Зеркальные нейроны: вымысел и реальность. Что такое зеркальные нейроны

Вот много говорят о зеркальных нейронах. «Зеркальные нейроны (mirror neurons) - нейроны головного мозга, которые возбуждаются как при выполнении определённого действия, так и при наблюдении за выполнением этого действия другим существом. Такие нейроны были достоверно обнаружены у приматов, утверждается их наличие у людей и некоторых птиц» (Википедия). Теория зеркальных нейронов как возможности понимать действия и эмоции других людей подвергается разумной критике за свои чрезмерно глобальные выводы. Пропоненты теории считают зеркальные нейроны создателями нашей цивилизации и причиной аутизма (в случае неполадок в таких нейронах). Факты же таковы, что про эти нейроны именно в человеке, а не обезьяне, известно пока мало, и требуются множество исследований, прежде чем переходить к обобщениям. В конце концов, зеркальные нейроны, – лишь малая часть системы понимания мира вокруг нас. Ведь это невероятная сложная задача, и едва ли наш мозг может осуществлять это с помощью небольшой группы нейронов, расположенных в моторных регионах мозга. И пока вокруг зеркальных нейронов ломают копья, посмотрим на ситуацию под другим углом.

Во-первых, теория утверждает, что когда мы, например, бьем ногой по мячу, у нас активируются моторные нейроны, для того, чтобы совершить такое действие. Когда мы сами не двигаемся, но смотрим на человека, бьющего ногой по мячу, у нас активируются те же нейроны, хотя и в меньшей степени. Интереснее то, что когда мы просто представляем себе , что сами или кто-то другой бьет ногой по мячу, в мозге происходит то же самое.

Исследования с профессиональными спортсменами доказали, что визуализация (воображение) моторных движений действительно работает. Да, можно, не вставая со стула, воображать, как вы бьете пенальти или берете высоту в прыжке, и ваши навыки в этих действиях станут измеримо улучшаться в реальном исполнении. Выяснились и несколько правил: представлять надо обязательно так, чтобы движения были успешными . Если представлять неудачи, то реальные результаты станут только хуже. Другое правило: визуализация должна обязательно сочетаться с практикой .

Вы можете провести простой эксперимент: вообразить себе, как вы пишите какое-то предложение своей недоминантной рукой. Скорость, с которой вы сможете это делать в своем воображении, будет так же мала, а ваши действия так же неуклюжи, как и в реальности! Если вы поставите себе цель научиться писать этой рукой, то, по мере обучения, ваши действия будут становиться успешнее и легче, как на бумаге, так и в воображении. Это работает именно потому, что при визуализации мы используем те же самые части мозга, которые задействованы и при реальном выполнении физических действий.

Такая невероятная способность не может оставаться невостребованной мозгом: уж слишком она хороша. Поэтому наши сновидения, согласно некоторым исследованиям, представляются именно симуляциями поведения в неясных ситуациях. Эта инсценировка для нас, во сне, представляется реальной, и мы можем безопасно потренироваться, в поисках правильного поведения и эмоционального отношения к этому. Как минимум, половина всех наших снов – симуляция, а 20% сновидений — инсценировка угрожающих событий, где наш мозг рассматривает различные варианты выхода из них. Некоторые сны, которые мы все прекрасно знаем, кончаются неудачей, внушая нам страх и ужас – это неудачный вариант, который, тем не менее, даем нам понимание чего-то важного.

Качество мысленной симуляции ситуации зависит от опыта. Так, профессиональные хоккеисты, которых изучали в одном исследовании, существенно отличаются в симуляции ситуаций, связанных с хоккеем, от людей, которые знают о нем только понаслышке. Возможно ли, только наблюдая за действиями хоккеистов по телевизору или на стадионе, стать хорошим хоккеистом? Сегодня нет доказательств, что такой путь эффективен. Но качество симуляции будет расти, и как оказывается, это зависит даже от одного опыта взаимодействия , и этот опыт может быть пустячным.

Так, в одном исследовании люди сначала сопоставляли картинки со словами. Они могли видеть слова, например: швабра, щетка, бутылка, и соответствующие им картинки. Люди не знали, что некоторые объекты показывались им в разных ориентациях – так, одним зубная щетка показывалась горизонтально, а другим — вертикально. После этого людей отвлекли на 20 минут, а затем стали показывать на мониторе предложения, по одному слову за раз, и участники должны были нажимать кнопку, чтобы перейти к следующему слову. От них требовалось как можно быстрее решить, осмысленное ли предложение они видят.

Представьте себе: двадцать минут назад человек на секунду увидел картинку зубной щетку, в вертикальном положении, а потом получает предложение: Тетя Роза все же нашла зубную щетку на полу в ванной .

Мы начинаем мысленную симуляцию ситуации на лету, по мере чтения или прослушивания предложения. Когда человек доходит до слов «на полу» — его мозг говорит ему, что если так, то щетка должна лежать горизонтально. Но двадцать минут назад он видел ее вертикальной, и у него в мозге возникает несоответствие образов, и требуется дополнительное время для изменения воображаемой картинки! Все, кто получали такие несоответствующие картинки, демонстрировали задержку во времени реакции.

