Синквейн на тему насекомые. Насекомые вредные и полезные. Как научиться быстро писать синквейны на любую тему

Урок по биологии в 7 классе

Тема «Класс Насекомые»

Цель: создать условия для систематизации знаний и умений об особенностях строения, жизнедеятельности и многообразии насекомых, их значении в природе и для человека

Задачи:

образовательные –закрепить знания и умения об особенностях строения, жизнедеятельности, многообразии и значении насекомых.

развивающие – продолжить формирование основных биологических понятий, устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, делать выводы и обобщения, продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, пользоваться дополнительными источниками информации, развивать умения оценивать себя и своих одноклассников.

воспитательные – формировать ответственное отношение к выполнению полученных заданий, воспитывать навыки работы в группе, умения слушать других, осознанное отношение к изучению природы.

Тип урока: урок рефлексии

Форма урока : комбинированный

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый

Формы организации: фронтальная, индивидуальная, групповая

Образовательные ресурсы: дидактический материал «Насекомые», энциклопедия «Насекомые», учебники, раздаточный материал, опорные конспекты, мультимедиа презентация, микроскопы, готовые микропрепараты, динамические пособия –модель-аппликация, оценочные листы.

Ход урока

I. Вводно-мотивационный компонент урока

Ребята, послушайте внимательно письмо, которое вам отправил ученый энтомолог, он занимается изучением животного мира, и он попросил Вас угадать о каких животных идет речь в письме.

«Эти животные относятся к самому многочисленному классу типа Членистоногие. Их насчитывается более 1,5 млн. видов. Они распространены в самых разных средах обитания- на земле, в воздухе, в воде. Большинство представителей данного класса способны к полету. Их развитие и приспособление к различным источникам питания тесно связано с эволюцией наземной растительности на планете. Их тело состоит из трех отделов. По образу жизни встречаются среди них летающие, бегающие, роющие и плавающие. Развитие у многих форм сопровождается сложным превращением личиночной стадии во взрослый организм. Особенно бурного развития эти животные как растительноядные и опылители достигли после возникновения покрытосеменных растений и способствовали их распространению». О каких животных идет речь? (Насекомые).

Значит, тема нашего урока? (Насекомые). Мы на протяжении нескольких уроков изучали с вами эту тему, какие вопросы мы с вами рассматривали? (строение, жизнедеятельность, размножение, многообразие и значение насекомых). Какие задачи стоят перед вами сегодня на уроке? (отвечают повторить, закрепить, обобщить, систематизировать ранее изученный материал).

Да, сегодня вы покажите свои знания, умения работать в группах, коллективно и идивидуально. Помните –важно не только самому выполнить задание, но и помочь друг другу. Ведь важен не только личный результат, но и результат всей группы в целом.

II. Операционно-содержательный компонент урока

Работа в группах (задания на выбор)

Задание 1 группе (работа с текстом учебника) (1 уровень).

Прочитайте текст в учебнике и ответьте на следующие вопросы:

1) Из скольких отделов состоит тело насекомого?

2) Назовите среды обитания насекомых. Приведите примеры.

3)Назовите органы дыхания насекомых.

4)Что такое гемолимфа и каковы ее функции?

5) Назовите способы питания насекомых. От чего они зависят?

6)Назовите органы выделения насекомых.

7) Что такое рудименты у насекомых? Приведите примеры.

Задание 2 группе (второй уровень)

Используя текст учебника, составьте кластер по теме «Значение насекомых в природе и для человека» или «Размножение насекомых». Приведите конкретные примеры. Сделайте вывод.

Задание 3 группе (третий уровень)

Работа с дополнительными источниками информации

Используя дополнительные источники (энциклопедии, Интернет-ресурсы), заполните таблицу «Занимательное о насекомых»

Сделайте вывод.

Решение занимательных задач по выбору в группах

Задача 1. Вспомните, как в мультфильме Вини-Пух пытался добыть себе мед. С какими проблемами он столкнулся? (мед диких пчел можно добывать в дуплах, где гнездятся насекомые; пчелы активно защищают гнездо и не дают войти открыто и спокойно и взять мед; управлять деятельностью пчел в дупле невозможно; взять мед можно, только разбив улье, а значит, опустошив пчелиную семью, толкая ее на гибель)

Задача 2. Майский жук, краб, водомерка, ягодный клоп, домовой паук, дафния, оса, пчела, муравей. Какие из этих животных относятся к насекомым?

Задача 3. Жук-плавунец дышит атмосферным воздухом, и время от времени поднимается к поверхности воды - обновляет воздух. Как можно объяснить, что жук при этом держится на поверхности воды задним концом тела вверх, а головой вниз?

Задача 4.Медведки подобно кроту делают в почве норы. Какие особенности строения конечностей способствуют роющей деятельности этого насекомого?

Задача 5. У самки комара ротовые органы колюще-сосущего типа, у слепня –режуще-лижущие. Какие ротовые органы у комнатной мухи? Чем питается это насекомое?

Задача 6. Лес дает пищу армаде насекомых. Но едят они не что попало – у каждого вида своя пища. Есть короеды, есть сокососы. Какое значение имеют отличия в кормовом рационе насекомых?

Задача 7. Осенью и зимой в надворных постройках можно обнаружить куколки бабочки-капустницы. Некоторые из них – побуревшие не проявляют никаких признаков жизни. Разломив такую куколку, можно заметить, что внутри она наполнена какими-то червеообразными личинками. Кто и каким образом «съел» куколку?

Задача 8. Там, где встречаются шмели, клевер дает хороший урожай семян. Какая существует связь между урожаем семян клевера и шмелями?

Задача 9. У насекомых нет голосового аппарата. Саранча водит лапкой по своим жестким крыльям. Кузнечики извлекают звук трением надкрылий друг о друга. Комариный писк возникает от движений крыльев. Каково назначение данных сигналов, которыми так щедро наградила природа своих обитателей?

