Живопись периода великой отечественной войны. Советское искусство периода великой отечественной войны

В канун Дня Победы.

На фотографии справа Л.Утесов 1942 г.

Нельзя не затронуть время Великой Отечественной Войны. В эти годы искусство не прекращало своего развития. Профессия артиста обрела новое общественное значение и нашла себе применение на линии огня.
В труднейших условиях, нередко в непосредственной близости от врага работники искусства дали сотни тысяч концертов, пройдя вместе с солдатами по трудным дорогам войны. Почти 4000 концертных бригад, включавших около 45 тысяч певцов, танцоров, музыкантов, выезжали на фронты Отечественной войны. «Трудно поверить, но 15-16 апреля 1942 года в армии проходили смотр художественной самодеятельности, 320 номеров было показано на его заключительном концерте», – можно прочитать в газете «Советская культура», опубликованной в послевоенное время.
Самодеятельные и профессиональные коллективы песни и пляски, артисты балетов и театров, музыканты, композиторы, студенты художественных учебных заведений – все они служили трём направлениям: служебно-строевой функции, общественно-церемониальной функции, культурно-просветительской деятельности, которые сложились непосредственно в военных ансамблях, оркестрах и хорах на протяжении их развития. Одни концертные бригады выступали перед воинами в городах и провожали музыкой и песнями маршевые роты, отправлявшиеся на фронт, другие постоянно давали концерты на самих фронтах, в госпиталях, третьи участвовали в воинских церемониалах, общественно-политических мероприятиях, парадах и погребениях павших воинов.
В Великую Отечественную Войну множество, различных, культурных направлений, существовавших в советской стране, «переплелись» друг с другом. Это связано с тем, что многие видные композиторы, известные артисты, балетмейстеры, музыканты в годы войны связали свою судьбу и творчество с армией и флотом. Ярким примером, характеризующим этот период, является фильм М.Слуцкого «Концерт фронту» 1942 года.


Композиторы: В.Мурадели – руководил в годы войны ансамблем песни и пляски Военно-Морского флота; Н.Будашкин – возглавлял ансамбль песни и пляски Краснознаменного Балтийского флота. В годы войны продолжали свою активную творческую деятельность А.В.Александров, явившимся автором двух важнейших и наиболее распространенных произведений служебно-строевого репертуара периода войны: «Гимн Советского Союза» и «Священная война»; а также С.Чернецкий, написавший за четыре года войны свыше 50 маршей. В числе участников фронтовых концертных бригад можно выделить таких солистов Большого театра, как М.Михайлова, И.Козловского, С. Лемешева, многих солистов Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова. Среди исполнителей русских, лирических эстрадных песен и романсов – Л.Русланова, К. Шульженко, Г.Виноградов. Среди балетмейстеров, ставивших в самодеятельных и профессиональных военных ансамблях наиболее известны: Р.В.Захаров, внесший в свои постановки сочетание хореографических фрагментов с нетанцевальными, режиссерски решенными сценами, и П.П.Вирский, создавший обобщающий образ армии-освободительницы, многонациональной по составу. Особенно интересно творчество и деятельность эстрадно-джазовых оркестров (популярных в то время как исполнителей вальсов, танго и фокстрота): Я.Б.Скоморовского (в 1941-45 годах руководивший джаз-оркестром в составе Центрального ансамбля Военно-морского флота), В.Ф.Коралли, Н.Г.Минха (руководивший в годы войны Театром Балтийского Флота), А.Н.Цфасман (возглавлявший джаз-оркестр всесоюзного радиокомитета).
Известные эстрадные певцы выступали под музыку военных ансамблей. Джазовые оркестры стали аккомпанировать танцорам военных организаций. Артисты балета, танцуя перед обычными людьми и воинами, наполняли свою хореографию героико-патриотической направленностью. Танцоры эстрадных направлений, работая вместе с артистами военных ансамблей, вносили в их хореографию различные формы выражения танца через виртуозные движения, акробатические поддержки, сложные технические приемы, развившиеся до войны на советской эстраде.
Репертуар и выразительные средства танцев, в связи с этими явлениями, в самодеятельных и профессиональных военных ансамблях значительно расширились и обогатились. В песенном и музыкальном репертуаре военных ансамблей, наряду с маршами, народным фольклором и классической музыкой, стали исполняться романсы, советское танго (сочетавшее в себе культуру романсов и маршевой музыки), фокстрот, появились тесные, неразрывные связи между жанрами симфонической, оперной, камерной и духовой музыки. Танцевальный репертуар стал строиться не только на почве народного танца, но и на сочетании элементов классического и разных жанров эстрадного танца, что отлично видно в появлении многих номеров и танцевальных сюит на военную тему в военных ансамблях и в самодеятельных коллективах после войны.
Великая Отечественная Война заложила основной «фундамент» в творчество военных ансамблей песни и пляски.

«Зал переполнен». Спектакль филиал ГАМТ «Без вины виноватые»



13 августа 1941 года Концерт артистов фронтовой бригады в действующей армии. Фото В. Малышева



1942 год. Фронтовая актёрская бригада театра имени Ф. Г. Волкова



Ансамбль погран войск Ленингр округа в 1942 году, который обслуживал воинские части действующей армии. Руководитель преподаватель Консерватории А.В.Михайлов

Артисты театра им. Евг. Вахтангова у фронтовиков


Аэростат на площади Свердлова в Москве

Выступление фронтовой бригады

Г.Ф.Фесечко и.о. директора консерватории (1943-1944) у места разрыва снаряда в здании Консерватории 25 сент 1943 года. Фойе Большого зала

Занятия в блокадном Ленинграде

Казанские артисты фронт под Москвой

Кантеле.

Композитор Блантер М., поэт Светлов М., композитор Хренников Т., редактор корпусной газеты Козловский М.

Малый театр

Маскировка Государственного Академического Большого театра

Махмуд Эсамбаев (сидит слева)фронт бригада



Писатель К.М.Симонов, артистка В.В.Серова и художница А.С.Вишневицкая

Праздничный эстрадный концерт фронтовой бригады Москонцерта. 1943 г

Спектакль «Свадебное путешествие» для лежачих раненых фронтового филиала театра театра им. Е.Вахтангова

Театр Вахтангова у фронтовиков



Три танка, построенные на средства коллектива Свердловского государственного театра музыкальной комедии

У Бранденбургских ворот. Выступает поэт Долматовский Е

Фронтовая бригада Ленинградской консерватории. Брянский фронт. 1942 год.

Фронтовая конц. бригада в Севастополе. В ценрте - В.Козин

Художники Кукрыниксы на фронте

Цирк на фронте.

К.И. Шульженко

Яхонтов В.Н. выступает перед командой краснофлотцев на борту эсминца.

I. Введение

II. Литература в годы ВОВ

Ш. Искусство в годы ВОВ

3.1. Кинематограф и театральное искусство.

3.2. Агитационный плакат, как главный вид изобразительного искусства в годы ВОВ.

I . Введение

В годы Великой Отечественной войны борьбы за свободу и независимость Родины стала главным содержание жизни советских людей. Эта борьба требовала от них предельного напряжения духовных и физических сил. И именно мобилизация духовных сил советского народа в годы Великой Отечественной войны главной задачей нашей литературы и нашего искусства, которые стали могучим средством патриотической агитации.

II . Литература в годы ВОВ

Великая Отечественная война – это тяжёлое испытание, выпавшее на долю русского народа. Литература того времени не могла оставаться в стороне от этого события.

Так в первый день войны на митинге советских писателей прозвучали такие слова: «Каждый со­ветский писатель готов все, свои силы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадо­бится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины». Эти слова были оправданны. С самого начала войны писатели по­чувствовали себя «мобилизованными и призван­ными». Около двух тысяч писателей ушли на фронт, более четырехсот из них не вернулись. Это А. Гайдар, Е. Петров, Ю. Крымов, М. Джалиль; совсем молодыми погибли М. Кульчицкий, В. Багрицкий, П. Коган.

Фронтовые писатели в полной мере разделяли со своим народом и боль отступления, и радость побед. Георгий Суворов, писатель-фронтовик, по­гибший незадолго до победы, писал: «Свой доб­рый век мы прожили как люди, и для людей».

Писатели жили одной жизнью со сражающим­ся народом: .мерзли в окопах, ходили в атаку, со­вершали подвиги и...писали.

Русская литература периода ВОВ стала литературой одной темы – темы войны, темы Родины. Писатели чувствовали себя "окопными поэтами" (А. Сурков), а вся литература в целом, по меткому выражению А. Толстова, была "голосом героической души народа". Лозунг "Все силы – на разгром врага!" непосредственно относился и к писателям. Писатели военных лет владели всеми родами литературного оружия: лирикой и сатирой, эпосом и драмой. Тем не менее первое слово сказали лирики и публицисты.

