Прозой о поэзии. Всего лишь несколько строк. Стихи в прозе

Поэзия – это удивительное проявление человеческого духа. Когда и почему она возникла? Какие тайны скрыты в ее непознанных глубинах? Давайте совершим небольшое путешествие во времени, вернемся к истокам человеческого общества, к тому далекому периоду, когда и общества собственно никакого не было, а бродили по белу свету одетые в шкуры диких зверей наши далекие предки.
Как вы думаете, была тогда поэзия или нет? Прежде, чем ответить на этот вопрос, давайте сначала подумаем, а какими чертами характеризуется поэзия. Что ей свойственно? Скажете, рифма? Нет, она появилась уже потом. Ритм, мелодика голоса, его тембр. Да! Тогда еще, может быть, и речи никакой не было. Но голос уже был, и люди выражали им свои чувства: гнев, радость, призыв, угрозу, предупреждение. Совсем, как современные поэты!
А не зародилась ли поэзия в первых «колыбельных», которые дикая женщина-мать «модулировала» (иначе не скажешь) своему младенцу. Матери быстро заметили, что эти звуки удивительным образом успокаивали их детишек. А может быть, первый «стих» – ритмическое, мелодичное чередование звуков?
Давно известно, что стих оказывает более сильное воздействие, чем проза. Не случайно, священные книги в древности были написаны стихами. Другой пример: кельты и уже известные нам жрецы-друиды. Римляне познакомились с ними, когда эта цивилизация клонилась к упадку. Но и тогда их удивило, что друиды преподавали своим ученикам в стихотворной форме. Юлий Цезарь в «Записках о галльской войне» предположил, что это делалось для лучшего развития памяти. Но это было не совсем так. За этим стояло определенное мировоззрение.
Не случайно знания передавались в стихотворной форме непосредственно от Учителя к ученику. Никакая книга или запись не могла передать то, что передавал Учитель, ибо в нем всё имело значение: его голос, интонация, тембр, движения, жесты... В каждом ученике знание обретало свои черты. Оно не являлось суммой полученной информации, оно рождалось в сердце каждого ученика самостоятельно. Только тогда знание становилось не сборищем догм, а живым и творящим началом.
Стихотворная форма использовалась у кельтов не только для обучения, но и для наказания. Уже тогда существовала «сатира», или как ее называли в то время «песнь поношения». Это было магическое изречение, которое друиды произносили в адрес человека, преступившего законы племени. Для людей того времени не было страшнее наказания.
В Средние века стихотворную форму широко использовали народные певцы-барды в разных странах Европы. Во Франции 10-13 вв. устная народная поэзия, созданная бродячими поэтами-певцами и актерами носила название жонглёрской поэзии (от французского jongleur-шутник, забавник.) В дни ярмарок и народных праздников жонглёры разыгрывали на площадях сценки, комедии и фарсы собственного сочинения, сопровождая эти представления фокусами, акробатикой и жонглированием. В средневековой Германии такую же роль играли шпильманы, в древней Руси – скоморохи, бродячие певцы-музыканты, комедианты.
Поэзия всегда воспринималась, как нечто возвышенное и прекрасное. Поэтому многие положительные качества и возвышенные понятия люди соотносили со словом «поэзия». Древнегреческий философ Пифагор называл человеческую дружбу «поэзией жизни и путем, ведущим к идеалу».
Собственно, и само слово «поэзия» и слово «стих» пришли в мир из Греции. Слово «поэзия» соотносилось с понятием «делаю», «создаю», «творю» и означало в узком смысле стихотворное художественное произведение.
Не надо думать, что признаком поэзии является только рифма. В разных странах существовало немало поэтов и даже направлений, которые писали стихотворения в прозе. Речь идет о произведениях поэтических по содержанию и прозаических по форме. В Японии – это широко известные школы танки и хокку. В хокку мера стиха определялась по количеству слогов. Эти чудесные миниатюры обладают исключительной смысловой ёмкостью.
Танка – древняя национальная форма пятистрочного стихотворения без рифм и ясно ощутимой метрики. Главная мысль танки сосредоточена в первых трех строках. Заключение – в двух последних.
Заглянув в словарь, мы обнаружим, что «Стих» (греч.) означает ряд, строка. Это форма поэтической речи. Отличается от прозы системой параллельных речевых рядов. Это особый порядок, который через ритм и рифму способствует художественной выразительности.