III. Рефлексивно-оценочный этап урока.

1.Составление синквейна к теме «Насекомые»

1 строка - название синквенйа

2 строка – два прилагательных

3 строка – три глагола

4 строка – фраза на тему синквейна

5 строка – существительное

2.Выберите верные утверждения (индивидуальная работа)

1.Класс насекомые насчитывает более 1,5 млн. видов

2.Насекомые исключительно водные животные

3.Все насекомые способны к полету

4.Тело насекомых состоит из трех отделов

5. Грудной отдел несет три пары конечностей

6.Все насекомые имеют две пары хорошо развитых крыльев

7.Насекомые могут иметь, как сложные, так и простые глаза

8.Кровеносная система насекомых незамкнутая

9.Насекомые раздельнополые животные

10. Насекомые дышат всей поверхностью тела

Взаимопроверка.

Сделайте вывод по работе, используя следующий алгоритм:

1.Сегодня нашей задачей урока было………………………………….

2. Для решения данной задачи мы……………………………………..

3.Таким образом, насекомые – это……………………………………

Самооценка и взаимооценка работы на уроке

Что сегодня получилось у вас на уроке, в чем испытывали затруднения? Над чем еще предстоит поработать?

Кто поработал лучше?

Чему научились сегодня на уроке?

Домашнее задание на выбор

1. Составить вопросы по теме «Насекомые»

2. Написать сказку на тему «Жизнь насекомых»

3.Составить занимательные задачи о насекомых


Синквейн был придуман в начале XX века Аделаидой Крэпси – американской поэтессой. Вдохновленная японскими хайку и танка, Крэпси придумала форму пятистрочного стихотворения, также основанного на подсчете слогов в каждой строке. Придуманный ей традиционный имел слоговую структуру 2-4-6-8-2 (два слога в первой строке, четыре – во второй и так далее). Таким образом, всего в стихотворении должно было быть 22 слога.


Дидактический синквейн впервые начали использовать в американских школах. Его отличие от всех других видов синквейна – в том, что он основан не на подсчете слогов, а смысловой заданности каждой строчки.


Классический (строгий) дидактический синквейн строится так:



  • , одно слово, существительное или местоимение;


  • вторая строка – два прилагательных или причастия , которые описывают свойства темы;


  • третья строка – или деепричастия , рассказывающие о действиях темы;


  • четвертая строка – предложение из четырех слов , выражающая личное отношение автора синквейна к теме;


  • пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.

В итоге получается короткое нерифмованное стихотворение, которое может быть посвящено любой теме.


При этом в дидактическом синквейне можно отступать от правил, например, главная тема или резюме может формулироваться не одним словом, а словосочетанием, фраза может состоять из трех-пяти слов, а действия – описываться составными .

Составление синквейна

Придумывать синквейны – довольно увлекательное и творческое занятие, при этом оно не требует специальных знаний или литературных талантов. Главное – хорошо освоить форму и «почувствовать» ее.



Для тренировки лучше всего взять в качестве темы что-нибудь хорошо известное, близкое и понятное автору. И начать с простых вещей. Например, попробуем составить синквейн на примере темы «мыло».


Соответственно,первая строка – «мыло».


Вторая строка – два прилагательных, свойства предмета. Мыло какое? Можно перечислить в уме любые прилагательные, которые приходят на ум и выбрать из них два подходящих. Причем можно описывать в синквейне как понятие мыла вообще (пенящееся, скользкое, душистое), так и конкретное мыло, которым пользуется автор (детское, жидкое, апельсиновое, фиолетовое и т.д.). Предположим, в итоге мыло получилось «прозрачное, клубничное».


Третья строка – три действия предмета. Тут у школьников часто возникают проблемы, особенно когда речь идет о синквейнах, посвященных абстрактным понятиям. Но надо иметь в виду, что действия – это не только действия, которые производит предмет сам по себе, но и то, что с ним происходит, и то, какое воздействие он оказывает на окружающих. Например, мыло может не просто лежать в мыльнице и пахнуть, оно может выскользнуть из рук и упасть, а при попадании в глаза – заставить плакать, а самое главное – им моются. А что еще может сделать мыло? Вспомним, и выберем в итоге три глагола. Например, так: «Пахнет, моет, пузырится».


Четвертая строчка – личное отношение автора к теме синквейна. Тут тоже порой возникают проблемы – какое личное отношение может быть к мылу, если ты не фанат чистоты, который очень любит мыться или не , который мыло ненавидит. Но в данном случае под личным отношением подразумеваются не только эмоции, которые испытывает автор. Это могут быть и ассоциации, и что-то, что по мнению автора, является главным в данном предмете, и какие-то факты из биографии, связанные с темой синквейна. Например, автор когда-то поскользнулся на мыле и разбил коленку. Или пробовал делать мыло самостоятельно. Или мыло ассоциируется у него с необходимостью в обязательном порядке мыть руки перед едой. Все это может стать основной для четвертой строки, главное – уложить свою мысль в три-пять слов. Например: «Перед едой моют руки». Или, если автор когда-нибудь в детстве пытался лизать мыло со вкусным запахом – и был разочарован, четвертая строка может быть такой: «Запах , вкус противный».


И, наконец, последняя строка – резюме в одно-два слова. Тут можно перечитать получившееся стихотворение, задуматься над возникшим образом предмета и попробовать выразить свои ощущения одним словом. Или задать себе вопрос – а зачем вообще нужен этот предмет? Какова цель его существование? Какое его главное свойство? И смысл последней строки сильно зависит от того, что уже было сказано ранее. Если четвертая строка синквейна посвящена мытью рук перед едой, логичным выводом будет «чистота» или «гигиена». А если воспоминаниям о неудачном опыте поедания мыла – «разочарование» или «обман».


