Описание комнаты где жила соня. Комната сони из преступления и наказания. Семья Сони Мармеладовой

Это дом, в котором по одной из версий жила героиня романа Фёдора Михайловича Достоевского Сонечка Мармеладова. Дом угловой, находится в конце Малой Мещанской улицы, где жил сам Достоевский во время написания романа «Преступление и наказание» и выходит на "канаву". Дом имеет характерный "безобразный" тупой угол — один из отличительных признаков дома Сони Мармеладовой.

Дом № 73 по набережной канала Грибоедова (тогда — Екатерининский канал) и № 13 по Казначейской улице (тогда — Малая Мещанская).

Не в пользу этой версии говорит тот факт, что дом, как видно по этой фотографии начала XX века, был двухэтажным, а Соня, как известно, жила в третьем этаже. Ещё два этажа были надстроены уже в советское время. Впрочем, эта версия дома Сони была предложена Николаем Павловичем Анциферовым в 1920-х гг., когда дом ещё был двухэтажным.

Здание Губернского Казначейства и Казённой палаты. Фотография Карла Буллы

Малая Мещанская (Казначейская) улица

В этом доме с 1849 по 1918 гг. размещалось здание Губернского Казначейства. И улица, судя по всему, была переименована в 1882 году из Малой Мещанской в Казначейскую именно по этой причине.

Вид с Кокушкина мосту в сторону Вознесенского моста

Край дома Сони Мармеладовой виден с Кокушкина моста.

Отрывок из «Преступления и никазания»:

«А Раскольников пошел прямо к дому на канаве, где жила Соня. Дом был трехэтажный, старый и зеленого цвета. Он доискался дворника и получил от него неопределенные указания, где живет Капернаумов портной. Отыскав в углу на дворе вход на узкую и темную лестницу, он поднялся наконец во второй этаж и вышел на галерею, обходившую его со стороны двора.
<...>
Это была большая комната, но чрезвычайно низкая, единственная отдававшаяся от Капернаумовых, запертая дверь к которым находилась в стене слева. На противоположной стороне, в стене справа, была еще другая дверь, всегда запертая наглухо. Там уже была другая, соседняя квартира, под другим нумером. Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели. В углу, направо, находилась кровать; подле нее, ближе к двери, стул. По той же стене, где была кровать, у самых дверей в чужую квартиру, стоял простой тесовый стол, покрытый синенькой скатертью; около стола два плетеных стула. Затем, у противоположной стены, поблизости от острого угла, стоял небольшой, простого дерева комод, как бы затерявшийся в пустоте. Вот всё, что было в комнате. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок.»


Екатерининский канал, 73



Вид от дома Сони Мармеладовой в сторону Кокушкина моста

Вид от дома в сторону Вознесенского моста

http://family-history.ru/material/biography/mesto/dostoyevsky/kanal73

Портреты героев, пейзажи, интерьеры — все эти элементы композиции в романах Достоевского полностью соответствуют общей атмосфере произведения, создают единую тональность его. Так, мрачной, давящей, угнетающей атмосфере, жизненным положениям персонажей в романе «Преступление и наказание» соответствуют мрачные, уродливые интерьеры. В этом плане можно говорить об определенной условности, «заданности» (здесь мы ни в коей мере не хотим приуменьшить реалистическую конкретность описаний) интерьеров в романе Достоевского. Подобную условность, «заданность» в описаниях обстановки мы находим в поэме Гоголя «Мертвые души». Обстановка жилища у Гоголя полностью соответствует характеру героя, как бы «продолжает» его. У Достоевского в описании обстановки прослеживается соответствие не характеру, а жизненному положению, обстоятельствам, состоянию.

Кроме того, как отмечает Н. М. Чирков, интерьер у Достоевского не сливается с образом героя: обстановка часто у него контрастна по отношению к человеку. Так, Раскольникова, который «замечательно хорош собою», «с прекрасными темными глазами», «тонок и строен», писатель помещает в ужасную, нищенскую каморку. Каморка его похожа более на шкаф, нежели на комнату. Это крошечная клетушка, «шагов в шесть длиной», «с желтенькими, пыльными, отставшими от стены обоями». Мебель в ней старая и уродливая — три старых, не совсем исправных стула, крашеный стол в углу, неуклюжая ободранная софа, маленький столик.