Это говорит о том, что даже мимолетный опыт меняет процесс воображения, и влияет на понимание. Поэтому если опыт человека в какой-то сфере занимает десятки тысяч часов, то его воображение знакомой ситуации будет существенно отличаться от воображения новичка. Еще это говорит о том, что для понимания мира мы постоянно воображаем его в мозгу – каждый объект, который видим, звук, который слышим и слова, которые читаем.

Симуляция буквально ведет себя также, как и реальность. Попробуйте, идя пешком, представить, что вы едете на велосипеде, крутя педали. У вас не получится делать это одновременно хорошо. Опять же, потому что, одно реальное действие и другое, воображаемое, начинают конкурировать за один и тот же регион мозга.

Но мы можем идти и петь, и вдобавок подбрасывать мячик теннисной ракеткой. Именно поэтому ученые долго не могли понять, почему разговоры по телефону, даже по громкоговорящей связи так сильно влияют на качество управления автомобилем. Казалось бы, вождение требует, в основном, движений рук и ног, и зрения, а разговор – движений рта и слуха. Но разгадка оказалась именно в том, о чем именно идет разговор по телефону. Когда разговор касается пространственных или зрительных аспектов, вождение ухудшается. Вас просят по телефону решить, что делать с дверью на даче, и для того чтобы это сделать, ваш мозг должен представить себе дачу, покосившуюся дверь, и начнет занимать ресурсы именно тех регионов, которые вовлечены в вождение.

Люди, у которых нарушены какие-то моторные функции, как выясняется, хуже понимают соответствующие движения других людей. Так, например, у некоторых пациентов с синдромом Паркинсона ухудшается понимание глаголов, а у больных деменцией – существительных, соответствующих их проблемам. Другие не могут зрительно оценить вес коробок, которые поднимает человек. Это происходит из-за физического ограничения воображения таких действий – ведь чтобы это понять, надо активировать регион в мозге, а он поражен. Это полезное знание, потому что есть гипотеза, что, возможно, путем обучения словам можно улучшить состояние этих больных!

Понимая это, сравнительно легко обнаружить и социально опасные патологии. Так, при показе картинок, изображающих негативные эмоции у людей, и в частности, у детей, можно, используя биометрические данные, понять, ощущает ли смотрящий такие же эмоции, иными словами, переживает ли он эмпатию. У некоторых людей, которых можно назвать социопатами, такая способность физически ограничена – их мозг не может активировать соответствующие регионы мозга, чтобы понять переживания других людей.

Когда мы развиваем свое воображение, вспоминая прошлые события (а мы именно реконструируем их каждый раз) или читая художественные книги, мы начинаем лучше понимать окружающий нас мир . Так, мир Фенимора Купера активирует зрительную система, чтобы видеть, как индеец замер и слился с деревом, заметив оленя, слуховую систему, чтобы слышать, как едва скрипит тетива его лука, обонятельную систему, чтобы чувствовать грибной запах осеннего леса. Моторная кора также активируется, и напрягаются мускулы, как если бы вы сами держали в руках лук с натянутой тетивой. Поэтому чтение хорошей художественной литературы — занятие весьма полезное, по многим причинам, в том числе, и для своего будущего.

Наше воображение – мощная способность. Каждую секунду мы стараемся понять мир вокруг нас, и когда нам это не удается, это потому, что нам сложно это представить. Это удивительно, ведь мы можем представлять даже очевидно несуществующие объекты: единорогов, зомби-вегетарианцев или розовощеких амуров.

Возможно, мы как раз можем это, потому что читали увлекательные (и значит эмоционально-заряженные) книжки про это, или смотрели фильмы. Стивен Кинг, например, умеет увлечь нас и обогатить наше воображение какой-нибудь жуткой гадостью, которой, как мы знаем, не существует, но которую после чтения мы легко можем вообразить (и бояться ее).

Другой подход — тренироваться. Стоит попробовать «королевский» метод улучшения воображения:

«- Не может быть ! — воскликнула Алиса. — Я этому поверить не могу!

— Не можешь? — повторила Королева с жалостью. — Попробуй еще раз: вздохни поглубже и закрой глаза.

Алиса рассмеялась.
— Это не поможет! — сказала она. — Нельзя поверить в невозможное!

— Просто у тебя мало опыта, — заметила Королева. — В твоем возрасте я уделяла этому полчаса каждый день! В иные дни я успевала поверить в десяток невозможностей до завтрака!» (Льис Кэролл. Алиса в стране чудес ).

Кроме понимания настоящего, наше воображение готовит нас к будущему, где нам и предстоит провести всю оставшуюся жизнь. Гарвардских психолог Дэниел Гилберт заметил (Gilbert, 2006): «Самое великое достижение человеческого мозга – его способность представлять объекты и эпизоды, которые не существуют в реальном мире, и эта способность дает нам возможность думать о будущем. Как сказал один философ, человеческий мозг – машина предвосхищения, и творение будущего сама важная работа которой он занят ».

Bergen, B. K. (2012). Louder than words: the new science of how the mind makes meaning . New York, NY: Basic Books.

