Князья Аскольд и Дир – кратко. Аскольд и Дир. Русы в Киеве

Как писалось в предыдущей статье о формировании первых поселений на территории Киева, признаки градостроения начали проявляться приблизительно в V-VI-м веке. Точных данных о том, кем был основан город не существует, но большинство теорий гласят, что первыми правителями Киева были выходцы из Скандинавии - варяги. Интенсивному росту города способствовало очень выгодное географическое размещение (знаменитый торговый путь из «варягов в греки» вдоль Днепра), а также возрастающее могущество дружины (войска) полянского племени (центром которого и являлся Киев). Именно военное превосходство полянских земель помогло объединить вокруг Киева, близ расположенные соседние восточнославянские племена, в большинстве своем находившиеся на территории современной Украины. Вся интересная информация о первых киевских князьях доступна во время наших .

Аскольд и Дир. Первыми князьями Киева, имена которых упоминаются в летописях, являются князья Аскольд и Дир, которые правили Киевом в промежутке с 860 по 880-е года. Достоверно мало известно об этом периоде, а также о том, как князья «засели» в Киеве, но теории их происхождения также сходятся на скандинавских корнях, а некоторые ученные утверждают, что Аскольд и Дир были дружинниками Рюрика. Существует мнение, что Аскольд мог быть потомком Кия, а Дир это лишь его второе имя либо прозвище. Первый военный поход киевского войска на Царгород (Константинополь) в Византию был совершен в это же время, что свидетельствует об уже определенном могуществе киевских земель.

Олег в Киеве. Согласно одному из основных источников, на основании которого мы можем выстраивать хронологию развития Киева - это Повесть временных лет, в 882-м году в Киев вступил князь Олег и убил Аскольда (Аскольда и Дира) и стал править Киевом и всеми подконтрольными ему землями. Олег являлся, скорее всего родичем, легендарного Рюрика. Согласно общей теории, после смерти Рюрика, взяв с собой его сына, еще малолетнего Игоря, Олег набрал войско и начал спускаться в южном направлении. После завоевания Смоленска и Любеча, Олег пришел в Киев, и убив местных князей, стал здесь править. Олегу понравился новый город и его расположение, и он решил засесть в нем, тем самым, якобы, соединив свои северные земли с новыми, Киевскими и сделав столицей именно их.

Олег правил Киевом более 30-ти лет. За это время он значительно увеличил владения своей новой державы - присоединил к Киеву древлян, радимичей и северян. В ходе победоносных походов на Византию в 907-м и далее в 911-х годах были подписаны одни из первых письменных договоров между Константинополем и Киевом, установлены льготные права для торговли руских купцов. Олег заимел титул Великого Князя, считается основателем рода Рюриковичей-князей Киева. Легенды о смерти Олега от укуса змеи также обрела народную популярность.

? — 882 год

Один из дружинников легендарного Рюрика. Аскольд вместе с Диром покинули Новгород, правили в Киеве и в 866 г. пошли в поход на Византию. В 882 г. в процессе объединения Северной и Южной Руси в одно государство был убит воинами князей Олега и Игоря.

Аскольд - один из древнейших исторически засвидетельствованных правителей на Руси. В 862 г. в составе «приглашенных» варягов пришел на Русь. Вместе с осуществили знаменитый поход на Византию и стали правителями Киева. В 882 г. во время объединения Северной и Южной Руси в одно государство был убит воинами князей и .

Путь на Киев

Имя Аскольда связано с самым началом русской истории. Когда, согласно рассказу «Повести временных лет» под 862 г., Рюрик стал раздавать города на севере Руси мужам своим, двое варягов - Аскольд и Дир, отпросились у него в поход на Византию вместе со «своим родом».

Архангелогородский Летописец сообщает, что Аскольд и Дир в 863 г. были рядом со , но не обосновались в нем, потому что это был «большой город» и нужно было много сил, чтобы его завоевать. Далее в 864 г. они остановились в Киеве, по словам летописи, «небольшом городке», который платил дань хазарам. По мнению некоторых ученых, например, Х. Ловмяньского, Аскольд и Дир не завоевывали Киев, а город их «призвал на княжение», то есть заключил договор («ряд»), подобно тому, как это бывало в и Северной Руси.

Установив свою власть над Киевом и местным племенем полян, Аскольд и Дир, по данным русских летописей, вели войны и с другими народами - полочанами, кривичами, древлянами, уличами, а также с болгарами и печенегами. Никоновская летопись (XVI в.) даже сообщает о том, что в 864 г. в Болгарии был убит «Оскольдов сын». На основании уже сведений Иоакимовской летописи считал, что сына Аскольда убили греки, и это свидетельствует о войне Руси с греками еще до известного по летописям похода на Царьград.

Поход на Царьград

В 866 г., как сообщает Повесть временных лет, Аскольд и Дир, собрав дружину из «многих варягов», совершают поход на Византию на 200 кораблях. В византийских источниках действительно сообщается о крупном набеге руси, но несколько раньше, в 860 г. Новгородская первая летопись помещает это событие в запись с еще более ранней датой - 854 г.

Большинство историков в настоящее время считает, что именно византийская дата, 860 год, является наиболее достоверной. Ранние даты в русских летописях изначально отсутствовали и были приурочены к годам правления императоров в византийских хрониках. Некоторые исcледователи отмечают, что сам эпизод похода описан, скорее, с византийской, чем с русской точки зрения и мог быть скопирован в летописи из византийских хроник. Согласно всем источникам поход окончился неудачей из-за бури, которая внезапно поднялась (ей предшествовали молитвы императора и патриарха и опускание в воду ризы Богородицы) и разметала корабли Руси. К сожалению, греческие авторы не упоминают имена предводителей похода, но при этом по их рассказу создается впечатление, что им руководил все же один человек. Новгородские летописцы так же, как и византийцы, не упоминают в связи с этими событиями имен Аскольда и Дира.