Стихи публиковались центральной и фронтовой печатью, транслировались по радио наряду с информацией о важнейших военных и политических событиях, звучали с многочисленных импровизированных сцен на фронте и в тылу. Многие стихи переписывались в фронтовые блокноты, заучивались наизусть. Стихи "Жди меня" Константина Симонова, "Землянка" Александра Суркова, "Огонек" Исаковского породили многочисленные стихотворные ответы. Поэтический диалог писателей и читателей свидетельствовали о том, что в годы войны между поэтами и народом установился невиданный в истории нашей поэзии сердечный контакт. Душевная близость с народом является самой примечательной и исключительной особенностью лирики 1941-1945 годов.

Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумье о судьбе народа – вот основные мотивы военной поэзии. В стихах Тихонова, Суркова, Исаковского, Твардовского слышится тревога за отечество и беспощадная ненависть к врагу, горечь утрат и сознание жестокой необходимости войны.

В дни войны обострилось чувство отчизны. Оторванные от любимых занятий и родных мест миллионы советских людей как бы по-новому взглянули на привычные родные края, на дом, где родились, на самих себя, на свой народ. Это нашло отражение и в поэзии: появись проникновенные стихи о Москве Суркова и Гусева, о Ленинграде Тихонова, Ольги Берггольц, о Смоленщине Исаковского.

Любовь к отечеству и ненависть к врагу – это тот неиссякаемый и единственный источник, из которого черпала в годы ВОВ свое вдохновение наша лирика. Наиболее известными поэтами того времени были: Николай Тихонов, Александр Твардовский, Алексей Сурков, Ольга Берггольц, Михаил Исаковский, Константин Симонов.

В поэзии военных лет можно выделить три основные жанровые группы стихов: лирическую (ода, элегия, песня), сатирическую и лирико-эпическую (баллады, поэмы).

В годы Великой Отечественной войны получили развитие не только стихотворные жанры, но и проза. Она представлена публицистическими и очерковыми жанрами, военным рассказом и героической повестью. Весьма разнообразны публицистические жанры: статьи, очерки, фельетоны, воззвания, письма, листовки.

Статьи писали: Леонов, Алексей Толстой, Михаил Шолохов, Всеволод Вишневский, Николай Тихонов. Они воспитывали своими статьями высокие гражданские чувства, учили непримиримо относиться к фашизму, раскрывали подлинное лицо "устроителей нового порядка". Советские писатели противопоставляли фашистской лживой пропаганде большую человеческую правду. В сотнях статей приводились неопровержи­мые факты о зверствах захватчиков, цитировались письма, дневники, свиде­тельские показания военнопленных, назывались имена, даты, цифры, дела­лись ссылки на секретные документы, приказы и распоряжения властей. В своих статьях они рассказывали суровую правду о войне, поддерживали в народе светлую мечту о победе, призывали к стойкости, мужеству и упорству. "Ни шагу дальше!" – так начинается статья Алексея Толстова "Москве угрожает враг".

Публицистика оказала огромное влияние на все жанры литературы военных лет, и прежде всего на очерк. Из очерков мир впервые узнал о бессмертных именах Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Александра Матросова, о подвиге молодогвардейцев, которые предшествовали роману "Молодая гвардия". Очень распространен в 1943-1945 годах был очерк о подвиге большой группы людей. Так, появляются очерки о ночной авиации "У-2" (Симонова), о героическом комсомоле (Вишневского), и многих других. Очерки, посвященные героическому тылу представляют собой портретные зарисовки. Причем с самого начала писатели обращают внимание не столько на судьбы отдельных героев, сколько на массовый трудовой героизм. Наиболее часто о людях тыла писали Мариетта Шагинян, Кононенко, Караваева, Колосов.

Оборона Ленинграда и битва под Москвой явились причиной создания ряда событийных очерков, которые представляют собой художественную летопись боевых операций. Об этом свидетельствуют очерки: "Москва. Ноябрь 1941 года" Лидина, "Июль - Декабрь" Симонова.

В годы Великой Отечественной войны создавались и такие произведения, в которых главное внимание обращалось на судьбу человека на войне. Человеческое счастье и война – так можно сформулировать основной принцип таких произведений, как "Просто любовь" В. Василевской, "Это было в Ленинграде" А. Чаковского, "Третья палата" Леонидова.

В 1942 году появилась повесть о войне В. Некрасова «В окопах Сталинграда». Это было первое произведение неизвестного тогда писателя-фронтовика, дослужившегося до капи­тана, провоевавшего под Сталинградом все дол­гие дни и ночи, участвовавшего в его обороне, в страшных и непосильных боях, которые вела на­ша армия

Война стала для всех большой бедой, несчасть­ем. Но именно в это время люди проявляют нрав­ственную суть, «она (война) как лакмусовая бу­мажка, как проявитель какой-то особенный». Вот, например, Валега - малограмотный чело­век, «...читает по слогам, и спроси его, что такое родина, он, ей-богу ж, толком не объяснит. Но за эту родину... он будет драться до последнего пат­рона. А кончатся патроны - кулаками, зуба­ми...». Командир батальона Ширяев и Керженцев делают все возможное, чтобы сберечь как можно больше человеческих жизней, чтобы выполнить свой долг. Им противопоставлен в романе образ Калужского, который думает только о том, чтобы не попасть на передовую; автор также осуждает и Абросимова, который считает, что если поставле­на задача, то ее надо выполнять, несмотря на лю­бые потери, бросая людей под губительный огонь пулеметов.

Читая повесть, чувствуешь веру автора в рус­ского солдата, у которого, несмотря на все страда­ния, беды, неудачи, нет никаких сомнений в справедливости освободительной войны. Герои по­вести В. П. Некрасова живут верой в будущую победу и готовы без колебаний отдать за нее жизнь.

Ш. Искусство в годы ВОВ

Великая Отечественная война открыла взору художника россыпи материала, который таил огромные нравственные и эстетические богатства. Массовый героизм людей дал искусству как человековедению столько, что начатая в те годы галерея народных характеров все время пополняется новыми и новыми фигурами. Острейшие жизненные коллизии, в ходе которых с особой яркостью проявились идеи верности Отчизне, мужество и долг, любовь и товарищество, способны питать замыслы мастеров настоящего и будущего.

3.1. Кинематограф и театральное искусство.

Большую роль в развитии искусства, начиная с первых военных лет, сыграла театральная драматургия А. Корнейчука, К. Симонова, Л. Леонова и др. По их пьесам «Партизаны в степях Украины», «Фронт», «Парень из нашего города», «Русские люди», «Нашествие» позже по этим пьесам были поставлены фильмы.

Агитзадание и публицистика, карикатура и стихотворение, запись из фронтового блокнота и пьеса, напечатанная в газете, роман и радиоречь, плакатная фигура врага и возвышенный до пафоса образ матери, олицетворяющий Родину, - многоцветный спектр искусства и литературы тех лет включал в себя кинематограф, где немало из видов и жанров боевого искусства переплавлялось в зримые, пластические образы.

В годы войны иным, чем в мирных условиях, стало значение разных видов кино.

В искусстве на первое место выдвинулась кинохроника как самый оперативный вид кино. Широкий разворот документальных съемок, оперативный выпуск на экран киножурналов и тематических короткометражных и полнометражных фильмов - кинодокументов позволил хронике как виду информации публицистике занять место рядом нашей газетной периодикой.

Литература . Отечественная культура деятелей искусств внесли весомый вклад в победу над фашизмом. Советская литература периода Великой Отечественной Войны имела, открыто агитационный характер, давая, по выражению Вс. Вишневского, "Чудовищный заряд ненависти к врагу". А. Толстой назвал советскую литературу в дни войны "Голосом героической души народа". Эти две характеристики выражают суть, и роль нашей литературы военного времени. Поэзия первых дней войны сыграла особую роль. Она первая откликнулась на трагические события и обращаясь к нравственному опыту нашего народа, говорила о переживаниях человека, оказавшегося лицом к лицу со смертью, понимания своего долга перед Родиной и самоотверженного служения ей. Лирика военных лет передавала облик времени, духовный мир сражавшегося народа в песнях эпического склада.

"Сын" П. Антокольского, "Зоя" М. Алигер, "Василий Теркин" А. Твардовского.

