Приказ о работе охранно пожарной сигнализации. Приемка в эксплуатацию пожарной сигнализации. Эксплуатационная документация на АС ПС

При выборе той или иной системы пожаротушения обращают внимание на ее возможности, сложность монтажа и обслуживания, стоимость и другие технические и параметры. Немаловажное значение имеет также срок службы пожарной сигнализации, с учетом которого определяются планы ремонтных работ и реконструкций помещений и рассчитывают расходы на приобретение нового оборудования. На основании установленных производителем гарантийных сроков можно судить о качестве систем пожаротушения.

Какими нормативными документами руководствуются при использовании сигнализации?

Как и любые нормы, по срокам службы пожарной сигнализации существуют нормативные документы, регламентирующие деятельность в сфере пожарной безопасности.

Среди таких документов необходимо назвать:

  1. НПБ (о нормах пожарной безопасности) 75-98, регламентирующие технические требования к приемно-контрольным (ППКП) и управляющим (ППУ) приборам от 1999 г. В данном документе (пп. 9.2.5, 12.2.5) указывается, что средний период работы должен составлять не меньше десяти лет.
  2. НПБ 76-98, описывающий требования для пожарных извещателей, вступившие в действие 01.04.1999 г., устанавливают в п. 17.2.3, что средним сроком эксплуатации ПИ являются 10 лет.
  3. НПБ 58-97, посвященные описанию систем сигнализации адресных, от 31.12.1996 г. В тексте нормативного документа указывается, что сроки эксплуатации адресных систем должны быть не меньше 10 лет (п.4.5.18), а гарантийный срок, установленный производителем, не менее 18 месяцев (п.8.2)
  4. ГОСТ Р53325-2009 о технических средствах пожарной автоматики, который утвержден приказом Ростехрегулирования от 18.02.2009. Данным документом рассматриваются различные виды пожарной техники, их технические характеристики и сроки эксплуатации. Соответственно установлено, что в среднем сроки эксплуатации составляют – не менее 10 лет для:
  • п. 4.2.4.3 срок службы пожарных извещателей дымовых и прочих п. 5.2.4.3 для источников электроснабжения
  • п.6.2.4.1 для оповещателей
  • п.7.2.5.4 срок службы пожарной сигнализации по нормативам ППКП и ППУ.

Все нормативные документы, определяющие срок службы автоматической пожарной сигнализации, приняты в разные периоды, но единодушны в этом вопросе.

Дополнительные документы

Также срок эксплуатации пожарной сигнализации существенно расширяется в следующих документах:

  • РД (распорядительный документ) 009-02-96 о техническом обслуживании и ремонте установок пожарной автоматики, вступивший в действие 01.10.1996 года, согласованный с ГУГПС МВД России. В пункте 1.10 данного документа указывается, что срок эксплуатации пожарной сигнализации до ее замены определяется по документации на технические средства, входящей в комплект автоматики. После окончания указанного срока на основании технического освидетельствования эксплуатация может быть продлена.
  • Согласно ГОСТ 27.002-2015, посвященному надежности в технике и дающему основные термины и определения в данной сфере, действующему с 01.03.2017 г. устанавливает определение «срок службы» пожарной сигнализации. Производители техники могут устанавливать параметры назначенного ресурса и времени службы в календарном измерении, при достижении которых эксплуатацию объекта продлевают после принятия решения о такой возможности.

Какие сроки эксплуатации пожарной сигнализации?

Исходя из перечисленных ранее нормативных документов, законодательно определен только средний срок эксплуатации пожарной сигнализации. Нигде речь не идет о предельных временных нормативах использования, а наоборот предусмотрена возможность продления службы оборудования, если оно прошло обследование и документально подтверждена его работоспособность и пригодность к дальнейшей службе.

Необходимо обратить внимание на последний из нормативных документов (ГОСТ 27.002-2015), который был принят взамен ранее действовавшего стандарта ГОСТ 27.002-89. Если ранее законодательно устанавливали пределы назначенного ресурса, после которого оборудование снималось с эксплуатации, независимо от его технического состояния, то теперь при его работоспособности ограничений по времени эксплуатации не устанавливается.

Таким образом, при бережном отношении и регулярном обслуживании сигнализация может использоваться более десяти лет, но для этого необходимо заключение специалистов о ее пригодности к эксплуатации.

Гарантийные рамки службы пожарной сигнализации

Несмотря на то, что срок эксплуатации пожарной сигнализации по нормативам установлен на отметке десять лет, гарантийные пределы службы значительно короче.

