Образы животных в баснях и. а. крылова. Научнаная работа на тему "образы домашних животных в баснях крылова"

Мне кажется, что такой литературный жанр как басни находится в самой непосредственной близости к фольклору - устному народному творчеству. У истоков русского басенного жанра стоит Иван Андреевич Крылов, его произведения по праву считаются высшими образцами этого жанра на русском языке. В них нашли свое отражение опыт, сознание и нравственные идеалы нашего народа, особенности национального характера. Это выразилось не только в оригинальной трактовке традиционных сюжетов, но, прежде всего в том языке, которым написаны басни. В языке крыловских басен ярко проявилась живая народная речь. Именно благодаря басням Крылова она стала осознаваться как один из необходимых источников русского литературного языка.

Собственно говоря, басня - это “краткий рассказ, имеющий иносказательный смысл”. В целях иносказания баснописцы разных времен использовали образы зверей и даже предметов. По художественным, а иногда и по цензурным соображениям, на смену людям в басне приходят животные, наделенные отдельными человеческими чертами: трусостью, храбростью, добротой, мужеством и др. Такие образы животных, олицетворяющих какую-то одну черту человеческого характера, широко использовали в своих баснях Эзоп, Федр, Лафонтен, Лессинг. Крылов наследовал эту традицию у своих предшественников. Чтобы понять, что нового внес И. А. Крылов в басенный жанр, обратимся сначала к тому, что использовал он из опыта своих предшественников.

Крылов виртуозно использовал в своем творчестве литературный прием - аллегорию. Аллегория пришла в литературу из фольклора, притчи, сказки, особенно из сказок о животных, где действовали традиционные персонажи, - такие как лиса, медведь, заяц, волк. Каждый из них был заведомо наделен определенной чертой характера. Прием аллегории использовали классицисты, например, в одах. Крылов соединил опыт использования этого приема разными литературными жанрами в одно целое. Басенный муравей - олицетворение трудолюбия (“Стрекоза и муравей”), свинья - невежества (“Свинья под дубом”), ягненок - кротости, как “Агнец Божий” (“Волк и ягненок”).

Совершенно искренне Иван Андреевич Крылов считал, что искоренить пороки человечества можно через их осмеяние. В его баснях высмеиваются жадность, невежество, глупость. Но Крылов по сравнению с Эзопом и Лафонтеном не ограничивается только простыми аллегориями. Образы животных у Крылова играют более важную роль - они несут в себе не только отдельные черты, но и целые характеры. Басни Крылова имеют не всегда бытовой характер, чисто бытовыми можно назвать лишь некоторые из них.

Как же удалось русскому баснописцу раздвинуть привычные рамки баснописания? - У Крылова есть исторические и социальные басни, в которых образы животных получают совсем другое назначение. Прежде всего, эти басни также высмеивают людские пороки через аллегорические образы животных. Но во многих исторических баснях в персонажах животных угадывается уже целый характер, дается намек на определенного человека. Например, в басне “Воспитание Льва” Лев-отец - не только воплощение силы, мужества. Он еще и царь зверей, это создает в басне определенный подтекст (имеется в виду воспитание Александра I швейцарцем Лагарпом). Лев-отец выступает здесь не только как грозный царь, но и как заботливый, но недалекий отец, который поручил воспитание своего сына птице, забыв о том, что царствовать-то сын будет над зверями. В образе льва-отца обрисован целый характер, со всеми его достоинствами и недостатками, а не одно лишь какое-нибудь свойство человеческой натуры.

Современная история довольно часто становится объектом творчества Крылова. В баснях “Волк на псарне” и “Щука и кот” уже можно говорить не столько об аллегории, сколько о метафоре. В этих двух баснях под образами волка и щуки подразумевается Наполеон. Можно долго говорить, что Наполеон был хитер, ловок, умен, умел быстро и ловко приспосабливаться к ситуации. Но он не рассчитал своих возможностей и попал “на псарню” вместо “овчарни”… Соотнеся образ волка со всем аллегорическим смыслом басни, мы сразу угадываем в нем завоевателя Наполеона. Но при этом образ волка никак не сужается до изображения конкретного человека, он настолько широк и всеобъемлющ, что басня не теряет своей ценности и вне контекста эпохи.

Новаторство Крылова дало начало развитию сказочно-политического жанра в творчестве многих писателей девятнадцатого века. Образы животных у Крылова можно сравнить с образами животных в сказках Салтыкова-Щедрина, где подчас, не зная исторической подоплеки, трудно угадать назначение этого образа в произведении. Человек неотделим от своего социального положения, поэтому образы животных можно классифицировать как метафоры определенных социальных уровней. Цари, вельможи, чиновники, “маленькие люди” также нашли свое метафорическое отражение в образах животных у Крылова. Например, в басне “Лев и барс”, где лев и барс - выходцы из высших слоев общества, лиса и кот - из чиновничества. Сюда же можно отнести басню “Волк и ягненок”. “У сильного всегда бессильный виноват”, - гласит мораль этой басни. Образ ягненка использован не только как “Агнец Божий” - аллегория слабости и беззащитности. Этот образ еще и предстает как метафора определенного социального уровня, возможно, мелких чиновников.