Что получилось в итоге? Пример классического дидактического синквейна строгой формы.


Мыло.


Прозрачное, клубничное.


Моет, пахнет, пузырится.


Запах сладкий, вкус противный.


Разочарование.


Маленькое, но занятное стихотворение, в котором все дети, когда-либо пробовавшие мыло на вкус, узнают себя. А в процессе написания мы еще вспомнили про свойства и функции мыла.


Потренировавшись на простых предметах, можно переходить к более сложным, но хорошо знакомым темам. Для тренировки можно попробовать составить синквейн на тему «семья» или синквейн на тему «класс», стихотворения, посвященные временам года и так далее. А синквейн на тему «мама», сочиненный школьниками младших классов, может стать хорошей основой для открытки в честь праздника 8 Марта. А тексты синквейнов, написанные учащимися на одну и ту же тему, могут составить основу для каких-либо общеклассных проектов. Например, ко Дню Победы или Новому году школьники могут сделать плакат или газету с подборкой собственноручно написанных тематических стихотворений.

Зачем составлять синквейн в школе

Составление синквейна – довольно увлекательное и творческое занятие, которое при всей своей простоте помогает детям самого разного возраста развивать системное мышление и аналитические способности, вычленять главное, формулировать свои мысли, расширять активный словарный запас.


Для того, чтобы написать синквейн, надо обладать знаниями и пониманием предмета – и это, плюс ко всему, делает сочинение стихотворений эффективной формой проверки знаний практически по любому предмету школьной программы. Причем написание синквейна по биологии или химии займет меньше времени, чем полноценная контрольная работа. А синквейн по литературе, посвященный какому-либо из литературных героев или литературному жанру, потребует такой же интенсивной работы мысли, как написание развернутого сочинения – но при этом результат будет более творческим и оригинальным, быстрым (для написания синквейна детям, хорошо освоившим форму, достаточно 5-10 минут) и показательным.


Синквейн – примеры по разным предметам

Синквейн по русскому языку может быть посвящен разным темам, в частности, можно попробовать описать таким образом части речи.


Пример синквейна на тему «глагол»:


Глагол.


Возвратный, совершенный.


Описывает действие, спрягается, повелевает.


В предложении обычно бывает сказуемым.


Часть речи.


Для того, чтобы написать такой синквейн, пришлось вспомнить о том, какие формы бывают у глагола, как он изменяется, какую роль играет в предложении. Описание получилось неполным, но тем не менее по нему видно, что автор кое-что помнит о глаголах и понимает, что это такое.


По биологии учащиеся могут писать синквейны, посвященные отдельным видам животных или растений. Причем в ряде случаев для написания синквейна по биологии будет достаточно усвоить содержание одного параграфа, что позволяет использовать синквейн для проверки знаний, полученных во время урока.


Пример синквейна на тему «лягушка»:


Лягушка.


Земноводная, хордовая.


Прыгает, мечет икру, ловит мух.


Видит только то, что движется.


Скользкая.


Синквейны по истории и обществознанию позволяют учащимся не только систематизировать свои знания по теме, но и глубже почувствовать тему, «пропустить» ее через себя, сформулировать через творчество свое личное отношение.


Например, синквейн на тему «война» может быть таким:


Война.


Страшная, бесчеловечная.


Убивает, разоряет, жжет.


Мой прадед погиб на войне.


Память.


Таким образом, синквейн может использоваться в рамках изучения любого предмета школьной программы. Для школьников сочинение тематических стихотворений может стать своего рода «творческой паузой», вносящей в урок приятное разнообразие. А педагог, проанализировав творчество учащихся, может не только оценить их знание и понимание предмета урока, но и почувствовать отношение школьников к теме, понять, что их больше всего заинтересовало. И, возможно, внести коррективы в планы дальнейших занятий.


Составление синквейнов – коротеньких нерифмованных стихотворений – стало в последнее время очень популярным видом творческого задания. С ним сталкиваются и ученики школ, и слушатели курсов повышения квалификации, и участники различных тренингов. Как правило, преподаватели просят придумать синквейн на заданную тему – к конкретному слову или словосочетанию. Как это сделать?

Правила написания синквейна

Синквейн состоит из пяти строк и, несмотря на то, что он считается разновидностью стихотворения, обычные составляющие стихотворного текста (наличие рифм и определенного ритма) для него не являются обязательными. Зато число слов в каждой строчке строго регламентировано. Кроме того, при составлении синквейна надо использовать определенные части речи.

Схема построения синквейна такова:

  • первая строка – тема синквейна , чаще всего одно слово, имя существительное (иногда в качестве темы могут выступать словосочетания из двух слов, аббревиатуры, имена и фамилии);
  • вторая строка – два прилагательных , характеризующих тему;
  • третья строка – три глагола (действия предмета, человека или понятия, обозначенного в качестве темы);
  • четвертая строка – четыре слова , законченное предложение, описывающая личное отношение автора к теме;
  • пятая строка – одно слово , подводящее итог синквейну в целом (вывод, резюме).

От этой жесткой схемы возможны отступления: например, число слов в четвертой строке может варьироваться от четырех до пяти, включая или не включая предлоги; вместо «одиноких» прилагательных или глаголов использоваться словосочетания с зависимыми существительными и так далее. Обычно преподаватель, дающий задание составить синквейн, сам решает, насколько жестко его подопечные должны придерживаться формы.

Как работать с темой синквейна: первая и вторая строка

Рассмотрим процесс придумывания и написания синквейна на примере темы «книга». Именно это слово является первой строкой будущего стихотворения. Но книга может быть совершенно разной, как же ее охарактеризовать? Поэтому надо конкретизировать тему, и в этом нам поможет вторая строка.