Ну, а раз появилось явление, всегда появятся те, кто это явление станет осмысливать и попытается вывести для него определенные законы. Так появилась ПОЭТИКА, наука о структурных формах художественных произведений и о законах изменения этих форм.
С тех пор, каких только форм стихосложения не изобрел мир! По этому поводу написаны тома рекомендаций и наставлений. Каких только названий в них не встретишь! И «поэтическая этимология», и «семантический ассонанс», и «прецезионная поэзия», и много, много других интересных названий. Наверное, даже не каждый печатающийся поэт сможет объяснить, что они означают.
Поэзия и живопись – это как бы двуликий Янус. Как и тысячи лет тому назад их цель одна – воздействовать на душу человека, его воображение, его состояние. Только средства у них для достижения своих целей разные. Для того, чтобы пробудить в душе слушателя (а вначале это все-таки был именно слушатель, а не читатель) то или иное состояние, созвучное творческому настрою автора, поэт «рисует» определенную картину словами, ритмом, даже паузами.
Если такое созвучие достигнуто, то произведение искусства создает определенное «резонансное состояние». От этого зависит и самочувствие зрителя и слушателя, и их мысли и чувства, а, может быть, и их действия.
И для чего же всё это делается? Какие мысли и чувства пробуждает поэзия в людях? Или, что считать «прекрасным»? Вечный спор, длящийся бесконечно. И если искусство должно пробуждать какие-то чувства у людей, то какие именно? Отдать предпочтение ощущению красоты или пользе содержания?
А может быть, зря спорили? Вспомним, что писал по этому поводу А.С.Пушкин:
«И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал».
Для него и для народа основная ценность произведения заключалась в тех добрых чувствах, которые оно вызывает. Так, от эстетики мы перешли к «ее величеству» Этике. Как говорил А.Тарковский, «Человек живет для того, чтобы создавать произведения искусства». А они должны вести людей к тому, чтобы в них зарождались и зрели человеческие качества. Искусство должно пробуждать в человеке человеческое!
Долго шел спор между поэзией и живописью, кто из них первенствует в искусстве. До XVII века в Западной Европе главенствовала теория Горация*, отдававшая предпочтение поэзии. И художники черпали темы для своих произведений в классической поэзии.
Затем акценты сместились, чему немало поспособствовал Дени Дидро* своими Салонами, умением методами изящной словесности передавать малейшие нюансы живописных полотен.
Некоторые сравнивали поэта со сказочной птицей Феникс, которая, сгорая, каждый раз возрождается из пепла. Если разобраться, неплохое сравнение. Разве поэт не «сгорает», работая над своим стихотворением, не отдает ему всего себя, свой опыт, свой талант, как будто пишет в последний раз! Но проходит какое-то время, и человек снова берется за бумагу, потому что новый стих, новый ритм охватывает все его существо. Феникс восстает из пепла, чтобы начать всё сначала.
Современная наука доказала, что рифмованное слово оказывает наиболее сильное влияние на энергетическую систему всех живых организмов и, особенно, человека, изменяя даже его метаболизм. Физические исследования на основе эффекта Кирлиана показали, что стихи меняют даже цветовое свечение вокруг человека. В зависимости от эмоционального настроя, они повышают или понижают цветовую гамму.
Слово и, особенно, рифмованное слово – это ключ к изменению внутреннего состояния людей. Оно действует, словно программа, в которую мы включаем другого человека. Еще в 17 веке Бальтасар Грасиан в своих афоризмах писал: «Легким слово кажется тому, кто его бросает, но тяжелым тому, в кого оно угодит».
И прав был Лев Толстой, когда сравнивал поэзию с огнем: «Поэзия есть огонь, загорающийся в душе человека. Огонь этот жжет, греет и освещает… Настоящий поэт сам невольно и страданьем горит, и жжет других, и в этом всё дело».
А Ромен Роллан* подчеркивал провидческий дар поэтов: «Поэзия заключается не в ритмическом сочетании слов-погремушек, но в духе, который охватывает широкие горизонты и видит дальше и глубже, чем глаза человека».
Ну, как не согласиться с такими высказываниями? Ведь классики, они на то и есть классики!