Басни имеют сильный общественный резонанс, когда Крылов иронизирует не только над социальными пороками (басня “Две собаки”), но и над самой опорой социальной лестницы - государственными институтами, и для этого также используются образы животных. Примером может служить басня “Квартет”, где пародируется государственный совет, созданный в 1801 году, и его четыре департамента, возглавляемые “Проказницей Мартышкой, Ослом, Козлом и косолапым мишкой”. Что же ожидает такой квартет-совет в будущем, если в его главу поставлена даже не свора собак, а именно разные животные?

Образы животных с разными характерами указывают на реалистическую основу крыловской басни. Реализм Крылова, связь его басен с народной основой придает его басням русский, национальный дух. Образы животных, которые подчас на иллюстрациях бывают изображены в русских национальных костюмах, несут в себе сатирическую типизацию черт русского национального характера.

Прием индивидуализации речи персонажа - это очень важная особенность творчества Крылова, заметно отличающая его от предшественников. Баснописец вкладывает в уста животных отдельные элементы разговорной речи разных сословий того времени, например, в басне “Стрекоза и муравей” муравей говорит: “Кумушка, мне странно это”, “Так поди же, попляши”. Стоит обратить внимание и на ритмику этой басни. Образ попрыгуньи-стрекозы создается особым “прыгучим” размером - хореем. Крылов также широко применяет звукопись для создания “звукового” образа животного. Например, в басне “Змея” инструментовка на шипящие звуки и “з”, в басне “Мор зверей” повторение звуков “м”, “у”, “ы”.

Ориентация Крылова на русскую разговорную речь наглядно проявилась в его баснях благодаря введению в них образа рассказчика. Повествование о действиях персонажей ведется в определенной манере, ясно различим личностный тон рассказчика с присущими ему формами и оборотами речи.

Вот “Лебедь, Рак да Щука”, взявшись за дело, “из кожи лезут вон”, вот “Механик пуще рвется”, чтобы открыть Ларец, вот лягушка, захотевшая сравняться с Волом, вначале стала “топорщиться, пыхтеть”, а затем “С натуги лопнула и - околела”. Бедняк, увидев Смерть, “оторопел”. Моська появляется “отколе ни возьмись”.

Встречаются в баснях такие обороты: “зима катит в глаза”, “с ним была плутовка такова”. Язык рассказчика басен - просторечно-фамильярный. Рассказчик как бы находится среди своих персонажей, говорит о них, как о знакомых, дает им прозвища: “попрыгунья-Стрекоза”, “проказница Мартышка”, “Повар-грамотей”, “механик-мудрец”. Иногда в самих обращениях уже выражено отношение рассказчика: “мой бедный соловей”, “бедный Фока мой”, “мой хитрец” (“Волк на псарне”).

Но приближение к персонажам не мешает давать им справедливую оценку: “Избави, Бог, и нас от этаких судей”, “Кто про свои дела кричит всем без умолку, В том, верно, мало толку”. Бывает, что рассказчик принимает позу хитрого простачка: “Кто виноват из них, кто прав - судить не нам. Да только воз и ныне там”. Это как раз и есть то “веселое лукавство ума”, о котором писал Пушкин.

Народные начала речи, звучащие в баснях Крылова, убедительно подтверждаются использованием в них пословиц и поговорок: “Запели молодцы, кто в лес, кто по дрова”. (“Музыканты”).

То, что в языке басен Крылова растворились народные выражения, составляет еще одну его особенность. Другую представляет обратное явление. Многие выражения из басен стали восприниматься как пословицы. “А Васька слушает, да ест”; “А ларчик просто открывался”; “Слона-то я и не приметил”; “Соседушка, я сыт по горло”, - отпирается Фока. Мы живо представляем себе людей среднего сословия, их настроения и чувства.

Приемом речевых характеристик Крылов пользуется постоянно. Яркие примеры находим в баснях “Любопытный”, “Кошка и Соловей”, “Кот и Повар”. Особенно мастерски передал Крылов слова Лисицы, выражающие тонкую лесть Вороне. Если сравнить разработку этого сюжета у Тредьяковского, Лафонтена, то последний пример наглядно продемонстрирует, что совершенствование басни шло именно по языковой, стилистической линии. В комплиментах Лисицы сквозит ирония. Иронией проникнуто авторское повествование. Это добавляет жизненности, создает условия для более трезвого вывода. Язык, речь героев действует на усложнение сюжета басни, это приводит к углублению ее смысла.

Часто встречающиеся в басне интонации устной речи ни в коей мере не выводят ее из области письменности, словесного искусства. Басни Крылова - стихотворные произведения, на которые распространяются законы поэзии.

Разговорный язык басни способствует тому, что ее можно представить как маленькую комедию. Комизм ситуации часто дополняется комизмом языка. Непременное условие басни - действие подчеркивается частыми глагольными рифмами. Рифма у Крылова несет смысловую нагрузку.