Вторая строка – два прилагательных. Что в первую очередь приходит на ум, когда вы думаете о книге? Например, она может быть:

  • бумажной или электронной;
  • роскошно переплетенной и богато иллюстрированной;
  • интересной, захватывающей;
  • скучной, сложной для восприятия, с кучей формул и схем;
  • старой, с пожелтевшими страницами и чернильными пометками на полях, сделанными бабушкой и так далее.

Список может быть бесконечным. И тут надо иметь в виду, что «правильного ответа» здесь быть не может – ассоциации у каждого свои. Из всех вариантов выберите тот, который интереснее всего лично для вас. Это может быть образ конкретной книги (например, ваши любимые детские книжки с яркими картинками) или же нечто более абстрактное (например, «книги русских классиков»).

Теперь запишите два признака именно к «вашей» книге. Например:

  • захватывающая, фантастическая;
  • занудная, нравоучительная;
  • яркая, интересная;
  • старинная, пожелтевшая.

Таким образом, у вас уже есть две строки – и вы уже совершенно точно представляете «характер» книги, о которой рассказываете.

Как придумать третью строку синквейна

Третья строка – три глагола. Тут тоже могут возникнуть сложности: казалось бы, что может «делать» книга сама по себе? Издаваться, продаваться, читаться, стоять на полке… Но здесь можно описывать и то воздействие, которое книга оказывает на читателя, и то, в какие цели ставил перед собой автор. «Занудный и нравоучительный» роман, к примеру, может просвещать, морализовать, утомлять, вгонять в сон и так далее. «Яркая и интересная» книжка для дошкольников – развлекает, заинтересовывает, учит читать . Захватывающая фантастическая история – завораживает, волнует, будит воображение .

При выборе глаголов главное – не отступать от того образа, который вы наметили во второй строке и стараться избегать однокоренных слов. Например, если вы охарактеризовали книгу как увлекательную, а в третьей строке написали, что она «увлекает» – возникнет ощущение, что вы «топчетесь на месте». В таком случае одно из слов лучше заменить на сходное по значению.

Формулируем четвертую строчку: отношение к теме

Четвертая строка синквейна описывает «личное отношение» к теме. Это вызывает особые сложности у школьников, привыкших, что отношение надо формулировать прямо и недвусмысленно (например «я хорошо отношусь к книгам» или «я считаю книги полезными для повышения культурного уровня»). На самом деле четвертая строка не подразумевает оценочности и формулируется гораздо более вольно.

По сути здесь надо кратко изложить то, что для вас является самым главным в теме. Это может иметь отношение лично к вам и вашей жизни (например «Начал читать в четыре года » или «У меня огромная библиотека », или «Терпеть не могу читать »), но это необязательно. К примеру, если вы считаете главным недостатком книг то, что на их изготовление идет куча бумаги, для производства которой вырубаются леса – вам необязательно писать «я» и «осуждаю». Просто напишите, что «бумажные книги – могилы деревьев » или «производство книг губит леса », и ваше отношение к теме будет достаточно ясным.

Если вам сложно сразу сформулировать короткое предложение – сначала изложите вашу мысль письменно, не задумываясь о числе слов, а затем подумайте, как можно сократить получившееся предложение. В итоге вместо «я так люблю фантастические романы, что часто не могу оторваться и читаю их до утра » может получиться, к примеру, так:

  • могу читать до утра;
  • часто читаю ночи напролет;
  • увидел книгу – прощаюсь со сном.

Как подвести итог: пятая строчка синквейна

Задача пятой строки – кратко, одним словом подвести итог всей творческой работе по написанию синквейна. Перед тем, как это сделать, перепишите предыдущие четыре строчки – практически готовое стихотворение – и перечитайте то, что у вас получилось.

Например, вы задумались о разнообразии книг, и у вас вышло следующее:

Книга.

Художественная, научно-популярная.

Просвещает, развлекает, помогает.

Такая разная, у каждого своя.

Итогом этого высказывания о бесконечном разнообразии книг может быть слово «библиотека» (место, где собрано множество самых различных изданий) или же «разнообразие».

Для того, чтобы вычленить это «объединяющее слово», можно попробовать сформулировать основную мысль получившегося стихотворения – и, скорее всего, в нем окажется «главное слово». Или же, если вы привыкли писать «выводы» из сочинений – сначала сформулируйте вывод в привычной вам форме, а потом выделите главное слово. Например, вместо «таким образом, мы видим, что книги являются важной частью культуры », напишите просто – «культура».

Еще один распространенный вариант финала синквейна – обращение к собственным ощущениям и эмоциям. Например:

Книга.

Толстая, занудная.

Изучаем, анализируем, зубрим.

Классика – кошмар для каждого школьника.

Тоска.

Книга.

Фантастическая, увлекательная.

Восхищает, затягивает, лишает сна.

Хочу жить в мире магии.

Мечта.

Как научиться быстро писать синквейны на любую тему

Составление синквейнов – очень увлекательное занятие, но только при условии, что форма хорошо освоена. А первые опыты в этом жанре обычно даются с трудом – чтобы сформулировать пять коротеньких строк, приходится довольно серьезно напрягаться.

Однако после того, как вы придумали три-четыре синквейна и освоили алгоритм их написания, дело как правило идет очень легко – и новые стихотворения на любую тему придумываются за две-три минуты.

Поэтому для того, чтобы быстро сочинять синквейны, лучше отработать форму на относительно простом и хорошо знакомом материале. В качестве тренировки можно попробовать взять, к примеру, свою семью, дом, кого-либо из родственников и друзей, домашнее животное.

Справившись с первым синквейном, можно отработать тему посложнее: например, написать стихотворение, посвященное какому-либо из эмоциональных состояний (любовь, скука, радость), времени суток или времени года (утро, лето, октябрь), вашему хобби, родному городу и так далее.

