Страны с абсолютной монархией. Дуалистическая монархия: особенности и примеры Современные страны с дуалистической монархией

Монархическое устройство политической власти имеет долгую историю развития. Это самая популярная форма правления в человеческой истории. Признаки монархии стали проявляться уже в древнейших на планете государствах Междуречья. На протяжении многовекового развития человечества монархия доминировала в азиатских империях, ханствах и султанатах, государствах доколумбовой Америки, множестве европейских стран эпохи Средневековья, Нового и Новейшего времени.

Вместе с тем она имела и множество локальных вариаций и своеобразных различий. Почти всегда это была неограниченная монархия, особенно это касается восточных обществ. Европа же подарила миру такое уникальное социальное устройство, как феодализм, в котором король фактически являлся высшим феодалом на верхушке сюзеренно-вассальной иерархии, но не имел всей полноты власти над своими подданными. В отличие от восточных государств, где визири и раджи вмиг лишались своих положений по воле правителя. Впрочем, положение феодальных королей со временем и в Европе значительно укрепилось.

Ограничение монархической власти

Эпоха Возрождения и Новое время существенно изменили умы европейцев. Здесь произошло освобождение от пут средневековой христианской схоластики в результате религиозной реформации Мартина Лютера. Просветительские идеи, в особенности теория общественного договора Локка, Гоббса и Руссо, существенно подорвали представление общественности и том, что королевская власть неизбежна. Первой королевской династией, свергнутой в Европе, стали Бурбоны во Франции (в результате Великой французской революции 1789 г.).

XIX и начало XX столетия и вовсе стали эпохой если не свержения монархий, то существенного их ограничения. Так, революция 1848-1849 гг., прокатившаяся сразу в нескольких европейских странах (названная весной народов) - Франции, Австрийской империи, польской части тогдашней России, некоторых немецких и итальянских землях, - привела к демократизации общественной жизни и расширению национальных прав. Дуалистическая монархия была установлена в Австрии, которая отныне стала формально именоваться Австро-Венгрией - страной двух равноправных народов. Венгры получили право формировать собственных парламент, существенно ограничив династию Габсбургов. Подобная волна демократизации распространялась в Европе, а позже и по всему миру (особенно интенсивно - следующие пятьдесят лет). Ноябрьская революция в Германии, Октябрьская в России, Синьхайская в Китае - все они свергали местных правителей, устанавливая республики.

Современный мир

На сегодняшний день монархия является атавизмом. Однако она сохранилась в ряде государств как традиционный пережиток. Среди них Англия, Дания, Япония и так далее, хотя короли здесь и не имеют особой власти. Вместе с тем в современном мире выделяют следующие виды: дуалистическая монархия, парламентская монархия.

Парламентская монархия

Она представляет собой ту же конституционную монархию, где основным органом власти является парламент. Король же или вовсе не имеет практической значимости (будучи лишь символом нации), или, как в Испании, имеет ограниченные конституцией права, сопоставимые с президентскими.

Дуалистическая монархия сегодняшнего дня

Конституционные основы в современном мире уже приняты всеми государствами. Однако монархическое устройство не везде еще полностью сдало свои позиции. Так, в современных Марокко и Кувейте, а также в Иордании вполне здравствует дуалистическая монархия. Государственная власть здесь юридически разделена между парламентом и монархом. Хотя последний оказывает влияние и на Кабинет Министров, который формирует, и на законодательный орган, где владеет полномочиями роспуска и наложения вето.

Термин "монархия" имеет греческое происхождение. Дословно понятие означает "единодержавие", "единовластие". Основные признаки монархии - сосредоточение верховной власти в руках главы государства и наследственное вступление на престол. Однако власть не всегда передается из поколения в поколение. Например, возглавлялась выборными королями. В Византии, являвшейся монархией, властителей часто убивали. Престол, таким образом, занимал тот, кто убил царя (на правах захвата).

Абсолютная (неограниченная) монархия отличается совершенным бесправием граждан, отсутствием представительных органов. И, безусловно, при таком режиме вся власть находится только у одного человека - самодержца. Такая была характерна для России в период с конца 18-го века до 1917 года.

