Как профессионально играть в шахматы. Шахматы развивают логическое мышление. Легенда о появлении шахмат

Если вам предложат играть в шахматы - никогда не говорите: «Не умею». Скажите: «Умею, но не хочу».

Владимир Высоцкий, «Рассказ об игре в шахматы»

Мое желание научиться играть в шахматы появилось именно после такой ситуации. Правда, сказать «умею» я смогла, а вот продолжить «но не хочу» не получилось. Пришлось играть. Несколько оглушительных поражений после коротких партий дали понять: знания правил игры недостаточно, чтобы выиграть. Было ещё что-то, о чём знали только шахматисты. То, что помогало им видеть доску под другим углом, словно заглядывать в будущее и разочарованно комментировать: «Ну что же ты наделала!». Захотелось узнать этот секрет, и я решила понять…

Как взрослый человек может научиться играть в шахматы

Для начала нужно было выяснить, можно ли научиться играть в шахматы самостоятельно: с помощью интернета, мобильных приложений или самоучителя. Тщательный опрос тех, кто уже умеет играть, показал: можно попробовать научиться играть самому, но лучше делать это с другом или преподавателем.

Однако первые шаги всё-таки можно и нужно сделать в одиночестве. Желательно:

  • найти или купить доску;
  • познакомиться с фигурами;
  • узнать правила игры.

На это у вас уйдёт не больше часа. Используйте видео на YouTube, на эту тему есть множество роликов. Если есть желание, отговорки излишни. Начать играть может даже ребёнок (с четырёх лет).

После того как вы разберётесь с этим этапом, стоит искать преподавателя. Почему нельзя учиться играть самому? Ответ очень простой. Вы можете попробовать делать это самостоятельно, и у вас даже начнёт получаться. Дело только в скорости обучения. То, до чего вы додумаетесь за несколько дней, учитель объяснит за час. Более того, опытный игрок или преподаватель поможет увидеть на доске то, чего вы попросту не заметите из-за отсутствия опыта.

Как найти преподавателя

Записаться в шахматную школу или клуб

Единственная проблема, которая может у вас появиться, - это ограничение по возрасту. Но и её можно решить.

Когда я попыталась записаться в ближайшие шахматные школы, мне отказали из-за того, что на обучение берут только малышей. Зато вместо этого предложили прийти и попробовать договориться с преподавателем о частных уроках.

Даже если в вашем городе есть только одна шахматная школа, идите туда и попробуйте найти себе тренера.

Ещё есть шахматные клубы. Чаще всего в них играют люди постарше, объединённые большим желанием и страстью к игре. Это классный выбор для тех, кто любит шахматы, но не всегда хороший вариант для новичка.

Найти друга-шахматиста

Когда я попробовала сделать это, оказалось, что шахматисты состоят в неком подобии «Бойцовского клуба». Простой пост в социальных сетях показал: больше половины моих друзей играли или играют в шахматы. Просто никому об этом не говорят. Попробуйте расспросить своих друзей и вы. Уверена, вы будете удивлены.

Что же касается моего личного опыта, среди своих знакомых и друзей я нашла одного, который оказался кандидатом в мастера спорта по шахматам. Мы быстро договорились об уроках, и я ещё немного приблизилась к поставленной цели.

Нанять преподавателя

Не связываясь с организациями, школами, клубами и кружками, можно просто найти учителя для частных уроков. Постарайтесь встретиться с ним лично до того, как вы договоритесь о первом уроке, чтобы убедиться: с этим человеком вы сможете учиться и не побоитесь переспрашивать у него по нескольку раз непонятные моменты. Если почувствуете дискомфорт, стеснение, неловкость, попробуйте найти другого преподавателя.

«Любой, кто играет лучше вас, уже может научить. Вот только преподаватель не должен быть занудой. И тратиться на суперпрофессионалов сразу не стоит», - советует Владимир Хлепитько.

Peter Miller/Flickr.com

Что читать

Пока ваш тренер будет рассказывать, что такое дебют, миттельшпиль и эндшпиль, учить теории и практике шахмат, попутно демонстрируя искусство композиции, вам уже можно начинать помогать себе двигаться ещё быстрее. Например, с помощью книг. Литература сама по себе не научит играть, зато станет мощным подспорьем в этом нелёгком деле.

1. Для начинающих подойдут книги-самоучители и сборники задач. Например, «Сборник шахматных комбинаций » С. Д. Иващенко, «Учебник шахматной игры » Х. Р. Капабланки и «Путешествие в шахматное королевство » Ю. Авербаха. Не стесняйтесь открывать книги для детей или с пометкой «Для тех, кто только начинает играть». Ведь именно в них сложная система шахмат объясняется очень наглядно и понятно.

2. Когда разберётесь с введением и одновременно проведёте несколько плодотворных уроков со своим преподавателем, переходите к книгам по стратегии и тактике. Разберитесь с каждым этапом игры в шахматы, благо о них написано очень много. Понять, какую именно книгу выбрать, довольно сложно, поэтому обязательно спросите совета у своего тренера. Можно обратить внимание на эти труды:

  • «Моя система », А. И. Нимцович;
  • «Стратегические приёмы в шахматах», А. И. Терехин;
  • «По следам дебютных катастроф », Я. И. Нейштадт;
  • «Переход в эндшпиль», Ю. Разуваев, Г. Несис.

