Венок из падуба. Новогодние растения разных стран. "Рождественское дерево": уход

Впервые "рождественское дерево" - цветок пуансеттия - попало в Европу благодаря министру США в Мексике Джоэлу Робертсу Пойнсетту, который первым привёз черенки молочая прекраснейшего (научное название) в США. Оттуда и пошло его распространение по всему миру.

Рождественский обычай

Очень часто пуансеттию называют "рождественское дерево" или "рождественская звезда". Связано это с тем, что цветок имеет очень яркую красно-зелёную окраску, которая напоминает традиционные украшения на Рождество. Именно в канун этого дня растение принято покупать для своего дома или преподносить в качестве подарка.

Считается, что "рождественское дерево" - комнатное растение, которое приносит благополучие, любовь и взаимопонимание в дом и семью. В европейских странах пуансеттией украшают храмы, торговые центры, залы для праздников и банкетов, а также дома и квартиры. "Рождественское дерево" с красно-зелёными листьями считается основным символом праздника на западе.

Разведение молочая в домашних условиях, принявшее масштабные размеры, началось в конце XX века семьёй Экке из Калифорнии. Именно благодаря этим людям пуансеттия получила широкую известность в различных слоях общества.

Во времена ацтеков "рождественское дерево" использовалось как лекарственное и церемониальное растение.

Внешняя красота

В стебле пуансеттии содержится липкий белый сок, который является ядовитым средством, раздражающим слизистую глаз при попадании.

Это кустарниковое растение бывает различного окраса. Наблюдателями зафиксировано более 100 видов. Это жёлтые, белые, розовые, красные и многие другие пёстрые лепестки, которые бывают не только разного цвета, но и разной формы.

Как выбрать здоровое растение

Если выбирать из всех возможных видов, предпочтение во время покупки лучше всего отдавать самому здоровому по внешнему виду растению. "Рождественское дерево" представляет собой цветок с коротким стеблем и зелёными листьями, расположенными ближе к почве. Его лепестки имеют крупную, слегка удлинённую и заострённую к концу форму. Нежелательно приобретать растение с увядшими или поникшими листьями, кривыми стеблями, а также сухой почвой в горшке.

"Рождественское дерево": уход

В домашних условиях цветок вырастает до полуметра, тогда как в естественной природной среде кустарник достигает метра в высоту. Цветёт пуансеттия до полугода, после чего начинает скидывать лепестки, постепенно теряя яркий, красивый окрас.

Для того чтобы "рождественское дерево" (цветок молочая) не потеряло свои прекрасные лепестки раньше времени, за ним требуется определённый уход не только дома, но и во время перевозки растения.

Пуансеттия очень боится холода. Именно поэтому после покупки растение желательно обернуть бумагой и как можно быстрее отнести в тепло. Температура воздуха не должна быть ниже 15 градусов, иначе цветки и стебли завянут от холода.

При покупке цветов важно обратить внимание на то, где именно в магазине стоит горшок с растением. Для того чтобы он рос и цвёл долгое время, лучше не приобретать те экземпляры, которые стоят около входа-выхода в помещение или часто подвергаются воздействию потока воздуха разной температуры.

На это следует обратить внимание и дома. Нельзя ставить цветок на холодное окно или оставлять его на сквозняке. Лепестки не должны соприкасаться со стеклом. "Рождественское дерево" - комнатное растение, уход за которым должен быть серьёзным. Оптимальная температура воздуха для него составляет 20-22 градуса.

Основные правила ухода во время цветения

Чтобы увидеть красивое цветение, необходимо соблюдать правила по поливу растения. Одно из них, самое важное, — поливать пуансеттию только тёплой водой. Это следует делать при условии полного высыхания земли примерно 3-4 раза в неделю небольшим количеством воды.

Если поливать цветок обильно, то можно вызвать застой жидкости на дне горшка, что приведёт к гниению корней, пожелтению и опаданию листиков. Чтобы избежать гниения, лишнюю воду нужно сливать из поддона, а дно горшка обеспечить дренажем (отверстие на дне и слой керамзита) для дополнительной фильтрации. Кроме того, необходимо опрыскивать лепестки до двух раз в день, стараясь избегать цветущих листьев.

"Рождественская звезда" очень любит яркий свет, но при этом важно учитывать тот факт, что попадание прямых солнечных лучей на листья растения может привести к их ожогу, в результате чего наступит увядание.

