Культурная дипломатия. Династия мебельных мастеров

В Историческом музее открыта выставка «Гамбсова мебель», которая представляет наиболее ценные образцы из коллекции ГИМ, насчитывающей до ста раритетов начала XVIII - середины XIX вв.

Всего один выставочный зал воссоздает интерьеры классического убранства дворцов Москвы и Санкт-Петербурга эпохи Романовых - от государыни Екатерины Великой до императора Николая II. Мебель, вышедшая из мастерской Генриха Гамбса-отца, а затем его сыновей – «Братьев Гамбс» - Петра и Эрнеста, была «визитной карточкой» респектабельности её владельцев, а также эталоном высокого вкуса. Нередко изделия мастерской Гамбсов предназначались в качестве дорогого изысканного подарка, прежде всего, для особ царской фамилии. Конечно, в экспозицию отобраны лишь некоторые экспонаты из коллекции Государственного Исторического музея, но какие! И даже в этом «отфильтрованном» собрании есть два предмета, составляющие особую гордость и неповторимость фантазии краснодеревщиков Гамбсов.

Часть экспозиции «Гамбсова мебель». Фото Наталии Александровой.

В центре экспозиции возвышается бюро из апартаментов Великой Княгини Александры Николаевны, младшей из трех дочерей императора Николая Павловича. Её облик – «чистейшей прелести чистейший образец».

Великая Княгиня Александра Николаевна (Адини), Павловский дворец 1840 г. Фото www.nasledie-ru

Любимица всей семьи, Адини – так называли ее в домашнем кругу – была одарена многими талантами. Она обладала редким по нежности и переливам сопрано, музицировала и рисовала, имела мягкий и ласковый характер. В подарок ей у Г.Гамбса был заказан секретер-патент, с элементами фарфорового орнамента, вобравшего наиболее нежные оттенки голубого, розового, белого и золотого. Мастер знал, для кого предназначалась эта вещь, и исполнил её с большой любовью и выдумкой.

Секретер с фарфоровой отделкой. Фото www.livinternet.ru

Не менее интересен секретер, отделанный оригинальными акварельными миниатюрами, эту технику декора ввел в мебельное производство именно Генрих Гамбс. Он был учеником знаменитого в Европе мебельного мастера Давида Рёнтгена, основавшего в 1774 году свою компанию в Париже и бывшего поставщиком Французского Двора. Рёнтген создавал мебель в стиле рококо, но постепенно переходил к классицизму. Последствия Французской революции привели мастера в Санкт-Петербург, где у него появился талантливый ученик – Генрих Гамбс, вскоре открывший на Невском собственную мастерскую. В своих мебельных творениях – иначе сказать трудно, поскольку все изделия Гамбса были неповторимы – мастер шел от примет и нравов своего времени. Северная Пальмира активно перенимала западные образцы моды, в том числе и на архитектуру, на интерьеры, значительно опережая в этом Москву белокаменную.

Бюро работы Г.Гамбса с акварельными вставками, Санкт-Петербург, 1824-1831 гг. Фото www.izi.travel.ru и Наталии Александровой.

В экспозиции представлен изящный диван-канапе тет-а-тет.

Это образец мастерской «Братьев Гамбс», 1830 г. В отделке использована резьба, бархат, механизмы «ножек на колесах», латунные вставки, красное дерево в фанеровке.

Канапе тет-а-тет. Фото Наталии Александровой .

Композиционно экспозиция выставки выстроена из предметов, составляющих гостиную, кабинет, будуар, парадную прихожую. Гамбсы большое внимание уделяли работе с ореховым деревом. Экспозиция ярко демонстрирует резьбу на предметах различного назначения – столах (гостиный, письменный, бильярдный, туалетный, для рукоделия), геридонах (род напольных подсвечников, фигурные напольные подставки для цветов или осветительных приборов),

Геридон и каминный экран с вставкой-вышивкой. Мастерская «Братьев Гамбс», 1840-1850 гг. Фото www.izi.travel.ru

жардиньерках – (как правило, предназначенных для цветов в горшках). Эта жардиньерка попала в коллекцию ГИМ из Александровского дворца в Царском селе. Она составляла часть мебели в «Малиновой гостиной» супруги императора Николая I Александры Федоровны.

Зеркало наддиванное, 1840 г. Фото www.izi.travel.ru

Зеркало наддиванное – как указано в каталоге экспозиции, - это типичное произведение мастерской Г.Гамбса «орехового рококо», на первый взгляд, состоит из трех зеркал, но еще три расположены на фронтоне.