К читателю

Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет - и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое, - и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу.

Последний день июня месяца; на тысячу верст кругом Россия - родной край.

Ровной синевой залито всё небо; одно лишь облачко на нем - не то плывет, не то тает. Безветрие, теплынь... воздух - молоко парное!

Жаворонки звенят; воркуют зобастые голуби; молча реют ласточки; лошади фыркают и жуют; собаки не лают и стоят, смирно повиливая хвостами.

И дымком-то пахнет, и травой - и дегтем маленько - и маленько кожей. Конопляники уже вошли в силу и пускают свой тяжелый, но приятный дух.

Глубокий, но пологий овраг. По бокам в несколько рядов головастые, книзу исщепленные ракиты. По оврагу бежит ручей; на дне его мелкие камешки словно дрожат сквозь светлую рябь. Вдали, на конце-крае земли и неба - синеватая черта большой реки.

Вдоль оврага - по одной стороне опрятные амбарчики, клетушки с плотно закрытыми дверями; по другой стороне пять-шесть сосновых изб с тесовыми крышами. Над каждой крышей высокий шест скворечницы; над каждым крылечком вырезной железный крутогривый конек. Неровные стекла окон отливают цветами радуги. Кувшины с букетами намалеваны на ставнях. Перед каждой избой чинно стоит исправная лавочка; на завалинках кошки свернулись клубочком, насторожив прозрачные ушки; за высокими порогами прохладно темнеют сени.

Я лежу у самого края оврага на разостланной попоне; кругом целые вороха только что скошенного, до истомы душистого сена. Догадливые хозяева разбросали сено перед избами: пусть еще немного посохнет на припеке, а там и в сарай! То-то будет спать на нем славно!

Курчавые детские головки торчат из каждого вороха; хохлатые курицы ищут в сене мошек да букашек; белогубый щенок барахтается в спутанных былинках.

Русокудрые парни, в чистых низко подпоясанных рубахах, в тяжелых сапогах с оторочкой, перекидываются бойкими словами, опершись грудью на отпряженную телегу, - зубоскалят.

Из окна выглядывает круглолицая молодка; смеется не то их словам, не то возне ребят в наваленном сене.

Другая молодка сильными руками тащит большое мокрое ведро из колодца... Ведро дрожит и качается на веревке, роняя длинные огнистые капли.

Передо мной стоит старуха-хозяйка в новой клетчатой паневе, в новых котах.

Крупные дутые бусы в три ряда обвились вокруг смуглой худой шеи; седая голова повязана желтым платком с красными крапинками; низко навис он над потускневшими глазами.

Но приветливо улыбаются старческие глаза; улыбается всё морщинистое лицо. Чай, седьмой десяток доживает старушка... а и теперь еще видать: красавица была в свое время!

Растопырив загорелые пальцы правой руки, держит она горшок с холодным неснятым молоком, прямо из погреба; стенки горшка покрыты росинками, точно бисером. На ладони левой руки старушка подносит мне большой ломоть еще теплого хлеба. «Кушай, мол, на здоровье, заезжий гость!»

Петух вдруг закричал и хлопотливо захлопал крыльями; ему в ответ, не спеша, промычал запертой теленок.

О, довольство, покой, избыток русской вольной деревни! О, тишь и благодать!

И думается мне: к чему нам тут и крест на куполе Святой Софии в Царь-Граде и всё, чего так добиваемся мы, городские люди?

Февраль, 1878

Разговор

Ни на Юнгфрау, ни на Финстерааргорне еще не бывало человеческой ноги.

Вершины Альп... Целая цепь крутых уступов... Самая сердцевина гор.

Над горами бледно-зеленое, светлое, немое небо. Сильный, жесткий мороз; твердый, искристый снег; из-под снегу торчат суровые глыбы обледенелых, обветренных скал.

Две громады, два великана вздымаются по обеим сторонам небосклона: Юнгфрау и Финстерааргорн.

И говорит Юнгфрау соседу:

Что скажешь нового? Тебе видней. Что там внизу?

Проходят несколько тысяч лет - одна минута. И грохочет в ответ Финстерааргорн:

Сплошные облака застилают землю... Погоди!

Проходят еще тысячелетия - одна минута.

Теперь вижу; там внизу всё то же: пестро, мелко. Воды синеют; чернеют леса; сереют груды скученных камней. Около них всё еще копошатся козявки, знаешь, те двуножки, что еще ни разу не могли осквернить ни тебя, ни меня.

Да; люди.

Проходят тысячи лет - одна минута.

Ну, а теперь? - спрашивает Юнгфрау.

Как будто меньше видать козявок, - гремит Финстерааргорн. - Яснее стало внизу; сузились воды; поредели леса.

Прошли еще тысячи лет - одна минута.

Что ты видишь? - говорит Юнгфрау.

Около нас, вблизи, словно прочистилось, - отвечает Финстерааргорн, - ну, а там, вдали, по долинам есть еще пятна и шевелится что-то.

