Можно ли мусульманке заходить на кладбище. Правила посещения могил в исламе

Мусульманские кладбища – это специальная территория (участок земли) для захоронения умерших, придерживавшихся в жизни исламской религии; при этом не имеет значения их расовая или национальная принадлежность.

Особенностью мусульманских кладбищ является то, что они, как правило, находятся за чертой населённого пункта и окружены забором, служащим ограждением от животных.

Согласно Шариату, разрешается установка на могилах надмогильных плит для того, чтобы люди знали, что это могила, и не ходили по ней, а также для того, чтобы можно было узнать могилу близкого человека. Указанием на это служит следующий хадис, в котором сообщается, что когда похоронили Усмана ибн Мазуна, (мир ему и благословение) повелел одному человеку принести камень, но тот не смог. Тогда Посланник (мир ему и благословение) пошёл и сам принёс этот камень и, положив его у изголовья, сказал: «Благодаря этому я узнаю могилу своего брата и буду хоронить здесь тех, кто умрёт из числа членов моей семьи ».

Следует помнить об умерших родственниках, посещать их могилы, просить прощения за их грехи. Следует также по возможности ухаживать за могилами всех других мусульман, приучать к этому своих детей и родственников.

Хоронить мусульманина на немусульманском кладбище, а немусульманина – на мусульманском строго запрещено.

Требования в отношении мусульманского кладбища :

1. На мусульманском кладбище не могут быть захоронены представители других религий .

2. Выделение на мусульманском кладбище отдельного участка для захоронения членов одной семьи допускается , если это не ведёт к затруднениям при захоронении других людей.

3. Между могилами на кладбище необходимо предусмотреть проходы , чтобы люди, посещающие кладбище, могли легко подходить к могилам, не переступая и не наступая на соседние могилы мусульман. Не следует также сидеть на могилах верующих.

4. Могила сооружается таким образом, чтобы было возможным положить в неё умершего лицом в сторону Каабы .

Обычно, придя на кладбище, приветствуют мусульман, похороненных на нём, следующими словами:

«Приветствие вам, о обитатели могил! Да простит Аллах вам и нам грехи! Вы ушли раньше нас, а мы следуем за вами ».

В хадисе, переданном Ибн Аббасом, сказано:

«Если мусульманин, проходящий мимо могилы своего брата (мусульманина), которого знал при жизни, передаёт ему салям, то умерший узнаёт его и отвечает на это приветствие ». Этот хадис передал Ибн Абд аль-Барр.

Мусульманам, проходящим по кладбищу, желательно читать суры из , ибо умершему приносят пользу многие добрые деяния мусульман, если их совершают с намерением передать вознаграждение за них умершему. К таким благодеяниям относятся милостыня (садака), намаз и др. Обо всём этом более подробно мы расскажем ниже.

(мир ему и благословение) советовал нам посещать кладбища, т. к. это напоминает о смерти и Конце Света. При посещении могил нельзя совершать такие греховные деяния, как потреблять спиртное, ставить свечи и т. п.

О сидении на могиле, наступании на неё ногой и т. п.

Сидеть на могиле мусульманина и наступать на неё Шариат запрещает. В соответствии с этим же нежелательно и ложиться на неё.

В достоверном хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) сказано: «Вам лучше сидеть на раскалённых углях, которые сожгут вам одежду и дойдут до вашей плоти, чем сидеть на могиле ».

Однако при возникновении необходимости, например, если невозможно дойти до могилы родственника или другого, которого вы хотите посетить, кроме как путём перехода через другие могилы, тогда это не возбраняется.

Не возбраняется и ходить между могилами в обуви. Если на обуви имеются нечистоты, то нежелательно в них переходить через могилы.

Испускать мочу возле могилы возбраняемо, а делать это на могилу – запрещено. Также греховно (харам) справлять малую нужду на землю, которая смешалась с частями тела покойного.

Некогда жил человек, который хоронил покойных. И однажды ночью он уснул на кладбище. Ночью же, проснувшись, обнаружил, что одного молодого человека мучают в могиле. И этот парень, обращаясь к нему, сказал: «Я прошу тебя именем Аллаха: отправляйся к моей матери и расскажи ей об увиденном тобой моём состоянии. И скажи ей, что это наказание меня постигло из-за её плача. Пусть она, если в её сердце есть хоть немного чувства сострадания, милосердия, перестанет плакать!»

Человек отправился к женщине и рассказал ей обо всём случившемся. Она перестала плакать, сняла траурную одежду и в качестве милостыни за душу своего сына отдала ему тысячу серебряных монет.

В следующую ночь, когда он опять отправился на кладбище, появился тот же самый юноша в прекраснейшем состоянии, который сказал ему: «Да воздаст тебе Аллах благом! Передай моей матери от меня приветствие и расскажи ей о нынешнем моём состоянии». И человек рассказал об увиденном во второй раз матери юноши, а она выразила благодарность Всевышнему.

Как известно, накануне праздника Ураза-байрам и утром этого дня желательно посетить могилы близких людей, поэтому к этому времени увеличивается наплыв людей, посещающих своих покойных близких, друзей, знакомых, – они дают садака за их души и читают Коран. Но не редкость, когда с этой благой сунной Пророка (мир ему и благословение) некоторые измышляют от себя действия, противоречащие исламскому законодательству. Это и рыдания с громким плачем, разрывание на себе одежды, хотя в хадисе Пророка(мир ему и благословение) говорится: «Воистину мёртвый наказывается в своей могиле по причине громкого плача его родных» (Бухари, 1292; Муслим, 927), появление на кладбище в открытой одежде и другие запретные действия, приводящие этот благой поступок в грех. Поэтому хотелось бы привести ответ досточтимого шейха Саида-афанди на этот проблемный вопрос.