3. Ищите вдохновение. Читайте не только учебники по шахматам, но и книги, связанные с этой великой игрой. Например, Владимир Хлепитько говорит, что ему нравится книга Гарри Каспарова «Шахматы как модель жизни».

Смотрите фильмы о шахматах и шахматистах, например:

  • «Бобби Фишер против всего мира» - о биографии американского чемпиона и его легендарном матче с Борисом Спасским.
  • «Защита Лужина» - фильм, в котором не стоит разглядывать шахматные доски в поисках интересных комбинаций, зато можно погрузиться в его неповторимую атмосферу.
  • «Шахматная горячка» - чёрно-белая советская комедия, конечно же, почти не о шахматах. Зато в кадре появляется сам Капабланка!

А ещё?

Конечно, игнорировать интернет-помощь не стоит. Пока вы тренируетесь в реальности, все остальные способы сделать уроки более результативными тоже годятся.

  • iChess.net - канал, который делает шахматы понятными, добавляет азарта и вдохновляет на новые свершения.
  • «ШахМатКанал » - канал, который специализируется на проведении видеотурниров между блогерами и всеми желающими, после чего детально анализирует ошибки и успехи игроков.
  • Скажу так: если очень сильно хочется, обязательно получится. Для меня попытка научиться играть в шахматы стала настоящим испытанием. Игра, мягко говоря, непростая. Но прекрасная. Поэтому, если вам действительно нравятся шахматы и вы готовы уделять этому немного времени каждый день или хотя бы каждую неделю, всё обязательно получится.

    Успех дадут желание и любовь к игре, а способов достижения успеха много, главное - продолжать передвигать фигурки!

    Владимир Хлепитько, руководитель шахматного клуба Wisdom

    Шахматная доска-поле боя или волшебный мир приключений.

    Ах , этот упоите л ьный мир шахматных турниров. Где в воздухе в и тает сосредоточенность, то восхитительное место, где кажется , сама мысль , концентрируясь , руководит игрок ами , передвигая фигуры на поле.

    В 80-е года великие шахматисты не уступали по свое й популярности известным актерам. В стране было , буквально , поголовное увлечение шахматами от мала до велика. Сегодня интерес к шахматам не менее велик . Ничего удивительного я в этом не нахожу, поскольку шахматы одна из немногих настольных игр, уходящая своими корнями в средн е вековый мудрейший мир востока, способствует развитию логиче с кого мышления, синхронизации левого и правого полушария головного мозга, вниман и я, памяти, воображения, словом практически всех психических пр о цессов.

    Уровень развития психических процессов у ребенка прямо пропорцеонален уровню его успеваемости в школе и при да л ьнейшем его обучении. Поэтому шахматы , как инструмент развития психических п р оце с сов у ребенка рассматривается весьма положительно.

    И если вы настроены научить ребенка играть в шахматы, то это весьма разумно с вашей стороны. Логич н о , тут же у в ас возникнет вопрос, - как? Каким образом кроху научить такой сложной игре ? Без паники, все решаемо. Ниже мы р а ссмотрим , каким образом ваше чадо может не в таком уж д алеком будущем составить вам партию в шахматы. 1. Не все возрасты одинаково полезны.
    2. Умеешь сам научи другого , не умеешь, обратись к тому, кто знает .
    3. Задачи обучения и их решения .
    4. Задача №1. Как пробудить интерес?
    5. Задача №2. Как помочь познать, но не запутать?
    6. Задача №3. Как научить ходить?
    7. Задача №4. Как об ъя снять правила игры?
    8. Если ребенку уже 10 лет, используем те же решения?
    9. Видеоуроки по шахматам для начинающих

    Не все возрасты одинаково полезны

    Давайте начнем с малого , но гл а вного . С какого возраста можно обучать ребенка шахматам ? Не сочтите меня вульгарной, но мне на ум так и просятся слова одной героини фильм ,- «В принципе , и зайца можно научить курить».

    Так я отвечу родителям , желающим обучать ребенка этой игре с двух лет (хотя , таких при м еров множество и весьма ус пешных). Здесь есть одно большое НО . Я вас просто прошу и умоляю , в погоне за , так называемым развитием ребенка со всех сторон и во что бы то ни стало, ради хвальбы перед знакомыми, компенсации своих нереализованных планов, не л и шайте ребенка детства, этого мимолет н ого счастл и вого момента жизни. Пусть учится в простых , доступных его возрасту вещах.

    Поверьте , в песочнице тоже много всего интересного, ваши совм е стные выходы на природу и рассказы сказок на ночь, го ра здо больше принесут пол ь зы развити ю вашего малыша, чем сложная, треб у ющая больших умственных затрат игра. Решать , конечно , вам , но я посчитала нужным ва м об этом сказать.
    10 лет - это оптимальный возраст для н ача ла обучени я шахматам детей, ребенок уже немного окреп и физически и психологически , в поле его интересов с успехом можно уже добавить шахматы.
    5-6 лет - если вам уж си л ьно хочется, то можно попробовать, но т о гда усилий с ваше й сто р оны потребуется гораздо больше.

