Золотые раритеты шапка мономаха. Происхождение шапки мономаха

Уважаемые посетители! Обращаем ваше внимание на некоторые изменения в режиме работы Музея

В связи с проведением ремонтно-реставрационных работ вход посетителей на территорию Кремля осуществляется через Троицкие ворота, выход - через Спасские и Боровицкие. Проход посетителей в Оружейную палату и выход осуществляется через Боровицкие ворота.

С 1 октября по 15 мая Музеи Московского Кремля переходят на зимний режим работы. Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 10:00 до 17:00. Оружейная палата открыта с 10:00 до 18:00. Продажа билетов в кассах осуществляется с 9:30 до 16:00. Выходной - четверг. Обмен электронных билетов производится в соответствии с условиями Пользовательского соглашения.

С 1 октября по 15 мая экспозиция колокольни "Иван Великий" закрыта для посещения.

С целью обеспечения сохранности памятников при неблагоприятных погодных условиях доступ в некоторые музеи-соборы может быть временно ограничен.

Приносим извинения за доставленные неудобства.

Что собой представляет шапка Мономаха , и какие тайны за ней хранятся? Почему она на протяжении всей истории Российской империи имела такое сакральное значение для русских царей и императоров?

В небольшом сообщении о шапке Мономаха мы постараемся кратко ответить на все эти вопросы. Хотя хранит по этому поводу свою собственную тайну.

Наверняка вы слышали фразу: «Тяжела ты шапка Мономаха». Так вот она напрямую связана с тем, о чем мы сейчас вам расскажем.

Кратко о шапке Мономаха

Итак, шапка Мономаха – это основная регалия или символ русских царей. Что она собой представляет? Если говорить об этом кратко, то она, по сути, является обычным головным убором с остроконечной вершиной.

Разумеется, «обычной» ее можно назвать очень условно, так как она украшена всевозможными драгоценными камнями, жемчугом, рубинами и изумрудами. На самом верху установлен крест, как знак божественного избрания.

Ни для кого не секрет, что на Руси со времен Владимира Крестителя всех правителей называли помазанниками Божиими. Собственно по этой причине на шапке Мономаха и изображен крест.

Шапка Мономаха История

История происхождения шапки Мономаха не имеет однозначной трактовки. Существует несколько мнений историков о том, как возникла эта регалия при российских великих князьях. Мы рассмотрим лишь два основных варианта, так как остальные вообще не выдерживают никакой критики.

Версия первая

Основываясь на различных источниках первая версия свидетельствует о том, что рассматриваемая царская принадлежность является даром Узбек-хана великому князю Юрию Даниловичу или Ивану Калите (два родных брата).

Якобы в качестве московско-ордынского союза она была подарена одному из выше названных князей.

Версия вторая (официальная)

Эта версия считается официальной и в корне отличается от предыдущей. Она возникает буквально сразу после того, как Московское княжество полностью переориентируется с Золотой Орды на Византию.

История происхождения шапки Мономаха выглядит следующим образом. Византийский император Константин IX Мономах преподносит головной убор в качестве дара киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху.

Интересен факт, что сам Владимир Мономах по матери приходился внуком императору Византии, то есть Константину.

Для чего же он сделал такой подарок? Дело в том, что это было символом преемственности власти русских правителей от императоров великой Византии.

Несмотря на красоту данной версии и ее официальный статус, она имеет крайне сомнительную историческую подлинность. Ведь на момент смерти Константина (1055 год) Владимиру было всего лишь 2 года.

Сообщение о шапке Мономаха

Впервые шапка Мономаха упоминается в Летописи, повествующей о поставлении Дмитрия (внука Ивана III) на великое княжение в 1518 г. Согласно легенде византийские императоры послали в Вавилон целую экспедицию. Именно тогда шапка Мономаха была обнаружена среди прочих сокровищ, оставшихся от древнего царя Навуходоносора.

Интересен факт, что великие князья надевали драгоценный головной убор только в тот день, когда происходило торжественное восхождение на престол.

После праздника и соблюдения всех уставов, реликвия пряталась в определенное место, где хранилась со всеми остальными сокровищами правителя. Царь же в дальнейшем пользовался специальным «ежедневным» венцом.

Последний раз шапка Мономаха была использована при восхождении на престол Ивана V. Это случилось в 1682 году. Тогда произошла весьма примечательная история, и обойти стороной этот интересный факт мы не можем.

Дело в том, что Иван V, сын царя Алексея, был законным наследником, однако при этом обладал крайне слабым здоровьем. По некоторым данным он имел слаборазвитую психику, и править страной, разумеется, не мог.

Именно по этой причине вместе с пятнадцатилетним Иваном V был коронован и его младший брат – десятилетний Пётр I, который впоследствии войдет в историю как один из величайших императоров России.

Но как быть в этом случае, ведь шапка Мономаха одна, а венчать на царство нужно двоих? Несмотря на необычайность ситуации, придворная знать не растерялась и приказала изготовить «шапку второго наряда». Она полностью повторяла форму и украшения настоящей регалии, хотя конечно была гораздо менее художественна.

На сегодняшний день шапка Мономаха хранится в Оружейной палате России вместе со своей копией, изготовленной для Петра I. Надо сказать, что официальной цены этому уникальному историческому наследию не дано. Поэтому уверенно можно сказать, что она бесценна.

Тяжела ты шапка Мономаха

А теперь вернемся к той фразе, которую мы упомянули в начале статьи: «Тяжела ты шапка Мономаха». Если привести данные о том, сколько весит этот царский головной убор, то вы подумаете, что поняли суть данной поговорки. Ведь полный вес реликвии составляет целых 993,66 грамма, то есть почти килограмм.