Цветок "рождественское дерево": как ухаживать за растением после цветения

Во время цветения не рекомендуется удобрять почву в горшке с пуансеттией. Это может привести к преждевременному окончанию цветения. После того как растение отцвело, удобрение разводят в воде и поливают землю до двух раз в месяц каждые 2-4 недели. Наливать удобрение необходимо только на почву, стараясь делать это медленно и аккуратно, чтобы капельки воды не попадали на стебли растения. При правильном уходе пуансеттия будет цвести на протяжении всех зимних праздников.

Примерно через 5-6 месяцев можно заметить первые признаки конца цветения. В этот момент не стоит пугаться и думать, что что-то сделано не так. Это абсолютно нормальное состояние цветка в этот период. Чтобы растение набралось сил перед новым цветением, пуансеттию помещают на несколько месяцев в тёмное прохладное место, в котором она и должна стоять, отдыхая. В этот период её стебли подстригают, создавая нужную, обычно круглую, форму. Срезанные листики при определённых условиях могут радовать глаз не меньше 2-3 недель. Для этого, прежде чем опустить стебли в воду, их обрезают и на несколько секунд опускают в кипяток (или 2-3 секунды держат концы стебельков над огнём). Во время отдыха поливать дерево нужно только тогда, когда земля станет достаточно сухой, а опрыскивать листья следует через день.

Иногда пуансеттию пересаживают в другой горшок, но важно учитывать следующее: несмотря на то, какого размера стало растение, горшок необходимо подготовить лишь на несколько сантиметров больше, чем старый, иначе корни сгниют.

Как обеспечить цветение пуансеттии раньше Рождества

Обеспечив нужный световой режим, молочай можно заставить цвести уже в конце осени. Для этого необходимо соблюдать несколько условий. Каждый день цветок должен находиться на ярком свете не более десяти часов, а остальное время (14 часов) Пуансеттию держат в темноте. Этот режим соблюдают не меньше двух месяцев. Обычно это ноябрь и декабрь. После указанных действий его ставят в яркую и тёплую комнату, где температура воздуха составляет не меньше 18 градусов, а влажность - до 50%.

Насекомые, которые могут погубить растение

Существует множество насекомых, несущих вред растению. Среди них белокрылка, паутинный червец и "Рождественское дерево" - комнатное растение, уход за которым требует внимания.

Белокрылка представляет собой небольшое насекомое с крыльями белого цвета. Эти вредители очень похожи на маленькую моль. Чаще всего они находятся на внутренней стороне листа. Если растение полностью окружено белокрылками, последствия могут быть губительными для растения, потому что избавиться от неё достаточно трудно. Для этого понадобятся специальные лекарства. Но если на листиках появилось лишь несколько особей этого вида, спасти цветок можно достаточно легко. Необходимо просто помыть растение под проточной водой и обработать листики инсектицидным мылом, которое предотвратит возвращение вредителя. Важно обработать все растение, не пропустив ни одного лепестка.

Что касается паутинных клещей, их также легко удаляют с растения при помощи воды и обеззараживающего мыла. Появляются они в том случае, если пуансеттию на долгое время оставить во влажном помещении. Их трудно заметить, но об их присутствии говорят характерные жёлтые пятнышки на кончиках листьев.

Одними из считаются мучнистые червецы. Они самые крупные. Образуют небольшие белые сгустки, похожие на хлопья. Опасно то, что практически всегда они приходят с муравьями. Избавиться от них можно с помощью спирта и инсектицидного мыла.

Самое надоедливое и смертоносное насекомое для пуансеттии - это грибные комарики. Их личинки повреждают корни, которые в результате начинают гнить. Они выглядят как крошечные булавочные головки коричневого цвета. Обитают не на листьях, а на почве, поэтому их легко обнаружить и распознать до того, как был нанесён непоправимый вред. Избавляются от комариков с помощью пересадки, замены почвы и обработки инсектицидным мылом.

Подарки на праздники

Очень актуальным подарком на новогодние праздники считается посуда. Рождественское дерево на ней изображено как основной символ Нового года и Рождества Христова.

Рисунок обычно представляет собой изображение украшенной шишками и ёлочными игрушками ели. У фирмы Spode рождественское дерево можно найти в дизайне кружек, подсвечников, красивых подносов с надписью "Счастливого Рождества", тарелок и блюд, кувшинов, чайных и кастрюль, декоративных фигурок и многого другого.

Горшочек с прекрасной пуансеттией и нарядная посуда составят идеальный подарок на праздник Рождества для семей из любого уголка мира.