Синонимами понятия в России являлись такие термины, как Основные признаки русского абсолютизма формировались на протяжении трех столетий. Законы издавались самим самодержцем или по его указанию, в соответствии с его повелением расходовалась или пополнялась казна государства, вершился суд. В стране была установлена единая система налогов. Опирался монарх на административный аппарат, состоявший из приближенных людей. К неотъемлемым признакам российского абсолютизма следует также отнести полное закрепощение крестьян, регламентацию, вмешательство власти во все наличие постоянной полиции и армии.

Абсолютизм предполагает, что самодержец стоит над всяким законом и правом. Монарху дозволено все. Он считается частью системы, его полномочия устанавливает закон. Правитель страны ответственен за свои деяния перед Богом, своей совестью и законом.

Однако монархия может быть и ограниченной. Существует несколько разновидностей этой формы правления. Одной из таких форм является дуалистическая монархия. В рамках этой системы имеет место некоторое отдаление правителя от При этом дуалистическая монархия сохраняет за главой государства всю полноту власти исполнительной.

Государственная система при такой форме правления предполагает наличие парламента и конституции. Дуалистическая монархия наделяет законодательной властью избираемый парламент. Однако при этом глава страны все же имеет право наложить абсолютное вето, которое не может быть оспорено парламентом. Кроме того, за правителем остается право издавать чрезвычайные нормативные акты, обладающие законной силой.

Как правило, дуалистическая монархия предполагает наличие у главы страны неограниченной возможности на роспуск парламента, что превращает существующую форму правления в абсолютизм. В таких государственных системах правительство отчитывается только перед главой страны и неподотчетно парламенту. Последний же, в свою очередь, может повлиять на правительственную деятельность только посредством применения своего права на утверждение государственного бюджета. В общем же, для дуалистических монархий характерно преобладание власти правителя над представительной властью.

Определенные черты такой формы правления сохраняются и сегодня в некоторых государствах. В чистом виде, разумеется, дуалистической монархии сегодня нет. Но, например, в Непале, Иордании, Марокко некоторые признаки этой формы правления присутствуют. Так, в Иордании существует парламент и правительство, ответственное формально перед ним. Однако парламентская власть имеет существенные ограничения. Выражаются они главным образом в том, что акты, которые издает этот орган, в том числе и правительству, утверждаются королем. Кроме того, именно король осуществляет государственное управление в стране.