    Умеешь сам - научи другого , не умеешь - обратись к тому, кто знает

    Есть два варианта развития событий.

    Если вы ребенка настроены обучать сами, то есте с т в енно , вы должны уметь играть в шахматы . А иначе , как можно научить другого тому, ч то не умеешь и не пони м аешь сам, согласитесь - н е логично. Следовательно , если вы не умеете играть в шахматы - обратитесь в детские центры , где такие услуги предоставляют, но опять , если вы загорелись этой идеей , то и сами учитесь. Это же не одноразовая акция.

    Пр о шел курс обучения , и до свидания . З ачем учили, куда деньги выкинули непонятно. Естественно , что любой приобретенный ребенком навык , необходимо закреплять , в том числе и умение играть в шахматы. Ну , разве не чудесно провести вечер не у телевизора, а сразиться с ребенком в шахматы. Вы не находите?

    Так что , тем , кто пойдет к специалистам мы говорим в этой статье до свидания с настойчивым пожеланием обучиться игре самим. А с играющими родителями ведем разговор дальше. Понятно , если вы умеете играть, то вам не нужно объяснять правила. Но , очень часто бывает такое, - могу, и г раю , а научить не знаю как.

    Т ак вот , мы п о стараемся дать вам решения к каждой из поставленных вами задач , при обучении ребенка игре в шахматы.

    Задачи обучения и их решения

    Задача №1 . К ак пробудить интерес ?

    Решение:

    Здесь все зависит от вашей фантазии . Я могу предложить следующий вариант .

    Ну , куда сегодня мы без мультиков, пригодятся они нам и здесь.

    Как бы , ненароком , случайно включите ребенку мультик про шахматы, это могут быть «Фиксики» , как ва риант .

    Смотрите вместе , иногда комментируя .

    После просмотра мультика , случайно в с помните , что где-то у вас есть настоящие шахматы, кот о рые вам подарил ваш пр а-пра дедушка , или бабушка, не принципиальный момент. Главное загадочности побольше . Достаете с дальней полки ваш « рояль в кустах » - шахматы. Хорошие большие, карманный вариант не подойдет.

    Вместе с ребенком откройте коробку и дост а ньте фигуры, де лайте это таинственно , попросите малыша обр а щаться с ними аккуратно, пос к ольку шахматы это великое сокровище семьи , если обращаться с ними небрежно, они могут обидеться и исчезнут ь. Р асставьте их на доске , очень обзорно расскажите , что это за фигуры. На пример: слуги , короли, кони , д ва враждующих войска , м ожете придумать им названия.

    Это все не должно затянуться по времени и стать утомительным. П редложите ребенку все у брать под предлогом подготовки ко сну.

    Идеально , конечно на ночь рассказать малышу сказку про двух про шахматы (ваша фантазия д о лжна работать по полной) . Дальше следите за ре а кцие й ребенка . Е сли ему одновалентно , и он перебивает вас вопросами про то , когда вы ему разрешите поиграть в компьютерную игру, то не гоните коней и приост а н о вите позна ние шахмат .

    Д озир о ванно вводите при нем ваши игры в шахматы с кем - либо, играйте при этом эмоционально и старайтесь , что бы ребенок непременно был рядом. Н ичего не моти в ирует детей лучше , чем яркий пример своих родителей! Е сли и это не работает , тогда отложите обучение на неопределенн ы й срок. Возможно , ребенку необходимо повзрослеть.

    Если же малыш явно заинтересовался, то идем дальше.

    Задача №2 К ак помочь познать, но не запутать!

    Решение:

    Договоримся сразу , в се ваши уроки не должны пр е вышать максимум 30 минут, если видите , что интерес теряется, прекращайте занятия !

    Сохраняя всю ту же т а инственность , что и при первом знакомстве , н ачните рассказывать ребенку о значении фигур. Причем , не надо консперации, дав а ть им вымышленные имена. Н азывайте всех сразу своими настоящими именами. Что бы потом в голове ребнка не возникла путаница. Единственное , что вы можете использовать метод ассоциаций.

    Н апример:

    Король - потому что на голове корона и он один , в стране не может быть двух королей .

    Ферзь - пусть будет королевой , это , думаю , не будет великая ошибка , то - же одн а , то - ж е в короне, гл а вная помощница короля .

    Ладья – их двое, они мужественные , мощные офицеры, они достойны защищать короля.
    Слон - т о - же защитник короля, но более тайный, можно провести п а ралел л ь, что он весь закутан в одежду, только шапочка торчит, поэтому и тайный.

    Конь - ну тут все понятно (не промахнешься).

    Пешки это солдаты, поэтому их много, поэтому они очень маленькие.

    Ну , вот как-то так.

    Пусть ребенок берет каждую фигуру в руки , повторяя ее название, старайтесь сразу , что бы каждая фигура становилась на свое место.

    В завершении занятия п оиграйте с ребенком в игру «У гадай что пропало? »

    Ребенок отворачивается , а вы убираете любую фигуру с доски , повернувшись , о н должен назвать , что вы убрали. Потом поменяйтесь рол я ми. В процессе обучения можете менять фигуры местами и просить ребенка оценить правильно ли расставлены они на доске.