На самом деле значение этого фразеологизма, как правило, используется в переносном смысле. Тяжесть шапки Мономаха обозначает то, что человек, облеченный властью, несет на себе тяжелое бремя ответственности за тех, кто ему подчинен.

В более узком смысле эту фразу можно применить к любому начальнику. Когда люди видят, как характер человека меняется в худшую сторону после того, как его повысили на должности, тогда они со вздохом произносят фразеологизм: «Ох, тяжела ты шапка Мономаха». Значение фразы мы вам рассказали.

Фото шапки Мономаха

Великий князь Владимир II Всеволодович Мономах

Великий князь Владимир II Всеволодович Мономах

Салат Шапка Мономаха Рецепт

Кстати говоря, существует салат, названный в честь описанной нами царской принадлежности. По виду он действительно очень напоминает драгоценную регалию. Любители утверждают, что он такой же вкусный, как и красивый.

Но давайте посмотрим, каков его классический рецепт. Несмотря на громкое название, салат состоит из достаточно простых ингредиентов, а для его приготовления вам не понадобится овладевать супер знаниями в деле кулинарии.

Самое главное помнить, что классический рецепт предполагает обязательное наличие говядины и грецких орехов. Итак, приступаем.

Ингредиенты:

  • головка чеснока;
  • свежий укроп - пучок;
  • 5 картофелин;
  • 300 г. говядины;
  • морковка;
  • 2 свеклы;
  • 4 яйца;
  • 30 г. орехов грецких;
  • 150 г. сыра;
  • майонез;
  • зерна граната.

Приготовление:

  1. Из готовой смеси сформируйте верхушку и посыпьте ее орехами.
  2. Картошку, которая осталась, перемешайте с сыром и зеленью и белком.
  3. Морковку перемешайте с 2 выдавленными дольками чеснока и выложите на желтки, затем сыр, орехи, мясо, зелень. Все слои промазывайте майонезом, чтобы салат лучше пропитался.
  4. После зелени выложите слой желтка, но по диаметру он должен быть меньше предыдущих.
  5. Первый слой 1/3 часть картошки, затем свекла, сыр, говядина, укроп.
  6. На блюдо выложите слоями салат, промазывайте майонезом каждый слой.
  7. Сыр натрите на терке. Свеклу перемешайте с измельченными орехами и двумя раздавленными дольками чеснока.
  8. Яйца отделите на желток и белок, натрите на терке мелко.
  9. Говядину сварите, и порежьте кубиком. Порубите мелко укроп.
  10. Отварите овощи и яйца. Пропустите через терку картофель, морковку и свеклу
  11. Верхушку украсьте зернами граната и узорами из майонеза. Вокруг нижней части посыпьте сыр с орехами, чтобы она была «пушистой».

Можно вырезать из красной луковицы кувшинку, заполнить гранатовыми зернами и положить на середину верхушки. Получится очень красиво.

Как видите, все достаточно просто, так что можете попробовать приготовить это блюдо!

Если Вам понравилось сообщение о шапке Мономаха – поделитесь им в социальных сетях. Будем считать, что мы раскрыли тайну, хотя бы на официальном историческом уровне.

Ну а на счет подписки на сайт мы уже не говорим так как надеемся, что Вы давно это сделали.

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

В русской имперской традиции существовал ритуал венчания на царство. Непременным атрибутом его было надевание царского венца – короны, символа верховной власти. Она передавалась по наследству от одного царя к другому и завещалась старшим сыновьям, начиная от великого московского князя Ивана III. Он венчал на царство короной своего внука Дмитрия, и с этого времени золотая корона, получившая название Шапки Мономаха, стала символом сосредоточенной в Москве высшей государственной власти. Она являлась свидетельством мощи Русского государства, освободившегося к тому времени от так называемого татаро-монгольского ига. Ею венчались на царство все русские цари до Петра I включительно. Последний, провозгласив Россию империей, в 1721 г. ввел новый обряд коронации, в котором Шапку Мономаха не возлагали на голову императора, как это было раньше, а несли впереди торжественной процессии.

Впервые упоминание о Шапке Мономаха встречается в сороковые годы XIV столетия при перечислении оставленного в наследство имущества московского князя Ивана Калиты. При Василии III появляется легенда о том, что шапку в дар киевскому князю Владимиру Мономаху прислал византийский император Константин Мономах, хотя последний умер за пятьдесят лет до того, как Владимир стал князем. Несмотря на это, русская историографическая традиция, начиная с Н.П. Кондакова, придерживалась версии о византийском происхождении данной шапки. Однако позднее это мнение было оспорено А.А. Спицыным, который отнес шапку к монгольскому времени. По мнению американского ученого Г. Вернадского данная легенда появилась для обоснования версии о преемственности власти русских царей от византийских императоров, а не от чингизидов. Он считал, что шапка Мономаха была передана московскому князю Ивану I золотоордынским ханом Узбеком – внуком Менгу-Тимура, праправнуком Бату-хана и прапраправнуком Чингиз-хана. Современный исследователь М.Г. Крамаровский, придерживаясь мнения Спицына, включает шапку в круг золотоордынских памятников ювелирного искусства. Центрами ее производства он считает Крым или поволжские города начала XIV–XV вв.


Анализ археологических и этнографических материалов, характеризующих искусство Крыма, Северного Кавказа, татар Волго-Уральского региона и родственных им тюркских народов (ногайцев, туркмен, чувашей и башкир) позволил дополнить исследования ученых новыми данными и дать собственную версию, проливающую свет на происхождение и принадлежность данной шапки.

