Юрий визбор презентация авторская песня. Презентация. Образ Севера в творчестве Юрия Визбора. Визбор – журналист

Юрий Визбор

«Край мой бесконечно голубой»

(Образ Севера в творчестве Юрия Визбора)


  • Основная цель
  • Задачи

1. Изучить, какое значение имеет Север в творчестве Ю. Визбора.

  • Изучить творчество Ю.Визбора, связанное с Севером.
  • Выявить знания учащихся в исследуемой мной области.
  • Вызвать интерес у учащихся к творчеству Ю.Визбора

Актуальность

Воспитание бережного отношения к красоте северного края, уважения к сильным и мужественным людям являются важной частью патриотического воспитания


1.Наблюдение

2.Опрос учащихся

3.Изучение и анализ имеющейся литературы


Опрос учащихся

Вопрос

О чем вам говорит фамилия Ю. Визбор?

Ответы учащихся

Какие стихи и песни Ю. Визбора вы знаете?

Ю. Визбор – это поэт, писатель, исполнитель песен, киноактер.

Процентное соотношение

Какие факты биографии, связанные с Севером, вы знаете?

Смотрели фильм «Семнадцать мгновений весны» с участием поэта.

Назвали одну популярную песню

Каким описывает в своих стихах Север Ю. Визбор?

Не смогли ответить на поставленный вопрос.

большинство

«Милая моя, солнышко лесное».

Ю. Визбор служил на Севере.

Знают такие его стихи, как «В Архангельском порту», «Три минуты тишины».

Показал сильных и мужественных людей.

В поселке Кизема каждый год проходит фестиваль авторской песни,

Он восхищается красотой северной природы.

Дружба настоящая описана в стихах поэта.



Каким описывает Север в стихах Ю. Визбор?

  • Показал сильных и мужественных людей
  • Восхищается красотой северной природы
  • Настоящая дружба описана в стихах поэта

Выводы по опросу учащихся

  • Незнание творчества Визбора,связанное с Севером
  • Нежелание учащихся вникать в мир поэтических строк
  • Во внеклассной работе по литературе мало уделяется внимания изучению творчества поэтов, писавших о Севере


(образ Севера в творчестве Ю. Визбора)

Ветер в сопках. Синева долин. Белый, замороженный залив. Здесь учился жизни боевой: Песни петь, чеканить строевой. Как же расплатиться мне с тобой Край мой, бесконечно голубой? Я - не гость, считающий часы, Я, москвич, представь себе, - твой сын.


Синяя полярная звезда

Мы вернемся поздно или рано, На вершине встанем в тесный круг - Здесь материки и океаны Круто опускаются на юг. Старой нашей дружбе не забыться, И теперь над нами навсегда Гордо будет в облаках светиться Синяя полярная звезда.


Три минуты тишины

Мы должны

Услышать три минуты тишины.

Молчат во всех морях все корабли,

Молчат морские станции земли,

И ты ключом, приятель, не стучи,

Ты эти три минуты помолчи».

«Быть может на каком борту пожар,

Пробоина в борту острей ножа?

А может быть арктические льды

Корабль не выпускают из беды?»

«Но тишина плывёт, как океан.

Радист сказал: «Порядок капитан»

То осень бьёт в антенны, то зима,

Шесть баллов бьют по судну «Кострома»


«Край мой, бесконечно голубой»

Образ Севера в творчестве Ю. Визбора:

  • часть Родины, часть жизни поэта

живое существо, наделенное человеческими качествами

суровый климат Севера

солдатские будни, морское братство, высокая дружба.


  • Я считаю, что в процессе исследовательской работы мои одноклассники изменили отношение к творчеству Ю. Визбора.
  • Я отметила, что у ребят появилось желание познакомиться с биографией поэта, прочитать стихи, посвященные Северу.

Цели мероприятия:

  • заинтересовать учащихся личностью поэта, композитора;
  • обратить внимание на глубокую лиричность поэзии,

    нежную любовь к родине, природе;

Ребята входят и рассаживаются по песню Юрия Визбора “Наполним музыкой сердца”

Презентация “Здравствуй, я вернулся” (Приложение 1), музыкальное сопровождение.