    Думаю , с одного занятия малыш четко не запомнит название и расположение фигур. С разу скажу, что вам необходимо на с т р оится на длительны курс обучения (хотя , каждый ребенок индивидуален, у кого - то быстрее пойдет, кому - то потребуется времени больше) .

    П ри необходимости с м отрите сами , занятие следует повторить еще раз.
    В любом случае каждое следующее начинать с закрепления материала предыдущего.

    Задача №3 . Как научить ходить ?

    Решение:

    Изучайте ходы поочередно с каждой фигурой, не месите все сразу.

    Сначала устройте прогулку пешкам. С олдаты идут в поход. Здесь вам пригодится миф «О живой доске » . После того , как вы объяснили ребенку , как ходит пешка , вместе с ним прогуля йтесь несколько раз ими по доске. Попросите малыша самому по очереди походит ь каждой пешкой.

    Если он делает неправильно доска вдруг «о живает » и начинается « земл я тр я сение » и л и она по дает « сигнал тревоги » (здесь все за висит ваших артистических способностей). Д етям это нравится , они смеются, исправляя свои ошибки. Согласитесь, что это лучше, чем ваши монотонные замечания: неправильно , так не ходят.


    Этот прием вы можете применять и при начальной расстановке ф иг ур, если ребенок ошибается , доска может реагировать бурно.

    И так , по очереди , шаг за шагом , вы объясняете , по каким « тропинкам » ходят фигуры. Здесь коней не гоните. Превращайте каждое заняти е в путешествие по шахматной стране сказочных героев. Кстати , таинственность никто не отменял. Не забывайте извлекать и убирать шахматы очень бережно. Пусть это будет своеобразный ритуал нача л а и конца занятия.

    Задача №4 . Как об ъя снять правила игры ?

    Р ешение

    Только после того, как ваш реб е нок у в еренно называет фигуры, на зыва ет их место расположение , куда и как они могут передвигаться , вы можете начать объ я снять правила игры.

    Не делайте это заумными словами.

    Условно - две великие страны (добро и зло, монстры и мутанты, ну черные и белые тоже пойдут) начинают сражение. Победит та страна , которая захвати т короля. Н ачинайте игру. Сразу в игре отрабатывайте навыки ликвидации вражеских фигур. Сценарий игры видите вначале так, что бы вы победили, что бы ребенок понял , как это происходит . П отом м о тивируйте на успех вашего будущего грос с мейстера.

    И так , шаг за шагом , игру за и г рой , ваш ребенок начнет уверенно двигаться по шахматной стране.
    Помните, никакого насилия !! Только жи в ой интерес . Р ебенок д о лжен сам теребить вас достать шахматы из тайного места. Игра может стать серьезной м о тивацией - сейчас доделаем уроки и будем играть, сейчас уберем твою комнату и начнем игру и т.д.

    Если ребенку уже 10 лет используем те же решения?

    Все эти решения описаны , конечно , для деток 5 -7 лет.

    Они , конечно , подойдут и для 10 летнего ребенка, но в более конкретной форме.

    Здесь можно ставить четкие задачи ну , в обще м, более по-взрослому. Хотя , десятилетние - еще дети и так же любят играть.


    Самый лучший и опти м альный вариант обучения повзрослевших детей - это наглядный п риме р . Если в доме заведена традиция играть в шахматы , и ребенок привлекается , вначале в качестве зрителя , а пот о м и уча с тн и ка , процесс обучения будет очень органичным, как само собой разуме ю ще е ся.

    Когда я готовила эту статью, просто рад и интереса , я спросила у своих взрослых сыновей , умеют ли они играть в шахмат ы (просто в нашей семье это был не принято) . И, о боже, они оба умеют !! . На вопрос откуда – о тветом было - прадед научил. Дело в том, что на летние каникулы я отправляла детей к прадедушке . И гры в шахматы, лото с соседями у них во дворе были заведены. Д ети были непременными участниками этих посиделок , было им тогда примерно от 7-12 ле т . Вот так легко и непринужденно и прошло их обучение.

    Периодически , играя в шахматы , ваш ребенок, в дальнейшем сможет легче осваивать точные науки. Станет ваш малыш великим шахматистом или нет, не так уж и важно, но то , что он научится самостоятельно мыслить, будет стремиться побеждать и при этом выигрывать, делать анализ ситуаций и принимать решение – это совершенно точно .

    Поэтому , дорогие родители , садитесь на коня желания обучать, берите копье терпения и отправляйтесь не завоевывать, нет, а нести знания в трепетный и трогательный мир вашего ребенка, самое главное делайте это с любовью и тогда у вас все получится!

    Ниже видеоуроки по шахматам для начинающих

    В данной статье рассматриваются правила игры в шахматы для детей и начинающих. Если вам проще осваивать материал визуально, то запустите вышеприведенное видео. Оно больше рассчитано на детей, но подойдет и новичкам любого возраста.

    Шахматы — древнейшая игра и издавна ее сравнивалась со сражением. По одной из легенд даже изобретение шахмат связывают с заказом одного правителя-полководца, который хотел получить игру, так сказать, симулятор реального сражения двух армий. И хотя живая кровь в шахматах не льётся, но вполне уместно представить шахматиста как полководца командующего армией фигур, чтобы лучше понять хитрости баталий за шахматной доской. А начать, пожалуй, следует именно с этой самой шахматной доски.