Жертвы лжекупцов

В 882 г. новгородский князь вместе с (еще малолетним - если верить Повести временных лет) предпринял большой поход на Киев. Приплыв к городу, Олег остановился в урочище на берегу Днепра. Прикинувшись купцом, да еще сказавшись больным, князь пригласил к себе на встречу Аскольда и Дира. Во время встречи Олег заявил, что только Игорь, сын , и он сам, как его родич, имеют права на княжение в Киеве. После этого выскочившие из ладей воины Олега убили Аскольда и Дира.

В описании этих событий много неясного. С одной стороны, если изложение событий в летописях верно, непонятно, почему Аскольд и Дир вышли к ладьям не известных им «купцов», не заподозрив засады. С другой стороны, если, как считают некоторые историки, дружина князей-соправителей была так немногочисленна, что им самим приходилось встречать купцов, то непонятно, зачем Олегу было нужно пускаться на подобную хитрость.

Согласно предположениям ряда исследователей Аскольда и Дира заманили в ловушку, дав им понять, что с ними хотят установить связь противники Олега и «рода Рюрика» в борьбе за власть над всей Русью. Может быть, потомки братьев Рюрика - или ? Целью Олега в любом случае было не только убийство Аскольда и Дира, но и утверждение «рода Рюрика» единственно законными правителями Руси.

Переход власти над Киевом к Олегу и Игорю - не единственный вопрос, который задали исследователям летописи в отношении Аскольда и Дира. Самые первые из них: кем на самом деле приходились Рюрику эти варяги, и было ли их на самом деле двое?

Аскольд - сын Рюрика?

Историки давно обратили внимание на то, с какой старательностью летописец Повести временных лет показывает, что Аскольд и Дир не принадлежали к «роду» Рюрика и, соответственно, приоритет власти над Киевом законно принадлежал именно Игорю. Под 862 г. он пишет о них: были у Рюрика два мужа, которые не были родственниками его, но были боярами. А в записи 882 г. подчеркивает, что полноправные князья Руси только из рода Рюрика.

Новгородская первая летопись, сохранившая более ранний пласт сведений о начале русской истории, указывает, что информаторы Олега в Киеве называли Аскольда и Дира братьями. При этом она не упоминает ни о том, что они были боярами Рюрика, ни о том, что они были вообще с Рюриком знакомы. Архангелогородский Летописец, в свою очередь, пишет об Аскольде и Дире, что они не принадлежали ни к княжескому, ни к боярскому роду.

Высказал предположение, что Аскольд был на самом деле сыном Рюрика и пасынком овдовевшей в 879 г. «княгини Рюриковой». Исследователь обратил внимание на то, что в Иоакимовской летописи в отличие от других упоминается только Аскольд. Дир, по мнению историка, появился из-за ошибки летописцев, принявших за имя сарматское по происхождению слово «тирар», что значит пасынок. Стоит, наверное, прислушаться внимательнее к аргументам В. Н. Татищева. Хоть и написано, что Аскольд не от рода Рюрика, однако последний его не отпустил бы с войском. Не был бы он князь и не получил бы он войска, то и в Киеве не смог бы княжение принять. Отсюда, считает первый русский историк, и зависть Олега к Аскольду и желание его убить.

Двое или один?

Гипотеза В. Н. Татищева, хотя и объясняет, почему русские летописцы задним числом так отстаивали приоритет именно Игоря (как победителя) перед Аскольдом на власть в Киеве, не пользовалась популярностью в науке. Зато идея о том, что Аскольд и Дир - это один и тот же человек, нашла немало сторонников.

Скандинавское имя Аскольда, как полагает большинство историков, звучит как Hoskuldr. Имя Дира находит ближайшие аналогии в древнесеверных языках - Djor, Djur, что, по мнению многих исследователей, означает «Зверь», эсхатологический образ в традиционной культуре. То есть, «Дир» могло быть прозвищем Аскольда. В последние годы в историографии широко обсуждается возможность того, что Аскольд и Дир, будучи все же личностями реальными, правили в Киеве, но не одновременно. Совмещение Аскольда и Дира в летописи как «соправителей» в период 862-882 гг., - писал известный ученый Г. С. Лебедев, - безусловно, искусственная конструкция. Одним из аргументом в пользу гипотезы о разновременном правлении Аскольда и Дира называют сообщения летописи о хоть и почетных, но все же разных местах их погребений на территории Киева. Это действительно выглядит странно, если учесть переданные летописью обстоятельства их одновременной гибели.

Датой, когда произошла смена власти, называют 860 г., время похода Руси на Царьград. Причем, по мнению Г. С. Лебедева, Дир правил Русью в 838-860 гг., то есть начал еще до 862 г. В качестве аргумента гипотезы о том, что Дир правил раньше Аскольда, часто приводится сообщение арабского автора Х в. ал-Масуди в сочинении «Золотые луга» о первом из славянских царей.

Аскольд - сын Одина?