Ведущий (преподаватель): “Здравствуй, я вернулся” Автор этой песни Юрий Визбор. Кто мне скажет, кто такой, Юрий Визбор?(ответы зрителей ). Юрий Визбор – это кумир молодежи 60-70-х годов.

Что такое бардовская песня? Когда она родилась? (ответы ребят )

Первые бардовские песни рождались на кухне, именно там, а где еще могли встретиться физики с лириками, чтобы попеть под гитару?А из кухни они уезжали на слеты, фестивали. Так зарождалось бардовское движение.

Ведущий 1: Кто первый стал исполнять свои стихи под гитару? Кто – то скажет, Владимир Высоцкий, Булат Окуджава. Но я осмелюсь сказать, что у истоков авторской песни стоит Ю.Визбор.

Ведущий 2:“Юрий Визбор был богом и кумиромГрушинского фестиваля” - вспоминает Б. Кейльман – президент клуба им. Валерия Грушина.

Ведущий (преподаватель): Я помню, как вечерами папа включал ленточный магнитофон “Астра -2” и мы слушали голос, который не то пел, не то рассказывал:

Лыжи у печки стоят,
Гаснет закат за горой,
Месяц кончается март -
Скоро нам ехать домой

Песня “Домбайский вальс” в исполнении Гурьевой А.

Ведущий 1: В 1951 году Юрий окончил московскую среднюю школу № 659 и поступил в Московский Государственный Педагогический Институт им. В.И. Ленина. Там он встречает свою первую большую любовь. Это Ада Якушева (Приложение 2 , слайды 1, 2)

Песня “Ты у меня одна”. Поют все ребята, аккомпанируют участники КЛАПа “РИТМ”.

Ведущий 2: В Московском государственном педагогическом институте имени В. И. Ленина закладывались определенные традиции; студенты занимались футболом, волейболом, боксом, легкой атлетикой, коньками. В пединституте, типично женском, где ребята были наперечет, Визбору пришлось на первом курсе выступать за свой литературный факультет по одиннадцати видам спорта и по шести-семи - за институт. Но, как и положено, многочисленные увлечения прошли, а настоящая любовь осталась. Этой любовью стали горы.

Песня “Мой друг рисует горы” в исполнении Дрибной В., аккомпанирует Гурьева А. (КЛАП “РИТМ”)

Ведущий 3: Визбор-студент, сумевший вместе со своими товарищами сделать так, что их МГПИ стал центром, вокруг которого, как планеты вокруг солнца, кружилась вся студенческая Москва. Студенты же писали песни, обычно на известные мелодии, никаких попыток сочинительства музыки в то время не предпринималось. Первую свою песню, “супер романтическое произведение”, Визбор написал в 1952 году. Это был текст песни “Мадагаскар” (Приложение 2, слайд 3)

Песня “Мадагаскар” поет все участники КЛАПа “РИТМ”.

Ведущий 2: По окончании Московского Государственного Педагогического Института в 1955 году Юрий едет по распределению в поселок Кизема Архангельской области. Там в маленькой одноэтажной деревянной школе-восьмилетке он преподает русский язык и литературу, географию, английский язык, физкультуру. (Приложение 2, слайд 4 ) А потом была армия. (Приложение 2, слайд 5 )

Ведущий 1: Служил Юрий Визбор на Севере, стал радистом. Объездил и облетал весь Север. Север, Карелия, Хибины навсегда покорили Юрия Визбора. Вот отрывок из одного стихотворения, написанного в армии:

Ветер в сопках. Синева долин.
Белый, замороженный залив.
Здесь учился жизни боевой:
Песни петь, чеканить строевой.
Как же расплатиться мне с тобой,
Край мой, бесконечно голубой?
Я - не гость, считающий часы,
Я, москвич, представь себе, - твой сын.

Ведущий 2: Закончив службу, Визбор возвращается в Москву, где начинает работать в молодежной редакции Государственного комитета по телевидению и радиовещанию. Работа на радио, освоение профессии журналиста дали Визбору огромный эмоциональный заряд для творчества, поскольку приходилось много ездить по стране, встречаться с людьми. И снова активные занятия альпинизмом, знакомства с коллегами по “песенному цеху”. К тому времени туристская, студенческая песня развивалась бурно.