После того, как вы напишете несколько таких «пробных» работ и научитесь «упаковывать» свои знания, представления и эмоции в заданную форму, вы сможете легко и быстро придумывать синквейны на любую тему.

Учитель начальных классов Т.А. Садардинова

КГУ «Свободненская средняя школа»

Есильский район, Акмолинская область

Сынып / класс 1

Пән / Предметпознание мира

Тақырып /Тема Насекомые вредные и полезные

Мақсаттар / Цели урока:

1.Познакомить с жизнью насекомых весной, особенностью размножения насекомых. Формирование у учащихся представлений о пользе и вреде конкретных насекомых. Учить составлять кластер, синквейн, учить работать в паре и группе.

    Развивать речь, внимание, память, логическое мышление,

коммуникативные навыки, критическое мышление, рефлексивные способности, умение слушать, работать с текстом, использую стратегии технологии РКМЧП.

3.Воспитывать уважение к мнению других людей, положительное отношение ко многим насекомым и отрицательного к некоторым путём ознакомления учащихся со значением насекомых в природе с двух позиций: пользы и вреда, приносимых ими другим живым объектам природы, бережное и заботливое отношение к полезным насекомым.

Ожидаемые результаты:

Умение различать полезных и вредных насекомых, самостоятельно изучать и передавать содержание текста.

Научить составлять кластер, синквейн (пятистишье).

Приобретение навыков работы в паре, в группе.

Сабақ түрі / Тип урока: изучение нового материала по технологии критического мышления через чтение и письмо.

Құрал-жабдықтар / Оборудование: печатные тексты, тестовые задания, предметные и сюжетные картинки по теме «Насекомые», кроссворд, карточки с картинками для деления на группы: 4пчёлки, 4 бабочки, 4 стрекозы, 4кузнечика; презентация, экран, проектор, ноутбук, смайлики (наборы по три штуки в каждом: очень понравился урок, понравился урок, не понравился урок), 4 таблички: кузнечик, пчёлка, бабочка, стрекоза, заготовки - шаблоны для ассоциации «насекомые».

Стратегии: ассоциации; кластер; думаем в парах, обсуждаем; синквейн (пятистишье).

Результаты и оценка:

1. Заполнение кластера.

2. Выполнение теста.

3.Составление пятистишия.

Сабақ барысы/ Ход урока:

I Ұйымдастыру кезеңі / Орг.момент: 2 минуты

1.Психологический настрой: (дети стоят в кругу и хором произносят слова, демонстрируя жестами)

Прекрасно всё на небе ( поднимают руки вверх)

Прекрасно на земле ( опускают руки вниз к полу)

Прекрасно всё вокруг нас ( показывают руками вокруг себя)

Прекрасно и во мне ( показывают на себя).

2. Распределение на группы: дети поочерёдно берут любую карточку с картинкой и проходят к партам и рассаживаются согласно табличкам – картинкам на партах в 4 группы: по 4 ученика в каждой.

II Вызов (побуждение) – 10 минут:

1.Сообщение темы и целей урока- 3минуты:

Чтобы узнать тему нашего урока, нам надо разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово в красной рамке.

Разгадывание кроссворда (слайды с загадками, после отгадывания появляется изображение животного – отгадка):

1) На лугу живёт скрипач, носит фрак и ходит вскачь. (кузнечик)

    Над цветком порхает, пляшет, веерком узорным машет. (бабочка)

    Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик.

Кто летает над водой, страшно выпучив глаза,

длиннокрыла и быстра, ну конечно, … (стрекоза)

4) Сок из цветов она берёт и в сотах копит сладкий мёд. ( пчела)

5)У него шесть ног без копыт, летит – жужжит, сядет – землю роет. (жук)

7) Осенью в щель заберётся, а весной проснётся. (муха)

8) Не моторы, а шумят, не пилоты, а летят,

Не змеи, а жалят, летят – говорят, сядут – молчат. (осы )

9) В лесу у пня суетня, беготня: народ рабочий весь день хлопочет.

Самое трудолюбивое насекомое. (муравей)

З Б Ч У К С В

Н А С Е К О М Ы Е

Е Б Т Л М У Й

Ч О Р А А Х

Давайте хором прочитаем слово, которое у нас получилось.

И так, сегодня науроке мы будем говорить о жизни насекомых весной, будем продолжать учиться составлять кластер и пятистишье, узнаем о жизни некоторых полезных и вредных насекомых (показ слайда).

2.Стратегия «ассациации» 4 минуты : запишите в тетради слова, которые приходят вам на ум при слове насекомые. (показ слайда)

Насекомые

– индивидуально в рабочей тетради 2 минуты ;

Обсуждение в парах, затем в группе (зачитывают свои записи, дополняют ответами других) -2 минуты .

3.Стратегия «кластер»- коллективная работа по заполнению кластера

«Насекомые» на основе ассоциаций по схеме – блокам по наводящим вопросам (показ слайда):

- Какие виды насекомых вы знаете?

Как передвигаются насекомые?

Какое строение имеют насекомые?

Где обитают насекомые?

Чем питаются насекомые?

Какую пользу приносят насекомые? Какой вред от насекомых?

Вред:

Поедание растений

Среда

Обитания6

Польза:

Опыление

Виды:

Передвижение:

насекомые

Питание:

Растения

гусеницы

Строение:

Голова с усами

Грудь с крыльями

Брюшко с насечками

Физкультминутка: игра «Летает, не летает»: учитель называет животных, если летает, ученики машут руками, если не летает, стоят спокойно.

III Реализация (осмысление) – 20 минут

    Введение понятий ( коллективная работа по слайдам) – 2минуты

– Что делают насекомые осенью?

Как зимуют насекомые?

Что делают насекомые с наступлением весны?

