Приказ о назначении ответственного за эксплуатацию пожарной сигнализации. Методические рекомендации по приемке систем пожарной сигнализации. Гарантийные рамки службы пожарной сигнализации

При выборе той или иной системы пожаротушения обращают внимание на ее возможности, сложность монтажа и обслуживания, стоимость и другие технические и параметры. Немаловажное значение имеет также срок службы пожарной сигнализации, с учетом которого определяются планы ремонтных работ и реконструкций помещений и рассчитывают расходы на приобретение нового оборудования. На основании установленных производителем гарантийных сроков можно судить о качестве систем пожаротушения.

Какими нормативными документами руководствуются при использовании сигнализации?

Как и любые нормы, по срокам службы пожарной сигнализации существуют нормативные документы, регламентирующие деятельность в сфере пожарной безопасности.

Среди таких документов необходимо назвать:

  1. НПБ (о нормах пожарной безопасности) 75-98, регламентирующие технические требования к приемно-контрольным (ППКП) и управляющим (ППУ) приборам от 1999 г. В данном документе (пп. 9.2.5, 12.2.5) указывается, что средний период работы должен составлять не меньше десяти лет.
  2. НПБ 76-98, описывающий требования для пожарных извещателей, вступившие в действие 01.04.1999 г., устанавливают в п. 17.2.3, что средним сроком эксплуатации ПИ являются 10 лет.
  3. НПБ 58-97, посвященные описанию систем сигнализации адресных, от 31.12.1996 г. В тексте нормативного документа указывается, что сроки эксплуатации адресных систем должны быть не меньше 10 лет (п.4.5.18), а гарантийный срок, установленный производителем, не менее 18 месяцев (п.8.2)
  4. ГОСТ Р53325-2009 о технических средствах пожарной автоматики, который утвержден приказом Ростехрегулирования от 18.02.2009. Данным документом рассматриваются различные виды пожарной техники, их технические характеристики и сроки эксплуатации. Соответственно установлено, что в среднем сроки эксплуатации составляют – не менее 10 лет для:
  • п. 4.2.4.3 срок службы пожарных извещателей дымовых и прочих п. 5.2.4.3 для источников электроснабжения
  • п.6.2.4.1 для оповещателей
  • п.7.2.5.4 срок службы пожарной сигнализации по нормативам ППКП и ППУ.

Все нормативные документы, определяющие срок службы автоматической пожарной сигнализации, приняты в разные периоды, но единодушны в этом вопросе.

Дополнительные документы

Также срок эксплуатации пожарной сигнализации существенно расширяется в следующих документах:

  • РД (распорядительный документ) 009-02-96 о техническом обслуживании и ремонте установок пожарной автоматики, вступивший в действие 01.10.1996 года, согласованный с ГУГПС МВД России. В пункте 1.10 данного документа указывается, что срок эксплуатации пожарной сигнализации до ее замены определяется по документации на технические средства, входящей в комплект автоматики. После окончания указанного срока на основании технического освидетельствования эксплуатация может быть продлена.
  • Согласно ГОСТ 27.002-2015, посвященному надежности в технике и дающему основные термины и определения в данной сфере, действующему с 01.03.2017 г. устанавливает определение «срок службы» пожарной сигнализации. Производители техники могут устанавливать параметры назначенного ресурса и времени службы в календарном измерении, при достижении которых эксплуатацию объекта продлевают после принятия решения о такой возможности.

Какие сроки эксплуатации пожарной сигнализации?

Исходя из перечисленных ранее нормативных документов, законодательно определен только средний срок эксплуатации пожарной сигнализации. Нигде речь не идет о предельных временных нормативах использования, а наоборот предусмотрена возможность продления службы оборудования, если оно прошло обследование и документально подтверждена его работоспособность и пригодность к дальнейшей службе.

Необходимо обратить внимание на последний из нормативных документов (ГОСТ 27.002-2015), который был принят взамен ранее действовавшего стандарта ГОСТ 27.002-89. Если ранее законодательно устанавливали пределы назначенного ресурса, после которого оборудование снималось с эксплуатации, независимо от его технического состояния, то теперь при его работоспособности ограничений по времени эксплуатации не устанавливается.

