Модель экономического человека. Экономический человек - краткая характеристика. Модель экономического человека Понятие и механизм рынка

1.Рынок труда и его основ. участники

2.Человек производитель.

3.Характер причин безработицы

а)фрикционная б)структурная в)циклическая

4.Гос.политика в области безработицы

5.Нормативно-правовые основы деят.органов по вопросам

безраб. а)Конституция Рф б)законы Рф в)трудовой кодекс РФ

6.Человек потребитель.

Мировая экономика

1.Международные эконом. отнош. а)межд.разделение труда б)межд.движение труда в)валютные отношения

2.Международная торговля а)экспорт

в)сальдо торгового баланса

3.Гос.политика в области межд.торговли

4.Методы гос. политики

5.Регулир. торг. со стороны межд. организаций

Механизмы гос. регулирования экономики

1.Механизмы гос.регулирования а)фискальная политика

б)монетарная политика в)правовое регулирование

2.Взгляды ученых-экономистов о гос.рег. а)позиция монетаристов (Фридман) б)Кейнсианство (Джон Кейнс)

в)другие взгляды

3.Денежно-кредитная политика

4.Бюджетно-налоговая политика

5.Нужна ли рынку помощь государства?

Предпринимательство

1.Определение предпринимательства.

2.Формы предпринимательства а)индивидуальное б)юридическое лицо

в)физическое лицо

3.Виды предпринимательства

4.Орг.формы коммерч.юр.лиц указанные в Гражданском кодексе Рф. а)товарищество

б)общество в)кооперативы

5.Издержки и прибыли фирм

6.Принципы предприн. деят. в Россий. законодательстве


Роль экономики в жизни общества

1. Экономика. Понятие.

2. Потребность. Понятие. Виды.

2.1 по субъектам (индивидуальные, групповые, коллективные, общественные)

2.2 по объекту (материальные, духовные, этические, эстетические)

2.3 по сферам деятельности (труда, общения, рекреации)

3. Средства производства. Рабочая сила. Понятия.

4. Производительные силы. Понятие.

5. Сферы экономики

5.1 непроизводственная (духовные, культурные ценности и т.д.)

5.2 материальное (торговые, коммунальные, транспортные) Материальное производство: товарное, натуральное.

6. Техническая революция.

6.1 неолитическая

6.2 промышленная

6.3 научно-техническая

7. Технологические отношения. Понятие.

8. Роль экономической сфера в системе общественных отношений.

Производство

1. Производство. Понятие.

2. Уровни общественного производства.

2.1 трудовая деятельность индивидуального работника -

первый уровень.

2.2 Производство в рамках фирмы или предприятия – второй уровень

2.3 Производство в рамках общества – третий уровень

3. Факторы производства.

3.1 рабочая сила

3.2 средства производства

3.3 организация

3.4 технология производства

3.6 энергетический фактор

3.7 экологический фактор

3.8 инфраструктура(производственная и социальная)

4. Производительность. Понятие.

5. Ресурсы (природные, произведенные)

6. Капитал. Понятие. Формы: Виды:

6.1 реальный

6.2 денежный(инвестиции)

6.3 основной и оборотный(виды)

7. Научные исследования. Направления.

7.1 фундаментальные

7.2 прикладные

7.3 научно- исследовательские

8. Роль производства в жизни общества.

Экономика: наука и хозяйство

1. Определение.

Хозяйственная система

2. Экономическая наука.

Микроэкономика

Макроэкономика

Мировая экономика.

3. Экономическая деятельность.

Составляющие экономической деятельности.

Измерители экономической деятельности

Рынок и рыночный механизм

1. Определение рынка.

2. Признаки рынка.

3. Функции рынка.

Посредническая

Ценообразующая

Информационная

Регулирующая

Санирующая (оздоровительная)

4. Виды рынков.

Чистой конкуренции

Чистой монополии

Монополистической конкуренции

Олигополии

3. Рыночный механизм:

Закон спроса

Закон предложения

Финансовые институты

1.Определение финансового института.

2. Банковская система.

Центральный банк

Коммерческие банки

Другие финансово-кредитные учреждения

3. Функции банка.

4. Другие финансовые институты

Пенсионный фонд

Инвестиционные компании

Фондовые биржи

Страховые компании

Экономическая свобода и социальная ответственность

1)Экономическая свобода и её границы: исторический аспект:

2)Социальная ответственность: в чём она проявляется?

Выполнение нравственного долга;

Соблюдение законов;

Обеспечение экологической безопасности;

Повышение уровня образования и культуры.

3)Экономическая свобода и социальная ответственность в

современном мире:

Принцип «ничего сверх меры»

Регламентация законом и традицией прав собственника

Сознательное выполнение морально-правовых требований

Изменение отношения предпринимателей к окружающей

среде: устойчивое развитие.

Основные типы экономических систем

1) Понятие об экономической системе.

2) Основные типы экономических систем:

а) традиционная;

б) рыночная (классический рынок);

в) плановая (командная);

г) смешанная (социально-ориентированный рынок).

3) Основные отличия между экономическими системами:

а) формы собственности на средства производства;

б) механизмы, способы регулирования экономических отношений.

4)Экономика как система общественного производства

А)материальное производство

Б) нематериальное(духовное) производство

5) Особенности экономической системы и перспективы ее развития современной России

Государство в рыночной экономике

1. Рынок и его функции

а) регулирование производства и потребления б) информационная

в) санирующая

г) посредническая и др.