Посещать кладбище мужчинам не запрещено, напротив, им желательно делать это. Наилучшим и наиболее вознаграждаемым временем для посещения кладбищ (аз-зияра) является время после совершения предвечерней молитвы аль-аср в четверг, вечер в пятницу, весь пятничный день и утро субботнего дня. Некоторые учёные считают, что вечер с воскресенья на понедельник тоже является хорошим временем для посещения могил усопших.

Что касается женщин, то им разрешается посещать кладбище самостоятельно, если оно находится в пределах населённого пункта. Если же оно находится за его пределами, тогда посещение его разрешается лишь в присутствии дозволенного Шариатом мужчины и при условии, что это посещение совершается к могилам пророков, богословов, святых (авлия), а также близких родственников. Посещение женщинами могил тех, кто не входит в этот перечень, является нежелательным (караха) даже в пределах данного населённого пункта.

Помимо того, для женщин, намеревающихся посетить могилы, существуют определённые условия, а именно: необходимо иметь разрешение мужа или опекуна, быть одетой только в дозволенную Шариатом одежду, не вести на кладбище разговоров о мирском, не рыдать и не смешиваться с мужчинами. При несоблюдении перечисленных условий посещать кладбища женщинам запрещается.

Согласно хадису Пророка (мир ему и благословение), тех из женщин, которые нарушают вышеуказанные условия и всё-таки посещают кладбища, постигает проклятие. Выражаясь кратко, смысл посещения кладбищ и могил заключается в том, чтобы обратиться ко Всевышнему с мольбой об усопших, почитать, по возможности, Коран и вспомнить о грядущей смерти.

Если женщинам дозволяется посещать кладбища, только соблюдая эти условия, то как же быть с теми из них, кто в одиночку разъезжают по всему миру с целью торговли?! Да поможет Всевышний женщинам довольствоваться тем, чем их обеспечивают мужчины, и оставаться дома!

Любому, кто посетит в пятницу могилы родителей и прочтёт для них суру «Ясин» , прощается столько грехов, сколько букв и слов в этой суре. Если кто-то при жизни досаждал родителям, а после их смерти раскаялся и просил Всевышнего простить им грехи, то он будет подобен тому, кто радовал родителей при жизни.

Если кто-либо прочтёт аят «Аль-Курси» и попросит Аллаха дать вознаграждение всем, кто похоронен на кладбище, то в каждую из могил входит сорок сияний (нур) и могилы расширяются. Также, если кто-то прочтёт суру «Ясин» и передаст вознаграждение за неё усопшим, то всем им будут облегчены муки, а прочитавшему её запишется столько вознаграждений, сколько похоронено людей на этом кладбище».

Может, не совсем к теме, но вполне уместно, думаю, упомянуть и о трауре женщины. Нередко встречаешь в праздничный день Уразы на кладбище женщин, которые годами не снимают траур. Согласно Шариату, женщине, даже если умер её отец, брат, сын, запрещено (харам) носить траур более трёх дней, кроме случаев, когда умер её муж. Такая женщина по Шариату обязана соблюдать траур в течение четырёх месяцев и десяти дней.

Посланник Аллаха(мир ему и благословение) сказал: «Не разрешается женщине, верующей в Аллаха и Судный день, соблюдать траур больше трёх дней. Если же умер её муж, то ей следует пребывать в трауре 4 месяца и 10 дней». Передали это изречение имамы аль-Бухари и Муслим.

Дорогие сёстры по вере! Не делайте этот праздничный день увеселением шайтана, следуйте требованиям Ислама, на могилах не рыдайте, одевайтесь согласно нормам Ислама. Для вас будет лучше, если вы станете следовать указанному Пророком(мир ему и благословение) его пути, отстраняясь от пути сатаны.

Посещать кладбище для мужчин вовсе не запретно, напротив, им желательно это делать. Лучшее и самое вознаграждаемое время для зиярата - это полдень четверга, ночь на пятницу, весь пятничный день и утро в субботу. Некоторые богословы считают, что с воскресенья на понедельник тоже хороший вечер для совершения зияратов к могилам. Женщинам же можно посещать кладбище самостоятельно в том случае, если кладбище находится в пределах села (города, того населенного пункта, где они живут). Если же оно находится за пределами села (путь к нему превышает расстояние дозволенного для женщины путешествия - 70-80 км), тогда совершение зиярата разрешается лишь в присутствии дозволенного Шариатом мужчины и при условии, что это зиярат к могиле Пророков, Богословов, авлия, а также близких родственников. Совершение женщинами зиярата к могилам тех, кто не входит в этот перечень, является нежелательным (карахат).

Помимо этого есть определенные условия для женщин, готовящихся посетить могилы: иметь разрешение мужа или опекуна, в дороге быть одетой только в дозволенные Шариатом одежды, на кладбище не вести мирские разговоры, не рыдать, не смешиваться друг с другом. При несоблюдении перечисленных условий женщине является запретным совершение зияратов. Тех женщин, которые нарушают эти условия и все-таки посещают кладбище, ждет проклятие, об этом свидетельствует священный хадис Пророка (мир ему и благословение).

Говоря кратко, цель совершения зияратов заключается в том, чтобы обратиться к Всевышнему с мольбой для покойных мусульман, прочитать по возможности Коран, вспомнить о смерти. Как же быть с тем, что женщины, которым лишь при соблюдении стольких условий допустимо ходить на кладбище, ездят по всему миру в коммерческих целях.

Да поможет Всевышний женщинам довольствоваться тем,
что приносят им мужчины и сидеть дома!