Существуют в науке и сомнения в исторической реальности Аскольда. Например, Владимир Егоров, указывая на скудность исторических свидетельств и их противоречия, предполагает, что Аскольд и Дир были легендарными персонажами в летописи. По его мнению, их имена представляют собой измененное написание имен сыновей скандинавского бога Одина - Скольда и Тюра, легенды о которых могли быть занесены на Русь с варягами. Польский хронист Ян Дуглош (XV в.) считал, что Аскольд и Дир были потомками «полянской династии» основателей Киева, наследниками Кия, Щека и Хорива. Эта гипотеза поддерживалась позднее и другими авторами, стремившимися показать приоритет Киевской Руси перед Русью Рюрика.

Ярким свидетельством реальности Аскольда является проникновение на Русь христианства в период его правления.

Евангелия не горят!

Под 876 г. находим в Никоновской летописи повествование о первом крещении Руси при Аскольде. После неудачного похода на Царьград русы решили креститься, и император прислал на Русь архиерея. Князья хотели увидеть знамение и предложили архиерею бросить в огонь Евангелие, чтобы убедиться в силе учения Христа. Евангелие осталось нетронутым огнем, и Русь, потрясенная увиденным чудом, крестилась.

В. Н. Татищев первым из русских историков обратил внимание на сведения о крещении Руси при Аскольде и в византийских источниках, в которых также содержится сюжет о чуде несгоревшего в огне Евангелия. По его мнению, летописец Нестор удостоверяет крещение Аскольда убийством его от Олега и возведением христианами на месте его захоронения церкви святого Николая. Имя Николай, Аскольд, вероятно, принял при крещении. Историк высказывает предположение, что возможной причиной смерти Аскольда было нежелание киевлян принять крещение, которые потому и вступили в сговор с Олегом. Его можно почитать за первого святого мученика на Руси, и только из-за «неведения истории» его имя в святцы не внесено.

Хазарский «след»

По Повести временных лет Аскольд и Дир стали править Киевом вместо хазар, которым поляне ранее (с 859 г.) платили дань. Но ведь эта же летопись сообщает, что полян освободил от хазарской власти Олег после захвата им Киева. Поэтому многие ученые считают, что для того, чтобы утвердиться в Киеве, Аскольд и Дир должны были или могли признать себя вассалами хазар.

Важную роль в сложившейся в Киеве политической конструкции могли играть также находящиеся в восточноевропейских степях венгры, которые в этот период подчинялись Хазарскому каганату. Об их присутствии в Киеве свидетельствуют и местные топонимы угорского происхождения.

Русская летопись рассказывает, что после убийства Аскольда его тело отнесли на Угорскую гору, где был «Олъмин двор», там же захоронили. На месте погребения, согласно сообщению Повести временных лет, Олъма и возвел церковь св. Николы. Историк Г. В. Вернадский предположил, что за таинственным Оломой Повести, судя по всему, достаточно значимой личности в древнем Киеве, скрывается хорошо известный венгерский воевода Альмош, бывший в этот период вассалом хазарского кагана.

Началось ли русское летописание при Аскольде?

Известный ученый Б. А. Рыбаков, проанализировав сообщения Никоновского летописного свода за 867-889 годы, реконструировал их как самую раннюю древнерусскую летопись. Начата она была, по мнению исследователя, после крещения Руси при Аскольде и после изобретения славянской письменности солунскими братьями.

Споры по поводу реконструкции Б. А. Рыбаковым так называемой «Аскольдовой летописи» и отнесения, таким образом, начала составления русских летописей ко времени Аскольда до сих пор не утихают в научном мире. Будущие исследования покажут, был ли действительно этот человек вдохновителем первых русских книжников, но то, что он навсегда вошел в древнюю историю Руси, уже неоспоримо.

Роман Рабинович, канд. ист. наук ,
специально для портала

Аскольд и Дир

Начнем с Аскольда и Дира: возможно, они имеют к Рюрику самое прямое отношение. Летописец рассказывает, что эти двое «ближних людей» Рюрика в 866 году захватили Киев. То ли город был тогда без князей, без воинов, без охраны, то ли при одном появлении Аскольда и Дира потомки Кия со Щеком кинулись бежать… Во всяком случае, никаких сведений об обороне города, о сопротивлении нет. Ни о сопротивлении профессиональных воинов, ни о сопротивлении народа.

Летопись повествует о захвате Киева элегически просто: отпросились Аскольд и Дир в Константинополь «с родом своим» (видимо, наняться в армию Византии, не иначе). Ну, плывут они по Днепру и увидели на горе городок. Пристали и спрашивают: «Чей это городок?» Им же отвечают: «Были три брата, Кий, Щек и Хорив, которые построили град сей, да погибли, а мы сидим, род их, платим дань хазарам». Аскольд да Дир остались в граде сем, и многие варяги с ними вместе».

В общем, валялся Киев на берегу Днепра, Аскольд и Дир его нашли и подобрали. Анекдот? Но так в летописи. При том, что в той же «Повести временных лет» черным по белому написано: после смерти Кия, Щека и Хорива их потомки княжили у полян. «И по сихъ братьи держати, почаша родъ ихъ княженьє в Поляхъ».

«Повесть…» говорит о ближних боярах «Рюрика», а вот северные летописи Аскольда и Дира считают самостоятельными вождями дружин: «А князи в та лета бяху на Роускои земли; От Варяговъ 5 князеи, первому имя Скалдъ [то есть Аскольд], а дроугому Дир, а третьему Рюрик…»

В общем, варяжские князья множатся, и Рюрик - только один из многих.