Bosbach, S., Cole, J., Prinz, W. & Knoblich, G. (2005). Inferring another’s expectation from action: the role of peripheral sensation. Nature Neuroscience , 8, 1295-1297.

Gilbert, D. (2006). Stumbling on Happiness . New York: Alfred A. Knopf.

Malcolm-Smith, S., Koopowitz, S., Pantelis, E., & Solms, M. (2012). Approach/avoidance in dreams. Consciousness and Cognition, 21 (1), 408-412.

Wassenburg, S. I. & Zwaan, R. A. (2010). Readers routinely represent implied object rotation: The role of visual experience. Quarterly Journal of Experimental Psychology , 63, 1665–1670.

Weinberg, R. (2008). Does imagery work? Effects on performance and mental skills. Journal of Imagery. Research in Sport and Physical Activity , 3(1), 1–21.

Woolfolk, R. L., Parrish, M. W., & Murphy, S. M. (1985). The effects of positive and negative imagery on motor skill performance. Cognitive Therapy and Research , 9, 335–341.

Зеркальные нейроны были открыты в 1996 году Джакомо Риццолатти, Леонардо Фогасси и Витторией Галлесего при регистрации активности мозга обезьян, выполняющих определенные действия, направленные на достижение цели.

Зеркальные нейроны – это группа нервных клеток, связанных с определенным эмпатическим, социальным и имитационным поведением. Неправильная работа центров головного мозга, в которых образуются зеркальные нейроны, может быть одной из причин расстройств в спектра аутизма .

Что такое зеркальные нейроны

Зеркальные нейроны – это группа нервных клеток или нейронов, которые становятся активными во время определенной активности, а также во время наблюдения за другим человеком, предпринимающим эту активность.

Наблюдаемые действия стимулируют рефлекторную нервную систему мозга , так же, как если человек сам выполнял эту деятельность. Можно утверждать, что наблюдатель активирует тот же набор нейронов, который становится активным во время собственной работы.

Например, зеркальные нейроны несут прямую ответственность за побуждение к зеву , когда вы видите другого зевающего человека. Кроме того, они предоставляют возможность новорожденным подражать движениям, выполняемым взрослыми воспитателями.

Энтузиасты зеркальных нейронов утверждают, что их тренировка может улучшить образовательные достижения учащихся .

Активация зеркальных нейронов определяется не наблюдением каждого случайного движения, а его целесообразностью. Она начинается, когда вы имеете дело с взаимодействием между действующим исполнителем и его объектом.

Зеркальные нейроны начинают функционировать уже в период внутриутробного развития, и их активность лежит в основе связи между зародышем и матерью. Это тип клеток расположен в двигательной коре, локализующейся в лобной доле мозга , вблизи области, связанной с развитием языка.

Зеркальные нейроны и эмпатия

Зеркальные нейроны связаны не только с имитационным поведением, но и с эмпатическим и социальным поведением. Они позволяют лучше понять собеседника, почувствовать эмоции, которые он испытывает, и даже, по мнению некоторых, предсказывать намерения.

Зеркальные нейроны считаются основой эмпатии. Они формируют образ печали на вашем лице, когда мы видим, как кто-то плачет, или улыбку , когда счастье исходит от другого человека. Они протягивают руку помощи перед лицом проблем других людей. Они позволяют создавать, так называемую, s-идентичность или идентичность с другими .

Благодаря зеркальным нейронам, формируется сочувствие, которое существенным образом влияет на установление и поддержание межличностных отношений, пробуждает уверенность в себе, повышает открытость миру и умение управлять людьми, улучшает качество работы в группе и умение конструктивного разрешения кризисов.

Некоторые ученые называют их «нейронами, которые сформировали цивилизацию».

Зеркальные нейроны и аутизм

Зеркальные нейроны и аутизм – это весьма интригующая зависимость. Часть исследователей неисправностей этих нервных клеток видит в этом причины аутизма и даже шизофрении .

Они утверждают, что из-за сбоя в работе системы зеркальных нейронов человек с расстройствами аутистического спектра проявляет дефицит вербального общения .

Это также может объяснять неспособность больных аутизмом к оценке намерений других людей. Зеркальные нейроны отвечают за социальные навыки, которыми люди с аутизмом не обладают или обладают в ограниченной степени. Это взгляд называется «гипотезой разбитых зеркал».

Что такое миф зеркальных нейронов

Чудесные свойства зеркальных нейронов оказались большим мифом. Много интересной информации на эту тему можно найти в книге под названием «Миф зеркальных нейронов» – Грегори Хикока – специалиста в области неврологии.

Он утверждает, что зеркальные нейроны являются одной из самых перерекламированных идей в психологии. Кроме того, указывает как на недостатки исследований, проводимых в этой сфере, так и на их неправильную интерпретацию. Исследователь не сомневается в существовании зеркальных нейронов, но призывает не преувеличивать их функционального значения.

Хикок критикует классическую теорию зеркальных нейронов, которая связывает их с целенаправленностью действия . Он считает, что только исполнитель действия знает, что какова цель его действий. Кроме того, одно и то же действие может означать нечто совершенно иное в зависимости от ситуации (контекст, в котором оно выполняется) или человека. Например, чашку можно схватить с намерением выпить кофе, дать кому-то другому или плеснуть в лицо.