Кто бы ни был тот, кто в пятницу посещает могилы родителей и читает им “Ясин” , ему прощается столько грехов, сколько слов и букв в “Ясин” . Если при жизни кто-то досаждал родителям, а после смерти раскаялся и просил Всевышнего простить грехи родителям, то он будет подобен тому, кто радовал родителей при жизни (просить у Бога простить неверующих нельзя). Если кто прочитает “Аят аль Курсий” и попросит Аллаха отдать вознаграждение всем, кто похоронен на кладбище, то в каждую из могил войдет сорок сияний (нур) и могилы расширятся. Также если кто прочитает “Ясин” для умерших, то всем им будут облегчены муки, а тому, кто читал, запишется столько вознаграждения, сколько людей похоронено на этом кладбище.

Айна Гамзатова

В праздничные дни после совершения верующие практикуют посещение могил своих родственников, вознося за них дуа. В этой связи необходимо помнить о некоторых правилах поведения на кладбище.

В первые годы пророчества Мухаммад (с.г.в.) запрещал мусульманам посещать места захоронения усопших. Это было связано с тем, что среди окружающих были популярны языческие обряды. Поэтому Посланник Аллаха (с.г.в.) дождался момента, когда верующие познают основы религии и тем самым будет снижена вероятность возвращения людей к традициям джахилии. Спустя некоторое время запрет на посещение могил был им снят. В одном из хадисов говорится: «Ранее я не дозволял вам наносить визиты на кладбище, но отныне я не возражаю против этого» (Муслим, Абу Дауд).

1) Думать об ином мире , т.е. верующему желательно поразмыслить о том, что смерть постигнет каждого. Ведь никому из нас неведомо, сколько ещё суждено прожить. В Судный день душам людей предстоит нести ответ за все свои земные деяния. Поэтому человеку в течение своей жизни следует совершать как можно больше благих и как можно меньше плохих дел, тем самым приблизить себя к Райским садам и отдалиться от Адского пламени. Визиты на кладбище способствуют анализированию мусульманином своей земной жизни. Посланник Аллаха (с.г.в.) наставлял: «Посещайте могилы, так как они – напоминание о мире ином» (Тирмизи).

2) Совершать дуа за усопших. Подтверждением необходимости этого служат слова Посланника Аллаха (с.г.в.), переданные со слов его жены Аиши бинт Абу Бакр (р.а.) и записанные в виде хадиса Ахмадом: «Мне велел Всевышний совершать дуа за них (усопших)». В Пречистой сунне сохранилось множество , которые верующие могут произносить, находясь в местах захоронений.

При этом представители некоторых течений в исламе, например, мутазилиты, полагают, что в совершении дуа за усопших нет никакой необходимости. Свою позицию они аргументируют тем, что человек ответственен лишь за свои поступки, а деяния его родных не смогут ни помочь, ни навредить лично ему.

3) Произнести приветствие. Также мусульманам дозволено приветствовать умерших братьев и сестёр по вере. В одном из хадисов, приводимом в своде Муслима, говорится о том, что Пророк Мухаммад (с.г.в.), войдя на кладбище аль-Баки, поприветствовал всех, кто там был захоронен, словами «Ассаляму алейкум ва рахматуЛлахи ва баракатуху!».

Чтение Корана на кладбище

Вопрос о дозволенности чтения Книги Аллаха у могил вызывает разногласия в среде мусульманских учёных. Одни полагают, что такая практика способствует обретению награды как тому, кто читает, так и усопшему. А умершие родственники, находясь в могилах, слышат чтение Корана, следовательно, получают саваб. Для подтверждения этого приводится хадис, в котором отмечается: «Если кто-либо, войдя на кладбище, прочитает , то Всевышний улучшит положение всех, кто покоится в зиярате» Еще одним аргументом в пользу данной позиции может служить другое высказывание Пророка (с.г.в.) со слов Али ибн Абу Талиба (р.а.): «Тому, кто находясь на кладбище 11 раз прочитает суру «Ихлас» и воздаст усопшим, тот обретёт воздаяние равное числу покоящихся» (оба хадиса приводит ан-Наджар).

Однако немало богословов считают практику чтения Священного Текста на кладбищах порицаемым или запретным нововведением. Они называют хадисы, используемые их оппонентами, недостоверными, так как в цепочке передатчиков есть люди, не заслуживающие доверия. А такие учёные, как Навави и Альбани, и вовсе причислили эти хадисы к выдуманным.

Кроме того, противники чтения сур Корана на могилах апеллируют также к Пречистой сунне. В одном из хадисов, приводимом Муслимом, сказано: «Не делайте из своих домов кладбища. Воистину, сатана уходит из того жилища, где читается сура «Корова». По мнению таких богословов, эта цитата служит косвенным подтверждением тому, что в местах захоронения запрещено чтение Книги Аллаха.

Посещение могил женщинами

Относительно допуска женщин на кладбища в среде мусульманских учёных существует три основные точки зрения.

Одни алимы уверены, что слабому полу дозволено это делать наравне с мужчинами, и такое положение закреплено в Благородной сунне. Другие же считают, что женщинам разрешается навещать усопших, но это нежелательное деяние (макрух). Третьи и вовсе относят подобные действия к запретным (харам).

В качестве аргументов «за», как правило, приводят хадисы Пророка Мухаммада (с.г.в.). Основным доказательством берётся следующее его изречение, которое мы цитировали в самом начале статьи: «Ранее я не дозволял вам наносить визиты на кладбище, но отныне я не возражаю против этого» (Муслим, Абу Дауд). Сторонники утверждают, что здесь речь идёт о всех мусульманах вне зависимости от пола. Кроме того, в другом риваяте, приводимом в сводах Ибн Маджи и Хакима, отмечается, что супруга Посланника Всевышнего (с.г.в.) – Аиша (р.а.) была на месте захоронения своего брата – Абдуррахмана ибн Абу Бакра.