А теперь? - спрашивает Юнгфрау, спустя другие тысячи лет - одну минуту.

Теперь хорошо, - отвечает Финстерааргорн, - опрятно стало везде, бело совсем, куда ни глянь... Везде наш снег, ровный снег и лед. Застыло всё. Хорошо теперь, спокойно.

Хорошо, - промолвила Юнгфрау. - Однако довольно мы с тобой поболтали, старик. Пора вздремнуть.

Спят громадные горы; спит зеленое светлое небо над навсегда замолкшей землей.

Февраль, 1878

Я шел по широкому полю, один.

И вдруг мне почудились легкие, осторожные шаги за моей спиною... Кто-то шел по моему следу.

Я оглянулся - и увидал маленькую, сгорбленную старушку, всю закутанную в серые лохмотья. Лицо старушки одно виднелось из-под них: желтое, морщинистое, востроносое, беззубое лицо.

Я подошел к ней... Она остановилась.

Кто ты? Чего тебе нужно? Ты нищая? Ждешь милостыни?

Старушка не отвечала. Я наклонился к ней и заметил, что оба глаза у ней были застланы полупрозрачной, беловатой перепонкой, или плевой, какая бывает у иных птиц: они защищают ею свои глаза от слишком яркого света.

Но у старушки та плева не двигалась и не открывала зениц... из чего я заключил, что она слепая.

Хочешь милостыни? - повторил я свой вопрос. - Зачем ты идешь за мною? - Но старушка по-прежнему не отвечала, а только съежилась чуть-чуть.

Я отвернулся от нее и пошел своей дорогой.

И вот опять слышу я за собою те же легкие, мерные, словно крадущиеся шаги.

«Опять эта женщина! - подумалось мне. - Что она ко мне пристала? - Но я тут же мысленно прибавил: - Вероятно, она сослепу сбилась с дороги, идет теперь по слуху за моими шагами, чтобы вместе со мною выйти в жилое место. Да, да; это так».

Но странное беспокойство понемногу овладело моими мыслями: мне начало казаться, что старушка не идет только за мною, но что она направляет меня, что она меня толкает то направо, то налево, и что я невольно повинуюсь ей.

Однако я продолжаю идти... Но вот впереди на самой моей дороге что-то чернеет и ширится... какая-то яма... «Могила! - сверкнуло у меня в голове. - Вот куда она толкает меня!»

Я круто поворачиваю назад... Старуха опять передо мною... но она видит! Она смотрит на меня большими, злыми, зловещими глазами... глазами хищной птицы... Я надвигаюсь к ее лицу, к ее глазам... Опять та же тусклая плева, тот же слепой и тупой облик...

«Ах! - думаю я... - эта старуха - моя судьба. Та судьба, от которой не уйти человеку!»

«Не уйти! не уйти! Что за сумасшествие?.. Надо попытаться». И я бросаюсь в сторону, по другому направлению.

Я иду проворно... Но легкие шаги по-прежнему шелестят за мною, близко, близко... И впереди опять темнеет яма.

Я опять поворачиваю в другую сторону... И опять тот же шелест сзади и то же грозное пятно впереди.

И куда я ни мечусь, как заяц на угонках... всё то же, то же!

«Стой! - думаю я. - Обману ж я ее! Не пойду я никуда!» - и я мгновенно сажусь на землю.

Старуха стоит позади, в двух шагах от меня. Я ее не слышу, но я чувствую, что она тут.

И вдруг я вижу: то пятно, что чернело вдали, плывет, ползет само ко мне!

Боже! Я оглядываюсь назад... Старуха смотрит прямо на меня - и беззубый рот скривлен усмешкой...

Не уйдешь!

Февраль, 1878

Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.

Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза.

И я тоже гляжу ей в глаза.

Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю.

Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.

Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом...

Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?

Нет! это не животное и не человек меняются взглядами...

Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.

И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.

Февраль, 1878

Соперник

У меня был товарищ - соперник; не по занятиям, не по службе или любви; но наши воззрения ни в чем не сходились, и всякий раз, когда мы встречались, между нами возникали нескончаемые споры.

Мы спорили обо всем: об искусстве, о религии, о науке, о земной и загробной - особенно о загробной жизни.

Он был человек верующий и восторженный. Однажды он сказал мне:

Ты надо всем смеешься; но если я умру прежде тебя, то я явлюсь к тебе с того света... Увидим, засмеешься ли ты тогда?