Предыдущими исследователями не были приняты во внимание форма и некоторые детали самой шапки, а также письменные источники, раскрывающие ее наследование русскими князьями. Кроме того, было выявлено, что шапка первоначально имела несколько иной облик, и это было учтено нашей атрибуцией.
Опираясь на письменное свидетельство очевидца – барона Сигизмунда Герберштейна, посла германского императора Максимилиана I к русскому царю Василию III, посетившего Москву в 1517 и 1526 гг., нами была выявлена важная деталь – шапка имела золотые подвески, а опушка из собольего меха и крест в ее завершении появились позднее, на что указывали и исследовавшие шапку сотрудники Оружейной палаты.

Как считает ряд исследователей, например М.Г. Крамаровский, к шапке было добавлено навершие, украшенное драгоценными камнями с жемчугом. По мнению А. Спицына, шапка, возможно, первоначально имела крест по типу «короны Джанибека». Однако свидетельство барона не подтверждает данного мнения: «Наша шляпа, на их языке называется шапкой: ее носил Владимир Мономах и оставил ее, украшенную жемчугом, а также нарядно убранную золотыми бляшками, которые, извиваясь кругом, часто колыхались при движении». В позднейшем переводе «Записок» барона, изданного в 1988 г., дается такая интерпретация последней части текста: «...золотыми бляшками, которые колыхались, извиваясь змейками». Таким образом, такая важная часть завершения шапки, как крест, бароном даже не упоминается, что явно свидетельствует об его первоначальном отсутствии. Зато появляется важная деталь – шапка имела золотые подвески, поскольку только они могли колыхаться при движении.

Материалы Симферопольского клада, хранящегося в Историческом музее в Москве, выявили разительное сходство в деталях женского головного убора из клада с навершием шапки. Аналогичное расположение, а также крепление цилиндрического стержня в навершиях обоих уборов, позволяет сделать вывод (в отличие от М. Крамаровского) об изначальной принадлежности навершия, одетого на более поздний колпачок, шапке. В стержень навершия тюркских женских головных уборов вставлялись перья павлина или филина, в шапке Мономаха в него был вставлен крест.

Мотивы орнаментации – лотос, шестиконечная звезда со вписанной в нее цветочной розеткой и без нее, двухполосная плетенка, листовидные в характерной трактовке ограничиваются кругом памятников волжских булгар домонгольского и золотоордынского времени, а также Крыма XIV в.


Мотив лотоса

Встречаются они и на отдельных уникальных произведениях мамлюкского искусства, например на серебряном инкрустированном барабане XV в., и являются присущим для предметов, принадлежащих знатной кипчакской верхушке золотоордынского общества.

Древнейшая часть – тулья шапки – составлена из восьми золотых пластин, каждая из которых напоминает продолговатый равнобедренный треугольник с отсеченной вершиной. По краям пластин имеются отверстия, к которым закреплялась матерчатая основа. Все пластины украшены сложным сканым узором из тончайшей золотой проволоки.

О том, что шапка была создана золотоордынскими ювелирами, имеется ряд неоспоримых свидетельств. Во-первых, характер орнаментации и технология сканого декора. Шапка создана в технике накладной скани и зерни. Причем зернь в одних случаях применяется в абрисах мотива лотоса, который украшает четыре пластины поверх сканой проволоки. Из них центральная – с красным рубином в круглой оправе и с четырьмя жемчугами; по ее сторонам две пластины с зеленым изумрудом в прямоугольной оправе в композиции с тремя жемчугами; четвертая пластина – с мотивом лотоса – расположена напротив центральной. Композиция декора выделяет главную лицевую часть шапки. В других случаях зернь украшает листовидные мотивы, по абрису гладкой проволоки.

На четырех других пластинах шапки центральным является мотив шестиконечной звезды со вписанной в нее 12-лепестковой розеткой.


Мотив розетки

Каждую из восьми пластин шапки украшают драгоценные камни (зеленые изумруды и красный рубин), вставленные в высокие гладкие гнезда. Шапка окаймлена по абрису мотивом двухполосной плетенки. Выявляется определенный принцип в декорировании шапки: четыре из восьми пластин – с характерным мотивом лотоса, причем три из них лицевой части, четыре другие пластины – с ведущим мотивом шестиконечной розетки.

В создании сканого узора используются два композиционных приема, характерных для сканых украшений, имеющих большую поверхность орнаментации. Это, во-первых, прием заполнения каркасных спиралевидных узоров ритмом одинаковых крупных завитков, закрученных слева направо, и, во-вторых, в виде растительных побегов, имеющих завитки на обе стороны. Ряд исследователей полагает византийские истоки ленточной скани шапки, привлекая к доказательству памятники последней четверти XII в. Однако технология накладной и ажурной скани и подобная ей ремесленная традиция были известны в Поволжье еще в домонгольский период. В частности, к X–XII вв. относится находка сканой серьги грушевидной формы из Болгар, украшенной тонкой накладной сканью на серебряной пластине. К концу домонгольского периода относятся сканые ажурные серьги с орнаментом в виде крупных завитков на обе стороны от сканой проволоки.