Затем исследователь указывает на сомнения с точки зрения вовлечения зеркальных нейронов в понимание речи , что основано на способности подражания движениям. Считает, что способность выполнения движений, связанных с речью, не требуется для общения. В подтверждение этого в качестве основного примера дается общение людей с ДЦП с помощью методов альтернативной коммуникации.

Зеркальные нейроны. Имитация или подражание представляет собой мощный образовательный инструмент. В человеческом мозге существуют различные механизмы, которые позволяют нам подражать действиям. Младенцы способны имитировать выражения лиц, взрослые также могут подражать кому-то. Мы заражаемся смехом, если кто-то смеётся, и печалимся, когда смотрим грустный фильм… Мы способны понимать других людей, испытывать те же чувства, сопереживать. Как у нас это получается? Как зарождается в нашем мозге способность к эмпатии? Ответ к загадке – зеркальные нейроны.

В этой статье мы расскажем вам о зеркальных нейронах: что это такое, каковы их функции, как они влияют на эмпатию, обучаемость, как происходит эмоциональное заражение, какие патологии и расстройства связаны с нарушениями в структуре зеркальных нейронов и т.д.

Зеркальные нейроны. Рис. Фонд Марьян Элавальехо

Что такое зеркальные нейроны? Определение

В мозге обезьяны и человека есть нейроны, которые называются Зеркальные Нейроны. Эти нервные клетки активируются, когда мы наблюдаем за чьими-то действиями. Например, детёныш шимпанзе сначала наблюдает за своей матерью, а затем, подражая ей, учится разбивать орех камнем. Зеркальные нейроны связаны с эмпатическим, социальным и имитационным поведением, и являются важнейшим инструментом при обучении.

“Мы социальные создания. Наше выживание зависит от понимания действий, намерений и эмоций окружающих. Зеркальные нейроны помогают нам постичь чужой разум не только через концептуальное рассуждение, но и с помощью прямого моделирования. Чувствуя, а не думая”.
Д. Риццолатти

Зеркальные нейроны можно определить как группу нейронов головного мозга приматов, которые активируются как при совершении действия, так и при наблюдении за выполнением этого действиями другими.

Зеркальные нейроны и подражание. Рис. yolandadc.files

Зеркальные нейроны дают нам возможность подражать другим, что является ключевым при обучении.

Эта группа нейронов активна с рождения, и именно она позволяет нам научиться питаться, одеваться, разговаривать. Зеркальные нейроны также очень важны при планировании наших действий, а также для того, чтобы понять намерения других людей через совершаемые ими действия. В этом видео нейроучёный В.Рамачандран объясняет, что такое зеркальные нейроны и почему они важны.

Зеркальные нейроны и обучение

Благодаря зеркальным нейронам мы учимся с помощью имитации. Они помогают нам воспроизвести язык тела, выражения лица и эмоции. Зеркальные нейроны также играют существенную роль в социальной жизни. Они необходимы для развития ребёнка, его межличностных отношений и обучения.

Люди – социальные существа, мы запрограммированы таким образом, чтобы учиться у других. Мы гораздо лучше и быстрее работаем сообща. Наблюдение за тем, как демонстрируют свои навыки родители, преподаватель или другой студент помогает нам научиться лучше, чем если мы просто слушаем объяснение. Поэтому всегда при обучении нужно показывать пример.

Как зеркальные нейроны влияют на нашу повседневную жизнь?

  • Почему зевота заразна? Из-за зеркальных нейронов! Мы зеваем, когда видим, что кто-то зевает.
  • Зеркальные нейроны вынуждают нас грустить, если кто-то страдает или плачет.
  • То же самое происходит, когда мы начинаем смеяться если видим, что кто-то смеётся , даже если мы не знаем причину этого смеха.
  • Согласно исследованиям, когда мы испытываем отвращение или наблюдаем выражение отвращения на лице другого человека , активируется один и тот же отдел мозга – передняя островковая доля.
  • Другое исследование показало, что соматосенсорная область коры головного мозга активируется, когда до участников эксперимента дотрагивались, а также когда они наблюдали, как дотрагивались до других.

8 советов: как зеркальные нейроны влияют на обучаемость?

Благодаря зеркальным нейронам демонстрируемые нами эмоции имеют прямое влияние на остальных. Атмосфера в классе или дома не является исключением. Поэтому родители и учителя должны научиться контролировать свои эмоции, чтобы зеркальные нейроны стали их союзниками при обучении детей, а не наоборот.