Таким образом, при бережном отношении и регулярном обслуживании сигнализация может использоваться более десяти лет, но для этого необходимо заключение специалистов о ее пригодности к эксплуатации.

Гарантийные рамки службы пожарной сигнализации

Несмотря на то, что срок эксплуатации пожарной сигнализации по нормативам установлен на отметке десять лет, гарантийные пределы службы значительно короче.

Каждый производитель имеет право самостоятельно определять данный временной отрезок, в течение которого он обязан бесплатно отремонтировать или заменить вышедшую из строя технику.

Обратите внимание!

В нормативной документации установлен минимальный гарантийный период – 18 месяцев, обязательный для адресных систем.

Обычно гарантийный срок службы пожарных извещателей устанавливается от 18 до 36 месяцев. Реже указывается предельный период 1 год.

Заключение

По нормативным документам для пожарной сигнализации срок службы составляет 10 лет и больше. Фактически этот период зависит от правильности монтажа, бережного отношения и регулярного технического обслуживания.

Методические рекомендации регламентируют контроль выполнения проектных решений при приемке автоматических систем пожарной сигнализации (АСПС) в эксплуатацию .

5.4.1. Общие положения

Приемка АСПС в эксплуатацию должна осуществляться рабочей комиссией, назначенной приказом руководителя предприятия (органи­ зации-заказчика (22).

В состав рабочей комиссии включают представителя заказчика (председатель комиссии), генподрядчика, проектной, монтажной и пусконаладочной организации, а также организации, осуществляющей ТО и Р, представителя ГПС. Участие представителей ГПС в составе государственных, ведомственных приемочных комиссий является обя­ зательным. К участию в работе комиссий помимо официального пред­ставителя органов ГПС могут привлекаться работники ГПС, осущест­ вляющие контроль в ходе строительства и дальнейшей эксплуатации объекта (пп. 2, 4 НПБ 05) (23).

Работа комиссии проводится по программе приемочных испыта­ ний, согласованной с территориальным органом ГПС и утвержденной заказчиком. Программа приемочных испытаний должна включать (24):

основные характеристики объекта испытаний;

цель испытаний;

состав приемочной комиссии;

объем испытаний и проверок;

материально-техническое обеспечение испытаний;

требование безопасности;

методику испытаний;

критерии оценки результатов испытаний.

Рабочая комиссия должна (26):

проверить качество и соответствие выполненных монтажно-нала­дочных работ проектной документации, СНиП, ПУЭ, НПБ, технической документации предприятий-изготовителей;

провести комплексные испытания автоматической установки пожаротушения в соответствии с программой приемочных испытаний. После проведения комплексных испытаний составляется акт (приложе­ ние 28).

При обнаружении рабочей комиссией несоответствия выполненных монтажно-наладочных работ проекту, требованиям нормативной документации составляется протокол с указанием выявленных недо­ статков и сроков их устранения, а также ответственных за это органи­ заций. После устранения указанных в протоколе недостатков монтажно- наладочная организация должна вновь предъявить установку к сдаче (27).

Представитель органа ГПС, входящий в комиссию, обязан (29):

принять участие в проверке и приемке смонтированного обору­ дования системы пожарной защиты, ознакомиться с сертификатами, техническими паспортами и другими документами, удостоверяющими показатели качества оборудования, актами испытания систем и уста­ новок противопожарной защиты;

сообщить письменно председателю рабочей комиссии мнение органа ГПС о выполнении предусмотренных проектом мероприятий и готовности установки к приемке в эксплуатацию, а при наличии недоделок - составить и вручить их перечень.

При выявлении нарушений требований нормативных документов, проектных решений и мероприятий представитель органа ГПС пись­менно излагает председателю комиссии особое мнение, при этом акт приемочной комиссии не подписывается (30).

5.4.2. Особенности приемки в эксплуатацию систем пожарной сигнализации

Документация, предъявляемая при приемке в эксплуатацию систем пожарной сигнализации, должна соответствовать приложению 30 (35.1).

Приемка в эксплуатацию АСПС без проведения комплексной наладки и опробования не допускается (35.2).