А. Твардовский создал образ советского солдата Великой Отечественной Войны. Он был узнаваем и близок каждому бойцу. Он был прост, доброжелателен, отзывчив, верен дружбе, самоотвержен в служении долгу. В этом образе как бы сконцентрировались характерные для русской литературы качества защитника родины. Василий Теркин сродни русским солдатам из Лермонтовского "Бородина" и тем, кто сражался на бородинском поле в "Войне и мире" Л. Толстого.

Советская литература военных лет развивала гуманистические традиции предшествующих веков, и это был действительный гуманизм, полный воли к жизни и готовности защищать ее. Не удивительно, что крылатые слова из поэмы "Василий Теркин".

Бой идет святой и правый,

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

Особое место среде произведений начального периода войны занимает «Наука ненависти» М. Шолохова. Этот рассказ повествует, как мужало и крепло в советских людях чувство любви к Родине, как зрели ненависть и презрение к врагу. В названном рассказе была вынесена одна, из важнейших проблем того времени: как в незлобной душе народа рождается ненависть к врагу, как мирный гражданин становится умелым воином, защитником русской земли. Это священное чувство ненависти к врагу будила и поэзия, описывая зверство фашизма "Убей его!" К. Симонова.

Литература не только показывала чудовищное лицо фашизма, но и призывала к борьбе с фашизмом. В произведениях А. Толстого "Рассказы Ивана Сударева", Н. Тихонова "Черты советского человека", повести В. Василевской "Радуга" и пьесе Л. Леонова "Нашествие" был не только призыв к борьбе, но и рассказ о мужестве советского человека. Способность увлечь за собой людей на подвиг показывается в рассказах Л. Соболева "Морская душа", В. Гросмана "Народ бессмертен", К. Симонова "Дни и ночи" и др.

В 1943 году в газете "Правда" и фронтовой прессе появилось несколько глав из романа М. Шолохова "Они сражались за Родину". Писатель передал сокровенное качество русского характера. В.М. Немирович-Данченко так сказал об этом произведении: "Это героизм, смешанный с самым сильным юмором, не оставляющего русского человека, чуть ли не за три секунды до смерти. Слияние этого есть гений нации". В центре романа - судьбы простых солдат, вынесших на своих плечах все тяжести войны. Оптимизм, выраженный в характерах Лопахина, Поприщенко, Звягинцева сродни жизнелюбию Василия Теркина - любимого народного героя. Однако М. Шолохов не преуменьшал трудности начального этапа войны. С суровой искренностью книга рассказывает о судьбе народа, раскрывая "скрытую теплоту патриотизма" его души.

Война углубила чувства Родины. Она расширила и само понятие Родины, предала новое значение "чувство семьи единой". Для русской литературы традиционно отражение единство всего народа перед лицом опасности. Литература военного времени видела свое признание в том, что бы запечатлеть сплоченность народов в годину суровых испытаний. Яркий пример тому А. Бекка "Волоколамское шоссе", первые две повести который были опубликованы во время войны. Это произведение - своеобразный дневник сражения под Москвой. Автор показывает, как и почему вместе защищали Москву русские, казахи, украинцы. Главные герои повести казах Мамыш-Улы так объяснял: "Наши дети бегают вместе в школу, наши отцы живут бок обок, делят лишение и горе тяжелой годины. Вот почему я дерусь под Москвой, на этой земле, где не ступала нога моего отца, моего деда и прадеда".

Постепенно агитационная направленность отходила, все более заявлял о себе реалистический подход порой с элементами романтики. Повесть Б. Горбатого "Непокоренные" одна из первых попыток показать, как в ходе войны менялось отношение человека к происходящему, как росло его сознание и активность, углублялось понимание своего места в жизни.

При этом характеры героев раскрывались уже не в чем то исключительном, а в повседневном, ибо повседневное в войне становилось исключительным, а исключительное - повседневным. В повести К. Симонова "Дни и ночи" автор проводит мысль о том, что на войне люди привыкли к самому страшному, к тому что люди разговаривающие с ним только что, через мгновение переставали существовать. В способности человека привыкать, переносить ужасное сохранилось и возможность героического. Вершиной реализма в литературе военного времени была повесть В. Некрасова "В окнах Сталинграда", где не только показан "обыкновенный героизм наших воинов, но и их способность сохранить в себе человеческое начало".

В литературе звучала романтика, пронизанная атмосферой нравственной частоты. Повесть Э. Казакевича "Звезда" убеждает в том, что победа в этой священной войне добивалась чистыми руками. Лейтенант Травкин, вчерашний школьник, стал опытным воином, смелым, стойким, находчивым. Герой не просто честен - он "ненавидел не правду", непросто справедлив, но отличается "абсолютным бескорыстием". Не просто верен воинскому долгу, но самозабвенно предан делу, не просто смел, но "не знал, что такое паника". Повесть Э. Казакевича трагична, но так же, как в древних русских повестях погибающие войска обретают вечную жизнь, герои повести "Звезда" не погибают, а словно растворяются, обретая бессмертие. Заметим, что в суровые дни писатели были вместе со своим народом, со своими войсками на линии фронта. На фронте находились А. Сурков, Е. Петров, А. Бек, М. Шолохов, А. Фадеев, Н. Тихонов, В. Закруткин, М. Джалиль, А. Гайдар. 10 писателей были удостоены звания Героя Советского Союза.

Театр. В суровых условиях военного времени театральное искусство не только не утратило свою силу, но оно наоборот приобрело особое гражданское звучание. Театр, как никогда прежде становится необходим всем людям, но, пожалуй, особенно бойцам на фронте. О масштабах обслуживания фронта дают представление следующие цифры: за время войны в воинских частях побывало 3685 артистических бригад, в которых участвовало 42 тыс. творческих работников. Ими было дано 473 тыс. спектаклей и концертов.

Организуются и специальные фронтовые театры, которые имели в своем репертуаре не только концертные программы, но и целые спектакли. Многие ведущие театры страны - Малый театр, театр Е. Вахтангова, Большой драматический театр имени Горького - образовывали свои фронтовые финалы, которые прошли боевой путь вместе со своими бойцами. Фронтовыми стали и многие театры городов и областей, временно оккупированных гитлеровцами - Смоленска, Орла, Калинина. К концу 1944 года в действующей армии находилось 25 фронтовых театра.

В освобожденном Ленинграде продолжал действовать театр музыкальной комедии, театр Краснознаменного Балтийского флота. В октябре 1942 года появился "Городской театр". Из театра народного ополчения, организованного в июле 1942 года Н. Черкасовым, образуется Агитвзвод Ленинградского фронта. В самую страшную блокадную зиму 1941-42 г., спектакли в Ленинградских театрах не шли, но представления давались на предприятиях, в воинских частях и на фронте. Учитывая создавшиеся условия, Театр Краснознаменного Балтийского флота был разбит на "пятерки" и актеры в маскировочных халатах, под обстрелом добирались до боевых частей и там выступали с концертами.

Среди драматических произведений, появившихся в первые дни войны,появляется пьеса А. Афиногенова "Накануне", которая рассказывала как война вторглась в мирную жизнь советских людей. Несмотря на трагичность происходивших событий, пьеса была пронизана верой в победу.

В середине 1942 появляются самые замечательные пьесы военного времени. В июле 1942 г. Л. Леонов прочел в Москве свою пьесу "Нашествие" Это философская, психологическая драма. Главная тема - героическое сопротивление русского народа фашистскому нашествию. Центральный герой пьесы Федор Таланов. Это человек с "тяжелым" прошлым, вернувшийся из заключения. Он обозлен на людей, глубоко обижен допущенной по отношению к нему несправедливостью. Но идея пьесы заключается в том, что в момент суровых испытаний не время вспоминать прежние обиды.

В это же время появилась пьеса К. Симонова "Русские люди". Любовь к своей земле, чувство патриотизма преломляется в характере каждого героя пьесы по своему. Командир батальона Сафонов - прежде всего солдат. Его принцип: "Стой Сафонов, и ни шагу назад! Умри, а стой! Десять ран прими, а стой!" Для молодой разведчицы Вали понятие Родина ассоциируется, прежде всего, с ее родными местами. "У нас в Ново- Николаевке изба на краю села стоит и около речка и две березки. Я качели на них вешала. Мне про родину говорят, а я все эти две березки вспоминаю". Дорогой ценой платят герои К. Симонова за свои убеждения, но не изменяют им. В течение одного года спектакли "Русские люди" прошли в 150 театрах страны.

Замечательным событием на театральных сценах был спектакль, поставленный по пьесе А. Корнейчука "Фронт". Спектакль повествует о том, как герой гражданской войны, заслуженный в прошлом человек командующий фронтом Иван Горлов безнадежно отстал от жизни. Окруженный льстецами и подхалимами, он уверовал в свою непогрешимость. Обличая Ивана Горлова,автор показывает людей, которые не только отважны, но и умеют вести войну по-новому.

