Можно ли идти на третий срок Президенту России: изучаем Конституцию и законы. Президентский срок в России: особенности, права и требования

2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

1. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:

"Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу".

2. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;

е.1) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;

ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Президент Российской Федерации:

а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

1. Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Президент Российской Федерации:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

2. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерация вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

3. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Президент Российской Федерации:

а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

в) осуществляет помилование.

1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.

2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.

1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Президент страны путем тайного всенародного голосования. До 2008 года президент занимал свой пост 4 года. Но во время нахождения Дмитрия Медведева этот срок изменился и стал равен 6 годам. В 81 статью Конституции РФ была внесена соответствующая поправка.

Когда В.В.Путин находился у высшей государственной власти второй срок, он не раз выдвигал предложение об увеличении срока правления президента. Это он мотивировал тем, что за четыре года невозможно сделать объективный вывод президента, так как многие проекты, социально-экономические программы требуют большего времени, чтобы дать первые плоды от своего введения.

Путин предлагал внести на рассмотрение поправку об увеличении срока правления президента в некоторых странах Европы.

Первый опыт избрания президента на 6 лет

Путин стал в России, который будет занимать свой пост на протяжении 6 лет, с 2012 года до 2018. Но перед изменением срока полномочий президента была внесена еще одна поправка в Конституцию, в которой говорилось о возможности менять срок полномочий Государственной Думы и президента. Теперь Дума в одном и том же составе будет заседать не четыре года, а пять.
Президентом РФ может стать гражданин страны, проживающий на ее территории больше 10 лет. Существует возрастное ограничение - человек должен быть не моложе 35 лет. Один и тот же гражданин может быть на два срока подряд. Во власти президента находится внешней и внутренней политики государства.
Президент РФ является представителем РФ внутри страны и за ее пределами.

Избрание президента в других странах

В США, Бразилии, Аргентине, Латвии, Исландии президент избирается на 4 года. В большинстве стран Европейского Союза президент служит своему народу 5 лет. К таким странам относятся: Германия, Греция, Индия. Такой же президентский срок установлен и в Украине. Венесуэла, Мексика, Австрия, Финляндия - в этих странах президент исполняет свои полномочия на протяжении 6 лет. На 7 лет назначают президента в Таджикистане, Турции, Италии, Ирландии, Узбекистане. В большинстве стран президента выбирает народ с помощью тайного голосования. А вот в Германии, Латвии, Турции, Румынии страны. В Великобритании вовсе нет такой должности. Всеми государственными делами парламент, а королева Елизавета властвует, но не правит. Она является неким символом страны и общественным идеалом.

Выборы президента Российской Федерации проводятся каждые шесть лет при помощи процедуры голосования, в которой имеет право участвовать каждый совершеннолетний гражданин страны. Выборы проводятся в соответствии со статьями текущего законодательства.

Инструкция

Выборы проводятся по всей территории и во всех субъектах Российской Федерации. Процедура организовывается специальным органом – Центральной избирательной комиссией (ЦИК) РФ. Помогают в подготовке проведения и обработке голосов территориальные и участковые избирательные комиссии.

Дата выборов объявляется Советом Федерации не позднее, чем за 90 дней. Обычно этот день приходится на второе воскресенье месяца, в котором проходили предыдущие выборы. После объявления даты начинается подготовительный этап, в течение которого производится выдвижение кандидатов на пост президента.

Для успешного выдвижения гражданин должен удовлетворять определенным требованиям, которые предъявляет ЦИК РФ. Выдвиженец может быть членом политической партии, которая имеет право принимать участие и выдвигать своих членов в процессе выборов. Кандидатом может стать и обычный гражданин страны, который имеет поддержку инициативной группы, имеющей число не менее 500 человек. Самовыдвиженец должен собрать в свою поддержку 100 тыс. подписей избирателей в различных субъектах Российской Федерации. Если же кандидат выдвигается политической партией, имеющей право распределять депутатские мандаты, сбор подписей не является обязательным.