И по новгородским летописям Аскольд и Дир никак не связаны с Рюриком. Они даже пришли на Русь, в Киев, еще до приглашения самого Рюрика. В Киеве они «назвались князьями», и пойди пойми, о чем речь: о самовольном провозглашении себя князьями, к чему летопись иронична, или о законнейшем превращении вождя бродячей дружины в князя после захвата города…

Северная летопись новгородского епископа Иоакима повествует о еще более увлекательных деталях, напрочь отсутствующих в других местах: о яростной борьбе за власть в Новгороде, бегстве части новгородской знати в 870-е годы от Рюрика к Аскольду. С этими историями, впрочем, коррелируется и рассказ «Повести…» о «бунте Вадима».

Именно это место подтверждает и другая летопись - «Никоновская»: поздний свод, составленный из не дошедших до нас рукописей.

А «Иоакимовская» рассказывает об истории Киева в правление Аскольда. Например, о походах Аскольда против печенегов и болгар, о гибели сына Аскольда в войне с болгарами. Рассказывается там и о походах против племен полочан и кривичей, причем ведь Рюрик, согласно «Повести временных лет», посадил у полочан и кривичей своих наместников! Но о войне Аскольда с Рюриком в «Повести…» нету ни слова. И вообще в «Повести…» сам Аскольд - это мятежный воевода Рюрика… Полное впечатление, что летопись недоговаривает, хотя и непонятно, почему.

Может, летописец упорно не хочет сообщать, что и помимо Рюрика на Руси были самостоятельные правители? Ведь летописи сводились воедино, составлялись в единый свод при прямых потомках Рюрика?

Из книги История, мифы и боги древних славян автора Пигулевская Ирина Станиславовна

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора

3.3. Аскольд - Иисус Коляда Князья Аскольд и Дир почти всегда упоминаются в летописях вместе, как неразлучная пара. В.Н. Татищев считал, что на самом деле был один только Аскольд, а «Дир» - это не имя человека, а титул Аскольда. Вот что писал Татищев: «Оскольд и Дир хотя два

автора Носовский Глеб Владимирович

3.1. Аскольд и Дир на страницах романовской истории Обратимся к событиям, описанным в начальных главах русских летописей. Обычно эти главы воспринимаются как рассказ о полузабытых временах древнейшей русской истории. Не имеющей, как считается, особого отношения к истории

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

3.3. Аскольд - Иисус Коляда Князья Аскольд и Дир почти всегда упоминаются в летописях вместе, как неразлучная пара. Татищев считал, что на самом деле был один только Аскольд, а «Дир» - это не имя человека, а титул Аскольда. Вот что писал Татищев: «Оскольд и Дир хотя два

Из книги Путь из варяг в греки. Тысячелетняя загадка истории автора Звягин Юрий Юрьевич

а. Легендарная парочка: Аскольд и Дир На роль первопроходцев «великого пути» могли бы претендовать Аскольд и Дир. «И бяста у него два мужа, не племени его, но боярина, и та испросистася ко Царюгороду с родомъ своимъ. И поидоста по Днепру, и идуче мимо, и узреста на горе

Из книги Русь, которая была-2. Альтернативная версия истории автора Максимов Альберт Васильевич

АСКОЛЬД И ДИР Длугош и Стрыйковский считали Аскольда и Дира потомками Кия, причем последний ученый называл Аскольда Осколодом. Если бандит и налетчик Кий был основателем города, то Аскольд и Дир могли быть его непосредственными преемниками, такими же «рэкетирами» на

Из книги Запрещенный Рюрик. Правда о «призвании варягов» автора Буровский Андрей Михайлович

Аскольд и Дир Начнем с Аскольда и Дира: возможно, они имеют к Рюрику самое прямое отношение. Летописец рассказывает, что эти двое «ближних людей» Рюрика в 866 году захватили Киев. То ли город был тогда без князей, без воинов, без охраны, то ли при одном появлении Аскольда и

Из книги От Византии до Орды. История Руси и русского Слова автора Кожинов Вадим Валерианович

Из книги Начало русской истории. С древнейших времен до княжения Олега автора Цветков Сергей Эдуардович

Аскольд и Дир. Русы в Киеве Во главе похода 860 г. на Царьград «Повесть временных лет» поставила двух «варягов» - Аскольда и Дира, будто бы пришедших в Киев из Новгорода и освободивших «полян» от хазарской дани.Подобно Рюрику, оба «варяжских князя» прочно обосновались на

Из книги Фавориты правителей России автора Матюхина Юлия Алексеевна

Аскольд (? – 882) и Дир (? – 882) Аскольд и Дир согласно летописным данным являлись дружинниками Рюрика. И хотя история первых киевских князей имеет множество разночтений, доподлинно известно, что они не были его родственниками, но пользовались большим доверием

Из книги От Гипербореи к Руси. Нетрадиционная история славян автора Марков Герман

Основание Киева. Кий, Дир, Аскольд Согласно «Повести временных лет» во второй половине IX века небольшое поселение полян Киев, плативших дань хазарам, было подчинено ильменским словенам, ставшим русами с приходом на княжение Рюрика. Воеводы Рюрика Аскольд и Дир,

Из книги Русь богатырская. Героический век автора Кожинов Вадим Валерианович

Аскольд Впрочем пора вернуться в IX век. Итак, через некоторое время после «призвания» Рюрика, как сообщает поздняя - Никоновская - летопись XVI века (но нет оснований считать ее сообщение заведомо вымышленным), подвластные этому твердому правителю люди «оскорбишася…

Из книги Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови автора Хмыров Михаил Дмитриевич