Противники уверены, что хадис о дозволенности посещения могил имеет отношение только к мужчинам и не касается женщин. Во-вторых, они приводят следующее высказывание Пророка (с.г.в.): «Господь проклял женщин, регулярно посещающих кладбища» (Тирмизи). Эти слова одни алимы истолковали как нежелательность посещения кладбищ, а другие – как полный запрет.

Однако сторонники утверждают, что данный хадис был ниспослан до полного разрешения посещать могилы, а значит, был им же (Мухаммадом, с.г.в.) и отменён. Некоторые же полагают, что запретность касается лишь обрядов причитания и стенания на могилах, практикуемых во времена джахилии.

Таким образом, вопрос о дозволенности или запретности посещения мест захоронения женщинами остаётся открытым. Тем не менее, большинство учёных придерживаются первой точки зрения.

Добавим, что в непосредственном женщины в исламе участвовать не могут – в этом вопросе богословы единодушны.

Что категорически запрещено делать у могил?

1. Просить помощи у усопшего – вне зависимости от того, кем был последний при жизни. Надеяться и уповать мусульмане могут лишь на Гсопода миров. Придание Ему сотоварищей (ширк), т.е. вера в то, что некое создание, без Его воли, способно помочь или навредить, – это один из страшнейших грехов в исламе. Людей, которые прибегают к ширку, будет ожидать суровое наказание.

2. Совершать молитву (намаз). Заключительный Божийпосланник (с.г.в.) наставлял: «Наихудшие из людей – те, что превращают могилы в места поклонения» (Ахмад, Ибн Хиббан).

3. Устраивать праздники, т.к. Пророк Мухаммад (с.г.в.) напутствовал: «Не совершайте на моей могиле никаких праздников» (Абу Дауд, Ахмад).

4. Ходить по местам захоронений и сидеть на могильных камнях. В одном из хадисов повествуется: «Ступать по обжигающим кожу углям или острию меча для меня было бы проще, чем наступить на могилу верующего» (Ибн Маджа).

5. Справлять нужду в любом её виде. Пророк (с.г.в.) говорил: «Я не вижу разницы (по степени отвратительности) между человеком, справившим нужду на могиле и на рынке» (Ибн Маджа).

6. Чрезмерно громко плакать и издавать громкие звуки, включая стенания. В одном хадисе упоминается: «Усопшего будет ждать наказание в могиле из-за громкого крика оплакивающих его» (Бухари).

7. Делать жертвоприношение, т.е. закалывать жертвенное животное, так как Милость миров Мухаммад (с.г.в.) увещевал: «Нет места курбану на кладбищах в исламе» (Абу Дауд, Ахмад).

Обсуждение

Сайт 2019-03-03 08:29:54

Здравствуйте. 1. Каких-либо ограничений по количеству нет, но лучше выбрать "золотую середину" и посещать, например, несколько раз в год. В частности, у некоторых мусульманских народов существует практика делать это во время религиозных праздников. 2. Да, вы можете чистить могилу от травы и камышей, но будет лучше если вы сами будете высаживать здесь цветы, о желательности чего сказано в одном из хадисов.

Сайт 2019-02-08 11:42:18

Алейкум ассалам! Сажать какие-либо растения или цветы возле могил дозволено. Что касается просто возложения цветов, то запретного в этом ничего нет, но и большой пользы это действие также не принесет.

Сайт 2018-12-26 18:57:38

Уа алейкум ассалям, уа рахматуллахи, уа баракатух! Ваше намерение облагородить места захоронения чужих Вам людей по своей сути прекрасно и отражает суть ислама. Естественно, мусульманину следует делать благие дела так, чтобы о его причастности к ним остальные не знали (т.е. максимально анонимно). Но на практике подобное часто бывает не реализуемым, т.к. могут оказаться случайные свидетели, в Вашем случае это могут быть камеры видеонаблюдения на кладбище или сторож. Всевышний видит ваши истинные намерения и судит по ним. Постарайтесь выкинуть из головы мысли о том, что делаете это ради какой-то славы - думайте о возможных словах благодарности, дуа в честь "неизвестного анонима" от родственников этих покойных, такое не возбраняется и служит стимулом для совершения людьми добрых дел. И тогда, ин ша Аллах, на Вас не будет греха гордыни.

Сайт 2018-11-17 14:33:55

Карина, здравствуйте! В ношении еды нет никакой необходимости, так как она не принесет пользы и не навредит усопшему. Что касается поминок в классическом смысле, то в исламе такого нет. Здесь лучше совершать дуа и просить у Всевышнего прощения грехов умершего.

Сайт 2018-11-05 21:40:21

Динара, алейкум ассалам уа рахматуллахи уа баракатух! С посадкой деревьев ситуация аналогичная и их так же дозволено сажать. Что касается хадиса, то действительно он приводится и богословы, опираясь в том числе на него, и вынесли такое решение. Касаемо мольбы, Вы можете читать любые дуа и просить у Всевышнего за себя и своих родных, в том числе усопших. Лучше все-таки это делать после намаза, так как вероятность принятия в это время более высока.

Ислам.Глобал 2018-10-16 22:16:57

Артур, уа алейкум ассалям! Не надо относиться к предметам на кладбище как к чему-то особенному - это просто вещи. Естественно, нельзя наступать на места захоронения, осквернять кладбища, громко кричать, смеяться и т.п., а все, что положено для поддержания чистоты и порядка делать можно, и даже нужно. Поэтому изношенную со временем ограду разрешается заменить, старую сдать в металлолом или если деревянная использовать для растопки. Если принесете для покраски ограды краску, и она осталась, разрешается забрать ее с собой и использовать в хозяйстве некоторые суеверные люди говорят: «Ни в коем случае не забирайте ничего с кладбища»,и советуют банку оставлять в специальной будке для инвентаря, но они заблуждаются. И не забывайте перед каждым действием произносить «Бисмилляхир-Рахманир-Рахим»

Салих 2018-06-18 07:24:42

Я, нет ничего в этом плохого. Пост вы не нарушили, потому что забывчивость прощается. А посчет того, чтобы есть или не есть ягоды с кладбища, это уже ваш собственный вкус решает. Во времена пророка Мухаммада и не только в его времена, но и сейчас ни о каких ягодах в местах, где погребают людей, и речи не шло. Погребали ведь в пустыне, строго говоря. Поэтому не переживайте.