В годы войны в осажденном Ленинграде А. Крон написал пьесу о моряках подводниках "Офицер флота", которую поставил театр Краснознаменного Балтийского флота и МХАТ.

Мы остановились только на некоторых темах, назвали только некоторые театры, которые сражались на полях Великой Отечественной Войны.

Изобразительное искусство. Будучи верными своему профессиональному и нравственному долгу более 900 художников ушли на фронт. Они были свидетелями, участниками происходящих событий Великой Отечественной Войны. Художники в своих походных альбомах делали наброски. Созданные ими многочисленные зарисовки представляют собой бесценный художественно-документальный материал.

Первыми кто откликнулся на события войны-художники Кукрыниксы плакатом " Беспощадно разгромим и уничтожим врага". В скоре создает свой плакат И. Таидзе "Родина- мать зовет". Этот плакат стал своеобразным символом Великой Отечественной Войны.

За годы войны были созданы тысячи плакатов, листовок, открыток. И по сегодняйший день живут в нашем сознании плакаты "Воин Красной Армии, спаси" В. Карецкого, "Пьем воду родного Днепра.Будем пить из Прута, Немана и Буга" В. Иванова, "Дойдем до Берлина" Л. Голованова.

Выходили и сатирические плакаты. Нередко, героическое соединялось в них с сатирическим, переплетаясь в единое целое. Особо это проявилось в плакатах "Окна ТАСС", которые, по сути, возродили известных "Окон сатиры Роста". Плакаты пользовались исключительной популярностью не только у нас, но и в других странах мира: в США, Англии, Турции, Китае, Иране, Швеции.

Наряду с документальными и репортажными зарисовками создавались живописные картины, на которых изображались горе и страдания народа, его героизм, смелость, мужество воинов, несгибаемая вера в победу. Одной из таких картин была работа А. Пластова "Фашист прилетел". В ней протест художника против жестокого, бессмысленного убийства, сливается с болью за поруганную землю. Выражением этой боли является образ убитого мальчика-пастушка на фоне печальной красоты родной природы.

Немало было создано картин, изображающих следы варварских бомбардировок мирных городов и сел, убийства, казни, издевательства, творимые фашистами над людьми. Таковы полотна "За что?" Я. Николаева, "Расстрел" В. Серова, "В рабство" Г. Ряжского, "Рабовладельцы" Т. Гапенко. Обратившись к народной жизни военных лет С. Герасимов в картине "Мать партизана" показал народное сопротивление врагу, моральное превосходство советских людей, сохранивших перед лицом смерти силу духа, достоинство. На картине крупным планом изображены две фигуры: простая русская женщина, сын которой через несколько секунд будет расстрелян, а напротив нее - палач эсэсовец. Гордому образу матери, стоящей на родной земле, художник противопоставил образ обреченного на гибель фашиста. Художники показывали не только страдания и бедствия народа, но и силу военного сопротивления врагу. Картина К. Юона "Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года" запечатлела с документальной точностью памятный для наших людей день, когда прямо с площади бойцы уходили на фронт.

Большим событием той поры стала картина А. Дайнеки "Оборона Севастополя". Автор показал не только открытую схватку моряков с врагом, но и дух моряков, их героизм.

Огромный вклад в формировании морального духа, ненависти к врагу сыграли мастера Студии военных художников имени М. Б. Грекова: И. Евстигнеев, К. Финогенов, П. Кривоногов.

В годы войны развивался исторический жанр. В самый разгар войны П. Корин создает картину

Продолжением исторической темы явилась картина А. Бубнова ""Утро на Куликовом поле "". В ней показан тревожный момент битвы. Дмитрий Донской показан на фоне развернутого боевого знамени с изображением Христа. Художник этим самым показывает не только справедливый характер борьбы русского народа, но и бескомпромиссный характер.

Видное место в изобразительном искусстве занял портретный жанр. Художники создали портретную галерею образов военачальников, офицеров, рядовых, партизан, сражавшихся в тылу врага. Всех не перечесть, назовем только некоторых ""Портрет Маршала Советского Союза Г.К Жукова"" Н.Крона, ""Герой Советского Союза гвардии генерал-майор Панфилов"". В. Яковлева. Першудцев запечатлел легендарных участников штурма Рейхстага - сержантов М.А Егорова и М. Кантария.

Музыка. Начало Великой Отечественной Войны мобилизовало всю общественность на борьбу с фашизмом. Большой отряд ушел на фронт. Многие композиторы и профессиональные музыканты участвовали в составе агитбригад в действующей армии.

Творческая деятельность композиторов приобрела конкретную и ясную направленность ""Все для победы!"". В первый день войны была создана ""Песня смелых"" В.Суркова, а на четвертый день войны – над всем миром звучала:

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною

С проклятою ордой!

Эта песня А.В.Александрова на слова В.И.Лебедева - Кумача стала гимном народа, вставшего на защиту Отечества. Эта песня была в строю воинов, всего нашего народа. Нельзя переоценить ее роль и в наши дни.

В годы войны массовое значение приобретают лирические песни, становящиеся духовной опорой солдат, музыкальной связью с Родиной, за которую они воюют. ""Ой, туманы мои, растуманы "". В.Захарова, ""До свидания, города и хаты"". В.Соловьева - Седова, ""Вася - Василек"". А.Новикова, "" Заветный камень"". Б.Мокроусова. "" В землянке"" К. Листова, ""Темная ночь"". Н.Богословского и другие.

Значительный вклад в формирование патриотического духа - духовая оркестровая музыка. Создавались марши как непосредственный отклик на происходящее событие. Марши посвящались и подвигам отдельных полководцев ""Капитан Гостелло"" Н.Иванова-Родкевича, ""Рокоссовский"" С. Чернецкого, создавали обобщенный художественный образ борьбы народа с захватчиками. ""Слава гвардейцам"" Н. Чембериджи, ""Народные мстители"" Н.Иванова - Радкевича и др.

Совершенным триумфом - художественным и историческим открытием стала ""Седьмая симфония"" Д. Шостаковича. Она была написана в блокадном Ленинграде. Симфония стала мощным оружием в борьбе с врагом. "Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе",своему родному городу Ленинграду я посвящаю свою Седьмую симфонию " - писал автор на страницах "Правды" 29 марта 1942 года. После этих слов симфония получила и еще одно название "Ленинградская".

Премьера ее состоялась 5 марта 1942 года в Куйбышеве, а 9 августа она прозвучала в осажденном Ленинграде. Успех симфонии был огромным. В течении короткого времени она прозвучала во многих странах мира. Ведущие дирижеры мира боролись за право исполнять ее. Только в США за сезон 1942-43 годов она была исполнена 62 раза. Концерты превращались в митинги поддержки воюющей России. Американский писатель М. Гольд писал: "Шостакович, может быть, является самым великим композитором современности". Обращение к героико-патриотической теме отмечено и в симфоническом творчестве других композиторов. Наиболее значительными сочинениями являются: "Вторая симфония" А. Хачатуряна, "С колоколом" и "Пятая симфония" С. Прокофьева. Но самым значительным событием в его творчестве явилось опера "Война и мир" написанная по роману Л. Толстого. Тема ратной истории России стала основой в музыкальном театре. Появились "Суворов" С. Василенко, "Дмитрий Донской" В. Крюкова, "Емельян Пугачев" М. Коваля, балет А. Хачатуряна "Гаянэ".

Следует отметить оперу Д. Кобалевского "Под Москвой" ("В огне "). С большой силой, выразившую ужасы вражеского нашествия, горя и страданий народа. Не представляется возможным перечесть все темы жанра музыкальной культуры Великой Отечественной, и только небольшая часть названных произведений свидетельствует, что вся музыкальная общественность считала себя войнами, оружием которой была музыка.

Киноискусство. Работники киноискуства считали себя мобилизованными и призванными на фронт. Главным содержанием, главной задачей становится духовная мобилизация народа, направленная на борьбу с врагом. Первыми кто откликнулся на события первых дней войны-документалисты. Кинооператоры принимали участие во всех операциях, вели съемки с самолетов, танков, на палубах военных кораблей. Многие из них были заброшены в тыл врага, где они участвовали в рейдах партизанских отрядов, снимали на кинопленку каждодневный подвиг "народных мстителей ".

Первые кинопленки выходят на экраны уже в июле 1941 года: "Подруги на фронт", "Чапаев с нами". Любимые герои с экрана обращались к зрителю с призывом к борьбе с врагом. Создавались "Боевые киносборники". В них принимали участие такие режиссеры как Г. Александров, Б.Бернет, С. Герасимов, Вс. Пудовкин и другие. Зрители видели на экранах своих любимых актеров - Л. Орлову, Б. Бабочкина, М. Ладынину, Н. Крючкова, Н.Черкасова и многих других.