В наибольшей мере аналогии в технике скани выявляются в памятниках ювелирного искусства XIII–XIV вв., относящихся к кругу золотоордынских. Это, во-первых, скань на предметах из Симферопольского клада (золотой молитвенный футляр из накладной скани), из раскопок и кладов городов Волжской Булгарии и так называемая Бухарская бляха. Что же касается мотивов, используемых в декоре шапки, таких, как лотосный, шестиконечная звезда со вписанной в нее цветочной розеткой, цветочная семичастная розетка, характерные листовидные мотивы, то они ограничиваются кругом памятников Поволжья, в частности волжских булгар, и Крыма золотоордынского времени. Встречаются эти мотивы на отдельных уникальных произведениях мамлюкского искусства, например на латунном, гравированном и инкрустированном серебром барабане, отнесенном к XV веку.

В оформлении барабана использованы характерный по форме мотив лотоса, шестиконечная звезда со вписанной в нее розеткой и мотив двухполосной плетенки, окаймляющий барабан по периметру – все три мотива в аналогичном композиционном решении используются в декоре шапки. Фон мамлюкского барабана решен в виде орнамента из крупных спиралей с нанесенной на них надписью, которая гласит: «его высочайшее превосходительство, царственный воин». Мотив лотосного помещен в три медальона, украшающих обод барабана и разделяющих надпись. Он окружен узором в виде спиралей из лиственных мотивов. Шестиконечная звезда со вписанными друг в друга розетками расположена на дне барабана, в его центре. Таким образом, в данном памятнике, принадлежащем царственной особе, мы видим тот же комплекс мотивов орнамента, что и в шапке. Учитывая, что данный предмет принадлежал мамлюкско-кипчакской знати, можно сделать предположение о том, что вышеперечисленные мотивы орнаментации были характерными для предметов, принадлежащих кипчакам, отвечая вкусам кочевой верхушки золотоордынского общества.

Мотивы лотосного цветка встречаются в центральноазиатском, как и в булгарском, искусстве золотоордынского времени. Находки золотых колтов со сканым ажурным узором из г. Болгар в виде цветка лотоса являются наиболее близкой аналогией данного мотива в украшении шапки, так же как и изображения лотоса на архитектурных изразцах, найденных в Болгарах. Это же относится и к мотиву шестиконечной звезды, нашедшему применение в орнаментации памятников архитектуры г. Болгара (ханака «Черная палата») и булгарских каменных надгробий XIII–XIV вв.


Мотив шестиконечной звезды

Мотив цветочной розетки в характерной для шапки трактовке присущ булгарскому металлу как домонгольского, так и золотоордынского времени.

Согласно нашему исследованию шапка Мономаха до того, как попала к русским князьям, была женской и принадлежала знатной татарской особе.

Доказательством этого являются, во-первых, существовавшие ранее подвески (свидетельство С. Герберштейна), которые были характерны именно для женских головных уборов тюркских народов, во-вторых, сходство в деталях с женскими головными украшениями из Симферопольского клада. Одно из них состояло из 19 фигурных бляшек, нашитых на некогда существовавшую тканевую основу, и было декорировано, как и шапка Мономаха, жемчугом, а также сапфирами, аметистами, изумрудами. Причем жемчуг, так же как и на шапке, имеет идентичное крепление золотым «гвоздиком» посередине. О сходстве в навершиях симферопольского убора и шапки упоминалось ранее.

Ибн-Баттута – арабский путешественник, побывавший в городах Золотой Орды, сообщает, что «знатные татарские женщины на верхушке шапки носили золотой кружок, украшенный павлиньими перьями и усыпанный драгоценными камнями». Испанский посол Руи Гонзалес де Клавихо, посетивший ставку Тимура, оставил описание головного убора старшей царицы – Сараи - Мульк-ханым. Это был род высокого шлема, красиво убранный разными самоцветами, над которыми была точно «маленькая беседка» с тремя рубинами, откуда исходил белый султан, чьи перья были перевязаны золотой нитью с кистью из птичьих перьев, с каменьями и жемчугами на конце. Описание этого навершия напоминает завершение шапки. Примечательно, что оборотные стороны блях - медальонов симферопольского убора также были украшены изображениями лотоса.

Шапка с подвесками или в виде усеченного конуса полусферической формы соответствует форме тюркских головных уборов, известных у татар под названием такыя, у туркмен – тахъя. Встречается такая форма и у других народов Поволжья – удмуртов, чувашей, башкир, у которых она также носит название такъи или хушпу. Подобная форма головногоубора, с нашитыми монетами и укрепленным на макушке серебряным куполом, была известна ногайцам как девичья шапочка - такъыя.


Чувашская такъя

Основным украшением тахъи туркмен была купба – серебряное навершие в виде куполка с торчащей вверх трубочкой посередине и серебряные подвески. Этот головной убор туркменские женщины носили до выхода замуж и замены его женским головным убором. В трубочку купбы вставлялись перья совы или филина.


Туркменская тахья

Если в девичьей шапочке не было перьев, это означало, что девушка засватана. По мнению исследователей, обычай украшать шапочки перьями совы и филина, известный также казахам, киргизам, полукочевым узбекам, связан с кипчакским этническим пластом этих народов.

С влиянием кипчакской моды связываются и женские головные уборы остроконечной формы с лунницей на стержне навершия и с грушевидными подвесками на цепочках из раскопок Белореченских курганов на Северном Кавказе. Исследователи относят их к XIV–XVI вв.