Дуалистическая монархия. В дуалистической монархии (от лат. dualis – двойственный) верховная государственная власть разделена между парламентом, который является органом законодательной власти и избирается народом, и монархом, которому принадлежит исполнительная власть.
Применительно к данной форме правления (в отличие от монархии абсолютной) можно вести речь о разделении властей, однако в той мере, в которой монарх, как минимум, лишается законодательных и судебных прерогатив .
Возникновение дуалистической монархии связывается с выступлениями против абсолютизма в XVI11-XIX вв., в результате которых возник компромисс между растущей буржуазией и еще достаточно сильным дворянством (например, Северогерманский союз и Германская империя, Австро-Венгрия в XIX–XX вв.).
Для данной формы правления не характерна конструкция «король в парламенте». Парламент имеет довольно весомый статус. Иногда, правда, его расценивают как орган, действующий при монархе. Однако сам факт того, что в государстве есть орган народного представительства, обладающий собственными полномочиями (в том числе и по вопросам бюджета, финансов и т. д.), является основанием считать власть монарха ограниченной.
Говорить о народном суверенитете в дуалистических монархиях не представляется возможным. Полновластным субъектом суверенитета является монарх. Вместе с тем само существование избираемого народом парламента предполагает, что власть монарха не безраздельна.
В данной форме правления может сложиться некоторый политический баланс между монархом и парламентом. Но более вероятно политико-правовое верховенство короля, лишь частично ограниченное свободой подданных, прерогативами представляющего их парламента.
Монарх наделен весьма обширными полномочиями, позволяющими ему эффективно участвовать в нормотворческой деятельности и влиять на парламент. Так:
1) он и сформированное им правительство вправе самостоятельно издавать нормативные акты по вопросам, на которые не распределяется компетенция парламента;
2) компетенция парламента ограничена определенным кругом вопросов. Вместе с тем вопросы, связанные с бюджетом, налогами, а также акты, возлагающие на подданных повинности и обязанности, являются исключительной компетенцией парламента, что дает ему право сопротивляться (в большей или меньшей степени) политике, проводимой монархом. Однако, как показывает практика большинства стран с дуалистической формой правления, парламент по собственной инициативе законы не принимает – его функция сводится к рассмотрению королевских и правительственных инициатив, которые он может утвердить, либо отвергнуть. Таким образом, законы выглядят как акты монарха, одобренные парламентом;
3) даже если парламент принимает решение вопреки мнению монарха и правительства, глава государства может использовать право вето. В рассматриваемой форме правления вето монарха, как правило, абсолютное. Закон, на который налагается вето, повторно не обсуждается и не вступает в силу;
4) в межсессионный период монарх может издавать акты, даже находящиеся в парламентской компетенции. Впоследствии он должен представить их на утверждение парламента. До созыва парламента эти акты фактически действуют как законы;
5) созыв парламента на сессию и его роспуск относятся к прерогативам монарха. Это право дает главе государства возможность политического маневра, выбора наиболее благоприятных для себя условий парламентской работы.
Нередко в дуалистических монархиях существенная часть депутатского корпуса не избирается, а назначается. Это позволяет монарху иметь своих сторонников в парламенте. Так, например, в Свазиленде король назначает половину сенаторов и 20 % состава нижней палаты; в Таиланде, Иордании Сенат назначается в полном составе. В Тонго из 29 мест в парламенте 11 закреплены за королем и членами его правительства, причем еще девять депутатов являются представителями знати и лишь оставшиеся девять представляют простых подданных.
Монарх в дуалистической монархии обладает также значительными полномочиями и в области формирования других органов. Для управления страной монарх формирует правительство. Министры находятся на службе у монарха. Дуалистической монархии не свойственна парламентская ответственность правительства, Политическую ответственность правительство несет только перед монархом. Разногласия с парламентом не обязывают правительство и отдельных министров уходить в отставку. Так, в Иордании парламент вправе выразить недоверие правительству, после чего министры обязаны уйти в отставку. Однако решение о недоверии правительству должно быть утверждено королем, в руках которого действительно находится судьба министров.
В рассматриваемой форме правления обычно не используется институт контрассигнатуры, хотя есть и исключения из этого правила. Причем данный институт не ограничивает главу государства в политических решениях, как это обычно происходит в парламентарных монархиях. В королевстве Иордания монарх неправомочен издавать указы без контрассигнатуры членов правительства, что не означает связывания правительства волей короля. Просто, подписывая акты короля, «кабинет берет на себя ответственность за возможные негативные последствия принятых решений» .
Внешнеполитическую деятельность контролирует монарх. Вместе с тем если международные договоры предполагают установление новых обязанностей, ограничение свобод подданных, влекут появление финансовых обязательств государства и дополнительных расходов, они, как правило, подлежат ратификации парламентом.
В то же время дуализм организации государственной власти в данной форме правления означает, что и парламент, в свою очередь, не является номинальным государственным органом. Ведь финансовые вопросы и права подданных имеют исключительное политическое значение. Власть становится реальной, если ей доступны материальные ресурсы и возможность расходовать, распределять их. Именно в этих вопросах – бюджете и налогах – монарх должен договариваться с парламентом.
В дуалистической монархии парламент вырабатывает дополнительные, иногда весьма эффективные способы участия в политике. Если у парламента нет права законодательной инициативы, то он может использовать скрытую инициативу. Депутаты вправе обратиться к монарху с посланием, в котором излагаются их позиции, просьбы о принятии целесообразных решений. Безусловно, монарх может проигнорировать парламентский адрес, но тогда парламентарии могут отказать в ратификации предложенных монархом актов.
Правительство зачатую вынуждено учитывать позиции депутатов и вступать в контакт с парламентом, его комитетами и фракциями. В результате депутаты получают фактическую возможность участвовать в разработке законопроектов, даже если формально их вносят в парламент монарх и правительство.
Будучи верховным главнокомандующим вооруженными силами, монарх самостоятельно определяет военную политику государства. Однако действия главы государства в данной области всегда требуют финансирования, которое осуществляется с участием парламента.
Таким образом, дуалистическая монархия представляет собой форму правления, в которой наряду с политически суверенным монархом действует парламент, обладающий немногочисленными, но существенными полномочиями. Поэтому данная форма правления по праву считается переходной от абсолютной к парламентарной. Это такое состояние государства, когда монарх уже не может единолично управлять государством, а парламент при этом не может отстранить его от власти.
Очевидно, дуалистическая монархия как форма правления неустойчива, так как каждая из сосуществующих властей стремится захватить всю полноту власти. Монархия вынашивает надежду вернуть утраченное, тем самым трансформировать форму правления в абсолютную , а парламент – превратить монарха в номинального главу государства, установив в стране парламентаризм.