В "Боевых киносборниках" было много несовершенного, поверхностного. Однако ленты рассказывали о народном гневе, о народе который поднялся на защиту своей страны. В частности в фильме "Пир в Жиримунке" рассказывалось о подвиге старой женщины крестьянки, которая осталась в деревне оккупированной фашистами, чтобы отомстить фашистам за все совершенные ими злодеяния. Она угощает незваных гостей отравленной пищей, а чтобы усыпить их бдительность, ест эту пищу вместе с ними и вместе с врагами погибает. В 1942 году уже стали выходить полнометражные фильмы о Великой Отечественной Войне: "Секретарь райкома" И. Пырьева, чуть позднее "Она защищает Родину" Ф. Эрмлера, "Радуга" М. Донского. "Она защищает Родину" - история простой русской женщины Прасковьи Лукьяновой, потерявшей при вторжении фашистов мужа и сына,и возглавившей партизанский отряд народных мстителей.

Огромной популярностью пользовались фильмы"Два бойца" Л. Лукова, "Парень из нашего города", "Жди меня" А. Столпера, "В шесть часов после войны" И. Пырьева, "Новые похождения Швейка" С. Юткевича и другие. Киноискусство сражалось вместе со своим народом. Оно смогло раскрыть патриотизм людей, потому что героем был участник, сражавшийся на фронте и в тылу еще и потому что главной целью было служение своему народу. Ушли в историю фильмы о великом сражении великой страны с фашизмом, но чем дальше уходит время, тем ценнее они для нас. Художественные ленты становятся "документальными" ибо они запечатлели время. Актеры не играли своих героев, они были частью их жизни.

Выводы

Вовремя войны по сообщению Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистких захватчиков, опубликованной в " Правде" в сентябре 1945 года, всего было разрушено и разграблено 430 музеев из 991, 44 тыс. дворцов культуры и библиотек. Были осквернены дома музеи Л. Н. Толстого в Ясной Поляне, А. С. Пушкина в Михайловском, И.С. Тургенева в Спасском-Лутовиневе, П. И. Чайковского в Клину. Безвозвратно утраченными для отечественной культуры, оказались фрески 12 века в Софийском соборе в Новгороде. Погибли картины Репина, Серова, Шишкина, Айвазовского. Все это не смогло не сказаться на развитии советской художественной культуры после войны.

Великая Отечественная Война сплотила всех работников искусства, они создавали свое "художественное оружие", которое было рядом со своим народом защищавшим свою родину. Оно формировало мужество и ненависть к врагу. Придя в фашистcкое логово, воины писали свою ненависть на колоннах рейхстага. Среди них написаны и имена работников искусств. И пусть сегодня их имена закрашены, но не сотрется людская память запечатленная в произведениях искусства.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите основные черты героико-патриотической литературы Великой Отечественной Войны.

2. Назовите литературные произведения Великой Отечественной Войны.

3. Перечислите произведения изобразительногоискусства А. Даинеки, А. Пластова, Кукрыниксов.

4. Назовите имя композитора «Седьмой Симфонии»

5. Перечислите имена композиторов создавших симфонические произведения в годы Великой Отечественной Войны.

6. Назовите кинофильмы, созданные в годы Великой Отечественной войны, раскрывающих подвиг советских людей.

Дата публикования: 2014-11-28 ; Прочитано: 1805 | Нарушение авторского права страницы | Заказать написание работы

сайт - Студопедия.Орг - 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с) ...

Отключите adBlock!
очень нужно

С началом Великой Отечественной войны художники принимают самое активное участие в борьбе с врагом. Часть из них ушли сражаться на фронт, другие – в партизанские отряды и народное ополчение. Между боями они успевали выпускать газеты, плакаты, карикатуры. В тылу художники были пропагандистами, устраивали выставки, они превратили искусство в оружие против врага – не менее опасное, чем настоящее.

В течение войны было организовано много выставок, среди них две всесоюзные («Великая Отечественная война» и «Героический фронт и тыл») и 12 республиканских. В зажатом в кольцо блокады Ленинграде художники выпускали журнал литографических эстампов «Боевой карандаш» и вместе со всеми ленинградцами показали всему миру беспримерное мужество и силу духа.

Как и в годы революции, первое место в графике военных лет занимал плакат. Прослеживаются два этапа в его развитии. В первые два года войны плакат имел драматическое, даже трагическое звучание. Уже 22 июня появился плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Он обрушивал народную ненависть на вторгшегося противника, требовал возмездия, призывал к защите Родины. Главной была мысль об отпоре врагу, и она была выражена суровым, лаконичным изобразительным языком, независимо от творческих индивидуальностей.

Широко использовались отечественные традиции. Так, «Родина-мать зовет!» И. Тоидзе (1941) с аллегорической женской фигурой на фоне штыков, держащей в руках текст военной присяги.

Плакат стал как бы клятвой каждого бойца. Нередко художники прибегали к образам наших героических предков.

На втором этапе, после перелома в ходе войны, меняется и образ плаката и настроение на оптимистичное и, даже, юморестическое. B.C. Иванов изображает солдата на фоне переправы через Днепр, пьющего воду из каски: «Пьем воду родного Днепра. Будем пить из Прута, Немана и Буга!» (1943).

В годы войны появились значительные произведения станковой графики. Это и быстрые документально-точные фронтовые зарисовки, разные по технике, стилю и художественному уровню. Это и портретные рисунки бойцов, партизан, моряков, санитарок, командиров - богатейшая летопись войны, впоследствии переведенная частично в гравюру. Это и пейзажи войны, среди которых особое место занимают изображения блокадного Ленинграда. Так появилась графическая серия Д. Шмаринова «Не забудем, не простим!» (уголь, черная акварель, 1942), возникшая из зарисовок, которые он делал в только что освобожденных городах и деревнях, но окончательно завершенная уже после войны: пожарища, пепелища, плачущие над телами убитых матери и вдовы - все сплавилось в трагический художественный образ.

Особое место в военной графике занимает историческая тема. В ней раскрывается наше прошлое, жизнь наших предков (гравюры В. Фаворского, А. Гончарова, И. Билибина). Представлены также архитектурные пейзажи прошлого.

В живописи военных лет тоже были свои этапы. В начале войны - в основном фиксация увиденного, не претендующая на обобщение, почти торопливая «живописная зарисовка». Художники писали по живым впечатлениям, а в них недостатка не было. Не всегда удавалось задуманное, картинам не хватало глубины в раскрытии темы, силы обобщения. Но всегда была большая искренность, страстность, восхищение людьми, стойко выдерживающими нечеловеческие испытания, прямота и честность художественного видения, желание быть предельно добросовестным и точным.

В годы Великой Отечественной войны выдвинулось много молодых художников, они сами были участниками боев под Москвой, великой битвы за Сталинград, они форсировали Вислу и Эльбу и брали штурмом Берлин.

Конечно, в первую очередь развивается портрет, потому что художники были потрясены мужеством, нравственной высотой и благородством духа наших людей. Сначала это были предельно скромные портреты, лишь фиксирующие черты человека военной годины,- белорусских партизан Ф. Модорова и воинов Красной Армии В. Яковлева, портреты тех, кто боролся за победу над фашизмом в тылу, целая серия автопортретов. Обыкновенных людей, вынужденных взяться за оружие, проявивших в этой борьбе лучшие человеческие качества, стремились запечатлеть художники. Позже появились парадные, торжественные, иногда даже патетические изображения, как, например, портрет маршала Г. К. Жукова работы П. Корина (1945).

В 1941-1945 гг. развивается и бытовой, и пейзажный жанр, но они всегда так или иначе связаны с войной. Выдающееся место в формировании и того, и другого в военные годы принадлежит А. Пластову. Оба жанра как бы объединены в его картине «Фашист пролетел» (1942).

В жанре пейзажа в военные годы работают и старейшие мастера (В. Бакшеев, В. Бялыницкий-Бируля, Н. Крымов, А. Куприн, И. Грабарь, П. Петровичев и др.), и более молодые, вроде Г. Нисского, создавшего несколько экспрессивных, очень выразительных полотен.

Выставки пейзажистов в годы войны говорят об осмыслении ими пейзажа в новом образе, принадлежащем суровому военному времени. Так, эти годы сохранили и почти документальные пейзажи, ставшие со временем историческим жанром, как «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года» К.Ф. Юона (1942), запечатлевший тот памятный для всех советских людей день, когда бойцы прямо с заснеженной площади шли в сражение - и почти все погибли.

