Отказ по банковской гарантии, дальнейшие действия. Что делать, если Вы не успеваете предоставить банковскую гарантию в срок? Не принимают банковскую гарантию по 44 фз

Очень часто компании задаются вопросом: кто отвечает за соответствие гарантии положениям Закона о контрактной системе – банк или участник закупки? Судьи дали ответ по итогам длительного разбирательства.

Заказчик не принял банковскую гарантию

Компания выиграла электронный аукцион и обратилась в банк за гарантией. Кредитная организация ее выдала и списала со счета клиента сумму комиссионного вознаграждения.

Однако заказчик отказался принять обеспечение и посчитал, что победитель торгов уклоняется от сделки. Учреждение пояснило, что в гарантии отсутствует отлагательное условие, о котором сказано в пункте 6 части 2 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе).

Кроме того, документ не предусматривал право заказчика на бесспорное списание денежных средств за счет гаранта (ч. 3 ст. 45 Закона о контрактной системе).

Компания, в свою очередь, вернула гарантию банку, оформив акт приемки-передачи. А вот получить назад выплаченное комиссионное вознаграждение ей не удалось. Пришлось обратиться в суд.

Суд первой инстанции поддержал банк

Отклоняя иск, судьи сослались на Гражданского кодекса РФ. Они пояснили, что при формировании гарантии банк исходит из потребностей участника закупки и норм законодательства.

В данном случае стороны подписали дополнительное соглашение, в котором были изложены условия банковской гарантии. Возврат комиссионного вознаграждения не был предусмотрен ни положениями законодательства, ни согласованными условиями.

Компания выиграла апелляцию

Однако победитель аукциона не сдался и подал апелляцию. На этот раз решение было принято в его пользу.

1. Заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям , установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.2 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. При установлении требований к банкам Правительство Российской Федерации устанавливает требования к размеру собственных средств (капитала) банка и уровню кредитного рейтинга, присвоенного российской кредитной организации одним или несколькими кредитными рейтинговыми агентствами, сведения о которых внесены Центральным банком Российской Федерации в реестр кредитных рейтинговых агентств, по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации в соответствии с методологией, соответствие которой требованиям статьи 12 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 222-ФЗ "О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 76.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" подтверждено Центральным банком Российской Федерации.

1.2. Перечень банков, соответствующих установленным требованиям, ведется федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок на основании сведений, полученных от Центрального банка Российской Федерации, и подлежит размещению на официальном сайте федерального органа исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о соответствии банка, не включенного в перечень, установленным требованиям либо о несоответствии банка, включенного в перечень, установленным требованиям, такие сведения направляются Центральным банком Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в течение пяти дней со дня выявления указанных обстоятельств для внесения соответствующих изменений в перечень.

2. Банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:

1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 15 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;

3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;

(см. текст в предыдущей редакции)

6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;

7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.

3. В случае, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.

КонсультантПлюс: примечание.

Ч. 3.1 ст. 45 (в ред. ФЗ от 27.12.2018 N 502-ФЗ) применяется к закупкам, извещения о которых размещены, приглашения направлены после 01.07.2019, а по соглашению сторон - к отношениям по контрактам, извещения о закупках по которым размещены, приглашения направлены до 01.07.2019.

3.1. Уменьшение в соответствии с частями 7 и 7.1 статьи 96 настоящего Федерального закона размера обеспечения исполнения контракта, предоставленного в виде банковской гарантии, осуществляется заказчиком путем отказа от части своих прав по этой гарантии. При этом датой такого отказа признается дата включения предусмотренной частью 7.2 статьи 96 настоящего Федерального закона информации в соответствующий реестр контрактов, предусмотренный статьей 103 настоящего Федерального закона.

4. Запрещается включение в условия банковской гарантии требования о представлении заказчиком гаранту судебных актов, подтверждающих неисполнение принципалом обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией.

5. Заказчик рассматривает поступившую банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:

1) отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах банковских гарантий;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

7. В случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Банковская гарантия, используемая для целей настоящего Федерального закона, информация о ней и документы, предусмотренные частью 9 настоящей статьи, должны быть включены в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе, за исключением банковских гарантий, указанных в части 8.1 настоящей статьи. Такие информация и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка. В течение одного рабочего дня после включения таких информации и документов в реестр банковских гарантий банк направляет принципалу выписку из реестра банковских гарантий.

(см. текст в предыдущей редакции)

8.1. Предусмотренная частью 9 настоящей статьи информация о банковских гарантиях не размещается на официальном сайте , а при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, включается в закрытый реестр банковских гарантий, который не размещается в единой информационной системе и на официальном сайте.

(см. текст в предыдущей редакции)

8.2. Дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей настоящего Федерального закона, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра банковских гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.