36. АСКОЛЬД или ОСКОЛЬД первый - обще с Диром (см. 68) - достоверно исторический державец Киева.Происходя неизвестно откуда, явился к Новгороду в числе руси, сопровождавшей призванного княжить Рюрика, в 862 г.; по причинам, толкуемым различно, ушел с Диром из Новгорода,

Из книги Велика історія України автора Голубец Николай

Аскольд і Дир Варяги не тільки користувалися Дніпровою дорогою, але й опанували землі, що лежали по обох сторонах ріки. Коли і яким способом поширилася тут їх влада, про це не знаємо майже нічого. Можемо догадуватися, що варяжські дружини здобували наперед укріплені

Из книги Русский Стамбул автора Командорова Наталья Ивановна

Варяжские витязи Аскольд и Дир До прихода на древнерусскую землю князя Рюрика и его соратников славянским племенам, помимо внутренних междоусобиц, приходилось постоянно отбиваться и терпеть лишения от набегов воинственных, искусных в ратном деле отрядов пришлых

Из книги История Украины автора Коллектив авторов

Аскольд и Дир В датированной части «Повести временных лет» имеется очень краткое сообщение о том, как в Киеве появились правители-варяги. Это якобы были приближенные легендарного Рюрика: «В лето 6370 … бяста у него 2 мужа, не племени его, но боярина, и та испросистася ко


Аскольд князь Киевский (совместно с Диром)
864 — 882

Б. Ольшанский. В лето 908 года. Идущие на Царьград

?—882
Аскольд — варяг из дружины Рюрика, киевский князь в 864—882 гг. (правил совместно с Диром).

Согласно «Повести временных лет», Аскольд и Дир были боярами новгородского князя Рюрика, отпустившего их в поход на Царьград. Они обосновались в Киеве, захватив власть над полянами, которые в это время не имели своего князя и платили дань хазарам (864).



Поход руси на Константинополь в 860 году
Тризна русских дружинников. Картина Г. Семирадского.

С именами Аскольда и Дира в летописи связывается первый поход Руси на Царьград, датированный 866 годом (вероятно имел место в 860 году; византийские источники сообщают только об одном предводителе русов, не называя его имени), за которым последовало так называемое первое крещение Руси. Возможно, что христианским именем Аскольда было имя Николы, так как на месте его могилы была построена церковь в честь этого святого.

Аскольд и Дир были убиты (882) новгородским князем Олегом, обвинившим их в незаконном захвате власти, поскольку они не из рода Рюрика.

По Новгородской первой летописи варяги Аскольд и Дир не связаны с Рюриком, и пришли в Киев до приглашения Рюрика в Новгород, но после похода русов на Царьград. В Киеве они назвались князьями и стали воевать с древлянами и угличами.


Поход на Царьград Аскольда и Дира в Радзивилловской летописи, XV век

Описание в поздних источниках

В Псковской 2-ой летописи (XV век) сказано, что: «А князи в та лета бяху на Роускои земли; От Варяговъ 5 князеи, первому имя Скалдъ (то есть Аскольд), а дроугому Дир, а третьему Рюрик…» .

В Никоновской и Иоакимовской летописях содержатся неизвестные по другим источникам сведения о событиях 870-х годов: бегстве части новгородской знати от Рюрика к Аскольду в ходе борьбы за власть в Новгороде, гибели сына Аскольда в борьбе с болгарами (872), походах Аскольда на полочан (872), кривичей (где Рюрик посадил своих наместников) и печенегов (875). Поход руси на Царьград (860), отнесённый Повестью временных лет к 866, датирован 874-875 годами.

Осада Константинополя руссами во главе с Аскольдом и Диром. Патриарх Фотий и Император Михаил III касаются Ризой Богоматери поверхности моря. Радзивиловская летопись.

Помимо древнерусских летописей, Аскольд и Дир упоминаются в сочинении польского историка XV века Яна Длугоша (возможно, составленном для обоснования претензий Польши на киевское наследство, в противовес московским Рюриковичам). В его трактовке Аскольд был полянским князем, потомком Кия, основателя Киева. Он был воеводой у князя Дира, возможно, сместившим последнего с престола и ставшим самовластным правителем.

Историография по Аскольду


Аскольдова могила, Иван Билибин

В 1919 году академик А. А. Шахматов связал князя Аскольда с Южным Приильменьем (центр Старая Русса) . Согласно его гипотезе, Руса была первоначальной столицей древнейшей страны. И из этой «древнейшей Руси…вскоре после» 839 года началось движение скандинавской руси на юг, приведшее к основанию в Киеве около 840 года «молодого русского государства» . В 1920 академик С. Ф. Платонов отмечал, что будущие изыскания соберут... лучший материал для уяснения и укрепления гипотезы А. А. Шахматова о варяжском центре на Южном берегу Ильменя . Видный историк русского зарубежья Г. В. Вернадский также связывал князя Аскольда со Старой Руссой.

Б. А. Рыбаков выдвинул смелое предположение о наличии в Древней Руси «аскольдова летописания».

Имя Аскольда, по мнению большинства исследователей, происходит от древнеисландского Haskuldr или Hoskuldr. По другой версии — имя имеет местные, славянские корни. Б. А. Рыбаков считал, что имя Осколд может происходить от древнего самоназвания скифов: сколоты.

В 2010 В.В.Фомин счел возможным допустить, что со Старорусской Русью (центр Старая Русса) "были связаны Аскольд и Дир, вынужденные покинуть Приильменье, как только там утвердился Рюрик, представлявший собой варяжскую Русь, вначале обосновавшуюся в Ладоге"

Дир (в Ипатьевской летописи также Дирдъ, ?—882) — легендарный варяг, овладевший вместе с Аскольдом Киевом и убитый вместе с ним новгородским князем Олегом.