И он, точно, умер прежде меня, в молодых летах еще будучи; но прошли года - и я позабыл об его обещании, об его угрозе.

Раз, ночью, я лежал в постели - и не мог, да и не хотел заснуть.

В комнате было ни темно, ни светло; я принялся глядеть в седой полумрак.

И вдруг мне почудилось, что между двух окон стоит мой соперник - и тихо и печально качает сверху вниз головою.

Я не испугался - даже не удивился... но, приподнявшись слегка и опершись на локоть, стал еще пристальнее глядеть на неожиданно появившуюся фигуру.

Я поздравляю тебя с этим прекрасным мартовским днем — Днем поэзии! Сегодня просто невозможно не пожелать вдохновения, полета мысли и воображения, смелой мечты, которая обязательно должна осуществиться! Пусть в твоей жизни все будет в рифму, идеи неисчерпаемые, а каждый твой день становится самой красивой стихотворной строкой!

Что сделает будни ярче? Что принесет свежего ветра? Стихи – отличная возможность вспомнить о прекрасном. Они всюду. Оглянитесь, пролистайте книги на полках, и Вам попадется то, что нужно в эту минуту. Поздравляем с Днем поэзии! Желаем успехов в творчестве!

Стихи дарят нам особый мир. Мы не можем без них. Мы в них выражаем любовь и ненависть. Мы их читаем вслух и скрываем интерес к ним. Это не просто творчество. Это глаза души. Поздравляем с Днем поэзии всех, кто пишет стихи. Желаем вдохновения и меньше кочек в слогах! С праздником!

Тот, кто пишет стихи, всегда выделится из толпы. Тот, кто смотрит в себя, всегда отличается от других. У него другой взгляд – более осмысленный, погруженный в недра мироздания. Поздравляем с Днем поэзии! Ты можешь не уметь писать стихов, но взглянуть на мир созерцательно можно всегда!

Что-то взгрустнулось. И кажется, что жизнь состоит из будней, из трезвона трамваев, из очередей… Как вырваться из каждодневной суеты? Поэт всегда даст ответ и поможет отвлечься от суеты мира. С праздником, дорогие поэты! Желаем вам успехов в творчестве!

Поэты всего мира объединяйтесь, сегодня ваш праздник! Мы дарим пожелания прозой, так как прекрасные стихи вы «мастерите» сами. Желаем от души, непрерывного творческого вдохновения, не унывающей музы и необузданной фантазии! Пусть всенародное признание всегда сопровождает вас. Творите больше и радуйте нас своими шедеврами, делающими мир интересней, разнообразней и ярче!

Приобщайте себя и своих друзей к великим словам, поздравляя с Всемирным днем поэзии, ведь она является огромным человеческим богатством и творением, в котором можно найти ответы на многие жизненно важные вопросы. Именно с помощью поэзии можно самовыразиться и самореализоваться, оставляя свои мысли на бумаг