  1. Демонстрируйте радость и оптимизм. Таким образом вы передадите эти эмоции своим детям или ученикам (эмоциональное заражение).
  2. Контролируйте и избегайте негативных эмоций . У всех нас бывают неудачные дни, однако нужно минимизировать влияние вашего плохого настроения на детей, поскольку это негативно на них отразится. Однако подавлять эмоции ребёнка также не стоит. Помогите детям понять свои эмоции и помогите им научиться как можно лучше ими управлять .
  3. По возможности используйте визуальную демонстрацию и подражание. Дополняйте теорию демонстрациями и дайте детям возможность подражать вам.
  4. Дайте детям как больше возможностей взаимодействовать с другими людьми. Это приведёт к большей активации зеркальных нейронов, а также усилит способность детей к обучению и улучшит их социальные навыки и эмпатию.
  5. Используйте подражание всегда, когда хотите научить чему-либо ребёнка(чистить зубы, убираться в комнате и т.д.)
  6. Избегайте насилия . Дети учатся тому, что видят. Если они растут в атмосфере, при которой допускается насильственное поведение, активируются отвечающие за имитацию зеркальные нейроны, и очень вероятно, что такой ребёнок начнёт повторять эти действия.
  7. Объясните детям важность понимания языка тела других людей. Это поможет им научиться распознавать сомнения окружающих или ситуации, когда кому-то нужна помощь. Зеркальные нейроны являются основой эмпатии.
  8. Научите детей определять свои собственные эмоции, а также эмоции других людей.

Зеркальные нейроны и эмоциональное заражение

У Вас повышается настроение в компании весёлых людей? Вы расстраиваетесь рядом с пессимистом или негативно настроенным человеком? Всё это происходит из-за так называемого эмоционального заражения, за которое отвечают зеркальные нейроны.

Эмоциональное заражение представляет собой процесс, посредством которого человек или группа людей влияют на эмоции или аффективное поведение другого человека или группы через сознательную или бессознательную эмоциональную индукцию.

Люди при общении склонны копировать жесты и выражения лиц друг друга, и даже часто испытывать одинаковые эмоции при этом.

Несмотря на то, что уже подтверждено, что эмоциональное заражение играет важную роль в наших личных и деловых отношениях, мы пока ещё до сих пор не осознали нашу огромную способность влиять на эмоциональное состояние окружающих, а также самому подвергаться этому влиянию.

Зеркальные нейроны дают нам возможность буквально чувствовать то, что чувствуют другие, испытать на себе эти эмоции. Зеркальные нейроны – это основа эмпатии .

Эмпатия – это способность сопереживать, поставить себя на место другого человека, понять то, что он чувствует. Этой способностью обладает большинство людей.

Они позволяют нам увидеть то, что все мы похожи. Это ещё одно доказательство того, что люди являются социальными существами. Это было ключевым для выживания нашего вида, мы бы не смогли выжить без взаимодействия с другими людьми, без их защиты.

Следующее видео расскажет вам о связи между зеркальными нейронами и эмпатией.

Как можно извлечь пользу от эмоционального заражения?

Наша способность эмоционально заражаться от других людей и самим влиять на их эмоциональное состояние может быть очень полезна.

  • К счастью, радость “заразнее” грусти, поэтому окружайте себя весёлыми людьми. Однако не стоит впадать в крайности и совсем избегать грустных или страдающих депрессией людей. Такому человеку нужна наша поддержка, постарайтесь помочь ему выздороветь.
  • Подражайте весёлым и позитивным людям, делайте то, что делают они. Занимайтесь спортом и чаще улыбайтесь (вы почувствуете себя лучше). Сохраняйте самоуважение и нормальную , а также отбросьте негативные мысли.
  • Думайте прежде, чем действовать. Особенно если вы собираетесь сказать кому-то что-то негативное. Постарайтесь это сделать как можно более воспитанно и спокойно, поскольку ваше раздражение может легко передаться другому человеку.

Узнайте больше об эмоциональном заражении в этом видео (н е забудьте включить субтитры на русском языке.)

Зеркальные нейроны и культура

Влияет ли на наш мозг культурная среда, в которой мы выросли? Похоже, что да.

Согласно исследованиям Калифорнийского Университета в Лос-Анджелесе, сеть зеркальных нейронов нашего мозга по-разному реагирует на людей в зависимости от того, принадлежит ли человек к нашей культуре или нет.

Для исследований были приглашены два актёра – американец и никарагуанец. Они должны были показывать группе американцев различные жесты (американские, никарагуанские и другие жесты, не имеющие значения).

Далее с помощью ТМС (транскраниальной магнитной стимуляции) была изучена деятельность зеркальных нейронов. Было отмечено, что зеркальные нейроны участников гораздо активнее реагировали на жесты американца, чем никарагуанца. При этом когда никарагуанец демонстрировал американские жесты, активность зеркальных нейронов наблюдателей резко снижалась.

Таким образом, мы видим, культура значительно влияет на наш мозг, и, как следствие, на поведение. Результаты этого эксперимента показали, что мы больше готовы понимать и испытывать эмпатию по отношению к людям нашей национальности или культуры. Также это объясняет почему мы лучше взаимодействуем с людьми, выросшими в той же культурной среде, что и мы.

Зеркальные нейроны, эмпатия и психопатия

Психопатия – это расстройство личности, характеризующееся поверхностым очарованием, патологической лживостью и неспособностью испытывать угрызения совести или эмпатию.

Важно отметить, что многие психопаты становятся преступниками, однако не все являются убийцами. Многие из них социализированы и ведут нормальный образ жизни.

Возникает вопрос. Если психопаты не способны к эмпатии, означает ли это, что их зеркальные нейроны не работают? На этот вопрос ответило следующее исследование.