    Шахматная доска для начинающих

    Естественно, каждый полководец должен изучить расположение и рельеф местности, где ему предстоит планировать и вести сражения. Шахматисту в этом отношении проще, ведь все свои бои он будет проводить на одной и той же «местности», на стандартной шахматной доске. Но уж эту «местность» опытные игроки изучают досконально, помнят буквально по именам собственное имя каждой клеточки, ее цвет, знают в каком месте доски скорее всего будет происходить самая жаркая борьба, как и какие фигуры туда лучше подвести…

    Не пренебрегайте изучением шахматной доски!

    Театр военных действий где вам предстоит вести шахматные баталии — квадрат, в свою очередь поделенный на черные и белые квадратики — поля. Всего 64 поля, 32 белых и 32 черных.

    Черные и белые поля чередуются и, казалось бы, доска симметрична можно как угодно ее повернуть, ничего не изменится. Но это не так. Прежде чем начинать игру убедитесь, что ближнее к вам левое угловое поле черного цвета.

    У каждого поля шахматной доски есть свое собственное имя — координаты. Для этого используют латинские буквы a, b, c, d, e, f, g, h и цифры от 1 до 8, написанные по краям доски вот таким образом:

    Ряды из 8 полей, находящиеся напротив каждой из цифр, называются горизонталями, а столбцы из 8 полей, находящиеся напротив каждой из букв, называются вертикалями. Соответственно горизонтали и вертикали и обозначаются своей цифрой или буквой. Горизонталь 1, горизонталь 2… или вертикаль а, вертикаль b и тд. Таким образом каждое поле принадлежит одной вертикали и одной горизонтали, от этого каждое поле и получает свое имя — координаты. К примеру, поле находящееся одновременно на вертикали f и на горизонтали 4 имеет имя — поле f4.

    Поля шахматной доски одного цвета, находящиеся на одной линии называются диагоналями. Легко догадаться, что идут они по диагонали доски.

    Правила передвижения фигур

    Шахматные армии выстраиваются на поле боя лицом к лицу. Силы сторон перед сражением абсолютно равны и результат битвы зависит только от таланта и знаний полководцев. Впереди каждой армии выстраиваются пешки.

    У белых 8 пешек по второй горизонтали и 8 пешек у черных по седьмой горизонтали. За спиной у пешек выстраиваются фигуры.

    • по углам доски становятся ладьи:

    • рядом с ладьями встают кони:

    • рядом с конями — слоны:

    Чтобы не перепутать местами ферзя и короля следует запомнить простое правило «Ферзь любит свой цвет «. Таким образом белого ферзя следует ставить на белое поле, а черного — на черное. Та сторона доски где в начальной стоят короли называется королевский фланг, а где ферзи — ферзевой.

    Начальное расположение на диаграмме:

    На деревянной шахматной доске:

    Первый ход в шахматной партии всегда делают белые. Ход — это передвижение одной фигуры с одного поля на другое, свободное либо занятое фигурой соперника.

    А теперь разберем, как и какие фигуры делают эти ходы, узнаем возможности своих солдат.

    Ладья

    Ладья — это прямолинейная и мощная фигура, дальнобойная артиллерия шахмат, может двигаться на любое число полей по горизонтали или по вертикали.

    Слон

    Слон также дальнобойная фигура, шахматный лучник, может перемещаться на любое число полей по диагонали. Легко заметить, что каждый слон может перемещаться по полям одного цвета, либо только по белым, либо только по чёрным. На поле какого цвета в начальной позиции слон оказался, по полям того же цвета он и будет ходить до конца. Поэтому слонов называют белопольными и чернопольными соответственно.

    Ферзь

    Самая сильная фигура, совмещает в себе возможности ладьи и слона. Может перемещаться на любое число свободных полей в любом направлении по прямой, по горизонтали, по вертикали и по диагонали.

    Конь

    Конь самая хитрая фигура. Если остальные фигуры ходят прямо по открытым линиям, то конь не таков. Конь идет на два поля прямо по горизонтали или вертикали в любую сторону, и резко поворачивает на 900 тоже в любую сторону. На диаграмме показано как может пойти конь стоящий на b6. Он перешагивает поля b7 и b8, поворачивает и встает на поле с8. Получается маршрут, похожий на букву «Г». Поэтому легко запомнить «Конь ходит буквой Г». А поворачивать эту «букву» можно как угодно. На диаграмме показаны все ходы коня с поля е5. Следует заметить, при своем ходе, конь обязан пройти «букву Г» от начала, до конца, он не может остановится на середине «буквы».

    Интересная особенность коня, это единственная фигура, которая после каждого хода меняет горизонталь, вертикаль, диагональ и цвет поля на котором стоит.

    Еще одна хитрость коня, он может «брать барьер», во время своего хода «перепрыгивать» через соседние фигуры. На диаграмме мы видим, что конь на b1 окружен пешками и слоном и, чтобы сделать ход, он, вроде бы, должен ждать, когда ему освободят пространство для хода. Это было бы справедливо для любой другой фигуры, но не для коня. Конь с легкостью преодолевает барьер и может, по желанию игрока, прыгнуть на поля а3 или с3, или d2

    Король

    Самая главная и ценная фигура. Цель шахматного сражения — взять в плен короля противника, объявить ему мат.