2. Сильные и слабые стороны рынка

3. Экономические функции любого государства а) производство общественных благ

б) фискальная

в) установление правовых рамок экономической деятельности

4. Функции государства в условиях рынка

Фирма в экономике

1 Понятие фирма

2 виды фирмы

а частные коммерческие предприятия

б частные не коммерческие предприятия в Государственные предприятия

г смешанные (частно-госуд.) предприятия

3 цели деятельности фирмы

4 организационно-правовые формы предприятия

а полное товарищество

б товарищество не вере(командное)

в общество с ограниченной ответственностью

г общество с дополнительной ответственностью

д акцизное общество

5 внутренние и внешние ресурсы фирмы

6 Фирма в условии рыночной конкуренции

7 затраты фирмы

8 виды прибыли фирмы: А)бухгалтерская Б)экономическая


Место информации в современной экономике.

1) Экономика: понятие, значение для общественного развития.

2) Исторические ступени развития экономических отношений:

а) традиционная (аграрная) экономика;

б) экономика индустриального общества;

в) экономика постиндустриального (информационного)

общества.

3) Факторы производства в современной экономике:

а) капитал;

в) трудовые ресурсы;

г) предпринимательские способности;

д) информация.

4) Значение информации в современных экономических отношениях:

а) "ноу-хау";

б) информационно-коммуникативные технологии (ИКТ);

в) патентоведение.

5) Обмен опытом, знаниями, информацией в условиях глобализации экономики.

Деньги. Инфляция

1. Понятие денег.

2. Виды денег:

Натуральные;

Бумажные;

Электронные.

3. Функции денег:

Мера стоимости;

Средство обмена (обращения);

Средство платежа;

Средство накопления;

Мировые деньги.

4. Закон денежного обращения

5. Понятие и виды инфляции:

Умеренная;

Галопирующая;

Гиперинфляция.

6. Социально-экономические последствия инфляции.

7. Антиинфляционная политика.

Фирма как субъект рыночной экономики

1. понятие фирма

2. классификация фирм по размеру:

а) мелкие

б)средние в)крупные

г)крупнейшие (монополии)

3. признаки фирмы:

а)создание и реализация продуктов и услуг

б)фирма – производственный кооператив в)получение прибыли

4. формы гражданского имущества согласно кодексу РФ

а)фирма – собственник имущества

б)фирма имеет имущество в хозяйственном ведении

в)имущество находится в оперативном управлении фирмы

5. цели деятельности фирмы: а)увеличение объема продаж б)достижение более высоких темпов роста в)увеличение доли рынка

г)увеличение прибыли по отношению к вложенному капиталу

6. значение фирм в современной рыночной экономике

Понятие и механизм рынка

1. понятие о рынке

2. спрос и предложение как основа рыночного механизма, закон спроса и предложения

а)понятие и виды конкуренции: б)внутриотраслевая в)межотраслевая

г)ценовая

д)неценовая е)совершенная ж)несовершенная

3. функции рынка а)информационная б)посредническая в)контролирующая г)ценообразующая

4. виды рынков а)конкурентный

б) монополистическая конкуренция в) монополия

г) монопсония д) олигополия

5. достоинства и недостатки рыночного механизма в

современном российском обществе

Конкуренция

1.Понятие Конкуренции.

2. 2вида: а)ценовая. Б)неценовая.

3. 4 вида рыночной структуры. а)Совершенная.

Б)Монополия.

В)Олигархия. Г)Монополистическая-

1.чистая монополия.

2.абсолютная монополия.

3. Монопсония.

4.Конкуренция в России, сегодня.

Основным вектором развития современной экономики и общества, которые в последние годы все чаще обозначают как экономику и общество знании, выступает перемещение человека в центр экономической системы, рост внимания к человеческому фактору, доминирование гуманитарных целей и ценностей во всех сферах общественного производства. Исследователи и специалисты отмечают, что ведущей идеей социально-экономических преобразований становятся изменения в самом человеке, переосмысление его места и роли в системе общественных институтов, приоритет его личностного, профессионального, социального развития .

Исследования позволяют выделить три основные характеристики экономики и общества знаний, которые ученые рассматривают как детерминанты их трансформации и развития.

Во-первых, расширение сферы интеллектуального труда , появление и рост ценности так называемых работников знаний (knowledge workers - термин предложен Питером Друкером в 1959 г. ), которых от всех остальных работников отличают две важнейшие черты:

  • 1) он «сам, причем безраздельно, владеет своими собственными “средствами производства”: неразрывно принадлежащими ему интеллектом, памятью, знаниями, инициативой, личным опытом;
  • 2) вне зависимости от квалификации, может эффективно работать только в составе коллектива...» .

Во-вторых, доминирование сектора услуг над сектором производства , где знание все больше начинает выступать рыночным товаром .

В-третьих, повсеместное внедрение информационно-коммуникационных технологий , которые в существенной мере меняют содержание и характер труда .

Новая экономика требует новых работников. При этом стоимость высококвалифицированной рабочей силы повышается, в результате чего возникла устойчивая тенденция: большая часть стоимости (цены) создаваемого продукта приходится на затраты труда и выплачивается работнику в виде заработной платы. В развитых странах ее доля достигает 80-85% стоимости вновь создаваемого продукта. В экономической системе это свидетельствует о преобладающей роли человеческого фактора по отношению к материальной базе производства.