Две Бочки ехали, одна с вином,

Здесь рифма соединяет именно те слова, которые определяют предмет рассмотрения в басне. На ее примере покажем средства художественной выразительности языка Крылова. Рассказ представляет нам фантастическую картину: по городу едут сами по себе две бочки, одна - плавно, другая несется и гремит. Если принять условность ситуации, то все выглядит вполне натурально: пыль столбом, прохожий жмется к стороне. Но во второй части басни прямо говорится о людях, которые “про свои дела кричат”. Затем четко формулируется мораль: “Кто делов истинно - тих часто на словах”. И дальше “Великий человек…… думает свою он крепку думу Без шуму” Это “без шуму” точно повторяет слова из характеристики движения полной бочки, что устанавливает не только идейную, но и образную связь между ней и человеком деловым. Возвращаясь к началу рассказа, мы осмысляем его уже на другом уровне. Бочки оказываются условными предметами, обозначающими человеческие качества. Но это аллегорическое высказывание содержит дополнительный метафорический элемент, который мы осознаем после прочтения всей басни. Метафорическое значение пустой бочки в данном контексте осмысляется применительно к пустому человеку, болтуну. Вся басня построена на сопоставлениях.

В басне “Слон на воеводстве” метафора оказывается главным выразительным средством рассказа. Реализация ее буквального смысла создает движение и комизм басни.

На примере басни “Две Бочки” видна роль разностопного ямба, которым пользовался Крылов во всех своих баснях. В данном случае это выделение существенных моментов рассказа. С той же функцией мы встречаемся в баснях “Волк и Ягненок”, “Крестьянин и Смерть”, “Крестьяне и Река”. Другими его функциями являются передача интонаций живой речи (“Кот и Повар”, “Обоз”) и стремительного развития действия (“Волк на псарне”).

Вольный ямб Крылова отражал жизненное разнообразие, представшее в его баснях. Оно сказалось еще в расширении жанровых границ басни. Так, в басне “Осел и Соловей” описание пения соловья дано языком, свойственным идиллии. Жуковский находил у Крылова “два стиха, которые не испортили бы никакого описания в эпической поэме”. Он же с восхищением отмечал его искусство изображения различных предметов. При описании мухи стихи “летают вместе с мухой”. Стихи о медведе как бы тянутся, длинные слова передают медлительность и тяжесть медведя.

Басня это краткий рассказ, в котором имеется иносказательный смысл. Обычно одним из главных видов иносказания в басне является аллегория воплощение отвлеченной идеи в материальном образе. Как правило, основные действующие лица басни это условные басенные звери. Принято считать, что образы зверей аллегоричны.

В баснях И. А. Крылова чаще действуют звери, чем люди. Животные присутствуют во всех типах басен И. А. Крылова: философских («Два голубя»), социальных («Волк и ягненок»), исторических («Волк на псарне»), бытовых («Свинья под дубом»). Принято считать, что образ каждого животного у баснописца; это аллегория какой-либо черты характера, например, обезьяна, свинь аллегория невежества; осел глупости; кот; хитрости; Петух, кукушка бездарности и т. д. Аллегоричность образов животных берет начало свое еще из басен Эзопа. Эзоп писал басни ради утверждения в обществе морали, и аллегория помогала ему высмеять какую-то определенную человеческую черту, дурную наклонность, она служила иллюстрацией морали. В баснях И. А. Крылова важна не только мораль как высшая категория поведения человека в обществе, во многом он последователь Лафонтена, живописного баснописца. Мы читаем басни И. А. Крылова не из-за морали, а из-за самого интересно и остроумно изложенного рассказа. Поэтому можно не согласиться с тем, что образ какого-либо животного у автора ― это только аллегория одного человеческого порока. В большинстве случаев образ животного у И. А. Крылова включает в себя совокупность некоторых качеств и свойств, которые составляют определенный человеческий характер.

Например, образ лисы складывается не из одной только хитрости и лести, а из хитрости, лести, лживости одновременно. И в соответствии с наделенным характером она ведет себя в каждой конкретной бытовой ситуации. В басне «Крестьянин и Лисица» Лиса в конце поступает так, как и подобает лисе, не противореча своему характеру:

Лисица стала и сытней,
Лисица стала и жирней,
Но все не сделалась честней…
…Выбрав ночку потемней,
У куманька всех кур передушила.

Осел, один из наиболее часто встречающихся героев басен И. А. Крылова, тоже наделен человеческим характером. Он тупой, глупый, невежественный, упрямый. И действует в басне он всегда как осел. Поручил мужик ему сторожить огород, «осел, гоняя птиц со всех ослиных ног ‹…› такую поднял скачку, что в огороде все примял и потоптал». Зевс сделал его больше ростом. Но все равно осел остался ослом:

Не минуло и году,
Как все узнали, кто Осел:
Осел мой тупостью в пословицу вошел,
И на осле уж возят воду.