    Король так же как и ферзь может перемещаться по горизонтали, вертикали, диагонали в любых направлениях, но только на одно поле.

    Однако один раз за партию король имеет право сделать более резвый ход, рокировку. Если все фигуры стоящие между королем и ладьей ушли, а сам король и ладья еще не делали ходов,

    король может двинуться к ладье на два поля, а ладья «перепрыгивает» через монарха, закрывая его своей широкой спиной. Так будет выглядеть расположение ладьи и короля после короткой рокировки на королевский фланг:

    А так после длинной рокировки на ферзевой фланг:

    Обязательно нужно помнить, что, хотя во время рокировки двигаются и король и ладья, по правилам рокировка считается ходом только короля. Поэтому, если хотите сделать рокировку, начинать ее нужно перемещением именно короля на два поля в сторону, а потом перенести ладью. Не следует сначала пододвигать к королю ладью, а потом прятать за нее короля. В этом случае противник может сказать: «Ты сначала дотронулся и двинул ладью, ладьей и ходи, короля не тронь.»

    Рокировка невозможна:

    • если король или ладья во время партии уже делали ходы;
    • если между королём и ладьей находится какая-либо фигура;
    • если поле, на котором находится король или поле, которое он должен пересечь или занять, атаковано фигурой противника.

    Если атакована или пересекает атакованное соперником поле только ладья, рокировка разрешена.

    Пешка

    Пешки — рядовые солдаты, пехотинцы шахматной армии. Своими характеристиками пешка напоминает древнеримского легионера. В одиночку, оторванный от строя легионер, как боевая единица, слаб, но строй, где легионеры поддерживают и защищают друг друга, может кого угодно смести со своего пути. В бою фаланга легионеров обречена двигаться только вперед. Если другие рода войск кавалерия, лучники, могут маневрировать, отходить назад, в сторону, то строй пехотинцев-легионеров всегда медленно и неотвратимо движется прямо на врага. Повернуть, отступить, значит, сломать строй и погибнуть.

    Пешка так же обязана идти только вперед. С начальной позиции на два или на одно поле, по желанию игрока, следующими ходами — только на одно поле. На диаграмме пешки а2 и b2 стоят на начальной позиции и могут пойти и на два поля и на одно. Пешка а2 на поле а3 или а4, а пешка b2 на поля b3 или b4. Видно, что остальные пешки белых уже ходили, поэтому могут двигаться только на одно поле. Пешка с3 может пойти на поле с4, пешка g6 на поле g7, пешка h5 на поле h6.

    У пешки, в отличие от других фигур, просто ход и ход со взятием отличаются. Опять вспомним римского легионера. Прикрытый широким тяжелым щитом-скутумом и вооруженный коротким мечом-гладиусом, легионер колол не прямо перед собой, а наискосок от щита, вперед и вбок. Пешка тоже бьет вперед и вбок, по диагонали на одно поле. На диаграмме пешка d4 уперлась своим щитом в щит черной пешки d5 и не может ее ударить, однако может смертельно ужалить коня на с5. Пешка g6 может пробить ладью на f7 или черную пешку на h7.

    Как видим черная пешка е7 стоит на начальной позиции, и поэтому имеет право сделать ход на два поля вперед, на е5. Имеет-то она имеет, но поле е6 находится под боем белой пешки f5, а пехотинцам бегать по полям находящимся в зоне действия вражеского меча чревато. В этой ситуации белая пешка f5 может взять пробежавшую мимо черную пешку, а самой передвинуться на поле е6. Такое взятие называется взятием на проходе. Такое взятие возможно только сразу, ответным ходом на рывок вражеской пешки.

    Когда пешка, преодолев все опасности, доходит до горизонтали, она, по желанию игрока, превращается в любую фигуру, кроме короля. В подавляющем большинстве случаев пешку превращают в наиболее сильную фигуру, в ферзя.

    Другие правила шахматной игры

    Как известно, в любом сражении солдаты не просто маневрируют на поле боя, они нападают и бьют солдат противника, а сами защищаются от вражеских атак. Шахматные фигуры не исключение, тоже нападают, бьют врага и защищаются от атак.

    Ходы в шахматах выполняются соперниками по очереди. Ход может состоять из простого перемещения своей фигуры, а может из взятия фигуры соперника. При этом она убирается с доски, а фигура, которая совершила взятие, ставится на место побитой фигуры.

    На диаграмме ферзь черных, при своем ходе, может взять белую ладью на е3, в этом случае ладья убирается с доски, а ферзь побивший ее ферзь становится на поле е3. Также ферзь может взять слона не а6. При этом слон убирается, а ферзь становится на а6. Показаны также другие возможные взятия разными фигурами.

    Нападение на короля называется шахом. На диаграммах показан шах королю от различных фигур.

    Игрок обязан защитится от шаха. Сделать это можно тремя способами — уйти королем, закрыть короля своей фигурой, взять атакующую фигуру противника. На диаграмме белый ферзь напал на черного короля, объявил шах. Черные могут уйти королем, закрыться ладьей или взять шахующего ферзя слоном.