В развитых экономиках на современном этапе происходит активное формирование образа «нового работника» с такими основными признаками:

  • 1) высокие профессиональные качества, навыки и творческие способности, проявляющиеся в чувстве нового, умении критически оценивать достигнутые результаты, видеть проблемы и находить пути их устранения, в желании постоянно повышать уровень профессионального мастерства, образования и квалификации;
  • 2) экономическое мышление, свидетельством которого является умение демонстрировать рациональное экономическое поведение, находить оптимальные варианты повышения эффективности труда, овладение приемами технологических разработок, высокая технико-технологическая культура, экологическое сознание и ориентация на рациональное использование природных и других видов ресурсов;
  • 3) готовность к участию в организационной и управленческой деятельности, умение работать в команде, осуществлять проектную деятельность, организовывать групповую работу, выстраивать эффективные коммуникации с другими работниками;
  • 4) психологические качества: целеустремленность, добросовестность, ответственность и др.

Вместе с тем развитие личности работника, формирование у него новых свойств и качеств сопровождается ростом и возвышением ее потребностей. При этом характер и структура потребностей претерпевают значительную трансформацию. Простые потребности сменяются сложными, биологические - социальными. В ряду последних также происходит восхождение к их высшим формам - потребностям в самореализации, самоутверждении, самоактуализации.

Современная экономическая система характеризуется тем, что традиционное производство материальных благ, оставаясь основой хозяйства развитых стран, перестает быть его центральным элементом. Данные качественные изменения также накладывают отпечаток на положение человека в экономической системе. Становление экономики и общества знаний со всей очевидностью привело к пониманию необходимости формирования и развития человеческого капитала.

Под человеческим капиталом понимается совокупность интеллектуальных способностей, знаний, профессионально значимых компетенций, мотиваций и систем ценностей, получаемых в процессе образования и практической деятельности человека.

По мнению Э. Г. Скибицкого и Л. Ю. Татариновой , в наиболее полном виде человеческий капитал представлен в теориях и концепциях школы поведенческих наук, ориентирующейся на личность как на приоритетный ресурс, на взаимодействие индивидов в процессе трудовой деятельности. Специфика данного ресурса определяется его сложной природой и способностью личности:

  • к изменению своих свойств и своего поведения;
  • постановке собственных целей, инициированию и проявлению активности в различных областях деятельности;
  • адаптации к меняющимся условиям;
  • обучению, саморегулированию, самоконтролю, саморазвитию, сотрудничеству, самоорганизации.

Теория человеческого капитала получила развитие в США с конца 1950-х гг. Толчком к се возникновению послужили работы американского ученого Т. Шульца, который в поисках источника роста производительности труда выделил в самостоятельный фактор неизвестный параметр, назвав его «остаточным фактором», и который впоследствии был идентифицирован как приобретаемые и развиваемые человеком способности к труду.

Понятие «человеческий капитал» рассматривают в узком смысле и широком. В узком смысле человеческий капитал есть образование, накопленный человеком профессиональный и жизненный опыт. По мнению Г. Беккера, под человеческим капиталом понимается комплекс таких приобретенных и унаследованных качеств, как образование, знания, полученные на рабочем месте, здоровье и многие другие . Подобной точки придерживался и Т. Шульц, отмечая, что «образование - это одна из форм человеческого капитала. Она является человеческой потому, что становится частью человека, и она капитал, поскольку представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих заработков, либо того и другого вместе» . Вместе с тем такая трактовка представляется недостаточно всеохватывающей: во-первых, человеческий капитал - это многогранное явление и несводим только к образованию, а во-вторых, необходимо разделять возможность участия в трудовой деятельности и фактическое участие в ней. Например, готовность к труду есть и у безработных, они могут обладать сколь угодно большим трудовым потенциалом, но никак его не применять, не оказывая влияния на экономику.

Все это заставляет рассматривать понятие человеческого капитала в более широком смысле. Так, Д. Грейсон определяет человеческий капитал как наиболее важный общественный ресурс: «...человеческий капитал - это наиболее ценный ресурс, гораздо более важный, чем природные ресурсы или накопленное богатство. Именно человеческий капитал, а не заводы, оборудование и производственные запасы, является краеугольным камнем конкурентоспособности, экономического роста и эффективности» . Некоторые исследователи включают в понятие человеческого капитала не только способность индивидов к производительному труду и получению дохода, но и социальные, психологические, мировоззренческие, культурные качества людей . Так, по мнению Л. Туроу, «человеческий капитал... включает такие свойства человека, как уважение к политической и социальной стабильности, что приобретается преимущественно в результате соответствующего воспитания и образования... Все общества хотят создать индивидуума с определенными будущими предпочтениями... Общество может рассчитывать на получение известных выгод от различных проектов инвестиций в человека именно потому, что они изменяют будущие или текущие предпочтения таким образом, что последние становятся совместимыми со стремлениями общества (или большинства в обществе). Такие изменения в предпочтениях имеют ценность для общества, но не обязательно для индивидуума» .

Применительно к конкретной организации эти качества могут проявляться через трудовой потенциал и лояльность работника, которые при наличии соответствующего уровня компонентов человеческого капитала (профессиональных знаний и навыков, физических и психологических возможностей человека и др.) позволят существенно повысить ценность конкретного сотрудника для организации.

