Доходный дом страхового общества "россия". Доходный дом страхового общества "россия" Сретенский бульвар 6 1 стр история

Доходный дом страхового общества "Россия


Сретенский бульвар дом 6/1

Дом страхового общества "Россия" - громадное здание, занимающее целый квартал, построено в 1899-1902 годах по проекту архитекторов архитекторами А.И. фон Гогена и Н.М.Проскурина для страхового общества "Россия". Кованая ограда с эмблемой общества создана по проекту О.В.Дессина.

В начале прошлого столетия еще не существовало понятий "бизнес-класс" и "элита" применительно к жилой недвижимости. Но, само собой разумеется, по-настоящему фешенебельными считались собственные особняки. Квартиры, даже самые шикарные, котировались рангом ниже. Но с начала века, когда началось бурное строительство доходных домов, среди них выделились самые дорогие, которые можно условно считать бизнес-классом. Самым престижным был, несомненно, дом страхового общества "Россия" на Сретенском бульваре.

Это было одно из самых технически совершенных и комфортабельных зданий Москвы начала XX века. Вот только некоторые факты, подтверждающие это. В подвале дома размещались восемь отопительных котлов, насосы, вентиляционные установки. Система вентиляции не только подавала в помещения свежий воздух, но и фильтровала и увлажняла, а при необходимости и подогревала его! Электроснабжение и освещение дома обеспечивала собственная электростанция, работающая на нефти. Питьевая вода добывалась из артезианской скважины, имеющей глубину 50 метров. В доме имелись электрические лифты. Во всех квартирах были кухни с готовочными печами и мойками, отдельные ванные и ватерклозет. В подвале и на чердаке дома размещалась прачечная.

Этот Дом-дворец, Дом-крепость (ширина стен около метра) занимает целый квартал и имеет несколько адресов: Сретенский бульвар дом 6/1, Милютинский переулок дом 22, Бобров переулок дом 1 и, наконец, Фролов переулок 6/1С2. Два корпуса соединяет изящная кованая ограда (вензель владельца – "СОР" – вплетен в чугунную вязь решетки ворот.

Общий стиль здания я определил бы как эклектика с элементами неоренесанса и модерна. В Москве немало домов в стиле эклектики, но фасад этого Дома, подобно картинам в художественной галерее, хочется рассматривать пристально, во всех подробностях… Стены Дома полны уникальной драматургии: под одним эркером притаилась саламандра, а под другим целая стая летучих мышей, готовых вот-вот взлететь, на фронтоне вокруг греческой богини играют амуры, а рядом учитель с лицом Сократа беседует с учеником, в алькове между окнами стоит мастеровой в итальянских средневековых одеждах, высокие проемы окон венчают типичные для стиля модерн (дань архитекторов моде!) женские головки с вьющимися волосами. И даже банальные кронштейны для государственных флагов (по другой версии фигура держала фонарь на цепи) исполнены в виде крылатых женских фигур, напоминающих ростра на носу парусного корабля – все эти и другие многочисленные персонажи смотрят на прохожих сверху вниз… Невольно обернешься и посмотришь на этот Дом! Даже французский архитектор Ле Корбюзье (апологет конструктивизма), предлагавший снести весь исторический центр и построить "новую Москву", считал его самым красивым зданием в городе начала XX века.


А в XVIII столетии на этом месте был так называемый старый почтамт, или "двор, где почтальоны живут". Но со временем тех почтальонов перевели в гораздо более удобное строение на улице Мясницкой, дом 40. Здесь же обосновалась панорама под названием "Царь-град", а затем Театр общедоступных и народных представлений "Скоморох". Он был до такой степени народным, что приходилось укреплять на стенах пояснительные надписи "С места на место не переходить: отовсюду видно хорошо". Или "Бис - означает повторить".

Но в 1899 году закрылся и театр: страховое общество "Россия", одно из самых богатых в государстве, решило строить тут доходный дом. Да не простой, а роскошный, для самых шикарных жильцов. Здесь, например, в подвале оборудовали одну из первых в городе электростанций.