Стихотворение в прозе

Стихотворение в прозе

СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ - термин, к-рым обозначают небольшие прозаические произведения, напоминающие по своему характеру лирические стихотворения, но лишенные стихотворной организации речи и поэтому точнее характеризуемые термином «лирика в прозе».
К произведениям такого рода относятся известные «Стихотворения в прозе» Тургенева, «Поэмы в прозе» Бодлера и др. Типическими признаками С. в п. является их краткость, рудиментарный, а иногда и вовсе отсутствующий сюжет, изображение характера в отдельном его проявлении, а не в относительно законченном кругу событий, повышенная выразительность повествовательного строя речи и, наконец, как часто полагают, ритмичность речи. Таким образом С. в п. представляется своеобразным сочетанием признаков стиха и прозы, чем и объясняется его оксюморонное наименование: обычно мы называем прозой как раз такие формы речи, к-рые по своей организации полярны стиху. Однако нужно отметить, что, несмотря на все попытки определить признаки «ритма прозы», такого определения найти не удалось. Ошибочность обычного представления о С. в п., выразившаяся и в двусмысленном его наименовании, состоит в том, что в определении его структуры шли от внешних аналогий со стихом, тогда как структурные особенности т. наз. С. в п. - глубже и своеобразнее. Легко заметить, что в С. в п. мы сталкиваемся с характерными чертами лирики. Действительность в нем отражается не столько путем непосредственного изображения объективных явлений, как в эпосе, сколько путем изображения субъективного переживания, вызванного тем или иным явлением жизни. Эта характернейшая черта лирики полностью наличествует и в С. в п. Отсюда и вытекают такие структурно родственные лирике его особенности, как рудиментарность сюжета, показ характера в его отдельном состоянии, а не в цепи их, краткость и, наконец, специфическая лиричность авторской речи, ее индивидуально-эмоциональная окраска. Речь произведения такого типа характеризуется обилием и эмоциональностью пауз, относительной самостоятельностью слова, зачастую интонационно равного целому предложению, обилием восклицательных и вопросительных построений, богатством эмфазами и т. д. Стих является лишь одной из форм такого рода поэтической речи, формой, в к-рой указанные особенности сочетаются с ритмом в точном смысле этого слова. Сама же лирически окрашенная поэтическая речь распространена и в прозе, где она дает весьма разнообразные виды, подчас очень близкие к стиху, но не имеющие стиховой ритмической организации и связанных с ней явлений (константы, строфы, рифмы и т. д.). Так организованная проза может быть вкраплена в общее повествование (например авторские отступления в «Мертвых душах» Гоголя), но может иметь и самостоятельное значение. В последнем случае мы и имеем дело с так называемым стихотворением в прозе, которое на самом деле представляет собой не что иное, как лирическую прозу, лирику в прозе, явление в известной мере переходное и возникающее на «стыке» лирики и эпоса, как двух основных форм развертывания образов, и организации художественной речи в литературе.
Явление лиризации прозы характерно гл. обр. для литературных стилей, проникнутых субъективизмом, - для романтизма, импрессионизма. От лиризации прозы, от жанра С. в п. следует отличать искусственные попытки внести в прозу принципы стихотворной ритмической структуры (напр. Вельтман, А. Белый), что приводит на деле к чередованию стихотворных и прозаических фрагментов или к фактическому превращению прозы в стих.Библиография:
Гросман Л., Портрет Манон Леско (два этюда о Тургеневе), изд. 2-е, изд. «Северные дни», М., 1922; Шенгели Г., Трактат о русском стихе, изд. 2, Гиз., М. - П., 1923, стр. 178-181; Пешковский А., Ритмика «стихотворений в прозе» Тургенева (в сборнике «Русская речь», новая серия, II, издание «Academia», Ленинград, 1928); Тимофеев Л., Проблемы стиховедения (материалы к социологии стиха), издание «Федерация», Москва, 1931, стр. 79-100.

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Стихотворе́ние в про́зе

Редкий жанр лирической миниатюры в европейской прозе 19–20 вв. Термин впервые появился в подзаголовке цикла прозаических миниатюр Ш. Бодлера «Парижский сплин». В России получил распространение в связи с возобновившимся к кон. 19 в. ростом популярности творчества И. С. Тургенева : его цикл прозаических миниатюр 1877-82 гг. «Senilia» («Старческое») в результате издательского произвола был ошибочно назван «Стихотворениями в прозе». Русские подражания этим тургеневским миниатюрам появлялись в нач. 20 в. и в 1970-90-х гг. Стихотворения в прозе собственно стиховыми признаками (ритм, рифма , особая графическая форма и пр.) не обладают. Однако для них характерно всё то, что отличает поэтическую лирику : субъективное описание действительности, повышенная экспрессивность, изобилующий риторическими приёмами (в частности – лексико-синтаксическими повторами) язык, афористичность и лаконизм выражений.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Стихотворение в прозе

СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ - название, применяемое к некоторым произведениям художественного слова. Стихотворение в прозе обладает своими отличительными признаками, сближающими его и с стихотворной, и с прозаической речью, и служит промежуточной стадией между той и другой. Одним из характеризующих признаков стихотворения в прозе служит его небольшой размер. Так, редкое из стихотворений превышает четыре-пять печатных страниц. У И. Тургенева, признанного мастера этого жанра, из пяти десятков подобных пьес лишь одна достигает почти трех страниц («Два четверостишия»): остальные не достигают и двух. «Как хороши, как свежи были розы», «Конец света» - занимают около полутора, «Воробей», «Черепья» не занимают и страницы.

Небольшие размеры, естественно, влекут за собою более тщательную отделку словесной формы, которая игнорируется во многих крупных произведениях: там центральное положение принадлежит сюжетной композиции.

Художественная отделка - необходимый признак этого жанра. Наиболее пленительные примеры ее встречаем у Ш. Бодлера («Поэмы в прозе»), у Новалиса («Гимны ночи»), у И. Тургенева («Стихотворения в прозе»), стихотворения в прозе Леопарди.