(Ilex aquifolia) – один из самых излюбленных и выразительных рождественских символов. В христианской символике колючие листья падуба выражают страдания, а красные ягоды – кровь, он является символом вечной жизни и возрождения. Одна из библейских легенд рассказывает, что там, где Спаситель ступал на землю, вырастали кусты падуба. На некоторых изображениях терновый венец на голове Христа заменяет колючий венок из падуба. Согласно библейским сказаниям, когда-то ягоды его были белыми, но обагренные кровью Спасителя, покраснели. Некоторые источники утверждают, что из древесины падуба был сделан крест, на котором распяли Спасителя – другие деревья отказались принимать в этом участие и раскололись при первом ударе топора, и только падуб остался тверд.

На это растение люди обратили внимание задолго до введения христианства. Жители европейского побережья Атлантики и Средиземноморья, где падуб растет в диком виде, издавна обожествляли его и наделяли мощной магической силой. Это жизнестойкое растение, способное выживать в глубокой тени лесов, где не всходят семена других растений, вступающее в пик своей декоративности осенью и переживающее зиму в вечнозеленых листьях и плодах, вооруженное колючками и ядовитыми кроваво-красными ягодами, дающее пищу и приют птицам и исцеление - людям, казалось одновременно олицетворением защиты и угрозы. Разные народы посвящали его своим самым могущественным богам, а его плодоношение связывали со сменой времен года, противоборством жизни и смерти.

До сих пор ведутся споры, откуда пошел культ падуба – от кельтов или римлян. Своим верховным божеством кельты считали дуб как олицетворение мирового древа, есть гипотеза, что слово «друиды», которым именовались кельтские жрецы, означает не что иное, как «люди дуба». Но если Король Дуб правил над прибывающей частью года до дня летнего солнцестояния, а вместе с нею - над жизнью, то после его сменял Король Остролист, т.е. падуб, который властвовал над убывающей частью года и смертью. Согласно представлениям кельтов, они с разных сторон поддерживали мост над рекой, разделяющей царства живых и мертвых. Сохранилось древнеисландское название падуба – Helver (от скандинавского слова Hel, означавшего царство мертвых). Это нашло отражение в ирландском «Сказании о Гавейне и Зеленом Рыцаре», где сэр Гавейн, вооруженный дубинкой из дуба, и бессмертный великан - Зеленый рыцарь, вооруженный суком Остролиста, заключают соглашение поочереди обезглавить друг друга в день середины зимы и середины лета. Но рыцарь-падуб жалеет короля-дуба.

В изрезанных очертаниях листьев падуба угадывали сходство с дубом, одно из названий падуба остролистного – Колючий дуб - ставило его в один ряд с главным божеством. Друиды верили в его волшебную силу, используя для усиления магических заклинаний и привлечения вещих снов. Ветки падуба сжигали в кострах в день зимнего солнцестояния Йоль и посвящали его Солнцу. В ирландской поэме «Песнь лесных деревьев» есть строки:

Падуб будет пламенеть,

Словно воск свечной…

Считали, что из падуба можно изготовить волшебную палочку, а копье с древком из падуба приносит безоговорочную победу над злом. И сегодня живо поверье, что обильный урожай ягод падуба предвещает суровую зиму.

В те времена, когда верили в эльфов, фей и гоблинов, в Англии падуб высаживали вокруг жилища, чтобы защититься от молний, нечисти, болезней, колдовства и зимней меланхолии. Английские девы вешали ветки падуба у изголовья или окружали ими постель для защиты от гоблинов. В Ирландии напротив, его старались не сажать рядом с домом, чтобы не отпугнуть добрых фей.

Колючими изгородями из падуба огораживали загоны для скота, а наименее шипастые ветки скармливали ему для предотвращения падежа. Из древесины падуба строили конюшни, полагая, что он охраняет лошадей от болезней и пожаров, а хлыст из ветки падуба дает всаднику власть над лошадью.

Использование древесины во влажных условиях британских островов диктовалось скорее целесообразностью. Стволы деревьев падуба иногда достигают 1 м и более в диаметре. Древесина очень прочная и устойчивая к гниению, мелкозернистая, красивого цвета слоновой кости с редкими зеленоватыми прожилками. Сегодня она считается слишком ценной, поэтому используется только для декоративных изделий и инкрустаций.

Ягоды падуба использовали для лечения лихорадки и других болезней, есть свидетельства, что они помогали при эпидемиях оспы в Европе. Плоды и листья падуба действительно обладают жаропонижающими и другими лечебными свойствами. Но снадобья из них опасны из-за содержащегося в них токсического вещества – илицина, всего двадцати ягод достаточно, чтобы привести к смерти взрослого человека, правда, летальных случаев описано немного. Немецкие врачеватели считали, что достаточно потереться о первый встреченный куст падуба, чтобы получить почти немедленное исцеление.