Не лишена определенной плакатности, столь чуждой искусству живописи, и картина А.А. Дейнеки «Оборона Севастополя» (1942), созданная в дни, когда шел «бой... святой и правый, смертный бой не ради славы, ради жизни на земле». В самой теме причина огромного эмоционального воздействия картины.

Знаменательно, что дух войны, пронизанность одной мыслью - о войне - передается художниками иногда в характере простой жанровой картины. Так, Б. Неменский изобразил женщину, сидящую над спящими бойцами, и назвал свое произведение «Мать» (1945): она может быть и матерью, охраняющей сон своих собственных сыновей-солдат, но это и обобщенный образ всех матерей тех воинов, что сражаются с врагом.

Через обыкновенное, а не исключительное изображает он повседневный подвиг народа в этой самой кровопролитной из всех бывших на земле войн.

В последние годы войны одно из лучших своих живописных произведений создали Кукрыниксы, обратившись к образу древности - Софии Новгородской как символу непобедимости русской земли («Бегство фашистов из Новгорода», 1944-1946). Художественные недостатки этой картины искупаются ее искренностью и подлинным драматизмом.

К концу войны, намечаются изменения, картины становятся сложнее, тяготеют к многофигурности, так сказать, «разработанной драматургии».

В 1941-1945 гг., в годы великой битвы с фашизмом, художниками было создано немало произведений, в которых они и выразили всю трагедию войны, и прославили подвиг победившего народа.

Цели и задачи:

  • Образовательная: Опираясь на субъектный опыт, дать целостное представление о искусстве периода Великой Отечественной войны. Познакомиться, совместно с учащимися с культурой нашей родины в годы ВОВ.
  • Воспитательная: Вызвать у учеников чувство гордости за свою Родину, за свой народ, отстоявший мир от фашизма, чувство признательности и вечной благодарности тем, кто не вернулся с полей сражений, кто ценой своей жизни завоевал для будущих поколений мир и свободу.
  • Развивающая: Позволяет формировать следующие умения: вести диалог, выражать собственное мнение об увиденном.

Ход урока

Организационный момент.

Задача: Познакомиться с видами искусства периода ВОВ и выразить свое личное отношение, вызванное произведениями искусства. Перед вами лежат чистые листы бумаги, на которых в течении урока вы должны будете самостоятельно выразить свои чувства, мысли и отношения к увиденному и услышанному на уроке. Мы их с вами назовем творческими листами.

9 мая вся страна будет праздновать 65-летие со дня победы в ВОВ, которая нам досталась дорогой ценой.

Немного истории: Ранним утром 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Смертельная опасность нависла над нашей родиной. По призыву партии весь народ поднялся на борьбу с врагом. "Все для фронта, все для победы" - эти слова стали девизом жизни и работы советских людей. Именно мобилизация духовных сил советского народа в эти годы стало главной задачей нашего искусства.

Давайте вспомним, в каких видах искусства может быть отражена военная тематика. (листы на магнитах с надписями «литература», «музыка», театр», «кино», «живопись») Сегодня речь пойдет именно об этих видах искусства.

Литература того времени не могла оставаться в стороне от этого события.

Так в первый день войны на митинге советских писателей прозвучали такие слова: «Каждый со­ветский писатель готов все, свои силы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадо­бится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины». Эти слова были оправданны. С самого начала войны писатели по­чувствовали себя «мобилизованными и призван­ными». Около двух тысяч писателей ушли на фронт, более четырехсот из них не вернулись. Писатели жили одной жизнью со сражающим­ся народом: мерзли в окопах, ходили в атаку, со­вершали подвиги и...писали.

Давайте вспомним уроки литературы. Кого из поэтов времен ВОВ вы можете назвать? А кто помнит известное стихотворение К. Симонова «Жди меня»? Какие чувства выражает это стихотворение?

Стихи публиковались центральной и фронтовой печатью, транслировались по радио. Многие стихи переписывались в фронтовые блокноты, заучивались наизусть. Стихи породили многочисленные стихотворные ответы.

Любовь к отечеству и ненависть к врагу – это тот неиссякаемый и единственный источник, из которого черпала в годы ВОВ свое вдохновение наша лирика. Наиболее известными поэтами того времени были: Николай Тихонов, Алексей Сурков, Ольга Берггольц, Константин Симонов.

Давайте представим ситуацию, к нам в руки попало письмо с поврежденным текстом, а на войне это было не редкостью. Я предлагаю вам восстановить текст с помощью слов, размещенных на слайде. Вы можете применить свое творчество.

Стихотворение Евгения Винокурова «Москвичи»

В полях за Вислой сонной
Лежат в земле сырой
Сережка с Малой Бронной
И Витька с Маховой.

А где-то в людном мире
Который год подряд
Одни в пустой квартире,
Их матери не спят.

Свет лампы воспаленной
Пылает над Москвой
В окне на Малой Бронной,
В окне на Маховой.

В годы Великой Отечественной войны получила развитие проза. Она представлена публицистическими и очерковыми жанрами, военным рассказом и героической повестью. Весьма разнообразны публицистические жанры: статьи, очерки, фельетоны, письма, листовки.

Статьи писали: Леонов, Алексей Толстой, Михаил Шолохов, Всеволод Вишневский, Николай Тихонов. Они воспитывали своими статьями высокие гражданские чувства, учили непримиримо относиться к фашизму. В сотнях статей приводились неопровержи­мые факты о зверствах захватчиков. В своих статьях они рассказывали суровую правду о войне, поддерживали в народе светлую мечту о победе, призывали к стойкости, мужеству и упорству.

Давайте на время представим себя летописцами времен войны. Вокруг идут боевые действия, и у вас есть буквально 2 минутки, для того, чтобы выразить свои чувства и мысли на творческих листах. Посмотрите видео и представьте, что вы находитесь именно в этом месте и в это время.

Выводы (учитель совместно с учащимися): Публицистика войны не утратила своего значения и до наших дней – она и сейчас помогает бороться с идеологией фашизма и занимает особое место в жизни каждого человека.

Следующий жанр: живопись.

Советские художники также почувствовали себя мобилизованными и призванными своим искусством служить народу, поэтому они с первых дней войны были вместе с защитниками Родины.

Одним се самых популярных в годы войны стал плакат В. Корецкого «Воин Красной Армии, СПАСИ!», выполненный способом фотомонтажа. В центре плакатного листа изображена молодая женщина, прижимающая к груди ребёнка, защищая его от окровавленного фашистского штыка. На её лице нет страха: оно выражает гнев и презрение к врагу – чувства, которые владели всеми людьми и на фронтах, и в тылу. В тексте плаката большими буквами выделено слово «СПАСИ!». Что способствует повышению его эмоционального звучания.

Художники-плакатисты оперативно откликнулись на события первых дней войны.

Спустя неделю после её появился один из самых известных плакатов военных лет.

Кто из вас может назвать этот плакат? Ираклии Тоидзе - Родина Мать зовет. Он был издан миллионными тиражами на всех языках народов СССР. Художник талантливо представил исполненный романтики обобщенный образ Отчизны. Воздействие этого плаката заключено в выражении взволнованного лица простой русской женщины, в её призывающем жесте. Таковы были плакаты: «Вперед за нашу победу» С. Бондара, «Наше дело правое. Враг будет разбит!» Р. Гершаника, «Фашисты не пройдут!» Д. Шмаринова, «Вперед Буденовцы!» А. Полянского, «Стальной лавиной раздавим врага» В. Одинцова, «Руби ГАДОВ!» М. Авилова, «Покажем презренным фашистским убийцам, как драться умеет советский моряк!» А. Кокорекина. Плакаты должны были подчеркнуть мысль о всенародном характере сопротивления врагу.

Плакаты военного времени являются не только оригинальными художественными произведениями, но и подлинно историческими документами.

На время представьте себя художниками времен ВОВ. Попробуйте создать свой агитационный плакат или листовку, который может отражать ненависть к фашизму, мужество советских людей. На это задание вам отводится 5 минут. У вас на столах лежат листы, карандаши и фломастеры. Работаете вы в группах. После выполнения творческого задания вы должны объяснить, что вы хотели выразить своим плакатом.

Несмотря на тяжелые условия войны, продолжала активно развиваться в это время выставочная деятельность. За годы войны было проведено много выставок, на которых художники представляли свои картины, этюды, рисунки. Давайте их рассмотрим.

Впечатляет суровый городской пейзаж А.Дейнеки «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года», в котором удивительно точно передана атмосфера прифронтового города, подготовившегося к защите и смертельной схватке. Полотно Дейнеки «Оборона Севастополя»(1942): в сюжетном эпизоде одного города передан масштаб сражений и дух советского народа, проявленный в борьбе с фашистами.