Однако, ни небольшие размеры, ни художественная отделка - это еще не признаки, которые определяют данный термин. Небольшие размеры сближают стихотворение в прозе с миниатюрой (см. это слово), художественная же отделка свойственна не ему одному.

От миниатюры стихотворение в прозе отличается более лирическим характером. Даже в том случае, когда в основе лежит эпический сюжет, на него накладываются лирические тона (параллель этому, из стихотворных жанров, находим в балладе - см. это слово). Не случайно у Тургенева большинство эпических сюжетов фантастично: это дает больше возможностей для их лирической окраски. Вот почему Тургенев пользуется формой видения, сна, легенды. Любовь и голод являются ему в видении крылатыми гениями, неразлучно соединившими свои руки («Два брата»); в видении же товарищ-соперник является из загробного мира к своему неверующему другу - безмолвным призраком, покорно и печально качая головою («Соперник»); во сне - белый парус разубранной лодки несется по безбрежности моря под божественно - звонкий смех юности; во сне кромешная тьма надвигается на землю морозным вихрем, тысячегортанный, железным лаем, и гибнущая земля воет от страха («Конец света»); легенда рассказывает о мудром поступке великого Джиаффара, солнца вселенной; в легенде же говорится и о соперниках-поэтах - осмеянном толпою Юнии и Юлии, ею превознесенном. Если же сюжет не фантастичен, то он облекается в форму воспоминания, располагающего к лирической настроенности: «Повесть его» - воспоминание старого офицера, не только воскрешающее событие в его памяти, но и проступающее слезами на его старческих глазах; на лирике воспоминаний целиком держится и непревзойденное «Как хороши, как свежи были розы».

Характер и разработка темы, таким образом, подчеркивает в термине «стихотворение в прозе» первую его часть.

Та же близость к стихотворению - в особенностях формальной композиции. Строфическому делению здесь соответствует - всегда внимательное и ритмически обоснованное деление на абзацы (которое, обычно, так случайно и не осознано в прозаических произведениях - см. слово «абзац»). От стихотворных строф подобные абзацы отличаются меньшим единообразием, что, конечно же, находится в связи с более свободным ритмическим построением. Тургеневское «Как хороши, как свежи были розы» особенно подчеркивает строфический смысл абзаца, применяя слова заглавия, как лирический рефрен.

Композиционная близость к стихотворению подчеркнута бывает и тогда, когда одно и то же выражение дано в начале пьесы и в конце, как бы замыкает ее с двух сторон: так у Тургенева построено «Лазурное царство», «Восточная легенда», «Стой!».

В области ритмической стихотворение в прозе приближается к стихотворной речи: здесь мы встречаем все стихотворные стопы, лишь связь между ними более произвольна, чем это допустимо у стихотворца. Меньшая определенность ритма стирает очень резкую, внешне, границу между размеренной - стихотворной - и неразмеренной - прозаической - речью, делает эту границу почти неприметной. Это позволяет вводить стихотворение в прозе среди прозаических страниц повести или романа. Так делал Гоголь: отрывки «Знаете ли вы украинскую ночь?», «Чуден Днепр при тихой погоде» - могут быть рассмотрены как завершенные самостоятельные стихотворения в прозе.

Стихотворение в прозе близко к стихотворной речи еще и эвфоническим строем своим, блестящие многочисленные образцы чему - у Тургенева («И грохочет Финстерааргорн» - в самых звуках здесь грохотанье). Но и строфический смысл абзаца, и ритмический строй речи, и применение эвфонических эффектов характеризует всякую ритмическую прозу. Стихотворение в прозе следует поэтому считать одним из ее видов. Видовым признаком для данного вида служат, таким образом, лишь особенности тематической композиции, приближающие его к стихотворению.

В. Дынник. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925


Смотреть что такое "Стихотворение в прозе" в других словарях:

    Стихотворение в прозе - СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ название, применяемое к некоторым произведениям художественного слова. Стихотворение в прозе обладает своими отличительными признаками, сближающими его и с стихотворной, и с прозаической речью, и служит промежуточной… … Словарь литературных терминов

    СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ, лирическое произведение в прозаической форме; небольшой объем, повышенная эмоциональность, обычно бессюжетная композиция, установка на выражение субъективного переживания сближают стихотворение в прозе с лирической поэзией … Современная энциклопедия

    Лирическое произведение в прозаической форме; небольшой объем, повышенная эмоциональность, обычно бессюжетная композиция, установка на выражение субъективного переживания сближают стихотворение в прозе с лирической поэзией, но метрических… … Большой Энциклопедический словарь