Кресло в стиле готики, 1840 г. Фото www.izi.travel.ru

По утверждению экспертов, это кресло, выполненное в готическом стиле, является типичным образцом мастерской Генриха Гамбса. Оно сделано из березы, передние ножки в форме кольчатого веретена – формы, любимой Гамбсом. Подлокотники изогнутой формы – очевидный уход от готики к классическому стилю. Но, пожалуй, самое интересное в этих вещах, несомненно, изысканных, красивых и эксклюзивных – их история. Будь то бюро или секретер, чайный столик или глубокое кресло, зеркало или станок-пяльца, каминный экран или напольные часы – на каждом экспонате «лежит» отблеск того времени, когда он был создан и того владельца, кому принадлежал.

Все эти «гамбсовы» изыски - именные, и пусть имена их хозяев стерты памятью истории, но остался «…след в морщинах…». Экспозиция переносит нас то в эпоху Екатерины II и Павла I, то - Николая I и Александра II вплоть до ближайшего к нам конца XIX века, в котором эта мебель «чувствовала» себя на своем месте, ибо соответствовала экстерьеру дворца или усадьбы, интерьеру всего дома. Гамбсова мебель «любила» своих домочадцев и служила образцом стиля и вкуса, как бы призывая «держать спину» и настраивая на думы о высоком. Нет на карте мира такой страны – Пруссия, откуда родом был Генрих Гамбс и его сыновья, но как пароль к проникновению в тайны их искусства звучат два слова - «Гамбсова мебель».

Афиша выставки на здании Государственного Исторического музея в Москве. Фото Наталии Александровой.

И основавший популярную марку мебели.

Биография

Умер от холеры во время эпидемии 1831 года в Санкт-Петербурге .

Наследники

У Генриха Даниэля с женой Шарлоттой было 5 сыновей: Пётр (1802 - 1871), Александр (1804 - 1862), Эрнст Фердинанд (1805 - 1849), Генрих (1806 - 1875) и Людвиг.

Мебельное производство унаследовали сыновья Генриха, ставшие совладельцами отца ещё при его жизни: Пётр руководил компанией с 1828 года, а Эрнест с 1830 года. До середины XIX века фирма Гамбсов была ведущей на рынке мебели в Санкт-Петербурге.

В 1836 году Пётр Генрихович построил дом 17 на Итальянской улице .

В литературе

Мебель Гамбса была широко известна своим отменным вкусом и качеством . Во многих литературных произведениях можно встретить её упоминания.

Напишите отзыв о статье "Гамбс, Генрих Даниэль"

Примечания

Отрывок, характеризующий Гамбс, Генрих Даниэль

– Да уж десять.
На бале решено было быть в половине одиннадцатого, a надо было еще Наташе одеться и заехать к Таврическому саду.
Окончив прическу, Наташа в коротенькой юбке, из под которой виднелись бальные башмачки, и в материнской кофточке, подбежала к Соне, осмотрела ее и потом побежала к матери. Поворачивая ей голову, она приколола току, и, едва успев поцеловать ее седые волосы, опять побежала к девушкам, подшивавшим ей юбку.
Дело стояло за Наташиной юбкой, которая была слишком длинна; ее подшивали две девушки, обкусывая торопливо нитки. Третья, с булавками в губах и зубах, бегала от графини к Соне; четвертая держала на высоко поднятой руке всё дымковое платье.
– Мавруша, скорее, голубушка!
– Дайте наперсток оттуда, барышня.
– Скоро ли, наконец? – сказал граф, входя из за двери. – Вот вам духи. Перонская уж заждалась.
– Готово, барышня, – говорила горничная, двумя пальцами поднимая подшитое дымковое платье и что то обдувая и потряхивая, высказывая этим жестом сознание воздушности и чистоты того, что она держала.
Наташа стала надевать платье.
– Сейчас, сейчас, не ходи, папа, – крикнула она отцу, отворившему дверь, еще из под дымки юбки, закрывавшей всё ее лицо. Соня захлопнула дверь. Через минуту графа впустили. Он был в синем фраке, чулках и башмаках, надушенный и припомаженный.
– Ах, папа, ты как хорош, прелесть! – сказала Наташа, стоя посреди комнаты и расправляя складки дымки.
– Позвольте, барышня, позвольте, – говорила девушка, стоя на коленях, обдергивая платье и с одной стороны рта на другую переворачивая языком булавки.
– Воля твоя! – с отчаянием в голосе вскрикнула Соня, оглядев платье Наташи, – воля твоя, опять длинно!
Наташа отошла подальше, чтоб осмотреться в трюмо. Платье было длинно.
– Ей Богу, сударыня, ничего не длинно, – сказала Мавруша, ползавшая по полу за барышней.
– Ну длинно, так заметаем, в одну минутую заметаем, – сказала решительная Дуняша, из платочка на груди вынимая иголку и опять на полу принимаясь за работу.
В это время застенчиво, тихими шагами, вошла графиня в своей токе и бархатном платье.
– Уу! моя красавица! – закричал граф, – лучше вас всех!… – Он хотел обнять ее, но она краснея отстранилась, чтоб не измяться.
– Мама, больше на бок току, – проговорила Наташа. – Я переколю, и бросилась вперед, а девушки, подшивавшие, не успевшие за ней броситься, оторвали кусочек дымки.
– Боже мой! Что ж это такое? Я ей Богу не виновата…
– Ничего, заметаю, не видно будет, – говорила Дуняша.
– Красавица, краля то моя! – сказала из за двери вошедшая няня. – А Сонюшка то, ну красавицы!…