Согласно «Повести временных лет», являлся боярином новгородского князя Рюрика. Вместе с Аскольдом они якобы спустились вниз по Днепру до Киева в земле полян, которые в это время не имели князя и платили дань хазарам, и сели там князьями. Далее в ПВЛ сообщается, что в 866 году под предводительством Дира и Аскольда Русь совершила первый поход на Константинополь (а в византийских источниках указано, что поход был в 860 году), затем примерно в 882 году преемник Рюрика, новгородский князь Олег захватил Киев и, по легенде, завлёк обманным путем Дира и Аскольда к своей ладье и умертвил обоих по причине незаконности их правления ввиду отсутствия княжеского достоинства, представив им Игоря, сына Рюрика.


Смерть Аскольда и Дира. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839.

По другой гипотезе, Аскольд и Дир правили в разное время. Упоминание о Дире иногда видят в сообщении арабского географа аль-Масуди (сер. X века), о неком могущественном славянском правителе: «Первый из славянских царей есть царь Дира, он имеет обширные города и многие обитаемые страны, мусульманские купцы прибывают в его землю с различного рода товарами». Следовательно, Дир мог править либо после Аскольда, либо ещё до его прихода. По одной из версий Дир, упомянутый аль-Масуди, правил после Олега Вещего, но был смещён и убит легендарным Олегом II (которого в свою очередь около 936 года изгнал двоюродный брат Игорь Рюрикович). По этой версии, автор ПВЛ совместил предание об устранении Аскольда князем Олегом Вещим с преданием об устранении Дира легендарным Олегом II. По другой версии Дир княжил в Киеве до Аскольда и принимал участие в походе 860 года. Высказывалось предположение, что Дира можно отождествить с «царём славян», к которому кавказское племя санарийцев в 850-х годах обратилось за помощью против арабского халифа. Этот «царь славян» был поставлен автором IX века ал-Йа’куби наравне с правителями Византии и Хазарии. В. Н. Татищев, опираясь на «Иоакимовскую летопись», полагал, что приглашение Аскольда в Киев произошло из-за отсутствия у полян правителя, то есть, как полагают другие историки, после смерти Дира. Впрочем, сам Татищев считал появление Дира ошибкой в прочтении текста летописи.


Смерть Аскольда. Неизвестный художник конца XIX в.

Аскольд и Дир, якобы убитые Олегом вместе, были похоронены в различных местах: «И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила — за церковью святой Ирины». По одной из версий это свидетельствует об искусственном соединении в летописи Аскольда и Дира, что, возможно, произошло из-за неверного прочтения скандинавского написания имени Аскольда — Hoskuldr, или под влиянием местных легенд о Дире и его могиле.

По другой версии «Дир» — это титул или прозвище князя Аскольда, существование которого у многих не вызывает сомнений. Советский историк-славяновед академик Рыбаков Борис Александрович писал: «личность князя Дира нам не понятна. Чувствуется, что его имя искусственно присоединено к Оскольду, потому что при описании их совместных действий, грамматическая форма дает нам одиночное, а не двойное число, как это должно было бы быть при описании совместных действий двоих лиц».

Поход на Константинополь.

Сосредоточив после смерти братьев власть в своих руках, Рюрик жил в Новгороде, раздав лучшим дружинникам в кормление города Полоцк в земле кривичей, Ростов в земле мери, Белоозеро в земле веси, Муром (город одноименного финского племени на реке Оке). Он разрешил Аскольду и Диру отправиться в поход на Константинополь. Существуют разные мнения о происхождении Аскольда и Дира. По одной версии, Аскольд, русский каган, являлся прямым потомком Кия — основателя Киева. Он правил Киевом вместе с Диром (или Дмиром). По другой версии, киевским князем был Дир, у которого воеводой служил Аскольд. По третьей версии, Аскольд и Дир являлись дружинниками и товарищами Рюрика.

С небольшой дружиной они спустились по Днепру до Киева, остановились у полян и стали собирать войско. Киевляне платили дань хазарам. Аскольд и Дир обещали освободить их от дани и осели в богатом городе. Варяги во главе с опытными военачальниками провели несколько успешных походов в степь, и хазарам расхотелось требовать дань от киевлян. За четыре года активной боевой жизни дружина Аскольда и Дира значительно усилилась. Они решили идти на Константинополь.

Подготовка к сложному походу завершилась, и 200 ладей отправились в 860г. по Днепру к Черному морю. В каждой ладье было по 40—50 человек.


Жертвоприношение Рюрика 862 год.
Гравюра Б. Чорикова. XIX в.

Время для похода они выбрали очень удачное. В Царьграде в тот год не было ни армии, ни императора Михаила III, который вел трудную борьбу с арабами. В столице находился лишь патриарх Фотий, но он не думал о нашествии врага, обремененный государственными, религиозными и личными делами. Летом 860 г. император Михаил III ушел в поход на арабов. Ладьи Аскольда и Дира спешили к столице Византийской империи.

18 июня 860 г. в Константинополе стояла тихая солнечная погода. Вдруг на севере в проливе показалось пестрое пятно, и люди застыли от ужаса: ладьи руссов разрезали мягкую волну, приближаясь к городу. Ладьи шли точно по намеченному Аскольдом и Диром курсу. Каждая знала свое место в строю. Руссы четко высадили десант, взяли невысокие загородные ворота, рассыпались по предместьям. Работали воины Аскольда и Дира слаженно: все ценное они бросали в ладьи, затем огонь — в дома...