Из народных сказок, пословиц в сознании русского человека складываются определенные образы многих животных, например, лисы, волка, зайца. И. А. Крылов использует это в своих баснях, в этом и заключается народность крыловских басен. Но, конечно, не все звери в его баснях представляют цельные характеры. Например, пчела это лишь обобщенная аллегория трудолюбия.

Всякий зверь у И. А. Крылова еще олицетворяет собой представителя какой-либо социальной группы. Лев это всегда царь; Волк, Лиса, Медведь придворные вельможи, чиновники; Ягненок, Лягушка, Муравей «маленькие» люди, стоящие в самом низу социальной лестницы: мелкие чиновники, крестьяне. Часто человеческий характер, которым наделен зверь в басне И. А. Крылова, сливается с его социальными признаками, и тогда перед читателем возникают реальные, существующие в обществе социальные типы. Например, в басне «Воспитание Льва» за образом старого Льва мы видим типичный образ русского царя. Лев доверяет воспитывать своего Львенка представителю другого народа, иностранцу; он не может сам научить управлять государством собственного сына, потому что не знает, как это делать, не знает того, что в действительности творится у него в государстве. И в результате Львенок вырастает таким же, как и отец, чужим для своего народа, оторванным от национальной почвы.

Часто в баснях И. А. Крылова за образами животных легко обнаружить конкретные исторические лица. Львенок из басни «Воспитание Льва» это Александр I; Волк из басни «Волк на псарне» это Наполеон. Можно сказать, что Волк это не аллегория, а скорее метафора, имеющая отношение к Наполеону.

Художественное совершенство и реализм басен И. А. Крылова заключаются в широте обобщения, в типичности, в точности отбора факта, натолкнувшего баснописца на создание басни.

Образы зверей у баснописц не просто аллегории одной человеческой черты; многие из них передают разнообразные черты человеческого характера, представляющего определенный сословный тип, и являются метафорой конкретного исторического лица. Крылов создает живые, типичные, реалистические характеры, обобщая и типизируя саму ситуацию, в которой они действуют. В этом заключаются реализм, новаторство и долговечность басен И. А. Крылова.

Сейчас наша страна переживает страшный кризис. В стране наблюдается падение нравственности. Порой бывает, что правда на стороне тех, у кого власть и деньги; все еще встречаются люди- «звери». Страдают от этого, прежде всего, дети.

Мир материальных предметов, отражаясь в сознании ребёнка, рождает определённое к ним отношение, создаёт потребность в них, критерии их оценки. Это обуславливает объективное включение его в социальную жизнь помимо своих желаний и устремлений. Казалось бы, данная особенность человеческого существования не даёт оснований говорить о возможности формирования духовного мира по заданной модели. Однако люди в процессе создания материальных благ опредмечивают в них свои цели и волю, вступают в отношения с другими людьми, т. е. действуют в соответствии с установившимися нормами социальной коммуникации. Учёт этого является одним из важных условий разработки концепции формирования личности, её духовного мира.

Проблема нравственности в трудах известных педагогов прошлого

Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали нравственное формирование. В своём трактате «Наставление нравов» чешский педагог Я. А. Коменский цитировал древнеримского философа Сенеку, который писал: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней». Там же он приводил известное народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».

Большую роль отводил нравственному воспитанию выдающийся швейцарский педагог-демократ Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитания. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер, стойкость в жизненных невзгодах и сочувственное отношение к людям.

Однако из педагогов – классиков прошлого наиболее полно и ярко характеризовал преобразующую роль нравственного воспитания в развитии личности К. Д. Ушинский. Он писал: «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесёт пользы, но увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания могли сделать гоголевского городничего честным человеком, и совершенно убеждён, что будь Павел Иванович Чичиков посвящён во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же весьма вредным для общества пронырой.

Нет одного ума и одних познаний ещё не достаточно для укоренения в нас того нравственного чувства, того общественного цемента, который иногда согласно с рассудком, а часто и в противоречие с ним, связывает людей в честное, дружное общество» (Ушинский К. Д. О нравственном элементе в воспитании).

На огромную роль нравственного воспитания в процессе обучения и формирования личности указывал В. Г. Белинский. Он отмечал, что образование и приобретаемые человеком знания и умения принесут большую или меньшую пользу в зависимости от того, какую нравственность он усвоит.

Ребёнок находится в состоянии тихой, скрытой от посторонних глаз душевной работы – работы роста и развития. Под дождём, градом так же, как под палящими лучами солнца, плохо растёт молодое деревце. Так и ребёнку вредны для нормального развития постоянные эмоциональные встряски, в том числе разносы и неумеренные похвалы.

Нравственное воспитание начинается с упражнений в нравственных поступках, с проявлений чувств любви, благодарности, а не путём обучения нравственным истинам. Разговоры о долге, поучения, если они предшествуют нравственным поступкам, - как тени, появляющиеся при закате солнца раньше действительных вещей, утверждал Песталоцци.

Непримиримость Крылова к недостаткам человеческой жизни

Своими баснями и Крылов, и якутские поэты предостерегают нас от всего недоброго, нездорового.