Таким образом, традиция завершать женские головные уборы навершиями со стержнями, в которые вставлялись перья птиц или лунницы, связана с кипчакским влиянием, хотя сам облик головного убора в виде полусферической шапочки с нашитыми на нее бляшками или монетами и подвесками по ее нижнему краю относится к древней сармато-аланской или скифо-сарматской (по Толстову) культуре. Данная форма получила развитие в салтовской культуре волжских булгар X–XII вв. и сохранилась в этнографических материалах поволжско-приуральских народов – татар-мишарей, чувашей, удмуртов, башкир, ногайских татар, а также у отдельных туркменских племен. Форма шапки является примером синтеза на обширном пространстве территории Золотой Орды элементов салтовской (болгаро-аланской) и кипчакской золотоордынской культуры, что нашло отражение в репрезентативной одежде социальной верхушки, привнесшей новые вкусы и моду в костюм и украшения оседло-земледельческого населения городов Поволжья, Северного Кавказа и Крыма.

У русских князей шапка появилась, вероятнее всего, как результат закрепления брачного союза с представительницей знатного татарского рода. Известны, по крайней мере, две линии родства великих русских князей с золотоордынскими ханами. В 1260–1270-е гг. князь Федор по прозвищу Черный, сын Ростислава Мстиславовича – внук Владимира Мономаха, был в Орде и женился после смерти своей жены – ярославской княжны – на ханской дочери, имел от нее двух сыновей – Давида и Константина. Сын Давида Федоровича – ярославский князь Василий – был женат на дочери Ивана Калиты. Таким образом, генеалогическая связь с Владимиром Мономахом существовала через зятя, являвшегося внуком правнука последнего. Версия о происхождении шапки могла возникнуть по этой линии, если она, доставшись в наследство Василию от матери, через его жену попала к Калите. Однако отношения Ивана Калиты с зятем были враждебными; последний действовал заодно с тверским князем, помогая ему в Орде, за что великий князь московский опустошил тверские земли и, кроме того, зять пережил тестя.

Более достоверной представляется версия о том, что шапка попала в наследство к Ивану Калите после смерти его родного брата –московского князя Юрия Даниловича. Он был женат на Кончаке (в крещении Агафия) – сестра татарского хана Узбека. Юрий московский жил в Орде, «умел сблизиться с семейством хана и женился на сестре его, Кончаке... Ханский зять возвратился в Русь с сильными послами татарскими». Кончака умерла в Твери в 1317 г., попав в плен к тверскому князю Михаилу, где ее, отравили. Юрий Данилович был убит позднее, в 1325 г., тверским князем Дмитрием Михайловичем, который, дабы оправдать себя, сообщил хану Узбеку, что Юрий собирал дань и удерживал ее у себя. Наследником Юрия Даниловича, поскольку у него не было детей, мог быть только его брат – Иван Данилович – Калита.

Таким образом, предположение, впервые высказанное Г. Вернадским, о том, что шапка Мономаха принадлежала хану Узбеку, имеет под собой достаточно веские основания. К сожалению, без внимания исследователей оставались форма шапки и традиции ее художественного оформления, не были привлечены археологические и этнографические материалы тюркских народов Поволжья. Миф о так называемой шапке Мономаха может быть развеян бесстрастными доводами и фактами, и бесспорно одно – она является достоянием Золотой Орды – некогда великого государства.

Шапка Мономаха.

Конец 13 — начало 14 века. Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех; скань, зернь, литье, чеканка, гравировка. Высота 18,6 см; окружность 61 см. Оружейная палата. Москва Самая знаменитая из всех царственных головных уборов Русских царей является Шапка Мономаха. Она находится в Оружейной палате; этой шапкой венчались на престол все русские цари и князья вплоть до Федора Алексеевича. Что интересно: четко установлен факт: никакого отношения ни к Византии, ни к XI веку она не имеет!

Шапка была изготовлена в Средней Азии, в Бухаре, в первой половине XIV века, спустя 200 лет после смерти Владимира Мономаха. Оказалось также, что никакой связи головного убора с Мономахом вплоть до начала XVI века не отмечалось; а московские князья, оставляя ее своим наследникам, вели речь о «золотой шапке». Доказано также, что первым ее владельцем был Иван Калита. И шапка, и конская упряжь («золотая лошадиная снасть») были подарены Ивану Калите его современником — золотоордынским Узбек-ханом.

Так что никак этот венец не мог принадлежать князю Владимиру Мономаху (ок. 960 — 15 июля 1015) По такому — же подобию изготавливаются и другие шапки — венцы.,

Ну и давайте продолжим про венцы и короны Российских правителей.

Шапка Казанская.

Середина 16 века. Золото, драгоценные камни, мех; литье, чеканка, резьба, чернь Ша́пка Каза́нская — золотой филигранный венец, изготовленный, приблизительно в 1553 году, для Ивана Грозного сразу после покорения и присоединения Казанского ханства к Русскому государству и упрочения титула Казанского царя. Точных сведений о том, когда и кем был изготовлен венец, нет. Существует версия, что её изготовили ювелиры покорённого ханства.

Венец.»Большой наряд». Астраханская шапка. 1627 .

Золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, гравировка, резьба, канфарение. Высота 30,2 см. окружность 66,5 см. Оружейная палата. Москва. Принадлежал царю Михаилу Романову. Работа Мастерских Московского Кремля. Астраханской же шапкой она навана потому, что к правлению 1 царя из династии Романовых Михаила Федоровича было закончено покорение Астраханского ханства и водружение креста по обеим берегам Волги, и выход к Каспийскому морю. И так же, этот венец присутствует на гербе Астрахани. Как известно, после смерти царя Алексея Михайловича на престол посадили малолетних Ивана и Петра, для них в мастерских Кремля были изготовлены личные венцы.

Шапка Алтабасная. (Сибирская) . 1684 .