Песня “Перевалы” в исполнении зала, аккомпанируют ребята КЛАПа “РИТМ”

Ведущий 3: В октябре 1962 года вышла в эфир радиостанция “Юность”, инициатива создания которой принадлежала Юрию Визбору. “Помню, - рассказывал потом Визбор, - каких усилий требовали первые программы. И я нисколько не жалею о том тяжелом времени - это было прекрасное время поисков. Нам очень повезло в том смысле, что мы начинали совершенно новое дело...”

Другое детище Визбора и его единомышленников на радио - первый в нашей стране журнал с гибкими грампластинками - “Кругозор” (показываю журнал ).

Песня “В горах дожди” исполняют Герасимов С., Торлопов А., Демин М., Полугрудов Р.

Я помню тот край окрыленный,
Там горы веселой толпой
Сходились у речки зеленой,
Как будто бы на водопой.
Я помню Баксана просторы,
Вершины в снегу золотом.
Ой горы, вы синие горы,
Вершины, покрытые льдом,
Здесь часто с тоской небывалой
Я думал, мечтал о тебе.
Туманы ползли с перевалов
Навстречу неясной судьбе.
Звенели гитар переборы,
И слушали их под окном
Ой горы, ой синие горы,
Вершины, покрытые льдом.

песня “Баксанская”, в исполнении Дрибной В., аккомпанирует Гурьева А..

Ведущий (препоаватель): Сегодня, 17-е сентября – день смерти великого советского барда, одного из первых основоположников авторской песни Юрия Визбора. И мне бы хотелось, чтобы в этот день мы собирались вместе и вспоминали песни этого замечательного человека. Ведь самодеятельная песня и по сей день - песня в свитере, как метко отмечал сам Визбор.

Ведущий 1: Человек с рюкзаком и ледорубом на крутом склоне, и всегда улыбается. Песни Юрия Визбора – песни, которые тревожат всех. Их хочется запомнить, их хочется петь, с ними не хочется расставаться.

Ведущий 2: Но, пожалуй, самое главное, чем был знаменит Визбор и почему мы никогда не поверим в разлуку с ним, - это всю жизнь исходящие от него песни доброго, умного, чуть ироничного, влюбленного в жизнь человека, песни, ставшие родными для многих и многих людей.

Мы входим в горы, словно входим в сад.
Его верха - в цветенье белоснежном.
Его стволы отвесны и безбрежны,
И ледники, как лепестки, висят.
И путь наш чист, и путь неблизок -
На гребни гор, на полюса.
Есть человеку вечный вызов -
В горах, в морях и в небесах.

Ведущий (преподаватель): И нам бы хотелось, чтобы этот день, день 17 сентября стал в нашей школе традицией. Мы будем говорить о Юрии Визборе, петь его песни. Ведь о нем можно говорить много и долго.

Песня “До свиданья, дорогие”. Выходят все участники мероприятия и поют (Видеозапись с фестиваля “Киземские струны”)

(Объявляю благодарности)

Под песню Юрия Визбора “Наполним музыкой сердца” все расходятся.

Литература

1. Антология бардовской песни

2. Статья Ю.Визбора “По просьбе друзей”,

3. “Бардовский альбом” Татьяны Визбор

  • «Кто был первым менестрелем, бардом, поющим поэтом нашего времени?

  • Полагают: Окуджава. Ещё чаще говорят: Высоцкий. У людей есть основания думать так. Но если быть справедливыми, то у истоков стоит Визбор»,- писал критик Лев Аннинский. Очевидно, «самого первого» барда вычислить невозможно в принципе – как невозможно с точностью назвать первого новеллиста, автора первой элегии или первой поэмы. Но оставим, как говорится, ненужные споры и задумаемся: что дало Льву Аннинскому основание объявить именно Визбора человеком, «стоящим у истоков» ?



    Юрий Иосифович Визбор (1934-1984) родился в Москве, жил в районе Сретенки, замечательно воспетой им в песнях «Сретенский двор» и «Волейбол на Сретенке» (это одно из последних произведений Визбора – уникальный образец полноты и точности в воссоздании характеров и судьбы целого поколения). Визбор учился в Московском государственном педагогическом институте, где ему суждено было стать основоположником и лидером своеобразной школы студенческой и туристской песни. К этой школе принадлежали Ада Якушева (первая жена Визбора), Юлий Ким, Борис Вахнюк. В МГПИ сложилась та атмосфера, та неофициальная аудитория, которая оставила неповторимый отпечаток на самом облике авторской песни. Можно сказать, что именно здесь авторская песня осознала себя как жанр.