Почему «легитимен» третий срок Президента России? Почему выдвижение на третий срок В.В. Путина законно? Сегодня вокруг этого немало спекуляций. Эксперты «пляшут» исключительно вокруг Конституции России, весьма вольно её толкуя, но забывая, что существуют еще и федеральные законы, где конкретно указанно - кто, когда и сколько раз имеет право выдвигать свою кандидатуру на должность Президента России.

Первую часть заметки, посвященную разбору доводов А. Илларионова, смотреть

Рассмотрим юридическую сторону дела о третьем сроке Президента России. Строго говоря, вышеупомянутая формулировка ч. 3 ст. 81 препятствует исключительно избранию Президента России на третий (и более) срок подряд . Если даже создатели Конституции и хотели запретить избираться на должность Президента более двух сроков (причём второй - только подряд после первого), то норму они сформулировали исключительно криворуко. Правило построено таким образом, что оно не запрещает избираться и на третий и т.д. - если только не подряд. Доводы в стиле того, «что если бы это было можно, так и было бы написано» - с юридической точки зрения наивны.

Если попытаться нормально реализовать эту мысль, то норма должна была бы выглядеть так: «Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков». Или: «Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков. Повторное переизбрание допускается не более одного раза». Ещё лучше: «Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков. Повторное переизбрание допускается после истечения первого срока полномочий. Третье переизбрание (избрание на третий срок) не допускается». Ничего этого, как видим, нет.

Прекрасно, что для иллюстрации своей аргументации Андрей Николаевич Илларионов привёл цитаты из трёх зарубежных конституций. Стоит отметить, что французская формулировка о количестве сроков появилась совсем недавно - и она действительно аналогична нашей, следовательно имеет те же недостатки. А вот немецкую и австрийскую формулировки, если кто-то действительно хотел запретить быть Президентом России третий срок - стоило бы заимствовать. Обратите внимание, что эти формулировки разрешают переизбираться только один раз подряд - а это несколько иное, чем «более двух сроков подряд». Да вот было ли такое желание у создателей Конституции 1993 г.?

Эти цитаты ценны и в том отношении, что частично ликвидируют правовой ликбез среди целевой аудитории того же «Эха Москвы». Припоминается спор Романа Александровича Доброхотова и Владимира Николаевича Плигина в 15-ю годовщину принятия Конституции. Тогда г-н Доброхотов с пеной у рта доказывал, что увеличение срока полномочий Президента России с 4 до 6 лет - это типа «движение в сторону Азии, а не Европы».

Андрей Николаевич Илларионов наносит ответный удар : Франция - срок полномочий 5 лет (до недавнего времени был вообще 7); Австрия - 6 лет; Германия - 5 лет.

Правда, вот чего непонятно. Если что, например, Германия - это парламентская республика, и Президент там избирается Федеральным собранием. Во Франции и России, скажем, президенты избираются всенародно. Так с какой стати А.Н. Илларионов проводит между ними параллели, но игнорирует, допустим, английскую королеву? Вопрос, как сказал бы Хэлл, непраздный. Кстати, имеется ещё одна известная и справедливо любимая многими нашими согражданами европейская страна - Италия. «Отчего-то» и она не упоминается.

Ещё интересное. Вот типичный евробюрократ Ги Верховстадт разорялся на тему того, что «существует только одна идея демократии». Смиримся с тем, что указанный персонаж, похоже, в руках не держал учебника по политологии. Но, полюбуйся, честной народ на картину: там королева, которую никто не избирает, тут президент, который в одной стране избирается парламентом, а в другой - всеми гражданами, но по разным системам и с разными ограничениями, на разные сроки. Но «идея одна». Так-то!

Вернёмся к нашей Конституции.

Действующая Конституция России крайне лаконична по многим принципиально важным вопросам, и, подчеркну ещё раз - в части положений исключительно криворуко написана.