Знаменитый мастер Рентген из Нейвуда, потомственный краснодеревщик, мастерские которого поставляли мебель к королевским дворам Франции и Германии, а с некоторых пор и к пышному императорскому двору новой России, прибыл в Петербург с очередным транспортом мебели для столичной знати. В этот раз его сопровождал ученик, талантливый молодой мастер, которому суждено было сыграть важнейшую роль в истории русского мебельного искусства. Звали его Генрих Гамбс.

Перспективы мебельного рынка "Северной Пальмиры" были безграничны. Жить в долг считалось хорошим тоном, светская придворная суета обязывала соответствовать, и кредиты не считали. Для Гамбса, как и для многих его счастливых предшественников, это был шанс хорошо устроиться в жизни. А карьеру молодого человека в то время как, впрочем, и сейчас, могли составить две вещи: деньги и связи.
Что касается первого, Гамбс нашел инвестора в лице австрийского купца Ионафана Отта. На паях они основали мебельную фабрику у Калинкина моста. Назвали фабрику "Отт и Гамбс".

А покровительство Генрих снискал при “малом дворе” Павла Петровича и Марии Федоровны. Супруга наследника особенно увлекалась механикой и декоративными искусствами, говорили, что она даже брала уроки мебельного мастерства у Гамбса, а Георг Кениг учил её резьбе по камню, а Леберехт – медальерному искусству…

Мария Федоровна заказала Гамбсу дамский письменный столик красного дерева с золоченой бронзой и расписным стеклом, а позже мастер исполнил для нее и ширму-экран, так же из красного дерева с бронзой. Эти предметы получили одобрение Екатерины II, после чего фирма “Отт и Гамбс” подала записку её императорскому величеству с предложением меблировать комнаты Нового дворца великого князя Александра в Царском селе. Так же Гамбс предлагает услуги в качестве реставратора вещей своего учителя Рентгена в Эрмитаже. Императрица ответила согласием, и в последующие годы Гамбс стал крупнейшим поставщиком императорского и малого двора.

Почему же все-таки механик? Мебель Гамбса, подобно работам его знаменитого учителя Рентгена отличалась всякими хитроумными сюрпризами и механизмами, выдвижными потайными ящичками, встроенными музыкальными шкатулками и прочим. Недаром одно из сложных по конструкции бюро Рентгена Екатерина передала в Академию наук в качестве экспоната. Первые работы Гамбса были выполнены в лучших традициях Рентгена, но постепенно его влияние утрачивалось.

Еще одной модной новинкой от Гамбса был так называемый стиль “Жакоб”. Эта мебель красного дерева с латунными накладками стала очень популярна в России. Она хорошо сочеталась, и не составляло труда создать законченный интерьер из различных предметов. Справедливости ради следует заметить, что и в этом начинании Гамбс продолжал дело своего великого учителя, всю жизнь он умело эксплуатировал стилистические находки, сделанные еще в Нейвуде.

Кроме того, Гамбсовская мебель, благодаря своему высокому качеству, пользовалась заслуженным уважением у состоятельных горожан, она считалась хорошим подарком, даже разыгрывалась в лотерее.

Генрих Гамбс умер в 1831 году, вероятно, что от холеры. Могила его не сохранилась.

Своим потомкам он оставил хорошее состояние, фабрику, несколько городских особняков и магазинов на Невском.