    Стихотворение в прозе - СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ, лирическое произведение в прозаической форме; небольшой объем, повышенная эмоциональность, обычно бессюжетная композиция, установка на выражение субъективного переживания сближают стихотворениев прозе с лирической поэзией,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - … Википедия

    Лирическое произведение в прозаической форме; небольшой объём, повышенная эмоциональность, обычно бессюжетная композиция, установка на выражение субъективного переживания сближают стихотворение в прозе с лирической поэзией, но метрических… … Энциклопедический словарь

    стихотворение в прозе - термин, которым обозначают прозаическое произведение, напоминающее по своему характеру лирическое стихотворение (см. лирика), но лишенное стихотворной организации речи, то есть поэтическое по содержанию и прозаическое по форме. Как правило, в С.… … Словарь литературоведческих терминов

Будущее Земли – есть настоящее Венеры – всё в одном.

Венцу Космической Иерархии – Урусвати.
Небесной Дафи посвящается…
стирание границ между настоящим и Будущим.
Нет преград у Любви.
Жизнь появляется из Океана первозданных вод. И первой на сушу выходит Любовь, чтобы вдохнуть Душу в жизнь. Любовь – космическое Имя жизни.

У Любви есть 7 Сверхпроводников. Ты была Седьмой из Них. Между мной и Тобой пролегла земля; Ты знаешь, какая это бездна...

А на Земле нас разделял ещё и океан. Мы...

Я выпила яд.
Я сделала это!
И зависла "между мирами" в немом вопросе: как рождаются стихи?

Увидела юношу.
Глаза его горели.
Каждое его движение было наполнено страстью и желанием.

Слова сыпались на него, как камни…
Он уворачивался от них, как мог, но многие всё же осыпали его «небесными» ударами.

Он что-то писал…
Я подсмотрела. Это были стихи! Корявые и неуклюжие, но всё же стихи.

Увидела женщину.
Она в смятении смотрела на письма, присланные ей когда-то в прошлом, но не...

Трудно же я отходил от всего этого.
Первое время депрессия была – ужас, мама, роди меня обратно!

Песня сирен неумолкаемо звучала в ушах, сводя с ума. Красный огонек тревоги горел в тумане безумия, окутывавшего мой мозг, предупреждая: «У тебя не все дома» - и это были правдивые слова. Как шутили в студентах мы – тихо шифером шурша, едет крыша, не спеша.

Боль сердешная временами сменялась странной пустотой в голове. Черной такой, пугающей, равнодушной до отупения. Это когда как в той...

1
Солнце, выглянув из-за крыши, быстро начало нагревать белый глянцевый подоконник. За спиной уже битый час три глупых старухи разговаривали о боге. Сначала я, нервно улыбаясь, нехотя прислушивалась к их пустой болтовне, но через некоторое время она утонула в моих мыслях, и превратилась для меня в бессмысленный звуковой фон, из которого иногда, впрочем, выскакивали отдельные слова, такие как: «вера», «сестры», «служение». Я по началу кусала губы, чтобы не встрять в их елейную беседу и снова не...

Там где - Кикиморы болотные
Вылазя из трясин - взывают к Богу
Там где - сам царь Кащей
Над златом с охинеи чахнет
Где человеческие с мясом гниют кости

Где нет воздухов чистых
Да-и зубами с поскрипу скрипят

Туда нисходит - Благодать
Чтоб вытянуть крылом - раз в год
Измучено-больного, но ещё живого
Другим же в Адове живущим
Здесь жить ещё и жить
В непонимании от века -
Жить да не тужить..
[
Сравнимо то с Землёю
А год - секунда Времени
А Смерть небесна Благодать
аль...

Там где ветер дует в качели,тени призраков бродили меж кружащих золотом листьев,в липовом моем цвету.

Крепко держась за руки,рисовали вдохновения кистью на нетленном полотне мечты-воздуха силуэты за границами сна волшебного,движениями точными на размытой палитре,запечатали вечности абсолютной идеальный поцелуй... и застыли

Библиотека коррупционера

ГРАДОНАЧАЛЬНИК и ПРОСТИТУТКИ или МЭР и ПУТАНЫ
Самая современная комедия

Действующие лица: Градоначальник (мэр) - Шармута Павел Борисович.

Жена мэра – Феодора Поликарповна.
Секретарь - Проныра Иннокентий Абрамович (Кеша)
Нач. полиции...



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.