    По окончании института Визбор преподавал русский язык и литературу в одной из школ Архангельской области. Много работал в журналистике, был одним из инициаторов создания радиостанции «Юность», звукового журнала «Кругозор». Поэтом была разработана особая жанровая разновидность – песня-репортаж (наиболее яркий её образец – «Три минуты тишины»). Особо следует отметить большую роль Визбора в пропаганде авторской песни, творчества своих товарищей. Он часто исполнял песни Окуджавы, Галича, Городницкого, и многие слушатели в 60-е годы узнали эти песни благодаря визборовским записям.



    Уже в зрелом возрасте Визбор нашёл себя как киноактёр, исполнив роли в фильмах таких разных режиссёров, как Д. Асанова, М. Калатозов, Г. Панфилов, М. Столпер, М. Хуциев, Л. Шепитько. Широкую известность у зрителей принесла ему роль Бормана в телесериале Т. Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». Выступал Визбор и в качестве киносценариста, автора ряда театральных пьес. Увлекался живописью. Не понаслышке а по собственному многолетнему опыту знал романтику альпинизма: именно Визбору суждено было создать самую знаменитую из альпинистских песен – «Домбайский вальс».


  • Человек универсального склада, страстный жизнелюб, Визбор ушёл из жизни рано. В1982 году он написал печальную, но полную веры в торжество истинных ценностей песню памяти В. Высоцкого, а всего лишь три года спустя А. Городницкий сложил печальные строки о самом Визборе:

  • …Нас не вспомнят в избранном –

  • Мы писали плохо…

  • Нет печальней участи

  • Первых петухов.

  • Вместе с Юрой Визбором

  • Кончилась эпоха –

  • Время нашей юности, Песен и стихов.


Домбайский вальс

  • Лыжи у печки стоят,

  • Гаснет закат за горой,

  • Месяц кончается март,

  • Скоро нам ехать домой.

  • Здравствуйте хмурые дни,

  • Горное солнце прощай!

  • Мы навсегда сохраним

  • В сердце своём этот край.

  • Нас провожает с тобой

  • Гордый красавец Эрцог,

  • Нас ожидает с тобой

  • Марево дальних дорог.

  • Вот и окончился круг,

  • Помни, надейся, скучай…

  • Снежные флаги разлук

  • Вывесил старый Домбай.

  • Что ж ты стоишь на тропе?

  • Что ж ты не хочешь идти?

  • Нам надо песню запеть,

  • Нам нужно меньше грустить.


Ты у меня одна

  • Ты у меня одна,

  • Словно в ночи луна,

  • Словно в году весна,

  • Словно в степи сосна,

  • Нету другой такой

  • Ни за какой рекой,

  • Нет за туманами,

  • Дальними странами.

  • В инее провода,

  • В сумерках города.

  • Вот и взошла звезда,

  • Чтобы светить всегда,

  • Чтобы гореть в метель,

  • Чтобы стелить постель,

  • Чтобы качать всю ночь

  • У колыбели дочь.


Три минуты тишины

  • По судну «Кострома» стучит вода,

  • В сетях антенн качается звезда,

  • А мы стоим и курим – мы должны

  • Услышать три минуты тишины.

  • Молчат во всех морях все корабли,

  • Молчат морские станции земли,

  • И ты ключом, приятель, не стучи –

  • Ты эти три минуты помолчи.

  • Быть может, на каком борту пожар,

  • Пробоина в корме острей ножа?

  • А может быть, арктические льды

  • Корабль не выпускают из беды?

  • Но тишина плывёт, как океан.

  • Радист сказал: «Порядок, капитан».

  • То осень бьёт в антенны, то зима…

  • Шесть баллов бьют по судну «Кострома».

  • Весна 1965


Деньги

  • Теперь толкуют о деньгах

  • В любых заброшенных снегах,

  • В портах, постелях, поездах,

  • Под всяким мелким зодиаком.

    • Выполнила:

    • Ученица 11 класса

    • Нурадинова Фарида

    • Руководитель:

    • Никульшина В.А.