«Мать партизана»(1943) Герасимова С. Можно отнести к самым лучшим произведениям советской живописи. Художник патетическими средствами показал в нём величие и душевную красоту русской женщины-матери, выразившей всем своим существом превосходство над фашистским офицером, пытающимся вырвать у неё признание и обнаруживающим своё бессилие и бешенную злобу перед простой крестьянкой, олицетворяющей весь советский народ.

Суровый колорит и весь композиционный строй картины замечательно выражают героизм советского народа.

Кто такие партизаны? Какую роль они играли в ВОВ?

Вывод: С той поры прошло много лет, выросло новое поколение художников, в творчестве которых нашла своё достойное отражение военная тематика, но произведения искусства, выполненные в годы войны, не только не утратили своего значения, но обрели ещё большую историческую ценность, как памятники героизму и мужеству великого народа.

Вернёмся к творческим листам. Отразите чувства, вызванные живописью времен ВОВ.

Следующий жанр: кинематограф.

Большую популярность в годы войны приобрёл кинематограф. Уже в первые дни войны на фронт выехало более 100 съёмочных групп, они отсняли тысячи метров плёнки, запечатлели самые важные битвы с врагом.

Советские кинохроникеры, работая в очень трудных условиях, деля с бойцами, офицерами и партизанами все тяготы ратной жизни, день за днем, шаг за шагом фиксировали боевой путь Советской Армии до Берлина. С первых дней войны во фронтовых съемках кинохроники принимало участие более ста пятидесяти операторов.

На первое место выдвинулась кинохроника как самый оперативный вид кино. Особенной популярностью у зрителей, как фронта, так и тыла пользовались “Боевые киносборники”, составленные из короткометражных художественных фильмов.

К наиболее многочисленной из них относятся фильмы, запечатлевшие главные, события войны Советской Армии против немецко-фашистских захватчиков. Какие решающие битвы ВОВ из курса истории вы можете назвать?

Это такие ленты, как «Разгром немецких войск под Москвой» (1942), «Сталинград» (1943), «Орловская битва» (1943), «Битва за нашу Советскую Украину» (1943), «Берлин» (1945) и «Разгром Японии» (1945).

Какую роль сыграла Сталинградская битва?

(примерный ответ) Битва была одним из важнейших событий Второй мировой войны и наряду со сражением на Курской дуге была переломным моментом в ходе военных действий, после которых немецкие войска потеряли стратегическую инициативу. Сражение включало в себя попытку вермахта захватить левобережье Волги в районе Сталинграда (современный Волгоград) и сам город, противостояние в городе, и контрнаступление Красной армии (операция «Уран»), в результате которого 6-я армия вермахта и другие силы союзников Германии внутри и вокруг города были окружены и частью уничтожены, частью захвачены в плен. По приблизительным подсчётам, суммарные потери обеих сторон в этом сражении превышают два миллиона человек.

Как вы думаете, какие чувства вызывали у людей периода ВОВ просмотры фильмов о войне?

(примерный ответ)

  • Патриотизм.
  • Героизм
  • Ненависть к фашизму
  • Мужество женщин и детей
  • Партизанская борьба.

В послевоенное время было создано много фильмов. И наверняка вы многие из них смотрели. Я предлагаю посмотреть кадры фильмов о военном времени определить их название. Вернемся к творческим листам, выразите свое отношение к фильмам военного времени.

Следующий жанр: театр времен ВОВ

Артисты драматических, музыкальных театров, эстрады, также вносили свой вклад в общее дело борьбы с врагом.

С первых дней войны широкое распространение получил выезд художественных бригад непосредственно на фронт, в заводские цеха, к труженикам сельского хозяйства. Только в Москве было создано 700 таких бригад, в Ленинграде – 500. За время войны на фронте побывало около 4 000 артистических бригад, в которых было занято 42 000 творческих работников. Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что красота искусства жива, что убить ее невозможно.

Следующий жанр: музыка времен ВОВ

Несмотря на тяжесть военных лет, советское государство проявляет большую заботу о сохранении и росте вокальных кадров. Эвакуированные театры продолжают работать, консерватории- растить молодых певцов. Значительной вехой в развитии системы музыкального образования этих лет является открытие в 1944 году Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных, специального вуза, имеющего основной целью подготовку квалифицированных музыкально-педагогических кадров для нашей страны.

Музыканты вместе с воюющим народом ковали победу и продолжали писать песни. Евгений Винокуров в 1945 году

Я эти песни написал не сразу.
Я с ними по осенней мерзлоте,
С неначатыми, по-пластунски лазал
Сквозь черные полу на животе.
Мне эти темы подсказали ноги,
Уставшие в походах от дорог.
Добытые с тяжелым потом строки
Я, как себя. от смерти не берег-

Их ритм простой мне был напет метелью,
3адувшею костер, и в полночь ту
Я песни грел у сердца, под шинелью,
Одной огромной верой в теплоту.
Они бывали в деле и меж делом
Всегда со мной, как кровь моя, как плоть.
Я эти песни выдумал всем телом,
Решившим все невзгоды побороть

Хорошая песня всегда была верным помощником бойца. С песней он отдыхал в короткие часы затишья, вспоминал родных и близких.

В одной из песен, популярных в годы войны, были такие слова: Кто сказал, что надо бросить Песни на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне!

Учитывая это обстоятельство, было принято решение возобновить на Апрелевском заводе прерванное войной производство грампластинок. Начиная с октября 1942 года из-под пресса предприятия пошли на фронт грампластинки вместе с боеприпасами, пушками и танками. Они несли песню, которая была так нужна бойцу.

Каждая военная песня имеет свою уникальную историю

"Священная война" (Музыка Александр Александрова, слова В. Лебедева-Кумача)

Интересна история создания одной из самых знаменитых песен Великой Отечественной войны. 24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...»

Стихи эти потребовали от поэта упорной работы. Хранящиеся в архиве черновики говорят о том, что Лебедев-Кумач не раз переписывал и дорабатывал отдельные строки и строфы, подчас заменяя целые четверостишия.

Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:

– Будем разучивать новую песню – «Священная война».

Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни – печатать не было времени! – а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день – на репетицию с оркестром, и вечером - премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.

Три группы сразу же выехали на фронт, а четвертая, руководимая А. В. Александровым, оставалась временно в Москве, для обслуживания воинских частей, госпиталей, выступлений на радио и разучивания новых песен. Вид вокзала был необычен: все помещения до отказа заполнены военными, как говорится, яблоку негде упасть. На всех новое, еще не пригнанное обмундирование. Многие уже успели получить винтовки, пулеметы, саперные лопатки, противогазы, словом, все, что полагается фронтовику.

В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост – своеобразная эстрада для выступления. Артисты ансамбля поднялись на это возвышение, и у них невольно зародилось сомнение: можно ли выступать в такой обстановке? В зале - шум, резкие команды, звуки радио. Слова ведущего, который объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня «Священная война», тонут в общем гуле. Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно затихает...

Волнения оказались напрасными. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах... Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну».

Так начался путь песни, славный и долгий путь. С этого дня «Священная война» была взята на вооружение нашей армией, всем народом, стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Ее пели всюду - на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие для победы. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио.

Группой учащихся вашего класса были подготовлены творческие задания. Прошу вас по одному выходить к доске с вашими сообщениями.

(во время сообщений учеников звучит соответствующая музыка)

"В землянке" (муз. К.Листова, сл. Алексей Суркова)

“Это были шестнадцать “домашних” строк из письма моей жене Софье Антоновне", – вспоминал Алексей Александрович Сурков, – "написал я его в конце ноября, а точнее, 27-го, после тяжелого боя под Истрой".

Так бы и остались они в домашнем архиве поэта, не приди в редакцию фронтовой газеты “Красноармейская правда” композитор Константин Листов, которому позарез нужно было “что-нибудь, на что можно написать песню”. “Чего-нибудь” не оказалось. И тут я, на счастье, вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову, будучи уверенным в том, что... песня из этого абсолютно лирического стихотворения не выйдет...

Но через неделю композитор вновь появился у нас в редакции и под гитару спел свою песню “В землянке”. Всем показалось, что песня “вышла”. После опубликования в “Комсомольской правде” стихов и мелодической строчки песню подхватили и запели всюду.

И сейчас, спустя четыре с половиной десятилетия, песня эта продолжает волновать сердца людей, остается нестареющим гимном любви и верности солдатскому долгу.