Сайт 2018-08-30 13:38:21

Молдии, здравствуйте! Да, дозволено. К такому выводу богословы пришли, так как растения занимаются поминанием Всевышнего, а, значит, их посадка на кладбище не противоречит канонам ислама

участвовать нельзя 2018-04-20 14:29:18

Али, Закопать можно т.к. собак и свиней тоже закапывают. Там же как у них обычно - выкопать могилу и уйти, закапывают сами если есть кому иначе просто закапываешь то что положили, остального касаться нельзя иначе участие... вот стеречь можно т.к. они считают это имуществом.

Динар 2018-08-18 07:31:08

Гусман,С именем Аллаха Милостивого, Милосердного Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам! А затем: При внимательно изучении Корана можно обнаружить, что там упоминается много вопросов, которые люди задавали Посланнику Аллаха, мир и благословение Аллаха ему и его семье, и на которые Всевышний Аллах ответил им в Своей Книге. Когда Посланника Аллаха, мир и благословение Аллаха ему и его семье, спросили о новолуниях, Всевышний Аллах ответил: «Они спрашивают тебя о новолуниях. Скажи: “Они определяют промежутки времени для людей и хаджа…”». Сура 2 «Корова», аят 189. Когда люди спросили о расходовании средств, Всевышний Аллах ответил: «Они спрашивают тебя, что они должны расходовать. Скажи: “Любое добро, которое вы раздаете, должно достаться родителям, близким родственникам, сиротам, беднякам, путникам. Что бы вы ни сделали доброго, Аллах знает об этом”». Сура 2 «Корова», аят 215. Когда Посланника Аллаха, мир и благословение Аллаха ему и его семье, спросили о сражениях в заповедные месяцы, Всевышний Аллах ответил: «Они спрашивают тебя о сражении в запретный месяц. Скажи: “Сражаться в этот месяц - великое преступление. Однако сбивать других с пути Аллаха, не веровать в Него, не пускать в Заповедную мечеть и выгонять оттуда ее жителей - еще большее преступление перед Аллахом. Искушение хуже, чем убийство…”». Сура 2 «Корова», аят 217. Когда люди спросили о вине и азартных играх, Всевышний Аллах ответил: «Они спрашивают тебя о вине и азартных играх. Скажи: “В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы”. Они спрашивают тебя, что они должны расходовать. Скажи: “Излишек”. Так Аллах разъясняет вам знамения, - быть может, вы задумаетесь». Сура 2 «Корова», аят 219. Когда они спросили о воскрешении, Всевышний Аллах ответил: «Они спрашивают тебя о Часе: “Когда он наступит?” Скажи: “Воистину, знание об этом принадлежит только моему Господу. Никто, кроме Него, не способен открыть время его наступления…”». Сура 7 «Преграды», аят 187. Но когда люди спросили Посланник Аллаха, мир и благословение Аллаха ему и его семье, о том, как им обращаться к Всевышнему Аллаху и как найти путь к Нему, ответ Всевышнего не был предварён словом «Скажи», в отличие от предыдущих случаев. Этот аят стал объявлением о том, что между Аллахом и Его рабами нет посредников, и что Всевышний Аллах близок к Своим рабам и отвечает им, когда они взывают к Нему и подчиняются Его велениям. Господь величия и славы сказал: «Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, - быть может, они последуют верным путем». Сура 2 «Корова», аят 186. Повелитель верующих ‘Али ибн Абу Талиб мир ему сказал, наставляя своего сына имама аль-Хасана: «И знай, что Тот, в Чьей Руке сокровищницы небес и земли разрешил тебе обращаться к Нему с мольбой и гарантировал тебе ответ, и велел Тебе просить у Него, чтобы даровать тебе, испрашивать у Него прощения, чтобы простить тебя, и Он не поставил между Ним и тобой никого, кто отделял бы Его от тебя, и не вынудил тебя обращаться к кому-то, кто заступился и походатайствовал бы за тебя перед Ним». Сеййид Мухаммад Хусейн ФадлюЛлах написал интересный комментарий в своём тафсире «Мин вахйи-ль-Куран»: «Нет посредников между Господом и Его рабом в обращении к Нему и в мольбах. Устремление к Одному лишь Аллаху с поклонением и испрашиванием помощи, упомянутые в этом аяте: «Тебе мы поклоняемся и Тебя просим о помощи», показывает, что человек не нуждается в своей беседе с Аллахом и обращении к нему с просьбами в каком-либо посредничестве, потому что Аллах близок к Своему рабу и не устанавливает преград между Ним и человеком. Сам человек своими действиями отдаляет себя от милости Аллаха и препятствует возвышению своей мольбы до степеней близости к Аллаху. Всевышний Аллах пожелал, чтобы Его рабы обращались к Нему напрямую, чтобы отвечать им, и сообщил им о Своей близости к ним и о том, что Он слышит их слова, даже если они говорят шёпотом, и знает их сокровенные мысли. Всевышний Аллах сказал: “Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, - быть может, они последуют верным путем” Сура 2 «Корова», аят 186. Всевышний также сказал: “Мы сотворили человека и знаем, что нашептывает ему душа. Мы ближе к нему, чем яремная вена”Сура 50, «Каф», аят 16». «О те, которые уверовали! не уподобляйтесь тем, которые не веруют…» Коран повествует нам истории древних народов не для развлечения, а для того, чтобы они стали для нас назиданием и мы могли извлечь урок для себя и задуматься, а также осознали, что нельзя поступать так, как поступали они, чтобы нас не постигла такая же участь. Всевышний Аллах поведал верующим историю многобожников, к которым Он направил Своего Посланника Мухаммада, мир и благословение Аллаха ему и его семье, чтобы он открыл им глаза на истину и вытащил их из омута ширка к вере. Всевышний сообщил, что эти язычники признавали, что Всевышний Аллах является Творцом небес и земли, и что Он - Тот Кто выводит живое из мёртвого и распоряжается всем сущим. Всевышний Аллах сказал: «Если ты спросишь их: “Кто сотворил небеса и землю?” - они непременно скажут: “Их сотворил Могущественный, Знающий”». Сура 43 «Украшения», аят 9. Всевышний также сказал: «Скажи: “Кому принадлежит земля и те, кто на ней, если только вы знаете?” Они скажут: “Аллаху”. Скажи: “Неужели вы не помяните назидание?” Скажи: “Кто Господь семи небес и Господь великого Трона?” Они скажут: “Аллах”. Скажи: “Неужели вы не устрашитесь?” Скажи: “В чьей Руке власть над всякой вещью? Кто защищает и от Кого нет защиты, если только вы знаете?” Они скажут: “Аллах”. Скажи: “До чего же вы обмануты!”». Сура 23 Верующие», аяты 84–89. Всевышний также сказал: «Скажи: “Кто одаряет вас уделом с неба и земли? Кто властен над слухом и зрением? Кто мертвое превращает в живое, а живое превращает в мертвое? Кто управляет делами?” Они скажут: “Аллах”. Скажи: “Неужели вы не устрашитесь?”». Сура 10 «Йунус», аят 31. Аллах также сказал: «Если ты спросишь их: “Кто создал небеса и землю и подчинил солнце и луну?” - они непременно скажут: “Аллах”. До чего же они отвращены от истины! Аллах увеличивает или ограничивает удел тому из Своих рабов, кому пожелает. Воистину, Аллах знает обо всякой вещи. Если ты спросишь их: “Кто ниспосылает с неба воду и оживляет ею землю после того, как она умерла?” - они непременно скажут: “Аллах”. Скажи: “Хвала Аллаху!” Но большинство их не разумеет». Сура 29 «Паук», аяты 61–63. Так в чём же тогда трудность? Эти люди признавали, что Всевышний Аллах - Творец всего Дарующий удел, Оживляющий и Умерщвляющий, однако они обращали некоторые виды поклонения к кому-то или чему-то кроме Аллаха. Как сказал Всевышний Аллах: «Они поклоняются наряду с Аллахом тому, что не причиняет им вреда и не приносит им пользы. Они говорят: «Они - наши заступники перед Аллахом». Сура 10 «Йунус», аят 18. Они говорили: «Аллах велик, а мы грешны, а потому нам нужны посредниками между Ним и нами». И они нашли себе таких посредников и стали обращать к ним некоторые виды поклонения, например, мольбы, испрашивание помощи, жертвы и обеты. Если бы у нас была возможность спросить их, считают ли они своих идолов истинными богами или же для них они всего лишь посредники между ними и Аллахом, принадлежащие Господу миров, то они ответили бы: «Они принадлежат Господу миров и мы обращаемся к ним с мольбами, просим у них помощи, приносим им жертвы и даём им обеты только для того, чтобы они приблизили нас к Всевышнему Аллаху». Всевышний Аллах сказал об их словах: «А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: “Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе”». Сура 39 «Толпы», аят 3. Ибн аль-Хадид сказал в «Шарх нахдж аль-баляга» о мекканских язычниках: «Поклоняясь идолам, они в то же время расходились во мнениях относительно этого поклонения. Некоторые считали своих лжебогов сотоварищами Всевышнего Творца и называли их “шариик” сотоварищ. В тальбийе они говорили: “Вот я перед Тобой, о Аллах, вот я перед Тобой. Нет у Тебя сотоварища, кроме сотоварища, который есть у Тебя и который принадлежит Тебе со всем, чем он владеет”. А другие не называли этих идолов сотоварищами Аллаха. Они считали их средством приближения к Аллаху. Это они сказали: “Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе”». Всевышний Аллах указал нам в Коране на удивительное противоречие, отличавшее поведение язычников в те времена. Когда случалось что-нибудь ужасное, когда на них обрушивалась беда, они, повинуясь своей естественной природе, начинали взывать к Одному лишь Аллаху и просить помощи у Него Одного. Но стоило напряжению ослабнуть, как они снова возвращались к своему многобожию и начинали приравнивать кого-то к Аллаху, хотя знали, что отвести вред и принести пользу способен только Он, Всевышний. Всевышний Аллах сказал: «Когда человека коснётся вред, он взывает к своему Господу, обращаясь к Нему Одному». Это мольба, обусловленная естественной, инстинктивной человеческой природой. «Когда же Он дарует ему благо от Себя, человек забывает Того, к Кому он взывал прежде [или забывает то, ради чего он взывал прежде], и равняет с Аллахом других, чтобы сбить других с Его пути». Сура 39 «Толпы», аят 8. Всевышний Аллах сказал: «Когда беда постигает вас в море, вас покидают все, к кому вы взывали, кроме Него». Это мольба, обусловленная естественной, инстинктивной человеческой природой. Далее Всевышний говорит: «Когда же Он спасает вас и выводит на сушу, вы отворачиваетесь. Воистину, человек неблагодарен». Сура 17 «Ночное путешествие», аят 67. Всевышний также сказал: «Скажи: “Скажите мне, станете ли вы призывать кого-либо наряду с Аллахом, если вас поразит наказание Аллаха или наступит Час, если только вы говорите правду?”». Сура 6 «Скот», аят 40. И Всевышний Аллах сказал: «Они решат, что они окружены, и станут взывать к Аллаху, посвящая религию Ему Одному: “Если Ты спасешь нас отсюда, то мы будем одними из благодарных!”». Сура 10 «Йунус», аят 22. Всевышний также сказал: «Когда они садятся на корабль, то взывают к Аллаху искренне, посвящая Ему религию. Когда же Он спасает их и выводит на сушу, они тотчас начинают придавать Ему сотоварищей». Сура 29 «Паук», аят 65. Всевышний Аллах сказал: «Когда волна накрывает их, словно тень, они взывают к Аллаху, очищая перед Ним свою веру. Когда же Он спасает их и выводит на сушу, то среди них находится тот, кто проявляет умеренность [проявляет покорность или уклоняется от должной благодарности]». Сура 31 «Люкман», аят 32. Всевышний также сказал: «Скажи: “Кто спасает вас от мраков на суше и на море, когда вы взываете к Нему смиренно и тайно, говоря: ‹Если Он спасет нас от этого, мы непременно будем благодарны!