    Если возникла позиция, когда король находится под шахом, а игрок не может сделать ни одного хода, чтобы его избежать, это значит, что королю поставили мат. С арабского словосочетание «шах мат» переводится как «король умер». Главная цель игры поставить мат королю противника. В шахматах означает проигрыш. Партия заканчивается.

    На диаграмме мат черному королю. Белая ладья d8 дает шах, закрыться или взять напавшую ладью невозможно, так же как уйти от шаха.

    Шахматные партии не всегда играются до мата. Часто игрок получивший плохую позицию и считая свое положение безнадежным, сдается не дожидаясь мата, так как уверен, что мат рано или поздно неизбежен. Однако даже в самой тяжелой позиции, при невнимательности противника, проигрывающий игрок может избежать поражения и потребовать ничью.

    Если возникает позиция, при котором сторона, имеющая право хода, не может им воспользоваться, так как все её фигуры и пешки лишены возможности сделать ход по правилам, причём король не находится под шахом, это значит, что на доске пат. Партия заканчивается, объявляется ничья.

    На диаграмме у белых ладья и король, против одинокого черного короля. Белые предвкушают победу и готовы в несколько ходов поставить мат и выиграть. Однако очередь хода черных. Шаха им нет, а ходить некуда. Брать ладью нельзя, она под защитой короля, поля а7 и b8 под боем ладьи. Пат. Ничья.

    Другая ничейная ситуация это троекратное повторение. Часто достигается вечным шахом. На диаграмме у белых материальный перевес и следующим ходом они готовы поставить мат. Однако ход черных и они ходят ферзём на f2 и объявляют шах. Белый король обязан отступить на h1, другого способа защитится нет. Но черные вновь делают шах, возвращаясь ферзём на f1. У белого короля нет выбора кроме как вернуться на h2. Избежать непрерывных шахов нет возможности. И после троекратного повторения позиции объявляется ничья.

    Также ничья фиксируется:

    • если обе стороны сделали 50 последних ходов без взятия и без хода пешкой;
    • если на доске осталось недостаточно фигур для постановки мата.

    Ну и конечно, игроки имеют право по взаимному согласию зафиксировать ничью, если ни один из них не видит пути к выигрышу.

    Начинающему шахматисту ещё следует запомнить важное правило, шахматные полководцы, отдав необдуманный приказ не могут его сразу отменить. Назад ходы не берут, а прикоснувшись к фигуре, обязаны ею пойти. «Тронул — ходи!»

    На странице представлена подборка шахматных уроков, которые позволят изучить основы игры, научится правильно начинать и заканчивать шахматную партию. Начинающий игрок изучит эффективные приемы атаки для получения преимущества над соперником и завершения партии в свою пользу.


    Первое обучающее видео рассказывает об основах игры, об основных моментах, которые позволяют начать играть в шахматы. Объясняются правила расстановки фигур на доске, правила, по которым ходят фигуры. У ученика, который смотрит видео, формируются понятия о шахе и мате. Особое внимание уделяется рокировке короля, ее правилам, видам и особенностям.


    Рассказ о стратегии и тактике игры в шахматы, объясняются эти понятия, различие между ними. Поднимается вопрос о комбинировании и просчете возможных ходов и путей развития событий на шахматной доске. Сравнивается ценность игровых фигур. Во второй части видео рассказывается о важнейшей части тактической игры: связках фигур.


    Данный урок рассказывает о другом тактическом приеме в игре: завлечении. Целью завлечения является принуждение соперника своей фигурой занять выгодное для вас, и не выгодное для себя поле. Рассматривается вопрос жертвы фигуры с последующим получением качественного преимущества и неминуемого мата. Объясняется понятие «двойной шах».


    Еще один прием правильной тактики: отвлечение фигуры противника. Игрок вынуждает соперника переместить одну из своих фигур на нужную ему клетку (как правило, жертвуя при этом свою фигуру), при этом получая либо значительное качественное преимущество, либо завершая игру атакой на короля и матом. Уделяется внимание приему «форточка» при совершенной рокировке.


    Изучение мощнейшего инструмента атаки – двойного удара, который завершает задуманную комбинацию и приводит к получению количественного преимущества над соперником. Двойной удар – удачное сочетание двух вышеизученных тактик: отвлечения и завлечения, заканчивающийся созданием «вилки».


    Углубленно рассматривается понятие «шах». Изучается реализация «двойного шаха» и «открытого шаха», при которых соперник теряет фигуру либо проигрывает партию, вынужденно уводя короля из-под удара. Рассказывается о приеме «мельница», включающая в себя последовательность «двойных шахов» при выигрыше материального преимущества.


    Рассматривается тактика «открытого нападения», где при атаке на фигуру соперника появляется возможность улучшения материального (количественного) положения за счет взятия более значимой фигуры соперника, либо выигрышного окончания партии.


    Урок посвящён правилам развертывания фигур в выгодную позицию в начале игры. Рассматриваются основные правила разыгрывания дебютов для получения преимущества и захвата центральной части доски. Приводятся основные принципы для успешного начала партии: сохранение темпа, ранняя рокировка, развитие легких фигур и другие.


    Рассматриваются основы эндшпиля – завершения шахматной партии при материальном преимуществе игрока над соперником. Рассказывается, какими фигурами можно поставить мат одинокому королю. Изучается техника мата при наличии короля и ферзя.