В скандинавской мифологии падуб связывали с божественным великаном Тором, властвовавшим над молниями (его называли также Громовик), и Фрейей, богиней плодородия, любви и красоты, властвовавшей над погодой и над громом. Ломаные линии листа падуба с колючками по краям навевали людям ассоциации с молнией, вместе с тем фактом, что это дерево лучше других отводит молнию в землю и само при этом почти не страдает.

Отношение кельтов к падубу, вероятно, передалось в результате войн и жителям Средиземноморья. Самое раннее упоминание о падубе здесь встречается у древнегреческого философа Теофраста. Живший двумя веками позже римский философ Плиний указывал, что падуб способен защитить от молнии, яда и темного колдовства. Римляне посвящали его богу земледелия Сатурну, украшали веточками его изображения, и приносили в дар друг другу как символ удачи и защиты от зла в дни проведения Сатурналий(17-23 декабря) с окончанием полевых работ. Ранние христиане поначалу отвергали падуб как языческий символ, но со временем он прочно вошел в христианскую культуру. Сатурналии заменило Рождество, а падуб остался, но уже не символом плодородия, а олицетворением страданий Христа.

В культурах разных стран мира, где произрастают другие представители падубов (всего насчитывается около 600 видов), отношение к ним примерно такое же. В Японии почитают падуб городчатый (Ilex crenata). Величайший из японских мифологических героев Ямато вооружен символом божественной власти - копьем, сделанным из падуба. А одна из легенд рассказывает о том, как крысы помогли буддийскому монаху Дайкоку отразить нападение дьявола, притащив ему в решающий момент схватки ветку падуба. Отсюда пошла деревенская традиция вешать веточку падуба вместе с маленьким вертелом на дверь, чтобы заставить дьявола держаться подальше. В Китае на Новый год дома аналогично украшают местным падубом китайским (Ilex schinensis).

В Северной Америке до прихода белых поселенцев американский падуб (Ilex opaca) был священным символом мужества и обороны, его сажали вокруг лагерей для защиты племени. Индейцы племен семинол и чероки готовили из листьев и побегов падуба чайного (Ilex vomitoria), «черный напиток», оказывавший рвотное, слабительное и галлюциногенное действие. Он использовался в культовом ритуале очищения ума, духа и плоти, проводившемся перед началом употребления зерновых нового урожая. В приготовлении напитка и самом ритуале участвовали только мужчины. Высокое содержание кофеина (в 6 раз больше, чем в кофе) позволяло продолжать церемонию, сопровождавшуюся танцами и курением табака, всю ночь. Обряд, зародившийся, по меньшей мере, за 1200 лет до нашей эры, просуществовал до 1830 года, когда племена были переселены из Флориды в Оклахому, где не растет этот вид падуба, и его в ритуальном напитке заменили другие травы и коренья.

Из листьев падуба парагвайского (Ilex paraguayensis), также обладающего большим содержанием кофеина, в Южной Америке готовят известный теперь всему миру тонизирующий чай мате. Происхождение этого напитка считают божественным – одни народы говорят, что научил смертных его готовить бородатый бог Pa-I-Shume, другие – что растение даровали богини Луны и облаков тому старику, что спас их от нападения ягуара, когда они посетили землю. Потребление мате считают полезным не только для тела, но и для души, позволяющим достичь божественного умиротворения. Его называют «напитком дружбы», скрепляющим семейные и дружеские отношения.

В индийских Гималаях падуб был одним из священных деревьев, опекаемым доброжелательным духом-хранителем Муниспурама. На ствол дерева наносили знаки киноварью, у подножия клали три камня, выкрашенных в красный цвет, и приносили в жертву животных нуждающиеся в исцелении. Об этом упоминается в книге П. Седира «Магические растения».

Отголоски старинных верований живы и сегодня. Английская и немецкая традиция приносить падуб на Рождество в дом связана с поверьем, что в этот день можно определить, кто будет верховодить в семье в грядущем году – муж или жена. Падуб с шипами считают мужским, а без шипов – женским. На самом деле, это растение двудомное, и женские растения легко отличить по наличию ягод. В противоположность, в Уэльсе считают, что, сорвав ветку падуба, можно навлечь скорую смерть, а наступив на ягоду – другие несчастья.

Для рождественских венков и композиций теперь используют не только падуб остролистный, но и американские листопадные виды – падуб мутовчатый (Ilex verticillata) и падуб опадающий (Ilex decidua), которые к новогодним праздникам бывают уже без листьев, но густо унизаны яркими костянками. А падуб остролистный, как и гибридные виды падуб мезерва (Ilex x meservae) и падуб алтакларенский (Ilex x altaclarensis) представлены множеством сортов – с зеленой, голубоватой, пестрой листвой, с красными, оранжевыми и желтыми ягодами.