К основным элементам, формирующим структуру человеческого капитала, по версии Всемирного банка относят:

  • капитал образования (знания, умения, навыки - общие и специальные);
  • капитал подготовки на производстве и повышения квалификации в процессе трудовой деятельности (квалификация, навыки, практический опыт);
  • научный и инновационный капитал (инновации, научно-исследовательские работы);
  • капитал здоровья и здорового образа жизни (а более широко - качества жизни);
  • обладание экономически значимой информацией (знание о состоянии рынков, цен, доходов);
  • капитал мобильности работников (трудовой миграции);
  • капитал культуры (воспитание, самовоспитание, саморазвитие);
  • мотивация трудовой деятельности .

Многие исследователи отмечают, что человеческое измерение в современной экономике и обществе проявляет себя в двух основных формах: человеческого и социального капитала. Понятие «социальный капитал» было предложено в 1990-е гг. Р. Патнэмом для обозначения тех личностных качеств и характеристик (доверие, эмпатия, законопослушание и т.д.), которые неотделимы от индивида, по проявляются только в коллективной деятельности. Согласно П. Бурдье социальное положение индивида есть совокупность его статусов в социальном пространстве - «ансамбль невидимых связей», формирующих «пространство позиций, внешних по отношению друг другу, определенных одни через другие, по их близости, соседству или по дистанции между ними...» . Эти «невидимые связи» и образуют социальный капитал.

Понятие социального капитала впервые было введено Г. Лури и развито Дж. Колеманом . Под социальным капиталом понимается «вклад социальной организации общества в общественное производство» . Социальный капитал увеличивает отдачу от инвестирования в физический и человеческий капитал, причем эти инвестиции дополняют друг друга, а не выступают конкурирующими альтернативами.

Понятие социального капитала находит применение и на уровне организации. Например, О. Нордхог отмечает, что использование концепции социального капитала позволяет охарактеризовать конгломерат социальных отношений и неформальные связи между различными подразделениями фирмы . Социальный капитал характеризуется, в частности, таким понятием, как «организационная социализация», означающая степень совпадения ценностей, отношений и норм у работников со средними для организации в целом значениями. Сильные социальные связи между работниками и подразделениями организации создают социальный контроль, который снижает необходимость прямого руководства и излишней регламентации деятельности работников.

Социальный капитал имеет отношение к таким элементам общественной организации, как социальная структура, социальные нормы, связи и взаимодействия, социальные отношения, которые создают условия для координации и кооперации людей ради достижения общих целей. Вклад человеческого капитала в результаты деятельности организации может быть достаточно высоким, но низкая социальная значимость этих результатов будет негативно сказываться на величине социального капитала. Недостаточная социальная ориентация и социальная ответственность организации, а иногда и откровенно антигуманная направленность ее деятельности также приводят к различным оценкам человеческого и социального капиталов.

Социальный капитал, воплощенный в нормах и различных формах гражданского участия, признается важным условием экономического процветания и эффективного самоуправления. Дж. Колеман приходит к выводу о том, что «подобно другим формам капитала, социальный капитал продуктивен, делая возможным достижение целей, иными способами недостижимых» .

Так же как физический и человеческий капитал, социальный капитал обладает свойством воспроизводиться и накапливаться. Следовательно, успешное сотрудничество и взаимодействие работников организации порождают новые социальные активы, которые стимулируют развитие человеческого капитала не только в собственной организации, но и в орга- низациях-партнерах. В отличие от капитала физического социальный капитал - это ресурс, который количественно увеличивается, а не уменьшается при употреблении, и который истощается, если его не использовать.

Таким образом, понятие социального капитала позволяет включить в рассмотрение фактор «социальной организации», «социального порядка», «социальной ответственности» наравне с другими факторами производства.

Еще одним взаимосвязанным с человеческим капиталом понятием выступает понятие «интеллектуальный капитал», осмысливаемый также в терминах капитала отношений (relationship capital), организационного (organizational capital), структурного (structural capital), инновационного капитала (innovation capital), капитала процесса (process capital), экономического (economic capital), информационного капитала , капитала , определяемого организационной культурой (cultural capital) и т.д. Эти компоненты интеллектуального капитала служат основным источником устойчивых конкурентных преимуществ и затрагивают такие характеристики организации, как:

  • организационные границы, формально выполняющие роль организационной идентификации и стратегических инициатив;
  • цели, определяющие экономическую, социальную и историческую значимость организации;
  • структуру управления, задающую формы разделения труда, системы и процедуры управления, механизм распределения функций и т.п.;
  • механизмы адаптации к изменениям во внешней и внутренней среде;
  • систему взаимоотношений (организационная культура и социально- психологический климат);
  • систему мотивации и стимулирования трудовой деятельности;
  • лидерство, позволяющее удерживать организацию и ее подсистемы в равновесии (власть и полномочия, методы принятия решений, стили руководства и т.п.).

По определению В. Гойло, «материальной сущностью интеллектуального капитала выступает невещное, но реальное творческое достояние отдельного человека, коллективов и всего общества. Социальной же сутью здесь предстает характер владения, распоряжения и пользования этими достояниями. То есть, другими словами, интеллектуальный капитал - это знания, информация» . Специфика интеллектуального капитала состоит, по мнению автора, в том, что знания не подвержены физическому отчуждению или экспроприации, и информация может выноситься на рынок бесчисленное множество раз .