Дети: Петр, Эрнест и Густав продолжили его дело уже под вывеской: «Ebeniste-Mecanicien de la Cour Gambs a St. Petersburg». Кроме выпуска мебели, они занимались и реставрационными работами. За участие в восстановлении Зимнего дворца после пожара 1837 года, 130 сотрудников фирмы получили медали.

10 выбрали

...Десять стульев из дворца. Ореховые.

Эпохи Александра Второго. В полном порядке.

Работа мебельной мастерской Гамбса.

И.Ильф и Е.Петров. «Двенадцать стульев»

«Гостиный гарнитур... Обитый английским ситцем в цветочек… Диван, двое кресел, дюжина стульев и круглый столик о шести ножках. Мебель была превосходная, гамбсовская…» Или «двенадцать ореховых стульев фабрики Гамбса» из гарнитура генеральши Поповой. Помните? Разумеется, помните – как и многие поколения читателей, а затем и телезрителей.




Благодаря Ильфу, Петрову и придуманной ими истории о зашитых в стул сокровищах о творениях мастера Гамбса слышали даже те, кого совершенно не интересует старинная мебель.

А тем, кого она интересует, есть куда податься – гамбсовская мебель хранится во многих музейных собраниях (начиная с Эрмитажа) и украшает интерьеры различных дворцов и усадеб.



Кстати, информация для москвичей и гостей столицы: в Историческом музее работает очень любопытная выставка, которая так и называется «Гамбсова мебель».


Именно она вдохновила меня на эту статью, но вместо ставшей привычной в моем исполнении экскурсии по залам я хочу предложить вам познакомиться с творчеством мастера Гамбса и его наследников в целом.

История «гамбсовых мебелей» в России началась еще в конце XVIII века, когда в 1790 году молодой амбициозный ученик знаменитого мебельного мастера из Пруссии Давида Рёнтгена приехал в Санкт-Петербург. Его звали Генрих Даниэль Гамбс, и он прибыл в молодую столицу вместе со своим учителем и комплектом мебели, изготовленным по заказу императорской семьи. Приехал – и остался, грамотно оценив обстановку мебельного рынка Северной Пальмиры.

В бурно развивающемся городе, где особняки росли как грибы после дождя, а денег на их обстановку никто не жалел (нужно же было соответствовать!), мебельных мастеров катастрофически не хватало. Так что, Генрих Гамбс оказался в нужном месте и в нужное время, обладая, к тому же, нужными талантами. Молодой мастер был не только достойным учеником поставщика королевских дворов Европы, в совершенстве овладевшим секретами и тонкостями мебельного ремесла, но и прекрасным коммерсантом. Он сумел найти деньги, убедив австрийского купца Отта стать сооснователем мебельной фирмы «Отт и Гамбс», и высокородных заказчиков в лице членов императорской семьи.

Вскоре нарядные бюро, шкафы, столики, каминные экраны и комоды красного дерева, украшенные золоченой бронзой, слоновой костью, вышивками и камеями появились в Михайловском замке, Зимнем дворце и загородных царских резиденциях.

Так что, гамбсовские «стулья из дворца» - вовсе не преувеличение. Были там и стулья, и кресла, и даже банкетки.

Чуть позже появились и необычные стулья в неоготическом стиле, который активно завоевывал позиции в модных интерьерах.

Но Генрих Гамбс обставлял не только императорские резиденции – его мебель, известную своим качеством, можно было увидеть во многих богатых домах Санкт-Петербурга. Комплект или даже один предмет мебели от Гамбса считался прекрасным подарком – например, на свадьбу или новоселье. Кстати, впоследствии интерьер можно было дополнять другими предметами мебели, отлично сочетающимися друг с другом. Мебель из красного дерева с позолоченными латунными накладками во французском стиле «жакоб» с легкой руки мастера Гамбса стала очень популярной в России.

Яркой новинкой для русских заказчиков стало использование в мебели вставок из стекла. Техника росписи цветного стекла с зеркальной амальгамой называлась «эгломизе» и была изобретена во Франции. Но в Европе в этой технике исполняли лишь мелкие вставки для табакерок или шкатулок, а Гамбс применил ее в крупных предметах интерьера.

Генрих Гамбс связал свою жизнь с Санкт-Петербургом навсегда – он принял российское подданство и получил звание придворного, нет, не мебельщика, а механика! Почему механика? Благодаря всяким скрытым в мебели механизмам и «секретам»: потайным ящичкам, замаскированным нишам, встроенным часам и музыкальным шкатулкам, и прочим хитростям. Подобные штучки считались в те времена очень модными.