У нас падуб остролистный не растет, но в новогоднем декоре эта зимняя ягода будет не лишней, даже если нет необходимости отгонять нечистую силу. Говорят, что мистический дух падуба способен привлечь финансовое благополучие и поправить дела в бизнесе.

Рождественские традиции и символы

Церковь стремилась избавиться пережитков язычества: дело в том, что примерно в это же время по традиции отмечался день рождения римского бога солнца.

Поэтому отцы церкви решили учредить новый, христианский праздник в честь дня рождения Иисуса Христа, который бы заменил римский.

В Америке Рождество стали отмечать не сразу: ранние колонисты-пуритане к праздникам вообще относились подозрительно, а в штате Массачусетс оно даже было под запретом.
За много лет до рождения Христа друиды использовали ветви омелы для украшения домов, празднуя наступление зимы.

Они почитали ее как священное растение и верили, что омела имеет свойство излечивать многие болезни (в том числе и бесплодие), помогает при отравлениях и защищает от злых чар.

Для англосаксов омела была одним из атрибутов Фрейи, богини любви, плодородия и красоты.

По обычаю, мужчина имел право поцеловать девушку, которая нечаянно оказывалась под веткой омелы (их обычно прикрепляли к потолку или вешали над дверным проемом).

Обычай целоваться под омелой сохранился и по сей день во многих странах, особенно во время рождественских и новогодних праздников.

Сейчас омела является одним из главных символов Рождества, хотя на первых порах церковь запрещала ее использовать для украшения жилищ, из-за связанных с этим растением языческих легенд.


Остролист – это еще один рождественский символ.

И, конечно, здесь тоже не обошлось без друидов, которые очень уважали остролист за его способность оставаться зеленым и красивым даже зимой, когда природа лишалась большинства своих красок.

Римляне также любили это растение, считая его творением Сатурна. Во время буйного празднования Сатурналий (прообраза европейского карнавала), горожане дарили друг другу венки из остролиста и украшали ими же дома.

Столетия спустя, в то время как основная часть римлян продолжала праздновать Сатурналии, ранние христиане уже тайно отмечали Рождество.

Чтобы избежать преследований, они, как и все, украшали дома ветками остролиста. Когда христианство превратилось позже в доминирующую религию, остролист стал признанным символом Рождества.

Согласно, некоторым версиям, именно, из него был сделан венец Христа, а ягоды остролиста, изначально белые, покраснели от крови Спасителя.
А еще остролист означает радость и примирение и, согласно народным поверьям, защищает от колдовства и молнии.

Пуансеттия – это очень красивое мексиканское растение, которое часто используют для украшения помещений во время рождественских праздников

Пуансеттия названа так в честь Жоеля Пуансетта, первого американского посла в Мексике, который в 1828 году привез ее в Штаты.

Благодаря форме своих листьев, это растение стало символом Вифлеемской звезды и поэтому ассоциировалось с Рождеством. Ярко-красные листья пуансеттии, окружающие ее невзрачный желтый цветок, часто принимают за лепестки.

Рождественский Леденец


До того, как был изобретен полосатый мятный леденец в форме трости (или пастушьего посоха), родители угощали детей на Рождество леденцовыми палочками из простого белого сахара.

В 17 веке его начали изгибать в форме посоха, а в 19 на белом леденце появились привычные для всех теперь красные полоски.

Такой леденец объединял в себе несколько христианских символов. Форма его должна была напоминать людям о том, что Христос – это пастырь человечества, отдавший жизнь за свое стадо и, одновременно, жертвенный агнец.

Кроме того, перевернутый леденец напоминает букву J , с которой начинается имя Jesus . Белизна леденца символизирует непорочное зачатие Девы Марии и безгрешную жизнь Христа, а твердость сахара говорит о его непоколебимости и стремлении служить опорой и защитой тем, кто в него верит.

Три тонкие красные полоски, по одной из версий, обозначают Святую Троицу, а одна широкая – Единого Бога. Иногда на леденце делают еще одну полоску – зеленую, которая напоминает верующим о том, что Иисус – это дар Божий (зеленый цвет символизирует дарение).

Чулок для подарков
В канун Рождества дети, по обычаю, вешают у камина чулок, который Санта ночью наполняет подарками.

Эта традиция связана с одной из легенд о Св. Николае (прообразе Санты). Согласно этой легенде, святой подарил трем бедным бесприданницам по кошельку с золотом, тайно положив свои дары в чулки девушек, которые они повесили на ночь на каминную решетку - сушиться.