2.2.3. Номинальные монархии

Парламентарная монархия . Традиции современного государствоведения позволяют (в зависимости от источника власти монарха) выделить две категории конституционной (парламентарной) монархии:
1) основанные на принципе народного суверенитета (Испания, Португалия, Бельгия, Норвегия, Швеция, страны Балканского полуострова – Греция, Румыния, Сербия, Болгария),
2) основанные на монархическом принципе (германские государства, Австрия, Дания).
Различия между ними заключаются в следующем.
В монархиях, основанных на монархическом принципе (германских монархиях), конституции были актом самоограничения абсолютизма, власти монарха. Они связывали власть монарха лишь постольку, поскольку такое ограничение устанавливалось текстом конституции. Парламенты имели только права, предоставленные им конституцией, следовательно, при разрешении вопросов об объеме полномочий монарха, конфликтов между монархом и парламентом конституционная практика и теория исходили из того, что презумпция всегда была направлена в пользу неограниченности власти монарха и против ограничивающих ее факторов. В этом принципе и заключается, по словам Г. Еллинека, «все юридическое ядро монархического начала» .
Поскольку конституция по целому ряду вопросов не требовала участия народного представительства, то для их решения полномочия власти осуществлялись монархом непосредственно или в опосредованном порядке, фактически в рамках дуалистической модели единоличного правления государя и парламента.
В монархиях, основанных на принципе народного суверенитета, вся полнота власти первоначально принадлежала народу. Например, по Конституции Бельгии 1831 г., «все власти исходят от народа. Король не имеет других полномочий кроме тех, которые формулирует Конституция, а также иные законы, изданные на ее основе» (ст. 25 и 78) . При этом в спорном вопросе презумпция всегда склонялась в пользу народного представительства и против короны, что соответствует конституционной (парламентарной) монархии современного типа.
Парламентарная монархия представляет собой форму правления, при которой власть монарха ограничена представительными органами. В этой форме правления уже нет дуализма между законодательной и исполнительной властью, поскольку правительство формируется не монархом, а парламентом из представителей политических партий, получивших большинство мест в парламенте, и ответственно оно за свою деятельность тоже перед парламентом.
Эта форма правления, является наиболее распространенной формой монархии на сегодняшний день и существует в высокоразвитых государствах, где переход от аграрного строя к индустриальному сопровождался преимущественно не коренной ломкой прежних институтов власти, а постепенным их преобразованием и приспособлением к новым условиям (Великобритания, Япония, Нидерланды, Швеция, Дания, Испания и др.) .
В данной форме правления есть разделение властей при признании принципа верховенства парламента над исполнительной властью.
Верховенство парламента выражается в том, что правительство, которое обычно назначается монархом, должно пользоваться доверием парламента (или его нижней палаты), следовательно, монарх вынужден назначать главой правительства лидера партии, имеющей в парламенте большинство мест, либо лидера коалиции партий, располагающей таким большинством.
Монарх в парламентарной монархии – номинальный глава государства , т. е. такое должностное лицо, у которого нет реальных властных полномочий какой-либо ветви государственной власти. Реальное положение монарха отражает классическая формула: «монарх царствует, но не правит». «От имени» или «по поручению» монарха фактические полномочия высших органов законодательной и исполнительной власти осуществляют парламент и образуемое им правительство. Конституция формально относит к компетенции номинального монарха широкий круг вопросов, но монарх не вправе решать их самостоятельно.
Как правило, монарх лишен возможности действовать самостоятельно, и все исходящие от него акты обычно подготавливаются правительством и контрассигнуются его главой или соответствующим министром, без чего эти акты не имеют юридической силы. Тем самым глава правительства или министр принимают на себя ответственность за данный акт монарха, ибо сам монарх не ответствен (в Великобритании, например, это выражается принципом: «король не может быть неправ»).