    Продолжение изучения эндшпиля – удачное завершение шахматной партии при наличии короля и ладьи при одиноком короле соперника. Рассматриваются основные принципы техники такого мата, правильная постановка фигур, указываются на возможные ошибки.

    Шахматы – популярная игра для детей и взрослых, развивающая внимательность, интеллект, логическое мышление. Начать играть можно в любом возрасте, начиная с 3-х-4-х лет. Занятия дадут хороший результат, если тренироваться регулярно, а также уделять время получению теоретических знаний.

    Как научиться хорошо играть в шахматы

    Хорошо играть в шахматы невозможно без базовых знаний. Но бывает, что игрок знает правила, обладает опытом игры, однако, не доволен достигнутыми результатами. Тогда помогут следующие советы:
    1. Начните разбираться в нюансах с эндшпиля . В шахматах существует три стадии: дебют, миттельшпиль и эндшпиль. Классическое обучение начинают с эндшпиля – на этой стадии на поле немного фигур, можно детально поработать с каждой и понять ее качества, увидеть, когда сильна и слаба эта фигура.
    2. Хорошо изучите дебюты . Шахматист, получающий мат в начале партии, вряд ли дойдет до ее поздней стадии. Лучше выбирать открытые дебюты, позволяющие развить живую комбинационную игру. Основная задача начала партии – улучшить положение своих фигур и помешать это сделать сопернику. Пешки должны захватить центр, в игру сначала вводят легкие фигуры (коней и слонов), затем тяжелые (ладьи и ферзя). В середине партии – миттельшпиле – нужно бороться за сильные позиции, не давая противнику занять их.
    3. Играйте с соперниками сильнее себя . В партиях через интернет или вживую выбирайте противников, играющих немного лучше вас. Тогда вы сможете учиться у них навыкам игры, при этом оказывать достойное сопротивление. Не стоит играть с теми, кто значительно превосходит вас по уровню мастерства – они быстро одержат победу, а вы не сможете найти причины неудачи. Сначала выбирайте длинные партии, не нужно сразу переходить к блицам по 3 или 5 минут.
    4. Анализируйте свою игру . После каждых двух-четырех партий оценивайте свою игру, ищите ошибки и возможности для улучшения техники. Компьютерные партии фиксируются автоматически, игры вживую нужно записывать самостоятельно, изучив шахматную нотацию. Со знакомым соперником можно обсудить партию совместно. Для анализа компьютерных партий используют программы, например, Stockfish. Такие способы, конечно, экономят время, однако, полезнее оценивать игру без их помощи.
    5. Не играйте с компьютером . Компьютерные программы плохо подходят для обучения. На высоком уровне компьютер всегда вас обыграет, а на низком – будет допускать глупые ошибки. Старайтесь играть с живыми людьми – в офлайн или через интернет.
    6. Решайте задачи и этюды . Они тренируют логическое мышление и готовят к реальной игре. Научившись справляться с учебными задачами, вы быстрее будете находить решение на практике. На самом начальном этапе хорошо подходят задачки на простую тактику, со временем можно перейти к сложным этюдам. Существует большое количество подборок для отработки любых элементов игры на любой стадии партии. Желательно проконсультироваться у тренера или опытного шахматиста – он подскажет, где есть недочеты и как их исправить.
    7. Учитесь у профессионалов . Существует большое количество онлайн-курсов, рассказывающих как научиться играть в шахматы для начинающих. При выборе нужно уделить внимание квалификации преподавателей. Для хорошего результата лучше выбирать уроки с тренером по скайпу или офлайн. Живое обучение эффективнее, чем вебинары в записи, так как предполагает быструю обратную связь.

    Как научиться играть в шахматы детям

    Научить ребенка игре в шахматы можно с 3-х-4-х лет. Нужно понимать, что дети учатся новым навыкам не так, как взрослые. В первую очередь, их надо заинтересовать и вовлечь в игру, иначе малыши быстро потеряют интерес. Существуют специальные игровые методики обучения, помогающие объяснить правила, сложные для детского понимания. Идеальный вариант – отдать ребенка в шахматную секцию. Важно, чтобы занятия были систематическими, а знания преподавались от простого к сложному. Перед первым занятием расскажите ребенку об игре, объясните, что партия идет только на доске, познакомьте с фигурами.
    Хорошо, если у вас есть возможность закреплять полученные знания дома, например, играя с малышом в шахматы, читая тематические книги, решая с ним задачки по возрасту. Хвалите ребенка за сделанные успехи, не придавайте большого значения проигрышам или невнимательности, не ругайте его, чтобы у малыша не появился страх неудачи.

    Как научиться игре в шахматы с нуля

    Взрослые, начинающие обучения с нуля, могут получить базовые знания из онлайн-курсов, книг, обучающих роликов. Однако быстро научиться играть в шахматы поможет только тренер – самостоятельно освоить все нюансы очень сложно. Занятия в группе дадут возможность получить нужную практику и достичь хороших результатов в любом возрасте.
    В «Русской шахматной школе» проходят уроки по шахматам для детей от 3-х лет и взрослых. Есть программы для начинающих и профессионалов, занятия проводятся индивидуально и в группах. Подробную информацию вы найдете



    2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.