С тех пор дети оставляют у очага свои чулочки, в надежде утром найти в них что-нибудь приятное.


Дети оставляют на камине печенье для Санты в знак благодарности за работу, которую он делает каждое Рождество.

А те, кто вел себя нехорошо, надеются таким образом его немного задобрить, чтобы тоже получить подарок.


Первая рождественская открытка появилась в 1843 году, в Англии.

Она была создана Джоном Хорсли и сэром Генри Коулом. Первая партия открыток (1 000 штук) была продана в Лондоне и представляла собой вручную раскрашенную литографию на плотном картоне.

В центре картинки была изображена празднующая семья, а под ней располагались слова ”A Merry Christmas and a Happy New Year to You."

На боковых картинках были показаны сцены благотворительности: кормление голодных и одевание бедных.

Праздник Рождества (Christmas)

Идея сделать 25 декабря праздником Рождества появилась в 4 веке. Церковь стремилась избавиться пережитков язычества: дело в том, что примерно в это же время по традиции отмечался день рождения римского бога солнца. Поэтому отцы церкви решили учредить новый, христианский праздник в честь дня рождения Иисуса Христа, который бы заменил римский.

Рождественский венок (Christmas wreath)

Рождественский венок - типичное украшение в домах в предрождественское время в форме венка из еловых веток с четырьмя свечами, закрепляемое вертикально или устанавливаемое на стол. В первое из четырёх воскресений адвента зажигается первая свеча, на следующей неделе - вторая и т. д.
Рождественский венок был введён в рождественские традиции гамбургским лютеранским теологом Иоганном Хинрихом Вихерном, взявшим на воспитание нескольких детей из семей бедняков. В адвент дети постоянно спрашивали воспитателя, когда же наступит Рождество. Чтобы дети могли отсчитывать дни до Рождества, в 1839 году Вихерн смастерил из старого деревянного колеса венок, украшенный девятнадцатью малыми красными и четырьмя большими белыми свечами. Каждое утро в этом венке зажигалось по одной маленькой свечке, к которым по воскресеньям добавлялась большая свеча.
В символике рождественского венка выделяется несколько значений. Изначально прибавление света в венке символизировало возрастающее ожидание рождения Христа, «света миру». К этому добавились дополнительные значения, обусловленные круглой формой, символикой венка, зеленью ели, цветом свечей и декоративных лент. Рождественский венок с четырьмя свечами ассоциируется с земным шаром и четырьмя сторонами света. Круг символизирует вечную жизнь, которую дарует воскресение, зелень - цвет жизни, а свечи - свет, который осветит мир в Рождество.

Остролист (Holly)

Остролист – это еще один рождественский символ. И, конечно, здесь тоже не обошлось без друидов, которые очень уважали остролист за его способность оставаться зеленым и красивым даже зимой, когда природа лишалась большинства своих красок.

Римляне также любили это растение, считая его творением Сатурна. Во время буйного празднования Сатурналий (прообраза европейского карнавала), горожане дарили друг другу венки из остролиста и украшали ими же дома. Столетия спустя, в то время как основная часть римлян продолжала праздновать Сатурналии, ранние христиане уже тайно отмечали Рождество. Чтобы избежать преследований, они, как и все, украшали дома ветками остролиста. Когда христианство превратилось позже в доминирующую религию, остролист стал признанным символом Рождества. Согласно некоторым версиям, именно из него был сделан венец Христа, а ягоды остролиста, изначально белые, покраснели от крови Спасителя.

А еще остролист означает радость и примирение и, согласно народным поверьям, защищает от колдовства и молнии.

Рождественский Леденец (Candy Cane)

До того, как был изобретен полосатый мятный леденец в форме трости (или пастушьего посоха), родители угощали детей на Рождество леденцовыми палочками из простого белого сахара. В 17 веке его начали изгибать в форме посоха, а в 19 на белом леденце появились привычные для всех теперь красные полоски. Такой леденец объединял в себе несколько христианских символов. Форма его должна была напоминать людям о том, что Христос – это пастырь человечества, отдавший жизнь за свое стадо и, одновременно, жертвенный агнец. Кроме того, перевернутый леденец напоминает букву J , с которой начинается имя Jesus . Белизна леденца символизирует непорочное зачатие Девы Марии и безгрешную жизнь Христа, а твердость сахара говорит о его непоколебимости и стремлении служить опорой и защитой тем, кто в него верит.

Три тонкие красные полоски, по одной из версий, обозначают Святую Троицу, а одна широкая – Единого Бога. Иногда на леденце делают еще одну полоску – зеленую, которая напоминает верующим о том, что Иисус – это дар Божий (зеленый цвет символизирует дарение).