При приемке в эксплуатацию выполненных работ по монтажу и наладке АСПС рабочая комиссия проводит (35.3):

проверку качества и соответствия выполненных монтажно-нала­ дочных работ представленной документации, ПУЭ, технологическим картам и технической документации предприятий-изготовителей;

измерение сопротивления изоляции шлейфа сигнализации и электропроводок;

измерение сопротивления шлейфа сигнализации;

монтажно-наладочной организации;

Пусконаладочной организации;

Подразделения охраны;

Органов государственного пожарного надзора.

При необходимости могут быть привлечены другие специалисты.

16.3. Комиссия должна приступить к работе по приемке не позднее трех суток (не считая общевыходных и праздничных дней) со дня уведомления монтажно-наладочной организацией о готовности технических средств к сдаче.

16.4. При приемке в эксплуатацию технических средств монтажно-наладочная организация должна предъявлять рабочей комиссии:

Исполнительскую документацию (комплект рабочих чертежей с внесенными в них изменениями);

Техническую документацию предприятий-изготовителей;

Сертификаты, технические паспорта или другие документы, удостоверяющие качество материалов, изделий и оборудования, применяемых при производстве монтажных работ:

Акт передачи оборудования, изделий и материалов в монтаж (по форме Госкомстата РФ);

Акт готовности зданий, сооружений к производству монтажных работ (приложение 2) :

Акт о проведении входного контроля (приложение 3) ;

Акт об окончании монтажных работ (приложение 5) ;

Акт испытания защитных трубопроводов с разделительными уплотнениями на герметичность (приложение 8) ;

Акт измерения сопротивления изоляции электропроводок (приложение 9) ;

Акт освидетельствования скрытых работ по прокладке электропроводок по стенам, потолкам, в полу (приложение 10) ;

Акт освидетельствования скрытых работ (канализация) (приложение 11) ;

Акт освидетельствования скрытых работ (прокладка кабельных линий в земле) (приложение 12) ;

Протокол прогрева кабелей на барабанах (приложение 13) ;

Акт об окончании пусконаладочных работ (приложение 14) ;

Ведомость смонтированных приборов, извещателей (приложение 16) .

Примечания.

1. При сдаче и приемке в эксплуатацию технических средств сигнализации на объектах, где монтажные работы проводились по актам обследования, предъявляется техническая документация предприятий-изготовителей, а также документы в соответствии с приложениями 1 , , , , , и акт передачи оборудования, изделий и материалов в монтаж по форме Госкомстата РФ.

2. Акт передачи оборудования изделий и материалов в монтаж (форма Госкомстата РФ) представляется в том случае, если монтажно-наладочная организация производит приемку технических средств сигнализации в монтаж от заказчика.

3. Акт об окончании монтажных работ представляются в том случае, если монтажная организация выполняла только монтаж технических средств сигнализации.

16.1. Для приемки в эксплуатацию установленных технических средств сигнализации приказом руководителя организации (предприятий) заказчика назначается рабочая комиссия.

Порядок и продолжительность работы рабочей комиссии определяется заказчиком в соответствии с СНиП 3.01.04-87 и РД78.145-93.

16.2. В состав рабочей комиссии включаются представители:

организации (предприятия) - заказчика (председатель комиссии);

монтажно-наладочной организации; пусконаладочной организации: подразделения охраны;

органов государственного пожарного надзора.

При необходимости могут быть привлечены другие специалисты.

16.3. Комиссия должна приступить к работе по приемке не позднее трех суток (не считая общевыходных и праздничных дней) со дня уведомления монтажно-наладочной организацией о готовности технических средств к сдаче.

16.4. При приемке в эксплуатацию технических средств монтажно-наладочная организация должна предъявлять рабочей комиссии: исполнительскую документацию (комплект рабочих чертежей с внесенными в них изменениями); техническую документацию предприятий - изготовителей; сертификаты, технические паспорта или другие документы, удостоверяющие качество материалов, изделий и оборудования, применяемых при производстве монтажных работ; акт обследования (приложение 1);

акт передачи оборудования, изделий и материалов в монтаж (по форме Госкомстата РФ);

акт готовности зданий, сооружений к производству монтажных работ (приложение 2);

акт о проведении входного контроля (приложение 3);

акт об окончании монтажных работ (приложение 5);

акт испытания защитных трубопроводов с разделительными уплотнениями на герметичность (приложение 8);

акт измерения сопротивления изоляции электропроводок (приложение 9);

акт освидетельствования скрытых работ по прокладке электропроводок по стенам, потолкам, в полу (приложение 10);

акт освидетельствования скрытых работ (канализация) (приложение 11);

акт освидетельствования скрытых работ (прокладка кабельных линий в земле) (приложение 12);

протокол прогрева кабелей на барабанах (приложение 13);

акт об окончании пусконаладочных работ (приложение 14);

ведомость смонтированных приборов, извещателей (приложение 16).