А византийские воины готовились к вражескому штурму. Они очень надеялись на высокие прочные стены Константинополя.

Справившись с первой задачей налета, руссы приблизились к городу и принялись сооружать насыпь. Защитников было слишком мало, и настроение у них быстро менялось. Они были близки к панике, отчаянию. С внешней стороны под стенами копошатся упрямые любители чужого добра. С внутренней стороны крепости, как из вулкана, неожиданно проснувшегося, несется шум паникующего Константинополя.

И вдруг стал затихать вулкан: что-то важное произошло в городе. Там в храме Святой Софии патриарх Фотий говорил спокойно, твердо. И речь его была странной. Он обличал сограждан, напоминая о том, как «греки несправедливо обежили приезжих руссов», о других грехах.

Насыпь росла. А жители столицы мировой державы шли к храму, откуда доносился уверенный голос: «Мы получали прощение и не миловали ближнего. Сами обрадованные, всех огорчали, сами прославленные, всех бесчестили... Наконец настало время прибегнуть к Матери Слова, к Ней, единственной надежде и прибежищу. К ней возопим: «Достопочтимая, спаси град твой, как ведаешь!»».

Из Влахернского храма подняли ризу Божией Матери, и отправился люд в Крестный ход. Патриарх и духовенство в полном облачении, хоругви, торжественный хор голосов, вереница горожан и впереди — чудотворная риза...

Руссы снизу увидели людей на крепостной стене и небо, подрезанное кромкой кирпичной стены. В небе продвигались не спеша люди, спаянные единым духом...

Несколько десятилетий подряд ходили славяне на славян, и не было у них единения, не было могучей опоры духа, который вел византийцев по стене. Рюрик мечом наводил порядок у славян — удалось ли это? Страх слегка угомонил славян, но между высокой стеной и небом византийским было другое. Не страх вел горожан в Крестный ход.

Византийцы все шли и шли по стене. Единой массой. Голоса певчих воздействовали на руссов магически. Руссы были не из пугливых. И то состояние, которое они испытывали, испугом назвать нельзя. То было более сильное чувство. И не чувство то вовсе было, но — Вера. В тот миг воины поняли, что людей на стене победить нельзя, как нельзя заставить солнце не светить. И когда неспешная процессия приблизилась по кромке между небом и стеной к строителям насыпи, кто-то из руссов вскрикнул, бросил инструмент и помчался к ладьям, увлекая за собой соратников. Никто в них не стрелял, никто не гнался за ними. А они бежали, бежали, будто от огня.

Взволнованные руссы отправились домой...

В 867 г., как говорит Фотий в послании Папе Римскому, племя руссов приняло христианскую веру. Это было одно из племен, осевших в Причерноморье. Впрочем, некоторые историки утверждают, будто первым на Руси принял православную веру Аскольд, а значит, и многие из его дружины.

Этот эпизод, зафиксированный в послании Константинопольского патриарха, нужно иметь в виду, обсуждая тему Крещения Руси, которое состоялось более чем через столетие после описываемых событий.

"Повесть временных лет" поставила двух "варягов" — Аскольда и Дира, будто бы пришедших в Киев из Новгорода и освободивших "полян" от хазарской дани.

Подобно Рюрику, оба "варяжских князя" прочно обосновались на страницах древнерусской истории. Однако подтвердить историчность этих персонажей абсолютно нечем. В середине IX в. ни Новгорода, ни Киева как городских центров еще не существовало. Имена предводителей русов, совершивших в 860 г. набег на Константинополь, остались неизвестны византийским и западноевропейским хронистам. Похожая картина наблюдалась и на Руси, где предшествующий "Повести временных лет" летописный свод, сохранившийся в составе Новгородской первой летописи младшего извода, тоже не связывал этот поход с Аскольдом и Диром. Из этого следует, что имена Аскольда и Дира были внесены в летопись одним из поздних редакторов "Повести временных лет", который также превратил их в "варягов" и Рюриковых "бояр". Таким образом, вся история их княжения в Киеве есть "поэма", совершенно не подходящая для исторических реконструкций.

Для подтверждения исторического существования Аскольда и Дира обыкновенно привлекается фрагмент из сочинения арабского историка Масуди с упоминанием схожего имени: "Первый из славянских царей есть царь Дира (или Алдира, Дина, Алдин. — С. Ц. ), он имеет обширные города и многие обитаемые страны; мусульманские купцы прибывают в столицу его государства с разного рода товарами".

При этом историки закрывают глаза на то, что данный текст совершенно не подходит для описания Среднего Поднепровья второй половины IX в., где еще не было ни "обширных городов", ни политического объединения, обнимавшего "многие обитаемые страны", а более или менее заметные следы торговли с арабами (клады с дирхемами) появляются только после 900 г.

Но самое главное, сообщение Масуди о "царе Дире" рассматривается в отрыве от контекста, который предполагает совсем иную историко-географическую реальность. Границы "царства Дира" очерчены следующим образом: "Подле этого царя из славянских царей живет царь аль-Олванг, имеющий города и обширные области, много войска и военных припасов; он воюет с Румом [Византией], Ифранджем [Франкской империй], Нукабардом [искаженное: лангобарды, то есть Северная Италия] и с другими народами..." Судя по географическим меткам, арабский писатель явно говорит о каком-то хорватском князе Далмации (среди тамошних городов Константин Багрянородный, современник Масуди, называет Алвун (Олванг у Масуди) — современный Лабин на полуострове Истрия в Югославии). "Затем, — продолжает Масуди, — с этим славянским царем граничит царь Турка [Венгрия]. Это племя [венгры] красивейшее из славян лицом, большее из них числом и храбрейшее из них..."

