Малый трианон в версале стиль. Малый Трианон: убежище Марии Антуанетты. Режим работы и стоимость билетов в поместье Трианон в Версале

Малый Трианон был построен в 1762-1768 гг. в северной части версальского парка по проекту Жака Габриеля (1698-1782). Он задумывался как скромный особняк, где члены королевской семьи могли бы отдохнуть от пышности Версаля. Почти одинаковые фасады дворца перекликаются с окружающим парком.

Овальный Зал принцессы декорирован в стиле рококо — зеркала и росписи сделаны Натуаром (1700-1777)

Овальный Зал принцессы декорирован в стиле рококо — зеркала и росписи сделаны Натуаром (1700-1777).

На мраморном камине стоят часы. Потолок окаймляет позолоченный орнамент из стука. К потолку подвешена хрустальная люстра.

Потолок выкрашен в голубой цвет, а стены — в белый.

Овальный Зал принцессы декорирован в стиле рококо — зеркала и росписи сделаны Натуаром (1700-1777)

Фасады построены на основе золотого сечения. Интерьеры Малого Трианона - великолепный образец стиля рококо в его лучшем воплощении. Вестибюль - простое квадратное помещение, облицованное чуть розоватым камнем, с подвесными фонарями и металлическими перилами с позолоченными монограммами.

Жилые покои отделаны деревянными панелями, окрашенными в пастельные цвета и декорированными орнаментами. По обе стороны от каминов помещаются настенные подсвечники. Во дворце две столовые, большая и маленькая, в каждой из них есть подъемник, с помощью которого обеденный стол опускался вниз в кухню. Слуги расставляли кушанья и приборы, не нарушая королевскую трапезу.


Покрытые изящными орнаментами стены, камин, зеркало и настенные подсвечники демонстрируют элегантность интерьеров эпохи Людовика XVI.

Спальня Марии-Антуанетты в стиле рококо представляет собой небольшое помещение. Она одновременно простая и роскошная; бледно- зеленые стенные панели украшены белыми и позолоченными резными деталями; мраморный камин, кровать, кресла и занавеси декорированы с использованием золота. Многие интерьеры Малого Трианона - творения Ричарда Мика (1728-1794), который стал любимым придворным художником после смерти Людовика XV. Малый Трианон - вершина французского рококо и одновременно переход к неоклассицизму.

Идею построить Малый Трианон Людовику XV подала его фаворитка мадам Помпадур. Но в умах потомков этот дворец оказался связан с именем другой женщины - королевы Марии-Антуанетты. Здание, построенное придворным архитектором Анж-Жаком Габриэлем, вошло в учебники как «переходное звено» между рококо и неоклассицизмом.

Приемная на первом этаже Малого Трианона.

В его архитектуре парадоксально сочетались рокайльная легкость и классическая строгость. Все четыре фасада были оформлены по-разному: каждый из них по стилю соответствовал ландшафту той части парка, к которой он был обращен.

Доступ во дворец был возможен лишь по личному приглашению Марии-Антуанетты. Исключений не делалось даже для самого короля

В 1774 году на трон вступил Людовик XVI и сразу же пожаловал дворец и прилегающую к нему часть парка своей супруге Марии-Антуанетте. Доступ во владения королевы стал возможен лишь по личному приглашению Ее Величества. (Исключений не делалось даже для самого короля!) Будуар Марии-Антуанетты был оборудован зеркальными панелями, полностью закрывавшими окна, - стоило лишь повернуть потайной рычаг.

Портрет Марии-Антуанетты кисти Элизабет-Луиз Виже-Лебрен*, 1783 год.

Фото: Патрик Турнебёф (patrick tourneboeuf) /TENDANCE FLOUE

Столы в парадной столовой, расположенной на втором этаже, с помощью особого механизма опускались вниз, где слуги сервировали их, не нарушая покоя гостей. Интерьеры здания отличались изысканной простотой, резко контрастировавшей с пышностью главного Версальского дворца.

При повороте потайного рычага окна полностью закрываются зеркальными панелями. Кабинет обставлен мебелью от Жоржа Жакоба.