Каждый производитель имеет право самостоятельно определять данный временной отрезок, в течение которого он обязан бесплатно отремонтировать или заменить вышедшую из строя технику.

Обратите внимание!

В нормативной документации установлен минимальный гарантийный период – 18 месяцев, обязательный для адресных систем.

Обычно гарантийный срок службы пожарных извещателей устанавливается от 18 до 36 месяцев. Реже указывается предельный период 1 год.

Заключение

По нормативным документам для пожарной сигнализации срок службы составляет 10 лет и больше. Фактически этот период зависит от правильности монтажа, бережного отношения и регулярного технического обслуживания.

Наше учреждение является бюджетным и финансируется за счет субсидий на выполнение муниципального задания. На балансе нашего учреждения находится здание, в балансовую стоимость которого, входит система (оборудование) пожарной сигнализации. Учредителем в этом году был заключен договор на создание новой системы пожарной сигнализации. В следующем году учредитель собирается нам передавать его на баланс.Вопрос:1. Каким образом нам списать старую систему пожарной сигнализации, уменьшится ли балансовая стоимость здания?2. При принятии на баланс новой системы пожарной сигнализации от учредителя, она должна быть включена в балансовую стоимость здания или учитываться отдельным инвентарным объектом?

Ответ

Ваш вопрос от 28.12.2015 «Наше учреждение является бюджетным и финансируется за счет субсидий на выполнение муниципального задания. На балансе нашего учреждения находится здание, в балансовую стоимость которого, входит система (оборудование) пожарной сигнализации. Учредителем в этом году был заключен договор на создание новой системы пожарной сигнализации. В следующем году учредитель собирается нам передавать его на баланс.
Вопрос:
1. Каким образом нам списать старую систему пожарной сигнализации, уменьшится ли балансовая стоимость здания?
2. При принятии на баланс новой системы пожарной сигнализации от учредителя, она должна быть включена в балансовую стоимость здания или учитываться отдельным инвентарным объектом?»

Отвечает Галина Нефедова, эксперт

1. Работы по установке и монтажу в здании системы пожарной сигнализации взамен уже находившейся пожарной сигнализации квалифицируются как капитальный ремонт здания. Объектом учета в данном случае является здание, а не охранно-пожарная сигнализация.

Таким образом, стоимость проведения указанных работ подлежит отнесению на текущие расходы учреждения. В данном случае под объектом основных средств имеется в виду здание, основной эксплуатационной характеристикой которого является срок полезного использования. Замена системы пожарной сигнализации не может изменить этот показатель, так как срок эксплуатации зданий, как правило, определяется по сроку эксплуатации наиболее долговечных элементов (несущих конструкций). Следовательно, наиболее правомерным представляется списание произведенных расходов по КОСГУ 225 – как при текущем ремонте. Так как данные работы не относятся к работам, в результате которых меняется балансовая стоимость объекта, то и вопрос о списании ранее установленной системы пожарной сигнализации, как и об уменьшении первоначальной стоимости здания, не стоит.

2. Единые функционирующие системы, в том числе система пожарной сигнализации, выполняют свои функции только после установки (монтажа) в здании, сооружении, а не самостоятельно. Указанные системы не является обособленными комплексами конструктивно-сочлененных предметов и не признаются отдельными инвентарными объектами. Однако отдельные элементы данных систем (приборы, оборудование) нужно включить в состав основных средств, поэтому учитывайте их как отдельные инвентарные объекты по стоимости с учетом НДС, указанной в Справке о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3).

монтажно-наладочной организации;

Пусконаладочной организации;

Подразделения охраны;

Органов государственного пожарного надзора.

При необходимости могут быть привлечены другие специалисты.

16.3. Комиссия должна приступить к работе по приемке не позднее трех суток (не считая общевыходных и праздничных дней) со дня уведомления монтажно-наладочной организацией о готовности технических средств к сдаче.

16.4. При приемке в эксплуатацию технических средств монтажно-наладочная организация должна предъявлять рабочей комиссии:

Исполнительскую документацию (комплект рабочих чертежей с внесенными в них изменениями);

Техническую документацию предприятий-изготовителей;

Сертификаты, технические паспорта или другие документы, удостоверяющие качество материалов, изделий и оборудования, применяемых при производстве монтажных работ:

Акт передачи оборудования, изделий и материалов в монтаж (по форме Госкомстата РФ);

Акт готовности зданий, сооружений к производству монтажных работ (приложение 2) :

Акт о проведении входного контроля (приложение 3) ;

Акт об окончании монтажных работ (приложение 5) ;

Акт испытания защитных трубопроводов с разделительными уплотнениями на герметичность (приложение 8) ;

Акт измерения сопротивления изоляции электропроводок (приложение 9) ;

Акт освидетельствования скрытых работ по прокладке электропроводок по стенам, потолкам, в полу (приложение 10) ;

Акт освидетельствования скрытых работ (канализация) (приложение 11) ;

Акт освидетельствования скрытых работ (прокладка кабельных линий в земле) (приложение 12) ;

Протокол прогрева кабелей на барабанах (приложение 13) ;

Акт об окончании пусконаладочных работ (приложение 14) ;

Ведомость смонтированных приборов, извещателей (приложение 16) .