Отмечаю это с сожалением, как гражданин России. Сказанное, естественно, ни в малейшей степени не означает возможности не соблюдать требования Конституции. В заметке специально подчёркивается необходимость строго выполнять указанные требования. Недостатки Конституции должны устраняться легальным путём.

Поэтому во многих спорных случаях необходимо обращаться к конкретизирующим Конституцию законам, либо - непосредственно к решениям Конституционного Суда Российской Федерации, который, напомню - в соответствии с ч. 5 ст. 125 Конституции является единственным государственным органом Российской Федерации, который наделён правом официального толкования Конституции России.

Характерно и то, что когда Конституция принималась, и почти два десятка лет действовала, по обсуждаемому вопросу как-то не намечалось широкой общественной дискуссии. Вот напомню манеру поведения в подобных ситуациях Бориса Николаевича Ельцина.

1. Был избран в 1991 г. Президентом РСФСР (впоследствии - РФ) в соответствии с изменённой Конституцией РСФСР и законодательством.

2. В 1992 г. окончательно вошёл в противостояние с законно избранным парламентом РСФСР - Верховным Советом.

3. Своим Указом, который и сегодня является объектом неистового поклонения отечественных «демократов»:

Отменил Конституцию (правда, не полностью - только то, что противоречило Указу - т.е. чуть менее, чем полностью), распустил парламент (не имея на то полномочий);

Назначил выборы в новый парламент и голосование по принятию новой Конституции;

Сам же утвердил порядок проведения этих выборов и этого голосования, ни в малейшей степени не имеющих отношения к действующему на тот момент законодательству (вот, смотрите и учитесь, как строится правовое государство!);

И это ещё не всё - в «Заключительных и переходных положениях» выносимого на всенародное голосование проекта Конституции (раздел второй, ч. 3) содержится замечательная норма: «Президент Российской Федерации, избранный в соответствии с Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации - России, со дня вступления в силу настоящей Конституции осуществляет установленные ею полномочия до истечения срока, на который он был избран».

Разъясняю смысл. То есть, Борис Николаевич Ельцин, ликвидировав систему органов государственной власти, существовавшую по Конституции 1978 г., лично для себя (в отличие от всех остальных органов власти - законодательных, исполнительных и судебных), продлил действие данной Конституции до 1996 г. - т.е. до срока истечения своих пятилетних полномочий в соответствии с «неправильной» и «негодной» Конституцией., которую он «демократично» отменил указом.

Есть и другие занятные моменты. Вновь напомню - органы всех ветвей власти России после принятия Конституции России 1993 г. прошли серьёзное переформирование, кроме Президента. Что бросается в глаза?

1. Различие в статусе Президента и парламента по Конституции 1978 г. и 1993 г. Любой желающий может невозбранно ознакомиться и приобщиться. Очевидно, скажем так, серьёзнейшее усиление Президента и в той же степени ослабление парламента. При этом новый парламент прошёл процедуру выборов, а тогдашний Президент (под которого и писался проект новой Конституции) снисходительно наблюдал за «этой демагогией». По новой Конституции появляется новый Президент с новыми полномочиями, новый парламент - с новыми полномочиями.

Но - при этом парламент избирается действительно новый, а Президент остаётся тот же самый. Причём избиратели за него с его обновленным статусом, новым набором полномочий не голосовали, но он всё это получил. Зато западная общественность аплодировала!

2. Напомню о вышецитированной ч. 3 раздела второго Конституции 1993 г., в соответствии с которой Б.Н. Ельцин продлил действие норм Конституции 1978 г. (но только частично - о сроке своих полномочий). Что характерно, продлённой оказалась именно норма Конституции 1978 г., которая устанавливала 5-летний срок президентских полномочий по сравнению с тогдашним 4-летним по Конституции 1993 г. Думаю, жуткое стечение обстоятельств.