В этом эксперименте изучалась активность мозга группы участников (18 психопатов и 26 здоровых людей) во время просмотра ими коротких видео. На этих видеозаписях испытуемым была показана рука, которая по-разному дотрагивалась до других людей: нежно, причиняя боль, дружески, нейтрально, демонстрируя жесты отторжения и т.д. Сначала участникам эксперимента дали задание посмотреть видео, а затем их попросили попытаться почувствовать то, что чувствуют люди на видео. В третьей части эксперимента участников ударили линейкой, чтобы локализовать область мозга, обрабатывающую информацию о боли.

Учёные обнаружили, что только когда психопатов просили проявить эмпатию, они могли чувствовать то, что чувствуют другие, более того, даже их система зеркальных нейронов активировалась так же, как и у группы здоровых людей. Без каких-либо инструкций и указаний активность мозговых областей, связанных с болью, была очень низкой.

Таким образом, утверждение о том, что психопаты не способны к эмпатии, неверно. Однако у них есть некий “выключатель”, который может включать и отключать эту способность. По умолчанию, эта способность выключена.

Зеркальные нейроны и аутизм

Для людей с аутистическим расстройством, помимо других симптомов, характерны проблемы с распознаванием эмоций и задержка речевого развития. Они не могут воспринимать эмоции, как собственные, так и окружающих людей.

В связи с этим учёные полагали, что система зеркальных нейронов у аутистов “сломана”. Однако недавно было доказано, что это не так. Система не сломана, однако она испытывает задержку в развитии. В то время как у большинства детей зеркальные нейроны очень активны, у детей с аутизмом их активность ослаблена. Однако с возрастом она увеличивается и, как правило, к 30 годам становится нормальной и даже повышенной.

Другие исследования также показали, что у детей-аутистов активность данной группы нейронов не всегда нарушена (т.е зеркальные нейроны не всегда гипоактивны). Например, они работают нормально в присутствии близких людей.

Спасибо, что читаете нас. Будем признательны за вопросы и комментарии к статье.

Перевод Анны Иноземцевой

Так выглядит зеркальный нейрон здорового человека. Фото: NIH
По материалам книги Иоахим Бауэр "Почему я чувствую, что чувствуешь ты."

"Нервные клетки, которые способны реализовать в собственном организме определенную программу, но которые также активизируются сами при наблюдении или ином способе сопереживания выполнения этой программы другим индивидом, называются зеркальными нейронами .[...]

Человеку достаточно услышать разговор о каком-то действии, чтобы привести в резонанс зеркальные нейроны. Вывод: не только наблюдения, но и любые восприятия процесса, выполняемого другими, могут активизировать зеркальные нейроны в головном мозге наблюдателя. (1) [...]

Управляющие действиями нервные клетки активизируются не только при наблюдении за действиями других. Они подают сигналы и тогда, когда испытуемого просят представить себе соответствующее действие. Но самый сильный сигнал исходит от них в тех случаях, когда человека просят синхронно воспроизвести наблюдаемое действие. [...]

Воспринимаемые человеком действия других людей неизбежно вызывают активность зеркальных нейронов у наблюдающего. Они запускают в его мозге собственную схему действий, причем именно ту, которая работала бы, если бы сам выполнял воспринимаемое действие. Процесс зеркального отражения протекает синхронно, произвольно и без каких-либо размышлений. Создается внутренняя нейрональная копия воспринимаемого действия, как будто наблюдающий сам выполняет это действие. Выполнение этого действия в реальности является свободным выбором наблюдателя, но вот явление резонанса зеркальных нейронов, которые активизируют в его внутреннем представлении заложенные в них программы действия, он не может предотвратить. (2) [...]

Для того чтобы повседневные межличностные отношения протекали более или менее гладко, должен выполняться ряд условий, причем постоянно, в текущий момент времени. Мы считаем большинство из этих условий абсолютно естественными, и полагаем, что они должны выполняться, хотя при этом они совершенно не являются само собой разумеющимися. Речь идет о неосознанной (нерефлектированной) уверенности, о том, что специалисты называют имплицитными предположениями. Уверенность, без которой было бы неуютно жить, состоит в том, что поведение окружающих нас в данный момент людей в большей или меньшей степени предсказуемо на ближайший момент времени, то есть оно в определенных пределах соответствует нашим ожиданиям. Это касается не только таких банальных моторных процессов, как путь движения человека в оживленной пешеходной зоне или на горном склоне, заполненном лыжниками, но, в первую очередь, ожидаемого поведения, поступков со стороны других людей. (3) Во время приема или вечерники мы без повода, конечно, не будем сознательно задумываться об опасности или безопасности данной ситуации. Но мы ориентируемся, не осознавая этого, именно таким образом, что получаем имплицитное знание о том, можно ли ожидать от присутствующих мирного поведения. Правда, так случается не всегда.
Всем знакомы ситуации, когда какой-то человек, не делающий в данный момент ничего плохого, вызывает в нас неприятное чувство, ощущение потенциальной угрозы. И лишь когда мы неожиданно теряем ощущение безопасности, уверенности, мы сознаем, как сильно мы зависим от имплицитной уверенности. Явления зеркального отражения позволяют предсказывать ситуации - хорошие или плохие. Они создают в нас чувство, которое мы называем интуицией и которое позволяет нам предчувствовать, догадываться о грядущих событиях. (4) Интуитивные предвидения нельзя игнорировать. Интуиция представляет собой, так сказать, особую, смягченную форму имплицитной уверенности, своего рода предчувствие или седьмое чувство.[...]