Ткань, парча, золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, резьба, эмаль, канфарение. Оружейная палата. Москва. Принадлежала царю Ивану Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля

Шапка Алмазная. 1682 — 1687 .


Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, резьба, эмаль Оружейная палата. Москва. Принадлежала царю Ивану Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля На более крупном плане выдны узоры и двухглавые орлы на венце.

Шапка Алмазная. 1682 — 1684 .

Золото, серебро, драгоценные камни, мех; литье, чеканка, эмаль. Оружейная палата. Москва. Принадлежала царю Петру Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля.

Шапка Мономаха второго наряда» . 1682 .


«

Золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, резьба Оружейная палата. Москва. Россия. Принадлежала царю Петру Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля

Далее идут императорские короны. Одна из первых императорских корон была корона, которой царь Петр I короновал Екатерину I . Но от нее остался один каркас, т.к. последующие поколения использовали бриллианты для своих нужд.

Корона российской императрицы Анны Иоанновны


Корона российской императрицы Анны Иоанновны — драгоценный венец, изготовленный в Петербурге в 1730—1731 годах, предположительно мастером Готлибом Вильгельмом Данкелем. Около двух с половиной тысяч искусно подобранных по величине алмазов, рубинов и турмалинов вмонтировано в серебряный остов короны. Большинство из них ранее украшали корону императрицы Екатерины I, так же как и помещённый под алмазным крестом неправильной формы тёмно-красный турмалин. Он был куплен в 1676 году у китайского богдыхана по указу царя Алексея Михайловича и впоследствии украшал поочерёдно несколько монарших венцов. Вес этого уникума сто граммов. И наконец, ценнейший экспонат Алмазного фонда:

Большая Императорская Корона России.


Большая императорская корона Российской империи изготовлена для коронации в 1762 году известными ювелирами Георгом-Фридрихом Экартом, который был автором эскизов и каркаса, а также руководил работой и Жереми (Иеремией: в России его величали Еремеем Петровичем) Позье, который занимался подбором камней. Работа осуществлялась по специальному заказу Екатерины II. Знаменитым мастерам было поставлено лишь одно условие — корона должна была весить не более 5 фунтов (2 килограмма). Ювелирное чудо было создано всего за два месяца. Это была самая знаменитая корона Российской империи до заката монархии олицетворявшей верховную власть в России. После октябрьской революции полуразрушенное и разорённое бандами «большевиков» молодое коммунистическое государство советов рабочих и крестьян нуждалось в финансах. Правительство искало займы и обратилось к Майклу Коллинсу, министру финансов Ирландии. Королевские драгоценности использовались в качестве имущественного залога советской республики при займе в 25000 долларов.

Передача ценностей и денег осуществлялась в Нью-Йорке, между руководителем «советского бюро» — советским послом в Америке, Ладвигом Мартенсом, и ирландским послом в США, Гарри Боландом. После возвращения в Ирландию Боланд хранил драгоценности в доме своей матери — Кэтлин Боланд О’донован, проживавшей в Дублине. Весь период ирландской войны за независимость драгоценности хранились у матери Боланда. Госпожа Боланд О’донован передала драгоценности России правительству Ирландской республики в лице Имона де Валера только в 1938, которые хранились в сейфах правительственных зданий и о которых на время забыли. В 1948 году, ценности были обнаружены и по решению нового правительства Ирландии, во главе с Джоном А. Костелло, принималось решение о продаже залоговых королевских драгоценностей России на публичном аукционе в Лондоне. Однако, после консультаций относительно правового статуса залоговых ценностей и переговоров с советским послом, решение о продаже было отменено. Ценности должны были быть возвращены в Советский Союз в обмен на сумму 25000 долларов, первоначально выданную взаймы в 1920. Драгоценности возвратились в Москву в 1950. Этой короной короновались на царство все последующие после Екатерины II императоры России.

Малая императорская корона Российской империи



Малая императорская корона Российской империи — одна из императорских регалий. Малая корона создана ювелиром Зефтигеном к коронации императрицы Марии Александровны, супруги Александра Второго в 1856 году.


Диадема. 1810 .



Золото, серебро, розовый бриллиант, мелкие бриллианты. Москва Скорее всего она принадлежала Елизавете Александровне, жене Александра I .


Корона российской империи из одноименного кинофильма. Наши мастера изготовить такую не смогли, заказывали в Праге, умельцам студии «Баррандов». Украшена горным хрусталем, является художественной редкостью. Обошлась «Мосфильму» в 2000 долларов.

А вот сейчас нет никакого головного убора правителя. А жаль:-)


С давних времен все русские самодержцы венчались на царство, надевая на голову Шапку Мономаха. Она являлась символом царской власти. Какая же древняя традиция связана с этой Шапкой и почему она являлась знаком царской власти?