Фото: Патрик Турнебёф (patrick tourneboeuf) /TENDANCE FLOUE

Изящная мебель от Жоржа Жакоба, расписанные вручную обои, минимум позолоты... Вдали от посторонних глаз королева развлекалась домашними спектаклями и лично доила коров на ферме, построенной посреди парка.

Вид малой гостиной Марии-Антуанетты до реставрации 2008 года.

Фото: Патрик Турнебёф (patrick tourneboeuf) /TENDANCE FLOUE

Скрытность монаршей особы породила множество слухов: анонимные памфлеты в красках живописали неслыханные оргии во дворце и обвиняли королеву в связи с ее подругами - принцессой де Ламбаль и герцогиней де Полиньяк. Мария-Антуанетта не обращала на пасквили внимания - и напрасно! В 1792 году те же обвинения перекочевали на страницы приговора, обрекавшего королеву на смертную казнь.

Южный фасад Малого Трианона.

Фото: Патрик Турнебёф (patrick tourneboeuf) /TENDANCE FLOUE

После смерти хозяйки Малый Трианон был заброшен. Но уже при Наполеоне III его стали превращать в музей Марии-Антуанетты. Процесс окончательно завершился в 2008 году.

Малый салон. Кресла от Николя-Кинибера Фолио и Пьер-Эдме Бабеля принадлежали фаворитке Людовика XV мадам дю Барри.

Фото: Патрик Турнебёф (patrick tourneboeuf) /TENDANCE FLOUE

В цоколе разместились выставочные залы. Парадные помещения были восстановлены в прежнем блеске. Обстановка интимных помещений второго этажа почти такая же, как во времена королевы. Ткани были изготовлены по архивным рисункам мастерами фабрики Pierre Frey.

Ворец «Малый Трианон» является прекрасным примером перехода от стиля рококо первой половины XVIII века к более сдержанному, но не менее элегантному неоклассицизму, получившему развитие с 1760-х годов. Внешне дворец прост и элегантен, архитектурно выдержан, нет вычурных украшений периода барокко. Он представляет собой двухэтажный куб с пятью окнами на каждой стороне. Перистили из четырёх колонн со стороны сада и внутреннего двора завершают картину.

История

Аркиза де Помпадур видела начало строительства дворца, но умерла за четыре года до его завершения, и дворец достался следующей фаворитке - графине Дюбарри. После восшествия на престол в 1774 г. 20-летний Людовик XVI передал дворец и прилегающий парк в качестве частной резиденции своей жене, 19-летней королеве Марии-Антуанетте.

Мария-Антуанетта приезжала сюда, чтобы отдохнуть от формальностей жизни двора и тяжёлых обязанностей королевы. Всё в Малом Трианоне подчинялось власти королевы. Никто, даже сам король, не мог ступить на эту землю без её приглашения. Это вызывало недовольство среди аристократов, так как сюда допускался только ближний круг королевы.

Внутреннее устройство

Дание было спроектировано так, чтобы уменьшить взаимодействие между гостями и слугами, как только возможно. Например, задумывались передвижные обеденные столы. Прислуга должна была сервировать их в подсобных помещениях кухни, и затем столы механическим лифтом поднимались бы в столовую. Эти столы так и не были изготовлены, но сохранилась особая структура подвала.

В покоях королевы просматривается её характер. Её будуар показывает большую изобретательность: поворотом простой ручки зеркала во всю длину медленно поднимаются от пола и устанавливаются перед окнами. Её спальня, несмотря на простоту, также элегантна и обставлена мебелью французских мастеров Жоржа Жакоба (français. Georges Jacob ) и Жан-Анри Ризенера (français. Jean-Henri Riesener ).

100 великих дворцов мира Ионина Надежда

МАЛЫЙ ТРИАНОН

МАЛЫЙ ТРИАНОН

В правой части Большого версальского канала расположился комплекс Трианона, состоящий из Большого и Малого дворцов с их собственным садовым окружением. Малый дворец, или фарфоровый Трианон, – необыкновенное архитектурное сооружение. Весной 1670 года архитектор Л. Лево получил от Людовика XIV повеление начать строительство китайского «Домика удовольствий». Оригинальный павильон, снаружи выложенный фаянсовыми изразцами, король посвятил своей фаворитке маркизе де Монтеспан. Влюбленные получили и «пагоду», архитектура которой с китайским стилем имела мало что общего.

