ислам, иудейство, христианство римского образца, оставило сердце языческого властителя холодным. Только лишь богослужение и обязательство личного преображения, проповедуемое в православии, побудило Владимира покаяться и стать христианином. При крещении Владимир был назван Василием. Вместе с великим князем крестились многие его друзья и соратники по военной и политической службе. Пример князя побудил к принятию христианства и значительную часть граждан Киева. Крещение сопровождалось учреждением церковной иерархии. Русь стала одной из митрополий (Киевской) Константинопольского патриархата. Епархия была создана также в Новгороде, а по некоторым данным - в Белгороде Киевском (не путать с современным Белгородом), Переяславле и Чернигове. Первые надёжные сведения об официальном почитании Владимира как святого равноапостола относятся к 2-й половине XIII века, так как именно этим периодом времени датируется Пролог с вставкой из проложного жития святого Владимира. В 1635 митрополит Киевский Петр Могила обрел мощи Владимира из руин Десятинной церкви, что полагает начало почитанию его останков.

Мученики Кирик и Иулитта

Мученики Кирик и Иулитта пострадали в начале IV в. Чтобы скрыться от гонителей, Иулитта с трехлетним сыном своим Кириком из Иконии, где жила, отправилась в Таре. Но вскоре прибыл сюда правитель Александр для преследования христиан. Иулитта была приведена к нему на суд. Она бесстрашно исповедала себя христианкой, и ее начали жестоко бить.
Тогда Кирик, видя мучения матери, стал плакать. Александр взял на руки Кирика и начал успокаивать ласковыми словами. Но мальчик не перестал плакать и рваться к матери и при этом также назвал себя христианином. Тогда правитель с гневом бросил его на пол и убил. Иулитта, увидев смерть сына, благодарила Бога, что сын ее удостоился пострадать за Христа. Ее же Александр велел повесить, строгать тело острым железом и лить на раны кипящую смолу, наконец, умертвил мечом и тело бросил на съедение псам. Служанки Иулитты похоронили тело мученицы. При императоре Константине оно найдено нетленным и было положено в Софийском храме.

. Равноап. вел. князя Владимира, во Святом Крещении Василия (1015). Собор Киевских святых .
Мч. Авудима (IV).
Сщмч. Петра Троицкого диакона (1938).

Богослужение совершается по уставу великого праздника 2 .

На утрене величание: «Величаем тя, святый равноапостольный великий княже Владимире, и чтим святую память твою, идолы поправшаго и всю Российскую землю Святым Крещением просветившаго».

После литургии совершается молебен по особому чину.

1. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II вместо 36-го зачала Евангелия от Иоанна можно прочесть 55-е зачало Евангелия от Матфея.
2. Согласно решению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 года, в день святого равноапостольного князя Владимира 15/28 июля богослужение следует совершать «по уставу великого праздника». По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, в этот день надлежит ежегодно совершать торжественные богослужения во всех храмах Русской Православной Церкви с совершением по окончании литургии молебна по особому чину (см. в «Богослужебных указаниях»).

Тропарь равноапостольного великого князя Владимира, глас 4: Уподо́бился еси́ купцу́, и́щущему до́браго би́сера,/ славнодержа́вный Влади́мире,/ на высоте́ стола́ седя́ ма́тере градо́в,/ богоспаса́емаго Ки́ева:/ испыту́я же и посыла́я к Ца́рскому гра́ду/ уве́дети правосла́вную ве́ру,/ обре́л еси́ безце́нный би́сер – Христа́,/ избра́вшаго тя, я́ко втора́го Па́вла,/ и оттря́сшаго слепоту́ во святе́й купе́ли,/ душе́вную вку́пе и теле́сную./ Те́мже пра́зднуем твое́ успе́ние,/ лю́дие твои́ су́ще,// моли́ спасти́ся держа́вы твоея́ Росси́йския нача́льником и мно́жеству владо́мых. Кондак равноапостольного великого князя Владимира, глас 8: Подо́бствовав вели́кому апо́столу Па́влу,/ в седи́нах, всесла́вне Влади́мире,/ вся я́ко младе́нческая мудрова́ния, я́же о и́долех тща́ния, оста́вль,/ я́ко муж соверше́нный, украси́лся еси́ Боже́ственнаго Креще́ния багряни́цею,/ и ны́не, Спа́су Христу́ в весе́лии предстоя́,// моли́ спасти́ся держа́вы Росси́йския нача́льником и мно́жеству владо́мых. Величание: Велича́ем тя,/ святы́й равноапо́стольный кня́же Влади́мире,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ и́долы попра́вшаго// и всю Росси́йскую зе́млю Святы́м Креще́нием просвети́вшаго.