›”». Сура 6 «Скот», аят 63. Всевышний также сказал: «Когда человека поражает горе, он взывает к Нам и лежа на боку, и сидя, и стоя. Когда же Мы избавляем его от напасти, он проходит, словно никогда не взывал к Нам по поводу постигшего его несчастья». Сура 10 «Йунус», аят 12. Всевышний Аллах также сказал: «Когда людей касается зло, они начинают взывать к своему Господу, обращаясь к Нему с раскаянием. А затем, когда Он дает им вкусить милость от Него, часть из них начинает приобщать сотоварищей к своему Господу». Сура 30 «Румы», аят 33. «Нет божества, кроме Аллаха» означает не только «Нет творца, кроме Аллаха». В то, что Аллах является единственным Творцом, верят и многие из тех, кто борется с исламом! Истинное значение этой формулы раскрыто в программе, которую приносили людям посланники. Однако люди привыкли искажать эти программы и переделывать их так, чтобы они соответствовали их ограниченным, материалистическим представлениям. И они придумали посредников между Аллахом и Его творениями. История Нуха мир ему - лучший пример того, как праведных людей со временем обожествляют и превращают в объект поклонения. Так произошло с Ваддом, Сува‘, Йагусом, Йа‘уком и Насром, которые были праведниками, но по прошествии многих лет были превращены в идолов своими соплеменниками - народом Нуха. Ибн Бабавейхи аль-Кумми приводит в «Иляль аш-шара‘и» сообщение от имама Джа‘фара ас-Садика, представляющее собой комментарий к Словам Всевышнего: «И сказали: “Не отрекайтесь от ваших богов: Вадда, Сува‘, Йагуса, Йа‘ука и Насра”»: «Это имена людей, которые поклонялись Аллаху, а потом умерли, и их кончина опечалила их соплеменников и повергла их в уныние. Тогда к ним пришёл Иблис да проклянет его Аллах и сказал: “Я сделаю для вас их изображения, и тогда вы сможете смотреть на них, радоваться и поклоняться Аллаху”. И он помог им воспроизвести их образ. И они стали поклоняться Всевышнему Аллаху и смотреть на эти статуи. А когда наступила зима и стали часто выпадать дожди, они убрали эти статуи в дома. Они продолжали поклоняться Аллаху и смотреть на эти статуи, а когда это поколение сменилось другим, их потомки сказали: “Наши отцы поклонялись этим статуям”, и стали поклоняться им помимо Аллаха. Об этом Всевышний Аллах сказал: “Не отрекайтесь от ваших богов: Вадда…”». Сказать «Ля иляха илляЛлах» очень легко. Но в эти слова вложен очень важный смысл, о глубине и важности которого сегодня многие и не подозревают. Поэтому Всевышний Аллах и сказал: «И знай, что нет божества, кроме Аллаха и проси прощения за свой грех» и Он не говорил: «Скажи: “Нет божества, кроме Аллаха”». Требуется признать смысл свидетельства «Ля иляха илляЛлах», как очевидный, так и сокрытый, который раскрывается не сразу. «Ля иляха илляЛлах» означает: «Не существует объекта поклонения, который достоин поклонения, кроме Аллаха», «Нет творца, кроме Аллаха», «Нет распорядителя, кроме Аллаха»… Мы не проявляем смирение ни перед кем, кроме Аллаха, не уповаем ни на кого кроме Аллаха, не связываем надежды ни с кем кроме Аллаха, не боимся никого, кроме Аллаха… Мы не ищем защиты ни у кого, кроме Аллаха, и не взываем с истовой мольбой ни к кому, кроме Аллаха… И мы не воздеваем руки в мольбе ни к кому, кроме Аллаха, - ни к пророкам, ни к праведникам! Всевышний Аллах направил к людям посланников, чтобы люди подчинялись им, а не испрашивали у них помощи. «Мы отправили посланников только для того, чтобы им повиновались с дозволения Аллаха». Сура 4 «Женщины», аят 64. Всевышний Аллах направил их к людям, чтобы они передали им Его послание, а не для того, чтобы они служили посредниками между Ним и людьми и передавали Аллаху их просьбы и чаяния! Они - посланники Аллаха к нам, а не наши посланники к Нему! Их задача - сообщить нам о том, чего хочет от нас Аллах, а не сообщать Аллаху о том, чего мы хотим от Него! Названия разные, а суть - одна Всевышний Аллах сказал: «Те, к кому вы взываете наряду с Аллахом, являются рабами, подобными вам самим. Взывайте к ним, и пусть они ответят вам, если вы говорите правду». Сура 7 «Преграды», аят 194. Этот аят показывает, что во все времена многобожники использовали в качестве посредников между ними и Аллахом не только идолов, но и людей. Например, христиане сделали Марйам Деву Марию мир ей посредницей между ними и Всевышним. Они обращаются к ней с мольбами и просят её о помощи, хотя в глубине души они знают и даже утверждают об этом вслух что она - не божество, которому нужно поклоняться. Этим посредникам поклоняются под разными названиями. Личности разные, но суть этого поклонения одна. Некоторые люди, создающие посредников между ними и Всевышним Аллахом, уповают на них, просят их о помощи, дают им обеты, приносят им жертвы. А когда вы осуждаете их за это и приводите им соответствующие аяты и хадисы, они восклицают: «Неужели ты сравниваешь пророка имама, праведника с идолами?!». Мусульманин не может приравнивать пророка, имама мусульман или праведника из их числа к идолам, потому что он понимает, что эти великие люди не одобряли ни для себя, ни для других поклонение кому-либо наряду с Аллахом. Как сказал Всевышний Аллах: «Если Аллах даровал человеку Писание, власть [знание или умение принимать решения] и пророчество, то ему не подобает говорить людям: “Будьте рабами мне, а не Аллаху”. Напротив, будьте духовными наставниками, поскольку вы обучаете Писанию и изучаете его. Ему также не подобает приказывать вам признавать ангелов и пророков своими господами. Разве он станет приказывать вам совершить неверие после того, как вы стали мусульманами?». Сура 3 «Семейство ‘Имрана», аяты 79–80. Пророки и праведники не подобны идолам, однако действия людей, которые превращают их в посредников между ними и Аллахом, схожи. Мекканские язычники взывали к идолам и совершали жертвоприношения им, чтобы они приблизили их к Всевышнему Аллаху, а эти люди обращаются с мольбами к пророкам, имамам и праведникам, просят их о помощи, дают им обеты и совершают иные подобные действия также для того, чтобы эти посредники приблизили их к Аллаху. Существенны ли различия между человеком, взывающим: «О Дева Мария! Помоги мне!» и человеком, взывающим: «О Фатыма, дочь Посланника Аллаха! Помоги мне!»? «Их сердца похожи. Мы уже разъяснили знамения людям убежденным!». Сура 2 «Корова», аят 118.