При восприятии нами даже части последовательности действий зеркальные нервные клетки в головном мозге, а тем самым и в психике наблюдателя, спонтанно и не зависимо от нашей воли показывают весь процесс. Восприятие коротких частей последовательности может оказаться достаточным, чтобы еще до завершения всего процесса интуитивно знать, какого результата можно ожидать от наблюдаемого действия. То есть зеркальные нейроны, приходя в резонанс, не только делают наблюдаемые действия спонтанно понятными для нашего собственного переживания. Зеркальные нейроны способны дополнить наблюдаемые фрагменты до вероятной ожидаемой полной последовательности действий. Программы, накопленные в командных нейронах, не являются произвольно созданными, а представляют собой типичные последовательности, основанные на совокупности всего предшествующего опыта, полученного индивидуумом. (5) Поскольку большинство из этих последовательностей соответствует опыту всех членов социальной общности, то командные нейроны образуют общее межличностное пространство действий.
Интуитивные представления возникают у человека и без участия его сознания. Например, у человека может возникнуть только неприятное чувство, но он не знает причины его появления. Это связано, в том числе, с тем, что подсознательные, то есть осознанно не зарегистрированные восприятия, могут вызывать активизацию наших зеркальных нейронов. Однако у разных людей подобное «внутреннее чутье» относительно действий других людей выражено в разной степени. [...]

Многое из того, что приписывается мистическим телепатическим способностям, находит здесь свое объяснение. Люди, находящиеся в тесной эмоциональной связи друг с другом, знают- «пути перемещения» своих близких Так пример, наш мозг снабжает нас интуитивными предположениями о том что может делать сейчас любимый человек, даже если в данный момент он находится очень далеко. [...]

Способность интуитивного понимания, этот подарок наших зеркальных нервных клеток, никоим образом не защищает нас от заблуждений и ошибок. Восприятие ситуаций через нейробиологическую систему зеркального отражения может привести к активизации программ, которые сначала представляются мозгу подходящим продолжением видимого события, но потом оказываются ошибочными. Это связано с тем, что многие повседневные ситуации многозначны и допускают различные варианты продолжения. В интерпретации ситуаций не последнюю роль играет индивидуальный предшествующий опыт. Тот, чей опыт свидетельствует о том, что производящие приятное впечатление люди часто проявляют себя с неожиданно неприятной стороны, реагирует на приветливых людей иначе, чем люди с иным опытом. У тех, кому часто приходилось переживать разочарование после краха изначально многообещающих ситуаций, этот опыт будет присутствовать в нейробиологических программах в качестве типичной последовательности событий.
Однако односторонние, возникшие на основе определенного предшествующего опыта схемы интерпретации, являются не единственной причиной того, что интуиция может ввести в заблуждение. К сожалению, она не защищена и от обмана сознания, потому что интуиция - это еще не все. Там, где не справляется она, на помощь должен прийти рассудок. (6) Критические размышления о том, что мы видим у других и переживаем с ними, обладают безусловной ценностью. Однако, с другой стороны, и рассудочный анализ не застрахован от ошибок, когда речь идет об интерпретации нашего восприятия другого человека. Оценки межличностных обстоятельств, сделанные на основе рациональных рассуждений, вполне могут ввести нас в заблуждение. Еще одним недостатком нашего интеллектуально-аналитического аппарата является его медлительность. Размышления о ком-то занимают больше времени, чем интуитивная оценка. Зеркальные нейроны работают спонтанно и быстро. Их выбор доступен в режиме онлайн.
Вывод: интуиция и рациональный анализ не могут заменять друг друга. И то и другое играет важную роль и должно использоваться в сочетании друг с другом. Вероятность правильной оценки ситуации максимальна в том случае, когда интуиция и интеллектуальный анализ ситуации приходят к сходным выводам и дополняют друг друга. Пределы возможностей как интуитивной, так и аналитической оценки свидетельствуют о выдающейся роли языка, иначе говоря, прояснения обстоятельств, ситуаций и т. д. в разговоре. Интуиция может существовать без языка, но только язык дает нам возможность эксплицитно объясняться по поводу интуитивных представлений.[...]

**************************************** **************************************** ***********
Мои комментарии, исходя из теории абьюза.

1. Нормальный человек способен адекватно реагировать не только на наблюдаемое им страдание другого человека, но и на сообщения о том, что то или иное причиняет Другому боль. Что происходит в случае абьюза? Абьюзер видит, слышит и знает о страданиях своего партнера. Это не вызывает адекватного отклика в нем: в его поведении, поступках, реакциях, словах. Более того, градус насилия постоянно нарастает. Это дает мне право утверждать, что наблюдаемое состояние жертвы доставляет абьюзеру если не радость, то явно какие-то положительные впечатления. Можно в таких случаях говорить о садизме - извращенной и изощренной жестокости.