Ряд авторов утверждают, что понятие «интеллектуальный капитал» как составляющая человеческого капитала включает в себя объем знаний и информации, накопленный человеком, однако наибольшее распространение получила более расширительная его трактовка, включающая в его структуру :

  • рыночные активы (бренд, товарный знак, портфель заказов);
  • интеллектуальную собственность (патенты, авторские права, ноу-хау
  • человеческие активы (человеческий капитал как коллективное знание и творческие способности сотрудников);
  • совокупные компетенции как формы проявления человеческого капитала сотрудников;
  • инфраструктурные активы (технологии, информационные системы и базы данных, управленческие ноу-хау, организационную структуру, информационные сети и электронные ресурсы и т.д.).

По утверждению Л. Эдвинссона и М. Мэлоуна, понятие интеллектуального капитала начинает доминировать в методах стоимостной оценки организаций, поскольку именно оно отражает динамику организационного развития и созидания стоимости. Только оно учитывает тот факт, что изменения современных предприятий происходят так быстро, что все, на что остается полагаться, - это талант и преданность сотрудников компаний . Эта простая констатация приводит к парадоксальному выводу: человеческий капитал не может быть отнесен не только к собственным средствам организации, но и, вопреки распространенному убеждению, лишь достаточно условно может рассматриваться в качестве ее активов. Он должен быть отнесен к временно привлеченным средствам, принадлежащим к пассивам подобно долговым обязательствам или выпущенным акциям. Это во многом объясняет нежелание организаций инвестировать в человеческий капитал своих сотрудников (например, в повышение их квалификации, стажировки), так как отдача от этих инвестиций может быть присвоена другой организацией.

Существует также проблема нерационального использования человеческого капитала в организации, связанная с чрезмерной загрузкой наиболее ценных сотрудников, способных решать широкий круг задач и, следовательно, быстрее и эффективнее справляющихся с постоянно возрастающим потоком служебных заданий. В результате нерациональной загруженности капитал здоровья данного сотрудника снижается, что, в свою очередь, отражается на его работоспособности.

Таким образом, в современных условиях проблема человеческого капитала отражает переориентацию экономической науки с вопросов использования трудовых ресурсов на проблемы создания качественно новой рабочей силы, удовлетворяющей растущим требованиям, предъявляемым экономикой знаний к уровню компетентности, мобильности, креативности и трудовой мотивации работника.

Для оценки эффективности процесса воспроизводства человеческого капитала применяют ряд известных моделей. Общее для них - констатация того факта, что в формировании человеческого капитала участвуют физический капитал, природные ресурсы и накопленный ранее человеческий капитал, которые рассматриваются в этих моделях, как основные факторы производства. Модели различаются по основному фактору воспроизводства. Некоторые исследователи (Л. Туроу, С. Боулс) в качестве него выдвигают человеческое время и природные способности, а другие (например, Т. Шульц, Г. Беккер) - человеческую деятельность.

Л. Туроу исходит из посылки, что индивиды представляют собой основной источник ресурсов при формировании инвестиций в человеческий капитал. Они вкладывают человеческое время и финансовые ресурсы и располагают некоторым первоначальным запасом этого времени. За счет наличия этого ресурса (человеческого времени) индивид может приобрести другие активы человеческого капитала. В модели Туроу допускается, что вложения в производство человеческого капитала подобны вложениям в любой другой производственный процесс, а сами процессы производства человеческого капитала аналогичны процессам производства товаров и услуг и показывают количественные отношения между факториальными вложениями и объемом произведенного человеческого капитала . Следовательно, в рамках модели Туроу можно оценить эффективность осуществленных инвестиций в человеческий капитал с учетом вероятностного поведения персонала по накоплению и использованию этого капитала.

Т. Шульц предположил, что далеко не все экономические способности даны людям от рождения, многие из них развиваются посредством определенных видов деятельности, за счет конкретных инвестиций . Категория времени рассматривается им как единица учета деятельности человека, но нс как само вложение.

Дж. Хэкман и О. Олдрин при оценке человеческого капитала предложили учитывать такой актив, как «мотивационный потенциал» человека, который, по их мнению, находится в тесной корреляционной зависимости с приростом производительности .

Позднее были разработаны и другие модели, однако общим для всех них является то, что все они подчеркивают активную роль человека в формировании человеческого капитала, а эта активность в существенной мере зависит от мотивации трудовой деятельности.

Многообразие человеческой личности, разнообразные мотивы ее деятельности и поведения обусловливают необходимость разработки концептуальных моделей человека , т.е. унифицированных представлений об индивиде, действующем в определенной системе социально-экономических отношений. Модель человека, как и любая другая, включает в себя основные параметры, характеризующие индивида: потребности, мотивы, цели, формы активности, а также потенциал и возможности человека, используемые им для достижения поставленных целей. Экономическая наука исходит из рационального поведения субъектов трудовой деятельности, т.е. из их стремления добиться максимального результата при наименьших затратах.

Экономический человек (homo economicus , economic man) - это типичный рационально действующий субъект экономических отношений, ориентированный на максимальное удовлетворение личных потребностей за счет выгодного вложения собственного капитала, в том числе интеллектуального, человеческого.

Разумный экономический человек (rational economic man) - индивид, использующий свой труд и (или) свои ресурсы в условиях рынка в собственных интересах. В узком смысле - это разумный эгоист, в широком - разумный человек, но не обязательно эгоист, действующий в соответствии с общепринятыми принципами конформистской экономической теории.