В описании комнаты Раскольникова явственно чувствуется мотив запустения, безжизненности, мертвенности. Потолки в этой каморке до того низки, что высокому человеку становится в ней жутко. Большой стол с книгами и тетрадями покрыт толстым слоем пыли. Пульхерии Александровне комната сына кажется похожей на гроб.

И действительно, жизнь как будто остановилась в этой «желтой каморке». Раскольников задавлен нищетой, мысль о собственном безвыходном положении угнетает его, и он избегает людей, перестав заниматься своими насущными делами. Оставив учебу в университете, Раскольников бездействует, он целыми днями лежит неподвижно, уединившись в своей каморке. Так, уже в описаниях обстановки прослеживается мотив смерти, который затем многократно реализуется в сюжете.

Описания обстановки у Достоевского отмечены тонким налетом психологизма. Так, в комнате старухи-процентщицы «было очень чисто», «и мебель, и полы были оттерты под лоск». «Ни пылинки нельзя было найти во всей квартире». Раскольников замечает, что такая чистота бывает «только у злых и старых вдовиц».

Обстановка практически всех жилищ в «Преступлении и наказании» говорит не только о крайней бедности, нищете их обитателей, но и об их жизненной неустроенности, бесприютности. Дом не является для героев крепостью, не укрывает их от жизненных невзгод. Маленькие, уродливые комнатушки неуютны и неприветливы к своим обитателям, они как будто стремятся изгнать героев на улицу.

Пульхерия Александровна облегченно вздыхает, выйдя из каморки Родиона. Очень уродлива, мрачна и комната Сони, похожая на сарай. В ней почти нет мебели, «желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам», всюду — видимая нищета, В этом описании Н. М. Чирков отмечает резкий контраст: комната Сони огромна — сама же она маленькая и худенькая (Раскольников отмечает это, будучи в комнате Сони). Этот контраст портрета и интерьера, по замечанию исследователя, символизирует несоответствие че-го-то огромно-нелепого и детски-слабого, беспомощного в поведении и в образе героини.

Комната эта имеет вид неправильного четырехугольника, что само по себе символично. Цифра «четыре» в цифровой символике имеет значение основательности, прочности, незыблемости. Комната Сони в виде неправильно четырехугольника как будто разрушает основу основ, что-то вечное и незыблемое, как сама жизнь. Вековые устои жизни здесь как будто подорваны. И жизнь Сони, действительно, фактически разрушена. Спасая семью от гибели, каждый вечер она выходит на улицу. На то, насколько тяжело для нее это занятие, Достоевский намекает уже в пьяной исповеди Мармеладова. Описывая Раскольникову историю своего семейства, он замечает, что, когда Соня первый раз принесла домой тридцать целковых, то «ни словечка при этом не вымолвила, а, укрывшись платком, молча легла на диван и долго плакала». Мир Петербурга — жестокий, бездушный мир, в котором нет места доброте и милосердию, составляющих, по Достоевскому, основу жизни, ее незыблемость.

Картину ужасающей нищеты являет собой и жилище Мармеладова. В комнате его везде разбросано детское тряпье, через задний угол протянута дырявая простыня, из мебели — лишь ободранный диван, два стула и старый кухонный стол, некрашеный и ничем не накрытый. Характерно, что комнату Мармеладова освещает маленький огарок свечи. Деталь эта символизирует собой постепенное угасание жизни в этой семье. И действительно, сначала умирает Мармеладов, раздавленный богатым экипажем, потом — Катерина Ивановна. Соня уезжает с Раскольниковым, поместив детей в сиротские заведения.

Из комнат персонажей мы попадаем на темные, грязные, узкие лестницы. Как писал М. М. Бахтин, вся жизнь героев фактически проходит на лестнице, на виду у окружающих.

На пороге, у дверей, происходит разговор Раскольникова с Соней, который подслушивает Свидригайлов. Соседи Мармеладова, собравшись на лестнице, с любопытством наблюдают за его предсмертной исповедью. Приезд доктора и священника, муки умирающего Мармеладова, отчаяние Катерины Ивановны — для окружающих все это не более чем интересный спектакль. На лестнице же, по дороге от Мармеладовых, Родион встречает священника.