Игрушечное одноэтажное здание Малого Трианона расположилось в глубине небольшого двора. Центр его фасада по моде того времени был украшен пилястрами, поддерживающими классический фронтон. На высокой крыше ступеньками располагались вазы, искусно сделанные «под фаянс». Такие же вазы украшали скамьи дворика и садовые фонтаны.

В самом павильоне главный интерес представляет королевская обстановка. Многочисленных посетителей и туристов интерьеры «Китайского домика» просто изумляют. Его внутренние стены сплошь покрыты дельфтскими изразцами, ими выстланы и полы в залах. Главный салон «Домика удовольствий» выложен белыми с лазурью узорчатыми фаянсовыми плитками. Стены «Зала Амуров» затягивает белая тафта, усыпанная золотыми и серебряными китайскими цветами. В «Комнате Дианы» стояли ширмы, украшенные изображениями экзотических птиц, ваз, цветочных гирлянд и вензелей короля. Такой же узор был на шелке, обтягивающем стены, на коврах и рисунках изразцов.

Фарфоровый «Китайский домик» поистине был сооружением затейливым. В него входили еще «Кабинет благоуханий», специальные комнаты «для приготовления варенья», «для легких блюд», подаваемых перед десертом, и «для супов». При сказочном домике находился и переполненный чудесными диковинками сад, в котором возделывались редкие тогда апельсиновые деревья, дикие каштаны, были высажены левкои, анемоны, испанский жасмин, стамбульские нарциссы.

Малый Трианон стал любимым местом пребывания французской королевы Марии-Антуанетты. Подробное описание о том дает в своем романе «Мария-Антуанетта» австрийский писатель Стефан Цвейг.

Людовик XVI, отчасти по слабости характера, отчасти из галантности, преподносит ей как «Утренний дар» маленький летний дворец Трианон – крошечную страну, суверенное государство в громадном Французском королевстве.

Вот она, ее безделушка, едва ли не самая очаровательная из тех, что были созданы французским вкусом, – нежные линии, совершенные формы, настоящая шкатулка для драгоценностей, оправа, достойная юной и изящной королевы В последующие годы королева совсем немного меняет в убранстве маленького замка. Обнаруживая истинный вкус, она не портит эти помещения, рассчитанные на интимное настроение, ничем роскошным, помпезным, нарочито дорогостоящим Не к вызывающему великолепию стремятся здесь, не к театральной импозантности, а к неназойливости, приглушенности. Не власть королевы должна подчеркиваться здесь, а прелесть молодой женщины, образ которой тонко воспроизводится всеми окружающими ее предметами.

Трианон – это миниатюрный придуманный мир; символично, что из его окон не видно ни Версаля, ни Парижа, ни селений. За десяток минут можно обойти дворец, и все же это крошечное пространство для Марии-Антуанетты значительно важнее, чем целое королевство с двадцатью миллионами подданных. Здесь королева чувствует себя прекрасно и вскоре до того привыкает к такому свободному образу жизни, что по вечерам ей все труднее становится возвращаться в Версаль.

В Малом Трианоне Мария-Антуанетта желает иметь невинный ландшафт, «естественный» сад, причем самый наиестественный из всех модных естественных садов В этом «англо-китайском саду» хотят представить не просто природу, но всю природу, на пространстве площадью в пару квадратных километров – весь мир в игрушечных масштабах. Все должно быть на этом крохотном клочке земли: французские, индийские, африканские деревья, голландские тюльпаны, южные магнолии, пруд, речка, гора и грот, романтические руины и сельские хижины, греческий храм и восточный ландшафт – все искусственное, но производящее впечатление настоящего.