Слово учителя с показом на слайдах: стадии размножения насекомых : кладка яиц . Из яиц появляются личинки . Превращение личинки в куколку и взрослую особь – имаго .

Стадии размножения бабочек : кладка яйц . Из яиц появляются личинки . Личинки бабочки – гусеницы. Превращение личинки – гусеницы в куколку и взрослую особь – имаго .

- Кто изображён? (божья коровка, наездник, жужелица, шмель)

– Что делают эти насекомые? (поедают вредителей, опыляют растения)

- Эти насекомыеназываются полезными. (показ слайда)

- Кто изображён? (колорадский жук, саранча, муха, комар)

– Что делают эти насекомые? (поедают листья, стебли и плоды растений)

Эти насекомыеназываются вредными. (показ слайда)

Вот сегодня мы с вами более подробно узнаем о пользе и вреде насекомых.

5.Стратегия «Думаем в парах, обсуждаем» 10 минут - работа над текстами в группах (у каждой группы свой текст «Божья коровка», «Саранча», «Колорадский жук», «Жужелица»).

Расчет в группах на первый, второй, третий, четвёртый. – 1 минута

Индивидуальное чтение текста свой части («про себя») – 1 минута

Поочерёдное чтение текста (по частям) «цепочкой» в паре: первый читает, второй слушает, затем читает второй - первый слушает. (аналогичная работа в паре « третий – четвёртый» - 2 минуты

Затем идёт обсуждение текста в паре. – 1 минута (всего 5 минут).

Работа в группе: рассказываниекаждой парой поочерёдно своей частитекста в группе, обсуждение по плану: вид насекомого, место обитание, польза (вред), приносимый данным насекомым. Составление рассказа с опорой на план и рисунок к тексту. – 5 минут.

Выбор спикера от группы для выступления по своей теме –тексту.

    Выступление спикеров – защита текста – 8 минут (по 2 минуты

на каждого спикера) - представитель от группы знакомит остальные группы со своим текстом – насекомым (сопровождение демонстрации на слайдах). За один урок рассматривается образ жизни 4 насекомых – 2 полезных и 2 вредных.

Физминутка «Бабочка»:

Утром бабочка проснулась, потянулась, улыбнулась,

Раз – росой она умылась, два – изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела, на четыре – улетела.

IV . Рефлексия (заключительный этап урока – 13 минут)

    Выполнение тестового задания(5 вопросов) - 4 минут

Тест « Насекомые вредные и полезные»

А) птицы; Б) млекопитающие; В) насекомые.

2. Насекомые размножаются, откладывая …

А) икру; Б) яйца; В) детёнышей.

3. У насекомых из яиц появляются …

А) личинки; Б) мальки; В) головастики.

4. Личинки бабочки – это …

А) гусеницы; Б) мальки; В) головастики.

5. К полезным насекомым относятся …

А) саранча и колорадский жук; Б) комар и муха;

В) божья коровка и жужелица.

2. Проверка теста: самопроверка по образцу слайда - 2 минуты.

3. Составление синквейна (пятистишья) о насекомых – 5 минут

Совместная коллективная работа (обучающий характер) по наводящим вопросам учителя (показ слайда):

О ком говорили сегодня на уроке? насекомые

- На какие две группы делятся насекомые?Какие бывают насекомые?

полезные и вредные

Какие изменения происходят в жизни насекомых весной?

Как насекомые размножаются?

Насекомые – это самая большая группа кого? Животных.

Насекомые

Полезные вредные

Просыпаются, выползают, размножаются.

Насекомые размножаются, откладывая яйца.

Животные

4.Саморефлексия урока: оценить урок с помощью рисуночного изображения (смайлика): очень понравилось, хорошо, не понравилось

5. Комментирование работы учащихся на уроке.- 1 минута

Отметить активно работающих учащихся.

С. Свободное

Есильский район

Акмолинская область

Саранча - самый грозный враг земледельцев

По своему внешнему виду саранча похожа на серого кузнечика. Каждая саранча откладывает в песок большое количество яиц. Через 4 недели из яиц выходят крохотные личинки, похожие на взрослых, но без крыльев.

Личинки очень прожорливы: одна может съесть пищи за день в 10раз больше собственной массы. Как только появятся крылья, они вместе с другими, как тёмная туча, мчатся по воздуху, вызывая у людей ужас.

Налёты саранчи считались одним из самых страшных бедствий. Регулярное появление саранчи приводило к опустошению полей. Так после больших нашествий саранчи умирало от голода много людей.

Долгие годы саранчу считали «божьим наказанием» и почти не боролись с ней. Она сильно размножалась и причиняла огромные бедствия. Благодаря мерам борьбы с саранчой её стаи не уничтожают наши поля.

Пришелец из Колорадо

Колорадский жук – опасный вредитель, оставляет за собой объеденные картофельные поля. Тело колорадского картофельного жука имеет овальную форму, жёлтое, с тёмными пятнами на голове. На каждом надкрылье заметно по пять чёрных продольных полосок.

Жук очень плодовит. За свою жизнь откладывают много яиц на листьях картофеля по 30 штук на каждом. Личинки жука очень прожорливы, грызут листья днём, но особенно ночью, съедая не только листья, но и стебли растений.

Осенью жуки зарываются в почву на глубину до 70 сантиметров и замирают до весны. Поднимаются на поверхность только тогда, когда температура поднимается выше 15 градусов. Чувство голода приводит жуков к корму – на картофельные поля. Сила жуков – вредителей в том, что они могут не выходить из под земли месяцами и даже по три года.

Порывы ветра переносят жука на новые места. Борьба с колорадским жуком трудная и дорогостоящая. Способов уничтожения много. Но до сих пор колорадский жук остаётся опасным вредителем картофельных полей.