Ещё доставляющий момент - данная норма содержалась в проекте Конституции. Проект был вынесен на всенародное голосование 12 декабря 1993 г. Чтобы вступить в действие, эта норма, как и все остальные нормы Конституции, должна была получить более 50 % процентов голосов участников голосования при условии участия более 50% зарегистрированных избирателей. Если учесть уровень знакомства тогдашнего состава избирателей с текстом проекта Конституции, то предположить, сколько людей прочитали ч. 3 раздела второго (напомню, ещё есть преамбула и девять глав первого раздела) - можно вполне предсказуемо.

Таким образом, избегая новых выборов , Борис Николаевич путём всенародного голосования граждан получил полномочия на новой должности с новым статусом (на которую его никто не избирал в условиях конкуренции кандидатов).

Вот, если кто не в курсе, продление своих полномочий для должностного лица без выборов путём референдума в западной юридической теории считается безошибочным признаком авторитаризма и диктатуры.

Теперь уместно вспомнить, как себя вели современные «оппозиционеры» в тот период - ну речь, конечно, о тех, кто тогда уже в политике активно участвовал. Персонажи типа Немцова, Рыжкова, Касьянова и Кудрина либо аплодировали этой ситуации: «Так их, комуняк. Конституция плохая, а раз так - нечего и церемониться», либо сидели ровно. Борцы поколением помладше - примерно моего возраста, или плюс-минус пару лет, похоже, в это время занимались более интересными вещами, чем политика, и имеют соответствующие познания.

По уровню осведомлённости «несгибаемых оппозиционеров» в высказываемых мнениях получается то же самое:

Вариант 1 - «благословенные 90-е» (когда, если что, парламентская демократия душилась на корню );

Вариант 2 - «а я ничего не знал».

Ценность и того, и другого мнения очевидна.

Есть, правда, и третий вариант - «во всём виноват Путин». Это, кстати, ноу-хау отечественных псевдолибералов конца нулевых годов. Они делают вид, что Ельцин никогда не существовал (либо был «старый добрый дедушка», который никакого отношения к принятию суперпрезидентской Конституции 1993 г. не имел, никого из танков не расстреливал).

Вот сам перечитал и ужаснулся - неужели «кровавый Путен» такой хороший? Как социалист не могу согласиться со многим в его политике, но на ум, всё же, приходит следующее:

Где финты, подобные ельцинским, с Конституцией?

Где стрельба из танков по парламенту?

Что за неэффективное желание выборы каждый раз проводить? А как же танки? А как же призывы «раздавить гадину» и прочие псевдолиберальные проявления уважения к чужому мнению?

Напоследок ещё одна справка для поборников законности.

Ч.1: Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» 2003 г. (п.5 ст. 3) не исключает избрания Президентом гражданина РФ на третий срок (но не подряд).

Представителям рукопожатных кругов это, конечно, читать не обязательно - они и без чтения всяких законов знают их лучше нас, убогих. Понятно, что это моё тупорылое необъективное мнение подкупленного за 500 р. «путиноида». По классификации Ю. Латыниной, я есмь «быдло, люмпен». Падаю на колени перед «креативным классом».

Ч.2: «Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации».

Поясняю для тех, кому не нравится практика применения части 3 статьи 81 - инициируйте через один из указанных органов власти запрос в Конституционный Суд (напрямую граждане не могут этого делать - ещё один привет авторам ельцинской Конституции J ).

Всё остальное - кухонные рассуждения «экспертов» под пивко. В 1998 г., кстати, Конституционный Суд уже выносил определение по части 3 статьи 81 Конституции, хотя и по другому вопросу, так что дорожка проторена.

Вперёд, неравнодушные!

Дмитрий Белявский

Третий срок В.В. Путина легитимен | Сколько раз можно избираться Президентом РФ | ФЗ О выборах Президента РФ | Выборы-2012| Выборы Президента России



Глава 5. Федеральное Собрание

Статья 94

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Статья 95

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

Статья 96

1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.

Статья 97

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Статья 98

1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

Статья 99

1. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

2. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.

3. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.

4. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.

Статья 100

1. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

2. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Статья 101

1. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей.

2. Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

3. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

4. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

5. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

Статья 102

1. К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Статья 103

1. К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) заслушивание ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Статья 104

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Статья 105

1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Статья 106

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.

Статья 107

1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

Статья 108

1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Статья 109

1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации.

2. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

3. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания.

4. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

5. Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.

Близятся выборы президента Российской Федерации, которые пройдут по всей стране 18 марта 2018 года. В связи с этим важнейшим политическим событием стоит рассмотреть несколько важных моментов, связанных с должностью главы государства, чтобы более ответственно и трезво подойти к выбору своего кандидата.

Вконтакте

Законодательная база

Для начала давайте заглянем в Конституцию Российской Федерации – верховный закон государства.

Если мы ознакомимся с 81 статьей этого документа, то увидим несколько основных моментов президентства, а именно:

  • На какой срок избирается президент РФ? Срок президентства — ровно шесть лет. Кандидат избирается на всеобщем анонимном голосовании.
  • Человек, который не достиг возраста тридцати пяти лет, не имеет никакой возможности быть кандидатом на пост правителя. Гражданин, который проживает в России на постоянной основе менее десяти лет, также не имеет возможности избираться на данную должность.
  • Один и тот же человек не имеет права быть главой страны больше двух сроков подряд.
  • Федеральный закон определяет порядок выборов.

Внимание! 81 статья конституции рассказывает нам об основных положениях и условиях избрания правителя страны.

Изменения и поправки в законе


Шесть лет – это срок правления, который не всегда имел место в нашей стране. До 2008 года, то есть до того, когда Дмитрий Медведев вступил в должность главы государства, срок составлял всего четыре года.

Когда же Медведев вступил в эту должность, срок был увеличен и стал равен шести годам, а в Конституцию были внесены соответствующие изменения.

Во время того, как Владимир Владимирович Путин пребывал на посту правителя Российской Федерации второй срок, то есть с 2004 года, он много раз подчеркивал, что увеличение срока правления президента – это правильное и нужное для государства решение. Объяснял свою позицию правитель тем, что 4 года – это недостаточный промежуток времени для реальной и объективной оценки результатов работы, так как многие задачи, в том числе и экономические, и социальные, и политические требуют намного больше времени для появления первых результатов.

В Конституцию были внесены ещё некоторые существенные изменения, например, положения о количестве сроков. Изначальный закон предполагал, что один человек не может находиться на посту более двух сроков вообще, но чуть позднее было введено изменение, которое гласит, что один человек не может занимать должность более двух сроков подряд.

Обязанности кандидата в президенты

Допустим, у вас появилось желание стать главой РФ. Что от вас требуется, как от кандидата, и кто может быть избран президентом Российской Федерации? Давайте разберемся.


Основные требования:

  • Как уже было сказано раньше, вы не сможете стать кандидатом, если ваш возраст меньше 35 лет.
  • Оседлость – следующее условие, о котором также упоминалось в 81 статье Конституции. Проживать в России потенциальному кандидату необходимо непрерывно в течение 10 лет.
  • Если вы являетесь гражданином другой страны, например, Украины, Беларуси или Финляндии, то у вас нет никаких прав быть избранным в голосовании. Только гражданин Российской Федерации может стать главой нашей страны.
  • Согласно Федеральному Закону, гражданин, имеющий судимость или находящийся в местах лишения свободы не может занимать пост президента. Кроме этого, у кандидата должен быть на руках военный билет.


Регистрацией потенциальных кандидатов занимается Центральный избирательный комитет. Для того, чтобы процесс прошел успешно, желающему избираться необходимо предоставить данному комитету определенные документы:

  1. Подписные листы – это документы, которые подтверждают, что кандидат получил поддержку. Каждый кандидат должен собрать подписи от не менее двух миллионов человек. ЦИК проверяет на подлинность 20% подписей от этого числа.
  2. Чек, который подтверждает, что именно вы оплатили изготовление подписных листов.
  3. Протокол сборов подписей, который предоставляется вместе с подписными листами.
  4. Список фамилий тех людей, которые занимались сбором подписей.
  5. потенциальных кандидатов.
  6. Ещё один необходимый документ – финансовый отчёт.