Со строительством спешили, поэтому не обошлось без жертв. В 1901 году газета "Московский листок" сообщала: "В строящемся доме страхового общества "Россия", на проезде Сретенского бульвара, рабочие с третьего этажа спускали по канату деревянный бак. Канат был прикреплен к оконной перекладине, которая не выдержала тяжести и, сорвавшись, придавила рабочего, крестьянина Петра Безина, получившего ушибы всего тела и перелом правой руки. Пострадавшего отвезли в Старо-Екатерининскую больницу".


Однако это обстоятельство не образумило заказчиков. Темп стройки не замедлили. И в результате спустя год здание стали заселять.

Этот дом просто не может не обратить на себя внимания. Каждый пешеход, за редким, совершенно непонятным исключением, проходя мимо, размечтается: дескать, а вот бы я в этом доме жил. Принимал бы тут гостей, а после провожал их к метро "Тургеневская", теплым летом мы прогуливались к станциям подальше, а к полуночи я возвращался домой, включал свет в этом окне, ставил чайник, выходил на балкон, на свой балкон, стоял и смотрел на редких поздних пешеходов, куда-то торопящихся Бобровым переулком. А придя домой, иной из них раскрыл бы старенький путеводитель по Москве и прочитал: "Следующий квартал занимают два огромных жилых корпуса, построенных в 1899-1902 годах для общества "Россия" - одной из крупнейших страховых компаний, которая часть своих миллионных доходов вкладывала в строительство и эксплуатацию многоквартирных, хорошо оборудованных домов. Квартиры в этих домах были крайне дороги - снимали их только очень состоятельные люди. Автор проекта архитектор Н. М. Проскурнин придал зданию черты позднего итальянского ренессанса. Знаменитый французский архитектор Ле Корбюзье считал этот дом самым красивым в Москве. Прекрасная решетка между корпусами сделана по рисунку О. Дессина".

Впрочем, история этого дома не ограничивается изложенными сведениями. Тут гостил художник Репин (он писал портрет доктора Лызина, какого-то счастливого здешнего квартиранта). В квартире номер 85 было правление Футбольной лиги. А после революции в доме "России" разместился Наркомпрос, которым заправляла сама Крупская, и к ней ходили на поклон столичные интеллигенты. Кстати, одно из подразделений Наркомпроса (под названием Лито) описано Булгаковым в "Записках на манжетах". Делать там было абсолютно нечего, там совершенно не платили денег, и оно совсем не походило на государственное учреждение: "Плетеный дачный стул. Пустой деревянный стол. Раскрытый шкаф. Маленький столик кверху ножками в углу. И два человека". Вскоре после поступления в Лито Булгакова уволили оттуда. "За расформированием".

Здесь же располагалось Главное артиллерийское управление Красной армии, куда однажды заглянул сам Ленин. Это произошло в 1920 году. Ленин пришел сюда с Максимом Горьким, чтобы осмотреть новый прибор для корректирования стрельбы по вражеским аэропланам. Горький затем вспоминал: "В сумрачной комнате вокруг стола, на котором стоял аппарат, собралось человек семь хмурых генералов, все седые, усатые старики, ученые люди. Среди них скромная штатская фигура Ленина как-то потерялась, стала незаметной. Изобретатель начал объяснять конструкцию аппарата. Ленин послушал его минуты две, три, одобрительно сказал: - Гм-гм! - начал спрашивать изобретателя так же свободно, как будто экзаменовал его по вопросам политики".

Впрочем, дом все-таки оставался зданием жилым. Тут обитали большей частью привилегированные интеллигенты - академик Ферсман, химик Курнаков, актер Хмелев, исследователь-офтальмолог Авербах и многие другие официально признанные гении Советского Союза.


А в конце 40-х в доме открылся первый московский пункт проката. Словом, этот дом был первенцем не только в отношении электричества.