Семиточечная божья коровка

Где бы мы не находились (в саду, на огороде, в поле), всегда можно встретить полезных жучков – божьих коровок. Чаще всего встречается семиточечная божья коровка. У неё на надкрыльях по три чёрных пятна на каждом и одним общим пятном посередине. Зимуют семиточечные коровки в щелях, под комками почвы.

Божьи коровки летают только в самые жаркие часы суток. Эти жуки ядовиты и не имеют врагов. Их способ защиты – «притворяться мёртвыми». В случае опасности жук прижимает к телу ножки, усики и падает на землю. Через 3 минуты, когда опасность миновала божья коровка «оживает». Благодаря своей яркой «одежде», божья коровка видна из далека. Резкая окраска жука предупреждает – «Не тронь меня! Я тебе в пищу не гожусь!»

Божья коровка поедает тлю и яйца, которые откладывают жуки и бабочки. Поедая тлей, она тут же на листьях, откладывает якро- жёлтые яйца. Из них появляются личинки, которые всю свою жизнь уничтожают тлей. Прожорливость делает этих жуков верными помощниками человека в борьбе с тлями и вредными насекомыми.

Враги наших врагов – наши друзья

Один из самых красивых и полезных жуков - жужелица. Её надкрылья украшены тремя рядами золотистых точек. Она стережёт наши леса, сады и поля от вредных насекомых. Живёт на деревьях и в почве, охотится за вредными гусеницами, бегая вверх и вниз по стволу. Нападает на мохнатых гусениц, которых не едят даже птицы.

Жужелица – ночной хищник. Она крупнее божьей коровки, поэтому и добычу себе выбирает «по росту». Днём она прячется под камнями, ветками, комками земли, а охотится в сумерках и ночью. Питается улитками, слизнями, могут нападать даже на мелких ящериц.

Осенью жуки уходят на зимовку в почву и лесную подстилку, весной выходят на поверхность, и откладывают яйца. Личинки поедают в основном гусениц. Живёт жужелица 3 года.

Жужелица лишена способности летать: её крылья недоразвиты. Но бегает она быстро и проворно. Эти жуки являются не только украшением природы, они уничтожают много вредных насекомых, червей, вредящим лесам, садам, полям. Поэтому жужелица заслуживает внимания и охраны.


Существительные: бабочка, комар, жук, стрекоза, муха, шмель, оса, муравей, кузнечик, паук, улей, муравейник, крылья, голова, усы, лапки, корм, польза, вред.

Признаки: красивая, жёлтая, зелёная, голубая, синяя, оранжевая.

Действия: летают, порхают, ползают, прыгают, жужжат, звенят, стрекочут

Уважаемые, родители!

1. В парке или во дворе вместе с ребёнком найдите и рассмотрите насекомых (или по картинкам), понаблюдайте за ними. Побеседуйте с ребенком о том, какую пользу приносят эти насекомые. Учите ребёнка бережному отношению к природе.

2. Рассмотрите картинки и поговорите с ребенком о разных видах спорта с мячами или просто о разных мячах (детских, старинных). Составьте вместе с ребенком синквейн о выбранном мяче.

Работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

3. На листе А4 (альбомный лист) выполнить работу на тему «Такие разные мячи».

На одной половине листа ребенок рисует мяч. На второй половине родитель записывает (можно напечатать) синквейн к этому мячу.

Игры с мячом:

· Игры, где каждый игрок должен поразить мячом цель — мяч должен поразить цель за наименьшее количество ударов или наибольшее количество целей за удар. Например гольф , боулинг .

· Игры, где нет победителей и проигравших. Просто ради удовольствия. Примеры — популярная в Бирме игра чинлон и японская темари (кемари) . Цель — подбивая (преимущественно ногами) небольшой мяч в кругу игроков, как можно дольше удержать его в воздухе.

Мяч также используется в неигровых видах спорта например в художественной гимнастике . И лечебной гимнастике и аэробике - фитбол.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Например, попробуем составить синквейн на примере темы «мыло».

Соответственно,первая строка – «мыло».

Вторая строка – два прилагательных, свойства предмета. Мыло какое? Можно перечислить в уме любые прилагательные, которые приходят на ум и выбрать из них два подходящих. Причем можно описывать в синквейне как понятие мыла вообще (пенящееся, скользкое, душистое), так и конкретное мыло, которым пользуется автор (детское, жидкое, апельсиновое, фиолетовое и т.д.). Предположим, в итоге мыло получилось «прозрачное, клубничное».

Третья строка – три действия предмета. Но надо иметь в виду, что действия – это не только действия, которые производит предмет сам по себе, но и то, что с ним происходит, и то, какое воздействие он оказывает на окружающих. Например, мыло может не просто лежать в мыльнице и пахнуть, оно может выскользнуть из рук и упасть, а при попадании в глаза – заставить плакать, а самое главное – им моются. А что еще может сделать мыло? Вспомним, и выберем в итоге три глагола. Например, так: «Пахнет, моет, пузырится».

Четвертая строчка – личное отношение автора к теме синквейна. В данном случае под личным отношением подразумеваются не только эмоции, которые испытывает автор. Это могут быть и ассоциации, и что-то, что по мнению автора, является главным в данном предмете, и какие-то факты из биографии, связанные с темой синквейна. Например, автор когда-то поскользнулся на мыле и разбил коленку. Или мыло ассоциируется у него с необходимостью в обязательном порядке мыть руки перед едой. Все это может стать основной для четвертой строки, главное – уложить свою мысль в три-пять слов. Например: «Перед едой моют руки». Или, если автор когда-нибудь в детстве пытался лизать мыло со вкусным запахом – и был разочарован, четвертая строка может быть такой: «Запах сладкий, вкус противный».