Историческое появление Шапки Мономаха в России до сих пор до конца не выяснено. Существуют множество легенд и гипотез о происхождении данной Шапки. В основном связывают ее с именем русского князя Владимира Мономаха и считают, что она с самого начала принадлежала именно ему. Другие утверждают, что Шапка принадлежала византийскому императору Константину, но в Россию она попала благодаря князю Владимиру Мономаху: якобы, вспомнив, как его знаменитые предки воевали с греками и одержали крупные победы, князь Владимир Мономах тоже решил воевать с Царьградом и послал туда многочисленное войско. Греки, не желая воевать с русскими и, чтобы умилостивить русского князя прислали ему с митрополитом богатые дары: крест из животворящего дерева, золотую цепь, чашу сердоликовую, из которой пил римский цезарь Август, и царский венец, т.е. Шапку умершего к тому времени императора Константина Мономаха, деда князя Владимира. По другой версии, византийские императоры, прежде чем передать Шапку Мономаха и прочие регалии на Русь, сами отправили за ней экспедицию в Вавилон, где нашли её в числе прочих сокровищ, оставшихся от царя Навуходоносора вблизи гробницы Трёх отроков. Таким образом, главная идея заключается в том, что Шапка досталась киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху, сыну греческой царевны Марии, внуку византийского императора Константина IX Мономаха, по праву преемственности. Для чего нужна была эта легенда? В 1453 году Византия пала. Пала существовавшая одиннадцать веков некогда блистательная, а теперь прогнившая Византийская империя. Пал второй Рим вслед за первым? А где же третий? Третий Рим – это Москва! Великий князь Иван III провозгласил себя впервые великим князем всея Руси, или Государём всея Руси. Он стал первым самодержавным правителем могущественной державы. А шапка Мономаха стала как бы символом преемственности власти русских князей от византийских императоров. Эта легенда обосновывала концепцию «Москва - Третий Рим», но считается маловероятной, хотя бы потому что когда Константин IX Мономах умер, Владимиру было всего 2 года и вероятность того, что он будет править Киевом была ничтожно мала. К тому же, в древних летописях о шапке Мономаха не упоминается ни словом, словно о ней на Руси слыхом не слыхивали до XV века.

Историками установлено, что легенда о Шапке Мономаха была создана во второй половине XV века, когда, после падения Византии, Москва стала претендовать на роль нового центра православия. Тогда-то и было заявлено, что шапка, выполненная из восьми золотых пластин, украшенных филигранью в греческом стиле, жемчугом, рубинами, изумрудами и турмалинами, была получена по родству от византийского императора князем Владимиром, а позже от киевских князей она перешла к князьям владимирским, а затем и к московским. Однако письменных фактов, подтверждающих указанные заявления, нет.

Первыми письменными источниками по данной теме принято считать «духовные грамоты» Ивана Калиты, где упоминалась некая золотая шапка. В своих завещаниях князь Иван Данилович – Иван Калита, внук прославленного князя Александра Невского подробно перечислял всякие мелочи: ткани, одежды, всё до последнего камешка. Не зря в истории его знают как рачительного хозяина. Много раз ему приходилось ездить в Золотую Орду. И каждый раз князь задумывался – вернётся ли обратно? Возможно, поэтому ему часто приходилось составлять завещания, или как тогда называли «духовную грамоту», где и переписывались все его сбережения и сокровища. Вот один из списков, оставленных великим князем:

Золотых цепей – 12

Ценных поясов – 9

Золотых чаш – 6

Золотых чар – 2

Золотое блюдо с жемчугом и камнями – 1

Золотых сосудов – 4

Золотая коробочка – 1

Золотая шапка – 1

Именно эта «золотая шапка», как предполагают историки, и есть Шапка Мономаха, которая передавалась впоследствии от одного великого князя к последующему, от одного царя всея Руси к другому. В настоящее время документально установлено, что впервые шапкой Мономаха был в 1498 году венчан на царство внук Ивана III - Дмитрий. Царь Иван III был крупным государственным деятелем, потому в столь трудное для страны время решил подчеркнуть создание твердой централизованной власти и возросшую мощь страны особой торжественной церемонией - венчанием на престол. Для этой церемонии 4 февраля 1498 года и был использован Мономахов венец. В этот день Иван III в сопровождении бояр ввел своего 15-летнего внука в храм Успения Пресвятой Богородицы, где их встречало русское духовенство. Для придания большей торжественности венчанию внука Иван III пригласил некоторых иерархов русской православной церкви: митрополита Симона, архиепископа Ростовского, а также епископов суздальского, рязанского, терского, коломенского и сарского.

Итак, Шапка действительно была и есть. Ею венчали великих князей и царей земли Русской. Однако, откуда же она взялась на самом деле, ведь версию происхождения ее из Византии ученые отметают напрочь?

Подсказка кроется в самой шапке. Современные исследователи доказали, что шапка восточного происхождения, и кроме этого, она в течение своей долгой жизни претерпевала изменения. Доказано, что начало происхождения шапки – XIII - XIV век. Много версий – кому принадлежала эта шапка. Одна из самых вероятных версий, как предполагают историки, та, что шапка эта могла быть даром хана Узбека князю Юрию Даниловичу или его брату Ивану Калите. Шапка могла появиться вместе с появлением на Руси сестры хана Узбека, ставшей женой князя московского Юрия Даниловича. Тем более что некоторые исследователи склоняются к тому, что шапка Мономаха изначально была женская шапка. Подтверждением тому являются археологические находки и клады, в которых женские головные уборы очень близки по-своему декору с шапкой Мономаха. Кроме этого орнаментальные украшения шапки являются присущими искусству Золотой Орды. Шапка Мономаха украшена рубинами, изумрудами и жемчугом, крепление которого аналогично креплению находкам из Симферопольского клада. В стержень навершия женских шапок тюрского происхождения вставлялись перья филина или павлина, а в шапку Мономаха был вставлен крест. Шапка Мономаха декорирована по определённому принципу: восемь пластин – четыре из них с мотивом лотоса. Мотив лотоса имеет большое значение, так как несёт в себе и символическую функцию. Этот мотив характерен для Крыма и волжских Булгар золотоордынского времени. В описаниях восточных и европейских путешественников, а также послов, побывавших в Золотой Орде, сообщается, что знатные тюркские женщины имели головной убор в виде шлема, который был украшен самоцветами, на верхушке был золотой кружок, украшенный перьями павлина, что соответствует головным уборам тюрских народов, входивших в состав Золотой Орды.Изначально Шапка Мономаха имела несколько иной вид: не было опушки из меха, но были так называемые золотые цепочки – подвески, которые соответствуют женскому головному убору. Посол германского императора Максимилиана I к великому князю Василию III барон Сигизмунд Герберштейн описывает шапку Мономаха, нарядно убранную жемчугом и золотыми бляшками, которые колыхались, извиваясь змейками (речь вероятнее всего идёт о подвесках). А вот такая немаловажная часть шапки, как крест, даже и не упоминается, не упоминается и опушка из собольего меха, что говорит о том, что их раннее не было. И крест и опушка появились несколько позже.