Экономический человек, как правило, действует в ситуации, когда количество доступных ему ресурсов ограничено. Он не может одновременно удовлетворить все свои потребности и поэтому вынужден делать выбор. Среди факторов, обусловливающих этот выбор, выделяются предпочтения и ограничения. Предпочтения характеризуют субъективные потребности и желания индивида, ограничения - его объективные возможности. Главными ограничениями экономического человека являются величина его дохода и стоимость отдельных благ и услуг, а также действия других участников рынка. Экономический человек наделен способностью оценивать возможные для него варианты выбора с точки зрения того, насколько их результаты соответствуют его предпочтениям (К. Бруннер и У. Меклинг - «человек оценивающий» - evaluating man). Предпочтения экономического человека более устойчивы, чем его ограничения, поэтому экономическая наука рассматривает их как относительно постоянные и акцентирует внимание на реакциях индивида на изменение ограничений.

Выбор экономического человека является рациональным в том смысле, что из доступных (и известных) вариантов выбирается тот, который, согласно его мнению или ожиданиям, в наибольшей степени будет отвечать его предпочтениям (максимизировать его целевую функцию).

Рассмотрим эволюцию модели экономического человека.

Адам Смит. Понимание экономических выгод от инвестиций в человеческий капитал характерно еще для предложенной А. Смитом модели экономического человека. Главным элементом этой модели выступает специфическая мотивация: собственный интерес или стремление к богатству как главный мотив поведения. В то же время в «Богатстве народов» А. Смит подчеркивает, что поведение человека направляется «симпатией», т.е. умением поставить себя на место другого и желанием заслужить одобрение «беспристрастного наблюдателя», т.е. Смит подчеркивает ограниченность собственного интереса определенными социальными рамками .

Таким образом, с одной стороны, А. Смит утверждает, что не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими собственных интересов , именно потому, что развитая система разделения труда ставит человека в отношения с другими людьми, к которым он может и не испытывать симпатии, с другой стороны, рациональность экономического поведения не распространяется на отношения, не согласующиеся с общечеловеческими этическими ценностями. Честность, порядочность, трудолюбие, ответственность перед обществом, умеренность в потреблении являются нравственной основой экономической модели Смита.

Смит не сводит собственный интерес людей исключительно к получению денежных доходов наподобие максимизации прибыли: на выбор занятий помимо заработка влияют также приятность или неприятность занятия, легкость или трудность обучения, постоянство или непостоянство занятий, больший или меньший престиж в обществе и, наконец, большая или меньшая вероятность успеха.

Иеремия (Джереми) Бентам. Бентам исходит из того, что интересы общества есть сумма интересов граждан, поэтому, если возникает конфликт интересов разных общественных групп, приоритет отдается тем, у кого потенциальное количество благосостояния в случае удовлетворения их интересов будет больше, а если эти количества равны, следует предпочесть более многочисленную группу. В отличие от Смита Бентам считает, что согласование индивидуальных «стремлений к благосостоянию» - эго прерогатива не рынка и конкуренции, а законодательства, которое должно награждать тех, кто способствует общественному благу, и наказывать тех, кто ему мешает.

В сфере мотивации - эго гедонизм, т.е. сведение всех мотивов человека к достижению удовольствий и избеганию огорчений. Необходимым следствием подобного трудового поведения является пассивно-потребительская ориентация.И. Бентам подчеркивает, что всякая реальность интересует человека лишь тогда, когда ее можно с пользой для себя употребить. «Стремление к труду, - пишет Бентам, - не может существовать само по себе, это псевдоним стремления к богатству, сам же труд может вызывать лишь отвращение» .

Маржиналисты. Целью трудовой деятельности для каждого из ее участников у маржиналистов выступает получение максимальных наслаждений или наибольшее удовлетворение потребностей. Однако сам характер потребностей конкретизируется в соответствии с законом убывающей предельной полезности (первый закон Госсена) .

В области мотивации трудовой деятельности здесь можно отметить ограничение эгоизма: экономический человек, по словам Альфреда Маршалла, не только подвергает себя лишениям в бескорыстном стремлении обеспечить будущее своей семьи, ему свойственны и другие альтруистические мотивы деятельности . Описывая многообразие человеческих мотивов и потребностей, А. Маршалл называет в их числе стремление к разнообразию, жажду привлечь к себе внимание, потребности, удовлетворяемые той или иной деятельностью (спортом, путешествиями, научным и художественным творчеством, стремлением к признанию и совершенству). Однако в то же время он делает вывод о том, что экономическая теория должна главным образом заниматься мотивами, которые наиболее сильно и устойчиво воздействуют на поведение человека в хозяйственной сфере его жизни.

Таким образом, единой, классической модели человека в современной экономической науке не существует. В общем виде можно утверждать, что каждая модель экономического человека содержит три группы факторов, представляющих цели человека, средства для их достижения (как вещественные, так и идеальные) и информацию (знание) о процессах, благодаря которым средства ведут к достижению целей (наиболее важными из таких процессов являются производство и потребление).