28.06.2016

Православная религия относится к посещению могил родных и близких положительно, причем различий между мужчинами и женщинами в этом случае никаких не делается: совершенно беспрепятственно можно посещать кладбища, как первым, так и последним. В мусульманстве же взгляд на этот вопрос несколько иной. Если представители сильной половины человечества могут в любое время навестить могилу близкого, то на женщин накладываются определенные ограничения. Некоторые мусульманки понимают запрет как абсолютный, и совсем не посещают мест вечного успокоения. С чем связан такой запрет и так ли уж все фатально? Можно ли женщинам мусульманкам посещать кладбище?

Традиция эта - ограничение на посещение кладбищ мусульманскими женщинами - идет из очень далеких времен и связана с особым положением прекрасных дам в обществе согласно нормам шариата. Они вообще много чего делать не имеют права: показываться на людях в недостаточно закрытой одежде, совершать прогулки без сопровождения родственников-мужчин, работать на определенных должностях. Что касается кладбищ, то, согласно старинным преданиям, сподвижник пророка Мухаммеда Абу Хурейра записал однажды для потомков одно из высказываний пророка, которое звучало так: «Пусть будут прокляты женщины, часто посещающие кладбища».

В качестве обоснования проклятия были выдвинуты следующие аргументы. Представительницы слабой половины человечества ранимы и чутки, они будут громко стенать и плакать у родных могил. Предаваясь печали без всякой меры, женщины становятся менее чувствительны к нормам морали и предписанного им поведения, а потому способны невольно впасть в грех. Ученик и сподвижник пророка, озабоченный возможностью нарушения дамами норм шариата, указывает далее, что женщины, собираясь на кладбище, могут позволить себе принарядиться для посторонних.

Кроме того, существует опасность встречи с чужими мужчинами. А некоторые женщины, по всей видимости, настолько морально неустойчивы, что на кладбищах заводят беседы на всякие бытовые и отвлеченные темы и даже (о, ужас!) могут назначить свидание возлюбленному у какой-нибудь досточтимой могилы. Впрочем, если подумать, мнение это отчасти не лишено оснований. Если женщинам запрещено все, то куда же они еще могут надеть свои лучшие наряды, где могут свободно пообщаться, а также краешком глаза взглянуть на постороннего мужчину, если не на кладбище?

Здесь хотя бы есть благовидный предлог для прикрытия всех этих «страшных грехов»: посещение родных могил. Последователи Мухаммеда, обдумав все это, вероятно, пришли в итоге к выводу: все-таки ходить на могилы умерших женщинам можно. Но при соблюдении жестких условий, а именно: делать это не слишком часто, предварительно заручиться дозволением мужа, взять в сопровождающие кого-нибудь из родственников мужского пола. Кроме того, посещать можно лишь могилы известных ученых-богословов, пророков, а также близких родственников.

Полного запрета на посещение кладбищ для мусульманок нет. Но, как видим, шариат предписывает строго соблюдать при этом своеобразный «моральный кодекс». Нелегко приходится прекрасным дамам в странах Востока. Хотя, кто знает, возможно, они воспринимают это как норму и нашего удивления попросту не поймут. В чужой монастырь со своим уставом идти не стоит!



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.