9. В реестр банковских гарантий и закрытый реестр банковских гарантий включаются следующие информация и документы:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) наименование, место нахождения банка, являющегося гарантом, идентификационный номер налогоплательщика или в соответствии с законодательством иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика;

Банковская гарантия является надежным и выгодным обеспечением исполнения контракта. Однако иногда условия контракта таковы, что предоставить обеспечение нужно в минимальные сроки и получить гарантию в них не предоставляется возможным, так как разные финансовые структуры рассматривают заявки на получение нужного документа в разные сроки. Если же обеспечение не будет подано вовремя, то подрядчик рискует не только потерять контракт, но и попасть в Реестр недобросовестных поставщиков. Так что же можно сделать по закону в такой ситуации?

Вариант 1. Тянуть время.

Закон о контрактной системе предполагает не так много легальных вариантов того, как подрядчик может увеличить время предоставления обеспечения. Собственно, существует только один универсальный вариант, в котором поставщика нельзя будет упрекнуть в несоответствии требованиям законодательства. При этом варианте подрядчику нужно внимательно изучить извещение о проведении закупки, всю проектную документацию контракта и остальные официальные сведения. В них часто содержатся неточные реквизиты или другие мелкие несоответствия оформлению документов. Если удастся найти подобные ошибки, то подрядчик сможет выставить заказчику протокол разногласий на согласование. В таком случае у него будет несколько дней (не больше трех), чтобы успеть получить банковскую гарантию.

Минусы. Во-первых, трех дней может оказаться недостаточно для завершения оформления нужного документа, если обратиться за ним напрямую в банк. Во-вторых, нужно обладать высоким профессионализмом и опытом, чтобы найти ошибки в документации, а также грамотно составить протокол разногласий.

Вариант 2. Смена способа обеспечения.

Подрядчик может заложить финансовые средства в качестве обеспечения, изъяв их из оборота компании, а затем, когда будет получена банковская гарантия, заменить способ обеспечения и предоставить полученный с опозданием документ. Закон позволяет беспрепятственно делать это без каких-либо штрафов или удержаний. Если же время получения гарантии будет значительно, то закон 44-ФЗ даже позволит пересмотреть размеры суммы обеспечения, так как часть обязательств по контракту уже может быть исполнена.

Минусы. Во-первых, у компании может не оказаться достаточно средств для залога, особенно если сумма контракта велика. Во-вторых, если получение гарантии затянется, то все это время финансовые средства будут заморожены и не смогут работать на благо подрядчика.

Вариант 3. Работа с брокером.

Компания «РосТендер» предлагает свою помощь в получении банковской гарантии в минимальные сроки. При работе с таким надежным брокером срок получения документа сокращается до нескольких дней, а если работа происходит на постоянной основе, то во второй и последующие обращения гарантия может быть предоставлена всего в течение суток!

Таким образом, Вы даже можете комбинировать первый или второй вариант с третьим, чтобы выиграть немного времени, в которое «РосТендер» сделает за Вас всю остальную работу.

Лучшим же вариантом будет не испытывать судьбу и сразу обратиться к нашим специалистам, чтобы гарантированно получить выгодное обеспечение исполнения контракта в срок! !

Как доказать неправомерность действий заказчика, если он отклонил банковскую гарантию

Ответ

Требования заказчика к банковской гарантии

При подготовке аукционной документации заказчик имеет право устанавливать свои требования к банковской гарантии или этого не делать. Если бенефициар не поставил каких-либо дополнительных условий к форме документа, то вы можете по образцу банка. Если же заказчик установил дополнительные требования к форме гарантии, то их необходимо выполнять. Здесь правда, в случае выявленных нарушений вы всегда можете обратиться с жалобой в Федеральную Антимонопольную Службу.

Заказчик отклонил банковскую гарантию: что делать?

Нередко бенефициары не принимают гарантию из-за того, что сами банковские учреждения могут вписывать свои условия выплаты денежных средств при наступлении страхового случая. В настоящее время, согласно Постановлению Правительства №1005 установлен список документации, которую обязан предоставить заказчик в финансовое учреждение для выплаты денежных средств при некачественном выполнении контракта, это:

  • Платёжное поручение или иной документ, который доказывает, что бенефициар заплатил принципалу аванс.
  • Документы, которые подтверждают факты нарушения выполнения условий сделки.
  • Документ, который подтверждает полномочия единоличного исполнительного органа.

Финансовые учреждения дополнительно к этим могут потребовать приложить и иные документы. Если заказчик при этом решает отклонить такую гарантию, то здесь чаще всего закон выступает на стороне банковских учреждений, поскольку в Постановлении Правительства и ФЗ-44 нет никаких указаний о том, что данный список не может дополняться. Таким образом, если заказчик отклонит при подобной ситуации вашу гарантию, то вы смело можете обращаться в ФАС. Здесь, правда могут быть и исключения в виде обычных злоупотреблений финансовых учреждений, которые пытаются себе выбить максимальные преференции. Поэтому, не исключено, что доказывать свою правоту, возможно, придётся и в судебных инстанциях. В любом случае заказчик не имеет право отказывать вам в принятии гарантии без полной правовой оценки данного факта. Если вы, как исполнитель сделали гарантийный документ без каких-либо нарушений, то закон будет всегда на вашей стороне.
Дополнительные вопросы Вы можете задать через форму обратной связи



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.