Последняя сцена эта глубоко символична. Раскольников привозит домой умирающего Мармеладова и помогает его несчастному семейству, оставив Катерине Ивановне деньги на похороны мужа. В первый раз после убийства Раскольникова заполняет «новое, необъятное ощущение вдруг прихлынувшей полной и могучей жизни». В этот момент, спускаясь по лестнице, он встречается со священником. Священник в этой сцене — символ добра, милосердия, того лучшего, что живет в душе героя. На лестнице Раскольникова догоняет Поленька, младшая сестра Сони, чистое, невинное дитя. В порыве благодарности и детского восторга, Поленька горячо обнимает Родиона. Этой сценой Достоевский как будто открывает для своего героя возможность раскаяния, обретения единства с людьми.

Символична в романе и обстановка гостиницы Свидригайлова, где он проводит последнюю ночь перед самоубийством. Номер его представляет собой очень маленькую «клетушку», «даже почти не под рост» герою, стены имеют вид «как бы сколоченных из досок с обшарканными обоями». Маленькая комната, сколоченные из досок стены — все это напоминает нам гроб. Таким образом, в данном случае интерьер у Достоевского предваряет будущие события — смерть Свидригайлова.

Стоит отметить, что во всех описаниях обстановки в романе преобладает желтый тон. Желтенькие пыльные обои в каморке Раскольникова, в комнате Сони, в квартире Алены Ивановны, в гостинице, где остановился Свидригайлов. Кроме того, в доме старухи-процентщицы мебель из желтого дерева, картинки в желтых рамках.

Сам по себе желтый цвет — цвет солнца, жизни, общения и открытости. Однако у Достоевского символическое значение цвета перевернуто: в романе он подчеркивает не полноту жизни, а безжизненность. Характерно, что в описаниях обстановки мы нигде не встречаем яркого, чистого желтого цвета. В интерьерах у Достоевского всегда присутствует грязно-желтый, уныло-желтый. Тем самым жизненный тонус персонажей в романе как бы автоматически снижается.

Таким образом, описания обстановки в романе — это не только фон, на котором происходит действие, не только элемент композиции. Это и символ жизненной, человеческой бесприютности героев. Это и символ Петербурга, города «неправильных четырехугольников». Кроме того, детали интерьера нередко предваряют будущие события в романе.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Соня мармеладова Соня Мармеладова, без сомнения, это один из самых известных и любимых всеми образов, созданных Достоевским в его романах и повестях.

3 слайд

Описание слайда:

Характер Сони Мармеладовой Характер и личность Сони Мармеладовой автор не часто описывает в романе и не использует большое количество эпитетов. Таким способом Достоевский хотел сделать персонаж Сони легким и ненавязчивым, почти незаметным. Это была его задумка.

4 слайд

Описание слайда:

Ниже представлены несколько цитат о Соне Мармеладовой и ее личности. Соня Мармеладова: добрая и милосердная "...да вы еще не знаете, не знаете, какое это сердце, какая это девушка! ... ...Да она свое последнее платье скинет, продаст, босая пойдет, а вам отдаст, коль вам надо будет, вот она какая! Она и желтый‑то билет получила, потому что мои же дети с голоду пропадали, себя за нас продала!.." (Катерина Ивановна, мачеха Сони) Кроткая и робкая "Соня, робкая от природы..." (автор)« ...обидеть ее всякий мог почти безнаказанно..." (автор) Терпеливая и безропотная "...Она, конечно, с терпением и почти безропотно могла все перенести..." (автор)

5 слайд

Описание слайда:

Внешность Сони Мармеладовой Внешность Сони Мармеладовой была своеобразным "зеркалом" ее душевных качеств. Достоевский "наделил" Соню голубыми глазами, светлыми волосами и детским выражением лица. Эта внешность у многих людей ассоциируется с ангельской чистотой и невинностью. Соне Мармеладовой было около 18 лет, но выглядела она гораздо моложе из-за детского выражения лица.