Правом вето в отношении законов, принятых парламентом, даже когда оно ему и принадлежит, монарх на практике либо не пользуется, либо осуществляет это право по указанию правительства (например, право абсолютного вето, которым обладает монарх Великобритании, не используется им с 1707 г.).
Главный отличительный признак парламентарной монархии – политическая ответственность правительства перед парламентом (либо нижней палатой при двухпалатной структуре) за свою деятельность. Если парламент выразит правительству недоверие или откажет в доверии, правительство должно уйти в отставку либо должно быть уволено в отставку монархом.
Однако это полномочие парламента уравновешивается правом правительства предложить монарху распустить парламент (нижнюю палату) и назначить новые выборы, с тем чтобы конфликт между законодательной и исполнительной властью разрешил народ: если он поддержит правительство, то в результате выборов в парламенте образуется большинство из его сторонников, если же избиратели с правительством не согласятся, то и состав парламента окажется соответствующим, а правительство будет сменено.
Такая система отношений между монархом, парламентом и правительством характерна для парламентарного режима, или парламентаризма.. Однако этот государственный режим действует только при условии, что в парламенте ни одна политическая партия не имеет абсолютного большинства и не может сформировать однопартийного правительства. Эта ситуация традиционна, например, в Дании, Нидерландах, а в 1993 г. сложилась и в Японии.
Чем шире партийная коалиция, сформировавшая правительство, тем менее устойчиво это правительство, ибо тем сложнее будет достигнуть согласия между партнерами по коалиции относительно различных политических вопросов. Стоит какой-либо партии отозвать своих представителей из правительства, как оно утрачивает необходимое большинство в парламенте и зачастую вынуждено уйти в отставку.
Напротив, в странах, где существует двухпартийная система (Великобритания, Канада, Австралия и др.) или многопартийная система с одной доминирующей партией (Япония в 1955–1993 гг.), правительства, в принципе, однопартийные и парламентарная модель отношений между парламентом и правительством практически превращается в свою противоположность.
Юридически парламент осуществляет контроль за деятельностью правительства, однако на деле правительство, которое состоит из лидеров партии, обладающей большинством в парламенте, через эту партийную фракцию полностью контролирует работу парламента. Такой государственный режим получил название системы кабинета, или министериализма.
Следовательно, при одной и той же форме правления – парламентарной монархии – возможны два государственных режима: парламентаризм и министериализм. Это зависит от существующей в стране партийной системы.
Различают «старые» и «новые» парламентарные монархии. В «старых» монархиях, например в Великобритании, Бельгии, Норвегии, монархи лишились реальной государственной власти очень давно, но там сохраняются так называемые спящие полномочия монарха. Это означает, что определенные полномочия монарха, которые в обычной жизни не востребованы, могут применяться в кризисной ситуации, так сказать «просыпаться». Классическим примером является право короля Великобритании назначать премьер-министра в ситуации, когда места в парламенте (палате Общин) после выборов разделились пополам и нет доминирующей партии. Можно подумать, что это – абстракция, а между тем применение «спящих» полномочий имеет место. Например, в 60-е годы XX в. в Великобритании было несколько случаев, когда симпатии избирателей делились пополам: число парламентариев от консервативной и лейбористской партий оказывалось равным. Королева Елизавета II тогда использовала свои «спящие» полномочия и назначила премьер-министром Гарольда Макмиллана. Правда, такое назначение король может делать только с ведома Королевского тайного совета, который фактически и определяет кандидатуру будущего премьера.
Таким образом, для парламентарной монархии характерны следующие черты.
1) монарх – номинальный глава государства; власть монарха ограничена во всех сферах государственной власти, отсутствует какой бы то ни было ее дуализм;
2) исполнительная власть осуществляется правительством, которое ответственно перед парламентом, а не монархом;
3) правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах; главой правительства становится лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест в парламенте;