Крылов сумел дать басне высокий смысл и сатирическую остроту, актуальность и многозначность. Он умел создать целую картину или охарактеризовать своего героя всего несколькими словами.

Басни Крылова- основа морали, тот нравственный кодекс, на котором выросли поколения российских людей. Тот камертон добра и зла, который носит с собой каждый русский.

Незатейливые крыловские басни во многом заменили в России нравственные установления и институты.

Цель исследования:

– сопоставление и характеристика аллегорических персонажей- животных басен Крылова и якутских поэтов Р. Багатайского и Кун Дьирибинэ;

– составление картотеки персонажей;

– выявление положительных и отрицательных персонажей басен

Гипотеза: раскрытие индивидуальности каждого персонажа басен.

Задачи исследования:

– Раскрытие сущности аллегорических персонажей басен;

– Составление сопоставительной классификационной таблицы персонажей басен;

– Раскрытие морально-этических тем басен;

– Сравнительный анализ басен Крылова и якутских писателей.

Предмет исследования: аллегорические персонажи басен.

Объект исследования: басни И. А. Крылова, Рафаэля Багатайского, Кун Дьирибинэ.

Новизна работы заключается в сравнительном анализе аллегорических персонажей басен русского и якутских писателей XIX и ХХ веков.

Практическая значимость: можно использовать на уроках русской и якутской литератур как дополнительный материал.

Актуальность темы диктуется реалиями нашей жизни, ибо XXI век- век интенсивного развития науки и техники, выдвигает на первый план проблему развития нравственности у молодого поколения, когда молодежь оказалась в ситуации предельной нестабильности общественного сознания, смятения и неуверенности в завтрашнем дне, когда нет приемлемых идеалов в прошлом, но ещё не найдены новые ориентиры для предстоящего развития. И именно в это время я рекомендую вновь и вновь зачитываться басен русских и якутских писателей, где в иносказательной форме писатели предостерегают людей от падения нравственности.

Народность басен Крылова

В своей работе в основном буду опираться на басни И. А. Крылова, потому что в наших библиотеках не нашлось полных сборников басен Р. Багатайского и Кун Дьирибинэ, хотя, по моим сведениям, у них создано более 20 басен.

Неслыханный успех басен Крылова объясняется тем, что он вдохнул в этот жанр философско-историческое, социальное и нравственное содержание. В баснях поэт представил всю русскую жизнь в ее самых существенных противоречиях и оценил ее с точки зрения народной нравственности. Он прояснил национальные моральные нормы, выкованные в опыте трудовой истории народа, и тем способствовал самосознанию нации.

Крылова интересовал человек не в его индивидуальной психологии, а в его общественно-социальных связях и отношениях.

Крылов заимствует свои образы из фольклора. Благодаря этому писателю не нужны развернутые характеристики героев- стереотипы уже сложились на протяжении веков. Этим он добивается лаконичности и точности характеристик, безошибочного попадания в истину.

Обобщив народные моральные нормы и нравственные представления, Крылов возвращал их в народную среду, принявшую их как свои собственные. Благодаря этому в басню хлынул широким потоком народный, разговорный язык. Каждый персонаж заговорил языком, соответствующим его положению, психологии, характеру.

Прошло более 230 лет со дня рождения Крылова. А темы его басен актуальны и в наши дни. Мы читаем и будем читать их. Потому что его басни помогают нам узнать жизнь, учат любить свое отечество, помогают бороться с недостатками.

Басне достаточно того, что она по сути своей- и так аллегория. Первая метафора в человеческом сознании. Когда человек задумался, как ему вести себя в окружающем мире, он проиллюстрировал свое мнение примером. А обобщенный пример- и есть басня. Только на помощь пришла младенческая идея антропоморфизма: так появились говорящие лисы, львы, орлы. Зоологические герои басен не только олицетворяют пороки и добродетели. «Зоопарк» Крылова, все эти волки, львы, зайцы, ведут и свою нормальную, не условную жизнь. Так, хищники у него индивидуальны, штучны. А жертвы- все на одно лицо.

В терминологическом словаре говорится, что басня - это «краткий рассказ, более всего в стихах или прозе, в котором заключен иной, скрытый аллегорический смысл. Цель басни- осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни. В иносказательном сюжете басни действующими лицами чаще всего являются условные басенные звери». В басне в начале или в конце есть нравоучительный вывод, главная мысль басни - мораль.

Первые басни

Впервые басню мы находим в древнейших памятниках письменности Египта, Индии, Древней Греции. За шесть веков до нашей эры был создан прозаический сборник басен древнегреческого баснописца Эзопа. Этот сборник обошел весь мир. В 17 веке блестяще разработал басню как жанр выдающийся французский поэт-баснописец Лафонтен.