Чулок для подарков (Stocking)

В канун Рождества дети, по обычаю, вешают у камина чулок, который Санта ночью наполняет подарками. Эта традиция связана с одной из легенд о Св. Николае (прообразе Санты). Согласно этой легенде, святой подарил трем бедным бесприданницам по кошельку с золотом, тайно положив свои дары в чулки девушек, которые они повесили на ночь на каминную решетку — сушиться.

С тех пор дети оставляют у очага свои чулочки, в надежде утром найти в них что-нибудь приятное.

Олени Санта-Клауса (Santa Claus’s reindeer)

Олени Санта-Клауса - в североамериканской и в меньшей степени - в европейской германоязычной традиции группа из девяти летучих северных оленей, тянущих за собой повозку Санта-Клауса, развозящего рождественские подарки. Начиная с первой половины XX века проникают в детскую художественную литературу, в музыкальные произведения и в кино.

Новог0дняя ёлка

Новог0дняя ёлка (Рождественская ёлка) - традиционный атрибут празднования Рождества и Нового года во многих странах мира. Возник в средневековой германской традиции, а с XIX века получил популярность в России, англосаксонском мире и многих других странах. Новогодняя ёлка представляет собой хвойное дерево (ель, пихта, сосна) или искусственную его имитацию, украшенное гирляндами, специальными ёлочными игрушками и свечами или лампочками. Устанавливается на время проведения праздника в домах и на улицах.

Считается, что первая рождественская ёлка появилась в европейских домах в ХVI веке. Рассказывают, что первым принёс ёлку в свой дом сам Мартин Лютер, основатель направления в христианстве, которое называется лютеранством.

Однажды, в 1513 году, в ночь накануне Рождества, он шел домой и взглянул на высокое небо, на сияющие звёзды; он услышал едва заметный их серебряный перезвон, и ему показалось, что и ели, стоящие вокруг, тоже осыпаны яркими сверкающими звёздами. Тогда-то он и принёс домой маленькую ёлочку, украсил её свечами и сверкающими звёздочками. С тех пор рождественские и новогодние ёлки поселились в домах и стали радовать детей и взрослых.

Сначала их украшали небогато — использовали только орехи и яблоки. Но постепенно украшения становились всё более яркими. К середине прошлого века ёлка завоевала всю Европу и переселилась на американский континент. В Америку ее завезли немецкие поселенцы, а также наемники, принимавшие участие в войне за независимость.

Вифлеемская звезда (Star of Bethlehem)

Вифлеемская звезда в христианской традиции — очень важный символ. Именно она возвестила трем волхвам (в католическом варианте — королям) о рождении младенца Иисуса в Вифлееме. Неудивительно, что в каждой церкви, в каждом христианском доме на Рождество появляется изображение этой звезды у иконы, вертепа или на елке.

Санта-Клаус (Santa Claus)

Санта-Клаус- рождественский дед, североамериканский сказочный (фольклорный) персонаж, который дарит подарки детям на Рождество Христово. Прообразом Санта-Клауса является общехристианский святой Николай Мирликийский (Санта - «святой», Клаус - «Николай»), известный по житию своей благотворительностью (помощью бедным людям в виде тайных подарков). Первоначально именно от его имени дарились в Европе подарки детям в день почитания святого по церковному календарю - 6 декабря. Однако в период Реформации, выступавшей против почитания святых, в Германии и сопредельных странах Святой Николай был заменен в качестве персонажа, вручающего подарки, на младенца Христа, а день вручения подарков был перенесен с 6 декабря на период рождественских ярмарок, то есть на 24 декабря.
Родиной Санта-Клауса считается Лапландия. Так же бытуют мнения, что родиной Санты-Клауса является Северный полюс.

Рождественские колокольчики (Christmas bells)

Рождественские колокольчики — тоже символ рождества. Этот обычай пришел из зимних языческих праздников. Когда земля была холодна, считалось, что солнце умерло, а злой дух очень силен. Чтобы его изгнать, нужно очень громко шуметь. На святки в церквях раздается колокольный звон, но не для изгнания злых духов, таким образом люди приветствуют Христа.

Рождественский ангел (Christmas Angel)

Рождественский ангел – это настоящий символ Нового Года и Рождества. Ангелы в Рождественскую ночь возвестили о рождении Господа пастухам, пасущим неподалеку стадо. Тотчас за благовестием последовало явление ангельского хора, славившего Бога.