ПРИМЕЧАНИЯ

1. При сдаче и приемке в экстуатацию технических средств сигнализации на объектах, где монтажные работы проводились по актам обследования, предъявляется техническая документация предприятий-изготовителей, а также документы в соответствии с приложениями 1,3,9,10 14,16 и акт передачи оборудования, изделий и материалов в монтаж по форме Госкомстата РФ.

2. Акт передачи оборудования изделий и материалов в монтаж (форма Госкомстата РФ) представляется в том случае, если монтажно-наладочная организация производит приемку технических средств сигнализации в монтаж от заказчика.



3. Акт об окончании монтажных работ представляется в том случае, если монтажная организация выполняла только монтаж технических средств сигнализации.

4. Акты согласно приложениям 11 и 12 настоящего пособия представляется в том случае, если монтажно-наладочная организация производила работы по прокладке линий в канализации и земле

Протокол прогрева кабелей на барабанах представляется в том случае, когда при размотке кабеля при отрицательных температурах был произведен прогрев его.

16.5. Приемка в эксплуатацию установленных технических средств сигнализации без проведения комплексной наладки (комплексного опробования) не допускается.

16.6. При приемке в эксплуатацию выполненных работ по монтажу, наладке технических средств сигнализации рабочая комиссия производит:

проверку качества и соответствие выполненных монтажно-наладочных работ проектной документации (акту обследования), технологическим картам и технической документации предприятий-изготовителей;

проверку состояния инженерно-технических средств оснащения периметра объекта и средств усиления охраны;

измерение сопротивления изоляции шлейфа сигнализации, которое должно быть не менее 1 МОм;

измерение сопротивления шлейфа сигнализации;

испытание работоспособности смонтированных ПКП, СПУ и извещателей.

Комиссия в необходимых случаях производит и другие проверки и измерения параметров, оговоренные техническими условиями на смонтированную аппаратуру.



16.7. Методика испытаний при сдаче установленных технических средств сигнализации в эксплуатацию определяется приемной комиссией в соответствии с технической документацией предприятий-изготовителей.

16.8. При обнаружении отдельных несоответствий выполненных работ проектной документации или акту обследования, а также требованиям РД 78.145-93 "Системы и комплексы охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Правила производства и приемки работ" комиссия должна составить акт о выявленных отклонениях с указанием организаций, ответственных за их устранение. Эти организации должны в 10-ти дневный срок устранить несоответствия, а монтажная организация вновь предъявить технические средства сигнализации к сдаче.

16.9. Установленные технические средства сигнализации считаются принятыми в эксплуатацию, если проверкой установлено:

монтажно-наладочные работы выполнены в соответствии с требованиями настоящих правил, технологическими картами и технической документацией предприятий-изготовителей;

все элементы строительных конструкций и охраняемые зоны объекта заблокированы согласно проекту или акту обследования; все зоны по периметру объекта заблокированы согласно проекту или акту обследования;

результаты измерений в пределах нормы;

испытания работоспособности технических средств дали положительные результаты, при этом технические средства пожарной сигнализации должны в предусмотренных проектом случаях обеспечивать отключение систем вентиляции, включение систем дымоудаления и подпора воздуха в лестничные клетки и тамбурные шлюзы при пожаре.