Иногда человек, погрязший в грехах, неспособный разобраться в своей жизни, пытается, движимый голосом совести, что-то сделать, помочь самому себе, например неожиданно совершает некое доброе дело, втайне думая: «Сделаю это дело, и забудутся мои грехи; совершу добрый поступок, и вся моя греховная жизнь как бы перечеркнется». Но так не бывает. На поле, заросшем сорняком, злак не вырастет. Что же делать? Вырывать сорняки! Вот этому и посвящается значительная часть духовной борьбы, которую ведет человек. Конечно, сказанное не означает, что добрые дела не нужны. Будет большой ошибкой ждать – мол, сперва все сорняки вырву, а потом и доброе дело сделаю. Добрые дела нужно делать, даже сознавая свою греховность, даже, может быть, не особо надеясь на то, что это непременно и сразу поможет. Все-таки и среди сорняков растут злаки, поэтому доброделание, несомненно, есть некое средство к тому, чтобы расчистить хоть небольшую часть своего внутреннего поля.

Год рождения князя Владимира неизвестен, (историки считают, что это примерно 960-й год). Согласно источникам XVI века, родился он в селе Булутине, куда его бабка, княгиня Ольга, сослала его мать, которая, по версии некоторых исследователей, будучи христианкой (она была раздатчицей милостыни, а это — занятие христианки), нарушила со Святославом заповедь "не прелюбодействуй". Внука Ольга взяла к себе в Киев.

Среди сыновей великого князя Святослава Владимир, по "Повести временных лет", он был третьим после Ярополка и Олега. В 970 году, отправляясь в очередной военный поход на Византию, отец поставил его, совсем еще мальчика, князем в Новгороде. А киевским князем после смерти отца в 972 году стал Ярополк. Потом, как это практически всегда бывало в те времена, у братьев началась затяжная война за Киевский престол, закончившаяся, по летописям в 980 году (по житию, составленному во второй половине XI века монахом Иаковом, — в 978-м) победой Владимира.

Есть косвенные сведения о симпатиях князя Ярополка к христианству, поэтому вполне объяснимо, что при его победившем сопернике на христиан в Киеве начались гонения.

В арабских и персидских источниках сохранились сведения о русском посольстве в Хорезм, прибывшем, чтобы обсудить нюансы, связанные с принятием ислама.

Однако, согласно летописи, в 987 году Владимир на совете бояр принял решение о крещении "по закону греческому". Через год, после того как киевский князь отбил у византийцев Корсунь (Херсонес — Херсонесское городище на территории современного Севастополя), на мирных переговорах с императорами Василием II и Константином VIII Владимир предложил вернуть город, если они отдадут ему в жены свою сестру Анну, а те, в свою очередь, поставили ему условие — креститься. Владимир вместе с дружиной крестился, после чего обвенчался с Анной, вернулся в Киев и велел уничтожить языческие идолы и крестить народ.

Правда, по более раннему источнику — житию, составленному монахом Иаковом — крестился князь в 998 году, а Корсунь взял и женился на сестре императоров через три года. Впрочем, о том, что детали хронологии этих событий не сохранились, еще в начале XI века предупреждал летописец в "Повести временных лет". Поэтому датой крещения Руси традиционно считается летописный 988 год.

В Киеве крещение народа прошло сравнительно мирно, в Новгороде пришлось силой подавлять бунты, в Ростово-Суздальской земле христиане оставались меньшинством и после Владимира. Но Русь стала Киевской митрополией Константинопольского патриархата с епархиями в Новгороде, Белгороде Киевском, Переславле и Чернигове.

Началось распространение грамотности - вначале практически насильно, как при Петре I, детей отдавали в ученье византийцам и болгарам, а через поколение на Руси уже появились свои писатели, такие как митрополит Илларион, автор "Слова о законе и благодати".
При князе Владимире на Руси началось масштабное каменное строительство.

Скончался князь от болезни в своей загородной резиденции Берестове 15 июля (28 июля по новому стилю) 1015 года и был похоронен рядом с женой в Киевской Десятинной церкви, разрушенной монголами в 1240 году.

Точных данных о начале церковного почитания князя Владимира нет. Возможно, сначала его поминали вместе с сыновьями — святыми Борисом и Глебом.

Первые надежные сведения об официальном почитании святого равноапостольного князя Владимира относятся к XIV веку. По одной из гипотез, канонизация состоялась во второй половине XIII века. А в 1635 году при митрополите Киевском Петре Могиле во время раскопок Десятинной церкви были обнаружены его мощи.

А поскольку князь Владимир жил до раскола христианской церкви, его почитают не только православные, но и католики, особенно российские и украинские.



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.