Красный, темно-зеленый, белый. Традиционные цвета рождественских венков в Европе. Их делают из веточек падуба, на которых к этому времени уже поспевают красные ягоды. Обычно строгому украшению придают сверкающий вид благодаря золоту и серебру нарядных лент, блесток и праздничных колокольчиков.

Падуб европейский , по-другому его название остролист , — это вечнозеленое небольшое дерево, нередкое в европейских лесах. У него гладкая светло-серая кора, густая крона пирамидальной правильной формы, темно-зеленые блестящие жесткие листья, по краю крупнозубчатые, причем каждый зубец вытянут изящно в острую колючку.

Падуб цветет летом , а его красные яркие плоды, плотными группами сидящие на веточках, созревают как раз к празднику — в декабре. Остролист зимний очень радует глаз: на невеселом фоне жухлой травы и голых деревьев — блестящие листья и ярко-красные, будто лакированные ягоды. Вполне заменит новогоднюю елочку.

Остролист внимание людей издревле привлекал. Украшения из его ветвей были непременным атрибутом Сатурналий, праздника, отмечавшегося древними римлянами в середине декабря и посвященного Сатурну. Этот бог считался покровителем земледелия, от него зависел урожай, а значит, благополучие людей в течение года.

И римляне стремились как можно лучше почтить мрачного Сатурна, украшая себя и посвященные божеству храмы и статуи венками из падуба. Остролист для кельтских друидов очень почитаемым растением был, после дуба вторым. А в зимнее время, когда, сбросив листву, погружались в сон лесные могучие великаны, падуб, его младший брат, выступал на первый план.

Друиды свои празднества приурочивали к астрономическим событиям, из которых одним был в Северном полушарии день зимнего солнцестояния, приходящийся на 21 или 22 декабря. А красиво наряженный остролист говорил о том, что самая длинная в году ночь осталась позади, световой день прибывать начинает и скоро близится весна.

Листья омелы с хлорофиллом, поэтому она не зависит от хозяина полностью. Внешность омелы очень колоритна: в кронах деревьев можно видеть хорошо заметные зимой ажурные «шары», иногда довольно крупные до метра в диаметре. От места их прикрепления к ветви дерева отходят во все стороны тонкие, зеленые, вильчато ветвящиеся веточки с немногочисленными вытянутыми овальными кожистыми листьями.

Цветки у омелы мелкие, желтоватые. Опять же зимой, как и у падуба, созревают круглые, беловатые, полупрозрачные ягоды, группками по 2-6 штук сидящие на ветвях.

Друиды почитали и омелу как магическое растение. Особенно «уважали» экземпляры, живущие на дубе. Их полагалось срезать во время специальной церемонии. Сделать это мог лишь верховный жрец с помощью золотого серпа. Срезанная омела ни в коем случае не должна была коснуться земли, ибо это лишало ее магических сил. У друидов омела считалась символом бессмертия, противоядием от большинства ядов.

Древние римляне полагали, что она приносит удачу. Ягоды омелы внешне и по текстуре напоминают капли мужского семени, поэтому считалось, что она повышает плодовитость. В средневековой Европе омелу развешивали в жилищах для защиты от злых духов и ведьм. В некоторых странах существовало поверье, что она защищает дом от пожара и молнии, ибо сама произошла от удара молнии в дерево.

Традиция целоваться под омелой также имеет очень древние корни. Ее возникновение, вероятно, можно объяснить тем, что растению приписывалось свойство повышать плодовитость, а значит, оно использовалось в свадебных ритуалах. Считается, что поцелуи под омелой «изобрели» в Скандинавии, где таким образом заключались мирные договоры.

В германо-скандинавской мифологии существует особая история, способная пролить свет на возникновение этой традиции. В Англии традиция поцелуев под омелой носит исключительно романтический характер. Девушка, оказавшаяся под веточкой этого растения, не может никому отказать в поцелуе. Обычно такие украшения вешают в наиболее посещаемых местах: над притолокой входной двери или под люстрой в центре комнаты.

В некоторых графствах Англии существовала традиция сжигать омелу, под которой целовались, на двенадцатую ночь после Рождества, когда перед началом поста убирали все праздничные украшения. Нарушение этого правила грозило всем поцеловавшимся в текущие праздники под омелой безбрачием. Омела, не использовавшаяся для развлечений, напротив, должна была оставаться в доме до следующего Рождества . Ей приписывались защитные свойства.

На заметку:

— Долгое время кроссандра считалась очень капризным, исключительно оранжерейным растением. Не так давно на цветочном рынке появилась полученная в Швеции гибридная форма кроссандры воронковидной (С. infundibuliformis) ‘Mono Wallhead’.



2025 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.