4) законы принимает парламент, а подписание их монархом представляет формальный акт.
Иные разновидности номинальных монархий . Три рассмотренные выше разновидности монархической формы правления отражают только основную классификацию. Однако наряду с ними на сегодняшний день в мире существуют другие разновидности монархии, которые условно можно определить как нетипичные монархии современности .
Так, своеобразная форма монархии существует в ряде мусульманских стран . Она связана с концепцией халифата – справедливого государственного строя, который, по преданию, был основан пророком Мухаммедом. Особая роль в замещении поста монарха здесь принадлежит совету правящей семьи – неофициальному, но очень важному учреждению. Он определяет правопреемника монарха, которым не всегда является старший сын, а также может заставить монарха отречься от престола (как это было, например, в Саудовской Аравии). В управлении государством применяется концепция ашшура, т. е. консультации правителя с авторитетными людьми, ибо в мусульманской доктрине читается, что выборы – не очень надежный институт: выбранными могут быть не самые достойные.
Характерными чертами этой формы правления".
институт маджилиса – право доступа любого мусульманина со своими нуждами к правителю. Просьбы принимает особый чиновник, хотя нередко выслушивает посетителей сам правитель или члены его семьи;
неравноправие граждан при назначение на государственные должности. Некоторые важнейшие посты могут занимать только правоверные мусульмане. Женщины в ряде стран вообще ограничены в политических, а зачастую и личных правах);
закят – обязательный 2,5 %-ный налог с имущества богатых в пользу бедных.
Одной из основных целей этих монархий является укрепление единства уммы – мусульманской общины. Этому способствует и тот факт, что монарх, как правило, является высшим духовным лицом государства – имамом. Данная форма монархии в своей основе представляет теократическую монархию .
Особая разновидность монархии существует в странах Черной Африки и Океании, где сильны пережитки патриархального строя (Свазиленд, Тонга и др.). Организация власти там характеризуется наличием советов теменных вождей. Хотя по племенным традициям никто не может быть наследником престола по рождению, общегосударственный племенной совет в Свазиленде – ликоко – в составе 17 других вождей обычно выбирает нового монарха из числа многочисленных сыновей покойного (в последний раз – из числа более 100 сыновей от 80 жен) . В связи с пережитками матриархата особую роль в вопросах определения политики и деятельности ликоко играет королева-мать, используются многие ритуалы, символизирующие различные преображения короля (облачение короля в костюм чудовища, обнажение, сожжение костюма короля и др.). Парламенты, если они есть, представляют собой декоративные учреждения, которые нередко надолго распускаются.
Еще одна разновидность монархии существует в некоторых государствах – членах британского Содружества (многие его члены – республики). Мелкие островные государства, бывшие колонии (Антигуа и Барбуда, Барбадос, Ямайка и др.), имеют своим главой монарха Великобритании, которого представляет в этих странах генерал-губернатор. Последний на практике назначается не правительством Великобритании, а правительством данного государства, хотя это назначение и должно быть подтверждено британским монархом. По существу, это – своеобразная форма парламентарной монархии.
Выше уже упоминалось о выборной монархии в Малайзии, где пост главы государства выборный, но его фактически занимают по очереди в соответствии с особым списком султаны девяти штатов из тринадцати (в четырех штатах нет султанов, и их представители участия в коллегии выборщиков не принимают).
Отчасти похожий порядок существует в ОАЭ, но здесь во главе государства находится коллективный монарх - Совет правителей (эмиратов) семи членов федерации, которые выбирают своим председателем на пятилетний срок одного из них. В отличие от Малайзии, постоянно избирается правитель крупнейшего эмирата – Абу-Даби. По Конституции он наделен лишь представительскими полномочиями, но в реальной жизни его роль гораздо весомее, если учесть, что Абу-Даби – крупнейший эмират, он занимает 86 % территории федерации. Таким образом, ОАЭ – «коллективная монархия» с доминированием одного из эмиратов.