    • С.Подольхи 2009г.

      Мать Юрия Визбора, Мария Григорьевна Шевченко, родилась В 1912 году в Краснодаре. Ее родители - также выходцы из бедных крестьянских семей. Перед войной Юрий не раз бывал с матерью в Краснодаре. Он вспоминал впоследствии, как дед при­возил две-три арбы лопающихся от солнца арбузов, собирались все родственники, ели арбузы и пели песни, которые способны были тронуть душу, казалось бы, самого бесчувственного человека. Мария Григорьевна еще до войны окончила курсы акушерок, во время войны работала в санэпидстанции и училась в 1-м Медицинском институте. Потом более 30 лет проработала в Министерстве здравоохранения СССР, была членом международных медицинских учреждений, побывала почти в 50 странах мира.


    Многоголосие Юрия Визбора

      К тому, что рассказал о себе Юрий Визбор в шуточном вступлении в автобиографию, следует добавить ряд интересных штрихов. Его отец, Иозас Ионасович Визборас (по-русски Иосиф Иванович), родился в 1903 году в Либаве, ныне Лиепая Латвийской ССР. Родители отца были людьми необычных судеб. Ионас, дед Юрия Визбора, происходил из малоземельных крестьян. Вырвавшись из деревенской нужды, он едет в Либаву учиться, потом работает техником на железной дороге. За активное участие в революции 1905-1907 годов был сослан в Сибирь.

    • Бабка Юрия Визбора по отцовской линии, Антосе Фиревичуте, была дочерью зажиточных родителей. Оперная певица, она в годы гитлеровской оккупации отказалась выступать перед захватчиками. Об этом Юрий Визбор, сотрудник журнала «Кругозор», узнал из письма своей родной тетки Антосе Шимаускайте, пожелавшей выяснить, не родственники ли они.


      Детство Юрия Визбора пришлось на суровое военное время и не менее тяжкие послевоенные годы, которые, несомненно, оказали решающее влияние на становление его личности. Отношение к войне, верность долгу памяти, преемственность и связь поколений займут потом важное место и в его творчестве: песнях, прозе, документальном кино - творчестве представителя «на войну опоздавшей юности». Осмысливая истоки своего мировоззрения, Визбор скажет в пьесе «Березовая ветка» устами одного из ее героев: «В байдарочном походе по реке Жиздре, протекающей в брянских лесах, мы натолкнулись на удивительный след войны. Чет верть века назад какой-то солдат повесил на березу винтовку Четверть века она висела на этой березе. Сталь ствола съел ржавчина, ремень сгнил. Но ложе приклада приросло к березе стало ее частью, и сквозь этот бывший приклад уже проросли пробились к солнцу молодые веселые ветки. То, что было орудие* войны, стало частью мира, природы. И я тогда подумал, что это » есть - я, мы, мое поколение, выросшее на старых, трудно затягивающихся ранах войны... Война убила не только тех, кто пал на поле боя. Она была суровым рассветом нашего послевоенного поколения. Оставила нам в наследство раннее возмужание, жидкие школьные винегреты, безотцовщину, ордера на сандалии, драки в школьных дворах за штабелями дров. Война была моим врагом- личным врагом».


    • Что касается духовных факторов, в той или иной мере определявших художественные вкусы Визбора, то это были не теряющие ценности в любое время народные песни, песни военных и послевоенных лет (он прямо-таки с благоговением относился к замечательному поэту-песеннику Алексею Фатьянову), наконец, дворовые песни.

    • Нельзя не сказать в этой связи и о человеке, сыгравшем существенную роль в песенной судьбе Визбора, о его сверстнике, близком друге Владимире Красновском. «Не было человека в моей судьбе, который оказал бы на меня большее влияние, чем Володя. В школе он обучил меня играть на гитаре. В институт, и именно в этот, я поступил только из-за него, поддавшись его нехитрым аргументам. Он научил меня любить музыку, песни. Он, а не мифическая «учительница славная моя» обучил меня любить и понимать литературу», - писал о нем Визбор в 1982 году.