Выводы

  • 1. Главным вектором развития экономики и общества знаний выступает перемещение человека в центр экономической системы, рост внимания к человеческому фактору, при этом стоимость квалифицированного труда повышается.
  • 2. Основными характеристиками «нового работника» являются: высокие профессиональные и личностные качества, креативность, готовность к непрерывному образованию, развитое экономическое мышление, экологическое сознание, социальная активность.
  • 3. Нод человеческим капиталом понимается совокупность интеллектуальных способностей, знаний, профессионально значимых компетенций, мотиваций и систем ценностей, получаемых в процессе образования и практической деятельности человека.
  • 4. Социальный капитал является продуктом общественного производства, средством достижения групповой солидарности, выступает не только и не столько причиной экономических выгод, сколько проявлением социально-экономических условий и обстоятельств, является групповым ресурсом и не может быть измерен на индивидуальном уровне.
  • 5. Интеллектуальный капитал - это знания, навыки и производственный опыт конкретных людей, а также нематериальные активы организации.
  • 6. Многообразие человеческой личности, разнообразные мотивы ее деятельности и поведения обусловливают необходимость разработки концептуальных моделей человека, т.е. унифицированных представлений об индивиде, действующем в определенной системе социально-экономических отношений.
  • 7. В большинстве существующих моделей экономического человека сохраняется приверженность усредненному подходу к работнику как к носителю рационального экономического поведения, действия которого определяются предпочтениями человека и его стремлением к максимизации цели при существующих ограничениях.

Практикум

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы

  • 1. Какие тенденции определяют характер современной экономики? Раскройте подробно каждую из выделенных характеристик.
  • 2. Какие факторы определяют требования к современному работнику? Назовите эти требования. Одинаково ли они актуальны для различных сфер производства?
  • 3. Дайте определение человеческого капитала. Что входит в структуру человеческого капитала? Чем данное понятие отличается от понятий «человеческие ресурсы», «трудовые ресурсы», «рабочая сила»? Поясните свой ответ.
  • 4. Дайте определение социального капитала, интеллектуального капитала. В каком соотношении находятся эти понятия с понятием «человеческий капитал»?
  • 5. Как вы понимаете, что такое «экономический человек»? В чем состоит рациональность экономического поведения? Почему люди иногда ведут себя иррационально? Приведите примеры.
  • 6. Перечислите основные направления исследований модели экономического человека. В чем состоит сходство различных моделей? Какова их специфика? Какое значение данные модели имеют для построения системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности?

Ситуационные задачи и задания

Экономические отношения между людьми проявляются в процессе исторического развития общества по отношению к собственности, в производстве товаров и при их обмене.
Право собственности является неотъемлемым правом человека в обществе; собственность (право приобретать, владеть и извлекать прибыль) относится к материальным и нематериальным сферам. Особое значение приобретает интеллектуальная собственность.
Человек является хозяином имеющихся у него средств производства и продуктов труда, может их использовать по своему усмотрению (дарить, продавать, передавать по наследству, распоряжаться ими в соответствии с законом). Человек заботится о сохранении и бережном использовании своей собственности.
На предприятиях, где человек работает по найму, иные отношения собственности: отчуждение работников от средств производства снижается в современном мире за счет участия его в управлении производством и извлечении части прибыли в виде акций, премий, форм оплаты труда (в Европе трудовые представители в администрации есть на всех предприятиях).
В коллективном предприятии, кооперативе, акционерном обществе человек реально является сохозяином производства и решает вопросы распределения доходов, производства продукции, а личный доход напрямую зависит от результатов хозяйствования. Использование на предприятиях творческого начала человека, сочетание физического
и умственного труда, появление новых технологий выводят экономические отношения на новый уровень.
В современных условиях производства от работника требуется не столько натренированный навык, сколько умение анализировать, сопоставлять данные, что увеличивает значимость умственной функции труда.
Результатом является и возрастание творческого начала и моральных качеств личности: способность оценивать ситуацию, принимать самостоятельные решения, чувство ответственности, самодисциплина, самоконтроль. Все вместе составляет «человеческий фактор на производстве».
Повышение культуры труда связано и с решением социальных вопросов: размер заработной платы, количество товаров и услуг, потребляемых на эту зарплату человеком.
Заработная плата делится на номинальную (денежный эквивалент) и реальную (качественный эквивалент, связанный с жизненным уровнем).
Улучшение соииально-психологического климата в трудовом коллективе, развитие производственной демократии, дисциплины - факторы культуры труда. Невозможно не учитывать при формировании культуры труда и исторических особенностей и менталитета нации.
Социальные факторы (образование, медицинское обслуживание, социальные льготы и пр.) непосредственно влияют на производительность труда и культуру производства. В современных условиях жизни они приобрели приоритетное значение, однако необходимо учитывать при их формировании адресный характер и реальный трудовой вклад человека.