Контрольные вопросы

1. Понятие и признаки монархии.
2. Виды монархий. Реальные и номинальные монархии.
3. Развитие монархической формы правления с древности до современности.
4. Особенности организации государственной власти в абсолютной монархии.
5. Особенности организации государственной власти в дуалистической монархии.
6. Особенности организации государственной власти в парламентарной монархии.

Глава 3 Сущность и основные характеристики республиканской формы правления

3.1. Общие положения о республиканской форме правления

Как и монархия, республиканская форма правления имеет длительную историю. Она зародилась в Древнем мире и наивысшего расцвета достигла в Афинской республике. Ее высшим органом было Народное собрание, избираемое полноправными и свободными гражданами Афин. Народное собрание принимало законы, решало вопросы войны и мира, выступало судебной инстанцией. Наряду с Народным собранием в Афинах действовал выборный высший орган управления – Совет пятисот. В его ведение входило распоряжение финансами, контроль над деятельностью должностных лиц, проведение решений Народного собрания в жизнь.
Республиканская форма правления сохранялась и в эпоху Средневековья в городах, имевших право на самоуправление (Новгород, Псков, Генуя, Венеция и др.).
Во Франции республиканская форма правления окончательно установилась лишь с принятием Конституции 1875 г. после двукратной реставрации монархии.
Швейцария и государство Сан-Марино имеют эту форму правления изначально. При этом своеобразие организации государственной власти в Сан-Марино заключается в том, что законодательная власть принадлежит Генеральному Совету (Generale Consiglio Principe) из 60 пожизненных членов, из которых 20 принадлежит к дворянству, 20 – к гражданам города, 20 – к сельским землевладельцам. Освободившиеся места замещаются самим Советом посредством кооптации. Исполнительная власть принадлежит двум Capitani Reggenti, избираемым на шестимесячный срок Советом из своей среды, при этом один из них обязательно должен быть дворянином.
Большинство же современных европейских республик обрели данную форму правления после военных и революционных потрясений XX в., связанных прежде всего с двумя мировыми войнами. В Южной Америке успешная вооруженная национально-освободительная борьба бывших колоний против монархических метрополий тоже, как правило, порождала республиканскую форму правления. Аналогично в Африке и в Азии распад колониальной системы в середине XX в. привел, за единичными исключениями, к образованию республик.

Конституционная монархия. Её разновидности и признаки.

Конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Буржуазные революции в XVII - XVIII вв стремились создать более умеренные, по сравнению с абсолютистскими, формы правления, ограничивающие абсолютную власть монарха. Прийти к нахождению компромиссов между классом феодалов и стремительно растущей буржуазией. В поздний период средневековья наличие монархии сопровождалось созданием парламентов (представительных учреждений «третьего сословия»). Возникла некая двойственность государственной власти. Несмотря на то, что монарх юридически и фактически был независим от парламента в сфере исполнительной власти, зачастую он был вынужден считаться с деятельностью парламента. Конечно, монарх имел огромную власть над парламентом: он мог наложить вето на его законы, назначать депутатов в верхнюю палату, мог и вовсе распустить парламент. Однако представительное учреждение в монархии выступает законосовещательным органом, с которым монарх был вынужден считаться.

Конституционной монархии свойственно юридическое ограничение законодательной и исполнительной деятельности монарха.

Монарх назначал правительство, которое несло ответсвенность перед ним, но зачастую деятельность этого самого правительства подвергалась критике и обсуждению в парламенте. Отсюда, несмотря на то, что правитель назначал главу и министров в правительстве, ответственность правительство несло перед парламентом, а не перед монархом.

Все создающиеся монархом акты приобретают юридическу силу, лишь после того, как будут одобрены парламентом; и основаны они должны быть непременно на конституции.

В конституционной монархии, правитель играет больше символическую роль; является представителем нации, народа, государства. Здесь будет очень уместно сказать, что он царствует, но не правит.

В современной теории значительно снизилось критическое отношение к такой форме правления, как монархия. Основанием для этого послужил исторический опыт государств, потерпевших крах в использовании новых форм правления - военно-диктаторских, республиканских. Словом монархия вовсе не отжившая, не устаревшая форма правления. Её государствоведческий потенциал не исчерпан.

В зависимости от того, насколько ограничена власть монарха, различают: дуалистическую и парламентарную монархию.


Первоначально формой ограниченной монархии была дуалистическая, которая также исторически являлась переходной формой от абсолютной монархии. Она характеризуется тем, что «наряду с юридической и фактической независимостью монарха существуют представительные органы с законодательными и контрольными функциями» .



Признаки дуалистической монархии:

Ø По конституции верховная власть разделена между правительством, которое избирается народом (законодательная) и монархом (исполнительная)

Ø Король обладает правом наложения вето на решения парламента, создания законов-декретов, имеющих равную законам парламента юридическую силу

Ø Правитель имеет право на роспуск парламента

Ø Монарх назначает премьер-министров, правительства, руководителей местного управления и самоуправления, которые несут ответственность только перед ним

Некоторые учёные относят к дуалистическим сословно-представительные и феодальные государства, существовавшие в средние века в Западной Европе. В настоящее время классический дуалистических монархий не существует. Хотя нередко к ним относят Бутан, Иорданию, Монако, Люксембург и пр. В Российской Империи дуалистическая монархия просуществовала с 1905-1917 гг.