"В лесу прифронтовом" (сл. Михаила Исаковского, муз. М.Блантера)

“Стихи написаны на Каме, – вспоминал о рождении этой песни Михаил Исаковский, – когда шел второй год войны. Работая, представил себе русский лес, чуть-чуть окрашенный осенью, тишину, непривычную для солдат, только что вышедших из боя, тишину, которую не может нарушить даже гармонь. Послал стихи старому товарищу композитору Матвею Блантеру (с ним создавали “Катюшу”). Спустя несколько месяцев услышал по радио.

"Катюша" (сл. М. Исаковский, муз. М.Блантера)

Особую популярность она получила в дни Великой Отечественной войны. Песня стала не только событием в музыкальной жизни, но и своеобразным социальным феноменом. Миллионы людей воспринимали героиню песни как реальную девушку, которая любит бойца и ждет ответа. Ей писали письма. Больше того, появилось немало сюжетных продолжений песни. В Литературном музее в Москве я записал некоторые из них: "Все мы любим душеньку "Катюшу", любим слушать, как она поет, из врага вытряхивает душу, а друзьям отвагу придает".

Бойцы, подражая "Катюше", пели на свой лад пусть и не совсем совершенные, но идущие от всего сердца слова и посвящали их они в ее образе своей любимой девушке, их мечте и надежде. Неизвестный солдат просил Катюшу, словно она была с ним рядом: "Если пуля вдруг шальная настигнет на дальней стороне, не грусти тогда, моя родная, расскажи всю правду обо мне".

Историю, которую рассказали ветераны: "Однажды под вечер, в часы затишья, наши бойцы услышали из немецкого окопа, расположенного поблизости, "Катюшу". Немцы "прокрутили" ее раз, потом поставили второй раз, потом третий... Это разозлило наших бойцов, мол, как это подлые фашисты могут играть нашу "Катюшу"?! Не бывать этому! Надо отобрать у них "Катюшу"!..

В общем, дело кончилось тем, что группа красноармейцев совершенно неожиданно бросилась в атаку на немецкий окоп. Завязалась короткая, молниеносная схватка. В результате - немцы еще и опомниться не успели! – "Катюша" (пластинка) вместе с патефоном была доставлена к своим".

"Шумел сурово брянский лес" (муз. С. Каца, сл. Анатолия Софронова)

Осенью 1942 года в штаб Брянского фронта пришла несколько необычная радиограмма: «Оружие у нас есть, в случае чего можно забрать у врага, а вот песню, как трофей, не возьмешь. Пришлите нам песню». Это писали партизаны брянских лесов. Политуправление фронта обратилось к поэту Анатолию Софронову и композитору Сигизмунду Кацу с просьбой выполнить партизанский заказ.

Для А. Софронова и С. Каца это была не первая совместная творческая работа. С тех пор они написали много песен – героических и шуточных, строевых и лирических, маршеобразных и частушечных. А вот партизанскую песню писать не приходилось. Какой она должна быть?

Песня сравнительно быстро была написана. Получилась она поистине суровая, широкая, величественная, близкая по духу характеру народных мстителей. Её исполняли вполголоса в лесу, в землянке, у костра. Осталось только проверить, как песня будет звучать в хоре.

"Синий платочек" (муз. Е. Петерсбурского, сл. Я.Галицкого)

Казалось, что среди грохота сражений, небывалых еще в истории войн, могут звучать лишь боевые песни да марши. Однако, как отмечал поэт А. Сурков, «уже с первых дней войны стало слышно, что рядом с кованными строками «Идет война народная, священная война» в солдатском сердце теплятся тихие лирические слова в общем-то не очень сильной песни «Синий платочек».

"Случайный вальс" (муз. М. Фрадкина, сл. Е. Долматовского)

2 февраля 1943 года победоносно закончилась Сталинградская операция: завершена была ликвидация окруженной группировки противника. В Сталинграде наступила непривычная тишина... – А через несколько дней, – вспоминает поэт Евгений Долматовский, – мы с композитором Марком Фрадкиным уже ехали в эшелоне на новый фронт – будущую Курскую Дугу. Поезд шел медленно, часто останавливался, и мы стали сочинять песню.

И здесь Фрадкин вспомнил историю, рассказанную знакомым военным летчиком. ...Однажды пришлось этому летчику побывать летним вечером в небольшой деревушке в прифронтовой полосе. Остановились передохнуть. Вдруг офицер услышал звуки музыки – местная молодежь танцевала под старый, разбитый патефон. Он подошел ближе и увидел девушку, одиноко стоящую в стороне. Лейтенант пригласил ее на вальс. Разговорились, но тут пришлось проститься – засигналил шофер, пора в путь. С тех пор прошло много времени, молодой офицер не может забыть эту девушку. Может быть, об этом написать песню?

В годы войны были созданы замечательные произведения камерной, оперной и симфонической музыки. Во время ВОВ в свет выходит Седьмая симфония Шостаковича. Летом 1941 года Шостакович написал на партитуре: "Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу – Ленинграду – я посвящаю 7-ю симфонию". Во время ленинградской блокады Дмитрий Шостакович вместе с другими ленинградцами дежурил на крышах домов, куда падали зажигательные бомбы, умирал от голода, и в это же время с необыкновенным воодушевлением сочинял свою знаменитую симфонию.

9 августа 1942 года по планам фашистского командования Ленинград должен был пасть, на этот день был назначен парад немецких войск в городе. Но в этот день в Большом зале Ленинградской консерватории, на стене которой красовалась надпись: "Граждане! Осторожно! При артобстеле эта сторона опасна!" – в городе, где люди каждый день гибли от голода и бомбёжек – при всех зажжённых люстрах, что символизировало презрение к врагу, состоялась премьера Седьмой "Ленинградской" симфонии Дмитрия Шостаковича. И зал был переполнен. Организовал этот концерт и дирижировал оркестром Карл Элиасберг. А исполнял симфонию Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета.

Когда композитор бочком
Пробрался к подножью рояля,
В оркестре, смычок за смычком
Проснулись, зажглись, засияли,
Как будто из мрака ночей
Дошли к нам порывы метели,
И сразу у всех скрипачей
С подставок листы полетели.
И эта ненастная мгла,
В траншеях свиставшая хмуро
Никем до него не была
Расписана, как партитура.
Над миром взрывалась гроза.
Еще никогда на концерте
Так близко не чувствовал зал
Присутствия жизни и смерти.
Как дом, от полов до стропил
Охваченный пламенем сразу
Оркестр, обезумев, вопил
Одну музыкальную фразу.
Ей пламя дышало в лицо,
Глушила ее канонада,
Она прорывала кольцо
Блокадных ночей Ленинграда.
Гудела в глухой синеве,
Весь день пребывала в дороге
И ночью кончалась в Москве
Сиреной воздушной тревоги.

Тогда весь мир был потрясён стойкостью и мужеством ленинградцев-блокадников. Исполнение симфонии передавалось по радио и городским громкоговорителям. И в гитлеровских войсках это произведение тоже слушали. И, по признанию некоторых немецких солдат, в тот день они поняли, что войну проиграют.

Вернемся к вашим творческим листам. Я предлагаю вам сейчас зачитать свои чувства, мысли и отношения. Какую роль на ваш взгляд сыграло искусство в период ВОВ?

Вывод: Сегодня мы лишь коснулись культуры, созданной нашим народом в годы ВОВ. В трудное время наш народ всегда мог сплотиться. Своей культурой и искусством мы доказали врагу, что варварство присуще им, а наша страна осталась страной свободных и талантливых, никому не покорившихся, художников, поэтов и музыкантов.

  1. Рисунки, М.: искусство. – 1961.
  2. Краткая история советского кино. М.: Искусство. – 1969.
  3. Грошев А. Долинский И. Новаторство советского кино. М.: Просвещениие. – 1986.
  4. Юренев Р. Н. Новаторство советского киноискусства. М.: Просвещение. – 1986
  5. Баскаков В, Е. Фильм – движение эпохи. – М.: Искусство, 1989
  6. Бондарчук С. Ф. Желание чуда – М.: Молодая гвардия. – 1984
  7. Кашималов А. И. Право на поиск. - М.: Молодая гвардия. 1984
  8. Капралов Г. А. Талант, совесть и страсть: девять штрихов к портрету М. Ульянова. – М., 1988
  9. www.victori.mail.ru

Используемые фрагменты фильмов:

  1. Судьба человека - режиссер Сергей Федорович Бондарчук.
  2. Фильм Летят журавли - режиссер Михаил Константинович Калатозов.
  3. А зори здесь тихие- режиссер Станислав Иосифович Ростоцкий.
  4. На безымянной высоте - режиссёр: Вячеслав Никифоров


2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.