Человек – основной субъект экономических отношений. Однако человек – существо биосоциальное, т.е. с одной стороны биологическое (непрерывно воспроизводящееся: рождение, развитие, старение, смерть), а с другой – социальное, т.е. общественное.
Экономическую теорию интересует в большей степени социальная су щ ность человека. В этом смысле человек – воплощение общественных отношений. Он может существовать лишь будучи включенным в общественную связь (отношения) с другими людьми. Это самые разнообразные отношения: семейные, любовные, религиозные, юридические, политические, экономические, национальные и др.
Из всей системы отношений основными являются экономические, т.к. они определяют тип социально-экономической системы, в условиях которой живет человек.
Экономические отношения связаны с его хозяйственной деятельностью по производству, распределению, обмену и потреблению. Поэтому человек, как социальное существо является одновременно и производителем и потребителем благ и услуг.
Как производитель благ человек является основным элементов производительных сил, основной движущей силой НТП, особенно теперь, когда с созданием компьютера и развитием информационных технологий началась эпоха новой экономики ХХI века, для которой характерно развитие науки, информации, инновации, что предопределяет появление нового типа человека и возможности построения новой его модели.
Основные черты нового типа человека:
  1. его интеллектуальность;
  2. инновационность (способность ввести в экономику новшества);
  3. способность к партнерству (все участвуют как равные компаньоны во всех сферах).
При анализе поведения человека в экономике как производителя и потребителя используется такой метод, как моделирование, т.е. построение модели человека.
Модель человека в экономике – это схема его поведения в конкретной социально-экономической системе, например, в рыночной экономике или командно-административной. Модель человека, как любая модель, имеет свои п а раметры (основные черты), которыми являются:
  1. мотивы деятельности, цель;
  2. способность и возможность человека достичь цели, ее реализовать;
  3. степень рациональности поведения человека (достижения максимального результата с минимальными затратами).
Среди многочисленных направлений моделирования человека в экономических системах выделяются четыре.
    1. Модель «человека экономического» в условиях рыночной экономики совершенной конкуренции, которую разработал А. Смит.
    2. Модель «ограниченного рационалиста», действующего в условиях смешанной экономики. Эта модель присуща кейнсианской школе, исторической и институциональной.
    3. Модель «социально-рационального человека», как новая разновидность «человека экономического» в современных условиях социально-ориентированной рыночной экономики.
    4. Модель «советского экономического человека» в условиях командно-административной системы.

Еще по теме 4. Человек в мире экономики:

  1. 14. МИРО ВАЯ ЭКОНОМИКА НА РУБ ЕЖЕ ВЕКОВ: СТРУКТУРНЫЕ СДВИГИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
  2. Тема 11. ЕС и страны центральной и восточной Европы. Уроки европейской интеграции. Особенности интеграционных процессов в других регионах мира.
  3. СООТНОШЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
  4. ГЛАВА 8. ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ ЧЕЛОВЕКА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА
  5. 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО ПОВЕДЕНИИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
  6. Организация предприятия в ассоциированной экономике Производственная ассоциация и производственная общность

Многообразие человеческой личности, разнообразные мотивы ее деятельности делают необходимым при научном анализе экономической жизни использовать модель человека, т.е. унифицированное представление о человеке, действующем в определенной системе социально-экономических отношений. Модель человека, как и всякая научная модель, включает в себя основные параметры, характеризующие индивида: мотивы экономической активности, ее цели, а также познавательные возможности человека, используемые им для достижения поставленных целей.

Выделяет в человеке главным образом его , т.е. индивидуальные и общественные действия в процессе создания различных материальных и духовных благ, их распределения и использования. Она рассматривает модель человека как определенную теоретическую предпосылку, на основе которой экономисты строят свои многочисленные теории: спроса, предложения, конкуренции, прибыли, поведения потребителей и производителей и др.

Среди многочисленных направлений создания модели человека в экономике можно выделить три.

Первое направление представлено английской школой, и неоклассиками. Данное видение ставит во главу угла эгоистический, прежде всего, денежный интерес, являющийся главным мотивом деятельности «человека экономического». В соответствии с этим подходом индивид ведет себя так, чтобы максимизировать полезность в рамках определенных ограничений, основным из которых является его денежный доход.

«Человек экономический» — это рациональный человек. Он обладает таким уровнем интеллекта, информированности и компетентности, который в состоянии обеспечить реализацию его целей в условиях свободной, или совершенной конкуренции. Рациональный человек в состоянии ранжировать свои предпочтения и стремится к достижению личной цели, обладая свободой выбора. Таким образом, концепция рационального человека опирается на предпосылку о том, что в свободном конкурентном обществе выигрывает тот, кто ведет себя рационально, и проигрывает тот, кто не придерживается рационального поведения.

Второе направление присуще кейнсианской школе, исторической школе. Модели человека, выработанные в рамках этого направления, представляются более сложными и основаны на теории ограниченной рациональности. В частности, стимулы поведения включают в себя не только стремление к материальным, денежным благам, но и определенные элементы психологического характера — соблюдение традиций, привычки, престиж, желание наслаждаться жизнью и др. В этих моделях общество имеет более сложную структуру, и для поддержания его в состоянии равновесия требуется вмешательство государства в экономические отношения.

Третье направление представлено новой разновидностью модели «экономического человека», отражающей подход американского экономиста Г. Беккера. Для нее характерно возрастание значения не столько материальных, сколько духовных потребностей личности. Поэтому, хотя рациональное поведение в хозяйственной жизни базируется на личной материальной выгоде, оно может в ряде случаев означать отказ от этой выгоды ради других выгод, причем не всегда экономических.

Новую модель отличает многообразие потребностей, главной из которых является потребность в свободе самовыражения, свободного выбора типа культуры и общественно-политических взглядов. Эта модель социально- индивидуального человека предполагает общество, основанное на демократических и плюралистических началах с развитыми межгрупповыми связями и нежесткими границами между социальными общностями.

Носящие в целом абстрактный характер, эти модели отражают в обобщенной форме основные параметры, присущие «человеческому фактору» в хозяйственных процессах. Знание их позволяет не только оценивать роль человека в экономике на различных стадиях развития общества, но и формировать наиболее оптимальные направления в экономической политике, прогнозировать с достаточно высокой степенью вероятности последствия тех или иных экономических решений.



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.