      В Московском государственном педагогическом институте имени В. И. Ленина, куда поступил Визбор, уже учились Максим Кусургашев, Юрий Ряшенцев, Вячеслав Онищенко, Игорь Мотяшов, Всеволод Сурганов, Семен Богуславский, Петр Фоменко, Юрий Коваль - сегодня это достаточно известные в литературных кругах люди. Именно они закладывали определенные традиции: занимались футболом, волейболом, боксом, легкой атлетикой, коньками. В пединституте, типично женском, где ребята были наперечет, Визбору пришлось на первом курсе выступать за свой литературный факультет по одиннадцати видам спорта и по шести-семи - за институт. Но, как и положено, многочисленные увлечения прошли, а настоящая любовь осталась.

      Этой любовью стали горы. Они же писали песни, обычно на известные мелодии, никаких попыток сочинительства музыки в то время не предпринималось. Первую свою песню, «суперромантическое произведение», Визбор написал в 1952 году. Называлась песня «Мадагаскар», хотя к известному острову никакого отношения не имела. В то время увлекались Киплингом, экзотикой далеких стран, когда все казалось романтичным. Ну а музыка песни была заимствована из спектакля Кукольного театра С. Образцова «Под шорох твоих ресниц».



      Походная туристская тематика, горы стали определяющими темами песенного сочинительства Визбора до конца 50-х годов. На заимствованные мелодии, зачастую с помощью друзей - С. Богуславского, И. Мотяшова, М. Кусургашева, Ю. Ряшенцева,- написаны такие песни, как «Бивуак», «Над рекой рассвет встает», «Путевая», «Прощальная», «Снова в Турграде», «Синей дымкою горы подернулись». К этому времени относятся и первые пробы создания коллективом своей музыки к своим стихам. Вместе со Светланой Богдасаровой, автором музыки, Визбором написаны «Парень из Кентукки», «Карельский вальс», «Жить бы мне, товарищи», «Прощай, Москва!», с Владимиром Красновским, тоже автором музыки, - «Старые ели», «Тихий вечер спустился за Камою», «Дождик опять моросит с утра». А вот и «самостоятельный» Визбор, во всех ипостасях - и поэт и композитор: «Теберда», «Синие горы», «Маленький радист», «Романтики», «Вечерняя песня». Всего Визбором к 60-му году написано примерно сорок песен. Не все они остались в памяти студенчества, туристов тех лет, не все были ровными по художественным достоинствам.

    • Подхватили эту волну сочинительства чуть позже пришедшие в МГПИ Ада Якушева, Юлий Клим, Борис Вахнюк, Ирина Алтаржевская, Валерий Агриколянский, Владимир Чернов. Причем наряду с самодеятельной туристско-студенческой песней рос интерес и к песне народной, которая практически и познакомила Визбора с народными песенными традициями.



      Служил Визбор в Кандалакше, стал радистом. Объездил и облетал весь Север. Времени для сочинительства было немного, но в армейских газетах появляются первые публикации - рассказы, стихи, строевая песня связистов (музыку к ней написал неизменный Красновский, который служил вместе с Визбором). Словом, шел процесс познания жизни, накопления опыта. Впоследствии переосмысленные, переделанные отрывки из стихов вошли в другие песни.

      Сержант Визбор не раз награждался «за активное участие в работе художественной самодеятельности и высокий уровень исполнительского мастерства». В архиве Визбора хранится и грамота за второе место по работе на радиостанциях среди сержантов на окружных состязаниях связистов в 1957 году. Север, Карелия, Хибины навсегда покорили Юрия Визбора. Вот отрывок из одного стихотворения, написанного в армии:

    • Ветер в сопках. Синева долин.

    • Белый, замороженный залив.

    • Здесь учился жизни боевой:

    • Песни петь, чеканить строевой.

    • Как же расплатиться мне с тобой

    • Край мой, бесконечно голубой?

    • Я - не гость, считающий часы,

    • Я, москвич, представь себе, - твой сын.


    • Север для москвича Визбора - часть Родины, часть жизни. Армия - пора становления и мужания, время утверждения тех человеческих качеств, которые затем определяли его жизненную позицию.

    • Закончив службу, Визбор возвращается в Москву, где начинает работать в молодежной редакции Государственного комитета по телевидению и радиовещанию. Работа на радио, освоение профессии журналиста дали Визбору огромный эмоциональный заряд для творчества, поскольку приходилось много ездить по стране, встречаться с людьми. И снова активные занятия альпинизмом, знакомства с коллегами по «песенному цеху».