Вскоре Гамбс стал единоличным владельцем фирмы, расширил ее, привлекая к работе сыновей, и построил для своей семьи дом на Итальянской улице. Любопытно, что сейчас именно на этой улице стоит памятник, пусть косвенно, но связанный с деятельностью Гамбса:

Даже не знаю, случайность ли это?

«Сей искуснейший художник, сорок лет производящий свою работу, приобрел уже такую славу, что всякая похвала была бы излишня», - так писали о Генрихе Гамбсе современники. Его мебель служила образцом для подражания, а сам мастер был настоящим законодателем мебельной моды на протяжении нескольких десятилетий.

При сыновьях и внуках Генриха Гамбса слава фирмы не померкла. Они по-прежнему изготовляли мебель для дворцов, принимали участие в восстановлении императорских интерьеров после пожара и даже добились почетнейшего звания «Поставщик Двора их Императорских Величеств и Высочеств». Но в то же время мастера стали изготавливать и более дешевую мебель для повседневных нужд, а не для парадных покоев.

«Двенадцать стульев» - роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова, написанный в 1927 году и являющийся первой совместной работой соавторов. В 1928 году опубликован в художественно-литературном журнале «Тридцать дней» (№ 1-7); в том же году издан отдельной книгой.
В основе сюжета - поиски бриллиантов, спрятанных в одном из двенадцати стульев мадам Петуховой.


Разворот первого журнального издания, художник М. Черемных

История, изложенная в произведении, не ограничена рамками приключенческого жанра: в ней, по мнению исследователей, дан «глобальный образ эпохи». Но поиск мифических (или реальных?) бриллиантов затянулся вот уже почти на 90 лет. И хотя сюжет, да и сам текст практически выучен на зубок, однако же оскомины роман не набил, и читатели, вслед за бывшим уездным предводителем дворянства, а теперь просто Кисой Воробъяниновым и самим Остапом Бендером, сбились в поисках клада,так опрометчиво спрятанного в стуле.
Да не простом, а в комплекте из 12 гамбсовких, дворцовых стульев.

Ипполит, - повторила теща, - помните вы наш гостиный гарнитюр?

Какой? - спросил Ипполит Матвеевич с предупредительностью, возможной лишь к очень больным людям.
- Тот... Обитый английским ситцем в цветочек...

Ах, это в моем доме?

Да, в Старгороде...

Помню, я-то отлично помню... Диван, двое кресел, дюжина стульев и круглый столик о шести ножках. Мебель была превосходная, гамбсовская ... А почему вы вспомнили?

Но Клавдия Ивановна не смогла ответить. Лицо ее медленно стало покрываться купоросным цветом. Захватило почему-то дух и у Ипполита Матвеевича. Он отчетливо вспомнил гостиную в своем особняке, симметрично расставленную ореховую мебель с гнутыми ножками, начищенный восковой пол, старинный коричневый рояль и овальные черные рамочки с дагерротипами сановных родственников на стенах.

Тут Клавдия Ивановна деревянным, равнодушным голосом сказала:

В сиденье стула я зашила свои бриллианты.


Гостиный гарнитур, состоящий из девяти предметов мебели Г. Гамбса и два кресла, мебель находилась в гостиной императрицы Марии Александровны в старом Ливадийском дворце.

Знаменитые стулья из романа «Двенадцать стульев» Ильи Ильфа и Евгения Петрова вышли из мастерской братьев Гамбс. Это была лучшая мебель в то время, а следовательно и ужасно дорогая. Компания Генриха Гамбса занималась меблировкой комнат в Царском Селе, выполняла заказы Павла Первого, реставрировала мебельные гарнитуры в Эрмитаже. Многие из работ Гамбса того времени, выполненные по рисункам В. Бренны и А. Воронихина, украшали царские дворцы _ и до сих пор их можно видеть, например, в Павловске. Это подлинные шедевры мебельного искусства.

Стулья и кресла от Гамбса

Стулья в стилем «жакоб», очень характерном для Гамбса - мебель из красного дерева с латунными накладками.


Кресло вольтеровского типа относится к одной из разновидностей трансформируемой мебели


Канапе «тет-а-тет». Мастерская братьев Гамбс. Санкт-Петербург. Конец 1830-х гг.
Дерево хвойной породы (основа), красное дерево (фанеровка), красное дерево (массив), лак, бархат, латунь; столярная работа, фанеровка, резьба, полировка, обивка.