16.10. Установленные ПТУ считаются принятыми в эксплуатацию при выполнении следующих условий:

при обеспечении качественного телевизионного изображения на экране видеоконтрольного устройства (ВКУ);

суммарные нелинейные искажения изображения не должны превышать ±10%;

суммарные геометрические искажения изображения не должны превышать ±4%;

номинальный размер изображения на экране ВКУ должен быть (394 < 308) ±2 мм;

должна быть обеспечена безоператорная работа, т.е. сохранение изображения наблюдаемого объекта, с черезстрочным разложением изображения на 625 строк при 25 кадрах в секунду, при воздействии всех дестабилизирующих факторов, оговоренных техническими условиями на установку;

разрешающая способность установки по горизонтали, оцениваемая по вертикальному клину изображения испытательной таблицы ИТ-72 на экране ВКУ при освещенности таблицы 200 люкс и относительном отверстии объектива 1:4, обеспечивает различимость не менее 500 телевизионных линий и не менее 450 линий в углах;

в установках должна быть обеспечена возможность работы телевизионных камер с объективами;

на экране ВКУ после включения установки изображение должно появляться не более, чем через 2 минуты.

16.11. Работоспособность охранного освещения определяется по результатам проверки осветительной сети на правильность зажигания и горения ламп.

16.12. Работоспособность громкоговорящей и телефонной связи определяется по результатам проверки отсутствия аккустической связи с находящимися рядом соседними постами и обеспечении громкоговорителями и микрофонами нормальной слышимости речи.

16.13. Оценка качества выполненных монтажно-наладочных работ определяется в соответствии со СНиП 3.01 04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения".

16.14. Прием установленных технических средств сигнализации в эксплуатацию должен оформляться актом согласно рекомендуемому приложению 17.

Наше учреждение является бюджетным и финансируется за счет субсидий на выполнение муниципального задания. На балансе нашего учреждения находится здание, в балансовую стоимость которого, входит система (оборудование) пожарной сигнализации. Учредителем в этом году был заключен договор на создание новой системы пожарной сигнализации. В следующем году учредитель собирается нам передавать его на баланс.Вопрос:1. Каким образом нам списать старую систему пожарной сигнализации, уменьшится ли балансовая стоимость здания?2. При принятии на баланс новой системы пожарной сигнализации от учредителя, она должна быть включена в балансовую стоимость здания или учитываться отдельным инвентарным объектом?

Ответ

Ваш вопрос от 28.12.2015 «Наше учреждение является бюджетным и финансируется за счет субсидий на выполнение муниципального задания. На балансе нашего учреждения находится здание, в балансовую стоимость которого, входит система (оборудование) пожарной сигнализации. Учредителем в этом году был заключен договор на создание новой системы пожарной сигнализации. В следующем году учредитель собирается нам передавать его на баланс.
Вопрос:
1. Каким образом нам списать старую систему пожарной сигнализации, уменьшится ли балансовая стоимость здания?
2. При принятии на баланс новой системы пожарной сигнализации от учредителя, она должна быть включена в балансовую стоимость здания или учитываться отдельным инвентарным объектом?»

Отвечает Галина Нефедова, эксперт

1. Работы по установке и монтажу в здании системы пожарной сигнализации взамен уже находившейся пожарной сигнализации квалифицируются как капитальный ремонт здания. Объектом учета в данном случае является здание, а не охранно-пожарная сигнализация.

Таким образом, стоимость проведения указанных работ подлежит отнесению на текущие расходы учреждения. В данном случае под объектом основных средств имеется в виду здание, основной эксплуатационной характеристикой которого является срок полезного использования. Замена системы пожарной сигнализации не может изменить этот показатель, так как срок эксплуатации зданий, как правило, определяется по сроку эксплуатации наиболее долговечных элементов (несущих конструкций). Следовательно, наиболее правомерным представляется списание произведенных расходов по КОСГУ 225 – как при текущем ремонте. Так как данные работы не относятся к работам, в результате которых меняется балансовая стоимость объекта, то и вопрос о списании ранее установленной системы пожарной сигнализации, как и об уменьшении первоначальной стоимости здания, не стоит.

2. Единые функционирующие системы, в том числе система пожарной сигнализации, выполняют свои функции только после установки (монтажа) в здании, сооружении, а не самостоятельно. Указанные системы не является обособленными комплексами конструктивно-сочлененных предметов и не признаются отдельными инвентарными объектами. Однако отдельные элементы данных систем (приборы, оборудование) нужно включить в состав основных средств, поэтому учитывайте их как отдельные инвентарные объекты по стоимости с учетом НДС, указанной в Справке о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3).



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.