2.Можно предположить, что страдания жертвы, считываемые через зеркальные нейроны абьюзера запускают в нем определенную программу действий. И это не программа эмпатии и сострадания. Это программа насилия. Чем большие страданий видит абьюзер, тем выше в нем жажда мучить свою жертву. Вопрос, когда и кем заложена дефектная программа действий не является вопросом без ответов: родители (или иные воспитатели), социум, образ жизни, окружение, стереотипы, гендерное воспитание и т.д. См. комментарий №5

3. Одной из загадок для обывателей является вопрос: "Ну почему она не уходит?" Бьет, изменяет, издевается, а жертва все терпит и продолжает оставаться в таких отношениях. Много есть разных вариантов ответов на этот вопрос - и Стокгольмский синдром, и идентификация с агрессором, и состояние личности жертвы после длительного периода насилия. Механизм работы зеркальных нейронов дает нам еще один ответ: после того, как агрессор признал свою вину и раскаялся, всегда следует период "медового месяца", и партнерши абьюзера срабатывает предсказание его ожидаемого поведения; такого, как у всех нормальных людей. Ну ошибся человек, с кем не бывает, но он все осознал и понял, сейчас ведет себя прекрасно, значит все наладится. Жертва снвова и снова "предсказывает", что поведение абьюзера исправится, после признания агрессором своих ошибок. А абьюзеры всегда признают, чтобы продолжать мучить, ибо насилие в нон-стоп заставит сбежать жертву до того, как абьюзер разрушит ее личность. Это одна из самых коварных ловушек абьюза - жертва верит, что ее партнер нормальный человек. Любого из нас воспитывают в том, что другие люди - нормальны! Что люди могут ошибаться и т.д. Должна накопится критическая масса уродских поступков, чтобы жертва очнулась. Размер этой критической массы для каждого разный. Давайте еще учтем, как социализируются девочки: женщина должна терпеть и прощать. Это равно быть женственной, милой, хорошей, мудрой, сильной женщиной. А всем хочется быть именно такой, и это нормально!
А теперь добавим активно используемый любым типом абьюзеров механизм газлайтинга, когда отрицаются слова, факты, поступки, эмоции, когда жертве изо дня в день и абьюзер, и из каждого утюга кричат, что она слишком драматизирует, не так поняла, что нормальные люди таких эмоций не испытывают, что все так живут, что она раздувает из мухи слона и т.д. И она не уходит...Жертва остается, потому что ее зеркальные нейроны обманул человек с психопатологией, потому что она погружена в его фабулу безумия.

4. Феномен с которым я столкнулась: все жертвы абьюза с которыми мне довелось пообщаться, вспоминают о том, что интуитивно в начале (самом начале) отношений им не нравился их абьюзер. Приведу цитату "Я буквально привыкала к нему. А потом поняла, что люблю."

5. Программы, которые запускают зеркальные нейроны абьюзеров образовались 1.или в детстве, 2. или в психотравмирующей ситуации (здесь я думаю 0.1%), 3.или являются продуктом социума. Вероятнее всего это комбинация 1 и 3. Это система ценностных установок, заложенных семьей, усвоенный образ мышления из родительской среды, умноженный на гендерное воспитание, социальные процессы в обществе и круг общения абьюзера. Так как любой абюьзер не имеет нормальной устойчивой структуры Эго, в психологическом развитии не пройдя рубеж в 3 года, не способен видеть субъекта ни в ком, кроме себя, то, можно смело утверждать, что огромное влияние на его программы оказывает толерантность к насилию, существующая сегодня в обществе, а также, отсутствия опыта "получить в торец битой" справедливого возмездия в его прожитом жизненном сценарии. Алис Миллер много пишет о том, что пережитое в детстве насилие, с которым ребенок не смог совладать во взрослом возрасте, выплескивается на других людей. Она прекрасно рассматривает это на примере биографии Гитлера. Я думаю, что к этому добавляется отсутствие возмездия со стороны жертв и социума за скотское поведение во взрослом возрасте. Абьюзер с наивностью и невинностью трехлетнего ребенка отрицает нанесенный ущерб так успешно, что даже жертва начинает в это верить, а уж окружение верит практически однозначно. Более того, после разрушительного абьюза, у жертвы просто нет ресурса, чтобы заниматься возмездием - себя бы собрать и ноги унести. Да еще работает стереотип - мстить нехорошо. Но я веду здесь речь не о мести. Достойным возмездием любому абьюзеру является публичная огласка его художеств. Но в этом случае мы сталкиваемся со стыдом у пострадавших от абьюза. Ложным по своей сути стыдом: стыдно должно быть тому, кто поступает как не человек.

6. Покинуть абьюз можно только через изменение парадигмы мышления, потому что абьюзер будет играть на ваших зеркальных нейронах, как на балалайке. Только через осмысление опыта отношений, через пересмотр поступков, через понимание происходящего, очищенного от различных стереотипов и клише, вы сможете освободится. Навсегда. Критическое мышление, обдумывание необходимо, чтобы избавится от душевной боли, никогда больше не возвращаться к этому абьюзеру, и не попадать в новый абьюз.



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.