6 слайд

Описание слайда:

Вот некоторые цитаты о внешности Сони: "лет восемнадцати" "малого роста" "белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое" "довольно хорошенькая блондинка" "с замечательными голубыми глазами" - "она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком"

7 слайд

Описание слайда:

Комната сони мармеладовой "...Она прошла в третий этаж, повернула в галерею и позвонила в девятый нумер, на дверях которого было написано мелом: „Капернаумов портной“... "...к дому на канаве, где жила Соня. Дом был трехэтажный, старый и зеленого цвета..." "...в углу на дворе вход на узкую и темную лестницу..." "...Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма не правильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели. В углу, направо, находилась кровать; подле нее, ближе к двери, стул. По той же стене, где была кровать, у самых дверей в чужую квартиру, стоял простой тесовый стол, покрытый синенькою скатертью; около стола два плетеных стула... ...небольшой, простого дерева комод, как бы затерявшийся в пустоте. Вот все, что было в комнате. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок."

На вопрос Описание комнаты Сони Мармеладовой. Дайте описание комнаты Сони, сроно:)) Из Романа "Преступление и наказание" заданный автором Константин Арсентьев лучший ответ это Достоевский подробно описывает комнату героини, подчеркивая
крайнюю нищету обстановки. Мебели в помещении очень мало,





"Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели. В углу, направо, находилась кровать; подле нее, ближе к двери, стул. По той же стене, где была кровать, у самых дверей в чужую квартиру, стоял простой тесовый стол, покрытый синенькою скатертью; около стола два плетеных стула. Затем, у противоположной стены, поблизости от острого угла, стоял небольшой, простого дерева комод, как бы затерявшийся в пустоте. Вот все, что было в комнате. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок".

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Описание комнаты Сони Мармеладовой. Дайте описание комнаты Сони, сроно:)) Из Романа "Преступление и наказание"

Ответ от Василиса Прокопченкова [активный]
нет наверно, сама ищу


Ответ от Айдар Мухамадеев [новичек]
Комната Сони Мармеладовой в романе "Преступление и наказание
В начале романа Соня Мармеладова уже живет отдельно от остальной семьи. Она снимает комнату в "доме на канаве" в квартире портного Капернаумова (квартира № 9). Комната расположена на третьем этаже. Сонина комната было очень мало Мебели
на стенах - «желтоватые, обшмыганные и истасканные обои» . Комната
неправильной формы, отчего один угол получился «ужасно
острым» , другой - «безобразно тупой» . Как и в каморке Раскольникова,
потолок чрезвычайно низкий. Все в этой жалкой обстановке давит
на человека, наводит на мысли о преступлении или самоубийстве.
"Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели. В углу, направо, находилась кровать; подле нее, ближе к двери, стул. По той же стене, где была кровать, у самых дверей в чужую квартиру, стоял простой тесовый стол, покрытый синенькою скатертью; около стола два плетеных стула. Затем, у противоположной стены, поблизости от острого угла, стоял небольшой, простого дерева комод, как бы затерявшийся в пустоте. Вот все, что было в комнате. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок".

Работу выполнили: Печенкин Георгий,
Мугинова Регина, Ширяев Егор,
Богатенкова Елизавета, Угарин Артем,
Цыганкова Анастасия, Бобожонов Саша.

В романе «Преступление и наказание» важную
роль играет описание интерьеров.
С помощью описания интерьеров автор передает
атмосферу произведения и помогает еще лучше
понять характер героя. То, что окружает человека
влияет не только на его взгляды и мировоззрение, но
и на его душевное состояние.

Описание каморки Раскольникова

Жилище Раскольникова играет
важнейшую роль в формировании его
душевного состояния. Каморка,
морская каюта, шкаф, сундук, гроб и
т.д. - все эти эпитеты относятся к
крошечному жилищу Раскольникова.
...там-то, в углу, в этом-то ужасном
шкафу и созревало все это вот уже
более месяца…
...дурная квартира...точно гроб...я
уверена, что ты наполовину от
квартиры стал такой меланхолик…
...ему стало душно и тесно в этой
желтой каморке, похожей на шкаф
или на сундук. Взор и мысль просили
простору...