В Конституции Иордании 1953г. говорится, что верховная власть разделена между королём и парламентом. Властные полномочия преобладают у монарха. Король есть глава государства и не несёт ответственности за свои действия (ст. 30). Титул короля передаётся по наследству, согласно Конституции, по принципу майората (от отца к старшему сыну, по мужской линии) (ст. 28). Существуют некоторые требования, которыми должен обладать претендующий на престол: он должен быть законнорожденным и исповедовать ислам.

Законодательная власть, согласно конституции Иордании, принадлежит Национальной ассамблее, состоящей из Сената и Палаты депутатов.

Король является главой исполнительной власти. Он провозглашается представителем страны на международной арене: заключает мир, объявляет войну. Иными словами он является верховным главнокомандующим вооружёнными силами Иордании.

Судебная власть в Иордании, провозглашена независимой, но король вправе даровать прощение и ужесточать наказание. Ни одна смертная казнь не осуществляется без одобрения Короля. Монарх имеет право назначать на должности судей и снимать их с этих должностей.

На первый взгляд можно сказать, что Иорданское государство очень схоже с дуалистическим, но на самом деле оно не является таковым на все сто процентов. Т.к. правительство несёт ответственность не только перед своим Королём (ст. 49) , но и перед Палатой депутатов (ст. 51).

Дуалистическая монархия является переходной формой правления, эволюционирующая в сторону парламентской монархии или республики.

Абсолютная монархия - форма правления государством, при котором вся исполнительная, законодательная, судебная и военная власть сосредоточены в руках монарха. При этом возможно присутствие парламента, а также проведение выборов в парламент жителями страны, но он является лишь консультационным органом при монархе и не может никак идти против него.

В мире в строгом понимании существует только шесть стран с абсолютной монархией. Если рассматривать более раскрыто, то дуалистическую монархию также можно приравнять к абсолютной, а это еще шесть стран. Таким образом в мире существует двенадцать стран в которых власть так или иначе сосредоточена в одних руках.

Что удивительно, в Европе (так любящей защищать права человека и с раздражением относящаяся к любым диктаторам) расположено аж две такие страны! Но в тоже время нужно отличать абсолютную и конституционную монархию, так как в Европе очень много королевств и княжеств, но большинство их - это конституционная монархия, в которой глава государства - председатель парламента.

И так, вот эти двенадцать стран с абсолютной монархией:

1. . Маленькое государство на Ближнем Востоке на берегу Персидского залива. Дуалистическая монархия, король Хамад ибн Иса Аль Халифа с 2002 года.

2. (или коротко Бруней). Государство в Юго-Восточной Азии на острове Калимантан. Абсолютная монархия, султан Хассанал Болкиах (Hassanal Bolkiah) с 1967 года.

3. . Город-государство целиком расположенное в Риме. Теократическая монархия, страной управляет папа Римский Франциск (Franciscus) с 2013 года.

4. (полное название: Иорданское Хашимитское Королевство). Расположено на Ближнем Востоке. Дуалистическая монархия, страной управляет король Абдалла II ибн Хусейн аль-Хашими с 1999 года.

5. , государство на Ближнем Востоке, абсолютная монархия, страной управляет эмир Шейх Тамим бин Хамад бин Халифа Аль Тани с 2013 года.

6. . Государство на Ближнем Востоке. Дуалистическая монархия, страной управляет эмир Сабах аль-Ахмед аль-Джабер ас-Сабах с 2006 года.

7. (полное название: Великое Герцогство Люксембург). Государство расположенное в центре Европы. Люксембург - это дуалистическая монархия, страной управляет великий герцог Его Королевское Высочество Анри (Генрих) с 2000 года.

8. (полное название: Королевство Марокко) - государство, расположенное в северо-западной части Африки. Дуалистическая монархия, страной управляет король Мухаммед VI бен аль Хасан с 1999 года.

9. . Государство на Ближнем Востоке, на берегу Персидского залива. Абсолютная монархия, страной управляет президент Халифа ибн Зайд Аль Нахайян с 2004 года.

10. (полное название: Султанат Оман). Государство на Аравийском полуострове. Абсолютная монархия, страной управляет султан Кабус бен Саид Аль Саид с 1970 года.

11. . Государство на Ближнем Востоке. Абсолютная теократическая монархия, страной управляет король Салман ибн Абдул-Азиз ибн Абдуррахман аль Сауд с 2015 года.

12. . Государство расположено на юге Африки. Дуалистическая монархия, страной управляет король Мсвати III (Mswati III) с 1986 года.



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.