Это все требования к человеку, которые являются крайне необходимыми для регистрации в кандидаты.

После того, как вы подали в Центральный Избирательный Комитет данные бумаги, у них будет десять дней на проверку и, соответственно, на регистрацию кандидата или отказа в регистрации.

На отказ должно быть весомое обоснование, которое будет подкреплено Федеральным Законом или Конституцией.

Кандидатам будет интересно узнать, какая зарплата президента РФ? Официально такого определения даже нет в законодательстве, а зарплата именуется «денежным содержанием» главы государства. То есть, он сам определяет размер выплат.

Первый президент РФ

Первый президент Российской Федерации был избран летом 1991 года. Это Борис Николаевич Ельцин. Он стал получать значительную общественную поддержку и его популярность нарастала огромными темпами в 1987 году, когда он вступил в серьёзный конфликт с коммунистической партией советского союза. Ельцин жестко критиковал Горбачева – генерального секретаря Партии.


Спустя три года будущий глава страны занимает должность народного депутата , а через несколько месяцев становится председателем Верховного Совета. Спустя небольшой промежуток времени был принят документ, подтверждающий независимость России.

СССР начинает разваливаться. Во время выступления по телевидению в 1991 году Борис Ельцин высказал жёсткую критику в сторону правительства Советского Союза. Он также выступил с требованием к Горбачеву передать власть Совету Федерации.

Спустя месяц был проведён референдум, в процессе которого подавляющее большинство жителей высказались за то, чтобы Советский Союз был сохранен, при том, чтобы президентство в России было введено.

12 июня 1991 года были проведены первые выборы, в которых Борис Ельцин одержал победу.

По Конституции, принятой народом в 1993 году, срок правления составлял четыре года. Позже, во время правления президента Дмитрия Медведева, этот промежуток времени был увеличен до шести лет. Первым, кто правил государством в течение такого продолжительного времени был Владимир Владимирович Путин, избранный в 2012 году.

Полномочия президента РФ

Глава государства представляет его интересы, как внутри страны, так и на внешней политической арене. Кроме того, президент РФ является гарантом Конституции , то есть он гарантирует, что все законы и положения, прописанные в этом документе, будут соблюдаться. Глава государства не относится ни к судебной, ни к исполнительной, ни к законодательной ветви власти – он лишь координирует, регулирует работу всех органов.


Давайте рассмотрим сферы, где действуют полномочия президента РФ:

  • В обеспечении конституционного права.
  • В сфере внешней политике и на международной арене. Президент обеспечивает суверенитет страны, назначает дипломатических исполнителей.
  • В отношениях со всеми ветвями власти.
  • В сфере формирования государственных органов.
  • В военной сфере, в сфере обеспечения безопасности страны и порядка внутри неё. Президент является Главнокомандующим , он издаёт указы, назначает людей на должности командования армией, может вводить военное положение в стране.

Срок полномочий президента равен сроку его правления.

Функции президента РФ

Глава государства имеет огромное количество функций , выполнение которых обеспечивает нормальную жизнедеятельность общества:

  • Президент обязан обеспечивать и гарантировать выполнения всех положений в Верховном законе государства. Он является главным защитником прав и свобод человека.
  • Глава государства гарантирует независимость и территориальную целостность государства.
  • Правитель задает основной вектор развития внутренней, а также внешней политики.
  • Президент обязан следить, координировать и регулировать все ветви власти государства.

Полезное видео


Президент – это главное лицо страны, от действий которого зависит жизнь всех граждан государства, всех сфер жизнедеятельности общества и успех этого государства в экономическом, социальном, внешнеполитическом плане.



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.