Итак, "царство Дира" ограничено с одной стороны северозападными Балканами, с другой — Венгрией, каковое обстоятельство перечеркивает все попытки соотнести его с киевским княжеством Аскольда и Дира.

Более того, оно не идентифицируется вообще ни с одним из славянских государств конца IX - начала X в. Согласно географическим ориентирам Масуди, "царство Дира" должно располагаться либо к югу, либо к северу от Дуная, на территории между Далмацией и Паннонией (Венгрией). Стало быть, речь может идти о Великой Моравии или о Болгарии — странах, чьи государи действительно претендовали на первенство в славянском мире, в обширных владениях которых были многолюдные города. Но ни к одному из них не приложимо наименование "царство Дира", поскольку это имя отсутствует как в именословах правящих династий, так и в топонимике этих стран.

Древнерусский воин. Конец IX - начало X в.

Но и это еще не все аргументы против локализации "царства Дира" в Среднем Поднепровье. Причисление к "славянам" венгров свидетельствует о том, что Масуди использовал термин "ас-сакалиба" ("славяне") весьма расширительно — для обозначения вообще населения Европы, живущего между Франкским государством, Италией и Византией. Поэтому не исключено, что под "первым из славянских царей" на самом деле подразумевается Оттон I — саксонский герцог, а с 936 г. король Восточнофранкского королевства (Германии) — действительно сильнейшего государства Центральной Европы того времени.

Явная чужеродность летописных преданий об Аскольде и Дире исторической реальности Киева на Днепре позволяет предположить их причастность к истории какого-то другого, дунайского Киева, куда они могли прийти из . На эту роль подходят, например: Кеве (Kevee, близ Орсова), о котором повествует венгерский летописец Аноним Нотариус, город Киёв в Южной Моравии недалеко от Брно, еще шесть Kyjov и три Kyje в Чехии, три Kije, четыре Kijani и два Kijova в Словакии. В пользу этой гипотезы говорит и сообщение Никоновской летописи (XVI в.) о гибели сына Аскольда в борьбе с дунайскими болгарами.

Этимология обоих имен не прибавляет ничего существенного к происхождению Аскольда и Дира. Имя Дир кельтское (Dir) и означает — верный, сильный, знатный (Кузьмин А.Г. Древнерусские имена и их параллели // Откуда есть пошла Русская земля. Кн. 1. М., 1986 ); усвоено также славянами (в хронике Козьмы Пражского встречаются чешские имена Тир, Тиро; у польского историка Палацкого упомянут Дирслас или Дирислас). Имя Аскольд (первоначальное Оскольд), по всей видимости, родственно церковнославянскому слову осколъ — "скала" (прибавление конечного "д" характерно для южнорусского наречия — так и Дир в Ипатьевской летописи читается в форме Дирд) (Фасмер М. Этимологический словарь: В 4 т. Изд. 2. М., 1986. Т. III. С. 160 ). То есть оба они лишены каких-либо характерных черт, которые помогли бы прочно увязать их с тем или иным регионом.

В конце концов, единственным доказательством реального присутствия Аскольда и Дира в истории древнего Киева являются их "могилы", упоминаемые уже в "Повести временных лет" как местные достопримечательности и сохранившиеся в киевской топографии вплоть до наших дней. Впрочем, разнесенные между собой на значительное расстояние, они мало способствуют популяризации летописного представления о "варяжских князьях" как о неразлучном правительственном тандеме. Да и само "народное краеведение", приурочивающее те или иные местности к биографиям исторических или псевдоисторических персонажей, — крайне ненадежный источник даже для вероятностных заключений.

Словом, очень похоже, что перед нами фантомные фигуры начальной русской истории.

А между тем русы действительно должны были обосноваться в Среднем Поднепровье не позднее середины IX в. Патриарх Фотий отметил, что в 860 г. русы обратили оружие против Византии лишь после того, как покорили окружавшие их народы. Этими народами могли быть только обитавшие в Поднепровье восточнославянские племена, которых Константин Багрянородный немного позднее опишет как "пактиотов" (то есть данников) русов.

Вероятнее всего, первый "русский" князь, обосновавшийся в Среднем Поднепровье на киевских "горах", остался для нас неизвестным. Но если говорить не о личности правителя, а о правящем слое в целом, то гадать здесь не приходится: он состоял из таврических русов. Ведь, по заключению Д.Л. Талиса, "Днепровскую Русь византийские писатели называли тавроскифами и таврами именно потому, что на нее было перенесено название народа, действительно обитавшего в Крыму в VIII- IX вв., т. е. росов" (Талис Д. Росы в Крыму). На это указывает, в частности, один любопытный гидрографический парадокс — название реки Десны, впадающей в Днепр чуть выше Киева. По современным географическим понятиям это — левый приток Днепра, но для тех, кто дал Десне ее название, она была "одесной", то есть "правой " рекой. А единственным славянским этносом, который, продвигаясь вверх по Днепру, мог обнаружить Десну справа от себя, были .

Видимо, приблизительно с этого времени за Средним Поднепровьем начало закрепляться название: Русь, Русская земля.
________________________________________ ________________________________________
Продолжается сбор средств на издание моей книги «Последняя война Российской империи».
Внести свой вклад можно здесь

Обращаю внимание, что вклад в проект — это не благотворительность, а инвестиция:).
За приобретенные акции предусмотрены подарки и бонусы.



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.