На русской земле басню мы встречаем в древнейших памятниках письменности, начиная с летописей. “Притча Эзопова” - первая нецерковная печатная книга (при Петре I в 1700 г.) Далее, в XYIII веке, жизнь басни продолжили А. Кантемир, А. Сумароков, М. Ломоносов, В. Тредиаковский и многие другие. Она сделалась в это время самой распространенной, не уступая даже оде. Но наибольшим мастерством отличаются басни Ивана Крылова. Позже продолжил традиции баснописцев Дмитриев. Это он, прочитав в 1806 г. переводы басен Крылова, скажет: “Это ваш род, вы нашли его”.

В ХХ веке заслужили известность басни Д. Бедного, С. В. Михалкова.

Оценка творчества Крылова В. Г. Белинским и А. С. Пушкиным

Примечательно, что и сам Крылов, и его современники полагали, что он растет как раз как раз от моралистики к высокой поэзии, и не ценили утилитарную пользу басен. «Многие в Крылове хотят видеть непременно баснописца, мы видим в нем нечто большее»,- писал В. Г. Белинский. Высоко оценил и А. С. Пушкин, назвав Крылова “Самым народным поэтом, превзошедшим всех баснописцев”. Заслуга Крылова в достижении прописных истин.

Сопоставление персонажей басен

Я прочитала все девять томов книги Крылова, куда вошли почти все 200 его басен; прочитала басни Р. Багатайского и Кґн Дьирибинэ, составила картотеку и таблицу басен.

На основании сопоставления басен рейтинг персонажей выглядит следующим образом: в 24 баснях Крылова встречается Лиса, в 22-ти- Волк. В 19- Лев, в 18 - Собака, в 9 - Змея, в 4 - Кот, Мышь- в 9 баснях, а Осел- в 13. Они олицетворяют собой определенные качества: Волк - жестокость, жадность, грубость. Лиса - хитрость, лицемерие. Осел - тупость, невежество. И обозначают эти звери: департаменты законов, военных дел, гражданских и духовных дел, государственной экономики.

В баснях якутских поэтов встречаются почти те же животные: вороны, куры, лягушки, мыши, кукушка, рысь, заяц, крысы, медведь и многие другие. В 3 баснях встречаются ворона и заяц, в 2-х - мышь и медведь. Где Ворона олицетворяет хвастовство («Сарып-ирип кіппґт, сахсайбыт тґґлээх, Хаа±ыр±аан саІарбыт хара Турах»; «ДьиІ кыа±а кыракый да буоллар Тураах улуутук сананар»); Заяц- трусость («Култугур кутурук Кутта±ас куобах»; «Быµый атахтаах Быыра куобах»); Медведь- власть («Сґґрэр атахтаах Сґдґ баµылыгынан Тыытылба тыІырах Тыатаа±ы обургу»)

И у Крылова, и у якутских писателей персонажи басен олицетворяют те пороки, которые присущи их современникам. Жестокость, лицемерие, невежество- вот те пороки, которым повержены наши современники и в XXI веке. И которые нам следует искоренить насовсем.

Т. о. можно сделать вывод, что в баснях и Крылова, и якутских поэтов высмеивается нравственное падение человека, которое нам нужно избежать.

Мораль басен Крылова

Например, в басне Крылова «Мартышка и очки» бичуется невежество. Пословица вторит: «Умный смиряется, дурак надувается».

Хвастаться и врать нехорошо- поучает Крылов в басне про синицу, которая грозила поджечь море.

В басне “Кукушка и Петух” разыгрывается целое представление, в котором речь идет как бы о музыкальных способностях, но на самом деле автор едко высмеивает тех, кто льстит, преследуя свои цели. Высмеивается невежество. Кукушка - это серая невзрачная птичка. Петух называет ее красавицей. Однообразное “ку-ку” сравнивает с песнями соловья. Петуха кукушка называет “мой милый петушок”, “мой куманек”. Она утверждает, что он поет “лучше райской птички”, хотя райская птичка отличается красивым опереньем, но не пеньем.

В нашей жизни все еще встречаются такие «петухи» и «кукушки». Чтобы преуспеть в жизни, некоторые льстят, подхалимничают. Своей басней Крылов предостерегает нас от таких людей.

“Волк и Ягненок”. Волк - злой, грубый, наглый, лицемерный. Он ведет себя так потому, что чувствует силу перед беззащитным Ягненком. Он заранее знает, что Ягненок ни в чем не виноват. Ягненок возражает Волку, а он все больше злится, старается найти причину, чтобы съесть его. Ягненок - испуганный, робкий. Но к концу басни он пытается доказать Волку свою правоту. Вначале он наивно верит, что Волку можно что-то доказать. Потом он понял, что напрасно тратил слова. Правда на стороне Ягненка, но он беззащитен. У Волка нет правды, но он силен. “Волк и Ягненок” - это горькая правда о несправедливых порядках царской России, где богатые люди безнаказанно расправлялись с беззащитными, бесправными людьми.

Эта басня созвучна нашему времени. Сейчас наша страна переживает страшный кризис. И порой бывает, что правда на стороне тех, у кого власть и деньги.