Понятно, что со временем большая часть квартир превратилась в коммуналки. Причем не только из-за "уплотнительной" политики властей, а и естественным образом: люди разводились, женились, в квартирах площадью более 200 м жили несколько поколений, при этом не всегда родственников. Некоторым еще в советское время давали отдельные квартиры.

Одна из жительниц дома при переезде прихватила с собой облицовку старинного камина. Причем сделала это скорее на память и на тот случай, если когда-нибудь у нее появится дача. Куски керамики так и провалялись в кладовке до перестроечных лет. А тут вдруг к ней в гости приехала приятельница-американка. Случайно увидела облицовку камина и упросила продать. "Только, ты извини, я вряд ли смогу дать тебе реальную стоимость. Я могу заплатить только $2000". Женщина открыла рот от удивления. В конце 80-х это были огромные деньги, а она считала, что облицовка не стоит вообще ничего. Так дом богачей помог материально своей бывшей жительнице.

С начала 90-х у дома "Россия" началась совсем другая жизнь. Расселением жильцов занялись уже не госорганы, а риэлтеры. Дом был настолько популярен у "новых русских", что в 1994-1995 годах цена расселения доходила до $2000 за квадратный метр - вдвое выше обычной стоимости квартир в центре города. В то время в Москве еще практически не было элитного домостроения и расселение коммуналки оставалось единственным способом приобрести большую квартиру. А на первичном рынке даже стометровую квартиру найти было нелегко.

В доме "Россия" тогда начали делать ремонты, которые правильно было бы назвать реконструкцией - с полной заменой стен, карнизов, полов и потолков. Появились стометровые гостиные и ванные площадью 25 кв. м. Продавались квартиры попарно, то есть целыми этажами. В середине 90-х была продана отремонтированная по высшему разряду квартира площадью 250 м по немыслимой цене - $1 млн.

Когда же началось массовое элитное строительство, популярность знаменитого, но старого дома пошла на убыль. Только смешанных бетонно-деревянных перекрытий было достаточно, чтобы вывести его из разряда элитных. И сейчас, наверное, правильнее отнести его опять-таки к бизнес-классу: в столице множество новых домов классом выше. Вот только чтобы обрести исторический ореол, им понадобится добрая сотня лет.


Историческая справка

Самая известная страховая компания Российской империи - страховое общество "Россiя", было основано в марте 1881 г. Дом правления находился в С.-Петербурге на Морской улице. Главную ставку общество делало на страхование жизни, а не недвижимости, как большинство других страховых компаний. Основной капитал достигал 4 млн. рублей. Благодаря широкой рекламной компании страховое общество "Россiя" сразу же приобрело известность и популярность (см. фото 40). Сделки заключались при помощи многочисленных агентов, разъезжавших по стране (см. фото 39). Страховали даже стекла от разбития!

Общество "Россiя" осуществляло страховые операции и за границей: в Александрии, Афинах, Белграде, Константинополе, Нью-Йорке, Берлине и других городах. В конце 1918 г. размер капитала общества достигал 109,1 млн. руб.

В 1919 г. эта компания, как и все остальные акционерные общества, была ликвидирована декретом Советской власти. Капиталы, собственные средства, ценные бумаги общества были национализированы. Но "Россiя" успела увековечить себя в архитектуре Москвы. О Доме на Сретенском бульваре мы рассказали. Другим владением компании было здание московского офиса общества "Россiя" на Лубянской площади, которое стало одним из символов уже советского государства – это главное здание ВЧК-ОГПУ-НКВД-КГБ-ФСБ на Лубянской площади.

Дом

Элементы декора

Фото 1. Сретенский бульвар, 6/1 в городе Москве

В 1899 - 1902 годах на участке, принадлежавшем уже страховому обществу «Россия», был построен доходный дом по проекту архитекторов Н.М. Проскурнина, А.И. фон Гогена и В.А. Величкина .


Фото 2. Дом страхового общества "Россия" на Сретенском бульваре

Дом на Сретенском бульваре, 6/1 возведен в эклектическом стиле с элементами модерна и неоренессанса. Он состоит из двух корпусов, соединенных кованой оградой, выполненной по проекту архитектора О.В. фон Дессина .