Крошечная комната, в
которой жил студент
Раскольников, не могла
не повлиять на его
психологическое
состояние. Жизнь в
крошечной комнате,
безусловно, "сужала" его
сознание. Очевидно, что
жизнь в комнате-шкафе
не могла дать
Раскольникову простора
для мыслей и идей. Как
правильно подметила
мать Раскольникова,
такая комната только
может усилить
меланхолию.

Описание кабака

Раскольников забрел в распивочную, бродя
"как пьяный" по тротуарам от "чувства
бесконечного отвращения" сразу после
посещения Алены Ивановны. Но в этом месте
Родион, конечно, не смог развеять свои мысли.
Кабак с первых минут вызывает отвращение «из
дверей выходили двое пьяных и, друг друга
поддерживая и ругая, взбирались на улицу».
Распивочная находилась в подвальном этаже,
из-за этого там "было душно, и все до того было
пропитано винным запахом, что от одного этого
воздуха можно было в пять минут опьянеть".
Раскольников уселся "в темный и грязный угол за
липкий столик". Интерьер заведения
напоминает внешний вид хозяина, который был
"в страшно засаленном атласном жилете" с
лицом "будто смазанным маслом". Из-за давно
протухших закусок, которые предлагались
гостям "крошеные огурцы, черные сухари и
резанная кусочками рыба" в заведении очень
дурно пахнет.

«Проходной угол» Мармеладовых

Жилище семьи Мармеладовых типичное жилище бедных людей,
которые едва сводят концы с концами.
"...а живем мы в холодном угле, и она в
эту зиму простудилась и кашлять пошла,
уже кровью..."
Характерно, что комнату Мармеладова
освещает маленький огарок свечи.
Деталь эта символизирует собой
постепенное угасание жизни в этой
семье.
"...Огарок освещал беднейшую комнату
шагов в десять длиной; всю ее было
видно из сеней.
Посещение уголка Мармеладовых
оставляет неприятный осадок,
ощущение тоски и грусти, особенно на
фоне происходящих в ней событий.
После того, как Раскольников все это
увидел, он даже решил невольно
оставить несколько монет семье.

Описание комнаты Сони

Достоевский описывает комнату Сони для того, чтобы мы еще
лучше понимали, как трагична ее жизнь. Описание помогает понять
ее образ, почему именно она оказалась близка Раскольникову.
Читая описание комнаты Сони, возникает ощущение пустоты и
одиночества. «Во всей этой большой комнате почти совсем не было
мебели». Саму комнату Достоевский называет «уродливой».
Комната-«сарай» никак не подходит для жизни человека.
Почерневшие обои, полумрак, три окна, выходящие на канаву,
угнетают сознание Сони и убивают в ней надежду. И мы еще
больше понимаем, насколько Соня бедна и несчастна.
Становится очевидным, что они оба и Раскольников, и Соня
несчастны в своих обстоятельствах и это их объединяет. «Огарок уже
давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой
нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за
чтением вечной книги».

Описание трактира

В сцене Раскольников гуляет по Санкт Петербургу и ищет встречи с
Свидригайловым. Поворачивая на проспект, по которому еще не ходил, он
натыкается на трактир, в котором совершенно случайно видит
Свидригайлова.
Достоевский в этой главе уделяет внимание описанию интерьера
трактира. То, что в трактире отворены все окна, показывает, что в нем душно
из-за большого количества людей. И, действительно, Раскольников видит
много фигур в окне. Шум из трактира слышен даже на улице, и, чтобы мы
лучше поняли всю обстановку, автор использует слова: «набит битком»,
«звенели», «гремел». Внутри же самого трактира не протолкнуться. Из-за
большого количества гостей, трактир был грязным, как говорит автор,
«трактир был даже не средней руки».
Обстановка трактира нисколько не смущала Свидригайлова, наоборот,
он находился здесь каждый день.
Раскольникову же было крайне неуютно
в этом помещении. Неприятный разговор
с Свидригайловым еще больше давил
на него. Раскольникову хотелось покинуть
это ужасное место.

У Достоевского интерьер играет важную роль в
характеристике героев. Хотя он не дает полного
описания, а лишь дополняет его. Иногда именно
интерьер помогает полностью понять героя, его
внутренний мир.

2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.