Басня «Волк на псарне» написана на события 1812 года, когда Наполеон вошел в Москву и стал искать путей заключения мира с Россией. Но русские отказались: ни о каком договоре не могло быть и речи, пока враг оставался на русской земле.

Перспективы дальнейшей работы

В перспективе думаю работать более углубленно над текстом басен, потому что в процессе изучения данной работы возник ряд других тем: в 2007 году исполняется 195 лет Отечественной войне 1812 года, и у И. А. Крылова много басен посвящено именно этой исторической теме; затем в языке басен встречается много фразеологических оборотов, которые интересуют меня, ряд выражений из басен стали крылатыми, и это тоже представляет огромный интерес. Можно проследить связь некоторых басен с народными пословицами Как видно, тем много для дальнейшей исследовательской работы.

Заключение

В заключение еще раз скажу, что прошло более 200 лет, как басни И. А. Крылова полюбились русскому сердцу. В наши дни слава Крылова вышла далеко за национальные пределы. Крылов звучит не только на русском языке, но и почти на всех языках мира. У Крылова были великие последователи в мировой басенной литературе. Это Л. Н. Толстой, А. Толстой, Д. Бедный, С. Михалков.

Крылов был непримирим к недостаткам человеческой жизни. Басня помогала ему высмеивать скупость, лживость, лицемерие и хвастовство. Басни учат нас человечности, непримиримости к недостаткам.

Детское сознание охотно усваивало и несло по жизни нравственные нормы, гладко изложенные в рифму при помощи интересных лисичек и петушков. На это накладывались обстоятельства российской истории. А главное, усвоенные нравственные нормы в детстве, усваиваются надежнее и долговечнее, играют важную роль в формировании ценностных ориентаций молодого поколения.

Горлова Марина

Руководитель: Червякова Елена

Алексеевна


  • Знать, почему именно этому зверю русский народ посвятил столько сказок и басен.
  • Уметь выявлять черты характера

лисы в сказках и баснях.


  • Изучая русские народные сказки о животных, я заметила, что главной героиней многих сказок является лиса.
  • Я считаю, что Лиса- хитрая, коварная, самолюбивая, но еще и очень красивое животное, умеющее защищать себя.


ОБРАЗ СКАЗОЧНОЙ ЛИСЫ И ЛИСЫ, ЖИВУЩЕЙ В ПРИРОДЕ.

  • Во всех произведениях образ лисы мало соответствует действительности. Ученые, наблюдая за ней, не нашли у неё той понятливости, хитрости и находчивости, которые ей приписывает народная молва. При опасности лиса даже паникует, попадает несколько раз в одну и ту же ловушку, и вообще, её очень легко обмануть.

ВО ВСЕ ВРЕМЕНА ЛЮДИ ЦЕНИЛИ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ, ВЕДЬ НЕДАРОМ НАРОД НАДЕЛИЛ КАЖДОГО ЗВЕРЯ СВОИМ КАЧЕСТВОМ:

  • Лиса – хитрая.
  • Заяц – трусливый.
  • Волк – злой.
  • Медведь – добрый.
  • Я считаю, что лиса самая обаятельная и привлекательная. Кого хочешь обманет, вокруг пальца обведёт. Вот поэтому ей дали отчество Патрикеевна.

ПОЧЕМУ ПАТРИКЕЕВНА?

  • Все знают рыжую лесную красотку Лису. Называют лису в сказках и рыжей плутовкой и лисичкой-сестричкой, и славной кумушкой Лисой Патрикеевной. Почему? Лиса единственный лесной зверь, который имеет такое необычное отчество и так часто встречающееся в русских сказках. Почему же Патрикеевной зовут лису? Правил когда-то Новгородским княжеством Патрикей, и был он удивительно хитрым да изворотливым. С тех пор о хитрецах и стали говорить: Патрикеевич да Патрикеевна. Это имя пристало к лисе не зря: она действительно поразительно хитрый, сообразительный и ловкий зверь. Теперь и хитрых изворотливых людей иногда называют Лисами.

ЛИСА В РУССКОМ ФОЛЬКЛОРЕ. ОБ ЭТОМ КРАСИВОМ ЖИВОТНОМ ГОВОРИТСЯ ВО МНОГИХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ЖАНРАХ. ТАК, НАПРИМЕР, ЛИСА УПОМИНАЕТСЯ В ПОТЕШКАХ И ПРИБАУТКАХ.

ПОТЕШКА

Шла лисичка по мосту,

Несла вязанку хворосту.

Вытопила баньку,

Выкупала Ваньку,

Посадила в уголок,

Дала сладкий пирожок.

Прибаутка

Шла утушка бережком,

Вела своих детушек:

Большего да меньшего,

Среднего, последнего.

Подкралися два лисёнка,

Утащили в лес утенка.


  • Басня «Лисица и лев»
  • Басня «Еж и лиса»
  • Басня «Волк и лиса»
  • Басня «Лисица и виноград»
  • Басня «Ворона и лисица» и т.д.


  • Лиса и волк.
  • Колобок.
  • Лиса и журавль.
  • Лиса и дрозд.
  • Лиса и рак.
  • Лиса и козёл.
  • Кот, петух и лиса и т.д.