      К тому времени туристская, студенческая песня (тогда еще не было устоявшегося сегодня термина «самодеятельная песня», хотя и он не вполне соответствует содержанию этого явления) развивалась бурно. В свой репертуар Визбор включает лучшее, что было создано самодеятельными авторами. Ряд лет (конец 50-х - начало 60-х годов) он - активный пропагандист не только своих песен, но и песен Юлия Кима, Ады Якушевой, Булата Окуджавы, Дмитрия Сухарева, Евгения Клячкина, Новеллы Матвеевой, Михаила Анчарова и многих других. Александр Городницкий признается, что до сих пор некоторые свои ранние песни слышит голосом Визбора.



      Летом 1959 года журнал «Физкультура и спорт» информирует читателей о встрече в редакции с Юрием Визбором, исполнявшим «бодрые сердечные туристские песни». Подпись под фотографией Визбора с гитарой тоже примечательна: «солирует туристский поэт и композитор Юрий Визбор»; в ту пору не были еще найдены подходящие слова, чтобы как-то обозначить это новое явление в самодеятельном творчестве. А имя Визбора тогда (порой невероятно искаженное), его песни были широко известны в среде студенчества, туристов.

    • «Было время - недолгое, полтора-два года в конце 50-х, - когда именно он, ярко выделявшийся, как бы выплывший из волн широко разлившейся тогда студенческой песни, единолично овладел вниманием и сердцами слушателей. Это было до Окуджавы, до Высоцкого, до Анчарова, до Кима, Коваля и Новеллы Матвеевой...» (Л. Аннинский)


      Заявив о себе прежде всего как романтик походной жизни, романтик дорог, Визбор видит, что рядом есть и другие песни на эту тему. И среди множества туристских песен не так-то много действительно ценных в художественном и в идейном плане. «Общесоюзно» пелись «Мы идем по Уругваю», «У девушки с острова Пасхи» - это с экзотикой, и попроще - «Бабка Любка», и совсем без претензий - «Я с детства был испорченный ребенок». Против пустоты, пошлости и безвкусицы в песенном спортивном быту Визбор выступает в 1959 году с фельетоном в журнале «Музыкальная жизнь». И выступает, говоря современным языком, конструктивно, формулируя свою программу: искоренить дрянные песни можно только песнями хорошими. И сам делав в этом деле почин: пишет «Домбайский вальс», «Шхельду», «Мама, я хочу домой», «Подмосковную», «Волчьи ворота», «Горно лыжную», «Хамар-Дабан», «Зимний лагерь «Алибек» и др. Эти песни резко отличаются от громкоголосых и пустых «Уругваев» «Островов Пасхи». Негромкие, лиричные, светлых и чистых тонов иногда с ноткой грусти, но не пессимизма, с незатейливыми, легко запоминающимися мелодиями, они уверенно потеснили свои) предшественниц.

      Вместе с тем в это время туристская песня уже вырастает из размеров своей ковбойки, но не надевает фиолетовый пиджак с блестками! Самодеятельная песня и по сей день - песня в свитере, как метко отмечал сам Визбор. Просто круг тем, поднимаемых непрофессиональными авторами, становится шире. Растет песенный диапазон и самого Визбора: разъезжая по заданиям редакций по стране, бывая там, где совершаются великие дела, он из всех этих поездок привозит песни. Вот только некоторые из них: «Любовь моя, Россия», «Охотный ряд», «Астрономы», «Подмосковная зима», «На плато Расвумчорр», «Ищи меня сегодня», «Спокойно, дружище, спокойно», «Да обойдут тебя лавины», «Если я заболею» - на несколько переделанные стихи Ярослава Смелякова. «Самое большое признание для поэта, - говорил потом Смеляков в своем выступлении по радио, - когда его стихи становятся народной песней». Путевку к этой народности песни дал Визбор.