Синквейн по биологии

Синквейн – это один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк» . Данный методический прием описан в аудиолекции проекта «Правовое образование» Российского Фонда правовых реформ.
Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Синквейн – это не способ проверки знаний ученика, у него другая задача, причем, более универсальная. Синквейн – это способ на любом этапе урока, изучения темы, проверить, что находится у школьников на уровне ассоциаций.
Приступает учитель к изучению новой темы и в начале урока дает синквейн: «А что вы уже знаете об этом? Что думаете? » Проанализировав полученные результаты, можно корректировать представления ученика о данном понятии в ходе изучения темы.
…Разгар урока. Тема очень трудна для восприятия. Ученики устали. Предложите им синквейн по какому-то разделу изучаемой темы, и вы узнаете, как идет восприятие школьниками нового материала. Быстрый способ сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы.
Изучение темы завершено. Качество, глубину и прочность знаний покажут опрос, итоговый контрольный срез. А сейчас, в завершении урока – синквейн. Достойный итог изучения нового материала, который продемонстрирует не столько знания, сколько понимание, оценочные суждения, ценностные ориентации подростков. В конечном итоге, при детальном анализе синквейнов, учитель увидит, насколько ему удалось достичь прогнозируемого ранее результата.

Синквейны представлены для разных классов:

  1. Жизнь.
    Морская, Земная.
    Радует, изменяется, продолжается.
    Прекрасна, многообразна, красочна, любима.
    Свет.
  2. ЖИВАЯ МАТЕРИЯ-
    потаённая, непознанная.
    Рождается, растёт, развивается.
    В короткое определение не вмещается.
    ЖИЗНЬ!
  3. ЖИВОЕ!
    Белковое, клеточное.
    Раздражается, питается, дышит,
    Планета давно признаки жизни слышит.
    Эволюция!
  4. Жизнь-
    сложная, многогранная.
    Самообновляется, возрождается.
    Единым кодом закрывается.
    ДНК!
  5. Живое существо -
    открытое, системное.
    Двигается, дышит, питается.
    Дарвинистами живой материей называется.
    Материализм!
  1. Биология.
    Естественная, молекулярная.

    Наука о живой природе.
    Жизнь.
  1. Биология.
    Естественная, молекулярная.
    Изучает, классифицирует, описывает.
    Наука о живой природе.
    Жизнь.
  1. Биология.
    Клеточная, эволюционная.
    Существует, исследует, публикует.
    Дает нам знания.
    Учеба.
  1. Биология.
    Скучная, долгая.
    Идет, обучает, заканчивается.
    Предмет в школе.
    Урок.
  1. Белокочанная капуста.
    Вкусная, полезная.
    Вырастает, созревает, увядает.
    Богатый кладезь витаминов.
    Овощ.
  1. Кошка.
    Пушистая, ласковая.
    Мурлыкает, играет, бегает.
    Любимый домашний питомец.
    Животное.
  1. Медведь.
    Бурый, белый.
    Спит, рычит, бежит.
    Большой опасный хищник.
    Зверь.
  1. Ландыш.
    Зеленый, свежий.
    Растет, цветет, пахнет.
    Красивый весенний цветок.
    Растение.
  1. Бабочка.
    Оранжевая, голубая.
    Вырастает, улетает, погибает.
    Появляется на свет, преображаясь из обычной гусеницы.
    Насекомое.
  1. Млекопитающие.
    Сумчатые, плацентарные.
    Рождаются, живут, умирают.
    Этот класс широко распространен во всем мире.
    Животное.
  1. Маргарита.
    Самостоятельная, хитрая.
    Лукавит, соблазняет, впечатляет.
    Женское имя, обозначающее «жемчуг».
    Цветок.
  1. Дети.
    Прекрасные, озорные.
    Играют, шалят, радуют.
    Цветы нашей жизни.
    Радость.
  1. Птичка.
    Хрупкая, маленькая.
    Летит, клюет, поет.
    Уменьшительно-ласкательное от слова птица.
    Небо.
  1. Биология.
    Трудная, интересная.
    Учит, просвещает, отвлекает.
    Естественная наука о жизни.
    Человек.
  1. Синица.
    Длиннохвостая, подвижная.
    Выделяется, гнездится, питается.
    Истребляет лесных вредителей.
    Птица.
  1. Лед.
    Твердый, холодный.
    Замерзает, скользит, обжигает.
    Не сможет согреть руки.
    Зима.
  1. Сфера.
    Круглая, гладкая.
    Прыгает, катится, смотрит.
    Сфера Луны над Землей.
    Шар.
  1. Огонь.
    Яркий, теплый.
    Освещает, греет, очищает.
    Хоронит груз прошлого под пеплом.
    Жар!
  1. Море.
    Синее, пенное.
    Плещется, бушует, хранит.
    В себе тайны прошлого.
    Глубина.
  1. Дельфин,
    Веселый, умный.
    Плавает, выпрыгивает, рисует.
    Только ему понятные картины.
    Океан.
  1. Собака.
    Верная, смелая.
    Лает, кусает, охраняет.
    Самый лучший друг человека.
    Верность.
  1. Дождь.
    Мокрый, серый.
    Идет, барабанит, стучит.
    По крышам мелкими каплями.
    Лужи.
  1. Почка.
    Парная, важная.
    Находится, накапливает, выводит.
    Орган мочевыделительной системы у человека.
    Анатомия.
  1. Биотехнология.
    Сложная, промышленная.
    Изучает, используется, применяется.
    Основывается на многих дисциплинах.
    Наука.
  1. Погода.
    Ясная, пасмурная.
    Меняется, портится, прогнозируется.
    Текущее состояние атмосферы.
    Природа.
  1. Рука.
    Правая, левая.
    Помогает, висит, ломается.
    Одна из конечностей человека.
    Нога.
  1. Железы.

Важные, регулирующие.

Секретируют, управляют, обеспечивают.

Железы внутренней секреции – выделяют биологически активные вещества – гормоны.



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.