Генрих Даниэль Гамбс (1764 _ 1831) приехал в Петербург из прусского городка Нейвид в 1795 году _ вероятно, наслышавшись о пышном дворе императрицы Екатерины II. Явился он с весьма ограниченными средствами, а посему не стал терять времени и оповестил горожан через "Санкт-Петербургские ведомости" о своих планах: "Механик Гамбс, обучавшийся своему художеству у Давыда Рентхена в Нейвиде, честь имеет известить почтенную публику, что он откроет сего Ноября 22 числа по Невскому проспекту против Казанской церкви в доме господ Еропкиных под # 297 магазин для продажи всяких мебелей. В рассуждении потребы знатного капитала, как для сего заведения так и для содержания фабрики, имеет он производить продажу не иначе как за наличные деньги, напротив же того обещает продавать все за самые сходные цены".

На Итальянской улице уже успели воздвигнуть Монумент, изображающий Остапа Бендера рядом с объектом его вожделений - гамбсовским полукреслом. Изделие мастера Гамбса действительно могло появиться на свет на этой петербургской улице - только не в здании, возле которого поставили монумент, а немного дальше, в доме # 17. Именно здесь некогда размещались фабрика и магазин знаменитого мебельщика, а впоследствии и его сына.


Стол в Павловском дворце

Спустя полтора десятка лет слава мастера достигла расцвета: он удостоился звания придворного механика, и ему разрешено было разыгрывать изделия своего ремесла в лотерею. Вот одно из газетных объявлений тех лет: "С дозволения правительства разыгрываться будет большая лотерея, изо 100 выигрышей состоящая и во 100 тысяч рублей оцененная.

Выигрыши можно видеть ежедневно...с 9.00 утра до 6.00 вечера, а равно и билеты по 5 р. получать на фабрике Придворного Механика Гейнриха Гамбса... Сии выигрыши...состоят из собрания прекраснейших вещей и великолепнейших мебелей. Главный выигрыш _ Архитектоническо-Механическое музыкальное бюро с позолоченною бронзою".

Помимо мебели магазин Гамбса торговал также "электрическими машинами", воздушными насосами и прочими вещами, свидетельствовавшими о разносторонних талантах их изготовителя. Он недаром называл себя механиком: применение этой стороне гамбсовского таланта нашлось в разнообразных тайниках, оснащавших его бюро и секретеры; в свое время в них было укрыто немало драгоценностей. Тайников не было только в стульях...

Мебель Гамбса отличалась «эгломизе» (eglomise) - расписными вставками из стекла с амальгамой (сплав ртути с другими металлами) - для бюро, столиков и часов. Эта техника изобретена во Франции, но использовалась только для вставок в табакерки, шкатулки и прочие мелкие вещи;


Фрагмент. Патент-секретер. Мастерская братьев Гамбс. Императорский фарфоровый завод. Санкт-Петербург. 1814-1844 гг.
Дерево хвойной породы (основа), ольха, палисандр, лак, береза, левкас, фарфор, бархат, кожа, шелк, латунь, бронза, зеркальное стекло; столярная работа, фанеровка, полировка, резьба, золочение, роспись, тиснение, оклейка, монтировка.


Патент-секретер. Мастерская братьев Гамбс. Императорский фарфоровый завод. Санкт-Петербург. 1814-1844 гг.

После смерти Генриха мебельное производство унаследовали сыновья: Петр руководил компанией с 1828 года, а Эрнест с 1830 года. До середины 19 века фирма Гамбсов была ведущей на рынке мебели в Санкт-Петербурге.

А в том, что она была таковой, лишний раз убеждают слова И. Пушкарева, автора книги "Описание Санкт-Петербурга", вышедшей через несколько лет после смерти мастера. В главе о мелкой промышленности он пишет: "Из множества мебельных мастеров прежде первенствовал над всеми покойный Гамбс, ...отличный художник в этом роде, и мебели его славились красотою и прочностию".

Увы, Петеру не удалось поддержать былое реноме. Уже через пару десятилетий фабрика Гамбса, очевидно, не выдержав растущей конкуренции, прекратила существование. Подробностей об этом времени сохранилось немного; известно лишь, что именно в те годы дом на Итальянской был перестроен _ по проекту начинающего архитектора Г. Боссе. Возведенное тогда зодчим двухэтажное здание на высоких подвалах (третий этаж надстроили в конце ХIХ века) во многом сохранил свой наружный облик до наших дней.



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.