Подгоняемые нетерпением королевы, сотни рабочих начинают колдовать над осуществлением планов инженеров и художников Прежде всего по лугу прокладывается тихий, лирически бормочущий ручеек. Правда, воду нужно вести из Марли по трубам длиной до тысячи футов, и по этим трубам одновременно утекают немалые деньги, но ведь извилистое русло ручейка выглядит так приятно и естественно! Тихо журча, ручеек впадает в искусственный пруд с искусственным островком, к островку перекинут прелестный мостик, по пруду грациозно плавают белые лебеди в сверкающем оперении…

Каждый год у королевы появляются новые прихоти, все более изысканные. Чтобы принять у себя итальянских и французских комедиантов, она дает указание построить маленький театр, чрезвычайно изящный в своих пропорциях. А потом она сама делает прыжок на подмостки сцены. Веселая, шумная компания, окружающая королеву, также увлекается идеей любительских спектаклей. Несколько раз появляется даже король, чтобы отдать дань восхищения своей супруге как актрисе. Таким вот образом карнавал в Трианоне продолжается круглый год: Мария-Антуанетта удаляется в Трианон не для того, чтобы стать рассудительной, а для того, чтобы разнообразнее и свободнее развлекаться.

Чтобы развлечь себя и гостей, она повелела разбить вокруг Трианона небольшую деревушку. Конечно, эта королевская деревня была игрушкой, в которой крестьянские девушки, например, должны были полоскать белье в ручье и при этом напевать. Коров здесь ежедневно тщательно мыли и повязывали им цветные бантики. Кроме того, Мария-Антуанетта приказала для реальности нарисовать картины, чтобы на фасадах только что построенных крестьянских домов зияли трещины.

В королевской деревне находились мельница, птичник и молочная. Сейчас в этом месте экскурсоводы обычно рассказывают посетителям занимательную историю о том, что здесь хранятся чашки, формой своей представляющие слепок с грудей Марии-Антуанетты. Из этих чаше королева в «своей молочной» любила угощать гостей молоком от своих коров.

Рассказывают экскурсоводы и о том, что частные королевские покои (например, постель Марии-Антуанетты) впоследствии нередко служили местом скандальных похождений влиятельных особ, которые приезжали сюда комфортно провести ночь.

Во время революции парижане обезглавили королеву, которую ненавидели: для народа она была австриячкой, распутницей и транжирой народного достояния. Рассказывают, что, взойдя на эшафот, королева случайно наступила на ногу палачу, но вежливо сказала: «Пардон, месье, я нечаянно».

О многих приключениях могли бы рассказать дворцы и парки Версаля, и не только о тех, которые происходили несколько веков назад. Например, в 1901 году неподалеку от Малого Трианона разыгрался, если можно так выразиться, «спектакль из прошлого». О существовании физического перемещения лиц во времени люди задумывались давно, потому что всегда встречались феномены, готовые поклясться, что на какое-то мгновение они явно переносились в другую эпоху.

В центре «визита в прошлое» 10 августа 1901 года оказались две англичанки – мисс Моберли и мисс Джордан. Они долго не решались рассказать о случившемся с ними происшествии и только через десять лет, в 1911 году, опубликовали следующие факты.

Мисс Моберли и мисс Джордан каким-то непонятным образом очутились на празднике, где люди в придворных одеждах XVIII века прогуливались группами и беседовали друг с другом. Ветер доносил издали мелодию менуэта, а на холсте, установленном на мольберте, молодая женщина что-то рисовала .

К ее рисунку присматривались две дамы. Младшая из них, светловолосая красавица в серебристом платье и пастушеской шляпе, держала на руках маленькую собачку в ошейнике с колокольчиками. На пришельцев из будущего эти люди не обращали никакого внимания.

Чтобы установить дату события, французские ученые тщательно проанализировали рассказ англичанок и установили, что «праздник» мог произойти между 1770 и 1774 годами.

«Визит в прошлое» сопровождался у юных леди чувством потерянности, подавленности, как будто их окутала «тяжелая угнетающая дремота». Однако психически девушки были абсолютно здоровы и дружно утверждали, что они физически присутствовали в Версальском парке того времени. Более того, они дважды обращались с вопросами, как пройти к Малому Трианону, и получали вежливые ответы…

Дворец Малый Трианон в Версале, как и относящиеся к нему павильоны и постройки, имеет не так мало шансов выпасть из сферы вашего внимания. Тот, кто собирается и посещает в пригороде Парижа, — а эта достопримечательность Франции регулярно входит в Топ-3 самых популярных среди иностранных туристов, — обычно лимитирован во времени и смотрит только «самое-самое». Не подозревая, что настоящие сокровища вкуса лежат вовне Мраморной галереи и парадных залов резиденции «Короля-Солнца».