      Визбор всю свою жизнь доступными ему средствами боролся за утверждение самодеятельной песни, за ее достойное место. Еще будучи журналистом «Кругозора», он рассказал на его звуковых страницах о ленинградских «бардах»: А. Городницком, Е. Клячкине, Б. Полоскине, В. Вихореве. Это и с его помощью вновь запели написанную до войны «Бригантину» П. Когана и Г. Лепского. Он спел в «Кругозоре» песни воинов-альпинистов «Баксанскую» и «Барбарисовый куст». Писать песни для кинофильмов он приглашал непрофессиональных композиторов В. Берковского и С. Никитина, и этот союз был весьма плодотворным. Визбор неоднократно бывал председателем жюри различных смотров и конкурсов самодеятельной песни во многих городах страны. Он открывал там клубы самодеятельной песни, прослушивал на предварительных отборах сотни участников, поддерживал талантливых. Никто из авторов самодеятельной песни не знал так близко все проблемы клубов самодеятельной песни в Москве и других городах, как Визбор. Юрий Визбор с его четкой жизнеутверждающей позицией и его лирический герой - не громовержцы, не глашатаи, не трибуны, не обличители и не прокуроры. Они защищают, утешают, ободряют, вселяют надежду, заражая людей светлым, хорошим.



      Юрий Визбор побывал во многих горных районах нашей страны: на Кавказе, Памире, Тянь-Шане, в Хибинах, бывал он и в Польских Татрах. В 1967 году мог подняться на пик Ленина, но на подходах сложилась аварийная обстановка, и ему пришлось доставлять вниз пострадавшего. В 1977 году на Юго-Западном Памире он вместе со своими неизменными товарищами поднялся на одну из безымянных вершин высотой 5800 метров, названную ими по праву первовосходителей пиком Василия Шукшина. В своем дневнике он записал 3 июля: «Счастливейший день! Прошли в лоб кулуар и вышли на гребень. Огромные снежные поля. Вершина. Весь Памир!» А 5 июля уже появилась песня:

    • Ищите, ищите мой голос в эфире,

    • Немного охрипший, на то есть причины, -

    • Ведь наши палатки стоят на Памире,

    • А мы чуть повыше, чем эти вершины.

    • Горы вообще давали Визбору мощный толчок к творчеству. Большинство его песен, и не только связанных с горами, было написано в горах: и «Ходики», и «Сезон удачи», и «Сорокалетье», и «Речной трамвай», и «Многоголосье».


    • Любовь Визбора к горам была взаимной. Он любил их, и они любили его. Не те поэтические синеглазые горы. Горы для него имели еще одну сторону:

    • Гора - это прежде всего, понимаешь, друзья,

    • С которыми вместе по трудной дороге шагаешь...

    • Нет, наверное, ни одного альпиниста, скалолаза, горнолыжника, кто бы не слышал песен Визбора. А сам он знал, пожалуй, всех известных наших альпинистов и многих неизвестных. В любом альплагере он был желанным гостем. Он провожал и встречал нашу команду, совершившую восхождение на Эверест. Его песни звучали в их базовом лагере среди валунов ледника Кхумбу. «В голове крутятся одни и те же строчки:

    • Ну как же тебе рассказать, что такое гора?

    • Гора - это небо, покрытое камнем и снегом»,-


    Одна из ярких страниц творчества Юрия Визбора – его песни о горах. Он – признанный певец мужской дружбы, товарищества. Никто другой из самодеятельных авторов так хорошо не был знаком с горами, никто не отдал столько сил, таланта, чтобы выразить свою любовь к горам. Через всё более чем тридцатилетнее творчество Юрия Визбора тянется поэтичский горный хребет, составленный из его песен, где есть свои вершины, перевалы, долины,реки… Вот первое очарование горами, ещё в начале 50-х: “Теберда, Теберда, голубая вода”, “В облаках стоят вершины”, “Синей дымкою горы подернулись”. Горы для него – одухотворенные существа, без идеалистической мистики, конечно, – просто таково его поэтическое видение. Он наделяет их многими качествами живого, человеческого. “Что манит в горы? Наверное, прежде всего сами горы, прекрасные, неповторимые, разные. Каждый горный район – поток открытий… Горами можно любоваться бесконечно, смотреть на них как на огонь или бегущую воду” – говорил Визбор. Горы – это не только красиво. Гора для альпиниста, по Визбору, – объект творчества, он “возделывает сам себя, засевает поле своей судьбы мужеством, взращивает мощные и прекрасные всходы”. Отыщешь ты в горах Победу над собой. Самоутверждение, проверка самого себя, чтобы не забыть своего предназначения.



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.