Красота шапки обязана не только обилию драгоценных камней, её поверхность покрыта кружевом сканого узора, она украшена финифтью. Тщательные исследования скани позволяют назвать шапку памятником золотоордынского искусства, тем более что учёные, знатоки искусства подтверждают, что технология кружевной скани – школа мастеров золотоордынской филиграни Крыма и Поволжья начала XIV века. Однако подобные ей были уже известны в Поволжье в домонгольский период, в X - XII веках. Это подтверждают археологические находки женских украшений того периода.

Таким образом можно констатировать факт того, что Шапка Мономаха является примером синтеза на обширном пространстве территории Золотой Орды элементов салтовской (булгаро-аланской) и золотоордынской культуры и у русских князей появилась, вероятнее всего, как результат закрепления брачного союза с представительницей какого-то очень знатного тюркского рода. Известны, по крайней мере, две линии родства великих русских князей с золотоордынскими ханами. В 1260-70-е годы князь Федор, по прозвищу Черный, сын Ростислава Мстиславовича - внука Владимира Мономаха, был в Орде и женился, после смерти своей жены - ярославской княжны, на ханской дочери, имел от нее двух сыновей - Давида и Константина. Сын Давида Федоровича - ярославский князь Василий был женат на дочери Ивана Калиты. Таким образом, генеалогическая связь с Владимиром Мономахом существовала через зятя, являвшегося внуком правнука последнего. Версия о происхождении шапки могла возникнуть по этой линии, если она, доставшись в наследство Василию от матери, через его жену, попала к Калите. Однако отношения Ивана Калиты с зятем были враждебными; последний действовал заодно с тверским князем, помогая ему в Орде, за что великий князь московский опустошил тверские земли и, кроме того, зять пережил тестя. Более достоверной представляется версия о том, что шапка попала в наследство к Ивану Калите после смерти его родного брата - московского князя Юрия Даниловича. Принадлежала же она Кончаке - сестре хана Узбека. Кончака, в крещении Агафия, была выдана замуж за Юрия московского. Он жил в Орде, "умел сблизиться с семейством хана и женился на сестре его, Кончаке... Ханский зять возвратился в Русь с сильными послами татарскими...". Кончака умерла в Твери в 1317 году, попав в плен к тверскому князю Михаилу, где ее, по слухам, отравили. Юрий Данилович был убит позднее, в 1325 году, тверским князем Дмитрием Михайловичем, который, дабы оправдать себя, сообщил хану Узбеку, что Юрий собирал дань и удерживал ее у себя. Наследником Юрия Даниловича, поскольку у него не было детей, мог быть только его брат - Иван Данилович - Калита. Таким образом, предположение, впервые высказанное Г. Вернадским, о том, что шапка принадлежала хану Узбеку, имеет под собой достаточно веские основания. К сожалению, не была принята во внимание сама шапка, которая первоначально имела несколько иной облик (не было опушки из меха и др.) и являлась по форме и характеру декора явно женской, о чем свидетельствуют археологические и этнографические материалы ряда тюркских народов, входивших в состав Золотой Орды. Дальнейшие исследования помогут окончательно развеять миф о так называемой шапке Мономаха, являющейся творением рук тюркских мастеров и достоянием культуры некогда великого государства - Золотой Орды.

Напоследок хочется сказать, что Шапка Мономаха – раритет. Она из тех очень дорогих вещи, цену которым назвать трудно. За них сражаются на аукционах известнейшие коллекционеры и мировые музеи, а получая в свое пользование, хранят как зеницу ока. Но, как говорится в известном фильме, Шапка - «непокупная вещь, цены немалой», оценить которую невозможно. Ее не выставляют на торги, не продают в магазинах. Даже оценить ювелирную цену этой вещи бессмысленно, потому что ее историческая стоимость гораздо выше. Так что узнать настоящую цену Шапки Мономаха практически невозможно. Однако, можно назвать цену копии, созданной в 2002 году к 50-летию Владимира Путина. Точная копия Шапки Мономаха была создана группой частных ювелиров России за несколько месяцев. После того, как сотрудники Национального института герба и флага, сочли факт передачи символа монархической власти президенту демократического государства некорректным, Анатолий Климин заявил о продаже копии Шапки Мономаха и передаче денег в детские фонды. Оценивается копия Шапки приблизительно в 50 000 долларов. Также как и оригинал, она отделана соболиным мехом, украшена изумрудами, рубинами и жемчугом, но при этом некоторые камни не настоящие. При этом, несмотря на стоимость самой ювелирной работы и драгоценных металлов и камней, используемых для копии, основная цена ее зависит все-таки от исторической ценности самой Шапки Мономаха.

Подлинник Шапки, также как и другие символы самодержавия в России, хранится в Оружейной палате Московского Кремля.



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.