Фото 3. Кованая ограда архитектора О.В. фон Дессина

Здание был оснащено самыми современными в то время системами отопления, водоснабжения, канализации и вентиляции, а также электрическими лифтами. Воздух, подававшийся в помещения вентиляционной системой, фильтровался, увлажнялся и подогревался. Вода поступала в дом из артезианской скважины. Электричество вырабатывала собственная электростанция. В подвале и на чердаке находились прачечные.


В доме располагались 148 квартир площадью от 200 до 400 квадратных метров. Высота потолков в них была около 4 метров. В квартирах были камины, отопительные и кухонные печи, ванные комнаты и ватерклозеты.

В начале XX века в доме размещалось правление Футбольной лиги. Это была организация, которая объединяла первые в Москве футбольные команды.


После 1917 года дом на Сретенском бульваре, 6/1 был национализирован. Основная его часть продолжала оставаться жилой, но каждая большая квартира была разделена на несколько с меньшей площадью.

Кроме квартир, в доме находились различные организации.



Среди жильцов дома в разное время были многие известные ученые и деятели культуры. С 1960-х годов в мансардных помещениях дома располагаются мастерские художников.

Речь в этом материале пойдет об одном из моих любимых московских адресов – Сретенский бульвар, дом 6/1. Это доходный дом страхового общества «Россия». Это здание связано и с историей моей семьи, но об этом ниже. Доходный дом страхового общества «Россия» занимает целый квартал и имеет несколько адресов: Сретенский бульвар, дом 6/1, Фролов переулок, дом 6/1, Бобров переулок, дом 1 и Милютинский переулок, дом 22. Он состоит из двух корпусов, построенных архитекторами Н.М. Проскуриным и А.И. фон Гогеном при участии В.А. Величкина в 1899–1902 годах. Два корпуса соединяет изящная кованая ограда с воротами, выполненными по проекту архитектора О.В. Дессина.


По первоначальным планам никакого проезда между Сретенским бульваром и Бобровом переулком не должно было быть, вдоль бульвара планировали выстроить один длинный корпус. Однако при утверждении проекта по воле московских пожарных пришлось внести изменения: посчитали, что в случае возникновения пожара внутри квартала пожарным придется терять драгоценные минуты объезжая столь протяженное здание. Так появились два корпуса, проезд между ними и ворота, ставшие одним из украшений дома. В чугунную вязь ограды вплетен вензель владельца – «СОР». Фасад здания, подобно картинам в музее, хочется рассматривать пристально, во всех подробностях…


На стенах зданий можно отыскать огромное количество удивительных персонажей: здесь есть лев с щитом, саламандра, крокодилы, две стайки летучих мышей. На фронтоне вокруг греческой богини играют амуры, а рядом учитель с лицом Сократа беседует с учеником. В алькове между окнами стоит мастеровой в итальянских средневековых одеждах, высокие проемы окон венчают типичные для стиля модерн (дань архитекторов моде начала ХХ века) женские головки с вьющимися волосами. И даже флагодержатели исполнены в виде крылатых женских фигур, напоминающих ростру на носу парусного корабля. Но не только уникальными фасадами прославился дом в начале ХХ века.


Доходный дом страхового общества «Россия» стал самым технически совершенным жилым домом Москвы. В доме было сто сорок восемь комфортабельных квартир площадью от двухсот до четырехсот квадратных метров. Высота потолков в квартирах примерно четыре метра. В подвале дома размещалось восемь отопительных котлов, насосы, вентиляционные установки. Система вентиляции не только подавала в помещения свежий воздух, но фильтровала и увлажняла его. А при необходимости и подогревала! Освещение обеспечивала собственная электростанция, работающая на нефти. Питьевая вода добывалась из двух артезианских скважин глубиной пятьдесят метров.