Примечания.

1. При сдаче и приемке в эксплуатацию технических средств сигнализации на объектах, где монтажные работы проводились по актам обследования, предъявляется техническая документация предприятий-изготовителей, а также документы в соответствии с приложениями 1 , , , , , и акт передачи оборудования, изделий и материалов в монтаж по форме Госкомстата РФ.

2. Акт передачи оборудования изделий и материалов в монтаж (форма Госкомстата РФ) представляется в том случае, если монтажно-наладочная организация производит приемку технических средств сигнализации в монтаж от заказчика.

3. Акт об окончании монтажных работ представляются в том случае, если монтажная организация выполняла только монтаж технических средств сигнализации.

Приемка в эксплуатацию пожарной сигнализации

Приказ о назначении рабочей комиссии для приемки

в эксплуатацию технических средств пожарной сигнализации АУПС и СОУЭ

Для приемки в эксплуатацию пожарной сигнализации (технических средств автоматических установок пожарной сигнализации (далее АУПС) и систем оповещения и управления эвакуацией (далее СОУЭ)), согласно требованиям СП 5.13130.2009, СП 3.13130.2009, РД 78.145-93

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Назначить рабочую комиссию в следующем составе:

Председатель комиссии:

– главный инженер

Заместитель председателя:

– главный энергетик

Члены комиссии:

– руководитель службы ОТ

– начальник участка по электроснабжению

– представители органов государственного пожарного надзора и другие специалисты (по согласованию)

2. Комиссии производить приемку в эксплуатацию пожарной сигнализации (технических средств АУПС и СОУЭ в соответствии с требованиями СП 5.13130.2009, СП 3.13130.2009, РД 78.145-93, СНиП 3.01.04-87).

3. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Техническое освидетельствование систем пожарной автоматики проводится каждые 5 лет.

Ниже представлен перечень документов, регламентирующих обязательные для исполнения требования пожарной безопасности:

Федеральный закон 123-ФЗ. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности

Статья 4. Техническое регулирование в области пожарной безопасности

Техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой:

1) установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации;

2) правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности;

3) правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).

РД 25.964-90. Система технического обслуживания и ремонта автоматических установок пожаротушения, дымоудаления, охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Организация и порядок проведения работ

п. 1.1.9. Техническое освидетельствование проводится после 5 лет с момента установок в эксплуатацию (и далее с установленной периодичностью) на предмет технической возможности и экономической целесообразности их использования по назначению.

3.4. Техническое освидетельствование установок проводится комиссионно представителями Исполнителя, Заказчика, местных органов ГПН и, при необходимости, с привлечением представителей других организаций. Указанная работа должна быть совмещена Исполнителем с проведением периодических работ.

3.4.1. Результаты освидетельствования должны быть оформлены "Актом технического освидетельствования автоматических установок пожаротушения, дымоудаления, охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации"

В зависимости от технического состояния ТС и установок в целом комиссия должна давать следующие рекомендации:

Списать установку;

Провести ремонт или замену отдельных ТС;

Продлить эксплуатацию, одновременно назначить срок следующего освидетельствования.

Постановление 880-ПП. Правила пожарной безопасности в городе Москве

7.70. Через каждые 5 лет, а также после истечения срока службы, указанного в технической документации, проводится техническое освидетельствование всей установки на предмет возможности ее дальнейшего использования по назначению в соответствии с РД 25.964-90.

7.71. Техническое освидетельствование проводится комиссией с участием представителей Заказчика (организации эксплуатирующей систему, организации обслуживающей систему), территориального органа ГПН и, при необходимости, других организаций.

7.72. Результаты освидетельствования оформляют соответствующим актом.

7.73. В зависимости от состояния систем автоматической противопожарной защиты комиссия принимает следующие рекомендации:

выполнить монтаж новой установки (заменить установку);

провести ремонт отдельных средств установки;

продлить эксплуатацию установки, назначив срок следующего освидетельствования.



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.