Во многом характер лисицы схож с характером злых, завистливых, лживых людей. Лиса и в самом деле хитрое и коварное животное. Наверное, поэтому Лиса стала героиней многих русских народных сказок, басен.

Басня? это краткий рассказ, в котором имеется иносказательный смысл. Обычно одним из главных видов иносказания в басне является аллегория? воплощение отвлеченной идеи в материальном образе. Как правило, основные действующие лица басни? это условные басенные звери. Принято считать, что образы зверей аллегоричны.

В баснях И. А. Крылова чаще действуют звери, чем люди. Животные присутствуют во всех типах басен И. А. Крылова: философских («Два голубя»), социальных («Волк и ягненок»), исторических («Волк на псарне»), бытовых («Свинья под дубом»). Принято считать, что образ каждого животного у баснописца? это аллегория какой либо черты характера, например, обезьяна, свинья? аллегория невежества; осел? глупости; кот? хитрости; Петух, кукушка? бездарности и т. д. Аллегоричность образов животных берет начало свое еще из басен Эзопа. Эзоп писал басни ради утверждения в обществе морали, и аллегория помогала ему высмеять какую то определенную человеческую черту, дурную наклонность, она служила иллюстрацией морали. В баснях И. А. Крылова важна не только мораль как высшая категория поведения человека в обществе, во многом он последователь Лафонтена, живописного баснописца. Мы читаем басни И. А. Крылова не из за морали, а из за самого интересно и остроумно изложенного рассказа. Поэтому можно не согласиться с тем, что образ какого либо животного у автора? это только аллегория одного человеческого порока. В большинстве случаев образ животного у И. А. Крылова включает в себя совокупность некоторых качеств и свойств, которые составляют определенный человеческий характер.

Например, образ лисы складывается не из одной только хитрости и лести, а из хитрости, лести, лживости одновременно. И в соответствии с наделенным характером она ведет себя в каждой конкретной бытовой ситуации. В басне «Крестьянин и Лисица» Лиса в конце поступает так, как и подобает лисе, не противореча своему характеру:

Лисица стала и сытней,

Лисица стала и жирней,

Но все не сделалась честней…

…Выбрав ночку потемней,

У куманька всех кур передушила.

Осел, один из наиболее часто встречающихся героев басен И. А. Крылова, тоже наделен человеческим характером. Он тупой, глупый, невежественный, упрямый. И действует в басне он всегда как осел. Поручил мужик ему сторожить огород, «осел, гоняя птиц со всех ослиных ног ‹...› такую поднял скачку, что в огороде все примял и потоптал». Зевс сделал его больше ростом. Но все равно осел остался ослом:

Не минуло и году,

Как все узнали, кто Осел:

Осел мой тупостью в пословицу вошел,

И на осле уж возят воду.

Из народных сказок, пословиц в сознании русского человека складываются определенные образы многих животных, например, лисы, волка, зайца. И. А. Крылов использует это в своих баснях, в этом и заключается народность крыловских басен. Но, конечно, не все звери в его баснях представляют цельные характеры. Например, пчела? это лишь обобщенная аллегория трудолюбия.

Всякий зверь у И. А. Крылова еще олицетворяет собой представителя какой либо социальной группы. Лев? это всегда царь; Волк, Лиса, Медведь? придворные вельможи, чиновники; Ягненок, Лягушка, Муравей? «маленькие» люди, стоящие в самом низу социальной лестницы: мелкие чиновники, крестьяне. Часто человеческий характер, которым наделен зверь в басне И. А. Крылова, сливается с его социальными признаками, и тогда перед читателем возникают реальные, существующие в обществе социальные типы. Например, в басне «Воспитание Льва» за образом старого Льва мы видим типичный образ русского царя. Лев доверяет воспитывать своего Львенка представителю другого народа, иностранцу; он не может сам научить управлять государством собственного сына, потому что не знает, как это делать, не знает того, что в действительности творится у него в государстве. И в результате Львенок вырастает таким же, как и отец, чужим для своего народа, оторванным от национальной почвы.

Часто в баснях И. А. Крылова за образами животных легко обнаружить конкретные исторические лица. Львенок из басни «Воспитание Льва» ? это Александр I; Волк из басни «Волк на псарне» ? это Наполеон. Можно сказать, что Волк? это не аллегория, а скорее метафора, имеющая отношение к Наполеону.

Художественное совершенство и реализм басен И. А. Крылова заключаются в широте обобщения, в типичности, в точности отбора факта, натолкнувшего баснописца на создание басни.

Образы зверей у баснописца? не просто аллегории одной человеческой черты; многие из них передают разнообразные черты человеческого характера, представляющего определенный сословный тип, и являются метафорой конкретного исторического лица. Крылов создает живые, типичные, реалистические характеры, обобщая и типизируя саму ситуацию, в которой они действуют. В этом заключаются реализм, новаторство и долговечность басен И. А. Крылова.



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.