Как скажет практически любой квалифицированный гид и даже просто специалист по дореволюционной истории Франции, малая королевская (от слова королева, а не король) резиденция в уединенном уголке Версальского парка — целый маленький мир, срез исторической, архитектурной, стилевой эпохи.

Малый Трианон: история и владельцы

Ибо дворец вместе с прилегающими землями некогда подарен самой известной королеве в истории страны, погибшей впоследствии на эшафоте Марии-Антуанетт. И превращен ею в крошечную планету вне мира.

Символ эпохи рококо, изящная бонбоньерка вкуса и стиля вне времени и трендов, дворец стал убежищем австрийской принцессы, так и не прижившейся по-настоящему при французском дворе.

Здесь Мария-Антуанетта предпочитала проводить время, здесь обедала и беседовала с друзьями. Возможно, принимала любовника (ов). Словом, жила именно здесь, а не в гигантском здании, главной монаршей резиденции.

Дворец Малый Трианон и местность его окружающая были превращены (за очень немалые деньги) в крошечную идеальную страну, где все было не так, как в реальном мире. Страну, которую не касались бури предреволюционного времени и куда не было доступа этикету королевского двора.

Страну, жившую по своим законам, и не признававшую никакого другого мира, кроме своего собственного! Здесь правила исключительно сама Мария-Антуанетта и никто, даже король Франции Людовик XVI не мог вступить на землю этого государства в государстве без приглашения.

Любопытно, что сам дворец Малый Трианон был построен Жак-Анжем Габриэлем в 1762-1768 году для любовницы короля Людовика XV, маркизы де Помпадур. Этот же архитектор проектировал Королевскую площадь, ныне известную как площадь Согласия, перестраивал интерьеры Версальского дворца, создавал местную Оперу.

  • Де Помпадур так и не увидела здание завершенным. После в него сразу вселилась новая фаворитка, графиня Дюбарри. Последней хозяйкой стала уже королева следующего царствования…

В парке

Мария-Антуанетта за те 15 лет, что резиденция находилась в ее собственности, повелела разбить парк в только входящем тогда в моду английском стиле. Были построены садовые павильоны и даже отдельный театр Королевы, в миниатюре воспроизводивший версальскую Оперу.

Впоследствии, уже совсем незадолго до революции (1783-1785), в парке возникла целая идиллическая деревня, Hameau de la Reine, с Домом королевы, коттеджами, собственными: фермой, мельницей, голубятней и сыроварней, огородами, цветниками и всем остальным…


«Деревня» королевы

Внутреннее убранство домиков, впрочем, было роскошным — еще бы, сама королева любила прогуливаться здесь ежедневно, таким образом окунаясь в жизнь «простого» народа. Немногочисленные приближенные и приглашенные могли отведать продуктов собственного производства: например напиться молока из кувшина севрского фарфора, поданного самой Марией-Антуанеттой.

Что касается дворца Малый Трианон, то он был полностью перестроен внутри (снаружи зданию оставили его классицистический облик) в едином стиле. Каждая деталь интерьера, начиная от дверных ручек и кончая изящной мебелью и портьерами была тщательно продумана. Поговаривают, что значительную часть внутреннего убранства создавали чуть ли не по эскизам самой королевы.

Время работы и цены на билеты

  • Время работы: 12-17.30 зимой и 12-18.30- в летний сезон. Понедельник — выходной день в Версале

Цены на билеты: € 10 стоит посещения Большого и Малого Трианона, и всех владений Марии-Антуанетты, включая сады

В € 20 обойдется единый «паспорт» на посещение вообще всего Версальского комплекса на день и в 25 € — на 2 дня. Лица до 18 лет впускаются бесплатно вне зависимости от гражданства. Ничего не платят и обладатели Paris-Pass ().

В каждое первое воскресенье месяца с ноября по март — вход бесплатный для всех!


Мельница Малого Трианона

2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.