В доходном доме страхового общества «Россия» имелись электрические лифты – новинка для Москвы начала XX века. Во всех квартирах были кухни с готовочными печами и мойками, отдельные ванные комнаты и уборные. В подвале и на чердаке здания размещалась прачечные. Нужно сказать, что в этом доходном доме не было мусоропровода (впрочем, его нет и в наши дни). Квартиры в доме были очень дорогими, и снимать их могли только состоятельные люди. В 1909 году в одной из квартир бывал знаменитый художник И.Е. Репин. Здесь он писал портрет жившего в этой квартире доктора П.А. Лезина. В квартире № 85 до Октябрьской революции размещалось правление Футбольной лиги.


После 1917 года дом был национализирован. В роскошных апартаментах были устроены коммунальные квартиры. Причем здесь не просто провели уплотнение, но и разделили большие залы фанерными стенами-перегородками на клетушки-комнатушки. В одной из таких комнат в 1921 году родился мой дед, а в 1947 году – отец. К этому времени на восьми квадратных метрах проживало шесть человек. Отец вспоминал, что в их комнатке было не окно, а половина окна. Фанерная стена приходила ровно в середину оконного проема, глядящего в Бобров переулок. Комнатка была настолько крохотная, что дед, вытянув руки в стороны, мог коснуться двух стен. Потолки при этом были почти четыре метра.


Но вернемся в первое послереволюционное десятилетие. Наряду с жильцами коммунальных квартир здесь появились и другие постояльцы. Воспоминания о них можно отыскать у наших литературных классиков. «Прямо на Сретенский бульвар выходили громадные оранжевокирпичные корпуса бывшего страхового общества «Россия», где размещались всякие лито-, тео-, музо-, киноорганизации того времени, изображенные Маяковским в стихотворении «Прозаседавшиеся», так понравившемся Ленину. В том же доме работала Крупская по совместительству с работой в Наркомпросе в особняке на Чистых прудах, под началом Луначарского» (В.П. Катаев. «Алмазный мой венец»).


Кроме того, в бывшем доходном доме страхового общества «Россия» находилось Российское телеграфное агентство (РОСТА), Главное артиллерийское управление Красной Армии, Народный комиссариат просвещения. В доме располагались литературный отдел (Лито) и редакции газеты железнодорожников «Гудок». В 1923 году здесь работал знаменитый писатель М.А. Булгаков. В «Записках на манжетах» мастер описал процесс получения зарплаты в Лито как образец молодого советского бюрократизма: «Сегодня я получил деньги. Деньги! За десять минут до того, как идти в кассу, женщина в первом этаже, которая должна была поставить последнюю печать, сказала:


«Неправильно по форме. Надо задержать ведомость». Не помню точно, что произошло. Туман. Кажется, что я что-то болезненно выкрикнул. Вроде: «Вы издеваетесь надо мной?» Женщина раскрыла рот: «А-ах, вы так...» Тогда я смирился. Я смирился. Сказал, что я взволнован. Извинился. Свои слова взял обратно. Согласилась поправить красными чернилами. Черкнули: «Выдать». Закорючка. В кассу. Волшебное слово: касса. Не верилось даже тогда, когда кассир вынул бумажки. Потом опомнился: деньги! С момента начала составления ведомости до момента получения из кассы прошло двадцать два дня и три часа. Дома – чисто. Ни куртки. Ни простынь. Ни книг».


Расселять коммунальные квартиры стали во второй половине ХХ века. Не смотря на многочисленные перепланировки кое-где и сегодня можно отыскать лепнину на потолке, вековые камины с изразцами. В настоящее время дом остается жилым. Советские конторы и учреждения сменили современные коммерческие организации, рестораны и магазины. К сожалению, в наше время здание выглядит иначе, чем сто лет назад. На главном корпусе со стороны Сретенского бульвара раньше были большие купола, которых теперь нет. Утрачены и шпилевидные завершения на башнях… Но даже не смотря на эти утраты дом остается одним из самых примечательных жилых домов Москвы!

Татьяна Воронцова



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.